Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Понятие экстремальной ситуации в психологии. Основные понятия и характеристики опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуаций Понятие виды и признаки экстремальных ситуаций

Жизнь и деятельность людей протекает в постоянной череде событий, условий и обстоятельств. Часть из них имеет волнующий и проблемный характер, чревата опасностью неприятных, а порой и тяжелых последствий. Их обозначают разными словами, мало различающимися по значению, - «трудные», «сложные», «особые», «рискованные», «опасные», «особо опасные», «критические», «кризисные», «конфликтные», «стрессовые», «угрожающие», «чрезвычайные», «экстремальные». Родовым, общим для них понятием выступает последнее. Экстремальными 1 называются ситуации 2 , которые ставят перед человеком большие объективные и психологические трудности, обязывают его к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности.

Экстремальные ситуации многочисленны и разнообразны. Они отличаются по трудности, степени и характеру угроз, опасностям, возможным последствиям, требованиям к подготовке и поведению людей.[ По совокупности этих признаков, или, как говорят, по степени экстремальности, различают ситуации:

нормальные - обыденные, не представляющие особых трудностей для человека, не содержащие необычных опасностей, требующие обычной активности и завершающиеся, как правило, благополучным результатом. В сущности, у таких ситуаций нет признаков экстремальности и они не относятся к экстремальным;

параэкстремальные - близкие к экстремальным ситуации, способные привести к неудачам, вызвать у человека сильное внутреннее напряжение;

экстремальные - характеризующиеся предельным или близким к предельному внутренним напряжением и перенапряжением, испытываемым человеком. Вероятность снижения успеха, срыва действий, наступления нежелательных последствий здесь весьма велика;

гиперэкстремальные - вызывающие внутренние нагрузки, зачастую превышающие возможности человека, непереносимые многими людьми, разрушающие обычное поведение и действия, приводящие зачастую к опасным последствиям.



Экстремальные ситуации привлекают к себе внимание людей не только тем, что они сопряжены с переживаниями и напряжениями. Они таят в себе угрозу неудач, провалов, поломок техники, получения человеком повреждений, травм, серьезных заболеваний, чреваты тяжелыми последствиями в жизни к профессиональной деятельности и угрозой самой жизни. Экстремальные ситуации возникают, как правило, внезапно и развиваются в опасном для человека направлении стремительно, зачастую помимо его воли, застают его врасплох. Неподготовленность к таким ситуациям повышает вероятность наступления отрицательных последствий. /

Экстремальные ситуации достаточно часты. Только крупномасштабных, тяжелых по своим последствиям для многих людей природных и техногенных и технических катастроф в России происходит до полутора тысяч в год. Они наносят огромный материальный ущерб. В них гибнут многие тысячи людей и еще большее количество - получают повреждения. Экстремальные ситуации возникают в жизни практически каждого человека." Физические и психологические трудности, нагрузки, перегрузки, переживания, напряжения, неприятности, опасности, происшествия подстерегают человека даже при сдаче ответственного экзамена, принятии важного решения, привыкании к новому месту работы, конфликтах в семье, поражении в спортивном состязании, размолвке влюбленных, неудаче в достижении крайне необходимого результата, выполнении рискованного действия, получении несправедливого замечания или оценки и т.п. Профессиональная деятельность многих людей насыщена экстремальными ситуациями повышенной трудности. Это - космонавты, спасатели, пожарные, работники скорой помощи, хирурги, сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие, моряки, пилоты, диспетчеры, верхолазы, водолазы, шахтеры, гонщики, водители транспортных средств, сотрудники частных охранных и детективных служб и др. Экстремальные ситуации требуют сегодня повышенного внимания и потому что увеличение их числа, сложности, опасности, наносимого ущерба.

На рис. 1.1 представлена классификация основных групп экстремальных

ситуаций.

Рис. 1.1. Классификация основных экстремальных ситуаций

Основные группы Социально-политические экстремальных ситуаций экстремальные ситуации. В новой истории России вряд ли можно найти времена, когда бы жизнь ее граждан не протекала в условиях экстремальности. Однако в разное время уровень ее был более или менее высоким. Последние 10-15 лет российское общество переживает глубокий кризис, и практически все граждане столкнулись со сложными жизненными проблемами. Напряженность, опасности, неудачи в жизни, снижение жизненного уровня, безработица повысили общий уровень опасностей, рисков, потерь, нервозности, создают больше поводов для волнений, переживаний, конфликтов, кризисов, срывов. Особенно нервируют граждан непрерывный рост цен, отсутствие в обществе порядка, коррупция в государственных органах, слабость и некомпетентность власти, бессилие органов прокуратуры и судов, безнаказанность крупных мошенников, невозможность найти защиту от несправедливости, бездушия и откровенного обмана, рост криминальной опасности, недальновидная, лживая, непатриотичная, разлагающая людей, и особенно молодежь, деятельность многих телевизионных каналов и периодических печатных изданий и др. Обострение социальных противоречий проявляется в демонстрациях, забастовках, голодовках, массовых беспорядках, террористических актах, деятельности незаконных вооруженных формирований, групповых драках и столкновениях, новой волне эмиграции, росте самоубийств (суицида) и т.д.

Для людей среднего и старшего поколения представляют немалые психологические трудности слом и подмена многих традиционных социальных и национальных ценностей, которые нередко сопровождаются такими «гримасами демократии», что не может не возмущать любого честного и разумно мыслящего человека.

Вся эта социально-политическая обстановка создает поводы для возникновения многочисленных экстремальных ситуаций в жизни множества людей.

Экономические экстремальные ситуации. Основой возникновения экономических экстремальных ситуаций служат изменения в экономической базе общества, обусловленные переходом от преобладающей социалистической формы собственности к частной и от плановой экономики и рыночной. В памяти людей болезненным и ноющим очагом остаются факты несправедливой и окутанной мошенничеством приватизации общенародной собственности, которая нанесла ущерб подавляющему большинству граждан. Результаты ее привели к резкому ухудшению экономического положения страны, снижению уровня жизни основной массы населения, нехватке средств даже для поддержания ее на минимальном прожиточном уровне, покупки многократно подорожавших лекарств, лечения и сохранения здоровья и медицинских услуг (операций, протезирования и пр.), ростом стоимости услуг различных видов сервиса и др.

Немалое число людей испытывает материальные трудности в связи с ростом налогов (их числа и размера), взяточничеством чиновников, потерями денежных вкладов в банках, банкротством производств и фирм, покупками некачественных товаров и подделок, неуверенностью в завтрашнем дне, задержками получения заработной платы и иных выплат.

Многие предприниматели и владельцы частной собственности постоянно находятся в ситуациях экономического и материального риска, непредвиденных расходов, финансовой несостоятельности, угрозы разорения, решения проблем выплаты налогов и др. Повышенные напряжения испытывают занимающиеся незаконным предпринимательством, обманом потребителей, укрытием доходов, неуплатой или недоплатой налогов, присвоением или растратами не принадлежащих им средств или имущества, мошенничеством, незаконным приобретением, передачей, сбытом, хранением и перевозкой оружия, взрывчатых веществ, наркотиков.

Большинство людей в своей повседневной жизни постоянно испытывают финансовые и материальные затруднения в удовлетворении жизненных потребностей, вынуждено влезать в долга, брать кредиты, нагружать себя дополнительными работами для компенсации нехватки средств, трудиться на двух-трех работах, увеличивать свой рабочий день, повышать нагрузки, сокращать время отдыха, работать в выходные дни. При этом регулярно возникают и порой длительно сохраняются повышенные напряжения, беспокойства, волнения, переживания, радости и страхи, ожидания успеха и крушения надежд, удовлетворенность и разочарование, взлеты и падения, ликования и личные трагедии.

Профессиональные экстремальные ситуации. Встречаются в любой профессиональной деятельности, так как будни сталкивают работников с самыми разными проблемами: поставок, сбыта, транспорта, связи, соблюдения сроков и договорных обязательств, дисциплины, организованности, технологии, работы техники, качества продукции и ликвидации брака, хранения, порчи, охраны, предупреждения потерь, сбоев, утечек информации, отчетности и пр. Более 2 тыс. профессий сопряжено в большей или меньшей степени с риском (диапазон этих различий достигает нескольких порядков) и возможностью возникновения в них характерных экстремальных ситуаций.

В некоторых публикациях приводятся данные о числе погибающих представителей разных профессий. Так, на 10 000 работающих погибает: в рыболовстве - 36 человек, в угольной промышленности - 14, в сельском хозяйстве - 10, в металлургической промышленности - 8, в химической промышленности - 4, в ядерной энергетике - 2 человека (и это не полные данные, поскольку здесь нет информации о гибели военных, сотрудников правоохранительных органов, спасателей и т.д.).

