Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Джок Стерджес. Без смущения

Имя:

Jock Sturges (Джок Стерджес)

Дата рождения:

1947

Место рождения:

Нью-Йорк

Страна:

США

Род деятельности:

фотограф

Известные работы:

The Last Day of Summer (1991), Evolution of Grace (1994), Jock Sturges (1996), Jock Sturges: Twenty-Five Years (2004), Jock Sturges: Notes (2004), Misty Dawn Portrait of a Muse (2008), Jock Sturges Life Time(2008), Standing on Water(1991), Line of Beauty and Grace(2007)

Дополнительно:

получил степень Магистра искусств Сан-францисского художественного института.

"Мне потребовалось несколько лет чтобы понять: чем лучше твои отношения с человеком, тем лучше получится фотография. Все просто как в математике: из A следует B". Джок Стерджес

Насколько прост подход этого фотографа к своему творчеству, настольно непросто отношение общества к его работам.

Сразу следует отметить, что талант этого фотохудожника мировой общественностью все-таки признан. Его работы неимоверно популярны, скупаются частными коллекционерами, выставляются в экспозициях персональных и групповых выставок, продаются через книги, выходящие тысячными тиражами.

Вот только сам Джок Стерджес до сих пор не может определить, чем вызван интерес к его работам: их художественностью или скандалом из-за эротического содержания? Так как фотографировать Джок Стерджес предпочитал на нудистских пляжах, причем исключительно женскую натуру в периоды предполового созревания, во время него и даже в период беременности.

Так считает консервативная общественность.

Автор снимков считает, что он является в некотором роде хроникером жизни отдельных его моделей. Он всегда старался устанавливать с ними дружеские, доверительные отношения. Некоторых фотографировал с момента беременности их матерей. И никогда не фотографировал своих персонажей в условиях, противоестественных образу их жизни.

Но несмотря на столь сильную углубленность в собственно процесс работы, консервативная общественность Америки добилась того, чтобы в 1990 году полиция совместно с ФБР произвела обыск, а затем и изъятие всех рабочих материалов Стерджеса, и всего, связанного с фотографической деятельностью. Но, в противовес консерваторам и домохозяйкам, на защиту фотографа выступила художественная община США и Европы, заставив признать незаконными действия полиции и ФБР.

Этот инцидент принес Джоку Стерджесу мгновенную мировую популярность… и сомнения относительно ценности его работ. "Очень трудно добиться известности, занимаясь исключительно художественной фотографией. Теперь я достиг этого, но меня навсегда лишили возможности узнать, популярны ли мои произведения исключительно благодаря своим художественным достоинствам или это результат возникающих вокруг них скандалов. Я чувствую, как будто меня обворовали, и я никогда не смогу вернуть украденное".

Стёрджес известен своими сериями семей нудистов Франции, Северной Калифорнии и Ирландии. Выполненные с помощью крупноформатной камеры, его фотографии отсылают нас к работам старых мастеров живописи и фотографов конца XIX-начала ХХ века.

Однако слава пришла к фотографу вместе со скандалом. Изображение женской натуры в периоды полового созревания и до него привлекло внимание консервативной общественности, христианских общин и правоохранительных органов США в 1990х гг. Сначала полицейские службы совместно с работниками ФБР произвели обыск в студии автора и арест его работ и фотографической техники, несколькими годами позже активисты христианских общин США осаждали книжные магазины по всей стране с целью изъятия и уничтожения фотоальбомов автора. Позже все обвинения с автора были сняты.

Несмотря на нападки на Стёрджеса за то, что в его работах зачастую присутствует очень юная обнаженная натура – снимки не оставляют ощущения порочности. Стёрджес не работает с обнаженным телом как с абстрактной формой, но устанавливает особый контакт с человеком, что делает его фотографии такими чарующими и непринужденными. Стёрджес на протяжении долгих лет дружит с семьями своих натурщиц. Фотограф снимает своих моделей – девочек и девушек из нудистских общин – в обстановке, совершенно гармоничной для них самих. «Нагота здесь ничего не значит…Люди обнажены, потому что они нудисты и проводят теплое время года на курортах, свободные от чувства смущения», – говорит автор.

Начав работу сериями в 1970ые годы, сейчас автор фотографирует уже 3ье поколение своих моделей. «У меня есть серии фотографий, отражающие 30- и 35-летние периоды жизни». Он очарован человеческих телом и тем, как оно развивается, начиная с младенчества и детства до подросткового периода и зрелости. Стёрждеса интересует не только физиологические метаморфозы, но и личностные изменения, которые претерпевает человек: «Я хочу, чтобы, смотря на мои фотографии, зритель осознал, насколько интересны и многогранны люди на моих фотографиях».
Стёрджес изучал педагогическую психологию и фотографию в университете Марльборо в Вермонте, после чего получил степень магистра искусств в Институте изящных искусств Сан-Франциско.


После окончания учебы Стёрджес в течение года работал под руководством фотографа и известного специалиста по фотопечати Ричарда Бенсона. За это время ему приходилось печатать с негативов Эжена Атже, Пола Стрэнда, Уолкера Эванса, Гарри Виногранда и других именитых фотографов.

