Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Размышления о роли психолога в обществе. Психология во взаимодействии с другими дисциплинами

Формы социальных взаимодействий

Понятие социальных связей, их виды

Очевидно, что человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами, входить в социальные группы, участвовать в совместной деятельности.

Центральной идеей социологического реализма Э. Дюркгейма, ко­торой было, по существу, посвящено все его научное творчество, высту­пает идея общественной солидарности - вопрос о том, каков характер тех связей, которые объединяют, притягивают людей друг к другу. Стремление любого человека к контактам с другими людьми обусловлено базовыми потребностями человека . К ним относятся: половая (размножения); групповой самозащиты; общения с себе подобными; интеллектуальной деятельности; чувственно-эмоциональных переживаний. Вне контактов удовлетворение этих потребностей невозможно.

В течение всей жизни человек связан с другими людьми посредством социальных связей, которые проявляются в различных видах и формах.

Социальные взаимосвязи между членами общества или социальной группы крайне разнообразны. В процессе общения с другими людьми человек постоянно отбирает из большого количества разнообразных связей именно те, которые он считает нужным усиливать и развивать. В связи с этим каждый индивид проходит несколько этапов в освоении социальных связей, прежде чем достигает состояния социальных отношений.

Кроме того, именно социальные связи являются основой группообразующих процессов , первым шагом в образовании социальных групп (Рис. 1).

Рис.1. Виды социальных связей

Итак, рассмотрим основные виды социальных связей:

Социальные контакты. Самым простым видом связей следует признать социальные контакты. Эти контакты являются максимально простыми, элементарными связями между отдельными индивидами.

Первым шагом в построении социальных связей являются пространственные контакты. Они отражают ориентацию людей в социальном пространстве, при которой индивиды представляют себе, где находятся другие люди и сколько их. Они могут предполагать наличие других людей или видеть их. Уже предположение о наличии некоторого количества других людей может изменять поведение индивидов в обществе. Отметим, что при пространственном контакте индивид не может выделить из общего количества окружающих его людей никаких отдельных обособленных объектов. Он оценивает окружающих людей как некоторое целое.

Выделение из пространственного окружения некоторых особенных объектов может происходить только при контакте заинтересованности. При таком контакте индивид выделяет из своего социального окружения определенного индивида или социальную группу, на которую он обращает свое внимание, которых он может использовать для углубления социальных связей.

Последним видом контактов являются контакты обмена. В ходе таких контактов происходит кратковременный обмен ценностями между отдельными индивидами. Я.Щепаньский, описывая контакты обмена, отмечает, что они представляют собой специфический вид социальных взаимосвязей, в которых индивиды обмениваются ценностями, не имея стремления изменить поведение других индивидов. Это означает, что в ходе подобных спорадических и кратковременных обменов внимание индивида концентрируется на самом предмете обмена, а не на другом индивиде, вступающем в обмен. Примером такого контакта может служить покупка газеты, когда покупатель, не обращая внимания на продавца, отдает деньги и получает газету.

Каждый раз, когда индивид начинает общение с другими людьми, он обязательно должен пройти все эти три вида контактов, для того чтобы перейти к более сложным социальным связям.

Более сложный вид социальных связей – это социальное действие . Его значение обусловлено тем, что оно представляет собой простейшую единицу, простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Впервые в социологию понятие «социальное действие» было введено и научно обосновано Максом Вебером.

В понимании М. Вебера социальное действие имеет, по крайней мере, две особенности: во-первых, оно должно быть рациональным, осознанным, и во-вторых, оно должно быть с необходимостью ориентировано на поведение других людей.

Социальные действия - это определенная система по­ступков, средств и методов, используя которые, индивид или социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение других индивидов или групп.

Любое социальное действие представляет из себя сис­тему, в которой можно выделить следующие элементы:

ü субъект действия, воздействующий индивид или об­щность людей;

ü объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие;

ü средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое измене­ние;

ü результат действия - ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие.

Следует различать два следующих понятия: «поведе­ние» и «действие». Если поведение - это ответная реак­ция организма на внутренние или внешние раздражители (оно может быть рефлекторным, неосознанным или на­меренным, осознанным), то действие - это только неко­торые виды поведения.

Совершая социальные действия, каждая личность испытывает на себе действия других. Происходит обмен действиями или социальное взаимодействие.

Социальное взаимодействие - это систематически ус­тойчивое выполнение каких-то действий, которые на­правлены на партнера для того, чтобы вызвать определен­ную (ожидаемую) ответную реакцию с его стороны, кото­рая, в свою очередь, вызывает новую реакцию воздействующего.

Наиболее детально социальное взаимодействие изучил П. Сорокин. По его мнению, отдельно взятый индивид не может рассматриваться в качестве элементарной «социальной клетки» или простейшего социального явления.

В своей работе «Системы социологии» он отметил: «…индивид как индивид – никоим образом не может считаться микрокосмосом социального макрокосмоса. Не может потому, что из индивида можно получить только индивида и нельзя получить того, что называется «обществом», ни того, что носит название «общественных явлений»… Для последних требуется не один, а много индивидов, по меньшей мере два». Однако чтобы два и более индивидов можно было бы рассматривать как элемент общества, необходимо, чтобы они вступали во взаимодействие между собою.

Условиями возникновения любых социальных взаимодействий Сорокин называет:

ü наличие двух или более индивидов , обуславливающих поведение и переживания друг друга;



ü совершение ими каких-то действий , влияющих на взаимные переживания и поступки;

ü наличие проводников , передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга (например речевых сигналов или различных материальных носителей).

