Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Какие тайны и секреты хранит афон. Сокровенные тайны афона

Панарин: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! У меня в гостях человек легендарной судьбы, который прошел дипломатическую школу. Сейчас он занимается подъемом российской истории, российской государственности - это Михаил Ильич Якушев, первый вице-президент Центра национальной славы России. Здравствуйте, Михаил Ильич!

Якушев : Добрый день!

Панарин : Представитель Центра национальной славы впервые в этой студии. Что это за организация? Для каких целей она предназначена?

Якушев : Исторически так получилось, что в этом году Фонду Андрея Первозванного исполняется 20 лет.

Панарин : Определенное событие.

Якушев : В 1992 году была создана эта общественная нерелигиозная неправительственная организация, которая взяла имя святого апостола Андрея Первозванного. Много создавалось фондов и до, и после, которые тоже носили имена святых. Но здесь надо выделить особенность: создание было связано прежде всего с распадом Советского Союза.

Панарин : Фактически этот распад, крах, слом позволил попытаться создать какую-то структуру, которая бы заполнила образовавшийся вакуум?

Якушев : Я думаю, что когда в 1992 году создавался этот фонд (создавал его Александр Мельник), никто не мог предположить, что впоследствии будет такая динамика.

Панарин : Позитивная динамика, я бы сказал.

Якушев : Да. В уставе было записано, что должно быть укрепление духовных основ российского общества.

Панарин : Ключ - именно духовная составляющая развития общества. Это было очень важно в те тяжелейшие годы.

Якушев : Интересно, что когда организация предлагала свои программы в 2003 году (принесение стопы Андрея Первозванного), это было диво дивное. С Афона привезена общехристианская святыня - стопа Андрея Первозванного из русского Свято-Пантелеимонова монастыря , и тогда клирики Русской православной церкви были потрясены. Для нас, мирян, это тоже было потрясением, поскольку практики принесения в Советском Союзе не было, она была еще в Российской империи.

Панарин : Это было продолжение традиций дореволюционной России? Преемственность, взаимосвязь .

Якушев : Не должно быть разрыва. Советский Союз - это продолжатель Российской империи . И его распад не должен наносить урон, который, к сожалению, был нанесен и продолжает наноситься до сих пор.

Одной организации оказалось мало. Главой попечительского совета тогда был Егор Семенович Строев, а в 2001 году в истории нашего фонда произошло знаменательного событие, самое значимое в начале XXI века. Председателем попечительского совета стал Владимир Иванович Якунин.

Панарин: Он возглавляет уже 11 лет. Из этого фонда родился и ваш центр.

Якушев : Я часто шучу, говоря: как из Гоголевской "Шинели" вырастает Центр национальной славы. Тогда я еще был на дипломатической службе, а вскоре стал чиновником федерального значения и не знал ничего об этих организациях. Когда пришли приглашать меня на первую встречу в 2003 году, на Мировой общественный форум "Диалог цивилизаций", мне были неизвестны ни Фонд Андрея Первозванного, ни Центр национальной славы.

Панарин: Эта динамика стала позитивной, и Родос десятый раз встретил гостей со всего мира. Прежде, чем вернемся к этой теме, я хотел сказать, что неслучайно назвал вас легендарной фигурой: именно Михаил Ильич Якушев - тот человек, который ежегодно доставляет в Россию огонь со Святой земли . Так ведь? Вы этим занимаетесь уже много лет?..

13 июля 2010 года

Вестник Фонда Андрея Первозванного: Михаил Якушев: "Никогда более не должно повториться братоубийственное противостояние русского народа"

14-25 июля 2010 года Фонд Андрея Первозванного и Центр национальной славы России проводят морской поход, приуроченный к 90-летию вынужденного исхода Добровольческой армии из Крыма. О программе "Русскiй МiрЪ", о морском походе и личном отношении к расколу русского общества на "белых" и "красных" мы беседуем с главным инициатором этого проекта первым вице-президентом ФАП и ЦНСР, кандидатом исторических наук Михаилом Якушевым.

Михаил Ильич, в советское время все были воспитаны на фильмах, на учебниках истории, в которых дается однозначная оценка причинам и результатам Гражданской войны: рабочие и крестьяне свергли власть угнетателей в лице дворян, помещиков, купцов, справедливость восторжествовала. В результате Гражданской войны красные победили, белые бежали. Это не вызывало ни у кого сомнений. В какой момент у Вас лично возникло ощущение, что эти события не так однозначны, как нам трактовали в советское время? Какие люди на Вас повлияли?

21 августа 1991 года я взял за руку своего сына, и мы отправились на Воробьевы горы в Троицкий храм. Там мы приняли крещение.

- Причиной послужили августовские события в Москве?

