Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Икона ахтырской божией матери оценка. Похищение иконы и отправка её за рубеж

Обретена икона была 2 июля 1739 года в городке Ахтырка Харьковской губернии. Священник Покровской церкви Василий Данилов косил траву на своём огороде и вдруг увидел блистающую необыкновенным светом икону, на которой была изображена Божия Матерь, молящаяся перед Распятием. Священник в благоговейном страхе осенил себя крестным знамением и стал читать молитвы Пресвятой Богородице, а затем внёс икону в свой дом.

В течение трёх лет икона находилась в доме священника. Однажды в тонком сне он увидел Божию Матерь, повелевшую обретенную им икону очистить от пыли и омыть чистой водой. Священник поспешил отереть пыль с иконы и омыть её. Эту воду он собрал в сосуд с намерением поутру вылить в реку. Ночью во сне он увидел, что идёт к реке и несёт сосуд с водой, которой омыл икону, но на пути ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Возвратись домой и храни эту воду, она будет исцелять всех страждущих лихорадкою».

У иерея Василия была дочь, давно страдавшая лихорадкой. Проснувшись, он дал ей попить этой воды, и дочь его выздоровела в то же мгновение. После этого все страдавшие лихорадкою стали приходить в дом священника и, как только пили воду от иконы, немедленно выздоравливали. По благословению молдавского митрополита Антония (Черновского) было проведено тщательное расследование чудесных исцелений. Дело было потребовано в Петербург, в Святейший Синод, и императрица Елисавета Петровна приказала вновь исследовать чудеса, которые все оказались действительными. Было назначено даже третье следствие; приехавшие в Ахтырку следователи вызывали всех лиц, испытавших на себе проявление благодатной силы иконы. Показания давались под присягой. После получения письменных подтверждений очевидцев было составлено соответствующее донесение в Синод. Тщательно изучив материалы о чудесах, истекаемых от Ахтырской иконы, Святейший Синод в 1751 году постановил почитать новоявленную Ахтырскую икону Божией Матери чудотворной.

Прославление иконы очень радовало императрицу Елисавету Петровну. Чтобы почтить икону, она решила воздвигнуть для нее в Ахтырке каменный храм. План для храма был составлен знаменитым зодчим графом Растрелли. Императрица собственной рукой вписала в сборную книгу две тысячи рублей - сумму, по тому времени очень значительную. Книга эта доселе сохраняется. Собор, освященный в 1768 году, вышел очень величественным и обширным: 24 сажени в длину, 14 в ширину и 30 в вышину.

Много совершалось чудесных исцелений от этой чудотворной иконы по вере прибегающих к исходящей от нее благодатной силе. Одно из них следующее.

Во времена императрицы Екатерины Великой жена генерала Вейделя приехала в Ахтырку крайне больная. На следующую ночь она увидела Божию Матерь во сне и услышала Ее повеление: «Напрасно ты просишь избавления от болезни. Раздай по церквам и нищим твое состояние; такая жертва послужит на пользу души твоей. О детях своих не заботься. Я буду их покровительницей, а через пять дней ты умрешь». Больная, проснувшись, призвала своего духовника, рассказала ему все виденное и с миром отошла ко Господу. Дочерей ее забрала к себе Екатерина II и выдала их замуж за графов Палена и Чернышева.

С чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери русскими иконописцами написано множество списков с удивительными судьбами. Один из списков, как святыня и семейная реликвия, хранился в семье русских эмигрантов в США. В июле 2004 года по желанию представителей семьи образ Пресвятой Богородицы возвратился на Родину. Особенностью этого чтимого образа, украшенного серебряным окладом, является то, что вокруг изображения Пресвятой Богородицы с Младенцем расположены мощевики, в которых хранятся частицы святых мощей святого Иоанна Предтечи, святого апостола Андрея Первозванного, святых апостолов Филиппа и Варфоломея, святых бессребреников Космы и Дамиана, святого преподобного Сергия Радонежского и других чтимых угодников Божиих.

В 1905 году во время отправки Ахтырской иконы на реставрацию в Санкт-Петербург образ при невыясненных обстоятельствах пропал. После революции икона объявилась в Харбине в среде русских эмигрантов. Святой образ разделил участь русской эмиграции, побывал во многих странах, и, в конце концов, был передан владельцами Комитету русской православной молодёжи в Сан-Франциско. Есть версия, что подлинная Ахтырская икона из Харбина была вывезена в Австралию. Возможно что икона, которая в настоящее время находится в городе Кройдон в Крестовской церкви в честь Всех святых в Земле Российской просиявших, и есть подлинник Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Ахтырская» О Преблагословенна я и Многомилостивая Владычице мира! Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити. Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем. Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественныя истины просвети, сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай, волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди. Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных: исцели болезни недужных, умири сердца озлобленных, даждь терпение страждущим, внуши страх Божий обидящим, укрепи гонимыя за правду, сироты и вдовы защити, подаждь утешение плачущим, испроси прощение кающимся, демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени и духом милосердия и сострадания сия утверди: отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради. Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси. Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа и Твое матернее о нас предстательство и заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В христианском мире существует много образов Богоматери. Одним из самых оригинальных является икона Ахтырской Божьей Матери.

Обретение

Икона Ахтырской Божией Матери была обретена довольно недавно. За короткое время она получила известность и в православном, и в католическом мире.

