В родительном падеже множественного числа у существительных с основой на шипящую не пишется ь: дач, рощ, зрелищ, пожарищ.
В безударном окончании родительного падежа множественного числа у существительных на -ия, -ья, -ие и обычно -ье пишется -ий: станция - станций, певунья - певуний, селение - селений, поместье - поместий (но: ружьё - ружей, платье - платьев, устье - устьев; также подмастерье (сущ. муж. рода) - подмастерьев).
В родительном падеже множественного числа после ен не пишется ь: черешен, боен.
Исключение: барышень, боярышень, деревень.
Спишите, раскрывая скобки. Объясните употребление буквы ь после шипящих.
Водяной (смерчи), едкая (щёлочи), (горечи) разлуки, не-промокаемый (плащи), старинный (мечи), проезжать мимо берёзовых (роща), радость неожиданных (встречи), зелень альпийских (пастбище), купить чёрную (туши), несколько раз исполнить (туши), зарево далёких (пожарище), строительство зимних (овощехранилище), просмотр (телепередача).
Спишите, употребляя слова, данные в скобках, в форме роди-тельного падежа множественного числа. Объясните их правопи-сание.
1) Всего больше нравилось зайцам лакомиться в фруктовых садах молодыми саженцами и побегами (яблоня), (слива) и (вишня). (М.-С.) 2) Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу наших (барышня). (П.) 3) В саду оркестр грянул попурри из русских (песня). (Ч.) 4) Птицы покидали родные места (гнездовье). (Ч.) 5) Глухо перекатывался по дымному горизонту гром (орудие). (А. Н. Т.) 6) За леском вились дымки полевых (кухня). 7) С боков дороги замелькали забрызганные грязью домишки (предместье). (А. Н. Т.) 8) Видны острые верхи (башня). (А. Н. Т.) 9) Шторм бил брызгами в окна низких портовых (здание). (Пауст.)
От следующих существительных мужского рода образуйте родительный падеж множественного числа. Составьте 7 словосо-четаний с образованными словами.
Башкиры - башкир^ болгары, буряты, грузины, осетины, румыны, татары, туркмены, цыгане, турки.
Киргизы - киргизов, казахи, узбеки, таджики, якуты.
Валенки - валенок, сапоги, чулки, ботинки. Ремеш-ки- ремешков, носки.
Вольты - вольт, амперы, микроны, аршины. Метры - метров, граммы, килограммы, гектары. Лимон - лимоновуапельсины, баклажаны, мандарины, помидоры, томаты.
От следующих существительных среднего и женского рода образуйте родительный падеж множественного числа. Составьте 10 словосочетаний с образованными словами.
I. Существительные среднего рода:
1) Окошки - окошек, зёрнышки. Войско - войск, яблоко. 2) Число - чисел, кресло, бревно, полотно, волокно,
ребро, ядро. 3) Одеяльце - одеялец, полотенце, блюдце. Болотце - болотцев, кружевце, копытце, корытце. II. Существительные женского род а:
Ставня - ставен, басня, песня, домна. Ступня - ступней, западня, ноздря.
Кегля - кеглей, сакля, распря. Вафля - вафель, туфля, оглобля. Свадьба - свадеб, усадьба.
Образуйте форму родительного падежа от следующих суще-ствительных, употребляющихся только во множественном числе. Расставьте ударение. Составьте шесть словосочетаний с образо-ванными словами.
Часы - часов, щипцы, мостки, очки, тиски. Замо- роз ки - заморозков, мемуары, плоскогубцы, счёты. Обои - обоев, побои.
Брызги - брызг, брюки, бусы, каникулы, макароны. Деньги - денег, потёмки, носилки, салазки.
Будни - будней, клещи, ясли. Дрожжи - дрожжей, люди, отруби, сани.
Прочитайте. Укажите, каким членом предложения являются выделенные существительные. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
1) Музыка это как бы душа песни ее крылья на которых она летит. (Исак.) 2) Читать это значит обогащать себя языком словами. (М. Г.) 3) Мой приятель инженер попросил меня поехать к нему на север Полесья. (Купр). 4) Часы ходики на кухне показывали девять. (А. Н. Т.) 5) Лес преграждает своими зелёными плотинами путь сыпучим пескам лазутчикам пустыни. (Пауст.) 6) Юноша воин на битву идёт. (Л.) 7) Отец его [Аркадия] Николай Петрович Кирсанов человек лет сорока с небольшим. (Д. П.) 8) Старинные липы современницы Петра Великого подарившего когда-то этот парк вместе с дворцом любимому вельможе так сказочно так невероятно высоки что человек идя под ними невольно чувствует себя маленьким. (Купр.)