Рационально объяснить этот поступок я не могу... У нас в семье было трое детей. Я был младшим и первым, кого не покрестили. Старшие брат и сестра были крещены, а по поводу меня папа решил, что я должен стать "коммунистом". И надо сказать, так оно и получилось, потому что я был первым октябренком в классе, первым пионером и первым комсомольцем. В армии я вступил в кандидаты в члены КПСС, в 1979 году был принят в партию. Более того, в армии я был руководителем кружка по изучению биографии Владимира Ильича Ленина. Такая у меня была общественная должность в политотделе. И я с ней справлялся, читал внимательно биографию Ленина. И, в общем, вопроса, кто был прав, кто виноват в Гражданской войне, передо мной не стояло в те далекие годы.

После армии с третьей попытки я сумел поступить в Институт стран Азии и Африки при МГУ на историко-филологический факультет, и там я очень часто сдавал историю партии. Для меня предмет "История КПСС" всегда был очень легким предметом, потому что "подкован" я был достаточно прилично.

Закончив институт с красным дипломом, я поступил на работу в МИД. Спустя некоторое время меня отправили в командировку в Тунис, где я познакомился с Анастасией Александровной Ширинской. Еще в 1990 году она написала письмо Патриарху Пимену, чтоб он принял под юрисдикцию Московского Патриархата два храма: в городах Тунис и Бизерта. Письмо через наше посольство было доставлено Патриарху, но он скончался и эту просьбу не смог выполнить. Поэтому Анастасия Александровна вновь направила письмо уже новоизбранному Патриарху Алексию II, и в 1991 году в ответ на это письмо Святейший Патриарх благословил батюшку с матушкой, которые поехали в Тунис на службу, и они до сих пор там служат.

В те годы я работал с архимандритом Феофаном Ашурковым, ныне архиепископом Ставропольским и Владикавказским. Он приехал как представитель Московского Патриархата при Александрийском Патриархате и изучал тему храмов, которые Анастасия Александровна предлагала передать в ведение Московского Патриархата. Тогда впервые я достаточно близко соприкоснулся с церковной проблематикой, которая была от меня очень далека.

Кто же первый обратил внимание на мою церковную неграмотность и церковный нигилизм? Это, как ни странно, был глава Палестинской национальной администрации Ясир Арафат. Штаб-квартира Организации освобождения Палестины тогда находилась в Тунисе, и я входил в состав Палестинской группы, был переводчиком у нашего посла, поэтому часто, почти еженедельно, участвовал в переговорах, и меня смущало только одно: я понимаю все, что Арафат говорит на арабском языке, но не понимаю смысл некоторых его высказываний, потому что он часто обращался к Ветхому и Новому Заветам. А мне, бывшему руководителю кружка по изучению биографии Владимира Ильича Ленина и члену партии с 1979 года, было это не понятно. И вот тогда я понял, что мне чего-то не хватает в моем образовании. Я попросил у палестинских коллег Библию на арабском языке и стал ее читать вместе с русским текстом. И вот благодаря влиянию главы Палестинской национальной администрации мне пришлось убедиться, что я многого не знаю не только в церковных делах, но и в русской культуре. Я столкнулся с тем, что для арабов слово "атеизм" вообще неприемлемо, к такому собеседнику сразу утрачивается интерес, потому что он фактически публично заявляет о своем безбожии. Уезжал я из Туниса уже другим человеком - если не воцерковленным, то и не тем светским атеистом, которым я привык себя считать. Я был уже крещеным человеком и, работая в МИДе, продолжал изучение христианского учения с богословской и с исторической точек зрения.

Потом была Святая Земля, в которой я работал, как и в Тунисе, в течение пяти лет. В 1999 году мы с супругой повенчались в храме святой мученицы царицы Александры в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

Работая в Фонде Андрея Первозванного, когда Вы впервые стали взаимодействовать с представителями русского зарубежья?

Сильнейшее потрясение и интерес вызвал приход в наш Фонд владыки Михаила, тогда еще епископа Бостонского, сына донского казака Василия Донскова. То, что он рассказывал, его язык раскрыли глаза на другую Россию. Россию, о которой мы знали мало и которой, в принципе, особо не интересовались. Во многом владыка повлиял не только на меня, но и на всех представителей Фонда. Поначалу сам он не очень стремился к сближению с нами, но действовал по благословению митрополита Лавра.

При его активном участии руководство Фонда задумало и реализовало первый совместный проект двух ветвей Русской Православной Церкви - принесение мощей великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. Мы просили разрешить принести мощи на неделю, а Синод РПЦЗ благословил пребывание мощей на целых полгода. 10 миллионов верующих почти во всех епархиях РПЦ поклонились святыне. Вспомните, ведь тогда не было даже молитвенного общения между священниками РПЦ и РПЦЗ. Владыка Михаил в начале принесения мощей в Россию не мог участвовать в богослужении совместно с духовенством Московского Патриархата.