Труд - совместная работа людей - предполагает согласование действий, столкновение разных интересов, намерений, характеров, взглядов и мнений, взаимоотношений, разного уровня профессионализма. Он насыщен спорами, недовольствами, конкурентной борьбой, проявлениями соперничества, обостренных межличностных отношений, конфликтов, индивидуализма и коллективизма, порядочности и подсиживания, честности и подлости, оказания помощи и равнодушия, престижа и презрения, поступления на работу и увольнения, возможности и невозможности продолжать работу по различным причинам в том числе и в результате сокращений, привыкания к новому окружению, налаживания отношений и т.п.

Вопросы работы с людьми и управленческой деятельности всегда были и остаются непростыми. В последнее время можно говорить даже об усложнении проблем, связанных с управлением/Существующая ныне практика подбора/кандидатов на должности руководителей государственных организаций и ослабление контроля за стилем и методами их управленческой деятельности породили тенденцию возврата к авторитарным методам управления, росту грубости и бестактности многих руководителей в общении с подчиненными. Еще больше это относится к организациям, находящимся в частной или совместной собственности, где нередки факты полного бесправия персонала, несоблюдения владельцами и управляющими законодательства о труде (ненормированный рабочий день, работа по субботам и воскресеньям без всяких компенсаций, лишение права на отпуск или сокращение его сроков до 7-14 дней, опасность при болезни выходить на работу из-за угрозы увольнения, увольнение по произволу), бездействие профсоюзов и пр. Все это сопровождается многочисленными фактами унижений, оскорбления чувства собственного достоинства сотрудников, переживания из-за допущенной в отношении их несправедливости, необходимостью терпеть и сдерживать проявления своего несогласия и возмущения, переносить заболевания на ногах, нервными перегрузками.

К разновидности профессиональных можно отнести учебные и научно-исследовательские экстремальные ситуации. В них часты расхождения между желаемым и достигаемым, полученными и ожидаемыми оценками, неудачи в научных результатах, отсутствие средств для продолжения и развертывания исследований, проблемы трудоустройства по окончании образовательного учреждения.

На производствах бывают и аварии - события, сами по себе волнительные, а часть их к тому же сопряжена с опасностями для здоровья и жизни. Особенно опасны аварии на радиационных, химических, биологических, пожаро- и взрывоопасных, экологически вредных производствах, на газо- и нефтепроводах, в энергосистемах. Сегодня возможность возникновения аварий усугубляется высокой степенью износа основных производственных фондов, модернизация, ремонт и профилактические работы на которых ослаблены, падением производственной и технологической дисциплины. Часть их носит характер катастроф, сопряженных с большими разрушениями, опасностями, человеческими жертвами. Число крупных аварий и катастроф на производствах в последнее время стало превышать 1 тыс. в год; в них погибают до 2 тыс. человек, а число пострадавших доходит до 20 тыс.

Беспримерна авария на Чернобыльской АЭС, случившаяся 26 апреля 1986 г., принесшая беды во многие регионы; последствия ее будут ощущаться еще не менее 100 лет (по некоторым данным 300). По оценкам белорусских ученых, убытки от этой аварии достигают 700 млрд руб. в ценах 1992 г. (по оценкам зарубежных экспертов - 100-150 млрд долл. США).

Всего с начала появления и эксплуатации атомных станций в 14-ти странах мира на них произошло более 150 инцидентов и аварий. Наиболее значительные: в 1957 г. - в Уиндскейле (Англия), в 1959 г. - в Санта-Сюзанне (США), в 1961 г. - в Айдахо-Фолсе (США), в 1979 г. - на АЭС Три-Майл-Айленд (США).

Взрыв на железнодорожной станции Арзамас в 1988 году уничтожил целый район города (вокзал и около 500 домов).

В России потенциально опасных радиационных, химических, биологических, пожаро- и взрывоопасных производств и технологий еще в начале 90-х годов насчитывалось около 45 тыс. По железным дорогам каждый месяц транспортируется до 100 тыс. т хлора. Более 72 млн человек в России проживают в зонах, где может возникнуть непосредственная угроза жизни и здоровью при авариях на

потенциально опасных объектах (в радиационных зонах - 4,3 млн человек, химических - 53,7 млн, пожаро- и взрывоопасных - 7,3 млн, в зонах гидротехнических объектов - 7,2 млн человек).

Экстремальные ситуации на транспорте. Любой транспорт - средство повышенной опасности. Любая дорожная обстановка, кажущаяся абсолютно безобидной, в доли секунды способна превратиться в аварийную и повлечь человеческие жертвы. В результате аварий на железнодорожном транспорте ежегодно погибают до 3 тыс. человек, уничтожается имущество, государство несет огромные убытки. В дорожных авариях на территории России ежегодно погибают до 40 тыс. человек, что превышает число погибших российских военнослужащих за все 9 лет боевых действий в Афганистане в 80-е годы и несколько лет антитеррористической операции в Чечне вместе взятых.

Трагический случай имел место в 1994 г. в Москве на Дмитровском шоссе, когда бензовоз врезался в стоящий троллейбус. Бензин разлился по мостовой, бушующее пламя охватило оба транспортных средства и прилегающую территорию. Ужас охватил людей. Многие сгорели в троллейбусе, другие выскакивали из него и бегали горящими факелами. Ни в чем не повинные люди погибли из-за халатности и пренебрежения элементарными правилами всего одного человека - водителя.

3 июня 1989 г. в Башкортостане произошел взрыв и пожар на магистральном газопроводе в то время, когда рядом проходили два встречных пассажирских поезда, в которых находилось 1368 человек. Поезда оказались в зоне бушующего на большой площади огня, унесшего около 600 жизней. Было разрушено 350 м железнодорожного пути, взрывная волна сбросила с полотна 11 вагонов, 7 из которых полностью сгорело.

Экстремальные ситуации на транспорте возникают и при езде по дорогам с плохим покрытием, давках в автобусах, троллейбусах, трамваях, конфликтах между пассажирами и другими участниками дорожного движения, водителями и сотрудниками автоинспекции, поломках транспорта, поиске мест для стоянки и др. Число подобных ситуаций с увеличением численности транспортных средств, особенно автомобилей, растет в геометрической прогрессии.

Бытовые экстремальные ситуации. Это ситуации на улицах, в общественных местах, магазинах и на рынках, по месту жительства, на спортивных соревнованиях и при занятиях спортом, в местах проведения досуга, в семье, на садовых участках, при выходах на природу и пр. В повседневной жизни каждого человека имеют место ситуации, связанные с напряженными отношениями, встречами с неприятными людьми, пьяными, грубостью, бестактностью, хамством, наглостью, оскорблениями, приставаниями, опасностями, конфликтами, острыми разговорами, неудачами, обманом, разочарованиями, раздражающими поучениями и придирками, запретами, замечаниями, штрафами и др. Даже жизнь в благополучной семье не лишена волнений и напряжений. «Семейные войны» свойственны жизни многих, о чем свидетельствует и статистика: в среднем по стране распадается каждый четвертый заключенный брак, а в Москве каждый второй. Немало проблем создает употребление алкоголя и наркотиков. В состоянии опьянения совершается около 500 тыс. преступлений в год, не считая горя, страданий, травм, конфликтов, трагедий, которые порождаются этим пороком.

Повседневная жизнь омрачается и такими неприятными событиями как пожары, взрывы газа в домах, обрушения части домов, низкие температуры в квартирах зимой, нарушения подачи электроэнергии, нерегулярное движение общественного транспорта, гололедица, бытовые травмы, тяжелые личные заболевания, болезни и смерть близких и друзей и пр. Особенно опасны пожары в зданиях с массовым скоплением людей (театры, цирки, гостиницы, спортивные сооружения, клубы, дискотеки, магазины, музеи, образовательные учреждения).

О сложности бытовых обстоятельств свидетельствует статистика самоубийств, к которым приводят потеря близкого человека, конфликты в семье и трудовом коллективе, неуспехи в учебе, разрыв дружеских, семейных или сексуальных связей, тяжелая болезнь, действительно или мнимо неизлечимая, безработица, утрата смысла жизни. Более чем половине суицидов предшествуют депрессивное расстройство, перегрузки. У подростков в 70% случаев причинами суицида являются внутрисемейные и внутригрупповые конфликты, страх не оправдать ожидания родителей или группы сверстников, собственные высокие притязания, напряжение, неудачи. Ежегодный всплеск самоубийств среди окончивших среднюю школу наблюдается сразу после объявления результатов вступительных экзаменов. Несомненна связь суицидного поведения с пьянством (68% у мужчин и 31% у женщин).

