Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Иерей дмитрий моисеев. Ошибались ли святые? Священник Дмитрий Моисеев

Клерикальную экспансию в современной России можно уподобить газу, который, распространяясь в пространстве, занимает все свободные ниши. Речь тут не идет о духовном возрождении, проповеди веры и прочих религиозных категориях.

Программа застройки парков и скверов храмами, передача РПЦ движимого и недвижимого имущества, «воцерковление» школы и армии — все это происходит в рамках корпоративной логики, когда клерикальная корпорация тупо занимает пространства, не защищенные институтами гражданского общества. А поскольку с гражданским обществом в России сейчас тяжело, то и таких «зачищенных» пространств появляется все больше и больше.

Пять лет назад во всех школах России, несмотря на отсутствие подготовленных учителей и очевидного социального запроса, был в обязательном порядке внедрен предмет «Основы религиозных культур и светской этики». В рамках этого предмета большинство российских школьников изучают «Основы православной культуры» (ОПК — отсюда термин «ОПКизация»). Предмет преподается пока только в 4-м и 5-м классах, но в течение всех последних лет патриархия не ослабевает в своей борьбе за его расширение. Причем чаще всего звучит предложение охватить предметом весь учебный процесс — с первого до последнего класса. И звучит оно из уст даже самых просвещенных представителей духовенства — например, митрополита Илариона (Алфеева).

Он как бы призван реставрировать уже забытый советский курс «Этика и психология семейной жизни», позже частично влившийся в «Основы безопасности жизнедеятельности». Лоббистом нового курса, методические пособия по которому составлены в Екатеринбургской епархии РПЦ, выступила Ассоциация родительских комитетов и сообществ России. Именно встреча главы этой ассоциации с замминистра образования и науки в конце прошлой недели привлекла внимание общества к новому проекту. Сейчас, когда во главе Министерства образования утвердился близкий РПЦ человек — специалист по истории этой церкви — Ольга Васильева, наступил благоприятный момент для клерикальной экспансии в школу. Судьбу «Нравственных основ семейной жизни» предполагается решить быстро — на заседании учебно-методического объединения по общему образованию при Российской академии образования через две-три недели. Однако из-за утечки в СМИ министерство немного отыграло назад и выпустило заявление о готовности допустить к обсуждению педагогов и родителей.

Монахиня Нина

Авторами курса являются два кандидата: биологических наук — священник Дмитрий Моисеев и психологических наук — монахиня Нина (Крыгина). Ныне под именем Варвары она является игуменьей того самого Среднеуральского монастыря во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», духовником которого состоит старец-схиархимандрит Сергий (Романов), известный также как духовник депутата Натальи Поклонской и покровитель «секты царебожников», проповедующей особое почитание царя-мученика Николая II. Сам монастырь является общепризнанным в РПЦ центром этого движения, и учебный курс, составленный его игуменьей, не может не содержать соответствующих коннотаций. В интернете нетрудно найти видеолекции матушки Нины (она же — Варвара) на темы семьи и брака, в том числе довольно деликатные для монахини.

Красной нитью через все лекции проходит указание на семью Николая II как на идеальный образец православной семьи. Много говорится и о «ритуальном убийстве» этой семьи (сами-знаете-кем) ради разрушения государства Российского. Проповедь «царебожия»? Пожалуй, хотя и в осторожной форме. Но не всем же шашкой с думской трибуны махать!

На популярном педагогическом сайте «Открытый урок» можно найти осторожную критику курса, причем от имени православного педагога. Эта критика сводится к двум позициям: во-первых, курс слишком «тяжеловесен» для обычной школы и адресован скорее педагогам и родителям, во-вторых — «школа не призывает к воцерковлению — это дело семьи и лично каждого человека».

И еще два вопроса вызывает новый курс, в порядке эксперимента уже преподающийся в школах 60 «православных» регионов России. Считается, что РПЦ выступает категорически против полового просвещения школьников, чтобы «не подталкивать» их к добрачным половым связям (как известно, благодаря спорам вокруг «Матильды», глава идеальной семьи Николай II таких связей не имел и иметь не мог). Однако новый курс содержит «биологические» компоненты, а один из его авторов — профессиональный биолог. Получается, что РПЦ вслед за католической церковью признает-таки необходимость полового просвещения, но хочет аккуратно взять его под контроль.

