Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Министр образования башкирии гульназ шафикова. Студентка обвинила министра образования Башкирии в плагиате

Министр образования Башкирии попалась на орфографических ляпах и плагиате записей из Telegram-канала уфимской журналистки

Оригинал этого материала
© TJournal , 08.10.2018, Фото: best.bspu.ru , Иллюстрации: via "КП"

Сергей Звезда

Журналистка обвинила министра образования Башкирии в плагиате из Telegram-канала. Чиновница удалилась из «ВКонтакте» Та же, что опубликовала запись с двумя ошибками в трёх предложениях.

7 октября журналистка из Уфы Елена Садыкова обнаружила , что министр образования Башкирии Гульназ Шафикова копирует авторские записи из её Telegram-канала о психологии и публикует на личной странице во «ВКонтакте». На следующий день после обвинений чиновница удалила аккаунт в соцсети.

Садыкова опубликовала cкриншоты с примерами плагиата из её Telegram-канала «Заметки психолога» , который она вела с января по март 2018 года. Шафикова полностью скопировала как минимум три поста от 12, 13 и 14 марта без указания настоящего автора.

В разговоре с TJ Садыкова объяснила, что обратила внимание на плагиат только спустя семь месяцев, поскольку увидела у подруги репост другой записи Шафиковой с ошибками - повода для недавнего скандала вокруг чиновницы. По словам журналистки, до этого она не знала, что у министра образования есть страница в соцсети. Уверена, что она не со зла, просто не понимает, как устроены соцсети и современное информационное пространство. Привыкли все из интернета копировать безнаказанно - тут всё как будто общее. Хоть себе на страницу, хоть сразу в диссертацию.
Елена Садыкова
журналистка

По словам журналистки, Шафикова была подписана на её Telegram-канал, но к 8 октября отписалась. Садыкова уверена, что министр образования лично вела страницу во «ВКонтакте». В правительстве не комментировали обвинения в плагиате.

Шафикова - психолог по образованию. Она окончила институт по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)», получила степень доктора психологических наук, после чего работала психологом и преподавала предмет в университете.

Чиновница получила известность в конце сентября, допустив две ошибки в трёх предложениях при рассказе о поездке в Петербург. Затем министр образования заявила, что сделала это специально в рамках «эксперимента», и извинилась.

["КП", 07.10.2018, "Зато без ошибок: минобразования Башкирии выдала чужие тексты по психологии за свои" : Напомним, 23 сентября, на официальных страничках министра образования Башкирии Гульназ Шафиковой в Инстаграм и Вконтакте появилась любопытная публикация. Чиновница написала хвалебный пост в честь Санкт-Петербурга, куда прибыла вместе с другими представителями от республики на подведение итогов конкурса «Учитель года-2018». Короткая запись вызвала бурю негодования в социальных сетях, поскольку министр допустила две ошибки в трех предложениях.
- Питер навивает романтическое настроение. Все собираются здесь, чтобы быть на открытие всероссийского конкурса «Учитель года - 2018». Удачи нам всем! - написала министр образования Башкирии. (Орфография и пунктуация автора сохранены - Прим. ред.), - написала Гульназ.
Однако на следующий день министр попыталась «отмазаться», сославшись на то, что это был эксперимент.
- Эксперимент удался! Спасибо дедушке Фрейду - «сшибки» срабатывают! Всего две ошибки в трех предложениях и уже обсуждают в газетах. Круто! Спасибо, прошу прощения за ошибки, больше экспериментировать не буду, - написала Шафикова. - Врезка К.ру]