Экстремальные ситуации криминального характера. Преступная деятельность и преступления создают проблемы работникам правоохранительных органов, уважающим закон гражданам и самим преступникам. Криминальная революция в России, произошедшая в 90-е годы прошлого столетия, приостановленная, но так и не преодоленная до сих пор, порождает их в массе; в год в стране совершается порядка 2,5 млн преступлений; из них около 30 тыс. убийств, 45 тыс. умышленных причинений вреда здоровью граждан и изнасилований, 150 тыс. грабежей и разбоев, более 1 млн краж, 200 тыс. хулиганств и мошенничеств и др. Получили распространение такие новые для нашей страны виды преступлений как коррупция, заказные убийства, похищение людей с целью получения выкупа и возродившаяся в некоторых регионах средневековая работорговля, терроризм, фальшивомонетничество, захват заложников, нападения на охраняемые объекты с целью захвата оружия и ценностей. Не единственным, но знаменательным показателем трудностей борьбы с преступностью, которые приходится преодолевать сотрудникам правоохранительных органов, служит статистика самоубийств среди них. В США, например, в последние десятилетия уровень самоубийств среди служащих полиции самый высокий в ряду профессий; в Нью-Йорке он в два раза превышает показатели самоубийств среди населения. При этом в Чикаго и Нью-Йорке количество самоубийств среди полицейских превышает количество погибших при исполнении служебных обязанностей. В Великобритании и Канаде прослеживаются аналогичные тенденции. Во Франции в 80-х годах число самоубийств полицейских и мужского населения стабильно держалось на одном уровне, а в 1995 г. первое стало превышать второе почти на 90%.

В России в 1995 г. число добровольно ушедших из жизни сотрудников МВД только на 20% отстает от общего числа погибших при выполнении служебных обязанностей.

Приобретшие массовый характер рэкет и вымогательство «залезают в карман» каждого гражданина, так как повышают цены на товары, сдерживают развитие экономики, мелкого предпринимательства, фермерства, способствуют росту социальной напряженности. Развившаяся организованная преступность наносит урон деятельности правоохранительных органов. Оперативные работники, следователи, судебно-медицинские эксперты, криминалисты, прокуроры, адвокаты, судьи нередко подвергаются преступному насилию, получают анонимные угрозы, совершаются нападения на них и членов их семей, наносится ущерб их имуществу. По данным Генеральной прокуратуры России в 1991 г. от преступных посягательств пострадали 30 прокуроров и следователей, в 1992 г. эта цифра возросла вдвое, а семеро были убиты, в 1993 г. 120 работников прокуратуры подверглись физическому и психическому насилию, 18 получили ранения, двое были убиты 1 . Постоянно совершаются посягательства на жизнь и здоровье свидетелей. Все это затрудняет реализацию принципа неотвратимости наказания и привлечения опасных преступников к уголовной ответственности.

Развитие криминальной субкультуры (норм поведения и общения, взаимоотношений, криминального жаргона, криминальных песен и фольклора и др.), а также кино- и видеопродукции, пропагандирующей насилие, жестокость, жизнь удачливых и «благородных» мошенников, приводит к ее распространению среди отдельных групп населения, создавая немало социально опасных иллюзий и проблем. Особенно податливы в этом отношении подростки и лица юношеского возраста, на которых и ориентирована ведущаяся преступным миром пропаганда, намеренно занимающаяся вовлечением их в антиобщественный образ жизни и действия. Для них романтически звучат иностранные словечки «рэкет», «киллер», «боевик», значение которых на родном языке, однако, означает не что иное, как «вымогатель», «грабитель», «убийца», «бандит». О проблемах, порождаемых складывающимся в этой сфере положением свидетельствует в частности тот факт, что удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, учащимися и студентами, составляет около 20% от их общего числа. Причем этот показатель имеет тенденцию ускоренного роста именно в этой возрастной группе. Другой пример: «дедовщина» в армии, представляющая собой перенос криминальных норм отношений и поведения на военную жизнь, которые насаждаются силой социально деформированных ее носителей. Неуставные нормы противопоставляются нормам военных уставов и Воинской присяги. «Дедовщина» искажает жизнь воинских коллективов, создает огромные трудности для службы молодых воинов, становясь нередко причиной суицидов и применения оружия некоторыми военнослужащими, не выдерживающими издевательства «дедов». Она - одна из главных причин распространенности попыток уклонения части призывников от военной службы.

Острота и массовость восприятия населением криминальной опасности находят свое выражение в получивших распространение мерах, которые никогда не принимались ранее: установке металлических дверей в жилом секторе, решеток на окнах, сложных запоров, смотровых глазков, домофонов в подъездах, систем сигнализации, найме консьержей, охранников в фирмах, магазинах и банках (несущих охрану не только ночью, но круглосуточно), бронировании автомобилей, использовании телохранителей бизнесменами и пр.

Экстремальные ситуации природного характера. Возникают при действии стихийных сил природы: землетрясениях, наводнениях, извержениях вулканов, засухе, лесных и торфяных пожарах, ураганах, бурях, цунами, смерчах, тайфунах, селевых потоках, обвалах, оползнях, снежных заносах и лавинах, обледенениях, эпидемиях и др. В нашей стране за год их происходит около 1 тыс., из них к чрезвычайным относятся 130-140 случаев, 30-40% которых приходится на наводнения, 18-20% - ураганы, тайфуны, смерчи, 8% - землетрясения, 7,5% - на лавины, оползни, обвалы, сели 1 . За последние 20 лет стихийные силы природы унесли более 3 млн человеческих жизней, а почти 1 млрд человек испытали их разрушительные последствия.

Грозны землетрясения, которых на земном шаре бывает около 1 млн в год, т.е. около двух каждую минуту. Крупных землетрясений в среднем бывает около двадцати в год, одно-два из которых носит катастрофический характер. Землетрясения представляют собой комплексное, многоликое бедствие, сопровождающееся смещением почвы от сейсмических волн или тектонических (сбросовых) движений поверхности, проседанием и уплотнением грунта, оползнями, трещинами, пожарами, сходами снежных и каменных лавин. Сюда надо еще добавить разрушения построенных руками людей сооружений и их следствия (разрушение плотин, распространение химических веществ, растекание нефти из хранилищ, возникновение эпидемий, разрушение систем жизнеобеспечения - снабжения водой, связью, транспортом, питанием и пр.). Когда землетрясения происходят под водой, возникают огромные волны в десятки метров высотой, которые, накатываясь на берег, вызывают сильные разрушения в прибрежных районах. На землетрясения приходится 1/8 всех жертв, которыми сопровождаются все виды стихийных бедствий. Бывает, что люди недооценивают опасность землетрясений, поселяясь в сейсмически опасных районах и строя сооружения без учета разрушительной силы возможных толчков. Так, плохое качество домов привело к большим жертвам во время землетрясения 6 октября 1948 г. в Ашхабаде (погибли ПО тыс. человек). В результате землетрясения в районе г. Спитак (Армения) 7 декабря 1988 г. погибли около 25 тыс. жителей и 17 тыс. получили ранения. 28-29 мая 1995 г. город Нефтегорск на Сахалине был полностью разрушен, погибло 70% населения. В России пятая часть территории подвержена землетрясениям силой до 5 баллов.

Крупные наводнения - распространенный вид стихийных бедствий. Они бывают в 32 субъектах Российской Федерации; особенно часты в Свердловской, Кировской, Читинской областях, Якутии, Приморском и Хабаровском краях, низовьях рек Волги и Урала, в Санкт-Петербурге. Большую опасность и тяжелые последствия для людей несут пожары, особенно лесные и торфяные. Наиболее подвержены пожарам Читинская, Иркутская, Свердловская, Калининградская, Ленинградская, Архангельская области, Красноярский край, республики Саха-Якутия и Хакассия.

К природным можно отнести и экстремальные ситуации биологического происхождения: массовые заболевания людей, животных (эпидемии и эпизоотии), отравления, экологические изменения. Основные причины их возникновения - естественные природные очаги, а также неудовлетворительные условия водоснабжения, использование некачественных пищевых продуктов, низкий уровень санитарного благоустройства населенных пунктов, неконтролируемая миграция населения, завоз инфекций на территорию страны при закупках за рубежом сельскохозяйственных животных и пищевого сырья.

Экстремальные ситуации вооруженной борьбы (связанные с применением оружия). Один из наиболее сложных (объективно и субъективно) видов экстремальных ситуаций, имеющих особое значение для людей и связанных с повышенной угрозой для их жизни. Подсчитано, что за последние 6 тыс. лет человечество вело около 15 тыс. войн, в которых погибло около 4 млрд человек. Ситуации вооруженной борьбы, вероятно, самые сложные для человека, поскольку представляют собой наивысшие испытание всех его сил и возможностей. Здесь отчетливо выражены и тенденции возрастания опасности, масштабов разрушений, массовости гибели людей, а значит и требований к подготовке к ним. Достаточно сказать, что сегодня взрыв только одной водородной бомбы по своей мощи превосходит мощь всех огневых средств, использовавшихся человечеством за всю предшествующую историю войн. Считается, что война с применением ядерного оружия и других средств массового поражения маловероятна, поскольку приведет к уничтожению жизни на Земле. Однако и локальные войны современности достаточно ожесточенны и форсмажорны для людей.

