Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Использование пиктограмм в речевом развитии в работе с детьми дошкольного возраста. Использование пиктограмм в коррекции нарушений развития учащихся

Дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

Применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

Пиктограмма - (от лат. Pictus - рисовать и греч. Γράμμα - запись) - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Неговорящие дети и дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация воспитателей ДОУ

Тема. «Использование пиктограмм в работе с детьми дошкольного возраста»

учителя – логопеда

Ветровой Марины Владимировна

Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что:

Дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

Применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

Пиктограмма - (от лат. Pictus - рисовать и греч. Γράμμα - запись) - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Неговорящие дети и дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.

Впервые метод пиктограмм был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л.Е.Журова для обучения дошкольников грамоте, т.е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения. Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

Как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться;

Как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем;

Как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий) ;

Как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения).

Таким образом, содержание пинтограмм призвано обеспечить ребенку возможность вступать в общение дома, в детском саду, классе, в разнообразных ситуациях повседневной жизни.

Изображаются предметы (на голубом фоне), их признаки (на зеленом фоне) и действия с ними (на красном фоне), которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире.

Методика Л. Б. Боряевой, Е.Т. Логиной, Л.В Лапатинной

«Я - говорю!» , предполагает следующие этапы обучения ребенка работе с пиктограммами:

1. Ознакомление ребенка со знаком-символом и уточнение его понимания:

Идентификация символа.

Взрослый последовательно демонстрирует ребенку пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом или с его реалистичным изображением на картинке;

Выбор нужной пиктограммы из ряда других.

Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый;

Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других;

Выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других;

Конструирование фразы с помощью пиктограмм.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть пиктограммы с изображением объекта действия, процесса действия, необходимого для этого предмета, и т. п. и произносит фразу соответствующую этим изображениям. Ребенок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза;

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый.

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функцией:

Составить из пиктограмм пару.

Первый вариант : взрослый предлагает ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом. Например, кукла -> играть, яблоко-> есть.

Второй вариант : взрослый показывает ребенку пиктограмму с изображением действия и просит его соединить стрелкой эту пиктограмму с пиктограммой, на которой нарисован соответствующий предмет. Например, слушать->уши, пить->вода;

Среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе, например к группе одежды;

Пятый лишний.

Взрослый показывает ребенку пять пиктограмм, изображающих четыре предмета из одной тематической группы, а пятый - из другой. Ребенок находит лишний предмет и показывает его;

Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу. Например, уши->усмотреть, глаза -> слушать;

Найти и исправить ошибку во фразе.

Взрослый показывает ребенку пиктографическое изображение фразы, содержащей ошибку, и предлагает ему из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить эту ошибку.

3. Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа:

Составить из пиктограмм произнесенную взрослым фразу;

Составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками;

Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку;

Составить логические цепочки.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки:

первоначальное понятие «знак » (пиктограмма) -> обобщающее понятие -> закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами -> самостоятельная ориентировка в системе знаков .

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Использование пиктограмм в работе с детьми дошкольного возраста» Учитель – логопед Ветровой Марины Владимировна

Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что: дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. (Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему) применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

Пиктограмма - (от лат. Pictus - рисовать и греч. Γράμμ α - запись) - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Актуальность использования метода пиктограмм заключается в том, что он помогает: - Облегчить общение. - Улучшить всестороннее развитие ребёнка. - Активизировать речемыслительную деятельность (память, внимание, мышление).

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах: - как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться; - как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем; - как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий) ; - как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения).

Методика Л. Б. Боряевой, Е.Т. Логиной, Л.В Лапатинной «Я - говорю!», предполагает следующие этапы обучения ребенка работе с пиктограммами: 1. Ознакомление ребенка со знаком-символом и уточнение его понимания; 2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функцией; 3. Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа.