Другой вопрос — а столь ли однозначно вообще православное учение о семье, как полагают в Ассоциации родительских комитетов? Вот недавно упоминавшийся выше митрополит Иларион (Алфеев) заявил, что человек, который не родил детей, не может рассчитывать на счастье (по-церковнославянски оно называется «блаженством»). Постойте: а что, у самого митрополита Илариона есть дети? Его официальная биография гласит, что в возрасте 20 лет, в 1987 году, он был пострижен в монашество, а до этого служил в армии и ни в каком браке не состоял. Патриарх Кирилл (Гундяев), также постоянно призывающий людей вступать в брак и рожать как можно больше детей, принял монашество в 22-летнем возрасте и тоже (официально) в браке не состоял. А между прочим, святые отцы православной церкви постоянно призывают пастырей не учить других тому, чего они не исполняют сами, и признают лучшим наставлением пример собственной жизни.

Руководитель и духовник Центра защиты материнства «Колыбель»

  • Родился 24 октября 1970 года в г. Челябинске
  • 17 марта 2001 года рукоположен в сан диакона 8 сентября 2002 года – в сан священника
  • С марта 2001 года служит в храме в честь Рождества Христова г. Екатеринбурга
  • В 1987 году поступил в Уральский государственный университет на биологический факультет, в 1995 году – в аспирантуру по специальности «биология», защитив в 2001 году кандидатскую диссертацию по биологии
  • В 1999 году окончил миссионерский факультет по специальности «теология» в Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте
  • С 2001 года преподаватель Высших миссионерских курсов (проректор по научной части в 2009-2010 гг.). В настоящее время старший преподаватель кафедры теологии Миссионерского института при Ново-Тихвинском женском монастыре
  • С 2002 года духовник Центра защиты материнства «Колыбель»
  • С 2010 года член Координационного совета по защите материнства и семейных ценностей при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви с 2012 года член Рабочей группы по подготовке предложений для государственной власти от Патриаршей Комиссии по вопросам семьи и защиты материнства
  • Окормляет городскую больницу № 14 г. Екатеринбурга и Сестричество милосердия, организованное при больничном храме в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии
  • Духовник Общества православных педагогов Орджоникидзевского района в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия член Лаборатории педагогики православия при Уральском отделении Российской Академии образования, член редколлегии журнала «Просветитель» и Межрегиональной группы по проекту «Школа-будущее России»
  • Соавтор программ и учебно-методических комплексов по предметам «Нравственные основы семейной жизни. 10-11 классы», «Православная культура. 10-11 классы»
  • В семье отца Димитрия и матушки Дарьи Моисеевых воспитывается двое детей.

К сожалению, все сильнее намечается тенденция возрождать к жизни некоторые богословские мнения, которые хотя и высказывались отдельными Святыми отцами, но тем не менее не были приняты Церковью. В оправдание такому подходу приводится католическая теория о так называемых теологуменах (частных богословских мнениях), согласно которой имеет право на жизнь любое утверждение, если только оно было высказано святым. Раз этого утверждения придерживался человек святой, то оно является лишь его частным взглядом, но никак не ошибкой, и любой христианин имеет право его разделять. С другой стороны, некоторые верующие считают кощунственной даже саму мысль о возможности ошибок в святоотеческих творениях. Поэтому нелишне будет узнать отношение Церкви и самих отцов к этому вопросу.

Наиболее четко отношение Церкви к этой проблеме выразил преп. Варсонуфий Великий , отвечая на вопрос одного из монахов своей обители, заданный по поводу отдельных аспектов учения свт. . Сам преподобный при этом открывает и подчеркивает, что говорит по особому откровению, полученному им от Бога. Это заставляет исключить в данном случае возможность ошибки. Итак, давайте обратимся к книге «Преподобных отцев Варсануфия Великаго и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников»:

» Вопрос 610 . …Св. Григорий Нисский… говорит, что мучение будет смягчено и окончится. Итак, скажи, Отец мой, почему такой человек не говорит справедливо, как прилично было бы мужу Святому, сподобившемуся беседовать по внушению Духа Святаго. Также и о рае некоторые Отцы и учители несогласны между собою… И в других главах Писания можно найти некоторое разногласие. Просим тебя, Владыко, объясни нам сие…