Джок Стёрджес выпустил более 10 монографий, его работы находятся в музейных коллекциях таких институций, как Музей современного искусства и Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Национальная библиотека в Париже и франкфуртский Музей современного искусства.

Американский фотограф. Снимает обнаженных моделей на нудистских пляжах Калифорнии, Франции и Ирландии. Изучал педагогическую психологию и фотографию в колледже Мальборо в Вермонте, получил степень магистра искусств в Институте изящных искусств Сан-Франциско. Во второй половине 1990-х годов лидер Евангельской церкви Рэндалл Терри стал призывать к уничтожению фотоальбомов Джока Стёрджеса, Дэвида Гамильтона и Салли Манн, считая, что они оскорбляют чувства верующих. Против фотографа в Штатах было возбуждено несколько уголовных дел, которые впоследствии были закрыты.

Голые и счастливые

Когда вы начали снимать ню?

Я рос в сугубо мужских коллективах: восемь лет кряду посещал школу для мальчиков и выезжал в летний лагерь для мальчиков, после чего отправился служить во флот, где меня тоже окружали одни мужчины. Даже в семье у меня было четверо братьев и ни одной сестры. И вот когда я отслужил во флоте и поступил в небольшой колледж в Вермонте, то оказался в компании молодых девушек, так как наша группа была смешанной. Неожиданно для себя я обнаружил, что девушки довольно интересные собеседники, особенно если избегать нескольких тем: спорт, машины и дамские вещицы. В колледже я и сделал первые снимки своих одноклассниц. В них читалась страсть молодого человека. Но вскоре я забросил ню лет на десять благодаря семинару по феминизму, который перевернул мои взгляды на фотографию обнаженной натуры.

Я забросил ню лет на десять благодаря семинару по феминизму, который перевернул мои взгляды на фотографию обнаженной натуры.

Почему забросили?

Я понял, что рассказы о том, как мужчину снедает желание, не интересны миру. Где-то через десять лет после того семинара я заехал к брату в Северную Каролину. Его дом располагался высоко горах, в очень тихом, уединенном месте. В нескольких километрах от которого находилась хипповская коммуна, которую мы и решили посетить. Это было в январе, на улице было прохладно, дорога плутала. Когда мы наконец добрались до места, я увидел толпу хиппи, которые стояли на обочине дороги и грелись в импровизированной парной - от лежавших на камнях веток шел пар. Удивительно было то, что они, казалось, не замечают своей наготы.


Меня это так поразило, что я сфотографировал их, а потом еще девочку лет восьми-десяти, которая сидела на пороге дома и грелась в солнечных лучах. Эти снимки перевернули мою жизнь. Я вдруг увидел на них то, что решил снимать дальше: людей, которые не стесняются своего тела и чувствуют себя счастливыми независимо от того, есть ли на них одежда или нет. Вообще, в фотографии очень сложно найти свою тему. Но в какой-то момент ты просто на нее выходишь: делаешь фотографию, которая тебя цепляет, и понимаешь, куда идти. Так я оказался во Франции, в хипповских коммунах, где люди пытались вернуться к естественности и природе. Я не пытался снять как можно больше людей, а ограничился несколькими семьями, с которыми работал по много лет. Мы стали одной семьей. Мои фотографии рассказывают о наших семейных отношениях, о нашей любви друг к другу.

Как вы отбирали тех, с кем будете работать?

Я никого специально не отбирал, все складывалось само собой. С кем-то мы были соседями, кто-то был знакомым моих друзей, кого-то посоветовали. Фанни - моя главная модель - была моей приемной дочерью. Ее мать написала мне записку с просьбой взять девочку на воспитание, перед тем как покончить жизнь самоубийством. Первое время девочка не слезала у меня с коленей и постоянно требовала внимания к себе, я не мог отставить ее в сторону и начать снимать. Но когда ей исполнилось пять лет, она сама спросила: а почему у нее нет фотографий? Тогда я начал ее фотографировать и вот уже около 30 лет снимаю.

Фототерапия

Что вам интереснее всего в работе с моделью?

Интереснее всего наблюдать, как меняется женщина, кем она сегодня стала. Еще интересно заниматься психотерапией. Снимки могут навредить модели, могут никак на нее не повлиять, а могут ей помочь. Я всегда стараюсь использовать последнее свойство: говорить модели, как она прекрасна, как я ей восхищаюсь, какое удовольствие работать с ней. К каждому замку можно подобрать ключ, а к каждому человеку можно найти подход, и когда этот подход найден, глаза модели начинают светиться. Кстати, подруга моей жены, антрополог, как-то решила посмотреть на эту проблему с другой стороны и попыталась найти ответ на вопрос: что находят интересного в съемке мои модели и что их объединяет. Провела опрос и выяснила: им нравилось то, что я принимал их такими, какие они есть, не заставлял позировать и улыбаться на камеру.

То есть никакой постановки не было вообще?
Нет. Коллеги из фэшн-индустрии говорят, что мои работы очень разные. Такого разнообразия сюжетов я добиваюсь тем, что не моделирую ситуации. Это не профессиональные уловки, все гораздо проще, чем они думают: я просто ни во что не вмешиваюсь и ничего не делаю.

