Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Образец сочинения по тексту В.Солоухина. Почему подростки покидают Церковь? Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий

Обратимся к тексту В.Солоухина из ОБЗ о паводке. К слову, этот текст наделал немало шума в 2015 году, когда многие выпускники, писавшие по нему сочинение, получили 0 баллов по критериям К4 - К1, так как рассуждали не о материнском самопожертвовании, как того ожидали эксперты, а о войне как самом страшном бедствии. Будьте внимательны при формулировке проблемы: пишите именно о той, которая в центре внимания автора, а не о той, которой он касается вскользь.

(1)Каждый день перепрыскивали дожди. (2)В конце концов земля так напиталась водой, что не брала в себя больше ни капли влаги. (3)Вот почему, когда образовалась в небе широкая, тёмная прореха и оттуда хлынула обильная, по-летнему тёплая вода, наша тихая мирная речка сразу начала вздуваться и пухнуть. (4)По каждому оврагу, по каждой канаве наперегонки, перепрыгивая через корни деревьев, через камни, мчались ручьи, словно у них была единственная задача – как можно быстрее домчаться до речки и принять посильное участие в её разгуле.

(5)Я пошёл вдоль по берегу, не думая ни о чём, любуясь воистину необыкновенным зрелищем. (6)Никогда, при самом дружном таянии самых глубоких снегов, не было на нашей реке такого разлива, такого водополья, как теперь. (7)Высокие ольховые кусты теперь выглядывали из воды одними макушками.

(8)До моего слуха стал доноситься однообразный слабенький писк, настолько слабенький, что сначала я хоть и слышал его, но как-то не обращал внимания, как-то он не мог «допищаться» до меня. (9)Может быть, спутывался сначала с писком и щебетанием птиц, а потом уж и выделился, чтобы завладеть вниманием.

(10)Сделав несколько шагов по берегу, я прислушался ещё раз и тут увидел у носка моего самому мне показавшегося огромным резинового сапога крохотную ямочку, оставленную некогда коровьим копытом.
(11)В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа, беспомощные, как все детёныши.

(12)Детёныши были величиной со взрослых мышей или, лучше сказать, с кротов, потому что больше походили на них окраской своих мокреньких шубок. (13)Их копошилось штук шесть, причём каждый старался занять верх, так что они вслепую всё время перемешивались клубочком, попирая и топча наиболее слабеньких.

(14)Мне захотелось узнать, чьи это детёныши, и я стал оглядываться. (15)Из-за верхушки ольхи, судорожно, непрерывно загребая лапками, чтобы удержаться на одном месте (течение сносило её), глядела на меня своими чёрными бусинками выхухоль. (16)Встретившись со мной глазами, она быстро, испуганно поплыла в сторону, но невидимая связь с коровьим копытцем держала её, как на нитке. (17)Поэтому поплыла выхухоль не вдаль, а по кругу. (18)Она вернулась к ольховому кусту и снова стала глядеть на меня, без устали гребя на одном месте.

(19)Выхухоль держалась на воде метрах в двух от меня, что невероятно для этого крайне осторожного, крайне пугливого зверька. (20)Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно!

(21)Я наконец ушёл, чтобы не мешать матери делать своё извечное дело – спасать своих детей. (22)Поддавшись невольной сентиментальности, я думал о том, что у меня тоже есть дети. (23)Я старался вообразить бедствие, которое по масштабу, по неожиданности, по разгулу и ужасу было бы для нас как этот паводок для бедной семьи зверушек, когда пришлось бы точно так же тащить детей в одно, в другое, в третье место, а они гибли бы в пути от холода и от борьбы за существование, и кричали бы, и звали бы меня, а я не имел бы возможности к ним приблизиться.

(24)Перебрав всё, что подсказывало воображение, я остановился на самом страшном человеческом бедствии. (25)Название ему – война.

(26)Дождь усиливался с минуты на минуту, он больно сёк меня по лицу и рукам. (27)На землю спустилась чёрная, ненастная ночь. (28)В реке по-прежнему прибывала вода.

(29)В небе, выше дождя, превыше ночной темноты, так, что едва доносился звук, неизвестно куда и неизвестно откуда летели птицы, созданные из огня и металла.

(30)Если бы они и могли теперь взглянуть со своей высоты на землю и на меня, идущего по ней, то я им показался бы куда мельче, куда микроскопичнее, чем полчаса назад казались мне слепые, озябшие детёныши выхухоли, лежащие на самом краю земли и стихии.

(По В.А. Солоухину)

А теперь попробуем написать по нему сочинение, пользуясь предложенным планом.

1 абзац: проблема

В чём проявляется любовь матери к своим детям? На что готова она, если детям угрожает опасность? Именно над этими вопросами размышляет автор в предложенном для анализа тексте.

2 абзац: комментарий

В первой части рассказа В. Солоухин описывает ситуацию летнего паводка, неопасного для человека, но являющегося настоящим стихийным бедствием для некоторых животных. Затем - крошечных, беспомощных детёнышей выхухоли, попавших в беду из-за разгулявшейся стихии (первый пример из текста) . И наконец - их мать, которая при виде человека на уплыла, а пыталась остаться на одном месте, борясь с сильным течением, так как "невидимая связь с коровьим копытцем держала её, как на нитке"(второй пример из текста) .

3 абзац: позиция автора

Автор искренне восхищается поведением обычно осторожного и пугливого зверька: "Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе и не могло быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно!"

