Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Есть ли прошивка на xbox one s. Нужна ли прошивка Xbox One? Стоит ли игра свеч? Взломанный Xbox One – хорошо или плохо

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА ЧЕЛОВЕКА

Строение и функционирование слухового анализатора человека

Всю звуковую информацию, которую человек получает из внешнего мира (она составляет примерно 25% от общей), он распознает с помощью слуховой системы.

Слуховая система является своеобразным приемником информации и состоит из периферической части и высших отделов слуховой системы.

Периферическая часть слуховой системы выполняет следующие функции:

- акустической антенны, принимающей, локализующей, фокусирующей и усиливающей звуковой сигнал;

- микрофона;

- частотного и временного анализатора;

Аналого-цифрового преобразователя, преобразующего аналоговый сигнал в двоичные нервные импульсы.

Периферическую слуховую систему делят на три части: внешнее, среднее, и внутреннее ухо.

Внешнее ухо состоит из ушной раковины и слухового канала, заканчивающегося тонкой мембраной, называемой барабанной перепонкой. Внешние уши и голова - это компоненты внешней акустической антенны, которая соединяет (согласовывает) барабанную перепонку с внешним звуковым полем. Основные функции внешних ушей – бинауральное (пространственное) восприятие, локализация звукового источника и усиление звуковой энергии, особенно в области средних и высоких частот.

Ушная раковина 1 в области наружного уха (рис. 1.а) направ­ляет акустические колебания в слуховой проход 2, заканчивающийся барабанной перепонкой 5. Слуховой проход служит акустическим ре­зонатором на частотах около 2,6 кГц, что трехкратно поднимает зву­ковое давление. П оэтому в этой области частот существенно усиливается звуковой сигнал, и именно здесь находится область максимальной чувствительности слухаЗвуковой сигнал воздействует далее на барабанную перепонку 3.

Барабанная перепонка -тонкая пленка толщиной 74 мкм, имеет вид конуса, обращенного острием в сторону среднего уха. Она образует границу с областью среднего уха и соединена здесь с костно-мышечным рычажным механизмом в виде молоточка 4 и наковаленки 5. Ножка наковаленки опирается на мембрану овального окна 6 внутреннего уха 7. Рычажная система молоточек - наковаленка является трансформатором колебаний барабанной перепонки, повышая звуковое давление на мембране овального окна д ля наиболь­шей отдачи энергии из воздушной среды среднего уха, сообщающейся с внешней средой через носоглотку 8, в область внутреннего уха 7, заполненную несжимаемой жидкостью - перилимфой.

Среднее ухо - заполненная воздухом полость, соединенная с носоглоткой евстахиевой трубой для выравнивания атмосферного давления. Среднее ухо выполняет следующие функции: согласование импеданса воздушной среды с жидкой средой улитки внутреннего уха; защита от громких звуков (акустический рефлекс); усиление (рычаговый механизм), за счет которого звуковое давление передаваемое во внутреннее ухо, усиливается почти на 38 дБ по сравнению с тем, которое попадает на барабанную перепонку.

Рис.1. Строение органа слуха

Структура внутреннего уха (показана в развернутом виде на рис. 1.6) очень сложна и рассматривается здесь схематически. Его полость 7 представляет собой сужающуюся к вершине трубку, свер­нутую в 2,5 витка в виде улитки длиной 3,5 см., к которой примыкают каналы вести­булярного аппарата в виде трех колец 9. Весь этот лабиринт ограни­чен костной перегородкой 10. Заметим, что во входной части трубки, кроме овальной мембраны, имеется мембрана круглого окна 11, вы­полняющая вспомогательную функцию согласования среднего и внут­реннего уха.

По всей длине улитки располагается основная мембрана 12 - анализатор акустического сигнала. Она представляет собой уз­кую ленту из гибких связок (рис. 1.6), расширяющуюся к вершине улитки . В поперечном сечении (рис. 1.в) показаны основная мембра­на 12, костная (рейснерова) мембрана 13, отгораживающая жидкую среду вестибулярного аппарата от слухового; вдоль основной мемб­раны проходят слои окончаний нервных волокон 14органа Корти, соединяющихся в жгут 15.

Основная мембрана состоит из нескольких тысяч поперечных волокон длиной 32 мм. Орган Корти содержит специализированные слуховые рецепторы - волосковые клетки. В поперечном направлении орган Корти состоит из одного ряда внутренних волосковых клеток и трех рядов наружных волосковых клеток.

