Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Общая характеристика развития. определение понятий

На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.

Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.

В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.

Этапы развития

Способен к развитию активный и деятельный человек. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.

Концепцию ведущей деятельности разработал советский психолог А.Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позже его идеи развил Д.Б. Эльконин и другие ученые.

Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований индивида на очередной ступени его развития.

«По Д. Б. Эльконину»

Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:

  • Младенческий возраст – непосредственное общение со взрослыми.
  • Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится обращаться с простыми предметами.
  • Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игровой форме примеряет взрослые социальные роли.
  • Младший школьный возраст – учебная деятельность.
  • Подростковый возраст – интимное общение со сверстниками.

«По Э. Эриксону»

Психологические периодизации развития индивидуальности разрабатывали и зарубежные психологи. Наиболее известной является периодизация, предложенная Э.Эриксоном. По Эриксону формирование личности происходит не только в юности, но и в глубокой старости.

Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивида. Становление личности – это прохождение одного за другим психологических этапов развития. На каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида. Новообразования каждого из этапов – следствие развития индивида на предыдущем этапе.

Новообразования могут быть как положительными, так и . Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которой выделил и противопоставил психологические новообразования.

Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:

  • Первый год жизни человека – кризис доверия

В этот период особо важна роль семьи в формировании личности. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае появляется базовое доверие к миру, если формирование личности аномальное, образуется недоверие.

  • От одного года до трех лет

Самостоятельность и уверенность в себе, если процесс становления личности происходит нормально или неуверенность в себе и гипертрофированный стыд, если он аномальный.

  • Три – пять лет

Активность или пассивность, инициатива или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.

  • От пяти до одиннадцати лет

Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, ощущение бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.

  • От двенадцати до восемнадцати лет

Подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением. Если процесс формирования личности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но у него не получается разобраться в себе. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своих личных мировоззренческих установок.

  • От двадцати до сорока пяти лет

Это ранняя взрослость. У человека появляется желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом чувствует удовлетворенность от жизни. Ранняя зрелость – период, когда роль семьи в формировании личности снова выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а созданная самостоятельно.

Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности характера в это время могут перерасти в расстройства психики.

  • Средняя зрелость: сорок пять – шестьдесят лет

Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и обучает детей, достигает определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, коллегами, друзьями.

Если формирование личности благополучное, человек активно и продуктивно работает над собой, если нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, и озлобленностью.

  • После шестидесяти лет наступает поздняя взрослость

Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в старости:

  1. мудрость и душевная гармония, удовлетворенность прожитой жизнью, ощущение ее полноты и полезности, отсутствие страха смерти;
  2. трагичное отчаяние, ощущение того, что жизнь прожита зря, а прожить ее заново уже нельзя, боязнь смерти.

Когда этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.

Теории формирования

О том, как формируется личность, каждое направление в психологии отвечает по-своему. Есть психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения и другие.

Некоторые теории появились в результате многочисленных экспериментов, другие неэкспериментальные. Не все теории охватывают возрастной диапазон от рождения до смерти, некоторые «отводят» на формирование личности только первые годы жизни (обычно до совершеннолетия).

  • Наиболее целостной, совмещающей сразу несколько точек зрения, является теория американского психолога Эрика Эриксона. По Эриксону формирование личности происходит по эпигенетическому принципу: от рождения до смерти человек проживает восемь стадий развития, предопределенных генетически, но зависящих от социальных факторов и самого индивида.

В психоанализе процесс формирования личности – адаптация природной, биологической сущности человека к социальной среде.

  • Согласно основателю психоанализа З. Фреду, человек формируется, когда учится удовлетворять потребности в социально-приемлемой форме и вырабатывает защитные механизмы психики.
  • В противовес психоанализу, гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса, концентрируются на способности человека самовыражаться и самосовершенствоваться. Основная идея гуманистических теорий – самоактуализация, она же и основная человеческая потребность. К развитию человека подталкивают не инстинкты, а высшие духовные и социальные потребности и ценности.

Становление личности – это постепенное нахождение своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. Самоактуализирующийся человек активный, творческий, непосредственный, честный, ответственный, свободный от шаблонов мышления, мудрый, способный принять себя и других такими, какие они есть.

В качестве компонентов личности выступают следующие свойства:

  1. способности – индивидуальные свойства, определяющие успешность той или иной деятельности;
  2. темперамент – врожденные особенности высшей нервной деятельности, обуславливающие социальные реакции;
  3. характер – совокупность воспитываемых качеств, обуславливающих поведение по отношению к другим людям и самому себе;
  4. воля – способность достичь цели;
  5. эмоции – душевные волнения и переживания;
  6. мотивы – побуждения к деятельности, стимулы;
  7. установки – убеждения, взгляды, направленность.

РАЗВИТИЕ

РАЗВИТИЕ

Будучи характеристикой объектов, с более или менее сложным строением, процесс Р. отличается определ. структурой (механизмом). Рассматриваемый с этой т. зр. он представляет собой прежде всего совокупность ряда составляющих системы, участвующих в процессе. Одни из этих составляющих играют роль образующих процесса, другие – его условий. Образующие процесса, отвечающие на вопрос "что развивается?", представляют собой исходный пункт процесса; образующие, отвечающие на вопрос "во что развивается?", – результат процесса. И те и другие являются центральными, ведущими составляющими процесса Р. Если механизм Р. уподобить совокупности разновеликих и разнонаправленных сил, то "отрезок прямой", связывающий исходный пункт и результат процесса, будет как раз итогом, суммой всех этих сил, кратчайшим расстоянием, наиболее лаконично выражающим суть происходящих в процессе Р. преобразований в объекте, и одновременно "вектором", указывающим направление этих преобразований. Условия процесса – это те его составляющие, к-рые обеспечивают превращение исходного пункта в результат. Они отличаются от т.н. конкретно-историч. условий протекания Р.; последние связаны или с внешними признаками развивающегося объекта, или с факторами, лежащими за его пределами, относящимися к его взаимодействию с "соседними" системами, и определяют конкретную форму протекания процесса.

