Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

После двоеточия ставится запятая. Двоеточие

Однородными членами предложения называются слова, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же слову в предложении и являющиеся одним и тем же членом предложения.

Однородные члены отделяются друг от друга запятыми :

Было светло, радостно, тепло !
Снег, дождь, ветер не волновали этого человека.
Задорный, весёлый, удивительно знакомый голос остановил его.
Он бежал, летел, нёсся навстречу своей мечте.

Запятая ставится между однородными членами, если они соединены:

  • повторяющимися союзами то...то, ни...ни, или...или :
    То снег, то ветер;
  • двойными союзами как-так и, не только-но и, если не-то :
    Зеленели как деревья, так и кусты. Зеленели не только деревья, но и кусты. Листья распускаются если не в апреле, то в мае (запятая перед если не ставится).

Перед одиночным союзом "и" запятая не ставится:
Зеленели деревья, кусты, цветы, и травы.

В предложении может быть несколько рядов однородных членов:
Клёны и берёзки столпились на пригорках и лощинах .

Двоеточие перед перечислением ставится, если:

  • необходимо предупредить читателя, что далее следует перечисление :
    Между тем здесь есть много своих фабрик и заводов: шляпных, стеклянных, бумажных) и т. п. (И. А. Гончаров)
  • перечислению предшествует :

    обобщающее слово : В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. П. Чехов);
    вводное слово (как-то, а именно, например и т. п.), при этом вводное слово отделяется запятой: Для торговли эти промыслы едва доставляют несколько неважных предметов, как-то: шкур, рогов, клыков. (И. А.Гончаров)

Тире ставится после перечисления, находящегося в середине предложения, если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения: От дома, от деревьев, от голубятни - от всего побежали длинные тени. (И. А. Гончаров)

Двоеточием и тире выделяется перечисление, находящееся в середине предложения, если этому перечислению предшествует обобщающее слово, а после перечисления предложение продолжается: И много у него добра: мехов, атласа, серебра - и на виду и под замками. (А. С. Пушкин).

Задачи и тесты по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при "и"

  • Однородные члены предложения, знаки препинания при них - Предложение. Словосочетание 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Предложения с однородными членами. Обобщающие слова - Основные понятия синтаксиса и пунктуации 5 класс

    Уроков: 2 Заданий: 8 Тестов: 3

  • Пунктуация при однородных членах, соединённых неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами - Простое осложнённое предложение 11 класс

    Уроков: 2 Заданий: 6 Тестов: 1

  • Знаки препинания при определениях и приложениях - Простое осложнённое предложение 11 класс

    Уроков: 2 Заданий: 7 Тестов: 1

Внимание! В разных рядах запятая перед перед "и" невозможна!

Запомните, что:

  1. если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие;
  2. если обобщающее слово стоит после однородных членов, то после обобщающего слова ставится тире;
  3. если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то, как Вы уже знаете, после него ставится двоеточие; но если после перечисления предложение продолжается, то после однородных членов необходимо поставить тире.

Например:
Все: дети, взрослые, собаки - смешались в одну кучу.

С точки зрения языка, список, или перечень, — это то же самое предложение (или предложения), записанное(-ые) не в строчку, как обычные, а в столбик (впрочем, иногда и в строчку). А раз это почти обычные предложения, то и оформляются они почти как обычные предложения. Что из этого следует? А то, что, для правильного оформления списка (перечня) на концах его строк должны стоять знаки препинания, а в конце предложения необходимо поставить точку. Для начала рассмотрим корректные варианты оформления списков, а потом обсудим их подробнее.


Варианты оформления перечней:

I … предложение перед списком.

1. Первый пункт.

2. Второй пункт.

3. Третий пункт.

II … предложение перед списком:

1. Первый пункт.

2. Второй пункт.

3. Третий пункт.

III … предложение перед списком:

1) первый пункт;

2) второй пункт;

3) третий пункт.

В каких случаях какой вариант оформления списка будет правильнее?