Святейший Патриарх Алексий II буквально через две с половиной недели после начала принесения мощей на Архиерейском Соборе в Храме Христа Спасителя выступил с докладом об этой совместной программе, и уже по итогам его доклада были приняты два важных решения: о восстановлении молитвенного общения и об отзыве из международных судов всех исков со стороны Московского Патриархата против Зарубежной Церкви. Это решение позволило епископу Бостонскому Михаилу молитвенно участвовать в службах, проводимых в храмах Московского Патриархата. Дальше уже была активная работа совместной комиссии двух ветвей Русской Православной Церкви, в результате чего в 2007 году, 17 мая, был подписан Акт о каноническом общении.

Получается, что жизнь и судьба многих людей, родившихся и выросших в Советском Союзе, подтверждает мысль владыки Михаила, который в прошлом номере нашего "Вестника" доказывал, что вне зависимости от места проживания русский человек, так или иначе, в глубине своей имеет то зерно предания, которое позволяет ему оставаться русским. То, что Вы приняли крещение и многие люди на рубеже 90-х годов и позже сознательно совершали этот шаг, - это, на мой взгляд, подтверждает, что в каждом из нас заложено то, что в течение многих веков было свойственно и было определяющим для русского человека. Но, с другой стороны, можно сейчас наблюдать, что многие наши сограждане, уйдя от советской действительности, остались атеистами или стали обращать взор не в сторону духовных, а скорее в сторону материальных ценностей.

Давать оценку состоянию общества, классифицировать его по восприимчивости к духовности, по восприятию предания я не рискну, но мне кажется, что каждый человек имеет путь к спасению. Важно помнить, как Савл из ревностного гонителя христиан превратился в апостола Павла. У любого человека, который нам сегодня может показаться бездуховным, невоцерковленным, отрицающим вообще нравственность или предание, есть надежда на то, чтобы найти путь к спасению своей души.

Работая в Святой Земле, я с интересом наблюдал, что люди, приезжавшие в составе официальных делегаций: по линии МИДа, по линии парламента - менялись от пребывания на этой земле. Уезжали они зачастую уже не светскими людьми, а паломниками. Может даже, уезжали больше паломниками, чем теми официальными представителями, в статусе которых они прибывали на Святую Землю.

И еще одно обстоятельство. Мы пытались вместе с представителями Русской Духовной Миссии объяснять о существовании церковного раскола, разделения Русской Православной Церкви на две ветви и говорили: вот пойдете на Елеонскую гору, имейте в виду, что монастырь Марии Магдалины находится под юрисдикцией Зарубежной Церкви, и вас могут там неприветливо принять, как это уже не раз бывало с официальным представителями по линии Московского Патриархата. И надо было видеть этих людей, которые, в основном, как-то особо и не смущались этим фактом и говорили, ну как это, церковь-то русская, поэтому мы туда пойдем, и нас не особо интересуют существующие расколы и разобщения.

Знакомство с историей великой княгини Елизаветы Федоровны очень сильно влияло на людей благодаря посещению церкви в монастыре Марии Магдалины на Елеонской горе, благодаря поклонению мощам преподобномучениц великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. Люди выходили другими, они начинали задумываться, ту ли историю своей страны они проходили и так ли плохи те люди, которые покидали Россию как проигравшие в Гражданской войне.

Но, конечно, здесь еще важно, кто находится рядом с тобой, кто помогает тебе по-новому взглянуть на происходящее вокруг. Хорошо, если Господь посылает человека, который, как владыка Михаил, может повлиять на твое мировоззрение, не повышая голоса и не давя на сознание собеседника.

- Что, как Вам кажется, стало бы важным результатом морского похода?

Наверное, важен не результат, а сам факт того, чтоб этот поход состоялся. Уникальность его в том, что он реализуется совместными усилиями соотечественников, живущих в России и за рубежом. Инициатива ЦНСР и ФАП была призвана показать: мы - не те, кто вас изгонял. Вы - потомки тех людей, которые были изгнаны, как сказано в Писании, "правды ради". А над входом в часовню Александра Невского в Бизерте так и написано: "Блаженны изгнаны правды ради". И в этой связи беспрецедентно значение нашего совместного похода, совместного объективного обсуждения острых вопросов, которые в российском современном обществе еще ни разу не обсуждались. Мы видели с вами результаты идеологической войны, когда создавались фильмы "Красные дьяволята", "Неуловимые мстители", "Корона Российской империи" и прочие, прочие, где всегда показывалось, вот они - плохие, глупые, проигравшие, а вот мы - хорошие, умные, победившие. И совсем недавно вышел фильм "Колчак", в котором все оценивается с обратным знаком и к которому тоже возникло немало вопросов. Чем больше мы будем продолжать вести такую идеологическую борьбу сами с собой, со своей историей, тем дольше мы будем находиться в этом периоде перманентной гражданской войны, будем делить себя на белых и красных.

