Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Иеромонах евстафий. Союз добрых сердец ч.1 - игумен евстафий

ПОМИНАЯ СТАЛИНА

Иеромонах Евстафий (Жаков) - настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Знаменке. По образованию врач. Кандидат философских наук. С 1987 года - служитель Православной Церкви.

Отец Евстафий, я случайно узнал, что Вы в дни памяти Сталина служите о нём панихиды и поминаете его всегда в дни, связанные с Победой над фашистской Германией. В то же время, сейчас Сталина принято считать злодеем и тираном. Почему Вы придерживаетесь противоположной точки зрения?

Прежде всего, я хочу сказать, что это чувство, что Сталин - отец народов, что это отчасти и мой высокий отец - это чувство не покидало меня всю жизнь. Когда хоронили Сталина (я жил в Иванове) - этот сумрачный день, эти слёзы на глазах у людей - они были непритворны, это были искренние слёзы. Я помню это всю мою жизнь.

У меня было два отца (кроме Отца Небесного): один отец - это мой отец по плоти, а другой отец - это отец народов, который был строг, который судил, который, может быть, ошибался, но который всё равно, тем не менее, имеет для меня высокое имя моего отца как отца моей страны. Именно поэтому любые нападки на Сталина и смешны, и отвратительны. Я не хочу слушать этих пуделей демократии, которые лают на мёртвого льва, я слушаю моё сердце, мою душу. Я поминаю Иосифа Виссарионовича Сталина на всех службах, где это уместно, особенно в те дни, когда он умирал, в день его рождения, в те дни, когда он праздновал общую Победу нашего народа.

Основным аргументом наших демократов против Сталина является то, что якобы при нём были массовые репрессии, были убиты и замучены в лагерях миллионы людей.

Наши демократы отвратительны для меня, это люди, которые, живя за счёт Сталина, сегодня отваживаются, смеют его оплёвывать. Конечно, для Сталина это - ничто, потому что Сталин слишком велик. Да и история нашей страны так сложна, что здесь не куриные мозги этих клеветников, а нужно провидческое видение Достоевского или иных прозорливцев, чтобы оценить всё то, что представляет наша история.

По большому счёту ведь история нашей страны - это история тех, кто борется с русским народом, история тех, кто является русофобами, и история тех, кто всё-таки противодействует русофобии, кто всё-таки, в конечном счёте, в трудной борьбе защищает нашу страну, нашу землю, наш народ. И Сталин был человек, который противопоставил, порой даже предельно жестоким образом - свою жёсткость этой всемирной русофобии, которая и сегодня направлена на то, чтобы уничтожить русский народ и завладеть его территорией. Величие Сталина в том, что он не поддался русофобам, что он гениально разгромил "верных ленинцев"-русофобов.

В связи с этим как Вы оцениваете роль Октябрьской революции и большевиков, а также их руководства в отношении к нашей стране?

Сейчас иногда говорят о жидомасонах - я не знаю, насколько этот термин корректен, но факт, что отвратительный для меня Ленин действительно привёз в нашу страну группу людей, которые в конечном счёте осуществляли геноцид русского народа. Эти люди окопались в Кремле, эти люди ненавидели и уничтожали Православие, эти люди привезли в нашу страну страх, ужас и голод, эти люди настолько были сильны, что бороться с ними надо было очень осторожно. Так, чтобы они не распознали хитрость тех, кто борется с ними. И Сталин - это человек, который в течение многих лет и десятилетий постепенно выкорчёвывал из русской почвы этих инородцев, бухаринцев, зиновьевцев, троцкистов. Ему было нелегко, но в течение десятилетий он справился с тем, чтобы окончательно вывезти на свалку истории оккупировавших страну "верных ленинцев".

Но были ли события 1917 года случайным эпизодом, который получился по трагическому стечению обстоятельств, или же у них была какая-то объективная предпосылка?

Главная предпосылка - это слабость и недостаточная святость Русской Православной Церкви. Эта слабость произошла от необдуманных реформ Петра I. Русская Православная Церковь потеряла должное значение в XVIII и XIX и отчасти в XX веке. Вместо того, чтобы воспитывать народ в духе Православия, Русская Православная Церковь постепенно в своём движении оказалась несостоятельной в борьбе с Лениным. Иначе почему же вышло так, что народ, в значительной своей части, убивал священников, убивал митрополитов? Это была месть русского народа тем пастырям, которые оказались неспособными совершить свой пастырский подвиг. Да, был преподобный Серафим Саровский, были другие подвижники. Но были и те, которые в конечном счёте оказались неспособными воспитать русский народ в истинном духе Православия. Поэтому трагедия Николая II, трагедия приезда Ленина в опломбированном вагоне - это трагедия, прежде всего, несостоявшегося Православия.

- А какова здесь роль последнего русского императора Николая II?

Вряд ли имеет смысл говорить отдельно об императоре Николае II. Надо говорить о триаде: Николай II - Ленин - Сталин. Сталин - это был своеобразный синтез, если говорить гегелевскими терминами, это было то великолепное окончание вот этого самого пути от слабого Николая II, который обречён быть слабым по произволению Божьему, этого как бы сильного Ленина, который обречён быть сильным потому, что Господь попустил его силу, и наконец Сталина, который вобрал в себя и Православие Николая II, и власть императора, и оказался тем человеком, который вывел нашу страну на тот путь, идя по которому, мы наконец можем вновь, как мне кажется, стать истинной православной монархией.

- То есть, Вы разделяете свойства Николая II как личности, его личные качества, и как правителя страны?

Святость Николая II в том, что он оказался слабым там, где надо быть слабым, где Господь попустил его слабость. Он оказался сильным там, где Господь попустил его силу. В конечном счёте, это была жертва, принесённая Николаем II за все те беззакония, которые совершались в синодальный период Русской Православной Церкви в России. Кровь Николая II и всей его семьи оказалась тем краеугольным камнем, на котором сегодня мы, как уже выяснилось, можем строить новую, и в конечном счёте, очень старую, ту, исконную, Православную Россию.

Если брать партию большевиков, которая пришла к власти в 1917 году, то сейчас многие историки и исследователи, как, например, декан исторического факультета нашего университета Фроянов, считают, что там было два течения, одно из которых стремилось к тому, чтобы использовать Россию в качестве охапки хвороста для мировой революции, а другое стремилось использовать революцию для России.

Россия - это всё-таки та территория, на которой обитает богоизбранный народ. Я глубоко уверен, что несчастья России - это своеобразные уроки, которые даёт Бог богоизбранному народу на пути его шествия. Раньше был, как известно, другой богоизбранный народ - еврейский. Но богоизбранность не является вечным ярлыком, а меняется от века к веку, от тысячелетия к тысячелетию. Я глубоко уверен, что уважаемый мною еврейский народ потерял свою богоизбранность с того времени, когда они распяли Бога нашего Господа Иисуса Христа. И вот сегодня я вижу другой богоизбранный народ - это наш. Я имею честь принадлежать, и Вы тоже имеете честь принадлежать к этому народу. И поэтому такие сравнения, как "охапка хвороста", "поджигание" и прочее - они не совсем корректны. Речь идёт о том, что по очень сложному, ухабистому пути идёт богоизбранный русский народ к цели, известной лишь Ему, Богу и Господу нашему Иисусу Христу, а всё остальное - это, попросту говоря, подробности, о которых мы можем говорить, а можем и не говорить.

- Некоторые публицисты обвиняют Сталина в антисемитизме...

В еврейском народе, как и в любом другом, есть выродки. Поэтому надо отличать великий еврейский народ, народ, который дал нам великих пророков, от тех выродков, которых привёз с собой Ленин. Поэтому не стоит говорить об антисемитизме Сталина. Надо говорить о том, что Сталин - это человек, который не дал состояться заговору всемирного масонства, всемирного жидовства, заговору выродков еврейского народа, которые приехали в эту огромную страну и подумали, что они могут здесь делать всё что угодно. Год за годом, голова за головой слетала с плеч этих отвратительных людей. И здесь я не могу не вспомнить Андрея Януарьевича Вышинского, великого прокурора, который должным образом оценивал деятельность этих людей, называя их бешеными собаками. Это и были бешеные собаки. И они, тем не менее, благодаря гению Сталина, были все поочередно или группами уничтожены, и таким образом, хотя бы на этот период, Россия была спасена от последствий их заговора.

Когда мы читаем сегодня стенограмму, например, бухаринского процесса, то видим те формулировки, которые можно было бы вполне применить к некоторым современным деятелям России, а именно: развал Союза, восстановление капиталистического строя, капитуляция перед Западом... Но были ли они все действительно виновны в тех преступлениях, в которых их обвиняли? Не было ли всё-таки невинных среди пострадавших?

Несомненно, среди расстрелянных священников, среди сидящих в лагерях было немало невинно пострадавших. Но вообще невинность этих людей должна отчасти оцениваться условно. Потому что всё-таки никто не снимал те формулировки Ветхого завета, в которых сказано, что аж до третьего и четвёртого поколения должны страдать потомки за гнусные деяния предков своих. И те, кто пострадали за гнусные деяния предков своих - эти люди, вероятно, приняты с особым уважением Господом, их душам оказан особый приём в Царстве Небесном. Потому что миг жизни земной - это лишь миг, а жизнь вечная и жизнь в Царстве Небесном - это целая вечность. Поэтому если миг здесь оказался мигом людей, пострадавших невинно, то вечность в Царстве Небесном для них будет уже истинной вечностью. Страна, населённая богоизбранным народом, должна не забывать о том, что на крови жертвенников стоит православный мир. Если кто-то получил из невинно расстрелянных, из священников, митрополитов, архиепископов и многих других - если кто-то из них получил венец мученичества, то это и есть те дрожжи, на которых может взойти тесто нашего развития. И это тоже заслуга Сталина.