Я просто ни во что не вмешиваюсь и ничего не делаю.

Почему вы выбрали черно-белой цвет?

Снэпшот (мгновенный снимок) - это копия реальности, а арт-фотография - во многом воплощение идеи художника. Цветные фотографии так привязаны к реальности, что снимку сложно оторваться от нее, превратиться в художественное обобщение. Черно-белая стилистика гораздо более условна, ее легко представить как собирательный образ. Арт-фотографу работать в цвете тяжело, поэтому чаще всего я работаю в черно-белом формате.

Но вы снимаете некоторые серии в цвете?

Я не снимаю серии в цвете, но иногда комбинирую цветные и черно-белые изображения в серии. Цвет для меня - это вызов, я люблю бросать вызовы судьбе. Кроме того, с помощью цвета я расширяю границы своих возможностей. Но моя первая и последняя любовь - это черно-белая фотография.

А почему вы выбрали крупноформатную камеру?

Она помогает мне улавливать тончайшие оттенки настроения. Заставляет тщательнее работать на кадром, с ней каждый снимок обходится мне не так дешево. Кроме того, эта камера производит неизгладимое впечатление на моделей: они чувствуют себя героинями фильма, за которыми следит режиссер.

Моя первая и последняя любовь - это черно-белая фотография.

Культурный код

Мартин Парр говорил, что по людям на пляже можно многое узнать о национальной культуре страны. А по нудистам можно узнать что-то об их национальной культуре?

Мартин Парр прав. Англичанина можно узнать издалека: он обязательно в носках и с обгоревшей спиной. Голландцы с загаром бронзового оттенка, французы всегда выглядят отлично, потому что это французы. Ну а нудисты и хиппи - они везде нудисты и хиппи, сбросили одежду и пошли купаться как ни в чем не бывало. Все они избавлены от чувства стыда. Если говорить о моделях, то они все настолько разные, что я не могу сделать какие-то обобщения.

Он заявлял, что, снимая обнаженных подростков, мы оскорбляем чувства верующих.

Что так возмутило общественность в ваших фотографиях в 90-х? Из-за чего тогда возник конфликт?

Конфликт возник из-за денег. За этим конфликтом стоял конкретный человек из Евангельской церкви, противник абортов Рэндалл Терри. Он выступал на радио и телевидении, называя врачей служителями дьявола. Его сторонники были замешаны в нескольких убийствах медицинских работников. Против Рэндалла выступила феминистская организация, обвинив его в преступном сговоре с целью получения наживы. Дело оказалось для Рэндалла проигрышным, но он откупился, отдал феминистам что у него было. А сразу после этой истории он начал кампанию на радио и телевидении против трех фотографов: Салли Манн, Дэвида Гамильтона и меня. Он заявлял, что, снимая обнаженных подростков, мы оскорбляем чувства верующих.


Полгода спустя мне пришлось платить адвокатам, чтобы защищаться сразу в нескольких штатах. К счастью, все дела были прекращены из-за отсутствия состава преступления. Смысл же этой кампании был не в борьбе с эротической фотографией, а в том, чтобы поправить финансовые дела Рэндалла: под видом борьбы он собирал деньги для своего нового фонда. Но неудачи в суде заставили его сменить направление деятельности.

А сейчас протестантские общины не возмущаются вашими снимками?

Нет, не возмущаются, они просто игнорируют мои выставки. Проблема не в этом, а в том, что религиозные общины начинают играть серьезную роль в политической жизни Америки и радикально настроенные христиане становятся не менее опасны, чем Исламское государство на [Среднем] Востоке. Их деятельность связана не с проповедью христианских ценностей, а с насилием.

25 апреля 1990 года в студию Джока Стёрджеса в Сан-Франциско ворвались полиция вместе с агентами ФБР. Были конфискованы компьютер, фотоаппараты, негативы, готовые снимки и т. д. Разбирательство длилось более года. Художественная сообщество США и Европы выступила в защиту фотографа, в том числе благодаря этой поддержке Совет по соблюдению законности принял решение о неправомерности действий полиции и ФБР, суд Сан-Фрaнциско не выдвинул Джоку Стёрджесу никаких обвинений.

Популярность Джока Стёрджеса после этого возросла. С тех пор он издал более 10-ти персональных альбомов, организовал немало персональных и принял участие в не меньшем количестве групповых выставок, его работы начали охотно покупать.

Во второй половине 1990-х годов против фотографа выступили христианские общины США. Их активисты пикетировали магазины книг, требуя уничтожения фотоальбомов Джока Стёрджеса, Дэвида Гамильтона и др. Пуритане также неоднократно обращались в суд. В частности в конце 1990-х в штате Алабама им удалось запретить фотографии Джока Стёрджеса как «фотографии лиц моложе 17 лет, которые осуществляют неприличные действия».


Сам фотограф относился к этому сдержано:

«Очень трудно добиться известности занимаясь исключительно художественной фотографией. Теперь я достиг этого, но меня навсегда лишили возможности узнать, популярны ли мои произведения исключительно благодаря своим художественным достоинствам или это результат возникающих вокруг них скандалов.


