Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Предпосылки создания ссср. Образование ссср: предпосылки и причины

Человеку свойственно периодически вспоминать прошлое, подсознательно сравнивая его образ с настоящим. Так происходит и сейчас: после исчезновения в 1991 году с арены огромной сверхдержавы - Союза Советских Социалистических Республик или СССР, ее часто вспоминают.

Граждане, заставшие те времена, в разговорах иногда упоминают, что было бы здорово возродить СССР. Хотя стремление к лучшей жизни присуще каждому, и люди предлагают оптимальное, по их мнению, решение, однако прежде чем заявлять о необходимости воссоздания Союза, следует хорошо разобраться, каковы причины образования СССР. Очевидно, что на пустом месте ничего возникнуть не может. Поэтому сейчас, как и тогда, должны быть выявлены предпосылки образования СССР. Рассуждать о будущем - занятие неблагодарное, оставим его философам. Мудрые люди говорят, что будущее туманно, если неизвестно прошлое. Однако мы сейчас можем вспомнить, каковы причины и, при необходимости, проанализировать историю.

Предпосылки были положены в далеком 1917 году, когда после свержения единовластия все чаще стал возникать вопрос организации власти. В 1919 году Центральная Комиссия РСФСР издает особый декрет, согласно которому Украина, Белоруссия, Литва, Латвия и Россия объединяются для противостояния мировому империализму.

Важно отметить, что каждая из этих республик оставалась независимой и сохраняла за собой право на самоопределение, а едиными становились, прежде всего, железнодорожная инфраструктура, а также военная, финансовая и хозяйственная составляющая. Вскоре, к 1922 году, к ним присоединились страны Закавказской Федерации, в том числе Армения, Грузия и Азербайджан. Фактически, это и есть дата образования СССР - 30 декабря вышеуказанного года.

Кстати, на тот момент в состав входили только 4 республики, остальные присоединились позже. Началась работа по созданию конституции (1923 год). В это же время в возникли Туркменская, Узбекская, Киргизская Советские республики, которые в 1925 году вошли в

Это было время больших перемен. То и дело возникал размежевания. Его причина крылась в том, что ареал расселения народностей часто не совпадал с географическими границами той или иной республики. Например, в Средней Азии существовали сразу несколько просоветских образований - Туркестанская АССР (образовалась в 1918 году) и еще две «народные» - Хорезмская и Бухарская республики. После ряда встреч и «перекроек» границ сформировались Туркменская, Казахская и Узбекская республики. Активно рассматривались способы сосуществования этих образований, предлагались различные проекты: от конфедерации до договорных взаимоотношений или, что и стало преобладающим, жесткого централизованного управления.

Интересно, что понятие единства и дружбы народов у представителей различных национальностей иногда в корне отличалось. К примеру, гордые представители Закавказья вообще редко образовывали союзы. Однако в данном случае объединение в рядах Советского Союза позволяло обезопасить свои границы от посягательств «соседей».

Подводя итог, укажем, каковы причины образования СССР:

Основная - это, конечно же, стремление партийных руководителей без войны получить огромную власть;

Взаимопомощь в восстановлении инфраструктуры, поврежденной во время ;

Единые управленческий орган и экономическая система открывали новые возможности для взаимодействия республик в рамках СССР;

Легкое решение вопроса защиты границ.

Зная, каковы причины образования СССР, легко понять, что наиболее важные составляющие объединения в настоящий момент отсутствуют. Кроме того, часто в список причин включают особую идеологию: в то время каждый человек стремился к созданию мирового социализма. Увы, даже здесь условие для воссоздания СССР не соблюдается.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

по истории России

Образование СССР

Выполнила

ученица 10 класса

Новосибирск 2004

1. Предпосылки образования СССР

1.1 Идеологические

1.2 Национальная политика большевиков

1.3 Политические

1.4 Экономические и культурные

2. Этапы образования СССР

2.1 Военно-политический союз

2.2 Организационно-экономический союз

2.3 Дипломатический союз

3. Формы «федерирования» (объединения) республик

3.1 Создание автономий

3.2 Формы автономий

3.3 Договорные отношения между республиками

3.4 Дискуссия в РКП(б) по вопросам государственного объединения

4. Образование Союза ССР и национально-государственное строительство

4.4 Унитарные тенденции в государственном строительстве СССР

4.5 Национально-государственное строительство

5. Союзное государство

6. Значение образования СССР

6.1 Выравнивание уровней отсталых народов

6.2 Социально-культурное значение

6.3 Влияние административно-командной системы на национальную политику

Вывод

Список литературы

1. Предпосылки образования СССР

образование экономический большевик политический

1.1 Идеологические

Глубочайший за последние несколько веков политический кризис в России привел в 1917 году к ее развалу на десятки отдельных, номинально суверенных, государственных образований. В процессе укрепления своей власти большевики искали формы - практически полезные новой власти и юридически корректные, привлекательные и убедительные хотя бы для части населения - политического объединения земель бывшей Российской империи. Работа по собиранию земель (большевики, взяв власть, теперь вынужденно стали собирателями русских земель) велась еще в ходе гражданской войны. После ее завершения юридически корректные формы стали важнее военных побед.

1.2 Национальная политика большевиков

Национальная политика Советского государства способствовала росту доверия к центральной власти. В основу ее был положен принцип равенства всех наций и народностей и право наций на самоопределение, закрепленные в Декларации прав народов России (2 ноября 1917 г.) и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.). Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызвало рост доверия к новой власти не только со стороны инородцев России (составлявших 57% населения), но и в странах Европы, Азии. Правом на самоопределение воспользовались в 1917 г. Польша, Финляндия. На всей остальной территории бывшей Российской империи национальные правительства вели в течение Гражданской войны борьбу за национальную самостоятельность (в том числе Украинская Центральная рада, Белорусская социалистическая Громада, тюркская партия Мусават в Азербайджане, казахская Алаш и др.).

1.3 Политические

В связи с победой Советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпосылка объединительного процесса - единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме Советов), сходные черты организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям. Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении.

1.4 Экономические и культурные

Потребность к объединению диктовалась также исторической общностью судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей. Между отдельными районами страны исторически сложилось экономическое разделение труда: промышленность центра снабжала районы юго-востока и севера, получая взамен сырье - хлопок, лес, лен; южные районы выступали основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т.д. Значение этого разделения возросло после окончания Гражданской войны, когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости советских республик. В национальные республики и области из центральных губерний переводились текстильные и шерстяные фабрики, кожевенные заводы, типографии, посылались врачи, педагоги. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации России) также предусматривал развитие экономики всех районов страны. Еще в годы гражданской войны сложился военно-политический союз советских Республик. Что же это за союз? 1919 г. ВЦИК РСФСР при участии представителей советских республик издал декрет "Об объединении Советских Республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом". Признавая независимость и право республик на самоопределение, было решено объединить их военные, хозяйственные, финансовые и железнодорожные организации. В сложных условиях войны удалось создать единую военную организацию республик. Однако к началу 1922 г. ситуация значительно изменилась.

