Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография. Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси, чудотворец

Чудеса митрополита Алексия

Имя жившего в XIV веке митрополита Московского и всея Руси, чудотворца святителя Алексия по праву стоит в ряду первых русских пророков. Удивительный провидец, великий патриот, неустрашимый защитник Отечества, святитель Алексий стал наставником великих и единомышленником святых. Нынешний Патриарх православной церкви Алексий II считает его своим небесным покровителем. Благодаря своему уникальному дару, высокому духу и неустанным многолетним трудам святитель помог реализовать вековую надежду народа на освобождение от ига татаро-монгольских поработителей, собрав и сплотив целое поколение русских людей, бесстрашно поднявшихся на борьбу с Ордой.

Н а рубеже XIII-XIV веков Русь постоянно подвергалась грабительским набегам ордынцев, а феодальная раздробленность казалась вечной и непреодолимой. Кроме иноземных нашествий средневековую Русь раздирали кровопролитные междоусобные войны между удельными властителями, оспаривавшими у подножия трона ханов Золотой Орды ярлык на право стать великим князем всей Руси.

Именно в это тяжелое и смутное время, примерно в 1292 году (по другим данным - в 1304), в Москве при великом князе Данииле Александровиче (1261-1303), сыне Александра Невского, в семье богатого черниговского боярина Феодора Бяконта родился мальчик. Крестным его был сын великого князя Иван I Данилович Калита. При крещении отрок был назван Елевферием.

Когда ему было двенадцать лет, случилось с ним чудесное происшествие. Расставлял он в поле сети для ловли птиц и вдруг внезапно уснул. Слышится ему во сне голос: «Зачем, Алексий, напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей».

Пробудился отрок, но вокруг никого не увидел и сильно удивился. С тех пор стал отрок Елевферий размышлять о том, что означал этот призыв. С юных лет любил он Бога, и вот принял решение: оставить родителей, отказаться от жизни в миру, постричься в монахи, чтобы служить одному лишь Господу. Пришел в Богоявленский монастырь в Москве и принял там постриг. И дали ему при пострижении имя Алексий. Игуменом был тогда святой Стефан, брат великого чудотворца Сергия Радонежского. Он сам постриг во иноки Елевферия-Алексия, а тому было тогда девятнадцать лет.

До 40-летнего возраста провел святой Алексий в посте и трудах, усердно молился и совершал монашеские подвиги. Многие дивились его усердию и ревности. Он снискал всеобщее уважение и почитание своей богоугодной жизнью. Великий князь Симеон Иванович и митрополит Феогност его любили и почитали. И был он поставлен епископом города Владимира.

После смерти митрополита Феогноста по соборному постановлению избран был митрополитом епископ Алексий. Это было при великом князе Иване II Ивановиче Красном. И послан был святой Алексий в Константинополь к патриарху Филофею для поставления в митрополиты. И поставил патриарх Филофей Алексия митрополитом Киевским и всея Руси в 1354 году.

Вернувшись из Царьграда, принял святитель Алексий правление русской церковью, и усугубил свои иноческие подвиги, и был светильником для всех, и всем был примером, и словом, и делом, и жизнью, и верой, и духом, и любовию. В политике Московский митрополит был настолько хитер, так умел льстивыми речами, многими обещаниями и неопровержимыми доводами обводить вокруг пальца недоверчивых и злобных азиатов, что все только диву давались. Конечно, это была крайне опасная игра, поскольку Орда обладала огромной военной мощью.

Слава о святителе Алексии широко распространилась, и даже язычники, не знающие Христа, почитали его как чудотворца. В 1357 году татарский хан Джанибек, слыша, что Бог творит чудеса по молитвам святого Алексия, обратился с просьбой к великому князю московскому прислать ему человека Божия, чтобы он помолился о царице Тайдуле, три года назад ослепшей. В противном случае грозил Джанибек войной и разорением. Святый Алексий исполнился скорби, ибо не думал он, что ему по силам такое дело. Но по просьбе великого князя он все-таки поехал к хану Джанибеку. Перед отъездом совершил молебен в Успенском соборе со всем духовенством. Во время молебствования свеча у гроба святого чудотворца Петра зажглась сама собой, и все видели это чудо. И было это добрым знамением святому Алексию, что Господь благоволит ему и благословляет его на путь.

Взял с собой святитель Алексий немного воска от той свечи, изготовил малую свечку. И отправился в путь со всем клиром, уповая на милость Божью. Еще до прибытия блаженного Алексия в ханскую столицу царице Тайдуле приснился сон: увидела она святителя Алексия в архиерейском облачении в сопровождении иереев. И повелела царица приготовить для святого Алексия и священников драгоценные облачения.

Вышел хан Джанибек навстречу святителю, встретил его с великой честью. И начал святитель Алексий молебствование, зажегши малую свечку свою от гроба святого Петра, а после продолжительных молитв окропил освященной водой царицу Тайдулу, и она тотчас прозрела.

Все дивились славному и дивному чуду и восхваляли Бога. Хан Джанибек с великой честью и щедрыми дарами проводил святителя Алексия и его спутников на родину.

Спустя 700 лет после описываемых событий очень трудно делать однозначные выводы, но несомненно, что святитель Алексий обладал необычайно сильными экстрасенсорными способностями и пользовался поддержкой и благорасположением незримых сил: Создатель услышал его молитву, и чудо свершилось - ханша прозрела!

Воспользовавшись подходящим моментом, Алексий проявил себя как трезвомыслящий, прагматичный политик: в благодарность за исцеление Тайдулы он начал рьяно выторговывать у хана разные льготы и поблажки не только для Московского княжества, но для всей Руси в целом. Для него не существовало ее феодальной раздробленности и распрей удельных князей - мысленным взором пророка он уже видел свою Отчизну великой, единой и свободной!

Через некоторое время снова пришлось митрополиту Алексию идти в Орду. После смерти Джанибека власть захватил его сын Бердибек, жестокий и кровожадный. Он убил двенадцать братьев, чтобы захватить власть, и готовился идти на Русь. И тогда, но просьбе великого князя Московского, отправился в Орду митрополит Алексий, где кроткой и мудрой беседой укротил ханскую ярость.

Вскоре скончался великий князь Иван Иванович, и унаследовал власть его девятилетний сын Дмитрий Иванович (Донской). Все заботы о малолетнем князе взял на себя святитель Алексий. В то время великое княжение перешло к суздальскому князю Дмитрию Константиновичу, который сумел выпросить себе в Орде ярлык на великое княжение.

Митрополит Алексий, несмотря на желание великого князя Дмитрия Константиновича, не стал жить во Владимире, а остался в Москве при молодом князе Дмитрии Ивановиче. В Орде в это время была великая междоусобица, ханы убивали друг друга, борясь за власть. В 1362 году ярлык на великое княжение получил снова московский князь Дмитрий Иванович - молитвами и трудами святителя Алексия.

Мудрость его, дипломатический талант и неустанная молитва много способствовали процветанию Московского княжества. Он был истинной опорой молодому князю Дмитрию Ивановичу. Мудрое наставничество и политика митрополита Алексия многому научили князя Дмитрия и немало способствовали дальнейшему возвышению Московского княжества и собиранию в него новых русских земель.

По мере взросления князя Алексий все чаще давал ему самостоятельно вести дела и в конце концов стал просто его советником. В это время святитель сделал пророчество: Дмитрий станет собирателем земель русских! Провидческий дар митрополита помог и признанию одного из великих русских святых - Сергия Радонежского. Алексий предвидел: имена великого князя Дмитрия и Сергия Радонежского будут навеки связаны единым подвигом во имя Руси! По сути, сам митрополит стал первым идейным вдохновителем в борьбе за централизацию России и свержение татаро-монгольского ига.

