Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Птица матерь сва. Славянские боги - матерь сва - слава

Чибис – небольшая, но запоминающаяся птичка. Она относится к семейству ржанковых, но некоторые ошибочно путают с воробьиным или голубиным семейством. В простонародье этот вид известен как предвестник весны, так как первым возвращается домой с зимовки. За броский внешний вид люди прозвали ее пигалицей.

По своим размерам чибис схож с голубем или галкой. Самцы немного крупнее самки, но основное их отличие не в этом. За свою жизнь особи могут вырастать в длину до 30 – 33 сантиметров, самцы при этом более массивны и весят 200 – 250 грамм, самки весят 170 – 200 грамм. Тело овальное, небольшая голова сидит на короткой шее. Клюв не массивный, короткий, но выглядит крепко, с уплотнением у головы, загнут немного вниз. Глаза посажены четко сбоку, имеют круглую форму, большие, блестящие, черно-бардового цвета. Тело стоит на длинных ногах, которые оснащены четырьмя длинными пальцами. Ноги красные или малиновые. Хвост длинный, очень подвижный. Выразительной приметой выступает длинный, острый хохолок черного цвета на затылке. Длина крыла взрослой особи около 25 – 27 сантиметров, а значит размах крыльев около 55 сантиметров. Если смотреть на птицу во время полета, можно заметить, что у некоторых крыло более закруглено на конце, плоское и широкое. Это самцы. У женских особей крыло более тонкое и острое.

Интересно знать! Часто охотники замечают чибиса из-за его выделяющейся цветовой гаммы. Но словить птицу не так уж просто, особенно когда та поднимается в воздух. Чибис очень быстр, обладает отличной аэродинамикой и может оторваться от любого преследования

За год представители вида несколько раз меняют окрас. Это происходит перед токованием весной и перед отлетом на зимовку осенью. Зимние цвета более спокойные как у самца, так и у самки. Для токования самец становится пестрым, привлекательным, вызывающим. Самка же просто насыщает свою расцветку цветом.

Наряд мужских особей в брачный период очень красив. Верх головы, хохолок, передняя лицевая часть, зоб и грудка – черного цвета, на солнце играют синевой. Брюшко, до самого подхвостья и крылья ближе к телу белые. Верхние перья хвоста и перья под брюшком рыжие и коричневые, иногда медные. Нижние перья хвоста белые. Нижняя сторона пера на крыльях окаймлена рыжим и коричневым цветами. На самых крайних, длинных перьях, края белые. Загривок и боковая сторона головы белая. Спина и верх крыльев очень контрастные, многоцветные, тона отливают на солнце, создается красивый перелив гаммы. Здесь присутствуют синий оттенок, зеленый, изумрудный, золотистый, черный и фиолетовый.

Самок от самцов во время тока отличает присутствие в цветовой гамме бурых тонов. Их цвета не так переливаются, тусклее. Хохолок короче. На белых частях головы, загривка и живота, появляется золотистый пушок. Но зимой эти различия практически не видны. Молодежь выглядит как взрослые в зимнем обличье. Но их крылья тусклее, на некоторых перьях есть охристые полоски. Недавно вылупившиеся и еще не оперившиеся птенцы щеголяют коричневым, бурым и черным пухом по верху тела. Низ грязно – белый. Вокруг шеи идет заметное белое окаймление.

Пение птицы чибис

Некоторые полагают, что назвали птицу созвучно ее пению. В обычной обстановке особи издают красивые звуки, но когда приближается опасность, они начинают неистово выкрикивать звуки «чи би, чи ви». Громкость и тональность таковы, что некоторые хищники решают отступить. Брачная песня, исполняемая самцами в полете, похожа звуками, но имеет другую тональность. Она сопровождается вибрирующими и гудящими звуками от перьев крыла.

Ареал и места обитания

Чибис заселил всю Европу и Азию в средней и южной широте. Протяженность ареала от Атлантического океана, до Тихого. Выше, на север, стаи не забираются, предпочитая умеренный и теплый климат. Но иногда представителей вида можно повстречать в таежных участках или около Полярного круга. Занимает почти всю Европу, кроме севера и Греции, в России предпочитает южные участки. Перелет на зимовку начинается ближе к концу сентября. Тогда особи собираются в стаи до 20 пар, летят вытянутым строем, не высоко. Предпочитают передвигаться в светлое время суток. Местами пребывания на зимовку являются южные побережья Африки, побережья Средиземного моря, Персия, Малая Азия, Китай, Индия, южные участки Японии.

Интересно знать! Если в период, когда чибис находится в родных местах, погода резко ухудшится, придет холодный циклон, стая может сняться с места и спонтанно улететь на юг. Преодолевать большие расстояния для вида не проблема. Там стая пробудет несколько дней и вернется с потеплением

Возвращение домой выпадает на конец февраля – начало апреля. Это весьма ранние сроки для остального семейства, поэтому чибис в этом отношении первый предвестник тепла. По прилету заселяет места с малым количеством деревьев и низкой растительностью. Это могут быть участки около водоемов или сухие, открытые луга, низины, поля. Могут поселиться даже рядом с местами жизни людей, селами или деревнями, с прилегающими пастбищами. В северных регионах выбирает для обитания торфяные, заболоченные участки с лиственным и травяным изобилием.

Чем питается чибис

Рацион питания чибиса составляет исключительно животная пища, ягоды, семена или растения его не устраивают. Основу меню составляют мелкие беспозвоночные, насекомые, личинки. Охотятся и поедают особи:

  • Комаров, мошек, мух, их личинки.
  • Кузнечиков, сверчков, саранчу.
  • Червей, многоножек, улиток.
  • Жуки и их яйца.

Стаи, которые селятся возле людей, если те занимаются сельским хозяйством, очень полезны. Птицы отлично сокращают поголовье вредоносных для растений жуков и насекомых, отлавливая и поедая их. Пернатые охотятся на засеянных и засаженных лугах, полях, выискивая пищу в земле, на растениях, ловя добычу в воздухе. Таким образом, урожай сохраняется, ведь чибис не только уничтожает вредителей, но и сам не трогает растения. Фермеры очень ценят этих птиц, но жить возле людей им не безопасно, так как охотники постоянно наносят им вред, сокращают популяцию.

Размножение и потомство

Брачный сезон открывается сразу по прилету домой. Это может произойти в начале весны, а может и позже, все зависит от погоды. Сперва самец проводит подготовку. Он выбирает место, участок, территорию, на которой заранее готовит ямки – гнезда, сразу несколько. Затем он начинает активно летать, закладывая виражи, демонстрируя свою удаль. Обративших на него внимание самок он сопровождает к гнездам, предлагая выбрать понравившееся. Во время смотра мужская особь продолжает активно демонстрировать свою красоту, расправляя грудь и хвост. Бывает, что образовать пару с ним решает сразу несколько самок, тогда у птиц образуется небольшая колония, гнездящаяся особняком.

[stextbox id=’info’]Интересно знать! Многие наблюдатели, которым пришлось стать свидетелями ухаживаний чибиса, отмечают, что этот процесс выглядит одновременно красиво и комично. Пернатый ухажер в своих попытках покорить партнершу готов на любые уловки и действия. Но такой подход приносит положительный результат!

Гнездовье являет собой вырытую в почве яму, которая засыпана собранными поблизости листьями, травой и ветошью. В него откладывается от 2 до 5 яиц, но чаще 3-4. Яйца не крупные, вверху чуть заостренные, снизу широкие. На них много черных и бурых вкраплений. Основной фон может быть разнообразным – опальный, коричневый, голубой, зеленоватый. Обе особи занимаются высиживанием, но так происходит только в самом начале. Дальше эту роль берет на себя самка, а самец занимается разведкой территории и поиском пищи. Защитой поселения занимается вся колония, в случае опасности все начинают гоняться за нарушителем спокойствия, пока его не прогонят. Вылупляются молодые чибисы через 30 дней высиживания.

Когда проходит пять недель, как раз наступает середина июля. К этому моменту птенцы уже сносно летают и вместе с взрослыми отправляются кочевать. Они кружат в поисках пищи над ближайшими болотными участками и лугами. Пищу в основном берут с земли – это кузнечики, саранча, гусеницы, жуки и личинки.

Опасности и враги птицы чибис

Чибис умеет хорошо приспосабливаться. Тогда как другие семейства вынуждены покинуть местность, которую начинает разрабатывать и облагораживать человек, чтобы создать засевные участки, чибис научился там уживаться и даже приносить людям пользу. Поэтому человеческий фактор с этой стороны нельзя назвать опасностью для популяции вида. Но соседство с людьми грозит популяции чибиса тем, что многочисленные охотники не прочь пострелять в птиц, тем более, когда точно знают, что они живут рядом. К тому же много гнезд, а с ними и кладок, разрушает большая уборочная техника, занимающаяся сбором урожая и другими работами, а это так же значительный урон для вида. В некоторых регионах наблюдается иная ситуация. Там человек бросает свои угодья, и поля с лугами зарастают диким кустарником. Чибис вынужден покидать излюбленные места, что так же негативно отражается на его численности.