Шесть советских социалистических республик: РСФСР, УССР, БССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР и две народные советские республики: Бухарская (бывшее Бухарское ханство) и Хорезмская (бывшее Хивинское Ханство) продолжали сближение уже в условиях мира. Укреплялись экономические и политические связи. Вот некоторые факты:

В конце 20-начале 21 годов правительство РСФСР выделило Армянской ССР денежную ссуду в 3 млрд. рублей, направило эшелон - с товарами первой необходимости, 325 тыс. пуд. зерна, 5 тыс. пуд. сахара;

Из Азербайджана ССР в Армению было послано 50 вагонов хлеба, 36 тыс. пуд. нефти;

В 1920 г. в составе РСФСР были провозглашены автономные республики: Туркестанская и Киргизская, всего в состав РСФСР входили 8 автономных республик и II автономные области;

В 1920 - 21 гг. между РСФСР и другими республиками были заключены договоры о военно-хозяйственном союзе;

В 1922 г. на Генуэзской конференции делегация РСФСР представляла все советские республики;

В марте 1922 г. Грузия, Армения и Азербайджан заключили договор об образовании Закавказской Социалистической Федерации Советских Республик (ЗСФСР).

2. Этапы образования СССР

2.1 Военно-политический союз

Война и особенно иностранная интервенция продемонстрировали необходимость создания оборонительного союза. Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом. Было утверждено единое военное командование, объединялись совнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда. Понятно, что в тех условиях управление объединенной финансовой системой осуществлялось из Москвы, точно также, как национальные воинские образования были полностью подчинены Главному командованию Красной Армии. Военно-политическое единство советских республик сыграло огромную роль в разгроме объединенных сил интервенции.

2.2 Организационно-экономический союз

В 1920 - 1921 гг. Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан заключили между собой военно-хозяйственные договоры. В этот период во ВЦИК РСФСР вошли представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР фактически превратился в орган управления промышленностью всех республик. В феврале 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г.М. Кржижановским, также призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. В августе 1921 г. в РСФСР был создан Федеральный комитет по земельным делам, регулировавший развитие сельскохозяйственного производства и землепользования в масштабах всей страны. С весны 1921 г. в ответ на указание В.И. Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации, организационно оформившейся в марте 1922 г. (ЗСФСР).

2.3 Дипломатический союз

В феврале 1922 г. в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в Генуе по вопросам экономического восстановления Центральной и Восточной Европы (апрель 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.

3. Формы «федерирования» (объединения) республик

3.1 Создание автономий

Практика «федерирования» первых лет Советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. Однако в стремлении республик к укреплению своих суверенных прав ряд партийных работников, в том числе наркомнац И.В. Сталин, видели главную преграду на пути к единству. Создание независимых национальных республик они считали решением чисто временных, политических задач. Поэтому во избежание националистических тенденций ставилась задача создания возможно более крупных территориальных объединений, что выразилось в создании Литовско-Белорусской Советской республики, Татаро-Башкирской Советской Республики (ТБСР), Горской республик, Туркестанской АССР (просуществовавших сравнительно недолго). Позже в ходе борьбы с пантюркизмом были расформированы ТБСР и Бурят-Монгольская АО.

3.2 Формы автономий

В 1918 - 1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней: 1) республиканскую - 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.) 2) областную автономию получили 10 областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 1 автономная Карельская трудовая коммуна (с 1923 г. автономная республика).

3.3 Договорные отношения между республиками

Теоретически независимые советские республики вступали с РСФСР в договорные отношения. В 1918 г. Совнарком признал независимость Эстляндской Советской Республики, Советской Республики Латвии, Литовской Советской Республики, в 1920 г. - Белорусской Советской Республики, Азербайджанской ССР, Армянской ССР; в 1921 г. - Грузинской ССР. В 1920 г.-1921 гг., после поражения национальных правительств и завершения процесса советизации национальных окраин, заключаются двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. Два последних объединительных договора не включали объединение деятельности наркоматов иностранных дел.

"1. Признать целесообразным заключение договора между советскими республиками Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении и РСФСР о формальном вступлении первых в состав РСФСР...

2. В соответствии с этим постановления ВЦИК РСФСР считать обязательными для центральных учреждений упомянутых в пункте 1 республик, постановления же СНК и СТО РСФСР - для объединенных комиссариатов этих республик..."

3. 4 Дискуссия в РКП(б) по вопросам государственного объединения

Федерация рассматривалась большевиками как переходный этап в преддверии мировой революции, как обязательный шаг на пути к союзу и преодолению национальных различий. Проект, разработанный Сталиным летом 1922 г., и известный как план автономизации , предусматривал вхождение независимых республик в Российскую Федерацию на правах автономий. Председатель Совнаркома Украины Х.Г. Раковский отрицательно отнесся к сталинскому проекту. Полностью его отвергли представители Компартии Грузии. В.И. Ленин также осудил поспешные действия Сталина и выступил против чрезмерного централизма, за необходимость укрепления суверенитета и атрибутов независимости каждой республики как обязательного условия сплочения народов. Он предложил форму федеративного союза как добровольного и равноправного объединения самостоятельных советских республик, отчуждавшего на паритетных началах ряд суверенных прав республик в пользу общесоюзных органов.

4. Образование Союза ССР и национально-государственное строительство

4.1 Подготовительная работа к I съезду Советов СССР

Указания В.И. Ленина были учтены комиссией ЦК. Постановлением Пленума ЦК РКП(б) о форме объединения независимых советских республик (от 6 октября 1922 г.) признавалась необходимость заключения договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Социалистических Советских Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза. К 30 ноября комиссия ЦК РКП(б) разработала Основные пункты Конституции СССР, которые были разосланы в компартии республик для обсуждения. 18 декабря 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) обсудил проект Договора об образовании Союза ССР и предложил созвать съезд Советов СССР.

4.2 Первый Всесоюзный съезд Советов

I съезд Советов СССР открылся 30 декабря 1922 г. В нем приняли участие 2215 делегатов. Численный состав делегаций от республик определялся пропорционально количеству населения в них. Самой многочисленной была российская делегация - 1727 человек. С докладом об образовании СССР выступил И.В. Сталин. Съезд в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик - РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, ЗСФСР. Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Доступ в союз оставался открытым всем советским республикам. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, право свободного выхода, компетенцию высших органов государственной власти. Съезд избрал Центральный исполнительный Комитет Союза ССР (ЦИК) - верховный орган власти в период между съездами.

4.3 Конституция СССР 1924 г ода

В январе 1924 г. была принята первая Конституция СССР, согласно которой высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР. В перерывах между ними верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из двух законодательных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК СССР образовывал правительство - СНК. Создавалось три вида комиссариатов (союзные - иностранных дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщений, связи); унифицированные (на союзном и республиканском уровне); республиканские (внутренняя политика, юриспруденция, народное образование). ОГПУ получил статус союзного комиссариата. Союзным органам передавались также полномочия по международной обороне границ, внутренней безопасности, планированию и бюджету. Провозглашая федеративный принцип устройства государства, Конституция СССР содержала в себе унитарные тенденции, поскольку, например, лишь декларировала и не оговаривала механизм выхода из состава СССР, поощряла вмешательство центра в дела республик (ст. 13-29 Главы IV) и т.д.