Но среди невинных были и те, которые лишь казались невинными. Господь знает преступления этих людей. Господь знает беззакония, которые тайно совершили они. И то, что кажется сегодня невинностью, завтра, быть может, будет классифицировано как ужасная виновность перед народом, перед Богом. И перед Сталиным тоже.

Как известно, в начале своей жизни Сталин (тогда ещё Иосиф Джугашвили) обучался в православной семинарии. Потом он стал профессиональным революционером, состоял в руководстве партии большевиков. Во время его правления в 30-е годы был разрушен Храм Христа Спасителя и другие православные храмы, подвергалось репрессиям духовенство. Но тем не менее, позднее он, наоборот, предпринял шаги по восстановлению роли Православной Церкви в нашей стране. Вот как Вы оцениваете отношение Сталина к Православию в течение его жизни, менялось ли оно со временем?

Народ, который в значительной части своей равнодушно относился к низверганию своих святынь, народ, который равнодушно в значительной части своей отнёсся к осквернению мощей - этот народ должен быть наказан. И это наказание, в принципе, не ужасное. Это наказание, которое ведёт народ к лучшему. Это учительство, поскольку Бог является педагогом. И вот именно таким педагогическим, я уверен, приёмом, является то, что в нашей стране произошло с Православной Церковью в 20-е и 30-е годы. И это было частью деятельности Сталина. Но Сталин обязан был делать то, что он делал. Он обязан был это делать по попущению Божию. Он обязан был делать именно потому, что он был порядочный человек, который вынужден быть в "ленинской гвардии" и не мог быстро изменить своим обещаниям. И поэтому его действия в эти годы - это действия человека, которые попущены Самим Господом, это действия человека, который не сразу смог отказаться от своих обязанностей и обязательств, связанных с тем, что он сотрудничал с Лениным. Потом постепенно, в течение последующих лет, Сталин, опять-таки по попущению Божию, понял, что это время прошло. Наступило другое время, время, когда Русская Православная Церковь должна быть поддержана им, когда новые руководители Русской Православной Церкви должны быть приняты им, и этот приём, и эти последующие обещания известным митрополитам, прибывшим к нему в Кремль, обещания в том, что наступило для Церкви Православной иное время - они были выполнены буквально "большевистскими темпами". В несколько дней было изменено всё. Был созван собор архиереев, выбравших, наконец, Патриарха, и затянувшийся период, когда Патриарха в Русской Православной Церкви не было, чудесным образом закончился. Закончился благодаря тому, что Сталин чутко реагировал на те мистические импульсы, которые были даны ему в годы войны.

Но не было ли это просто ходом государственного руководителя? Или же Сталин искренне в то время вернулся в Православие?

Я знал людей (к сожалению, не уполномочен назвать их имена), разговаривавших с митрополитами, бывшими на приёме у Сталина в Кремле в 1943 году. Митрополиты, рассказывая об этом приёме, сообщали, что Сталин был человеком, который вёл себя как иподьякон. Он, знающий и не забывший церковный устав, должным образом общался с владыками митрополитами, и те были поражены, как прост, как обаятелен, и как, в сущности, православен этот человек. Его православие не было притворным, потому что другие люди, разговаривавшие с патриархом Алексием I, говорили о том, что Сталин причащался, Сталин молился, и в последние годы его жизни Сталин был, пожалуй, единственным среди кремлёвских руководителей, который искренне верил в Бога и просил Господа простить его грехи.

Как же тогда оценить роль Хрущёва, который, как известно, после смерти Сталина не только подверг его всяческому поношению под предлогом разоблачения "культа личности", но также и организовал вторую волну гонений на Православную Церковь?

Хрущёв - это шут, который при жизни Сталина плясал и угодничал ему, а после смерти решил свести счёты с трупом Сталина. И сводя счёты с трупом Сталина, он не знал, что его руками водит, собственно говоря, воля Божья. Потому что нет худшего наказания для православного человека, чем лежать в Мавзолее. Сводя счёты с трупом Сталина, пигмей Хрущёв руками своими совершил дело Божье, он помог Сталину после своей смерти обрести достойный покой. Именно поэтому по водительству Божию и с подачи Хрущёва тело Иосифа Виссарионовича Сталина было вынесено из Мавзолея. Страшное наказание, которому до сих пор подвергается Ленин - это страшное наказание, к счастью, обошло Иосифа Виссарионовича. Он был всё-таки похоронен в земле, как это должно быть для православного человека. И это наказание, которое до сих пор имеет педагогический смысл: пусть человек, который привёл в Россию такие демонические силы - пусть он лежит в Мавзолее, и пусть тот, кто туда придёт - видит этот урок Божий.

Современные публицисты любят говорить, что те успехи, которых достигла наша страна в период правления Сталина - та же победа в войне, отстроенная промышленность и всё прочее - это всё якобы было достигнуто вопреки ему, а не благодаря.

Демократы просто ненавидят тех, кто заботится об Отечестве, тех, кто побеждает в войнах, тех, кто способствует сохранению нашей территории. Для них как воздух необходимо предательство интересов русского народа. Поэтому когда они говорят о Сталине так, то они ещё больше, ещё очевиднее выдают свои планы и, наверно, не нужно опровергать их, потому что сама истина, сама история доказывает величие тех дел, которые сегодня очевидны ещё больше, чем вчера.

Как можно заметить, особой ненависти и поношению у этих людей подвергается не только Иосиф Виссарионович Сталин, но и другие правители России, которые стремились к её величию и решительно боролись с её внешними и внутренними врагами. Например, Иван Васильевич Грозный.

Современные пацифисты и всевозможные враги смертной казни не хотят сказать нам, что наши лучшие руководители, в том числе среди них можно назвать и Ивана Грозного, считали, что они обязаны взять на себя грех убийства, и это грех убийства врага. Потому что душу свою надо положить за други своя, и когда мы убиваем врага - мы, конечно, убиваем, и это, конечно, грех, но ещё больший грех - сделать так, что враг неубитый убьёт твоих ближних. Поэтому Иван Грозный, известный своей грозностью - это был тот, который клал душу свою за други своя. Его страшные, лютые казни, мучившие всю жизнь его самого, казни, которые послужили для него, может быть, причиной его преждевременной смерти - это, собственно говоря, испытание, прежде всего, для него, поскольку любая казнь для Ивана Грозного - это было его собственное испытание, это была его собственная боль. И успокоение и прощение в его деятельности он находил у Господа, поскольку это был один из самых боговерующих русских руководителей. С этой точки зрения, я знаю, что Сталин, вспоминая об Иване Грозном, считал его своим учителем, тем, кто страшно страдал о своих деяниях, молился о прощении, и всё-таки клал душу свою за други своя, за ближних, за весь народ. С точки зрения пацифистов-демократов все наши полководцы и вожди, Александр Невский, Дмитрий Донской - это ведь, в сущности, убийцы, поскольку они убивали врагов. Но Господь их прославил как защитников Отечества.

То есть, те "гуманисты", которые заявляют о необходимости обязательной отмены смертной казни, на самом деле являются лицемерами, которые тем самым способствуют гораздо большему злу в виде разгула преступности?

Смертную казнь надо вводить немедленно. Если не ввести смертную казнь в отношении одного наркоторговца, то это значит, что послезавтра этот наркоторговец убьёт своим товаром сотни или тысячи людей. Поэтому надо взять на себя этот грех убийства, с тем, чтобы не взять на себя грех потакания многократным убийствам тех людей, которые были убиты благодаря тому, что не было произнесено достойного приговора над тем, кто действительно заслужил смерти своей. Более того, я хочу сказать, что людям вроде наркоторговцев и серийных убийц-маньяков надо дать возможность, чтобы они быстрее прекратили свой греховный путь на земле, чтобы они убили как можно меньше людей, чтобы они своим зельем поставили в наркотическую зависимость как можно меньше людей. Это помощь им, их душе. Ведь если этих преступников убить сегодня - это значит, что они завтра не совершат то, что они совершили бы, если их оставить в живых. Поэтому я считаю, смертную казнь актом высокого гуманизма.

Если вопросы Ваши исчерпаны, я хочу сказать, что всё высказанное здесь - моё личное мнение, и прошу не судить меня строго.

Интервью брал И.Пыхалов

Сталин теперь - в одной из церквей. В той, что за Стрельной, близ Петербурга. На иконе. В своей простой шинели, в какой его запомнили миллионы советских людей, смотрит на вас задумчивыми и глубокими глазами из-под густых бровей. Рядом с ним святая. Матрёна Московская с нимбом вокруг головы осеняет красного цезаря крёстным знамением.

"Блаженная Матрёна Московская благословляет вождя". На этом образе соединилась воедино разорванная в XX веке и кровоточащая нить русской истории. Сталин и церковь. Советская власть и русская традиция. Вера Христова в красной России. Наверное, такая икона нужна именно сейчас, когда враги, выжигающие саму память о советской стране, пытаются привлечь себе в помощники и церковь. Прочитав роман "Мать", Ленин назвал эту книгу нужной для дела революции. Так же и этот образ Блаженной Матрёны Московской, написанный Ильёй Пивником, - для православных он нужный.