Спишите предложения, употребляя существительные, данные в скобках, в форме родительного падежа множественного числа. Обозначьте основу и окончание у этих существительных.
1) Путешественники ехали без всяких (приключения). (Г.) 2) Толпа приезжих (иноземец): (француз), (немец), англичан - в одну картину всё сливалось в аллеях тёмных и густых. (JI.) 3) Свинья на барский двор когда-то затесалась, вокруг (конюшня) там и (кухня) наслонялась. (Кр.) 4) Наше походное снаряжение состояло из (ружьё), топора, двух полотняных палаток. (Аре.) 5) Месяц поздних (поцелуй), поздних (роза) и (молния) поздних! (Ливень) звёздных - август! (Цв.) 6) Маленькие деревца (мандарин) приносят каждый год до четырёх тысяч плодов. (Пауст.)
Взвесьте мне пять килограммов апельсинов.
Ага, вам нужно пять килограмм апельсин, минуточку.
Казалось бы, обычная сценка в магазине, но она наводит на размышления: кто правильно употребляет слова, а кто неправильно? Таким образом, возникает проблема: существительные множественного числа.
Апельсинов или апельсин?
В большинстве своём существительные мужского рода, у которых в в единственном числе твердый согласный на конце, имеют в интересующей нас форме окончание -ов.
- Много апельсинов нужно для сока.
- Несколько помидоров хватит для салата.
- Куча мухоморов выросла вокруг пня.
- Пять компьютеров привезли в школу спонсоры.
- Блюдо из баклажанов здесь готовят вкусно.
- Корзина опёнков стала наградой за двухчасовую прогулку по лесу.
- Килограмм мандаринов к новогоднему столу не помешает.
- Пара носков от бабушки - подарок к Новому году.
Грамм или граммов?
Названия единиц измерения имеют нулевое окончание, если употребляются в «измерительном» контексте:
- Сто двадцать вольт достаточно.
- Обычное напряжение - двести двадцать ватт .
- Сто грамм сейчас не помешает.
- Пять ампер - слишком мало.
- Сотня гектар поля пустовала.
- Здесь пятьсот гигабайт памяти.
- Восемьдесят аршин красного шёлка ушло на флаги.
- Всего-то десять герц !
Если родительный падеж множественного числа существительных не имеет значения счёта, то нужно использовать окончание -ов:
- Нужно добавить всего сто граммов .
- Не хватает пяти килограммов .
- Без нужных гигабайтов не удастся загрузить всю информацию.
Туркмен или туркменов?
Национальность людей имеет собирательное значение, поэтому форма родительного падежа существительных употребляется преимущественно с нулевым окончанием:
- Группа туркмен отправилась к трапу самолёта.
- Несколько армян составляли бригаду строителей.
- Он среди англичан вырос.
- Приезд болгар был обставлен торжественно.
- Степные игры башкир - это традиция.
- Танцы лезгин заряжают своей энергетикой.
- Выступления румын были прописаны в простоколе.
- Нападение сарацин было частым явлением в те времена.
- Много татар проживает на территории Крыма.
- Наступление турок было остановлено.
- Танцы цыган - гвоздь программы.
- Землячество осетин в Петербурге встретило новых членов сообщества с радостью.
- Кое-кто из бурят уже в те времена понимал все преимущества присоединения к России.
- Песни грузин - моя слабость.
Это относится и к слову "человек": несколько человек выступило в поддержку оппонента.
Но и эти существительные родительного падежа множественного числа имеют целый ряд исключений:
- Караван бедуинов медленно двигался по пескам пустыни.
- Селенья берберов не отличаются замысловатостью строений.
- Обычаи бушменов просты и понятны.
- Протест негров на плантациях в Америке был закономерен.
- Столица калмыков сегодня - современный город.