4.4 Унитарные тенденции в государственном строительстве СССР

С конца 20-х гг. многие республиканские предприятия были переданы в непосредственное подчинение союзных органов, компетенция которых значительно расширилась в связи с ликвидацией в 1932 г. ВСНХ. Росло число союзных и союзно-республиканских наркоматов. С 1930 г. все кредитование сосредоточивается в союзных органах, в частности Госбанке СССР. Произошла централизация судебной системы. Одновременно происходило ограничение законодательной инициативы республик (в 1929 г. отменялось право республик непосредственно ставить вопросы в ЦИК СССР - предварительно они должны были вносить их в СНК СССР). В результате объем полномочий и прав Союза ССР по вопросам руководства промышленностью и финансами меняется в сторону их расширения, что явилось следствием ужесточения централизации управления.

4.5 Национально-государственное строительство

Со времени принятия Конституции 1924 г. и до Конституции 1936 г. происходил процесс национально-государственного строительства, которое осуществлялось по следующим направлениям: образование новых союзных республик; изменение государственно-правовой формы некоторых республик и автономных областей; усиление роли центра, союзных органов власти. В 1924 г. в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии, где границы не совпадали с этническими границами расселения народов, были образованы Туркменская ССР и Узбекская ССР, в 1931 г. - Таджикская ССР. В 1936 г. образовались Киргизская ССР и Казахская ССР. В том же году упраздняется Закавказская Федерация, и Республики - Армения, Азербайджан, Грузия непосредственно входят в состав Союза ССР. В 1939 г., после подписания советско-германского пакта о ненападении, к СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. В 1940 г. включаются в состав СССР Латвия, Литва, Эстония и бывшие российские земли, захваченные в 1918 г. Румынией (Бессарабия и Северная Буковина).

5. Союзное государство

6 октября 1922 года Пленум ЦК одобрил позицию Ленина и принял на ее основе новую резолюцию. П. Мдивани на Пленуме настаивал на том, чтобы Грузия входила в СССР не через Закавказскую Федерацию, а непосредственно.

18 декабря 1922 г. Пленум ЦК принял проект Союзного договора. Утвердить его должен был Союзный съезд Советов, открытие которого назначили на 30 декабря.

"Я, кажется, сильно виноват перед рабочим России за то, что не вмешался достаточно энергично и достаточно резко в пресловутый вопрос об автономизации, официально называемый, кажется, вопросом о союзе советских социалистических республик... ни на октябрьском пленуме..., ни на декабрьском мне не удалось быть, и таким образом вопрос миновал меня почти совершенно". Так писал Ленин 30 декабря 1922 г. Точнее - диктовал.

Владимир Ильич! Успокойтесь, Вам нельзя волноваться! Ведь сегодня открывается съезд Советов, который примет Вашу резолюцию. Причем здесь "пресловутый вопрос об «автономизации», когда Вы его разрешили? И почему же такой странный оттенок - "называемый, кажется...", т. е. это и не союз? Но тогда что? Да что случилось?

В Тифлисе Серго Орджоникидзе, возглавлявший парторганизацию Закавказья, ударил одного из бывших членов ЦК КП Грузии, сторонника Мдивани. Серго, который представлял ЦК, Москву, пустил в ход кулаки! От него ждали справедливости, а теперь люди скажут, что продолжается старая царистская политика, прикрытая названием "коммунизм"...

В Грузии сложилась чрезвычайная ситуация. Большинство ЦК КП Грузии выступило за непосредственное вхождение республики в СССР, тем самым возражая против решений октябрьского Пленума ЦК. Закавказский крайком партии во главе с Орджоникидзе осудил эти действия как национал-уклонизм. Сталин заявил, что в Грузии свил гнездо социал-национализм. В ответ грузинский ЦК ушел в отставку.

В ноябре бывшие члены ЦК КП Грузии обратились с жалобой на действия Серго в ЦК РКП(б). Ленин подчеркивал в это время, что тут речь идет не о борьбе партий с местным национализмом, а о методах этой борьбы. К каждой нации требуется пролетарское отношение. Больше мягкости, осторожности, уступчивости, величайшей деликатности, что не исключает, конечно, принципиальности.

Политбюро ЦК направило в Грузию комиссию во главе с Дзержинским, 12 декабря Ленин беседует с дернувшимся Феликсом Эдмундовичем. На следующий день - резкое ухудшение здоровья. Позднее Ленин говорил, что "это дело" на него "очень тяжело повлияло". Комиссия, даже не расспросив обиженных, не проверив фактов, признала действия Орджоникидзе правильными.

Как только Ленин почувствовал себя лучше, он диктует свои заметки "К вопросу о национальностях или об "автономизации". Грузинский инцидент Ленин напрямую связывает с политикой советского бюрократического государственного аппарата, "который на самом деле насквозь еще чужд нам и представляет из себя буржуазную и царскую мешанину, переделать которую в пять лет... не было никакой возможности".

"При таких условиях очень естественно, что "свобода выхода из союза", которой мы оправдываем себя, окажется пустой бумажкой, неспособной защитить российских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности, подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ".

"Я думаю, что тут сыграли роковую роль торопливость и администраторское увлечение Сталина, а также его озлобление против пресловутого "социал-национализма". Озлобление вообще играет в политике... самую худую роль". Ленин требует примерно наказать Орджоникидзе, доследовать или даже расследовать вновь материалы комиссии, а политическую ответственность "за всю эту поистине великорусско-националистическую" кампанию" возложить на Сталина и Дзержинского.

При этом Ленин подчеркивает, что тот грузин, который не понимает необходимости пролетарского отношения к национальному вопросу, "пренебрежительно швыряется обвинениями в "социал-национализме" (тогда как он сам является настоящим и истинным не только "социал-националом", но и грубым великорусским держимордой, тот грузин, в сущности, нарушает интересы пролетарской классовой солидарности".

Это о генеральном секретаре, о наркоме по делам национальностей, о специалисте по национальному вопросу! Сталин такое не прощал. Никому. Никогда.

Карл Маркс считал, что сознательность социалистов следует проверять на национальном вопросе. У него это называлось "щупать больной зуб". Похоже, что после грузинской проверки Сталин мог вообще остаться "без зубов". Поэтому не случайно он всячески затягивал передачу материалов Ленину, который поручил своим секретарям собрать все по этому вопросу. Ленин готовился выступить на съезде с речью о национальном вопросе, написать брошюру - "вопрос архиважный", - однако не успел. Вот последняя записка Ленин: П. Мдивани, Ф. Махарадзе и др. "Уважаемые товарищи! Всей душой слежу за вашим делом. Возмущен грубостью Орджоникидзе и потачками Сталина и Дзержинского. Готовлю для вас записки и речь. С уважением. Ленин. 6 марта 1923 г.". Это была самая последняя записка... Путь реализации "Союза" был предопределен.