Игумен Евстафий (Жаков), настоятель храма Святой равноапостольной Великой княгини Ольги, в котором сейчас находится образ с изображением Сталина, очень уважаемый прихожанами священник. Ранее в церкви в Знаменке, настоятелем которой он был тогда, появилась икона Св.Евгения Родионова - русского солдата, убитого чеченцами в плену за отказ снять себя нательный крест и отречься от веры - один из первых образов этого новомученника в России. В апреле 2003 года, когда лидер запрещённой ныне НБП Эдуард Лимонов ожидал приговора в саратовской тюрьме, отец Евстафий собирал среди прихожан подписи в поддержку русского писателя. Многие петербургские национал-большевики потянулись в этот храм, в котором они были услышаны и поняты.

Мы встретились с игуменом Евстафием 4 октября. В 15-летнюю годовщину рокового расстрела Верховного Совета. Тогда, в тот ясный, но холодный московский день, на баррикадах на Горбатом мосту вместе плечом к плечу стояли все, кому была дорога Россия: коммунисты и монархисты, советские офицеры и казаки, священники и атеисты. И сквозь реющие на ветру красные и чёрно-золото-белые стяги проглядывали хоругви. В тот день были едины в своих жертвах и страданиях все честные русские люди.

Я верю, что главный день русского единения нам ещё предстоит встретить...

"ЗАВТРА". Отец Евстафий, а как вообще возникла идея создать такую икону?

О.ЕВСТАФИЙ. Вы знаете, у нас в России полководцы часто благословлялись монахами, блаженными, юродивыми. Вот, например, преподобный Сергий Радонежский благословил полководца Дмитрия Донского на битву. И битва была выиграна. То же самое произошло в Москве осенью 41-го года. Блаженная Матрёна приняла у себя очень озабоченного положением в Москве вождя Сталина. И успокоила его, сказала: "Ты один останешься в городе. Всех отправляй, город не сдавай. И не сдашь". В этом нет ничего странного. Святые люди всегда благословляли воинов, вождей. На этом стояла, стоит и будет стоять Россия. Здесь нет никакой выдумки. На этой иконе отражение того святого пути, который прошла Матрёна Московская, в том числе и благословив вождя на победу.

"ЗАВТРА". Но ведь Сталин был атеистом.

О.ЕВСТАФИЙ. А откуда вы знаете?

"ЗАВТРА". Он возглавлял атеистическое государство.

О.ЕВСТАФИЙ. Мало ли кто что возглавлял. Я больше верю двум Патриархам - Сергию и Алексию I. Они считали совершенно определённо: Сталин был верующим человеком. Во всяком случае, я гораздо больше доверяю им, чем всем этим либералам и демократам.

"ЗАВТРА". Скажите, а как на появление такой иконы отреагировало руководство епархии?

О.ЕВСТАФИЙ. Вы знаете, у нас мудрое руководство епархии. Оно должным образом оттеняет тот факт, что эта не икона, прославляющая Сталина. Это образ святой Матрёны Московской. А Сталин - это один из тех людей, кого она благословила. Она благословляла многих. Были среди них и один известный архитектор, и известный композитор тех лет. И Сталин был. Так что в этом нет никакого криминала с точки зрения богословия.

"ЗАВТРА". Имя Сталина сейчас оболгано, предано анафеме. На него вылили ушаты грязи. Как вы считаете, историческая справедливость когда-нибудь восторжествует? Будет это имя у нас когда-нибудь официально оценено по достоинству?

О.ЕВСТАФИЙ. Вы знаете, вот когда издохнут все эти пигмеи и моськи, которые имеют свой заказ или интерес, тогда очиститься атмосфера. Да, так и напишите обязательно: именно издохнут! И вокруг Сталина, наконец, начнётся почитание. Речь не идёт о его канонизации. Речь идёт именно о почитании великого вождя и руководителя, спасителя страны. Но это будет ещё не очень скоро.

"ЗАВТРА". Сейчас в России строят церкви, по телевидению регулярно выступают священнослужители, а наше общество всё глубже и глубже проваливается в бездну пороков. Что это: парадокс?

О.ЕВСТАФИЙ. Это такой же парадокс, как и всякая борьба. Борьба всегда - парадокс. Потому что сталкиваются противоположные силы. Причём то одна, то другая одолевает. То одна, то другая становится сильнее. Но та сила, за которой стоит Господь, - эта сила в конечном счёте самая победоносная. И то, что мы наблюдаем сейчас, не более чем временно.

"ЗАВТРА". В советское время у нас была вроде бы атеистическая страна, но уровень нравственности и общественной морали был несравнимо выше, чем сейчас. Да, теперь религию никто официально не отменяет и не борется с ней. Но при этом духовное состояние народа всё хуже и хуже.

О.ЕВСТАФИЙ. Речь идёт о политической воле. А политическая воля то угодна Богу, то неугодна. Вот вы говорили о советской стране. Там была политическая воля. Может быть, она была в чём-то отрицательной. Но она сдерживала многие пороки. Например, тогда никто даже не слышал о добрачном сожительстве жениха и невесты...

"ЗАВТРА". А сейчас это бич современной русской молодёжи...

О.ЕВСТАФИЙ. Да. Тогда ещё педерастов сажали. Смертная казнь была, что очень хорошо. Это всё проявления политической воли. Кстати, это остатки. Остатки того, что сделал Сталин. Это его политическая воля, всё ослабевая в годах, тем ни менее, ещё имела силу. После того как ушла эта страна, ослабла эта политическая воля, началось безвременье. Но я ожидаю, что сейчас мы всё-таки сможем сейчас видеть рождение другой политической воли, которая будет во многом христианской, во многом православной. И в то же время сдерживающей так, как любая воля руководителя может сдержать отрицательные тенденции, возникающие в той или иной части нашей страны. Поэтому давайте ждать эту новую волю. А сейчас пока что безвременье, смутное время. Но оно заканчивается.

"ЗАВТРА". И закончится скоро?

О.ЕВСТАФИЙ. Нет, не скоро. Но тенденции к окончанию безвременья я просматриваю. Нельзя сделать всё сразу. Тем более, после того, что натворили эти выскочившие, как джины, из бутылки, антирусские, антипатриотические элементы. А им ведь удалось многое! Но настанет время, когда их влияние сойдёт на нет.

"ЗАВТРА". Ещё один острый вопрос, отец Евстафий. В советское время у нас, хоть и не все являлись членами КПСС, но почти все прошли через пионерию и комсомол, говорили, что они за Советскую власть, за коммунизм. А потом, в 90-е, множество людей начало надевать кресты, ходить в церкви. Что это: истинное обращение или дань моде? Или просто многие миллионы отчаявшихся людей искали себе какого-то спасения?

О.ЕВСТАФИЙ. Это всё. И протест, и дань моде, и своеобразная истерическая реакция, и, наконец, реакция людей, освобождённых от духовного гнёта. Те элементы были нежизнеспособными, и они отпали сами собой. А вот та молодёжь, которую я вижу в церквях сейчас, это другие люди. Это не бабушки и не дедушки - это просто другие люди. Те самые, которые уже православие воспринимают как что-то родное, как что-то своё. Хотя, может быть, они во многом очень далеки от истинной веры. Но тем не менее, интерес к православию и восприятие православия как родного и своего - это ведь тоже начало пути к истине.

"ЗАВТРА". Сейчас молодёжи обращается больше?

О.ЕВСТАФИЙ. Да, намного больше! Вы знаете, у молодёжи сейчас очень осмысленное отношение к церкви как к инструменту благосостояния страны, благосостояния семьи. Те, кто идут в церковь, чтобы венчаться, считают, что это то скрепление семейных уз, которое не достигается простой регистрацией брака.

"ЗАВТРА". Но многие из тех, кто приходят венчаться, делают это скорее формально, без глубинного осмысления таинства. Возможно, до венчания, они пару лет просто прожили вместе.

О.ЕВСТАФИЙ. Нам не важно, откуда ты пришёл. Нам важно, куда ты идёшь. Сожительствовали - и сожительствовали. А потом перестали сожительствовать и просто обвенчались. Мы все идём из тёмных областей, в которых греха немало. Но мы идём к свету.

"ЗАВТРА". А как, на ваш взгляд, современная Россия может ответить на глобальные вызовы XXI века? На глобализацию? На культ потребительства, который, расцветая в мегаполисах, поедает людские души? На духовное обнищание и оскудение многих наших сограждан? Вызовы очень серьёзны.

О.ЕВСТАФИЙ. Так Россия уже отвечает. Кто друзья России? Это армия и флот. Крепкая армия и крепкий флот - это уже ответ. Если мы видим, как хорошо устроена оборона страны, как великолепны корабли, если мы видим, как замечательно стреляют пушки новейших поколений, то люди гордятся этим. В такой гордости за свою страну, где постепенно строится мощная держава, и рождается этот ответ.

"ЗАВТРА". Вы всё же считаете, что у нас строится мощная держава?

О.ЕВСТАФИЙ. Да, строится. Не знаю, правда, насколько мощна она сейчас, но она строится. И в этом, опять-таки, я вижу политическую волю. Ведь можно было бы не защищать Южную Осетию, скажем. Но наши политические деятели - не просто волевые люди. Они порядочные люди. И их порядочность - тоже пример. Пример того, как не надо быть жалким, как не надо быть эгоистом. Очень много значит сила примера. Если армия и флот будут устроены здорово, то многое изменится в нашем обществе. И конечно, своё обычное место занимает церковь. Это не новое и не старое место. Это просто обычное место. Это такой живой родник, где можно многое почерпнуть и узнать, многое переоценить.

