КОНСПЕКТ УРОКА
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема. ЗАГАДКИ.
ПОСЛОВИЦЫ И
ПОГОВОРКИ.
учитель 2-Ж класса
МБОУ «Школа-лицей» №3
г. Симферополя
Осадчая Н. В.
Тема. ЗАГАДКИ. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.
Цель:
-вызвать интерес к пословицам и поговоркам, как яркой образной форме народного творчества.
Задачи:
-познакомить с русскими народными пословицами и поговорками; отрабатывать навыки чтения;
- развивать умение анализировать народные пословицы и поговоркам, обогащать словарный запас, речь учащихся, логическое мышление, умение группировать слова и явления;
-воспитывать умение высказывать своё мнение.
Планируемые результаты:
Предметные:
относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами, дают полные ответы на вопросы учителя, по содержанию прочитанного; запоминают пословицы и поговорки.
Личностные:
оценивают поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
учатся составлять план урока и работать по нему, высказывать свои мнения при работе с пословицами и поговорками
Познавательные:
осознанно и произвольно высказываются; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; классифицируют пословицы и поговорки по определённым критериям.
Коммуникативные:
выразительно читают и пересказывают пословицы и поговорки.
Оборудование:
плакаты с пословицами, учебник «Маленькая дверь в большой мир», карточки (текст для речевой разминки, кроссворды), рисунки детей.
Ход урока:
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
.
Прозвенел уже звонок-
Начинается урок!
В путешествие пойдём,
В необычную страну мы попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Страну нашу отгадай!
А поможет нам отгадать страну предложение, которое написано на доске.
Прочитайте его.
Ум без книги, как птица без крыльев.
-Как называется такое предложение? (Пословица.)
Речевая разминка .
Летит птица –
Не крылата, не перната,
Кто её убьёт,
Тот человеческую кровь прольёт.
Прочитайте текст хором медленно. (Дети читают).
Какие слова непонятны?
Прочитайте с вопросительной интонацией (ещё сердито, весело, скороговоркой).
Прочитайте текст по памяти. (Текст закрыть)
Определите жанр текста (Это загадка.)
Кто знает отгадку? (Это комар.)
Как вы догадались?
В какую страну мы совершим путешествие? (В страну загадок, пословиц и поговорок.)
III.
Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Что такое пословицы и поговорки? (Ответы учеников.)
Пословицы и поговорки
- это краткие изречения. В пословицах и поговорках заключена мудрость народа. Пословицы поучают, советуют, наставляют, предупреждают. Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.
- Как вы объясните, что такое загадка?(Ответы детей).
Загадка – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.
Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?
Сегодня мы будем работать с загадками, пословицами, поговорками, различать их, распределять по группам.
IV . Работа по теме урока.
К какому разделу литературного чтения мы отнесём загадки, пословицы и поговорки?
Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно потешает, поет, развлекает, веселит, учит.
Может быть вы мне поможете, подскажете, какие жанры произведений относятся к устному народному творчеству?
Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.
Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?
Все эти произведения называются фольклором.
Что такое “фольклор”? (Спросить у детей) Обратимся к словарю (Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает “народная мудрость”, “народное знание”).
Как вы понимаете эти три ключевых слова:
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.
Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.
Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать. (СЛАЙД)
Иван Фёдорович Буслаев-известный языковед, фольклорист, историк русской словесности. Кто же такой фольклорист? Обратимся к словарю. Фольклорист – человек, изучающий народное творчество.
Существует целая наука о фольклоре, которая включает собирание, изучение произведений устного народного творчества- это фольклористика.
А вы хотите побыть фольклористами на уроке? Тогда в путь. Отправляемся в путешествие в мир загадок, пословиц и поговорок.
Наша первая остановка «Остров загадок».
Работа по группам.
(Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает кроссворд. Нужно решить его и определить тему загадок; найти лишнее слово. Разгадывать и вписывать слова – только по горизонтали. Ключевое слово появится по вертикали).
Кроссворд для первой группы.
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.(Заяц.)
Четыре ходунка, два бодунка и один хлестунок. (Корова.)
Чёрный, проворный,
Кричит «крак»,
Червякам враг. (Грач.)
Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки грызёт. (Белка.)
Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь.)
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Коза.)
Рыжая птичница пришла в курятник порядки наводить. (Лиса.)