Икона Богородицы «Ахтырская»

Своё название святое изображение получило от города Ахтырка, в котором было обретено. В первой половине XVIII года в Ахтырке Харьковской губернии при церкви Покрова Пресвятой Богородицы служил священник иерей Даниил (в миру Василий Данилов). 2 июля 1736 года во время работы он увидел в траве яркое свечение, исходящей от иконы с изображением Божьей Матери. После молитвы перед святым ликом отец Даниил перенёс образ в свой дом.

Через некоторое время во сне священник услышал голос, повелевший ему омыть икону и накрыть её покровом. Исполнив указание, он собрал воду в сосуд и хотел вылить его в реку. Но его сморил сон, в котором тот же голос приказывал сохранить жидкость и давать её страдающим лихорадкой людям. На следующий день отец Даниил напоил этой водой свою дочь, страдающую этим недугом. Девочка получила исцеление.

Интересно: некоторые исследователи считают, что чудотворный образ сопровождал императора Петра Великого во время Полтавской битвы.

История

Через три года чудотворная икона была перенесена в покровскую церковь. Многие страждущие получили помощь и исцеление по искренней молитве. С 1751 года она почитается как чудотворная. В 1768 году в Ахтырке освятили новый собор Покрова Пресвятой Богородицы, в котором до 1905 года хранился чудотворный образ.

В начале XX века иконе понадобилась реставрация, которую было решено проводить в Санкт-Петербурге. В дороге святыня была похищена. Через некоторое время она появилась в Харбине. В середине века икона была пожертвована Комитету русской православной молодёжи в Сан-Франциско. Здесь она находится по сегодняшний день. В 1995 году Ахтырскому храму передали список чудотворного образа.

Чудесные деяния

Чудесные деяния и явления иконы начались сразу же после её обретения.

Исцеления

Со дня своего обретения, святыня известна своими чудесами и исцелениями страждущих людей. Среди них можно выделить:

Говоря о современном времени, отмечают случаи исцеления от онкологических заболеваний и помощи, попавшим в крупные автомобильные аварии людям.

Чудо проявления и обновления

Простой турист или посетитель храма не сможет увидеть за окладом иконы ничего кроме тёмного полотна дерева. Но придя к образу с искренней молитвой и просьбой за себя или своих близких, можно увидеть печальный образ Богородицы с лёгкой улыбкой на устах.

Священники утверждают, что это является знаком, что искренняя смиренная молитва была услышана Небесной Заступницей.

Первый список с чудотворной иконы хранится в кафедральном соборе Покрова Пресвятой Богородицы. Со временем он сильно потемнел, и изображение стало практически неразличимым. Но в 1998 году, произошло чудо обновления - Святой образ просветлел.

Важно! Священнослужители и прихожане связывают это явление с возрождением православия в мире и людях, которые потянулись в храм в поисках помощи и умиротворения. А также чудо обновления считают знаком, говорящей о том, что все людские молитвы Богородица слышит.

Иконография

Иконография иконы Ахтырской Божьей Матери считается не свойственной православной традиции. На ней расположено поясное изображение Богоматери со сложенными в молитве руками. Волосы её распущены, голова наклонена влево к изображённому на втором плане распятию. Лицо матери Спасителя искажено страданием. Оригинальная композиция делает икону приближенной к итальянской иконописной школе.

Ахтырская икона Божией Матери

В XVIII-XIX веках появилось несколько новых изводов чудотворного образа, отличающихся от оригинала несколькими деталями:

  1. Постановка рук Небесной Царицы может быть разной. Иногда их изображали скрещенными на груди. Существуют изводы, на которых Богородица левой рукой подпирает голову, а правой указывает на распятие. Этот жест наполнен чувством усталости и глубокой скорби, а также призывом помнить о муках, которые испытывал распятый Спаситель.
  2. В более поздних списках иконы Ахтырской Богоматери иконописцы приблизили изображение к православной иконописной традиции. На голове Девы Марии появляется традиционный головной убор - омофор. Его цвет может быть красным, коричневым, синим.
  3. На некоторых вариантах иконы центральное изображение окружена более мелкими фигурами Святых праведников. Внизу помещался двуглавый орёл, символизирующий российское государство.
Интересно: иконография Ахтырской иконы Божьей Матери легла в основу Равенсбюрской иконы, на которой изображена Богородица, обнимающая распятого на кресте младенца Иисуса.

Значение иконы

Этот образ символизирует жизненный подвиг Богородицы, которая ещё до рождения сына знала, что ему суждено стать Спасителем человечества, пройдя через многие испытания и муки. Всю жизнь Богородица смиренно следовала за ним, была рядом во время его распятия на Голгофе, а потом ждала воссоединения в Царстве Небесном.

О чём молиться

Перед образом Богородицы молятся о даровании духовных и физических сил для преодоления испытаний, посланных человеку свыше. Также её просят помощи в борьбе со своими пороками и укреплении веры в себя и Силу Господа. Некоторые просят защитить от искушений и научить смирению.

В чём помогает

Молящиеся перед образом Ахтырской Божьей Матери могут просить о помощи и заступничестве как для себя, так и за близких и дорогих людей. Молитвы можно возносить, прося о следующем:

  • о здоровье для себя и близких;
  • об избавлении от болезней (особенно сопровождающихся лихорадкой);
  • о помощи и заботе о малолетних детях и сиротах;
  • о дочерях (благополучно замужество и устройстве в жизни);
  • об удаче в начатых делах;
  • о помощи в поиске работы.
Совет! Обращаться с молитвой можно в любой день, но особенно сильна сила молитвы в день почитания иконы 15 (2) июля.

