Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Расовые законы третьего рейха. Законодательство фашисткой германии

Нюрнбергские расовые законы (нем. Nürnberger Rassengesetze ) - два расистских (в первую очередь антиеврейских) законодательных акта («основные законы») - «Закон о гражданине Рейха » (нем. Reichsbürgergesetz ) и «Закон об охране германской крови и германской чести » (нем. Gesetz zum Schutze des deutschen Blutes und der deutschen Ehre ), провозглашённые по инициативе Адольфа Гитлера 15 сентября 1935 года на съезде Национал-социалистической партии в Нюрнберге в соответствии с тайной программой () и единогласно принятые сессией рейхстага , специально созванной в Нюрнберге по случаю съезда партии .

Описание законов

Самое пристальное внимание при создании и исполнении этих законов уделялось евреям. Так, «Закон об охране германской крови и германской чести» среди ряда запретов запрещал как «осквернение расы» брак и внебрачное сожительство между евреями и «гражданами германской или родственной ей крови», наём евреями домашней прислуги из женщин «германской или родственной ей крови» моложе 45 лет, а также вывешивание евреями национального или имперского флага и использование тканей сходной расцветки. Нарушение закона влекло уголовное преследование. Следует заметить, что право евреев на ношение национальной одежды было под охраной государства (например пункт 4.2 Закона о защите немецкой крови и немецкой чести), и не декларировалось отдельно для других национальностей.

Закон о защите немецкой крови и немецкой чести

«Движимый пониманием того, что чистота немецкой крови является непременным условием дальнейшего существования немецкого народа, воодушевленный непоколебимой решимостью гарантировать существование немецкой нации на все времена, рейхстаг единогласно принял следующий Закон, который настоящим доводится до сведения населения»

1.1 Брачные союзы между евреями и подданными немецкой или родственной ей крови запрещены. Браки, заключенные вопреки закону, недействительны, даже если они зарегистрированы за границей с целью обойти закон.

1.2 Предъявлять иск о признании недействительным уже заключенного брака может только прокурор.

2. Внебрачные связи между евреями и подданными немецкой или родственной ей крови запрещены.

3. Евреям не разрешается нанимать домашнюю прислугу женского пола немецкой или родственной ей крови из числа подданных моложе 45 лет.

4.1 Евреям воспрещается поднимать флаги Рейха и земель и пользоваться цветами государственного флага.

4.2 Им разрешается пользоваться цветами еврейской символики, и это их право находится под защитой государства.

5.1 Нарушение запрета, обозначенного в п.1, карается каторжным заключением .

5.2. Нарушение запрета, обозначенного в п.2, будет наказано карается каторжным или тюремным заключением .

5.3. Нарушение запрета, обозначенного в пп. 3 и 4, влечет за собой тюремное заключение сроком до одного года и денежный штраф или одно из этих наказаний.

6. Рейхсминистр внутренних дел по согласованию с заместителем фюрера и рейхсминистром юстиции издает необходимые правовые и административные распоряжения по проведению в жизнь и дополнению данного Закона.

6. Закон вступает в силу на следующий день после его обнародования, а § 3 – лишь с 1 января 1936 г.

Определение понятия еврей

Так как в Нюрнбергских законах не определялось понятие «еврей», постановлением от 14 ноября того же 1935 г. была принята поправка к Закону о гражданстве Рейха:

4. (1) Еврей не может быть гражданином рейха. Он не имеет права голоса по политическим вопросам; ему запрещено занимать публичную должность. (…)
(1) Чиновники-евреи после 31 декабря 1935 г. уходят в отставку. (…)
5.

(1) Евреем является тот, кто в третьем поколении происходит как минимум от трех чистокровных евреев – бабушек или дедушек.
(2) Лицом с примесью еврейской крови ("полукровкой") считается тот, кто в третьем поколении происходит от одного или двух чистокровных евреев – бабушек или дедушек:

а) тот, кто при издании Закона принадлежал к еврейской религиозной общине или был принят в нее позже; б) тот, кто при издании Закона был в браке с евреем или вступил в брак с евреем позже; в) тот, кто рожден от брака с евреем в смысле абзаца 1, который был заключен после вступления в силу Закона о защите немецкой крови и немецкой чести от 15 сентября 1935 г.; г) тот, кто рожден от внебрачной связи с евреем в смысле абзаца 1 и появится на свет незаконнорожденным после 31 июля 1936 г.

Тем самым были установлены категории евреев и «лиц с примесью еврейской крови», введено понятие «неариец». Это постановление заменило так называемый «арийский параграф» (апрель г.) действовавшего ранее антиеврейского законодательства. Согласно этой директиве, евреями считались только те, кто имел, как минимум, троих еврейских дедушек-бабушек. «Половинки» считались евреями только в том случае, если исповедовали иудаизм или сами вступили в брак с евреем, то есть сделали сознательный шаг в сторону еврейского народа. «Четвертинки» же евреями не считались. Они подвергались ограничениям, но сохраняли полноценное гражданство.

Значение и действие

Ужесточение законов на Ванзейской конференции

Впоследствии правила в отношении полукровок (нем. Mischlinge ) были ужесточены. В протоколе Ванзейской конференции записано:

«к этим полукровкам 1-й степени существует особое отношение со стороны высших инстанций партии и государства. Каждый подобный случай должен проверяться индивидуально, и решение должно быть максимально неблагоприятным для полукровки. Предварительным условием, учитываемым при получении ими особого разрешения, будут всегда заслуги самого полукровки - не заслуги его родителей или супруга германской крови»

В некоторых случаях (имеющие «неполноценный внешний вид с расовой точки зрения ») в евреи даже зачислялись полукровки 2-й степени («четвертинки»). Но все эти случаи решались индивидуально, а Нюрнбергские законы изменены не были.


Нюрнбергские, они же расовые законы (нем. Reichsbürgergesetz) - два закона, "Закон о гражданстве Рейха" (нем. Reichsbürgergesetz) и "Закон по защите германской крови и германской чести" (нем. Gesetz zum Schutze des deutschen Blutes und der deutschen Ehre), провозглашенные в Нюрнберге на VII съезде НСДАП и единогласно принятые 15 сентября 1935 г. сессией рейхстага.

ЗАКОН O ГРАЖДАНСТВЕ РЕЙХА от 15 сентября 1935 года
Рейхстаг единогласно принял закон, который в соответствии с этим публикуется:
§ 1
(1) Гражданином Германии считается тот, кто входит в Союз защиты германского рейха и берет перед ним на себя особые обязательства.
(2) Гражданство приобретается согласно предписаниям закона o германском гражданстве и гражданстве рейха.
§ 2
(1) Гражданином рейха является только гражданин, имеющий германскую или родственную ей кровь, который своим поведением доказывает, что он готов и может верой служить германскому народу и рейху.
(2) Право считать себя гражданином рейха дает удостоверение o принятии в гражданство.
(3) Гражданин рейха является единственным носителем всех политических прав, определяемых законом.
§ 3
Рейхсминистр внутренних дел издает по согласованию с заместителем фюрера правовые и административные предписания, необходимые для исполнения и дополнения закона.
Нюрнберг, 15 сентября 1935 г.

