Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Человек-проблемы добра и зла. Проблема добра и зла в философии Проблема добра и зла аргументы из литературы

Вечная проблема добра и зла

Отбросьте же худшую частицу своего сердца
И с лучшей живите — жизнью чище.
В. Шекспир
Испокон веков длится противостояние добра и зла — двух категорий, таких же разных, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, свет и тьма, христианство и язычество.
Казалось бы, эти понятия несовместимы и могут существовать лишь как противопоставление друг другу. Но это не так. И добро, и зло сосуществуют в человеческой душе, разрывая ее на куски.

В обнимку с радостью печаль.
Одна летит, другу спиной …
И идет между ними борьба,
И сильнее кто — не знаю.
(Олексанр Олесь)

Проблема выбора между добром и злом — вечная, общечеловеческая проблема. Она встает перед каждым человеком, и каждый сам, согласно своим моральными устоями и убеждениями, должен решать, что он выберет.
Украинские писатели в своих произведениях постоянно обращаются к этой проблеме и во многих произведениях она является основной. Так, в романе Панаса Мирного и Ивана Билыка «Разве ревут волы, когда ясли полны?" В образе Чипки, какой из неутомимого искателя правды превратился в страшного преступника, рассматривается проблема выбора между добром и злом.
В пьесе «Украденное счастье» И. Франко показано крестьянскую семью, в которую неожиданно врывается посторонний человек — представитель власти, жандарм, — и всю сложность жизненных, психологических коллизий, порожденных данной ситуацией. Средством ретроспекции здесь раскрывается, что Михаил и Анна полюбились еще в юности, но родные братья разрушили счастье девушки: «выпихнули на войну» ее любимого Михаила, позже сказали Анне, что он погиб, и без приданого, без земли отдали замуж в дальнее село за батрака-бедняка Николая. Так И. Франко мотивировал основу конфликта, возникающего в драме внезапно, развивается, однако, вполне естественно, приобретая все большее напряжение, и приводит в конце концов героев к трагическому концу. Но нужно помнить, что у них был выбор, и они сами сознательно сделали его.
В повести М. Коцюбинского «Тени забытых предков» душевные порывы героев сплетаются в волшебную песню, которую Иван выиграет на флояре, а Маричка поет. Эта песня дышит сказочными образами диких гор и засевает горы своей волшебной мелодией. Изначально любви Ивана и Марички было трагическим. И не потому, что им помехой стояла древняя вражда родов, а потому, что оно было большим и сильнее жизни. «Не набутися нам», — грустно зроняе еще совсем юная Маричка слова, которые по своему смыслу равны всей жизненной дороге. И когда погибает Маричка, Иван не в состоянии пережить свою любовь, он тает на глазах. Зло одерживает победу над жизнью Ивана и Марички, и оно не в состоянии ничего поделать с неувядающей цветком их любви. Писатель в этой повести показывает борьбу добра и зла не столько в душах героев, сколько в окружающей жестоком мире, который и развел их.
Но каждый человек должен помнить, что, какие бы препятствия не вставали на жизненном пути, обвинять обстоятельства и других людей в своих проблемах — это не выход. Нужно, прежде всего, разобраться в себе и определить, какой дорогой идти — дорогой добра или путь зла. Выбор всегда за человеком.

Уклоняйся от зла и делай добро.
(Пс. 36.27)

Проблема

Аргументы из литературы.

НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Проблема угодничества перед высокими лицами, чинопочитания .

1. «Горе от ума» А.С.Грибоедова

Кредо Молчалина – всем угождать. цель – «достичь степеней известных». Он прислуживается, ищет покровительства высоких лиц. Максим Петрович «перед всеми знал почет» благодаря угодничеству и подхалимству.

Чацкий смелый, благородный, решительный. Он независим: не признает ни чинов, ни властей. Он ценит личные заслуги и достоинства людей, защищает право каждого человека иметь свои убеждения.

2 . «Толстый и тонкий» Чехова.

3. «Хамелеон» Чехова

Он смеется над чинопочитанием, над страхом блюстителя порядка перед вышестоящими, даже если они заслуживают порицания за что-либо. Этот страх заставляет его без конца менять свою точку зрения и линию поведения, что и вызывает авторскую иронию.

Проблема милосердия (утраты милосердия), гуманного отношения друг к другу.

1. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.

Пугачеву было холодно, Гринев обогрел его. Не столько обогрел, сколько тронул человеческим участием. В его глазах это был жест милосердия. Заячий тулупчик становится символом христианского милосердия, человеческого отношения друг к другу. И в свою очередь Пугачев демонстрирует гуманность, способность быть великодушным. Пугачев платит милостью за милость. Долг платежом красен. Заяч.тулупчик становится символом христ.милосердия, человеч.отношения друг к другу.

Милосердие, связывающее самых разных людей в нашем мире, - это общечеловеч.чувство, благодаря которому мы даже в самые трудные моменты остаемся людьми.

2. «Чудесный доктор» А.Куприна.

3. Горький. Не дне (Лука)

4. Преступление и наказание.

«Бедные люди» Д. не вызывают иных эмоций, кроме глубокого сострадания и сочувствия к их судьбе.

Движимая только любовью к своим близким, только стремлением спасти их от голодной смерти, Сонечка Мармеладова вынуждена торговать своим телом. В этом ее выборе, по мнению автора, нет греха, поскольку он оправдан гуманной целью.

«Сердечность – такой же дар, как красота и ум»

Проблема духовной деградации

1. Рассказы Чехова: «Ионыч», «Крыжовник»

В рассказе «Ионыч» автор также исследует процесс духовного падения человека. Герой рассказа Чехова «Ионыч» Старцев утратил все лучшее, что было в нем, променял живые мысли на сытое, самодовольное существование. Где же сила, что должна была помочь сохранить Старцеву юношеские идеалы? Она заключается в духовности, нрав-ти человека. И такая сила у него была, но он утратил ее, поступившись своими принципами, в итоге потерял себя.

А вот Раскольников сумел духовно переродиться. Этим самым Достоевский выражает надежду, что человека можно спасти от нравственной гибели.

    «Мертвые души» Гоголя.

Изображая Плюшкина, автор показывает, во что может превратиться человек. Ощущение гибели присут-т, кажется, в самой атмосфере. Его бережливость граничит с безумием. Душа его настолько мертва, что у него не осталось никаких чувств. «До такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! – восклиц. Автор.

3. В.Распутин. Живи и помни

Проблема духовной и нравственной чистоты

1. Достоевский. Преступление и наказание

Высокие нравственные качества не даны человеку от рождения, но могут воспитываться в нем.очень важно иметь перед собой соответствующий идеал, с которым мог бы сверяться человек в поисках истины.

Образцом духовной и нравственной чистоты в романе предстает Соня Мармеладова. Зарабатывая деньги «низким» способом, она делает это исключительно ради спасения ближних. Без ее помощи им грозила бы голодная смерть. Огромная, бескорыстная любовь к отцу, готовность к самопожертвованию и состраданию – вот что нравственно возвышает Соню.

Проблема добра и зла .

    Гете. Фауст

    Мастер и Маргарита

Изображение мирового зла в облике Дьявола, Сатаны традиционно для худ.лит. в романе Булгакова Воланд вызывает невольные симпатии. Если он кого-то и карает, то вполне заслуженно, а зла не совершает вовсе.

На мой взгляд, добро и зло существуют в самом человеке. Каждый волен выбирать между ними. Воланд как раз и проверяет людей, предоставляя им выбор (сеанс черной магии). В. Карает тех, у кого совесть нечиста, кто не хочет признавать своей вины. Он обличает и наказывает различные проявления зла, уже существующие пороки, исправляет испорченные нравы.

Противостояние добра и зла – вечная тема.

«Пригоршня добрых дел стоит больше бочки знания».

«Всякое доброе дело несет награду в самом себе».

«Добро – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает».

Проблема семьи (Роль семьи в формиро­вании лич­ности)

В семье Ростовых всё строи­лось на искренности и доброте, поэтому и дети - Наташа. Ни­колай и Петя - стали по- настоящему хорошими людь­ми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль - безнравст­венные эгоисты.