Частые нападки на гнезда, с целью похитить яйца или недавно вылупившихся птенцов, совершают крупные хищные птицы – вороны, ястребы, чайки, грачи. Иногда им это удается, но чибис постоянно ведет наблюдение и при первых признаках опасности стая начинает активно атаковать налетчиков, преследуя их, стараясь ударить клювом, создавая много шума. После такого налета хищник обычно отступает.

Статус вида и промысловая ценность

В стародавние времена славян, чибис пользовался уважением среди людей. Считалось, что в него перерождаются вдовы и матеря, потерявшие своих детей. Отлавливать и убивать птицу считалось кощунством. В современном мире такие обычаи и поверья давно забыты. Охотники специально выискивают места обитания птицы, стараются взять максимальную добычу. Промышленного разведения вида нет, разве только отдельные хозяйства занимаются его популяризацией для личных целей. Поэтому охотники – единственные добытчики и мелкие промысловики.

Регулярные проверки и наблюдения орнитологов не отмечают критического сокращения поголовья чибиса. Его приспосаблеваемость и уживчивость позволяет держать свою популяцию на должном уровне. На это положительно влияет и долгая жизнь пернатых, от 15 до 20 лет. За это время они успевают дать много потомства, делая вклад в выживаемость популяции. Иногда можно наблюдать такие явления, когда стаи насчитывают до нескольких сотен голов, они кружат над местностью в хаотическом порядке, образуя невероятное зрелище.

Пищевая ценность чибиса

В Европейских странах поедать блюда, приготовленные из мяса чибиса и его яиц – обычное дело. Обыватели отмечают, что мясо очень нежное, поддается любому виду термической обработки и имеет отличный вкус. Яйца имеют даже большую ценность, чем сама птица. Во время насеста в апреле и мае их специально собирают и употребляют в пищу в больших количествах. Например, в Польше на завтрак из яиц чибиса готовят вкуснейшие омлеты, а в Голландии тушеное, жареное или запеченное мясо подают под всевозможным разнообразием соусов. В России, как и в других странах, где этот вид распространен, так же его охотно используют в кулинарии.

Интересно знать! Мясо взрослых особей приобретает красный оттенок, что придает блюдам из него или из целых тушек птицы особую эстетичность и загадочность

Мясо диетическое, рекомендуется к употреблению людям, сидящим на диете и следящим за своим здоровьем. Оно насыщено полезными витаминами, минералами и другими компонентами, что является большим плюсом. Эти компоненты оказывают на организм человека массу положительных эффектов, при учете, что такое питание регулярно. К плюсам относится улучшение состояния кожных покровов, состояния волос, зубов, ногтей. Диетическое мясо снимает нагрузку с желудка и кишечного тракта, снижается уровень холестерина, уровень выброса инсулина. У человека прибавляются энергия и жизненные силы, он быстрее насыщается и нуждается в меньшем количестве пищи. Положительное действие распространяется на сердечно — сосудистую и нервную систему. Хотя чибиса не купить на обычном рынке, его можно раздобыть у людей, живущих в селах и деревнях. Ценность его мяса нельзя преувеличить, а значит, на его покупку стоит потратить время и средства.

Как поёт Душа от Света Небесного...
Живой росой орошается.
Утро чистое... утро вешнее
Детей русых под покровом Неба,
Собирающее...

Как летала в мирах беспредельных
Птица Сва – летала в Вечности,
Да Лучом ярким светлым уронила перо дивное
В туман утренний на Землю – Матушку.
Там, где пёрышко падает,
Бьёт родник серебряный,
По земле, потоком хрустальным, струящийся.
Всякому Жизнь дающий,
Светом радости наполняющий.
Солнце яркое, отражающий.

Ой Душа моя с ревностью просится
В Березень - Светлу Русь мою.
Бьёт крылом белым, птица Сва с Небес
Вечным Светом надо мной - Светом зарева.
Позовёшь меня, иль накажешь что
Я Тебе отдам сердце верное.

Божественная птица. Согласно дощечкам Велеса, Вышень или Вышний (Всевышний) передает Знание (Веды), или Огонь Веры, русским людям через своего посланца Птицу Матерь Сва. Матерь Сва славу поет и эти слова исходят от Птицы Вышня, из Сварги над Русью летящей. И его же огонь даёт Матерь Сва, и Она славу приносит на крыльях своих праотцам нашим. И кличет Матерь Сва к Всевышнему, посылающему ветер лесами огонь очагам нашим, тогда Он приходит на помощь.
Птица Сва (Сварога). Гамаюн. Сирин. Птица. Она говорит, когда огонь и смерть несётся к нам, превращая Голунь в погорелище: "Боги, поливайте и дождем дождите! Ибо та земля бедная, и разорённая, и конями затоптанная, так как язи забирают сыновей её, протекая на конях по земле". И говорила Сва в поле нашем, и била крыльями, и пела песни к сече, и та птица не есть Солнце, она - та, из-за которой всё стало. Птица Сва поёт о дне том, когда соединились славены создали Русколань близ Голуни. И мы ждали время оное, когда завращаются Сварожьи колеса у нас. Это время после песни Матери Сва наступит. Есть птица, которая помнит и поёт о битвах и междоусобицах исхода русских из Семиречья. Сядет она на древо, и станет петь, и всякое перо её иное, и сияет цветами разными. И станет в ночи, как днём, и поёт она песни о битвах и междоусобицах русских. Посмотрите вокруг - увидьте птицу ту на челе вашем! Та птица поведёт вас к победам над врагами, ибо вы - сыны её и потому одержите победу! Она, красуясь перед нами, влекла нас к себе светом. И так было в иные времена, когда русские шли с вендами и те хотели унести богов своих к морю.
Имя Матери Сва есть и в Ведах Индии. В Махабхарате она (Matarisvan) названа потомком Гаруды «славной, всехвальной, долговечной» Птицей, чей род происходит от Вишну, который для Неё Наивысший. Она является посланцем бога Солнца Вивасвана (Vivasvan), в русской традиции бог Солнца Вышень-Дажьбог, лик Всевышнего для нашей Солнечной Системы. Птица Матерь (Материшван), также как и Матерь Сва несёт огонь пращурам ариев. В переводах с санскрита вполне можно писать не так как ныне Матаришван, а просто Матерь Сва (Славянские мифы). Матерь Сва - Матерь Русская. Степь. Матерь Солнца. Птица, инкарнация Великой Матери - Лады. Покровительница Руси. В Велесовой книге образ птицы Сва совмещает образы многих фольклорных птиц, прежде всего - птицы Гамаюн. Матерь Сва бьёт крылами по бокам своим с двух сторон, как в огне вся сияя светом и бросается на врагов – готов и гуннов. И все перья Её иные: красные, синие, рыже-бурые, желтые, и серебряные, золотые, и белые. И так же сияет, как Солнце - царь, и идёт Она близ Ясуни, и так же сияет седьмой красой, завещанной от богов. И Перун, увидев Её, возгремит громами в том небе ясном. И вот это - наше счастье, и мы должны приложить все силы, чтоб видеть, как отсекают жизнь старую нашу от новой, так точно, как рассекают дрова в домах огнищанских. Матерь Сва кличет нам, чтобы мы шли за землю нашу, и бились за очаги нашего племени, ибо мы - русичи. Каждый раз, когда приходил враг на нас, мы сами брали мечи и одерживали победы. Было возвещено от Матери Сва, что будущее наше - славно. И мы притекали к смерти, как к празднику. Говорили мы Матери Сва, когда терпели беды: "Хорошо обороняй землю нашу!" Венде, те имели шаткую веру в Матерь Сва, оттого были побеждаемы часто врагами. Матери Сва мы песни поём возле костров вечерних, где мы рассказываем старыми словами о славе нашей, о святом Семиречьё нашем, где мы имели города, где отцы наши сражались. И эту землю мы покинули, идя к земле иной, где мы должны теперь удержаться. Матерь Сва славу нам предрекла, что возьмём мы Голунь, поставим там города, сёла и молила нас уберечь славу отцов. Но тысячу триста лет хотя и храним наши святыни, а ныне жёны наши говорят, что мы - блаженные, что мы утратили разум свой и стоим мы как агнцы перед врагами, что не смеем пойти на брань и мечом разить врагов наших. Матерь Сва славу поёт нам, чтобы мы воспевали походы на врагов, и мы верили ей, так как эта слава исходит от птицы вышней, по небу России летящей от нас. Песнь хвалебную поёт Матерь Сва. Она - прекрасная птица, которая несла пращурам нашим огонь в дома, а также агнца принимала. Мы ждали время оное, когда завращаются Сварожьи колеса у нас. Это время после песни Матери Сва наступит. Поёт она о трудах своих ратных. И мы должны её слушать и желать суровой битвы за Русь нашу и святыни наши. Матерь Сва сияет в облаках, как Солнце, и возвещает нам победы и гибель. Но мы должны радеть о вечном, потому что земное против него - ничто. Мы сами на земле, как искра, и сгинем во тьме, будто не было нас никогда. Слава отцов наших придёт к Матери Сва, и пребудет в ней до конца веков земных и иной жизни. И с этим мы не боимся смерти, ибо мы - потомки Дажьбога, родившего нас через корову Земун. Та птица Матерь Сва не есть Солнце, она - та, из-за которой все стало. Матерь Сва стережёт, охраняет нас и крылья распускает во все стороны, а тела наши - в середине, и голова ясуни на плечах в венце славном, она не может ее лишиться в сече. Голова Матери Сва - ясунь, и уберегали её до этого дня.