- Выступление киргизов было воспринято публикой очень благожелательно.
- Юрты монголов разбросаны по всей необъятной степи.
- Танцы ойротов завораживают.
- Кто-то из таджиков заговорил на своём языке, обращаясь к собратьям.
- Посёлки тунгусов обычно располагаются по берегам рек.
- Волеизъявление узбеков было услышано их президентом.
- Среди хакасов мало уже чистокровных.
- Я решил выучить язык хорватов.
- Приезд якутов на конференцию был оговорён заранее.
Сюда же относятся воинские названия:
- Полк гардемарин расположился в лесочке. (Несколько гардемаринов были отправлены в дозор).
- Эскадрон гусар налетел с флангов. (Форма гусаров отличается необычностью).
- Песни партизан проникнуты мечтой о мирной жизни.
- Рота солдат выдвинулась на позиции.
И здесь есть исключения: взял у минёров, собрал мичманов, отправил сапёров.
Ботинок или ботинков?
Родительный падеж множественного числа имен существительных, обозначающих парные предметы, в своём большинстве выражается нулевым окончанием:
- Нет ботинок у ребёнка.
- Из глаз посыпались искры.
- Краешек манжет выглядывал из-под рукавов пиджака.
- Пара погон про запас всегда лежала у него в чемодане.
- Без чулок гораздо лучше.
- Блеск эполет ослеплял барышень.
- Грохот сапог по брусчатке отзывался эхом.
Исключение: нет носков .
От некоторых существительных затруднительно образовать форму множественного числа родительного падежа: башка, мечта, мольба . А у слов щец и дровец нет других форм, только формы множественного числа родительного падежа.
Вафель или вафлей?
Образование родительного падежа множественного числа существительных женского рода характеризуется нулевым окончанием в словах:
- Пачка вафель для ребёнка всегда лежала в шкафу.
- Несколько домен ещё не запустили.
- В доме вообще не было кочерёг.
- Верхушки кровель показались вдали.
- Концы оглобель воткнулись в землю.
- Связка розог уже была замочена в корыте.
- Пора свадеб - ноябрь.
- Не надо сплетен.
- Ряды усадеб тянулись за огородами.
- Гнёзда цапель темнели в камышах.
- На руках нянь ребёнок и вырос.
У некоторых из таких существительных бывает окончание -ей:
- Не может быть в этом деле равных долей .
- Не хватает кеглей.
- Несколько пригоршней семечек перекачевало в карман Кольки из ведра продавца.
- Крыши саклей скрылись за поворотом.
- Свет свечей заливал весь зал.
- Нет у нас лишних простыней.
Барышень или барышней?
Родительный падеж множественного числа существительных женского рода, которые в единственном числе заканчиваются на -ня, имеет нулевое окончание, и мягкий знак пишется не во всех словах:
Захолустий или захолустьев?
Существительные родительного падежа множественного числа среднего рода и некоторых женского рода варьируются: в книжном стиле речи у них основа на -ий, а в разговорном - окончание -ев, и бывают такие слова, в которых только одна нормативная форма.
Без вариантов пишется - ий в следующих словах:
- Ряды острых копий тянулись до горизонта.
- Опасайтесь глубоких ущелий.
- Враги боятся наших изменений.
- Изящество её тонких запястий поразило меня.
- Надо прикрыть тылы армий.
- Берегись проделок этих шалуний.
Такое же безвариантное формообразование имеют некоторые слова с окончанием -ев:
- Леса речных верховьев - заповедные края.
- У самых низовий мы ловим рыбу.
- Мы ставим сети около устьев маленьких речушек.
- Теперь у неё было много платьев.
- Надо бы добавить несколько звеньев .
- Мальчонка вошёл в дом, неся охапку поленьев.
- Блеск наточенных остриёв вселял уверенность в победе.
- Двое подмастерьев спали на лавках.
У существительных ружьё и скамья, судья форма множетвенного числа родительного падежа: ружей, скамей, судей.
Блюдец или блюдцев?
Без вариантов имеют некоторые формы родительного падежа множественного числа имени существительного среднего рода:
- Корзина яблок стояла под деревом.
- Не хватило глубоких блюдец .
- Нет зеркалец у девочек.
- Не хватает одеялец для малышей.