Труды и заботы о благе Отечества, помощь князю в управлении государством - все это не заслонило от внимания святителя главного его дела - окормления церкви российской. Многое попечение имел он о жизни иноческой, о строительстве монастырей и храмов. Построил на берегу реки Яузы храм во имя Нерукотворенного образа Христова, а при храме устроил монастырь с общежительным уставом и вручил игуменство в нем преподобному Андронику, ученику святого Сергия Радонежского. А другой монастырь - в честь чуда святителя святого архистратига Михаила в Хонех - построил он в Москве в 1356 году. Имеется в виду не сохранившийся до наших дней, разрушенный в 20-е годы XX столетия Чудов монастырь. Заложен он был в честь чудесного события, произошедшего в IV в. во Фригии, близ города Иераполя. Близ целебного источника стоял храм во имя архангела Михаила. Язычники решили разрушить его. Они соединили две горные реки в одно русло и направили поток на храм. По молитве святого Архиппа, жившего при храме, явился архангел Михаил и ударом жезла открыл расселину, в которую и хлынули воды рек.

И другие церкви, и монастыри построил святитель, и много дел славных совершил он во славу Божию, и был добрым пастырем духовных своих овец до самой кончины своей. В Чудовом монастыре завещал святитель Алексий положить свое тело.

Незадолго до кончины святитель Алексий сделал новое пророчество: час освобождения от татарского ига близок! Говорил он и о грядущем небывалом величии родины, и о невиданных ранее миром победах русского оружия, но... За великой давностью лет и многими историческими катаклизмами, случившимися за прошедшие семь веков, значительная часть пророчеств этого удивительного человека не дошла до нашего времени.

12 февраля (25-го по новому стилю) 1378 года святитель, чудотворец и пророк, митрополит Московский Алексий скончался и был погребен в построенном им Чудовом монастыре. В сей день церковь и чтит его память. Время своей кончины он предвидел; совершив Божественную литургию и причастившись Святых Тайн, мирно простился с людьми и предал Господу свою душу. Тело его с великой честью было погребено в созданном им храме архистратига Михаила. Всех лет жизни его было 85, а на святительском престоле пребывал он 24 года.

Мощи святителя Алексия почивали сначала в Чудовом монастыре, затем были перенесены в Успенский собор. Ныне же почивают в Богоявленском Елоховском соборе в Москве.

Все пророчества святителя Алексия Московского сбылись. Буквально через два года после его кончины русские войска, собранные князем Дмитрием Донским, наголову разбили на Куликовом поле тумены ордынского хана Мамая, положив начало объединению России и ее окончательному освобождению от татаро-монгольского ига. На великий подвиг русских воинов и князя Дмитрия благословил святой Сергий Радонежский. С тех пор их имена в истории всегда стоят рядом. Россия одержала немало славных побед и спустя столетия стала великой мировой державой. Но нам нужно крепко помнить вещие слова отважного патриота, чудотворца и пророка святителя Алексия: «Необъятной и могучей Руси станет некого бояться, кроме... внутренних раздоров!»


Петр РАСТРЕНИН

Святой Алексей (родился в 1292 или 1300 – умер 12 февраля 1378) – митрополит всероссийский (1354-1378). Отец его, черниговский боярин Фёодор Бяконт, переселился в Москву со своей разорённой родины при князе Данииле Александровиче . (Боковыми ветвями рода Бяконта стали потом знатные семьи Плещеевых, Игнатьевых и Жеребцовых). Старшего сына боярина Фёдора звали Елевферием, крёстным его отцом стал сын князя Даниила, Иван (впоследствии – князь Иван Калита). В юности Елевферий проявил большие способности в учении и склонность к уединенно-созерцательной жизни. На 20-м году жизни Елевферий постригся в московском Богоявленском монастыре под именем Алексея (Алексия) и поступил здесь под руководство опытного старца Геронтия. Через 20 лет монашеской жизни и книжной подготовки инок Алексей выступил на общественное поприще. Тогдашний митрополит Феогност , вероятно, по совету его друга Стефана , брата Сергия Радонежского и княжеского духовника, поручил Алексею заведовать судебными делами церкви. Эту должность он исполнял 12 лет, изучив за это время греческий язык. 6 декабря 1352 г. Феогност посвятил Алексея во епископа Владимирского. В следующем 1353 г. скончались от моровой язвы («чёрной смерти», ходившей тогда по всей Европе) митрополит Феогност и великий князь Симеон Гордый , заповедав перед смертью передать митрополичью кафедру Алексею.

Алексею пришлось вынести борьбу за митрополичий престол с другими кандидатами: Феодоритом, рукоположенным в этот сан болгарским патриархом, и Романом, посвященным в Константинополе по проискам некоторых удельных князей, не желавших возвышения Москвы . Вследствие этого Алексею пришлось два раза ездить в Константинополь, где патриарх Калласт утвердил его «архиепископом Киева и великой России с титлом всечестного митрополита и экзарха». Устроив в России церковные дела, пришедшие вследствие моровой язвы и удельных распрей в крайнее запущение, Алексей принял горячее участие в политическом благоустройстве своей родины, страдавшей от татарского ига и усобиц. С опасностью для жизни он два раза ездил в Золотую Орду . В первый раз, в августе 1357 г., митрополит излечил там слепую Тайдулу – жену хана Джанибека . Во второй раз он был в Орде в 1358, когда «добрый хан» Джанибек скончался, и его место занял свирепый Бердибек, убивший при воцарении 12 своих братьев. По словам летописи, «многу истому приим святитель Алексей от татар в это время» и только «с Божиею помощию и пречистою его Матере молитвою цел и здоров от насилья поганых возвратился на Русь». Однако митрополиту удалось не только умилостивить свирепого Бердибека, собиравшегося снова опустошить Россию, но и выхлопотать от него ярлык для охраны русского духовенства и его освобождения от сборов и налогов.

Митрополит Алексей (Алексий) Московский, икона. Ок. 1690-х гг.

С января 1358 по июнь 1360 г. Алексей прожил в разоренном Киеве, занимаясь восстановлением церквей и монастырей. С 1359 г., со смертью великого князя Ивана II Красного , святитель сделался опекуном его 9-летнего сына Дмитрия (потом названного Донским). Митрополит помог мальчику-Дмитрию получить в 1362 г. ярлык на великое княжение вместо суздальского князя Дмитрия Константиновича , который в 1359 на три года завладел этим титулом, отняв его у Москвы. Митрополит Алексей всячески содействовал укреплению московского главенства над Северо-Восточной Русью. Смиряя в пользу Москвы строптивость удельных князей, он не останавливался перед решительными мерами, вплоть до закрытия церквей, как это сделал по его поручению Сергий Радонежский в Нижнем Новгороде во время распри тамошних князей с москвичами. Вместе с тем митрополит деятельно занимался постройкой монастырей. В 1361 г. он основал в Москве женский Алексеевский монастырь; в том же году на берегу Яузы – монастырь во имя нерукотворенного образа Спасителя, где первым настоятелем был ученик преподобного Сергия - Андроник, отчего монастырь получил название «Спасоандрониевского». В 1362 г. митрополитом был основан Владычний монастырь в трёх верстах от Серпухова, в 1365 г. – восстановлены два древних монастыря – Благовещенский в Нижнем Новгороде и Константино-Еленский во Владимире.

Дни церковной памяти святителя Алексия, митрополита Московского: 12 (25) февраля, 20 мая (2 июня), а также 5 (18) октября в день общей памяти святителям Московским Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Гермогену.

В середине XIV в. впервые за предшествующие сто лет появилась возможность освобождения Руси из-под ордынского ига. Этому способствовала усобица в Золотой Орде, во время которой за 30 лет сменилось около тридцати ханов. Сама Золотая Орда начала разваливаться на отдельные улусы.

Но в эти же годы резко усилилось Литовское княжество. В XIV веке Литва подчинила русские земли до Днепра и повела наступление на Смоленск и княжества по верховьям Оки ("верховские княжества"), а также на земли Пскова и Новгорода. И потому Литва стала серьезным соперником Московского княжества в борьбе за объединение Русской земли. Более того, литовские князья начали вмешиваться во внутренние русские дела.