1. Ознакомление ребенка со знаком-символом и уточнение его понимания: - идентификация символа. Взрослый последовательно демонстрирует ребенку пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом или с его реалистичным изображением на картинке;

Выбор нужной пиктограммы из ряда других. Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый; - выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других; - выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других;

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Конструирование фразы с помощью пиктограмм. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть пиктограммы с изображением объекта действия, процесса действия, необходимого для этого предмета, и т. п. и произносит фразу соответствующую этим изображениям. Ребенок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза;

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Девочка ест на кухне

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функцией: - составить из пиктограмм пару. Первый вариант: взрослый предлагает ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом. Например, кукла -> играть, яблоко -> есть. Второй вариант: взрослый показывает ребенку пиктограмму с изображением действия и просит его соединить стрелкой эту пиктограмму с пиктограммой, на которой нарисован соответствующий предмет. Например, слушать -> уши, пить ->вода;

Среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе, например к группе одежды;

Пятый лишний. Взрослый показывает ребенку пять пиктограмм, изображающих четыре предмета из одной тематической группы, а пятый - из другой. Ребенок находит лишний предмет и показывает его; - найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу. Например, уши-усмотреть, глаза -> слушать;

Найти и исправить ошибку во фразе. Взрослый показывает ребенку пиктографическое изображение фразы, содержащей ошибку, и предлагает ему из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить эту ошибку.

3. Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа: - составить из пиктограмм произнесенную взрослым фразу;

Составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками;

Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку; - составить логические цепочки.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие «знак» (пиктограмма) обобщающее понятие закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами самостоятельная ориентировка в системе знаков


Этот метод, предложенный А.Р.Лурия, представляет собой вариант опосредованного запоминания, однако применяется он не столько для исследования памяти, сколько для анализа характера ассоциаций. Может быть использован для исследования испытуемых с образованием не менее 7 классов.

Для проведения опыта достаточно иметь карандаш и бумагу. Нужно заранее подготовить 12-16 слов и выражений для запоминаний. Примерный набор слов, которым можно пользоваться:

1. Веселый праздник

2. Тяжелая работа

3. Развитие

4. Вкусный ужин

5. Смелый поступок

6. Болезнь

7. Счастье

8. Разлука

9. Ядовитый вопрос

10. Дружба

11. Темная ночь

12. Печаль

13. Справедливость

14. Сомнение

15. Теплый ветер

16. Обман

17. Богатство

18. Голодный ребенок

Однако стандартные наборы слов применять необязательно, их необходимо немного варьировать, т. е., сохраняя основной состав слов, заменять два или три из них.

Испытуемому говорят, что будет проверяться его зрительная память, спрашивают о том, замечал ли он, как ему легче запоминать - «на слух или с помощью зрения». Затем ему дают лист бумаги и карандаш и говорят: «На этой бумаге нельзя писать ни слов, ни букв. Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы вам это смогло напомнить заданное слово - как узелок на память завязывают. Вот, например, я вам задаю первое выражение «Веселый праздник». Что можно нарисовать, чтобы потом вспомнить «Веселый праздник»? Желательно без крайней необходимости ничего больше больному не подсказывать. Если он упорно жалуется на неумение рисовать, можно посоветовать: «Рисуйте, что полегче». Если испытуемый заявляет, что он не в силах нарисовать праздник, можно повторить ему, что он не должен рисовать «веселый праздник», а лишь то, что может ему напомнить про веселый праздник. Если он легко подбирает рисунки и сам рассказывает вслух экспериментатору, что он выбирает и как он собирается припоминать, экспериментатор молча ведет протокол. Протокол ведется по следующей схеме.

Заданные выражения

Рисунки и объяснения больного

Восприятие спустя час

Если же испытуемый сам не объясняет, следует у него каждый раз спрашивать: «А как вам это поможет припомнить заданное слово?».

Не следует возражать или высказывать неодобрение, какие бы необычные связи больной не устанавливал, но если рисунки его слишком многопредметны, можно попросить его рисовать немного быстрее.

В процессе выполнения задания экспериментатор варьирует порядок задаваемых испытуемому слов: смотря по тому, легко ли испытуемый устанавливает связи, экспериментатор предлагает то более легкие, конкретные выражения («вкусный ужин», «тяжелая работа»), то более абстрактные, трудные («развитие», «сомнение», «справедливость»).

После выполнения задания (от 12 до 16 слов) листок с рисунками откладывают в сторону и лишь в конце исследования (спустя час) предлагают испытуемому припомнить по рисункам заданные слова. Припоминание нужно предлагать не по порядку, лучше одно - с начала, другое - с конца. Можно предложить испытуемому записывать под рисунком слово или выражение, которое было ему задано. Обязательно следует спросить, как удалось ему вспомнить слово, чем помог ему рисунок.

