Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Предметы со звуком ы. НОД по обучению грамоте «Звук и буква Ы

Технологическая карта урока. Урок 21

Тема

Гласный звук [ы], буква ы.

Педагогическая цель

создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [ы], буквой ы.

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

закреплять характерные особенности буквы Ы; (отсутствие слов, начинающихся с буквы Ы;) различать слова в форме единственного и множественного числа; образовывать слова из данных слов с помощью приставок; определять роль гласных букв, стоящих после согласных

Личностные результаты

осмысленно относится к тому, что делают, знают, для чего они это делают; воспринимать важность учебы, как интеллектуальный труд.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

познавательные: (общеучебные) воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, сравнивать слова по звуковому составу:

коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложений; учитывая разные мнения одноклассников)

регулятивные: оценивание результатов своих действий.

Основное содержание темы, понятия и термины

Гласный звук [ ы ] , строчная, печатная и письменная буквы ы.. Гласные звуки [а], [о], [и].

Образовательные ресурсы

учебник В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина Азбука. 1 класс, часть первая, записи на доске, магнитные карточки с буквами, воздушные шары, рисунки (мышки, мишки)

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой
на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный.Наблюдение учителя

II. Актуализация опорных знаний.

1Речевая разминка. Фонетическая игра

2. Проговаривание скороговорки.

(хором, по колонкам, по одному)

3 Фронтальная беседа.

Коллективная. Словесный. Фонетическая игра

СЛАЙДЫ 2-5

Собирайся детвора! Начинается игра.

Сколько времени сейчас?

Как кричит в селе петух? Сколько будет дважды два?

Это ухо или нос? ( показывает на ухо ) . Это локоть или глаз? (показывает на локоть) .

Ну, а это что у нас? (показывает на нос) . Неужели это так? Так, так, так. Вы хорошие всегда?

У осы не усище, а усики.

На доске записана пословица «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»
– Как вы понимаете смысл пословицы: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
(Если ты чего- то не знаешь, то не надо стесняться, необходимо спросить об этом у старших)
– Правильно, вы только учитесь, поэтому не бойтесь переспрашивать, если что - то не поняли. Каждый день в школе вы узнаёте что-то интересное, открываете для себя что-то новое. Думаю, что и этот урок чтения не станет исключением. Но сначала мы с вами вспомним буквы, которые мы уже изучили. Трое учеников подготовили вам загадки, слушайте внимательно, не торопитесь с ответом.
На доске 4 карточки с буквами. Если ученик отгадал загадку, то он идёт к доске и переворачивает карточку.

– Скажите, на доске изображены буквы или звуки? (буквы)
– Докажите своё мнение (буквы мы пишем, видим и читаем, а звуки слышим и произносим).
– Верно, сейчас я буду указывать на букву, ваша задача произнести хором звук, который она обозначает.
–Молодцы, вы справились с этим заданием. на улице гласных. А вы заметили, что на доске осталась неперевёрнутая карточка? (да)
– Сегодня мы познакомимся с новым жителем.

Поют песенку, например:

Ра-ра-ра

Ра-ра-ра

Час-час-час

Ух-ух-ух

Два-два-два

Нос-нос-нос

Глаз-глаз-глаз

Нас-нас-нас-

Да-да-да

Проговаривают пословацу.

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Проблемный. Словесный. Беседа,

СЛАЙД 6

Скажите, что я держу в руке (шар)
– Правильно, произнесите последний звук в слове шар, как вы думаете это гласный или согласный звук? (согласный)
– Докажите (воздух встречает на своём пути преграду:

язык и зубы)
– А теперь, у меня в руке не шар, а …? (шары)
– Правильно, произнесём хором последний звук в слове шары (ыыы), произнесём ещё раз (ыыы)
– Слышен ли голос во время произнесения этого звука? (да)
–Встречает ли воздух на своём пути преграду при произнесении этого звука? (нет)
– Так как вы думаете это гласный или согласный звук? (гласный)
– Правильно. Произнесите звук ы. Что происходит с губами, языком, когда мы произносим этот звук?
(язык чуть приподнят, находится у нижних зубов, губы растянуты)
– Сейчас, я буду называть слова, если в этих словах есть звук ы, то покажите солнышко, а если нет – тучку:

рыбка, шар, сыр, крыша, лиса, мышка.



Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, формулируют свои ответы

Анализируют текст, высказывают и аргументируют свое мнение

Фронтальный. Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Слого-звуковой анализ слова шар

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа

СЛАЙД 8

1. Анализ слова шар по схеме.

Сколько слогов в слове?

Сколько звуков в этом слове?

Давайте произнесём Каждый звук отдельно.

Какие звуки поются?

Проводят слого-звуковой анализ слова шары

Выделяют звук [ы]
в процессе слого-звукового анализа. Наблюдают над особенностями произнесения звука [ы]. Характеризуют выделенный звук; доказывают, что звук [ы] гласный

Фронтальный. Правильно выполненный слого-звуковой анализ

2. Знакомство со звуком буквой ы

Фронтальная. Словесный, практический.

Беседа, моделирование буквы

СЛАЙДЫ 9-12

1.– Звук [ы] на письме обозначается гласной буквой ы

2. – Мягкость или твердость предшествующего согласного звука обозначает буква ы ?

3.-Назовите слова на букву ы.

4.– Найдите букву ы на «ленте букв».

На что похожа буква ы?

Прочитаем стихи про букву ы на стр.32.
– Что вы узнали о букве ы? (нет слов на букву ы, она находится в середине или в конце слова)
– Эти стихи живут и на страницах нашей азбуки. Откройте азбуку на с. 32.
– Кто хочет прочитать первое стихотворение?
– Какая буква выделена? (буква ы)
– В каких словах выделена буква ы? (Мы, услыхали, совы, ы,
– Кто хочет прочитать второе стихотворение?
– А в этом стихотворении, какая буква выделена? (буква ы)
– В каких словах выделена буква ы? (бывает, капусты, брюквы, дыни).

Находят букву ы на «ленте букв».

Буква ы обозначает твердость предшествующего согласного звука

Высказывают свои предположения.

Находят букву У на «ленте букв». Моделируют ее из проволоки

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем.

А потом – наоборот:

Будет вправо поворот,

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз, два, три, четыре,

Руки выше, плечи шире!

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

3. Работа со стихотворением В. Берестова (учебник, с. 37). Дифференцирован

ное задание

Коллективная. Словесный. Чтение, беседа

Прочитайте стихотворение.

О ком идет речь в стихотворении?

Сколько слогов в слове шары?

– Два

Находят слова с буквой У в тексте стихотворения. Определяют количество слогов в слове

Коллективный. Чтение, устные ответы


V. Упражнение на формирование навыка выразительного чтения

Коллективная
, практическая. Чтение, беседа

Вам понравилось это стихотворение?
– Кто сможет выразительно прочитать это стихотворение?
Читает подготовленный ученик.
– До этого мы работали со стихотворениями, в которых буква ы была выделена, а теперь попробуйте сами найти её в этом стихотворении.
– Возьмите в руки карандаши и аккуратно зачеркните букву ы.
– В каких словах вам встретилась буква ы? (Выпускаем, цветные, шары, выше, горы, выше, крыши, выше, луны, вышины)

Vl . Работа с рисунком, упражнение на развитие речи (учебник, с. 32)

– Вы заметили интересный рисунок на предыдущей странице?
– Рассмотрите его. Расскажите, что вы видите на этом рисунке.
– На рисунке изображены различные предметы. А есть ли среди них такие предметы, в названиях которых есть звук ы? Назовите слова, в которых есть звук ы (крынка - глиняный сосуд для молока, мыши, часы, сыр, дырки, пагоны)

Vll . Закрепление знаний и способов действий.

1. Развитие связной речи. Составление рассказа по иллюстрации к сказке «Щелкунчик» (учебник, с. 36)

Групповая. Словесный, практический, наглядный. Беседа, рассказ

СЛАЙД 13-14

Назовите одним словом, кто изображен на рисунке.

Назовите слова, в которых есть буква ы

Составьте предложения по картинке.

Составляют рассказ
по картинке

Осуществляют классификацию предметов, определяя ее критерий. Составляют рассказ по сюжетной картинке, соблюдая логику изложения

Групповой. Рассказ

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Выполняют движения по тексту

Осуществляют профилактику утомления глаз

Коллективный. Правильное выполнение движений

2 . Работа с «лентой букв»

Индивидуальная. Словесная. Беседа

СЛАЙД 15

Где на «ленте букв» расположена буква ы ? -Почему?