Если пункты в перечне короткие, состоят из одной фразы или даже пары слов, то на конце имеет смысл ставить точку с запятой, а строки начинать со строчной буквы (вариант III). В конце предложения всегда ставится точка, поэтому и на конце нашего записанного в столбик предложения надо поставить точку.

Если пункты распространенные, состоят из нескольких фраз, на конце всех пунктов стоит поставить точки, а сами предложения начинать с большой буквы (варианты I и II).

При этом если вы оформляете список цифрами, а не буллитами (жирными точками или другими значками), обратите внимание, что если пункты заканчиваются точками, то и после цифр должны стоять точки (как в вариантах I и II). Если же на конце пунктов точки с запятой, то после цифр лучше ставить скобку (вариант III). Это объясняется тем, что после точки должна идти большая буква, а большая буква в первом слове пункта идет только в тех случаях, когда точки идут и на концах строк. Как правило, после римских цифр скобки не ставятся, то есть их не стоит употреблять в III варианте.

Что же касается последнего предложения перед списком, то двоеточие обычно ставят, когда конец фразы представляет собой явную отсылку к списку или содержит обобщающее слово. Например, если фраза заканчивается на словах «такие как:» или «следующие параметры/области/разделы/ и т.д. и т.п.». Если же список подразумевается логически, но прямых отсылок к нему нет, то лучше поставить точку.

Еще один момент, связанный с тем, как правильно оформить список, — стилистический. Он заключается в том, что в идеале все пункты перечня должны быть согласованы с предваряющим список предложением и представлять собой что-то вроде однородных членов. При этом предлог, если он нужен после обобщающего слова, лучше ставить в начале первого или каждого пункта (в зависимости от контекста), а не оставлять перед списком.

Например, неправильными будут несогласованные варианты:

Я хотел рассказать маме:

* дела в школе;

* планы на каникулы;

* новости друзей.

Я хотел рассказать маме о:

* делах в школе;

* поехать в каникулы;

* хорошо покушать.

Данный список лучше было бы оформить следующим образом:

Я хотел рассказать маме:

* о делах в школе;

* о том, куда я хочу поехать на каникулы;

* о новостях друзей;

* о том, что я хочу хорошо покушать.

Если вы собираетесь сделать список внутри списка, то правила оформления от этого никак не изменятся. Желательно, правда, выбрать другие буллиты или цифры (например, не «1.», а «а)», чтобы читатели понимали, где один список прерывается другим и где какое перечисление заканчивается. Также для перечня каждого последующего уровня, как правило, делается больший отступ с левого края страницы.

1) Если однородные члены предложения не соединены союзами, а только интонацией, то между ними ставится запятая. В предложениях с однородными членами также может встречаться тире и двоеточие. То же при вхождении однородных членов в одну из частей сложного предложения. 3.Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложения, то перед ними ставится двоеточие, а после них – тире, например.

Примечание. В текстах деловых и научных двоеточие может ставиться перед перечислением и при отсутствии обобщающего слова: На собрании присутствовали: студенты, аспиранты, преподаватели. Между однородными членами предложения (или их группами) может ставиться точка с запятой, особенно если есть внутренние выделения: Оказывается, существуют тонкости.

В зависимости от значения приложения, не соединенные союзами, могут быть однородными и неоднородными. Ю. Казаков); В книге рассказывается о первой, пусть неразделенной любви.Не ставится также запятая после однородного члена, стоящего после второй части парного союза (если…

§ 163. Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности - прямой вопрос или восклицание, например:

Не ставится запятая в выражениях типа: два и три и пять (два да три да пять) вместе составляют десять (нет перечисления однородных членов). 1.Если однородные члены соединены парными (сопоставительными, двойными) союзами как… так и, не так… как, не только… Как показывают примеры, функцию обобщающего слова в этих случаях выполняет сказуемое, непосредственно предшествующее однородным членам – подлежащим.

Правила русской орфографии и пунктуации (1956)

Обобщающее слово — это слово или словосочетание, которое является общим обозначением находящихся при нём однородных членов. Обобщающее слово является действительно обобщающим в том случае, когда оно стоит после однородных членов. Если однородные члены находятся в середине предложения и возникает необходимость представить их как выражение попутного, уточняющего замечания, тире ставится с двух сторон.