Р. представляет собой не всякое изменение в структуре объекта, но только т.н., качественное изменение. "... Развитие заведомо не есть простой, всеобщий и вечный рост, увеличение ( уменьшение) etc." (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 251). Структура объекта характеризуется тремя моментами: количеством составляющих (в этом смысле различают структуры двучленные, трехчленные, вообще n-членные), порядком их расположения (напр., структуры линейные и кольцевые) и характером зависимости между ними (напр., структуры обратимые, где все элементы "равноправны", и необратимые, где между элементами существуют отношения "господства" и "подчинения"). Качеств. характер изменений в процессе Р. находит свое выражение в том, что Р. есть переход от структуры одного качества (характеризующейся одним количеством, порядком и характером зависимости составляющих) к структуре др. качества (характеризующейся иным количеством или порядком, или характером зависимости составляющих). Следовательно, процесс Р. не совпадает только с изменениями в числе структурных составляющих объекта (простой рост или уменьшение их числа) и потому не может быть изображен как движение от структуры с n элементами к структуре с n + 1 или с n – 1 элементом. В процессе Р. элементы структуры могут не только возникать, но и исчезать, так что в определ. границах число их может оставаться постоянным. Кроме того, качеств. изменение структуры, появление в ней новых составляющих может иметь место и без видимого увеличения числа элементов, за счет перераспределения старых элементов, изменения характера отношений между ними и т.д. Главное же, в силу системного характера развивающегося объекта, – возникновение (исчезновение) в его структуре к.-л. составляющего никогда не равно только количеств. росту (уменьшению), не означает простого прибавления (вычитания) "одного", но ведет к возникновению множества новых связей и отношений, к преобразованию старых связей и т.п., т.е. сопровождается более или менее серьезным субстанциональным или функц. преобразованием всей массы составляющих внутри системы в целом. Структура объекта в исходном пункте Р. и объекта в результате Р. суть определ. состояния развивающегося объекта, ограниченные во времени, т.е. историч. состояния. Т.о., процесс Р., взятый с т. зр. его механизма в целом, есть ряд историч. состояний объекта в их связях, переходах от одного к другому, от предшествующего к последующему.

Важнейшей характеристикой Р. является время. Р. протекает во времени. Вместе с тем понятие "ход времени" не тождественно понятию "процесс Р.". Об этом говорит как то, что в определенных границах течение времени не сопровождается качеств. изменениями в объекте, так и то, что в одни и те же промежутки времени различные объекты способны проходить в своем Р. различные "расстояния" и наоборот: для прохождения аналогичных "расстояний" различным объектам требуется различное время. Иными словами, Р. того или иного объекта является функцией не объективного хода времени как такового, но жизнедеятельности самого объекта. В отличие от явлений движения, изменения, к-рые могут вызываться действием и внешних по отношению к движущемуся объекту сил, Р. представляет собой объекта – процесс, источник к-рого заключен в самом развивающемся объекте. Процесс такого рода описан, напр., Марксом применительно к Р. денег из товара (см. "Капитал" , т. 1, 1955, с. 94). Р. возникает в результате противоречий, борьбы нового и старого, борьбы "противоречивых, в з а и м о и с к л ю ч а ю щ и х, противоположных тенденций", свойственных объектам "природы (и духа и общества в том числе)", их преодоления, превращения в новые противоречия. "Развитие есть " " противоположностей" (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 358).

Процесс Р. характеризуется большим разнообразием конкретных видов и форм. Это обусловлено как общей природой развивающихся объектов (неорганической, биологической, социальной и т.п.), так и большей или меньшей сложностью их строения. В частности, Р. может приобретать форму превращения одного объекта в другой (напр., " труда из орудия превращается в машину..." – см. К. Маркс , Капитал, т. 1, с. 377), дифференциации объекта (ср. процесс дивергенции в биологии), подчинения одной системы другой и их преобразования (ср. процесс ассимиляции в социологии культуры) и т.д. и т.п. Различают две формы Р.: эволюционную и революционную (см. Эволюция и Революция). Первая Р. – это медленные, постепенные, нередко скрытые от глаз изменения в структуре объекта, их называют количеств. изменениями. Вторая форма Р. – это внезапные, резкие, скачкообразные, т.н. качеств. изменения в структуре объекта, связанные с коренными преобразованиями во всем его строении. Между этими двумя формами Р. существует сложная диалектич. связь. Эволюция подготавливает революцию, ведет к ней и завершается ею. В свою очередь новое качество, приобретаемое объектом, снова ведет к этапу медленных количеств. накоплений. Т.о., каждый процесс представляет собой диалектич. единство прерывного и непрерывного, и наоборот.

Р. далее характеризуется определ. направленностью. Переход от одного состояния объекта к другому не есть повторение пройденного, не есть движение по кругу, хотя исторически позднейшие этапы и включают в себя немало моментов, присущих предшествующим этапам. Р. совпадает с поступат. движением к более развитому и совершенному или с движением в противоположном направлении. В этом смысле говорят о прогрессивном и регрессивном направлениях в Р. объекта, о восходящей и нисходящей линиях его Р. (см. Прогресс , Регресс). Р. материи и сознания, взятое в целом, отличается безусловной прогрессивной направленностью, есть бесконечное движение по восходящей спирали, движение противоречивое, включающее в себя отступления, возвращения назад, но в целом идущее от форм простых к формам сложным, от систем низших, примитивных, к системам высшим, высокоорганизованным.