На красном поле, это гласный звук. Рядом с а, о обозначает твердость предшествующего согласного звука. Бывает только строчная

Определяют место изученной буквы на «ленте букв». Характеризуют особенности буквы ы и звука
[ы]

Индивидуальный. Устные ответы

VIll . Упражнение в изменении формы слова (единственное и множественное число)

– Переверните страницу. Вверху рисунок. Рассмотрите его.
– Я произнесу слово, а вы покажите пальцем на тот рисунок, о котором я говорю
– Кукла (указывают на левый рисунок)
– Куклы (указывают на правый рисунок)
–Какие куклы изображены справа? (петрушка, Мальвина, клоун)
– Почему в первом случае вы сказали слово кукла, а во втором куклы? (потому что на первом рисунке одна кукла, а на другом несколько)
На доске появляются карточки Кукла - Куклы
– Мы продолжим придумывать пары к словам
– Машина – (Машины)
– Машина, а какую именно машину вы представили?
– корзина – (корзины)
– игра – (игры)
– А какие игры вы знаете, в какие вы играете?

Xl . Упражнение в сопоставление слов, различающихся одним звуком

Фронтальна беседа

– Посмотрите на доску (на доске картинка с игрушечным мишкой и карточка мишка) - -Прочитайте слово про себя
– Закройте глаза (на доске карточка мышка)
– Что изменилось в записи? (вместо буквы и стала буква ы) появляется и старая карточка)
– Изменилось только начертание слова? А смысл остался тот же или нет? (нет)
– А вы видели игрушечную мышку? (появляется картинка мышки)

Отвечают на вопросы учителя

X . Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– С каким звуком мы познакомились на уроке? (ы)
– Какой это звук? (гласный)
– А есть ли слова на букву ы? (нет)

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Оценка своей деятельности

Задание

Составьте звуковые схемы слов: шар, шары

Чем отличаются эти слова? (Количеством звуков)

Какой звук появился в слове "шары"?

Что это за звук? (Гласный) Докажите.

Задание

Задание

В названиях каких картинок нет звука [ы]?

Звук [ы] обозначается специальным значком-буквой "ы". Посмотрите, какая она

Смешно мальчишкам и девчонкам:
Проходят рядом толстый с тонким.
Они идут, не понимают,
Что букву ы напоминают.

Задание

Напечатайте в тетради букву «Ы».

Упражнение в слиянии звуков

[д] + [ы] = [ды]
[к] + [ы] = [кы]
[м] + [ы] = [мы]
[с] + [ы]= [сы]

Какой согласный слышится в этом слиянии звуков? (Твердый)
Звук [ы] произносится только после твердых согласных.
Нужно различать: при слиянии со звуком [и] - со¬гласный смягчается; при слиянии со звуком [ы] - согласный остается твердым.

Упражнение на развитие фонематического слуха.

Если услышите в слове звук [ы], хлопните в ладоши.

Я нырну на глубину,
В гости к рыбам загляну!
Только жаль, на глубине
Ничего не слышно мне!

Задание

Назовите слова со звуком [ы]. Укажите, где он находится в слове:
Столы, рыба, дыня, сыр, зубы, лыжи, тысяча, тыква…
Запомните! В русском языке звук [ы] никогда не употребляется в начале слова.

Задание

Измените слово так, чтобы появился звук [ы]

Кран – краны
Лиса – лисы
Звезда – звезды
Гриб – грибы
Огурец - огурцы
Продолжите ряд таких слов.

Закрепление деления слов на слоги

Игра "Телеграф"

Я буду называть слова, а вы их по "телеграфу" передавайте в другой город.
Например: - В слове "папа" - 2 слога. Сколько раз нужно простучать? (2 раза)
Вы называете любое слово - ребенок должен суметь отстучать его по слогам:
Лы – жи; спорт; по – езд; снег; мед; са – мо – лет; ….

II вариант игры

Теперь я отстучу слово, но произносить буду только первый слог, остальные - стучать. А вы угадайте, что это за слово.
Сум – (ка); мя – (чик); цве – (ток); те – (ле – фон); во – (ро – бей); гра – (ни – ца).

Игра "Говори - не задерживай"

Дети должны стать, образовав круг. Один из них первым говорит какое-нибудь слово (громко и по слогам). Рядом стоящий должен сказать слово, начинающееся с последнего слога только что произнесенного слова. Он так же проговаривает свое слово громко по слогам, чтобы следующий мог легко выделить самый последний слог и подобрать свое слово, начинающееся с этого слога. Например, первый ребенок произнес слово "ваза", следующий по кругу говорит слово "задача", следующий "часы" и т. д. Если кто-либо из детей не может быстро назвать слово, слишком долго думает, повторяет уже названное или ошибается, он должен выйти из круга (или отдать фант). Постепенно круг играющих сужается.

