Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Что нужно говорить при исповедании в церкви. Исповедь: как проходит, как подготовиться, что говорить батюшке

иеромонах Евстафий (Халиманков)

Этот вопрос возникает у многих людей, желающих изменить свою жизнь при помощи Церкви и таинства Покаяния. Однако не всегда самостоятельный поиск приводит к правильному ответу. Попробуем дать ответ, исходя из реального опыта священнослужителей Жировицкой обители.

Приходя на исповедь, надо всегда задавать себе четкий и ясный вопрос: зачем я это делаю? Собираюсь ли я менять свою жизнь, что собственно и подразумевает само слово «покаяние» (с греч. метания – изменение ума, мировоззрения, умного подхода ко всему)?

В Таинстве покаяния можно выделить три основных момента или своеобразных покаянных этапа. Только последовательно пройдя все эти этапы, человек может надеяться на победу над грехом в себе. Вспомним притчу о блудном сыне. После того как младший сын получил от отца свою долю и промотал ее, «живя блудно», наступает «момент истины». Становится понятно, что он никому не нужен. И вот тогда-то младший сын вспоминает об отце: «Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода!» ().

Итак, первый этап покаяния – это «прийти в себя», задуматься о своей жизни: осознать, что я все-таки неправильно живу и… вспомнить о том, что всегда и в любой ситуации есть выход. И выход этот единственный: Господь. Все мы начинаем вспоминать о Боге только в скорбях, болезнях и т.п. В том числе, и люди церковные: те, кто более-менее регулярно посещают храм, исповедуются и причащаются; даже они вспоминают о Боге – о том, что все проблемы решаются именно в Нем – не сразу.

Второй этап – решимость расстаться с грехом и непосредственное исповедание греха. Блудный сын принимает это единственно правильное решение: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (). Человек уже понял, что так, как он живет сейчас, жить нельзя, поэтому он предпринимает конкретные шаги, чтобы изменить ситуацию.

Господь, подобно отцу из евангельской притчи, ждет каждого из нас. Господь, если можно так выразиться, жаждет нашего покаяния. Никто из нас не заботится о нашем собственном спасении так, как Бог. Каждый из нас, я полагаю, переживал ту радость, облегчение, глубокий мир души после по-настоящему серьезной исповеди? Господь и ждет от нас этой глубины, серьезности по отношению к Себе. Мы делаем шаг навстречу Богу, а Он – несколько шагов навстречу нам. Лишь бы мы решились и сделали этот спасительный шаг вперед… А это как раз и проявляется, прежде всего, в исповеди.

Что мы говорим на исповеди Богу? Это, собственно, и является основной темой настоящей статьи. Начнем с того, что человек иногда даже не понимает, в чем ему каяться: «Никого не убивал, не воровал» и т.д. И если в ветхозаветной системе координат, на уровне десяти Моисеевых заповедей (к которым близки так называемые «общечеловеческие ценности»), мы как-то ориентируемся, то Евангелие остается для нас какой-то далекой, запредельной реальностью, никак не связанной с жизнью. А ведь именно заповеди Евангелия являются для христиан тем законом, который должен регулировать всю их жизнь. Поэтому для начала мы должны потрудиться хотя бы узнать об этих заповедях. Лучше всего читать Евангелие с толкованием святых отцов. Вы спросите: а что, мы сами не сможем самостоятельно понять Новый Завет? Что ж, начните читать, и я думаю, у вас появится масса вопросов. Чтобы найти на них ответы, можно почитать книгу архиепископа «Четвероевангелие». Также можно посоветовать замечательную книгу «Толкование Евангелия» , который весьма удачно синтезировал святоотеческий опыт. Похожий труд принадлежит : «Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного писания». Все эти тексты сейчас без особых проблем можно найти в церковных лавках, магазинах или, во всяком случае, в сети Интернет.

Когда человеку откроется перспектива евангельской жизни, он, наконец, осознает, насколько его собственная жизнь далека от самых элементарных основ Евангелия. Вот тогда-то само собой станет понятно, в чем надо каяться и как дальше жить.

Теперь необходимо сказать несколько слов о том, как нужно исповедоваться. Оказывается, этому тоже надо учиться и, порой, всю жизнь. Как часто слышишь на исповеди сухое, формальное перечисление грехов, вычитанных в какой-нибудь церковной (или околоцерковной) брошюрке. Однажды на исповеди молодой человек прочитал по бумажке среди прочих грехов «любление экипажей». Я у него спросил – представляет ли он, что это такое? Он честно сказал: «Приблизительно» и улыбнулся. Когда выслушиваешь на исповеди эти трактаты, то со временем начинаешь определять первоисточники: «Ага, это из книжки «В помощь кающимся», а это из «Лекарства от греха…».

Конечно, есть действительно хорошие пособия, которые можно рекомендовать начинающим исповедникам. Например, «Опыт построения исповеди» архимандрита или уже упомянутая нами книга «В помощь кающимся», составленная по творениям . Ими, конечно, можно пользоваться, но только с известной оговоркой. Нельзя на них «застревать». Христианин и в исповеди должен прогрессировать. К примеру, человек может годами ходить на исповедь и, как хорошо заученный урок, твердить одно и то же: «Согрешил делом, словом, помышлением, осуждением, празднословием, нерадением, рассеянностью на молитве…» – далее следует определенный набор так называемых общих грехов так называемых церковных людей. В чем здесь проблема? Да в том, что человек отвыкает от духовной работы над своей душой и постепенно привыкает к этому греховному «джентльменскому набору» настолько, что почти ничего уже не чувствует на исповеди. Очень часто человек прячет за этими общими словами реальную боль и стыд от греха. Ведь одно дело скороговоркой пробормотать, среди прочего, «осуждением, празднословием, просмотром плохих изображений», и совсем другое – мужественно обнажить конкретный грех во всем его безобразии: поливал грязью коллегу за его спиной, упрекал своего друга за то, что не одолжил мне денег, смотрел порнофильм…

Можно, конечно, впасть и в другую крайность, когда человек погружается в мелочное болезненное самокопание. Можно дойти до того, что исповедник будет даже испытывать удовольствие от греха, как бы вновь его переживая, или же начнет гордиться: вот, мол, какой я глубокий человек со сложной и богатой внутренней жизнью… О грехе надо сказать главное, суть его, а не, простите, обсмактывать…

Также полезно напомнить, что когда мы исповедуем какие-либо грехи, то тем самым берем на себя обязательство их не совершать или, по крайней мере, бороться с ними. Просто поговорить о грехах на исповеди – великая безответственность. Некоторые при этом начинают еще и богословствовать: у меня нет смирения, потому что нет послушания, а послушания нет, потому что нет духовника, а духовников сейчас хороших не найти, потому что «последние времена» и «старцев нашему времени не дано»… Иные начинают вообще исповедоваться в грехах своих родственников, знакомых… только не в своих. Лукавая наша природа пытается таким образом даже на исповеди оправдать себя перед Богом и «свалить» вину на кого-нибудь другого. Поэтому грех надо действительно… оплакать на исповеди, обнажить без утайки всю его мерзость – обличить. Если человеку стыдно на исповеди, то это добрый знак. Значит, благодать Божия уже коснулась души.