Я чувствую, как будто меня обворовали, и я никогда не смогу вернуть украденное. Некоторые критики обвинили меня в том, что я пытаюсь извлечь выгоду из сложившейся ситуации, но забыли упомянуть, что ситуация сложилось вовсе не по моей вине».Я открыл для себя человека по имени Джок Стерджес. Сей по большей части черно-белый фотограф обнаженной натуры, фамилия которого означает "Заложник Тора", и впрямь укушен каким-то положительным ангелом - иначе я не могу объяснить тех штук, которые вылазят у него из камеры.

В XXI веке страсти вокруг фотографа как-то сами собой утихли, он продолжает спокойно работать, как в 1980-х годах – с поправкой на возраст и популярность.


Несмотря на свои 60 с лишним лет он не собирается уходить на заслуженный отдых: устраивает выставки, издает книги и конечно фотографирует. Красота во всех ее проявлениях, особенно красота женского тела, по-прежнему волнует его: «Именно чувство прекрасного, умение увидеть и оценить красоту во всем ее многообразии и выделяет человека из всего остального мира», – уверяет он.

Для тех, кто поверхностно знаком с творчеством Jock Sturges"a, данная серия фотопортретов ирландских школьников будет выглядеть радикальным поворотом в совершенно другом направлении.


Однако, по признанию самого фотографа, его почти 10-летняя работа над этой серией является лишь развитием темы, которой он занимался всю свою жизнь: постижением того, что значит быть человеком и того, как изменение нашего физического облика отражается на личности, одновременно формируя наше внутреннее я.

"В Ирландии я работал по той же схеме, что и везде, - говорит Sturges, - У меня есть ученая степень в психологии восприятия и меня всегда интересовали эмоциональные состояния. Какова бы ни была художественная ценность моих работ, она возникает только благодаря моим портретируемым. Я восхищаюсь ими, уважаю их и никогда не прошу их позировать перед камерой."

В каждой работе Sturges демонстрирует удивительно тонкий и проникновенный контакт со своими портретируемыми. Полное доверие отражается на лицах людей, находящихся перед камерой. Так смотрятся в зеркало. Кажется через каждую фотографию протягиваются тонкие светящиеся нити от портретируемого к зрителю. И Sturges в этом случае становится чудесным ткачем, который нежно и трепетно создает эту светоносную фотографическую ткань.

"Как фотограф я считаю, что эти ирландские дети уникальны. Они значительно меньше погружены в проблемы и тревоги, которые свойственны американским детям нашего времени. Они видят меньше насилия по телевизору, тут в школах меньше рисков, связанных с распространением наркотиков, их жизнь намного проще, но они далеко не примитивны.Они исключительно хорошо образованны и серьезно задумываются о своей жизни. Как и многие дети, которых я фотографировал, они знают что такое тяжелый труд. Многие работают после школы или в выходные. Я надеюсь, зрители узнают из этих картинок то, что эти дети - "настоящие" люди, которых нельзя воспринимать как простейшие существа. Они имеют глубокую мотивацию и характер, направляющие их существование в мире."

По словам Sturges"a, для съемки своих ирландских серий он устанавливал большую форматную камеру 8х10" неподвижно и лишь иногда открывал затвор объектива в момент когда кто-то из детей попадал в поле зрения камеры. В течении одной перемены Sturges мог снять 20 или 30 кадров, но чувствовал себя счастливым если хоть один из них получался учитывая невероятную подвижность детей.

"Эти дети блаженно невнимательны к особенностям съемки форматной камерой. Они бегают и бегают! Но это стимулирует развитие у фотографа навыков беглого обращения с форматной камерой. Я очень благодарен детям за это!"

"Я стремился всегда играть длинные партии. Лучшее, что я могу сделать, как художник, это любить людей, которых я фотографирую. Работа, которую я делаю в течении моей жизни всегда об этом. Отношения между людьми - это все. Я работаю с некоторыми людьми в течении трех десятков лет. Это огромное преимущество - привносить в каждый снимок столь долговременное знание о конкретном человеке - привилегия и радость. Я продолжаю фотографировать каждого с кем я когда-либо работал - я просто не могу перестать делать это, потому что это все история безграничной привязанности друг к другу."

Понять творческих людей действительно способен не каждый. Кто-то обязательно будет кричать: «Никакое это не искусство, а просто безобразие», кто-то - поставит автору в упрек, что называть разврат творчеством - преступно. Именно так блогеры охарактеризовали выставку "Без смущения", которая с 8 сентября открылась в Москве в Центре фотографии имени братьев Люмьер.

Я в ступоре: в Москву привезли работы идейного вдохновителя всех педофилов Джока Стёрджеса , - возмутилась блогер Лена Миро. - Этот тип снимает, в основном, голых девочек в период полового созревания. Я не понимаю, как мог автор таких фотографий - жирный, старый извращенец - оказаться в Москве с персональной выставкой. Куда смотрят власти Москвы? Почему они это допустили? Почему в Москве выставляются работы того, кто снимает маленьких голых девочек в сексуально-призывных позах?