Статья из интернета, стихи мои.

Давным-давно, когда в дремучих лесах о чём-то шептались меж собой дубы и берёзы, моря и реки полнились несметными стаями рыб, а звёзды светили ярче, наши предки ощущали себя неотъемлемой частью природы, жили с ней в согласии и подчинялись её законам. Камни, воды, облака, звёзды, травы, деревья, звери, птицы, люди, боги - всё было едино и взаимосвязано.

Древние люди знали ответ. В основе мироздания лежала воля и власть Великой Богини Матери Сва, когда-то именно она была нашей языческой альфой и омегой.

Её отцом был Хаос, Безвременье, Ничто. Матерью - Чёрная Бездна, Мгла, Тьма. Сама богиня Сва троелика. Её полное имя - Великая Богиня Сва, Матерь Времени и Вечности, Пространства и Порядка, Дочерь Хаоса и Матерь Мглы. То есть она родилась от Мглы и она же порождает Мглу. Она вечна и бесконечна, она рождается, умирает и вновь возрождается, она неизменна и переменчива. Она суть гармония. Знаменитая видеома (закольцованная строчка) Андрея Вознесенского "Матьматьматьматьма…" была не просто авангардистским баловством стареющего стихотворца.

Образ Матери Сва восходит к праиндоевропейской богине любви, семьи и брака Матаришван. На санскрите "сва" ("шва") означает "дух". От этого древнего корня произошли русские слова "свой, свояк", "свет", "святость" и столь любимое всеми женщинами слово "свадьба".

С веками Сва удлинилась до Славы, Славуни. И мы, славяне, - смертные сыновья и дочери богини Сва. Своим самоназванием мы обязаны некогда господствующему у нас матриархату. И поныне Русь находится под незримым женским покровительством. И кто придумал, что нами должна управлять твёрдая мужская рука?

Древним обитателям восточной Европы Матерь Сва представлялась огромной птицей с женской головой и золотыми крыльями. Она подарила людям небесный огонь, научила хранить его в очагах, вспахивать землю и разводить скот.

В то же время, Сва-Слава - это богиня победы, грозная воительница, она светла и горяча, как солнце, она испепеляет врагов и купает в своих лучах самых храбрых и мужественных защитников отечества. Её более поздние фольклорные воплощения - женщины-птицы Гамаюн, Алконст, Сирин, заимствованная у греков Феникс и, конечно, исконно русская Жар-птица.

Богиня Сва дала жизнь другим многочисленным славянским богам и божествам. Отняв от себя частичку души, породила она Сварога, верховного языческого бога русичей. Тут напрашиваются явные аналогии с непорочным зачатием Девы Марии, не правда ли? Когда Сварог подрос, он познал свою мать - связь их была не преступна, а божественна. У них родились сыновья Даждьбог и Перун и дочери Денница и Дива. А там уж пошли внуки и внучки: Купава, Коляда, Лада, Леля, Кострома, Велес, Овсень, Ярило, Стрибог, Мокошь… Каждый бог "отвечал" за то или иное время года, явление природы, людское занятие и ремесло. Древнерусские женщины особо почитали Мокошь - богиню воды, рек, ручьёв, болот, озёр и морей, дочь Перуна-громовержца и Дивы-земли. Так что современные женщины не случайно преклоняются перед водной стихией - частенько проводят в ванной комнате по нескольку часов, а в период летних отпусков стремятся уехать на море и только на море.

Нынешние жители России давно уже в языческих богов не верят. По школьным учебникам истории мы лишь помним, что деревянную статую Перуна символично пустили вниз по реке, когда Русь принимала христианство. В честь Костромы назван город, известный своими торговыми рядами, монументальной пожарной каланчой и сколь легендарным, столь и анекдотическим Иваном Сусаниным. В честь Лады - ещё более анекдотический "шедевр" отечественного автопрома.

Имя Богини Сва и вовсе стёрлось из нашей памяти, а слово "слава" мы всё чаще применяем не только по отношению к истинным героям нации, но и ко всяким сомнительным персонам из мира шоу-бизнеса. Может, поэтому мы и склонны к беспорядку и разгильдяйству, утратили связь с природой, перестали любоваться и вдохновляться чистым голубым небом и неспешным течением величественных рек, не чувствуем душу камней и деревьев, норовим всё растоптать, разломать, разбазарить. Мы не помним своих корней и истоков, не следуем вековым обычаям и традициям, дерзим и перечим родителям, не всегда с должной заботой и уважением относимся к женщинам.

Но добрая и мудрая Матерь Сва нас прощает. Своим волшебным золотым крылом она укрывает нас от бед и напастей, ласкает и утешает, прижимает к груди, утирает слёзы и осыпает поцелуями.

Её любовь безусловна, её щедрость безгранична. Могучей и прекрасной птицей Сва-Слава летит над бескрайними российскими просторами, воспевает стойкость и доблесть подвластного ей народа, озаряет нам путь в будущее.




И стало в ночи, как днём.


Вся объёмность понятий и представлений наших предков о Земле и Космосе воплощалась в образах почитаемых ими славянских богов.

Образ МАТЕРИ СВА - СЛАВЫ был до сих пор неизвестен, вернее, настолько забыт, что не упоминался ни в одной из существующих ныне древнеславянских летописей, ни даже в славянском фольклоре и мифологии. Впервые его приводит «Велесова книга» и, к нашему счастью, не в беглом упоминании вскользь, а в многократных описаниях и повторениях даёт довольно полное представление о сущности, функциях и даже облике названного божества.

МАТЕРЬ-СВА-СЛАВА - Прародительница всех славян. Причём изначально это была совершенно конкретная женщина, матерь Слава, о которой рассказывается в дощ. 9-А: «В давние времена был Богумир, муж Славы, и имел трёх дочерей и двоих сыновей... И мать их, которую звали Славуня, заботилась об их потребностях». Желая выдать дочерей замуж, Богумир отправился на поиски мужей для них. В те времена люди ещё близко общались с богами, и боги часто принимали участие в их судьбе и жизни. И вот Даждьбог послал Богумиру троих небесных вестников -Утренника. Полуденника и Вечерника, за которых вышли замуж дочери Богумира. От них произошли племена древлян, кривичей и полян, а от сыновей северян и русов. Как уже отмечалось, это были ещё времена матриархата (эпоха его заката), поскольку Богумир назван «мужем Славуни», а не наоборот, и названия племён произошли от имён её дочерей (Древа, Скрева, Полева), а не зятей.

Датировать этот период можно концом II тысячелетия до нашей эры, поскольку известно, что праславянские роды обитали «за морем в Краю Зелёном» «за две тьмы» до Дира (жил в IX в. н.э.). «Две тьмы» здесь обозначает «две тысячи лет», то есть события происходят в XI в. до н. э. Основное занятие обитавших там племён - скотоводство. Поэтому кажущееся на первый взгляд не более чем образным выражение: «мы - потомки Славуни и Даждьбога, родивших нас через корову Земун, и мы были кравенцы (коровичи), скифы (от «скуфе» - «скот»- скотоводы), анты, русы, борусы и сурожцы» (дощ.7-С), содержит в себе зашифрованные события прошлого. Славяне действительно произошли от Славуни и в известной мере от Даждьбога, поскольку именно он послал мужей её дочерям, так же как в своё время послал отрока отцу Тиверцу, имевшего двух незамужних дочерей (дощ. 16). А рождение «через корову Земун» символизирует скотоводческий, пастушеский культ, опять же в его женской ипостаси - Корове, а не Быке, как это произойдёт в уже грядущие не за горами времена.