Проблема нравственного возрождения человека

1. «Пре ступление и наказание».

Следуя своей идее, герой преступает черту и становится убийцей. Духовное перерождение Р., начавшееся в финале романа, выражает надежду Д. на возможность спасения человека от нравственной гибели. В любви к ближнему автор видит высшую форму гуманизма и одновременно путь к спасению.

Проблема искупления греха

    «Гроза».

К.Паустовский. Теплый хлеб

Проблема всеобщего единения, братства людей.

    «Война и мир».

    «Тихий Дон».

Л.Н.Толстой. Кавказский пленник

Проблема жестокости .

1. Горький Ларра.

Проблема взаимоотношений подростков особенно актуальна в наше время. Мы зачастую задаемся вопросом: почему нынешние подростки так жестоки по отношению к кому-то из сверстников? И это не только физич.жестокость, но и душевная. Примеров, доказывающих это, немало: об этом пишут в газетах, показывают и по телевизору. Об этом и текст …

См. проблему (126). В наказание за жесткость и гордыню Л. лишается человеч.судьбы: он не умирает, но обречен вечно витать над землей бесплотным облаком. Даже попытка убить себя ему не удается. Все, что осталось от Л. – тень и имя отверженного.

Проблема комплекса неполноценности.

Эта проблема вечна, как мир. Наверное, 90% всех людей в какой-то степени испытывали или испытывают комплекс неполноценности. Но для одних он становится движущей силой на пути к совершенству, а для других – источником постоянной депрессии.

Что же это такое – комплекс неполноценности? Вечный тормоз или вечный двигатель? Проклятие или благодать?

    «Война и мир» (Марья Болконская)

Проблема нравственного выбора (Как быть? Какими быть? Как сохранить в себе человеческое?)

Человек рождается со свободной волей, возможностью выбора между добром и злом, между жизнью по совести или приспособленчеством, между службой делу или службой лицам, его свободная воля - отдавать предпочтение духовным заботам или плотским. Но этот свободно сделанный нравственный выбор определяет всю дальнейшую жизнь человека: это имеют в виду люди, когда говорят, что человек - хозяин своей судьбы. Художники разных стран и времён уделяли большое внимание теме нравственного выбора.

1. В.Быков. Сотников

Это очень непростые вопросы…

Оказавшись в ситуации нр.выбора, люди ведут себя по-разному: одни совершают предательство в обмен на свою жалкую жизнь, другие проявляют стойкость и мужество, предпочитая умереть со спокойной совестью. В повести противопоставлены 2 партизана – Рыбак и Сотников.

На допросе, испугавшись пыток, Рыбак отвечал правду, т.е. выдал отряд. Он не только согласился служить в полиции, но даже помог повесить Сотникова, чтобы подтвердить врагам свою готовность служить им. Рыбак выбрал путь спасения своей жизни, Сотников же делал все, чтобы спасти других.

2. В.Распутин. Живи и помни.

3. Жизнь и творчество Булгакова.

Понтий Пилат чувствует, что Иешуа га-Ноцри обладает огромной духовной силой, и по-человечески благодарен ему за избавление от мучительной головной боли. Вдобавок ко всему, разобравшись в его деле, прокуратор убеждается в его невиновности. Но в решающий момент, когда перед ним встала проблема выбора, он не смог поступить по совести и ради сохранения собственной власти пожертвовал жизнью Иешуа.

Проблема способа зарабатывания денег

Проблема учителя и учеников

В.Распутин. Уроки французского.

Проблема силы человеческого духа

    В.Титов. Всем смертям назло.

Б.Полевой. Повесть о наст.чел.

Проблема гуманного отношения к « братьям нашим меньшим »

1. Г.Троепольский. Белый Бим Черное ухо. “Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Иван Иванович, несмотря на хорошее отношение к Биму, несмотря на свои прекрасные качества - такие, как доброта, милосердие, сострадание, чуткость – сделал не все, что мог, для своего друга и тем самым положил начало трагедии преданного, доверчивого, любящего и прирученного им существа. Добрый, сострадательный, чуткий Иван Иванович, знавший, что рано или поздно придется лечь на операционный стол, чтобы извлечь пулю, и знавший, что за время его отсутствия Бим останется один, заранее не побеспокоился о судьбе прирученной им собаки. Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили, - в ответе за любое живое существо, которое к тебе привязалось.

Берегите эти земли, эти воды,
Каждую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы –
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Состраданье к животным так тесно связано с добротою. Характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.

Легко ли быть молодым ?

1. « Прощание с Матерой» В.Распутина (Андрей, внук Дарьи) собирается на стройку ГЭС, которая со временем затопит Матеру. «Жалко Матеру, и мне тоже жалко, она нам родная… Все равно бы перестраиваться пришлось, на новую жизнь переходить… Как вы не понимаете? .. Не все же тут задерживались… Молодых не остановить. На то они и молодые. Они к новому стремятся. Ясно, что первыми туда, где труднее…»

Проблема чести и человеческого достоинства.

    Пушкин. Капитанская дочка.

Поднимается проблема, глубоко волновавшая Пушкина.

    Пушкин-Дантес

    Лермонтов-Мартынов

    « Отцы и дети»

Дуэль Безухова с Долоховым.

    В.Шукштн. Ванька Тепляшин

Что такое настоящая дружба?

Дружба Пушкина и Пущина.

Проблема дружбы, предательства волнуют человека в любую эпоху. И в истории человечества мы встречаем много примеров и великой самоотверженной дружбы, и страшного предательства. Это вечные вопросы, вечные темы, которые всегда будут находить отражение и в современной лит.

Совершенно особое место среди друзей П. занимает И.И.Пущин. именно ему поэт охотнее, чем другим, поверял в лицей.годы все сомнения и тревоги своего юного сердца. Именно Пущин первым навестил П. в ссылке. Спустя годы, теперь уже П. отправляет сосланному в Сибирь Пущину свое послание: «Мой первый друг,…»

Пронесенная сквозь годы дружба становится тем нравств.ориентиром, к которому невольно стремится каждый, кто хотя бы раз задумывался о значении дружбы в жизни человека.

Фильм «Офицеры»

Проблема чувства долга перед близким человеком (душевного благородства)

Пушкин. Евгений Онегин.

Т. По-прежнему любит Онегина и уверена в его любви, но она решительно отказыв.от возможного счастья. Ей характерно высокое душевное благородство. Она не может нарушить обещание, которое дала другому человеку, пусть даже и нелюбимому. Подчинение всех своих действий чувству долга, неспособность к обману составляют основу х-ра Т.

Жены декабристов, добровольно отправившиеся за своими мужьями в ссылку, на жизнь, полную лишений и страданий. Среди них были такие, которые шли не только из любви к мужу, но из сознания своего долга, своей обязанности по отношению к близкому человеку.

Проблема самоотверженной и бескорыстной любви.

См. проблему (124)Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды… Та, про которую сказано «сильна, как смерть»… такая любовь, ради которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение… Это ли не любовь Желткова?

Проблема духовности/бездуховности.

Горький. Старуха Изергиль (Ларра).

Этот персонаж – воплощенная бездуховность. Он безудержно сеет смерть и противопоставляет себя жизни. Он стремится к достижению цели любой ценой, влачит существование, лишенное прошлого и будущего. Только себя он мнит совершенством, а неугодных губит.

Островский. Гроза.

Проблема совести

1. «Гроза»

2. Достоевский. Преступление и наказание.

Писатель ставит перед нами вопрос о необходимости жить в согласии со своей совестью и интересами других людей. Сокрушительный крах теории Р, не содержащей в себе нравств.начала, не принимающей в расчет высших ценностей мира – человеч.жизни и свободы, - подтверждает правоту писателя. Терзания совести Раскольникова, его душевные переживания из-за совершенного греха стали своеобразным нравственным ориентиром. Писатель убедительно показывает, что случилось бы с героем, если бы он не прошел через раскаяние. Терзания совести, душевные переживания из-за совершенного греха стали для Р. Нравств.наказанием.

3. «Мастер и Маргарита».

«Не думай, что, сделавши что-то плохое, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести».

Совесть – не палач, а вечный спутник человека, указывающий ему путь к истине, служащий верным нравственным ориентиром.