4 абзац: согласие + тезис

С позицией автора трудно не согласиться. Действительно, мать становится бесстрашной, если её детям грозит беда. В такие минуты материнский инстинкт заставляет её забыть о своей безопасности, и это не может не вызывать восхищения.

5 абзац: литературный аргумент

Для родителей всегда на первом месте будет безопасность детей. Чтобы убедиться в этом, вспомним произведение И.С.Тургенева "Воробей", в котором птица ринулась спасать своего выпавшего из гнезда воробьишку от собаки. Хотя собака казалась воробью громадным чудовищем, он не смог усидеть на высокой безопасной ветке: сила родительской любви сбросила его оттуда.

6 абзац: аргумент из жизненного опыта

А сколько историй связано с животными, которые рискуя собственной жизнью, а иногда и жертвуя ей, спасали своих детёнышей из огня. Знаменитая кошка Скарлетт прославилась на весь мир, после того как вынесла из охваченного пожаром гаража пятерых новорождённых котят. У неё уже были обожжены лапы и морда, повреждены глаза, но животное раз за разом возвращалось в объятое пламенем помещение, чтобы спасти всех малышей.

7 абзац: заключение

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что материнская любовь не знает преград. Она сильнее страха смерти. Ведь, если детям угрожает опасность, мать готова пожертвовать всем, что у неё есть, даже собственной жизнью.

Вариант № 5.

Часть 1

Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

((1)Генная инженерия - это направление современной науки, которое основано на переносе нужных генов от живых организмов одного вида
в организмы другого вида, часто очень далёкого по своему происхождению. (2)Так, <…> удалось встроить в генотип бактериальной клетки гены, кодирующие такой важный белок, как интерферон. (3)Интерферон образуется в лейкоцитах крови человека в ответ на вирусную инфекцию и обеспечивает защиту организма человека от вирусов.

С помощью генной инженерии, основанной на переносе нужных генов от одного вида живых организмов в другой, учёным удалось встроить в генотип бактериальной клетки гены, кодирующие интерферон, который обеспечивает защиту организма человека от вирусов.

Учёным-генетикам удалось исключить из генотипа клетки интерферон, тем самым обеспечив защиту человека от простудных заболеваний.

Гены, которые кодируют интерферон - важный белок, защищающий человеческий организм от вирусов, учёным-генетикам удалось встроить в генотип бактериальной клетки, что стало возможным благодаря современным достижениям в области генной инженерии.

С помощью генной инженерии, в основе которой лежит клеточная селекция, учёным удалось получить такой важный белок, как интерферон, который снижает количество лейкоцитов в крови.

Генная инженерия - это направление современной науки, которое основано на искусственном выведении генов.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

несмотря на это,

например,

во-вторых,

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЕСПЕЧИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБЕСПЕЧИТЬ , -чу, -чишь; -ченный; сов.

Ответ: ___________________________.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

облилАсь

дозвонЯтся

нАживший

Ответ: ___________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Сквозь КАМЕННОЕ выражение лица на секунду промелькнула робкая улыбка, и Евгений Иванович вопросительно посмотрел на Машеньку.

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ депутата в вопросах сельского хозяйства помогла достаточно быстро и квалифицированно решить многие проблемы.

На тёмной листве блестели ДОЖДЕВЫЕ капли.

ВЕЧНАЯ пыль покрывала всю мебель, и помещение произвело на нас удручающее впечатление.

Он стал ЗАЧИНАТЕЛЕМ нового анимационного жанра.

Ответ: ___________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку изапишите слово правильно.

поднялся более ВЫШЕ

ПОЕЗЖАЙ вперёд

ЧЕТВЕРО саней

ПОПРОБУЕМ решить

нет ВРЕМЕНИ

Ответ: ___________________________.

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

А) нарушение в построении

предложения с причастным

оборотом

Б) ошибка в построении

сложного предложения

В) нарушение в построении

предложения с несогласованным

приложением

Г) нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Мне захотелось узнать, как разводить первоцветы и ухаживать за ними.

Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящего за его состоянием.

Согласно плану в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу.

В энциклопедии «Жизни замечательных людей» много интересных биографий.

В марте те, кто достиг 18 лет, участвовал в выборах Президента Российской Федерации.

Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая.

Мне была поручена главная роль в школьном спектакле «Дон Кихот».

Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.

Изучая фольклор, композитор создал прекрасные лирические произведения.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

созн..вать

разг..реться

мен..джмент

выст..лить

оп..раясь

Ответ: ___________________________.

9 . Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

в..плеск, ра..двинуть

пр..людный, пр..чёска

от..гнул, поз..крывал

с..грал, дез..нфекция

пре..сказал, о..давал

Ответ: ___________________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Луков…ца

Расстра…ваться

Звоноч…к

Ответ: ___________________________.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

бор..шься

слыш..мый

знач..мый

Ответ: ___________________________.

12 . Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО .

Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мы так и остались в (НЕ)ДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился.

Невозможно овладеть высшей математикой, (НЕ)ЗНАЯ элементарных математических понятий.

Нельзя допустить ничем (НЕ)ОПРАВДАННОЕ отрицание нового в науке.

Героине (НЕ)СУЖДЕНО было связать свою жизнь с жизнью любимого человека.

Когда Артур выбрался на противоположный берег, то оказался у ранее (НЕ)ЗАМЕЧЕННОГО им загона для овец.

Ответ: ___________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений (НА) СЧЁТ условий поединка.

(В) ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В) ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.

(В) СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.

Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В) СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.

(В) ТЕЧЕНИЕ всего июня собирают землянику, а (ПО) ПОЗЖЕ, в июле, - малину.