Игра "Угадай слово по его схеме"

Гласный звук Ы, буква Ы.
Цель:
Знакомство со звуком и буквой Ы.
Задачи:
. Формировать навык чтения прямых и обратных слогов.
. Совершенствовать умение работать со схемами слов.
. Формировать навык определять место звука в слове.
. Корректировать общую моторику, зрительное и слуховое внимание, фонематический слух, слоговой анализ, буквенный синтез.
Оборудование:
. Карточка с плюсом и минусом на каждого ребенка;
. Буквы А, О, У, Ы из разрезных азбук;
. Фигурки корабликов с написанными согласными на бортах;
. Стилизованная буква Ы, печатная буква Ы;
. Модели слов.
Возраст: 6-7 лет.
Тип занятия: формирование умений и навыков.
Наглядно-дидактический материал:
. Картинка лодки с детьми; картинка теплохода;
. Карточка «Путь солдата»;
. Настольная маршрутная дорожка «Карта побережья»;
. Карточки - лото, среди которых встречается звук Ы: бык, стол, шары, крыша, труба, дым, часы, кони и т.д.

Формы работы с обучающимися: игра, кроссворд.
Формы организации занятия: фронтальная.
Вид занятия: занятие-игра.

Структура занятия:
1. Представление звука.
2. Знакомство с артикуляционным укладом при его произношении.
3. Характеристика звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий.
4. Физкультминутка.
5. Выделение звука на слух из ряда звуков, из слов, из предложений.
6. Знакомство с буквой. Закрепление образа буквы.
7. Чтение слогов и слов с этой буквой.
8. Применение разных способов чтения (по ступенькам, по веревочке, по горкам).
9. Выводы.

Ход занятия
1. Рассказ с присутствием движений и голосовых упражнений.
Показываются картинки лодки с детьми и плывущего теплохода.
Педагог: мы сейчас отправимся в путешествие на лодке. Слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения.
«Наступило лето. Дети поехали кататься на лодке (Имитация гребли веслами). Тихо качались волны. Навстречу детям плыл теплоход, (Руки вытянуты вперед, ладони сложены вместе) он загудел: Ы-Ы-Ы-Ы (Вместе с детьми). Дети продолжали плыть. Теплоход опять загудел: Ы-Ы-Ы-Ы, проплывая мимо лодки. Дети весело замахали пассажирам теплохода (Дети машут). Они на лодочке ловили рыбу и ныряли в воду и плавали (Показать движения)».
Педагог: кто помнит из рассказа, как гудел теплоход? (Ы-Ы-Ы-Ы)
2. Акустический и артикуляционный анализ звука Ы.
Педагог: О каком звуке мы сегодня будем говорить? (О звуке Ы). Какой это звук? (Гласный). Мешает ли что-нибудь при его произношении? (Преграды нет). Какие гласные звуки мы уже изучили? (А, О, У) Чем гласные отличаются от согласных? (Гласные поются, а согласные - нет).
Звук Ы - гласный, при его произнесении во рту ничего не мешает, нет преграды для прохождения воздушной струи, его можно петь. Губы при этом - в улыбке.
3. Постановка игровой задачи.
Рассматривается маршрутная дорожка «Карта побережья».
Педагог: на своей лодке мы доплыли до чудесного побережья и будем его сейчас обследовать.


Пункт №1. Водопад.
Выделение звука Ы из ряда других звуков, выделение слога с Ы.

Цель упражнения: развитие слогового анализа.
Для упражнения потребуются карточки с плюсом и минусом на каждого ребенка.
Педагог: чтобы нам перебраться через водопад и двигаться дальше, надо поднять карточку с минусом, если не услышите звука Ы в ряду других звуков, и карточку с плюсом, когда услышите Ы в ряду других звуков: А, О, У, Ы, И, Ы, Э, Ы и т.д.
А теперь задание посложнее: поднимите карточку с плюсом, когда услышите в словах звук Ы, и карточку с минусом, когда этого звука в слове нет.