Слуховой нерв представляет собой перекрученный ствол, сердцевина которого состоит из волокон, отходящих от верхушки улитки, а наружные слои - от нижних ее участков. Войдя в ствол мозга, нейроны взаимодействуют с клетками различных уровней, поднимаясь к коре и перекрещиваясь по пути так, что слуховая информация от левого уха поступает в основном в правое полушарие, где происходит главным образом обработка эмоциональной информации, а от правого уха в левое полушарие, где в основном обрабатывается смысловая информация. В коре основные зоны слуха находятся в височной области, между обоими полушариями имеется постоянное взаимодействие.

Общий механизм передачи звука упрощенно может быть представлен следующим образом: звуковые волны проходят звуковой канал и возбуждают колебания барабанной перепонки. Эти колебания через систему косточек среднего уха передаются овальному окну, которое толкает жидкость в верхнем отделе улитки.

При колебаниях мембраны овального окна в жидкости внутрен­него уха возникают упругие колебания, перемещающиеся вдоль основ­ной мембраны от основания улитки к ее вершине. Структура основной мембраны аналогична системе резонаторов с резонансными частота­ми, локализованными по длине. Участки мембраны, расположенные у основания улитки, резонируют на высокочастотные составляющие звуковых колебаний, заставляя их колебаться, средние реагируют на среднечастотные, а участки, расположенные вблизи вершины, - на низкие частоты. Высокочастотные компоненты в лимфе быстро зату­хают и на удаленные от начала участки мембраны не воздействуют.

Резонансные явления, локализуемые на поверхности мембраны в виде рельефа, как это схематически показано на рис. 1.г, возбужда­ют нервные «волосковые» клетки, расположенные на основной мемб­ране в несколько слоев, образующих орган Корти. Каждая из таких клеток имеет до ста «волосковых» окончаний. С наружной стороны мембраны располагается три-пять слоев таких клеток, а под ними на­ходится внутренний ряд, так что общее число «волосковых» клеток, взаимодействующих между собой послойно при деформациях мембраны составляет около 25 тысяч.

В органе Корти происходит преобразование механических колебаний мембраны в дискретные электрические импульсы нервных волокон. Когда основная мембрана вибрирует, реснички на волосковых клетках изгибаются, и это генерирует электрический потенциал, что вызывает поток электрических нервных импульсов, несущих всю необходимую информацию о поступившем звуковом сигнале в мозг для дальнейшей переработки и реагирования. Результатом этого сложного процесса является преобразование входного акустического сигнала в электрическую форму, и после этого с помощью слуховых нервов выполняется его передача к слуховым областям мозга.

Высшие отделы слуховой системы (включая слуховые зоны коры), можно рассматривать как логический процессор, который выделяет (декодирует) полезные звуковые сигналы на фоне шумов, группирует их по определенным признакам, сравнивает с имеющимися в памяти образами, определяет их информационную__ценность и принимает решение об ответных действиях.

Передача сигналов от слуховых анализаторов в мозг

Процесс передачи нервных раздражений от волосковых клеток в головной мозг имеет электрохимический характер.

Механизм передачи нервных раздражений в мозг пред­ставлен схемой рис.2, где Л и П - левое и правое ухо, 1 - слухо­вые нервы, 2 и 3 - промежуточные центры распределения и об­работки информации, расположенные в стволе головного мозга, причем 2 - т.н. улитковые ядра, 3 - верхние оливы.

Рис.2. Механизм передачи нервных раздражений в мозг

Механизм формирования ощущения высоты тона до сих порподвергается дискуссиям. Известно лишь, что на нижних частотах за каждый полупериод звукового колебания возникают несколько импульсов. На верхних частотах импульсы возникают не в каждый полупериод, а реже, например, один импульс за каждый второй период, а на более высоких даже за ка­ждый третий. Частота возникающих нервный импульсов зависит только от интенсивности раздражения, т.е. от значения уровня звуково­го давления.

Большая часть информации, поступающей от левогоуха, передается в правоеполушарие мозга и, наоборот, большая часть информации, поступающей от правогоуха, передается в левоеполушарие. В слуховых отделах ствола головного мозга определяются высота тона, интенсивность звука и некоторые признаки тембра, т.е. производится первичная обработка сиг­налов. В коре головного мозга идут сложные процессы обра­ботки. Многие из них являются врожденными, многие форми­руются в процессе общения с природой и людьми, начиная с младенческого возраста.