Фюрер и рехсканцлер Адольф Гитлер

ЗАКОН ПО ЗАЩИТЕ ГЕРМАНСКОЙ КРОВИ И ГЕРМАНСКОЙ ЧЕСТИ
от 15 сентября 1935 года
Преисполненный сознанием того, что чистота германской крови является предпосылкой для дальнейшего существования германского народа, и воодушевленный несгибаемой волей сохранить германскую нацию для будущего, рейхстаг единогласно принял следующий закон, который соответственно этому публикуется:
§ 1
(1) Заключение браков между евреями и гражданами немецкой или родственной ей крови запрещены. Заключенные вопреки этому браки являются недействительными, даже если они в обход закона заключены за рубежом.
(2) Иск o признании брака недействительным может возбудить только прокурор.
§ 2
Внебрачная связь между евреем и гражданкой немецкой или родственной ей крови запрещена.
§ 3
Евреи не имеют права использовать граждан немецкой или родственной ей крови на работе в своем домашнем хозяйстве.
§ 4
(1) Евреям запрещено поднимать государственный и национальный флаг и демонстрировать цвета рейха.
(2) Напротив, демонстрация еврейских цветов им разрешена. Пользование этим правом защищается государством.
§ 5
(1) Tot, kto нарушает запрет § 1, наказывается заключением в каторжную тюрьму.
(2) Человек, который нарушает запрет § 2, наказывается тюремным заключением или заключением в каторжную тюрьму.
(3) Tot, kto нарушает предписания § 3 и § 4, наказывается тюремным заключением сроком до одного года и денежным штрафом или одним из этих видов наказания.
§ 6
Рейхсминистр внутренних дел издает по согласованию с заместителем фюрера и рейхсминистром юстиции правовые и административные предписания, необходимые для исполнения и дополнения закона.
Закон вступает в силу после публикации, § 3, однако только 1 января 1936 года.
Нюрнберг, 15 сентября 1935 г.
на государственном партийном съезде свободы.

Рейхсминистр внутренних дел Фрик
Рейхсминистр юстиции д -р Гюртнер
Заместитель фюрера Р. Гесс Рейхсминистр без портфеля

В развитие этих законов были приняты различные распоряжения и толкования, последнее было принято в 1943 г. Всего было принято, кажется, двенадцать распоряжений, однако я, пока что, нашел только первые распоряжения к Закону о гражданстве и Закону о защите германской крови и германсокй чести от 14 ноября 1935 г. и Толкование §4 абзаца абзаца 1 Закона о защите германской крови и германской чести от 7 декабря 1936 г., и обзорные таблицы по этим законам.

ПЕРВОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ К ЗАКОНУ O ГРАЖДАНСТВЕ РЕЙХА от 14 ноября 1935 года
Ha основании § 3 закона o гражданстве рейха от 15 сентября 1935 года (Листок государственных законов I с. 1146) переписывается следующее:
§ 1
(1) До издания других предписаний, касающихся удостоверения o принятии в гражданство, гражданами рейха временно считаются подданные государства германской или родственной ей крови, которые при вступлении в силу закона o гражданстве рейха обладали правом голоса на выборах в рейхстаг, или которым рейхсминистр внутренних дел по согласованию с заместителем фюрера предоставляет временное гражданство рейха.
(2) Рейхсминистр внутренних дел может по согласованию с заместителем фюрера лишить гражданства.
§ 2
(1) Предписания § 1 касаются также подданных государства с примесью еврейской крови.
(2) Лицом с примесью еврейской крови считается тот, кто происходит от одного или двух бабушек и дедушек еврейской расы, если оно не считается евреем согласно § 5 абзаца 2. Полными евреями однозначно считаются бабушка и дедушка, если они принадлежат к еврейской религиозной общине.
§ 3
Только гражданин рейха как носитель всех политических прав имеет право голосовать по политическим вопросам и занимать общественную должность. Рейхсминистр внутренних дел или уполномоченная им инстанция могут сделать исключение в отношении допуска к общественным должностям только в переходный период. Вопросы религиозных общин не затрагиваются.
(1) Еврей не может быть гражданином рейха. Он не имеет права голоса по политическим вопросам; он не имеет права занимать общественную должность.
(2) Служащие евреи после 31 декабря 1935 года уходят в отставку. Если эти служащие сражались во время мировой войны на фронте за германский рейх или за ero союзников, они сохраняют до достижения возрастной границы в качестве пенсии полностью свои последние оклады, учитываемые при начислении пенсии; но они не поднимаются по служебной лестнице. По достижении возрастной границы их пен-сия заново пересчитывается в соответствии с последними окладами, учитываемыми при начислении пенсии.
(3) Вопросы религиозных общин не затрагиваются.
(4) Служебные отношения учителей общественных еврейских школ остаются незатронутыми до нового урегулирования вопроса o еврейских школах.
§ 5
(1) Еврей - это тот, кто происходит по крайней мере от трех бабушек и дедушек, полностью принадлежащих к еврейской pace. Применяется § 2 абзац 2 предложение 2.
(2) Евреем считается также гражданин с примесью еврейской крови, который произошел от двух бабушек или дедушек, относящихся полностью к еврейской pace:
a) тот, кто при издании закона принадлежал к еврейской религиозной общине или был принят в нее позже;
b) тот, кто при издании закона был в браке с евреем или вступил в брак с евреем позже;
c) тот, кто рожден от брака с евреем в плане абзаца 1, который был заключен после вступления в силу закона o защите германской крови и германской чести от 15 сентября 1935 года (Листок государственных законов I с. 1146);
d) тот, кто рожден от внебрачной связи с евреем в плане абзаца 1 и после 31 июля 1936 года.
§ 6
(1) Если в государственных законах или распоряжениях Национал-социалистической немецкой рабочей партии и ее подразделений ставятся требования к чистоте крови, которые выходят за рамки § 5, они остаются незатронутыми.
(2) Другие требования к чистоте крови, которые выходят за рамки § 5, могут быть поставлены только с согласия рейхсминистра внутренних дел и заместителя фюрера. Если требования такого рода уже существуют, они отменяются 1 января 1936 года, если не были допущены рейхсминистром внутренних дел по согласованию с заместителем фюрера. Заявление o допуске следует подавать рейхсминистру внутренних дел.
§ 7
Фюрер и рейхсканцлер может дать освобождение от предписаний распоряжения по исполнению.
Берлин, 14 ноября 1935 г.
Фюрер и рейхсканцлер Адольф Гитлер
Рейхсминистр внутренних дел Фрик
Заместитель фюрера Р. Гесс
Рейхсминистр без портфеля
(Листок государственных законов I с. 1333 № 125 от 14 ноября 1935 года).

ПЕРВОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ЗАКОНА ПО ЗАЩИТЕ ГЕРМАНСКОЙ КРОВИ И ГЕРМАНСКОЙ ЧЕСТИ
от 14 ноября 1935 года
Ha основании § 6 закона o защите германской крови и германской чести от 15 сентября 1935 года (Листок государственных законов I с. 1146) предписывается следующее:
§ 1
(1) Подданными государства являются немецкие граждане в рамках закона o гражданстве рейха.
(2) Тех, кто имеет примесь еврейской крови, определяет § 2 абзац 2 первого распоряжения от 14 ноября 1935 года к закону o гражданстве рейха (Листок государственных законов I с. 1333).
(3) Тех, кто является евреем, определяет § 5 этого же распоряжения.
§ 2
К запрещенным, согласно § 1 закона, бракам относится также заключение браков между евреями и лицами с примесью еврейской крови, являющимися подданными государства.
§ 3
(1) Подданным государства с примесью еврейской крови, имеющим двух бабушек или дедушек еврейской национальности, требуется для заключения брака с гражданами германской или родственной ей крови или с гражданами с примесью еврейской крови, y которых только один дедушка или бабушка являются евреями, согласие рейхсминистра внутренних дел и заместителя фюрера или же установленных ими инстанций.
(2) При вынесении решения следует, в частности, учитывать физические и психические особенности и свойства характера просителя, время постоянного проживания ero семьи в Германии, ero участие или участие ero отца в мировой войне и другие моменты истории ero семьи.
(3) Заявление на разрешение следует подавать в вышестоящую административную инстанцию в районе проживания или пребывания просителя.
(4) Процесс регулирует рейхсминистр внутренних дел по согласованию с заместителем фюрера.
§ 4
He разрешается заключать брак между гражданами государства с примесью еврейской крови, которые имеют только одного дедушку или бабушку еврейской национальности.
§ 5
Препятствия к заключению брака из-за примеси еврейской крови исчерпывающе отрегулированы при помощи § 1 закона и §§ 2-4 данного распоряжения.
§ 6
Брак также не может быть заключен, если в результате него можно ожидать потомства, угрожающего сохранению чистоты немецкой крови.
§ 7
Перед заключением брака жених и невеста должны при помощи свидетельства o возможности заключения брака (§ 2 закона o здоровом браке от 18 октября 1935 года - Листок государственных законов I с. 1246) доказать, что препятствий для заключения брака в рамках § 6 данного распоряжения нет. Если в выдаче свидетельства o возможности вступления в брак отказано, то допускается только подача жалобы в службу надзора.
§ 8
(1) Признание недействительным брака, заключенного вопреки § 1 закона или § 2 данного распоряжения, может иметь место только в результате подачи иска o признании брака недействительным.
(2) Для браков, заключенных вопреки §§ 3, 4 и 6, последствия § 1 и § 5 абзаца 1 места не имеют.
§ 9
Если один из вступающих в брак является подданным иностранного государства, то перед отказом по заявлению в связи с одним из препятствий к заключению брака, указанных в § 1 закона или в §§ 2-4 данного распоряжения, a также перед отказом в выдаче свидетельства o возможности заключения брака в случаях § 6, следует получить решение государственного министра внутренних дел.
§ 10
Брак, заключенный в германском консульстве, считается заключенным в своей стране.
§ 11
Под внебрачной связью в рамках § 2 закона понимается только половая связь. Наказуемой согласно § 5 абзаца 2 закона является также внебрачная связь между евреями и гражданами с примесыо еврейской крови, которые имеют только одного дедушку или бабушку еврейской национальности.
§ 12
(1) Хозяйство является еврейским (§ 3 закона), если муж (еврей) является главой семьи или ее членом.
(2) Занятым в домашнем хозяйстве считается тот, кто в рамках отношений трудового договора принят в семью, или тот, кто ежедневно занят работой в домашнем хозяйстве или другой ежедневной работой, связанной с домашним хозяйством.
(3) Граждане государства женского пола и немецкой или родственной ей крови, которые при издании закона работали в еврейском домашнем хозяйстве, могут оставаться в этом домашнем хозяйстве в прежних трудовых отношениях, если они до 31 декабря 1935 года достигли 35 лет.
(4) Подданные иностранного государства, не имеющие в стране ни местожительства, ни продолжительного пребывания, под данное предписание не подпадают.
§ 13
Toт, кто нарушает запрет § 3 закона в сочетании с § 12 данного распоряжения, подлежит наказанию, согласно § 5 абзаца 3, даже если он нееврей.
§ 14
По преступлению против § 5 абзацев 1 и 2 закона в качестве первой инстанции компетентна судебная коллегия ландсгерихта по рассмотрению уголовных дел.
§ 15
Насколько предписания закона и распоряжения no ero исполнению относятся к германским подданным, они относятся также к лицам без гражданства, проживающим или длительно пребывающим в стране. Лица без гражданства, проживающие или длительно пребывающие за границей, подпадают под действие этих предписаний только в том случае, если они раньше имели германское гражданство.
§ 16
(1) Фюрер и рейхсканцлер может дать освобождение от предписаний закона и распоряжений no ero исполнению.
(2) Уголовное преследование подданного иностранного государства требует согласия рейхсминистров юстиции и внутренних дел.
§ 17
Распоряжение вступает в силу на следующий день после публикации. Время вступления в силу § 7 определяет рейхсминистр внутренних дел; до этого дня свидетельство o возможности заключения брака следует зачитывать только в сомнительных случаях.
Берлин, 14 ноября 1935 г.
Фюрер и рейхсканцлер Адольф Гитлер
Рейхсминистр внутренних дел Фрик
Заместитель фюрера Рейхсминистр без портфеля Р. Гесс
Рейхсминистр юстиции д-р Гюртнер
(Листок государственных законов I с. 1333 § 125 от 14 ноября 1935 года).

ТОЛКОВАНИЕ § 4 АБЗАЦА 1 ЗАКОНА O ЗАЩИТЕ ГЕРМАНСКОЙ КРОВИ И ГЕРМАНСКОЙ ЧЕСТИ
Циркуляр государственного и прусского министерства юстиции (RdErl. d. RuPrMdJ) от 7.12.1936 r. - IB2.13700/5017 постановления военного министерства (MB) с. 1631.
Предписание § 4 абзаца 1 закона o защите крови* дает повод для сомнения, имеет ли право имеющий германскую кровь муж, живущий в смешанном немецко-еврейском браке, при вывешивании флагов на зданиях и квартирах поднимать государственный национальный флаг или демонстрировать цвета рейха. Поэтому, согласно § 6 закона o защите крови предписываю по согласованию с заместителем фюрера и рейхсминистром юстиции (RJM), что вывешивать государственный и национальный флаг на зданиях и квартирах и демонстрировать государственные цвета запрещена также мужу, имеющему германскую кровь. Этот запрет действует во всех случаях, когда общее хозяйство с чистокровными немцами ведут евреи.

ПОЯСНЕНИЯ К ГРАФИЧЕСКИМ ТАБЛИЦАМ асессор Ганс-Иоахим Лемме

Закон делает различия между евреями, метисами и лицами с германской кровью. Отличительным признаком принадлежности к одной из этих групп является национальная принадлежность бабушек и дедушек.
Евреями считаются те, кто среди своих бабушек и дедушек имеет трех или четырех чистых евреев.
Метисами считаются те, кто среди своих бабушек и дедушек имеет двух или одного чистого еврея. При этом метисом первой степени считается тот, кто имеет двух бабушек или дедушек еврейской национальности, метисом только второй степени - тот, кто имеет одного дедушку или бабушку еврейской национальности.
Потому лицом германской крови считается только тот, кто среди своих четырех бабушек и дедушек не имеет ни одного еврея.
Решающим фактором для принадлежности к еврейской национальности является, естественно, не вероисповедание, a национальная принадлежность. Следовательно, один представитель бабушек и дедушек будет евреем и в том случае, если он исповедует христианскую религию или не исповедует вообще никакой религии. Правда, если один из представителей бабушек и дедушек входит в еврейскую религиозную общину, он, безусловно, считается чистым евреем. Внутренние основания для этого заключаются в том, что хотя во времена бабушек и дедушек нынешнего поколения и были случаи выхода евреев из еврейской религиозной общины, случаев перехода в еврейскую религиозную общину членов нееврейской религиозной общины не было никогда. Еврейская религиозная община состояла всегда только из представителей народного сообщества еврейской крови.
Tot, кого следует считать лицом крови, родственной германской, видно из высказываний рейхсминистра внутренних дел. Это те, кто относятся к расам, сформированным европейскими народами или метисы этих pac.
Различные возможности заключения браков рассматриваются подробно ниже. При этом следует указать на то, что здесь рассматриваются только предпосылки, предусмотренные законом, касающимся крови, и не учитывается закон o здоровом браке. При каждом планируемом браке партнеры обязаны проверить, нет ли повода задуматься o своем здоровье в плане закона o здоровом браке.

Таблица 1:
Лица германской и родственной ей крови могут вступатъ между собой в брак без всяких условий (случай 1). Дети от такого брака, безусловно, относятся к народному сообществу с германской кровью.
Лицо германской крови может также свободно вступить в брак с метисом второй степени (случай 2). Рождающиеся от этого брака дети также относятся к сообществу народов с германской кровью. Еврейская часть крови y такого ребенка настолько мала, что ею можно пренебречь, она практически не играет роли, и поэтому причисление ребенка к народному сообществу с германской кровью сомнений не вызывает.
У лица германской крови и метиса первой степени дела, однако, обстоят иначе (случай 3). Здесь еврейской крови значительно больше, чем в случае 2. Поэтому в этом случае многое зависит от разрешения, можно ли допустить смешение чистой германской крови с кровью метиса. Разрешение же зависит от того, как долго семья метиса живет в Германии и в каких отношениях она находится с германским народом, в частности, принимала ли она участие в военной службе или принимала ли активное участие в делах на пользу германского народа. Будут ли дети от брака, зависящего от разрешения, считаться метисами, немцами или евреями, будет решаться в каждом конкретном случае.
Брак между немцем и евреем, конечно, воспрещается (случай 4, 5). Такой брак считается недействительным, если он был заключен, не смотря на запрет.