Слова: горы, пенал, рыба, диван, коты, боты, розы, книга, козы, роты, стол, пузырь, мел, мыло, ветер, голы, стол.

Пункт №2. Холм.
Выделение звука Ы из названия предметных картинок.
Цель упражнения: развитие звукового анализа.
Для упражнения потребуются карточки-лото, в названии которых встречается звук Ы: бык, стол, шары, столы, крыша, труба, дым, цветы и т.д.
Педагог: только мы собрались продолжить свой путь, как дорога внезапно оборвалась, и нам пришлось прыгать с холма. Все встали, подпрыгнули, перешагнули через камни и тихонько сели. Пока мы прыгали, все карточки-лото рассыпались. И теперь нам надо выбрать только те, в названии которых есть звук Ы.

Пункт №3. Таинственная пещера.
Представление буквы Ы.


Цель упражнения: развитие зрительного восприятия.
Для упражнения потребуются печатная буква Ы, стилизованная буква Ы.
Педагог: вот мы обнаружили таинственную пещеру, только собрались туда заглянуть, но не смогли. Знаете, почему? Потому, что с нами в путь отправилась буква, которую мы с вами изучаем. Какая это буква? (Буква Ы). Показываю вам букву. Посмотрите, какая она толстенькая. Вот она и не смогла пройти внутрь пещеры, просто застряла.
«Ы - какя ты толстушка!
Твой животик, как подушка!
Чтобы легче было жить,
Палочку пришлось добыть!»
И. Лопухина
Показывается печатная и стилизованная буква Ы.

Динамическая разминка
«Ы » - сказала буква Ы, Показывается буква Ы.
Озорная буква Ы. Хлопки над головой и сзади туловища.
Я не просто буква «Ы» - Хлопки вверху руки и в стороны.
Я несчастная, увы…
Я в начале не бываю: Руки на поясе, лопатки свести и расправить.
Слов своих не начинаю -
Все в конце, увы, увы, Ходьба на месте.
Ставят чаще Ы-Ы-Ы.
Вот какая буква Ы - Поднять руки вверх и развести в стороны,
Невезучая, увы! Опустить вниз и расслабить руки.

Пункт №4. Болото.
Цель упражнения: развитие умения выделять гласный звук из слова.
Для занятия потребуется доска и мел.
Педагог: чтобы перейти через болото, надо прыгать с кочки на кочку. Такими кочками для нас будут буквы, которые мы будем записывать на доске. Я называю слова, вы - находите только гласный звук и записываете его на доске. Я вас буду по очереди вызывать к доске. А потом мы проверим, правильно ли мы выполнили задание.
Слова: вол, бак, сын, дом, рысь, раз, лук, дым. Дорожка - О, А, Ы, О, Ы, А, У, Ы.

Пункт № 5. Чтение слогов прямых и обратных.
Цель упражнения: развитие навыка чтения в занимательной форме.
Занятие проводится у доски.
Дети выбирают себе корабли с буквами.
Педагог: играем в капитанов. Я буду вызывать вас по одному к доске и вы будете капитанами, которые управляют кораблями с буквами. Ваша задача -подплыть к одной из букв и прочитать полученный слог.

Пункт № 6. Игра «Измени в словах звук О на звук Ы».
Цель упражнения: развитие фонематического слуха.
Педагог читает стихотворение, выделяя голосом звук О. Дети его меняют на звук Ы.
Педагог: С тобою «Ы» играет в прятки.
Найди скорее отпечатки.
В словах ошибки все исправь,
На место букву Ы поставь!
Увидел я в клетке рысь,
Ей, как кошке, крикнул: «БрОсь!»
На столе - большая пышка,
В норку ее тащит мОшка.
Стоит избушка у воды,
А из избы струится дОм.
В загоне около избы
Стоит рогатый сильный бОк.
Приоткрыв у миски крОшку,
СОр из брОнзы видит мОшка.
Любит мОшка брОнзы, сОр,
Хоть и много в сОре дОр!
И. Лопухина

Пункт №7. Поищем соседей для буквы «Ы». Подбор слов к моделям.
Цель упражнения: коррекция звукового анализа и синтеза.
Педагог: давайте поищем «соседей» для буквы Ы так, чтобы когда все буквы встанут рядом, получилось слово.
Ы
(Сыр, бык, дым)

Ы
(Дыня, быки, лыко)

Пункт №8. Высокие горы.
Цель упражнения: развитие буквенного синтеза.
Читаются слова, написанные по цепочке, по карточке «Путь солдата».