При истолковании результатов опыта прежде всего следует обратить внимание на то, доступна ли испытуемому обобщенная символизация слова, т. е. может ли он самостоятельно найти обобщенный опосредованный образ. В норме даже школьник с образованием 5 классов может найти такой образ; так, например, для слов «тяжелая работа» он рисует лопату или молоток, человека с грузом, для слова «сомнение» - развилку дорог (куда пойти?) или вопросительный знак или дверь (войти ли в нее?). Для интеллектуально неполноценного испытуемого такая задача трудна. Для слов «тяжелая работа» он хотел бы нарисовать целую сценку работы в шахте, но боится, что не сумеет это выполнить. Для слова «сомнение» он вообще ничего придумать не может. При легкой умственной недостаточности испытуемый оказывается в состоянии нарисовать что-либо для конкретных понятий: для слова «болезнь» - кровать; для слов «вкусный ужин» - стол, тарелки. Но такие слова, как «справедливость», «сомнение», «развитие», остаются недоступными для опосредования. Такого рода проявления конкретности мышления, трудности обобщения наблюдаются при олигофрении, эпилепсии. В иных случаях испытуемый справляется с задачей обобщения, но никак не может ограничить себя выделением одного какого-либо образа и рисует их множество.

Так, например, решая нарисовать к слову «развитие» растущее растение, он рисует не один какой-либо росток, а целую серию постепенно увеличивающихся цветов в количестве 7,8. К слову «болезнь» он рисует кровать и больного на подушке, и пузырек с лекарством, и еще термометр. Такие множественные ассоциации в пиктограммах свидетельствуют об обстоятельности мышления, о склонности к детализации и наблюдаются обычно у эпилептиков, а также у некоторых больных, перенесших энцефалит. Попутно отмечается, что эти же категории испытуемых рисуют излишне тщательно и медленно, возвращаясь к прежнему рисунку и подправляя его даже тогда, когда экспериментатор уже задал им следующее слово. Такие «возвращения» и стремление к ненужной тщательности рисунков также свидетельствуют об инертности психических процессов.

Вторым критерием, на котором основывается оценка выполнения данного задания, является критерий адекватности ассоциаций.

Психически здоровые люди устанавливают обычно разнообразные, но содержательные связи. Так, например, к выражению «веселый праздник» они могут нарисовать флаг или цветы, или даже бокал вина; к слову «разлука» - конверт или паровоз, или руку, размахивающую платочком; к слову «развитие» - диаграмму роста или растение, или младенца, или яйцо, или физкультурника. Все эти и многие другие связи одинаково хороши, так как они действительно могут служить средством припоминания заданного слова, они опосредуют его.

Но вот больной шизофренией для слова «сомнение» рисует речку и объясняет это так: «Есть романс Глинки «Сомнение», а Глинка - это есть Неглинка - речка». Такая связь носит громоздкий, заумный характер. В другом случае для запоминания слов «вкусный ужин» больной рисует туалетную комнату и в рассуждениях во время выполнения заданий приходит к этому так: «Вкусный ужин это значит - хорошо пахнет... запах... нарисую уборную». В этой ассоциации видна и парадоксальность. Другой пожилой больной для запоминания слов «теплый ветер» рисует губы и объясняет, что это «поцелуй матери». Несмотря на яркую эмоциональность, и эта ассоциация не адекватна заданию; ведь нарисованные губы не служат цели запоминания заданных слов.

В некоторых случаях выхолощенность, бессодержательность ассоциации больных шизофренией достигают такой степени, что к разным словам они рисуют лишь черточки, галочки. Такая яркость образов наблюдается часто у лиц истерического склада, хотя не исключена и у психически полноценных людей. Некоторые больные каждое заданное им для пиктограммы слово воспринимают сквозь призму своих личных вкусов и стремлений. Так, например, больной говорит: «Теплый ветер» я вообще запомнить не могу, так как у нас на севере теплого ветра не бывает; «вкусный ужин» - для меня на ужин годится только простокваша; «веселый праздник» - у меня праздников не бывает; «справедливость» - со мной поступают несправедливо» и т. д. Такая эгоцентричность восприятий наблюдается у эпилептиков и некоторых психопатов. В то же время и нормальным людям свойственна небольшая доля личной реакции, особенно на эмоционально-значимые слова.

Поэтому, если больные ко всем таким эмоционально значимым словам подбирают совершенно нейтральные отвлеченно-общечеловеческие образы, например, «счастье» -- солнце, «печаль» - плохая погода и т. д.), это можно оценить как проявление некоторой эмоциональной отгороженности, интравертированности или даже холодности.