Ленин был более гибким большевиком, чем Сталин. Желая, видимо не менее Сталина, создания унитарного государства, он пытался придать ему привлекательную юридическую форму. Видимо этим следует объяснять его высказывания: Прежде всего необходимо понять, что "интернационализм со стороны угнетающей или так называемой "великой" нации... должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически".

Кроме того, "не следует зарекаться заранее никоим образом от того, чтобы в результате всей этой работы вернуться на следующем съезде Советов назад, т. е. оставить союз советских социалистических республик лишь в отношении военном и дипломатическом, а во всех других отношениях восстановить полную самостоятельность отдельных наркоматов".

Это письмо было зачитано на XII съезде партии (1923 г.) по делегациям (а впервые напечатано только в 1956 г.).

6 . Значение образования СССР

6 .1 Выравнивание уровней отсталых народов

Образование СССР объединило усилия народов по восстановлению и развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика подтягивания отсталых национальных регионов, достижения фактического равенства между ними. С этой целью из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказскую республику переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных кадров. Сюда выделялись ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты других республик делались большие налоговые отчисления.

6 .2 Социально-культурное значение

Имелись определенные позитивные результаты национальной политики Советского правительства в области культуры, образования, системы здравоохранения в республиках. В 20 - 30-е гг. создаются национальные школы, театры, широко издаются газеты, литература на языках народов СССР. Некоторые народы впервые получают разработанную учеными письменность. Решались вопросы здравоохранения. Так, если на Северном Кавказе до 1917 г. имелось 12 больниц и только 32 врача, то к 1939 г. только в Дагестане работало 335 врачей (из которых 14% являлись представителями коренной национальности). Союз народов СССР явился одним из источников победы над фашизмом в 1941-1945 гг.

6 .3 Влияние административно-командной системы на национальную политику

На деле суверенитет союзных республік оставался номинальным, поскольку реальная власть в них концентрировалась в руках комитетов РКП(б). Ключевые политические, хозяйственные решения принимались центральными партийными органами, которые были обязательными для республиканских. Интернационализм в его практической реализации стал рассматриваться как право игнорирования национальной самобытности и культуры народов. Был поставлен вопрос об отмирании по пути продвижения к коммунизму национально-языкового многообразия. Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов. При этом от борьбы с национализмом страдали не только народы СССР, но в неменьшей степени сам русский народ. Административные, унитаристские тенденции национальной политики СССР создавали почву для формирования потенциальных очагов будущих межнациональных конфликтов. Одновременно Советское руководство добивалось пресечения сепаратистских тенденций в национальных регионах путем создания там местной бюрократии с предоставлением ей видимой самостоятельности при реальном жестком контроле со стороны центральной власти.

В ы вод

Образование многонационального союзного государства отвечало многим культурным и историческим традициям народов, проживавших на территории бывшей Российской империи. Создание СССР способствовало также укреплению геополитического положения нового государства в рамках мирового сообщества. Однако первоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии государственности, которое после 1936 г. осуществлялось уже в рамках оформившейся административной системы. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

Список литературы

1. Большая Советская Энциклопедия на дисках

2. Краткий справочник школьника. 5-11 кл./Авт. - сост. П. И. Алтынов, П. А. Андреев, А. Б. Балжи и др. - 2-е издание - М.: Дрофа, 1998. - 624 с.: ил.

3. История России.18-19 века: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2000. - 304 с.: ил., 16 л. цв. Вкл

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение основных предпосылок образования СССР: идеологические, национальные, политические, экономические и культурные. Принципы и этапы образования СССР. Особенности Конституции СССР 1924 г. Национально-государственное строительство (1920-е - 1930-е гг.)

    реферат , добавлен 16.12.2010

    Этапы образования СССР. Военно-политический, организационно-экономический и дипломатический союз. Национально-государственное строительство. Первый Всесоюзный съезд Советов. Противники проекта автономизации. Реакция В.И. Ленина на "грузинский инцидент".

    презентация , добавлен 15.11.2016

    Основные предпосылки образования Советского Союза. Анализ принципов построения. Образование новых союзных республик. Характеристика центральных и местных органов власти. Многоступенчатый характер избирательной системы. Национальная политика СССР.

    презентация , добавлен 14.11.2013

    Отношения между Францией и Советским Союзом на момент прихода к власти Миттерана в 1981 г. Приход к власти в СССР М.С. Горбачева и политические контакты между руководителями Франции и СССР. Политические и торгово-экономические отношения между странами.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2013

    Историко-правовые аспекты национально-государственного строительства в довоенный период. Общая характеристика государственного устройства по Конституции СССР 1936 года. Национально-государственное строительство СССР в годы Великой Отечественной войны.

    курсовая работа , добавлен 23.07.2008

    Социально-экономические предпосылки распада СССР: дизентеграционные процессы, реформы политической системы, попытка усиления исполнительной власти. Распад СССР и "парад суверенитетов", политические и социально-экономические последствия данного процесса.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2011

    Установление договорных отношений между советскими республиками в начале 20-х годов. Создание союза СССР. Перестройка высших органов государственной власти и местного управления Украины в связи с созданием СССР. Украинизация государственного аппарата.

    реферат , добавлен 31.10.2010

    Экономический и политический кризисы 1920 -1921 гг. Переход новой экономической политике. Образование СССР. Результаты НЭПа, причины его свертывания. Социально-экономическое развитие СССР в 30-е годы. Становление тоталитарного режима в 30-е годы.

    реферат , добавлен 07.06.2008

    Характеристика Союза Советских Социалистических Республик. Предпосылки образования СССР, подписание договора. Принятие первой Конституции СССР в 1924 году, ее основные положения. Законодательные и исполнительные органы власти. Верховный суд СССР.

    презентация , добавлен 12.12.2010

    Анализ причин, этапов и альтернативных проектов создания самого большого многонационального государства - Советского Союза. Причина создания СССР - правомерное желание правящей партии большевиков во главе с В.И. Лениным. Вопрос самоопределения народов.

Вопрос 01. Каковы причины образования СССР?

Ответ. Причины:

1) на территории бывшей Российской империи образовалось несколько республик, каждая из которых была формально независимой, во всех них у власти были большевики, потому логичным курсом всех их партий было объединение и партий, и республик;

2) в первые годы после Гражданской войны у каждой из республик с РСФСР существовали двухсторонние договоры, была необходимость создать общую систему;

3) необходимо было объединить экономические ресурсы республик для восттановления хозяйства;

4) на международной арене республики формально выступали порознь, их объединение должно было усилить новое государство на международной арене.

Вопрос 02. Каковы предпосылки образования СССР?

Ответ. Предпосылки:

1) хозяйственное единство, взаимозависимость районов Российской империи складывались веками;

2) промышленность центра России снабжала районы юго-востока и севера промышленной продукцией, получая взамен сырьё - хлопок, лес, лён;

3) южные районы были основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т. п.;

4) схожие по политическому устройству страны должны были выжить перед лицом враждебного окружения;

5) в умах и настроениях народов была жива память об их принадлежности к единому великому государству.