"ЗАВТРА". Церковь сейчас стремится занять то положение, которое она занимала в России до 1917 года.

О.ЕВСТАФИЙ. Ну и что же! Пусть стремится. Чем больше монастырей и церквей, тем лучше. Монастырь - это хозяйственная единица. Там работают люди, которые бы без монастыря могли бы и не выжить, спиться. А там им есть и работа, и место, где можно жить. Монастырь - это такая хозяйственная единица. И нужно, чтобы их было всё больше и больше.

"ЗАВТРА". Единство религии способно консолидировать православные народы? Пример Грузии, да и Молдавии тоже, даёт обратный пример.

О.ЕВСТАФИЙ. А вы не путайте церковь с оголтелой политикой. Потому что политика - это явление одного порядка. А церковь - это проникновенное, глубинное и вечное. Политики уходят, а церковь всегда остаётся. Я думаю, что на уровне церковном Грузия и Россия ни в коем случае не враги. Они друзья. Хотя политики пытаются поссорить православные народы.

"ЗАВТРА". Но ведь история Грузинской православной церкви в XX веке - это история её откола и отделения от Русской Православной Церкви. При Сталине ей удалось добиться автокефальности. Вряд ли такой шаг был направлен на достижение православного единства.

О.ЕВСТАФИЙ. А что плохого в автокефальности? Ничего плохого в этом нет. Автокефалия - это просто особенность административного управления. А единство - это Евангелие, это Господь, это устроение церковной жизни. Есть единство. Автокефалия и автономия - это скорее канцелярский, бюрократический феномен.

"ЗАВТРА". А были ли примеры того, чтобы кто-то из грузинских иерархов и священнослужителей в дни войны произнёс слово о том, что православные русские люди им не враги, что их с нами стравили политики?

О.ЕВСТАФИЙ. Уверен, что таких примеров было много. Но я просто не бывал там, где такие примеры можно наблюдать. У нас в Петербурге есть грузинская церковь. Там грузины были очень расстроены происходящим. Но, тем ни менее, они относились к русским людям с чувством неослабевающего братства и ни в чём не винили своих единоверцев.

"ЗАВТРА". Однако никто из известных представителей грузинской диаспоры с такими заявлениями не выступал. Напротив, Вахтанг Кикабидзе и Олег Басилашвили делали антироссийские заявления.

О.ЕВСТАФИЙ. Это артисты, а артисты нередко лжецы. Они держат нос по ветру. Зачем равняться на лжецов?! У них профессия - лгать, притворяться, играть роли. Вот, например, вам артистка скажет, что любит, а на самом деле она притворяется, играет роль, тренируясь на вас. Я, может, утрирую, но от этих людей не приходиться ждать правды. Их специальность - это удачно сыгранная ложь.

"ЗАВТРА". Раз уж мы заговорили о международных вызовах, о месте России в современном мире, то нельзя, наверное, обойти стороной и такой вопрос: крепнущий и активно наступающий мир ислама опирается не только и не столько собственно на религию, сколько на вполне конкретную политическую идеологию исламизма, на шариат. Есть мнение, что православие не имеет в себе подобной политической составляющей. И в этом отношении оно исламу проигрывает.

О.ЕВСТАФИЙ. Исторически православие всегда выигрывало. Образовать такую огромную страну, удержать её от распада...

"ЗАВТРА". А как же падение Византии?

О.ЕВСТАФИЙ. Это немного другой вопрос. Я говорю о тысячелетней истории православия в России. Вы знаете, удержать такую огромную землю, скрепить её воедино могла только Русская православная церковь. Ведь сколько было примеров, что русские князья воевали между собой, убивали друг друга. Но то общее, что могло их объединить и примирить - это был церковный голос. Может быть, он не всегда был слышен для них, но всегда имел звучание. Для такой огромной страны системообразующим фактором всегда являлась и является Русская Православная Церковь. Поэтому можно говорить лишь о способах достижения национальных целей. Наши способы, быть может, более тихие и менее наглядные, в них меньше жестокости. Но православная страна существует.

Что касается мусульман, то хочу сказать, что настоящие мусульмане - это очень мирные люди. И я это знаю сам, поскольку очень долго жил в Казани, среди татар.

"ЗАВТРА". Но эти мусульмане адаптированы к русской цивилизации пятью веками совместной жизни с нами в одном государстве. А вот мусульмане-чеченцы, например, в массе неадаптированы.

О.ЕВСТАФИЙ. Если приходят мусульмане неадаптированные, то им надо противопоставить силу закона. Вот взять, например, ситуацию в Кондопоге. Она вызвана тем, что милиция продалась, что она не осуществляла свои охранительные функции. И потому она позволила разгореться такой межнациональной распре. Но если бы милиция чётко стояла на страже закона: поправляла одних, помогала другим, пресекала деятельность третьих, то там бы ничего не было. То есть, опять-таки речь идёт о политической воле. Если её нет, то голову могут поднимать экстремисты и очень вредить всем нам.

"ЗАВТРА". Есть такие факты - скорее, печальные. Например, с начала 2000-х годов, по сообщениям СМИ, около сорока семинаристов отошли от христианства и приняли ислам. Были и священники-вероотступники. Имя Вячеслава Полосина, конечно, уже набило оскомину, но ведь, если не ошибаюсь, он не был единственным. А вот обратных примеров, с "другой стороны", я не знаю.

О.ЕВСТАФИЙ. Я тоже не знаю. Но хочу сказать, что Русская Православная Церковь очищается от таких людей. Это самоочищение. Ушли, и слава Богу. И хорошо, что ушли сейчас, а не предали потом. Это обычный процесс самоочищения от вредоносных элементов. Наша православная религия - она самая угодная Богу. Мы очень много отдаём времени богослужению. Мы чтим Бога, мы правильно его славим. Правильно - это значит долго, много. Если сравнить с другими религиями, то те просто превращаются в какие-то культурные мероприятия. В некоторых я вижу даже удовлетворение каких-то садистических тенденций. Трудности правильного прославления Бога таковы, что некоторые люди просто не выдерживают православия. Это для них очень трудно. Православие - это очень тяжёлая религия. Но она самая боговдохновенная, боговмещающая именно вследствие своей тяжести. Православный священник - это подвижник. Если он не такой, то он отсеется или будет проклят. Быть подвижниками могут не все. Даже очень немногие. Отсев - это положительное явление, его надо приветствовать. Только он должен проходить демонстративно. Чтобы все видели: вот ещё один нестойкий отсеялся. Теперь нам легче. Как говориться, баба с возу - кобыле легче. Пусть отсеиваются. Мы без них обойдёмся.

"ЗАВТРА". А католический священник, к примеру, не подвижник?

О.ЕВСТАФИЙ. Я не стал бы говорить о священниках, но хочу сказать, что служба Рождества Христова у нас длится часов пять. Служба Рождества Христова у католиков длится сорок минут. Как можно за сорок минут организовать связь с Богом?! Это просто несколько песнопений, несколько слов, несколько действий. И всё так легковесно, так неглубоко. Я ничего не хочу сказать о католических священниках. Но службы в католических храмах легковесны и неглубоки.

"ЗАВТРА". Но это уже неокатоличество. Насколько я знаю, решением одного из Ватиканских соборов во второй половине XX века было сокращено время литургии, отменены некоторые другие элементы службы. Католичество выхолостили. Грубо говоря, оно сейчас стало попсовым.

О.ЕВСТАФИЙ. Это кризис. Это их трагедия. Но мы говорим о факте. Решили облегчить жизнь священников. И облегчить за счёт богослужения, потому что жалеют себя.

"ЗАВТРА". Вот сейчас ни для кого не секрет, что царская Россия была православной страной с церковью чуть ли не в каждом селе, и народ в массе был верующим. Но тогда у нас народ был структурирован сословиями, социум выглядел монолитным. А современная Россия - это страна маргиналов и люмпенов, особенно это касается больших городов. Сейчас сословий нет, все социальные слои и классы давно размыты. Есть многомиллионные массы людей, находящихся в броуновском движении и не привязанных к корням. Сможет ли в таких условиях страна сохранить свою православную идентичность? Ведь действие социальных законов никто не отменял.