- Махровых полотенец тоже не хватает.
- Я не пробовал осьминожьих щупалец.
- В этой округе множество маленьких болотцев.
- Это платьице из крýжевцев.
У некоторых слов наряду с нулевым окончанием бывают вариативные варианты:
- колен - коленей - коленьев;
- коленец - коленцев;
- корытец - корытцев;
- копытец - копытцев.
Грабель или граблей?
Существительные родительного падежа множественного числа, у которых не бывает формы единственного числа, имеют нулевое окончание или окончания -ов или -ей:
нулевое | -ов, -ев | -ей |
|
|
|
Задач или задачь?
Существительные родительного падежа множественного числа с нулевым окончанием на шипящую не имеют на конце мягкого знака.
- много задач;
- несколько жилищ;
- твоих плеч;
- тяжёлых нош;
- нет галош;
- не хватает хранилищ;
- ваших рож;
- лесных чащ;
- крыши дач.
Практическая работа
Теперь, когда вы знаете всё о таком явлении, как образование формы родительного падежа множественного числа существительных, выполните несколько заданий.
1. Поставьте вместо знака вопроса мягкий знак либо пропуск:
- ваш(?) товарищ(?);
- борщ(?) горяч(?);
- быстро умнож(?)те;
- выйдеш(?) замуж(?);
- богач хорош, широкоплеч(?);
- хатаеш(?)ся за гуж(?);
- рухнеш(?) навзнич(?);
- примчиш(?)ся вскач(?);
- откроеш(?) настеж(?);
- меч(?) сверкающ(?);
- синяя туш(?);
- выполниш(?) точ(?)-в-точ(?);
- скопление туч(?);
- скоро уж(?) полноч(?);
- сундук сокровищ(?);
- картеч(?) свистит;
- лиш(?) угадаеш(?) фальш(?);
- много училищ(?);
- музыкальный туш(?);
- обжеч(?) кирпич(?);
- фарш(?) свеж(?);
- махнёш(?) наотмаш(?);
- бьёш(?)ся над решением задач(?);
- не говори, что не дюж(?).
2. Поставьте слова во множественном числе в родительном падеже слова.
Амбиция, акация, бойня, боярышня, верховье, барышня, героиня, гнездовье, готовальня, пашня, дыня, здание, определение, черешня, кухня, пекарня, поместье, поверье, сочинение, типография, рябина, история, изложение, устье, наковальня, княгиня, ружьё, платье, деревня, подмастерье, плясунья, няня, площадь, операция, раздумье, орудие, овация, селение, читальня.
3. Образуйте по образцу слова:
- буряты - бурят: башкиры, туркмены, болгары;
- ядра - ядер: числа, кресла, брёвна, рёбра;
- киргизы — киргизов: казаки, узбеки, таджики;
- кружевце - кружевцев, корытца, копытца;
- носки - носков: ремешки;
- сапоги - сапогов: чулки, ботинки, валенки;
- лимоны — лимонов: баклажаны, мандарины;
- амперы - ампер: микроны, аршины, вольты;
- зёрнышки - зёрнышек: пёрышки, окошки;
- брызги — брызг: бусы, каникулы;
- носилки - носилок: салазки, потёмки;
- яблоки - яблок: груши;
- полотенца - полотенец: одеяльца, блюдца;
- западни - западней: ноздри, ступни;
- сакли - саклей: распри, кегли;
- туфли - туфлей: вафли, оглобли;
- клещи - клещей: ясли, будни.
4. Именительный и родительный падежи множественного числа существительных тесно связаны. От существительных в скобках (им.п.) образуйте правильную форму (р.п.).
1) Множество новых (полотенца), (блюдца), (одеяльца), (покрывало) было завезено к открытию (ясли).
2) Много (гектары) лесов сгорело от летних (пожарища).
3) Какая прелесть - запах от цветущих (вишни), (яблони)!
4) Какие прекрасные водоёмы находились вблизи (поместья)!
5) Огромное количество (витамины) содержится всего лишь в ста граммах (апельсины) и (лимоны).
6) Нам установили новый счётчик на 10 (амперы).
7) Новая коллекция (ботинки) и (туфли) поступила в магазины.
Мужской род
1) Все названия парных предметов имеют нулевое окончание: ботинок, сапог, чулок, брюк, погон, ножниц .