Эту родословную славяне всегда чтут и помнят: «Мы имеем имя Славы, и славу эту доказали врагам, идя на железо их и мечи» (дощ. 8/2). «Мы - потомки Славуни, можем быть гордыми и не беречь себя», (дощ. 6-Г). «Мы - потомки рода Славуни, который пришёл к ильмерцам и поселился до прихода готов, и был тут тысячу лет» (дощ. 8). /Мы почитаем «Даждьбога отцом нашим, а матерью - Славу, которые учили нас чтить богов наших, и вели за руку по стезе Прави. Так мы шли и не были нахлебниками, а только славянами, русами, которые богам славу поют и потому суть - славяне» (дощ. 8/2).

Таким образом, «Велесова книга» прослеживает самый исток этногенеза славян, раскрывает смысл этого понятия и относит время его возникновения к концу II тыс. до н. э.

С течением веков конкретный первообраз размылся, поэтизировался, возможно, слившись с другими неизвестными нам образами, приобрёл новые черты, поднявшись до уровня божества.

Матерь Слава стала МАТЕРЬЮ-СВА-СЛАВОЙ -Всеобщей Матерью, на что указывает определительное местоимение «сва», то есть «вся», «всеохватывающая», «всеобщая», подобно тому, как СВА-РОГ является Всеобщим богом. Творцом всего сущего. В Риг-Веде «висва» также обозначает «весь», например, Висва-Дева - Всебожество. К тому же в Риг-Веде обнаружилась фонетическая аналогия Матери-Сва - МАТАРИШВАН. «Мудрецы дают Единому Сущему многие имена - это Агни, Яма, Матаришван». Также известна некая Птица, являющаяся посланницей Варуны, «летящая в небе на Златом крыле».

В «Велесовой книге» Матерь-Сва также предстаёт в образе Птицы. «Матерь - та прекрасная Птица, которая принесла пращурам нашим огонь в дома их, а также агнца дала, - говорится в дощ. 7-Б. «И вот Магура поёт свою песню к сече, а та Птица послана Индрой. Индра же был и вовек пребудет тем самым Индрой, что передал Перуну все бранные стрелы» (дощ. 6-Г).

Здесь Магура - иная ипостась Матери-Сва, её индоарийский вариант. (В иранской мифологии она- Птица Симург). И как Магура является посланницей Индры или Варуны, так и Матерь-Сва является посланницей Вышнего или Патера Дыя-Ондры-Перуна. Здесь обнаруживается общий исток индо-ирано-арийских образов и прослеживается тенденция их преемственности. «Матерь-Сва обращается к Вышнему...» (дощ. 37-А): «Мы молимся Патеру Дыю, ибо он производит огонь, который Матерь-Сва-Слава принесла на крыльях праотцам нашим» (дощ. 19).

Как заботливая мать, она принесла на крыльях небесный огонь для своих детей-славян, научила хранить его в очагах, а также разводить скот, служащий одеждой и пропитанием.

Когда славяне ушли из Семиречья в поисках новых земель. Матерь «умных вразумила, храбрых укрепила», а сама полетела впереди, указала благодатные края, освятив новые угодья крылами, и славяне осели там, «как велела Матерь-Сва-Слава» (дощ. 13).

По своей сути МАТЕРЬ-СВА-СЛАВА - ЭТО ВОПЛОЩЁННЫЙ В ОБРАЗЕ ПТИЦЫ СИМВОЛ ЧЕСТИ И СЛАВЫ РУСИ. В ней заключена память о подвигах отцов и пращуров, и слава каждого русича, павшего за свою землю, либо прославившего её иными благими деяниями, чудесным образом перетекает к Матери-Славе и становится вечной. «Матерь-Сва сияет ликом, как Солнце, и предвещает нам победы и гибель. Но мы того не боимся, ибо это - земная жизнь, а выше есть жизнь вечная, и потому мы должны радеть о Вечном, ибо земное против него - ничто. Мы на земле, как искры, и сгинем во тьме, будто и не было нас никогда. Только слава наша перетечёт к Матери-Славе и пребудет в ней до конца концов земной и иных жизней» (дощ. 7-С).

Нет ничего прекраснее славы геройства, а русы во все времена проявляли множественные примеры доблести, вот почему Птица сияет оперением, подобно Солнцу, и переливается всеми цветами радуги. «Матерь-Сва распускает крылья, бьёт себя по бокам, и вся сияет нам огненным светом. И каждое перо её иное и прекрасное - КРАСНОЕ, СИНЕЕ, ГОЛУБОЕ, ЖЁЛТОЕ, СЕРЕБРЯНОЕ, ЗОЛОТОЕ И БЕЛОЕ. И сияет, как Солнце-царь, и по колу идёт за Солнцем, и светится семицветьем, завещанным от наших богов» (дощ. 7-Е). Жар-птица из наших сказок - это несомненный отголосок образа Птицы-Славы.

Матерь-Сва напоминает русам об их героическом прошлом и зовёт к новым подвигам. В трудный час она приходит на помощь, воодушевляет воинов, предвещает им победу и сама набрасывается на врагов, бьёт их крылами и разит клювом. «Увидели Великую Птицу, летящую к нам, которая набросилась на врагов» (дощ. 14). И русские витязи, прикоснувшись к славе предков, стремясь быть такими же чистыми и сильными душой и телом, идут сражаться за свою землю, за своих жён, детей, отцов, матерей, любимых и, вдохновленные словами Матери-Сва, вершат ратные подвиги, не жалея ни крови, ни самой жизни. «Как только враг идёт на нас, мы берём мечи и, вдохновлённые словами Матери-Сва, что будущее наше славно, идём на смерть, как на праздник» (дощ. 14).

Мы полагаем, что образ Матери-Сва в той или иной мере перешёл во многие более поздние образы славянской мифологии, в частности, полуптиц-полуженщин Вещей Гамаюн, Алконст и Сирин, неземное пение которых заставляет забыть обо всём на свете, причём от голоса Сирин человек может умереть. Дивное пение Матери-Сва действительно воодушевляло воинов, так что смерть на поле боя казалась им праздником, а сила их в сражении увеличивалась десятикратно.

Говоря современным языком, образ Птицы-Сва возникал как определённого рода энергетическое поле, плазменный сгусток, живой, пульсирующий эгрегор в пространстве и времени, «аккумулирующий» волевые и чувственно-образные импульсы отдельных людей в единую субстанцию огромнейшей мощи, сияющую будто миллионы свечей, будто само Солнце, от которого каждый в свою очередь получает энергетический заряд в качестве «подпитки».

В образе Матери-Сва проявляется гармоничное единение личного и общего, славы одного человека и всего народа. Здесь происходит перетекание качественного в количественное и обратно, подобно тому, как все цвета радуги складываются в единый цвет - белый, который, воссияв своей первозданной чистотой и белизной, вновь рассыпается завораживающим семицветьем.

Вместе с этим Матерь-Слава представляет собой прямое и непрерывное перетекание Времени из Прошлого через Настоящее в Будущее, утверждая, что, только помня о славе отцов и пращуров и приумножая её сейчас, славяне и впредь останутся такими же славными и сильными. «И бьёт крылами Матерь-Сва-Слава, и рассказывает потомкам о тех, кто не поддались ни варягам, ни грекам. Говорит та Птица о борусинских героях, которые пали от римлян, когда на Дунае Траян вел сражение, и те полегли прямо у Тризны... Но мы -их сыновья и потомки также не отдадим землю нашу ни варягам, ни грекам!» (дощ. 7-Ж).

Даже в самые тяжелые времена, когда Русь была окружена со всех сторон врагами, а славяне стали «сирыми и нищими» и не имели сил встать на защиту, Матерь-Сва поддерживала их и звала к подвигам. «Только Птица Матерь-Слава предрекала нам славу и призывала учиться на славе отцов» (дощ. 21).

В образе Вещей Птицы она предупреждает о грядущих бедах: «бьёт крылами Матерь-Сва-Слава и предвещает нам тяжкие времена засухи и коровьего мора» (дощ. 28). Также в трудный час она подсказывает важные решения. «Захваченные римлянами и настигнутые готами, мы должны были между двух огней тлеть и сгорать.... Тут прилетела к нам Птица Божеская и сказала: «отойдите к полуночи и нападите на них, когда они пойдут на селения наши и пастбища». Мы так и сделали, - отошли к полуночи, а потом напали на них и разбили их» (дощ. 6-А). «Германарех поддержал гуннов, и мы имели двух врагов на обоих концах земли нашей. И Болорев был в великом затруднении: на кого идти?. Тут Матерь-Сва прилетела и сказала ему напасть сначала на гуннов, разбить их и повернуть на готов. И он сделал так (дощ. 27).