Не бывает обычных учителей. Каждый из них по-своему уникален. Правда, не всем удается раскрыть свою уникальность. Что же касается качеств, то они базовые, они нужны каждому человеку независимо от того, где и кем он работает, - человечность и ответственность. Но я не мыслю себе учителя, который не любил бы детей. Об этом хорошо написано в учебниках по педагогике, изданных в семидесятых годах прошлого века. Хотя время изменилось, страна изменилась, мы поменялись, но этого качества, этого требования, этого фундамента учительской профессии никто не отменял.
- Когда друзья, знакомые, родственники вас спрашивают, к какому педагогу лучше отдать ребенка, что вы советуете?
- Я обычно отвечаю: все зависит от вашего ребенка. Кому-то подходит очень строгий педагог, а кому-то, наоборот, нужен добрый. Эта простая истина связана с модным ныне понятием «эмоциональный интеллект». Потому что самое важное - это чтобы они, ученик и учитель, чувствовали друг друга. Если учитель понимает ученика, он может стать на его ступень восприятия мира. Будучи профессором, я давно отказалась от того, чтобы разговаривать со студентами мудрено, слишком по-научному. Мне важно не себя им продемонстрировать, не свой уровень показать, а донести до них то, что я им рассказываю, чтобы оно их зацепило, заинтересовало. А уже потом можно переходить к более сложному языку общения.
- Во взаимоотношениях учителя и ученика важен характер педагога?
- Не только характер, но и темперамент. Мы же приходим в мир каждый со своим темпераментом. Но когда смотришь на человека после двадцати лет работы, то, боюсь, уже трудно определить, какой теперь у него темперамент, потому что человек все время подстраивается под ситуацию, под свою социальную роль. Хороший учитель, будучи холериком, никогда не позволит себе повысить голос на коллег, а тем более на ребенка. Это ведь не улица! Но на улице, где все орут друг на друга, человек с таким темпераментом тоже начнет орать. Легко было сказать Льву Николаевичу: ударили в одну щеку - подставь другую...
- Вы сказали про главное базовое качество учителя - любовь к детям. А можно ли научить любви?
- Нет. Это чувство должно жить внутри тебя. Если оно присутствует, его можно развить. Но именно оно та платформа, база, на которую будущий учитель наращивает свой потенциал, изучая педагогические методики и практики. Именно оно помогает учителю, пришедшему в школу, реализовать себя.
- При поступлении в педагогические вузы мы нигде и никогда не проверяем, не тестируем абитуриентов на любовь к детям. Да и можно ли как-то выявить отсутствие этой любви у человека, чтобы он, проучившись пять лет и отработав один месяц, не сказал: «Не мое, не хочу и не буду учителем»?
- Как вы говорите, пока тестов на измерение любви нет, да и вряд ли они когда-нибудь появятся, но профессионал-психолог в живой беседе с абитуриентом может увидеть определенные признаки того, как человек относится к детям, притом не на словах, а на деле. Уважающие себя вузы, дорожащие своей профессиональной репутацией, как раз и проводят такие неформальные собеседования. Наши Башкирский государственный и педагогический университеты тоже такое делают. Для меня высокая эффективность вуза, от уровня которой зависит и его финансирование, заключается не в том, что в этот вуз поступают выпускники с очень высокими баллами, а в том, насколько его выпускники востребованы, как легко они трудоустраиваются, притом по специальности.
- Худо-бедно, но в последние годы в школу пошло молодое пополнение. Что, на ваш взгляд, надо сделать, чтобы молодой учитель не ушел из школы после первого месяца, первой четверти, первого года работы?
- В первую очередь останется ли молодой учитель в школе, зависит от мудрости и управленческого опыта директора, сплоченного коллектива и наличия в нем опытных педагогов. Ничего нового не надо придумывать. Были потрясающие школы наставничества по всей стране. Сейчас повсеместно взялись за их возрождение. Мы тоже этим занимаемся. Ведь институт педагогических наставников - это эффективный инструмент сопровождения молодого учителя. Второе условие, необходимое для того, чтобы он не ушел из школы, - видимая и понятная перспектива. Молодежь амбициозна, ей хочется ясно видеть, куда она дальше пойдет, как будет расти. Показать ее молодому коллеге как раз и может тот самый мудрый директор, о котором я уже говорила.