Последний критерий, по которому производится оценка результатов исследования методов пиктограммы, - это критерий запоминания. Сама методика была создана для исследования памяти. Особый интерес представляет сопоставление результатов исследования памяти методом заучивания 10 слов и методом пиктограммы. Если больной плохо заучивает 10 слов, но гораздо лучше вспоминает слова в пиктограмме, это свидетельствует об органической слабости памяти. Усвоение нового затруднено, но возможность содержательно опосредовать, логически связать материал помогает больному, поэтому с пиктограммой он справляется лучше.

Если же испытуемый легко усваивает 10 слов, но не может припомнить слова в пиктограмме, это свидетельствует о том, что опосредованные связи только мешают ему припоминать. Такое соотношение наблюдается у больных шизофренией с расстройством мышления и сохранностью формальных способностей усвоения нового. Некоторые выводы о памяти больного можно делать и по тому, насколько точно он воспроизводит заданные слова, - иногда больные воспроизводят лишь приблизительное содержание заданных слов.

Пиктограмму следует оценивать «в целом», т.е. по общему характеру выбираемых испытуемым образов, а не по отдельным ассоциациям. Так, например, абстрактные знаки и символы встречаются часто в пиктограммах совершенно здоровых людей. Приведем пример пиктограммы, составленной психически здоровой, очень способной студенткой (рис. 2.3).

В этой пиктограмме абстрактные символы чередуются с эмоционально-насыщенными, живыми, образными.

В этой пиктограмме могли бы насторожить очень абстрактные ассоциации к словам «разлука» и «справедливость». Однако общая ее живость и разнообразие, легкость и простота оформления, наконец, полное воспроизведение всех заданных слов убеждают в том, что и эти две ассоциации были не выхолощенными, а подлинно абстрактными символами.

Рис. 2.3. Пиктограмма здоровой студентки

Совершенно иначе выглядят пиктограммы, составленные больными шизофренией с выхолощенностью и бессодержательностью ассоциации (рис.2.4).


Рис.2.4. Выхолощенные бессодержательные символы

Этой больной были предложены те же слова, но их нет надобности здесь расшифровывать. Ни в момент составления пиктограммы, ни при воспроизведении (которое оказалось совершенно невозможным, несмотря на то, что при заучивании 10 слов больная обнаружила хорошие возможности удержания) она не могла объяснить, почему «веселый праздник» она сможет вспомнить по крестику, а «развитие» - по галочке, «болезнь» - по двум точкам, а «дружбу» по одной. Некоторые испытуемые (в большинстве случаев это свойственно больным шизофренией, но в нескольких случаях за десятки лет такие пиктограммы составляли и перенесшие энцефалит и страдавшие эпилептическими припадками) пытаются ассоциировать понятие с различными очертаниями линии. Так, например, больной символизирует «веселый праздник» округлыми очертаниями извилистой линии (вверху) и разлуку- угловатой зигзагообразной линией (внизу). Он никак не объясняет, почему обозначает «счастье» прямой линией, упирающейся в бесформенный комок над «разлукой», а «сомнение» - прямой линией, упирающейся в зигзаг.

Геометрическая символизация понятий вообще очень часто встречается в пиктограммах больных шизофренией. Так, например, больной шизофренией, составивший пиктограмму из одних геометрических форм, символизирует «сомнение» как круг, но затем начинает сомневаться, правильно ли он избрал диаметр круга. Он говорит, что «круг - это неуверенность», и совершенно серьезно спрашивает экспериментатора: «Как по-вашему, будет ли «неуверенность» уже или шире «сомнения» по площади?».

Приведем примеры еще двух выхолощенных пиктограмм, составленных больными шизофренией (рис.2.5, 2.6).

Рис.2.5. Символические зигзаги (больного шизофренией)


Рис 2.6. Пиктограмма больного шизофренией

Их нет смысла расшифровывать, так как лишь отдельные штрихи-символы (на рис. 2.6 в центре спираль, поднимающаяся кверху, обозначает «счастье», а спускающаяся вниз рядом - «болезнь»). В основном же стрелки, галочки, линии, крестики и кружочки лишены объективного содержания и даже для самих больных не служат средством связи и запоминания; попытки прочитать свою пиктограмму, т. е. припомнить заданные слова оказываются безуспешными. Следует также привести некоторые пиктограммы, которые по внешнему виду производят впечатление простых и конкретных, но при более тщательном психологическом анализе обнаруживают признаки глубокой патологии мышления. На рис.2.7 изображена пиктограмма больной шизофренией с вербальным галлюцинозом. Ассоциации больной носят конкретный, содержательный характер, но они поражают своей стереотипией как в содержании, так и в исполнении рисунков.