(Ключевое слово: загадки. Тема: «Дикие и домашние животные». Лишнее: грач. )
Кроссворд для второй группы.
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд).
Кругом вода, а с питьём беда. (Море.)
Белая морковка зимой растёт. (Сосулька.)
Я вода, да по воде же и плаваю. (Лёд.)
Что в решете не унесёшь? (Вода.)
По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт –
Тут и пропадёт. (Волна.)
Он без рук и без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой. (Родник.)
Красная девушка по небу ходит. (Солнце.)
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)
(Ключевое слово: пословица. Тема: «Вода». Лишнее: солнце. )
Кроссворд для третьей группы.
Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива.)
Во лугах сестрички –
Золотой глазок,
Белые реснички. (Ромашки.)
Разломился тесный домик
На две половинки,
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
Бусинки зелёные,
Сладкие, ядрёные.(Горох.)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
Синий мундир, белая подкладка,
В середине – сладко. (Слива.)
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох.)
Заревел медведь на все горы, на все моря. (Гром. )
Жёлтая курица в огороде дуется. (Тыква.)
Красненька матрёшка, беленько сердечко. (Малина.)
(Ключевое слово: поговорка. Тема: «Растения». Лишнее: гром. )
Кроссворд для четвёртой группы.
На шесте дворец,
Во дворце певец. (Скворец.)
В болоте плачет, а из болота не идёт. (Кулик.)
Шапочка серенькая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький,
А ходит босиком. (Ворона.)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её… (Сорока.)
Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит. (Грач.)
Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По полям кочует, коноплю ворует. (Воробей.)
Клюв огромный, как крючок,
Но об этом всё - молчок.
Я встречаю здесь зарю.
В небе голубом парю,
И летаю выше гор,
Узнаёте? Я -…(Орел)
Не рак, не рыба,
Не зверь, не птица,
Кто его убьёт,
Тот свою кров прольёт. (Комар.)
Будто крохотный звонок. (Жаворонок.)
(Ключевое слово: скороговорка. Тема: «Птицы». Лишнее: комар. )
Кроссворд для пятой группы.
Между двух светил я в середине один. (Нос.)
Не часы, а тикает. (Сердце.)
Белые овечки глядят из-под печки. (Зубы.)
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)
Горшочек умён,
Семь дырочек в нём. (Голова.)
Тебе дано, а люди пользуются. (Имя.)
У двух матерей
По пяти сыновей,
Одно имя всем. (Пальцы.)
Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся. (Муха.)
(Ключевое слово: небылица. Тема: «Человек». Лишнее: муха. )
(После самостоятельной работы все ученики каждой группы читают загадки и называют отгадки. Если какие-то загадки останутся неразгаданными, тогда они предлагаются всему классу.)
V . Физкультминутка.
Наша вторая остановка «Танцевальная».
Солнечные зайчики
Солнечные зайчики играют на стене.
Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей!
Вот, вот, вот – левей, левей!
Убежал на потолок
И забился в уголок.
VI . Продолжение работы по теме урока.
Наша третья остановка «Город пословиц ».
Назовите ключевые слова, которые получились в выделенных клетках ваших кроссвордов. (Загадки, пословица, поговорка, скороговорка, небылица.)
В какую группу можно объединить эти слова? (Это малые жанры устного народного творчества.)
Над чем мы сейчас будем работать? (Над пословицами и поговорками.)
Как вы понимаете слово пословица? (Это меткое короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев.)
Прочитайте первые две пословицы на с. 26 учебника.
(Учитель объясняет детям почему так говорят.)
Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь на смех», «Землю красит солнце, а человека – труд». Часто эти части рифмуются. «Без пословицы – речь не молвится», - говорили на Руси. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.
Поговорка – это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым, обиходным. Например, стучать зубами – замерзать, заморить червячка – перекусить, за двумя зайцами погнался – делаешь два дела сразу.
VII . Закрепление изученного.
Работа в парах.
На листах пословицы по темам.
Пословицы и поговорки о дружбе
Дружба - великая сила.
Друга на деньги не купишь.
Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
Пословицы и поговорки о труде
Терпенье и труд все перетрут.
Кто не работает, тот не ест.
Маленькое дело лучше большого безделья.
От труда здоровеют, а от лени болеют.
Пословицы об учении
Корень ученья горек, да плод его сладок.
Ученье свет, а не ученье тьма.