Чтимые списки и храмы, посвященные иконе

Почитают чудотворный образ не только в украинском городе Ахтырке. В разных российских городах находятся несколько почитаемых списков иконы Ахтырской Божьей Матери.

  1. Икона, хранящаяся в храме Ахтырской иконы Божьей Матери. Церковь расположена в подмосковной деревне Ахтырка, ранее принадлежащей роду Трубецких.
  2. Главная святыня одноимённого храма в городе Курске. Исследователи православия считают, что именно в курском Ахтырском храме были похоронены родители Серафима Саровского.
  3. Один из списков чудотворного образа хранится в Ахтырской соборе города Орла, в котором расположена кафедра епископа Орловского и Ливенского.

Также списки иконы хранятся в храмах Санкт-Петербурга, Старого Оскола, посёлке Алексеевке республики Татарстан.

Икона Ахтырской Божьей Матери - одна из самых сильных исцеляющих православных икон. Она помогает исцелять не только телесную оболочку, но и укрепляет силу человеческого духа.

Ахтырская икона Божией Матери

Среди многообразия икон Пресвятой Богородицы, столь почитаемых во всём православном мире, есть одна, которая несёт в себе глубокую индивидуальность. Это Ахтырская икона Божией Матери. На ней предстаёт Дева Мария со сложенными на груди руками, как бы погружённая в скорбную молитву перед Сыном своим Иисусом Христом, фигура которого, распятая на кресте, помещена слева от неё. Этот образ запомнился многим, получившим через него чудесное исцеление от недугов.

Обретение дивного образа

Но прежде чем говорить о том, какое значение он имеет для всех, кто исповедует Сына Божьего и Его Пречистую Матерь, следует подробнее остановиться на истории его обретения, которое произошло в июле 1739 года. Случилось это в небольшом городке Ахтырка, недалеко от Харькова. Сегодня эта территория принадлежит к Сумской области. В те годы, в самом конце правления Анны Иоанновны, жил в этом городке весьма почтенный иерей отец Василий (Данилов). Служил он при местной Покровской церкви.

Легенда рассказывает, что купил он однажды новую косу и, желая её опробовать, вышел на свой участок. Дело было в июле, и травы стояли высокие. Но не успел отец Василий размахнуться, как его озарил ослепительный свет, исходящий из густых зарослей осоки. Прикрыв глаза рукой, священник наклонился, и увидел дивную икону, сиянием своим затмевавшую солнечные лучи. Благочестивый пастырь упал на колени и долго молился, охваченный глубоким религиозным порывом.

Это была Ахтырская икона Божией Матери, фото которой представлено в начале статьи. Немного придя в себя и успокоившись, священник приподнял с земли дивный образ и с величайшим благоговением отнёс в дом, выделив ему среди прочих икон особо почётное место. Сознавая, что стал обладателем величайшей святыни, отец Василий первое время скрывал от посторонних свою находку и молился перед ней в одиночестве.

Явление Божьей Матери

Так бы продолжалось и далее, но однажды было ему видение. Сподобился он увидеть саму Царицу небесную, повелевшую ему очистить икону от пыли и омыть её чистой речной водой. Пробудившись от сна, батюшка первым делом исполнил всё, что пожелала Божья Матерь. Прежде он страшился прикасаться к поверхности святого образа, справедливо полагая себя недостойным этой чести. Теперь же он с превеликим старанием удалил всю скопившуюся на нём пыль, омыл его и, считая кощунственным выплеснуть эту воду на землю, решил отнести её в том же сосуде обратно в реку.

Но не успел священник выйти из дома, как вновь раздался тот самый дивный голос Богородицы, который батюшка слышал во сне и запомнил на всю жизнь. Царица Небесная на этот раз повелела ему сохранить эту воду, поскольку она, омыв Её пречистый лик, исполнилась благодатной силы, способной исцелять недуги. Не имея и тени сомнения в истинности слов Божьей Матери, священник тот же час напоил чудодейственной водой свою дочь, страдавшую горячкой, и чудо не замедлило свершиться ― отроковица сразу же выздоровела.

Чудо, явленное иконописцу Иоанну

Разумеется, всё происшедшее наполнило отца Василия ещё большим благоговением перед обретённой им святыней. Но долго сохранять в тайне свою находку он, конечно, не мог, и о ней узнали сначала его домочадцы, затем соседи, а потом и все жители города. Проявляя заботу о чудесном образе, батюшка пригласил иконописца по имени Иоанн, чтобы тот своей искусной кистью подправил живописный слой, устранив на нём появившиеся от времени повреждения.

Художник, которому было известно о чудотворной силе иконы, ещё до начала работы омыл её водой и напоил своего сына, страдавшего лихорадкой. Надо ли говорить, что болезнь в тот же миг оставила юношу, и счастливый отец восславил милосердие Пресвятой Богородицы, которое явила ему Ахтырская икона Божией Матери! Готовясь приступить к работе, Иоанн уже взял в руку кисть, как вдруг раздался голос Царицы Небесной. До слуха мастера донеслись Её слова: «Оставь задуманное. Не в твоих силах изменить икону. Верни её на место».

