Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

«Определение поэзии», анализ стихотворения Бориса Пастернака. Анализ стихотворения пастернака поэзия

Борис Пастернак был одним из ярких и противоречивых писателей первой половины 20 века. Его лирика имеет философскую направленность. Его ранние стихотворения отличаются прямолинейностью без скрытого смысла. Но в то же время в некоторых из них чувствуется влияние символизма. "Определение поэзии" Пастернака, анализ которого представлен ниже, является попыткой автора понять предназначение поэзии.

Немного об особенностях творчества

Анализ "Определения поэзии" Пастернака лучше начать со знакомства с особенностями творчества этого писателя. Становление его литературной деятельности пришлось на непростые годы для страны. В ту пору многие творческие личности предавались философским размышлениям.

Не мог оставаться в стороне от философских споров и Борис Пастернак. Поэт хотел понять предназначение поэзии, определить, какое место она занимает в жизнях людей. В анализе "Определения поэзии" Пастернака стоит отметить, что автор описывает свои размышления при помощи возвышенных фраз. Это стихотворение было написано в 1917 году, оно имеет философское направление.

Стихотворный размер

В анализе "Определения поэзии" Пастернака следует определить стихотворный размер и способ рифмования. В этом произведении всего 16 строк, и в них поэт попытался определить предназначение поэзии. Оно написано анапестом.

Анапест - это трехстопный размер, в котором ударение ставится на последний слог. Способ рифмования - перекрестный.

Главная тема произведения

В анализе "Определения поэзии" Пастернака основное внимание следует уделить основной теме стихотворения. Для того чтобы определить место поэзии, автор прибегает к символизму. Но некоторые созданные им образы показались читателям и критикам довольно сложными, поэтому Пастернаку даже пришлось объяснять их значение.

Но эти несколько вычурные образы только подчеркивают, что именно литературный язык помогает создавать удивительные и прекрасные вещи, которыми так ценна поэзия. При этом, чтобы в стихотворных строках выразить свою мысль, нужно придерживаться лаконичности и емкости слога. Поэт уверен, что только в поэзии можно найти именно те слова, которые помогут раскрыть всю красоту мира.

Также в анализе "Определения поэзии" Пастернака нужно рассказать и об образе Вселенной. Примечательным является то, что поэт пишет это слово с маленькой буквы. Человек является частью окружающего мира, и он неразрывно связан с миром. Все образы созданные Пастернаком отличаются яркостью красок и выразительностью, которые привлекают к строкам большее внимание читателя.

Литературные тропы и художественные средства выразительности

В анализе стихотворения Пастернака "Определение поэзии" нужно определить, какие литературные приемы использовал поэт для написания произведения. Борис Леонидович не скупился на художественные средства выразительности, чтобы его творение получилось звучным и поэтичным.

Он прибегнул к излюбленному приему символистов - аллитерации. В одних строках происходит нарастание раскатистого звука "Р", в других же происходит создание звукового эффекта за счет шипящих и свистящих согласных. Еще мелодичности словам придают олицетворения и сравнения. Борис Леонидович использовал и анафору: в произведении несколько раз повторяется слово "это". Данный прием придает дополнительную выразительность образам.

В этом стихотворении Пастернак отдает предпочтение коротким и безличным предложениям. Это подчеркивает его мнение о том, что в поэзии важно быть лаконичным и емким. Также таким синтаксисом он подчеркнул некую стихийность непредсказуемость поэзии: ведь поэт не знает, какое стихотворение у него в итоге получится. Отличается данное творение и вычурными метафорами, которые делают стихотворение намного выразительнее.

Стихотворение Бориса Пастернака оказалось достаточно сложным для восприятия. Но в его строках чувствуется особое очарование, простота. От них словно веет поэтическим волшебством. Образы, описанные в этих строках, отличаются точностью формулировок. Сложный поэтический язык был свойственен символизму, который был доминирующим литературным направлением в 20 веке. Символизм оказал большое влияние на творчество поэта.

Это был анализ стиха Пастернака "Определение поэзии".