Повторенье - мать ученья.
Пословицы и поговорки о Родине
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Своя земля и в горсти мила.
Жить - Родине служить.
(Дети читают и объясняют, в каких ситуациях их можно употребить).
Какие бывают половицы? Пословицы и поговорки отражают различные стороны жизни народа.
- Четвёртая остановка «Любознайкино».
В. Даль посвятил сбору пословиц и поговорок всю свою жизнь? Главным делом его жизни был «Словарь живого великорусского языка» - огромное собрание русских слов, пословиц, сказок и народных игр. Как вы думаете зачем он собирал пословицы и поговорки?
- Следующая остановка «Пословица мы тебя знаем».
Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда.
Сделал дело … гуляй смело.
В гостях хорошо, ……а дома лучше.
За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.
Назови пословицу по предметам
Друзья мои! Я вижу, что пословицы и поговорки вы знаете. А можете ли вы назвать пословицу по предмету? Будьте внимательны!
ЛОЖКА (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой)
КНИГА (С книгой жить – век не тужить.)
ИГОЛКА (Куда иголка, туда и нитка)
ШИЛО (Шила в мешке не утаишь)
ЯБЛОКО (Яблоко от яблони недалеко падает)
КАМЕНЬ (Под лежачий камень вода не течёт)
ПЕРО (Что написано пером – не вырубишь топором)
Собери пословицу (в парах).
Ум хорошо, а два лучше.
Труд человека кормит а товарища выручай.
Не спеши языком лень портит.
Сам пропадай от того и наберёшься.
Глаза боятся торопись делом.
С кем поведёшься а руки делают.
Сверьте работу с эталоном
– У чего есть ответ на все случаи жизни, когда у тебя горе, когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит… (дети хором отвечают) – ПОСЛОВИЦА.
Вывод: Пословица, краткое мудрое изречение имеющие поучительный смысл. Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.
Узнай пословицу по рисунку (работаем в группах):
(Яблоко от яблони недалеко падает)
(Любишь кататься – люби и саночки возить)
(Семеро одного не ждут)
- Мы подъехали к остановке «Поэтической».
Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы. (Легли, расслабились).
Ну, кто из вас не согласится,
Что без труда мечта мертва;
Что дело мастера боится,
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто медом мажет,
А то тот, кто правду прямо скажет.
Что долог день до вечера,
Коли делать нечего,
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит.
И, конечно, без труда
Не вытащишь и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень и плут
До добра не доведут.
– Какие пословицы услышали? (Ответы детей.)
VIII . Рефлексия:
Дерево славится плодами, а человек делами. Вспомните как вы собирались работать на уроке, вспомните какой цвет вы выбирали, а как вы можете оценить себя сейчас? Выберите плод своего труда.
Прикрепите ваши плоды. Я тоже дарю вам плод. Мне очень понравилось работать с вами. Вручить папку с пословицами.
IX . Подведение итогов урока.
Вот подходит к концу наш урок.
Остановка конечная «Город мудрецов».
Тихо все на месте сядем и закроем глазки.
Вспомним, всё, чему учились без моей подсказки.
Что такое пословицы и поговорки?
О чём бывают пословицы и поговорки?
Чему учат нас эти мудрые изречения?
Хочется завершить наш урок такой поговоркой: «Сделал дело – гуляй смело!».
XI . Домашнее задание.
Конспект урока " Пословицы и поговорки".
Литературное чтение 2 класс
Автор: Кленова Екатерина Викторовна
Описание: Данный урок урок открытия новых знаний предназначен для 2
класса, программа "Школа России". Конспект урока разработан по ФГОС.
Данный материал может быть использован во внеурочной деятельности.
Цель: познакомить учащихся с пословицами и поговорками, как яркой
образной форме народного творчества.
Задачи: развивать умение анализировать народные пословицы и поговорки,
обогащать словарный запас, воспитывать умение высказывать своё мнение.
Ресурсы:
компьютер, проектор, принтер, доска; презентация к уроку;
конверты с заданиями для работы в группах;
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Постановка целей урока
Учитель: расшифруйте слова, написанные на доске.
ц л с и о ы о п в и в и о п к о р о г
Всё верно – пословицы и поговорки.
Учитель: Сегодня мы поговорим только об одном направлении устного
народного творчества – о пословицах и поговорках. Кто знает, что такое
пословицы и поговорки? (Заслушиваются ответы учащихся)
Работа со словарём.
