Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Что значит буллинг. Как бороться со школьным буллингом, как остановить детскую травлю – пошаговая инструкция для взрослых

Дети, которых травят в школе, становятся невротичными, у них часто развиваются депрессии, они могут предпринимать попытки покончить с собой.

Буллинг в школе — широко распространенное явление, принимающее порою откровенно шокирующие формы.

Согласно исследованию 2007 года, порядка 35% американских школьников сталкивались какими-либо проявлениями буллинга. Более 10% детей сталкиваются с буллингом ежедневно , в отдельных случаях — на протяжении многих лет.

Что это такое?

Буллинг — агрессия, направленная на одного или нескольких человек и исходящая со стороны основной части коллектива или отдельных его членов.

Более привычное слово, являющееся синонимичным буллингу, — травля .

Буллинг в наиболее агрессивных и заметных формах чаще всего встречается в школе.

Студенты и работники также могут сталкиваться с ним, но это происходит реже и в более скрытых формах (которые, впрочем, в любом случае способны нанести серьезную психическую травму объекту травли).

В процессе травли агрессоры могут прибегать к любым видам насилия, чтобы причинить боль объекту издевательств.

Основные виды насилия:

  • физическое. Это побои (разовые или систематические), шлепки, пинки, толчки, порча вещей и многие другие варианты. Нередко это приводит не только к появлению шишек и синяков на теле ребенка, но и к более серьезным травмам, таким как переломы, повреждения внутренних органов.
  • психологическое. Словесные издевательства, оскорбления, игнорирование, различные действия, которые наносят урон преимущественно (к примеру, отнимание вещей с целью пошвырять их, чтобы жертва побегала, пытаясь отнять, плевки, подсовывание неприятных предметов в рюкзак — бутылок с мочой, трупиков животных).
  • сексуальное. В этот раздел входят не только непосредственно изнасилования жертвы, но и различные грубые действия сексуального характера — облапывание, стаскивание одежды, расстегивание бюстгальтера.

Также травля, начавшаяся в школе, продолжается в интернет-пространстве . Ребенок, вернувшийся со школы домой и зашедший на свою страницу в социальной сети, вновь сталкивается с травлей, оскорблениями, унижениями.

Его одноклассники-агрессоры могут распространять в Интернете фотографии с ним, сделанные в школе, придумывать лживую информацию, делать мемы из фотографий .

Это еще больше усугубляет состояние ребенка. Неоднократно были зафиксированы случаи, когда подростки заканчивали жизнь самоубийством из-за травли в интернете.

Травля в интернет-пространстве называется кибербуллингом .

Рассматривая травлю в школе, важно затрагивать эту сторону явления, поскольку социальные сети давно стали неотъемлемой частью человеческой жизни, и школьные агрессоры регулярно прибегают к кибербуллингу, чтобы усугубить боль жертвы и найти новые поводы для унижений.

Пример школьного буллинга : девочка, которая и ранее не пользовалась популярностью в классе, набирает вес из-за болезни, другие аспекты ее внешности также меняются.

Агрессивная часть одноклассников используют это как повод для начала травли. Они унижают и бьют ее на протяжении нескольких месяцев, пока она не переходит в другую школу.

Кто в группе риска? О детском буллинге в этом ролике:

Причины

Говоря о причинах возникновения школьного буллинга, важно рассмотреть все стороны этого явления. Буллинг возникает не только потому, что жертва имеет какие-либо особенности, делающие ее привлекательным объектом для травли.

Многое зависит от того, как в учебном заведении подходят к вопросу профилактики буллинга и подходят ли вообще, есть ли работающие механизмы, которые остановят травлю, если она все же начнется.

Также значение имеют особенности психики отдельно взятых агрессоров . К примеру, некоторые агрессоры могут иметь не слишком заметные непрофессионалу психические расстройства, а в семьях части агрессоров практикуется насилие.

Да, довольно значительная часть агрессоров не имеют выраженных проблем с психикой и травят жертву просто потому, что это кажется им веселым и не пресекается, но педагогам, решающим проблему буллинга, важно помнить, что такая вероятность существует и, возможно, агрессору нужна профессиональная помощь.

Когда начинается обсуждение причин буллинга, оно обычно скатывается в сферу «Виновата жертва или нет?» , особенно когда в диалоге участвуют люди, далекие от теории психологии и педагогики.