Материалы по теме:

  • Анализ стихотворения Вхожу я в темные храмы по плану
  • Анализ стихотворения Июль Пастернака: особенности композиции
  • Стихотворные размеры: как определять? Названия стихотворных размеров

/ / / Анализ стихотворения Пастернака «Определение поэзии»

Стихотворение «Определение поэзии» относится к раннему периоду творчества Б. Пастернака, который отличается оригинальными метафорами, символами, соединяет в себе черты символизма и футуризма, имеет легкий философский подтекст. Тем не менее, авторская мысль не прячется за тропами и читатель сразу понимает, что хотел сказать поэт.

Тема стихотворения «Определение поэзии» – попытка объяснить сложное явление искусства, найти его истоки. Автор доказывает, что поэзию нельзя определить сухими терминами из словаря, ведь она – порыв души, воодушевление природы и вселенной.

В центре произведении – лирический герой, который пытается дать определение поэтическому искусству. Но он не ищет ответ в библиотеке, не спрашивает у «разумных» мужей. Герой полагается на свои наблюдения, считает, что поэзия – это «свист», «щелканье льдинок», «слезы вселенной в лопатках». Для объяснений он собирает вечные звуки и образы, которые ассоциируются с поэзией. Лирический герой намекает, что она является сплетением старого, вечного и нового: «Это - с пультов и с флейт - Figaro // Низвергается градом на грядку».

Многие поэты акцентируют на том, что лучшая пора для создания шедевров, идущих от сердца – ночь. И Пастернак не исключение. Он в один голос с лирическим героем утверждает, что поэзия – «Всё, что ночи важно сыскать». Но отыскать это – полдела, нужно еще донести «звезду» (метафорическое название поэзии) другим.

В последних строках с помощью метафоры воспроизводится жизнь поэтов-современников Б. Пастернака. Лирический герой намекает на то, что произведения современных авторов должны хохотать наперекор всем невзгодам, но даже это им не под силу, ведь вселенная глухая. Под образом вселенной автор скрывает общество и власть.

Поэзию также можно считать самостоятельным образом стиха. Ее определению посвящаются два катрена. На протяжении всего стихотворения создается впечатление, что поэзия – это прекрасный сад с соловьями и флейтами, который является связующим звеном между человечеством и вселенной, космосом.

Каждая строка произведение «Определение поэзии» – оригинальное художественное средство. Поэт использует метафоры (первые два куплета; «небосвод завалился ольхою»), эпитеты (глубокие доньи; трепещущие, мокрые ладони), символы (звезда, вселенная). Стих написан так, что смысл тропов можно понять только из целостного текста.

Стихотворение состоит из четырех катренов с перекрестной рифмой, стихотворный размер – четырехстопный хорей. В некоторых катренах кажется, что поэт не сильно заботится о точности рифмы, гораздо важнее для него – передать смысл. Особенность стиха – тесная связь заголовка и основного текста: без названия очень сложно определить, о чем идет речь. Тем не менее, сухое название «Определение поэзии» контрастирует с сочными строками произведения.

Стихотворение Б. Пастернака «Определение поэзии» – новое, интересное видение поэтического искусства, которое соединяет в себе художественное и философское начало.

Анализ стихотворения Б. Пастернака «Определение поэзии»

Каждый крупный поэт в своем творчестве пытается объяснить феномен поэзии, описать процесс вдохновения, передать свои ощущения при рождении стихов. У Бориса Пастернака целый цикл стихотворений посвящен этой теме («Определение творчества», «Определение поэзии», «Стихи мои, бегом, бегом...», «Про эти стихи», «Поэзия», «Смерть поэта» и другие).

Стихотворение «Определение поэзии» занимает в этом ряду важное место. Ввиду его небольшого объема приведем стихотворение полностью.

Это - круто налившийся свист,

Это - щелканье сдавленных льдинок,

Это - ночь, ледянящая лист,

Это - двух соловьев поединок.

Это - сладкий заглохший горох,

Это - слезы вселенной в лопатках,

Это - с пультов и флейт - Фигаро Низвергается градом на грядку.