О.ЕВСТАФИЙ. Насчёт маргиналов, я вспомню пьесу Максима Горького "На дне". И вот этих босяков, которых вы называете маргиналами, было очень много. Причём, некоторые из них выглядели как богомольцы, переходящие из монастыря в монастырь. А некоторые были просто обитателями дна. У нас есть один хранитель: чаша Господня, храм, иконы, священник, служба - вот что хранит. Это тот стержень, вокруг которого крутятся и маргиналы, и другие неустойчивые элементы. Мы для того и нужны, чтобы дать пример людям, дать некое вдохновение и утешение тем, кто нас услышал и увидел. Таких людей немало. Даже в нашем храме.
Беседовал Игорь Бойков

http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/08/779/61.html

  • В Выборге 146 домов и 6 детсадов войдут в пятницу цивилизованно. Им вернули воду и тепло 26.09.2019
  • "Сиг", "Судак" и "Язь" попали под санкции США 26.09.2019
  • "ВКонтакте" защитит пользователей от антипрививочников 26.09.2019
  • Мошенники пригласили петербуржцев на просмотр в "Ленинградец" 26.09.2019
  • Садистски изрезавший двух собак серпом отправляется под суд 26.09.2019
  • "Пелла" построит ледокол за 7,5 млрд 26.09.2019
  • Эрмитаж ввел для посетителей раздельный сбор мусора 26.09.2019
  • Главный синоптик рассказал о двух работающих погодных приметах 26.09.2019
  • Опубликован список пунктов пропуска через границу России, на которых можно использовать электронную визу 26.09.2019
  • В Ленобласти немного потеплеет 26.09.2019
  • Назван продукт, помогающий бороться с возрастным набором веса 26.09.2019
  • Минфин предложил реструктурировать долги регионов на 75 млрд рублей 26.09.2019
  • Ученые открыли неожиданную опасность чайных пакетиков 26.09.2019
  • В России отзывают почти 1000 "Мерседесов" из-за неисправности 26.09.2019
  • В России введут запрет на курение на балконах 26.09.2019
  • Тренера Пестова из Светогорска, подозреваемого в надругательстве над ребёнком, арестовали на два месяца 26.09.2019
  • Токсовское шоссе в Мурино расширят до четырех полос 26.09.2019
  • "Это не может продолжаться бесконечно". Ленобласть остановит рост объема выплат по межтарифной разнице 26.09.2019
  • Глава ЦИК ответила на вопрос об изменении избирательного возраста 26.09.2019
  • Медики советуют прививаться от всех инфекций семьям, где есть новорожденный 26.09.2019
  • Шизофрению научились определять с помощью смартфонов 26.09.2019
  • Ленобласть закрылась по дорожному нацпроекту на 296 миллионов рублей 26.09.2019
  • Скончался экс-президент Франции Жак Ширак 26.09.2019
  • Кучерявый в чёрных штанах отобрал у пенсионерки сумку с кошельком и продуктами в Светогорске 26.09.2019
  • Найден напиток, спасающий от обезвоживания лучше воды 26.09.2019
  • Во Всеволожске угнали кроссовер "Киа" 26.09.2019
  • Пропавший неделю назад житель Лопухинки найден мёртвым в колодце 26.09.2019
  • Два человека попали в больницу после лобового ДТП на трассе "Кола" 26.09.2019
  • Депутат Караваев вновь готовит ложку к обеду в Новых Крестах. Оставшийся без сухарей парламентарий прекратил голодовку 26.09.2019
  • Ленобласть определилась с главами районов. Остался только Лужский 26.09.2019
  • На пожаре в садоводстве под Кировском погиб дачник. Дом был отключён от электричества и отапливался буржуйкой 26.09.2019
  • В России может быть налажено производство израильских военных роботов 26.09.2019
  • Полицейские приехали на семейную ссору во Всеволожск, а нашли оружие и боеприпасы 26.09.2019
  • В садоводстве под Киришами обнаружено связанное тело полуобнажённой женщины. Во рту у неё была игрушка 26.09.2019
  • Универмаг в Коммунаре не выдержал натиск охотника за жёлтым металлом 26.09.2019
  • В Выборге мужчина на велосипеде не заметил даму на "Ниссане", после чего пересел на скорую 26.09.2019
  • Областная мошенница, обобравшая в Петербурге школьницу и пенсионерку, попалась через месяц 26.09.2019
  • Установка защитных экранов на месяц в два раза сузит КАД между Парашютной и Выборгским шоссе 26.09.2019
  • В Светогорске избили человека из Швеции. Он работает в International Paper 26.09.2019
  • В Луге устроят военно-артиллерийское шоу для потенциальных контрактников 26.09.2019
  • Дрозденко определился с главными по туризму, культуре, животным и управлению делами правительства. Последних поменяли местами 26.09.2019
  • При жесткой посадке Boeing в Барнауле пострадали 56 человек 26.09.2019
  • Дорожные рабочие продолжают править деформацию и знаки на федеральных трассах 26.09.2019
  • Водных штрафников отбуксируют на стоянку 26.09.2019
  • Пересечь железную дорогу помогут умные переходы 25.09.2019
  • Прокуроры выдвигаются в леса. Лесной отрасли пообещали масштабные проверки 25.09.2019
  • Правительство определило среднюю величину прожиточного минимума-2020 для пенсионеров 25.09.2019
  • В Барнауле при жесткой посадке "Боинга" пострадали 46 человек 25.09.2019
  • Горсуд Петербурга оставил голодного депутата Караваева в "Новых Крестах". Там он говорил о пытках и отъёме сухарей 25.09.2019
  • Пожары на "Кинеф" беспокоят правительство Ленобласти. На предприятие послали МЧС и Ростехнадзор 25.09.2019
  • Кировские политехники сдвинули сроки нацпроекта "Образование". Осталось решить, на что потратить 67 миллионов 25.09.2019
  • "Нянька" из Мги, воспитывавшая трехлетку молотком для отбивания мяса, отработает 200 часов 25.09.2019
  • Погранохрана Финляндии выпустила на работу дроны 25.09.2019
  • 11 вылетов за два дня. Санавиация спасает жизни в Ленобласти 25.09.2019
  • Путин заявил, что ЦБ "подкрутил" инфляцию 25.09.2019
  • Уничтожение неизбежно. Из магазина в Приморске вынесли 100 кг санкционки 25.09.2019
  • В Подмосковье нашли пропавшего школьника из Тамбовской области. Он уехал из дома с попутчиком на BlaBlaCar 25.09.2019
  • НА КАД между Беляевским мостом и Рябовским шоссе перекроют две полосы из-за ремонта. Работы займут три дня, но это не точно 25.09.2019
  • Тверской портал опубликовал фото убийцы Михаила Круга 25.09.2019
  • Российские генетики раскрыли одну из причин развития психоза и депрессии 25.09.2019
  • Глава Минтруда рассказал о повышении зарплат работников бюджетной сферы 25.09.2019
  • Косулю, сбитую на дороге в Саратове, привезли за 1,5 тысячи километров в Ленобласть. За ее жизнь боролись двое суток 25.09.2019
  • ЦИК намерен расширить свои полномочия в отношении нижестоящих комиссий 25.09.2019
  • Путин определил главный смысл госуправления 25.09.2019
  • Ученые нашли связь между загрязнением воздуха и психическим здоровьем детей 25.09.2019
  • В Ленобласти ночью подморозит, днем пройдет дождь 25.09.2019
  • Многодетные семьи получат 450 тысяч рублей на погашение ипотеки 25.09.2019
  • Власти Сланцев решили сделать дороги, но потребовали с подрядчиков неразумные документы 25.09.2019
  • Синоптики: Ленобласть в октябре накроет аномальным теплом 25.09.2019
  • Госдума освободила от налога все доходы пострадавших от ЧС граждан 25.09.2019
  • Съезд с КАД на Сертолово и Парголово по очереди перекроют на сутки 25.09.2019
  • Правительство одобрило запрет на клетки в судах 25.09.2019
  • Курорты Ленобласти вошли в десятку лучших для отдыха зимой 25.09.2019
  • "Леноблводоканал" расплескал фекалии в Выборгском районе. Предприятие оштрафовали и обязали разобраться с нечистотами 25.09.2019
  • Велика Россия. На Чукотке пенсионеры получают более 20 тысяч, в Дагестане - 10 25.09.2019
  • Лебедев переизбран главой Верховного суда 25.09.2019
  • На нефтеперерабатывающем заводе "Кинеф" в Киришах снова пожар. Огненный факел взмыл на 15 метров 25.09.2019
  • Автоворы окончательно подмяли Всеволожский район. Пять иномарок угнаны только за сутки 25.09.2019
  • Госэконадзор закрыл нелегальный полигон в Янино 25.09.2019
  • В Выборгском районе дама въехала в стену дома, а мужчина предпочёл зад другого автомобиля. Есть пострадавшие 25.09.2019
  • Минюст предлагает разрешить приставам ломать двери квартир жильцов 25.09.2019
  • Дело о семнадцати ударах молотком по трёхлетней девочке из Мги ушло в суд 25.09.2019
  • Отставить заготовки. Диетологи рассказали, чем спастись от болезней осенью 25.09.2019
  • Хорошее сочинение сослужило плохую службу полицейскому из Гатчинского района 25.09.2019
  • Рождаемость в России упала в полтора раза за последние 60 лет 25.09.2019
  • Отец Евстафий обещал создать из руин церкви в Орешке стеклянный храм. На чудо Галина набрала потребительских кредитов на 3 миллиона рублей. Храма нет, а долги остались. Батюшка же предлагает терпеть и молиться. С его "тамбовскими" знакомыми все закончилось бы по-другому.

    Я их всех видела в первый раз, но почему-то решила отдать им деньги. Я бывший налоговый инспектор, все всегда записываю, а тут не спросила даже никаких документов, ни расписок не взяла. Я была уверена, что все они знают батюшку Евстафия. Думаю, что было какое-то магическое воздействие, наверное, гипноз, - вспоминает в разговоре с автором очень взрослая петербурженка Галя тот июльский день.

    Кстати, Галине на тот момент - 49 лет. Двое детей, муж, квартира в пятиэтажной панельке в Невском районе, работа в стоматологической клинике "Кассандра Мед" и два непогашенных кредита. Но, как рассказывает, все же решила помочь православию.