Идея Р. находит свое выражение в принципе историзма и является одной из самых ведущих во всей истории философии, естествознания и обществоведения. В своем первоначальном наивном виде она была сформулирована уже в античной философии Гераклитом: "...все существует и в то же время не существует, так как все т е ч е т, все постоянно изменяется, все находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения" (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1966, с. 16). Огромный вклад в анализ Р. внесли Аристотель, Декарт, Спиноза, Кант, Ломоносов, Руссо, Дидро, Фихте, Гегель, Герцен, Сен-Симон, К. Ф. Вольф, Лаплас, Коперник, Лайель, Майер, Дарвин, Менделеев, Тимирязев, Вейсман и мн. др. философы, естествоиспытатели и социологи прошлого. В истории мышления, как и в совр. науке, существует два принципиально отличных друг от друга взгляда на Р. – и диалектический (см. В. И. Ленин, Соч., т. 38, с. 358).

Своего наивысшего выражения диалектич. подход к Р. достигает в системе диалектич. материализма, где идея Р., составляя основной методологич. принцип, впервые получает свое всестороннее , а само Р. впервые анализируется как естеств. процесс, идущий на основе объективных закономерностей (см. тамже, т. 21, с. 38). Формулируя осн. законы диалектики, являющиеся законами Р., диалектич. одновременно дает и метод науч. анализа процессов Р., их воспроизведения в мышлении.

Лит.: Кушнер П. И., Очерк Р. обществ. форм, 7 изд., М., 1929; Асмус В. Ф., Очерки истории диалектики в новой философии, , М.–Л., 1930; его же, Диалектика Канта, 2 изд., М., 1930; его же, Маркс и бурж. историзм, М.–Л., 1933; Кедров Б. М., О количеств. и качеств. изменениях в природе, [М.], 1946; его же, Отрицание отрицания, Μ., 1957; его же, О соотношении форм движения материи в природе, М., 1958; Проблемы Р. в природе и обществе. [Сб. ст.], М.–Л., 1958; Рубинштейн С. Л., О мышлении и путях его исследования, М., 1958; Лем Г., О переходе от старого качества к новому в обществ. Р., М., 1958; Шафф Α., Объективный характер законов истории, пер. с польск., М., 1959; Мелюхин С. Т., О диалектике Р. неорганич. природы, М., 1960; Грушин Б. Α., Очерки логики историч. исследования, М., 1961; Богомолов А. С., Идея Р. в бурж. философии 19–20 вв., М., 1962. См. также лит. при ст. Диалектика , Единство и борьба противоположностей, Переход количественных изменений в качественные , Отрицания отрицания закон, Прогресс .

Б. Грушин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

РАЗВИТИЕ

РАЗВИТИЕ - высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому. Всякое развитие характеризуется специфическими объектами, структурой (механизмом), источником, формами и направленностью.

В соответствии с признанием многообразия форм существования материи и сознания различают развитие неорганической материи (ее физической и химической форм), органической материи (ее биологической формы), социальной материи (ее общественно-экономической и политической форм) и сознания (таких его форм, как наука, мораль , идеология, правосознание, религия и др.). Вместе с тем все эти различные типы развития характеризуются рядом существенных общих моментов и признаков касающихся в первую очередь, специфики самих развивающихся объектов. Если процесс изменения схватывает любые объекты, любые их стороны, то процесс развития - далеко не всякое изменение объекта, а лишь то, которое связано с преобразованиями во внутреннем строении объекта, в его структуре, представляющей собой совокупность функционально связанных друг с другом элементов, отношений и зависимостей. Поэтому в материальном и духовном мире, где все без исключений предметы и явления пребывают в состоянии постоянного движения, изменения, о развитии можно говорить лишь применительно к объектам с тем или иным (простым или сложным) системным строением.

Будучи свойством лишь системных объектов, процесс развития сам отличается определенной структурой (механизмом). Рассматриваемый с этой точки зрения он представляет собой определенного рода связи между совокупностью составляющих системы, участвующих в процессе. Одни из этих составляющих играют роль образующих процесса, другие - его условий. Образующие процесса, отвечающие на вопрос “что развивается?”, представляют собой исходный пункт процесса, образующие, отвечающие на вопрос “во что развивается?”, - результат процесса. Если механизм развития уподобить совокупности разновеликих и разнонаправленных сил, то “отрезок прямой”, связывающий исходный пункт с результатом процесса, будет как раз итогом, суммой всех этих сил, кратчайшим расстоянием, наиболее лаконично выражающим суть происходящих в объекте преобразований, и одновременно вектором, указывающим направление этих преобразований. Условия процесса - это те составляющие объекта, которые обеспечивают превращение исходного пункта в результат, споспешествуя или препятствуя такому превращению. В качестве части механизма развития их следует отличать от т. н. конкретно-исторических условий процесса, которые связаны с внешними обстоятельствами “жизни” объекта и определяют внешнюю форму протекания развития.