Иногда человек кается (даже со слезами на глазах) в том, что съел в постный день непостный пряник или искусился супом с подсолнечным маслом… При этом совершенно не замечает, что живет уже много лет во вражде с невесткой или мужем, безразлично проходит мимо чужой беды; совершенно наплевательски относится к своим семейным или служебным обязанностям… Слепцы, не видящие дальше собственного носа, «оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» ()!.. Это касается именно тех людей, которые считают себя воцерковленными, ходят не один год (или даже десятилетие) в храм Божий и… живут при этом в каком-то придуманном ими самими мире – там нет Бога, потому что нет главного: любви к людям. Как Господь Иисус Христос обличал нас в этой нравственной слепоте и скорбел о «закваске фарисейской и саддукейской», которой все мы более или менее поражены… Девчонку, зашедшую в в брюках, или подвыпившего парня сразу видим и, как коршуны, набрасываемся на них: пошли вон из нашего храма!..

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» ().

Итак, исповедоваться надо конкретно, лаконично, безжалостно по отношению к себе (к своему «ветхому человеку»), ничего не утаивая, не приукрашивая, не умаляя грех. Сначала нужно исповедовать самые грубые, самые постыдные, отвратительные грехи – решительно вываливать эти грязные замшелые камни из дома души. Затем уже собирать остальные камешки, выметать, выскабливать по сусекам…

Готовиться к исповеди нужно заранее, а не наспех, кое-как, уже стоя в храме. Можно готовиться за несколько дней (этот процесс на церковном языке называется говением). Подготовка к Таинствам Исповеди и Причастию – это не только пищевая диета (хотя это тоже важно), но и глубокое исследование своей души, и молитвенное призывание Божией помощи. Для последнего, кстати, предназначено так называемое Правило к Причастию, которое может быть разным в зависимости от уровня воцерковления христианина. Убежден, что заставлять человека, делающего первые шаги в Церкви, вычитывать все большое правило на непонятном для него церковнославянском языке – это «налагать бремена неудобоносимые» (). Мера поста и молитвенного правила должна быть согласована со священником.

Теперь рассмотрим третий этап покаяния, наверное, самый сложный. После того как грех осознан и исповедан, христианин должен своей жизнью доказать покаяние. Это означает очень простую вещь: не совершать больше исповеданный грех. И вот тут-то начинается самое сложное, самое мучительное… Человек думал, что, поисповедовавшись, испытав опыт благодатного утешения от исповеди, все выполнил, и теперь, наконец, можно наслаждаться жизнью в Боге. Но, оказывается, все только начинается! Начинается жестокая борьба с грехом. Вернее, она должна бы начаться. На деле же часто человек пасует перед этой борьбой и снова впадает в грех.

Хотелось бы обратить ваше внимание на одну странную (на первый взгляд) закономерность. Вот человек поисповедовался в каком-то грехе. К примеру, в раздражении. И почему-то сразу – или в этот день, или в ближайшее время – снова находится повод для раздражения. Искушение тут как тут. Даже иногда в еще более тяжелой форме, чем это было до исповеди. Некоторые христиане поэтому даже боятся часто исповедоваться и причащаться – боятся «усиления искушений». Но в том-то и дело, что Господь, принимая наше покаяние, дает нам возможность доказать серьезность нашей исповеди и на деле это покаяние осуществить. Господь предлагает своеобразную «работу над ошибками», чтобы человек на этот раз не поддался греху, а поступил правильно: по-евангельски. И самое главное – человек уже вооружен на борьбу с грехом благодатью Божией, полученной в Таинстве исповеди. В меру нашей искренности, серьезности, глубины, проявленной на исповеди, Господь дает нам и Свою благодатную силу для борьбы с грехом. Нельзя упустить этот божественный шанс! Не надо бояться новых искушений, надо быть к ним готовым, чтобы мужественно встретить их и… не согрешить. Только тогда будет поставлена точка в нашей покаянной эпопее и будет одержана победа над каким-то отдельным грехом. Очень важен этот момент – необходимо сосредоточиться на борьбе, прежде всего, с каким-то отдельным грехом. Как правило, мы начинаем искоренять в себе самые очевидные, грубые грехи – такие, как блуд, пьянство, наркотики, табакокурение… Только исторгнув из своей души эти грубые грехи, человек начнет видеть в себе остальные, более тонкие (но не менее опасные) грехи: тщеславие, осуждение, зависть, раздражительсность…

Оптинский старец преподобный так говорил по этому поводу: «Надо знать, какая страсть беспокоит более всего, с ней и нужно бороться особенно. Для этого надо ежедневно проверять свою совесть…». Не только на исповеди надо каяться в грехах, но хорошо, если христианин вечером, перед сном, например, вспомнит прожитый день и покается перед Господом в своих греховных мыслях, чувствах, намерениях или устремлениях… «От тайных моих очисти меня» (), – молился псалмопевец Давид.

Итак, необходимо сосредоточиться на конкретном грехе, который действительно мешает жить, тормозит всю нашу духовную жизнь, и ополчиться на этот грех. Постоянно исповедовать его, бороться с ним всеми доступными нам средствами; читать творения святых отцов о способах борьбы с этим грехом, советоваться с духовником. Хорошо, если христианин найдет себе со временем духовника – это большая помощь в духовной жизни. Нужно молиться Господу, чтобы Он сподобил такого дара: настоящего духовника. Не обязательно это должен быть старец (да и где их, старцев, найдешь в наше время?). Достаточно найти трезвомыслящего, знакомого со святоотеческим преданием священника, обладающего хотя бы минимальным духовным опытом.

Исповедь должна быть регулярной (как и причастие Святых Христовых Таин). Частота исповеди и Причастия индивидуальна для каждого человека. Этот вопрос решается с духовником. Однако, в любом случае, христианин должен хотя бы раз в месяц исповедоваться и причащаться. Это важно именно потому, что душа регулярно засоряется всяким греховным хламом. Ни у кого не возникает вопросов, почему нужно регулярно умываться, чистить зубы, показываться врачу… Точно так же и душа наша нуждается в бережном уходе за ней. Человек – целостное существо, состоящее из души и тела. И если за телом мы ухаживаем, то о душе – увы! – часто совсем забываем… Именно в силу вышеуказанной целостности человека нерадение о душе сказывается потом и на телесном здоровье, да и вообще на всей жизни человека. Исповедоваться можно (и нужно!) и чаще (без Причастия), по мере необходимости. Заболит – сразу ведь бежим к врачу. Поэтому надо помнить, что и в храме нас всегда ждет Врач.

Да, инерция греха велика. Навык ко греху, который вырабатывался годами, не может не тянуть человека на дно. Страх перед этим навыком сковывает нашу волю и наполняет душу унынием: нет, я не могу победить грех… Так теряется вера в то, что Господь сможет помочь. Человек месяцами, потом годами ходит на исповедь и кается в одних и тех же трафаретных грехах. И… ничего, никаких положительных изменений.

И вот здесь очень важно помнить слова Господа о том, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (). Употреблять усилие в христианской жизни означает бороться с грехом в себе. Если христианин будет действительно бороться с собой, то скоро ощутит, как от исповеди к исповеди спрут греха начинает ослаблять свои щупальца и душа все свободнее начинает дышать. Нужно – необходимо, как воздух! – ощутить этот вкус победы. Именно жестокая, непримиримая борьба с грехом усиливает в нас веру – «и сия есть победа, победившая мир, вера наша» ().

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Великий пост - благодатное время, когда особый ход богослужения, тематика богослужебных текстов, а также воздержание от скоромной пищи настраивают человека на покаяние, тормошат спящую душу, чтобы она проснулась и посмотрела на себя, осознала в каких грехах и опасности находится. В этот момент человека начинает посещать покаянное чувство. Но зачастую люди путают исповедь и покаяние, в то время как святые отцы называют четкие различия между этими таинствами. Поэтому сегодня хотелось бы поговорить именно об этом. Что такое исповедь и что такое покаяние?