Так вот, в большинстве случаев жертва не виновата. Существуют ситуации, когда жертвой становится ребенок, ведущий себя агрессивно по отношению к окружающим, обижающий учителей, высокомерный.

Но таких ситуаций сравнительно немного. В большинстве случаев жертвой становится ребенок, который просто удобен для травли из-за особенностей внешности и психики .

Характеристики ребенка, увеличивающие вероятность, что он станет объектом травли:


При этом, как правило, попытка жертвы исправить свою «неправильность», из-за которой ее, как она считает, травят, ни к чему не приводит .

Полный ребенок, который сумел похудеть, с большей долей вероятности останется объектом травли.

Это связано с тем, что главная причина буллинга — наличие возможности травить кого-либо . Если ребенка уже сочли удобным для травли и это не удается пресечь, он останется жертвой. И при определенных условиях абсолютно любой ребенок может стать изгоем.

Психолог-педагог Людмила Петрановская считает, что стремление травить более слабых — явление, свойственное детям и подросткам из-за особенностей возраста. В этом возрастном периоде дети стремятся быть частью общей «стаи», быть причастным к чему-либо.

Если у детей нет чего-то такого, что их сплачивает, что дает им чувство, что они часть одного целого, они однажды могут понять, что чувство сплоченности, причастности можно получить, если начать совместно кого-то унижать.

Объединившиеся против кого-то дети чувствуют себя прекрасно , ощущают, что делают что-то веселое и даже хорошее.

Поэтому важно, чтобы поведение детей контролировалось взрослым, который не приемлет травлю и стремится выработать механизмы профилактики буллинга.

О причинах буллинга в школе в этом видео:

Распространенные виды

Школьный буллинг, в зависимости от того, кто выступает агрессором, а кто — жертвой, подразделяется на:

  1. Горизонтальный. Это буллинг, при котором агрессор и жертва находятся на одной линии школьной иерархии, то есть являются школьниками. Особняком идут случаи, когда мальчики травят девочек. Они очень распространены, поскольку мальчики в два раза чаще, чем девочки, выступают в качестве агрессоров, а девочки как более слабые являются привлекательным объектом для травли. В качестве изгоя в горизонтальном буллинге может выступать как один человек, так и группа. Количество агрессоров может быть неограниченным, нередко агрессорами становятся практически все одноклассники ребенка.
  2. Вертикальный. Участники буллинга находятся на разных уровнях школьной иерархии. В качестве жертвы или агрессора могут выступать учитель, директор, завуч. Учителя, травящие детей, — не редкость, и обычно они прибегают к психологическим методам воздействия, которые не всегда можно заметить. Учитель может чаще вызывать определенных детей к доске, а если они не смогут ответить на вопросы, начинает унижать прилюдно. Также ученики могут начать травлю учителя, который им не нравится. Обычно в такой травле применяется только психологическое насилие.

Помимо этого, буллинг бывает:

Психология участников

Традиционно участников буллинга разделяют на:

Также в некоторые классификации включен еще один тип участника буллинга — защитники . Это могут быть одноклассники, пытающиеся защитить ребенка от нападок. При этом действия защитников обычно не помогают полностью устранить проблему травли.

Последствия травли

Порядка 45% людей, которые были изгоями в детстве, впоследствии страдают различными психическими расстройствами , в особенности депрессией.

Как ребенку противостоять травле в школе? Узнайте из видео:

Советы родителям униженных сыновей и дочерей:


Советы преподавателям :

  1. Соберите вместе детей, расспросите их о причинах этого, объясните, что травля недопустима . Расскажите, что чувствуют дети, столкнувшиеся с травлей, ответьте на претензии и вопросы агрессоров. Не повышайте голос, не оскорбляйте никого, сохраняйте самообладание. Также есть смысл побеседовать с каждым из детей, активно участвующих в травле, один на один, чтобы диалог был более продуктивным.

    Когда вокруг агрессора нет поддержки, Ваш авторитет будет значительнее, а у него не будет возможности играть на публику.

  2. Если травля продолжится, вызовите родителей в школу и проведите индивидуальные беседы. Также важно постараться поднять проблему травли на школьных собраниях. Также важно побеседовать с родителями жертв: порою они вообще не в курсе того, что происходит.
  3. Уведомите о происходящем школьного психолога , посоветуйтесь с ним. Полезно направить к нему жертв и обидчиков, чтобы он обсудил ситуацию с каждым их них.
  4. Если вы не классный руководитель группы, свяжитесь с классным руководителем и при необходимости действуйте с ним совместно, особенно если он достаточно пассивно реагирует и вряд ли станет делать что-то самостоятельно.
  5. Если ребенка начнут регулярно избивать, а агрессивность угнетателей возрастет, необходимо уведомить об этом руководство школы .