Страх за свою жизнь и карьеру не позволяют Понтию Пилату помиловать человека, отрицающего власть кесаря. Однако, оглашая приговор, Пилат понимает, что выносит его самому себе. Судьей героя становится его совесть.

    «Герой нашего времени (Грушницкий)

Проблема приспособленчества

1. Рассказ «Ионыч»

2. «Гроза» Островского

3. «Горе от ума» Гри боедова

Проблема доброты (что значит быть добрым человеком?)

    Пьер Безухов.

«Во внутреннем мире человека доброта – это солнце» - утверждал В.Гюго. В самом деле, вряд ли что-то еще может сравниться по силе воздействия с этим качеством. К доброму человеку тянутся все, греясь его теплом и вниманием, и сами потом становятся источником светлой душевной энергии. Это заметил и писатель …, который, обратившись к примеру из жизни, заставляет нас серьезно задуматься над проблемой …

    Обломов

«Большое сердце, как океан, не замерзает».

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».

«Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство доброта».

«Доброта – качество, излишек которого не вредит».

Проблема двойственности человеческой натуры

1. Достоевский «Преступление и наказание»

ЯЗЫК, КУЛЬТУРА

Проблема небрежного отношения к русской культуре , родному языку. (утраты языковой культуры)

1. «Горе от ума» (преклонение перед Западом, небрежное отношение к русской культуре, родному языку, рабское подражание иностранцам- не проблемы ли это современного росс.общества?). почти 2 века назад они волновали великого гражданина России А.С.гриб. Теперь время ставит их перед нами. Чацкий ратует за сохранение русского духа, нравов. Выступает в защиту «святой старины».

Наше общество, еще во многом не пришедшее к нормам общежития, уже почувствовало потребность в культуре поведения и общения. В лицеях, колледжах, гимназиях, школах открываются факультативы с названиями “Этикет”, “Деловой этикет”, “Дипломатический этикет”, “Этикет делового общения”, “Культура речевого общения” и т.д. Это связано с потребностью людей познать, как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский и т.д. контакт.

Проблема порчи и оскудения русского языка (бережного отношения).

Проблема развития и сохранения русского языка

Заключение :

1) Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. У каждого народа он свой, отличный от других, узнаваемый. Что отличает русский язык? Конечно, его необычайная образность и величавость. Недаром А.Н.Толстой сравнивал рус.яз. по яркости с радугой после весеннего ливня, по меткости – со стрелами, по задушевности – с песней над колыбелью. Но, к сожалению, порой мы портим его, не бережем. Многие забывают, что рус.яз. – великий и могучий, употребляя ненорматив.лексику, принижая статус рус.яз. задача всех – сохранить его. См. (7)

Н.Галь «Слово живое и мертвое». Известная переводчица рассуждает о роли сказанного слова, которое может ранить душу человека своей непродуманностью; о заимствованиях, искажающих нашу речь; о канцеляризмах, убивающих жи­вую речь;

о бережном отношении к велико­му нашему наследию - русскому языку.

Проблема злоупотребления иностранными словами.

Заключение:

1) Наша современная жизнь – это круговорот дел, встреч, проблем, переживаний. У нас не остается времени, чтобы остановиться и задуматься о том, что же происходит с нашим языком сейчас. Мы не должны забывать, что сами портим его. Эту проблему затрагивает… (см. проблему (3)

2) Мы не властны над речью других, но можем быть повнимательнее к тому, что сами произносим, можем задуматься над тем, не засоряем ли мы свой язык. И если мы будем следить за своей речью, не будем произносить грубых и грязных слов, а будем уважать своего собеседника, мы поможем очистить наш язык.

3) В завершение своего сочинения хочу привести слова Н.Рыленкова:

Язык народа и богат, и точен,

Но есть, увы, неточные слова,

Они растут как сорная трава

У плохо перепаханных обочин.

Так давайте же сделаем все, чтобы как можно меньше было сорной травы.

(см. ниже)

Проблема бессмысленного, искусственного смешивания языков

Составитель «Толкового словаря живого великорус.языка» В.Даль писал: «Мы не гоним анафемой все ин.слова из рус.яз., мы больше стоим за рус.склад и оборот речи, но к чему вставлять в каждую строчку: моральный, оригинальный, натура, артист, грот, пресс, гирлянда, пьедестал и сотни подобных, когда без малейшей натяжки можно сказать то же самое по-русски? Разве: нравственный, подлинный, природа, художник, пещера хуже? Нисколько, но дурная привычка ходить за рус.словами во фр. и нем.словарь делает много зла». (см. выше)

Проблема экологии культуры

Сохранение культурной среды – задача столь же существенная, как и сохранение окружающей природы. Несоблюдение законов биологической экологии убивает человека биологически, но убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. “Работая только ради материальных благ, мы сами строим себе тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства – прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить” (Антуан де Сент-Экзюпери).

Язык – часть национальной культуры, памятник культуры. И как памятник культуры нуждается в защите и охране. Включите телевизор: косноязычие и отсутствие внутренней культуры. Прикольные словечки и выражения, не входящие в словарь Ушакова, а соответствующие скорее блатной музыке, звучат повсеместно. Злословие и даже ненормативная лексика стали чуть ли не нормой телесериалов.

Проблема тревоги за уходящую вместе с 20 веком культуру

Проблема культурного человека (какие качества образуют понятие «культурный человек»?)

В чем выражается истинная культура человека? Думаю, что это один из сложнейших вопросов, о котором писал в своих сонетах еще Шекспир. В нашем представлении культ.человек – это личность образованная, с хорошими манерами и вкусом, грамотной речью… Но ведь и за внешней молчаливостью, неброскостью может скрываться истинно культ.человек. Именно об этом пишет…

Кто из нас не сталкивался с людьми, которые за внешним лоском, за показной начитанностью, за поверхностными знаниями скрывают внутреннее бескультурье, невежество? Ненадежность таких людей настораживает. Не таков…

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО, СУДЬБА, СЧАСТЬЕ, СВОБОДА, СМЫСЛ ЖИЗНИ, ОДИНОЧЕСТВО, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Проблема взаимоотношений человека и общества

    Горький. На дне. Легенда о Ларе.

    Н.В.Гоголь. Шинель.

Башмачкин – это «вечный титуляр советник», над которым смеются и потрунивают сослуживцы. Он нуждается в понимании и сочувствии.

Проблема человеческого счастья (в чем его секрет?)

1. «Крыжовник» Чехова.

2. И. Гончаров. Обломов.

Для Обломова человеческое счастье – это полное спокойствие и обильная еда.

    Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».

Человеку всегда чего-то будет не хватать для полного счастья. Особенно сложно живется в современном мире, когда со страниц

Газет и с экранов телевизоров на нас обрушивается поток негативной информации о катастрофах, войнах, убийствах, реформах…

Можно ли ощущать себя счастливым от самых земных радостей? А это зависит от самого человека! Кто-то и первоцветов не замечает, кто-то забыл, когда в последний раз голову в звездное небо запрокидывал, а есть те, кто в крохотном цветке незабудки видит отражение неба, в плывущей тучке – маленький кораблик в безбрежном море, в звоне капели слышит музыку весны. По-моему, нужно радоваться каждому прожитому дню, быть доброжелательным, не держать в душе обид и просто любить жизнь!

Кто не мечтает о счастье?

Проблема свободы как высшей ценности

1. М.Горький. Макар Чудра.

В своих романт произв. Г. Ставит проблему свободы как высшей ценности. Однако стремление к ней часто противоречит другим человеч.ценностям, и люди вынуждены решать, что им дороже. Жажда личной свободы у Лойко и Рады так сильна, что даже на свое чувство они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Лойко убивает Радду, а затем себя. Смерть дарит им освобождение от выбора между любовью и свободой.

В своих произведениях Г. любуется свободным человеком, веря в его внутренние силы, мужество.

Проблема ответственности за судьбу другого человека.

1. «Бесприданница».

Паратов не способен нести ответственность за судьбу другого человека. Всю жизнь он искал чувств, приносящих ему удовольствие. Он обманывает Ларису, подчиняясь собственной прихоти, не задумывается о ее дальнейшей судьбе.