Исключение : носк ов .
2) Названия национальностей подчиняются следующим правилам:
а) слова с основой на -н, -р имеют нулевые окончания: англичан, армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар.
Исключение: негр ов.
б) слова с основой на другие буквы имеют окончание -ов : киргиз ов , калмык ов , таджик ов , узбек ов , монгол ов , якут ов .
Исключение: турок, бурят.
3) Названия воинских групп и прежних родов войск требуют следующих окончаний:
а) без числительных они имеют нулевое окончание: партизан, солдат, гренадер, гардемарин, гусар, драгун, улан ;
б) прежние рода войск с числительными имеют окончания -ов : 10 гусар ов , 5 гардемарин ов , 6 гусар ов , 7 улан ов .
4) Названия единиц измерений вариативны:
а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон ;
б) ампер ов , ватт ов , грамм ов , килограмм ов , рентген ов , кулон ов .
Усеченные формы (ампер, грамм
5) Имена группы "овощи – фрукты" имеют окончания -ов : апельсин ов , мандарин ов , банан ов , помидор ов , баклажан ов .
Усеченные формы (апельсин, мандарин, банан, помидор ) характерны для разговорной речи.
Женский род
1) Существительные на -ля, -ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь .
2) Некоторые существительные имеют окончание -ей : свеч ей , грабл ей , простын ей .
Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч, но: В доме нет свеч ей . Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое).
3) Существительные на -ия имеют окончание -ий : аудитор ий , академ ий , консерватор ий .
Средний род
1. Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал.
Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч! )
2. Нормативными являются формы на -ий : побереж ий , захолуст ий , снадоб ий .
3. Существуют также формы на -ев: усть ев , болотц ев , верховь ев , низовь ев .
Существительные, употребляющиеся всегда только во множественном числе (не имеющие рода), образуют родительный падеж с помощью различных типов окончаний:
нулевого: сумерек ; суток ;
-ов : заморозк ов ;
Ей: будней , яслей , саней .
Имя числительное Количественные числительные Употребляя в речи составные количественные числительные, следует помнить, что 1) они должны стоять в том же падеже, что и существительное, обозначающее предмет; 2) по падежам изменяются все образующие числительное компоненты. Например:
Числительные 40, 90, 100 Числительные сорок, девяносто и сто отличаются от других тем, что во всех косвенных падежах, кроме винительного, имеют окончание -а:
Просклоняем количественное числительное 5348, содержащее слово "сорок":
§2.3. Дробные числа При употреблении числительных, обозначающих дробные числа , существительное всегда стоит в родительном падеже единственного числа, а все части числительного изменяются по падежам: им. – три целых и шесть десятых процента, род. – трех целых шести десятых процента и т.д. (неправильно: *процентов ). Например:
Числительные полтора и полтораста :
Порядковые числительные Запомним следующее правило! В составных порядковых числительных по падежам изменяется только последнее слово, а все предыдущие слова употребляются в начальной форме (именительный падеж единственного числа). Например:
В соответствии с этим правилом числительное, обозначающее год, изменяется следующим образом:
Собирательные числительные Как правильно сказать: двое девушек или две девушки? около трех суток или около троих суток? об обоих реках или об обеих реках? Числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, а также малоупотребительные восьмеро, девятеро, десятеро можно использовать только в определенных случаях: 1) с существительными, называющими людей и не относящимися к женскому грамматическому роду (двое человек, семеро детей, пятеро студентов, трое неизвестных, двое коллег ); 2) с личными местоимениями мы, вы, они (нас четверо, их двое ); 3) с существительными, не имеющими формы единственного числа (двое ножниц, четверо ворот, трое джинсов, двое суток ). Нарушением нормы является использование этих числительных с существительными женского рода (*трое девушек,* пятеро школьниц ), а также с названиями неодушевленных предметов (* двое столов, *трое окон ). Склонение собирательных числительных
Склонение числительных оба/обе
|
Глагол
Особенности спряжения некоторых глаголов
От многих глаголов нельзя образовать форму 1-го лица (я): дерзить, затмить, победить, убедить, очутиться, чудить, дудеть, угораздить и др. Однако это явление в просторечии преодолевается, и необычные для слуха личные формы глагола иногда употребляются *я дерзю, *я очучусь и др. Ср. также в шутливой песне В. Высоцкого: Чуду-Юду я и так победю .
