Рыба-кит
Юлий Черсанович Ким
Род. в 1936 г.
Юлий Черсанович Ким родился в Москве. Окончил Московский государственный педагогический институт. После института преподавал историю и литературу на Камчатке, затем в Москве.
Работал учителем 9 лет. В институте начал писать песни, вскоре они зазвучали во многих фильмах («Бумбараш», «Двенадцать стульев», «Про Красную Шапочку», «Обыкновенное чудо» и др.). В 1996 году вышли книги Ю. Кима («Творческий вечер», «Летучий ковёр»). Его песни до сих пор звучат в концертах, по радио, по телевидению и радуют слушателей.
Прочитайте весёлую песню Ю. Кима «Рыба-кит» вслух или спойте её.
Как вы думаете, что делает её такой весёлой и бодрой?
Рыба-кит
На далёком Севере
Бродит рыба-кит,
А за ним на сейнере
Ходят рыбаки.
Но нет кита, но нет кита,
Но нет кита, не видно.
Вот беда, ну вот беда,
Ну до чего ж обидно!
Как-то ночкой чёрною
Вышел капитан,
И в трубу подзорную
Ищет он кита.
Но нет кита, но нет кита,
Но нет кита, не видно.
Вот беда, ну вот беда,
Ну до чего ж обидно!
Как-то юнга Дудочкин
Бросил в море лот,
И на эту удочку
Клюнул кашалот.
Вот и кит, ну что за вид,
Ну только рёбра видно.
Ах какой, худой такой,
Ну до чего ж обидно!
На далёком Севере
Ходит рыба-кит,
А за ним на сейнере
Ходят рыбаки.
Но нет кита, но нет кита,
Но нет кита, не видно.
Вот беда, ну вот беда,
Ну до чего ж обидно!
Совершенствуем свою речь
1. Читая или слушая исполнение юмористического стихотворения-песни известного поэта Юлия Кима, мы весело улыбаемся. Как ритм стихотворения, повторы, неожиданные словосочетания помогают нам понять, что это юмористическое произведение и что это песня?
2. Объясните значение слов и подберите к ним синонимы:
Подготовьтесь к конкурсу на самое смешное чтение наизусть (возможно инсценированное) стихотворения Ю. Кима «Рыба-кит».
Урок 101
Стихотворения-шутки. Ю. Ч. Ким. «Рыба-кит». Что читать летом
Уроки внеклассного чтения
I.
Артикуляционная разминка
Можно провести соревнование, разбив класс на три-четыре команды: кто больше помнит скороговорок? Команды хором по очереди произносят скороговорки, не подглядывая в рабочие тетради. Команда, которая не может вспомнить скороговорки, выбывает из игры. Побеждает команда, оставшаяся последней.
Учитель заранее заготовит небольшие призы, например календарики.
II. Стихотворения-шутки. Ю. Ч. Ким. «Рыба-кит»
Стихотворения-шутки, которые могут прозвучать на уроке в конце учебного года, создадут хороший настрой у детей, оставят впечатление об уроке литературы как о радостном, праздничном событии.
В учебнике-хрестоматии (с. 179-180)
дано одно стихотворение Юлия Кима - одного из ярких представителей авторской песни, который создал тексты песен к большому количеству фильмов и для взрослых, и для детей. «Рыба-кит» - тоже песня, это сразу чувствуется по задорному ритму и игровой ситуации.
Юлий Ким не одинок в своем стремлении создавать стихотворения-шутки и песни-шутки: это делали Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Вадим Егоров, Юнна Мориц и другие современные поэты. Несколько текстов мы предлагаем учителю и детям в Приложении
.
III. Что читать летом
Мы приводим примерный список книг, которые могут быть рекомендованы пятиклассникам для летнего чтения (см. Приложение
). Учитель возьмет в библиотеке эти книги, сделает в классе выставку и кратко расскажет об их содержании, учитывая читательские интересы детей и стремясь заинтересовать их новыми книгами. Учитель заранее сделает копии списка книг и даст каждому ученику.
СКОРОГОВОРКИ
[б] - [п] [б’] - [п’]
Добры бобры
Идут в боры.
Добр бобр для бобрят.
Бык тупогуб.
Тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.
По поясам пояски,
По пояскам поясочки.
Белогубы огурцы,
Молодцы белопупы.
Ехали купцы,
Говорили они
Про покромы
Да про покромки 1
.
Стоит копна 2 с подприкопеночком.
Петр Первый
Пошел погулять,
Поймал перепелку 3
,
Пошел продавать.
Просил полтинник 4
.
Получил подзатыльник.
[в] - [ф] [в’] - [ф’]
Круг прорублю,
Мать проведу,
Сестру выведу.
По двору-подворью
В добром здоровье.
Два дровосека,
Два дроворуба,
Два дровокола.
Вьюги, метели
Под февраль полетели.
Посадила Фекла свеклу.
Февронья фыркала на Феклу.
[д] - [т] [д’] - [т’]
На дворе трава,
На траве дрова.
У нас на дворе-подворье
Погода размокропогодилась.
От топота копыт
Пыль по полю летит.
Съел молодец
Тридцать три пирога с пирогом,
Да все с творогом.
Шел мужик из-за реки,
Нес лапти-девятерики.
Нам не до мужиков,
Не до лаптей-девятериков.
На улице деготник 5
.
Нам не до деготника,
Не до деготниковых детей.
[г] - [к] [г’] - [к’]
На горе, на пригорке
Стояли два Егорки.
Раз - Егорка,
Два - Егорка.
Я вокруг погреба хожу,
Все про погреб говорю.
Полпогреба репы,
Полколпака гороху.
Купи кипу пик,
Кипу пик купи.
Шит колпак,
Да не по-колпаковски.
Кто бы тот колпак
Переколпаковал?
Из-под кислого молока,
Из-под простокваши.
Утка моя,
Селезнюха моя,
Не летай за реку,
Не клюй песку,
Не тупи носку.
Клюет курица крупку,
Курит турок трубку.
Не клюй, кура, крупку,
Не кури, турок, трубку.
[х] [х’]
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! ха! ха! ха! ха!
Не по тропе, а около
Катилось О и охало,
О охало,
О охало
Не на тропе, а около.
Не просмеховствуй других -
И сам не просмеховствован будешь.
Полпуховика и полполувыпуховика,
Цельный пуховик 6
и полполувыпуховик.
[з] - [с] [з’] - [с’]
Зелен изумруд.
Сыворотка 7 из-под простокваши.
У сыра дуба,
У суха сука
Белошерстый пес.
На семеры сани,
По семеры - в сани.
Идет с косой
Косой козел.
Бежит лиса по шесточку 8
.
- Лизни, лиса, песочку!
Сенька-везенька,
Вези бабу на санках.
Санки - скок,
Сеньку - в лоб!
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
[ж] - [ш]
Журила 9 журавля журавлиха.
Летят три пичужки 10
Через три пусты избушки.
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей.
Две мыши поплоше
Несли по два гроша 11
.
Шла бабка из-под Шарташа,
Несла кринку 12
из-под простокваши.
Как заедешь в Шарташ,
Там не расшаташь.
ПОЭТЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