И неизвестно еще как бы повернулось дело, неизвестно, сохранило бы независимость само Московское княжество, если бы не твердая позиция, которую занял тогдашний русский митрополит Алексий (ок. 1293 – 12.02.1378).

Будущий русский митрополит родился в Москве около 1293 года в семье боярина Федора Бяконта и его жены Марии, выходцев из Чернигова. В конце XIII в. боярин Федор с семьей переехал в Москву и вошел в число ближайших бояр московского князя Даниила Александровича. По некоторым сведениям князь, а затем и его сыновья не раз поручали Федору Бяконту управление Москвой во время своих отлучек. Сыновья боярина (братья митрополита Алексия) стали основателями известных боярских фамилий - Игнатьевых, Жеребцовых, Фоминых, Плещеевых.

При крещении своего сына Федор Бяконт назвал Елевферием (по некоторым данным его имя было другим - Симеон). Крестным отцом младенца стал сын Даниила, юный княжич Иван, будущий князь Иван Данилович Калита.

В Житие святого рассказывается, что в возрасте двенадцати лет с отроком произошел чудесный случай. Однажды мальчик расставлял в поле силки для ловли птиц. Он случайно уснул и во сне услышал голос: "Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом человеков". Пробудившись, отрок очень удивился, но с этого времени задумался над своей жизнью и решил стать монахом. Он выучил грамоту и греческий язык, хорошо изучил Священное Писание. В двадцать лет он принял иноческий постриг в московском Богоявленском монастыре. В монашестве ему было дано то имя, которое он слышал во сне - Алексий.

Двадцать лет провел Алексий в монастыре. Около 1333 года московский великий князь Семен Иванович и тогдашний русский митрополит Феогност привлекли его к управлению Русской Церковью. В 1340 году Алексий был поставлен митрополичьим наместником во Владимире, где он и пробыл двенадцать лет и три месяца.

В 1352 году Алексия возвели в сан епископа Владимирского. Тогда же великий князь и митрополит направили к константинопольскому патриарху грамоту, с просьбой поставить Алексия в митрополиты Киевские и всея Руси после смерти митрополита Феогноста. Через год послы вернулись с положительным ответом. Но к этому времени, великий князь Семен Иванович и митрополит Феогност уже умерли от эпидемии чумы. По завещанию великого князя Алексий был назначен советником его братьев Ивана Ивановича Красного, который стал великим князем, и Андрея Ивановича.

В 1353 году Алексий отправился в Константинополь, где провел около года в ожидании утверждения на митрополичьем столе. 30 июня 1354 года константинопольский патриарх Филофей утвердил Алексия в сане митрополита Русского. Но уже тогда Константинополь проводил двойственную политику по отношению к Руси. Чуть ранее другим патриархом на русскую митрополию был утвержден еще один митрополит - Роман, сына тверского боярина. В 1355-м или 1356 гг. Алексий снова ездил в Константинополь для решения споров с Романом. В результате единая некогда русская митрополия оказалась разделенной надвое. Было решено, что Алексий останется митрополитом "всея Руси", а Роману достались литовские и волынские епархии с центром в Киеве. Впрочем, распри с Романом продолжались до его смерти в 1362 году.

На обратном пути из Константинополя корабль Алексия попал в жестокую бурю на Черном море. Алексий усердно молился и дал обет: если он спасется, то построит в Москве церковь. Буря прекратилась и путешественники смогли достичь берега. А в 1360 году митрополит Алексий исполнил обет: на берегу реки Яузы он устроил храм и монастырь в честь Спаса Нерукотворного. В создании монастыря ему помогал ученик Сергия Радонежского Андроник, а монастырь по его имени с тех пор называется Спасо-Андрониковым.

Уже при жизни Алексий прославился как чудотворец. В 1357 году митрополит Алексий ездил в Орду по приглашению хана Джанибека. Дело в том, что ордынская царица Тайдула лишилась зрения и пожелала, чтобы Алексий исцелил ее. Житие митрополита рассказывает, что 18 августа, в день отъезда, в Москве случилось чудо: в Успенском соборе перед гробом святого митрополита Петра сама собой загорелась свеча. Алексий разделил свечу и одну часть ее раздал народу, а другую взял с собой. В Орде, возле больной царицы, он помолился и зажег привезенную из Москвы свечу. Затем окропил Тайдулу освященной водой - и та тотчас прозрела.

А в память о чудесном исцелении царицы Тайдулы, в 1365 году митрополит Алексий заложил в московском Кремле монастырь во имя Чуда архистратига Михаила, бывшего в Хонех. Этот монастырь, известный под именем Чудова монастыря, просуществовал до 30-х гг. XX в., когда был взорван безбожными большевиками.

Вскоре Алексию вновь пришлось ездить в Орду. Пришедший в результате переворота к власти хан Бердибек потребовал от русских князей огромной внеочередной дани. Митрополит постарался укротить ярость хана. До сего дня сохранился ярлык, выданный Бердибеком Алексию, подтверждающий освобождение Русской Церкви от даней и поборов.

В начале 1359 года митрополит Алексий отправился в Киев, но был схвачен литовским князем Ольгердом. Ольгерд заключил Алексия под стражу, отнял все имущество и даже грозился убить. Однако Алексию удалось бежать. В Москву он вернулся в 1360 году.

За время его отсутствия, в 1359 г. умер великий князь Иван Красный, завещав престол девятилетнему сыну Дмитрию Ивановичу. Опекуном над сыном он назначил митрополита Алексия. В течение последующих лет Алексий был фактическим руководителем московского правительства. Дмитрия Ивановича он воспитывал как смелого воина и мудрого политика, способного объединить русские земли и организовать отпор Орде.

В начале 1360-х гг. митрополит Алексий сделал все, чтобы Дмитрию Ивановичу достался ярлык на великое княжение. Алексию удалось убедить нижегородско-суздальского князя Дмитрия Константиновича отказаться от претензий на великокняжеский стол. И в 1362 году Дмитрий Иванович стал великим князем. Позднее митрополит поддержал великого князя в его борьбе с Тверью.

Алексий увещеваниями или же решительными действиями мирил враждующих князей. Когда князь Борис отнял у своего брата Дмитрия Константиновича Нижний Новгород, Алексий потребовал от него приезда в Москву. Тот отказался. Тогда священники, посланные Алексием, "затворили церкви" в Нижнем Новгороде и вынудили Бориса вернуть брату город.

Значительную роль сыграл митрополит Алексий в установлении духовного единства Руси. В этом отношении он особую роль придавал учреждению и распространению общежительских монастырей. Еще в 1353-1354 гг., при поддержке константинопольского патриарха Филофея Алексий предложил инокам подмосковного Троицкого монастыря, основателем которого был преподобный Сергий Радонежский, принять общежительский устав.

Выдвижение на первый план в XIV веке монастырского "общежития" предполагало принципиально иной взгляд на само назначение монастыря. По мысли митрополита Алексия, озабоченного установлением на Руси духовного и политического единства, общежительские монастыри должны были стать центрами, из которых на всю Русь проливался бы свет христианского благочестия. В монастырях, устроенных на правилах "общежития", отменялась частная собственность, вводились общие молитвы, общие трапезы и обязательный труд для каждого инока. Кроме того, ориентированные на Москву, эти монастыри способствовали бы усилению политического единства. К тому же, распространение общежительских монастырей должно было способствовать возрождению общинных идеалов и, следовательно, распространению идеи единства. А устроенные как настоящие крепости, монастыри выполняли и военно-оборонительные функции. Как показала дальнейшая история, митрополит Алексий оказался прав - духовно-политическая жизнь Русского государства во многом строилась вокруг вновь основанных монастырей.