Развитие представляет собой не всякое, но лишь т. н. качественное изменение в структуре объекта. Если учесть, что любая характеризуется тремя параметрами: количеством ее составляющих; порядком их расположения друг относительно друга (ср., напр., структуры линейные и кольцевые) и характером зависимостей между ними (ср., напр., структуры с различными типами отношений по линии “господство - подчинение”), то развитие будет означать переход от структуры одного качества (с одним количеством, порядком и типом зависимостей составляющих) к структуре другого качества (с иным количеством, порядком и типом зависимостей составляющих). Следовательно, процесс развития не совпадает лишь с изменением (ростом или уменьшением) числа элементов структуры объекта и потому не может быть изображен как движение от структуры с я элементами к структуре с я и я” элементами. В процессе развития элементы структуры могут не только возникать, но и исчезать, так что в определенных границах общее число их может оставаться постоянным. Кроме того, качественное изменение структуры, появление в ней новых составляющих может иметь место и без видимого увеличения их количества, напр., за счет изменения функций старых элементов, характера отношений между ними и т. д. ГЛавное же, в силу системного характера развивающегося объекта, - возникновение или исчезновение в его структуре какого-либо составляющего никогда не равно только количественному изменению, простому прибавлению или вычитанию “одного”, но ведет к возникновению множества новых связей и зависимостей, к преобразованию старых и т. д., т. е. сопровождается более или менеесерьезным субстанциональным и/или функциональным преобразованием всей массы составляющих внутри системы в целом.

Структуры объекта в исходном и результирующем пунктах развития суть определенные состояния развивающегося объекта, ограниченные во времени, т. е. исторические состояния. Стало быть, процесс развития, взятый с точки зрения его механизма в целом, есть ряд исторических состояний объекта в их переходах от одного к другому, от предшествующего к последующему. Это означает, что развитие протекает во времени. Вместе с тем оно не тождественно понятию “ход времени”. И потому, что в определенных границах течение времени может не сопровождаться качественными изменениями в объекте (ср. ситуации, когда “время остановилось”), и потому, что в одни и те же промежутки времени различные объекты могут проходить в своем развитии неодинаковые “расстояния”. Иными словами, развитие того или иного объекта является функцией не объективного хода времени как такового, но жизнедеятельности самого объекта. В отличие от движения, изменения, которые могут вызываться действием и внешних по отношению к движущемуся объекту сил, развитие представляет собой самодвижение объекта - имманентный процесс, источник которого заключен в самом развивающемся объекте. Согласно гегелевской и марксистской философии, развитие является продуктом борьбы противоположностей, борьбы новых и старых составляющих объекта и являет собой процесс преодоления, “снятия” одних противоречий и их замещения иными, новыми.

Процессы развития характеризуются большим разнообразием конкретных видов и форм. Это обусловлено как различной общей природой развивающихся объектов (напр., биологической и социальной), так и большей или меньшей сложностью их строения. В частности, развитие может приобретать форму превращения одного объекта в другой (ср. переход политической системы общества от тоталитаризма к демократии), дифференциации объекта (ср. процесс дивергенции в биологии), подчинения одного объекта другим (ср. процесс ассимиляции в истории культуры) и т. д. На предельно высоком уровне генерализации среди всех процессов развития традиционно различают две взаимосвязанные друг с другом формы: эволюцию и революцию. Первая-это медленные, постепенные, нередко скрытые от глаз изменения в структуре объекта; вторые - внезапные, резкие, скачкообразные изменения. При этом, согласно тому же традиционному пониманию вещей, эволюция нередко подготавливает революцию, ведет к ней и завершается ею; а , напротив, сменяется новыми эволюционными изменениями. Вместе с тем данной дихотомии вполне очевидна. Во всяком случае в нее не вписывается новейший исторических преобразований в России. В этой связи названные формы развития должны быть дополнены, по-видимому, еще одной, отмечающей качественные изменение не просто структуры объекта, но самой его глубинной природы, его сути. В жизни общества - это смена исторических цивилизаций, длительные процессы изменений, включающие в себя как эволюционные, так и революционные формы и потому не могущие быть приравнены ни к тем, ни к другим как таковым.

Наконец, всякое развитие имеет ту или иную направленность. Переход от одного состояния объекта к другому не есть бесконечное повторение пройденного, не есть движение по кругу, хотя исторически позднейшие этапы в жизни объекта, как , включают в себя немало моментов, присущих предшествующим этапам. По своему доминирующему вектору развитие может совпадать с поступательным движением к более развитому и совершенному состоянию объекта или с движением вяротивоположном направлении. В этом смысле говорят о прогрессивном и регрессивном развитии объекта, или о восходящей и нисходящей линиях его развития. Согласно господствующим в философии представлениям, развитие материи и сознания, взятое в целом, представляет собой бесконечное движение по восходящей спирали, движение хотя и противоречивое, включающее в себя отступления, возвращения назад, но в принципе отличающееся все же скорее прогрессивной направленностью - идет от форм простых к формам сложным, от систем низших, примитивных к системам высшим, высокоорганизованным. Вместе с тем некоторые не разделяют подобных взглядов, противопоставляя им идеи исторического круговорота (А. Тойнби) или эсхатологическую картину “конца мира” (О. Хаксли). Идея развития находит свое выражение в принципе историзма и в этой связи является одной из центральных идей в истории философии, естествознания и обществоведения.



Развитие определяется как «направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта». Когда говорят о развитии человека, то прежде всего имеют в виду три области развития: физическую, когнитивную и психосоциальную. Общая характеристика областей развития представлена в табл. 9 (по Г. Крайгу).
В первую очередь нас будет интересовать психомоторное и когнитивное развитие, выражающееся в развитии соответствующих способностей, и формирование отдельных качеств личности.
При рассмотрении вопросов развития мы прежде всего уделим внимание детерминации этого процесса. Обычно развитие человека осуществляется системно во
всех трех областях, но при этом оно характеризуется неравномерностью и гетерохронностъю. Развитие описывается тремя процессами: созреванием, научением, социализацией. Когда развитие определяется генетическим кодом, говорят о созревании. «Процесс созревания состоит из последовательности предварительно (генетически) запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции». Созревание органов тела, психических функций и способностей идет с разной скоростью. «Термин старение относится к биологическим изменениям, происходящим после прохождения точки оптимальной зрелости».
Область
развития
Характеристика
Физическая Включает рост и изменение тела человека. Сюда входят как внешние проявления, например динамика роста и веса, так и внутренние: изменения костей и мышц, желез, мозга и органов чувств. К этой области также относятся физическое здоровье и двигательные навыки (например, ходьба, ползание, навыки письма)
Когнитивная Включает психические процессы, имеющие отношение к мышлению и решению проблем. Охватывает изменения, происходящие в восприятии, памяти, рассуждении, творческом воображении и речи
Психосоциальная Включает развитие личности и межличностных отношений. Эти две сферы развития взаимосвязаны и охватывают, с одной стороны, изменения Я-концепции, эмоций и чувств, а с другой - формирование социальных навыков и моделей поведения

