Тема. Постановка звука ж .
Цели. Развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа, уточнение артикуляции звука ж, постановка звука ж и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении, закрепление связи звука и буквы ж.
Содержание занятия
Организационный момент.
Сообщение темы.
На доске - несколько картинок (жук, паук, кошка). Логопед читает загадку:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
-
Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку.
(Жук.)
Да, это жук.
Покажите букву, с которой начинается слово
жук.
(Буква
ж
вывешива
ется на доске.) Эта буква обозначает звук
ж.
Этот звук напоминает жуж
жание жука:
ж-ж-ж-ж.
Сегодня мы будем учиться произносить звук
ж.
Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
3.
Артикуляторная гимнастика.
Для губ: улыбка-трубочка.
Для языка: сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верх ние зубы, широкий кончик языка опустить на нижние зубы, то же за верхние зубы, за нижние зубы; сделать "лодочку", сделать чашечку вне ротовой полости, убрать чашечку в рот, подуть на чашечку.
4. Постановка звука ж. Используется прием постановки путем озвончения звука ш.
- Приложите руку к горлышку. Произнесите звук ш, а теперь скажи те его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук ж.
После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук. Дети поочередно произносят этот звук. Логопед поправляет и уточняет артикуляцию звука. В случае затруднений одна рука ребенка прикладыва ется к горлу логопеда, другая кладется на область гортани ребенка. Логопед воспроизводит звук ж, ребенок имитирует, используя тактильно-вибрационные ощущения.
Можно использовать постановку ж от звука з. При произнесении звука з детям предлагается поднять кончик языка вверх за верхние зубы.
5. Уточнение артикуляции звука ж.(профиль звука Ж)
Произнесем еще раз звук ж. В каком положении губы при произно шении звука ж?
Губы вытянуты вперед. (Все дети повторяют.)
В каком положении зубы - сомкнуты или раскрыты?
Немного раскрыты, между зубами небольшая щель.
- Где находится кончик языка?
После каждого вопроса логопед снова показывает артикуляцию звука ж, дети также еще раз произносят звук.
-
Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов.
(Все дети повторяют.) Кончик языка и боковые края загнуты и имеют
форму чашечки.
Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.
- Покажите рукой, какой язычок? (Дети показывают.)
- Что напоминает язычок?
- Чашечку.
Логопед в целом описывает артикуляцию звука ж, сопровождая ее движением кисти руки, изображающей форму чашечки. Дети повторяют.
6. Развитие фонематического анализа.
а)
Игра "Подними флажок". Логопед называет слова:
жаба, парта,
лампа, дверь, кожа, лопата, жираф, ежик.
Дети поднимают флажок,
если в слове есть звук
ж.
б)
Распредели картинки. На доске выставляются картинки: пожар,
лужа, жасмин, жук, жаба, лыжи, пижама, желуди, пиджак. Дети долж
ны распределить картинки на две группы: слева положить картинки, в на
звании которых звук
ж
в начале слова, а справа те картинки, в названии
которых звук
ж
в середине слова. Логопед при этом четко называет снача
ла все картинки, выделяя голосом звук
ж
в слове.
в)
Найди место звука
ж
в словах. У детей цифры 1, 2, 3. Логопед
произносит слова, дети определяют, какой по счету звук
ж
в слове (пер
вый, второй или третий), и поднимают соответствующую цифру. Примерные слова:
жарко, ужин, желтый, ожог, железо, пожар, жидкий,
сажать.
7 . Закрепление связи между звуком и буквой ж.
-
Посмотрите на букву
ж.
Что она напоминает, на что похожа?
-На жука.
- Сложите из палочек букву ж. А затем подберите картинки, в назва нии которых есть звук ж.
Во время самостоятельного выполнения этого задания логопед инди видуально занимается с теми детьми, у которых артикуляция звука ж еще недостаточно закреплена.
8. Подведение итогов занятия.
Какой звук мы учились произносить?
Звук ж.
Как произносится звук ж? Дети повторяют артикуляцию звука ж.
Он живёт в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Ну конечно, это....
Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко.
Длинноногий, длонношеий,
Длинноклювый, телом серый,
По болотам ходит-бродит,
Там лягушек ищет, ловит.
/журавль/
Что общего? Да, буква Ж!
1. Словесная улитка.