Впрочем, вопрос о первых шагах монастырской реформы, благодаря которой на Руси в большом числе возникли общежительские монастыри, не до конца ясен. Так, в летописном изложении "Повести о Митяе" на первое место вынесен "архимандрит Иван Петровьскый", о котором говорится: "Се бысть перъвый общему житию началник на Москве". При втором упоминании Ивана Петровского "Повесть" также подчеркивает его значение как "архимандрита, Московьскаго киновиарха, началника общему житию". Слово "начальник" имело значение и близкое к современному, и, чаще, значение "зачинатель", "зачинщик". При одном толковании, можно предполагать, что в Москве было специальное учреждение, ведавшее общежительскими монастырями, которое возглавлял Иван Петровский. При другом толковании, получается, что именно Иван Петровский и был первым зачинателем "общежительских" монастырей в пределах Московской Руси.

В самой Москве Алексий основал четыре новых монастыря: Чудов, Андроников, Алексеевский и Симонов. Затем монастырская колонизация двинулась на север и способствовала экономическому освоению края. Ученики Сергия Радонежского во второй половине XIV - начале XV вв. основывают несколько новых монастырей, самыми известными из которых стали Высоцкий в Серпухове, Саввино-Сторожевский в Звенигороде, Благовещенский на Киржаче, Кирилло-Белозерский и Ферапонтовский под Вологдой. Всего же, по подсчетам В.О. Ключевского, в конце XIV-XV вв. возникло 27 пустынных и 8 городских монастырей.

В то время как митрополит Алексий последовательно готовил победу на Куликовом поле и объединял все политические и духовные силы Руси, Константинополь продолжал политику разделения русской митрополии на две части. В 1375 году из Константинополя, еще при живом Алексии, был прислан в сане митрополита Киприан, откровенно ориентировавшийся на Литву и далекий от интересов Москвы. Киприан получил титул митрополита Киевского и входивших в состав Литвы и Польши русских епископств, с перспективой занятия митрополичьей кафедры "всея Руси" после смерти престарелого Алексия.

И здесь следует учитывать один очень важный момент. Митрополит Алексий понимал, что объединить все русские земли (в пределах Древнерусского государства) - задача нереальная в тех конкретно-исторических условиях. Поэтому он собирал тот кулак, который мог стать основой и для освобождения от ордынского ига, и для будущего нового возрождения Руси. Этим кулаком стали Северорусские земли, для которых смягчение ордынского ига или даже полное освобождение от него и было первостепенной задачей. Если бы Алексий придавал первенствующее значение задачам объединения митрополии "всея Руси" под своей властью, то он бы не смог решить главную проблему - объединения Северорусских земель для борьбы с Ордой. Поэтому митрополит Алексий и не противился самому факту разделения митрополии.

В целом, духовная и политическая деятельность митрополита Алексия в значительной степени способствовала объединению сил Северной Руси накануне решающего сражения с татарами на Куликовом поле в 1380 г.

Под мудрым руководством митрополита Алексия возрос государственный и полководческий талант московского князя Дмитрия Ивановича (1350-1389). Уже в начале 70-х годов он сумел отразить три разорительных похода литовского князя Ольгерда на Москву, которые вошли в летописи под названием трех "литовщин". В боях с литовцами впервые проявились и полководческие таланты его двоюродного брата, юного Владимира Андреевича (1353-1410). В это же время Дмитрий Иванович выиграл и дипломатическую битву - сумел отстоять в Орде свое право на великое княжения, на которое претендовал тверской князь Михаил.

Решительный настрой Дмитрия Ивановича свергнуть ордынское иго - это тоже несомненная заслуга митрополита Алексия. На протяжение всех 70-х годов Дмитрий Иванович активно поддерживает любые проявления антиордынской борьбы, а в русских землях все более крепнет надежда на защиту московского князя в случае столкновения с ордынцами. Так, в 1374 году нижегородцы уничтожили "посольство Мамая" и тысячу татар с ним, видимо, надеясь на поддержку Москвы, в случае если Орда попыталась бы наказать их за дерзость. В 1376 году войско под водительством воеводы Боброка Волынца взяло бывшую столицу Волжской Булгарии, получив 5 тысяч рублей "окупа". Но в 1377 году последовало чувствительное поражение от татар на реке Пьяне (притоке Суры, впадающей в Волгу, в Мордовской земле), явившееся следствием халатности воевод. Однако осознание способности противостоять Орде на Руси сохранялось. Это убеждение значительно укрепила победа над ордынским войском во главе с Бегичем на реке Воже в 1378 году, одержанная московскими и рязанскими силами. И недаром в следующем году Мамай опустошит Рязанскую землю, но не осмелится вступать в московские пределы.

Так, у русских людей произошел важнейший психологический перелом в сознании. Со времени монголо-татарского нашествия на Руси сменилось три поколения. В прошлое ушли страх и растерянность перед завоевателями. Зато в общественном сознании сформировалась воля к освобождению и укрепилось убеждение в возможности победы. Более того, русские князья, воодушевленные подобным народным настроем, были готовы к совместным действиям под руководством московского князя.

Но деятеля, подготовившего победу на Куликовом поле, уже не было в живых: 12 февраля 1378 года митрополит Алексий скончался.

После смерти митрополита Алексия похоронили в церкви Архангела Михаила в основанном им Чудовом монастыре. Уже в 1448 году он был канонизирован Русской Православной Церковью, а в 1484 году мощи святого перенесли в церковь, основанную в его честь и построенную в Чудовом монастыре. Ныне мощи святителя Алексия почивают в Свято-Богоявленском Елоховском соборе в Москве.


© Все права защищены

Библиотека “Халкидон”

___________________

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси , чудотворец

Память святителя Алексия, митрополита Московского празднуется Православной Церковью 12/25 февраля, 20 мая/2 июня, в день Собора Владимирских святых (23 июня/6 июля) и в день Собора святителей Московских (5/18 октября)

Святитель Московский Алексий

, всея России чудотворец, родился на рубеже XIII и XIV веков, около 1300 года, в тяжкую для русского народа эпоху татарского ига, когда Русь подвергалась набегам завоевателей , которые грабили и убивали русских людей, уводили их в плен, оставляя после своих набегов одни развалины и пожарища. Положение усугублялось непрестанными междоусобицами удельных князей, без объединения которых нельзя было бороться против общего врага.

Святитель Алексий происходил из знатного рода Черниговских бояр Колычевых. Его родители Феодор (по прозванию Бяконт) и Мария, спасаясь от татарских

набегов, переселились в Москву, где и родился будущий святитель. При святом Крещении ему дано было имя Елевферий, восприемником его был сын святого благоверного князя Московского Даниила Александровича - княжич Иоанн, будущий великий князь Московский, носивший постоянно с собой мешочек с деньгами для раздачи милостыни, за что и был прозван Калита (т. е . “мешок с деньгами ”).

Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни

Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей ”. Отрок тотчас пробудился, но вокруг никого не было. С этого дня Елевферий все более стремился к духовной жизни, к углубленному изучению Священного Писания, стал уединяться, часто посещать церковь. Через несколько лет он испросил у родителей благословение поступить в монастырь.

В возрасте около двадцати лет юноша принял монашеский постриг в одном из московских монастырей

с предвозвещенным ему в сновидении именем Алексий. По свидетельству жития преподобного Сергия Радонежского это был Богоявленский монастырь в Загородье (современный Китай-город). Более двадцати лет святой Алексий подвизался в той обители в строгих иноческих подвигах. Руководителями его и друзьями были замечательные подвижники ее - старец Геронтий и инок Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. О большей части этого периода жизни святого известно лишь, что Алексий всяко благоизволение иноческого жития исправле и всяко писание Ветхого и Нового закона проиде”.

Благочестивая жизнь и высокий ум инока Алексия привлекли к нему внимание митрополита Феогноста,

святителя Московского, в то же время святой Алексий пользовался большим уважением у великого князя и бояр за свои мудрые советы не только в церковных, но и в гражданских делах. Уже в это время роль будущего святителя в государственных делах Великого княжества Московского была велика - согласно духовной грамоте великого князя Симеона Иоанновича Гордого святой Алексий оставался советником его младших братьев - князей Иоанна и Андрея.