2. Н.Карамзин. Бедная Лиза

3. «Герой нашего времени».

Проблема ответственности за свои поступки ( утраты ответственности)

1. В.Распутин. Живи и помни

2. Булгаков. Мастер и Маргарита.

Проникшись к «бродячему философу» уважением и интересом, чувствуя в его словах неизвестную ему правду, Пилат решает спасти Иешуа Га-Ноцри от смерти. Но самый страшный порок – трусость – заставляет его изменить решение. Страх за свою жизнь и карьеру не позволяет прокуратору помиловать человека, отрицающего власть кесаря. Теперь, сидя в своем кресле, Пилат более всего на свете ненавидел свое бессмертие и неслыханную славу, которая обернулась для него вечным напоминанием о нравственном преступлении, о предательстве. Ему нет оправдания.

    В.Быков. Сотников.

    «Преступление и наказание».

Проблемы, поднятые писателем в романе, актуальны и в наши дни. Утрата душевной щедрости, сострадания, чувства ответственности за свои мысли и поступки может привести к духовной пустоте, разладу с самим собой, утрате духовности -основы человеческого существования.

Проблема взаимоотношений человека и судьбы.

    «Герой нашего времени».

Человек управляет судьбой или судьба руководит чел овеком? Кто человек – жертва, баловень или хозяин обстоятельств? В изображении Лермонтова человек и судьба неразделимы.

На протяжении всего романа мы видим, как спорит с судьбой Печорин и как бесплодны его усилия. Страдая сам, он причиняет страдания другим, потому что упорствует в своем эгоизме.

Проблема смысла человеческого существования

1. «Герой нашего времени».

Печорин, пребывая в постоянных метаниях, не находя своего места в жизни, не может быть счастливым.

2. «Бесприданница» Островского

В мире царят жестокость, ложь, расчет. Высшей ценностью являются деньги, а не личность человека. Целью их жизни является накопление состояния.

3. «Крыжовник» Чехова.

4. В.Распутин. Живи и помни.

5. Л.Толстой. Война и мир

В дворянской семье Курагиных целью существования является праздное времяпровождение и легкая нажива. Нет ничего удивительного в том, что в их доме царят пошлость, зло, лицемерие, ложь. А вот в семье Ростовых автор отмечает любовь, простоту отношений, уважение друг к другу, к остальным людям.

6. «Старуха Изергиль», «Челкаш».

7. В.Титов. Всем смертям назло.

В чем смысл жизни? Сколько копий поломано на этом вопросе! О каком смысле может идти речь, если во главу угла не ставить труд. Будничный, повседневный, честный труд. Отбери у человека возможность трудиться – и все блага жизни потеряют смысл.

Только когда человек за свою жизнь не сделает ничего хорошего, не совершит доброго дела, он умирает. Самой настоящей, самой страшной болезнью. Человек, не украсивший землю своим трудом, навсегда уходит в небытие, ибо после него ничего не остается, что жило бы в делах и памяти потомков

Проблема сущности и назначения человека

1. М.Горький.

Каков есть и каким должен стать человек? Этот вопрос всегда волновал Г.

Взгляды Г на сущность и назначение человека получили отражение практически во всех его произведениях – от романтических р-зов до пьесы «На дне».

Проблема предназначения

«Война и мир».

Наташа нашла свое счастье в семье. Любить и быть любимой – такова жизненная философия Н. повзрослев душей, Н. приобщилась к великой тайне жизни, в которой есть место каждому человеку, каждому живому существу, каждой песчинке и каждому камню. И она нашла в ней свое скромное и вместе с тем благородное предназначение. Не могла не найти.

Проблема поисков смысла жизни

1. Л.Н.Толстой. Война и мир

Проблема поисков смысла жизни является одной из главных в романе. Андрей Болк. и П. Безухов – натуры мятущиеся, страдающие. Для них характерна неуспокоенность души; им свойственно желание быть полезными, нужными, любимыми. Трудной и тернистой дорогой познания оба приходят к одной и той же истине: «Надо жить, надо любить, надо верить».

Пушкин. Евгений Онегин.

Проблема одиночества (одинокой старости)

    «Герой нашего времени»

Печорин – сильный, благородный человек, но он одинок. Он никого не может назвать своим другом, чужой везде: среди сослуживцев, в «водяном обществе».

2. «Гроза».

Катерина безысходно одинока в мире лжи и насилия. Возвышенной и поэтической натуре, душе-птице, нет места в городе Калинове.

    К.Паустовский. Телеграмма.

    Базаров (идейное одиночество)

Жесткость героя, его неспособность осмыслить чужие взгляды и признать за ними право на существование обрекают его на …

Проблема загадочности русской души

1. «Герой нашего времени».

Образ Печорина окружен атмосферой таинственности, поступки кажутся странными и загадочными. События, которые происходят с героем, никак нельзя назвать обычными. Перед нами человек незаурядный, обладающий глубоким и гибким умом, сильной волей, сложным характером. И каждый раз он поворачивается к нам разными гранями своего характера.

    «Очарованный странник» Лескова Н.С.

ИСТОРИЯ. ПАТРИОТИЗМ. РОДИНА. ПОДВИГ.

Проблема отношения к прошлому , к далеким предкам

В жизни человека прошлое – это его корни. Поэтому о нем необходимо помнить. Вместе с тем человек, забывший о прошлом, не имеет будущего.

Проблема связи поколений

    Паустовский. Телеграмма.

Проблема взаимоотношений человека и природы

    «Прощание с Матерой» Распутина В.

    В.Астафьев. Царь-рыба.

Проблема исторической памяти .

    В.Распутин. Живи и помни.

    А.Ахматова. Реквием

Пробле ма патриотизма

1. Жизнь А.Ахматовой.

Проблема подвига (можно ли совершить подвиг в нашей жизни?)

1. В.Титов. Всем смертям назло.

2. Горький Легенда о Данко.

Он полон глубокого сострадания к своим соплеменникам, жившим без солнца, в болоте, потерявшим всякую волю и мужество. Ради них он совершает подвиг. Данко стал героем, осветив своим горящим сердцем (своей жизнью!) путь во тьме. Д. отдает свою жизнь ради общего блага и, умирая, испытывает истинную радость.

«В жизни всегда есть место подвигам!» - говорит автор. Действительно, без сильных и красивых поступков жизнь представляется не просто скучной и пресной – она лишается человеч.смысла.

Проблема сохранения исторических памятников.

    В.Шукшин. Мастер.

НАРОД, ВЛАСТЬ.

Проблема власти

1. Л.Толстой. Война и мир.

Толстой убедительно показывает в романе, что власть Наполеона основывается на таких свойствах его натуры, как честолюбие, холодный ум, способность к точному расчету. Н. прекрасно осознает, что, возвысившись и добившись славы, он еще долгое время будет пользоваться правами сильного.

2. М.Булгаков. Мастер и Маргарита.

Проблема народа и власти

1. «Борис Годунов» Пушкина.

ЭКОЛОГИЯ , ПРИРОДА . ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

ОТЦЫ И ДЕТИ

Проблема материнской любви и нашего отношения к матерям

1. К.Паустовский «Телеграмма»

Проблема отцов и детей.

    Тургенев. Отцы и дети.

Взгляды отцов и детей противоречивы. В романе происходит идейный поединок. Аристократ П.П.Кирсанов не принимает и не может понять взглядов Баз. – студента-естественника. После нескольких словесных перепалок за столом их противостояние заканчивается настоящей дуэлью. Базарова отличают непримиримость и категоричность суждений. Выздоравливая после ранения, Кирсанов много размышлял о случившемся и несколько смягчился по отношению к молодежи.

Базаров порой кажется жестоким, особенно по отношению к своим родителям. Как сурово и холодно он обращается с ними, несмотря на то, что любит своих стариков!

2. К.Паустовский. Телеграмма.

3. В.Распутин. Последний срок.

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ. ГЕНИАЛЬНОСТЬ. НАУКА.

Проблема исторических взаимоотношений науки и религии.