Самое главное в нашей жизни - это спасение. Господь говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие!» (Мф.4, 17). Святой Пророк Иоанн Предтеча также призывает нас в своей проповеди: «…покайтесь… (Мф.3, 2)» и «сотворите же достойный плод покаяния…» (Мф.8, 9).

Когда человек живет в миру, он совершает много грехов. Кто-то, например, пьет, курит, матом ругается, раздражается, гневается, злится и все это входит у него в привычку, грехи становятся обыденными, и в человеке нет покаяния. Когда же человек приходит к Богу, он начинает ощущать, что грехи тяготят его душу, и тогда он говорит пред Богом: «Господи! Я больше матом ругаться не буду! Пить не буду! Курить не буду! Буду стараться не раздражаться!» - вот это и есть покаяние – изменение жизни.

Когда человек приходит к священнику на исповедь, он может сказать: «Батюшка, я в Церковь не ходил. Богу не молился, постов не соблюдал. Матом ругался, пьяным напивался, раздражался. В этом я исповедуюсь и каюсь. Прощу у Бога прощения». Если человек произнес это и дал Господу обещание исправиться, то благодать Божья даст ему силы, и он от исповеди отходит с легким сердцем, т.к. снял со своей души тяжелую ношу, которую все это время нёс.

Когда люди говорят: «Я хочу жить свободно, пить, гулять, блудить, курить, матом ругаться», - это болезнь души. Если человек избавился от гнева, зла, алкоголя, курения и мата, то он стал свободным. Если же эти страсти его мучают - значит, он в плену. Бесы держат человека в этих страстях.

Святые отцы говорят, что начало духовной жизни, когда у человека открываются духовные глаза и он видит в себе бездну грехов - это и есть начало покаяния. Если человек не видит своих грехов - значит, он пока ещё духовно слеп. Тогда человеку помогаешь, напоминаешь о его грехах. Многие не думают о том, что пропускать службы - это грех. Существуют апостольские правила, в которых говорится, что если кто-то не был в храме три воскресных дня без уважительной причины, то он отлучается от Церкви. Я обычно спрашиваю: «Ты посты соблюдал?» и слышу в ответ: «Не соблюдал никогда». Об этом тоже говорится в апостольских правилах: если человек не соблюдает посты в среду и пятницу, то он отлучается от Церкви. Священник напоминает на исповеди о том, что это тяжкие грехи. Я спрашиваю: «Ты не молился?» и человек признается: «Да, не молился. Только принял Крещение. Даже молитв не знаю». Это тоже грех, в котором надо покаяться.

Священник помогает человеку на исповеди, напоминает ему грехи, объясняет, что гордыня - самый тяжкий грех. Когда человек находится в гордыне, он всегда раздражается. Почему так происходит? Потому что человек о себе высокого мнения, обижается, всегда недоволен, стремится быть на высоте, хочет, чтобы о нем говорили только хорошее, а это Господу неугодно. Афонский старец Паисий Святогорец, когда был маленьким, бегал наперегонки со своими друзьями и прибегал первым. Родители Паисия говорили, что так делать нельзя, потому что в этом скрывается гордыня. Лучше уступить место другому, пусть он прибежит первым. Так и когда в школе учишься – хочешь быть первым. Такого быть не должно. Надо всегда уступать место другому. Нужно уметь смиряться. Это полезно для нас. Порой бывает так, что Господь попускает нам для нашего смирения стать вторыми, а то даже и последними. Все это полезно для нас.

Когда человек покаялся первый раз в жизни, искренне исповедовался, ему кажется, что он всё сказал. Я обычно говорю, что это только начало. На самом деле, вы будете вспоминать свои грехи ещё года два - три. Возьмите бумажку, если вдруг что-то вспомните - запишите, чтобы не забыть, потому что у карандаша или у ручки память лучше, чем у нас. Если вы ещё что-то вспомните, нужно опять все записать, а потом на исповеди покаяться в этом. Всё, что мы делаем, говорим, о чём мыслим, запечатлевается в вечности на все времена. Сколько нами было сказано нехорошего! Сколько ложных тщеславных слов! Сколько всего мы сказали с гордостью! Порой мы забываем об этом, а злые духи не забывают и всё сохраняют.

Расскажу одну историю. Мой брат Николай работал кондуктором. Однажды он ждал поезд, и так как в запасе было время, он надел тулуп, чтобы не замерзнуть и прилег на диване. Николай ещё не успел заснуть и вдруг увидел, что входит прекрасный юноша и говорит: «Николай, вставай! Пойдем со мной». Он встал, оглянулся и увидел своё тело со стороны. Они пошли по коридору и вдруг оказались в одной из комнат, где стоял стол, покрытый красной тканью, и на нем лежали толстые книги. Там же находились два рогатых беса. Как только Николай вошел, они взглянули на него и говорят: «А, Николай! Давай посмотрим!». Один бес открыл книгу и начал перечислять все его грехи с юности, даже те, о которых он и не помнил. Затем другой бес сделал то же самое. Николай взял эту книгу и кинул её в бесов. Они бросились из-за стола и стали его бить. Но юноша сказал: «Не трогайте его». После этого Николай очнулся опять на диване. Господь открыл ему, что примерно с семи лет, когда человек осознает, что такое грехи, бесы уже контролируют наши слова, дела и мысли.

Бывают такие случаи, когда приходят на исповедь и говорят: «Батюшка! Я во всем грешна!», тогда я начинаю спрашивать:

Народ расстреливала?

Дома поджигала?

На луну летала?

Надо сказать то, что ты делала в своей жизни.

Совесть часто обличает нас - мы слышим голос Божий. Некоторые пытаются «заглушить» свою совесть. Так поступать нельзя. Когда мы искренне покаемся, тогда душа освободится и Господь даст благодатную силу. После этого человек не грешит, он имеет страх Божий. Бывает, человек подходит и говорит: «Батюшка, я грешен в этом, в этом и в этом, но не дает обещания исправиться, остается таким же, каким и был. Если же человек спрашивает, как избавиться от определенного греха, то батюшка всегда посоветует как поступить и тогда надо его послушаться. Если мы говорим о плотском грехе, то следует мяса и сладкого не вкушать, никого не осуждать, не гордиться, не раздражаться, никого не обижать, досыта не есть. Если страсти будут беспокоить, то можно в пятницу не кушать. Если и этого будет мало, то и в среду и в понедельник. Таким путем мы можем достигнуть того, что все страсти у нас прекратятся. Конечно, всё начинается с помыслов, от нашего невоздержания. Не надо лезть туда, где огонь, сидеть в интернете, искать по телевизору всякую грязь. А если туда окунулись, о чем это говорит? О том, что мы нечистоплотны, а это Господу неугодно. Поэтому надо жить в чистоте.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Батюшка, человек созрел для покаяния, решил написать исповедь. Как ему правильно выстроить исповедь? С чего начать, в первую очередь?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Следует начать с самых тяжких грехов - убийства, блуда. Как только вы назовете их, вам станет легче исповедоваться дальше.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Насколько подробно нужно рассказывать о таких грехах?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

На исповеди не нужно говорить о том, как грех совершался.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Нужно ли говорить о том, сколько раз совершали какой-то грех?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Если человек пришел на исповедь в первый раз и покаялся, то ему не нужно повторять этого. Господь ему грех простил.