Педагог: Встречаем мы солдата по дороге:
Шел солдат с задания,
Шел издалека.
Он отстал немного
От своего полка.
По горам карабкался,
Через реки плыл,
Да слова пароля своего забыл.
Мы с вами за ним
Устремляемся в путь.
Ты слова его пароля
Прочитать не забудь!

Каждая буква написана в своем кружочке. Читаем по цепочке, называем слова (сомы, муха, мыло, ломы, шумы, осы).
А сейчас давайте придумаем солдату пароль, чтобы в нем было не меньше двух прочитанных слов.
Дети придумывают предложение - пароль.

10. Итоги занятия.
Педагог: какой звук мы сегодня изучали? Дайте его характеристику.

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Уточнить с ребенком последовательность элементов автоматизированных речевых рядов.

2. Учить различать гласные звуки по силе голоса (тихо — громко).

3. Научить правильно произносить звук [Ы], выделять его в середине и в конце слов.

4. Учить подбирать слово по первому заданному слогу.

5. Упражнять в образовании множественного числа существительных.

6. Учить анализировать и сравнивать слова.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Что за чем» (усвоение последовательности элементов автоматизированного ряда).

Взрослый выкладывает ряд цифр от 1 до 10 и предлагает ребенку ответить, какая цифра первая? последняя? перед цифрой 5? после 5? между 4 и 6? Сначала задание выполняется с опорой на карточки, а затем — без них.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Тихо — громко».

Взрослый произносит гласные звуки [А], [О], [У] тихо и громко, ребенок определяет, как взрослый произнес эти звуки. Затем взрослый просит ребенка произнести любой гласный звук тихо или громко.

Задание 3 . Знакомство со звуком [Ы].

Фонетические упражнения.

Медведь ревет: ыыыы... (произнести звук вслед за взрослым на плавном длительном выдохе).

Пароход плывет: ыыыы...; пароход приближается: ыыыЫЫЫЫ...; пароход удаляется: ЫЫЫЫыыыы...

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ы]:

Губки не напряжены;

Зубки разомкнуты;

Язычок отодвинут глубоко в ротик;

Горлышко «работает».

Взрослый объясняет ребенку, что звук [Ы] — гласный (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха); знакомит ребенка с символом звука [Ы]: пароход гудит: ЫЫЫ..., и обозначением: красный кружок.

Задание 4 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ы]»:

а, у, ы, а, у, о, ы...; ым, ум, ...; ды, мы, ма...; сыр, мак, рог, дым, топоры, сумка...

Задание 5 . Взрослый предлагает ребенку выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых есть звук [Ы], голосом выделить звук в слове, определить место звука [Ы] в слове (середина, конец слова), используя карточку и красный кружок.

Задание 6 . Договорить последний слог в словах, назвать последний звук в них:

ТЫ: кус-..., мое-..., бол-..., ко-...;

ДЫ: са-..., хо-..., пло-..., ря-...

Задание 7 . Вместе со взрослым закончить слово: Мы... (-ло), лы... (-жи), сы... (-нок).

Задание 8. Дидактическое упражнение «Один — много» (образование множественного числа имен существительных).

Образовать слово по аналогии и ответить на вопрос: «Какой одинаковый последний звук появился во всех этих словах?»

двор — дворы, забор — ..., комар — ..., топор — ..., шар — ...

Задание 9 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Ы].

Задание 10 . Подобрать слова со звуком [Ы].

Задание 11 . Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворение и сказать, какое слово часто в нем слышится. Назвать второй звук в этом слове.

Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.

Если б грязнуля вспомнил про мыло,

Мыло его наконец бы отмыло.

Я.Аким

Задание 12 . Вспомнить названия предметов со звуком [Ы].

Задание 13 . Выучить считалку:

Аты-баты, шли солдаты.

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты — три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты — это я.

Задание 14 . Знакомство с буквой Ы.

С палкой ходит буква Ы,

Ищет ягоды, грибы.

О. Гофман

На что похожа буква Ы? Игры с буквой.

Задание 15 . Анализ слов дом, дым: выкладывание схем слов из кружков, выкладывание слов из букв разрезной азбуки, сравнение слов (общее и различие), чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.

Задание 16 Договорить предложения, выбрав подходящее по смыслу слово:

Из трубы идет... Строители построили новый... (дом, дым).

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...