Мы восстановили памятник в Галлиполи именно в годовщину воссоединения двух ветвей РПЦ, 17 мая 2008 года. Это стало нашей визитной карточкой в диалоге с зарубежьем, поскольку с этого проекта началось наше сотрудничество с соотечественниками за рубежом. Мы с ними познакомились, это дало старт переосмыслению Гражданской войны.

Об этом важно сказать: не было бы Галлиполи - не было бы программы "Русскiй МiрЪ", а значит, не возникла бы идея совместного морского похода.

Каким Вы видите продолжение программы "Русскiй МiрЪ"? Ведь морской поход и символическое возвращение в Севастополь тоже не ставят в ней точку?

Абсолютно верно. Ведь люди, которые будут приезжать, уже бывали в России не раз. Но что нужно нам и что, я полагаю, было бы очень важным для них? Они, как мне кажется, нуждаются в признании, что они являются частью Русского мира, а судьбы их отцов и дедов составляют важную часть истории России.

В конце августа, как мы надеемся, состоится официальное открытие икон на Спасской и Никольской башнях Московского Кремля. На Никольской башне находился образ Николы Можайского, который после варварского расстрела большевистскими отрядами стали именовать "Никола Раненый". Раньше мы смотрели на Кремль глазами советского человека. Нам казалось, что это не столько православная святыня, сколько резиденция главы нашего государства. Только сейчас мы осознаем, что, как писал епископ Камчатский Нестор, если Москва - это сердце России, то Кремль - алтарь Москвы. Глядя на Кремль, понимаешь, как много изменилось в его облике с приходом советской власти, которая сделала все возможное для того, чтобы убрать все атрибуты православной святыни из этого места. Я думаю, что, когда Кремль начнет менять свой облик, будет меняться не только его внешняя атрибутика, он будет пополняться православными святынями, восстанавливающимися храмами. Надвратные иконы - это были духовные щиты русской власти, церковной и светской, в этих щитах и современная власть тоже очень нуждается. Поэтому, если мы вернем исторический облик Московскому Кремлю, мы тем самым начнем не только восстанавливать алтарь Москвы, мы начнем реанимировать сердце России, по артериям которой побежит долгожданная воскрешающая кровь.

Сейчас, говоря о белых и красных, о том, что же произошло, я считаю контрпродуктивным углубляться в идейные размежевания этого конфликта, потому что наше общество во многом еще не готово принять ту правду, которая все-таки со временем придет. Ведь если посмотреть на истоки этого конфликта и подняться чуть-чуть над ним выше, над Гражданской войной, над революцией, мы очутимся с вами в Первой мировой войне, мы увидим реальные облики тех государств, тех правительств и столиц, откуда исходила инициатива этих войн и планы по вовлечению, втягиванию России в эти войны, к которым она, как всегда, была не готова. Ее подталкивали такими приманками, как проливы, как Царьград-Константинополь, в конце концов - как Афон. И эта уже новая тема, которую мы обязательно должны будем рассмотреть в ходе морского похода.

В форме круглых столов, дискуссий попытаемся рассмотреть тему Первой мировой войны, ее трагических результатов - Гражданской войны, раскола русского общества на два враждебных лагеря белых и красных.

Наша программа "Русскiй МiрЪ" направлена прежде всего на уврачевание тех ран, которые были нанесены трагическими событиями революции 1917 года и Гражданской войны.

Самым, наверное, сложным, но очень необходимым будет для Фонда Андрея Первозванного, Центра национальной славы России попытаться объяснить российской общественности то, что пережили мы, общаясь с зарубежьем, и то, что Гражданская война, которая, казалось бы, закончилась в начале 1920-х годов, продолжалась в иных своих проявлениях, будь то уничтожение своего народа в 20-30-е годы или события начала 90-х годов ХХ века. Мы должны твердо заявить, что никогда более не должно повториться братоубийственное противостояние русского народа...

Мы не претендуем на истину в последней инстанции, но для нас важно осознать и переосмыслить многое, что ранее мы считали незыблемым и исторически правильным, и не стесняться признать, что многое из того, что нам преподавалось, было лукавым и предвзятым учением. Поняв это, мы должны помочь и российской общественности воспринять открывшиеся факты нашей трагической истории без страха, истерик и предубеждений.

Если население России вымирает в мирное время, что станется с ней, случись новая гражданская война?

Александр ГАТИЛИН
№2, 2010

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...