Важно объяснить ребенку, что он может искать защиты здесь , приходить в кабинет, сообщать о произошедшем.

Как поступать родителям подростка, когда его травят в школе? Мнение психолога:

Профилактика

Основная профилактика буллинга :

  • важно, чтобы в школе были грамотные педагоги, которые заинтересованы в том, чтобы формировать у детей положительные качества;
  • начинать профилактику буллинга надо с младших классов: в этот период в классе еще не сформировалась жесткая иерархия;
  • важно совместно с классом в процессе диалога придумать правила поведения, записать их и повесить в классном кабинете, а при необходимости напоминать об их существовании;
  • нужно стараться объединить школьников общим делом. В этом помогут конкурсы, соревнования, различные совместные мероприятия.

Реальные истории

Несколько историй о травле:


Также существует множество фильмов и сериалов, затрагивающих тему буллинга в школе , к примеру несколько экранизаций «Кэрри» Стивена Кинга, полнометражное аниме «Форма голоса», известный советский фильм «Чучело», снятый по одноименному произведению Владимира Железникова.

Буллинг — серьезная проблема современности , которую следует решать комплексно и решительно. Важно воспитывать в детях сострадание, объяснять им, что люди разные, у каждого свои особенности психики, характера, и постепенно количество детей, столкнувшихся с буллингом, снизится.

Реальная история жертвы буллинга:

ТЕКСТ: Наталья Цымбаленко

Проблема травли в школах стоит остро, в том числе и потому, что взрослые - учителя и родители (как агрессоров, так и жертв буллинга) - по-прежнему предпочитают закрывать на неё глаза. Но это не значит, что с порочной практикой не нужно бороться или что эта борьба не может быть успешной. Сотрудница правительства Москвы Наталья Цымбаленко рассказывает, как ей удалось остановить травлю в школе, где учится её сын.

«Крутые» и «некрутые»

Мой сын Петя после младшей школы поступил в гимназию. В его классе быстро сформировался костяк так называемых «крутых», которые стали цепляться к «некрутым». В число «некрутых» попал и Петя. Принёс в школу лего и пластилин - «фу, некрутой». Уходишь от конфликтов, боишься драк и громких разборок - значит «некрутой». Теперь, изучив множество книг на тему буллинга, я знаю, что повод для травли может быть абсолютно любым: убрав якобы причину травли, буллинг не остановишь.

После того как я наняла сыну персонального тренера по фехтованию, мечевому и рукопашному бою, боязнь конфликтов у него пропала: драться Пётр теперь не боится и может. От него понемногу отстали - а от остальных «некрутых» нет. У них отнимали личные вещи (учебники, портфели прятали - это считается не разбоем, а шуткой), им подкладывали бутылки с мочой в портфель. С них стягивали штаны, в таком виде фотографировали, а фото выкладывали в интернет. Мало того, осенью прошлого года его лучшего друга Мишу, с которым он сдружился на почве «некрутости», «крутые» одноклассники дважды «разводили на деньги»: обещали купить вейп (ведь если хочешь быть крутым, ты должен курить вейп!) и не покупали его. Маме Миши, которая пыталась вмешаться в ситуацию, «крутые» просто хамили и рассказывали, что её сын «гидроцефал».

Реакция учителей и родителей

Когда Петя и несколько таких же мальчишек пошли за помощью к классному руководителю, та не стала вмешиваться. Самое большее - проводила беседы на тему «давайте жить дружно», а в разговорах с родителями рассуждала, что «дети не любят стукачей», «надо закалять характер», «уметь находить подход к товарищам».

Родители зачинщиков все как один кричали в родительском чате, что их дети «святые», на них наговаривают, и вообще «ваши сами спровоцировали». Мама ученика, взявшего деньги на вейп, отреагировала ещё «прекраснее», заявив маме Миши следующее: «Объясните мне, как вы позволили своему сыну подбить моего покупать вейп?»

Я долго слушала классную руководительницу и родителей, что «дети сами должны разобраться». Но после того, как один из одноклассников сына на своей странице вывесил фотожабу на Петра, издеваясь над тем, что сын стал «качаться», моему терпению пришёл конец.

«Вы не докажете!»