Специально нахожу фотографии Джока Стёрджеса - их много в интернете - на них действительно юные девочки, на которых нет одежды... совсем, даже трусиков. Точно такие же снимки нахожу и на сайте Центра фотографии имени братьев Люмьер - точно, выставка такая проходит. До последнего, мне казалось, что информация фейковая.

Организатором выставки является наш центр, мы получили согласие автора и распечатали фото. На выставке представлено 40 фотографий, - рассказали "Комсомольской правде" в Центре фотографии имени братьев Люмьер. -

А представленны фото, где девочки полностью голые? - уточняю.

Да. Но это же искусство - вы должны это понимать. Прямо откровенных нет. Интимные места деликатно прикрыты руками, волосами.

В интернете нахожу информацию, что Джок Стёрджес действительно самый противоречивый фотограф последних десятилетий. Он известен своими сериями фотографий семей нудистов Франции , Северной Калифорнии и Ирландии . Его даже обвиняли в педофилии за его снимки. Возмутилась в 90-х годах консервативная общественность, христианские общины и правоохранительные органы США . В студии автора прошли обыски, арест работ и фототехники. В магазинах общественники уничтожали фотоальбомы автора. Но позже все обвинения с автора были сняты.

Джок Стёрджес выпустил более 10 монографий, его работы находятся в музейных коллекциях таких институций, как Музей современного искусства и Метрополитен-музей в Нью-Йорке , Национальная библиотека в Париже и франкфуртский Музей современного искусства, - сообщают на сайте Центра фотографии имени братьев Люмьер.

Ради любопытства еду на Болотную набережную, где находится Центр фотографии имени братьев Люмьер. Билеты на выставку должны быть от 200-430 рублей. Но меня встречает закрытая дверь и табличка "Центр фотографии не работает по техническим причинам".

- А почему центр закрыт? - спрашиваю у сотрудников.

Прорвало трубу на "Октябре", у нас там все течет, - говорит мне представитель Центра.

- Прямо все залы? Фотографии тонут? - уточняю.

- А вон там люди же ходят...

Это последний сеанс, они уже уходят...

Выходившие с выставки говорят, что в залах сухо. Выставку "Без смущения" видели, но педофилами себя не считают.

Там обнаженные девочки - да. Но фото не развратные. Обычные, - говорит посетитель Андрей. - Хотя на некоторых все же есть легкая эротика.

Вход в зал с табличкой "18+" уже перегородили, но фотографии пока еще висят.

В интернете тем временем вижу сообщения, что сенатор, заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина возмутилась появлением подобной выставки в Москве и обратилась к генеральному прокурору Юрию Чайке организовать проверку, и, в случае выявления фактов нарушения законодательства, закрыть экспозицию.

И сразу после этого, как утверждают сотрудники Центра фотографии имени братьев Люмьер, на "Октябре" прорвало трубу и выставку пришлось закрыть по техническим причинам. Но в это же время расположенный рядом магазин с книгами открыт. Вот только фотоальбомы Джока Стёрджеса, по абсолютной случайности, закончились.

Вместе с последними посетителями все же попадаю в зал, где на стенах были все 40 фотографий, снятых Стёрджесом на крупноформатную карданную камеру 20х25 см. Здесь не только ранние работы 1970-х годов, но и современные снимки. Среди посетителей были не только парни, но и девушки, встретила я там даже семью с маленьким ребенком.

- Вам не кажутся эти фотографии вульгарными? - интересуюсь у девушек.

Нет. Это же натуральная красота женского тела, - отвечает 20-летняя Александра.

Да, я читала.

КСТАТИ

В России Роскомнадзор несколько раз выносил предупреждения различным интерент-ресурсам, которые размещали у себя подборки фотографий Джока Стёрджеса. По мнению экспертов ведомства, их можно считать детской порнографией.

МНЕНИЕ

Дети это товар. Товар надо продвигать и продавать

Дмитрий СТЕШИН

Изначально, базис для педофилии заложила свора модельеров-гомосексуалистов, плотно обсевшая фэшн -индустрию, как мухи - разбитый арбуз. Примерно лет двадцать-тридцать назад начался этот процесс - когда на подиумах вместо нормальных женщин стали появляться бледные создания без особых половых признаков, в последней стадии чахотки. Но знающие люди моментально объяснили дикой публике, что туберкулез тут не при чем, это теперь такая модная тема, называется «героиновый шик». ()

Сергей Попов, искусствовед, галерист: "Стёрджес не извращенец, а художник"

Стёрджес - значительный фотохудожник, посвятивший свою деятельность людям, живущим в гармонии с природой, - нудистам. Безусловно, это искусство, и демонстрируется оно на территории респектабельной галереи. Стоит гриф «18+», так что говорить о растлении просто смешно - у нее взрослые зрители... Ну а от прокурорских проверок интерес к выставке лишь возрастет.