Все, что ночи так важно сыскать На глубоких купаленных доньях,

И звезду донести до садка На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде - духота,

Небосвод завалился ольхою,

Этим звездам к лицу б хохотать,

Ан вселенная - место глухое.

По степени выраженности авторской идеи, по использованным языковым средствам и приемам стихотворение можно разделить на две равные части. Первая его часть представляет собой цепь метафор, составляющих семантико-образный каркас всего текста. Первые две строфы организованы как двусоставные синтаксические конструкции, построенные по принципу структурного параллелизма (кроме последнего предложения «Это - с пультов и флейт - Фигаро...»"). Между главными членами в этих предложениях - длительная интонационная пауза, функцию предиката в них выполняют цельные метафорические сочетания - «круто налившийся свист», «щелканье сдавленных льдинок», «ночь, леденящая лист», «двух соловьев поединок» и т.д. Главные слова в этих сочетаниях (свист, щелканье, горох, ночь, слезы и др.) теряют номинативное значение, закрепленное за ними в системе языка, и получают новое контекстуальное значение: «круто налившийся свист» - это свист при максимальном физическом напряжении, «щелканье сдавленных льдинок» - это быстрый, энергичный и в то же время очень хрупкий звук, «слезы вселенной в лопатках» (слово лопатки в данном случае означает стручки гороха) - это когда космическая энергия, энергия Вселенной воплощается в энергию зреющих в темноте горошин. Как видим, степень отрыва контекстуального значения от нормативного у Б. Пастернака очень велика. Однако, в результате взаимодействия ассоциативных полей метафор достаточно четко передается конкретное авторское представление о предмете, явлении.

Все четыре первые строки рисуют картину летней ночи и захлебывающихся от усердия соловьев, здесь используется следующая тематическая лексика - свист, щелканье, ночь, соловьев поединок. Получается, что в первой строфе поэт пытается выразить свое понимание поэзии через образ поющих соловьев. В самом деле, пение соловья - великое чудо, при котором поражает, как механический набор звуков рождает в душе такую гармонию, сладостное упоение, что на какой-то момент природа и человек сливаются в единое целое: человек благоговейно слушает маленькую птичку, одарившую его еще одной тайной бытия. Для Б. Пастернака поэзия - это тот же надрыв, физическое изнеможение ради рождения великой гармонии.

Во второй строфе цепь метафор-предикатов («сладкий заглохший горох», «слезы вселенной в лопатках », «низвергается градом ») рисуют картину расщелкивающихся стручков гороха, который как рассыпавшиеся бусы, как выпущенные на волю звуки веселого Моцарта... Казалось бы, странный выбран образ для определения поэзии. Но какой точный! Словосочетание «сладкий заглохший горох» вызывает ассоциации с летом, детством, когда ручки тянутся к загадочной коробочке-стручку, сжимают его, и оттуда сыплются сладкие зеленые шарики. С помощью такого рода ассоциаций поэт стремится передать тайну написания стихов: они долго зреют в нем самом под воздействием неких космических энергий, ему самому неведомых. Собраны они из следов детских впечатлений, а потом неожиданно строки стремительно покидают родившее их лоно и катятся в столетия.

Таким образом, для определения поэзии Б. Пастернаком заданы два образа, каждый из которых, рисуя общую картину, вносит что-то свое, специфическое.

Следует особо отметить роль анафорического местоимения это в данном стихотворении. Оно повторяется в каждом предложении первых двух строф, задавая им определенную динамику. Кроме того, это придает каждой строке ритмическую четкость, выражающуюся в обязательном повышении голоса в начале каждой строки. Тем самым это способствует реализации установки поэта на восприятие каждой строки по отдельности. Такой повтор на базе дактилической стопы делает текст энергичным, заразительно активным, экономным в средствах выражения.

Подобное построение стиха мы встречаем у А. Ахматовой, тоже пытавшейся определить поэзию:

Это - выжимки бессонниц,

Это свеч кривых нагар,

Это - сотен белых звонниц Первый утренний удар...