Ньютон, открывший законы движения небесных тел, был верующим человеком и занимался богословием. Великий Паскаль, гений математики, был не просто верующим, но и христианским святым (хотя и не канонизированным) и одним из величайших религиозных мыслителей Европы. Творец современной бактериологи, Пастер был глубоко религ.натурой. даже Дарвин, учение которого было потом использовано полуучеными для опровержения религии, всю жизнь оставался искренне верующим человеком.

Религия всегда была силой, враждебной дерзаниям философов и ученых. (М.Кашен)

Чем глубже мои познания в обрасти разных наук, тем сильнее восхищение перед Творцом. (Максвелл)

Если разум – дар неба и если то же самое можно сказать о вере, значит, небо послало нам два дара, которые не совместимы и противоречат друг другу. (Д.Дидро)

КНИГА. ИСКУССТВО

Роль книги в истории человечества (в жизни человека)

М.Горький. Детство .

А.С.Грибоедов. Горе от ума.

Что значит книга, чтение в жизни человека? Зачем нужно читать книги? “Чтение – умножение человеческой мудрости, – той мудрости, которая, без всякого сомнения, в нынешние времена нужнее, чем когда-либо, нашему печальному миру, тонущему в пучинах позора и преступления…”. Как актуально звучат эти слова сегодня.

Учись и читай – читай и учись, от этого тебе легче будет жить на свете”, – советовал Герцен своей дочери Ольге.

Книги мы покупаем и не жалеем на них денег, – писал Н. В. Гоголь, – потому что их требует душа, и они идут ей во внутреннюю пользу”.

Когда человек берет в руки книгу, между ним и автором происходит доверительный разговор наедине, какой может быть только между самыми близкими людьми”.

Кем бы вы ни стали, куда бы ни позвали вас пути-дороги, пусть всегда рядом с вами будут любимые книги!” (С. Михалков)

Проблема отношения к книгам (все ли книги надо читать и перечитывать?)

Оскар Уайльд делил книги на три категории: те, что следует читать; те, что следует перечитывать; и те, что вовсе не нужно читать

Проблема роли искусства на жизнь человека.

    В.Шукшин. Мастер.

Проблема национального характера русских

    Лесков. Очарованный странник.

Нравств.сила, непосредственность, душевная чистота и доброта – основные черты национ.хар-ра.

Проблема красоты и ее воздействия

    Г.Успенский. Выпрямила.

Современная жизнь – это бесконечные гонки на выживание, ведь за отведенные нам годы надо успеть сделать так много. К известным принципам «посадить дерево, построить дом и вырастить детей» прибавляется еще большой список целей: сделать карьеру, купить автомобиль, разбогатеть и т.д. и порой в бесконечной погоне за лучшей долей, в борьбе за место под солнцем мы перестаем замечать красоту окружающего мира, окружающих нас людей, не слышим пение птиц, словом, пропускаем такие обычные, но вместе с тем необыкновенные мгновения, из которых и состоит наша жизнь.

    В.Шукшин. Мастер.

Проблема человеческой индивидуальности

1. «Чудики» шукшина.

Проблема отношения человека ко Времени

Тот, кто, живя прошлым, не думает о настоящем и будущем. Вступает в конфликт со временем.

Проблема жизни и смерти

    В.Титов. Всем смертям назло.

Проблема взаимодействия произведений искусства на человека

1. А.Куприн. Гранатовый браслет.

2. В.Шукшин. Мастер.

3. Г.Успенский. Выпрямила.

Проблема стяжательства

1. Фонвизин «Недоросль»

Проблема домостроевских принципов уклада жизни

1. «Гроза»

Проблема воспитания , образования

    Фонвизин «Недоросль.

«Образование граждан есть такое же национальное богатство государства, как золото, нефть, алмазы, находящиеся на его территории. Чем больше знаний у нашей молодежи, чем лучше она ими сможет пользоваться, тем, несомненно, богаче и славнее будет наше государство»

Проблема социального неравенства.

    А.И.Куприн. Гранатовый браслет.

Любовь пришла к нему, как говорят, с первого взгляда, с того момента, как Желтков впервые увидел княгиню Веру. Это чувство озарило всю его жизнь, оказалось бесценным божьим даром. Удивительно, что он посмел полюбить ее, ведь их разделяет пропасть соц.неравенства. «Благоговение, вечное преклонение и рабская преданность – это все то, что остается в удел Ж. как это мало! Как это много! Любовь превращает его из обывателя в Человека.

Проблема ответственности за результаты личного труда

1. Булгаков. Собачье сердце.

Проф. Преображенский пересаживает гипофиз мозга собаке и получает чудовищный результат. + см. пробл. (128)

Проф. Преображенский считает своим долгом улучшать человеческую природу. Занимаясь пересадкой органов, он надеется продлить период жизненной активности человека. Но кого он создал? Нового человека?

Осознав крах своей научной идеи, проф. Исправляет ошибку.

Вмешательство в человеч.природу не должно совершаться насильственными методами. Последствиянепродуманного вмеш-ва в этот процесс оказываются плачевными и для общества, и для самих экспериментаторов.

проблема ответственности науки перед живой жизнью.

    Булгаков. Собачье сердце.

В повести речь идет о непредсказуемых последствиях научных открытий, о том, что преждевременный эксперимент с неадекватным человеческим сознанием опасен.

Приложимы ли общечеловеч.понятия о нравственности к работе врача, труду медика или ученого-биолога? Думают ли об этом те, кто занимается клонированием человека? В чем он, медицинский долг?

К сожалению, никакое изобретение или открытие не принадлежит своему автору безраздельно: сотворив либо открыв нечто новое, ученый часто выпускает джинна из бутылки и уже не может управлять последствиями своего научного опыта единолично – слишком много пользователей оказывается вокруг, и не всегда их интересы соизмеряются с нравственностью.

Словом, затевая тот или иной эксперимент, ученый или врач должен просчитывать его последствия на много ходов вперед, что является сложной, но всегда актуальной задачей.

проблема медицинского долга .

См. проблему (128).

Проблема истины (Что такое/есть/ истина?)

    Булгаков Мастер и Маргарита.

Герои романа находят свою истину. Для мастера – это свобода. Мастера спасает Марг., и это ее истина, потому что счасте любимого – это ее счастье. Добро – истина Иешуа. Он уверен, что «злых людей нет на свете». Он проповедует свою истину всем, в т.ч. и прокуратору. Иисус в Библии – сын Бога. Иешуа в романе – человек, он слаб. Но он и силен своей верой в добро. Наградой ему стало бессмертие. Оно же стало наказанием для Пилата.

Для Иешуа истина в том, что никто не может распорядиться его жизнью: «…согласись, что перерезать волосок», на котором висит жизнь, «уж наверное может лишь тот, кто подвесил». Для Иешуа истина и в том, что «злых людей нет на свете». И если бы он поговорил с Крысобоем, тот резко изменился бы. Знаменательно, что Иешуа говорит об этом «мечтательно». Он к истине этой готов идти при помощи убеждения, слова. Это дело его жизни.

Добро и зло – наиболее популярная тема, которую выбирают ученики в процессе сдачи выпускного экзамена. Чтобы написать подобное сочинение на максимальный балл, необходимы качественные и незаурядные аргументы из литературы. В данной подборке мы привели именно такие примеры из разных источников: романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и русского фольклора. Под каждым заголовком расположено по 4 аргумента.