На поле боя русы также часто выстраивали конницу «птицей» - это был вид боевого построения, которому покровительствовала сама Матерь-Сва-Слава. «Мы строимся по образу Матери-Сва, Солнца нашего: простираем «крылья» в обе стороны, а «тело» в середине, а во главе -Ясунь, а по бокам его - воеводы славные... (дощ. 7-3). «И мы за Сва также шли, выстроив конницу «птицей», и она врагов «крыльями» накрыла, а «головой» била» (дощ. 20).

В тот самый час, когда к воинам, геройски павшим на поле брани, с небес слетает Перуница неся рог, наполненный «живой водой вечной жизни», Матерь-Сва поёт им величественную Песнь Славы, поёт так, что боги смерти Мор, Мара и Яма отступают перед погибшими, и души их улетают прямо в Сваргу и обретают там вечную жизнь вместе с богами и пращурами. «Матерь-Сва бьёт крылами и славит воинов, которые испили от Перуницы живой воды в сече жестокой» (дощ. 7-Д).

После того, как в войнах с готами и гуннами разрушилась великая славянская держава Русколань, просуществовавшая тысячу лет (она была образована во времена Ория в VI в. до н.э. и распалась в IV в. н.э.), русы имели предсказание, что Русколань возродится, «когда Коло Сварожье повернётся к нам, и времена те по слову Птицы-Сва придут к нам» (дощ. 36-А).

Кто же она - Матерь-Сва-Слава? Грозная воительница или заботливая мать? Прекрасная девица или мудрая жена? Советчица или указчица? И кто она вообще Женщина, Птица или просто - Сияние? Она - всё! Чаще всего она предстаёт Птицей с женским обликом в блистающем оперении, но вся она - многолика и многомерна, она меняется и живёт подобно тому, как существуют, всякий раз меняясь, Огонь, Ветер, Вода, Звёзды, Цветы, Деревья, Звери, Птицы и Люди.

Функционально образ Матери-Сва-Славы в чём-то перекликается с образами греческой богини Афины и этрусско-римской Минервы - могучих воительниц, грозных и прекрасных, которые обычно изображались в блестящих шлемах и сверкающих доспехах, со щитом и копьём. Однако они выступают, как хранительницы и покровительницы в самом широком смысле. Так и Матерь-Сва-Слава порой изображалась облачённой в защитную броню с крылом в форме щита. Однако она не имеет ни копья, ни меча, ни другого оружия. Сила её воздействия в ином - в проникновенном слове Пророчества, Восславления и Призыва.

С другой стороны, Матерь-Сва-Слава выступает как богиня Победы: «Посмотрите вокруг - и увидите Птицу ту впереди вас, и она поведёт вас к победам над врагами, ибо куда ведёт нас Сва, там одерживаются победы» (дощ. 18-А). И в этом она родственна греческой Нике и римской Виктории.

Как видим, образ Матери-Сва очень многообразен, и подобная полифункциональность сближает его с Великой Матерью (Ма-Дивой) крито-микенского мира, культ которой сложился, как отмечает академик Б.А. Рыбаков, в середине II тысячелетия до н.э. Ма-Дивия (или просто Ма) рассматривается, как богиня природы и мать всего живого». Однако в отличие от неё, матерь-Сва выступает не как «богиня всего живого», а как Прародительница только славянского народа, исполняющая функции заботливой матери, хранительницы славы и памяти славянского Рода-Племени. Это именно наша русская Великая Матерь, в образе которой при схожести черт со многими другими божествами присутствуют и черты уникальности. Аналогичного божества нет ни в одной мифологии мира. Есть богини Земли, Плодородия, Охоты, богини-Воительницы и Защитницы, богини-Матери, но ни у кого нет богини Славы.

Это указывает на самобытность мировосприятия древних праславян, их уникальную, совершенно самостоятельную философию, которая, органично сосуществуя с прочими религиозно-философскими воззрениями, не растворилась в них, а сохранила особенный, только ей свойственный образ мыслей и взглядов на окружающий мир.

«Наши боги - суть образы» - говорили предки и устанавливали чаще всего лишь символы своих богов в виде идолов, да и то не всегда. Самой священной иконой для них были Живые Источники, Священные Дубы, Небесные Камни, а храмом - вся Природа. Слишком сложны и многогранны были образы славянских божеств, чтобы запечатлеть их в грубых формах статики хотя бы в одном из многоликих проявлений. Как выразить, к примеру, душу Дерева, запечатлеть мудрость Камня, передать божественное сияние Славы? Вся гамма чувственно-образных понятий передавалась в живую - от поколения к поколению через волхвов и кудесников и жила среди славянского народа как неотъемлемая часть их философско-религиозного бытия.

Удивительно, но многие из этих образов живут в нас и поныне! В каждом городе и селе есть памятники, обелиски или монументы Славы. Матерь-Слава по-прежнему взирает на нас с высоких курганов в облике Женщины-Защитницы, Победительницы, Державницы. Она всегда была, есть и будет Покровительницей Руси. Её дивную песнь и сейчас может услышать каждый, кто чтит своих Богов, Пращуров и своё Отечество.

«Вот прилетела к нам, села на древо и поёт Птица,
И всякое перо Её - иное, и сияет цветами разными,
И стало в ночи, как днём.
И поёт она песни, призывая к борьбе и битвам...
Услышь, потомок. Песнь Славы и держи в своём сердце Русь,
Которая есть и пребудет землёй нашей!» (дощ. 8/2).

Птица Матерь Сва

Великая богиня свидетельствует: одно из ее имен - Птица Матерь Сва. Об этом я догадывался. Сванур - по-исландски лебедь. Корень «сван» входит в другие слова, которые связаны с именем белоснежной птицы. Сва - лебедушка, лебедь на древнем наречии. Исландский ученый Снорри Стурлусон писал о стране Великая Свитьод, которая расположена на юго-востоке Европы. В древнескандинавском сочинении XIII века «Какие земли лежат в мире» Великая Свитьод названа самой восточной частью Европы:

«В той части мира находится Европа, и самая восточная ее часть - Великая Свитьод. Туда приходил крестить апостол Филипп В том государстве есть часть, которая называется Руссия, мы называем ее Гардарики. Там такие главные города Морамар, Ростов, Сурдалар, Хольмгард, Сюрнес, Гадар, Палтескья, Кэнугард».

В этом отрывке не совсем привычно для читателя звучат скандинавские названия русских городов: Мурома, Ростова, Суздаля, Новгорода, Полоцка, Киева. Не вполне понятно, какие города названы Сюрнесом и Гадаром. Очень важна связь Великой Свитьод и Руси. Русь является частью Великой Свитьод.

Швеция названа в источниках того же круга и времени просто Свитьод. Свитьод-Швеция - это одна из земель, куда переселилась часть асов и ванов. Но раньше они жили именно в Великой Свитьод, или в ближайшем с ней соседстве. К этому надо лишь добавить, что народы и племена были в постоянном движении. Можно было бы вспомнить о расселении потомков Ноя, о чем рассказывает Библия, но считать это расселение законченным хотя бы к началу эры, к рождеству Христову, не представляется возможным. Божественное предначертание выполнялось на протяжении тысячелетий. Вот почему нельзя очертить границы земель асов и ванов сразу на долгие времена. Можно изобразить их маршруты, их пути - об этом уже шла речь в «Асгарде».

По пути они создавали государства, о которых вспоминают и русские и скандинавские источники. Асы и ваны, пришедшие в Свитьод-Швецию, собирали с местных жителей дань. Точно так же русские князья собирали дань со славянских племен.

Свитьод в своем названии содержит два корня. Сви-тьод. Второй из них означает «народ», «люди». Первый - это имя. Перевод: народ Лебеди, Лебедия. В «Асгарде», объясняя это, я называл имя бога Солнца Шивани (Шивини). И его имя соотносил с названием Свитьод-Швеции. Бог изображался в Урарту в виде крылатого солнечного диска. Птица-солнце.

Связь корней, мне кажется, отрицать трудно. Но прежде всего должны интересовать ближайшие параллели. Этого в «Асгарде» не было сделано: о параллели с именем великой богини я не сказал. Тогда я еще не был уверен, что Сва - одно из ее имен. Не только потому, что она не подтвердила мою догадку, но и потому, что не успел изучить до конца источник, в котором это имя нередко упоминается. Что же это за источник?

Влесова книга. Так его называют.

Эксперты Академии наук СССР три с лишним десятка лет назад объявили книгу эту подделкой. Основание: некоторые буквы написаны не так, как следовало бы. Есть ошибки в их написании. Во время гражданской войны были найдены деревянные дощечки с текстом. Копии текста попали на стол экспертов.