МНЕНИЕ ИЗ ФЕЙСБУКА:

А В ЭТО ВРЕМЯ

"Пропаганда педофилии!" - Мизулина требует закрыть фотовыставку обнаженных девочек

В скандал вокруг открывшейся в столичном Центре фотографии имени братьев Люмьер выставки "Джок Стерджес. Без смущения" вмешалась Елена Мизулина. Публику возмутило, что натурщицы Стерджеса - обнаженные маленькие девочки. ()

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Активисты заблокировали работу выставки фотографий Джока Стэрджеса в Москве

Экспозиция в «Центре фотографии имени братьев Люмьер» с сегодняшнего дня официально закрыта

МНЕНИЕ

Дмитрий Энтео: «Организаторы педофильской фотовыставки должны понести уголовное наказание»

В скандал с открывшейся в московском Центре фотографии имени братьев Люмьер выставки «Джок Стерджес. Без смущения» вмешался Дмитрий Энтео Активисты заблокировали экспозицию Джока СтёрджесаВиктор ГУСЕЙНОВ

25 сентября после визита членов организации «Офицеры России» в Центр фотографии имени братьев Люмьер была закрыта проходившая там выставка американского фотографа Джока Стерджеса. Накануне произошедшего член Совета Федерации Елена Мизулина и детский омбудсмен Анна Кузнецова выступили с осуждением экспозиции художника, якобы пропагандирующего педофилию. «Лента.ру» поговорила с известными галеристами и фотографами о том, что означают эти события и как следует на них реагировать.

Айдан Салахова, художник, скульптор, директор «Айдан галереи» (1992-2012)

Мне кажется, это связано с малообразованностью общества, падением культурного уровня. Все это благодаря некоторым средствам массовой информации, и в первую очередь телевидению. Для сравнения: в 1989 году мы делали выставку обнаженок Хельмута Ньютона. Были положительные рецензии, несмотря на то что это был Советский Союз. На выставку стояла очередь, и никакого такого невежества не было в ее восприятии.

Наши государственные чиновники в лице Мизулиной и ей подобных не могут провести грань между произведением искусства и порнографией, несмотря на то, что в июне вышло постановление Путина, там очень четко разграничено - что считается детской порнографией и что не считается. И закрытие этой выставки - противоправное действие, несоблюдение закона.

Как можно противостоять подобному? Не молчать. На месте галереи я бы подала в суд, назначила экспертизу произведениям, и пусть доказывают, где там порнография и призыв к педофилии.

Люди не научены смотреть и видеть красоту линий, композицию, освещение. Они видят голое тело, реагируют на голое тело - и все. Они не ходили в музей и не понимают, что такое обнаженка. Для них любая обнаженка - это порно. Они не различают, где китч, а где высокое искусство. Если раньше был какой-то культурный уровень, изобразительное искусство изучали в школах, то сейчас большая проблема с образованием. Советское общество 1980-х было более прогрессивным. На советских выставках было много обнаженного тела, и подростков в том числе. К этому относились как к произведению искусства, а не так, что кто-то возбудится, посмотрев на трех мальчиков у Дейнеки.

Я редко смотрю телевидение. Сейчас переключала каналы - везде идут какие-то непонятные сериалы с убийствами, агрессией. По всем каналам идет как бы один сериал. И нельзя сказать, что это стопроцентно нравится нашему населению. А это же воспитывает. Про искусство вообще не говорится. А ведь люди жаждут: вспомните очереди на Серова, сейчас очереди на Айвазовского. Людям нужна культурная пища, которой нет. Людей даже нельзя обвинить в такой темноте, они просто не понимают, где порнография, а где искусство. Обнаженная фигура с картин Мане или голое тело с порносайта - для них нет различия, вот в чем трагедия.

Сергей Попов, искусствовед, преподаватель МАрхИ, директор галереи Pop/off/art

Решение о закрытии, как я понимаю, было принято самими галеристами. Это они, конечно, зря сделали. Работу выставки нужно было продолжать, а члены общественной организации могли обратиться по этому поводу куда им заблагорассудится. Любой член любой общественной организации и вообще любой человек может жаловаться на что угодно по какому угодно поводу. Это его личное право. Я ничего ущемляющего чью-то мораль в этой выставке не вижу. Речь идет о высокохудожественных произведениях, чей статус признан во всем мире. И то, что мы вернулись в ситуацию, когда Стерджеса костерили в Америке несколько десятилетий назад, просто говорит об архаическом векторе нашего сегодняшнего движения.

Фото: Jock Sturges. Anette and Auregann_ Montalivet, France, 2012

Мы это уже много раз проходили. Я сижу на «Винзаводе» в помещении, которое неоднократно подвергалось такого рода преследованиям, - со стороны казаков и прочих малообразованных групп населения. И ничего, помещение продолжает работать, выставки продолжают проходить, а казакам этим, я надеюсь, с того времени посчастливилось хотя бы одну книжку прочесть в этой жизни, и они стали чуть более образованными.

Это все не является вектором, который может прервать нормальную работу в культурном поле в России. К сожалению для тех же «Офицеров России» и прочих радикалов, которые в таких ситуациях выступают под видом традиционалистов, их действия приводят к тому, что популярность этой выставки и всех этих изображений возрастает в десятки раз. Думаю, что все альбомы Стерджеса на «Озоне» за эти пару дней наши читатели уже смели.