Это - теплый подоконник Под черниговской луной,

Это - пчелы, это - донник,

Это - пыль, и мрак, и зной

(А. Ахматова. Про стихи).

Два поэта перекликаются друг с другом. Для каждого из них поэтическая строка - это закодированная маленькая Вселенная, в которой живут привычные вещи и происходят обыкновенные события, которые как раз благодаря своей простоте и обыденности помогают понять самые сложные законы бытия.

В первой части стихотворения (в первых двух строфах) Б. Пастернак подготавливает к пониманию сказанного дальше. В следующих двух строфах поэт создает образ ночного звездного неба, где ночь - живое существо, заглядывающее в венчики цветов, чтобы узнать их тайны. Олицетворение, выстроенное автором, помогает почувствовать почти физически связь человека-поэта и звездного неба («и звезду донести до садка на трепещущих мокрых ладонях»).

Мотив воды, введенный Б. Пастернаком за счет употребления слов одной лексико-семантической группы (купаленный, садок, мокрый, вода), делает созданный образ зримым, почти реальным. Кажется, что звезду на самом деле можно поймать в садок, сделать своей, ощутить ее влажый холод. Но только поэту доступно такое, и это не иллюзорное восприятие мира, не плод его фантазии, поэт действительно может ощутить, как растет трава, ибо для того, чтобы родились стихи, нужно находиться в совершенно особом состоянии, как бы в другом измерении, когда концентрация твоих внутренних сил столь высока (Б. Пастернак выразил это состояние метафорой - «площе досок в воде - духота»), что уже не различаешь землю и небо, все сливается в едином космическом пейзаже («небосвод завалился ольхою»), и у звезд появляются лица.

Поэт так глубоко проникает в недра бытия, что способен понять и почувствовать и жизнь маленькой горошины, и жизнь далеких светил.

В третьей строфе Б. Пастернак определяет поэзию как вообще все, заменяя при этом указательное местоимение это на более абстрактное и всеобъемлющее по семантике местоимение все.

В последней строфе стихотворения, в его последней строке заключена та самая мудрость, изначально постичь которую может лишь поэт.

Легкая самоирония заложена в стилистически устаревшем противительном союзе ан (вместо но), с которого начинается эта строка - «Ан вселенная - место глухое». Поэт грустно улыбается, потому что именно он знает, что даже если слышать, как хохочут звезды, все равно о них ничего не узнаешь. Это великая загадка Бытия. Так и поэзия - это тайна тайн, которую можно лишь пытаться определить. Она, подобно «месту глухому», манит к себе, заставляет вслушиваться и постигать, казалось бы непостижимое.

Таким образом, посредством нескольких ярких и сложных метафор Б. Пастернак доносит до читателя крайний субъективизм в своем восприятии поэзии, силой своей фантазии он создает ее образ, неожиданный и непростой.

«Определение поэзии» Борис Пастернак

Это — круто налившийся свист, Это— щелканье сдавленных льдинок. Это — ночь, леденящая лист, Это — двух соловьев поединок.

Это — сладкий заглохший горох, Это — слезы вселенной в лопатках, Это — с пультов и с флейт — Figaro Низвергается градом на грядку.

Всё, что ночи так важно сыскать На глубоких купаленных доньях, И звезду донести до садка На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде — духота. Небосвод завалился ольхою, Этим звездам к лицу б хохотать, Ан вселенная — место глухое.