Установлено, у большинства людей (95% правшей и 70% левшей) в левом полушарии выделяются и обрабатываются; смысловые признаки информации, а в правом - эстетические. Этот вывод получен в опытах по биотическому (раздвоенному, раздельному) восприятию речи и музыки. При слушании левым ухом одного, а правым ухом другого набора цифр слушатель отдает предпочтение тому из них, который воспринимается пра­вым ухом и информация о котором поступает в левое полуша­рие. Наоборот, при слушании разными ушами разных мелодий предпочтение отдается той, которую слушают левым ухом и информация от которой поступает в правое полушарие.

Нервные окончания под действием возбуждения генерируют импульсы (т.е. практически сигнал уже кодированный почти цифровой), передаваемые по нервным волокнам к головному мозгу: в первый момент до 1000 имп/с, а через секунду - не более 200 в силу усталости , что определяет процесс адаптации, т.е. снижение воспринимаемой громкости при длительном воздействии сигнала.

Здесьтакже речь будет идти об информации. Но чтобы не запутаться в разных интерпретациях одно-го и того же слова, давайте сразу четко определимся, о какой информации будет идти речьИтак, мозг способен фиксировать только связи. Этот вид информации (связи) мозг запоминает. Процесс, с помощью которого он это делает, называется процессом «Память».Но мы привыкли называть информацией и то, что мозг запоминать не умеет. Это реально сущест-вующие объекты окружающего нас мира. Это все то, что нам приходится учить в школе или институте.Именно об этой информации мы сейчас поговорим. Разберемся, как мозг реагирует на реальные объекты, на текстовую информацию, и на совершенно особенный вид информации — знаковую (или точную) информацию.Перечисленные виды информации — реальные объекты, тексты, телефонные номера (и подобные им сведения) мозг запоминать не умеет. Но опыт подсказывает, что все-таки мы может кое-что вспомнить из выше перечисленного. Как же происходит запоминание и воспроизведение таких сведений?

1. ОБРАЗЫ 2. ТЕКСТОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ 3. ЗНАКОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Сначала проанализируем реакцию мозга на реально существующие объекты. Как мозг ухитряется воспроизводить их, если никто из исследователей не может обнаружить зрительных образов в головном мозге? Природа поступила очень хитро. Любой реально существующий объект имеет внутренние связи. Мозг способен эти связи выявлять и запоминать. Вы никогда не задумывались, а зачем, собственно, челове-ку несколько органов чувств? Почему мы умеем улавливать запахи, ощущать вкус, видеть предмет и слы-шать его (если он испускает звуки)?Реально существующий объект излучает в пространство физические и химические сигналы. Это от-раженный от него или испускаемый им свет, это всякие вибрации воздуха, объект может иметь вкус, и мо-лекулы этого объекта могут отлетать далеко от него. Если бы у человека был всего один орган чувств, то система памяти мозга, фиксирующая связи, не смогла бы ничего запомнить. Но одно общее информацион-ное поле от объекта разбивается нашим мозгом на несколько составляющих. Информация поступает в мозг по разным каналам восприятия. Зрительный анализатор передает очертания объекта (пусть это будет ябло-ко). Слуховой анализатор воспринимает звуки, издаваемые объектом: когда вы раскусываете яблоко разда-ется характерный хруст. Вкусовой анализатор воспринимает вкус. Нос за несколько метров способен уло-вить молекулы, испускаемые спелыми яблоками. Часть информации об объекте может поступить в мозг че-рез руки (осязание).В результате разбиения информации об объекте на части, мозг получает возможность образовать связи. И эти связи образуются естественным путем. Все, что находится в сознании в один момент времени — связывается, то есть запоминается. В результате, пока мы изучаем яблоко, пока рассматриваем его, крутим в руках, пробуем на вкус, мозг выделяет разные характеристики этого природного объекта и автоматически образует связи между ними.Ни одна из характеристик сама по себе не запоминается. Запоминаются только связи. В дальнейшем, когда наш нос унюхает запах яблок — то есть в мозг поступит стимул — сработают ранее образованные связи и мозг создаст в нашем сознании другие характеристики данного объекта. Мы вспомним целостный образ яблока.Механизм естественного запоминания настолько очевиден, что даже странно об этом говорить. Такой способ запоминания дает нам возможность УЗНАВАТЬ объекты окружающего нас мира лишь по малой части информации о них.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...