Упав на колени, потрясённый услышанным, художник провёл в молитве всю ночь, а утром отнёс святыню отцу Василию. Благочестивый пастырь счёл себя более не вправе единолично пользоваться даром Пресвятой Девы, тем более что со дня обретения иконы прошло уже три года. Он поместил её в Покровском храме, священником которого являлся уже много лет. С этих пор жители Ахтырки, вознося свои молитвы перед чудотворным образом, получали исцеления, которые аккуратно записывались в особой книге. Скоро слава Ахтырской иконы Божией Матери стала достоянием всей страны и к ней устремились многочисленные толпы паломников.

Предсказание баронессе фон Вейдель

Знаменательное событие, сделавшее икону известной при высочайшем дворе, произошло в 1748 году. Одна из приближённых царствовавшей в то время императрицы Елизаветы Петровны ― баронесса фон Вейдель - посетила Ахтырку, где у неё было богатое имение. Будучи в преклонных годах, она страдала многими немощами, свойственными её возрасту. Узнав о чудесных свойствах Ахтырской иконы Божией Матери, статс-дама горячо помолилась перед ней, прося заступничества перед Её Благоутробным Сыном.

В ближайшую же ночь ей было видении Пресвятой Девы, поведавшей, что жизненный путь её окончен и через непродолжительное время ей предстоит войти во Врата Вечности. Чтобы обрести блаженство во Царствии Божием, она должна немедленно раздать всё своё имущество бедным. О двух дочерях, находившихся на её иждивении, Богородица обещала проявить особую заботу.

На следующее утро, не теряя драгоценного времени, баронесса приступила к исполнению повеления Пречистой Девы. Через пять дней она с миром отошла к Господу, успев раздать всё, чем владела при жизни. После похорон императрица взяла двух осиротевших девиц в столицу и вскоре подыскала им женихов ― богатых и глубоко порядочных людей. После этих событий Ахтырская икона Божией Матери вошла в число наиболее известных в России, и в 1751 году Святейший Синод постановил почитать её, как чудотворную.

Строительство каменного храма в Ахтырке

Примерно в то же время список с иконы появился в церкви Николы Явленного, которая находилась на Арбате и в 1931 году была разрушена. Совершенно очевидно, что это была не единственная Ахтырская икона Божией Матери в Москве. В каком храме, кроме названного, поклонялись этому образу москвичи ― сейчас трудно сказать.

Императрица Елизавета Петровна отличалась глубокой набожностью и в 1768 году пожертвовала крупную сумму денег на возведение в Ахтырке каменного Покровского собора взамен существовавшего в те годы деревянного. Самодержица Российская пожелала, чтобы он был построен на том самом месте, где почти три десятка лет назад была чудесным образом обретена Ахтырская икона Божией Матери.

Повеление Елизаветы Петровны было исполнено, причём работу над проектом храма поручили выдающемуся зодчему Д. Ухтомскому, обессмертившему своё имя многими архитектурными шедеврами России. Во вновь возведённом храме образ находился вплоть до 1903 года. Там же регулярно проводилась служба Ахтырской иконе Божией Матери.

Похищение иконы и отправка её за рубеж

Её дальнейшая судьба сложилась несколько загадочным образом, вызывающим сожаление. В 1903 году икона отбыла для реставрации в северную столицу, где вскоре бесследно исчезла. Трудно предположить в данном случае промысел Божий, скорее всего, речь идёт о банальной краже. Через непродолжительное время икона появилась в Харбине, где была выставлена на продажу и приобретена неким господином С. А. Степановым. Известно, что местный протоиерей Н. Труфанов, внимательно осмотрев образ, свидетельствовал о том, что это подлинная святыня из Покровского храма Ахтырки.

До 1950 года икона находилась в Китае, а затем сын прежнего владельца вывез её сначала в Южную Америку, а позднее - в Сан-Франциско, где пожертвовал молодёжной православной организации. И в наши дни этот чудотворный образ по-прежнему находится за океаном. В Советском Союзе долгие годы ничего не было известно о судьбе иконы, и лишь в 1975 году появились первые сведения. Но тогда, по известным причинам, не было возможности предпринять какие-либо практические шаги для того, чтобы получить хотя бы достоверный список с неё.

Лишь с наступлением демократических перемен митрополиту Харьковскому Никодиму удалось привезти долгожданную копию и передать её на хранение в Покровский собор Ахтырки, где некогда находился оригинал. Это событие было отмечено торжественным крестным ходом, состоявшимся при большом стечении народа. Таким образом была восстановлена традиция, берущая своё начало ещё в 1844 году. А 15 июня 1999 года праздновалось 260-летие дарования чудотворного образа. На службе в храме звучал тропарь Ахтырской иконе Божией Матери и молитвы ко пресвятой Богородице.

Художественные особенности иконы

Следует сказать несколько слов об иконографии образа. Нет сомнения, что в его основу легли произведения итало-греческого искусства. Как правило, фигура Богородицы изображается с молитвенно скрещёнными руками, но есть и иные изводы, на которых положение рук меняется. То же относится и к головному убору Пресвятой Девы. Иногда он изображается в виде мафора, иногда короны, а на некоторых иконах и вовсе отсутствует. Любопытной особенностью является использование в композиции прямой перспективы, а не обратной, которая более характерна для итальянской и греческой школ. Это выражается в том, что фигура Спасителя значительно ниже, чем его Матери, что создаёт иллюзию удалённости.