Применение оружия сотрудниками милиции и военнослужащими внутренний войск возможно при решении задач укрепления законности и правопорядка:

Пресечение массовых беспорядков в местах содержания под стражей,

Проведение операций по розыску и задержанию вооруженных преступников,

Ликвидация бандитских и незаконных вооруженных формирований,

Пресечение захвата важных объектов и заложников, а также террористических актов,

Участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Опасность этих ситуаций в последнее время возросла в связи с частым использованием преступниками самого современного оружия и изощренных средств совершения преступлений, повышением криминального профессионализма. Возник новый вид правоохранительной деятельности личного состава МВД - служебно-боевая деятельность. Примером могут служить события в Чечне и деятельность там органов и войск МВД.

План

Введение

1. Экстремальная ситуация ее виды и характеристика

2.Человек в экстремальных ситуациях его реакции и поведение

2.1 Основные психические реакции участников экстремальных ситуаций

2.2 Поведения человека в чрезвычайных ситуациях

2.3.Групповое поведение людей в экстремальных ситуациях

2.4 Социальные формы поведения в экстремальной ситуации

3. Методы профилактики нежелательной реакций в экстремальной ситуации

Выводы

Список использованных источников

Введение

Экстремальные ситуации и состояния которые возникают у людей из за их воздействие их поведение при это и их реакции изучали многие исследователи в течении долгих лет. Тензионные состояния (состояния напряжения) изучали Т.А. Немчин, Л.П. Гримак В.И. Лебедев. Эмоциональные состояния, возникающие в экстремальных ситуациях, исследовал А.О. Прохоров, А Кемпински и др.. Среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест. В то же время, несмотря на интенсивное изучение проблемы психических состояний, очень многое в ней остается неясным. По мнению Т.А. Немчина, «необходима успешная разработка этой проблемы потому, что пси-хические состояния существенно определяют характер деятельности человека». В словаре русского языка «экстремальный» (ая, ое) определяется как:
1. Достигший наивысшей точки, крайний, предельный. Например, экстремальная температура.
2. Выходящий из рамок обычного, чрезвычайный (по сложности, трудности, опасности и т.д.). Например, экстремальные условия (от француз-ского extreme).
Обобщая вышесказанное, перечислим характеристики понятия «экстре-мальный»: достигший наивысшей точки, крайний, чрезвычайный, предельный, очень большой по силе. Какие ситуации следует считать экстремальными? В работах, посвященных данному вопросу, нет единства взглядов. В одних случаях под экстремальными ситуациями понимаются такие обстоятельства, которые предъявляют человеку требования, выходящие за пределы диапазона его возможностей, обусловленных эволюционным процессом. Так, А.В. Коробков, подчеркивая, что критериями границ приспособительного диапазона являются те характеристики функций, которые сформировались в результате эволюционного развития органов и систем, обладающих этими функциями, не отмечает важной и чаще всего решающей роли фактора субъективного отражения индивидом объектив-ных параметров экстремальной ситуации. Индивидуальное отражение объективной реальности создает субъективную оценку ситуации и степени ее опасности. Украинские ученые М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко также указывают на важность субъективного восприятия экстремальной (в их тезаурусе сложной) ситуации: «Напряженная ситуация – это такое усложнение условий деятельности, которое приобрело для личности особую значимость. Другими словами, сложные объективные условия деятельности становятся напряженной ситуацией тогда, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, опасные и т.д. Любая ситуация предполагает включенность в нее субъекта. Это тем более относится к напряженной ситуации, объединяющей определенное содержание объективной деятельности с потребностями, мотивами, целями, отношениями человека. Следовательно, напряженная ситуация, как и всякая ситуация воплощает в себе единство объективного и субъективного. Объективное – это усложненные условия и процесс деятельности; субъективное – состояние, установки, способы действий в резко изменившихся обстоятельствах. Общее, что характеризует напряженные ситуации, - это возникновение достаточно сложной для субъекта задачи, «трудного» психического состояния». В самом общем плане экстремальная ситуация характеризуется как ситуация невозможности, т.е. как такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (моти-вов, стремлений, ценностей, интересов и т.д.). Вопросы психологии человека в чрезвычайных ситуациях необходимо рассматривать в целях подготовки населения, спасателей, руководителей к действиям в экстремальных ситуациях.

При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Эта работа как раз и посвящена поведению и реакциям человека в экстремальных ситуациях в частности социально-психологическому поведению человека в экстремальной ситуации

1. Экстремальная ситуация ее виды и характеристика

1.1 Понятие экстремальной ситуации

Экстремальная ситуация (лат. extremum - крайнее, предельное; situatio - положение) - понятие, посредством которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для жизнедеятельности человека, а также высокой проблемностью, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях. Философский смысл понятия этого понятии сопряжен с отражением экстремального развития событий и их познания во взаимосвязи с функциональной деятельностью субъекта. Понятие экстремальной ситуации отражает не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий относительно и только во взаимосвязи с деятельностью людей, их существованием.

Экстремальные ситуации (стихийные бедствия, катастрофы, аварии, кризисы, конфликты), являющиеся порой неизбежными реалиями жизнедеятельности людей, в том числе их профессионально осуществляемой деятельности, несмотря на разнообразный характер, имеют ряд общих сущностных характеристик:

1) внезапность наступления, требующая специальной готовности к экстремальностям;

2) резкий выход за пределы нормы привычных действий и состояний; 3) насыщенность развивающейся ситуации противоречиями, требующими оперативного разрешения;

4) прогрессирующие изменения в состоянии обстановки, условий деятельности, элементов, связей и отношений Э.С., т.е. темпоральность изменений;

5) возрастание сложности протекающих процессов в связи с прогрессирующими изменениями и новизной ситуативных противоречий, состояний;

6) релевантность, переход ситуации в фазу нестабильности, выход к пределам, критичности;

7) порождение изменениями опасностей и угроз (срыва деятельности, гибели, разрушения систем);

8) насыщенность ситуации неопределенностью ряда изменений по причине их стохастичности, непредвиденности и новизны;

9) нарастание напряженности для субъектов экстремальной ситуации (в плане ее осмысления, принятия решений, реагирования) и др.

Экстремальная ситуация опасна для жизни и здоровья, неблагоприятна для функционирования психики человека.

Факторы, порождающие психиче-скую напряженность, могут в одних случаях оказывать положительное мобили-зующее влияние на человека, а в других – отрицательное, дезорганизующее воздействие. Нас интересует ресурсное состояние в экстремальных ситуациях, поэтому рассмотрим положительные, мобилизующие изменения в эмоцио-нальной, познавательной и поведенческой сфере личности, вызываемые воз-действием таких ситуаций.

По мнению В.Г. Андросюк, к таким изменениям относятся:
- снижение порогов ощущений, ускорение чувствительных и двигательных реакций. Человек проявляет способность к более точной оценке раздражителей, быстро реагирует на все изменения условий окружающей обстановки;
- понижение утомляемости, исчезновение или притупление чувства уста-лости. У человека повышается выносливость и работоспособность, проявляет-ся неприхотливость в дискомфортных ситуативных условиях;
- повышение готовности к решительным и смелым действиям. Проявляют-ся волевые качества, этап принятия решения сокращается, прогнозирование развития ситуации оптимально сочетается со здравым риском;
- активизация деловых мотивов, чувств долга. У человека возникает дело-вое возбуждение, конечная и промежуточная цели деятельности определяются отчетливо и однозначно;
- доминирование положительного эмоционального фона. Решение задачи сопровождается возникновением и поддержанием азарта, переживанием удо-вольствия и радости при каждом успешном действии. Наблюдается обострение чувства социальной справедливости;
- активизация познавательной деятельности. Человек проявляет остроту восприятия, активно включает резервы оперативной и долговременной памяти. Актуализируются творческие способности, мышление характеризуется дина-мичностью, гибкостью, гибкостью, активным и успешным поиском нестан-дартных решений. Широко применяется интуиция.
- проявление интереса, энтузиазма.

В последние годы понятие эктсремальной ситуации обретает статус одной из унифицированных, генерализующих категорий в катастрофологии, конфликтологии, теории безопасности, теориях менеджмента по оптимизации управления, оперативному управлению и др.