  1. Добро и зло люди воспринимают по-разному. Часто бывает так, что одно замещает другое, но сохраняется видимость, которую человек принимает за данность: добродетели приписывает злой умысел, а откровенное зло принимает за благо. К примеру, Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» описывает быт и нравы советских литераторов и критиков. Писатели из МОССОЛИТА сочиняют лишь то, что угодно власти. В разговоре с Иваном Бездомным Берлиоз прямо указывает на то, что в его поэме необходимо четко обозначить атеистическую позицию, являющуюся частью идеологии СССР. Ему не важно, что хочет сказать художник слова, он озабочен лишь тем, как оценит книгу вышестоящее лицо. Такая рабская вовлеченность в политический процесс лишь вредит искусству. Настоящего гения Мастера затравили критики, а бездарности в роли творцов только сидели в ресторане и проедали народные деньги. Это очевидное зло, но общество в лице тех же литераторов и критиков видело в этом благо, и лишь немногие честные люди вроде Маргариты и Мастера видели, что эта система порочна. Таким образом, люди часто ошибаются и принимают зло за добро и наоборот.
  2. Огромная опасность зла таится в том, что оно часто маскируется под добро. Примером может послужить ситуация, описанная М. А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат полагал, что он служит добру, приговаривая Иешуа к смертной казни. Он боялся, что из-за его конфликта с местной элитой по поводу решения, кого стоит помиловать в честь праздника, разразится бунт толпы против римских солдат, и прольется много крови. Малой жертвой прокуратор рассчитывал предотвратить большие потрясения. Но его расчет был безнравственным и эгоистичным, ведь Пилат, прежде всего, опасался не за вверенный ему город, который он ненавидел всей душой, а за свое положение в нем. Иешуа принял мученическую смерть из-за трусости своего судьи. Таким образом, герой принял злой поступок за доброе и мудрое решение, и был за это наказан.
  3. Тема добра и зла очень волновала М. А. Булгакова. В своем романе «Мастер и Маргарита» он трактовал эти понятия по-своему. Так, Воланд, воплощение зла и царь теней, совершал по-настоящему добрые поступки. Например, он помог Маргарите вернуть Мастера, несмотря на то, что она уже использовала свое желание, выручив Фриду. Также он дал им возможность жить в вечном покое и обрести, наконец, гармонию в совместной жизни. В отличие от представителей сил света, Воланд пытался найти для пары подходящее решение, не осуждая их столь же строго, как Левий Матвей. Вероятно, на создание его образа автора вдохновил персонаж Гёте, Мефистофель, который стремился к злу, но делал благо. Этот парадокс русский писатель показал на примере своих героев. Так он доказал, что понятия добра и зла субъективны, их сущность зависит от того, из чего исходит человек, оценивающий их.
  4. Человек всю жизнь формирует и дополняет свои представления о добре и зле. Зачастую он сворачивает с верного пути и ошибается, но все же никогда не поздно пересмотреть свои взгляды и принять правильную сторону. Например, в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Иван Бездомный всю жизнь служил партийным интересам: писал плохие стихи, вкладывал в них пропагандистский смысл и убеждал читателей, что в советском союзе все хорошо, и проблема лишь в тех, кто завидует общему счастью. Он нагло лгал, как и большинство его коллег. В СССР явственно ощущались последствия разрухи после гражданской войны. Например, М. А. Булгаков тонко высмеивает абсурд происходящего, приводя в пример речи Лиходеева, где он хвастается тем, что заказывает в ресторане «судачки а-ля натюрель». Он полагает, будто бы это изысканное блюдо – верх роскоши, который невозможно приготовить на обычной кухне. Но ирония заключается в том, что судак – это дешевая рыба, а приставка «а-ля натюрель» означает, что ее подадут в натуральном виде, даже без какого-то оригинального оформления или рецепта. При царе эту рыбу мог позволить себе каждый крестьянин. И эту убогую новую действительность, где и судак превратился в деликатес, поэт защищает и превозносит. И лишь познакомившись с Мастером, он осознает, как был неправ. Иван признает свою бездарность, прекращает грубить и сочинять плохие стихи. Теперь его не привлекает служение государству, которое морочит голову своему населению и нагло обманывает его. Таким образом, он отказался от общепризнанного ложного добра и стал исповедовать веру в истинное благо.
  5. Преступление и наказание

    1. Борьба добра со злом изображена Ф. М. Достоевским в романе «Преступление и наказание». Главный герой является очень добрым человеком. Этот факт убедительно доказывает его сон, где он, будучи маленьким мальчиком, до слез жалеет избитую лошадь. Его деяния тоже говорят об исключительности его характера: последние деньги он оставляет семье Мармеладовых, видя ее горе. Но есть в Родионе и темная сторона: он жаждет доказать себе, что имеет право вершить судьбы мира. Для этого Раскольников решается на убийство, зло одержало верх над ним. Однако постепенно герой приходит к мысли, что нужно раскаяться в грехе. На этот шаг его направила Соня Мармеладова, которая сумела укрепить протестующую совесть Родиона. Он сознался в содеянном зле, и уже на каторге началось его нравственное возрождение для добра, справедливости и любви.
    2. Противостояние добра и зла изобразил Ф. М. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание». Мы видим героя, проигравшего в этой борьбе. Это господин Мармеладов, с которым мы знакомимся в трактире, его месте обитания. Перед нами предстал зависимый от алкоголя мужчина средних лет, который довел свою семью до нищеты. А когда-то он совершил очень добрый и милосердный поступок, женившись на бедной вдове с детьми. Тогда герой работал и мог содержать их, но потом что-то в душе его надломилось, и он запил. Оставшись без службы, он стал налегать на спиртное еще сильнее, чем довел домочадцев до порога физической гибели. Из-за этого его родная дочь начала зарабатывать деньги проституцией. Но и этот факт не остановил отца семейства: он продолжил пропивать эти со стыдом и позором добытые рубли. Зло, облаченное в порок, окончательно захватило Мармеладова, он больше не мог с ним бороться из-за недостатка силы воли.
    3. Бывает, что даже посреди абсолютного зла прорастают ростки добра. Пример описал Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Героиня, пытаясь прокормить семью, стала работать проституткой. Посреди порока и греха Соня неминуемо должна была стать циничной и грязной продажной женщиной. Но стойкая девушка не потеряла веры в Бога и сохранила чистоту в своей душе. Внешняя грязь не касалась ее. Видя человеческие трагедии, она жертвовала собой, чтобы помочь людям. Ей и самой было очень тяжело жить, но Соня превозмогла боль и смогла избавиться от порочного ремесла. Она искренне полюбила Раскольникова и последовала за ним на каторгу, где дарила свою отзывчивость всем нуждающимся и угнетенным обитателям тюрем. Ее добродетель пересилила злобу всего мира.
    4. Битва добра со злом происходит повсеместно, не только в человеческой душе. Например, Ф. М. Достоевский в «Преступлении и наказании» описал, как в жизни сталкиваются добрые и злые люди. Как ни странно, чаще всего побеждают те, кто несет благо, а не вред, ведь все мы подсознательно тянемся именно к хорошему. В книге Дуня Раскольникова своей волей побеждает Свидригайлова, сбежав от него и не поддавшись на его унизительные уговоры. Ее внутренний свет не удается потушить даже Лужину с его разумным эгоизмом. Девушка вовремя осознает, что этот брак – позорная сделка, в которой она – лишь товар со скидкой. Зато она обретает родственную душу и спутника жизни в Разумихине, друге брата. Этот молодой человек тоже победил зло и порок окружающего мира, встав на правильный путь. Он зарабатывал честным путем и помогал ближним, не ставя себе это в заслугу. Оставаясь верными своим убеждениям, герои смогли перебороть искушения, испытания и соблазны, дабы нести добро окружающим людям.
    5. Народные сказки