Последняя пиктограмма носит также конкретный характер. Расстройства мышления обнаруживаются здесь не в рисунках, а в объяснениях больной (шизофрения, дефектное состояние)

Некоторые слова больная воспроизводит приблизительно, другие не может вспомнить. Объяснения ее свидетельствуют о причудливом расплывчатом характере ассоциаций и одновременно о значительной инертности их, так как на выбор некоторых новых образов влияют предшествующие образы и мысли больной (болезнь - труд, пьяница-забор).



Рис 2.7. Стереотипные рисунки

В целом методика «пиктограммы» очень многогранна, она позволяет делать многие наблюдения относительно существенных особенностей психики больных.

Главная > Документ

Использование пиктограмм в коррекции нарушений развития учащихся.

Поль Л.А. - учитель-логопед,

Рыскалина Т.Е. - социальный педагог

Логическая память взрослого человека и есть

«вращенная внутрь мнемотехническая память»

Л.С. Выготский

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский. Мнемотехнические приемы - это такие специальные приемы, которые призваны облегчить процесс запоминания. Вот только некоторые из них: Первый прием - приём образования смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. Второй - ритмизация, то есть перевод информации в стихи, песни, рифмованные или ритмизованные строки.В современной педагогике этот приём успешно используется для запоминания правил правописания, таблицы умножения и другого учебного материала. Современные учителя охотно используют этот приём и на различных профессиональных конкурсах демонстрируют свои произведения.(Например: п сихиа тр и педиа тр пошли в теа тр .) Третий - запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов. Четвертый -нахождение ярких, необычных образов, картинок, сюжетов, которые по «методу связки» соединяют с запоминаемой информацией. Этот метод используется например, для запоминания ряда слов.: Так, например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова. Этот приём может быть как помощником, так и «вредителем». Иногда созвучные слова запоминаются, а значение оригинала при этом восстановить не удаётся. Пятый - метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где Вам все хорошо знакомо. Информацию, которую необходимо запомнить, расставляете мысленно по ходу движения. Вспомнить её Вы сможете вновь, представив ту же комнату, - где всё будет на тех же местах, пройдёте по маршруту и соберёте всё, что «оставили» в прошлый раз. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминанать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п. Современная мнемотехника позволяет накапливать в памяти большое количество точной информации, экономить времени при запоминании, сохранять запомненные сведения в памяти. Это мощная тренировка внимания и мышления. Это реальный шанс быстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своей области. Это возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове. Это просто отличная гимнастика для мозга – мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался. В своей статье мы более подробно остановимся на одном из видов мнемотехники, а именно запоминание информации с помощью символов и пиктограмм. Применение которой, как показывает наша практика работы со школьниками с ЗПР и умственной отсталостью позволяет добиться наибольшей эффективности. За последнее время в коррекционных школах увеличилось количество детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В основном это безречевые дети. Поэтому острой проблемой для педагогов стала социализация детей данной категории. Зачастую даже родители не знают как помочь своим детям, и даже, просто как с ними общаться и понимать. С самых ранних этапов развития, общение предполагает тесное взаимодействие ребенка и взрослого. Потребность в общении не является врожденной, она формируется в процессе контакта ребенка с окружающей средой. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью зачастую испытывают дефицит общения, (особенно это относится к аутистам), что отрицательно влияет на их дальнейшее развитие. Из-за повреждений центральной нервной системы им трудно овладеть разговорной речью, поэтому вспомогательные средства коммуникации часто выступают более успешным способом общения данной категории детей с окружающими. Здесь на помощь приходят пиктограммы - простые рисунки-символы, которые понятны и детям и взрослым.