1.2 Классификация экстремальных ситуаций

Чрезвычайная (экстремальная) ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития

ЧС могут классифицироваться по следующим признакам:

По степени внезапности: внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые). Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации, сложнее – стихийные бедствия. Своевременное прогнозирование ЧС и правильные действия позволяют избежать значительных потерь и в отдельных случаях предотвратить ЧС;

По скорости распространения: ЧС может носить взрывной, стремительный, быстрораспространяющийся или умеренный, плавный характер. К стремительным чаще всего относятся большинство военных конфликтов, техногенных аварий, стихийных бедствий. Относительно плавно развиваются ситуации экологического характера;

По масштабу распространения: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные. К локальным, местным и территориальным относят ЧС, не выходящие за пределы одного функционального подразделения, производства, населенного пункта. Региональные, федеральные и трансграничные ЧС охватывают целые регионы, государства или несколько государств;

По продолжительности действия: могут носить кратковременный характер или иметь затяжное течение. Все ЧС, в результате которых происходит загрязнение окружающей среды, относятся к затяжным;

По характеру: преднамеренные (умышленные) и непреднамеренные (неумышленные). К первым следует отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террористические акты и другие. Стихийные бедствия по характеру своего происхождения являются непреднамеренными, к этой группе относятся также большинство техногенных аварий и катастроф.

По источнику происхождения чрезвычайные (экстремальные) ситуации подразделяются на:

– ЧС техногенного характера;

– ЧС природного происхождения;

– ЧС биолого-социального характера.

Типы техногенного характера: транспортные аварии и катастрофы, пожары и взрывы, аварии с выбросом аварийно-химических отравляющих веществ (АХОВ) и отравляющих веществ (ОВ), аварии и катастрофы с выбросом радиоактивных веществ (РВ) или сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), внезапное обрушение сооружений, аварии на электро- и энергетических системах (ЭЭС) или коммунальных системах жизнеобеспечения, аварии на промышленных очистных сооружениях, гидродинамические аварии. любых... . В целях профилактики нежелательных психоэмоциональных реакций людей, панических...

  • Работа психолога в очаге экстремальной ситуации . Экстренная психологическая помощь

    Курсовая работа >> Психология

    Травме, позволяет предотвратить многие нежелательные последствия и переход процесса... Неприменимы во многих экстремальных ситуациях и обычные методы психологического воздействия. ... населения - в виде профилактики : а) острых панических реакций ; б) отсроченных, " ...

  • Стресс- методы профилактики и преодоления

    Реферат >> Педагогика

    ... реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения. Стресс возникает у человека под влиянием экстремальных ... ситуациях становится реакция «ухода от ситуации» ... четыре основных метода профилактики стресса... Нежелательные мысли. Техники преодоления нежелательных ...

  • Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях (2)

    Реферат >> Психология

    Чрезвычайных ситуаций . Поведение людей в экстремальных ситуациях делится... обязательно. Методы профилактики панических реакций . 1. Основу профилактики любых психологических... . В целях профилактики нежелательных психоэмоциональных реакций людей, панических...

  • Вопросы, рассматриваемые в главе:

    Определения экстремальной, чрезвычайной ситуации, кризиса.

    Соотношение этих понятий.

    Предмет изучения психологии экстремальных ситуаций. Влияние экстремальной ситуации на человека.

    Катастрофа - как часто слышим мы это слово от зна­комых, друзей, с экранов телевизоров, оно прочно вошло в нашу жизнь, язык, мировоззрение. Что же такое ката­строфа?

    В «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова да­ются следующие определения катастрофы:

    1. Неожиданное несчастье, бедствие, событие, влеку­щее за собой трагические последствия.

    2. Крупное потрясение трагического характера, обус­ловливающее собой резкий перелом в личной или обще­ственной жизни.

    Катастрофы и чрезвычайные ситуации были всегда: зем­летрясения, наводнения, эпидемии и другие бедствия со­провождали человечество на протяжении всей истории его развития. Например, в истории известны три колоссальные пандемии (эпидемии) чумы. Первая, выйдя из Египта, опустошила почти все страны Средиземноморья и держа­лась около 60 лет. В разгар эпидемии в 542 г. только в Кон­стантинополе ежедневно умирали тысячи человек. Вторая и самая зловещая в истории Западной Европы - «черная смерть» середины XIV в. Пришедшая из Азии «черная смерть» унесла треть населения Европы. В 1346-48 гг. в Западной Европе бушевала бубонная чума, жертвами ее стали 25 миллионов человек. В предисловии к «Декамеро­ну» Боккаччо оставил описание ее ужасов. Третья - пан­демия чумы, начавшаяся в 1892 г. в Индии (где погибло более 6 миллионов человек) и распространившаяся в XX в. на Азорские острова, в Южную Америку.

    Еще одна крупнейшая катастрофа в истории челове­чества - извержение вулкана Везувия в Италии, произо­шедшее в 79 г. нашей эры. Тогда мощнейшие потоки лавы, смешанные с горной породой, стерли с лица земли римские города Помпеи и Геркуланум. Погибли тысячи человек.

    Человек всегда пытался защититься от различных ка­таклизмов, используя для этого все доступные ему спосо­бы: знахари и шаманы, обращающиеся к силам природы; жертвоприношения с целью умилостивить богов; военные отряды, защищающие свои и захватывающие новые - ме­нее опасные и более богатые территории. Все это - пер­вые попытки обеспечить собственную безопасность.

    Развитие медицины, военного дела, науки и техники по­зволило человечеству жить комфортнее, быть более за­щищенным - с одной стороны. С другой стороны, технические средства сами становятся источником по­вышенной опасности. Технический прогресс приводит к росту числа и масштаба катастроф. Развитие средств мас­совой информации определяет вовлечение в переживание экстремальной ситуации огромного числа людей. Начало эры техногенных катастроф ознаменовано гибелью «Тита­ника» - символа своей эпохи, роскошного трансатланти­ческого лайнера. Человечество еще не видело такого громадного корабля. Самый большой, самый мощный, самый надежный, абсолютно, как утверждали конструк­торы, непотопляемый, он и название получил соответству­ющее - «Титаник». Спущенный на воду с Королевских верфей Великобритании, «Титаник» ушел в свое первое плавание через Атлантику - и не вернулся. Невиданная на заре индустриального века катастрофа, унесшая сотни жизней, потрясла мир.

    26 апреля 1986 г. произошло разрушение четвертого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украины (в то время - Ук­раинской ССР). Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных ве­ществ. Авария расценивается как крупнейшая в своем роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагае­мому количеству погибших и пострадавших от ее послед­ствий людей, так и по экономическому ущербу.

    Радиоактивное облако от аварии прошло над европей­ской частью СССР, Восточной Европой, Скандинавией, Великобританией и восточной частью США. Примерно 60% радиоактивных осадков выпало на территории Бело­руссии. Около 200 ООО человек было эвакуировано из зон, подвергшихся загрязнению. Несвоевременность, неполно­та и взаимные противоречия официальной информации о катастрофе породили множество независимых интерпрета­ций. Жертвами трагедии можно считать не только граждан, умерших сразу после аварии, но и жителей прилежащих областей, которые вышли на первомайскую демонстра­цию, не зная об опасности. При таком подсчете Черно­быльская катастрофа по числу пострадавших значительно превосходит атомную бомбардировку Хиросимы.

    Есть и противоположная точка зрения, согласно кото­рой от лучевой болезни в Чернобыле умерли 29 человек - сотрудники станции и пожарные, принявшие на себя пер­вый удар. За пределами промышленной площадки АЭС ни у кого лучевой болезни не было. Таким образом, оценки числа жертв катастрофы колеблются от десятков человек до миллионов.

    Разброс в официальных оценках меньше, хотя число по­страдавших от Чернобыльской аварии можно определить лишь приблизительно. Кроме погибших работников АЭС и пожарных, к ним следует отнести заболевших военнослу­жащих и гражданских лиц, привлекавшихся к ликвидации последствий аварии, и жителей районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Определение того, какая часть заболеваний явилась следствием аварии - весьма сложная задача для медицины и статистики; различными организациями приводятся оценки, различающиеся в де­сятки раз. Считается, что большая часть смертельных слу­чаев, связанных с воздействием радиации, была или будет вызвана онкологическими заболеваниями. Многим мест­ным жителям пришлось покинуть свои дома, они лиши­лись части своего имущества. Связанные с этим проблемы, страх за свое здоровье вызывали у людей сильный стресс, который также приводил к различным заболеваниям.

    Если раньше основную озабоченность вызывали такие последствия экстремальных ситуаций, как количество смертей, физических заболеваний, травм, то сейчас спе­циалистов волнуют и последствия для психосоциального и психического здоровья населения. Специалисты, рабо­тающие с людьми, пережившими катастрофу, обратили внимание на то, что психические последствия катастроф могут быть не менее тяжелыми, чем соматические, и при­водить к серьезным заболеваниям и социальным пробле­мам, как у отдельного человека, так и у групп людей и общества в целом.