По инициативе великого князя Симеона Алексий был

назначен наместником престарелого митрополита Феогноста и переселился на митрополичье подворье. Возможно, в период наместничества он выучил греческий язык. Митрополит Феогност в конце 1352 года посвятил Алексия во епископа Владимирского, предполагая назначить его своим преемником. К Константинопольскому Патриарху было направлено посольство от великого князя Симеона Гордого и святителя Феогноста для получения согласия на утверждение кандидатуры Алексия . Весной 1353 года от моровой язвы умерли митрополит Феогност и великий князь Симеон Гордый. Но ходатайство их было удовлетворено. Святой Алексий стал преемником святителя Феогноста на митрополичьей кафедре.

После возвращения в Москву посольства, заручившегося согласием Патриарха Филофея, Алексий отправился в Константинополь. В столице Византии он провел

около года . Настольная грамота Патриарха Филофея новому митрополиту датируется 30 июня 1354 года, согласно ей Алексий, не являясь греком, возводился в сан митрополита в виде исключения, за его добродетельную жизнь и духовные достоинства . Той же грамотой по просьбе святого Алексия Владимир был утвержден в качестве местопребывания Русских митрополитов с сохранением за ними Киева в качестве первого престола.

Выдвижение и одобрение Константинопольским

Патриархом преемника митрополита Феогноста при жизни последнего были вызваны стремлением сохранить единство митрополии и ограничить вмешательство в дела Церкви неправославных светских правителей, поскольку к тому времени территория Киевской митрополии в политическом отношении была подвластна помимо русских князей частично польским королям-католикам и язычникам - великим князьям литовским. С конца XIII века периодически повторялись попытки (по разным причинам непродолжительные, но отражавшие общую тенденцию) создания отдельных митрополий на юго-западнорусских землях, первоначально по инициативе православных галицко-волынских князей, позднее - польских королей и великих князей литовских. Особенно эти попытки усилились при великом князе Ольгерде, подчинившем большинство западных и юго-западнорусских земель и претендовавшем на господство над всеми русскими княжествами.

Уже во время пребывания Алексия в Константинополе туда прибыл тверской инок Роман, которому покровительствовал Ольгерд, для поставления в митрополиты для

литовских владений. Вероятно, сменивший Патриарха Филофея Каллист поставил Романа в 1355 году на восстановленную Литовскую митрополию с кафедрой в Новогрудке. включавшую в себя Полоцкую и Туровскую епархии и епархии Малой Руси (земли бывшего Галицко -Волынского княжества). Остальная часть митрополии вместе с Киевом сохранялась за Алексием вместе с титулом “митрополита всея Руси”. Однако Роман сразу же нарушил определенные ему пределы.

Осенью 1355 года, чтобы положить конец смутам и тревогам, святитель Алексий отправился в Константинополь (куда еще раньше прибыл его соперник Роман) решать вопрос о правомочности раздела митрополии. Патриарх Каллист дал Алексию право считаться архиепископом Киева и великой России с титулом “всечестнаго митрополита и экзарха

. На обратном пути во время бури на море кораблю грозила гибель . Алексий молился и дал обет в случае спасения основать монастырь. По этому обету был создан Андроников монастырь в честь Нерукотворного Образа Спасителя в Москве.

Возвратившись в Москву, которая со времени святителя Петра была резиденцией Всероссийских митрополитов, святитель Алексий принял на себя управление

Русской Церковью и неустанно трудился на этом поприще 24 года: поставлял епископов, заботился об упорядочении иноческой жизни, устройстве общежительных монастырей (по образцу Троицкого, основанного преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами. Не раз святому и самому приходилось путешествовать в Золотую Орду.

В 1357 году хан Джанибек потребовал у великого князя Иоанна Иоанновича (1353-1359), чтобы тот отпустил святителя Алексия в Орду для исцеления его

супруги - ханши Тайдулы от глазной болезни, угрожая, в случае отказа, разорением всей Русской земли. Смиренный святитель не считал себя достойным совершить чудо исцеления, но, имея твердую веру в Господа, для Которого все возможно, не отказался ехать в Орду ради блага и спокойствия своей Родины и паствы, за которых готов был принять и мученическую смерть. Прошение и дело превышает меру сил моих, - сказал святой Алексий, - но я верю Тому, Который дал прозреть слепому , - не презрит Он молитвы веры”.

Перед отъездом в Орду святитель Алексий вместе с духовенством совершил молебное пение в Успенском соборе, у раки святителя Петра, и Господь дал ему знамение, укрепившее его дух: свеча у гроба святителя возгорелась сама собой. Святой Алексий взял часть

этой свечи и отправился в Орду. Еще до его прибытия Тайдула видела святителя во сне в архиерейской одежде. Когда святой приблизился к Орде, Джанибек вышел ему навстречу и ввел его в свои покои. Святитель, начав молебное пение, велел возжечь малую свечу, привезенную им от раки святого митрополита Петра. После долгой молитвы он окропил освященной водой ханшу, и та тотчас прозрела . Хан Джанибек с великим почетом и дарами отпустил митрополита в обратный путь. Ханша Тайдула пожаловала святителю земельный участок в Московском Кремле, на котором в 1365 году святитель Алексий заложил храм во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех и основал при нем Чудов монастырь. В Орде святитель Алексий вел в присутствии хана прение о вере.

В январе 1359 года во время смоленско-московско

-литовских военных действий святитель Алексий отправился в Киев (вероятно, чтобы заручиться поддержкой южно-русских князей), но был захвачен Ольгердом, ограблен и заточен; самая его жизнь находилась в опасности. Однако святителю Алексию удалось бежать, и в 1360 году он вернулся в Москву. За время его отсутствия в Москве умер великий князь Иоанн Иоаннович, и святитель Алексий оказался фактически одним из регентов при малолетнем Димитрии (будущем Донском; родился в 1350).

Много пришлось святому владыке потрудиться в деле

примирения строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Святитель Алексий был первым руководителем, первым вдохновителем, первым помощником великого князя в его борьбе за централизацию Русского государства. Подвижнические усилия таких делателей земли Русской, какими были святитель Алексий, преподобный Сергий Радонежский и благоверный великий князь Димитрий Донской, сплотили вокруг Москвы большинство русских княжеств. Объединение их легло в основу великой победы русского народа на Куликовом поле в 1380 году.

В своей многообразной святительской деятельности митрополит Алексий неустанно заботился о благоустроении своей паствы и ее духовном просвещении. Почти за четверть века он поставил 21 епископа, с его именем связано создание и возобновление ряда обителей в Москве и Митрополичьей области. Кроме Спасо-Андроникова

(ок. 1360), Чудова (ок. 1365) и Симонова (между 1375 и 1377) монастырей по его благословению в 1360-1362 годах был основан Введенский Владычный в Серпухове монастырь, возобновлены древние, но пришедшие в упадок Цареконстантиновский под Владимиром и нижегородский Благовещенский. Монастырское предание приписывает ему также создание Алексиевского девичьего монастыря в Москве для своих сестер (ок . 1358).

Святитель Алексий прожил около 80 лет. Приближаясь к концу своего жизненного подвига

, он желал видеть своим преемником преподобного Сергия, игумена Радонежского. Однако Преподобный, по своему великому смирению, уклонился от этой чести. Святитель Алексий не стал настаивать, провидя великое значение для Русской Церкви преподобного Сергия как “игумена всей Русской земли ”.