Давайте, точнее, определим, что такое пословица, а что такое поговорка. У
вас на столах находятся словари. Найдите в них определение поговорки и
пословицы. (Дети отвечают)
На слайде появляются такие же определения. (Поговоркаэто краткое
народное изречение, в которой отражается народная мудрость.
Пословица это краткое народное изречение с поучительным
содержанием.)
Послушайте стихотворение:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их, друзья.
(Учащиеся вспоминают известные им пословицы, поговорки)
3.Работа по теме урока
Как отличить пословицу от поговорки? (Ответы детей)
(Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь
насмех», «Землю красит солнце, а человека труд». Часто эти части
рифмуются. Поговорка – это обычно часть пословицы или устойчивое
сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым,
обиходным. Например, стучать зубами – замерзать, заморить червячка –
перекусить, за двумя зайцами погнался – делаешь два дела сразу.
Трудно сказать, с каких пор в народе начали употреблять пословицы и
поговорки. Возможно, возникли они в древности и сопровождали жизнь
народа на всем протяжении его истории. Ведь пословицы украшают речь,
делают ее яркой, образной.
Учитель: (Работа по интерактивной доске) Сейчас я прочитаю
стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы и поговорки.
Подсчитайте, сколько их там встретится.
Ну, кто из вас не согласиться,
Что без труда мечта мертва;
Что дело мастера боится;
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто медом мажет,
А тот кто правду прямо скажет;
Что долг день до вечера,
Коли делать нечего;
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит?
Где растяпа да тетеря,
Там не прибыль, а потеря.
И, конечно, без труда
Не вытащить и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень и плут
До добра не доведут. (10)
(Объяснение пословиц)
4. Физкультминутка
(Дети имитируют все движения паучка.)
Паучок с лавки упал,
Ненароком лапку сломал.
В городскую лавку сходил
И другую лапку купил.
5. Продолжение работы по теме урока.
Каждая группа получает задание и в течение нескольких минут его
выполняет, а затем отчитывается о проделанной работе.
1 задание: вставить рисунки в пословицу
Дареному... в зубы не смотрят. (Коню.)
Когда... на горе свистнет. (Рак.)
... рубят – щепки летят. (Лес.)
Не..., так и не мычи. (Корова.)
Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец.)
Большому... – большое плавание. (Кораблю.)
2 задание: Составь пословицы:
сколько волка ни корми
век живи
любишь кататься
лучше поздно
семь бед
6. Работа по учебнику.
один ответ
чем никогда
век учись
он все в лес смотрит
люби и саночки возить
Прочитайте пословицы и поговорки на с.2627 учебника. Почему так
говорят? (Ответы детей)
Для чего народ употреблял в речи пословицу и поговорки? (Ответы детей)
Как приятно осознавать, что культура русского народа жива, что
мудрые изречения наших предков не забыты, они дошли до наших времен,
и, благодаря им, русский язык стал более выразительным и образным.
Ребята, как вы думаете, есть ли пословицы у других народов? (Ответы
детей)
Конечно, каждый народ на протяжении своего существования составлял свои
пословицы, поговорки.
Например: зарубежная Восток ли, Запад ли, а дома лучше. А русская В
гостях хорошо, а дома лучше.
Или Бесполезно плакать над пролитым молоком. Русская Слезами горю не
поможешь.
У удмуртского народа тоже есть свои мудрые изречения. Может ктото из вас
их знает? (ответы учащихся дополняет учитель)
Когда в семье согласья нет, всяк сам себе хозяин.
В недружной семье даже за столом спиной друг к другу сидят.
Мольба матери и со дна моря тебя вытащит.
Молодой делает, старый советует.
7. Закрепление изученного материала
План-конспект внеурочного занятия по ФГОС на тему:
«Пословицы и поговорки».
Подготовила и провела: Чащина Ю.В.
Название объединения: «Страна книг» ,
Цели:
Образовательные: познакомить с пословицами и поговорками русского и башкирского народа.
Развивать умение объяснять значение поговорок и пословиц (текстовые, по иллюстрации, по коротким поучительным рассказам)
Развивающие : развивать творческое воображение, мышление; развивать умение ясно и четко излагать свои мысли, умение донести свою мысль до учителя и до своих одноклассников; развивать навыки красивой, грамотной, выразительной устной и письменной речи.