- Вы подчеркнули, что особую роль играет сопровождение молодого педагога. Какого рода сопровождение?
- Сопровождение, включающее передачу своего научно-методического и психологического опыта. Начиная с рассказа о том, как принято в этой школе вести занятия, и заканчивая демонстрацией того, какие техники и практики наиболее эффективны в работе с группами детей или отдельными ребятишками. Человека, и не только молодого, нужно все время подбадривать, хвалить, иногда журить. Это и есть психологическое взаимодействие. Человек формируется только рядом с другим человеком. Поэтому всегда должен быть рядом тот, кто подскажет в необходимую минуту, как решить внезапно возникшую задачу, поддержит в трудной ситуации, поможет найти выход из спонтанно сложившейся острой ситуации.
- Гульназ Радмиловна, вы, когда приезжаете в школу, на что в первую очередь обращаете внимание?
- Мне важно почувствовать, насколько в школе комфортно детям и учителям, конечно. Мне не важно количество интерактивных досок в школе, сколько у них компьютеров, мне нужно видеть, что детям здесь нравится, они любят школу, в которой учатся. Я оцениваю чистоту и порядок. Потом смотрю в глаза учителей, разговариваю с ними, пытаясь понять, насколько их желание работать именно в этом учебном заведении, как они говорят, искренне, не испытывают ли они страха перед директором сказать что-нибудь лишнее, рассказать, как они в самом деле живут и с какими проблемами сталкиваются. Каждая проблема - боль. Но если ты поделишься этой проблемой, этой болью, тебе станет легче, может быть, с этого разговора начнется путь к ее решению, который у каждой проблемы свой и по времени, и по расстоянию. А дальше начинаю общаться с каждым педагогом в отдельности. Зашла в кабинет биологии, спрашиваю, в каком году последний раз покупали расходные материалы, а уже только потом дохожу до вопроса, как часто учитель пользуется интерактивной доской, инновационными (какими именно) методиками, куда в последний раз он ездил на повышение квалификации.
- А учителя о чем вас спрашивают?
- Самый типичный вопрос в любой образовательной организации: когда станет меньше бумаг и отчетов? И второй вопрос: что делать с современными родителями?
- Так что делать с отчетностью? Как от нее избавиться?
- Мы, чтобы избежать дублирования, составили для себя полный список тех отчетов, что запрашиваем. Мы, кажется, не привыкли еще к тому, что многое можно найти на сайтах школ. Они отличный источник информации для нас и для муниципальных органов управления образованием. Появление информационных систем помогает тоже снизить отчетность. Но кроме нас есть другие ведомства. В среднем в школу в месяц приходят представители около девяти различных надзорных инстанций. Сейчас мы все чаще говорим им: если вам что-то нужно от школы, спросите у нас. Мы с удовольствием поделимся с вами информацией, которая у нас уже есть. Не надо лишний раз школу мучить. А вот с родителями сложнее. В последнее время есть часть родителей, которые рассматривают себя не участниками образовательных отношений, а их противниками. Они смотрят на все, что мы делаем, деструктивно, как в том мультфильме: «А Баба-яга против», против всего.
- И какой выход?
- В начале июня мы провели большой республиканский форум. Собрали представителей различных общественных родительских организаций и объединений. Их у нас около двадцати, даже есть Совет отцов, но все эти советы существуют разрозненно, каждый сам по себе. Нам бы хотелось объединить их в одно мощное движение, чтобы они работали вместе с нами, чтобы они, рассматривая то, что мы делаем, критически подсказывали нам, предлагали конструктивные идеи и вместе с нами искали пути решения проблем.
- Гульназ Радмиловна, вы часто вспоминаете свою школу?
- Конечно.
- Что больше всего запомнилось из школьных лет? Что вы оттуда вынесли?
- Умение находить выход из безвыходных ситуаций. Нам ставили задачки с неопределенными решениями и предлагали пойти туда, не знаю куда, найти то, не знаю что. Я научилась верить в себя. Поняла еще тогда, что твое решение тоже что-то значит в этой жизни, что оно может не совпадать с решениями других людей, и в этом его ценность.