Конечно, нужно двигаться тем же вектором, не сдавать позиции. Другое дело, что были прецеденты спорные, проблемные. Произведения искусства очень четко маркируют эти проблемные границы. Бывают негативные и заслуживающие скандала произведения искусства, и не обязательно самого высокого качества. Нет однозначного отношения ко всему, что вызывает скандал на поле искусства.

В качестве контрпримера могу привести ситуацию, когда в Манеже в прошлом году некий человек, чьи чувства были якобы оскорблены, напал на работы Вадима Сидура, замечательного и давно умершего классика. Несколько работ было повреждено. Был судебный прецедент, который окончился не в пользу нападавшего.

У меня ощущение, что интерес к культуре и понимание культуры широкой аудитории растет. Об этом свидетельствует количество людей, которые приходят в музеи современного искусства. Со стороны художественного сообщества все делается для того, чтобы некорректные ситуации отсекать и, наоборот, образовывать людей при помощи искусства.

Эти эксцессивные ситуации свидетельствуют о том, что есть отдельные малограмотные, но радикальные элементы, которые пытаются перетянуть одеяло на себя и при этом пытаются представить это общественным высказыванием, что, конечно, таковым не является. Мне кажется, это попытка скандального пиара соответствующей организации.

Фото: Jock Sturges. Ad"ele_ Montalivet, France, 1999

Михаил Розанов, фотограф, преподаватель Британской Высшей школы дизайна

Я не люблю, когда фотографируют голых детей. Мне это не нравится. И не надо рассказывать, что это какое-то недопонятое искусство, рассказывать, как там свет лежит. Это голый ребенок, и это нехорошо - для меня лично.

То, как закрыли выставку, конечно, диковато. С этим должны разбираться специалисты, а не так, чтобы пришли какие-то «Офицеры России» и закрыли. С какого перепуга? Не им решать, что выставлять, что закрывать.

Но когда ты выставляешь такого скандального фотографа, надо проверять, что там происходит. Тем более у нас в стране, где сейчас такая любовь к скрепам. Я думаю, что в галерее не понимали, что они устраивают. Если бы понимали, то не сделали бы. Это абсолютно нормальная классическая спокойная галерея, которая никогда не славилась какими-то провокативными делами. Нормальные люди делали нормальные красивые фотографические выставки. И я думаю, что они не понимали, что такая реакция может последовать. Потому что там работают нормальные адекватные люди - я их знаю - которые никакого отношения к педофилам не имеют, и им в голову не могло прийти, что может быть такая реакция.

Максим Мармур, фотограф, сотрудничающий с Associated Press и France Press, руководитель студии Marmur Pro

Меня тревожит не то, что возмущенная общественность написала письма Мизулиной и детскому омбудсмену, а то, что какая-то организация, не имеющая никакого правового статуса, не основываясь ни на каких правовых документах, пришла и закрыла вход на выставку. После чего прошли внутрь, провели беседу с руководством галереи и решили выставку закрыть. Какие полномочия имеет эта общественная организация, чтобы принимать эти решения?

Если бы госпожа Мизулина или госпожа Кузнецова направили запрос в прокуратуру, а прокуратура бы вынесла решение приостановить деятельность выставки до разбирательства, после экспертизы суд бы принял решение о закрытии выставки - тогда никаких вопросов нет. Кто понесет ответственность за это препятствие деятельности галереи? Да, вижу в этом очень тревожный симптом. Не хотелось бы проводить такие параллели - с Германией 1933 года - но они совершенно очевидны.

О человеке, который поверг всех праведников и приверженцев пуританских нравов Москвы в неистовый гнев - Джоке Стерджесе (Jock Sturges) - за прошедшие недели было сказано немало. Его скандальной выставке «Без смущения» (Absence of shame) досталось много внимания, но вовсе не такого, на которое рассчитывал фотограф, впервые посетивший Москву.

Признанный во всем мире мастер уже больше 30 лет снимает жителей нудистских коммун в естественной и комфортной для них среде. В его работах есть все необходимые искусству составляющие: гармоничная композиция, сюжетная линия, выверенный баланс светотени. И все же, московская персональная выставка Стерджеса болезненно затронула старый как мир вопрос: что есть искусство?

Ополчившиеся на организаторов выставки и самого автора активисты ответили на этот вопрос однозначно и сразу за всех, заявив, что представленные снимки - не что иное, как детская порнография. Они предпринимали попытки блокировать центр имени братьев Люмьер, где проводилась выставка, обращались с официальными заявлениями в генпрокуратуру и наполняли интернет праведным негодованием, полностью игнорируя тот факт, что «порнографии» у Стерджеса не больше, чем на полотнах эпохи Возрождения. Не дождавшись каких-либо официальных результатов проверки, возмущенные активисты решили взять ситуацию в свои руки.

Джок Стерджес, искренне восхищавшийся Москвой, как городом XXI века, никак не ожидал повторения истории, произошедшей с ним 26 лет назад. Тогда, в 1990 году, возглавляющий Евангельскую церковь Рэндалл Терри инициировал кампанию против фотографов, по его мнению, оскорбляющих своим творчеством чувства верующих. До того он активно выступал против абортов, но, оказавшись в проигрышной ситуации, решил направить силы в другое русло. Так Стерджес оказался под прицелом американских властей. Ему пришлось платить адвокатам сразу в нескольких штатах, но все обвинения были быстро сняты из-за отсутствия состава преступления.