Таблица 9

Научением определяют широкий круг процессов формирования индивидуального опыта. Развернутая характеристика различных типов научения дана нами в работе. Основополагающую роль научение играет и в процессах развития способностей. При этом научение выступает как процесс приобретения интеллектуальных операций и схем их использования в различных ситуациях.
Социализация есть «процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; социализация включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование». Социализация осуществляется в процессе взаимодействия субъекта и его социального окружения. Уже в младенческом возрасте не только мать воздействует на младенца, задавая формирование его индивидуального опыта, но и младенец воздействует на мать, определяя ее поведение. Процесс социализации продолжается всю жизнь человека, является реакцией на изменение его жизненных условий: поступление в школу, профессиональная деятельность, вступление в брак или развод, выход на пенсию и т.д. Социализация проявляется в формировании духовных способностей и личностных качеств.
В процессе развития три отмеченных процесса (созревание, научение и социализация) тесно взаимодействуют друг с другом. Созревание функциональных систем способствует научению, научение обусловливает освоение интеллектуальных операций и схем их использования, социализация формирует нравственные устои личности, которые обусловливают формирование жизненных целей и освоение определенных видов деятельности, а все это, в свою очередь, приводит к развитию способностей и личностных качеств, необходимых для выполнения конкретной деятельности.
Необходимо также остановиться на двух понятиях: «критический период» и «готовность». Под критическим периодом понимается единственный отрезок времени, в течение которого определенный средовой фактор приводит к конкретным изменениям в развитии. Под готовностью также понимается некоторый период, когда внешние воздействия приводят к наилучшему научению. Правда, в отличие от критического периода, это научение может происходить и за пределами периода готовности, но с меньшей результативностью.
Очевидно, что такие периоды существуют и для развития способностей, но данный вопрос еще недостаточно изучен. В дальнейшем мы остановимся в основном на когнитивной области, при этом будем помнить, что развитие в этой области тесно связано с развитием в других областях.

Представлений о развитии как процессе и как деятельности почти достаточно для описания всего континуума исторических изменений человеческой реальности в рамках социально определенных ценностных оснований, целевых ориентиров и временных интервалов. Совокупность данных представлений позволяет не только в общем виде говорить о культурно-исторической обусловленности развития субъективности, внутреннего мира человека, а прямо теоретически и практически учитывать социально-исторический контекст процессов развития, раскрывать их содержание и способы организации в терминах данного контекста.

Однако необходимо ввести особое — третье — представление «о развитии вообще»: о саморазвитии, т. е. о развитии человеком своей собственной самости. В психологии речь должна идти о развитии по сущности человека — о саморазвитии как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Это означает, что в развитие человека включается еще одна детерминанта — ценностносмысловая. Развитие для человека — это цель, ценность, а иногда — и смысл его жизни.

Понимание развития как реального процесса в психологии имеет свою специфику. Природа психического как развивающегося процесса, основной способ существования психического в качестве процесса требуют использования понятий, которые могли бы отобразить развертывающуюся во времени организацию психического, выявить ее структуру, смену стадий и фаз процесса, взаимосвязь стадий и уровней развития.

Развитие представляет собой процесс разнонаправленных изменений. В онтогенезе, даже в пределах только сферы психического, существует значительная вариативность направлений развития и характера изменений. В одном и том же периоде развития некоторые системы и структуры совершенствуются, а другие регрессируют по уровню своего функционирования. Общее психическое развитие обнаруживает большую индивидуальную пластичность и может — в зависимости от условий жизни человека, от доминирующего типа развития — принимать разные формы. Выделяется два типа качественного преобразования объекта в процессе развития — прогресс и регресс.

Процесс развития не является простым продвижением в направлении все большей эффективности функционирования и совершенствования системы. На протяжении всего интервала жизни развитие состоит из сочетания приобретений и потерь. Психическое развитие человека есть всегда единство прогрессивных и регрессивных преобразований, но соотношение этих разнонаправленных процессов на различных этапах жизненного пути индивида существенно меняется. «Прогрессивное развитие, — пишет Л. И. Ан- цыферова, — являясь переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, включает и некоторые элементы регрессии: качественная направленность развития, актуализируя и создавая широкий спектр потенций психологического развития личности, в то же время ограничивает возможности ее становления в иных направлениях».

Для психологии существенно также представление о развитии как единстве процессов дифференциации и интеграции. Процесс развития есть движение от общего к частному, от форм однородных, целостных, глобальных к формам разнородным. Это — процесс расчленения, разделения, дифференциации объекта. Одновременно развитие — это процесс координации, соединения, интеграции отдельных составляющих объекта в целостные структуры. Оба процесса имеют всеобщий характер и взаимополагают друг друга. Как отмечает Н. И. Чуприкова, дифференциация и интеграция «раскрывают сущность развития как направленного изменения систем от менее упорядоченного к более упорядоченному состоянию, как рост их организации».

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Что такое процесс развития?