Перед своей блаженной кончиной митрополит Алексий, святитель Московский

, заповедал великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому погрести себя вне церкви, за алтарем собора в Чудовом монастыре. Святитель Алексий почил 12 февраля 1378 года , на отпевании присутствовало большое число народа, включая епископов и великого князя. По настоянию великого князя Димитрия Донского (1363-1389) , глубоко почитавшего святого владыку, Первосвятителя погребли внутри храма, близ алтаря. Местное почитание святителя Алексия началось, вероятно, вскоре после его кончины, еще при жизни великого князя Димитрия Иоанновича . Свидетельством этого служит воздух сшитый в 1389-м году княгиней Марией, вдовой великого князя Симеона Иоанновича Гордого, изображающий Нерукотворный Образ Спасителя с предстоящими, в числе которых четыре русских митрополита: Максим, Петр, Феогност и Алексий. 1431 года, в царствование великого князя Московского Василия Васильевича Темного (1425-1462) . Однажды во время Божественной литургии обрушился свод ветхого храма Чудова монастыря, в котором покоился Святитель. При этом никто из молившихся в храме не пострадал. По повелению великого князя на месте старого храма начали строить новый. При копании рвов под его фундамент и были обнаружены нетленные мощи святителя Алексия . В новом храме, освященном, как и прежний, во имя Архистратига Божия Михаила, был устроен придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором положили многоцелебные мощи святителя Алексия .

В 1448 году митрополит Иона установил празднование преставления (12 февраля) и обретения мощей

(20 мая) святителя Алексия. После этого почитание Святителя получило самое широкое распространение, к нему обращались как к великому заступнику и молитвеннику земли Русской.

В 1484 году в Чудовом монастыре началось строительство новой трапезной с храмом во имя святителя

Алексия. В 1485 году святые мощи святителя были перенесены в храм, посвященный его имени. В ноябре 1518 - июне 1519 года у раки святителя Алексия совершился ряд отмеченных летописью чудесных исцелений больных различными недугами. В 1522 году во время прихода под Москву крымского войска хана Мехмед-Гирея, святитель Алексий вместе с другими Российскими чудотворцами явился жителям города в видении крестного хода с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери, знаменуя заступничество от вражеского нашествия. XVI веке, когда дважды (в княжение Василия III и в царствование Феодора Иоанновича) остро вставал вопрос о рождении наследника престола, святитель Алексий начал почитаться и как покровитель и заступник правящей династии московских Рюриковичей.

В 1596 году был установлен совместный праздник

трем святителям Московским: Петру, Алексию и Ионе.

При раке святителя Алексия в Чудовом монастыре хранились принадлежавшие ему, по преданию, облачения (саккос, епитрахиль и подризник) и посох

. К выносному образу святителя Алексия в Чудовом монастыре был привешен золотой перстень - по преданию, подарок исцеленной ханши Тайдулы. 20 мая 1686 года при патриархе Иоакиме мощи святителя торжественно перенесли из обветшавшего к тому времени трапезного храма в арку между новоустроенным храмом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и храмом во имя святителя Алексия, где почивали открыто.

После уничтожения в 1929 году всего комплекса построек Чудова монастыря мощи святителя Алексия

находились в музеях Московского Кремля. В 1947 году по просьбе Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) они были переданы Русской Православной Церкви и помещены в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове, где и покоятся до настоящего времени.

Преемником святителя Алексия на Всероссийской

кафедре стал святитель Московский Киприан, всея России чудотворец, возглавлявший Русскую Церковь с 1376 по 1406 год.

Текст приводится по изданию: Православный церковный календарь. 2006. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. С. 2-4

Святителю Алексию молятся при глазных болезнях

Тропарь святителю Алексию, Митрополиту Московскому и всея Руси, глас 8-й:

Яко апостолам сопрестольна, и врача предобра, и служителя благоприятна, к раце твоей честней притекающе, святителю Алексие, богомудре чудотворче, сошедшеся любовию в память твою светло празднуем, в песнех и пениих радующеся и Христа славяще, таковую благодать тебе даровавшаго исцелений и граду твоему великое утверждение.

Кондак, глас тойже:

Божественнаго и пречестнаго святителя Христова, новаго чудотворца Алексия, верно вси поюще, людие, любовию да ублажим, яко пастыря великаго, служителя же и учителя премудра земли Российстей. Днесь в память его притекше, радостно возопиим песнь богоносному: яко имея дерзновение к Богу, многообразных нас избави обстояний, да зовем ти: радуйся, утверждение граду нашему.

Молитва святителю Алексию, Митрополиту Московскому и всея Руси

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Алексие! Предстоя у престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со Ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися паствы твоея спасти люди, единородный ти язык: благостояние святых церквей утверди; архиереи благолепием святительства украси, монашествующия к подвигам добраго течения укрепи; град сей и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли; мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к раце честных и многоцелебных мощей твоих, усердно припадающих и молящихся ти ся, от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи, да зовем ти: о, Богоизбранный пастырю, звездо всесветлая мысленныя тверди, тайнаго Сиона необоримый столпе, миродохновенный цвете райский, всезлатая уста слова, Московская похвало, всея России украшение! Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да в день страшнаго пришествия Его шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит, со всеми святыми во веки. Аминь.

И его мастерская
Школа или худ. центр: Москва

1480-е годы

  • Алпатов 1974: Конец XV в.
  • Лазарев 1980: 1480-е годы
  • Лазарев 2000/1: 1480-е годы
  • ПЭ-01 2000: Конец XV в.

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 013289

Происходит из Успенского собора Московского Кремля.

Икона «Митрополит Алексий» и парная ей икона «Митрополит Петр » являются древнейшими житийными иконами московских святителей. Сравните обе иконы рядом.

См. в «Галерее»:

Ниже цитируются:
Антонова, Мнева 1963


с. 336 ¦ 279. Алексий митрополит, с житием 1 .

1 Сведения о биографии митрополита Алексия (род. около 1292–1298 - ум. в 1378 г.), выдающемся государственном деятеле, сохранились в летописях. Сын боярина Бяконта Алексий играл видную роль в управлении государством еще в княжение Ивана Ивановича Красного (1353–1359). В малолетство кн. Дмитрия Ивановича Донского (1359–1389) митрополит Алексий был его опекуном и являлся главой правительства. О четырех ранних редакциях жития митрополита Алексия, разрабатывавшихся в течение ста лет, с середины XV в., см.: , М., 1871, стр. 132–140, 243. В. О. Ключевский приходит к выводу, что «семьдесят-восемьдесят лет спустя по смерти знаменитого святителя в Москве не умели написать порядочной и верной его биографии, даже по поручению великого князя и митрополита с собором» (там же, стр. 140; о биографии Алексия см. также: Е. Е. Голубинский , История русской церкви , т. II, 1-я половина, 1900, стр. 171–225; «Очерки истории СССР», период феодализма, ч. II (XIV–XV вв.), М., 1953, стр. 356).

Дионисий пользовался, по-видимому, текстом жития, переработанным около 1486 г., в котором, возможно, самым «новым» чудом было «исцеление» в 1462 г. чудовского инока-хромца Наума (последнее, двадцатое клеймо иконы). Более поздние «чудеса», например те, которые в 1518–1519 гг. были занесены в Никоновскую и Воскресенскую летописи, во время написания иконы еще не были широко известны.

Житие, изображенное в клеймах иконы, отражает некоторые реальные черты биографии митрополита Алексия, сохраненные в исторических источниках. Алексий постригся в монахи в 1315 г. в Московском Богоявленском монастыре (клеймо 4). Поставлен в епископы Владимирские, в 1352 г. (клеймо 5). Поставлен в митрополиты всея Руси в 1354 р. Ездил в Орду к хану Бердибеку и «исцелил» ханшу Тайдулу в 1357 г. (клейма 9, 10, 11, 12). Основал в 1365 г. Чудов монастырь (клеймо 14), где и был погребен в 1378 г. (клеймо 15). Останки его найдены в 1448 г. (клейма 17, 18, 19, 20).

Начало XVI века 2 . Дионисий.