    Раз всплыл сам гипноз, то сначала надо обрисовать его уровень. Отец Евстафий, в миру Михаил Жаков, фигура медийная. Известность батюшка получил благодаря нетривиальной иконе "Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина". Ее в 2008 году он повесил в Храме Святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне. Поступок священника даже обсуждали в программе "Пусть говорят" Андрея Малахова. А в 2012 году Евстафий проходил свидетелем на суде по делу экс-депутата и экс-авторитета Михаила Глущенко. Выяснилось, что "тамбовский" авторитет анонимно жертвовал на восстановление нескольких храмов, где служил Евстафий. Но, несмотря на щедроты, священник не стал благословлять ночной клуб "Голливудские ночи", совладельцем которого был Глущенко, ведь в нем творили азарт и разврат. Также Евстафий любит говорить о том, что является внучатым племянником Александра Ульянова — старшего брата Владимира Ленина. Редкая статья о духовном лице обходится без упоминания о том, что он наставляет на путь истинный падших женщин. И еще штрихи биографии Жакова: работал врачом "Скорой помощи", был ассистентом кафедры гинекологии Ивановского мединститута. Рукоположил его в 1987 году будущий патриарх Алексий II. Сегодня ему 76-лет.

    Свою историю взаимоотношений с отцом Евстафием 47news рассказала православная петербурженка Галина Титова. По ее словам, с Евстафием ее четыре года назад свела знакомая Наталья Смольник, с которой она часто посещала службы. Оказалось, что батюшка восстанавливает часовню в крепости Орешек, но денег на благое дело у него не хватает. Священнослужитель попросил Галину о финансовом вспоможении. Оказалось, что у Евстафия есть толковые люди, которые могут получить кредиты в банках. Их нужно только оформить на надежного человека. Ей обещали, что кредит будет погашаться некой страховой компанией.

    Настоятелем развалин Храма рождества Иоанна Предтечи в крепости Орешек в Шлиссельбурге Евстафий был назначен в октябре 2010 года. Интересно, что в Шлиссельбургской крепости, как известно, казнен Александр Ульянов, которого батюшка называет своим родственником. Сама церковь была разрушена в годы Великой Отечественной. На руинах в 1985 году установлен монумент погибшим воинам. Развалины законсервированы как памятник архитектуры и не подлежат восстановлению.

    Однако придя в Орешек, Евстафий обозначил свое намерение отстроить храм. Первую литургию на его развалинах он отслужил уже 21 ноября 2010 года. А в 2013 году появился проект реконструкции. Он был необычным. Над руинами предполагалось возвести стеклянный футляр, который должен был повторять исторические очертания храма. Указывалась и приблизительная стоимость стеклянной оболочки. Как такового бюджета у проекта не было, но звучала цифра 100 миллионов рублей. Деньги на строительство прозрачного колпака должны были дать непонятные спонсоры.

    Руководство филиала государственного музея истории Санкт-Петербурга "Крепость Орешек" выступало против церковного новодела. Но паства, как выяснилось, агитировалась на кредиты.

    Так, через некоторое время Галине позвонил некий Сергей, который сообщил, что он от батюшки, и пояснил, что у него есть "продвинутые тетки", которые помогут в оформлением кредита. Тетками оказались Мадина и Валентина.

    Кредиты, по словам Галины, она получала в июле 2013 года. Встретились на верхнем этаже торгового центра "Пик" на Сенной, где бильярд. Там сидели Сергей, Валентина, Мадина и еще один специалист Павел. Посмотрели на подготовленный пакет документов и отправились в путешествие по банкам. Сначала в "Гута-банк" на Садовую, потом в "Лето-банк" на Новочеркасский проспект. О том, что деньги пойдут на восстановление храма в крепости Орешек, Галина не говорила. Брала на потребительские нужды. В "Лето-банке" дали 500 тысяч рублей. Половину суммы Галина тут же отдала Мадине, а оставшуюся Валентине. Самого отца Евстафия не видела.

    На следующий день кредитная карусель продолжилась. Последовали "Райффайзен банк" на Московском проспекте, "ВТБ 24" на Каменноостровском, Сбербанк, "Банк Москвы". В "Гута-банке" одобрили 200 тысяч, в "Райффайзене" - 750 тысяч, в "ВТБ 24" 811 тысяч рублей. Деньги Галина отдала компаньонам отца Евстафия.

    Через неделю позвонил и сам Евстафий. Батюшка сообщил, что опять нужны деньги. И опять началось путешествие по банкам. На этот раз кредит одобрили только в "Европлане" на Коломяжском проспекте. Полученные там 750 тысяч рублей Галина вновь отдала друзьям Евстафия. Итого, на восстановление храма в Орешке Галина собрала и отдала 3 011 000 рублей.

    Первые месяцы деньги по кредитам Галины действительно перечислялись, а потом перестали.

    "До меня дошло, что это самые настоящие аферисты. Я им звонила, спрашивала о своих кредитах, а они все время придумывали какие-то причины. То онкология, то вопросы с недвижимостью надо решить, другие неполадки. А отец Евстафий только говорит: "Верьте, терпите, молитесь - всё скоро разрешится". Последний раз я с ним разговаривала в апреле. Теперь поняла, что бессмысленно. Сегодня я в базе должников судебных приставов. Ославлена на всю страну. Что делать не знаю", - рассказывает 47news Галина.

    Интересно, что за все это время женщина так и не съездила посмотреть на шлиссельбургскую часовню. Во всяком случае, так она сказала 47news.

    Сегодня к руинам в Орешке отец Евстафий никакого отношения не имеет. Настоятелем храма является протоиерей Богдан Голод. Он же настоятель Храма усекновения главы святого Иоанна Предтечи в соседнем Кировске. Голод рассказал, что от проекта стеклянного футляра, который продвигал его предшественник отец Евстафий, было решено отказаться. У Голода свои планы на руины.

    "Евстафий хотел просто накрыть руины стеклом, а я считаю, что у храма должны быть и стены, и крыша, и купола. Все как положено. Необходимо полное восстановление. Мы работаем в направлении именно такого проекта. Но как такового проекта нет. Сейчас провожу службы на открытом воздухе", - рассказал 47news Голод.

    В государственном музее истории Санкт-Петербурга, филиалом которого является "Крепость Орешек", 47news сообщили, что хоть у храмовых руин и есть настоятель, хоть на них и ведутся службы, но объект является памятником и числится на балансе музея. Никакого решения о начале работ по реконструкции не принято, передавать объект Русской православной церкви не планируется. Но диалог с церковниками ведется.


    Сам же отец Евстафий сообщил 47news, что от дела по восстановлению памятников отошел. Теперь он служит в подворье Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря в Невском районе Санкт-Петербурга. Сам монастырь расположен в Лодейнопольском районе. "Не получилось восстановить храм. Не нашел понимания с музеем. Даже не знаю, что в Орешке происходит. Там теперь другой местоблюститель. Да и вообще перестал я вопросами восстановления заниматься", - заявил Евстафий. Дать ответ по поводу своих взаимоотношений с Галиной Титовой отец Евстафий пока не может.

    Евстафий утверждает, что отреставрировал пять церквей. В том числе из руин воссоздал Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Знаменке и стрельнинский Храм Святой равноапостольной княгини Ольги.

    - У вас зелёные глаза, Аполлинария. А я всегда вёлся на зелёные глаза. Водку холодную будете?

    Игумен Евстафий, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи, живёт на Садовой, носит джинсы, и мне во время нашей беседы неотступно чудится тень Фёдора Михайловича Достоевского, как будто сидящего рядом со своим раздираемым страстями героем...

    Блудницы

    - Представь, останавливается на обочине дорогая машина, оттуда выходит мужчина, и кто-то из стоящих вокруг бл...й (это церковное слово!) вызывает у него в душе особый отклик. Он говорит ей: «Я хочу тебя одеть, обуть, поселить в комнате, заплатить за учёбу. Я буду тебя кормить, введу в семью...» И если это продлится года полтора, то девушка не вернётся на панель.

    Первой нашедшей особый отклик в душе отца Евстафия была «одна бедно одетая девушка: старая ветровка, резиновые сапоги, без зубов…».

    - Она остановила мой «Жигуль», попросила на хлеб, я стал её расспрашивать. Мать умерла на ступенях винно-водочного, отец бил, продавал за водку, тушил окурки о тело, заставлял совокупляться с собакой… Мне не на что тратить деньги, которые зарабатываю (я дорогой священник - если отпеть не очень праведного или освятить дом на Рублёвке, то получаются большие суммы), и я стал ей помогать. Как-никак с тех пор семь человек спас, и, думаю, ТАМ мне это зачтётся. Сейчас кто-то замужем, родил ребёнка, кто-то открыл свою швейную мастерскую, есть одна бизнесвумен… Потому что если на тебе хорошие серьги, одежда, обувь, то ты уже не можешь слиться с этим дном, где каждый день надо стоять в лёгких трусах на морозе… Хотя среди них есть те, кто стоит на обочине и ждёт чуда, мечтает о принце, а есть амёбы, к которым нет точек приложения.

    Вы и есть этот принц?

    -Нет, я и есть это чудо. Или лох, если ошибся в человеке. Одна девушка у меня хоругви в церкви носила, я хвастался, что учится на парикмахера, а выяснилось, что и ножниц в руках не держала, - и пошли смешки в мой адрес.

    Как девушки вам верили?

    - Они верили деньгам. Я не читал им проповедей. Подумайте: она осталась голодная, а поп уехал на иномарке. Как тут поверить в Бога? Человек так устроен - вещи меняют людей. Сначала мы едем, покупаем девушке сапоги. Потом серьги - в них вообще есть что-то мистическое. Потом театр, кафе… Покупаем прикид. Это разумный эгоизм - приносить счастье другому. Любовь вселенская начинается с любви к конкретному человеку.

    Я озираюсь в поисках любви, благодати. Пока вижу только иконы и антиквариат.