§ 159. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение:

Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошёл и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь» (Пушкин). Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и еще кой-какие привлекательные узелки и коробочки. Пан.). При наличии противительного союза запятая ставится: Он поймал взгляд Листопада, но не остановился (Пан.).

Однородные определения разделяются запятой, неоднородные — не разделяются. Определения могут быть однородными или неоднородными в зависимости от их семантики, места расположения и способа выражения. В роли обобщающих слов обычно выступают либо существительные, либо местоимения и наречия. В зависимости от позиции обобщающие слова обнаруживают разное значение.

Перечень пунктограмм, изучаемых в школе

Левей, левей – и с возом бух в канаву! И всё-таки был один математик в нашей школе, который отличался от всех других… В конце предложения могут сочетаться: вопросительный и восклицательный знаки, вопросительный знак и многоточие, восклицательный знак и многоточие. Тире ставится перед словами это, это есть, значит, это значит, вот, присоединяющими сказуемое к подлежащему.

После уточняющих слов такие как (со сравнительным оттенком значения) двоеточие не ставится: Первыми после зимы расцветают цветы, такие как крокусы, тюльпаны (газ.). В устной речи это будет подчеркнуто паузой после глагола. Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его верховий и островов (Гоголь).

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин). А я думал: «Какой это тяжёлый и ленивый малый!» (Чехов). Недаром боги греческие признавали над собою неотразимую власть судьбы: судьба – это была та темная граница, за которую не пepecтупало сознание древних. Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагез… Вот наконец, мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею…

Обобщающие слова всегда являются тем же членом предложения, что и однородные члены, при которых они находятся, потому что они выполняют одну и ту же синтаксическую функцию. При обобщающих словах могут быть уточняющие слова как например, например, как то, а именно, перед которыми ставится запятая, а после них - двоеточие.

Списки позволяют красиво структурировать текст, заострить на чем-то внимание читателя, выделить важную мысль, словом, их использование в статье – это хорошо. Но остается дело за малым: грамотное оформление. Давайте разберемся со знаками препинания и прочими трудностями.

Чаще всего нарушается согласованность. Каждый пункт перечисления должен быть в одном роде, падеже и числе, а также согласовываться с обобщающим словом перед списком. Например, неправильно:

  • умывание, чистка зубов,
  • заправьте постель,
  • готовка завтрака,
  • выпить кофе.

Правильнее вот так:

Что нужно сделать утром перед выходом на работу:

  • умыться, почистить зубы,
  • заправить постель,
  • приготовить завтрак,
  • выпить кофе.

Итак, не забывайте задать один вопрос каждому пункту и проверить грамматическую согласованность .

Как обозначать элементы списка?

Функционал нашей биржи предлагает два варианта: нумерованные и маркированные списки. Однако всего вариантов членения многоуровневых списков три:

  • высший уровень обозначается заглавной буквой с точкой или римской цифрой с точкой (I. или А.);
  • средний уровень - арабской цифрой с точкой (1.);
  • низший уровень - маркером, строчной буквой со скобкой или цифрой со скобкой (а), 1) и т.п.).

Соответственно, если вы хотите ввести в статью многоуровневый список, то примерно он будет выглядеть так:

Мы любим весну за многое:

  1. Все действительно оживает:
  • природа,
  • птицы.
  1. Можно наконец достать любимые вещи:
  • легкие куртки,
  • кеды.

С какой буквы начинать пункты перечисления: строчной или заглавной?

По сути, в оформлении списков действуют те же правила пунктуации, что и в обычных предложениях. Если элементу перечисления предшествует цифра или буква с точкой, он должен начинаться с заглавной буквы, как новое предложение. Например:

Планы мои на сегодня были простыми:

  1. Как следует выспаться.
  2. Заказать в ближайшей доставке еды на целый день.
  3. Пригласить подругу в гости смотреть кино.