Воспитательные : воспитывать чувство гордости за богатое культурное наследие своего народа, своей страны, воспитывать уважение к своим одноклассникам, чувство уважения к мыслям и высказываниям своих товарищей; воспитывать чувство коллективизма, товарищества.
Здоровьесберегающая – снять усталость, театральная физкультминутка.
Время: 45 мин.
Ход занятия:
Организационный момент. Приветствие.
Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Я рада всех вас видеть на занятии объединения «Страна книг».
Настроение, каково? Во!
Все такого мнения? Все без исключения !
Может вы уже устали? Мы с собой таких не брали!
- Может ляжем, отдохнем? Лучше песенку споём!
А) Споем нашу внеурочную песню . 3 мин
Все за парты дружно сели
Друг на друга посмотрели
Улыбнулись поскорей.
Поприветствуем гостей. Здравствуйте.
-Я надеюсь, что:
Мы работать будем дружно,
С делом справимся в пути!
Чтобы, гости дорогие,
Захотели вновь прийти!
Учитель: Чтобы занятие начать, хочу загадки загадать. А вы по первым буквам отгадок угадаете тему нашего занятие и попробуете поставить цели этого занятия. Запишите, эти слова в столбик и вам легче будет прочитать слово. 5 мин
Чок, чок, пятачок
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок,
Кто же это? Угадай!
Это (поросенок ) слайд 1
Стройный, быстрый, рога.
Ветвисты.
Пасется весь день.
Кто же это? ( олень ) слайд 2
Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами.
Как гора огромен он.
Ты узнал кто это? (слон ) слайд 3
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост – краса. Кто это? (лиса ) слайд 4
Летом в огороде, свежие, зеленые.
А зимою в бочке: желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы, А зовут их? (огурцы) слайд 5
Не ботинки. Не сапожки.
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегать можем только зимой,
Утром в школу, а потом – домой. (валенки) слайд 6
В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла она за капитаном прытко,
Шьет, зашивает и колется колко.
А зовут капитана (иголка) слайд 7
Проживают в трудной книжке хитроумные братишки
Десять их, но братья эти сосчитают все на свете (цифры) слайд 8
Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей,
И однажды из болота вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит, это Доктор (Айболит) слайд 9
Учитель: какое слово у вас получилось?
Пословица . Слайд 10.
Посмотрим значение слова пословица в электронном словаре Ушакова .
А зачем надо изучать пословицы?
Посмотрите видоеролик о пословицах. 3 мин
А какие пословицы знаете вы? А откуда они появились? Тогда как объяснить, что у меня целая выставка книг с пословицами? Откуда взялись книги? Ведь пословицы никто не писал, они сочинялись народом и у них нет автора?
Нашлись такие люди на Руси, которые поняли всю ценность устного народного творчества. Это и загадки, и песни, и пословицы, и поговорки, и многое другое. Они стали записывать все это. Собиранием русских пословиц и поговорок являлся и Владимир Даль. (слайд 11 - 12)
Это была трудная многолетняя работа. И мы пользуемся этими книгами до сих пор.
В народе говорят, что маленькая капелька знаний –это к мудрости маленькая ступенька. Давайте, поднимемся в своих знаниях на одну ступеньку выше. И после этого занятия вы станете чуть лучше, чуть мудрее.
Учитель: - первое задание «Доскажи пословицу» Устно.
Я читаю начало, а вы говорите окончание этой пословицы. За каждый правильный ответ, рисуете в тетради «смайлик». 3-4 мин.
Был бы обед,… а ложка сыщется.
Не имей 100 рублей, … а имей 100 друзей.
Кто любит лгать, … того нельзя в друзья брать .
Нет ничего на свете краше, … чем Родина наша.
За много дел не берись, … а в одном отличись.
Не нужен клад, … если в семье лад.
Не говори – не умею, … а говори – научусь.
Дружба крепка не лестью, … а правдой и честью.
Глупая голова … ногам покою не дает.
Без дела жить … только небо коптить.
Готовь сани летом, … а телегу зимой.
Где родился, … там и пригодился.
Учитель: вот и второе задание.
Чтобы его выполнить, вам нужно поработать в парах.
Вам надо исправить ошибки в поговорках. Чья пара больше найдет ошибок, та заработает больше баллов. (работа на листочках) 5-6 мин
Два сапога - тара.