Но деревянные дощечки не могли быть оригиналом. Записи сделаны намного раньше начальной русской летописи. Думаю, сами дощечки, к несчастью утерянные, должны быть третьей-четвертой копией с недошедшего до нас оригинала. Это жреческая книга славян-русов. А в копиях просто обязаны вкрасться ошибки. Вот если бы текст был безошибочным, тогда резонно предположить, что старался фальсификатор. Уж он-то работал бы с материалом квалифицированно, не допускал бы сомнительных написаний знаков.

Я изучил текст этой древнейшей русской книги. Могу твердо сказать: подделать это невозможно, немыслимо. Птица Матерь Сва - главная героиня многих деревянных дощечек. Их копии священны.

То же посредство ванов (и асов) принесло веру в богиню и на Оку, к вятичам, и на Днепр. И много западнее и севернее лебедь почитался священной и вещей птицей.

Это и открывает глаза на старинную загадку земли Великая Свитьод. Существование Лебедии подтверждается и древнескандинавскими источниками! Свитьод-Швеция повторяет имя этой земли и союза племен.

А теперь надо бы предоставить слово древнейшему из русских авторов. Какой бы разнородный материал ни вобрала в себя долетописная книга, ощущается ее единство - признак давней традиции, обработки не дошедших до нас источников в едином ключе. В первую очередь выслушаем рассуждения об отношении к древностям, к предкам, к их культуре (в моем переводе я старался быть ближе к оригиналу):

«Вотще мы забываем доблесть нашу прежних дней и идем неведомо куда. И так мы смотрим в прошлое и говорим! Ибо мы стыдились познать Навь и Правь и обе стороны эти ведать и осознавать. Это Даждьбог сотворил их для нас и это то же самое, что свет зари, нам сияющий. В те давние дни повелел Даждьбог нашей земле быть удержанной, и все души пращуров это и есть свет зари из рая. Но греки набежали на Русь и творят злое во имя своих богов, мы же мужи не ведающие, куда идти и что творить. Ибо и то, что в Прави, невидимо заложено Даждьбогом прежде всего текущего в Яви, а та сотворила животы наши, а если отойдет - будет смерть. Явь - есть текущее сотворенного прежде в Прави. Навь есть то, что последует потом, и до нее Навь и после нее Навь, а в Прави уже есть Явь.

Поучимся древности и обратим души к ней, так как она вокруг нас, творимая богами сила, и тогда узрим в себе то, что дано как дар богов, а не как напрасно преходящая потреба.

Это души пращуров наших из рая зрят на нас и там Жаля плачется, и выговаривает нам за то, что мы небрежем Правью, Навью и Явью, пренебрегаем искать истину и потому недостойны быть Даждьбожьими внуками.

О том молим богов, чтобы была чиста наша душа и тело и чтобы наша жизнь слилась с почившими в бозе праотцами нашими во единую правду. Так мы будем Даждьбожьими внуками. Зри, Русь, как велик ум божеский и он един с нами и его славьте с богами вместе. Ибо бренна наша жизнь и нам надлежит так же как коням нашим работать, живя на земле».

К теме примыкает и другой фрагмент.

«…Итак, повели мы роды, потому что брехали греческие лисы и хитростью лишали угодий и говорили, что это солнце против нас.

Наша численность умножилась, но мы не собирались воедино. А через тысячу триста лет после карпатского исхода злой Аскольд напал на нас и тут ожесточился народ мой от творящегося зла и пошел под стяги наши, прося защиты.

Могуч наш Сварог, но не боги иные. Если нет исхода кроме смерти, то и та нас не страшит, если мы ей обречены, ибо если Сварог зовет нас мы идем к нему, потому идем, что Матерь Сва поет песнь ратную, и мы должны слушать ее, чтобы не давать грекам наши травы и скот, а те чтобы не давали нам каменья, нате, мол, грызите, благо у вас твердые и острые зубы. И они нам говорят, что мы изверги и по ночам наводим страх на людей, то есть на тех же самых греков.

Народы вопрошают нас, кто мы? И приходится им отвечать, что мы люди, не имеющие земли, а управляют нами греки и варяги (вриази).

А что же мы ответим детям нашим, когда они будут плевать нам в очи и будут правы?

Итак, дружина, соберемся под стяги наши и скажем: нам нечего есть, соберемся на поле и возьмем у греков наше и не будем брать то, что не съедим, ибо Матерь Сва поет над нами. Дадим стягам нашим развеваться по ветру и коням по степи скакать, вздымая пыль за нами! А врагам дадим вдохнуть ее!

В тот день была первая наша сеча и было у нас двести убитых за Русь. Вечная слава им! И приходили к нам люди, но не было вождей. Да придут они!»

Только что прочитанные фрагменты дают нам возможность оценить глубину воззрений предков. Три мира Правь, Явь, Навь. Они хорошо знакомы славянам. Правь это и есть тонкий мир. Тот самый небесный мир, из которого являются под разными именами боги. Это отец неба Сварог, Даждьбог, Перун, другие боги. Это великая богиня Птица Матерь Сва. Напомню ее другие имена: Рожанна, богиня кроманьонцев, Исида, Афродита, Багбарту, Анахита, Богородица, Дева Мария, Богиня Лебедь.

Изображение богини-птицы с мечом встречается среди новгородских древностей. Мы уже знаем, что именно Богородица помогала одерживать победы над врагами земли русской. Убедимся в этом еще раз:

«Так справим тризну славную по врагам! Налетим соколами на Корсунь, возьмем еды и добра и скота, но не будем полонить греков. Они нас считают злыми, а мы на Руси добрые, и не с нами тот, кто берет чужое, а говорит, что приносит добро. Не будем как они! Ибо есть один, который поведет наше войско, и для него мы постараемся трудиться и победим врагов до единого. Как соколы нападем на них и бросимся в битву жестокую, потому что Матерь Сва поет в небе о подвигах ратных! И оставим свои дома и пойдем на врагов, чтобы они узнали русские мечи, секущие воинство.

Не говори же, что у нас нет ничего другого, как идти вперед и обратно, не говори, что у нас нет зада, а есть лишь перед - но мы быстро ходим, а кто быстро идет, получает славу, а кто идет потихоньку, над тем вороны каркают (врание на не криашут) и куры смеются (курове кленчуть).

Мы не стадо, а чистые русы. И это иным в поучение, чтобы они знали, что Правь с нами и Нави мы не боимся, так как Навь над нами силы не имеет. Поэтому мы должны молить богов о помощи в трудах ратных наших и стараться, так как Матерь Сва бьет крыльями (бииащеть кроидлема) за труды ратные и славу воинов, которые испили воды живой от перуницы в ярой сечи.

И эта перуница летит к нам и дает рог, полный воды живой, Гордыне нашему, который разил мечом и сложил свою буйну голову.

Итак, для нас нет смерти, есть лишь жизнь вечная, и всегда брат о брате заботится.

А умирает - идет в луга Свароговы… Это никто иной как рус гордый, а не грек и не варяг, это словен роду славянского и он идет с песнопеньями матери воинов и Матери Свы в твои луга, великий Сварог. И Сварог говорит ему: иди, сын мой, к той красе вечной и там увидишь твоих дедов и матерей, и они порадуются и возвеселятся, увидав тебя. Много плакали до сего дня, а теперь им можно возрадоваться о твоей жизни вечной до конца концов.

И в красе этой нам является Навь и наши воины иные, чем греки, у нас и слава иная. Но вот придем в наш рай и увидим цветы красные, и деревья, и луга и будет сена вдоволь и хлеба с тех полей, и ячмень и просо соберем в закрома Сварговы, так как там богатства иные, не такие, как на земле, где прах, и болезни, и страдания.

Потекут мирные дни вечности.

Мы же встанем на его место и примем бой и когда падем со славою, пойдем туда, как и он. Ибо Матерь Сва бьет крылами по своим бокам, сама богиня сияет светом над нами, и каждое перо ее прекрасно - красное, синее, голубое, желтое, серебряное, золотое и белое.

Она сияет как солнце, а около нее идут сыны ее, ибо она сияет неземной красой, которая завещана нам от богов наших. И увидев ее, Перун гремит в ясном небе, и это нам честь.

Мы должны отдать свои силы, чтобы увидеть это. Отсечем старую жизнь подобно тому, как рассекают и рубят на дрова дома, оставленные огнищанами.

Матерь Сва бьет крылами, и мы идем под стяги наши, ибо эти стяги воинов».

В следующих строках речь идет о предках русов. Это далеко не единственное такое место в книге. Оно не полно отражает происходившее. В других местах книги можно прочесть иное; по крупицам собираются устные предания, зачастую разрозненные, соединяются в этом удивительном памятнике русской письменности.