Вопрос 03. Какие существовали проекты создания единого государства?

Ответ. Проекты.

1) Нарком по делам национальностей И.В. Сталин предлагал включить все советские республики в состав РСФСР на правах автономий (которые в республике уже были, потому круг их прав, степень автономности были в целом определены).

2) В.И. Ленин предлагал республикам объединиться на основе равноправия с сохранением суверенных прав.

Вопрос 04. Как распределялись полномочия между центральными и местными органами власти?

Ответ. В ведении всесоюзных органов власти оказались международные отношения, вооружённые силы, пересмотр границ, государственная безопасность, внешняя торговля, транспорт, бюджет, связь, денежное обращение.

В ведении республик остались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение, здравоохранение.

Вопрос 05. Какие противоречия отличали национальную политику, проводившуюся в 20-е гг. XX в.?

Ответ. С одной стороны советская власть способствовала развитию и выполнению многих требований национальных движений. Большое значение имела политика коренизации (привлечение на управляющие должности представителей местных национальностей). Но некоторые меры вызывали недовольство русских поселенцев. Так было в Киргизии, где землю отняли у русских и передали киргизам, но первые жаловались, что киргизы не стали пользоваться землёй, так как не знали, как её обрабатывать. В некоторых республиках обострялись межнациональные конфликты. Например, повсеместный ввод украинского языка на Украине возмутил не только русскоязычное население, но и многочисленных в этой республике евреев (их взаимная ненависть с украинцами, проявлявшая в истории периодически, фиксируется ещё во время восстания Богдана Хмельницкого в середине XVII века и даже раньше).

ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕХОДА К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

1. Экономические. Потребность в изменении внутриполитическо­го курса советского государства после окончания Гражданской войны была вызвана кризисом, который приобрел тотальный характер, затро­нув область экономических, политических и социальных отношений. Государственная политика распределения не выполнила задачу обес­печения городского населения продовольствием. Политика «военного коммунизма» придала развитию экономики односторонний характер и стала тормозом расширенного воспроизводства. Требовалось восста­новление разрушенного войной и «военным коммунизмом» хозяйства.

2. Социально-политические. Экономические проблемы тесно пе­реплетались с важнейшими вопросами политики, такими, как отноше­ние к советской власти.

Нежелание терпеть продразверстку привело к созданию повстанче­ских очагов в Среднем Поволжье, на Дону, Кубани. В Туркестане акти­визировались басмачи. В феврале - марте 1921 г. западносибирские повстанцы создали вооруженные формирования в несколько тысяч че­ловек. 1 марта 1921 г. ъспыхкуп мятеж в Кронштадте, в ходе которо­го выдвигались политические лозунги {«Власть Советам, а не партиям!», «Советы без большевиков!»). Прошли забастовки и демон­страции рабочих. С критикой чрезвычайных мер в экономике выступа­ли представители партий умеренных социалистов, поддерживавших с конца 1918 г. борьбу большевиков с белыми и интервентами.

В результате советский режим столкнулся с серьезным внутрипо­литическим кризисом. Возникла реальная угроза власти большевиков. В условиях отсутствия мировой революции только соглашение с кре­стьянством могло спасти положение. Вопрос об изменении экономиче­ского курса - замене продразверстки натуральным налогом - оказался в центре партийных дискуссий.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НЭПА

1. Сущность нэпа (1921-1928). Начало этой политике положило решение о замене продразверстки натуральным налогом, принятое на X съезде РКП(б) в марте 1921 г. Первоначально нэп рассматривался большевиками как «временное отступление», вызванное неблагопри­ятным соотношением сил. В разряд отступлений включался возврат к госкапитализму (в ряде отраслей экономики) и осуществление связи между промышленностью и сельским хозяйством на основе торговли и денежного обращения.

Затем нэп оценивался уже как один из возможных путей к социа­лизму через сосуществование социалистического и рыночного хозяй­ства и постепенное - при опоре на командные высоты в политике, экономике, идеологии - вытеснение несоциалистических хозяйст­венных форм. Это означало, что все крестьянство (а не только его бед­нейшая часть) становилось полноправным участником социалис­тического строительства.

2. Нэп означал прежде всего восстановление товарно-денежных отношений в торговле, промышленности, сельском хозяйстве. С целью восстановить промышленность и наладить товарообмен между городом и деревней предусматривалось:

Проведение частичной денационализации промышленности, развитие мелкого и кустарного производства;

Вводился хозрасчет, создавались хозрасчетные объедине­ния - тресты и синдикаты;

Произошел отказ от трудовых мобилизаций и уравнительной оплаты труда;

Создавались госкапиталистические предприятия - в форме концессий, смешанных обществ, аренды.

3. Финансовая политика в годы нэпа характеризовалась извест­ной децентрализацией кредитной системы (выделялись коммерческие кредиты).

Кредитная система. В1921 г. был воссоздан Государственный банк, позже возникли Торгово-промышленный банк, Российский ком­мерческий банк, Банк потребительской кооперации, сеть кооператив­ных и местных коммунальных банков. Созданный в 1924 г. Центральный сельскохозяйственный банк за 3 года выделил сельской кооперации кредитов на сумму 400 млн руб. Была введена система пря­мых и косвенных налогов (промысловый, подоходный, акцизы на това­ры массового потребления, местные налоги).

Денежная реформа (1922-1924) явилась наиболее действен­ной и самой «рыночной» мерой финансовой политики советской вла­сти того периода. Реформа стабилизировала финансовое положение. В обращение была выпущена устойчивая (конвертируемая) валю­та - червонец, который приравнивался к 10 дореволюционным золо­тым рублям. Важно, что реформа, проводившаяся финансистами с до­революционным стажем, устанавливала в качестве критерия размера эмиссии соотношение спроса и предложения.

4. Торговля. Новая экономическая политика продемонстрировала значительные экономические результаты, особенно в первые годы ее проведения. Развитие товарно-денежных отношений привело к восста­новлению всероссийского внутреннего рынка (воссоздавались круп­ные ярмарки - Нижегородская, Бакинская, Ирбитская и др.). Для оптовых сделок к 1923 г. было открыто 54 биржи. Быстро развивалась розничная торговля, на 3/4 находившаяся в руках «частников».

Промышленность.

Децентрализация. Реальные преобразования произошли в про­мышленности. Главки были упразднены, а вместо них созданы тре­сты -- объединения одноотраслевых предприятий, получавших час­тичную хозяйственную и экономическую самостоятельность. В 1922 г. около 90% промышленных предприятий были объединены в 421 трест. ВСНХ потерял право вмешиваться в текущую деятельность предприя­тий и трестов. Тресты объединялись в синдикаты, занимавшиеся сбы­том, снабжением, кредитованием. К концу 1922 г. 80% трестированной промышленности было синдицировано (к 1928 г. насчитывалось 23 синдиката).