Сегодня, как и четверть века назад, скандал вокруг выставки работ Стерджеса в Москве - это буря, родившаяся из домыслов отдельных людей и их видения ситуации через призму собственной испорченности. Ведь что в действительности изображено на этих снимках? Чувственная и хрупкая красота - предмет столь эфемерный, что художники, скульпторы и фотографы всех эпох посвящали и продолжают посвящать свое творчество попыткам ее увековечить.

Впервые снимать ню Стерджес начал в 1970-х годах, хотя к тому моменту уже имел ученую степень в сфере изящных искусств и богатый опыт в модной и рекламной съемке. Однажды, проезжая по Северной Каролине, он случайно наткнулся на хипповскую коммуну: в прохладный день полностью раздетые люди стояли вдоль дороги и грелись в лучах солнца. Фотографа поразило то, что люди не обращали внимания на собственную наготу и, будучи полностью обнаженными, чувствовали себя комфортно. После того случая он целенаправленно отправился исследовать подобные коммуны во Франции.

Отказавшись от погони за количеством моделей, мастер сфокусировался на отдельных семьях, с которыми поддерживает отношения уже не один десяток лет. По его словам, накопленные фотоархивы рассказывают историю его дружбы с членами общин, а также перемен, которые происходили с их жизнями и лицами за это время.

А после проверки, проведённой членами организации «Офицеры России», фотовыставку Стёрджеса закрыли. Незадолго до этого Елена Мизулина обвинила организаторов в «публичной демонстрации детской порнографии».

Фотограф удивлён и очень опечален инцидентом. По словам Стёрджеса, в его работах нет порнографии, и ни в одной галерее её не увидели. Более того, закрытие выставки спровоцировало огромный интерес россиян к произведениям американского фотографа. Согласно Google Trends , после скандала в Центре фотографии имени братьев Люмьер Стёрджес заинтересовал россиян больше, чем рэпер Тимати и даже Сергей Шнуров. Между тем, в социальных сетях набирает обороты флешмоб в поддержку этой выставки с хештегом #безстеснения.

В Министерстве культуры считают, что вызвавшая скандал фотовыставка "Джок Стёрджес. Без смущения" "не оставляет ощущения порочности".

«Несмотря на нападки на Стёрджеса за то, что в его работах зачастую присутствует очень юная обнаженная натура – снимки не оставляют ощущения порочности. Стёрджес не работает с обнаженным телом как с абстрактной формой, но устанавливает особый контакт с человеком, что делает его фотографии такими чарующими и непринужденными. Стёрджес на протяжении долгих лет дружит с семьями своих натурщиц. Фотограф снимает своих моделей – девочек и девушек из нудистских общин – в обстановке, совершенно гармоничной для них самих» , – отмечается на сайте ведомства.

Из биографии Джока Стёрджеса

Американский фотограф (Jock Sturges) родился в 1947 году в Нью-Йорке. После школы служил в армии, был главным фотографом военной базы. Демобилизовавшись, поступил в колледж Мальборо в штате Вермонт и изучал педагогическую психологию. Позднее Джок занялся съёмкой в жанре портретной, модной и рекламной фотографии. В летние месяцы он выбирался на нудистские пляжи Калифорнии, Франции и Ирландии, где снимал обнажённую натуру. На многих его снимках запечатлены девочки в период полового созревания, что не осталось без внимания правоохранителей.

Первый скандал

В 1990 году полиция с агентами ФБР вторглись в студию Джока Стёрджеса в Сан-Франциско. Они конфисковали компьютер, фотоаппараты, негативы и распечатанные снимки. Разбирательство по делу фотографа длилось более года. В его защиту выступило Художественное сообщество США и Европы, что повлияло на Совет по соблюдению законности. В итоге было принято решение о неправомерности действий полиции.

После этого инцидента популярность фотографа мгновенно выросла. Он издал более 10 фотоальбомов и принял участие во многих персональных и групповых выставках. Его работы стали активно раскупать. Некоторые произведения включили в коллекции Музея современного искусства и Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Национальной библиотеки в Париже и Франкфуртского Музея современного искусства.

Конец 90-х годов для фотографа ознаменовался новыми волнениями. Протестантские общины неоднократно обращались в суд, а также пикетировали книжные магазины США, требуя уничтожения фотоальбомов Джока Стёрджеса.

Вот что сказал об этом сам фотограф:

«Очень трудно добиться известности, занимаясь исключительно художественной фотографией. Теперь я достиг этого, но меня навсегда лишили возможности узнать, популярны ли мои произведения исключительно благодаря своим художественным достоинствам, или это результат возникающих вокруг них скандалов. Я чувствую, как будто меня обворовали, и я никогда не смогу вернуть украденное. Некоторые критики обвинили меня в том, что я пытаюсь извлечь выгоду из сложившейся ситуации, но забыли упомянуть, что ситуация сложилась вовсе не по моей вине».

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...