В 1945 году появился так называемый Равенсбрюкский образ, в основу которого была положена Ахтырская икона Божией Матери. Описание обеих икон во многом совпадают, за исключением того, что на первой распятый Христос представлен в виде младенца или отрока. Интересна и история создания образа. Впервые он был изготовлен, как было сказано выше, в 1945 году в технике вышивки. Своё название он получил от концентрационного лагеря Равенсбрюк, где был создан одной из узниц ― преподобномученицей матерью Марией.

Храмы, в которых представлены списки иконы

Особую популярность придали образу целительные свойства, которыми в полной мере, обладает Ахтырская икона Божией Матери. В Москве, в главном пределе Храма Воскресения Словущего на Арбате, хранится весьма почитаемый список, сделанный в XVIII веке с той самой иконы, которая находится сегодня в Америке. Также и в Самаре, в одном из храмов Пустынно-Николаевского монастыря, можно видеть копию чудотворного образа, прославившуюся многочисленными чудесами, явленными по молитвам паломников. День Ахтырской иконы Божией Матери принято отмечать 2 (15) июля, когда весь православный мир празднует положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.

Храм в Орле

Известно, что в честь столь почитаемой святыни с давних времён возводились и освящались храмы. Среди действующих в наши дни наиболее величественный находится в Орле. Он был построен в 1775 году на пожертвования местного купца К. С. Пастухова. Дело в том, что однажды этот набожный человек, страдавший неким заболеванием, находясь по своим коммерческим делам в Ахтырке, получил исцеление от чудотворной иконы.

Вернувшись домой, он обратился к епархиальному начальству с просьбой разрешить ему в знак благодарности построить храм в честь святыни, которой он обязан своим здоровьем. Разрешение было получено, и вскоре храм Ахтырской иконы Божией Матери (Орёл) принял первых прихожан. Так как слава иконы стремительно росла, всё больше паломников приезжало поклониться ей. Места не хватало, и в последующие годы храм многократно расширялся и перестраивался. Сейчас он представляет собой величественное сооружение, по праву ставшее одним из достопримечательностей города.

Монастырь, основанный в честь святой иконы

Кроме уже названных, были построены и освящены ещё многие храмы в честь столь почитаемой в народе иконы. Так, например, родная тётка известного русского поэта Ф. И. Тютчева построила в 1805 году на свои средства церковь в селе Чернетове Брянской области. А в Волгоградской области, в селе Гусевка Ольховского района, находится Ахтырской иконы Божией Матери женский монастырь. Эта обитель была основана в 1874 году трудами местного священника отца Иоанна (Левитского) и афонского схимника Никодима (Двойченкова). Пережив многие потрясения XX века, монастырь и в наши дни открыт для тех, кто желает посвятить свою жизнь спасению души.

В чём же помогает этот чудотворный образ и о чём принято просить Пресвятую Богородицу? Свою благодатную силу он явил, исцеляя горячку, но впоследствии появилось много свидетельств того, что он помогает в самых различных жизненных ситуациях. Например, молитва Ахтырской иконе Божией Матери о детях является надёжнейшим средством уберечь их и от недугов, и от дурных влияний, столь опасных в наше время.

Кроме того, перед образом молятся о благополучном замужестве дочерей. С каждым явленным чудом растёт слава этого образа. Множатся и списки, сделанные с него. И кто знает, может быть, однажды вернётся из-за океана и подлинник, столь чудесным образом обретённый двести семьдесят шесть лет назад.

Найденная в городе Ахтырке икона с ликом Божией Матери обладает необъяснимыми чудотворными свойствами. Обретение иконы не обошлось без Божьей воли. До сих пор неизвестным остается автор иконы.

История Ахтырской иконы

Найдена она была недалеко от дома одного из священнослужителей Покровской церкви в Харьковской губернии в 1739 году 2 июля по старому календарю. Священник косил траву, когда увидел в траве образ с ликом Богоматери, источающий свет. Звали мужчину Василием Даниловым, на службе почитали как иерея Даниила. Так икона попала в дом священника и долго пробыла там. Утверждается, что в одной комнате с иконой было невыносимо находиться одному, на человека накатывал беспричинный страх. Однажды Василий решил отнести образ иконописцу, чтобы тот обновил его. Но когда иконописец Иоанн взял в руки икону, он услышал голос, велевший ему вернуть святыню обратно священнику.

Три года Ахтырская икона Божией Матери пребывала в покое в доме священника. На третий год во сне было у Василия видение, ему повелели обмыть икону и накрыть покрывалом. Проснувшись, священник незамедлительно выполнил поручение и заснул. По утру, он собирался вылить воду, которой обмыл икону в реку, но ему опять явилось сонное видение, во сне ему наказали оставить воду и напоить ею дочь. Дочь Василия была больна лихорадкой, но испив воды, чудесным образом исцелилась. Узнав о чудотворной воде, соседи стали приходить в дом священника, и все излечивались, выпив хоть глоток.

Весть о чудотворной иконе распространилась далеко, многие приезжали посмотреть на неё. Была организована комиссия, целью которой было изучить чудесные исцеления людей Ахтырской иконой Божией Матери, по итогам тщательного анализа Синод причислил иконы к списку чудотворных. О свойства иконы узнала даже императрица Елизавета Петровна, младшая дочь Петра I и Екатерины I. Она выделила деньги на строительство храма в честь чудотворного образа. В это время икона уже покинула дом священника. В 1903 году было решено отправить икону на реставрацию в Санкт-Петербург, но по дороге туда она была украдена. Долгие годы о местонахождении иконы не было ничего известно. Икона объявилась в 1975 году в Сан-Франциско, список с которой был привезен в Россию в 1995 году, после чего возобновились крестные ходы с образом.