    Еще в период Первой мировой войны психиатры заме­тили следующее явление: солдаты, не получившие физи­ческих увечий, ранений или получившие незначитель­ные повреждения во время боевых действий, проявляли симптомы некоего заболевания, причину которого не могли установить. У солдат отмечалось угнетенное состо­яние, слабость, истощение, нарушение сна, аппетита, вспышки немотивированной агрессии. Позже было вы­яснено, что причиной этого заболевания является пси­хическое переживание (травма), полученная в ходе боевых действий.

    Важно заметить, что природные и техногенные катаст­рофы, локальные вооруженные конфликты, террористи­ческие акты и пр. воздействуют на психику и способствуют возникновению отсроченных и затяжных реакций не толь­ко у непосредственных участников событий, но и у сторон­них наблюдателей, которые, как уже упоминалось, благодаря средствам массовой информации (СМИ) ста­новятся косвенными участниками этих событий. Посколь­ку СМИ реалистично отражают происходящие события, люди вынужденно погружаются в них, являясь как бы их непосредственными очевидцами.

    Одним из ярких мировых примеров данного феномена является гибель принцессы Дианы, когда сотни тысяч лю­дей, не будучи ее родственниками, знакомыми либо как-либо причастными к ее гибели, глубоко (вплоть до психотических проявлений) скорбели о кончине Дианы на протяжении длительного времени. Достаточно было про­стого наблюдения за реакцией людей, чтобы понять, что она выходит за рамки обычного в этих случаях для обы­вателей сопереживания и сочувствия. Эта и подобные ей си­туации, по сути, являются проявлением современной действительности, в которой человеку навязывается не только образ жизни, но и форма психических переживаний.

    Однако не только катастрофы и военные конфликты оказывают негативное воздействие на психику человека. Развитие технического прогресса и появление новых ви­дов профессиональной деятельности, представляющих высокую опасность, требующих повышенной ответствен­ности и концентрации внимания, так же сказываются на психическом здоровье людей.

    До некоторого времени считалось, что в экстремальных условиях труда работают только шахтеры и космонавты. Изменения в жизни общества в последние 10-15 лет при­вели к тому, что число профессий, представители которых работают в экстремальных условиях, увеличилось. Так, профессии пожарного, спасателя, авиадиспетчера, инкас­сатора, работника дорожно-патрульной службы носят эле­менты экстремальности.

    В деятельности работников «опасных профессий» су­ществуют два типа условий, при которых работа становит­ся экстремальной:

    1) повседневная напряженная деятельность, в которой опасность представлена как потенциально возможное со­бытие (авиадиспетчеры, инкассаторы);

    2) так называемые критические инциденты, при кото­рых работники сталкиваются с человеческими жертвами и материальными потерями, с реальной опасностью для своей жизни, здоровья или системы ценностей, а также с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих (спасатели, пожарные).

    Необходимость изучения влияния экстремальных фак­торов на психику человека привела к возникновению и ак­тивному развитию новой сферы психологической науки и практики - экстремальной психологии.

    Экстремальная психология (ЭП) - отрасль психологи­ческой науки, изучающая общие психологические законо­мерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования. Исследования в области экстремальной психологии имеют своей задачей совершенствование психологического отбора и психоло­гической подготовки для работы в необычных условиях существования, а также разработку мер защиты от трав­мирующего воздействия психогенных факторов (Психо­логия. Словарь, 1990).

    Предметом изучения ЭП является психика, подверга­ющаяся воздействию экстремальных факторов, механиз­мы воздействия экстремальных факторов на человека, закономерности реагирования и переживания, возможные последствия и способы их коррекции.

    ПОНЯТИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ, ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ И КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ

    Понятия чрезвычайной, экстремальной и кризисной ситуации еще не получили исчерпывающих определений. В контексте дальнейшего изучения предмета предлагаем использовать следующие определения.

    Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на опре­деленной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которое может повлечь за собой чело­веческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей («Закон о защите на­селения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ (СЗРФ 94-35)»).

    Экстремальная ситуация (от лат. extremus - крайний, критический) - внезапно возникшая ситуация, угрожаю­щая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию.

    Кризисная ситуация (от греч. krisis - решение, поворот­ный пункт, исход) - это ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер.

    Остановимся подробнее на каждой из приведенных си­туаций.

    Под экстремальными в психологии принято понимать ситуации, которые развертываются при относительно устоявшемся течении жизни человека, в ставших привычными алгоритмах выполнения различных видов деятельности и могут негативно сказаться на различных сферах жизнедеятельности личности. Л.И. Анцыферова выделяет три вида экстремальных ситуаций: повседневные неприятные, негативные события, связанные с возрастом, собственно экстремальные ситуации.

    Мы будем считать экстремальными ситуации, в которых решающим фактором является критерий сохранности субъекта. Экстремальными называют ситуации, которые связаны с большими объективными и психологическими трудностями, обязывают человека к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности. Экстремальные ситуации разнообразны (табл.). Они отличаются по трудности, степени и характеру угроз, возможным последствиям, требованиям к подготовке и поведению людей. Экстремальные ситуации сопряжены с переживаниями и таят в себе угрозу неудач, провалов, поломок техники, травм, серьезных заболеваний и пр.

    В научной литературе последних лет наблюдается тенденция к расширительному толкованию понятия «экстремальная ситуация». Некоторые авторы склонны относить к таковым все ситуации, которые требуют напряжения тех или иных физиологических или психических функций, причем грань, отделяющая «нормальные» условия от экстремальных, остается достаточно неопределенной. Например, часто к экстремальным ситуациям относят нахождение в суровом климате Арктики или Антарктики. Но для коренных жителей Арктики, например, такой климат является привычным, для них экстремальной в данном контексте будет ситуация отдыха где-нибудь на Средиземноморье.

    Возникает вопрос определения критериев экстремальной ситуации. Во-первых, существенный вклад в проблематичность выделения критериев вносят высокая индивидуальная вариабельность функциональных характеристик человека, интегральной характеристикой которой выступает устойчивость. Так, условия, крайне тяжелые для людей с одним уровнем физического развития, например, являются легкими для других, более хорошо физически подготовленных. Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие экстремальности не может быть абсолютным и имеет вероятностную природу. Следовательно, к экстремальному может быть отнесено такое значение фактора, которое с определенной вероятностью вызывает появление того или иного состояния человека. Здесь и выделяется сложная проблема - определение критериев этого состояния.

    Типы экстремальных ситуаций
    По причинам возникновения:
    - стихийные;
    - техногенные;
    - антропогенные;
    - смешанные

    По качественным особенностям:
    - природные;
    - социально-политические;
    - экономические;
    - профессиональные;
    - бытовые;
    - соматические;
    - транспортные;
    - криминальные;
    - военные

    По комплексности и тяжести последствий:
    - кризисные;
    - катастрофические;
    - чрезвычайные;
    - общественные бедствия

    По масштабности:
    - глобальные;
    - международныелокальные;
    - местные;
    - групповые;
    - индивидуальные

    По длительности:
    - кратковременные;
    - средней продолжительности;
    - долговременные

    Достаточно часто используется критерий напряженности физиологических функций, причем нередко ставится знак равенства между условиями экстремальными и стрессовыми. С таким подходом трудно согласиться. Имеется много примеров, показывающих, что любые отклонения от состояния покоя сопровождаются напряжением физиологических функций различной выраженности. Таким образом, критерий напряженности сам по себе растворяется в понятии активности, а термин «экстремальный» теряет специфичность.

    В качестве другого критерия выдвигают условия, при которых происходит сокращение физиологических резервов человека. Однако данный критерий нельзя распространить на информационно-семантическую группу условий. Так, аварийная ситуация, которую можно отнести к экстремальной, вообще может не затрагивать физиологических резервов человека. Подобный пример приводят Ю.А. Александровский с соавторами: «Жительница Припяти Х, старший инженер производственно-распределительного отдела управления строительства ЧАЭС, свидетельствует: "В субботу, 26 апреля 1986 г. все уже готовились к празднику 1 Мая... Что-то уже просочилось об аварии и пожаре на 4-м энергоблоке... Но что именно произошло, никто толком еще не знал. Дети пошли в школу, малыши играли на улице в песочницах, катались на велосипедах. Группа соседских ребят ездила на велосипедах на путепровод (мост), оттуда хорошо был виден аварийный блок. Ребятам было интересно смотреть, как горит реактор"».