В промышленности получила развитие аренда. Ряд предприятий был сдан иностранным фирмам в форме концессий. В 1926-1927 гг. насчитывалось 117 действующих соглашений такого рода, на основе которых выпускался 1% промышленной продукции.

Темпы роста промышленности. В результате в промышленно­сти прирост продукции в первые годы нэпа осуществлялся очень высо­кими темпами. В 1921 г. они составляли 42,1%; 1925 г. - 66,1%, 1926 г. - 43,2%, 1927 г. - 14,2%. Трестовский хозрасчет, даже огра­ниченный, позволял возродить тяжелую промышленность и транс­порт. К концу 20-х годов советская экономика в целом лишь немного отставала от довоенного уровня.

Нэп в сельском хозяйстве.

Продналог. Вводимый вместо продразверстки продовольствен­ный налог был установлен первоначально на уровне 20% от чистого про­дукта крестьянского труда, а затем снижен до 10% урожая и меньше и принял денежную форму. Налог был вдвое меньше разверстки, его раз­мер объявлялся заранее (накануне посевной) и не мог быть увеличен в те­чение года. Излишки, остававшиеся у крестьян, разрешалось продавать по рыночным ценам. Однако «отступление» проводилось постепенно, под нажимом обстоятельств. Право на свободную торговлю хлебом кре­стьянство получило лишь в августе -сентябре 1921 г. (до этого продажа была возможна лишь в пределах «местного оборота»), когда выясни­лось, что деревня не торопится со сдачей зерна государству.

В 1922 г. по новому земельному кодексу допускалась сдача земли в долгосрочную аренду (до 12 лет), выделение крестьянина из общины для организации хуторских и отрубных хозяйств (эта мера оказалась своевременной, поскольку в результате аграрной реформы 1917-1920 гг. практически все крестьяне вновь оказались в общине). Снимался за­прет с применения наемного труда и создания кредитных товари­ществ. Сокращалась общая сумма единого сельхозналога.

Развитие кооперации. В деревне происходило развитие различ­ных форм кооперации. Кооперативная собственность рассматривалась как форма социалистической собственности. В период нэпа коопера­ция стала самодеятельной организацией, которую характеризовало добровольное членство, паевые взносы, а также принципы материаль­ной заинтересованности и хозрасчета. Сельскохозяйственная коопера­ция объединяла 6,5 млн крестьянских хозяйств, на которые приходилась заготовка половины видов сырья, потреблявшегося госу­дарственной промышленностью, а также продвижение в деревню сель­хозмашин. Наблюдался рост сельскохозяйственной кооперации: в 1920 г. насчитывалось 12850 различных видов объединений (из них производственных-10521); в 1925 г. - 54813 (производствен­ных- 15178). Производственная кооперация включала в себя сель-хозкоммуны, артели, ТОЗы, совхозы - все главным образом бедняцко-середняцкие. Государственная и кооперативная торговля со­ставляла в 1924 г. - 47,3%; в 1927 г. - 65,4%.

Восстановление крестьянского хозяйства. Возрождение сель­скохозяйственного рынка, подъем промышленности, введение твер­дой валюты стимулировали восстановление российской деревни. К 1923 г. в основном были восстановлены посевные площади. В 1925 г. валовой сбор зерновых превысил на 20,7% уровень 1909-1913 гг. К 1927 г. был достигнут довоенный уровень в животноводстве. Начал развиваться экспорт за границу сельхозпродукции и сырья.

7. Социальные аспекты нэпа.

Уровень жизни народа. Отдельные экономические успехи спо­собствовали некоторому улучшению материального положения насе­ления. Была отменена обязательная трудовая повинность и сняты основные ограничения на перемену работы. В промышленности и дру­гих отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены та­рифы зарплаты, исключающие уравниловку. Реальная заработная плата рабочих заметно повысилась, составив к 1925-1926 гг. в сред­нем по промышленности 93,7% довоенного уровня. К дореволюцион­ному уровню приблизилось потребление пищевых продуктов.

Занятость. В 1924-1929 гг. возросла абсолютная численность безработных с 1,2 до 1,7 млн. человек, однако расширение рынка труда было еще более значительным. За тот же период численность рабочих и служащих увеличилась с 5,8 до 12,4 млн. человек. Продолжительность рабочего дня при этом равнялась 7 ч при 6-дневной рабочей неделе.

Произошли изменения в социальной структуре деревни. В 20-е го­ды на селе преобладали середняцкие хозяйства (свыше 60%), зажиточ­ных (развитие которых ограничивалось государством) насчитывалось 3-4%, бедняков - 22-26%, батраков - 10-11%.

3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В ГОДЫ НЭПА

1. Новое законодательство и юстиция. Новый экономический курс требовал соответствующего юридического обеспечения. В 1922 г. были приняты кодекс законов о труде, земельный и гражданский ко­дексы, подготовлена судебная реформа. Были отменены ревтрибуна­лы, возобновилась деятельность прокуратуры и адвокатуры. Еще раньше ВЧК, переименованная в Главное политическое управление (ГПУ), потеряла право внесудебного преследования.

2. Меры по ослаблению политической диктатуры. Первые меся­цы нэпа ознаменовались некоторой либерализацией общественно-по­литической и культурной жизни страны, центром возрождения которой становится Московский университет. Возобновилось издание альманахов, дореволюционных журналов, открывались частные изда­тельства; создавались товарищества поэтов, художников, независимые союзы писателей.

Начался процесс реэмиграции, в результате которого в Советскую Россию возвратилось более 120 тыс. беженцев.

3. Ужесточение политического режима. Однако речь шла лишь о частичных и временных мерах. 10 августа 1922 г. ВЦИК принял декрет «Об административной высылке лиц, признаваемых социально опас­ными», по которому комиссия при НКВД могла без суда выносить ре­шения о высылке и заключении в лагеря «социально неблагонадежных элементов». В 1924 г. такое же право получило особое совещание ОГПУ. Количество заключенных тюрем и концлагерей быстро росло. Практиковалась высылка за рубеж. Осенью 1922 г. была выслана боль­шая группа ученых, философов (всего около 160 человек). Репрессии затронули деятелей Русской православной церкви.

4. Взаимоотношения РКП(б) с другими политическими парти­ями и оппозицией.

Наметившаяся либерализация не коснулась взаимоотношений РКП(б) с другими политическими партиями. В стране сохранялся жесткий политический режим и идеологическая цензура. После окон­чания Гражданской войны особенно беспощадная борьба развернулась против социалистических партий.

8 декабря 1921 г. Политбюро ЦК РКП(б) приняло постановление, запрещавшее меньшевистской партии (РСДРП) заниматься полити­ческой деятельностью. Самых активных из ее числа предлагалось вы­сылать в административном порядке в непролетарские центры, лишив их возможности занимать выборные должности. Специальным комиссиям поручалось разработать вопрос об отстранении меньшевиков и эсеров из органов профсоюза, Наркомтруда, кооперативных и хозяйст­венных органов, что означало для РСДРП политическую гибель.