Я встретилась и списалась с родителями учеников, которых травили в классе. Кто-то боялся вмешиваться в ситуацию, кто-то хотел просто перевести ребёнка из школы. В итоге только три мамы (включая меня) решились писать заявления и разбираться в ситуации с классом. Я собрала факты, убрала эмоции, вспомнила старый добрый канцелярит и села писать заявление.

Я собрала конкретные доказательства: переписку участников истории с вейпом и аккаунт одноклассника, где было видно, что он не только состоит в группах, торгующих вейпами, но и сам их продаёт; фотожабы на Петю и скриншоты аккаунта, где эти фотографии были размещены.

Затем я попросила классную руководительницу о встрече с директором школы и родителями учеников, которые травят одноклассников. Классная впала в истерику, стала писать в родительском чате, что не справляется с руководством и отказывается от класса. Родители «святых детей» стали там же возмущаться и требовать линчевать меня за то, что довела классную.

Встречу с директором не назначили - руководительница утверждала, что та очень занята, но вызвала психолога и соцработника. Мы с мужем и ещё две мамы пришли на встречу, будучи уверенными, что это только для проформы. Лейтмотивом встречи, на которой родители «крутых» кричали на меня, хватали мои вещи со стола и переходили на личности, стала фраза «Вы не докажете!». Тогда я отдала заявление соцработнику и сказала, что буду требовать официального расследования.

Представители школы делали круглые глаза и говорили: «Какой кошмар, что же вы раньше не сказали, что в классе такое творится?» А потом произнесли сакраментальное: «Вы не докажете!» Я посоветовала им приберечь эту фразу для прокуратуры, которая придёт по моему заявлению проверить, почему школа бездействует, когда в её стенах торгуют вейпами. Представители школы сказали, что доложат директору о ситуации.

Я позвонила на телефон директора школы, указанный на сайте, и выяснила, что она вообще не знала ни о собрании с родителями, ни о ситуации в классе. Я это предвидела, поэтому сказала, что принесу заявление. Это прекрасное произведение на двадцать с лишним страниц я отправила по электронной почте на адрес школы, на адрес председателя управляющего совета школы, а заодно отнесла его в управу своего района и в комиссию по делам несовершеннолетних, которую глава управы же и возглавляет.

Я твёрдо решила идти до конца: даже если потом мы решим уйти из школы, мы уйдём, предварительно «раздав всем сёстрам по серьгам», а не с культивированным чувством вины. Всё это мы проговорили с сыном - он не хотел уходить из школы из-за Миши.

Остановить буллинг

В итоге школа включилась и начала разбираться в ситуации. В классе провели встречу с инспектором по делам несовершеннолетних, отдельно переговорили с родителями учеников, которых я указала в коллективном (это важно) заявлении. Деньги за вейп в итоге вернули, извинения принесли. Ученика, торгующего вейпами, поставили на учёт. Про фотожабы говорили: «Мы не знали, что вы обидитесь, мы не знали, что за это идут в суд».

Никто не ожидал, что я не буду участвовать в «родительских боях» и выяснениях, чей сын должен «лучше помыться - может тогда с ним дружить будут», а пойду прекрасным бюрократическим путём писем и жалоб. Все мгновенно научились культуре - одёргивают желающих рисовать фотожабы. Буллинг в классе моего сына прекратился. Надолго ли - посмотрим.

С мальчишками мы всё обсудили. Сперва им было очень страшно. Тем более что агрессия «крутых» даже усилилась после нашей встречи с родителями. «Крутые» обсуждали как бы встретить парней после школы, показывали Мише записки «1000 рублей, или твоя собака умрёт». Но занятия мы решили не пропускать. Я звонила на каждой перемене, муж забирал Петю из школы. А ещё я пообещала нанять им телохранителя, если угрозы хоть немного станут похожи на реальность. Но чем большую активность развивала школа, тем больше класс понимал, что всё это всерьёз. И успокоился.

Буллинг не зависит от статуса школы. Всё-таки гимназия, в которой учится мой сын, на хорошем счету. У моих коллег проблемы социального расслоения даже в элитных школах: ребёнок очень богатых родителей (ходит в школу с телохранителем) третирует весь класс детей просто богатых родителей.

И ни одна травля не закончится, пока в неё не вмешаются взрослые. Пока травящие не научатся ответственности. Главный мой месседж был таков: «Я не приходила в школу все эти три года - сделайте так, чтобы я и дальше не приходила».