Ответ: ___________________________.

14. пишется Н.

На письме(1)ом столе - рукопись рассказа «Старуха», кожа(2)ая папка для бумаг, серебря(3)ый бювар с монограммой «И.Б.», тяжёлая стекля(4)ая чернильница с медной крышечкой.

Ответ: ___________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужнопоставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын - будущий художник Михаил Врубель.

2) Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.

3) Повесть Е.И. Замятина «На куличках» полна любви и сострадания к соотечественникам и выражает протест против общественных условий.

4) С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.

5) Здесь заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.

16 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

Молодой сокол (1) неожиданно высоко (2) взлетев над равниной (3) исчез с летнего неба (4) очертив пространство над горизонтом.

Ответ: ___________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

В природе (1) бесспорно (2) нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё спят в каменных домах люди, а лес (3) напротив (4) полнится жизнью: начинают радостно петь птицы, шелестит листва, трепещут бабочки.

Ответ: ___________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Ударил гром (1) раскаты (2) которого напоминали мне (3) звук страшного землетрясения.

Ответ: ___________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Нежность - самый кроткий, робкий, божественный лик любви. (2)Любовь-страсть - всегда с оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. (4)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. (5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности - слова уменьшительные, идущие от сильного
к слабому.

(11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь - единоборство.

- (15)Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи - ну-ка, кто кого?

(19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть - все молодцы и герои. (21)Кто познал нежность - тот отмечен.

(22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных.

(25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. (27)Настоящий больной был только один - злющий старик, поправлявшийся от тифа.

(28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что-то поправляла около своего больного. (33)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала:

Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». (37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его развлечение. (41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет.

(43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией.

(44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания. (47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету.

- (48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд.

(49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся.

- (50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! - бешено зашипел он.

(51)Она побледнела и вся как-то опустилась.

- (52)Но ведь ты же... - растерянно лепетала она. - (53)Ведь ты же всегда интересовался...

- (54)Никогда я не интересовался! - всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. - (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть!

(57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал.

(По Н.А. Тэффи*)

* Надежда Александровна Тэффи (1872-1952) - русская писательница, поэтесса, мемуарист и переводчик.

20 . Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Ответ: ___________________________.

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Ответ: ___________________________.

22. Из предложений 5-10 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ: ___________________________.

23. Среди предложений 28-34 найдите такое, которое связано с предыдущим
с помощью союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «В тексте анализируется проблема, волнующая людей на протяжении веков. Чтобы выразить своё понимание любви и нежности, автор использует приём - (А)__________ (предложения 2, 3 - 4, 5) и синтаксическое средство - (Б)__________ (в предложениях 1, 9). Создать образ нежной жены писательнице помогает троп - (В)__________ («тревожно-счастливыми глазами» в предложении 30) и синтаксическое средство - (Г)__________ («как трепетная птица» в предложении 29)».

Список терминов:

сравнительный оборот

разговорные слова

ряды однородных членов предложения

противопоставление

фразеологизмы

парцелляция

риторические вопросы

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Конец формы

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

например

наживший

выше или более высокий

сознавать

прилюдныйпричёска

звоночек

борешься

недоумение

такженасчёт

сильногослабому

Трудная дорога домой
Таисия Ермакова о своем опыте ухода и возвращения в храм.

…В 15-16 лет наступил переломный момент. Я не назову его кризисом веры, потому что не усомнилась в Боге, но в храм стала ходить все реже и реже. Просто мне захотелось узнать больше: быть как все. Как магнитом меня потянуло в шумные компании, в бесконечные флирты, алкоголь, сигареты… И не знаю, вернулась бы я в Церковь, если б не мама…

Когда мне было лет шесть, моя мама нашла утешение в православной вере и повела за собой нас, своих (на тот момент троих) детей. Помню, мне было интересно в храме: много народу с детишками, красиво поют, батюшка ласковый. В общем, в том возрасте храм быстро стал родным. Конечно, длинные службы утомляли, конечно, хотелось посидеть или пошуметь, но Причастие — кульминация богослужения, что понимали даже мы, дети — было долгожданным и радостным.

Помню, какой волнительной стала для меня первая исповедь: в шесть лет я заявила, что хочу исповедаться, как и все дети в этом возрасте, считая себя взрослой. Перечисляла свои детские грехи и обмирала: вдруг я совсем плохая, вдруг Господь не примет мою исповедь?.. Батюшка отнёсся ко всем моим словам очень серьезно и отпустил грехи. Момент лёгкости от первой исповеди незабываем: из-под епитрахили просто вылетаешь, как на крыльях!

Но первые яркие впечатления быстро сменились рутиной, привычкой. С каждым годом взросления появлялось всё больше лени, раздражения по отношению к храму. И это ещё были только «первые ласточки»…

Наша мама всегда была довольно мягким человеком, и в храм по воскресениям она поднимала нас ласково — без упреков, нотаций и уж тем более без крика, но, тем не менее, настойчиво. И я до сих пор считаю, что это очень важно для матери — быть спокойной, но настойчивой. Мы же были как маленькие упрямые барашки!

Лет этак до пятнадцати Причастие и Исповедь были частью моей жизни. Это сложно объяснить словами, но почему-то мне это просто было нужно и все. Просто ты тянешься к этому как к жизненной необходимости, тянешься сквозь детскую вредность и бунт… Но в 15-16 лет наступил переломный момент. Я не назову его кризисом веры, потому что не усомнилась в Боге, как, к сожалению, бывает. Просто мне захотелось узнать больше…

Первая подростковая любовь, шумные компании, запретные поцелуи, алкоголь и сигареты — всё это просто тянет к себе магнитом! Погружаясь в это, ты постепенно отходишь от храма. Сначала ходишь через раз, потом — через два и так далее.