«Там идет Перун, потрясая златой головой, и посылает молнии в синее небо. И оно от этого хмурится. И Матерь поет о своих трудах ратных. И мы должны ее слушать и желать жарких боев за Русь нашу и святыни (прасвнтоце) наши.

Матерь Сва сияет в облаках, как солнце (сунь), и возвещает нам победы. Но и гибели (згенбели) мы не боимся, так как есть жизнь вечная и мы должны знать, что по сравнению с вечным земное ничто. Мы на земле как искры, и исчезнем, как будто бы нас никогда не было здесь.

Слава отцов наших у Матери Свы останется до конца концов земных и иной жизни. Мы не боимся смерти, потому что мы потомки Даждьбога, нас породившего, смешавшего кровь скифов, антов, русов, борусинов и сурожцев - они стали дедами русов. С пением идем мы в синее небо Сварогово…

А дулебы оттеснены на Борусь. Мало осталось лиров, тех, кто называются ильмерцами. Они сели около озера. Тут венды ушли дальше, а ильмерцы остались там. Их осталось мало, и называли они себя полянами (поленше).

И бьет Матерь Сва крылами и поет песнь боевую, и эта птица не само солнце, но от нее все началось».

Многие строки этой книги возвращают нас к древнейшим воззрениям, к поэзии, к неповторимому мироощущению. Боги и великая богиня - не украшение страниц, написанных смертным, а сама жизнь, главная часть мира. Этого, конечно, уже не понимали во времена А. Н. Афанасьева и других представителей «мифологической школы», сводившей образы и роль богов до уровня метеорологических явлений. Трагическая черта последнего времени - предельная вульгаризация главных основ человеческого знания. Вернемся же снова к истокам, к мудрости и поэзии.

«И тут надо знать, что русский род собирается воедино… и так мы бьемся с врагами. Нет числа головам поверженных. И когда враги полегли - пусть звери хищные, их поедая, издыхают.

Текут реки великие по Руси и многие воды журчат песни стародавние.

А те болиары, что не боялись ходить в поля готов (до поль годе), и многие годы заботились о вольности русской - эти славяне ничего не берегли, даже жизни своей, так говорит о них Берегиня. И бьет крылами Матерь Сва и рассказывает эта птица о героях борусинских, которые пали от римлян около Дуная возле Троянова вала - те полегли без тризны. Быстрые ветры пляшут, о них рыдая осенью, и в студеные зимы голосят о них (гурлоихащеть об ань). А дикие голуби и пташки поют (жекошуть) о том, что погибли во славе они, но земли своей не оставили врагам. Мы сыны и потомки их и не дадим земли нашей ни варягам (врензем) ни грекам.

Вот заря красная идет к нам как благая жена и дает нам князя (малека), чтобы наша сила и крепость удвоилась. Ибо заря та вестница Солнца. Послушаем также конного вестника, который скачет к закату солнца, чей золотой челн направляется в ночь. И будет белый воз, влекомый смирными волами по степи синей, там, где солнце ляжет спать в ночь (во нешь). И опять, когда день придет к концу, другой скакун появится перед вечером - и так скажет солнцу, что возы и волы там ожидают его на млечном пути (млещене стезе), что пролила в степи заря, позванная Матерью Сва поспешить».

«Шли мы горами сирийскими…» Есть такая строка во «Влесовой книге». Я не был удивлен тому, что славяне или родственные им племена - выходцы из Сирии. Думаю, так только и мог автор этого фрагмента, вошедшего в книгу, обобщенно назвать земли к югу от Кавказа, откуда действительно вышли племена ванов, точнее, их восточная ветвь. Прошло много столетий. Новый редактор книги оставляет, по всей видимости, Сирию и сирийские названия, но не может понять урартийских и ассирийских - более ранних. Ведь ассирийская клинопись на стелах царей Урарту молчит, ее уже не понимают. История, по прихоти законов, снова становится - после долгой письменной традиции! - достоянием рассказчиков, жрецов, она обращается к устным источникам. Названия земель неизбежно осовремениваются: прежние забыты, не поняты, исключены из текстов, которые, однако, продолжают жить и после их записи еще столетия.

С проникновением в тайну Великой Свитьод, населенной не в последнюю очередь ванами-венедами, рисунок древней книги становится прозрачным. После ухода части венедов на запад Великая Свитьод остается жить в их памяти, даже когда они в союзе с асами достигают Скандинавии. Другое название этой земли (Лебедия) очень хорошо известно гуннам, которые вынуждены были оставить ее после битв со славянами.

Птица Матерь Сва, Богиня Лебедь дала имя этой земле.

Уверен, что древнюю книгу нужно поэтому назвать иначе. Беглое упоминание Влеса не дает оснований на прежнее (условное) название. Я буду именовать ее «Лебединой книгой», что полностью отражает место действия, главные события и роль великой богини.

Кий, Щек и Хорив известны нам из летописи. В «Лебединой книге» они упоминаются без сестры Лебеди. Это понятно: книга намного старше летописи, она отчетливо помнит и отличает великую богиню от смертных князей, вождей племен и не может назвать ее их сестрой. Конечно, в хронике христианского периода на Руси Богиня Лебедь могла выступать только под другим именем - христианским же.

Современный памятник основателям Киева Кию, Щеку, Хориву и Лыбеди любой приезжающий в город может увидеть над Днепром. У меня он вызвал неодолимое желание вызволить из забвения прошлое Лебедии, олицетворенной в образе сестры.

С исторической точки зрения Лыбедь-Лебедь в русской летописи воплощает в своем образе всю эту древнюю землю славян между Днепром и Доном. Слово «сестра» подчеркивает сродство языков, народов, племен, участвовавших в создании и становлении Киевской Руси.

В моих работах я называю Фракию, Малую Азию и некоторые районы Закавказья трояно-фракийским регионом. Он примерно соответствует государствам праевропейцев и славян периода хеттского владычества. Фракия всегда была близка к малоазийскому побережью своей культурой. Многие племена говорили на близких языках или на диалектах того же языка. Основав здесь государства во втором и первом тысячелетиях до нашей эры, этнос постепенно смещался на север, обтекая Понт (Черное море) с двух сторон, с востока и запада. Там, на севере, заложены новые города, вызваны к жизни старые обычаи, записано то, что помнили издревле. Так написана «Лебединая книга», восходящая к трояно-фракийскому региону; помнящая и о венедах и о фракийцах, два потока которых встретились примерно на рубежах Днестра и Днепра и основали города. Так сестра Лыбедь заключила союз с гремя летописными братьями.

Часть фракийцев и илирийцев (близких к фракийцам) ушла на север. У озера Ильмень можно отыскать следы иллирийской старины. Во Фракии было государство одрисов (одрюсов) - современник Рима. Были государства и в Иллирии. Они вели тяжелую борьбу с Римом. Славянский этнос переместился на север от Понта и там основал новую цивилизацию (Щербаков И. И. Века Трояновы. Сб. Дорогами тысячелетий. М., 1988, с. 60-116). Судьба троянофракийского региона после ухода оттуда славян известна. Персия и Византия еще держались, но потом не устояли под нажимом южных и восточных орд.

Оппоненты, не признающие подлинности книги, говорят о кругозоре ее автора, ограниченном Карпатами на западе и Волгой на востоке. Следовательно, говорят они, язык памятника относится к восточно-славянским языкам. И приступают к делу с этих позиций. Но тогда от Карпат до Волги было много языков и племенных диалектов. И в языке своем книга отражает целые эпохи. На каком же языке она написана? И почему там встречаются, например, полонизмы (аргумент против подлинности!)?

А на каком языке написана «Авеста»? Отвечу: сразу на двух. И почему в «Авесте» тоже найдутся полонизмы? Отвечу: с мерками сравнительно недавними (по отношению к периодам формирования памятника) подходить к этому нельзя.

Другие аргументы оппонентов: «невозможные формы», «отсутствие согласования», различное написание слов. Им просто неизвестно, что даже в очень коротких этрусских надписях найдется масса таких же различных написаний и «невозможностей». Да, письмо книги сохранило племенные предания и влияние разных диалектов. Если нет - оппонентам придется включить готов Приазовья в восточнославянский массив наряду с десятками иных племен. Еще аргумент: названия племен из книги можно найти в других источниках. Разве более убедительны фантастические названия племен? А вот как пишет главный оппонент о «постоянном персонаже»:

«Матыресва - постоянный персонаж книги, это, видимо, чудесная птица (или божество), которая воспевает победы русичей». Попадание пальцем в небо. Отвечу ему: Птица Матерь Сва - главная героиня книги, великая богиня, и корневое слово ее светлого имени осталось даже в современном исландском, невзирая на строгокомические предписания относительно «кругозора» от Карпат до Волги - и только, ни туда, ни сюда.