2 В отличие от распространенной датировки иконы 70–80-ми гг. XV в., она отнесена к началу XVI в. на основании ее стиля, представляющего классическое, совершенное выражение мастерства Дионисия, наиболее полно проявившегося в живописи Ферапонтова монастыря. В XV в. нам неизвестны произведения, столь близкие к этим фрескам.

Надобность в грандиозных иконах, прославляющих древнейших московских святителей, могла возникнуть именно после перестройки собора Чудова монастыря в 1501–1503 гг., привлекшей внимание к ее основателю, прославившемуся еще свежими в памяти москвичей того времени «чудесами», затмевающими славу предшественника Алексия - митрополита Петра. Кроме того, как показывает судное дело Вассиана Патрикеева (в кн.: «Чтения Общества истории и древностей российских», 1847–1848, кн. 9), вольнодумцы первого десятилетия XVI в. сомневались в действенности московских «чудотворцев», что могло побудить к заказу и помещению в Успенском соборе икон-программ, воочию убеждающих в могуществе святителей.

На среднике - фигура в рост, в фac, в красновато-коричневом саккосе, украшенном золотыми крестами в зеленых кругах, обведенных голубовато-серой каймой 3 . На голове белый куколь. Руки распростерты, правая - благословляющая, в левой - Евангелие с красным обрезом, стоящее на светло-зеленом убрусе (платке).

3 Изображенный на иконе саккос по цвету и узору близок к подлинному одеянию митрополита Алексия, хранящемуся в Гос. Оружейной палате.

Средник обрамлен двадцатью клеймами жития. Порядок расположения клейм:

  1. Рождение Елевферия-Алексия. Мать в белом убрусе сидит на ложе. Девица подносит ей питье в сулее. В ногах изображена готовящаяся купать младенца женщина, пробующая рукой, тепла ли с. 336
    с. 337
    ¦ вода в купели.
  2. Приведение во учение. Черниговский боярин Федор Бяконт, отец будущего митрополита, сопровождаемый своими приближенными, привел мальчика к монаху. Позади между ними высится круглая экседра 4 .
  1. Сон Елевферия. Отрок в короткой одежде спит, лежа навзничь, перед шалашом, стоящим посреди легких горок, поросших невысокими кустами. Справа, за шалашом, виднеется плетеный силок с попавшими в него птицами. Птицы сидят на кустах и ходят среди скал. По житию митрополита Алексия, во время сна он слышит слова: «Аз сотворю тя ловца человеком», предвещающие его власть над душами паствы.
  2. Пострижение Елевферия. Отроку дано имя Алексия. Изображенный во втором клейме монах-наставник привел отрока к братии Московского Богоявленского монастыря, воспитавшего многих «князей церкви». Алексий в рясе и мантии склоняется перед священником. Позади виднеется красный престол, над которым высится однокупольное здание с красными кровлями 5 .
  1. Поставление Алексия в епископы города Владимира. Митрополит Феогност держит ставленую грамоту над головой преклонившегося Алексия, облаченного в епископские одежды. Композицию замыкают фигуры митрополичьего клира. Однокупольное здание с зеленой кровлей, приделом в виде палаты с двухскатной крышей и престолом перед ним обозначает Успенский собор - кафедру московского митрополита.
  2. Алексий в Орде. Митрополит стоит с книгой в руках перед ханом, сидящем на троне. Облаченный в красную одежду хан с царской шапкой на голове показывает Алексию приготовленное для него рядом с троном седалище, покрытое драгоценными тканями. За митрополитом его бояре держат дары для хана - узорчатые золотые одежды. Хана окружают телохранители - воины в шлемах и островерхих шапках. Виднеющийся между Алексием и ханом шатер, поставленный у невысоких горок, украшен орнаментом.
  3. Алексий просит у Сергия Радонежского отпустить ученика его Андроника на игуменство в основанный митрополитом в 1361 году Спасский (впоследствии Андроников) монастырь. Перед сидящим в белой рясе Алексием стоит протянувший вперед руки Сергий, сопровождаемый двумя монахами из братии Троице-Сергиева монастыря. За Алексием стоит митрополичий боярин. Позади - палаты с цветными кровлями.
  4. Алексий благословляет Андроника на игуменство. Митрополит возложил руку на голову кланяющегося ему молодого монаха с откинутым на плечи черным куколем. За ними представлен Спасский монастырь. Над проемом главного входа - изображение Нерукотворного Спаса, защищенное навесом 6 .

6 В житии Сергия Радонежского, переработанном Пахомием в середине XV в., говорится о том, что изображение это было написано Андреем Рублевым.

  1. Алексий молится у гроба митрополита Петра перед отъездом в Орду. Алексий стоит перед гробницей, держа в руках развернутый свиток. Он читает молитву. Алексия сопровождает клир в белых одеждах. с. 337
    с. 338
    ¦ Отрок держит его посох. Полукруглое низкое сооружение с широкой ступенькой перед ним 7 и однокупольное с четырьмя закомарами здание изображают гробницу митрополита Петра в Успенском соборе Московского Кремля.
  1. Хан встречает Алексия, направляющегося в Орду. Хан преклонил колени перед митрополитом. За ним стоят царедворцы в цветных одеждах и высоких мохнатых колпаках. Один из них держит царскую шапку хана и его кривую саблю с белой рукоятью, другой - ларец с дарами. Алексий, опираясь на посох, протягивает руку к хану. Алексия сопровождают монах и бояре. Позади - светлые прозрачные горки.
  2. Алексий исцеляет царицу Тайдулу. Ложе ханши стоит посреди горок. Поддерживаемая служанкой Тайдула сидит на фоне шатра. Алексий подносит к ее глазам «былие», омоченное в чаше с водой, которую держит перед ним отрок. Священник с книгой и клирошане изображены в белых облачениях. Позади виднеется боярин в алой шапке.
  3. Московский князь 8 с боярами встречает Алексия по возвращении из Орды. Митрополит подносит крест к устам преклонившегося князя, в кафтане и охабне с висящими длинными рукавами. За ним теснятся «дети боярские» и бояре. Один из них держит шапку князя. Идущий за митрополитом клир в праздничных одеждах. За ними высятся горки. Справа виден высокий град, изображающий Москву. Купольное и двухскатное здания внутри града - Успенский собор и княжеский терем.

8 Алексий по летописи ездил в Орду один раз - в 1357 г. В это время в Москве княжил Иван Иванович Красный (1353–1359). Если же следовать версии запутанного Пахомием и позднейшими редакциями жития Алексия и считать, что митрополит был в Орде вторично в 1361 г., то встречать его должен был кн. Дмитрий Иванович Донской (1359–1389).

  1. Алексий, чувствуя приближение смерти, предлагает Сергию Радонежскому стать митрополитом московским. Сергий в мантии сидит перед Алексием на длинной, низкой и широкой скамье. За престолом митрополита стоит монах с ларцом, в котором заключено «злато», предлагаемое Сергию как залог святительства. Между Сергием и Алексием над стеной возвышается киворий, соединенный велумом со столбом слева. Справа стоят невысокие палаты.
  2. Алексий готовит себе гробницу в Чудовом монастыре. Стоя перед собором Чуда в Хонех с Благовещенским приделом справа 9 , митрополит держит речь к мастерам, обкладывающим гробницу камнем. Алексий стоит на разрытом желтом песке или глине. Композицию замыкают розовые и серые стены Чудова монастыря.

9 См. К. К. Романов , О формах Московского Успенского собора 1326 и 1472 гг. - В кн.: «Материалы и исследования по археологии СССР», М., 1955, № 44, стр. 12–13.

  1. Преставление Алексия. Перед собором Чуда в Хонех горожанин в зеленой одежде закрывает высокой двухскатной крышкой гробницу, в которой покоится Алексий с Евангелием на груди. Его отпевает епископ с клиром в белых одеждах. В ногах стоит паства во главе с Дмитрием Донским (слева) и Владимиром Андреевичем Серпуховским.
  2. Обретение мощей. В стенах Чудова монастыря епископы во главе с митрополитом Ионой и москвичи со стоящим впереди семейством князя Василия Темного поклоняются «нетленному» телу Алексия.