Ус хорошо, а два - лучше.
Один в золе не воин.
Трус своей лени боится.
Толочь в ступе соду.
Полк в овечьей шкуре.
Мы сами с ушами.
От бобра бобра не ищут.
В здоровом теле здоровый пух.
Крутиться как булка в колесе.
На безрыбье и бак - рыба.
Яйца куницу не учат.
Взаимопроверка по экрану.
Какие из поговорок вам знакомы и что они обозначают?
- Учитель: пришло время третьего задания.
Его вы будете выполнять в группах.
На доске будут появляться иллюстрации к пословицам . Работа по картинкам.
Вам надо догадаться, какая пословица в них зашифрована.
Вы вытягиваете номер иллюстрации и пробуете отгадать, какая пословица там зашифрована.
Учитель: Все старались, все молодцы. А как вы думаете пословицы придумывал только русский народ? Попробуйте прочитать пословицы на башкирском языке.
Атмаган куян, асмаган казан. (перевод) Зая ц не убит, котел не подвешен .
(русская пословица) Медведь в лесу, а шкура уже продали .
2. Науалагы торнага алданып, кулындагы сэпсекте ыскындырма. (Перевод) Позарившись на журавля в небе, не отпускай трясогузку в руке.
Л учше синица в руке, чем журавль в небе.
3. Биш тинлек куян – ун тинлек зыян
(перевод) Зайца - на пять копеек, убытка - на десять
Русская пословица: Овчинка выделки не стоит .
Учитель : -рассказ о сборнике пословиц и поговорок башкирского народа.
Без труда не появится еда. (без труда не получишь рыбку из пруда)
Играть играй, но работу не забывай. (делу время - потехе час)
Кто не спит, с добычей будет. (Кто рано встает, тому бог подаёт)
Здесь собрано огромное количество пословиц, поговорок, загадок нашего башкирского края. Это только один том (седьмой) из нескольких томов.
Учитель: - следующее задание – ваше домашнее задание.
вам были предложены сценки, надо было их инсценировать. А другие команды должны отгадать, какая пословица тут может скрываться.
1 сценка:
Купила мать сливы. Положила их на тарелку и ушла. Ваня очень хотел их съесть. Когда никого не было, он схватил одну сливу и съел. Мама пришла и увидела, что одной сливы не хватает.
Мама спросила:
Дети, никто не ел сливы?
Все сказали:
Нет!
И Вася сказал:
Нет!
Папа ответил:
Просто мама боится. Кто не умеет кушать косточки, тот может нечаянно проглотить косточки, а они ядовитые.
Ваня быстро ответил:
Я косточки не ел, я их выплюнул.
(шило в мешке не утаишь; правда в огне не горит и в воде не тонет)
2 сценка.
Пошел мужик на озеро и уронил нечаянно топор в озеро. Вынырнул водяной, подает
Ему золотой топор. Спрашивает: « Твой?». М
Нет! Не мой! – отвечает мужик.
Подает ему водяной серебряный топор.
Твой?
Нет! Не мой!
Подает ему тогда водяной простой топор.
Твой?
Да! Да! – обрадовался мужик.
Отдал ему водяной топор, да еще мешок золота в подарок ему за честность подарил.
(за правду – награда, за ложь – наказанье)
3 сценка.
Выбрали звери себе обезьяну в начальники.
Лиса пришла к ней и говорит:
Ты у нас начальник. Я нашла в лесу клад, только тебе покажу.
Пришли в лес. А там капкан стоит. Лиса говорит:
Сама не взяла вкусненькое, тебе оставила.
Сунула обезьяна лапу в капкан и попалась.
Тогда позвала лиса зверей и говорит:
Посмотрите какая обезьяна глупая, а вы ее в начальники выбрали.
(кто любит лгать, того нельзя в друзья брать)
Карточка с пословицами для сценок.
Выберите подходящую к сценке пословицу.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
За правду – награда, за ложь – наказанье.
Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Не рой яму другому – сам в нее упадешь.
Слово – серебро, молчание – золото.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Не говори – не умею, а говори – научусь.
Изготовление книжки.
Учитель: -Вы сегодня большие молодцы. Много вы полнили заданий и с честью с ними справились. Я предлагаю вам составить свою книгу пословиц. Выберите с листочка те пословицы, которые вам больше всего понравились, которые вы запомнили и поняли.