Телефонный звонок:

Я была на вечерней службе на исповеди и попросила у священника благословления на пост. Так как у меня вторая группа инвалидности, то врач категорически запретил мне поститься. Священник же не дает послабления и говорит идти к другому врачу, который не запретит. Скажите, пожалуйста, как быть дальше? Я просила в субботу и воскресенье немножко творога и рыбы.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Я исповедовал десять лет в Троице - Сергиевой лавре и пять лет в Почаевской. У духовников обычно было заведено так, что болящим разрешается рыба, но не молочные продукты. Когда мать святого праведного Иоанна Кронштадтского заболела и была при смерти, врач сказал ей съесть куриный бульон, на что она ответила: «Я никогда в жизни не нарушала поста и никогда не нарушу. Господь меня исцелит». И Господь исцелил ее. В Библии сказано: «Если хочешь быть здоров - не греши». Согрешишь - пойдешь к врачу, врач тебе выпишет лекарство, а Бог лечит (см.: Сир. 38, 1-15).

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Батюшка, нам задали такой вопрос: «Я болею уже 30 лет, сейчас мне 40. Не хожу, испытываю слабость всего тела. Воцерковлена с самого начала болезни, соблюдаю все посты, молюсь. На дому надо мной совершают все таинства. Что мне полезно будет сделать ещё, чтобы Господь меня услышал? Может, моя вера слаба?»

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Самое главное - благодарить Бога. Как-то один духовник на святой горе Афон склонил голову. К нему подошел другой старец и говорит: «Батюшка, что с вами?» Тот отвечает:

Господь меня оставил.

Как оставил?

День прошел, и никаких искушений не было. Все было хорошо.

Если есть болезни - значит, Господь мимо не прошел, посетил. За это надо благодарить Бога. Это очень ценно. Нужно просить молитв близких людей, чтобы они помолились за нас. Вот это - самое главное. Не нужно роптать, отчаиваться, обвинять кого-то – Бога или ближних. Нужно винить только себя. Лучше здесь временно всё пережить, претерпеть, чтобы душа вышл свободной, чистой в духовный мир. Конечно, страшно и ужасно, когда человек грешит на земле и не осознает этого, а постоянно пребывает в грехе. Бесы связывают человека по рукам и ногам и не дают ему духовно возрастать. Вот это страшно. Так что надо Бога благодарить за болезни.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Батюшка, ещё очень важной составляющей частью правильного покаяния и исповеди является духовный отец. Как правильно выбрать себе духовника?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Об этом надо попросить Господа. Когда я учился на первом курсе семинарии, пошел под Успенский Собор и дорогой думал так: «Сейчас я войду в храм на исповедь, и первый священник, который выйдет, станет моим духовником». В этот момент выходит из алтаря архимандрит и у меня появляется мысль: «Вот твой духовный отец». Так это до сегодняшнего дня, уже 50 лет. Сам Бог пошлет того, кому ты сможешь раскрыться. Конечно, этот вопрос очень сложный.

Надо хоть раз в жизни по- настоящему покаяться от юности, найти кому сможешь довериться. В приходских храмах немного священников, а народу много и батюшка не может одного человека подробно исповедовать. Надо пойти в монастырь и исповедаться там полностью у какого-то духовника. Необходимо, чтобы на совести ничего не оставалось. Это самое главное.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Батюшка, порой человек встречается с внутренним препятствием. Он хочет покаяться, но пытается подбирать слова на исповеди. Ему кажется некрасивым и постыдным назвать все свои грехи. Надо подобрать такие слова, чтобы и о грехе сказать и не испытать сильного стыда. Но тогда человек сталкивается с тем, что когда он отходит от исповеди, то не испытывает на душе мира. Совесть обличает его. Из-за чего это происходит?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Такое бывает, когда человек не полностью раскрыл грех. У священника бывает много народу на исповеди. Не нужно стесняться говорить грехи, потому что злой дух, который неотступен от нас, всегда внушает нам это. Не надо бояться того, что священник о тебе подумает. Надо смело говорить, тогда Господь принимает такую кающуюся душу в свои объятия. Нет такого греха, который бы Господь не простил. Нет такой болезни, которую бы Бог не исцелил.

Телефонный звонок:

Существуют разные мнения о порядке исповеди и соборования. Разъясните, пожалуйста, этот вопрос?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Апостол Иаков говорит: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак.5, 14). «И если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5, 15). Прежде чем собороваться, человек должен пойти на исповедь, покаяться во всех грехах, чтобы на совести у него ничего не оставалось. В Таинстве Соборования прощаются те грехи, которые человек по немощи своей уже не помнит.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Что значит «прощеный грех »? Я прочитал у святых отцов, о том, что прошеный грех - буквально значит «небывший грех », т.е. если человек совершил грех и покаялся в нем, то в очах Божьих этого греха и не было. Вот какую великую силу имеет покаяние!

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Да. В греческом языке слово «грех » означает промах. Когда человек целится «в десятку», а попадает в «молоко», то это – промах. Так же происходит и когда человек грешит, но думает так: «Сейчас я напьюсь или покурю и получу от этого удовольствие». Оказывается, человек ошибается. Это принесет ему большое зло. Уходит благодать Божья, наступает унынье, отчаянье, тревога и нет радости. А апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите» (1 Фес.5, 16-18).

Телефонный звонок:

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Врагов у нас нет. У нас только один враг – дьявол и грехи, которые мы совершаем. Я был в Иерусалиме. Там живут иудеи, мусульмане, протестанты и православные. Многие живут дружно. У нас не должно быть врагов. Мы должны примером своей жизни показывать другим, что наша вера православная - правильно славящая Бога. Вражда не приводит к хорошему. Она ведет к кровопролитию и разрушению. Представьте себе, что вы родились в другой вере и в день Страшного суда Господня откроются наши дела. По делам нашим мы получим наказание или награду.

Телефонный звонок:

В 28 лет у меня уже было Евангелие, тогда ещё нельзя было ходить в храм. Я работала учительницей и везде в дороге рассказывала о Боге. Если я ехала до Симферополя, а сама в то время жила в Крыму, то три часа рассказывала водителю о Евангелии - я его уже выучила наизусть. Слава Богу, почти все выслушивали и только некоторые водители морщились и говорили, что мне не надо платить 4 рубля, лишь бы я вышла из машины. Остальные реагировали по-другому. Однажды мне надо было заплатить 3 рубля, а у меня было только 2, и водитель сказал: «Я бы ехал с вами всю жизнь, лишь бы вы только про Бога рассказывали». Правильно ли я делала, ведь сказано: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями?» (Мф.7, 6).

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Если человек сыт, а вы будете его заставлять кушать, то он скажет: «Я сыт. Мне больше не надо». И, наоборот, если человек голоден и нуждается в пище, то надо его накормить - т.е. поговорить с ним о Боге. Поэтому тот водитель так и сказал вам. Он был доволен и напитался духовной пищей. А тот человек, который душой мертв, не нуждается в этом. Если же человек другой веры и слушать тебя не захочет, значит, не надо говорить. Когда я еду в подряснике в поезде, то никому ничего не говорю. Люди сами спрашивают: «Где Вы служите? Где живете? Вы что, верите в Бога?» Я отвечаю: «Да, верю. Потому что неверующих людей на земле нет. Одни верят, что Бог есть, другие - что нет». И начинается разговор. Я о Боге ничего не говорю. При советской власти, когда я ехал в поезде, порой бывало, что купе полностью набивалось людьми: одни послушали, потом вошли вторые, а за ними и третьи. Все постоянно слушали. Я им рассказывал про птичку, про самолет, про природу. Даже если и власти будут слушать - я ничего крамольного не говорил, не было никакой агитации. Я просто отвечал на вопросы. Однажды я вышел на остановке в 4 часа утра, оглянулся - оказывается в том вагоне, где я ехал, почти в каждом окне по 2-3 человека махали мне рукой!