Ответ Варсануфия . …Итак послушайте, что Бог открыл мне, за три дня до того, как вы написали мне свой вопрос… Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божии; ибо Апостол говорит: отчасти разумеваем и отчасти пророчествуем (1Кор., 13,9 )… Святые, сделавшись учителями, или сами собою, или принуждаемые к тому другими людьми, весьма преуспели, превзошли своих учителей и, получив утверждение свыше, изложили новое учение, но вместе с тем сохранили и то, что приняли от прежних учителей своих, т.е. учение неправое. Преуспев впоследствии и сделавшись учителями духовными, они не помолились Богу, чтобы Он открыл им относительно первых их учителей: Духом ли Святым внушено было то, что они им преподали, но, почитая их премудрыми и разумными, не исследовали их слов; и таким образом мнения учителей их перемешались с их собственным учением, и Святые сии говорили иногда то, чему научились от своих учителей, иногда же то, что здраво постигали собственным умом; впоследствии же и те и другие слова приписаны были им. Принимая от других, преуспев и сделавшись лучшими, Святые Духом Святым говорили то, что вверялось им с утверждением от Него; говорили и то, что им было преподано прежними учителями их, не исследывая слов их, тогда как им должно было исследовать оные, и через молитву к Богу и вопрошения просвещенных Духом удостовериться, справедливы ли они. Таким образом перемешались учения, и все, что говорили сии Святые мужи, их имени приписывалось. Итак, когда слышишь, что кто-либо из них говорит о себе, что он от Духа Святаго слышанное поведает, то сие несомненно, и мы должны тому верить. Если же Святый муж и говорит о вышеупомянутых мнениях, то не найдешь, чтобы он подтверждал слова свои, как бы имел утверждение свыше, но они проистекли из учения прежних его учителей, и он, доверяя знанию и премудрости их, не вопрошал Бога, истинно ли сие…

Вопрос 611. …Почему Бог попустил таким мужам иметь неправильные мнения, хотя они не просили о сем разумении; но почему не дано оно им туне для отвращения вреда, который могут получить впоследствии читающие? – Ибо хотя они сами и не преткнулись ни в правой вере, ни в добродетели, но подобные мне, слабые и нерадивые, веря им несомненно, легко могут получить чрез то вред, в неведении сказанного вами, что и Святые не могли постигнуть всех таинств и что они не помолились Богу об удостоверении, справедливы ли оныя мнения, или нет…

Ответ: Бог не оставил таких мужей в заблуждении, потому что тот оставляет другого в заблуждении, кого спрашивают о пути, но он не говорит истины. Святые же не вопрошали Бога о сем, чтобы узнать от Него истину. Если же говоришь, почему Бог благодатию Своею не воспрепятствовал им в том для пользы других, которые впоследствии будут читать их писания, то можешь сказать и о всяком грешнике: почему Бог не воспрепятствовал ему Своею благодатью, когда знал, что он грехами своими соблазнит многих, и многие получат через него вред. В таком случае и жизнь человеческая будет уже не свободная, но подверженная насилию. И кто может воспрепятствовать Богу спасти таким образом всякого человека? Что же, разве в Писании не находятся такие изречения, о которые претыкаются неведающие и неразумеющие духовного смысла Писания? Итак, должны ли мы сказать, почему Бог не открыл всем духовного смысла Писания, чтобы люди не получали вреда, но предоставил Святым, бывшим в различные времена, труд изъяснить нужное? Для того-то и постановлены учителя и истолкователи, как говорит Апостол (1 Кор., 12,28; 30)… Как Господь явил нам путь жизни через Пророков и Апостолов, хотя каждый из них говорил частно, и Бог не вещал исключительно чрез одного из них, а оставленное одним по воле Божией сказано другим, так творил Бог и со Святыми, после них бывшими: о чем одни говорят сомнительно, то истолковывают следующие за ними, чтобы Бог всегда прославлялся чрез Святых Своих».

Подобное отношение к этому вопросу мы находим и у других св. отцов. Так,преп. , говоря о книгах бл.Августина, замечает: «Даже у весьма ученых мужей есть то, что можно рассматривать, подвергая сомнению» (цит. по Иером. . Вкус истинного православия. М., 1995, стр.31).