Таблица 2:
Для метиса второй степени и лица германской крови возможность заключения брака, безусловно, открыта (случай 1). Это уже отражено в таблице 1 как случай 2.
Однако брак метисов второй степени между собой запрещен (случай 2). Незначительное количество примеси еврейской крови, полученной от родителей, y детей увеличится, и могут появиться новые метисы. Растворение метисов второй степени в германском народе затянется.
Брак между метисами второй степени и метисами первой степени разрешен (случай 3). Ho он зависит от получения согласия. Для получения согласия необходимы те же критерии, что и для получения разрешения на брак между лицами германской крови и метисами первой степени (см. таблицу 1, случай 3).
Заключение брака между метисами второй степени и евреями запрещено (случай 4, 5).

Таблица 3:
Для метисов первой степени разрешаются браки только между собой и с евреями (случай 3, 4, 5).
Браки между метисами первой степени и лицами германской крови допускаются только с разрешения (случай 1).
To же касается браков между метисами первой и второй степени (случай 2).
Браки метисов первой степени между собой могли быть разрешены без условий, так как согласно опыту от таких браков редко рождаются дети, так что опасность появления метисов незначительна. Заключая брак с лицом еврейской национальности (случай 4, 5), метис первой степени, примеси еврейской крови y которого довольно много, причисляет себя к еврейскому народу. Дети от такого брака, безусловно, считаются евреями. Причисление ero к еврейскому народу в отличие от метиса только второй степени ему не запрещается именно потому, что примеси еврейской крови y него сравнительно много.

Таблица 4:
Для метисов второй степени предусмотрен целый ряд особых случаев, которые находят внутреннее объяснение именно для причисления к евреям. Такой метис обязательно считается евреем в том случае, если он входит в еврейскую религиозную общину или если он состоит в браке с лицом еврейской национальности. Такому считающемуся евреем метису заключение брака с евреями и метисами первой степени разрешено. Дети от такой связи считаются евреями. Евреями считаются далее метисы, рожденные от брака с евреем, заключенного после 17.09.1935 года. При уже существующих браках ребенок остается метисом. Соответственно метис, рожденный от внебрачной связи с евреем после 31.01.1936 года, считается евреем.

Таблицы 5 и 6:
Для евреев существует, наконец, только возможность заключения браков между собой или с метисами первой степени. Во всех этих случаях дети считаются евреями.

(все рисунки кликабельны)

Гестапо. Террор без границ Бем Юрий

Глава 2 «Нюрнбергские законы»

«Нюрнбергские законы»

Евреи в Германии все больше и больше подвергались усиленному давлению. Посредством различных предписаний они лишались ряда прав. Был принят «Закон о запрете для евреев занимать определенные профессии». Так были дисквалифицированы «неарийские» нотариусы, врачи и стоматологи и сильно ограничена деятельность адвокатов. Уже в сентябре 1933 года евреев почти вытеснили из области культуры, где их пребывание стало возможным только в узких границах. Таким же скандальным мероприятием, как систематические запреты работать по специальности, была так называемая «ариизация», когда владения евреев передавались «арийцам». Сначала отбирались маленькие предприятия, владельцы которых принадлежали к среднему слою населения. 100 000 таких предприятий передали «в собственность арийцам». К 1938 году было «ариизировано» 60 процентов всей еврейской собственности. Министр пропаганды Геббельс гарантировал этим акциям полный успех, считая, что они открывают путь к безграничной антисемитской политике.

Если в 1934 году страну покинуло не так много евреев, то в марте и апреле следующего года их число значительно увеличилось. В последующее время начался непрерывный антисемитский бум и все чаще с явным превышением власти. Тогда министр внутренних дел Фрик законодательным путем отменил для евреев целый ряд значительных имперских прав.

Антисемитские законы были нацелены не только на вытеснение евреев из экономики, но и на проведение политики «чистоты расы». Половые сношения между евреями и арийцами стали преследоваться по закону. Была развязана мощная пропагандистская антисемитская кампания. Статьи в реакционной газете «Штюрмер», направленные против евреев, привели к тому, что дело постоянно доходило до погромов.

Террор коричневых ударных отрядов свирепствовал повсюду с неослабевающей силой.

Принятие антисемитских законов в Германии проходило особенно интенсивно в период с апреля по октябрь 1933 года, после чего наступило некоторое затишье. Сравнительная неустойчивость нового режима, трения между СА и армией, экономические трудности, а также естественное угасание «революционной восторженности», характерной для первых месяцев после победы, - все это тормозило законодательную деятельность. В течение 1934 года нацисты, и особенно Гитлер, пытались разными способами укрепить режим, и еврейская проблема на этом этапе перестала быть первостепенной, разумеется, в плане тактическом, а не принципиально-идеологическом.

Кроме того, Министерство экономики и некоторые немецкие функционеры были озабочены таким положением дел, так как все эти антисемитские выходки отрицательно сказывались на экономике Германии. Министр экономики Ялмар Шахт предложил министру внутренних дел Вильгельму Фрику, несмотря на ограничение еврейской активности в экономической сфере, все-таки установить контроль над разнузданным террором. «Еврейский вопрос», по его мнению, должен был решаться не столь явным путем, а на известной легальной основе. И к концу августа 1934 года антисемитский шабаш начал понемногу стихать, поскольку Фрик ослабил давление на евреев.

Кое-какие сферы общественной жизни Германии еще оставались доступными для евреев. Их продолжали считать рядовыми гражданами Германии.

Однако в 1935 году положение кардинально изменилось. Создание гестапо, где Гиммлер и Гейдрих настойчиво проводили свою расовую политику и всячески поощряли антисемитизм, послужило основой для возникновения новых форм деятельности против евреев.

Инициаторами стали местные партийные организации: например, Гитлерюгенд «земли» Бавария самостоятельно организовывал антисемитские акции. Весной и летом 1935 года прошли аресты евреев по делу об «осквернении расы», обвиненных в интимных связях с арийскими женщинами, которые завершились погромом на берлинской площади Курфюрстендам 15 июля 1935 года. У гестапо проснулось чувство необходимости «показать себя в действии».

Выражением нового наступления на евреев стали так называемые «Нюрнбергские законы»: два законодательных акта, содержавших положения о гражданстве рейха и определявших статус евреев в Германии. Законы были приняты рейхстагом 15 сентября 1935 года и подписаны Гитлером на партийном съезде в Нюрнберге. Их подготовили в чрезвычайной спешке - в течение двух дней.

Итак, «преисполненный сознанием того, что чистота германской крови является предпосылкой для дальнейшего существования германского народа, и воодушевленный несгибаемой волей сохранить германскую нацию для будущего рейхстаг единогласно принял два следующих закона:

I. ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ГЕРМАНСКОЙ КРОВИ И ГЕРМАНСКОЙ ЧЕСТИ 1(1). Заключение браков между евреями и гражданами германской или родственной ей крови запрещено. Заключенные вопреки этому браки являются недействительными, даже если они в обход закона заключены за рубежом. (2). Отмена уже заключенного брака может произойти лишь по требованию прокурора. 2. Интимные отношения между евреями и подданными государства немецкой или близкой ей крови не разрешаются. 3. Евреи не имеют права нанимать прислугу из подданных государства немецкой или близкой ей крови моложе 45 лет. 4.1. Евреям воспрещается прикасаться к флагам рейха и «земель» и использовать цветовую гамму государственного флага. 4.2. Евреи могут использовать цвета своей символики, и это их право находится под защитой государства. 5.1. Нарушение запрета, обозначенного в параграфе 1, карается тюремным заключением. 5.2. Нарушение запрета, обозначенного в параграфе 2, карается арестом или тюремным заключением. 5.3. Нарушение запрета, обозначенного в параграфах 3 и 4, влечет за собой тюремное заключение сроком до одного года и денежный штраф или одно из этих наказаний. 6. Министр внутренних дел по согласованию с заместителем фюрера и министром юстиции обязан разработать инструкции по проведению в жизнь этого закона. 7. Закон вступает в силу со дня его принятия, а п.3 - с 1 января 1936 года. А.Гитлер. В.Фрик, Ф.Гюртнер, Р.Гесс.