Очень интересная идея - интересуйтесь у Рыбицкая Елена Викторовна
3. Повтори за мною серию слогов:
Жа-жо-жу-жи, жи-жу-жа-жо
Жда-ждо-жду-жды, ждо-жда-жды
4. Найди слова на букву Ж ()
5. Ёжик-портной сшил одежду. Назови и запиши названия одежды, и укажи звук Ж в словах. ()
6. Животные пришли на водопой к большой луже. Пить хотят только те животные, название которых начинаются со звука Ж. Нарисуй им дорожку к луже. А в слове "лужа" есть звук Ж? ()
7. Прочитай слоги ( , ещё )
8а. Я буду называть слова, если ты услышишь в слове звук Ж, хлопни в ладошки ()
= пиджак, рубашка, майка, шарф, жилет, шапка, шорты, бриджы, штаны, брюки, носки, джинсы
==Как все эти слова можно назвать одним словом? ОдеЖда
8б. Дидактическое упражнение "Хлопни в ладоши", если услышишь звук Ж
()
= ж, м, б, ж
= жа, га, жу
= Женя, живот, молоко, кровать, жираф
9. Из ряда слов выбери слово со звуком Ж
()
= мышка, лягушка, жаба
= вещи, овощи, жёлуди
= весна, одежда, машина
= ежата, мышата, щенята
10. Игра "Кто внимательный".
Я называю слово, а ты говоришь, где в слове находится звук "ж": в начале, середине или конце. ()
= ужи, стрижи, кошка, ножницы, цапля, ежи, снежинка, лыжи, жук, замок, лиса, карандаш
Ёжик
Телёнок увидел ежа и говорит ему:
— Я тебя съем!
Ёж не знал, что телята не едят ежей, испугался, свернулся клубком и фыркнул:
— Попробуй! ...
Задрав хвост, глупый телёнок запрыгал вокруг ёжика и, боднув его, лизнул в правый бок.
—
Ой! Ой! Ой! — заревел маленький телёнок и побежал
жаловаться маме-корове:
—
Ёж меня за язык сильно укусил!
Корова подняла медленно голову, задумчиво поглядела на своего несмышлённого сына и принялась дальше жевать траву...
35. Жёлтым карандашом закрась все участки с буквой Ж
()
Дифференциация звуков Ж и Ш
* источник №1
1) Вставьте пропущенные буквы Ш или Ж в слова, подчеркните на каждой строчке «лишнее» слово
_уба, ви_ня, _ук, кало_а, гру_и, аба_уры, _урнал, _ирный
_а_ки, _ур_ал, _и_ки, _а_да, _и_а, _таники, _у_елица, по_и_е
мо_е_ь, _мё_ь, _ари_ь, идё_ь
2) У Жанны и Мащи день рождения. Подари для Жанны подарки с буквой Ж, а для Маши - с буквой Ш ()
(можно посадить на столе 2 куклы, рядом с ними поставить буквы Ж и Ш, чтобы обозначить как кого зовут. При названии слов, можно передвигать к куколкам фишки)
= жук, ёжик, шапка, шахматы, ножи, шина, шуба, машина, медвежонок, лыжи, уши, мышь, кошка, жёлуди
3) "Наведи порядок" Помоги змее и жуку разобрать свои вещи. Помни, что жуку принадлежат предметы, в названиях которых есть звук Ж, а змее - З. ()
4) Какое слово получится, если заменить звук Ш на звук Ж? ()
= шар - жар
= уши - ужи
= шест - жест
= шаль - жаль
= шить - жить
= шили - жили
= машет - мажет
= Лёша - лёжа
= Луша - лужа
«Знакомство с буквой «Ж», звуком [Ж]. Конструирование из геометрических фигур»
Пояснительная запискаСабенина Лидия Ивановна, педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества ст.Северской
Направление: дополнительное образование.
Объединение: УРИ
Тема: Знакомство с буквой «Ж», звуком [Ж]. Конструирование геометрических фигур.
Тип урока: получение новых знаний.
Форма организации учащихся: групповая
Программа используется в работе объединения «УРИ» (модифицированная).
Дополнительный материал:
Завьялова Н.А. «Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе», 2009 г.
Кувашова Н.Г., Нестерова Е.В. «Методика подготовки детей к школе», 2008г.
Коваль И.Г. «Развивающие игры». 2010г.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Просвещение, 1998г.
Бачурина В. Развивающие игры для дошкольника.
Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольника.
22 часа в неделю.