17–19. Чудо об умершем младенце 10 . Действие происходит в Чудовом монастыре. Посредине, у высокой двухъярусной звонницы, родители оплакивают умершее дитя. Слева Алексий, высунувшись из собора Чуда, протягивает руку к окутанному погребальными пеленами младенцу. Справа мать воскрешенного ребенка передает священнику церкви «во имя Алексия» икону с его изображением. Эти три клейма связаны объединяющими их монастырскими стенами Чудова с. 338
с. 339
¦ монастыря 11 .

10 Композиционное объединение нескольких клейм в одно характерно для живописи начала XVI в. См., например, клейма в левом нижнем углу на более поздней иконе Владимира, Бориса и Глеба, с житием (см. № 410).

11 Представленный на этих клеймах Чудов монастырь, несмотря на условный характер изображения, передает некоторые черты его построек так, как они выглядели в эпоху написания иконы - в начале XVI в.

На чертеже Московского Кремля 1600–1605 гг. (так называемом Годуновском - см. о нем: И. Э. Грабарь [ред.], История русского искусства , т. II, М., 1914, стр. 137) в Чудовом монастыре на переднем плане можно различить собор, церковь и колокольню. Здесь собор Чуда архангела Михаила в Хонех, перестроенный во второй половине XVI в., изображен пятиглавым. Обследование этого собора в 1929 г. показало, что первоначально он был одноглавым (см.: П. Н. Максимов , Собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве. - В кн.: «Архитектурные памятники Москвы XI–XVII века», М., 1947, стр. 22, примеч. 1). Таким и изобразил собор Чуда Дионисий на иконе «Митрополит Алексий в житии». Можно предположить, что в представленных им колокольне-звоннице и церкви Алексия нашли свое отражение древние формы этих зданий.

  1. Чудо о чудовском иноке-хромце Науме» 12 . Перед церковью Алексия в Чудовом монастыре стоит открытая гробница с мощами. Слева на край гроба поставил обнаженную больную ногу монах в розоватой рясе. Справа мощам поклоняются верующие. По обе стороны церкви высятся стены Чудова монастыря.

12 См. «Софийская вторая летопись». - В кн.: ПСРЛ, т. 6, Спб., 1853: «В лето 6970 (1462) генваря 24, в неделю, в монастыре у Михайлова Чюда, у гроба святаго Алексея митрополита, простило Наума черньца хромого на древенице». Сказание об этом «чуде» составлено митрополитом Феодосием (1461–1464; см. там же, стр. 325–330).

Лица написаны плавью, золотистой охрой с подрумянкой по оливковому санкирю, без движек. В колорите преобладают белый цвет и холодные, прозрачные, светлые полутона розовых, желтоватых и зеленоватых оттенков в сочетании с яркими, плотными пятнами алой киновари. Средник написан на светло-зеленом фоне, со следами облачного орнамента 13 . Позем в виде зеленоватых горок с прозрачными белыми лещадками. Фоны клейм и поля золотые, опушка зеленая, оливкового тона (сохранилась вверху).

13 Такой фон встречается не часто; он известен на иконах, связанных с московской школой. Ранний пример облачного фона см. на московской иконе первой половины XV в., изображающей Николу Можайского (см. № 259). Таким же фоном украшен поясной деисус середины XV в. (см. № 238). Облачный фон встречается и в конце XV в.: см., например, изображения архангелов Михаила и Гавриила, а также Иоанна Предтечи в фондах Музея московского Новодевичьего монастыря. К этому же времени относятся части деисусного чина в рост из Углича, где фон также украшен мягкими «облачными» разводами (см. № 289). Иконы поясных Иоанна Златоуста и Василия Великого из первоначального иконостаса собора Калязинского монастыря (ныне ГИМ, ц. Василия Блаженного), относящиеся к концу XV - началу XVI в., также имеют облачные фоны.

Доска липовая, шпонки врезные, встречные. Паволока, левкас, яичная темпера. 197 × 152.

Происходит из Успенского собора в Московском Кремле 14 .

14 В Успенском соборе Московского Кремля находится икона митрополита Петра, с житием , парная к изображению Алексия в ГТГ. См. об иконе митрополита Петра: «Художественные памятники Московского Кремля», М., 1956, стр. 40–41.

Раскрыта в Кремле в 1915–1916 годах Е. И. Брягиным, под наблюдением комиссии А. А. Ширинского-Шихматова. Вместо несохранившихся древних надписей Е. И. Брягин сделал киноварные, произвольно заимствовав тексты из жития митрополита Алексия в Макарьевских Четьях-Минеях (более поздней компилятивной редакции жития середины XVI в.).

Поступила в 1945 году из Московского Кремля. с. 339
¦




  1. Рождение Елевферия (Алексия)
  2. Отдание в учение

    Надпись в клейме: С(вя)тый Алексей вданъ бысть во ученïе (цитата по [Дионисий 2002]).

  3. Видение Елевферия

    Во сне Елевферий увидел птиц в силках и услышал голос, предрекавший, что он будет "ловцом человеков".

    Надпись в клейме: От Г(оспо)да бысть гласъ глаголюще Алексеа, почто всуе труждашеся се сотворю тя ловца человекомъ (цитата по [Дионисий 2002]).

  4. Пострижение Елевферия в монахи под именем Алексия
  5. Поставление в епископы Владимирские

    Надпись в клейме: Поставление с(вя)таго Алексеа в дому митрополита (цитата по [Дионисий 2002]).

  6. "Утишение" хана Бердибека

    Надпись в клейме: С(вя)тый Алексей у Вердивира царя ходатайствуетъ мира христианом (цитата по [Дионисий 2002]).

  7. Алексий просит преподобного Сергия Радонежского отпустить ученика Андроника на игуменство в основанный митрополитом Спасский монастырь

    Надпись в клейме: С(вя)тый Алексей призва преподобного Серьгию и проси оу него оученика его Андроника (цитата по [Дионисий 2002]).

  8. Благословение Андроника на игуменство

    Надпись в клейме: С(вя)тый Алексей воздвиже ц(е)рковь во имя Нерукотвореннаго Образа. Старейшинство вручи Андронику ученику пр(е)пд. Серьгïя (цитата по [Дионисий 2002]).

  9. Моление у гроба митрополита Петра в Успенском соборе перед поездкой в Орду

    Надпись в клейме: С(вя)тый Алексей молебноуя у гроба с(вя)таго Петра (цитата по [Дионисий 2002]).

  10. Прибытие Алексия в Орду и встреча с ханом Бердибеком
  11. Исцеление ханши Тайдулы
  12. Возвращение Алексия в Москву

    Надпись в клейме: С(вя)тый Алексей возвращася от ц(а)ряже бышта срете его княз всии Русси и народы (цитата по [Дионисий 2002]).

  13. Алексий предлагает преподобному Сергию стать своим преемником
  14. Алексий готовит себе гробницу в основанном им Чудовом монастыре

    Надпись в клейме: С(вя)тый Алексей во имя с(вя)таго чюда архистратига Михаила воздвиже ц(е)рк(о)вь честнаго и сл(ав)н(а)го чюд[а] его в Хонехъ монастырь устрои заповеда в ц(е)рькви положити себе (цитата по [Дионисий 2002]).

  15. Погребение Алексия

    Надпись в клейме: Преставленïе с(вя)таго Алексея митр. Москс (цитата по [Дионисий 2002]).

  16. Обретение мощей Алексия
  17. Воскрешение умершего младенца у гроба Алексия
  18. Женщина, исцеленная от слепоты, дарит церкви икону Алексия
  19. Исцеления у гроба Алексия

    Надпись в клейме: Принеси тело с(вя)таго Алексеа митроп. поставиша в храмъ с(вя)таго архистратига Михаила (цитата по [Дионисий 2002]).

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...