Глаголы, имеющие в инфинитиве -чь: жечь, течь, печь (всего 16 словоформ), образуют вариантные формы 3-го лица единственного числа: наряду с литературными: жжёт, течёт, печёт – просторечные жгёт, текёт, пекёт.
Особенности образования повелительного наклонения некоторых глаголов.
Отдельные глаголы не имеют форм повелительного наклонения: хотеть, мочь, видеть, слышать, ехать, жаждать, гнить и др. Употреблявшиеся в XIX в. старославянские формы виждь, внемли стали архаизмами; просторечные варианты *не моги, *ехай, *едь, *ездий остаются за пределами литературной нормы, форма езжай носит разговорный характер. Литературной является только форма поезжай (-те).
« Правописание
окончаний имен существительных
в форме родительного падежа
множественного числа»
Конспект урока
составила Чужинова С.А.,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №1 им. А.К.Просоедова
Г. Георгиевска
Ставропольского края
Тема урока
«Правописание окончаний имен существительных в форме родительного падежа множественного числа
»
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Учитель приветствует обучающихся. Создаёт комфортную рабочую атмосферу в классе. Проверяет готовность к уроку. Учащиеся приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
2.Этап актуализации знаний учащихся.(4 мин.)
Мозговая атака . Ребята, сегодня мы с вами будем готовиться к Новому году, пойдем в магазин, на рынок, купим все необходимое. Согласны? Но вот вопрос: как сказать правильно: купили 5 кг апельсинов или апельсин, 2 кг помидоров или помидор, 5 бананов или банан? Как правильно говорить: 5 килограммов или килограмм? (ответы учащихся)
А хотите узнать, как правильно писать эти существительные во множественном числе и не допускать ошибок в правописании?
3.Этап формулирования целей и темы урока. (2 мин.)
Цель этапа: определить тему, цель и задачи урока,
мотивировать учащихся к продуктивной деятельности
Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, называют цели и задачи.
Учащиеся формулируют тему урока: « Правописание окончаний имен существительных в форме родительного падежа множественного числа » .
Учитель корректирует (если есть необходимость) формулировку цели урока. Мотивирует учащихся на получение знаний по теме. (На доске ведётся соответствующая запись)
Запишите тему урока в тетради.
Полученные знания по теме нашего урока помогут вам в будущем, потому что эта тема встречается в тестовых заданиях государственной итоговой аттестации.
4. Этап формирования новых знаний и умений. (10 мин.)
Цель этапа: познакомить с нормой и особенностями правописания и употребления форм множественного числа имен существительных.
Знакомит учащихся с морфологическими нормами, используя презентацию, организует беседу.
Важнейшим свойством литературного языка является его нормированность. Если бы не было языковой нормы, то в языке могли бы произойти такие изменения, что люди, живущие в разных концах России, перестали бы понимать друг друга. Работа с таблицами (распечатанную таблицу получает каждый учащийся)
Следует запомнить:
Задач, статейНо: вишен , басен, черешен, яблонь
2 скл
Ср.р., м.р.