    Святой

    - Я - недостойный священник. Но Господь пока меня терпит… 40 лет назад умирала моя мама. При ней была санитарка, она велела мне: «Приготовь смертное» - а сама поехала к отцу Леонтию, впоследствии канонизированному. Отец Леонтий дал ей просфору, наказал разжевать и вложить в рот умирающей мякиш… Мама вышла из комы. Я поехал к отцу Леонтию благодарить. Я был коммунистом, работал врачом, но ненавидел пациентов, потому что они много жаловались, любил женщин, но мама не давала жениться... И вот отец Леонтий мне говорит: «Не стригись и не брейся, будешь попом». Я и стригся, и брился, и жутко страдал - болел, сидел в КПЗ за спекуляцию… А потом стал тем, кто я есть. Я - закодированный, меня Бог призвал.

    Потемневшая икона святого Леонтия Михайловского, закодировавшего отца Евстафия, висит на кухне рядом со сковородкой с шампиньонами.

    - Я восстановил пять храмов. Сейчас священник без места, пока восстанавливается Шлиссельбургский храм. Но служу. Бог - это трудно. Надо много стоять, мучить себя… - Игумен переводит взгляд с лампад на меня. - Вообще всё это, Аполлинария, лёгкий блуд, потому что, вместо того чтобы быть сейчас в молитвенном углублении, я думаю, какие у вас красивые зубы.

    Что же вы такое говорите, отец Евстафий?

    - Это всего лишь слова. А слова - это пар. Они не дают совершить больший грех. Жизнь монаха - постоянная борьба с гадостями.

    Зачем вообще было становиться священником?

    - Раньше я знал и что такое напиться, и власть блуда, и ящик морфия под кроватью у меня стоял, но в 40 лет я стал монахом, перебесился. Мне уже 70 лет, теперь стало легче, тело меня отпускает. И сейчас у меня такая радостная жизнь, я так счастлив этим - зажигать лампады, служить у престола…

    В домашний храм к отцу Евстафию не зарастает народная тропа. Он манит людей.

    - Моя задача - ловить души, ставить сети. Необязательно на проповеди, можно по-разному.

    Отец Евстафий ловит «на себя», всей своей жизнью доказывая, «что попы - тоже люди».

    Дедушка Ленин

    - Моя бабушка была двоюродной сестрой Володи Ульянова, и он был в неё влюблён. Но не сложилось: Ленин читал Чернышевского, а бабушка любила скакать на лошади. И вот был мне, Аполлинария, зов… Я давно знал, что храм в Шлиссельбургской крепости Орешек, в которой повесили Александра Ульянова, стоит в руинах. И вдруг понял, что он ждёт именно меня… Недавно получил назначение на служение в храм Рождества Иоанна Предтечи, и теперь я настоятель этих развалин. Место не хлебное, и только такой ненормальный, как я, туда пойдёт. Поэтому мне нужна слава. Потому что мне нужны деньги. Одна икона Спаса Всемилостивого 2,6 метра высотой 600 тысяч стоит!

    Отец Евстафий - мученик страстей. И молитвенник. На алтаре, под святыми книгами, лежат стопочкой фотографии. Женщины, мужчины, дети, отдельная стопка - самоубийцы…

    - Есть такие ночи, когда я служу этим людям… Но абстрактная молитва меня не вдохновляет. Я должен пережить ту боль, которую чувствует этот человек. - Отец Евстафий перебирает карточки, и огонь желаний в его глазах затихает. - Вот убитый воин, вот убитая девушка, вот человек, который специально на мины в Югославии пошёл. Эта красавица - самоубийца, муж её предсмерт-ную записку принёс, он потом ещё несколько лет их сыну слал SMS «от мамы»… Эти - пьющие...

    Но главный портрет в комнате - Иосифа Сталина.

    - С его стороны было актом отчаяния прийти к святой Матроне Московской за советом, оставлять Москву немцам или нет. А с моей - дань уважения к великому человеку повесить икону «Сталин и Матрона» на стене моего предыдущего храма.

    Ничего, что этот человек многажды нарушил заповедь «Не убий»?

    - «Не убий» - это абстракция. Есть такие слова: «Положи душу за други своя». За други убивать можно. На войне - можно. Наказывать преступников смертью - можно. У тех, кто убивает, есть надежда, что Бог их простит.

    Нас прерывает звонок. Прихожанка хочет узнать, приватизировать ли дачный участок или от лукавого это. Батюшка благословляет приватизировать и тут же забывает о ней.

    - Вы приняли сегодня мою исповедь, теперь пойдёмте в кафе, а, - предлагает отец

    Евстафий.

    - Куропатки есть? - спрашивает он присаживаясь. Куропаток нет. Тогда батюшка говорит: - Аполлинария, давайте вмажем. Сколько можно мучить человека?

    Вы со всеми так? Это не отвращает от вас людей?

    - Если бы вы сидели с постным лицом, тогда бы и я пел вам романсы. А вообще самые страшные люди - «глубоко верующие»: есть нельзя, пить нельзя...

    Отец Евстафий заказывает себе гречневую кашу и холодную водку.

    Игумен Евстафий (Жаков) был настоятелем восстанавливаемого в Старой Ладоге на Малышевой горе храма Рождества Святого Иоанна Предтечи. Храм был полностью восстановлен, гостеприимно принимал многочисленных паломников и трудников. Далее - отец Евстафий - настоятель храмов - Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Знаменке, затем - храма Святой Равноапостольной Великой Княгини Российской Ольги в Стрельне. Все эти храмы восстановлены буквально из руин . Сейчас в них проводятся постоянно службы, принимаются паломнические группы, а игумен Евстафий стал настоятелем уже другого храма - пришла пора восстанавливать собор Рождества Святого Иоанна Предтечи в легендарной Шлиссельбургской крепости "Орешек", основанной в 1382 г.
    было....
    Храм Рождества Святого Иоанна Предтечи на Малышевой горе
    стало.



    Настоятель -игумен Евстафий (Жаков)




    Крепкий Орешек

    Игумен Евстафий и иеромонах Гавриил во время Божественной литургии в храме Иоанна Предтечи на острове Орешек. Состоялась первая Божественная литургия в начавшем восстанавливаться храме в честь Рождества Крестителя Господня Иоанна в крепости Орешек города Шлиссельбурга.

    На развалинах храма Рождества святого Иоанна Предтечи в крепости Орешек города Шлиссельбурга близ Санкт-Петербурга 21 ноября с.г. состоялась первая за последние девяносто лет Литургия. Совершили ее недавно назначенный настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи игумен Евстафий (Жаков) и иеромонах Гавриил, клирик Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
    Не так уж и много найдется в России мест, подобных этому продутому студеными ладожскими ветрами островку.

    У основанной внуком Александра Невского князем Юрием Даниловичем крепости Орешек - героическое прошлое, и понятно, почему шведы так стремились овладеть ею. За девяносто лет оккупации они перевели на свой язык название крепости - она стала Нотебургом - и укрепили цитадель, но 11 октября 1702 года русские войска «разгрызли» шведский орех.

    Говорят, что Петр I послал на остров офицера с приказом командиру штурмующего отряда подполковнику Семеновского полка Михаилу Михайловичу Голицыну отступить. Голицын ответил посыльному: «Скажи Царю, что теперь я уже не его, а Божий», - и велел оттолкнуть от острова лодки. Штурм продолжался. Крепость была взята. Павших во время штурма героев похоронили внутри крепости.
    На стене церкви Иоанна Предтечи была установлена доска в память о них, но потом эту доску увезли в музей города.

    Ну а герой штурма, конечно, не мог знать тогда, что берет крепость, в которую через несколько лет засадят его брата, князя Дмитрия Михайловича Голицына.

    Петр I переименовал вставшую в истоке Невы крепость в Шлиссельбург - «ключ-город», объявляя тем самым, что этим ключом он открывает для России выход к Балтийскому морю.
    Однако новая, придуманная Петром I, задача крепости оказалась ненужной русской истории, потому что не прошло и полгода, как сломан был сам замок. В устье Невы тогда началось строительство Санкт-Петербурга, и хотя Шлиссельбург укреплялся все эти годы, никакого участия в боевых действиях он уже не принимал. Прошло более полутора десятков лет, прежде чем Петр I решил употребить свой «ключ» в тюремных целях.

    Первой узницей Шлиссельбурга он сделал свою сестру, царевну Марью Алексеевну, обвинив ее в заговоре, в котором она не участвовала. А следом за сестрой превратил в узника «города-ключа» и святого благоверного князя Александра Невского, вернее его святые мощи, которые посмели не поспеть в Петербург к празднованию годовщины Ништадтского мира. Решено было не ввозить их в Петербург до следующей годовщины и держать весь год в Шлиссельбургской крепости.
    Переход от воинской доблести к новой специальности нелегко дался старинной русской крепости, и в скрежете тюремного ключа различается нечто большее, чем обыкновенное лишение свободы.
    В 1723 году в крепости случился пожар и святые мощи Александра Невского сильно пострадали в огне, но все равно по воле Петра I были торжественно встречены в Санкт-Петербурге.