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Это было в советское время?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

В советское время. Говорить надо, потому что вера от слышания, а слышание - от слова Божия, по Священному писанию.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Священное писание приводит примеры этого. Первомученик Стефан говорил проповедь иудеям, врагам Христовым. Как они реагировали? Они не просто говорили: «Нам не надо», они скрежетали зубами, раздирали на себе одежду, потому что эта речь обличала их. Она жгла их, как огонь, но он всё равно говорил. Мы же не знаем, может, кто-то из этих иудеев потом покаялся.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Вопрос: Уместно ли задавать вопросы монашествующим священникам и подробно советоваться по устройству личной жизни? Или лучше обращаться с такими вопросами к белому духовенству?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Если священник опытный, то можно к нему обращаться.

Телефонный звонок:

У меня не состоялся брак. После венчания я не познал свою жену. Она боялась, что у нас будут больные дети, потому что я от армии освобожден по статье, а она состояла на учете, так как тоже была больной. Я ушел от неё. Мы развелись, и через три года она родила нормального ребенка в другом браке. Бес меня подзуживает: как бы ей отмстить, лукавый не дает покоя. Надо её простить, оставить на суд Божий?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Надо сказать, что случаев больших и малых, до мелочей не бывает. Это промысел Божий. Вам надо молиться за неё. Если у нас есть враги, которые против нас, то бесы через них действуют на нас. И когда мы молимся, то этот человек уже не является для нас врагом. Он - создание Божье и Господь не вменяет нам во грех, если мы молимся за этого человека. Надо пережить это искушение, оно не без промысла Божьего. Это всё пройдет. Значит, так надо. Бог это попустил, скажите: «Слава Богу за всё!» Если мы будем Бога благодарить за всё, что с нами в жизни бывает, даже если, например, у вас вырвали сумку, а там было много денег - значит, это не без воли Божьей. Слава Богу за всё! Нужно благодарить Господа. Как-то у меня были посетители, которые спросили меня: «Батюшка! Дайте нам наставление, как правильно жить в этой жизни?» Я ответил: «Сейчас вы едете в Москву, приезжаете к своему дому, а там много пожарных машин, машины скорой помощи, и вы на 100% убедились, что ваша квартира и все вещи в ней сгорели. Не надо поднимать панику. Нужно поступить как Иов Многострадальный и сказать: «Бог дал, Бог взял. Слава Богу за всё!» Это будет пред Богом как подвиг. Вы сели в машину, поехали к знакомым, вашу машину занесло и вы врезались в столб. Не надо расстраиваться, надо выйти и сказать: «Слава Богу, все живы. Если б не билось, не ломалось - то куда бы всё девалось? Слава Богу! Значит, так надо». Это Господу будет угодно. Вы приехали к знакомым, сели за стол чай пить - и вдруг с вами случился приступ. Вызвали скорую помощь, и вы оказались на операционном столе. И здесь надо сказать: «Слава Богу за всё!» Всё, что Господь не делает - всё к лучшему, потому что Бог - это Любовь. Он больше беспокоится о нашем здоровье, о нашем спасении, нежели мы сами. Вот так мы должны правильно жить.

Есть народная пословица: «Потерял богатство - ничего не потерял. Потерял здоровье - половину потерял. Потерял веру в Бога - всё потерял». Сто лет назад в России было сто пятьдесят миллионов населения, и большинство были верующими. А потом пришли люди и сказали, что Бога нет, и некоторые приняли это за истину, пошли против Бога и разрушили страну. Без Бога все разрушается…

Наверное, сейчас трудно найти человека, который бы ничего не слышал об исповеди. Даже те, у кого нет привычки ходить в храм, имеют какое-то представление об этом действии. Тем не менее необходимо знать твердо, что же такое исповедь.

Что есть исповедь?

Исповедь - это церковное таинство, то есть тайна. Почему тайна? Прежде всего, потому, что тайным и непостижимым образом для нас происходит очищение наших грехов. Все те поступки, которые расходятся с заповедями, данными нам Богом, которые мы совершили после крещения, смываются с души, и она становится вновь чистой и безгрешной. Конечно же, вряд ли все грехи возможно вспомнить на одной исповеди, поэтому желательно исповедоваться регулярно.

Как исповедоваться в первый раз

Первая исповедь подобна первому свиданию, настолько она таинственна и трудно предсказуема. У большинства людей, которые не являются активными прихожанами церкви, возникает один и тот же вопрос: "Как же подступать к этому таинству в первый раз?" Действительно, первая исповедь пугает людей, они не знают, как она пройдет, чего от нее ждать. Существует много книг и небольших брошюр о том, как исповедоваться в первый раз, где все очень подробно описано. Тем не менее стоит остановиться поподробнее на этом таинстве.

Прежде всего, не стоит пугаться этого действия. Священник - это в первую очередь человек, который действует не от своего имени, а от имени Бога. А Бог есть любовь, как говорит нам Священное Писание, поэтому не стоит ждать, что кто-то вас будет ругать или осуждать. Наоборот, священник прекрасно поймет ваше состояние, тем более увидит, что это ваше первое участие в этом таинстве. Чаще всего священнослужители доброжелательны и немногословны. Они никогда не выскажут своего личного отношения к человеку и его поступкам. Так их учили, и это правильно. Кроме этого, наверное, каждый батюшка помнит и свою первую исповедь, вот почему бояться не стоит.

Не стоит бояться спрашивать у опытных прихожан о том, как исповедоваться в первый раз. В основном люди охотно подсказывают, как это делать, что говорить и даже как молиться. Особенно хорошо, если такие прихожане найдутся из числа знакомых, тогда в этом случае они ответят на все вопросы, которые мучают вас, а главное, на тот самый, пугающий: "Как исповедоваться в первый раз?" Ну а основным моментам мы прямо сейчас уделим внимание.

Как исповедоваться батюшке - основные моменты

Исповедь обычно проходит во время или после службы сбоку от аналоя, который представляет собой деревянную подставку под крест или Евангелие. Обычно выстраивается очередь людей из желающих исповедоваться. Каждая такая беседа не длится долго, ведь очень часто людей много, а батюшка только один.

Перед тем как идти к батюшке, обычно складывают руки на груди крест-накрест и кланяются тому, кто стоит позади, тем самым прося его милости и разрешения пройти впереди него. После этого нужно пройти за аналой, к священнику. Батюшка никогда не показывает своих эмоций, говорит вполголоса и очень мало. Вопрос о том, как исповедоваться, что говорить, можно задать и ему, и он непременно ответит, но лучше будет заранее подготовится к этому разговору.

Многие предпочитают ничего не говорить, а доверить бумаге свои грехи. Так тоже можно, это не возбраняется. Батюшка в таком случае сам прочитает записку, а потому прочитает разрешительную молитву. Однако лучше проговаривать свои грехи. После исповедания священник покрывает человека епитрахилью, представляющей собой длинный желтый фартук, и читает молитву, которая и обладает очистительным действием.

Состав исповеди: что говорить

Чтобы знать, как исповедоваться, что говорить, можно приобрести соответствующую литературу в церковных лавках. Там все очень подробно расписано.

Некоторые люди начинают жаловаться на жизнь, на окружающих в процессе исповеди. Конечно же, это неправильно. Нужно говорить лишь о себе. Желательно исповедоваться согласно порядку, приведенному в книгах по подготовке. Там написано, как исповедоваться и причащаться.