- А как это практически в школе реализовывалось?
- У нас был очень хороший работающий актив. Мы были для директора опорой. Он предлагал нам какое-то дело. Если мы соглашались взяться за него, то дальше уже была наша забота, как с ним справиться. Самое главное, что нас никто не заставлял делать то, что мы не хотели делать.
- Почему вы выбрали психологию в качестве своей будущей профессии?
- Наверное, потому что, пока училась, поменяла много школ и...
- А почему меняли?
- Отца часто переводили из одного места работы в другое, вот мы и переезжали. Я чувствовала, что педагоги не всегда могут до меня достучаться. Мне хотелось им подсказать, что со мной не так надо, но не хватало смелости, да я и не знала, как со мной надо. Ребенок не может сказать педагогу: «Вы неправильно со мной поступаете», потому что у нас властвует в отношениях субъектно-объектный подход, при котором ребенок всегда неправ. Я еще в школе поняла, что педагог не может и не должен вести себя со всеми детьми одинаково. Я ходила в кружок танцев. Нас было 80 детей, наш педагог умудрялась к каждому из нас найти подход. Когда она говорила, что не поставит кого-то на этот танец, никто не обижался. Потому что она всегда объясняла, почему, и тут же предлагала другую партию.
- Она просто видела каждого из вас.
- Для меня это было секретом: а как она это видит? Мне хотелось это выяснить, поэтому я и решила посвятить себя психологии.
- Когда учитель заходит в класс, обычно он видит класс как нечто целое. Но в этом целом у каждого свои потребности, свои возможности, свой характер. Как распознать в каждом ребенке заложенные природой возможности, как - и это главное - помочь им развиться? Мы с гордостью рапортуем, что обеспечиваем каждому ребенку индивидуальную образовательную траекторию. Но как за 45 минут поработать с каждым из двадцати пяти?
- Я согласна с такой постановкой вопроса, но посмотрите: многие педагоги, которые показывают высокие достижения, этим умением владеют, у них это получается. Притом кто-то делает это строго по науке, кто-то интуитивно. Я недавно в Краснодаре разговаривала со своей коллегой - начальником управления образования. Она делилась со мной, как ее учили: учительница математики, бывало, говорила ей: «Не вижу в твоих глазах понимания. Давай-ка начнем рассматривать эту теорему сначала. Вася, помоги Кате разобраться, она не поняла». Как она по глазам ученицы могла понять, что та не поняла тему?
- Но как научиться этому?
- Я вспоминаю, как наш учитель математики поехал в Белорецк к нашему знаменитому Роману Григорьевичу Хазанкину. Вернулся и попытался ту же самую технику применить. Стал бегать по классу, вдохновлять нас, а мы смотрели на него и думали: что это с ним происходит, что он от нас хочет? Позже я поняла, что он перенял лишь внешнюю манеру поведения. А сущность методики, ее внутренний смысл так и остались непонятыми, остались для него непаханым пластом.
- Какая тема для вас остается главной в психологии? Вы же и кандидатскую, и докторскую диссертации по психологии защищали...
- Я исследовала и продолжаю исследовать механизмы и этапы развития нравственных отношений в человеке, начиная с дошкольного периода и заканчивая подростковым возрастом. В зоне моего внимания и любовь. Хотя нет научного определения любви как эмоционального состояния. Может, и не надо этого определения. Но мне интересно, все ли могут достичь высокого уровня нравственного развития, что на это влияет и что такое сам этот высокий уровень? Поверьте, педагогическая психология - увлекательнейшая наука.
- Мы часто ругаем педагогическую науку. Критикуем ее за оторванность от жизни, «теория, мой друг, суха, а древо жизни вечно зеленеет», за то, что тона не замечает этого зеленеющего дерева. На каком уровне, на ваш взгляд, находится сегодня педагогическая наука?
- Я перед встречей с вами спрашивала своего сотрудника, что такое модель в педагогике. «Это такая визуализация проблемы, где стрелки, квадратики», - ответил он. «Извините, - сказала я ему, - вообще-то это проверенная опытом какая-то система взаимодействия между участниками образовательных отношений». Педагогика стала - я этому очень радуюсь - носить прикладной характер, она вначале проверяет какую-то технику, технологию, практику, а уже потом предлагает это применять. Когда пишешь диссертацию, там есть такой индикатор - могут ли быть результаты твоего исследования масштабированы на другие образовательные организации или нет. На сегодняшний день таких легко масштабируемых технологий недостаточно. Возьмите развивающую систему Эльконина - Давыдова. Ее можно в любой школе внедрить, были бы желание и знания, и это будет работать.