Отрывок изЭссе «Византизм иславянство»

ГлаваVI. Что такое процесс развития?

Теперь мне предстоит оставить навремя иславян, инаше русское византийство иотвлечься отглавного моего предмета очень далеко.

Япостараюсь, однако, насколько есть уменя уменья, быть кратким.

Яспрошу себя прежде всего: что значит слово «развитие» вообще? Его недаром употребляют беспрестанно внаше время. Человеческий умвэтом отношении, вероятно, нахорошей дороге; онприлагает, может быть, очень верно идею, выработанную реальными, естественными науками кжизни психической, кисторической жизни отдельных людей иобществ.

Говорят беспрестанно: «Развитиеума, науки, развивающийся народ, развитый человек, развитие грамотности, законы развития исторического, дальнейшее развитие наших учреждений» ит.д.

Все это хорошо. Однако есть при этом иошибки; именно при внимательном разборе видим, что слово развитие иногда Употребляется для обозначения вовсе разнородных процессов или состояний. Так, например, развитый человек часто употребляется всмысле ученый, начитанный или образованный человек. Ноэто вовсе неодно итоже. Образованный, сформированный, выработанный разнообразно человек ичеловек ученый— понятия разные. Фауст— вот развитый человек, аВагнер уГете— ученый, нововсе неразвитый.

Еще пример. Развитие грамотности внароде мне кажется вовсе неподходящее выражение.

Распространение, разлитие грамотности— дело другое. Распространение грамотности, распространение пьянства, распространение холеры, распространение благонравия, трезвости, бережливости, распространение железных путей ит. дВсе эти явления представляют нам разлитие чего-то однородного, общего, простого.

Идеяже развития собственно соответствует втех реальных, точных науках, изкоторых она перенесена висторическую область, некоему сложному процессуи, заметим, нередко вовсе противоположному спроцессом распространения, разлития, процессу какбы враждебному этому последнему процессу.

Присматриваясь ближе кявлениям органической жизни, изнаблюдений которой именно ивзялась эта идея развития, мывидим, что процесс развития вэтой органической жизни значит вотчто:

Постепенное восхождение отпростейшего ксложнейшему, постепенная индивидуализация, обособление, содной стороны, отокружающего мира, асдругой— отсходных иродственных организмов, отвсех сходных иродственных явлений.

Постепенный ход отбесцветности, отпростоты коригинальности исложности.

Постепенное осложнение элементов составных, увеличение богатства внутреннего ивтоже время постепенное укрепление единства.

Так что высшая точка развития нетолько ворганических телах, ноивообще ворганических явлениях, есть высшая степень сложности, объединенная неким внутренним деспотическим единством.

Самый рост травы, дерева, животного ит.д. есть уже осложнение; только говоря «рост», мыимеем ввиду преимущественно количественную сторону, анекачественную, нестолько изменение формы, сколько изменение размеров.

Содержание при росте количественно осложняется. Трава, положим, еще недала ницветов, ниплода, ноона поднялась, выросла, значит, если нам незаметно было никакого вней нивнутреннего (микроскопического), нивнешнего, видимого глазу, морфологического изменения, обогащения; номыимеем все-таки право сказать, что трава стала сложнее, ибо количество ячеек иволокон унее умножилось.

Ктомуже ближайшее наблюдение показывает, что всегда при процессе развития есть непрестанное, хоть какое-нибудь изменение иформы, как вчастностях (например, ввеличине, ввиде самих ячеек иволокон), так ивобщем (т.е. что появляются новые вовсе черты, дотоле небывалые вкартине всецелого организма).

Тоже ивразвитии животного тела, ивразвитии человеческого организма, идаже вразвитии духа человеческого, характера.

Ясказал: нетолько целые организмы, ноивсе органические процессы, ивсе части организмов, одним словом, все органические явления подчинены томуже закону.

Возьмем, например, картину какой-нибудь болезни.

(Яопасаюсь здесь упрека задлинноту иподробность того, что иные готовы счесть обыкновенным уподоблением. Уподобление нетолько красит речь, нодаже делает главный предмет более доступным иясным, если оно уместно икратко. Длинныеже, утомительные уподобления только путают иотвлекают мысль. Носпешу сознаться, что яимею здесь претензию нанечто гораздо больше, чем уподобление: яимею претензию предложить нечто вроде гипотезы для социальной или для исторической науки. Правли яилинет, хорошоли явыразил мою мысль или худо, это другой вопрос. Яхочу только предупредить, что дело здесь невуподоблениях, авжелании указать нато, что законы развития ипадения государств, по-видимому, вобщих чертах однородные нетолько сзаконами органического мира, ноивообще сзаконами возникновения, существования игибели (Enstehen, Oasem und Vergehen) всего того сущего, что нам доступно. Всякий знает, что государство падает, нокак? При каких признаках? Иестьли теперь такие Ужасные признаки? Укого? Вот цель! (Примеч. автора, 1874г.)).