В1922 г. состоялся судебный процесс над лидерами партии эсеров, обвиненных в связях с Антантой, развязывании террора и организации покушения на Ленина. Резолюция XII Всероссийской конференции РКП(б) (4 -7 августа 1922 г) «Об антисоветских партиях и течени­ях» объявила все некогда существовавшие в стране демократические партии антисоветскими. В соответствии с этим ставилась задача «в сравнительно короткий срок окончательно ликвидировать партии эсе­ров и меньшевиков как политические факторы».

Борьба с внутрипартийной оппозицией. Постановление X съезда РКП(б) «О единстве партии» запретило фракционную деятель­ность, следствием чего стала борьба с инакомыслием внутри самой партии.

ПРОТИВОРЕЧИЯ НЭПА

1. В политической области. Главным противоречием нэпа стала попытка в условиях социально-экономических преобразований сохра­нить неизменным характер политической власти (диктатуру пролета­риата, однопартийность, отсутствие оппозиции, недопущение инакомыслия в партии, курс на полную «победу социализма в одной стране»). Сохранение недемократической избирательной системы (от­крытое голосование, многоступенчатые выборы на съезды Советов, лишение гражданских прав частников и торговцев-нэпманов) полно­стью противоречило самой сути экономической реформы.

2. В экономической области. Приоритет промышленности перед сельским хозяйством, неэквивалентный товарообмен между городом и деревней составили еще одно противоречие нэповского периода, кото­рое перманентно грозило власти новыми конфликтами с крестьян­ством.

Первые проявления кризиса нэпа обнаружились уже в 1923-1924 гг. (кризис сбыта, «товарный голод» и т. д.). Кризисы были связаны с несо­вершенством новых форм хозяйствования и отсутствием твердых пра­вовых гарантий. Рост крупного товарного хозяйства в деревне сдерживался налоговой политикой государства. В 1922-1923 гг. от сельхозналога были освобождены беднейшие крестьяне - 3% хо­зяйств; в 1925-1926 гг. - уже 25%; в 1927 г. - 35%. Зажиточные же хозяева (9,6% крестьянских дворов) выплачивали 29,2% налогов и их рост продолжался.

Негативные последствия «ограничения кулачества как класса» отя­гощались регулярно проводимым советской властью уравнительным переделом земли, что влекло за собой общее дробление крестьянских дворов. Во второй половине 20-х годов стал сокращаться сбор хлеба, все большая часть земли переводилась под посевы технических куль­тур, не облагавшихся продналогом. Уже в 1925 г. - самом урожай­ном - государство столкнулось с хлебозаготовительным кризисом, что привело к усилению планово-административных начал в управле­нии экономикой.

Значительные проблемы возникли и в промышленности. К 1927 г. темпы ее роста резко замедлились. Ресурсы промышленного развития были исчерпаны. Восстановление имевшихся до 1917 г. заводов и фаб­рик завершилось к 1925 г., для дальнейшей модернизации и строитель­ства новых предприятий требовались новые капиталовложения.

3. Свертывание нэпа. На фоне экономических трудностей проис­ходило постепенное свертывание нэпа. В результате очередного заго­товительного кризиса советская власть фактически ликвидировала свободную продажу хлеба. Зимой 1927 г. специальные заградотряды «перехватывали» крестьянские обозы с зерном, перевозившимся к рынкам сбыта. В течение 1926-1927 гг. хлебный рынок был оконча­тельно ремонополизирован, а рыночный механизм ценообразования был заменен на директивный.

В 1926 г. в результате отхода от принципов денежного обращения, введенных в 1922-1924 гг., червонец перестал конвертироваться, пре­кратились операции с ним за границей, чем был нанесен удар по между­народной репутации СССР. К концу 20-х годов закрылись товарные биржи, оптовые ярмарки, был ликвидирован коммерческий кредит. Была проведена национализация многих частных предприятий.

ВЫВОДЫ

1. Новая экономическая политика, рассчитанная на привлечение к сотрудничеству всего российского крестьянства, показала в послево­енный период свою эффективность.

2. Вместе с тем обнаружились многие внутренние социально-эко­номические проблемы. Нэповская система переживала кризисы с оп­ределенной цикличностью. Низкая товарность приводила к снижению объема экспорта сельскохозяйственной продукции, что немедленно сказалось на импорте оборудования для индустриализации.

3. С середины 20-х годов началось свертывание сферы рыночных отношений, произошло усиление централизации экономической жиз­ни и административных методов хозяйственного руководства. К концу 20-х годов руководство страны оказалось перед очередной альтернати­вой: либо сдача позиций советской власти и дальнейшее отступле­ние в сфере экономики (углубление нэпа), либо курс на «полную и окончательную победу» новых социалистических отношений. Был

выбран второй вариант, предложенный сталинской партией власти и означавший отказ от нэпа, а следовательно, от учета интересов кресть­янства.

Некоторые историки считают нэповскую экономику идеальной моделью «социалистической рыночной экономики», подтверждением чему, с их точки зрения, служит первый пятилетний план с его акцентом на сбалансированном росте, который рассматривается как альтернатива сталинскому курсу индустриализации. Авторы другой точки зрения на основе анализа противоречий и кризисов нэпа приходят к выводу об ограниченности рыночной тенденции в годы нэпа и отсутствии каких-либо перспектив для ее развития в будущем.

ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ СССР

1. Идеологические. Октябрьская революция 1917г. привела к рас­паду Российской империи. Произошла дезинтеграция бывшего едино­го государственного пространства, просуществовавшего несколько веков. Большевистская идея мировой революции и создания в будущем Всемирной Федеративной Республики Советов форсировала новый объединительный процесс. Активную роль в развертывании объедини­тельного движения сыграла РСФСР, власти которой были заинтересо­ваны в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи.

2. Политические. В связи с победой советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпо­сылка объединительного процесса - единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме Республики Советов), сходные черты организации государственной власти и управления. В большин­стве республик власть принадлежала национальным коммунистиче­ским партиям, входившим в состав РКП(б). Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объе­динении.

3. Экономические и культурные. Потребность объединения дик­товалась также общностью исторических судеб народов многонацио­нального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей.

Между отдельными районами страны исторически сложилось эко­номическое разделение труда: промышленность центра снабжала рай­оны юго-востока и севера, получая взамен сырье - хлопок, лес, лен; южные районы выступали основными поставщиками нефти, каменно­го угля, железной руды и т. д. Значение этого разделения возросло по­сле окончания Гражданской войны, когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономиче­ской отсталости советских республик. В национальные республики и области из центральных губерний переводились текстильные и шер­стяные фабрики, кожевенные заводы, типографии, посылались врачи, педагоги. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации России) также был рассчитан на единый хозяйственный механизм всех районов страны.