Как научить ребенка сочувствию?

Начитавшись Дарвина

В XIX веке, в пору увлечения Дарвином, многие с упоением повторяли: «Жизнь - это борьба за существование, выживает сильнейший! Гуманизм, сочувствие не присущи живой природе, это хрупкие, чисто человеческие духовные построения, биологически всё и вся борется за выживание, думая только о себе и не щадя никого».

Сухой остаток этих убеждений проникает во все щели общественного сознания, и в наши дни совсем не считающий себя дарвинистом папа готовит сына к школе словами: «Там (в первом классе!) выживает сильный, ты должен поставить себя! Сразу покажи зубы, слабака затопчут!»

А милые молодые мамы и немолодые бабушки как абсолютную истину произносят:
«Обязательно надо в детский садик, она у нас (у вас) такая домашняя, неприспособленная - не выживет в детском сообществе, пусть потренируется в реальной жизни сдачи давать, свое место отвоевывать, ведь скоро в школу!»
«Ты с ума сошла со своим сочувствием! За мужиков бороться надо, на сочувствующих воду возят - на свою бабушку посмотри...»
«У настоящего мужчины ни соплей, ни слюней быть не должно, сочувствовать будем потом, в старости, когда все будет достигнуто».Волки, обезьяны, дельфины, мы...

XXI век принес в нашу жизнь не только необычно быстрое (в реальном времени) развитие науки, но и интуитивное понимание того, что умение сочувствовать и сопереживать, вовремя помогать, а не отталкивать - залог физического и психического здоровья человека, его успешности в обучении и карьере. Это подтвердила и современная нейропсихология, открывшая так называемые зеркальные нейроны (нервные клетки) в мозгу человека, которые считывают происходящее с другими людьми и активно включают нас в сопереживание и резонанс в ответ на эмоциональное состояние ближнего.

Более детальные исследования выявили появление сочувствия и поддержки не только у волков, обезьян и дельфинов, но и у менее развитых в смысле эволюции видов.

Наука и ее представители пришли к выводу, что человек изначально генетически готов к сочувствию и сопереживанию. Например, в Лейпцигском институте антропологии провели эксперимент: взрослый человек один не справляется с заданием на глазах у полуторагодовалых детей. И они по собственному побуждению - уж как могли - кидались ему на помощь! Взрослые участники эксперимента этим малышам были совершенно чужими, и вознаграждения за помощь детям не обещали и не давали. Самое важное в этом открытии, вынуждающем нас пересмотреть взгляды на образование и воспитание будущих поколений (т. е. наших детей и внуков), вот что. Ребенок, пришедший в мир, ждет от взрослых сочувствия и понимания как питательного бульона развитияУстановка на бездушие

Мы много говорим о племени «бездушных» детей, виним время. Но время - это мы, среда - тоже мы.

Мальчик лет трех с радостным криком несется к голубям и начинает... их топтать. В этом возрасте чувства других еще не осознаются, действие и результат связаны слабо. С его точки зрения он - воин и победитель (про роль компьютерных игр и ТВ с удовольствием, но в другой раз!). Его бабушка сидит на лавочке и спокойно наблюдает, прохожие молчат (и то хорошо, а иногда ведь поддержат: «Развелись тут!»). Если сейчас не сказать ему: «Они живые, им больно, нельзя! Ты же добрый мальчик, а крушить живое - плохо, стыдно. Мы не позволим, их жалко!» - на всю жизнь останется в нем укоренившееся право давить, топтать, если захотелось. Да, бабушка, и Вас - когда вырастет!

При этом в нем будет бороться стыд неосознанного, но гадкого поступка, сочувствие к убитым голубям, желание быть хорошим для себя и других. И он это или когда-то осознает и скажет: «Стыдно рассказывать, какой дрянью я был!» - или поднимет в ответ на то, что бродит внутри, защитную агрессию: «Это всё они - не там ходят, не так живут!»... И мы получим в худшем случае маньяка, а в лучшем - человека жестокого к близким и дальним, опасного и для себя, и для других.

Взрослые не донесли до ребенка смысл происходящего, он будет искать его сам. И что он найдетЧто в зеркале тебе моем?