Положим,— воспаление легких (pneumonia). Начинается оно большею частью просто, так просто, что его нельзя строго отличить вначале отпростой простуды, отbronchitis, отpleuri-tis иотмножества других иопасных, иничтожных болезней. Недомогание, жар, боль вгруди или вбоку, кашель. Еслибы вэту минуту человек умер отчего-нибудь другого (например, еслибы его застрелили), тоивлегких нашлибы мыочень мало изменений, очень мало отличий отдругих легких. Болезнь неразвита, несложна еще ипотому инеиндивидуализирована инесильна (еще неопасна, несмертоносна, еще мало влиятельна). Чем сложнее становится картина, тем вней больше разнообразных отличительных признаков, тем она легче индивидуализируется, классифицируется, отделяетсяи, сдругой стороны, тем она все сильнее, все влиятельнее. Прежние признаки еще остаются: жар, боль, горячка, слабость, кашель, удушье ит.д., ноесть еще новые: мокрота, окрашенная, смотря послучаю, откирпичного долимонного цвета. Выслушивание дает, наконец, специфический ronchus crepitans. Потом приходит минута, когда картина наиболее сложна: водной части легких простой ronchus subcrepitans, свойственный идругим процессам, вдругой ronchus crepitans (подобный нежному треску волос, которые мыбудем растирать медленно околоуха), втретьем месте выслушивание груди дает бронхиальное дыхание souffle tubaire, наподобие дуновения вкакую-нибудь трубку: это опеченение легких, воздух непроходит вовсе. Наконец может случиться, что рядом сэтим будет инарыв, пещера, итогда мыуслышим иувидим еще новые явления, встретим еще более сложную картину. Тоже самое нам дадут ивскрытия: 1) силу, 2) сложность, 3) индивидуализацию.

Еслиже дело кпобеде болезни, то, напротив, упрощается, или вдруг, или постепенно, картина самого организма.

Если дело идет квыздоровлению, тосложность иразнообразие признаков, составлявших картину болезни, мало-помалу уменьшаются. Мокрота становится обыкновеннее (менее индивидуализирована); хрипы переходят вболее обыкновенные, схожие схрипами других кашлей; жар спадает, опеченение разрешается, т.е, легкие становятся опять однороднее, однообразнее.

Если дело идет ксмерти, начинается упрощение организма. Предсмертные, последние часы увсех умирающих сходнее, проще, чем середина болезни. Потом следует смерть, которая, сказано давно, всех равняет. Картина трупа малосложнее картины живого организма; втрупе все мало-помалу сливается, просачивается, жидкости застывают, плотные ткани рыхлеют, все цвета тела сливаются водин зеленовато-бурый. Скоро уже труп будет очень трудно отличить отдругого трупа. Потом упрощение исмешение составных частей, продолжаясь, переходят все более иболее впроцессе разложения, распадения, расторжения, разлития вокружающем. Мягкие части трупа, распадаясь, разлагаясь насвои химические составные части, доходят докрайней неорганической простоты углерода, водорода икислорода, разливаются вокружающем мире, распространяются. Кости, благодаря большей силе внутреннего сцепления извести, составляющейих основу, переживают все остальное, ноиони, при благоприятных условиях, скоро распадаются, сперва начасти, апотом инавовсе неорганический ибезличный прах.

Итак, чтобы развитое мынивзяли, болезнили (органический сложный иединый процесс), или живое, цветущее тело (сложный иединый организм), мыувидим одно, что разложению исмерти второго (организма) иуничтожению первой (процесса) предшествуют явления: упрощение составных частей, уменьшение числа признаков, ослабление единства, силы ивместе стем смешение. Все постепенно понижается, мешается, сливается, апотом уже распадается игибнет, переходя внечто общее, несобой уже инедля себя существующее.

Перед окончательной гибелью индивидуализация как частей, так ицелого, слабеет. Гибнущее становится иоднообразнее внутренне, иближе кокружающему миру, исходнее сродственными, близкими ему явлениями (т.е. свободнее).

Так, яички всех самок ивнутренне малосложны, иближе корганизму матери, чем будут близки зародыши, исходнее совсякими другими животными ирастительными первоначальными ячейками.

Разные животные зародыши отделънее яичек имеют уже большеих микроскопических отличий друг отдруга, они уже менее сходны. Утробные зрелые плоды еще разнороднее иеще более отдельны. Это оттого, что они исложнее, иединее, т.е. развитее.

Младенцы, дети еще сложнее иразнороднее; юноши, взрослые люди, довпадения вдряхлость, еще иеще развитее. Вних все больше ибольше (помере истепени развития) сложности ивнутреннего единства, ипотому больше отличительных признаков, больше отдельности, независимости отокружающего, больше своеобразия, самобытности.

Иэто, повторяем, относится нетолько корганизмам, ноикчастямих, ксистемам (нервной, кровеносной ит.д.), каппаратам (пищеварительному, дыхательному ит.д.); относится икпроцессам нормальным ипатологическим; даже иктем идеальным, научным, собирательным единицам, которые зовутсявид, род, класс ит.д.Чем выше, чем развитеевид, род, класс, тем разнообразнее отделы (части, их составляющие), асобирательное, целое все-таки весьма едино иестественно. Так, собака домашняя— животное, весьма развитое; поэтому-то отделение млекопитающих, которое известно под названием домашняя собака,— отделение весьма полное, имеющее чрезвычайно много разнообразных представителей. Род кошек (вшироком смысле), четверорукие (обезьяны), позвоночные вообще— представляют, при всем своем необычайном разнообразии, чрезвычайное единство общего плана. Это все отделения весьма развитых животных, весьма богатых зоологическим содержанием, индивидуализированных, богатых признаками.

Тоже самое мыможем наблюдать иврастительных организмах, процессах, органах иврастительной классификации поотделам, пособирательным единицам.

Все вначале просто, потом сложно, потом вторично упрощается, сперва уравниваясь исмешиваясь внутренне, апотом еще более упрощаясь отпадением частей иобщим разложением, доперехода внеорганическую «Нирвану».

При дальнейшем размышлении мывидим, что этот триединый процесс свойствен нетолько тому миру, который зовется собственно органическим, но, может быть, ивсему существующему впространстве ивремени. Может быть, онсвойствен инебесным телам, иистории развитияих минеральной коры, ихарактерам человеческим; онясен входе развития искусств, школ живописи, музыкальных иархитектурных стилей, вфилософских системах, вистории религийи, наконец, вжизни племен, государственных организмов ицелых культурных миров.