Н
аша работа показывает, что использование пиктограмм в работе с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, у которых речь значительно недоразвита или полностью отсутствует, способствует более успешному формированию социально-бытовых навыков, лучшему усвоению правил поведения и превращению навыков в устойчивые привычки. Это обуславливается тем, что дети недостаточно владеют их значением, плохо знают свойства определенных предметов или свойство, которое обозначает слово, ассоциируется у них только с одной характеристикой. Использование алгоритмов одевания, умывания и др. действий по самообслуживанию, записанных в виде простых картинок, пиктограмм способствует у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, при проведении коррекционно-развивающей работы, более успешному формированию социально-бытовых навыков и переводу их в устойчивые привычки Кроме того, систематическое познание пиктограмм позволяет упорядочить и дополнить имеющиеся знания детей, развивать речевую сферу, облегчить адаптацию ребенка к окружающей среде. Изучение пиктограмм всеми детьми группы, а не только теми, у которых значительно недоразвита или полностью отсутствует речь, способствует развитию понимания и взаимопомощи в коллективе воспитанников Кроме того, использование карточек пиктограмм - это средство альтернативного общения для людей с ограниченными возможностями, (ДЦП, проблемы с речью, умственная отсталость). Пиктограммы наклеиваются на плотную бумагу или другой плотный материал квадратной формы размером 10х10 см. Эти карточки могут размещаться везде, где быват ребенок: в столовой,около умывальника и т.д. И в дальнейшем, научившись узнавать значение символов и, имея под рукой набор данных пиктограмм, человек сможет объясниться в магазине, на улице, в семье и в других ситуациях, когда обычным способом общаться трудно либо невозможно.С этой целью мы знакомим учащихся с известными пиктограммами, которые они могут встретить в жизни: на вокзале, в автобусе, в магазине и в других общественных местах.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей школьного возраста – явление очень редкое. В речи детей- учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида существуют множество проблем:

    Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить даже краткий ответ. Неспособность построить монолог. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим По мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина, использование наглядности помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Как любая работа, использование мнемотехники строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. М
немотаблицы на логопедических занятиях используются для:
    обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Опираясь на опыт педагогов, нами были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для учащихся младших классов с ЗПР и умственной отсталостью лучше давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов нами мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества логопеда к совместному творчеству ребенка с педагогом. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем – это уже совместное коллективное творчество детей со взрослым, на третьем этапе учащиеся самостоятельно пробуют свои силы. Надо отметить, что школьники данной категории испытывают некоторые сложности , так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто рассказы по моделям получаются очень схематичными. Но, тем не менее, постепенно такая работа с литературными текстами дает положительный результат. Это очень важно для учащихся школы 8 вида, т.к. даже в старших классах многие из них не могут пересказать текст и лишь односложно отвечают на вопросы учителя.

Как хорошо когда ребёнок знает много стихотворений и с удовольствием их рассказывает. Ведь стихотворные строки расширяют кругозор, способствуют более быстрому обогащению устной речи, учат восприятию поэзии, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихов способствует развитию памяти! А память — показатель интеллекта. По словам И. М. Сеченова, память является «основным условием психической жизни человек», «краеугольным камнем его психического развития». Память следует активно развивать в дошкольном возрасте, т. к. именно этот возраст является наиболее сенситивным в её развитии.

Выучить стихотворение для речевого ребёнка – это большой труд и изначально сложный процесс. Приходится многократно повторять текст, проговаривать сложные слова, следить за правильным произношением звуков. Всё это требует от ребёнка волевых усилий памяти, внимания, мышления. Такая работа отбивает желание ребёнка чему- либо учиться. От степени сформированности умений и навыков связной речи, видом которой являются стихотворения, зависит дальнейшее развитие ребёнка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что связная речь является способом формирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.

Работая в течение семи лет над разработкой системы разучивания стихотворений для детей с патологией речи, я поняла, что использование традиционных приёмов разучивания не принесёт ни каких результатов, процесс останется долгим и трудоёмким. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо многократное повторение его в течение первых пяти дней. Дети уставали от многократного повторения даже интересных текстов, и к тому же подобное повторение эксплуатировало лишь слуховую память.

Я стала искать специальные вспомогательные средства, которые бы помогли и облегчали процесс запоминания и заучивания стихотворных форм у детей с общим недоразвитием речи.

Всем хорошо известно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Необходимо было соединить действия непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти для произвольного запоминания стихотворения.

Произвольное запоминание - это сложная интеллектуальная работа. Она помогает более быстрому обогащению речи ребенка, чем при невольном запоминании; интенсивнее развивает эстетичные чувства (чувство поэзии, чувство прекрасного); укрепляет образную память (связанную с воображением) и словесную память (связанную с мышлением), которая, по мнению психологов, является самым совершенным видом памяти.

Наглядность в дошкольном возрасте преобладает и способствует порождению речевого акта. К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребенку наглядность, и он заговорит», по мнению Е.И. Тихеевой «картины развивают поле непосредственного наблюдения детей». Основной «секрет» наглядности очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы, доступных ребёнку и рука ребёнка сможет легко их изобразить. И это объясняется тем, что объём зрительного восприятия окружающего мира у детей составляет 75%, а объём слухового восприятия только 14%; остальные 11% приходится на тактильное, обонятельное и вкусовое восприятие. Так как дети по своему восприятию в основном «визуалы» и наглядно – образная память у них преобладает, поэтому для лучшего разучивания стихотворений мы активно стали использовать наглядные средства запоминания – пиктограммы.