4. Основные принципы национальной политики советской власти способствовали объединительным процессам. Они включали в себя:

Принцип равенства всех наций и народностей;

Признание права наций на самоопределение,

которые были провозглашены в «Декларации прав народов России» (2 ноября 1917 г.) и «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» {январь 1918 г.). Свободными и неприкосновенными объявля­лись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения на­родов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызвало рост доверия к новой власти не только со стороны инород­цев России (составлявших 57% населения), но и в странах Европы и Азии. В рамках Совнаркома был создан пост наркома по делам нацио­нальностей, который возглавил И.В. Сталин. Соответствующие струк­туры появились в составе ЦК РКП(б) - Донбюро, Средазбюро, Туркбюро, Кавбюро.

В декабре 1917 г. право на самоопределение получили Польша и Финляндия. На всей остальной территории бывшей Российской импе-рии находившиеся у власти национальные правительства (в их числе, Украинская Центральная Рада, Белорусская социалистическая Громада, тюркская партия «Мусават» в Азербайджане, казахская «Алаш» и, др.) в течение Гражданской войны вели борьбу за национальную само­стоятельность.

Идеологические . Октябрьская революция 1917 года привела к распаду Российской империи. Произошла дезинтеграция бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько веков. Большевистская идея мировой революции и создания в будущем Всемирной Федеративной Республики Советов форсировала новый объединительный процесс. Активную роль в развертывании объединительного движения сыграла РСФСР, власти которой были заинтересованы в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи.

Политические. В связи с победой советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпосылка объединительного процесса - единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме Республики Советов), сходные черты организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившими в состав РКП(б). Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении.

Экономические и культурные. Потребность к объединению диктовалась также общностью исторических судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей.

Основные принципы национальной политики Советской власти способствовали объединительным процессам. Они включали в себя:

Принцип равенства всех наций и народностей,

Признание права наций на самоопределение,

которые были провозглашены в Декларации прав народов России (2 ноября 1917 г.) и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.).

Военно-политический союз. Война и иностранная интервенция вызвали необходимость создания оборонительного союза большевистских сил центра и национальных регионов. Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом/ На его основе создавалось единое военное командование, объединялись совнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда. Понятно, что управление объединенной финансовой системой осуществлялось из Москвы, точно также, как национальные воинские образования были полностью подчинены Главному командованию Красной Армии. Военно-политическое единство советских республик сыграло важную роль в разгроме объединенных сил интервенции.

Организационно-экономический союз .

В этот период в качестве эксперимента во ВЦИК РСФСР были введены представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР фактически превратился в орган управления промышленностью этих республик. В феврале 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г.М. Кржижановским , призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. В августе 1921г. в РСФСР был создан Федеральный комитет по земельным делам, регулировавший развитие сельскохозяйственного производства и землепользования в масштабах всей страны.

Формы автономии. В 1918 - 1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней:

- республиканскую - 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.) и

- областную - 10 областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 1 автономная Карельская трудовая коммуна (с 1923 г. автономная республика).

Второй формой объединения стало оформление договорных отношений между РСФСР и теоретичесик независимыми советскими республиками. В 1920 - 1921 гг., после поражения национальных правительств и завершения процесса советизации национальных окраин, были заключены двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. Два последних объединительных договора не включали объединение деятельности наркоматов иностранных дел.

С весны 1921 г. в ответ на указание В.И.Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации (ЗСФСР), организационно оформившейся в марте 1922 г.

Подготовительная работа к I съезду Советов СССР. Указания В.И.Ленина были учтены комиссией ЦК РКП(б). Постановлением Пленума ЦК партии о форме объединения независимых советских республик от 6 октября 1922 г. признавалась необходимость заключения договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Социалистических Советских Республик с оставлением за каждой права свободного выхода из состава СССР. К 30 ноября комиссия ЦК РКП(б) разработала Основные пункты Конституции СССР, которые были разосланы в компартии республик для обсуждения. 18 декабря 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) обсудил проект Договора об образовании Союза ССР и предложил созвать съезд Советов СССР.

Первый Всесоюзный съезд Советов открылся 30 декабря 1922 г. В нем приняли участие 2215 делегатов. Численный состав делегаций от республик определялся пропорционально количеству населения в них. Самой многочисленной была российская делегация - 1727 человек. С докладом об образовании СССР выступил И.В. Сталин. Съезд в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик - РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР.

СССР. В январе 1924 г. была принята первая Конституция СССР, согласно которой высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР. В перерывах между ними верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из двух законодательных палат - Совета Союза и Совета Национальностей . ЦИК СССР образовывал правительство - СНК. Создавалось три вида комиссариатов

- союзные (иностранных дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщений, связи, ОГПУ);

- унифицированные (на союзном и республиканском уровне), вскоре переведенные в разряд союзных;

- республиканские (внутренняя политика, юриспруденция, народное образование).

Выводы

Образование многонационального союзного государства отвечало многим историческим и культурным традициям народов, проживавших на территории бывшей Российской империи.

Создание СССР способствовало укреплению геополитического положения нового государства в рамках мирового сообщества.

Однако первоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии многонациональной государственности, которая после 1936 г. существовала уже в рамках оформившейся административной системы. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход в СССР к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

Задачи индустриализации . Индустриализация как процесс создания крупного машинного производства в промышленности , а затем и в других отраслях народного хозяйства на определенной ступени истории являлись всеобщей закономерностью общественного развития.

Период 1926-1927 гг. На XIV съезде ВКП(б) в 1925 г.в качестве приоритетных направлений в осуществлении индустриализации в СССР были признаны передовые в ту пору отрасли - энергетика, металлургия, химическая промышленность, машиностроение, которые являлись материальной основой формировавшегося военно-промышленного комплекса СССР. Первоочередное внимание было сосредоточено на создании энергетической базы для индустрии.

В 1926 г . началось строительство четырех крупных электростанций, в 1927г. - еще 14. Были заложены новые угольные шахты - соответственно по годам - 7 и 16, начато строительство крупных металлургических (Керченский, Кузнецкий) и машиностроительных заводов (Ростовский, Сталинградский).

Цена индустриального скачка была чрезвычайно высокой. Насильственный характер сталинской коллективизации привел к сокращению численности крестьян на одну треть, разрушению устоев крестьянского быта, потере производственного опыта и огромным демографическим потерям (по разным оценкам от 7 до 10 млн. человек).

Курс на сплошную коллективизацию. В конце 1929 г., на ноябрьском Пленуме ЦК, была провозглашена задача проведения в зерновых районах сплошной коллективизации за год. 7 ноября 1929 г . появилась статья И.В. Сталина Год великого перелома , в которой говорилось о коренном переломе в развитии земледелия от мелкого и отсталого к крупному и передовому и выходе из хлебного кризиса благодаря росту колхозно-совхозного движения

). В связи с переходом к политике большого скачка фактически была отброшена идея коллективизации на основе добровольности и постепенности

) и был взят курс на сплошную насильственную коллективизацию, которая, как считают некоторые исследователи данной проблемы, включала в себя три главные цели:

Осуществление социалистических преобразований в деревне;

Обеспечение любой ценой снабжения быстро растущих в ходе индустриализации городов;

Развитие системы принудительных работ из числа спецпереселенцев- высланных кулаков и членов их семей.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...