    Существует подход московской школы исследований экстремальных и чрезвычайных ситуаций, который предлагает шкалу рисков любой деятельности, в том числе в экстремальных условиях с высокой степенью возникновения чрезвычайных ситуаций.
    1. Зона - область допустимого (в обычных условиях жизнедеятельности) риска: любая деятельность с уровнем риска, постоянно сопутствующем деятельности человека в повседневной жизни.
    2. Зона - область приемлемого (превышающего допустимый уровень в обычных условиях) риска: любая деятельность с повышенным уровнем риска. Примером такой деятельности могут быть парашютный спорт, участие в автомобильных гонках и пр.
    3. Зона предельно допустимого риска: постулируется, что предельно допустимый уровень риска не должен превышаться независимо от вида той или иной деятельности. Примером такой деятельности является, например, работа горноспасателей, пожарных и пр.

    4. Зона - область чрезмерного риска: любая деятельность с уровнем риска, превышающим предельно допустимый уровень риска. К данной зоне относится любая деятельность, в которой жизнь индивида подвергается реальной угрозе.

    Вероятно, необходим более общий критерий оценки состояния. В.И. Медведев предложил критерий «динамического рассогласования». Согласно данной концепции все состояния человека, возникающие при воздействии факторов среды или факторов, связанных с внутренней структурой деятельности, можно разделить на две группы - состояние адекватной мобилизации и состояние динамического рассогласования.

    Состояние адекватной мобилизации характеризуется полным соответствием степени мобилизации и напряжения функций требованиям, предъявляемым данными условиями. Если такое состояние нарушается, то говорят о возникновении динамического рассогласования, т.е. такого состояния, когда ответ организма неадекватен нагрузке или требуемый адекватный ответ превышает физиологические возможности человека. В структуру динамического рассогласования входит как нарушение адекватности физиологических реакций, так и нарушение психологических реакций.

    Более четкая формулировка понятия экстремальности позволяет выделить следующие ситуации:
    - ситуации, когда интенсивность внешних условий при определенном времени воздействия вызывает обязательное ухудшение параметров, по которым оценивается состояние человека. К таким условиям относят физико-химические, необычные, информационные, индивидуально-личностные (внутренние) и семантические;
    - вторая группа ситуаций, которые могут быть отнесены к экстремальным, отличается от первой тем, что физическая характеристика условий не имеет значения для развития того или иного состояния человека, а ведущими становятся информационно-семантические характеристики.

    Рассмотрим табл.. Наиболее простым является класс физико-химических экстремальных факторов, в который входят все физические и химические факторы среды, чьи характеристики (интенсивность, экстенсивность, время, темп и др.) таковы, что приводят к состоянию динамического рассогласования, особенно к его крайней форме - патологическим изменениям организма. Особенностью механизма действия факторов, входящих в этот класс, является их абсолютный характер, т.е. экстремальность фактора, как правило, обусловлена его размерностью и мало зависит от других условий, связанных с этим фактором, например от его информационной характеристики.

    Классификация экстремальных условий
    Класс Подкласс Разряд
    1. Физико-
    химические
    Физические Микроклиматические.
    Радиационные.
    Барические.
    Механические
    Химические Измененный состав воздуха.
    Измененный газовый состав среды.
    Механические примеси
    2. Необычные Физической природы Гиповесомость.
    Гипервесомость
    Информационной природы Логические.
    Компонентные.
    Ситуационные
    3. Информационные
    1. Недостаточность информации.
    2. Избыточность информации.
    3. Ложность информации.
    4. Структурно- информационные (двойная деятельность).
    5. Неожиданность информации
    Факторы, связанные с собственной структурой информационного потока.
    Факторы коммуникабельности
    4. Внутренние Биологические
    5. Семантические Угрожающие индивиду и группе

    В конце прошлого века считалось, что все члены конкретной группы, подвергшиеся воздействию какого-то физического или химического экзогенного фактора, рискуют в одинаковой степени. Однако проведенные исследования говорят об обратном. Так, в США обследовались люди, болеющие профессиональными респираторными заболеваниями, связанными с вредными промышленными веществами. В эпидемиологических исследованиях была обнаружена угроза редкого вида рака легких у рабочих, имеющих дело с асбестом. Оказалось, что риск этого заболевания связан с последствиями вдыхания асбестовых нитей и прямо коррелирует с наличием или отсутствием определенных энзимов в слизи в дыхательных путях. Эти энзимы, уровень активности которых определен генетически, становятся важным определяющим моментом реакции на воздействие асбеста.

    Стоит оговорить лишь радиационный фактор. Интенсивное развитие ядерной энергетики породило интерес общества к последствиям действия доз облучения. Классические положения радиобиологии убеждали в том, что типичным отдаленным последствием лучевого воздействия являются лейкемии и солидные раки, развитие которых ожидается через 10 и более лет после радиационного воздействия. Необходимо подчеркнуть, что данная концепция разработана на основе наблюдений за клиническими эффектами больших доз радиации, т.е. тех, которые в острый период облучения вызывают классические признаки острой лучевой болезни. Все модели прогнозирования дополнительных случаев онкопатологии, вызываемые большими дозами радиации, так же как и построение социальных программ по предотвращению радиационно индуцированных раков, базировались на анализе эпидемиологических данных и не принимали в расчет показатели индивидуальной реактивности и радиочувствительности человека.

    В настоящее время признано положение о зависимости ответной реакции организма человека на облучение от полученной дозы, согласно которому высокие дозы радиации вызывают прямое повреждение тканей и развитие облигатных симптомов лучевой болезни, тогда как малые дозы запускают каскад неспецифических компенсаторно-приспособительных реакций и лишь предрасполагают пострадавшего к развитию у него заболевания.

    В последнем случае, как указывают многие авторы, клинические проявления патологии носят случайный, т.е. вероятностный характер и во многом зависят от индивидуальной психосоматической предиспозиции человека. Так, А.К. Гуськовой и А.Е. Барановым систематизированы и подробно описаны дозовые зависимости изменений нервной системы у ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС: в диапазоне реальных доз облучения, полученных этими пациентами (0,2-1,0 Гр), корреляции изменений состояния нервной системы от дозы облучения не выявлено .

    Исследование особенностей психологического статуса ликвидаторов аварии на Чернобыльской атомной электростанции, проведенное сотрудниками Института биофизики РАН, также не выявило связи обнаруженных нарушений ни с дозовой нагрузкой, официально представленной в документах, ни с временем пребывания на ЧАЭС .

    Поэтому, основываясь на известных дозозависимых эффектах радиации и средних дозах облучения, полученных ликвидаторами (кстати, если вероятность смертельных опухолевых заболеваний у наиболее облученных 0-150 случаев на 25 000 человек, то от курения 10 сигарет в день - 1 случай на 200 человек), можно было бы предполагать отсутствие значимых и длительно существующих патологических изменений состояния здоровья у участников ликвидации аварии на ЧАЭС.

    Тем не менее многие исследователи обнаруживали большую частоту и тяжесть клинических синдромов у ликвидаторов по сравнению с местным населением, не принимавшим участия в аварийных работах, но получившим примерно такие же дозы облучения. Кроме того, все исследователи подчеркивают наличие психологических деформаций в поведении ликвидаторов аварии на ЧАЭС. Так, обобщенные данные Медицинского радиационного научного центра РАМН продемонстрировали, что 80% ликвидаторов, работавших на станции с 1986 по 1988 г. и получивших дозы облучения до 35 бэр (1 Гр = 100 бэр), в 1993 г. имели нарушения адаптационно-защитных систем организма. У них отмечались следующие признаки: 1) психологическая и социальная дезадаптация; 2) нейро-циркуляторная дистония; 3) эндокринопатия; 4) иммуно-депрессия; 5) дисбаланс в системе гомеостаза .

    Таким образом, установлено, что один и тот же экстремальный фактор может по-разному воздействовать на человека. Развернутую характеристику воздействий радиационного и других факторов дали украинские ученые . Наиболее существенные факторы, воздействовавшие на человека в 30-километровой зоне вокруг г. Припять:
    1. Опасность. В результате исследований было установлено, что «эмоциогенное значение опасности определяется не столько объективным уровнем радиации на местности, сколько представлениями людей о том, какую угрозу она может представлять для здоровья» .
    2. Выполняемая работа отличалась большими физическими нагрузками, труд был преимущественно однообразный и тяжелый. Исследователи сообщают, что примерно у каждого второго участника ликвидации последствий аварии сразу после катастрофы выполняемая работа не соответствовала ни гражданской профессии, ни специальности, приобретенной во время службы в армии. Другой отличительной особенностью выполняемой деятельности была ее необычность. Никогда еще в СССР человек не работал на ликвидации последствий радиационной катастрофы, поэтому у руководителей «не было отчетливого представления, как это сделать... В результате нелегкая сама по себе выполняемая работа отягощалась отрицательными впечатлениями от обилия бесплодно приложенных усилий» .
    3. Время. Известно, что дефицит времени - показатель экстремальности во многих видах деятельности. Однако в данных условиях продолжительность работ была связана с возрастанием опасности. «Каждый выезд в зону увеличивал полученную дозу облучения. Конкретный размер увеличения зависел от разных обстоятельств. Некоторые исчерпывали "лимит безопасности" очень быстро» .
    4. Относительная изоляция. В условиях данной экстремальной ситуации такими обстоятельствами были отрыв от привычной системы трудовых и социальных отношений по месту постоянной работы и жительства; необходимость подчинения новой системе требований и отношений, складывающихся на основе выполнения непривычных, а порой представляющих непосредственную или скрытую угрозу для здоровья трудовых функций; существенное ограничение свободы перемещения, выбора форм проведения свободного времени; довольно жесткая регламентация поведения; длительное расставание с семьей.