нулевое,
ей, -ев,-ов
Жилищ, полей, пельменей, перьев, облаков, солдат, партизан
НО: блюдец, полотенец,
3 скл
Ей
Степей, скАтертей
НО: вафель, тУфель, серЁг, оладий
Растительный мир
Абрикосы- абрикосовАнанасы – ананасов
Апельсины – апельсинов
Баклажаны –баклажанов
Бананы-бананов
Георгины-георгинов
Гранаты-гранатов
Мандарины-мандаринов
Помидоры-помидоров
Томаты-томатов
Яблоки – яблок
Единицы измерения
Граммы – граммовКилограммы – килограммов
Километры – километров
Байты – байтов
Гектары – гектаров
Вольты- вольт
Ватты – ватт
Амперы – ампер
Рентгены – рентген
Парные предметы
Джинсы – джинсовГольфы – гольфов
Клипсы – клипсов
Носки - носков
Ботинки – ботинок
Валенки – валенок
Сапоги – сапог
Чулки – чулок
Названия предметов и явлений
Браслеты – браслетовБрелоки – брелоков
Рельсы – рельсов
Торты-тортов
Джинсы – джинсов
Чипсы - чипсов
Места - мест
Окна – ок О н
Стекла – стёкол
Макароны – макарон
Сардины – сардин
Шпроты – шпрот
Шорты – шорт
Зразы – зраз
Лосины – лосин
Названия национальностей
Казахи – казаховКалмыки – калмыков
Киргизы – киргизов
Монголы – монголов
Узбеки – узбеков
Якуты – якутов
Тунгусы - тунгусов
Армяне – армян
Грузины – грузин
Лезгины – лезгин
Осетины – осетин
Татары – татар
Цыгане – цыган
Турки – турок
Буряты - бурят
Закрепление: Восстановите строки из стихотворения Б.Успенского
1)В детской сказке Колобок по траве катиться мог
Без (ботинки), без (сапоги), без (носки) и без (чулки)
2) Через сотни (километры),
Не страшась (метели), (ветры),
Мчатся с юга к нам вагоны.
В них везут ребятам тонны
(Апельсины), (мандарины),
(Помидоры) и (лимоны).
Учащиеся самостоятельно записывают строки, используя таблицу. Записи в тетради.
5.Физминутка .(2 мин.) Цель этапа: предупреждение общего утомления учащихся, переключение их с умственной деятельности на умственно-физическую.
6 . Этап закрепления изученного материала .(15 мин.)
Для достижения целей урока учитель направляет и организует работу обучающихся в группах.
Работа в группах:
1 группа: Ситуация « В продуктовом магазине» (4 чел.)
2 группа: Ситуация « Подготовка к празднику» (4 чел.)
3 группа: Ситуация « В магазине одежды» (4 чел.)
4 группа: Ситуация « В обувном магазине» (4 чел.)
5 группа: Ситуация « На кухне» (4 чел.)
6 группа: Ситуация « Подготовка к встрече гостей» (4 чел.)
Учитель объясняет задание: необходимо составить текст из 3-5 предложений, употребив данные слова. Не забудьте про орфографические и пунктуационные нормы, а также про этические, то есть, обращаясь к собеседнику, следует употреблять слова «пожалуйста», «будьте добры», «спасибо» и т.д.
ТЕКСТЫ:
1 группа: Ситуация « В продуктовом магазине»
Нужно купить (бананы), (гранаты), (помидоры), (вафли), (пельмени), (чипсы), (макароны)
Здравствуйте! Упакуйте мне, пожалуйста, 2 связки бананов, 5 гранатов, 2 пачки вафель, килограмм пельменей, 1 пачку чипсов и макарон. Спасибо.
2 группа: Ситуация « Подготовка к празднику»
Блюдца, полотенца, скатерти, мандарины, ананасы, черешня, торты
Примерный текст, составленный учащимися:
К Новому году мы стали готовиться заранее. Купили в магазине несколько скатертей, полотенец, блюдец, ведь гостей может быть много. Еще купили 5 килограммов мандаринов, килограмм черешен и вишен для украшения тортов.
3 группа: Ситуация « В магазине одежды»
Джинсы, лосины, шорты, браслеты, сумки
4 группа: Ситуация « В обувном магазине»
Сапоги, ботинки, валенки, туфли, чулки, носки
5 группа: Ситуация « На кухне»
Оладьи, блюдца, полотенца, скатерти, шпроты, макароны
6 группа: Ситуация « На даче»
Черешня, вишня, яблоки, абрикосы, помидоры, огурцы, георгины, баклажаны.
Учащиеся зачитывают полученные тексты, учитель дает комментарии.
7.Подведение итогов урока. Рефлексия . (2 мин.) Цели: организовать подведение итогов урока.
Ребята, понравился вам урок? Что нового и полезного вы сегодня узнали? Зачем нам необходимо знать морфологические нормы, то есть нормы употребления существительных в родительном падеже множественного числа?
Известный чешский педагог Ян Амос Коменский сказал: « Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Вы назовете сегодняшний день и наш урок счастливым или несчастливым?
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки в электронный журнал и дневники учащихся
Д.з. Ситуация « На даче»: необходимо составить текст из 3-5 предложений, употребив данные слова.