    На пер вой Литургии словно молились вместе со всеми от литые в бронзе воины-защитники Шлиссельбургской крепости... Торжественно встретили и другую узницу Шлиссельбурга - Евдокию Лопухину. Ее засадила в крепость императрица Екатерина I, но через год царица Евдокия вышла на свободу, и вышла уже… бабушкой императора Петра II.
    А «город-ключ» продолжал скрежетать, смыкая несмыкаемое, и племянница Петра I Анна Иоанновна заточила в крепость членов Верховного Тайного совета, которые избрали ее на царство: братьев Долгоруких и князя Дмитрия Михайловича Голицына.
    Узником Шлиссельбурга стал и курляндский герцог-временщик Эрнест Иоганн Бирон, сделавшийся после ее кончины регентом при четырехмесячном императоре Иоанне VI Антоновиче. Впрочем, Бирон сидел в Шлиссельбурге всего полгода, а вот Иоанну VI Антоновичу не повезло. Он просидел в крепости «безымянным колодником» девять лет и был убит при попытке поручика Мировича освободить его.
    Кровь безвинного страдальца обагрила древние камни Шлиссельбурга.
    Больше царственных особ в Шлиссельбургскую крепость не сажали.
    Теперь узниками цитадели были участник башкирского восстания мулла Батырша Алеев, убитый при попытке побега, и масон, издатель Николай Иванович Новиков; декабристы: Михаил, Николай и Александр Бестужевы, а также друг Пушкина И.И. Пущин, и другие. Среди них - поляк Валериан Лукасинский, проведший в одиночном заточении почти 38 лет; основатель и вдохновитель «Общества святых Кирилла и Мефодия» Николай Иванович Гулак; известный революционер-анархист Михаил Александрович Бакунин; участник заговора Каракозова Николай Андреевич Ишутин и член центрального национального комитета Польского восстания 1863 года Бронислав Шварце; народовольцы Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер, Т.А. Лопатин и другие.
    В Шлиссельбурге производились теперь и казни.
    10 октября 1884 года у крепостной стены, обращенной к Ладожскому озеру, повесили членов военной организации «Народной воли» офицеров А.П. Штромберга и Н.М. Рогачева, а 8 мая 1887 года - обвиняемых по делу «1 марта» А.И. Ульянова, П.Я. Шевырева и еще трех человек. «Среди русского народа, - сказал тогда Александр Ульянов, - всегда найдется десяток людей, которые настолько горячо чувствуют несчастье своей родины, что для них не составляет жертвы умереть за свое дело. Таких людей нельзя запугать чем-нибудь».
    И слились эти слова со скрипом ключей, открывающих двери злу и мраку, скопившемуся в шлиссельбургских подземельях, и откликнулся на них гимназист в далеком Симбирске, сказавший: «Мы пойдем другим путем».
    Безконечным и кровавым для России оказался этот путь, и вот, кажется, и нет уже давно ни Российской империи, ни СССР, а все еще не кончается эта мучительно долгая дорога.

    Владыко прещедрый! Слыши слова похваляющихся разорити святую веру Православную! Стань в помощь мне! Ты бо еси Бог наш, и на Тя уповаем! - сказал в минуту смертельной опасности для всей

    В разрушенном храме Литургия проходила под открытым небом. Руси святой благоверный князь Александр, собираясь на Невскую битву, и кажется, что только эти слова и способны заглушить недобрый скрежет шлиссельбургских ключей.

    И вот исполнилось время,

    и эти слова зазвучали наконец-то и на студеном ладожском сквозняке…
    И повторил их внучатый племянник повешенного в Шлиссельбурге Александра Ульянова игумен Евстафий (Жаков) (его бабушка Евдокия Александровна Ардашева была двоюродной сестрой братьев и сестер Ульяновых).

    12 октября указом Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, игумен Евстафий назначен настоятелем храма Рождества святого Иоанна Предтечи в крепости Орешек города Шлиссельбурга.

    И слушают эти вечные слова первыми вошедшие в храм бронзовые бойцы стрелковой роты 1-й дивизии НКВД и 409-й морской батареи, которые, продолжая героическую летопись крепости Орешек, обороняли в годы войны и крепость, и эту церковь.

    Почти пятьсот дней небольшой гарнизон держал здесь оборону, и все эти дни реял над колокольней Иоанновского собора советский флаг, и все эти дни совершалась Божия помощь, о которой в минуту смертельной опасности для Руси молился святой благоверный князь Александр Невский.
    И, стоя рядом с бронзовыми защитниками острова, слушаешь эти слова на развалинах открытого ледяному ладожскому ветерку собора Рождества Иоанна Предтечи, и кажется, видишь, как начинают подниматься стены собора, как воздвигаются обрушенные купола, как вершится Чудо Господне…

    Николай Коняев- Шлиссельбург, 01.12.2010


    «...Его Преосвященство призывал меня к себе и, одобряя моё слово вообще, в частности же указал, дабы в проповедях прямого отношения к жизни делать опасался, особливо же насчёт чиновников, ибо от них-де чем дальше, тем и освященнее».

    Н. С. Лесков. «Соборяне»


    Я познакомился с отцом Евстафием (Жаковым) в 1996 году в Старой Ладоге, где он восстанавливал храм Иоанна Предтечи на знаменитой Малышевой горе над Волховом.

    На моих глазах храм возрождался из мерзости запустения, но всё равно, когда смотришь на давние фотографии, трудно поверить, что храм поднимался из тех руин.

    В Старой Ладоге приходилось заниматься не только ремонтом. Однажды летним вечером, когда уже закончилась по-монастырски неспешная служба и отец Евстафий собирался идти закрывать двери, в храм вбежала пьяная, сильно избитая тринадцатилетняя девочка…

    Господи! - закричала она, рухнув на каменный пол. - Божья Матерь! Помогите мне!

    Потом выяснилось, что девочка с трудом вырвалась из сараев на берегу Волхова, куда её затащили взрослые рыбаки и попытались изнасиловать.

    С того самого вечера, занимаясь строительством и ремонтом, совершая богослужения и разыскивая благотворителей, начал создавать отец Евстафий свой «детский приход».

    Он вытаскивал из подвалов заброшенных родителями староладожских детей, принимал к себе «на работу», приучал к церкви...

    Не важно, как человек приходит в церковь. Пусть дети приходят, чтобы заработать здесь что-то, - говорил он. - Ребёнок всё равно изменится в церкви. И обязательно к лучшему.

    Далеко не всем прихожанам нравилось это.

    Чего ходить-то сюда деньги зарабатывать, - возмущалась одна из работающих в церкви женщин, когда я поинтересовался её отношением к «детскому приходу». - Не, не дело это у батюшки затеяно... Мыслимо ли, робят собирать... Милиция на это есть...

    Отец Евстафий не слушал этих «мудрых» советов. И если чудо - возрождение храма в нищем приходе, то создание детского прихода храма Рождества Иоанна Предтечи - двойное чудо.

    Очень скоро детей здесь стало больше, чем взрослых. И не только на службе. Когда завершалась литургия, дети не уходили домой, а собирались в трапезной. Усаживались за длинные столы. Помню, мы тогда попросили детей написать о том, что связывает каждого с этой церковью.

    Набралась целая кипа исписанных детскими каракулями листочков…

    «Я пришла в 1994 году в староладожский храм Иоанна Предтечи. Отец Евстафий иногда, когда у нас чего-нибудь нет, например понравилось платье, - купит. Порвались сапоги - думает над этим вопросом. Нету куртки или шапки - всё думает. От такой доброты и заботы тянет в храм, как магнитная волна. Но на самом деле нас всех тянет ближе к Богу...»

    «Меня зовут Аня. Мне 12 лет. Я выполняю послушание в храме Иоанна Предтечи. Я уже достигла чина младшей псаломщицы. Только в этом храме я поняла, что такое настоящая церковная семья. Наши братья Артемий и Виталий и одиннадцать сестёр. Наш регент Тамара Владиславовна стала нам мамой. Вот и всё. Я бы хотела, чтобы прибавилось братьев и сестёр. И чтобы сделали высокий клирос».

    «Меня зовут Ксения, мне 13 лет. Когда я пришла в храм Иоанна Предтечи, я не знала, как молиться и даже креститься не умела. Я узнала отца Евстафия. Мне нравится ходить в храм на службу. Я завела здесь хороших друзей. А вообще лучше храма и веры в Бога нету ничего лучше».

    Старую Ладогу, когда храм был окончательно восстановлен, отцу Евстафию пришлось покинуть. Услышав, что он покидает их, все дети в храме заплакали...

    Самому иеромонаху Евстафию, прибывшему к новому месту службы, было не до слёз - храм Равноапостольной княгини Ольги в усадьбе Михайловка под Стрельной являл собою тонущие в грудах мусора развалины.

    После войны здесь размещалась птицефабрика, потом делались попытки перестроить церковь под спортивную базу… Переустройства и перестройки кончились тем, что своды алтаря обрушились, кровля галереи оказалась содранной, каменный пол обвалился…

    Поднять без помощи государства этот ГИОПовский памятник архитектуры было нереально. Не приходилось рассчитывать и на материальную помощь епархии…

    Тем не менее отец Евстафий поставил посреди руин крест, как он делал это и раньше в трёх восстановленных им церквях, и в храме Равноапостольной княгини Ольги начались церковные службы. Помню, мела позёмка по полу храма, у стен, поблёскивающих разводами льда, надувало сугробы снега, и особенно проникновенно посреди руин звучали слова проповеди: «Пилат спросил у Христа: "Что есть истина?” - и Спаситель не ответил ему, потому что Он Сам и был ответом на этот вопрос. Господь Сам - Истина, Сам Путь, явленный нам во всей полноте»…

    Вам также будет интересно:

    Презентация:
    Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
    Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
    Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
    Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
    Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
    Лазанья с говядиной и тортильями
    Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
    Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
    Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...