Да, в книге-сборнике должны быть темные места, ошибки старых и новых переписчиков-копиистов, «невозможности», как во всяком подлинном памятнике с очень сложной судьбой.

Образы «Лебединой книги» - достояние многих племен, населявших не только Лебедию. Эти образы запечатлевались на страницах ее столетиями и тысячелетиями, они стали живым наследием цивилизации трояно-фракийского региона и северной родины славян. Общая линия повествования соединяет события огромной протяженности во времени, начиная с древних ванов, киммерийцев и фракийцев, эпизодов борьбы с Римом (ромеями), с греками за причерноморские города, готами и гуннами, и кончая прелюдией к христианизации.

Не так ли «Слово о полку Игореве» помнит и тропу Троянову, и время Бусово? Сходство здесь объясняется традицией, давней и бесспорной. Внимательный историк и читатель найдут множество тому свидетельств, особенно в «Лебединой книге». Но и отличия двух памятников письменности друг от друга очень значительны, даже разительны. Это и от разницы отображеных эпох и от самого языка, образов, несравненно более древних в «Лебединой книге».

Напомню: только диалог с самой великой богиней позволил понять, осмыслить состоявшуюся находку реальной Лебедии (Великой Свитьод) и подыскать ключ к легендарным, казалось бы, именам, событиям и обычаям: Птица Матерь Сва - Богиня Лебедь - Лебедия - народные танцы вятичей с девой-лебедью.

Это неоценимый дар Богоматери.

Представления о мире и его структуре в «Лебединой книге» так глубоки, что вне всяких сомнений отражают божественную истину, откровение, которое было даровано славянам. Нет нужды убеждать в том, что истина эта исходит от самой великой богини. Люди могли распорядиться в силу свободы воли так или иначе дарами неба. Они выбирали свой путь. Разные потоки и явления жизни соединялись и враждовали друг с другом. Это и есть реальная история. Варианты воззрений объединялись или исключались взаимно. Поток времени подхватывал то, что выживало. Законы жизни и борьбы никто не отменял для нашего мира.

Об этом божественная «Лебединая книга».

Мы хотели открыть мир древних убеждений, который бы органично входил в русло наших дней, не растворяясь в нем и дополняя наши представления, сохраняя свое буквальное, а не переносное или аллегорическое значение. Это была скорее мечта, даже потаенная мечта.

И эта мечта исполнена в «Лебединой книге».

Над нашими головами как прежде, как тысячи лет назад сияет чарующий образ вечно юной Богини Лебеди.

«Лебединая книга» прямо отвечает на вопрос о Карпато-Фракийской Руси, о миграции русов на восток, на Днепр. В ней описаны битвы и столкновения С готами и гуннами, названы древние имена богов, говорится об антах, князьях незапамятных долетописных времен, о народном вече.

Из книги Чужой счет автора Бегларян Ашот

Затравленная птица При воспоминании об этом эпизоде у Арена слезы наворачиваются на глаза…Дело было на позициях. Стояла необычная для прифронтовой зоны тишина. На засыпающие холмистые окрестности опускались сумерки. Выставив дозор, ребята легли отдохнуть.Сквозь

Из книги Спецслужбы США автора Пыхалов Игорь Васильевич

SR-71 «Blackbird» («Черная птица») Стратегический самолет-разведчик, который, по замыслу его создателей, должен был прийти на смену U-2.Если главной защитой U-2 от ПВО вероятного противника являлась большая высота полета, то при создании SR-71 ставка была сделана на скорость полета

Из книги Русские идут! Заметки путешественника автора Подгородецкий Петр Иванович

Курица – не птица… Любой уважающий себя житель царской России тут же дополнил бы эту поговорку традиционным окончанием: «…а Польша – не заграница». Но последние лет девяносто наш (а теперь уже почти и не наш) западный сосед отходил от СССР, а потом и РФ, все дальше и

Из книги Верхом на бомбе [Судьба планеты Земля и ее обитателей] автора Никонов Александр Петрович

Глава 1. Как птица Феникс Начало этой книге было положено, когда четыре с половиной миллиарда лет тому назад где-то на окраине Млечного пути взорвалась очередная сверхновая звезда…Я так издалека начинаю, потому что большое видится на расстоянии. И если мы хотим понять,

Из книги Утиная правда 2005 (2) автора Галковский Дмитрий Евгеньевич

15.09.2005 Не та птица На берегах речки Русской в штате Калифорния широко раскинулась «Богемская роща» - угодья закрытого клуба для американской политической, интеллектуальной и финансовой элиты. Каждый год в период летнего солнцестояния сюда съезжаются экс-президенты США,

Из книги СобакаРу автора Москвина Татьяна Владимировна

Это такая птица: 1054 Не понимаю, – сетовал великий фантомный поэт Козьма Прутков, – почему судьбу называют индейкой, а не другой, более судьбу напоминающей птицей?» Гениально. Действительно, почему «судьба-индейка»? Отчего не гусь, не курица, не ворона, не дрофа и не аист?

Из книги Человек с рублём автора Ходорковский Михаил

ПТИЦА СЧАСТЬЯ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ Вопросы, вопросы, вопросы – отнюдь не риторические. Все возжаждали перемен, всем надоело жить воспоминаниями (дореволюционными) и обещаниями птицы счастья завтрашнего дня. Не будет ровным счетом НИ-ЧЕ-ГО, все начинания так и останутся

Из книги Литературная Газета 6267 (№ 12 2010) автора Литературная Газета

Птица ночного простора Литература Птица ночного простора ПОЭЗИЯ Николай ЗИНОВЬЕВ *** Как солнце зимнее

Из книги Мужчина – модель для сборки автора Ястребов Андрей Леонидович

Почему ты не птица Психотерапевтический этюдЧтобы понять, что с тобой происходит, нужно задать себе не самый завалящий вопрос. А лучше дюжину превосходных вопросов, скопом. И на все найти один ответ.Почему я не птица или, на худой конец, не Джей Ло?Чем я хуже птицы или Джей

Из книги Литературная Газета 6364 (№ 12 2012) автора Литературная Газета

Ночная птица Ночная птица Игорь ГАМАЮНОВ Рассказ Игорь Гамаюнов, журналист, писатель, автор романов "Майгун", "Остров гончих псов", повестей "Странники", "Ночной побег", "Окольцованные смертью", "Камни преткновения", "Однажды в России", "Мученики самообмана", "Свободная ладья"

Из книги Новая опричнина, или Модернизация по-русски автора Калашников Максим

«Завораживающая птица-тройка» Это – единственный обещающий нам будущее выбор. Это единственный НАШ сценарий. Правда, это сценарий добровольного смирения личных и групповых амбиций разнородных национальных и патриотических сил ради подконтрольного им будущего России.

Из книги Дом с привидениями автора Бушков Александр

2. Чем отличается птица Говорун? Манипулировать общественным мнением начали буквально с первых дней российской «независимости», выдавая за «революционную романтику» заранее задуманные и тщательно разработанные акции. Кое-кто, наверное, помнит, как в первый же

Из книги Литературная Газета 6389 (№ 42 2012) автора Литературная Газета

Сладкоголосая птица оперы Сладкоголосая птица оперы Рубен Амон. Пласидо Доминго: гений мировой сцены / Пер. с исп. А. Миролюбовой, А. Горбовой. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. - 352 с. + вклейка (16 с.). - 3000 экз. Тенор этого прославленного артиста называют страстным и

Из книги Сочи 2014. Олимпиада 2014: сенсационное расследование. Что происходит на самом деле?! автора

Как выглядит русская жар-птица? Первым к образу жар-птицы из спортивных чиновников обратился по весне 2012-го тогдашний глава РФС Сергей Фурсенко. Спешно выбирал символ для российской футбольной сборной, отправляющейся на чемпионат Европы в Польшу. Конечно, все осознают,

Из книги Испания. Фиеста, сиеста и манифесто! автора Казенкова Анастасия

Птица счастья завтрашнего дня Ежегодно 22 декабря, незадолго до Рождества, в Испании проходит главный розыгрыш национальной лотереи El Gordo - «Толстяк». В 2011 году джекпот составил более 700 миллионов евро. Один из жителей небольшой деревушки Граньен в провинции Уэска смотрел

Из книги Газета Завтра 41 (1090 2014) автора Завтра Газета

Жар-птица и золотой телец Александр Проханов 9 октября 2014 30 Политика Общество Принято считать, что Америка - страна здравого смысла, пример предприимчивости, кладезь научного рационального сознания. Неверно думать, что Америка - страна инженеров и учёных,

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...