- Кто ваш кумир в психологии?
-Давыдов Василий Васильевич.
- Почему?
- Потому что система обучения, которую он предложил, элегантна, прогностична, уникальна и легка для внедрения. И она очень хорошо подходит нашей ментальности. Как психологу мне особенно нравится в ней то, что она срабатывает везде, будь дошкольное образование или старшая школа.
- Мне кажется, специалистам, которые занимаются у вас в министерстве воспитанием, приходится несладко. Вы же смотрите на их предложения, решения, проекты не только как управленец, но и как квалифицированный эксперт в этом деле. Что стало краеугольным камнем вашей системы воспитания?
- Для нас главное в системе воспитания - люди. Время требует, чтобы мы готовили педагогов совсем по-другому, чем раньше. Они должны владеть новыми техниками и технологиями, быть своими в социальных сетях, не пугаться новых гаджетов и разбираться в постоянно меняющейся палитре молодежной субкультуры. Педагоги должны принять тезис: «Если я чего-то не понимаю, то это не значит, что это неправильно, что оно не должно существовать». Только тогда дети будут прислушиваться к их мнению, ценить его. Ведь что главное в воспитании - не громкие слова, заявления, а межличностное общение, искреннее и доверительное.
- А что самое тяжелое в должности министра?
- Самое тяжелое?
- Давайте переформулируем вопрос: что вас раздражает на этом посту?
- Меня раздражает, что любое задание нужно от начала и до конца вести самому. Раньше, если ты дал задание, то понимаешь, что у тебя есть люди, которые разложат его на инструменты, другие с помощью этих инструментов это задание выполнят. При проектном управлении распределение обязанностей уже не вертикальное, а горизонтальное. Таких проектов становится все больше. Для их реализации не хватает человеческих ресурсов. И времени.
- Придя полтора года назад в этот кабинет, вы поменяли команду?
- Я не сторонник революций. Поэтому я делала это потихоньку, на сегодняшний день поменяла всего треть штатных сотрудников министерства. Новых людей команды нужно выращивать, постепенно вводя в управленческий процесс. Я никого не заставляла, не вынуждала уходить, я просто представила новые задачи и четко обозначила целевые индикаторы. Некоторые сотрудники поняли, что не справятся, и сами ушли.
- Вы сказали: людей команды надо выращивать. Значит ли это, что вы считаете министерство командой?
- Я себе поставила цель, что должна создать команду в течение двух лет с момента назначения министром. Пока я вижу твердый костяк команды, которому еще предстоит обрасти мускулами. Просто у нас есть люди, которые работают меньше года и еще не прошли один полный круг, поэтому до конца не понимают весь процесс.
- Что вы цените больше всего в членах вашей команды?
- Открытость. Когда человек, не согласный с моим решением, не идет молча выполнять его, а говорит мне, что есть другой вариант и он готов доказать это.
- Такое бывает?
- Конечно. Они ведь тоже профессионалы в своем деле. Начиная с финансистов и заканчивая организаторами.
- Мне кажется, в сегодняшней ситуации министру образования надо разбираться в строительстве не хуже, чем в стандартах, оценочных процедурах и системе учительского роста...
- Когда я первого сентября пошла в первый класс, папа после обеда вывез меня в поле, посадил за руль машины и сказал: «Я не знаю, как ты будешь читать и писать, но машину ты должна водить хорошо. Точно так же ты должна хорошо разбираться в стройке, в домашнем хозяйстве и в мужчинах». Мне было семь лет.
- Научились?
- Думаю, да. Я всегда помнила его слова о том, что эти умения - главные для жизни. А мне хотелось интересной, насыщенной жизни, моей жизни, не похожей ни на чью другую.
- Какое главное качество нужно, на ваш взгляд, прежде всего человеку? Любому...
- Я же писала диссертацию про нравственные отношения, поэтому для вас не будет открытием, если я скажу, что превыше всего в любом человеке умение любить, умение быть преданным.