В свои 16 я мучилась от желания быть как все, зная, что многое из того, что принято «у всех», Богом совсем не заповедано. Металась, исповедалась в самом страшном и… снова уходила грешить. Я искала себя в бесконечном флирте с молодыми людьми, один сменял другого… Из раза в раз повторялась одна и та же картина: нагуляешься, дойдёшь до какой-то грани, когда душу совсем уж нестерпимо терзает грех, и бежишь в храм.

А мама? Маме я врала, но, конечно, она о чём-то догадывалась. Её мудрость была в том, что она старалась мне доверять — и я бесконечно благодарна ей за это. Мама окружала нас, своих детей, любовью и молитвой. А что еще можно поделать? Ни для кого не открою Америку, если скажу, что крики, понукания, подзатыльники и упрёки вызывают только протест и обиду. А от мамы исходила безусловная, неизменная любовь ко мне. И, конечно, её пример. Ещё маленькой я запомнила выражение её лица, когда она стояла на службе: покаянное, благодатное и умиротворенное. Это всегда производило на меня сильное впечатление. Поэтому пример и любовь — главные причины, по которым я всё-таки в какой-то момент выкарабкалась.

Духовник в мои редкие исповеди у него иногда строго выговаривал, но всегда был бесконечно терпелив к моим выходкам. Только глаза становились очень грустные… Он старался приобщить меня к жизни православной молодёжи, предлагал сходить на православные семинары, жалел меня, когда я рыдала. И всегда принимал назад. Снова и снова я думаю сейчас: а как ещё можно было со мной поступить тогда? Тянуть в храм силой? Запереть дома? Везде таскать с собой, чтоб оградить от дурного?

Молодежные семинары не помогали: они казались скучными, казалось, что молодые люди там слишком правильные, я им не ровня. Порой чудилось, что они поглядывают на меня свысока. Скоро мне стало казаться, что ничего нового и на исповеди я уже не услышу: батюшка увещевал меня словами из Евангелия, которые я и так знала с детства, а я ждала слов, лично обращенных ко мне. Сейчас я понимаю, что ничего нового не нужно: Господь все сказал в Евангелии, нужно просто верить.

Все эти сомнения не отменяли того факта, что после исповеди мне становилось легче. Я не раз давала себе обещания: всё, не вернусь к прежнему! Но возвращалась.

Просто подростку почему-то нужно настрадаться, повариться в этой каше из страстей и грехов! Мне даже думается, что эти страдания подростку нравятся — такой шквал эмоций, буря новых впечатлений, всё так интересно и захватывающе. Но… до определенного момента. Какой-то частью себя подростки понимают, что надо прислушаться к словам Евангелия, к советам взрослых, но отвергают и то, и другое, потому что им надо самим пройти своим путем, путем проб и ошибок, и самим сделать выбор — куда идти дальше.

В 18 лет я встретила своего мужа, мы расписались спустя 3 месяца после знакомства. И в течение первого года нашей совместной жизни наступил момент истины. Если раньше я легко меняла молодых людей, то теперь встал вопрос о сохранении семьи. В семье, как известно, нужно жить не для себя, что мне, эгоистке, было бесконечно сложно! Мы часто ссорились, и мало-помалу я истощила все свои духовные запасы. Встал выбор: либо снова уплыть в грехи с новой пассией, либо держаться за горячо любимого, но такого «вредного» мужа. А без помощи Божией держаться было невозможно. К тому же сыграл роль мамин пример: я видела ее самоотдачу в семейной жизни, и мне все больше хотелось быть по-настоящему любящей, верной и заботливой, как она. И опять же: это невозможно без Бога!

Думаете, это легко: преодолеть себя, прийти в храм спустя продолжительное время, исповедаться за всё прошедшее, смиренно попросить совета и молитв? Очень непросто. Но как только ты сам принимаешь это решение, решение вернуться, Господь раскрывает объятия. Это действительно так. Подросток ушёл, но вернулся, побитый, зато живой!

Сейчас я уже сама мама, моему малышу 2 месяца. При каждой возможности я несу его в храм причащать и сама причащаюсь. Мне немного страшно, я волнуюсь за его будущее, за обстановку в обществе к моменту, когда он подрастет. Но я верю, что любовью, молитвой и Причастием Святых Тайн мой малыш с раннего детства встанет на верный путь, а если собьется с него когда-нибудь, то так же, как и его мама, найдёт свою дорогу Домой.

Дети — наши «зеркала»
Ирина Копчинская, мама Таисии, о родительском смирении и праве детей на ошибки

…Вот и встает вопрос, как мы живем с нашими детьми: общей, глубокой и насыщенной жизнью в Боге или трепыхаемся в разрушительной суете и бесплодных эгоистических переживаниях?.. В чем же мой материнский труд, помимо всего уже сделанного в меру моих сил? Думаю — в сохранении любви, доверия и дружбы с вырастающими, пытающимися стать самостоятельными детьми…

Слушая свою взрослую дочь, узнаю неизвестные мне события из ее юношеской жизни. И думаю: как таинственно действует Промысл Божий в нашей жизни. Когда родитель видит свое новорожденное дитя, мне кажется, в его сердце не может не отпечататься тот незамутненный образ Божий, который так и остается в сердечной памяти на всю жизнь. И когда грех начинает искажать этот образ, именно родительское сердце болезнует и печалится.