Иконография Ахтырской иконы

Отличившаяся чудотворными свойствами Ахтырская икона Богородицы быстро стала обретать известность. С иконы было сделано множество списков. Никогда не получается двух одинаковых образов, но иконописцы всегда стараются придерживаться определенного сюжета. На этой иконе Божия Матерь, скорбящая по сыну, её руки сложены в молящем жесте, а взгляд грустен и смиренен. На разных списках можно увидеть молодую Богоматерь с непокрытой головой, пожилую, с укрытыми платком волосами, или с короной. На заднем плане, что редкость для православных икон, распятый на Кресте Иисус.

Икона Богоматери по праву причислена к чудотворным. Целебными свойствами обладает даже вода, которой омывают икону. Также не раз было замечено, как икона источала свет. День празднования Ахтырской иконы Божией Матери по новому календарю выпал на 15 июля. Считается, что молитва в день почитания иконы обладает наибольшей силой.

В чем помогает Ахтырская икона Божьей Матери

Просят у иконы спасение от разных напастей и болезней. Значение иконы, которое знает большинство религиозных людей ­­– это целительная сила. Помогает молитва перед Ахтырской иконой от тяжелых болезней и даже от смертельных опасностей. Известны случаи, когда люди выживали в авиакатастрофах, побеждали рак.

Но не только за исцелением обращаются к иконе. Просят Богоматерь одинокие девушки об удачном замужестве. Ищут у неё помощи и поддержки в новых начинаниях, наставления в поиске новой работы. Многими свойствами отличилась Ахтырская икона Божией матери, за что и получила широкую известность.

Молитва иконе

О, Преблагослове́нная и Многоми́лостивая Влады́чице ми́ра! Се мы гре́шнии на святы́й о́браз Твой взира́юще и на нем Тя в ско́рби и сострада́нии распя́тому за нас Христу́ Спаси́телю предстоя́щу ви́дяще, усе́рдно мо́лим Тя изве́стную о нас к Сы́ну Твоему́ моли́твенницу: не оста́ви нас в день испыта́ния и ско́рби, но во искуше́ниих и напа́стех нам быва́емых огради́ нас всечестны́м покро́вом Твои́м от враг ви́димых и неви́димых и да́ждь нам си́лу, во е́же всесоверше́нную и благу́ю во́лю Творца́ и ми́ра Влады́ки твори́ти. Зри́ши бо, ми́лостивая Засту́пнице на́ша, коли́ко греха́м вся́ческим подве́ржени есмы́: не то́кмо бо во́лею согреша́ем, но и нево́лею в многоразли́чныя прегреше́ния впадаем. Сего́ ра́ди к Тебе́ держа́вней устрои́тельнице спасе́ния христиа́нскаго прибега́ем и умиле́нно вопие́м: ум наш позна́нием Боже́ственныя и́стины просвети́, се́рдце на́ше теплото́ю христиа́нския любви́ и спаси́тельных жела́ний согрева́й, во́лю же на́шу в нелицеме́рном за́поведей Госпо́дних исполне́нии утверди́. Ей, Госпоже́ Преми́лостивая, прини́кни с высоты́ Небе́сныя к воздыха́нием и моли́тве нас гре́шных: исцели́ боле́зни неду́жных, умири́ сердца́ озло́бленных, да́ждь терпе́ние стра́ждущим, внуши́ стра́х Бо́жий оби́дящим, укрепи́ гони́мыя за пра́вду, си́роты и вдо́вы защити́, пода́ждь утеше́ние пла́чущим, испроси́ проще́ние ка́ющимся, де́монскую же бу́рю страсте́й во гре́шных душа́х ути́ши и в сердца́х чту́щих Тя Христо́ву кро́тость и любо́вь вкорени́ и ду́хом милосе́рдия и сострада́ния сия́ утверди́: отпа́дшыя же от ве́ры еретики́ и отсту́пники к позна́нию и́стины напра́ви и уста́ нечести́вых, ху́лящих Святу́ю Це́рковь и ве́ру правосла́вную понося́щих загради́. Отше́дшим от жития́ сего́ отце́м и бра́тиям и се́страм на́шим, о Ма́ти Бо́жия, проще́ние грехо́в и преднача́тие блаже́нства ве́чнаго испроси́. Егда́ же и на́шея кончи́ны час прибли́жится, тогда́ у́бо, о Влады́чице, приими́ ду́шу на́шу и в со́нме пра́ведных сию́ упоко́й, иде́же ли́ци А́нгел и святы́х уго́дник немо́лчно славосло́вят держа́ву и ми́лость Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и Твое́ ма́тернее о нас предста́тельство и заступле́ние, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Ахтырской», глас 4

Преблагослове́нная Де́во, Богороди́тельнице Чи́стая,/ у Креста́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего предстоя́щи,/ ско́рбь ве́лию претерпе́ла еси́/ и благода́ть от Него́ прия́ла еси́ су́щия в ско́рбех утеша́ти./ Те́мже на пречи́стый о́браз Твой благогове́йно взира́юще/ и изображе́нную Тя на нем пред Кресто́м Спа́са на́шего ви́дяще,/ умиле́нно к Тебе́ вопие́м:/ Засту́пнице усе́рдная, блага́я и ми́лостивая!/ Ускори́ изба́вити ны от вся́кия ско́рби, ну́жды и боле́зни/ и спаси́ ду́ши на́ша,// да Тя со благодаре́нием сла́вим во ве́ки.