- Может ли образование помочь укреплению семьи?
- Может.
- А каким образом?
- Механизмов тут много, начиная от информационной работы и заканчивая модульными курсами в средней школе. В свое время у нас был курс психологии и этики семейной жизни. Не совершенный, но сделавший много для укрепления семейных ценностей. Жизнь вокруг нас утверждала, что мужчина - это мужчина, а женщина - это женщина. У каждого своя роль в семье. В школе часто собирались семьями, рассказывали, как живут, как готовят, как строят отношения со старшими в семье. Родители с удовольствием ходили с детьми в многодневные походы под руководством учителей.
- С этим теперь стало трудно.
- После ряда трагедий пойти в поход с детьми - это очень большая головная боль для всей школы. Вся деятельность в этом направлении жестко зарегламентирована. Не так-то просто и домашнюю еду принести в школу, а вдруг она не соответствует санитарным нормам? Кто будет в конечном счете отвечать, если что-то случится: директор, классный руководитель, который разрешил эти посиделки, или родитель, желавший только блага? Конечно же, директор. А кому хочется лишних неприятностей?..
- Сейчас много говорят о том, что наши дети разучились работать. Хотя мне кажется, что учеба тоже труд, такой же, как любой другой. Пока они учатся в школе, они трудятся. Каким должно быть трудовое воспитание в школе - это вопрос, по которому общество еще не договорилось. Мыть коридоры, подметать территорию, расчищать дорожки от снега зимой или сделать содержание предмета технология совсем другим?
- Я считаю, что необходимость элементарного самообслуживания должна быть привита каждому ребенку. И воспитывать это чувство надо с младых ногтей. Но, конечно же, не в той форме, о которой вы говорили, - мытье полов, уборка территории. Но мы знаем истории, когда ребенок ленится стульчик поднять, доску за собой могут не вытирать, если учитель не напомнит. Часто в этом мы, взрослые, виноваты, оберегая наших детей от любого домашнего труда, сами за них все делаем.
- Кто сам, а у кого-то домработница этим занята...
- Вы правы. Это тоже сказывается на отношении детей к физическому труду. Бывают высказывания, где это рассматривается как что-то постыдное. Хотя должна вам сказать, что в городе и деревне разное отношение к трудовому воспитанию, разное представление о том, в каких формах оно должно существовать. Это связано, думаю, с разными формами труда. В большинстве сельских школ остались пришкольные участки, и дети там с удовольствием - их никто не заставляет - работают. И трудовые отряды, и объединения старшеклассников остались. Надо всему этому какой-то новый импульс придать, облечь эту деятельность в новые, более привлекательные для подростков, формы. У нас в республике живет и работает замечательный педагог Камиль Архияров, создавший в свое время концепцию трудовых отрядов. Сколько лет прошло, а система работает. В школьной столовой стоимость питания намного ниже, чем во всех окрестных школах, потому что они сами выращивают овощи и фрукты и заготавливают продукты на зиму. Родители тоже довольны, что дети учатся трудиться. Их время заполнено. Они не бездельничают. Если же говорить про город, то, мне кажется, мы должны вернуться к коллективным формам труда. Из таких коллективных форм остались, скажем, субботники, но они не системны. Раньше, помнится, мы ходили, собирали макулатуру, металлолом - каждый раз это было настоящее путешествие. Я помню, однажды я сдала наш мангал. Не понимала, зачем он стоит. Отец заставил принести обратно.
- Я перед поездкой к вам спросил у своих друзей, с чем у них ассоциируется Башкортостан. Ответ был без вариантов - Салават Юлаев, нефть и мед.
- У нас в республике пчеловодству уделяется очень большое внимание. Есть 14 школ, где преподают пчеловодство. Общественные объединения подарили этим школам ульи. Они же их и консультируют. Туда проложены детские туристические маршруты.
- Говорят, что у каждого второго жителя республики своя пасека.
- А как без этого? В детстве мне папа говорил: «Любая девушка должна играть на кубызе, любой мужчина должен играть на курае». Этот инструмент просто лежит на кухне, ты садишься, делаешь вдох, и мелодия сама начинает литься из твоего сердца. Играть на кубызе и курае для башкир традиция, как и разведение пчел. Говорят, что русского нельзя представить без дачи, так и башкира нельзя представить без пасеки. У вас тоже есть дача?