      1. Русский фольклор богат примерами борьбы добра и зла. Например, в сказке «Крошечка-Хаврошечка» героиня была скромной и доброй девушкой. Она рано стала сиротой, и ее взяли к себе чужие люди. Но ее покровительницы отличались злобой, ленью и завистливостью, поэтому они всегда норовили дать ей невыполнимые задания. Несчастная Хаврошечка лишь кротко выслушивала ругань и приступала к работе. Все дни ее были наполнены честным трудом, однако это не мешало ее мучителям бить и морить голодом героиню. И все же Хаврошечка не таила злобу на них, прощала жестокость и обиды. Именно поэтому мистические силы помогли ей исполнить все желания хозяек. Доброта девушки была щедро вознаграждена судьбой. Барин увидел ее трудолюбие, красоту и скромность, оценил их по достоинству и женился на ней. Мораль проста: добро всегда побеждает зло.
      2. Победа добра над злом часто встречается именно в сказке, потому что люди хотят обучить своих детей главному – умению делать хорошие поступки. Например, в сказке «Морозко» главная героиня честно и рьяно трудилась по хозяйству, не перечила старшим и не капризничала, но мачеха все равно ее невзлюбила. Каждый день она пыталась довести падчерицу до полного изнеможения. Однажды она рассердилась и вовсе послала мужа в лес с требованием: бросить там родную дочь. Мужчина повиновался и оставил девушку на верную смерть в зимне чаще. Однако ей посчастливилось встретить в лесу Морозко, которого сразу покорил добрый и скромный нрав собеседницы. Тогда он наградил ее ценными подарками. А вот ее злую и грубую сводную сестру, которая приехала к нему с требованием о награде, он наказал за дерзость и оставил ни с чем.
      3. В сказке «Баба Яга» добро очень наглядно побеждает зло. Героиню невзлюбила мачеха и послала ее в лес к Бабе Яге, пока отец ее был в отъезде. Девушка была добра и послушна, поэтому исполнила поручение. Перед этим она зашла к тете и получила жизненный урок: нужно относиться ко всем по-человечески, и тогда не страшна даже злая ведьма. Героиня так и сделала, когда поняла, что Баба Яга намеревается съесть ее. Она накормила ее кота и собак, смазала ворота и перевязала березу на своем пути, чтобы они ее пропустили и научили, как убежать от их хозяйки. Благодаря доброте и ласке, героиня смогла вернуться домой и добиться того, чтобы отец выгнал из дома злую мачеху.
      4. В сказке «Волшебное кольцо» спасенные животные помогли хозяину в трудную минуту. Однажды он потратил последние деньги, чтобы спасти их от неминуемой смерти. И вот он сам оказался в тяжелой ситуации. Найдя волшебное кольцо, герой женился на царевне, ведь выполнил условие ее отца – выстроил дворец, собор и хрустальный мост за один день с помощью магических сил. Но жена оказалась хитрой и злой женщиной. Выведав секрет, она украла кольцо и уничтожила все, что построил Мартын. Тогда царь запер его в темницу и обрек на голодную смерть. Кот и пес решили вытащить хозяина, найдя кольцо. Тогда Мартын вернул свое положение, свои постройки

      Если в списке нет аргументов из произведения, которое нужно именно вам, напишите нам в комментариях, что добавить!

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Текст из ЕГЭ

(1) Добро и зло родят действия, специфические для соответствующих случаев. (2) Добро приносит ближним приятные переживания, а зло, наоборот, хочет ему страдания. (3) Чувствуете? (4) Добро хочет уберечь кого-то от страдания, а зло хочет оградить от удовольствия. (5) Добро радуется чужому счастью, зло — чужому страданию. (6) Добро страдает от чужого страдания, а зло страдает от чужого счастья. (7) Добро стесняется своих побуждений, а зло — своих. (8) Поэтому добро маскирует себя под небольшое зло, а зло себя — под великое добро. (9) Как это, говорите, бывает? (10) Как это добро маскируется? (11) Неужели не замечали?..

(12) Ежедневно это происходит, ежедневно! (13) Добро великодушно и застенчиво старается скрыть свои добрые мотивы, снижает их, маскирует под морально-отрицательные. (14) Или под нейтральные. (15) «Не нужно благодарности, мне это ничего не стоило». (16) «Эта вещь лишнее место занимала, я не знал, куда её деть». (17) «Не заблуждайтесь, я не настолько сентиментален, я страшно жаден, скуп, и это получилось случайно, накатила блажь вдруг. (18) «Берите скорей, пока я не раздумал». (19) Добру тягостно слушать, когда его благодарят. (20) А вот зло… (21) Этот товарищ охотно принимает благодарность за свои благодеяния, даже за несуществующие, и любит, чтобы воздавали громко и при свидетелях.

(22) Добро беспечно, действует не рассуждая, а зло — великий профессор нравственности. (23) И обязательно даёт доброе обоснование своим пакостям.

(24) Разве вас не удивляет стройность, упорядоченность этих проявлений? (25) Как же люди слепы! (26) Впрочем, трудно разобраться, где светлое, а где тёмное. (27) Светлое мужественно говорит: «Да какое же я светлое, на мне много тёмных пятен». (28) А тёмное кричит:«Я всё из серебра и солнечных лучей, да кто же может заподозрить во мне изъян!» (29) 3лу иначе и вести себя нельзя. (30) Как только скажет: «Вот и у меня есть тёмные пятна, критиканы и обрадуются, и заговорят. (31) Нет, нельзя! (32) Что добру выставлять свои достоинства и подавлять людей своим благородством, что злу говорить о своих пакостях — ни то, ни другое немыслимо.

(33) Способен ли человек противостоять злу, победить его, утвердить добро, или, обречённый на поражение, он должен отступить, прижать своё бессилие?

(34) Нет предела совершенствованию мира, человека, поэтому и зло можно ограничить, но победить окончательно… (35) Вряд ли. (36) Но, пока жив человек, он будет стремиться к добру и к обузданию зла.

(по В. Дудинцеву)

Вступление

Добро и зло – две крайности, противопоставленные друг другу. В мире достаточно и того и другого и довольно трудно определить, с чем мы сталкиваемся в ту или иную минуту. Добро – это благодать, это самопожертвование, это умение жить правильно, не требуя ничего взамен. Зло – это ложь, притворство, желание собственной выгоды любыми средствами.

Проблема

Проблему столкновения добра и зла поднимает в своем тексте В. Дудинцев. Размышляя об этих двух противоположных категориях, он задается вопросом, способен ли человек противостоять злу, встать на путь добра, или же его участь бессильно опуститься перед злом на колени?

Комментарий

Автор размышляет о том, что добро и зло порождают действия, соответствующие той или иной ситуации. Добро сеет приятные чувства, настроения и пережива6ния, а зло, напротив, причиняет людям страдание. Добро ограждает от страданий, а зло от счастья. Добро печалится от чужих невзгод, а зло гнетет радость окружающих.

Уверен автор и в том, что добро и зло одинаково стесняются своих побуждений. Поэтому они их маскируют: добро свои мотивы представляет случайными, отрицательными или нейтральными, а зло выставляет их великодушием и благородством. Добро говорит: «Мне не составило это труда». А зло с удовольствием принимает благодарность за свои поступки.

Добро действует спонтанно, не заботясь о последствиях и выгоде, а зло расчетливо и хладнокровно, убеждает всех в доброте своих мотивов.

Людям зачастую сложно разобраться в том, где на самом деле находится добро, а где зло. Ведь добро клевещет на себя, убеждая всех, что и оно не без греха, не без темных пятен. Зло же, напротив, расхваливает себя, убеждает в собственной невинности и совершенстве. Иначе поступать ни тому, ни другому нельзя. Иначе жизнь станет слишком очевидной и лишенной смысла.

Авторская позиция

В. Дудинцев убежден, что человек постоянно совершенствуется, как и мир вокруг него. Поэтому есть надежда на то, что зло возможно ограничить в его власти, но победить окончательно вряд ли получится. Однако, пока человек жив, он неизменно будет стремиться к добру и к преодолению зла.

Своя позиция

Хотелось бы сказать, что автор не прав, и рано или поздно человек полностью победит зло в своей душе и в окружающем мире. Но совершенно очевидно, что это не так. Абсолютно преодолеть зло не получится, потому что оно отлично умеет маскироваться, прятаться под маской добра и лучших намерений. Такое заблуждение в первую очередь и мешает человечеству победить все темное в нашем мире и выстроить идеальный общественный уклад. Очень много людей погибало в борьбе с несправедливостью, со злом, с тьмой.

Аргумент №1

Вспоминается образ Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», отдавший свою жизнь во благо своего народа. В поисках света, люди долго плутали по лесным чащам, теряя путь из-за темноты. Они уже пали духом и стали обвинять того, кто повел их за собой – молодого и сильного мужчину по имени Данко.

Чтобы спасти народ, Данко вырвал свое горящее сердце и начал освещать им путь. Когда толпа вышла из чащи, Данко в бессилии упал, а один осторожный человек растоптал его сердце ногой.

Так отплатили люди молодому человеку за спасение, за то добро, которое он ради них совершил.

Аргумент №2

Еще один пример, который доказывает неоднозначность поведения людей во имя добра, когда зло маскируется под благие намерения, — Родион Раскольников из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Герой создал целую теорию, в которой он рассмотрел все пункты помощи нуждающимся. Но для достижения идиллии ему пришлось убить старуху-процентщицу и ее больную сестру, носящую ребенка. В результате, его теория была развенчана им же.