Борис Пастернак - один из самых ярких писателей первой половины XX века. Его творческий потенциал начал формироваться в очень сложное для России время, на рубеже исторических эпох. В те времена представители литературной элиты серьезное внимание уделяли вопросам философии. Они постоянно спорили о роли личности в истории, предназначении творчества, гражданской позиции мастеров слова. Не оставался вне этих процессов и Борис Пастернак. Как и многие его современники, он пытался осмыслить и выразить свое понимание поэзии. В этом плане стихотворение «Определение поэзии» , написанное Пастернаком в 1917 году, можно считать программным. Автору в ту пору было всего двадцать семь, и вполне естественно, его взгляды на поэтическое слово претерпели со временем некоторые изменения. В стихотворении «Определение поэзии» явно ощущается влияние символизма , который господствовал в русской литературе серебряного века. Однако заметны и ростки футуризма - течения, к которому Пастернак был близок в тот период. В стихотворении «Определение поэзии» поднимается тема поэзии, дана попытка обозначить ее природу. Пытаясь дать определение поэзии, лирический герой охватывает взглядом, слухом и осязанием все окружающее. Поэзия предстает как выражение всего суще-го в его единстве и бесконечности. Чтобы выразить сущность искусства, лирический герой не находит ничего более емкого и точного, чем обращение к явлениям окружающего мира. Стихотворение условно можно разделить на 2 части. В первой части преобладают, преимущественно звуковые образы: «круто налившийся свист», «щелканье сдавленных льдинок», «двух соловьев поединок», «Figaro" низвергается градом на грядку». Во второй части произведения звуки приглушаются: здесь и «звезда на трепещущих ладонях», и тихий небосвод, «завалившийся ольхою». А в финале - пояснение: «Ан вселенная — место глухое». «Определение поэзии» - стихотворение небольшое, всего 16 строк. Написано анапестом . Рифмовка во всех строфах перекрестная - АВАВ. Стихотворение начинается анафорой, слово «это» подчёркнуто употребляется в начале каждой строки. Для лирического героя было особенно важно наполнить необыкновенной мощью внутреннюю часть стихотворения, вдохнуть в каждую строчку свой эмоциональный заряд. Внимание читателя притягивается яркостью красок и громкостью звуков, которыми поэзия, по убеждению лирического героя, призвана потрясать этот мир. Предметы и явления произведения оживают, они неразрывно связаны между собой. Образ Вселенной (это в стихотворении написано с маленькой буквы) не только опосредован, но и конкретно упоминается в середине и конце стихотворения. Человек - часть природы, как деревья, камни, звезды, капли дождя. Лирический герой не жалеет выразительных средств, чтобы зажечь читателя своей идеей. В стихотворении очень тонко применяется популярный прием символистов - аллитерация , когда несколько повторяющихся согласных придают стихотворению особую выразительность. Так, в конструкции «Figaro низвергается градом на грядку» постоянно нарастает звук «р», а в словосочетаниях: «круто налившийся свист», «щелканье сдавленных льдинок», «ночь, леденящая лист» - звуковой эффект создают шипящие и свистящие согласные. Красиво усиливают мелодичность текста олицетворения и сравнения : «небосвод завалился ольхою», «звездам к лицу б хохотать», «ночи так важно сыскать». Анализируя морфологические особенности стихотворения, замечаем, что наиболее употребляемой частью речи является имя существительное, что является характерной особенностью поэзии символистов. Необходимо обратить внимание и на оригинальный синтаксис стихотворения. Отдается предпочтение коротким безличным предложениям. Слова как бы стихийно вырываются из бездны. Подобная хаотичность свойственна дикой природе. Если в прозаическом произведении можно применять сложные предложения, то в поэтическом жанре все должно быть точно, емко, образно. Герой глубоко убежден, что такие «волшебные» слова знает только поэзия. Язык символов понятен не всегда и не всем. Особенно сложными для восприятия являются пятая и шестая строки стихотворения:

«Это - сладкий заглохший горох, Это - слезы вселенной в лопатках.»

В старину лопатками именовали стручки молодого гороха. Они рано или поздно раскроются, а горошины рассыплются, будут выплаканы. В стихотворении много контраста: Фигаро и грядка, небосвод и ольха, т. е. высокое неотделимо от низкого. В любой момент они могут поменяться местами. Это и есть литературное обрамление философского понятия о единстве и борьбе противоположностей. Таков и финал стихотворения, где «вселенная» лирического героя оказывается местом глухим.

На мой взгляд, автору удалось очень тонко и образно передать особенности своего понимания природы поэзии и предназначения творчества. В центре его поэтической вселенной прекрасно «уживаются» высокое и низкое: флейты, Фигаро, звезда и грядка, купаленные донья, доски. Поэзия для него - соединение слышимого и видимого, звуков и образов.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...