Таинство причастия

Причастие - это еще одно из таинств церкви. Оно происходит после исповеди, причем учувствуют в нем только те люди, которые исповедовались. Причастие - это не менее загадочное и таинственное явление в церкви. Во время него люди становятся частью Бога посредством того, что они вкушают хлеб и вино, которые были освящены в алтаре до причастия.

К причастию допускаются лишь те, кто исповедовался накануне, и малыши до семи лет. С семи лет дети, как и взрослые, должны тоже приходить на исповедь.

Иногда священник не допускает до причастия, когда видит, что человек не понимает смысла таинств, путается или не считает, что ему следует каяться. Также редко бывает, что он накладывает епитимью, что является формой наказания. Однако, как правило, епитимьи не бывают очень строгими, как для монахов или священников. Поэтому не стоит их бояться, а нужно лишь послушно выполнить то, что скажет батюшка.

После нескольких случаев участия в церковных таинствах вопрос о том, как исповедоваться и причащаться, уже не будет стоять так остро, ведь все станет уже знакомым и привычным, и вы сможете даже консультировать других людей, первый раз переступивших порог храма.

Детская исповедь

Как было сказано выше, дети приступают к исповеди, начиная с 7 лет. До этого считается, что они безгрешны и не нуждаются в этом таинстве. Следовательно, они могут причащаться, не исповедуясь.

Многие родители сталкиваются с вопросом о том, как исповедоваться детям. В первый раз сложно и страшно даже взрослым, а ребенок есть ребенок. У него абсолютно другое восприятие мира, другое представление о грехах. Поэтому не стоит ему навязывать свои пожелания относительно исповеди. Ребенок должен сам своими словами сформулировать те мысли и поступки, которые, по его мнению, являются греховными. Священник в случае неправильного понимания малышом исповеди научит и объяснит ему, как нужно исповедоваться и рассказывать о своих грехах.

Исповедь в пост

Пост является временем особого покаяния для православных христиан. В это время люди воздерживаются от обильной пищи, в том числе от мясных и молочных продуктов. Этим самым они приучают себя к воздержанию, что особенно необходимо для совершенствования души.

Исповедь в пост очень желательна, ведь очищать нужно не только тело, но и душу. Вопрос о том, как исповедоваться в пост, не должен вызывать недоумений. Исповедь происходит точно так же, как и в другие, непостные, дни. Не существует каких-либо различий. Наоборот, исповедь в пост проходит даже легче. Дело в том, что перед любой исповедью желательно поститься, а во время поста такая дополнительная подготовка не требуется, потому что человек уже будет готов к таинству. Исповедь во время поста - это его итог, завершение, вот почему не стоит пренебрегать ею.

Как часто ходить на исповедь?

Нужно ли ходить на исповедь каждую неделю? Или раз в месяц? Этот вопрос задают себе все, кто только начинает посещать храм, и те, кто уже давно является его прихожанами. На самом деле не существует единого правила относительно частоты исповедания, все зависит от желания человека, от его внутреннего состояния. Желательно все-таки исповедоваться не реже 1 раза в год, а остальное - по желанию и необходимости.

Исповедь оставляет яркие воспоминания в душе каждого человека. Наверное, каждый помнит свою первую исповедь. Многие называют ее «душевной баней», и в этом есть своя логика. Душа облегчается от тяжести накрывших ее грехов и страстей, а это немаловажно!

Это бабушки постоянно ходят на исповедь и причастие. А мы молодые даже не понимаем зачем это надо. А оказывается это самый простой способ решения многих проблем. После причастия мы как бы рождаемся заново и избавляемся от последствия своих отрицательных поступков и слов. Итак, совет от меня: сходите в церковь на исповедь и причастие. А о том как к этому подготовиться читайте дальше.

Желающему получить прощение грехов и спастись требуется следующее:

Необходимо быть православным христианином, принявшим таинство Крещения от законного священника (крещенные бабушками или кем-то другим должны решить этот вопрос со священником). Надо твердо верить и принимать Откровение Бога, данного Церкви – Библию. Суть его кратко изложена в Символе веры, который мы должны знать наизусть. Объяснение нашей веры можно узнать в книге «Катехизис». Она всегда есть в церковной лавке или библиотеке.

  1. Надо вспомнить (и если нужно записать) свои злые дела, начиная с 7 лет (или с момента Крещения – ктокрестился взрослым) и признать, что во всех своих злых делах виноват только ты, и никто больше. Огромное зло делают те, кто на исповеди рассказывают о чужих грехах.

  2. Надо обещать Богу, что при Его помощи ты приложишь все старания, чтобы не повторять грех, а сделать противоположное доброе дело.

  3. Если грех привел к ущербу ближнего, нужно еще перед исповедью приложить все старания, чтобы загладить этот вред (отдать украденное, помириться с обиженным).

  4. Надо самому ради крови Христа простить все обиды, тогда и Бог простит нам грех.

Как подготовиться к исповеди

Желающий принести перед Богом покаяние в содеянных грехах должен подготовиться к Таинству Исповеди. К исповеди нужно приготовиться заранее: желательно прочесть литературу, посвященную Таинствам Исповеди и Причащения, вспомнить все свои грехи, можно выписать их на отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Иногда листок с перечисленными грехами отдают на прочтение духовнику, но о грехах, которые особенно тяготят душу, нужно рассказать вслух. Не нужно рассказывать духовнику длинных историй, достаточно изложить сам грех. К примеру, если вы находитесь во вражде с родственниками или соседями, не нужно рассказывать, что стало причиной этой вражды - необходимо покаяться в самом грехе осуждения родных или соседей. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце. Нужно помнить, что исповедь - это не только осознание собственных недостатков, но прежде всего - жажда очиститься от них. Ни в коем случае недопустимо оправдание себя - это уже не покаяние!

Хорошо выработать привычку каждый вечер анализировать прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди у духовника. Необходимо примириться с ближними и попросить прощения у всех, кого обидели. Подготавливаясь к исповеди, желательно усилить свое вечернее молитвенное правило чтением Покаянного канона, который находится в православном молитвослове.

Чтобы исповедоваться, необходимо узнать, когда в храме происходит Таинство Исповеди. В тех храмах, где служба совершается каждый день, каждый день совершается и Таинство Исповеди. В тех же храмах, где нет ежедневной службы, нужно предварительно ознакомиться с расписанием служб.

Как подготовить к исповеди детей

Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают к Таинству Причащения без предварительной исповеди, но необходимо с самого раннего детства вырабатывать у детей чувство благоговения перед этим великим Таинством. Частое причащение без должной подготовки может выработать у детей нежелательное чувство обыденности происходящего. Младенцев желательно за 2-3 дня подготавливать к предстоящему Причастию: читать с ними Евангелие, жития святых, другие душеполезные книги, сократить, а лучше совсем исключить просмотр телевизора (но делать это нужно очень тактично, не вырабатывая у ребенка отрицательных ассоциаций с подготовкой к Причастию), проследить за их молитвой утром и перед сном, побеседовать с ребенком о прошедших днях и подвести его к ощущению стыда за собственные проступки. Главное же нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребенка, как личный пример родителей.

Начиная с семи лет, дети (отроки) уже приступают к Таинству Причащения, как и взрослые, только после предварительного совершения Таинства Исповеди. Во многом грехи, перечисленные в предыдущих разделах, присущи и детям, но все-таки детская исповедь имеет свои особенности.

У каждого ребенка могут быть свои, индивидуальные переживания, связанные с конкретными случаями. Задача родителей - настроить ребенка на покаянные чувства перед Таинством Исповеди. Можно посоветовать ему вспомнить свои проступки, совершенные после последней исповеди, написать свои прегрешения на листке бумаги, но не следует этого делать за него. Главное: ребенок должен понять, что Таинство Исповеди - это Таинство, очищающее от грехов душу при условии искреннего, чистосердечного покаяния и желания не повторять их более.