Но не надо забывать, что родительские страдания — зеркальное отражение той боли, которую родители причиняют детскому сердцу своими грехами и страстями. Все, что мы делаем, мы видим в наших детях — в наших «зеркалах». И это не только справедливо, но и милосердно. Это наш шанс к покаянию, это очистительная боль. Если бы я сразу понимала это, то я бы так не бунтовала в то время, когда мои подростки начинали совершать свои ошибки. Сейчас думаю, сколько лишних бурных движений души вылилось на моих детей. Сколько всего я не успела, не разглядела, не сумела. Да, наверное, и не могла, слепая, неумелая… Вот Господь милостиво через моих детей открывал мне глаза, смирял и умудрял меня.

Труднее всего было с сыном. Случалось, когда я в бессилии кричала и раздражалась на него, батюшка говорил мне на исповеди: «Ты учишь сына нарушать Евангелие». Это было неожиданно —я же права, он делает или не делает то-то и то-то! Но разве криком и пеной у рта кого-то убедишь?

Когда я пришла в Церковь со своей сложной, грешной, израненной судьбой, мне хотелось просто никогда больше не выходить из храма. Но и церковное становление дорогого стоило. Вход в грех —копейка, выход — рубль. Но меня никто не заставлял, это был мой выбор и, конечно, Божья милость. И если бы не так, мне было бы не выдержать борьбы. И если подросток добровольно не выберет для себя Церковь, ему не устоять.

Вот и встает вопрос, как мы живем с нашими детьми: общей, глубокой и насыщенной жизнью в Боге или трепыхаемся в разрушительной суете и бесплодных эгоистических переживаниях? Могу ли я во всей полноте знать, до какой степени мои грехи и ошибки отразились на душах моих детей? Значит, я должна доверить Господу и мое, и их спасение и исправление. В чем же мой материнский труд, помимо всего уже сделанного в меру моих сил? Думаю — в сохранении любви, доверия и дружбы с вырастающими, пытающимися стать самостоятельными детьми.

И еще я спрашиваю себя: а хотела бы я, чтобы в моей жизни не было моих ошибок, трудностей, переживаний, даже несчастий? Конечно, есть то, чего я никогда бы не хотела совершить, но без испытаний не было бы и меня, не было бы моего пути, моего познания. И моя мама не могла меня защитить от ошибок, которые причиняли ей огромную боль.

Вот еще слова священника на исповеди: «Когда дети нас не слушаются, надо благодарить Бога. Как нас смирять? Самый короткий путь — через наших детей».

Мы хотим счастья и добра нашим детям. Дорогие родители, давайте внимательно посмотрим, может, Господь тоже хочет этого нашим «неслухам», может, просто это мы сами те «неслухи», которым надо что-то пронзительно важное услышать? Может, Бог не Прошка, видит немножко…

Не как у людей
Ирина Кислина об отсутствии гарантий и пользе строгости к себе

У меня всё не как у людей. Пришла я в Церковь в то время, когда многие подростки, воспитанные с детства в церковных семьях, из нее уходят. У меня не было никаких строгих правил, меня никто не заставлял строго поститься и носить только платочки и юбки в пол. С самого начала все эти страшилки 90-х годов вроде протоколов сионских мудрецов я считала чем-то маргинальным и не относящимся к Церкви.

Однако как пришла в Церковь в 15 лет, с той же легкостью в 17 лет я ушла оттуда в «свободное» плавание под названием «Бог в душе». Ушла для того, чтобы вернуться через несколько лет. Но за эти несколько лет натворить я успела очень много ненужного. Нужного тоже успела, конечно.

Оглядываюсь назад и не понимаю: в чем, собственно, была проблема? Кажется, всё было так, как правильно. В Церковь я пришла, перейдя из обычной школы в православный лицей. Перешла я туда из протеста против своей обычной школы, в лицее преподавала моя активно воцерковлявшаяся в то время тётя. А родительская семья была совершенно светской: мама скорее принадлежит к тем самым 80%, которые веруют, но ничего не соблюдают, а папа и вовсе атеист, только в последнее время ставший верить во что-то «большее», вроде «Битвы экстрасенсов» по телевизору, но 15 лет назад эти слабости ему были чужды.

За переходом в лицей последовало и начало церковной жизни. Нас никто этого делать не заставлял, большинство детей были из таких же семей, что и моя, но было интересно. Нам очень повезло с храмом, который считался «лицейским», и его настоятелем. Батюшка обладал способностью к самому главному — он нас очень любил. Больше я ничего не помню из того времени — никакой особой приходской жизни не было. По крайней мере, я в ней никак не участвовала и даже ее не замечала, если она и была. Просто приходила на службу и грелась в этой любви. Исповеди были разговорами, целование креста после службы всегда сопровождалось батюшкиным «хождением в народ» и большой радостью этого самого народа, что священник с крестом не стоит на одном месте, а идёт навстречу. О водосвятных молебнах и вовсе молчу: тут был неподдельный детский восторг и обливание водой. И откуда столько любви было у человека?! Столько, что хватало всему приходу…

Однако школа закончилась, с ней прервалась и моя церковная жизнь. Университетская реальность оказалась захватывающей. А вместе с ней и первая любовь с ее соблазнами. Влюбилась я, как водится, в 17 лет, впервые и навсегда. Так с совестью и договорилась: ну ведь всё равно будем всегда вместе, поженимся, ну зачем тогда ждать? Мы и правда подали заявление в ЗАГС, но тут вмешались мои родственницы и отговорили меня от этого шага. Я продолжала ходить в храм два раза в год — на Рождество и Пасху. Не причащалась уже, конечно. Просто ходила. Не всегда в «свой», но чаще всего туда — там и одноклассники собирались, и другие выпускники школы. Тоже в большинстве своем два раза в год.