Заключение

Трудно представить человека, который каждый свой поступок оценивает с позиции добра или зла. Чаще мы действуем так, как позволяет нам наше внутреннее я. И каждый наш поступок можно расценить двояко – делая для кого-то добро, мы может ранить другого человека. Но при этом, я верю, что большинство из нас все же больше стремится к добру и справедливости.

Большинству людей, не склонных к размышлениям на философские и нравственные темы, проблема добра и зла кажется банальной. Общая схема

размышлений, если они всё же возникают, примерно такова: "Добро - это хорошее, зло - это плохое. Следовательно, к хорошему следует стремиться, а с плохим - бороться". Следует сказать, что подобный взгляд не только поверхностен, но и весьма рискован и даже опасен. Почему Великая Октябрьская революция в 1917 году, задуманная как воплощение рая на земле, на практике оказалась историческим прыжком в бездну? Почему "благие намерения" борьбы со злом "ведут в ад"? Почему у добрых родителей порой вырастают плохие дети?

Русский философ С.Л. Франк писал, что "всё горе и зло, царящие на земле, все потоки пролитой крови и слёз, все бездействия, унижения, страдания, по меньшей мере, на 99 процентов - результат воли к осуществлению добра, фанатичной веры в какие-либо священные принципы, которые надлежит немедленно насадить на земле, и воли к беспощадному истреблению зла".

Пока будет существовать человек, но не перестанет мучительно размышлять над проблемой добра и зла. И первое настоящее испытание людей, обусловившее в дальнейшем весь драматизм человеческой жизни, - это, как мы узнаем из Библии, древо познания добра и зла. Сатана в облике змея, желая посеять в сердце Евы сомнение в искренности Божьей любви, соблазнил её словами: "В день, в который вы вкусите плоды древа познания добра и зла, откроются глаза ваши, и вы будите как боги, знающие добро и зло".

Чёткое определение добра и зла осложняется многозначностью обоих понятий. Более того, поскольку добро и зло столь многообразны, а их взаимные отношения так многогранны, то многие авторы вообще отрицают определения добра и зла. Так, английский философ Д. Юм считал, что добро и зло нельзя различать при помощи разума, ибо деятельность направляется влечениями, а не разумом. Подобные мысли высказывал Ф.М. Достоевский: "Никогда разум не в силах был определить зло или даже отделить зло от добра хоть приблизительно". Логические позитивисты ХХ века также не допускают возможности доказать утверждение, что "икс - добр", так как добро нельзя ни увидеть, ни попробовать на вкус, ни услышать; можно только сказать нечто приблизительное, общее о жизни.

А поскольку слову добро синонимом является благо, то полезно учесть, что в религиозном учении высшее добро присуще только Богу.

Бог является абсолютным воплощением добра. И так как человек сотворён по образу Божию, то смысл его жизни (или, как говорят христиане, спасение) заключается в стремлении к этому Абсолютному Добру.

Здесь, однако, следует отметить, что проблема спасения возникает именно в этой жизни. Христианство утверждает жизнь, но не уход от неё. Суть заключается в изменении жизни, даже если это стоит небывалого труда.

Совсем иная позиция в учении буддизма. В нём сама жизнь, само существование есть зло, страдание. Чтобы искоренить это зло, необходимо преодолеть жажду жизни. Освободись от бесконечной цепи причин и следствий, от противопоставления субъекта и объекта, от власти страстей и чувств - и ты будешь избавлен от страданий и зла, достигнешь нирваны, то есть высшего блаженства, рая в душе.

Взаимную борьбу добра и зла человек обычно характеризует упрощённо, представляя зло вне себя. И всё-таки наиболее часто "линия фронта" добра и зла находиться в самой личности, когда конфликтуют долг и влечения человека, разум и чувства, человечность и минутная выгода. Добро побуждает принимать во внимание интересы человечества, народа, семьи и людей; зло заставляет подобно эгоцентричному Нарциссу взирать только на собственное отражение и приспосабливать всё человечество к своим потребностям и интересам, не останавливаясь ни перед какими препятствиями (активный злодей) или отдаваясь жизненному самотёку, конформизму, власти инстинктов (пассивный злодей).

В истории этики зло наиболее часто характеризуется трояко: как глупость (недостаток ума, интеллектуального развития), как слабость (недостаток воли и самостоятельности), как испорченность (непосредственный аморализм).

С другой стороны, мыслящие люди уже в античном мире поняли, что порок может формироваться как продолжение добродетели, если не соблюдается такт, необходимая ера культуры, человечности, сдержанности, то до какой степени трудности мы способны быть добрыми.

Добро духовно освещает жизнь всё ярче, показывая тени, потёмки души; доброта не только разрушает существующие противоречия, но и, как это ни странно, создаёт новые. Высшие требования заставляют увидеть больше недостатков и активнее действовать, чтобы их искоренить.

Ситуации конфликта человек видит свою задачу сделать правильный и достойный выбор. Однако неверно полагать, что моральный выбор сводиться к выбору морального образа мысли и действия и отказу от пути приспособленчества, карьеры, корысти или похоти. Нет сомнений в том, на сколько важен такой выбор в качестве первого морального шага и в качестве постоянных его повторений в ситуациях, когда мы готовы поддаться прелестным и прельщающим искушениям.

Собственно моральный выбор не исчерпывается этим. Он, конечно же, заключается в выборе между добром и злом, но и трудность первого или исходного морального выбора обусловлено тем, что далеко не всегда он предстаёт таким образом, что нужно выбрать и устоять перед искушением. Альтернативой добродетели может быть не обязательно приспособленчество, ею может быть и здравый смысл, альтернативой карьеры - служебный и профессиональный успех, альтернативой корысти - польза, альтернативой похоти - личное счастье. Иными словами случается, что человеку приходиться выбирать между положительными ценностями. Точнее, между действиями или образами жизни, в которых утверждаются различные положительные ценности.

При этом человек часто оказывается в ситуациях, когда приходится принимать решения не лежащие в рамках однозначного противостояния добра и зла. Не то чтобы эти решения лежали по ту сторону добра и зла. Это - решения в условиях выбора между большим и меньшим добром или большим и меньшим злом. Например, как относиться к аборту? Не к абортам вообще: вообще - ясно, что необходимо делать всё, чтобы не оказываться в ситуации, когда встаёт вопрос об аборте иными словами, абортов следует избегать. Тем не мене в силу разных причин возникают ситуации, когда перед женщиной или в, случае ситуации более благоприятной, перед женщиной или мужчиной встаёт вопрос об аборте. Аборт - зло. Но "нежеланность" ребёнка - тоже зло. Или возможные обусловленные какими-то заболеваниями отрицательные медицинские последствия беременности для женщины - тоже зло.

На этом уровне морали выбор особенно труден. Тем более в ситуациях, когда приходиться выбирать по принципу "наименьшего зла". Подобного рода ситуации всегда воспринимаются моральным сознанием как трагичные. В случае с разными положительными ценностями из большего и меньшего добра выбирается в любом случае добро. При выборе даже меньшего зла, выбранным оказывается зло. Последствия такого выбора никак меньшего зла, а как зла, не предсказуемы для окружения так и для самого выбирающего. Такой выбор требует практической мудрости.

Другой практически важный аспект морального выбора связан с тем, что добро и зло будучи "сбалансированными" на уровни понятий, предоставляют не равные основания для оценки соответствующих действий. Одно дело вершить добро или зло и другое - позволять злу твориться (другими людьми, стечением обстоятельств).

"Попустительство злу" - морально предосудительно, "потворствование злу", то есть содействие злу, - не допустимо и почти приравнивается моральным сознанием к творению зла. Однако "попустительствование добру" - фактически морально, нейтрально (не случайно даже нет такого выражения), а "потворствование добру" воспринимается моральным сознанием как само собой разумеющееся и этому не придаётся особого значения.

Вообще получается, что с моральной точки зрения вред зла значительнее, нежели благо добра. Не допущение не справедливости с моральной точки зрения существеннее, чем творение милосердия: зло несправедливости - более разрушительно для сообществ, чем добро милосердия - созидательно.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...