Когда мы сочувствуем человеку, мы его видим, слышим и чувствуем. Наши реакции - зеркало, в котором он узнает себя. И если это зеркало доброжелательно принимает все, что происходит с нами, у нас появляется стимул что-то делать, менять, узнавать. Особенно важно это для маленького ребенка - взрослые вокруг, становясь его зеркалом (он, например, встревожен, а взрослый говорит: «Ты волнуешься, я вижу, и я с тобой»), поддерживающим, помогающим, с одной стороны, знакомят ребенка с самим собой, его чувствами и действиями, с другой стороны, создают у него ощущение уверенности в том, что он нужен и важен для других. А главное - виден и слышен, и тогда в том, что он делает, есть смысл для него самого.

Ира, лет 15, маме: «Карину так сегодня били ребята, ужас!» Мама: «А ты где была? Тебя не тронули?» Ира: «Нет, нас не за что, мы не динамим. Мы смотрели». Мать: «А где она сейчас? А что учителя?» Ира: «Не знаю, мы ушли. А то и нас впутают». Мать: «Молодцы! Потом всю школу отмываться, из-за какой-то!» Это реальный диалог из моей практики в пересказе действующих лиц. Запрос к терапевту: Ира ничего не хочет - ни учиться, ни делать что-нибудь. Нет мотивации. Почему же? Обратите внимание: девочка говорит о своем страхе («ужас!») и потрясении. А мама выясняет обстоятельства, и ни слова о чувствах дочери, Карины или других. Налицо мнимое сочувствие ребенку, но послание очень четкое: «Главное, чтобы у нас не было неприятностей».

В отличие от взрослых, у которых это менее заметно, старанию детей и успеху их начинаний в решающей мере способствует просто присутствие взрослого и проявление интереса с его стороны. Живые позитивные отношения и сотрудничество с ребенком придают смысл его деятельности. И не только в семье: если школьный учитель при самых благих намерениях не обучен сочувствовать, видеть и слышать учеников, мотивация к учебе у них от класса к классу снижается. И взрослые в этом не склонны винить себя: «Это сейчас такие дети, им ничего не нужно!» А может быть, это мы такие? И нам нужно что-то менять в себеНе выживать, а сопереживать

Как учить детей сочувствию? Это серьезный вопрос: мы часто путаем сочувствие и резонанс, а это очень разные вещи. За счет зеркальных нейронов (о них речь шла выше) мы способны ощутить почти как свои боль, горечь, усталость другого человека: кто-то уколол палец до крови, а мы ойкаем и вздрагиваем. Часто возникает модель: тебе больно, а мне от этого еще больнее, я слабею от переживаний за тебя, я весь в них, меня с моими чувствами нет, я весь в тебе. Это как раз прямой резонанс: мы как бы повторяем то, что происходит с другим. В это время мы действительно слабы и беспомощны: сделать что-то со своей болью может только другой, но и он как будто уже отвечает и за нашу боль из-за него.

Мы часто перегибаем палку, убеждая малышей чувствовать боль другого как свою: «Видишь, как у мамы ручка болит, как ее жалко! Если бы у тебя так ручка болела, каково было бы тебе?» У человека с развитым резонансом два пути: первый - жить жизнью других, забыв о себе, второй - чувствуя свою беспомощность, включить агрессию и ею отгородиться от людей, как бы ненавидя больных и слабых.

Стресс и страх резко снижают активность зеркальных нейронов и за счет этого - способность человека воспринимать и учиться. Мы ведь считываем информацию с других, с их голоса, мимики, жестов, эмоциональных образов. Авторитарные способы воспитания и обучения, да и просто общения, вызывая именно страх и стресс, блокируют коммуникацию, и тогда продуктивно общаться невозможно.

А настоящее сочувствие - это помнить о себе, о своих чувствах - и видеть, чувствовать и слышать, что происходит с другим. Видеть и себя, и его. Звучит это так: «Мне грустно, что тебе больно, чем я могу помочь?» Здесь два человека, и если одному плохо, то второй может его поддержать. Часто, когда чувства человека замечены, ему уже становится легче.

Предвижу вопрос: если я не научился эмоциональному общению в детстве, то теперь уже ничего не изменить и не поправить?

Это не совсем так - мозг человека способен к переобучению в любом возрасте, особенно когда речь идет о естественных врожденных способностях. Стараясь по-другому общаться с детьми, отвечая на обращенные к нам предложения о совместных делах и развлечениях друзей и просто знакомых, мы неожиданно обнаруживаем в себе живость, эмоциональность, стремление расти и развиваться. Стоит попробовать - во всяком случае, это привлекательнее, чем всю жизнь «бороться за выживание»!

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...