Семен Вереснов
Прибыль от торговли телерадиоэфиром не поддается государственному учету В российском телерадиохозяйстве, похоже, назревает скандал, детонатором которого может послужить позитивное на первый взгляд событие.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) и японская компания NEC готовят к подписанию договор о стратегическом партнерстве. Но в то же время директора многих теле- и радиокомпаний отказываются оплачивать услуги РТРС, заявляя, что их деньги идут непонятно на что, а договор с японцами составлен не без чьей-то личной заинтересованности.
Финансовый бойкот продолжается уже не первый месяц, и все это время РТРС покрывает дефицит средств за счет кредитов. Долги растут как снежный ком, на сегодняшний день ежегодные платежи по ним приближаются к 100 млн. руб. Казалось бы, в этой ситуации поставщик услуг должен провести у себя полный аудит и представить его результаты недоверчивым неплательщикам. Но РТРС этого не делает.
ФГУП "РТРС" было создано в августе 2001 года, президентским указом N 1031. Тогда "в целях совершенствования функционирования сети распространения телерадиопрограмм" правительство решило объединить "Главный центр телевидения и радиовещания", "Главный центр управления сетями радиовещания и магистральной радиосвязи", а также 89 региональных передающих центров в единую структуру.
Антимонопольным ведомством за РТРС был официально закреплен статус естественного монополиста и право продажи частот.
Сегодня рыночная стоимость одной частоты составляет в среднем 1 млн. долларов.
Конечно, в провинции таких денег нет, и поэтому государство щедро субсидирует вещание. Многие региональные телекомпании начали работать благодаря государственной поддержке, а для городов с населением менее 200 тыс. человек разработана даже специальная целевая программа. То есть государство имело полное моральное право сосредоточить весь эфир в своих руках - для того хотя бы, чтобы иметь возможность контролировать процесс расходования бюджетных средств. Но, как ни странно, главными противниками реформы выступили не либералы-рыночники, а непосредственные руководители вновь созданного предприятия. Директор РТРС Геннадий Скляр неоднократно на правительстве поднимал вопрос о приватизации своего предприятия, представил даже детальный план акционирования, но его предложения раз за разом отвергались. Да и в указе N 2284 черным по белому написано, что "радиотелевизионные передающие и радиоцентры" приватизации не подлежат. Впрочем, директор, судя по всему, добился своего другими способами.
За 2002-2003 гг. РТРС создала целых 45 дочерних предприятий, как правило, в форме ЗАО: "Сетевая компания Сигнал", "Центр-Сигнал", "Тера-Сигнал", "Иркутск-Сигнал" и другие. При этом все самые доходные договоры были переданы "дочкам", а "вершки" остались у филиалов РТРС. В результате частные компании за 2003 г. отчитались о выручке в размере 180 млн. руб.
(вещатели-оппоненты РТРС считают, что эта цифра занижена в 3-4 раза), а многие филиалы констатировали убытки. Убыточными, в частности, стали Московский региональный центр и филиал в Санкт-Петербурге. Главным аргументом вещателей-неплательщиков является то, что плату за услуги они почему-то должны перечислять не государственному предприятию РТРС, а его дочерним частным компаниям. "Куда уходят наши деньги?" - резонно спрашивают директора.
Действительно, абсолютная непрозрачность финансовых потоков налицо. Все субсидии из федерального бюджета перечисляются на счета РТРС, потом передаются вещателям, которые в идеале должны вернуть государству деньги - платежами за услуги передающих центров. Но почему-то получателями этих платежей выступают частные компании, отношения которых с РТРС - тайна за семью печатями.
Известно лишь, что ни одна из "дочек" не имеет даже своей "жилплощади" - ни помещения, ни техники, ни других активов.
Как в такой ситуации можно отследить финансовые потоки, рассчитать кредиторскую задолженность государства? Ведь заемщиками в ряде случаев тоже выступало не ФГУП "РТРС", а его "дочки".
В полной мере РТРС использует свое право монополиста в контактах с иностранными партнерами. И это послужило еще одним поводом для претензий со стороны телерадиокомпаний. В 2003 году РТРС поставила их перед фактом, что центры будут оснащены итальянскими передатчиками фирмы Technosistem - 104 модуля на общую сумму более 18 млн. долларов.
Никакого тендера не было. Специалисты до сих пор в недоумении: отечественные аналоги того же класса стоят в два с лишним раза дешевле, а служат практически столько же. Причем если итальянские передатчики через 4-5 лет подлежат утилизации, то российские можно ремонтировать и даже модернизировать. Об этом говорили в своем заключении даже эксперты самой РТРС. Но гендиректор почему-то решил иначе.
Примерно так же "повезло" компании NEC.
Договор с ней начал готовиться сразу после того, как в Японии побывала представительная делегация РТРС - директор и все его замы. Правда, потом формальный конкурс все-таки был объявлен, но далеко не все потенциальные участники смогли получить конкурсную документацию. В частности, компании "Алмаз-Антей - телекоммуникации" пришлось добывать аналогичные сведения о вещательной сети, что называется, по крупицам.
Такая ситуация дает основание говорить о том, что вероятным победителем конкурса будет NEC. Любопытно, что в проекте договора с японцами записано следующее: в случае смены организационно-правовой формы кредит и затраты на закупку оборудования должны быть возвращены инвестору в недельный срок. Это означает, что если, скажем, РТРС преобразуется в акционерное общество, она тут же станет банкротом.
Справка
Российская телевизионная и радиовещательная сеть
Указом Президента России от 13 августа 2001 года N1031 в целях совершенствования функционирования сети распространения телерадиопрограмм в Российской Федерации на базе государственных телевизионных и радиовещательных центров создано федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС) путем слияния федеральных государственных унитарных предприятий «Главный центр телевидения и радиовещания» (ГЦРТ) и «Главный центр управления сетями радиовещания и магистральной радиосвязи» (ГЦУРС) и выделения из федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК) 89 региональных ОРТПЦ.
Решением Правления МАП России от 20.02.2002 г. № 3