Краткая характеристика группы: группа состоит из 12 воспитанников 6-7 лет, срок реализации программы 1 год. Все дети с удовольствием участвуют в деятельности объединения: подготовке и проведении праздников, конкурсов, викторин и др. мероприятиях. Благодаря данным мероприятиям в группе складывается благоприятная атмосфера. Дети дружелюбны, внимательны друг к другу. На переменах любят рисовать, играть в подвижные игры. Большинство детей общительны и активны.
Программа имеет социально-педагогическую направленность.
Обучение детей в объединении направлено на:
Развитие познавательных психологических процессов ребенка (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
Развитие правильной, четкой, выразительной, связной речи;
Приобщение детей к истокам русской народной культуры;
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
Данная программа построена с учетом возрастных, индивидуальных, психофизиологических возможностей детей, их умений и навыков. В ней соблюдены принципы постепенности, последовательности и доступности.
Программа поддерживает в детях ощущение «взрослости», что вызывает стремление к решению новых более сложных задач познания, общения, деятельности.
Содержание программы раскрывается с помощью игры – ведущего вида деятельности данного возраста, что позволяет сделать игру созидающей. В ходе специальных занятий дети научатся использовать простые и сложные логические операции при решении поставленных задач. Все задания и упражнения в каждой теме расположены так, что степень их сложности постоянно возрастает, поэтому желательно придерживаться данной программы, не нарушая последовательности.
Одним из эффективных приемов при работе с детьми данного возрастного диапазона является постановка вопросов, требующих от ребенка поиска, активного привлечения имеющихся у него знаний, сравнения, сопоставление предметов (явлений), обобщения.
Игровые формы: викторины, конкурсы, эстафеты дают дошколятам проявить себя, свои лидерские качества, показать свои знания. В игре детям предоставляется возможность поиграть в развивающие игры, выполнить физические упражнения, задания конструктивного характера.
Занятия состоят из следующих этапов: подготовительный, организационный, вводный, основной, заключительный. Большая часть времени была отведена основной части занятия. На подготовительном этапе проводится работа с детьми по подготовке материала на заданную тему. Вводная часть состоит из повторения пройденного материала, проводятся игры «Наоборот», «Назови букву» и др. для включения детей в учебную деятельность.
Раскрывая тему урока мною были использованы касса букв, яркий рассказ; разъяснение; предметные картинки; загадки, чистоговорки для развития речевого аппарата, составление слогов с буквой Ж, составление предложений. Конструирование из геометрических фигур использовались шаблоны фигур (прямоугольники, треугольники). Дети составляли фигуры и наклеивали их в тетрадях. Для отдыха детей проводилась физкультминутка, а также просмотр мультфильма «Медвежонок».
В течении всего занятия дети активно работали, были сосредоточены, эмоциональны, легко вступали в диалог, обсуждение.
В заключительной части подвела итог занятия.
План-конспект занятия
объединения «УРИ»
Педагог дополнительного образования: Сабенина Лидия Ивановна
Тема занятия: «Знакомство с буквой «Ж», звуком [Ж].
Конструирование геометрических фигур.»
Цели:
Познакомить детей с буквой Ж, ж, звуком [ж ]. Повторить отличие гласных и согласных звуков.
Задачи:
1. Развивать фонетический слух, логическое мышление, внимание.
2. Воспитывать любознательность, умение составлять предложения.
Оборудование:
Касса букв, предметные картинки, шаблоны геометрических фигур, клей, мультимедио, тетради.
Тип занятия:
сообщение новых знаний, комбинированный.
Ход занятия:
1. Организационная часть
: Приветствие, проверка списочного состава, инструктаж по ТБ, знакомство с темой, целью, задачами занятия.
Вводная часть.
Повторение пройденного материала.
Включение в учебную деятельность.
а) Игра «Наоборот».
Белый, мир, близкий, большой, быстро, верхний, весело, война, горький, горячий, длинный, добрый, здоровый, смеяться, ругать.
б) Игра «Назови букву» (карточки с буквами).
2.Основная часть.
Работа по теме урока.
Педагог:
- Как жужжит шмель? (ж – ж – ж...)
- Какой звук производит пчела, когда летит? (ж –ж – ж...)
- Кто догадался, какую букву сегодня мы будем изучать?
(Дети отвечают на вопросы педагога) Правильно, сегодня наша тема занятия посвящена букве Ж.
Знакомство с буквой «Ж», звуком [ж ].
(Показ буквы, характеристика звука, печатание в тетради букв «Ж», «ж»)
Педагог:
Дети отгадайте загадки. В каждой отгадке присутствует буква Ж.