- Есть, хоть я не русский, а украинец. А у вас есть пасека?
- Есть.
- Представим себе систему образования Башкортостана как целостный организм. Где в этой системе самое больное место, что не срастается, над чем надо работать?
- Ничего нового не скажу. Мы уходим от разбросанности, переходим к спецификации. Мы стали практиковать кластерный подход. Вы сказали, республика ассоциируется с нефтью. Значит, у нас должен был появиться нефтехимический кластер. Он и появился. В детском саду дети играют в добычу нефти. Дальше в школе знакомятся с этим делом, но не по учебникам, а приходят на буровую и видят, как в реальности выглядят нефтяные фонтаны, какие сложные приборы там работают. А дальше ссузы и вузы. Все плавно и стабильно. Если ребенок захочет быть нефтяником, он будет знать, что этот комбинат, эта буровая, где он побывал не раз, будут ждать его. И он продолжит то, что делал его дед, а теперь делает отец.
- Ну сводили класс, двадцать пять детей, на буровую. Значит ли это, что все двадцать пять после окончания школы и вуза станут нефтяниками?
- Конечно, нет. Да мы так и не ставим вопрос. Если из этих двадцати пяти придут в нефтехимическую промышленность хотя бы десять - это уже очень хороший результат. А остальные пятнадцать будут их обслуживать - в сервисе, образовании, культуре, здравоохранении.
- У вас в республике 70 муниципальных образований. Органы управления от вас как-то зависят?
- (Смеется.) Они зависят от нас в том плане, что мы определяем государственную политику в сфере образования. Они нам напрямую не подчиняются, но получают информацию, в каком направлении надо двигаться, мы определяем вектор развития, какие механизмы надо использовать, чтобы добиться поставленных целей.
- Но вы можете как-то на них все-таки влиять?
- Через главу района могу, сказав ему: «У вас такая-то школа «горит» красным, мы работаем в системе светофора, давайте подумаем вместе, что надо сделать, чтобы изменить ситуацию. Если нужна помощь, то собираем мобильную группу и выезжаем к вам».
- Главы согласовывают с вами назначение руководителей муниципальных органов управления образованием?
- Согласовывают. Я первым делом, пригласив кандидата, прошу у него программу развития образования муниципального образования.
- А, распределяя субсидии, вы разве на них не влияете?
- Конечно, влияем, отбирая лучших исполнителей на конкурсной основе. У нас ежегодно выделяются гранты на образование до 100 миллионов. В прошлом году на 8 грантов по электронному образованию было подано 108 заявок. С одной стороны, такая активность - это отличный знак, но с другой - мы хорошо понимали, что реальных игроков там намного меньше, чем тех, кто действительно хорошо справится с проектом.
- Вы преподаете?
- Да, в педагогическом университете, на кафедре дошкольной педагогики и психологии.
- Студенты такие же, как десять лет назад, или поменялись?
- Поменялись в способе получения материала. Очень изменилась скорость обработки информации. Они стали более креативными, более уверенными в себе. У меня вообще поменялась техника взаимодействия с ними. Раньше, когда ты был единственным доступным носителем информации, приходилось сначала много давать им, чтобы потом на этой базе что-то обсуждать. Сейчас одним кликом можно получить не только сам материал, но и очень много комментариев к нему. Это привело к тому, что мы поменялись местами. Они приходят с готовой информацией, я им готовлю проблемный вопрос, и потом мы его вместе обсуждаем в поисках решения. Общение с ними стало носить более прикладной характер.
- У вас бывает свободное время?
- Бывает.
- Что вы обычно делаете, когда оно появляется?
- Я человек спортивный. Поэтому сразу вспоминаю, что нужно заняться физической формой. Второе: я человек земли, и поэтому, конечно же, летом дача - такой охотничий домик (четыре на шесть метров). У нас там кроты, которые ничего не боятся. Из всего, что посадите, будут только вершки, но не корешки. Поэтому малина, вишня - варенье, пастила. Я люблю собирать урожай, я ведь человек результата. А третье мое удовольствие - это машина. И дорога...