II. ЗАКОН О ГРАЖДАНСТВЕ РЕЙХА 1 (1). Подданным государства является всякий находящийся под сенью Германского рейха и потому особенно обязанный его покровительству. (2). Подданство рейха даруется согласно указаниям Закона о подданстве рейха и государства. 2 (1). Гражданином рейха является лишь подданный государства немецкой или близкой ей крови, доказавший своим поведением, что он готов и достоин верно служить немецкому народу и рейху. (2). Право гражданства даруется путем выдачи свидетельства о гражданстве рейха. (3). Только гражданин рейха обладает всеми политическими правами в соответствии с Законом. 3. Министр внутренних дел по согласованию с фюрером издает административные инструкции по проведению в жизнь и исполнению данного закона. А.Гитлер, В.Фрик».

Анализ текста этих законов показывает, что главный смысл, который вкладывали в них авторы, заключался в усилении гонений против евреев. Кое-что из того, что теперь было юридически узаконено, уже осуществлялось на практике. До принятия «Закона о гражданстве рейха» евреи формально еще считались гражданами рейха, но фактически их положение было настолько бесправным, что объявление их, согласно Закону, не гражданами, а лишь подданными, не стало неожиданностью для евреев. Политическими правами они не обладали и до сентября 1935 года, так как были изгнаны со всех общественных постов предыдущими законодательными актами. То же относилось и к параграфу о запрете смешанных браков. Браки в Германии были гражданскими, совершались с согласия муниципалитетов, и решения о смешанных браках выдавались властями в исключительных случаях. К примеру, уже в октябре 1933 года мэр Майнца распорядился сообщать ему лично о каждом факте бракосочетания между арийцами и евреями. Эти сведения передавались из мэрии в местное отделение национал-социалистской партии, и уже оттуда чиновники обращались к арийскому жениху или невесте, разъясняя им, какое влияние на личную жизнь может оказать такой брак.

Что касается экономического положения евреев, то в сравнении с дискриминационными законами 1933 - 1935 годов, получившими теперь окончательную легализацию, Нюрнбергские его не ухудшили.

Тогда в чем же заключалось их особое значение? Дело в том, что:

а) расовый принцип до того времени имел исключительно идеологический, а не государственный характер, а теперь был юридически закреплен в немецком законодательстве;

б) появилась возможность придать законные юридические основания всем антисемитским акциям нацизма.

Все последующие законы против евреев и постановления рейха уже оформлялись в качестве дополнений к нюрнбергским законам.

Так как «Закон о гражданстве» показался его исполнителям слишком «обобщенным», то через два месяца, 14 ноября 1935 года, была опубликована первая поправка, уточнявшая некоторые положения нового закона. Особую важность представляли пп.4 и 5, касавшиеся положения евреев в рейхе:

4(1). Еврей не может быть гражданином рейха. Он не имеет права голосовать по вопросам, касающимся политики. И не может занимать общественные должности.

5(1). Евреем считается гражданин с примесью еврейской крови, который произошел от двух дедушек или бабушек - чистокровных евреев, в следующих случаях:

а) в момент издания закона принадлежал к религиозной еврейской общине или был принят в нее позднее;

б) в момент издания Закона находился в браке с евреем или вступил в брак с евреем позже;

в) был рожден от брака с евреем (по п. 5–1), который заключен в силу Закона о защите германской крови и германской чести от 15 сентября 1935 года;

Во втором определении понятия «еврей», которое оставалось в силе вплоть до поражения Германии во Второй мировой войне, не указывалось, каково положение лиц, имевших в числе предков одного или двух евреев, родителей их родителей, и лиц, не выразивших «солидарности» с еврейством путем заключения брака с евреем или своей приверженностью общине.

По этому поводу очень быстро появилось разъяснение. Эти лица были распределены на две категории: к первой относились те, у кого двое из родителей были евреями; ко второй - те, у кого только один дед или бабушка были евреями.

Обе категории считались полностью не арийцами, но ограничения для них были установлены незначительные. Однако, когда наступило время «окончательного решения еврейского вопроса», вновь был поднят вопрос, что делать со «смешанными» евреями, поскольку они считались «оскверненными» еврейской кровью.

Нарушителей закона отправляли даже в концентрационные лагеря. Подобные случаи были характерны не только для деревень и маленьких городов. Жительница Берлина Маргит Зибнер вспоминала, как «арийскую» женщину водили по большому немецкому городу с плакатом на шее: «Я большая свинья, спала с евреем!»

В качестве курьеза отметим, однако, что вопреки идеологическим запретам встречались и единичные случаи, когда некоторые из «нечистых» за заслуги, оказанные нацистским властям, становились почетными арийцами и исключались властями из «черных списков». Например, в Голландии в 1940 году такое звание получил генеральный директор Министерства экономики Х.М.Гиршфельд «за большой вклад в укрепление экономических связей между двумя странами, а также за продолжение деятельности по укреплению экономики Голландии» во время ее оккупации нацистами.

После принятия Нюрнбергских законов и «правовой поправки» законодательная деятельность, направленная против евреев, практически прекратилась. Дело в том, что в 1936 году в Германии должны были состояться зимние и летние Олимпийские игры, и антисемитская политика временно снималась с повестки дня. Кроме того, сами нацисты стали сомневаться в правильности избранного ими пути. Следует ли им мириться с проживанием евреев в рейхе или нет?

Гитлер писал в комментариях к Нюрнбергским законам: «Законодательство против евреев, конечно же, ущемляло их права, превращая этих людей в угнетенное национальное меньшинство, но одновременно оно же закладывало легальные основы их проживания в рейхе, предоставляя им законный статус».

Поэтому в середине 30-х годов законодательная антисемитская деятельность была приостановлена: все указы и инструкции, изданные после этой даты, были всего лишь вспомогательным средством для решения еврейского вопроса каким-то другим путем.

Из книги Расы и народы [Ген, мутация и эволюция человека] автора Азимов Айзек

Из книги Вслед за героями книг автора Бродский Борис Ионович

Нюрнбергские яйца В углу стояли большие часы, те самые, на которых д’Артаньян однажды перевёл стрелки на час назад.Эти часы величиной с большой шкаф, в роскошном футляре, отделанном золочёной резьбой, приводились в движение тяжёлой гирей. Маятника, регулирующего ход, у

Из книги История Древнего Китая автора Грэй Джон Генри

Глава 15 Законы о роскоши В Китае существует множество законов, регулирующих расходы населения. Они направлены на ограничение расходов граждан на строительства домов, а также против излишеств в пище, одежде и обстановке и тому подобных вещей. Такие законы существовали

Из книги Закат и падение Римской империи автора Гиббон Эдвард

ГЛАВА XLIV Очерк римской юриспруденции.- Законы царей.- Двенадцать таблиц децемвиров.- Законы, утверждавшиеся народом.- Декреты сената.- Эдикты должностных лиц и императоров.- Авторитет юристов.- Кодекс, Пандекты, Новеллы и Институции Юстиниана.- I. Личные

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА XIII О том, что никогда не следует рассматривать законы независимо от цели, ради которой они были созданы. Римские законы о краже Когда у римлян вор попадался с поличным, прежде чем успевал спрятать украденное, то кража называлась явною; если же вора обнаруживали лишь