1. Чёрен, а не ворон, 2. Он высокий и пятнистый,
Рогат, а не бык, С длинной – длинной шеей,
С крыльями, а не птица. И питается он листьями -
(жук) Листьями с деревьев.
(жираф)
Педагог:
Назовите животных, которых вы знаете, начинающихся с буквы «ж». (Дети называют животных. Для подсказки педагог показывает карточки с животными.)
Развитие речевого аппарата.
Педагог предлагает детям проговорить чистоговорки, где встречается буква «ж».
Жу – жу – жу – молоко дадим ежу.
Жи – жи – жи – здесь живут ежи.
Жа – жа – жа – есть иголки у ежа.
Же – же – же – дождь прошёл уже.
Жо – жо – жо – лужок, снежок, пирожок, творожок.
Физминутка:
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цетной рубашке.
Жу – жу – жу, жу – жу – жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко – низко наклоняюсь.
Чтение слогов с буквой «ж» (чтение слогов отображенных на мультимедио)
жа аж
жо ож
жу уж
же еж
жи иж
Запись слогов в тетради: «жа», «жу», «же».
Составление предложений к картине «Медвежонок».
Педагог:
Кого вы видите на картине?
- Как вы думаете, какое время года изображено? Почему?
- Какие события происходят с медвежонком?
- Давайте составим интересные предложения к нашей картинке.
Конструирование из геометрических фигур.
(У каждого ребёнка шаблоны: 1 прямоугольник, 4 треугольника)
Педагог:
Назовите геометрические фигуры, которые лежат перед вами.
- Давайте попробуем из данных фигур составим букву «ж».
(Дети составляют из геометрических фигур букву «ж» и клеят в своей тетради)
Релаксация.
Просмотр мультфильма «Медвежонок».
Педагог:
А теперь давайте посмотрим мультфильм про нашего медвежонка.
(Просмотр мультфильма по мультимедио).
Педагог:
Что понравилось в мультфильме?
Педагог:
Опишите медвежонка. Какой он?
3.Закрепление нового материала.
Педагог:
Чему мы сегодня научились? (Дети отвечают на вопросы)
4. Заключительная часть.
Подведение итогов, анализ занятия.
Дефекты этих звуков связаны с искажением, неточностью артикуляционного уклада их, а также с замещением другими звуками ([С] вместо [Ш], [Ж] и т.д.). Шепелявость и другие недостатки произношения сравнительно легко поддаются исправлению с помощью упражнений.
При произнесении твердых согласных [Ш] и [Ж] губы раскрыты, между зубами расстояние 1-2 мм, кончик языка лопатообразно приподнят по направлению к передней части нёба за альвеолы верхних передних зубов, но не касается твердого нёба; боковые края языка касаются верхних коренных зубов и несколько приподняты, образуя в языке легкую впадину. При произнесении глухого [Ш] голосовые связки не вибрируют, в то время как при звуке [Ж] работают не только голосовые связки, но и вибрирует кончик языка.
Для различия глухого и звонкого согласного произнесите поочередно: ш- ж, ш- ж, ш- ж...
При тренировке звуков [Ш] и [Ж] йотированная таблица не применяется (эти звуки твердые). Произнесите на выдохе следующие упражнения:
Упражнение № 1.
Шэ, ша, шо, шу, шы.
Упражнение № 2. Жэ, жа, жо, жу, жы.
Упражнение № 3. Шэ- шэ, ша- ша, шо- шо, шу- шу, шы- шы.
Упражнение № 4. Шэ- шэ- шэ, ша- ша- ша, шо- шо- шо, шу- шу- шу, шы- шы- шы.
Упражнение № 5. Шэ- шэ- шэ- шэ, ша- ша- ша- ша, шо- шо- шо- шо, шу- шу- шу- шу, шы- шы- шы- шы.
Упражнение № 6. Шэжэ, шажа, шожо, шужу, шыжы.
Упражнение № 7. Жэшшэ, жашша, жошшо, жушшу, жышшы.
Напишите ряд тренировочных упражнений, соединив поочередно 6- е и 7- е упражнения с 1- м, 3- м, 4- м, 5- м. Повторите их вслух, если не хватает одного выдоха, добирайте воздух.
Упражнение № 8. Шэ- сэ, ша- са, шо- со, шу- су, шы- сы.
Упражнение № 9. Жэ- зэ, жа- за, жо- зо, жу- зу, жы- зы.
Упражнение № 10. Шэ- сэ- шэ, ша- са- ша, шо- со- шо, шу- су- шу, шы- сы- шы.