Пиктограммы – это рисуночное письмо, условное обозначение (символ) определённого слова или слога. Оно предшествовало фонетическому письму. Принципиальное отличие знаков пиктограмм от знаков фонетического письма заключается в незакреплённости за пиктограммой конкретной единицы языка, в возможности интерпретации пиктограмм на любом языке: пиктограмма может быть «прочтена» как слово, словосочетание, предложения с различными вариациями смысла нескольких предложений. Самое главное для нас было то, что пиктограммы передают смысловую картинку и поэтому легче запоминаются детьми, чем просто текст, воспринятый на слух. Пиктограмма знакомит ребёнка со словом, его значением, развивает речевую память, способствует быстрому обучения связной речи. Пиктограммы – символы, которые состоят из элементов доступных ребёнку и рука ребёнка сможет легко их изобразить.

С помощью пиктограмм ребёнок легко овладевает словом или фразой, может выучить довольно быстро любое стихотворение. Кроме того, ребёнок, не знающий грамоты, без проблем усваивает смысл фразы, «читая» пиктограммы. Зрительный образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается схематическая картинка – символ (пиктограмма), изображающая действие, признак, наречие, предлог или предмет; таким образом, все строки в стихотворении зарисовывается схематически. Для лучшего зрительного восприятия зарисованного стихотворения, нужно отделить каждую строчку, новым цветом карандаша или мелка.

Этапы работы по заучиванию стихотворения:

2. Провести словарную работу по активизации незнакомых слов, беседу по смыслу прочитанного.

3. Построчно зарисовать стихотворения в пиктограммах, привязав каждое слова в стихотворении к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов.

4. Эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения по пиктограммам взрослого, а потом ребёнка.

Использование пиктограмм или опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. После зарисовки детьми условной схемы при заучивании стихотворения результаты улучшилсь. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. В процессе работы мы для себя отметили, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока идет кодировка его в пиктограммах, так как при шифровке текста происходит детальный разбор и привязка слова к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов. В процессе такой работы дети рассматривали картинки к стихотворениям, знакомились с пиктограммами, придумывали символы, изображающие действие или предмет. Рисунок пиктограмм многих слов у нас закрепляется надолго за этим словом, часто повторяется и используется в последующих стихотворениях, тем самым способствуя лучшему запоминанию стихотворения. Особое внимание хочется обратить на использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с ОНР.

“Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Работа с пиктограммами помогает развить у ребенка ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля. Таким образом, в сознании слова начнут существовать не разобщено, а “семьями”, объединенными “родственными отношениями”.

Например набор пиктограмм: ==== делать; П____ право; || -был; ____ Л -лево; W -вот; X -нет; V- тут; S? –сколько; {Б }- большой и т. д.

Заучивание стихов с помощью пиктограмм можно проводить и индивидуально и с подгруппами детей. Вначале стихи должны быть простые, не большие четверостишия, лёгкие в произношении, которые постепенно будут усложняться. Они должны отражать словарь изучаемой лексической темы.

Рекомендую в течение дня на доске, на доступном детям месте оставлять нарисованное в пиктограммах разучиваемое детьми стихотворение, чтобы дети имели возможность подходить к доске и самостоятельно читать стихотворение по пиктограммам. К концу дня все дети будут хорошо знать стихотворение. Таким же способом заучивались загадки, пословицы и поговорки.

Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, на мой взгляд, является то, что речь педагога сводится к минимуму – он показывает пиктограмму, а ребенок по образу, вспоминая, называет нужное слово. Было видно, насколько у детей возросли интерес и познавательная активность к заучиванию и повтору стихотворений себе, друг другу, родителям. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. Уже к концу подготовительной группы каждому ребёнку достаточно 10 – 15 минут для заучивания стихотворений из трёх-четырёх четверостиший.

Овладение приемами работы с пиктограммами сокращает время обучения и одновременно решает коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических процессов: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.

Например: мнемотаблица стихотворения

К фруктам относятся сливы,

Яблоки, груши, бананы.

Лимоны и апельсины,

Любят их есть обезьяны!