Как происходит исповедь

Исповедь совершается в храмах либо вечером после вечернего богослужения, либо утром перед началом литургии. Ни в коем случае нельзя опаздывать к началу исповеди, так как Таинство начинается с чтения чинопоследова-ния, в котором должен молитвенно участвовать каждый желающий исповедаться. При чтении чинопоследования священник обращается к кающимся, чтобы они назвали свои имена - все отвечают вполголоса. Те, кто опоздал к началу исповеди, к Таинству не допускаются; священник, если есть такая возможность, в конце исповеди заново читает для них чинопоследование и принимает исповедь, либо назначает ее на другой день. Нельзя приступать к Таинству Покаяния женщинам в период месячного очищения.

Исповедание обычно происходит в храме при стечении народа, поэтому нужно уважать тайну исповеди, не тесниться рядом со священником, принимающим исповедь, и не смущать исповедующегося, открывающего свои грехи священнику. Исповедь должна быть полной. Нельзя исповедовать сначала одни грехи, другие же оставлять на следующий раз. Те грехи, которые кающийся исповедовал в предыдущие исповеди и которые уже были ему отпущены, вновь не называются. При возможности нужно исповедоваться у одного и того же духовника.

В больших храмах из-за большого количества кающихся и невозможности священника принять исповедание от всех желающих, обычно практикуется «общая исповедь», когда священник перечисляет вслух наиболее распространенные грехи и стоящие перед ним исповедующиеся каются в них, после чего все по очереди подходят под разрешительную молитву. Тем, кто ни разу не был на исповеди или не исповедовался несколько лет, следует избегать общей исповеди. Таковым нужно обязательно пройти исповедь частную - для чего нужно выбрать либо будний день, когда в храме не так много исповедующихся, либо найти приход, где совершается только частная исповедь. Если же такой возможности нет, нужно на общей исповеди подойти к священнику за разрешительной молитвой в числе последних, дабы никого не задерживать, и, объяснив ситуацию, открыться ему в содеянных грехах. Так же должны поступить и те, кто имеет тяжкий грех.

Многие подвижники благочестия предупреждают, что тяжкий грех, о котором исповедующийся промолчал на общей исповеди, так и остается не раскаянным, а значит и не прощенным.

После исповедания грехов и прочтения священником разрешительной молитвы, кающийся целует лежащие на аналое Крест и Евангелие и, если готовился к причастию, берет у духовника благословение на причащение Святых Христовых Тайн.

Желающие не только исповедаться, но и причаститься, должны достойно и в соответствии с требованиями Церкви приготовиться к Таинству Причащения. Называется такое приготовление говением.

Как подготовиться к причастию

Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае - три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища - мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов - и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений и просмотра телепередач. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в храме. Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с добавлением к ним чтения Покаянного канона.

Независимо от того, когда в храме совершается Таинство Исповеди - вечером или утром, необходимо накануне причащения посетить вечернюю службу. Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу хранителю. Можно читать каждый канон отдельно, либо пользоваться молитвословами, где эти три канона объединены. Затем читается канон ко Святому Причащению до молитв ко Святому Причащению, которые читаются утром. Тем, кому трудно совершать такое молитвенное правило в один день, берут благословение у священника прочитать три канона заранее в течение дней говения.

Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила ко Святому Причащению.

Для некоторых составляет большую трудность прочтение необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к исповеди (при которой не требуется столь большой объем прочитанных молитв) и подготовку к причастию. Таким можно рекомендовать приступать к Таинствам Исповеди и Причастия поэтапно. Сначала нужно должным образом подготовиться к исповеди и при исповедании грехов попросить у духовника совета. Нужно молиться Господу, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы достойно приготовиться к Таинству Причащения.

Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие - не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с 5-6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к существующему правилу.

Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят, можно только почистить зубы. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко Святому Причащению. Если утром чтение молитв ко Святому Причащению затруднительно, то нужно взять благословение у священника прочитать их вечером накануне. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо придти вовремя, до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то исповедующийся приходит к началу службы и молится со всеми.

После этого должно подойти к священнику на исповедь и без утайки рассказать все свои злые дела, которые Христос через священника простит раскаявшемуся. Не надо бояться, что священник будет шокирован Вашей исповедью. За время служения каждый пастырь слышит практически все мыслимые грехи. Его ничем не удивишь и не расстроишь, кроме попытки свалить вину на другого. Надо помнить, что исповедь остается только между священником и вами. За разглашение тайны исповеди священника могут лишить сана.

Чтобы легче было подготовиться, приведем краткий список грехов, с которыми надо беспощадно бороться, в соответствии с 10 Заповедями:

Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Грехи: безбожие, лжеучения, коммунизм, магия, хождение к бабкам и целителям, астрология (в том числе и чтение гороскопов), участие в сектах, гордыня, хвастовство, карьеризм, самонадеянность, самолюбие.

Не делай себе кумира, не поклоняйся и не служи им. Грехи: идолопоклонство, вызывание духов, кормление домовых, гадание, человекоугодие, сребролюбие.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Грехи: кощунство, издевательство над святыней, мат, божба, нарушение обещания, данного Богу, чертыханье, не читал Библию каждый день.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему. Грехи: пропуск воскресного богослужения, работа в праздники, тунеядство, нарушение поста.

Почитай отца твоего и мать твою. Грехи: оскорбление родителей, не почитание их и не поминовение на молитвах, ругань на священство и власти, не почтение к старшим и учителям, не пригласил священника к родным перед смертью.

Не убивай. Грехи: убийство, аборты, гнев, ругань, драки, ненависть, обиды, злопамятство, раздражительность.

Не прелюбодействуй. Грехи: супружеские измены, секс вне брака, гомосексуализм, онанизм, смотрение порнографии.

Не кради. Грехи: воровство, грабеж, мошенничество, ростовщичество, скупость.

Не произноси ложного свидетельства. Грехи: лжесвидетельство, ложь, клевета, сплетни, предательство, обман.

Не желай чужого. Грехи: зависть, недовольство своим положением, ропот.

Если Вы раскаялись в этих грех, то должно подготовиться к величайшему Чуду святого Причастия, когда под видом хлеба и вина верные вкушают Тело и Кровь Христа для очищения от грехов и жизни вечной. Причастие совершается утром во время Таинства Божественной Литургии.

Для того чтобы достойно причаститься, должно подготовить себя постом (обычно 3 дня) и молитвой. Во время поста не едят яиц, мясных и молочных продуктов. Больше обычного читают Библию. Накануне Причастия вечером обязательно приходят в храм на вечернее богослужение и исповедуются в грехах. Во время подготовки прочитывается «Правило ко святому Причащению» и 3 канона – Господу, Богородице и Ангелу Хранителю. Все эти тексты есть в «Молитвослове». Если какое-то слово в молитвах не понятно, надо спросить о нем священника.

В день причастия с полуночи ничего не едят и не пьют. С утра приходят в храм и во время Литургии благоговейно подходят к св. Чаше вспоминая Смерть и Воскресение Христа. По окончании Литургии благодарят Бога и выходят в мир творить добрые дела.

Таинство Причащения

Причащение Святых Христовых Тайн есть Таинство, установленное Самим Спасителем во время Тайной вечери: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея, гл. 26, стихи 26-28).

Во время Божественной литургии совершается Таинство Святой Евхаристии - хлеб и вино таинственным образом превращаются в Тело и Кровь Христову и причастники, принимая Их во время причастия, таинственно, непостижимо для человеческого разума, соединяются с Самим Христом, так как весь Он содержится в каждой Частице Причастия.