Упражнение № 11. Жэ- зэ- жэ, жа- за- жа, жо- зо- жо, жу- зу- жу, жы- зы- жы.
Упражнение № 12. Жни, жнэ, жна, жно, жну, жны, жне, жня, жнё, жню.
Упражнение № 13. Шни, шне, шня, шнё, шню, шни.
Упражнение № 14. Жди, жде, ждя, ждё, ждю, жди. Шти, ште, штя, штё, штю, шти.
Произнесите следующие слова: шерсть, шар, жадность, жалость, ёрш, нож, фарш.
Повторите на выдохе медленно и четко следующие фразы:
1. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.
2. У ежа ежата, у ужа ужата.
3. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
4. Самшит, самшит! Как ты крепко сшит!
5. Что посеешь, то и пожнешь.
6. Дружба - дружбой, а служба - службой.
7. Шила в мешке не утаишь.
8. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
Орфоэпия.
1. В конце слова звонкий согласный [Ж] оглушается: нож - [нош], уж - [уш], стриж - [стриш], ложь - [лош].
2. Слова с ЖИ, ШИ, ЖЕ, ШЕ произносятся как с ЖЫ, ШЫ, ЖЭ, ШЭ: шина - (шына), жизнь - (жызнь), жест - (жэст), шест - (шэст).
3 Сочетания СЖ, ЖЖ произносятся как двойной твердый [Ж]: разжать - (ражжать), разжег - (ражжег), сжать - (жжать).
4. Сочетания ЗЖ, ЖЖ внутри корня слова произносятся как долгий двойной мягкий ЖЬЖЬ: вожжи - (вожьжи), жужжит - (жужьжит), уезжать - (уежьжять), приезжать - (приежьжять).
Аня Кузнецова
Открытое занятие «Постановка звука [ж]».
Цель : постановка звука [ж] .
Задачи : 1. Уточнение артикуляции звука [ж] ;
2. Учить изолированному произношению звука [ж] ;
3. Знакомство с буквой Ж;
4. Развитие фонематического слуха;
5. Развитие фонематического анализа;
6. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;
7. Развитие внимания, памяти.
Оборудование : зеркало, игрушка – пчелка, предметные картинки, схемы для определения место звука в слове , пособие для дыхательной гимнастики, звуковая дорожка , презентация.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Приветствие.
Эмоциональный настрой.
2. Постановка цели , сообщение темы.
Логопед читает загадку :
Все жужжит она, жужжит
Над цветочками кружит.
Села, сок с цветка взяла
Мед готовит нам (пчела) .
К нам на урок прилетела пчелка, и приготовила много интересных заданий.
А как жужжит пчелка?
Получается ли у тебя так жужжать?
Сегодня будем учиться произносить звук [ж] . Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
3. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Логопед. На цветочной полянке жила-была пчелка. И звали ее Жужжу. Она была очень веселой, потому что любила петь песенки. Вот летит однажды пчелка и видит, бабочки сидят на цветочках. Спрашивает она их
Пчелка Жужжу. Ж-ж-ж, бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете? Ведь такая прекрасная погода!
Бабочки. Не можем мы полететь, пошел дождик и намочил наши крылышки.
Пчелка Жужжу. Ж-ж-ж, бедные бабочки, вот если бы ветер вам помог, только в такую погоду он не подует.
Бабочки. Что же нам делать?
Пчелка Жужжу. Не переживайте, бабочки, мои друзья вам помогут. Коля, давай поможем бабочкам высушить их крылышки. Подуй на крылышки бабочек, и они обсохнут.
Логопед. Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом.
Упражнение на дыхание «ПОДУЕМ на БАБОЧЕК» : вдох-выдох.
Упражнение «УЛЫБКА»
Логопед. Давай теперь покажем, как улыбнулась пчелка Жужжу бабочкам. (Счет от 1 до 10) .
Логопед. Развеселилась пчелка Жужжу и вот запрыгал у нее язычок, вверх – вниз. Покачаемся и мы.
Упражнение «КАЧЕЛИ»
Логопед. Захотелось пчелке Жужжу спеть песенку, да только язычок почему-то не слушался ее, давайте его накажем.
Упражнение «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Ребенок произносит пя-пя-пя (пять раз) .
Логопед. Захотелось пчелке Жужжу попить чайку с медом, а чашечки-то нет, сделаем чашечку.