Святой патриарх Фотий также дает православную оценку ошибочным мнениям, встречающимся у святых отцов: «Мало ли было затруднительных положений, которые вынуждали многих Отцов частью выражаться не точно, частью говорить по применению к обстоятельствам при нападении врагов, а иное и по человеческому неведению, которому подпадали и они? Если иные и говорили не точно, или по неизвестной для нас причине даже уклонились от прямого пути, но исследований не было и никто не вызывал их к дознанию истины, – мы оставляем их в числе отцов , точно также, как бы они и не говорили того, частью за знаменитость их жизни и славу добродетелей, частью за непорочность веры их в прочих отношениях; но не следуем тем словам их, где погрешили они » (Цит. по Архиеп. . Историческое учение об отцах Церкви, Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1996, т.3, стр.334).

Можно привести и еще не один десяток подобных цитат, но цель данной работы – не поразить читателя их количеством, а лишь подтвердить необходимость трезвого подхода к изучению святоотеческого наследия. Каждый христианин обязан уметь отделять в творениях отцов пшеницу горнего знания от плевел дольнего мира. Это ни в коей мере не умаляет нашего благоговения перед самими отцами, ибо наша устами великого богослова свт. призывает «не принимать как учение то, в чем они (Св. отцы) заблуждались, но лобызать человеков» (В. М. Лурье. Послесловие к книге св. Григория Нисского «Об устроении человека», стр. 174).

Одной из актуальнейших задач, стоящих перед современной российской школой, является задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Известное выражение «знание надмевает, а любовь назидает» в наше время становится всё более очевидным. Дети, получившие богатые знания, но не обретшие духовно-нравственного стержня, оказываются неспособными применить эти знания даже на собственную пользу, не говоря уже о пользе ближнего или общественной пользе. Известно, что огромному количеству молодых людей, ставших выпускниками школы, так и не удаётся утвердиться в жизни. Многие из них умирают в молодом возрасте, став жертвами наркомании и других пороков.

Проблема духовно-нравственного воспитания так или иначе связана с проблемой сохранения духовно-нравственных традиций. Традиция – это механизм наследственности, своего рода генетический код культуры. Без сохранения традиции ни в одном образовательном институте, будь то семья или школа, невозможно воспроизводство, как выражается В. И. Слободчиков, «человеческого в человеке» 1 . Возможно лишь репродуктивное воспроизводство биологического наследия, но не того, что собственно делает человека человеком.

Возникает вопрос: чем же обеспечивается процесс, за счёт которого сохраняется традиция?

Традиция – это эстафета жизни, передаваемая от поколения к поколению. Для того, чтобы она сохранялась, необходимо как минимум два условия: наличие того, кто принимает эту эстафету, и наличие того, кто её передаёт. Иными словами, у традиции должны быть как наследники, так и носители, причём живущие рядом друг с другом в одно и то же время. Традиция прерывается, если исчезают её живые носители. Как сказано об этом явлении в одном из известных стихотворений Роберта Льюис Стивенсона: «пускай со мной умрёт моя святая тайна – мой вересковый мёд!».

Как для инкультурации, то есть для освоения подрастающим поколением совершенных форм культуры, так и для социализации, воспитания человеческого в человеке, необходимо существования со-бытийной общности между мастером и учеником-подмастерьем, мудрецом-наставником и послушником-собеседником 2 . В одном из духовных рассказов говорится о том, что монах-подвижник спросил ангела, почему тот долгое время не открывал ему непосредственно правды об ошибках, но ожидал, когда появится человек, который эту правду произнесёт. Ангел ответил, что Бог так всё устроил в жизни, чтобы люди научались от людей.

Одну из главных функций передачи традиций в истории нашего Отечества выполнял такой образовательный институт как семья. В контексте сказанного выше можно отметить, что для трансляции духовно-нравственных традиций в семье (в процессе семейного воспитания) необходимым условием является наличие семейного взаимодействия между её членами, прежде всего между родителями и детьми. Кризис современной семьи в значительной степени связан с утратой семейного взаимодействия, атомизацией, индивидуализацией, обособлением жизни каждого члена семьи.

Этот процесс начался не в настоящее время. Он имеет свою достаточно продолжительную историю. Значимым рубежом процесса и разрушения традиционного семейного уклада и духовно-нравственных традиций в нашей стране явился 1917 год. С февральско-октябрьской революции началось активное и целенаправленное разрушение духовных традиций, а вместе с ними и одного из главных условий их сохранения – института семьи.