Досье «УГ»

Гульназ Радмиловна Шафикова родилась 19 июля 1975 года в Сибае.
Окончила Башкирский государственный педагогический институт по специальности «педагогика и психология (дошкольная)», аспирантуру Башкирского государственного педагогического университета. Доктор психологических наук.
Трудовую деятельность начала в 1990 году воспитателем яслей-сада №21 «Белочка» в Сибае. Работала педагогом-психологом средней школы, заместителем директора по научно-методической работе гимназии №144 Уфы, преподавателем кафедры педагогики и психологии Сибайского института Башкирского государственного университета.
С 2002 года - преподаватель кафедры психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы, в 2011 году стала заведующей кафедрой дошкольной педагогики и психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы.
В 2014-2015 годах - проректор по научной работе Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы. 9 сентября 2015 года Гульназ Шафикова была назначена министром образования Республики Башкортостан.

Москва - Уфа - Москва

Студентка из Уфы Елена Садыкова в фейсбуке обвинила министра образования Башкирии Гульназ Шафикову в плагиате. По словам девушки, ещё в марте 2018 года чиновница скопировала посты из её телеграм-канала и опубликовала на своей странице во «ВКонтакте» без указания авторства. Политик на обвинения не ответила, но удалила аккаунт из соцсети.

Министр образования Башкирии Гульназ Шафикова привлекла внимание подписчиков к своей странице во «ВКонтакте» ещё в конце сентября. Тогда чиновница опубликовала пост из трёх предложений, в котором . Но не прошло и месяца, как пользователи вновь стали обсуждать министра.

Новый спор начала студентка из Уфы Елена Садыкова. Девушка учится в Башкирском государственном университете на факультетах журналистики и психологии и уже успела поработать редактором в издании «Комсомольская правда» в Башкирии.

Елена Садыкова

С января по март 2018 года Елена вела в телеграме авторский канал «Заметки психолога» , в котором рассказывала о семье, любви и особенностях материнства. Тексты для блога она писала сама, но через семь месяцев заметила, что колонка публикуется не только на её канале.

Как Елена впоследствии сообщила в фейсбуке , свои рассуждения о психологии она нашла на странице Гульназ Шафиковой в ВК. По словам девушки, министр скопировала чужие посты, но не указала, что их автор - Садыкова.

Ой. Министр образования РБ Гульназ Шафикова берёт мои авторские тексты из моего телеграм-канала по психологии и постит у себя на страничке во «ВКонтакте» без указания источника. Как-то и лестно, и возмутительно одновременно. Не знаю, как реагировать.

В записи девушка напомнила подписчикам, что Шафикова окончила Башкирский государственный педагогический институт по специальности «Дошкольная педагогика и психология», а затем получила степень доктора психологических наук. Тем не менее Садыкова написала, что заметила очевидный плагиат в постах министра. Например, в записи о неблагополучных семьях.

Следующим стал пост о «базовых человеческих иллюзиях». На канале Елены он появился 12 марта, то есть за 15 дней до публикации Шафиковой, если верить скриншоту.

Другой текст - «О материнской утробе и поисках счастья» - был опубликован в телеграм-канале Садыковой 13 марта, а у Шафиковой - через 14 дней.

Елена считает, то Шафикова не пользуется услугами SMM-специалистов и сама ведёт свои страницы в соцсетях. Из-за этого девушке даже жаль ругать чиновницу.

И с одной стороны, страшно последние крупицы чиновничьей искренности уничтожить вот этими всеми комментариями злыми, а с другой - ну правда, статус обязывает смотреть, откуда и что ты берешь, тем более на профессиональную тему.

Однако подписчики Садыковой такое мнение не разделили.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...