Жизнь шла своим чередом, первая любовь, конечно, осталась только первой и вполне себе временной — через три года мы расстались. И вот тогда я пустилась «во все тяжкие». Влюбилась в махрового атеиста, который на первом же свидании спросил меня, зачем я ношу крестик. Я не нашлась, что ответить. Зачем? В моей жизни было всё, кроме Бога. Крестик я тогда сняла.

Правда, привычка ходить на рождественские и пасхальные службы у меня оставалась. В одну пасхальную ночь я и поняла,что всё, больше дороги назад нет: для меня всё тут, в храме, чужое. Я несколько раз за службу выбегала на бульвар послушать музыку в плеере и все ждала окончания службы, чтобы поболтать с ребятами. Не помню, кстати, болтали ли мы тогда. Помню только, что батюшка меня не узнал, когда я подошла ко кресту. Странно и холодно всё было.

Летом после этой Пасхи мы расстались с атеистом. Расставались очень тяжело, с моими истериками, бессонными ночами, кучей алкоголя. У меня начался один скоротечный роман, а после его окончания стало совершенно непонятно, как жить.

Всё было очень глупо. На Рождество я снова пошла в храм. Только чуть-чуть подготовилась. Ну как? Подобрала наряд и попыталась настроиться на службу. Получилось. С того, уже далекого сейчас Рождества, можно начинать отсчитывать мое возвращение. Оно тоже не было гладким, опять были перерывы, опять были блуждания, но насовсем я больше не отрывалась.

Чего же не хватило в те школьные годы, чтобы так не блуждать? Ведь обычно говорят о том, что детей и подростков от Церкви отгоняет взрослая строгость и непомерные требования. У меня всего этого не было. А уход всё равно был. Глупый очень. У меня есть только один ответ, и он нелестный для меня. Скорее всего, я просто играла в Церковь и церковную жизнь как таковую. Искренне играла, но именно играла. Не было внутренней работы над собой, всё было внешним.

Но любовь всё побеждает. Та батюшкина любовь, с которой он всегда ко мне относился, победила внешнее. Вернулась-то я, будем честными, все за той же любовью. Туда, где было тепло. А дальнейшие поиски — это уже совсем другой разговор.

История не терпит сослагательного наклонения. Но меня в последнее время не оставляет вопрос: а не было бы лучше, если бы у нас были тогда построже правила? Если б к нам относились не как к младенцам, требуя только причастия на голодный желудок, а предъявляли бы более серьезные требования и ставили бы более серьезные задачи? Я сейчас уже сама мама и стараюсь думать о христианском воспитании детей. Конечно, молочные продукты для роста необходимы. Но настолько ли необходимы сладости? Может быть, надо было ограничивать в развлечениях? Или, например, вряд ли подростковому организму могло принести непоправимый вред воздержание от всего скоромного в первую седмицу Великого поста. Да и на Страстной.

Возможно, тогда было бы больше протеста, но через этот протест не могло бы произойти, получиться ещё чего-то иного? Может быть, осознанность проснулась бы? Может быть, опыт аскезы дал бы что-то нужное? Вот с одеждой была некая строгость. У нас было подобие школьной формы — девушки должны были ходить в юбках. Не обязательно длинных, но точно не мини. Это правило вызывало некоторый протест, но и научило все же одеваться в подходящую одежду.

Могла ли строгость в другом быть полезной? Лично мне кажется, да. Опыт поста, который я получила не так давно, мне многое дал. Опыт ежедневной молитвы, которая происходит не только тогда, когда тебе вздумается, а когда надо, тоже даёт многое. Это все делает человека чуть более ответственным, чуть более зрелым и чуть более сознательным.

Но этого уже не узнать, конечно. Нет у истории сослагательного наклонения, нельзя вернуться и что-то изменить. Можно только жить, держась за Господа и не убегая в дальние дали, даже когда очень не хочется и ничего толком не понимаешь. И стараться воспитывать своих детей. Но и тут надо осознавать, что никаких гарантий нет. Есть ли вообще правильная система воспитания? Я сомневаюсь. У каждого из нас свой опыт и свой путь к Богу. И у наших детей он тоже свой, личный. И ошибки им предстоит делать свои…


До моего слуха стал доноситься однообразный слабенький писк, настолько слабенький, что сначала я хоть и слышал его, но как-то не обращал внимания, как-то он не мог "допищаться" до меня. Может быть, спутывался сначала с писком и щебетанием птиц, а потом уж и выделился, чтобы завладеть вниманием.

Я прислушался и понял, что пищит не одно существо, а несколько, и где-то очень близко, чуть ли не у моих ног.

Сделав несколько шагов по берегу, я прислушался еще раз и тут увидел у носка моего, самому мне показавшегося огромным резинового сапога крохотную ямочку, оставленную некогда коровьим копытом. В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа, беспомощные, как все детеныши.

Детеныши были величиной со взрослых мышей или, лучше сказать, с кротов, потому что больше походили на них окраской своих мокреньких шубок. Их копошилось там штук шесть, причем каждый старался занять верх, так что они вслепую все время перемешивались клубочком, попирая и топча наиболее слабеньких.