Упражнение «ЧАШЕЧКА»
Логопед. Попила пчелка Жужжу чая из чашечки и решила отдохнуть. Посмотрела по сторонам и увидела, под деревом грибок растет. Решила пчелка Жужжу полежать под ним. Улыбнулась она ему и сделала язычком грибочек. Давай и мы сделаем грибок.
Упражнение «ГРИБОК»
Логопед. Лежит пчелка Жужжу, отдыхает. Вдруг слышит лошадка копытами цокает. Захотелось пчелке Жужжу, научиться так же цокать язычком.
Упражнение «ЛОШАДКА» .
Логопед. Устала наша пчелка и полетела в домик, к своим друзьям пчелкам. И наш язычок тоже устал, положи его на нижнюю губу, пусть отдохнет.
4. Уточнение артикуляции [ж] (перед зеркалом) .
Губы вытянуты вперед. (ребенок повторяет.)
В каком положении зубы - сомкнуты или раскрыты?
Немного раскрыты, между зубами небольшая щель.
Где находится кончик языка?
После каждого вопроса логопед снова показывает артикуляцию звука ж , ребенок также еще раз произносит звук .
Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов, боковые края загнуты и имеют форму чашечки.
Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.
Покажи рукой, какой язычок?
Что напоминает язычок?
Чашечку.
5. Постановка звука [ж] .
А) по подражанию – от [ш].
Давай произнесем звук ш-ш-ш . а теперь положи руку на мое горло, а я на твое, и произнесем звук ш с голосом . Послушай, как я.
Б) – сделай «Чашечку» , заведи ее за верхние зубки и с голосом подуй на язычок. Губки окошечком, зубки слегка приоткрыты .
6. Характеристика звука .
Звук [Ж] - всегда твердый, звонкий согласный.
7. Закрепление изолированного произнесения звука .
Молодец! А теперь давай превратимся в пчелок и полетаем на цветочной поляне. («Летает» и «присаживается» на цветок, берет цветок и в этот момент делает ударение на последний звук ж-ж-ж-ж ).
8. Развитие фонематического слуха.
Давай поиграем в игру «поймай звук » . Если услышишь звук Ж –посвисти в дудочку.
Ж-Н-С-Ш-Д-Ж-Щ-Ч-З-Ж-К-Ц-Ж
9. Развитие фонематического анализа.
А) -У пчелки очень много друзей и она решила разбить их на 2 команды. В одной команде будут только те животные, в названии которых есть звук Ж (жираф, ежик, морж, жаворонок) . А в другой- нет звука Ж (заяц, енот, собака, лев) .
Каких животных мы выбрали?
Б) Игра на развитие внимания и памяти.
«Что изменилось?»
В) Распредели картинки под схемы :
(в начале, в середине и в конце слова) .
10. Физминутка «Пчёлка»
Прилетела к нам вчера
полосатая пчела (пчелка в правой руке)
А за нею шмель – шмелек
и веселый мотылек (переложить пчелку в левую руку)
Два жука и стрекоза как фонарики глаза (пчёлку передавать вокруг себя)
Пожужжали, полетали от усталости упали
(поднять пчёлку вверх, опустить на пол) .
11. Зрительная гимнастика.
«Маленькая пчелка»
12. Знакомство с буквой Ж.
У пчелки есть любимая буква -это буква Ж. Как ты думаешь, на что она похожа?
А ты сможешь узнать букву Ж среди других?
Ж К Х Л Ж С М Х
13. Развитие мелкой моторики.
Пчелка придумала для тебя интересное задание : выкладывание буквы из конструктора.
14. Домашнее задание.
Помоги пчелке добраться до цветочка, когда будешь вести пальчиком по дорожке, то необходимо жужжать вместе с пчелкой.
15. Подведение итогов.
Кто прилетал к нам в гости? Какой звук мы учились произносить? Давай произнесем его еще раз Ж-Ж-Ж.
Сюрпризный момент.
Публикации по теме:
Индивидуальное логопедическое занятие «Постановка звука [Л]» Наталия Васильева Цель. Формировать первоначальные произносительные умения звука [Л]. Задачи. 1. Коррекционно – обучающие: - Уточнить артикуляцию.
Тема: Индивидуальное занятие. Постановка звука «Л» Цели: Коррекционно-образовательные: - формирование правильного произношения звука [Л];.
Конспект логопедического занятия с глухими детьми 4 класс «Осень. Постановка звука [ш]»
Цели: -Постановка звук Ш -Развивать речевой слух. -Развивать речевое дыхание. -Развивать устную речь, обогащать словарь. -Развить логическое.