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

автора Воропаев Сергей

Нюрнбергские законы о гражданстве и расе (Законы гетто), принятые рейхстагом 15 сентября 1935 два закона, определявшие статус евреев в Третьем рейхе с целью ограничения их прав в политической и общественной жизни Германии.Первый из них, касавшийся гражданства в рейхе,

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Нюрнбергские партийные съезды Ежегодные помпезные пропагандистские мероприятия, проводимые НСДАП в 1933 - 38 в Нюрнберге в целях демонстрации "общенационального единства" в рейхе. Им давались различные названия: "Съезд победы" (1933), "Съезд рейха" (1934), "Съезд свободы" (1935),

Из книги Еврейская история, еврейская религия автора Шахак Исраэль

Глава 5.Законы против неевреев Как объяснялось в главе 3, Галаха - юридическая система классического иудаизма, исполнявшаяся практически всеми евреями с 9-го по конец 18-го века и являющаяся в наши дни ядром ортодоксального иудаизма - основана, в основном, на Вавилонском

Из книги Право - Азбука, Теория, Философия, Опыт комплексного исследования автора Алексеев Сергей Сергеевич

Из книги Муссолини автора Ридли Джаспер

автора Бэгготт Джим

Из книги Золотая эпоха морского разбоя автора Копелев Дмитрий Николаевич

ГЛАВА 5. ЗАКОНЫ ПИРАТСКОГО МИРА Жизнь пиратского сообщества - это сложное, причудливое сочетание социально-экономических, политических и психологических отношений. Каждый член экипажа привносил в общую атмосферу свой жизненный опыт, свое мировоззрение. Как правило,

Из книги Тайная история атомной бомбы автора Бэгготт Джим

Глава 12 Злодейские законы Февраль - декабрь 1944Прибыв в Нью-Йорк, Фукс сначала остановился в отеле Taft неподалеку от Таймс-сквер, а потом перебрался в отель Barbizon. Рождество 1943 года он провел в Кембридже, Массачусетс, вместе со своей сестрой Кристель, ее мужем Робертом

Из книги Броня генетической памяти автора Миронова Татьяна

Глава III Законы русского народоправства По каким законам живет русский народ? Ведь не по писанным же нынешней властью и установленным не пойми из кого состоящей Государственной Думой, утвержденным олигархическим Советом Федерации, подписанным залетными президентами.

Серию законов, которые лишали всех прав еврейское население Третьего Рейха, комментировал юрист Ганс Глобке Фото Deutsches Bundesarchiv

15 сентября 1935 года в Германии по инициативе нацистов приняты "Нюрнбергские законы", которые фактически лишали всех прав немецких евреев. Однако юридические комментарии к законам, придав им стройность, написал не нацист. Им оказался правовед Ганс Глобке, судьба которого совсем по-разному сложилась в двух немецких государствах, возникших после Второй мировой войны.

Всеобщая воинская повинность, отмена регламента Рейхстага и "нюрнбергские законы"

В середине сентября 1935 года депутаты Рейхстага собрались в Нюрнберге на очередное заседание. К этому времени почти все они были членами Национал-социалистической немецкой рабочей партии, которую возглавлял Адольф Гитлер. Последний, естественно, тоже появился в Нюрнберге. "Члены Рейхстага 15 сентября приветствовали фюрера троекратным „хайль“ и стоя выслушали первый куплет песни Horst Wessel (о ней и истории ее создателя Право.Ru писало )", — записано в протоколе заседания.

Этот день запомнился потомкам двумя событиями: во-первых, в Германии ввели всеобщую воинскую повинность и страна открыто взяла курс на войну, во-вторых, приняли пакет законов, которые вошли в историю под названием "Нюрнбергских".

Кроме того, была введена невиданная доселе для Германии методика формирования повестки дня парламента. Министр внутренних дел Третьего рейха и одновременно глава фракции национал-социалистов в Рейхстаге Вильгельм Фрик заявил в своем выступлении, что регламент Рейхстага устарел и совершенно не отвечает современным реалиям. "Поэтому, — сказал он. — Нынешний регламент утрачивает силу вплоть до опубликования нового, а до этого момента глава Рейхстага будет самостоятельно решать, какие вопросы включать в повестку дня, а какие нет". С учетом состава депутатов Рейхстага это предложение встретило всеобщую поддержку, а новый регламент палаты так и не был опубликован: несогласных на поверхности политической жизни Германии той эпохи не было, но ее лидерам претили любые формы коллегиальности, пусть даже и контролируемой.

Состав и суть "Нюрнбергских законов"

Три "Нюрнбергских закона" были приняты единогласно и моментально вступили в силу. "Закон о государственном флаге" (Reichsflaggengesetz, немецкий текст смотрите ) - первый из "Нюрнбергских законов" — закреплял за свастикой роль "флага нации и Рейха", а два других сформулировали новую расовую идеологию, согласно которой все немецкие граждане разделялись на несколько категорий. Каждая имела свои права, а некоторые лишались всех.

Второй из "нюрнбергских законов" — "Закон о гражданстве" (Reichsbürgergesetz, немецкий текст доступен ) — разделял всех живущих в Германии людей на две группы. "Гражданином Рейха, — сказано в нем, — может быть только немец, который доказал преданность своему народу и Рейху на деле". Только граждане Рейха наделялись политическими правами. Вторая по численности национальная группа страны — евреи — оказалась вне правового поля.

Но, пожалуй, самым важным законом был третий — "Закон об охране немецкой крови и немецкой чести" (Gesetz zum Schutze des deutschen Blutes und der deutschen Ehre", по-немецки доступен , по-русски ). Его целью было обеспечить так называемую "чистоту немецкой крови". Для этого нацисты запретили браки и внебрачные отношения между чистокровными немцами и евреями.

Официальный комментатор воли Гитлера

В марте 1935 года статс-секретарем германского Министерства внутренних дел стал Вильгельм Штуккарт . Этому чиновнику и одному из его подчиненных, Гансу Глобке, было поручено сделать юридический комментарий к "Нюрнбергским законам", который, по выражению одного из нацистских бонз, "должен был войти во все учебники юриспруденции".

Реально всю работу проделал Глобке. Он подошел к ней со всей основательностью, на которую только способен немец. Поначалу он разъяснил, кого, собственно говоря, касаются принятые законы. Задача была не из легких, ведь требовалось юридически точно определить, кто такие "полные евреи", "евреи наполовину" и "евреи на четверть", ведь в законе всем им отводилось разное место. Особая путаница могла возникнуть тогда, когда речь шла о браках между чистокровными немцами и, например, "евреями на четверть". Кем считать их детей?

Глобке нашел "изящный" выход. Он ввел понятие "еврей на одну восьмую". "Например, еврей на три восьмых - тот, у кого была бабушка-еврейка и дед-еврей-наполовину или наоборот", — иллюстрирует юрист свою теорию.

Разрабатывая ее, он даже проясняет, как следует классифицировать немцев, перешедших в иудаизм: "Немец, перешедший в иудаизм, должен по-прежнему считаться немцем, однако по отношению к своим внукам он будет евреем наполовину".

Что такое "отношения"? Пояснение Глобке и реальная практика

Не до конца понятным оставалось, что законы понимают под словом "отношения" (в немецком оригинале довольно неоднозначное "Verkehr").

В декабре 1936 года один из немецких судов пояснил, что под "отношениями" следует понимать "все контакты между противоположными полами, цель которых - получение сексуального удовольствия хотя бы одним из участников". Глобке горячо приветствовал такое толкование.

Однако на практике германская юстиция пошла дальше. Уже через несколько месяцев Гамбургский суд приговорил мужчину-импотента к двум годам тюрьмы лишь за поцелуй с еврейкой. Статистика свидетельствует, что уже в 1937 году как минимум 400 человек были осуждены за подобные, на первый взгляд совершенно невинные, действия. Более того, под давлением Гестапо и Министерства юстиции Рейха, даже незначительно нарушившим "Нюрнбергские законы" немцам суды давали все большие сроки и в конце концов стали карать тюрьмой даже простое прикосновение к еврею.