Ямка находилась как раз на границе земли и воды. Но вода продолжала неумолимо подниматься. Она скопилась холодной лужицей на дне убежища, где два слепеньких существа лежали, не двигаясь, то ли захлебнувшись, то ли их затоптали в слепой борьбе за существование их же "братишки" и "сестренки".

Мне захотелось узнать, чьи это детеныши, и я стал оглядываться. Из-за верхушки ольхи, судорожно, непрерывно загребая лапками, чтобы удержаться на одном месте (течение сносило ее), глядела на меня своими черными бусинками выхухоль. Встретившись со мной глазами, она быстро, испуганно поплыла в сторону, но невидимая связь с коровьим копытцем держала ее, как на нитке. Поэтому поплыла выхухоль не вдаль, а по кругу. Она вернулась к ольховому кусту и снова стала глядеть на меня, без устали гребя на одном месте.

Копытце при нормальной высоте было далеко от берега. Значит, можно было предположить, что мать, когда вода хлынула в нору, сумела перетащить детенышей на сухое высокое место. Скорее всего, копытце было не первым убежищем. Но все предыдущие тоже заливало водой, как залило теплую нору, как зальет через четверть часа и это студеное, с лужицей на дне копытце.

Выхухоль держалась на воде метрах в двух от меня, что невероятно для этого крайне осторожного, крайне пугливого зверька. Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детеныши кричали так тревожно и так призывно!

Я наконец ушел, чтобы не мешать матери делать свое извечное дело спасать своих детей. Может быть, она перетащит их еще на новое место, и хоть снова начинается дождь, и в конце концов вряд ли ее детеныши выйдут целыми из этой передряги, как уж не вышли те двое, что лежат на дне ямки, - живой думает о живом.

Я направился домой. Поддавшись невольной сентиментальности, я думал о том, что у меня тоже есть дети. Я старался вообразить бедствие, которое по масштабу, по неожиданности, по разгулу и ужасу было бы для нас как этот паводок для бедной семьи зверушек, когда пришлось бы точно так же тащить детей в одно, в другое, в третье место, а они гибли бы в пути от холода и от борьбы за существование, и кричали бы, и звали бы меня, а я не имел бы возможности к ним приблизиться.

Перебрав все, что подсказывало воображение, я остановился на самом страшном человеческом бедствии. Название ему - война.

Дождь усиливался с минуты на минуту, он больно сек меня по лицу и рукам. На землю спустилась черная, ненастная ночь. В реке по-прежнему прибывала вода.

В небе, выше дождя, превыше ночной темноты, так, что едва доносился звук, неизвестно куда и неизвестно откуда летели птицы, созданные из огня и металла.

Если бы они и могли теперь взглянуть со своей высоты на землю и на меня, идущего по ней, то я им показался бы куда мельче, куда микроскопичнее, чем полчаса назад казались мне слепые, озябшие детеныши выхухоли, лежащие на самом краю земли и стихии.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В подмосковных усадьбах расцветала отечественная культура. (2) (...) их называли «русским Парнасом». (3)В историю русского изобразительного искусства навсегда вошли, например, Абрамцево и Мураново с их живописными окрестностями, которые прославили Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Подмосковные усадьбы Абрамцево и Мураново с их живописными окрестностями справедливо называли «русским Парнасом».

2. Отечественную культуру прославили признанные мастера живописного искусства: Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова.

3. Живописные окрестности Муранова и Абрамцева прославили Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова, чьи имена навсегда вошли в историю русской живописи.

4. Подмосковные усадьбы, например Абрамцево и Кусково, называли «русским Парнасом», так как именно здесь расцветала отечественная культура.

5. Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова прославили Мураново и Абрамцево, в которых, как и в других подмосковных усадьбах, зародилась и развивалась отечественная культура.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Поскольку

4. Поэтому

5. Несмотря на это

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОРИЯ, -и, ж.

1. Действительность в её развитии, движении. Законы истории.

2. чего. Ход развития, движения чего-нибудь. История нашей дружбы. История болезни (карта, в которой регистрируются изменения в состоянии больного).

3. Процесс развития человеческого общества в целом, прошлое, сохраняющееся в памяти человека. События, вошедшие в историю. История мира.

4. чего или какая. Наука о развитии какой-нибудь области природы, знания. Естественная история (устар.). История театра.

5. Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории.

6. Происшествие, событие, преимущественно неприятное (разг.). Попасть в историю. Целая история произошла с кем-нибудь.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ободрИшься

ходАтайствовать

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Водолазы исследовали ГЛИНИСТОЕ дно реки.

2. Радость от успеха незаметно для него переросла в ГОРДЫНЮ.

3. Сегодня я совершил УДАЧЛИВУЮ покупку - приобрёл полное собрание сочинений А.С. Пушкина.

4. Старушка была чем-то расстроена и говорила ПЛАКСИВЫМ голосом.