Также, если пункты являются отдельными предложениями, а не частями одного, то каждый элемент будет начинаться с заглавной буквы и заканчиваться точкой (об этом - ниже).

Какой знак препинания ставить перед списком

Перед списком может стоять точка или двоеточие. Двоеточие – после обобщающего слова или словосочетания, указывающего на то, что далее следует перечисление, т.е. предложение будет делиться. Возможна постановка двоеточия, если элементы начинаются с заглавной буквы. В остальных случаях ставится точка . Например:

Мне очень хотелось сегодня сделать две вещи:

  • сходить на концерт,
  • спокойно выспаться.

Знаки препинания после пунктов перечисления

В конце каждого элемента перечисления ставится:

точка – если части списка представляют собой отдельные предложения. И, как упоминалось выше, начинается каждый пункт с заглавной буквы;

Пример . Санкт-Петербург – замечательный город!

  • Белые ночи наполнены романтикой.
  • Разводные мосты завораживают.
  • Много памятников архитектуры.

запятая – если элементы списка простые, т.е. состоят из одного или нескольких слов, начинаются со строчной буквы, не содержат знаков препинания внутри. Однако допустимо оформлять такие пункты и точкой с запятой;

Пример . Варианты, как добраться до города:

  • поезд,
  • самолет,
  • автостоп.

точка с запятой – если пункты перечисления начинаются со строчной буквы, внутри них есть знаки препинания, в один пункт включается несколько предложений.

Пример – данный список перечисления.