Разные судьбы одного человека

После окончания Второй мировой войны Вильгельм Штуккарт был осужден как военный преступник. Отсидев в тюрьме положенный срок, он вышел на свободу и погиб в автомобильной катастрофе в ноябре 1953 года. Сегодня этого человека мало кто помнит. Другое дело - его бывший коллега и подчиненный Глобке.

Во время всех послевоенных процессов он проходил только как свидетель, а в 1953 году стал одним из самых близких советников канцлера Аденауэра. Оппозиция подвергала это назначение жесточайшей критике. В пылу полемики Глобке даже называли "юридической проституткой".

А в ГДР Глобке вообще объявили военным преступником. В газетах появились карикатуры с его участием, сопровождаемые подписями типа "гитлеровский палач на службе у Аденауэра". Кроме того, в Восточной Германии вышла целая книга под названием "Глобке и истребление евреев" (Globke und die Ausrottung der Juden), которую подготовил финансируемый гэдээровским правительством "Комитет немецкого единства".

В издании сочетались документально подтвержденные факты с откровенной ложью. Например, Глобке обвиняли в массовых убийствах евреев чуть ли не собственными руками. Вероятно, целью авторов было дестабилизировать политическую обстановку в ФРГ, вызвав волну возмущения против Глобке.

В довершение к этому Верховный суд ГДР заочно приговорил Глобке к пожизненному заключению "за военные преступления и преступления против человечности" (документы по этому делу смотрите ). Однако западный сосед не обратил внимания на всю эту шумиху. Во всяком случае, карьере Глобке она не принесла видимого вреда. В 1963 году Аденауэр в зените славы ушел в отставку с поста канцлера, перед этим наградив своего советника орденом за заслуги перед новой Германией.

Арийский миф III рейха Васильченко Андрей Вячеславович

Последствия принятия Нюрнбергских расовых законов

На первый взгляд казалось, что Нюрнбергские законы имели слишком «общий характер» и их «сиюминутный эффект» не был очевиден, ведь кое-что из узаконенного юридически уже давно существовало на практике. Например, хотя до принятия Закона «О гражданстве» евреи формально еще считались гражданами Германии, их фактическое угнетенное положение соответствовало лишь статусу подданных, но не полноправных имперских граждан. Политические права евреев были ущемлены еще раньше. Они были удалены с общественных и государственных постов до сентября 1935 года предыдущими законодательными актами нацистского правительства. То же можно сказать и о параграфе, касавшемся запрета на смешанные браки. В Германии браки регистрировались муниципальными властями, и еще до 1935 года каждое согласие на смешанный брак выдавалось властями в исключительных случаях, с непременным разъяснением лицу, собиравшемуся заключить брачный союз с «расово неполноценной особью» мужского или женского пола, всей пагубности подобного шага в политическом, экономическом и личном плане. Так, например, в июле 1935 года решением берлинских властей в городе вообще была запрещена регистрация смешанных браков между «арийцами» и евреями.

То же самое можно сказать и об экономических аспектах Нюрнбергских законов. В сравнении с уже действовавшими законодательными актами 1933–1935 годов, они не ухудшали и без того дискриминационного положения евреев в экономической жизни страны. Что же в действительности устанавливали эти законы для еврейского и «неарийского» населения Германии? Анализ этих документов, а также практическая сфера их применения говорят о том, что их главный смысл заключался не столько в фактическом усилении гонений против евреев, сколько в том, что расово-идеологиче-ские принципы национал-социализма превратились в официаль-

ные нормы государственного права со всеми вытекающими из этого последствиями.

Так, нацистские расовые принципы теперь были юридически введены в немецкое законодательство, что ознаменовало торжество нацистской идеологии в стране. Кроме того, у нацистской верхушки появилась возможность придать законное юридическое обоснование всем своим антиеврейским акциям в будущем (поэтому почти все последующие антиеврейские законы и нормативные акты рейха оформлялись в качестве дополнений к Нюрнбергским законам). Иными словами, Нюрнбергские законы были рассчитаны на перспективу и означали, что заложена юридическая основа для проведения в отношении евреев Германии (а в будущем и не только Германии) самой радикальной политики. Правда, в то время об этом знали лишь посвященные…

Некоторые формулировки Нюрнбергских законов содержали немало расистских «изюминок», которые говорили сами за себя. Так, запрет евреям нанимать прислугу из лиц «немецкой или близкой ей крови» моложе 45 лет (§ 3 «Закона о защите немецкой крови и немецкой чести») должен был, по мнению нацистских идеологов, обеспечить защиту арийской расы от посягательств евреев, которые нанимали в свои дома женскую немецкую прислугу, ведь 45-летний возраст считался предельным для деторождения. Фактически это был дополнительный запрет на половые связи между евреями и немцами, что полностью соответствовало расовым постулатам нацизма. Процитируем соответствующий фрагмент из книги Гитлера «Майн кампф»: «Черноволосый молодой еврейчик нахально вертится около нашей невинной девушки, и на его наглом лице можно прочесть сатанинскую радость по поводу того, что он сможет безнаказанно испортить кровь этой девушки и тем самым лишить наш народ еще одной здоровой немецкой матери. Евреи всеми силами стараются разрушить расовые основы того народа, который должен быть подчинен их игу. Евреи не только сами стараются испортить как можно большее количество наших женщин и девушек. Нет, они не останавливаются и перед тем, чтобы помочь в этом отношении и другим народам. Разве не евреи привезли к берегам Рейна негров все с той же задней мыслью и той же подлой целью - через кровосмешение принести как можно больший вред ненавистной белой расе, низвергнуть эту расу с ее политической и культурной высоты, а затем самим усесться на ее спине».

Чисто пропагандистское значение имел § 4 вышеупомянутого закона, где говорилось о праве евреев «пользоваться цветами еврейской символики», ведь в Третьем рейхе эта символика официально так и не была определена, если не считать специального знака - желтой шестиконечной «звезды Давида», которую в годы войны евреи носили в гетто и в лагерях смерти.

Любопытно, что в соответствии с § 1 «Закона о гражданстве» принадлежность к последнему определялась не только по расовым основаниям (наличие «немецкой или близкой ей крови»), но и политической лояльностью человека. Это означало, что оппозиционно настроенные к нацистскому режиму немцы (коммунисты, члены католических, масонских организаций и т. п.), точно так же как и евреи, поражались в гражданских и политических правах.

Подготовленные в спешке, небрежно и юридически неряшливо, Нюрнбергские законы сами по себе представляют интерес лишь как квинтэссенция нацистской расовой теории, как первое материальное воплощение одной из основных идей национал-социализма - «избавления Германии от еврейства». Всеобщее ликование нацистов по поводу их принятия вскоре сменилось всеобщей растерянностью, - общие расплывчатые формулировки этих законов породили больше вопросов, чем ответов. Документы СД и гестапо красноречиво свидетельствуют о том, какая неразбериха царила в головах высоких нацистских функционеров до того, как были обнародованы первые внятные поправки к Нюрнбергским законам. В архивах СД имеется отчет главного референта по расовым вопросам при канцелярий гауляйтера Саксонии, некоего доктора Велльгута, направленный 26 сентября 1935 года в «еврейский» реферат службы безопасности:

«…Расовый закон был создан в дни съезда НСДАП в ночь с субботы на воскресенье под личным руководством фюрера, который до последней минуты обсуждал поправки, внесенные Штрейхером и Шахтом. В основе закона о защите немецкой крови лежит теория так называемой „импрегнации“ Штрейхера, в соответствии с которой половой контакт немецкой девушки с чистокровным евреем ведет к осквернению и порче немецкой крови. Обсуждался также вопрос стерилизации „полукровок“, так как доказано, что смешение расово чуждой крови ведет к слабоумию. Специальным опознавательным знаком всех еврейских предприятий станет имя владельца крупным еврейским шрифтом и словом „эксплуататор“ на немецком языке. Каждая арийская девушка, работающая прислугой в еврейской семье, в случае осквернения ее немецкой крови со стороны хозяина дома, должна получить пожизненное денежное содержание от осквернителя. Все, кроме евреев, автоматически получат 1 октября 1935 года германское гражданство. Статус „полукровок“ будет определять специальная комиссия. Установлено, что в Германии в настоящее время проживают: 550 000 чистокровных евреев (к этой группе относятся также „евреи трех четвертей“), 200 000 „полуевреев“ и 100 000 „четвертьевреев“. Была высказана мысль, что „полукровок“ необходимо интенсивнее притягивать к немецкой крови. Фюрер был против того, чтобы они вступали в браки друг с другом. В случае войны запланировано стерилизовать все расово чуждые элементы в стране».