Перевод: Преблагословенная Дева, Богородительница Чистая, у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоя, ты претерпела великую скорбь и приняла от Него благодать утешать находящихся в скорбях. Потому на пречистый образ Твой благоговейно взирая и видя Тебя, изображенную на нем, перед Крестом Спасителя нашего, в сердечном сокрушении к Тебе взываем: «Защитница усердная, благая и милостивая! Поспеши избавить нас от всякой скорби, нужды и болезни и спаси души наши, да славим Тебя с благодарением во веки».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Ахтырской», глас 8

Притеце́м, ве́рнии, к благода́тному ми́лостей и щедро́т исто́чнику -/ чудотво́рному Пречи́стыя Де́вы о́бразу:/ сей бо нам свы́ше дарова́ся,/ душа́м и телесе́м во спасе́ние,/ ему́же покланя́ющеся с любо́вию, возопие́м к Богоро́дице:/ о Всепе́тая Ма́ти, о Цари́це Всеми́лостивая,/ покры́й и соблюди́ нас от вся́каго зла// Твои́м к Бо́гу Ма́терним предста́тельством.

Ахтырскую икону Пресвятой Богородицы невозможно спутать с какой-либо другой иконой. На ней мы видим поясное изображение Богородицы, молитвенно сложившей руки перед Крестом с распятым Господом Иисусом Христом.

Иконография образа сложилась от указующих на Нее ветхозаветных пророчеств и предсказаний об Ее особой "уготованности", "очищенности" от "чрева матери", переложенные сирийским богословом IVв. Ефремом Сириным. Задолго до рождения Христа Ей было дано видение о том, что Она станет Матерью Сына Божия, который пострадает за грехи людские. И Она жила всю дальнейшую жизнь, зная об этой судьбе Своего Сына. Жила без ропота, полностью доверяя и повинуясь воле Божией. "Се Раба Господня". Это предзнаменование легло в основу иконографии данного образа, в котором воплощена идея великого начала и, одновременно, предречен великий конец - "альфа и омега", - у порога которого стояла юная Дева Мария. В древности по сторонам престола - священного средоточия любого храма, соединившего представление о смерти Христа и Его царственной славе, - на особых подставках ставили выносную икону Богоматери и деревянный крест с Распятием. Непосредственное присутствие образа Богородицы у трапезы, где совершается пресуществление Святых Даров в Тело и Кровь Христа, - имело глубокий смысл, постоянно напоминая об истине воплощения Бога и предстательства перед Ним Его Матери, просящей за весь род человеческий.

Чудесное явление Ахтырской иконы Божией Матери произошло 2 июля 1739 года, о чем свидетельствует надпись под изображением Богородицы, разделенная двуглавым орлом. Такая самобытная иконография говорит о признании чудотворного образа "государями всероссийскими" и одновременно - это знак Торжества Православия.

В первой половине XVIII века в Ахтырке была ветхая деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, служителем которой был благочестивый и добродетельный священник Василий Данилов (в службе он называется иереем Даниилом) "муж благоговейный, простой и кроткой жизни". Ему было суждено обрести чудотворную икону и стать первым свидетелем Ее явления. В летописях сообщается о том, что, выйдя во двор своего дома, густо поросшего дикой ромашкой, и пару раз ударив новой косой, священник увидел стоящую в траве икону, от которой исходило необыкновенное сияние, "... и сотворив на себя крестное знамение начал читать пришедший ему на память кондак празднеству Рождества Богородицы". Потом он с благоговением принял икону и, никому ничего не сказав, отнес ее к себе в дом. Здесь она стояла 3 года. Было замечено, что на человека, находившего в одиночестве в комнате, где стояла икона, нападал непонятный страх, и он невольно выбегал из комнаты.

В октябре 1742 года, через три года со дня принесения иконы в дом, в праздник Покрова, священник вошел в комнату, где была икона, и был поражен необычайным светом от иконы. Это стало часто повторяться, но священник благоговейно молился и никому об этом не говорил. Однажды в легком сне священник увидел Богоматерь и услышал ее повеление очистить от пыли и омыть чистою водою обретенную им икону. Священник, пробудившись ото сна, тотчас же исполнил это и собрал воду в сосуде, чтобы поутру отнести в реку. Вскоре, снова заснув, он увидел второй необыкновенный сон. Снилось ему, будто он идет к реке, чтобы вылить в нее воду, оставшуюся после омовения иконы. А навстречу ему идет в образе Прекрасной Девы Сама Богоматерь и говорит: "Куда несешь ты воду? Вернись с нею домой и храни ее, она будет страждущих исцелять от лихорадки". У священника же была дочь, давно болевшая лихорадкою. Проснувшись, он дал ей пить этой воды, и дочь сразу выздоровела. С этого времени о. Даниил, по велению Богородицы, явившейся ему во сне, перестал скрывать этот чудотворный образ.

Священник поручил иконописцу Иоанну закрасить повреждения на иконе. Зная о чудесных исцелениях, иконописец омыл икону водою и напоил ею сына, страдавшего от лихорадки. Мальчик выздоровел. Иконописец готовился к началу работы, но ночью услышал исходящий от иконы голос: "Встань! Наступило время отнести икону туда, откуда ты ее взял. Исправить ее ты не можешь". Иконописец до утра молился перед иконой, а рано утром отнес ее о.Василию, который, убедившись в её чудотворной силе, поставил её в Покровском храме, после чего страдавшие лихорадкою стали молитвенно прибегать к этой иконе и во множестве получали чудесное исцеление.