5. НЕПРОГЛЯДНЫЙ туман окутал окрестности.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. ЛЯЖЬТЕ на пол

2. ДВУМЯСТАМИ рублями

3. НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНО

4. пяти ГЕКТАРОВ

5. немного ПОМИДОРОВ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) Мне захотелось узнать, как разводить первоцветы и ухаживать за ними.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящего за его состоянием.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Согласно плану в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) В энциклопедии «Жизни замечательных людей» много интересных биографий.
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) В марте те, кто достиг 18 лет, участвовал в выборах Президента Российской Федерации.
6) Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая.
7) Мне была поручена главная роль в школьном спектакле «Дон Кихот».
8) Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.
9) Изучая фольклор, композитор создал прекрасные лирические произведения.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

неразб...риха

д...фференцировать

ут...пический

ун...кальный

пр...тендовать

9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..правил, ра..делил

пр..высил, пр..колол

на..строил, по..пункт

под..брал, н..правил

пр..дорогой, пр..зыв

10

уклонч...вый

присва...вать

продл...вать

подмиг...вать

изменч...вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

увид...вший

замет...шь

завис...мый

догон...шь

услыш...шь

12

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Положение было самое н(1)удобное: н(2)льзя было н(3) встать, н(4) сесть. Н(5) у кого из гостей, н(6) знавших Булгакова, н(7) было н(8)каких сомнений в том, что перед ними сидит молодой немец.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (ПО)ОСЕННЕМУ скупо, ЕЛЕ(ЕЛЕ) дымятся поля, пригретые первыми лучами восходящего солнца.

2. (ПО)ОДАЛЬ темнел КАКИМ(ТО) синеватым цветом сосновый бор.

3. На левом берегу берёзы растут просторно и весело, словно расставленные для КАКОЙ(ТО) игры по нескольку (В)МЕСТЕ.

4. (И)ТАК, несмотря на наши старания, всё осталось (ПО)ПРЕЖНЕМУ.

5. Время ТО(ЖЕ), что деньги: не растрачивайте его, и у вас будет его (В)ДОВОЛЬ.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

К берегу медле(1)о причаливала огромная баржа, груже(2)ая песком: люки её были выкраше(3)ы масляной краской; матросы отчая(4)о суетились.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом.

2. Взошло по-летнему жаркое солнце и обсушило свежо зеленеющую траву и листву на деревьях.

3. Дождь то тоскливо моросил то начинал отчаянно хлестать то прощально шелестел в кустах.

4. В современном театре существует множество проблем как экономического так и художественного характера.

5. Путешествие на лодке и пешком на велосипедах и на лыжах воспитывает в человеке волю и бесстрашие.

16

Уставшие от долгой дороги (1) они (2) обессилев (3) улеглись у (4) поваленной ветром (5) берёзы (6) покрытой какой-то растительностью.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Но, позвольте вас спросить, - после тревожного раздумья спросил заграничный гость, - как же быть с доказательствами бытия божия, коих(1) как известно(2) существует ровно пять?

А может(З) это и не он рассказывал, а просто я заснул и всё это мне приснилось?

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Поездка шла без особых приключений (1) но (2) когда до конца пути оставалось всего пять километров (3) машину неожиданно занесло (4) потому что лопнула шина.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Братья были похожи, как две капли воды, но расталкивались друг от друга как одноименные заряды.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

ОТ ОГНЯ К ОГНЮ

(1)Мой старый приятель, художник по профессии, недавно подарил мне свою картину с названием «Верба». (2)И сразу так ясно вспомнилось, как давным-давно ненастным весенним днём у себя на родине бродил я в Берёзовом логу - просторной лощине, заросшей тополем да вербой.

(З)День выдался неласковым. (4)Наверху, на песчаных буграх, пронзительно дул ветер. (5)Раскосмаченные серые тучи неслись по небу стремительно, низко, задевая маковки тополей. (6)Пустая земля, голые деревья, зябкость и сырость - словом, ненастье. (7)Я брёл и брёл, уже ругая себя за то, что выбрался из тепла, из дома.

(8)И вдруг возле ручья, в низине, скорее не увидел я, а почуял что- то необычное - словно солнечный свет, золотистое его сияние. (9)Я подошёл ближе: это цвёл невеликий вербовый куст.

(10)В белых серёжках его через серебряный ворс пробились жёлтые пыльники цвета. (11)И серёжки стали золотистыми. (12)Вербовый куст в ненастном пасмурном дне кротко сиял тёплым лампадным светом.

(13)Он светил, согревая вокруг себя землю, и воздух, и зябкий день.

(14)Согрел и меня.

(15)Прошло много лет. (16)Но я и теперь, через время, вижу тот пасмурный день и сияние золотого вербового куста.

(17)Огромный просторный мир: пустая земля, низкое небо, тополевые, ольховые голые ветки, песчаные бугры, меж них - неезженая дорога, - всё это зябко и сиро. (18)А рядом - малый куст золотой, словно лампада в красном углу. (19)Символ весны и жизни в ненастном дне.

(20)Всё это было давно. (21)Но так хорошо помнится! (22)А теперь ещё и картина висит, тоже светит.

(23)Когда-то я рассказывал о цветущей вербе своему приятелю-художнику. (24)Он, видно, запомнил. (25)Через столько лет, но написал картину. (26)Значит, и ему легло на душу. (27)Хотя что тут особенного?

(28)Просто пасмурный день и золотистая верба. (29)Но помнит сердце...

(З0)Сколько в жизни нашей таких вот тёплых минут, которые уйдут, но помнятся. (31)У каждого - своё.

(32)Память детства, один из обычных дней. (ЗЗ)Какое-нибудь утро ли, поздний вечер, когда склоняется к тебе мать ли, бабушка.

(34)Тёплые руки, доброе лицо. (35)Волна любви. (З6)Она проходит, но остаётся.

(37)А вот - малое дитя в колыбели. (38)Ещё несмышлёное, что-то лепечет. (39)Тянет руки к тебе, а глаза - такие счастливые... (40)Когда это было, господи... (41)Как давно.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...