Межведомственный хаос продолжался совсем недолго. Уже 30 сентября 1935 года Главное управление гестапо направило циркулярную директиву всем органам полиции, подписанную министром внутренних дел рейха. Спешка была вполне оправданной - законы вступили в силу с момента их публикации, а органы власти на местах были по-прежнему в неведении, как их применять. В отношении чистокровных евреев все было понятно. А если человек не совсем или даже «совсем немножко» еврей? До выхода поправок к законам - их в спешном порядке готовили в министерстве юстиции - эта директива была призвана стать практическим руководством для местных органов. В ней разъяснялось содержание некоторых статей «Закона о защите немецкой крови и немецкой чести» в части, касающейся заключения браков между евреями, «полукровками» и чистокровными гражданами рейха. Пятым пунктом циркулярной директивы предписывалось:

«Доказательство происхождения устанавливается на основе свидетельств о рождении жениха и невесты, а также брачных свидетельств их родителей, предоставляемых лицами, собирающимися заключить брак. В случае сомнительного характера представленных документов местные органы могут потребовать предъявления дополнительных свидетельств, подтверждающих происхождение жениха и невесты».

Поправки к Нюрнбергским законам (и по существу, и по форме - инструкции по их применению) были опубликованы спустя два месяца после их принятия. До этого времени местные муниципальные органы действовали в соответствии с директивными указаниями имперского министерства внутренних дел. Контроль над их исполнением был возложен на местные полицейские органы. Соответствующие рекомендации были направлены по линии НСДАП вплоть до партийных руководителей жилых кварталов - «блокфюреров».

Уже 14 ноября 1935 года была опубликована первая поправка к «Закону о гражданстве», уточнявшая юридически неясные положения нового закона. Особую важность представляли параграфы 4 и 5, касавшиеся положения евреев в рейхе. Они звучали следующим образом:

«…§ 4.(1) Еврей не может быть имперским гражданином. Он не имеет права голосовать по вопросам, касающимся политики. Он не может занимать общественные должности…

§ 5.(1) Евреем считается тот, у кого трое из родителей его родителей были чистокровными евреями.

(2) Евреем считается также человек, родившийся в смешанном браке, гражданин государства, происходящий от двух чистокровных евреев - родителей его родителей, если он:

а) в момент издания закона принадлежит к иудейской общинеили был принят в нее позднее;

б) в момент издания закона состоял в браке с евреем или вступилв такой брак позднее;

в) происходит из смешанной семьи, описанной в подпункте 1, зарегистрированной после того, как был принят Закон „О защите немецкой крови и немецкой чести“ от 1 сентября 1935 г.;

г) является внебрачным ребенком, одним из родителей которого был еврей, как описано в § 1».

Во втором определении понятия «еврей», которое оставалось в силе вплоть до падения Третьего рейха, не было указано, каково положение лиц, имеющих в числе предков одного или двух евреев, родителей их родителей, и не выразивших «солидарности» с еврейством путем заключения брака с евреем или своей принадлежностью к иудейской общине. По этому поводу очень быстро появилось разъяснение нацистских властей. Эти лица были распределены на две категории:

те, у кого оба родителя были евреями;

те, у кого только один дед или бабка были евреями.

Обе эти категории считались полностью «неарийцами», но получили в то время большую часть тех же прав, что и «настоящие» немцы, однако для них были установлены незначительные ограничения. Но когда наступило время «окончательного решения еврейского вопроса», «проблема смешанных евреев» возникла вновь, ведь с позиции нацистского расового законодательства эти люди все-таки были «осквернены еврейской кровью».

Из книги Правда о «еврейском расизме» автора Буровский Андрей Михайлович

Принятия в общину и крещения евреев Великое переселение народов обернулось для евреев еще одним расовым «подарком»: когда варварские племена германцев завоевали сначала бывшую провинцию Германия, а потом всю Галлию, они обнаружили многочисленное еврейское население в

Из книги Арийский миф III рейха автора Васильченко Андрей Вячеславович

РуСХА и принятие Нюрнбергских законов Расовые эксперты СС всегда уделяли повышенное внимание тому, чтобы поддерживать в обществе антисемитские настроения. Строгий расовый отбор предполагал автоматическое отклонение всех евреев, которые рассматривались как некая

Из книги Московские обыватели автора Вострышев Михаил Иванович

Потомок нюрнбергских патрициев. Историк, дипломат, директор Московского главного архива Министерства иностранных дел барон Федор Андреевич Бюлер (Бюллер) (1821–1896) В Москве в сентябре 1893 года торжественно отпраздновали полувековой юбилей государственной службы

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 12. Устройство церкви в древней Руси. Последствия принятия Русью христианства Крещение Руси не следует представлять себе как одну простую перемену верований. Христианство, став господствующею религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в

Из книги Полный курс лекций по русской истории автора Платонов Сергей Федорович

Последствия принятия Русью христианства Внешнее устройство церкви в древней Руси.Крещение Руси не следует представлять себе как простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА XIII В каких случаях следует относительно брака держаться законов религии и в каких - гражданских законов Во всех странах и во все времена мы встречаемся с вмешательством религии в брачные дела. Коль скоро известные отношения считались нечистыми или

Из книги Монашеские ордена автора Андреев Александр Радьевич

О порядке принятия новых братьев. Если кто вновь приходит для вступления в монастырь, не делать ему вступление легким, ибо сказал апостол: «испытывайте духов, от Бога ли они». А поэтому, если пришедший настоятельно будет проситься и в течение четырех или пяти дней,

Из книги Единый учебник истории России с древних времен до 1917 года. С предисловием Николая Старикова автора Платонов Сергей Федорович

Последствия принятия Русью христианства § 12. Внешнее устройство церкви в древней Руси. Крещение Руси не следует представлять себе как одну простую перемену верований. С принятием христианства возникло на Руси много новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

5. ДАТИРОВКА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА ПО ЮБИЛЕЯМ Обратимся к истории празднования в католической церкви так называемых Юбилеев. Они отмечались в Ватикане в XV–XVI веках. Сведения о праздновании Юбилеев сохранились, например, в Лютеранском Хронографе, откуда мы их и

Из книги История римского права автора Покровский Иосиф Алексеевич

Из книги Антисемитизм как закон природы автора Бруштейн Михаил

Из книги История религии: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

9.1. Особенности принятия христианства на Руси Первые известия о проникновении христианства на территорию расселения славянских племен связаны с именем апостола Андрея Первозванного. Согласно преданию, сохраненному «Деяниями апостолов», он проповедовал на северном

автора Керов Валерий Всеволодович

1. Причины принятия христианства Крещение Руси, положившее начало становлению русской цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов:1.1. Политические предпосылки. Владимир стремился укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

5. Значение принятия христианства Переход Руси к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества.5.1. Христианство помогло объединить восточных славян в единое древнерусское общество, создало духовную основу

Из книги Мой «путь в первобытность» автора Семенов Юрий Иванович

8. Печальные последствия некритического принятия нашими «новаторами» набора антиэволюционистских прописей Принятие на вооружение пакета антиэволюционистских положений печально сказалась на работах наших «новаторов». Из всех их наибольшим фанатиком был В.Р. Кабо. Он

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...