В итоге произошло разрушение со-бытийности в семье. Она в значительной степени перестала обеспечивать передачу подрастающим поколениям духовных и нравственных принципов. Можно сказать, что в настоящее время мы стоим на руинах семьи и нравственности.

Как же сейчас восстановить то, что было разрушено на протяжении многих десятилетий?

Работая над созданием курса «Нравственные основы семейной жизни», мы пришли к выводу, что для решения этой задачи необходимо ориентироваться, прежде всего, на ценности. Только сейчас, когда работа над курсом практически завершена, у нас произошло рефлексивное осознание самого названия курса. Начинается оно с русского слова «нравственность». А что собственно является основой семейной нравственности? Основой нравственности, основой этических норм поведения являются ценности.

Что же такое ценность? Ценность это не только то, что я понимаю, но и то, что я принимаю за существенное, за жизненно важное для меня. То, что мне дорого. То, чем я живу. Спаситель в Евангелии говорит: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» 3 .

Ценность лежит в основе поведения человека, в основе его поступков, в основе его жизненного выбора. Смысл традиции и заключается в передаче ценностей. Но как мы уже говорили, традиция не может осуществляться, если нет со-бытийной общности между взрослым и ребёнком (в рамках школы - учителем и учеником). Для поддержания традиции необходимо возникновение этой со-бытийности.

Но каким способом обеспечить со-бытийность, если взаимодействие в семье в значительной степени нарушено?

Пытаясь ответить на этот непростой вопрос, можно предложить следующий вариант решения. Необходимо создать условия для возникновения со-бытийного сообщества между взрослым и молодым человеком в другом образовательном институте – в школе.

Но каким образом? В настоящее время в базисном учебном плане старших классов практически не предмета, на основании которого мог бы развиваться процесс выстраивания диалога о жизни, в том числе жизни семейной, между учеником и учителем.

Предлагаем вернуть в содержание отечественного образования курс семейного содержания. В советское время это был курс «Этика и психология семейной жизни». Однако в самом названии курса половина слов иностранного происхождения и недоступны для непосредственного осознания русскоязычного населения. Поэтому на наш взгляд более подходящая версия названия – «Нравственные основы семейной жизни», которое предполагает ведение диалога не только в дискурсе чисто научного знания, но и в дискурсе отечественной духовно-нравственной традиции.

Возникает другая проблема. Само по себе введение предмета не решает задач построения нравственного (этического) диалога между учителем и учеником и создание со-бытийной общности между ними.

Для того чтобы это произошло необходимо, чтобы учитель стал для подростка наставником, тем самым значимым взрослым, с которым молодой человек захотел бы выстроить доверительные отношения и примеру которого он хотел бы последовать. Преподаватель «Нравственных основ семейной жизни» прежде чем приступить к своей педагогической деятельности должен сам стать носителем духовно-нравственной традиции.

А это, как мы уже говорили, возможно только через общение с живыми носителями культуры и через труд над собой, который сам по себе является условием со-работничества с Богом, синергийного привлечения благодати Божией.

Курс «Нравственные основы семейной жизни» построен таким образом, что в процессе его преподавания должны естественным образом выстраиваться со-бытийное сообщество «учитель-ученик». Он предполагает доверительность, однако исключает фамильярность и некорректность в общении. Следовательно, одна из миссий курса – воспитание культуры общения.

Предполагается, что возникшая в процессе преподавания со-бытийная общность «учитель-ученик» должна достраиваться включением в неё и родителей, становиться трёхсоставной: «учитель-ученик-родители». Одной из задач курса является не только помощь старшеклассникам в создании ими в будущем собственной семьи, но и в налаживании правильных взаимоотношений их с близкими людьми в родительской семье. Предполагаемым результатом является улучшение духовно-нравственной и психологической атмосферы в родительских семьях старшеклассников.

После окончания преподавания монахиней Ниной курса «Нравственные основы семейной жизни» в Еврогимназии № 176 г. Екатеринбурга один из старшеклассников сказал: «Наконец- то нам преподают предмет, на котором с нами говорят о жизни».

Иерей Дмитрий Моисеев,

духовник Центра защиты материнства "Колыбель", г. Екатеринбург.

1 Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009.

2 Там же, с. 245.

3 Мф. 6,21.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...