учитель –логопед высшей категории

МБДОУ № 87, г. Краснодар, Россия

Целью использования нами (воспитателями) пиктограмм является обеспечение дополнительной возможности развития связной речи ребёнка.
Благодаря использованию пиктограмм можно решить следующие задачи:

расширить словарный запас;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование пиктограмм в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Пиктогра́мма (от лат . Pictus - рисовать и греч . Γράμμα - запись) - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Пиктограммы – это средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций: символизации, формирование элементарных представлений и понятий.

В современном мире пиктограммы применяются в знаках регулирования уличного движения, указателях, вывесках. Даже не зная, о чем идет речь, можно догадаться по рисункам.

Методика «Пиктограммы» была разработана в начале тридцатых годов и использовалась в психологических исследованиях. В 60-70 годы применение данной методики расширилось.

Пиктограммы для развития ребенка используются довольно давно. Впервые метод пиктограммы был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Актуальность использования пиктограмм заключается в том, что мышление ребенка развивается через наглядную и доступную форму. Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л.Е.Журова для обучения дошкольников грамоте, т.е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова.

Существуют пиктограммы – рисунки и петроглифы - это рисунки с дополнительные элементы, например, геометрические фигуры. Особенность пиктограмм в том, что они знакомят нас с одним определённым событием, где каждый рисунок соответствует одному предложению.

Целью использования нами (воспитателями) пиктограмм является обеспечение дополнительной возможности развития связной речи ребёнка.
Благодаря использованию пиктограмм можно решить следующие задачи:

развить интерес к составлению творческих рассказов;
создать мотивацию к рассказыванию своих историй;
расширить словарный запас;
научить преодолевать робость, застенчивость;
воспитать умение свободно держаться перед аудиторией.
Одно из правил запоминания гласит: « Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Наверное, каждый, готовясь к выступлению, делаете себе заметки.

В настоящее время перед нами – педагогами стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей. Анализируя опыт педагогов, я пришла к выводу, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами. Новые ФГОС ДО подразумевают широкое применение интеграции в разнообразных образовательных областях и инклюзии (т.е. включение в педагогический процесс детей с отклонениями в развитии).

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Поэтому, применение пиктограмм или мнемотехники, то есть различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, является очень важным средством для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

В современном обществе возрастает количество детей с ОНР (общим недоразвитием речи). Дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и, являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе, тем самым будет способствовать интеграции детей с тяжёлыми речевыми нарушениями в широкий социум. Поэтому использование пиктограмм для пересказа очень помогает в работе с детьми с общим недоразвитием речи, т.к. психические процессы (мышление, воображение) развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений. А значит, чем больше каналов восприятия информации педагог может задействовать (зрительный, слуховой, тактильный, двигательный), тем больший эффект может получить: дети быстрее смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содержательном и речевом аспекте поток поступающей информации.

В любой деятельности с детьми, будь то игровая, художественно-продуктивная, возможно применение пиктограммы «схемы слова» ,которые помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), пиктограммы «схемы предложения» – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.

Мне нравится метод пиктограмм при заучивании стихотворений. Так как ребенок в современных условиях должен быть успешным и активным лично, а не только в группе, то этот метод позволяет развивать индивидуальность каждого ребенка не только в группе детского сада, но и дома.

Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Если нужно передать настроение героя используются пиктограммы. Они поочередно демонстрируются при рассмотрении каждой картинки из серии, чтобы акцентировать внимание детей на определенном признаке и действии героя.

Пиктограммы являются нашими лучшими помощниками при пересказе сказок , использовании в играх:

«Не зевай, нужную пиктограмму поднимай ». Воспитатель читает рассказ, а ребенок поднимает пиктограмму согласно тексту.

«Продолжи рассказ». Педагог раздает пиктограммы, читает рассказ, а ребенок продолжает его, опираясь на пиктограмму.

«Расставь правильно». Взрослый расставляет пиктограммы в неправильном порядке, читает рассказ, затем предлагает правильно расставить пиктограммы. В случае затруднений – задает вопросы детям.

«Составь свой рассказ». Ребенку предлагают пиктограммы, он самостоятельно должен составить рассказ.

Таким образом, метод наглядного моделирования или метод пиктограмм необходимо использовать как в системе индивидуальной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, так и в групповой работе с детьми детского сада.

Список использованной литературы:

  1. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. //М., Просвещение,1990.
  3. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. 2008.№4.
  4. Лингвистический энциклопедический словарь (1990).
  5. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.// М., Владос, 2003.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...