Таинство Причащения - непостижимо великое, поэтому и требует предварительного очищения Таинством Покаяния; исключение составляют лишь младенцы до семи лет, которые причащаются без приготовления, положенного для мирян. Женщинам необходимо стереть с губ помаду. Нельзя причащаться женщинам в период месячного очищения. Женщины после родов допускаются к причастию лишь после прочтения над ними очистительной молитвы сорокового дня.

Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают один земной (если день будний) или поясной - (если день воскресный или праздничный) поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв причастники, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх левой), чинно, не теснясь, в глубоком смирении подходят к Святой Чаше. Сложился благочестивый обычай первыми к Чаше пропускать детей, затем подходят мужчины, после них - женщины. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста, принимает Святые Дары - Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь обтирают причастнику уста специальным платом, после чего он целует край святой Чаши и отходит к специальному столику, где принимает запивку (теплоту) и съедает частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту. Не приняв теплоты, нельзя прикладываться ни к иконам, ни к Кресту, ни к Евангелию.

После принятия теплоты причастники из храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения. После от-пуста (заключительных слов богослужения) причастники подходят ко Кресту и внимательно выслушивают благодарственные молитвы после Святого Причащения. После прослушивания молитв причастники чинно расходятся, стараясь как можно дольше сохранить чистоту своей очищенной от грехов души, не размениваясь на пустые разговоры и неполезные для души дела. В день после причащения Святых Тайн не совершаются земные поклоны, при благословении у священника к руке не прикладываются. Прикладываться можно лишь к иконам, Кресту и Евангелию. Остаток дня необходимо провести благочестиво: избегать многословия (лучше вообще больше молчать), просмотра телевизора, исключить супружескую близость, курящим желательно воздержаться от курения. Желательно дома прочесть благодарственные молитвы после Святого Причащения. То, что в день причастия нельзя здороваться за руку - предрассудок. Ни в коем случае нельзя причащаться несколько раз в один день.

Каждый христианин либо сам определяет время, когда ему необходимо исповедаться и причаститься, либо делает это по благословению своего духовного отца. Существует благочестивый обычай причащаться не реже пяти раз в году - в каждый из четырех многодневных постов и в день своего Ангела (день памяти святого, имя которого носишь).

Как подготовиться к первой исповеди? Этот вопрос волнует многих начинающих православных христиан. Ответ на этот вопрос Вы узнаете, если прочитаете статью!

С помощью следующих ниже простых советов вы сможете сделать первые шаги.

Как исповедоваться и причащаться в первый раз?

Исповедь в церкви

Единственным исключением может быть самая краткая «памятка» основных грехов, которые часто не осознаются таковыми.

Пример такой памятки:

а. Грехи против Господа Бога:

– неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.;

– вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверуюший);

– творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, – всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира;

– обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. - попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.

б. Грехи против ближнего:

– пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний – не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент);

– осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», - говорит Господь);

– блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня т.н. «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;

– аборт - лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его.

– присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих;

– ложь разного рода, особенно – клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не можем быть уверены в правдивости слухов), недержание слова.

Это примерный перечень наиболее распространенных грехов, но еще раз подчеркнем, что подобными «списками» не стоит увлекаться. Лучше всего при дальнейшей подготовке к исповеди использовать десять заповедей Божиих и прислушиваться к собственной совести.

  • Говорить только о грехах, причем собственных.

Говорить на исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Казалось бы, это очевидно, но как часто священники, принимая исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя. Часто в подобных рассказах личные прегрешения представляются в таком свете, что избежать их, казалось бы, и вовсе невозможно. Но грех - это всегда плод личного выбора. Крайне редко мы попадаем в такие коллизии, когда вынуждены выбирать между двумя родами греха.

  • Не выдумывать особого языка.

Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным языком. Вы исповедуетесь Богу, Который знает о ваших грехах даже больше, чем вы сами, и называя грех так, как он есть, Бога вы точно не удивите.

Не удивите вы и священника. Порой кающимся стыдно назвать священнику тот или иной грех, либо есть опасение, что священник, услышав грех, осудит вас. На самом деле священнику за годы служения приходится выслушивать очень много исповедей, и удивить его непросто. А кроме того, грехи все не оригинальны: они практически не изменились на протяжении тысячелетий. Будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, священник никогда не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.

  • Говорить о серьезном, а не мелочах.

Не надо начинать исповедь с таких грехов как нарушение поста, непосещение храма, работа в праздники, смотрение телевизора, ношение/неношение определенного рода одежды и т.п. Во-первых, это точно не самые серьезные ваши грехи. Во-вторых, это может и вовсе не быть грехом: если человек на протяжении долгих лет не приходил к Богу, то что ж каяться в несоблюдении постов, если сам «вектор» жизни был направлен не в ту сторону? В-третьих, кому нужно бесконечное копание в повседневных мелочах? Господь ожидает от нас любви и отдачи сердца, а мы ему: «рыбку в постный день съела» и «вышивала в праздник».

Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего - члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия.

  • Начать менять жизнь еще до исповеди.

Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально - «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог - не прокурор, а исповедь - не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно. Если человек намерен продолжать грешить и после исповеди, то может, с исповедью стоит повременить?

Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог.

  • Быть в мире со всеми.

«Прощайте, и прощены будете», - говорит Господь. - «Каким судом судите, таким будете судимы». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, простить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего.

Несколько практических рекомендаций. Прежде чем вы придете исповедоваться, неплохо было бы узнать, когда в храме обычно проводят исповедь. Во многих храмах служат не только в воскресенья и праздники, но и в субботы, а в больших храмах и монастырях - и в будние дни. Наибольший наплыв исповедующихся бывает во время Великого поста. Конечно, великопостный период - по преимуществу время покаяния, но для тех, кто приходит впервые или после очень долгого перерыва, лучше подобрать время, когда священник не сильно загружен. Может оказаться, что в храме исповедуют в пятницу вечером или утром в субботу - в эти дни людей будет наверняка меньше, чем во время воскресной службы. Хорошо, если у вас есть возможность лично обратиться к священнику и попросить, чтобы назначил вам удобное время для исповеди.

Существуют специальные молитвы, выражающие покаянное «настроение». Их хорошо прочитать накануне перед исповедью. Покаянный канон Господу Иисусу Христу печатается практически в любом молитвослове, кроме самых кратких. Если вам непривычно молиться по-церковнославянски, можно воспользоваться переводом на русский язык.

Во время исповеди священник может назначить вам епитимию: воздержание на какое-то время от причащения, чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное прощение. Епитимия может быть назначена, когда священник не встречает со стороны кающегося должного отношения к серьезным грехам, либо, наоборот, когда видит, что у человека есть потребность в том, чтобы что-то сделать практически для «изжития» греха. Епитимия не может быть бессрочной: она назначается на какое-то определенное время, и потом должна быть прекращена.

Как правило, после исповеди верующие причащаются. Хотя исповедь и причастие - два разных таинства, лучше подготовку к исповеди соединить с подготовкой ко причащению. Что это за подготовка, расскажем в отдельной статье.

Если эти небольшие советы помогли вам в подготовке к исповеди - слава Богу. Не забывайте, что это таинство должно быть регулярным. Не откладывайте следующую исповедь на долгие годы. Исповедь не реже раза в месяц помогает всегда быть «в тонусе», внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни, в которой, собственно, и должна быть выражена наша христианская вера.

Вы прочитали статью ?

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...