Чтобы было красиво, аккуратно и необычно, я предлагаю вам одну пословицу вырезать из заготовки, а одну списать самим и так чередовать.
- Какие пословицы вы выписали и почему? (выборочное чтение)
Как вы думаете, где в жизни можно использовать пословицы?
Для чего они нужны?
Каждый из вас поднялся на свою ступеньку к мудрости. А кто на какую вы решите самостоятельно. Я раздам вам карточки с изображением лестницы . Нарисуйте смайлик на той ступеньке на какой считаете нужно. Если все понравилось и все было понятно, рисуете себя повыше, если нет пониже. А смайлик покажет ваше настроение, с каким вы закончили это занятие.
02.02.2012 32825 2135Урок 10 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Цели : дать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса.
Методические приемы : выразительное чтение, аналитическая беседа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Изучение новой темы.
1. Слово учителя .
Нашу работу по фольклору продолжат малые формы – пословицы и поговорки. Назовите пословицы, которые вы знаете, объясните их смысл.
Ответы учащихся.
Какие меткие народные изречения! И в каждой – совет, поучение, мораль. А к кому относятся эти советы, поучения? (Ко всем.)
2. Работа по учебнику .
– Чтение материала на с. 42: В. И. Даль о пословице.
Словарная работа . Высказанное ОБИНЯКОМ – намеками, иносказательно .
3. Беседа по вопросам .
– Что такое пословица?
– Что значит на все случаи жизни? (О труде – «б ез труда…», о проведении времени – «д елу время…», питать на кого-то надежду – «н а Бога надейся…», об отказе от друга и наговоре на него – «н е плюй в колодец…», «н е рой яму другому…», о хвастовстве – «н е хвали себя…», об отношении к животным – «н е гони коня кнутом…».)
Поговорка – часть суждения. (Можно ли заблудиться в небольшом знакомом лесу? («В трех соснах заблудился».) Как говорят о человеке, который явился неожиданно («Как с Луны свалился», «Явился как снег на голову»). Поговорки похожи на метафоры.)
– Кто создавал пословицы? (Народ на протяжении многих лет.)
4. Пушкин о пословицах и поговорка х.
5. Чтение послови ц, объяснение их значений (с. 43 в учебнике).
Задание: определить, по каким темам объединены пословицы в I, II, III, IV разделах.
6. Пересказ статьи Аникин а «Мудрость народов» (2 учащихся в форме диалога).
IV. Закрепление темы.
1. Объяснит ь прямой и переносный смысл пословицы.
Вариант I Вариант II
1. Объяснить, как построена пословица.
а) Одна пчелка не много меду натаскает.
Пословица представляет собой
простое предложение с
инверсией
(сказуемое в конце предложения), благодаря чему изменяется ритм высказывания,
интонацией выделяются главные слова «одна» и «не много».
б) С кем соль-хлеб водишь, на того и походишь.
Пословица построена в форме сложного предложения с рифмованными частями (водишь – походишь).
в) До слова крепись, а давши слово, держись.
В этой пословице указание к действию. Человек должен быть верен своему слову, как бы трудно ему ни приходилось. Пословица двухчастная, построена с помощью рифмовки слова (крепись – держись).
г) Лес рубят – щепки летят.
Предложение сложное, вторая часть – следствие из первой.
2. Сочинение-миниатюра по одной из пословиц («Безделье – мать пороков» (французская).
И это так. Бездельничал, не решил задачу, а двойку получать не хочется. И, забыв о чувстве собственного достоинства, начинаешь у кого-то клянчить списать решение. Сегодня списал, завтра, и незнание накапливается. И ты уже и хотел бы решить, да не можешь. Начинаешь лгать, изворачиваться (хитрить), выдумывать всякие причины. Вот теперь и посчитай, сколько пороков леность породила!
V. Подведение итогов урока.
– Что такое пословица? поговорка?
Заключительное слово учител я.
Пословицы и поговорки не для того созданы, чтобы их только читать. Они учат нас как поступать, они советуют, помогают переступить через свое нежелание; они делятся с нами жизненным опытом их создателей, чтобы мы не повторяли их ошибок и не делали еще и своих.
Домашнее задание: учебник, подготовить ответ на вопрос 4, с. 49; сочинение-миниатюра; учебник, с. 42–43 (пересказ статьи).
Скачать материал
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.