Известие о новой чудотворной иконе быстро распространилось. По благословению Молдавского митрополита Антония (Черновского; 1742-1748), в 1743 году было произведено расследование чудесных исцелений. После получения письменных подтверждений очевидцев было составлено донесение в Синод. По повелению императрицы Елизаветы Петровны от 26 ноября 1744 года было произведено новое расследование, а затем, в 1746 году,- еще одно, которое возглавили архиепископ Черниговский Амвросий (Дубневич; 1742-1750) и архимандрит Киево-Печерской Лавры Тимофей (Щербатский; впоследствии митрополит Киевский). Приезжавшие в Ахтырку следователи вызывали всех лиц, испытавших на себе проявления благодатной силы иконы. Показания давались под присягой. Прославлению иконы способствовало и следующее обстоятельство.

В 1748 г. в Ахтырке остановилась больная вдова генерала барона Вейделя с двумя малолетними дочерьми. Баронесса горячо молилась пред иконою Богородицы об исцелении. Ночью она увидела во сне Владычицу, которая сказала: "Напрасно просишь ты об исцелении. Тебя ждет смерть. Поспеши раздать по церквам и нуждающимся все твое имение. Это полезно будет для твоей души." "Но как же дети?" "Не заботься о них", - отвечала Богородица. "Я буду всегдашнею их Покровительницею. А ты готовься к смерти, так как умрешь через пять дней, и раздай свое имущество по церквам и нищим, чтоб они молились о тебе". Больная утром стала спешно раздавать имущество. Через 5 дней она действительно умерла. Весть обо всем этом дошла до императрицы, и Елизавета Петровна взяла сирот ко двору, воспитала их и выдала замуж одну за графа Панина, другую за графа Чернышова. Обе они до смерти делали щедрые вклады в собор, где пребывала икона.

В 1751 году Святейший Синод, закончив продолжительное "следствие о чудесах святой иконы", постановил почитать Ахтырскую икону как чудотворную. В 1768 году на пожертвование императрицы Елизаветы на месте явления иконы был построен каменный Покровский собор (заложен по указу императрицы в 1753 г.; архитектор Ф. Б. Растрелли), в котором икона находилась вплоть до её похищения в 1903 году (по другим данным: в 1905 г) во время отправления на реставрацию в Санкт-Петербург. Забыли, что Богородица запретила исправлять икону!

Впоследствии, святая икона оказалась неведомыми путями в Харбине и была приобретена С. А. Степановым. По свидетельству харбинского протоиерея Н. Труфанова, который неоднократно прикладывался к Ахтырской иконе в Ахтырке, икона приобретенная Степановым была той самой чудотворной Ахтырской иконой. В 1950-х годах сын Степанова вывез икону в Бразилию, а затем в Сан-Франциско, где он ее передал Комитету Русской Православной молодёжи как благословение.

В 1975 году сведения о том, что утраченная Ахтырская икона находится в Сан-Франциско (США) достигли СССР, откуда в 1995 году митрополит Харьковский Никодим (Руснак) привез список с иконы и передал его в Ахтырский Покровский собор. В связи с этим событием был возобновлён крестный ход на третий день после Дня Святой Троицы со списком иконы на место Ахтырского во имя Святой Троицы монастыря. Ход этот совершался с 1844 года в субботу Пятидесятницы, а обратно икона переносилась в праздник Всех святых. В настоящее время Ахтырская икона находится в ведении архиепископа Иллариона Сиднейского.

С Ахтырской иконы, почитавшейся как целительница от многих болезней, был сделан ряд списков. Один из таких списков, также прославившихся исцелениями и чудесами, находится в Ахтырском соборе г.Орла, построенном в благодарность за исцеление по молитве перед иконой орловского купца Константина Семеновича Пастухова, происшедшее в 1773 году, вскоре после прославления иконы. Таким образом, это один из первых по времени списков с чудотворной иконы. Ряд списков распространен на юге России, в Харьковской епархии. Известны, также, почитаемые списки Ахтырской иконы в храме "Николы Явленного" и в главном приделе храма Воскресения Словущего (ап. Филиппа) на Арбате в Москве, в Козельске в Вознесенской церкви. Ахтырская икона Божией Матери, именуемая "Самарская", - главная святыня Самарского Пустынно-Николаевского мужского монастыря.

Пред этой иконой молятся о благополучном замужестве дочерей, об исцелении от разных болезней, она также считается покровительницей детей.

Молитва

О Преблагословенная и Многомилостивая Владычице мира!

Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити. Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем. Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественныя истины просвети, сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай, волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди. Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных:

исцели болезни недужных,

умири сердца озлобленных,

даждь терпение страждущим,

внуши страх Божий обидящим,

укрепи гонимыя за правду,

сироты и вдовы защити,

подаждь утешение плачущим,

испроси прощение кающимся,

демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши

и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени

и духом милосердия и сострадания сия утверди; отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради. Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси. Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа и Твое матернее о нас предстательство и заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

Преблагословенная Дево, Богородительнице Чистая,

у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи, скорбь велию претерпела еси и благодать от Него прияла еси сущия в скорбех утешати. Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще, умиленно к Тебе вопием: Заступнице усердная, благая и милостивая! Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни и спаси души наша, да Тя со благодарением славим во веки.

За материалами: ;

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...