Перечни оформляются по общим правилам:
  1. римские цифры употребляются без скобок. После римских цифр ставится точка, а первое слово пишется с прописной буквы;
  2. после строчных букв (которые употребляются только со скобкой) и арабских цифр со скобками точка не ставится и первое слово пишется со строчной буквы;
  3. в конце рубрики, вводимой строчной буквой или арабской цифрой со скобкой, ставится точка с запятой (кроме последней).
Перечень может оформляться внутри абзаца. Перед перечислением в таком случае ставится двоеточие, используются строчные буквы или арабские цифры (с закрывающей скобкой). Первое слово в перечне пишется со строчной буквы, каждое положение отделяется друг от друга точкой с запятой. Например:
Почти каждая из тем сочинений может оказаться: а) исторической: Историзм прозы А. С. Пушкина («Дубровский», «Капитанская дочка»); Человек и его время в прозе А. И. Солженицына; б) этической: Нравственная проблематика в «школьной» прозе последних лет; в) публицистической: Война как трагедия народа в современной русской прозе; г) философской: Проблема добра и зла в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Перечень может оформляться и путем абзацного членения. В этих случаях могут использоваться арабские цифры без скобок (после которых ставится точка), первое слово пишется с прописной буквы, а в конце ставится необходимый знак препинания (точка, многоточие, вопросительный или восклицательный знак). Например:
Культура речи
  1. Речевая культура. Речевой этикет.
  2. Языковые нормы.
  3. Точность речи.
  4. Логичность речи.
  5. Основные черты информационной речи.
  6. Чистота речи.
  7. Речь, призывающая к действию.
  8. Выразительность речи.
  9. Убеждающая речь.
  10. Уместность речи.
  11. Стили русского литературного языка.
Если перечень одноступенчатый, то он может оформляться несколькими способами.
  1. способ
Фраза, которая вводит перечень, является конструкцией, продолжающей рубрики. После нее ставится двоеточие, пункты перечня сопровождаются ограничительным тире, начинаются со строчной буквы и отделяются друг от друга точкой с запятой:
Основные части сочинения-отзыва:
  • мнение автора сочинения о прочитанном;
  • краткая характеристика произведения литературы (без подробного пересказа);
  • вывод: почему понравилось (не понравилось) данное произведение (или творчество конкретного писателя).
  1. способ
Фраза, вводящая перечень, является или законченным предложением, или конструкцией, которую продолжают рубрики. После нее ставится двоеточие; для нумерации используются либо строчные буквы русского алфавита, либо арабские цифры с закрывающей скобкой. Пункты перечня начинаются со строчной буквы и отделяются друг от друга точкой с запятой:
Чтобы сочинение было написано успешно необходимы:
  1. хорошее знание текста художественных произведений;
  2. знание литературно-критических работ, посвященных этим произведениям;
  3. знание биографии автора и особенностей его творческой манеры;
  4. знакомство с художественными направлениями, методами, стилевыми течениями;
  5. умение анализировать произведение в единстве формы и содержания, понимание эстетической природы художественного творчества;
  6. владение необходимым минимумом литературоведческих умений и навыков, а также знаний в области теории литературы;
  7. умение логично рассуждать, последовательно излагать тезисы и предметно их доказывать;
  8. наличие собственной точки зрения на произведение литературы и творчество его автора;
  9. владение языковой и стилистической грамотностью.
III способ
Предложение, вводящее перечень, - завершенное, однако в нем часто присутствуют слова, требующие уточнения: некоторые, разные, следующие и т. п. Для нумерации обычно используются арабские цифры с точкой. Пункты перечня начинаются с прописной буквы:
В простейшем виде сочинение должно освещать следующие вопросы:
  1. Автор, название книги, кем издана, где, год издания.
  2. Краткие сведения о писателе (необязательно).
  3. О чем говорится в книге (кратко).
  4. Главная мысль произведения.
  5. Главные герои. Кто из героев больше всего понравился (не понравился) и почему.
  6. Какими достоинствами или недостатками, по вашему мнению, обладает эта книга?
  7. Советуете ли прочитать книгу другим? Что дает вам чтение этой книги?
Если перечню необходимо двухступенчатое абзацное членение, то на практике применяются два варианта: 1) сначала используют римские цифры, а затем арабские (без скобки);
  1. сначала используются арабские цифры (без скобки), а затем буквы русского алфавита (со скобкой).
  1. вариант
План к теме типа «Роль портретной характеристики...»
  1. Портретная характеристика как один из главных художественных приемов в литературном произведении.
  2. Объем темы.
  3. Творческий метод (реалистическое или романтическое порт- ретирование), используемый писателем.
  4. Портретные характеристики (или характеристика) образов (образа) и их функции.
  1. Прямое портретирование (описание внешности человека).
  2. Косвенная характеристика (через деталь: одежда, интерьер, животные, образ жизни, черты характера и др.).
  1. Значение и роль портретной характеристики для раскрытия главной идеи произведения. Как портрет помогает понять психологию и поступки героев.
  1. вариант
Анализ пейзажа
  1. Пейзаж как художественный прием.
  2. Функции пейзажа в художественном произведении:
а) дополнительное средство характеристики героя;
б) социально-историческая характеристика;
в) фон, декорация;
г) для характеристики психологического состояния героя;
д) философская;
е) символическре значение;
ж) композиционное значение;
з) как внесценический персонаж, действующее лицо.
При необходимости трехступенчатого членения перечня сначала используются римские цифры, потом арабские (без скобок), затем буквы русского алфавита или ограничительное тире.
План сравнительной характеристики героев
  1. Вступление. Проблематика и идейная направленность произведения.
  2. Образы, помогающие раскрыть главную идею произведения. Противопоставление образов.
  1. На каком основании можно сравнить образы:
а) по половому признаку (все темы типа «Женские образы...»);
б) по сходству черт характера (положительных или отрицательных);
в) по социальному положению (дворянство, купечество, «маленький человек», чиновничество, босяки, люмпены);
г) по роду занятий (помещик, крестьянин, студент, солдат, рабочий, офицер и т. п.);
д) по национальному признаку;
е) по мировоззрению;
ж) по принадлежности к одному и тому же поколению, эпохе.
  1. Что отличает их друг от друга (отличия могут быть проведены по тем же пунктам).
  2. В чем смысл сравнения образов (либо противопоставление, либо взаимодополнение).
  3. Значение образов для развития действия произведения.
  4. Характеристика образов друг друга (если есть).
  5. Как автор относится к этим героям (авторская оценка образов).
  1. Роль и значение сравниваемых образов для раскрытия главной идеи произведения.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...