Янемогу распространяться здесь долго иразвивать подробно мою мысль. Яограничусь только несколькими краткими примерами иобъяснениями. Например, для небесного тела:

а) период первоначальной простоты: расплавленное небесное тело, однообразное, жидкое;б) период срединный, тосостояние, которое можно назвать вообще цветущей сложностью: планета, покрытая корою, водою, материками, растительностью, обитаемая, пестрая; в) период вторичной простоты, остывшее или вновь, вследствие катастрофы, расплавленное тело ит.д.

Мызаметим тоже ивистории искусств: а) период первоначальной простоты: циклопические постройки, конусообразные могилы этрусков (послужившие, вероятно, исходным образцом для куполов ивообще для круглых линий развитой римской архитектуры), избы русских крестьян, дорический орден ит.д., эпические песни первобытных племен; музыка диких, первоначальная иконопись, лубочные картины ит. д.;б) период цветущей сложности: Парфенон, храм Эфесской Дианы (вкотором даже наколоннах были изваяния), Страсбургский, Реймский, Миланский соборы, св.Петра, св.Марка, римские великие здания, Софокл, Шекспир, Данте, Байрон, Рафаэль, Микеланджело ит.д.; в) период смешения, перехода вовторичное упрощение, упадка, замены другим: все здания переходных эпох, романский стиль (доначала готического иотпадения римского), все нынешние утилитарные постройки, казармы, больницы, училища, станции железных дорог ит.д.Вархитектуре единство естьто, что зовут стиль. Вцветущие эпохи постройки разнообразны впределах стиля; нет ниэклектического смешения, нибездарной старческой простоты. Впоэзии тоже: Софокл, Эсхил иЕврипид— все одного стиля; впоследствии всё, содной стороны, смешивается эклектически ихолодно, понижается ипадает.

Примером вторичного упрощения всех прежних европейских стилей может служить современный реализм литературного искусства. Внем есть нечто иэклектическое (т.е. смешанное), иприниженное, количественно павшее, плоское. Типические представители великих стилей поэзии все чрезвычайно несходны между собою: уних чрезвычайно много внутреннего содержания, много отличительных признаков, много индивидуальности. Вних много итого, что принадлежит веку (содержание), итого, что принадлежитим самим, их личности, тому единству духа личного, которое они влагали вразнообразие содержания. Таковы: Данте, Шекспир, Корнель, Расин, Байрон, Вальтер Скотт, Гёте, Шиллер.

Внастоящее время, особливо после 48-го года, все смешанное исходнее между собою: общий стиль— отсутствие стиля иотсутствие субъективного духа, любви, чувства. Диккенс вАнглии иЖорж Занд воФранции (яговорю про старыеее вещи), как они ниразличны друг отдруга, нобыли оба последними представителями сложного единства, силы, богатства, теплоты. Реализм простой наблюдательности уже потому беднее, проще, что внем уже нет автора, нет личности, вдохновения, поэтому онпошлее, демократичнее, доступнее всякому бездарному человеку ипишущему, ичитающему.

Нынешний объективный, безличный всеобщий реализм есть вторичное смесительное упрощение, последовавшее затеплой объективностью Гете, Вальтера Скотта, Диккенса ипрежнего Жорж Санда, больше ничего.

Пошлые общедоступныеоды, мадригалы иэпопеи прошлого века были подобнымже упрощением, понижением предыдущего французского классицизма, высокого классицизма Корнелей, Расинов иМольеров.

Вистории философии тоже: а) первобытная простота: простые изречения народной мудрости, простые начальные системы (Фалес ит. п);б) цветущая сложность: Сократ, Платон, стоики, эпикурейцы, Пифагор, Спиноза, Лейбниц, Декарт, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель; в) вторичное упрощение, смешение иисчезновение, переход всовершенно иное: эклектики, безличные смесители всех времен (Кузен); потом реализм феноменальный, отвергающий отвлеченную философию, метафизику: материалисты, деисты, атеисты. Реализм очень прост, ибо ондаже инесистема, атолько метод, способ: онесть смерть предыдущих систем. Материализмже есть бесспорно система, но, конечно, самая простая, ибо ничего неможет быть проще игрубее, малосложнее, как сказать, что всё вещество ичто нет ниБога, нидуха, нибессмертия души, ибо мыэтого невидим инетрогаем руками. Внаше время это вторичное упрощение философии доступно нетолько образованным юношам, стоящимеще, полетам своим, настепени первобытной простоты, настепени незрелых яблок, или семинаристам циклопической постройки, нодаже парижским работникам, трактирным лакеям ит.п.Материализм всегда почти сопровождает реализм; хотя реализм сам посебе еще инедает права нинаатеизм, нинаматериализм. Реализм отвергает всякую систему, всякую метафизику; реализм есть отчаяние, самооскопление, вот почему онупрощение! Наматериалистическиеже выводы онправ все-таки недает.

Материализм, сосвоей стороны, есть последняя изсистем последней эпохи: онцарствует дотехпор, пока тотже реализм несумеет иему твердо сказать свое скептическое слово. Заскептицизмом иреализмом обыкновенно следует возрождение: одни люди переходят кновым идеальным системам, удругих является пламенный поворот крелигии. Так было вдревности; так было вначале нашего века после реализма иматериализма XVIIIстолетия.

Иметафизика, ирелигия остаются реальными силами, действительными, несокрушимыми потребностями человечества.

Томуже закону подчинены игосударственные организмы, ицелые культуры мира. Иуних очень ясны эти три периода: 1) первичной простоты, 2) гнетущей сложности и3) вторичного смесительного упрощения. Оних яповторю особо, дальше.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...