    5. Ответственность заключалась в том, что, как пишут исследователи, «крайне ответственное поручение, которое нельзя выполнить недобросовестно - такое настроение было доминирующим, особенно на самых ранних этапах работ вокруг разрушенного блока» .

    Другими словами, авария на Чернобыльской АЭС привела к принципиальным изменениям научных представлений о влиянии ионизирующего излучения на здоровье человека.

    Класс необычных факторов занимает промежуточное место между первым и третьим классом. С первым их роднит физическая природа, с третьим - механизм действия. В данный класс включены факторы, для которых общим является одно свойство - новизна. Для этих новых факторов у человека не выработана реакция приспособления, следовательно, отсутствует состояние адекватной мобилизации. В ряде случаев существующие механизмы приспособления, например рефлексы, являются слабыми, чтобы организовать адекватную мобилизацию при длительной гипервесомости.

    Во второй подкласс входят факторы, имеющие информационную природу и проявляющиеся в привычном и знакомом для человека алгоритме деятельности. Так, вариантом логических экстремальных факторов выступает, например, случай, когда при переходе на новую технику при полной сохранности общего алгоритма изменен порядок расположения приборов на панели управления. Так, описаны затруднения, возникающие у летчиков при замене авиагоризонта с неподвижной «Землей» и изменяющимся наклоном «самолета» на авиагоризонт с неподвижным силуэтом «самолета» и изменяющимся наклоном «Земли».

    К компонентным относятся такие условия, где необычными, новыми являются какие-то составные части, отрезки алгоритма. Так, экстремальным компонентным фактором для водителя автомобиля выступает, например, появление слишком свободного люфта рулевого управления.

    В разряд ситуационных входят те условия, которые могут стать необычными для привычной, хорошо знакомой деятельности. Такими являются, например, условия вождения на дорогах с левосторонним движением на машине с правосторонним расположением управления.

    Общая черта всех видов факторов, относящихся ко второму классу - классу необычных факторов, это условность, относительность экстремального значения факторов. По сути, экстремальностью обладает лишь один признак - новизна. По мере утрачивания этой новизны, приспособления человека к действующему фактору они могут вообще выйти из рубрики экстремальных.

    Третий класс составляют факторы, экстремальность которых зависит от информационной структуры. Здесь физическая характеристика условия вообще не имеет решающего значения, хотя некоторую побочную роль она все же играет. Наиболее широко встречается первый подкласс факторов - недостаточность информации, что сказывается на большей трудности принятия решения. Специфическим видом этого подкласса является недостаток времени для переработки информации.

    По мнению многих авторов, поддержание адекватного контролируемого психикой поведения требует непрерывного поступления информации. Длительная изоляция приводит к серьезным изменениям в психической сфере. Так, известны эксперименты Бек-стона и Хирона, проведенные на студентах при изоляции их в особых боксах. Обследуемые лежали на особых и удобных кушетках. Возможность зрительных, слуховых и осязательных восприятий исключалась искусственно. На глаза надевали очки с поглощающими светофильтрами, на уши - аудифоны, на руки - специальные картонные футляры. Прием пищи и физиологические отправления осуществлялись по требованию. Реакция испытуемых характеризовалась возникновением потребности во внешних впечатлениях, которая приводила их к двигательному беспокойству (некоторые, например, колотили руками по стенкам бокса). Обследуемых тяготило отсутствие отчетливого представления: спят они или бодрствуют. Также у лиц, принимавших участие в эксперименте, наблюдались расстройства мышления, ложные ощущения, физическое и психическое утомление, скука, приводящие к снижению мотивации. Большинство отказывалось от продолжения эксперимента через 24-72 часа. У оставшихся в боксе в течение более двух суток появились зрительные галлюцинации.

    Как указывают авторы, галлюцинации возникали в случаях особенно жесткого ограничения сенсорной информации. Сначала, как выяснилось в эксперименте, человек достаточно критически относится к галлюцинациям в условиях изоляции, затем это отношение исчезает, и они приобретают доминирующее значение. Подобные галлюцинации могут приводить к полному распаду личности.

    Исследования, проведенные Ф.Д. Горбовым, В.И. Мясниковым и В.И. Яздовским в сурдокамерах длительностью 10-15 суток , показали, что у испытуемых отмечаются физиологические изменения (угнетение функций надпочечников, развитие явлений утомления и пр.), проявляются разные степени апатии, скуки, тревоги и страха, а также повышается внушаемость. Нередко у испытуемых отмечалось возникновение чувства эйфории, что свидетельствует о снижении контроля со стороны коры большого мозга над функциями подкорки. Обычно состояние эйфории возникает перед концом опыта или сразу после него и характеризуется сильным, неадекватным обстановке возбуждением, когда субъективная оценка не соответствует объективному ухудшению функционального состояния организма.

    Интересный опыт провел французский спелеолог М. Сифр . Он опустился под землю на глубину 130 м в ледяную пещеру Скарс-сон и провел там более 1 500 часов (62 суток) в целях изучения влияния длительного одиночества и отсутствия связи с внешним миром на восприятие времени. Поскольку в этих условиях невозможно отслеживать смену дня и ночи, ориентация во времени нарушилась очень скоро. Через 40 суток Сифру казалось, что прошло лишь 25. Когда эксперимент кончился, он заявил, что и не предполагал, что конец так близок. То же отмечали спелеолог Ж. Лорес, пробывшая в пещере Виньерон три месяца, и А. Сенни, проведший в пещере Оливье 125 суток. Так, когда Сенни предупредили о скором окончании опыта 2 апреля, он считал, что на данный день всего 6 февраля.

    Факторы второго подкласса могут быть обусловлены избыточностью информации. Избыточность является одним из мощных средств повышения надежности систем, однако для человека данный фактор может иметь отрицательное значение, снижая величину переработанной информации. Непосредственной причиной снижения эффективности работы в условиях избыточности информации являются большая напряженность распределения внимания, затруднение поиска инвариантных признаков и большая нагрузка на оперативную память.

    Третий подкласс включает ситуации поступления ложной информации. Наиболее типичным является случай, когда человек знает, что он адекватно оценил ситуацию, принял правильное решение и верно организовал деятельность, однако система обратной связи дает неправильную информацию о результатах этой деятельности. Это ведет к резкому эмоциональному возбуждению с выраженными негативными реакциями и, в конечном счете, к резкой хаотичности деятельности или полному отказу от нее. Интересной особенностью, характеризующей поведенческие реакции человека при действии этого экстремального фактора, является агрессивная персонификация какого-либо структурного элемента, «ответственного» за «неудачу» деятельности человека.

    Четвертым подклассом объединены структурно-информационные факторы. Здесь следует обратить внимание на два разряда. Первый охватывает факторы, связанные с собственной структурой информации. К ним следует относить неодинаковую плотность информации, особенность логической структуры алгоритма, например сосредоточение в одной точке большого числа логических условий. Примером может служить ситуация, когда необходимо одновременно выполнять два или более видов деятельности.

    Второй разряд включает экстремальные факторы коммуникабельности. Наиболее отчетливо данные факторы проявляются при совместной деятельности в системах «человек - человек» или «человек - машина» в условиях рассогласования деятельности или ее результатов. Именно данные экстремальные условия приводят к конфликтности как между профессиональными группами или подгруппами, так и в межличностном взаимодействии.

    В четвертый класс входят все случаи, внутренние по отношению к человеку и лишь косвенно связанные с его деятельностью. К ним следует отнести, например, болезни, близкие к ним состояния, лишение сна и т.п.

    Пятый класс объединяет ситуации, когда экстремальным фактором является значимость возникающего события, в котором находится человек. Наиболее существенным подклассом здесь следует считать ситуации угрозы жизни для индивида или группы. Сюда относятся все чрезвычайные ситуации.

    Вам также будет интересно:

    Презентация:
    Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
    Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
    Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
    Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
    Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
    Лазанья с говядиной и тортильями
    Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
    Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
    Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...