Социальные связи человека представляют собой множество взаимодействий, состоящих из действий и ответных реакций. Складывается сложная сеть взаимодействий, охватывающая различное число индивидов. В процессе этих взаимодействий могут складываться социальные отношения.

Социальные отношения - это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения - это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (формальными и неформальными).

Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл. Например, любовь со стороны индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта его любви.

Причиной того, что подчас сходные взаимодействия отличаются друг от друга по содержанию являются ценности. Ценность в данном контексте можно определить как целевое желательное событие. Содержание и смысл социальных отношений зависит от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. Если один индивид обладает ресурсами в виде богатства, а другой не заинтересован в их приобретении, то в этом случае возможен лишь один тип отношений - независимость каждого из индивидов, незаинтересованность и равнодушие.

Например случай когда Александр Македонский, обладавший властью, богатством и престижем, предложил воспользоваться этими ценностями философу Диогену Синопскому. Царь попросил философа назвать желание, предъявить любое требование, которое он немедленно выполнит. Но Диоген не имел потребностей в предложенных ценностях и выразил единственное желание: чтобы царь отошел и не загораживал солнца. Отношения почтения и благодарности, на которые рассчитывал Македонский, не возникли, Диоген остался независимым, как, впрочем и царь.

В системе отношений можно выделить следующие элементы:

ü субъекты связи - два индивида, две социальные группы, либо индивид и социальная группа;

ü связующее их звено, которым может быть какой-ни­будь предмет, интерес, общая ценность, создающие осно­ву отношения;

ü определенная система обязанностей и долженствова­ний или установленных функций, которые обязательно должны выполнять партнеры по отношению друг к другу.

Среди всего разнообразия социальных отношений существуют такие, которые присутствуют во всех остальных отношениях и являются их основой. Это, прежде всего, отношения социальной зависимости и власти.

Например, если рассматривать отношения любви, то очевидно, что любовь двух людей друг к другу предполагает взаимные обязательства и зависимость одного человека от мотивов и действий другого. То же можно сказать о дружбе, уважении, управлении и руководстве, где отношения зависимости и власти наиболее очевидны.

Формы социальных взаимодействий

Социальные взаимодействия в обществеможно рассматривать с точки зрения способов достижения желаемых ценностей . Здесь мы имеем дело с такими категориями, как кооперация, конкуренция и конфликт. Первые два понятия детально разработаны американскими социологами Робертом Парком и Эрнстом Берджесом.

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: "co " - "вместе" и "operari " - работать. Кооперация может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе).

Кооперация, прежде всего, связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии (социальном альтруизме). Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, желания или нежелания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит, как правило, в обоюдной пользе.

Конкуренция (от лат. concurrere – бежать вместе)- это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.

Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов).

Эксперименты, проведенные в группах, показывают, что если ситуация складывается таким образом, что личности или группы кооперируются для преследования общих целей, то поддерживаются дружеские отношения и установки. Но как только создаются условия, при которых возникают неразделенные ценности, порождающие конкуренцию, немедленно возникают недружелюбные установки и нелестные стереотипы.

Конфликт. Анализ конфликтов (от лат. conflictus - столкновение) полезно начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей , набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности Абрахам Маслоу (1908 – 1970) подразделяет на пять основных типов: 1) физические потребности (пища, секс, материальное благополучие и т.п.); 2) потребности в безопасности ; 3) социальные потребности (потребности в общении, социальных контактах, взаимодействии); 4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции ; 5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребность в творчестве).

Все желания, стремления индивидов и социальных групп можно отнести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями. Следовательно, все социальные взаимодействия человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушения равновесия в связи с появляющейся потребностью и появления значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели.

"Социология конфликта" была разработана Рэндаллом Коллинзом как обобщающая теория. В отличии от К. Маркса и Р. Дарендорфа, которые основное внимание сконцентрировали на макротеории конфликта, Коллинз сосредоточил внимание на повседневных взаимодействиях. С его точки зрения, конфликт - это единственный центральный процесс социальной жизни. Коллинз перенес свой анализ стратификации (как явления, порождающего конфликт) на отношения между полами и возрастными группами.

Он встал на позицию, согласно которой семья - это арена конфликта полов, в котором мужчины выходят победителями, а женщины подавляются мужчинами и подвергаются различным видам несправедливого обращения. Коллинз обратился к рассмотрению ресурсов, которыми обладают различные возрастные группы.

Так, старшее поколение владеет разнообразными ресурсами, в том числе опытом, влиянием, силой и способностью удовлетворять физические потребности молодых. В противоположность этому, один из немногочисленных ресурсов молодежи - физическая привлекательность. Это означает, что взрослые, как правило, главенствуют над юными. Однако по мере взросления человек приобретает больше ресурсов и более способен сопротивляться, в результате чего усиливается конфликт поколений.

С точки зрения конфликта Коллинз рассматривал и формальные организации. Он считал их сетями межличностных влияний и аренами конфликтующих интересов.

Кто такой психолог в современном обществе? Что такое наука психология в представлении современных людей? - Два вопроса, на которые я не отвечу, но буду стремиться к этому.

Эти вопросы могут и не возникать у физиков, химиков, программистов. Тем не менее, на первом курсе университета, в моей голове появились сомнения о серьёзности и целесообразности психологии как направления познания и как профессии. История возникновения различных учений говорит о том, что они конфликтовали и вытесняли друг друга (хотя и не до конца). От античных философов до наших дней. Материализм Демокрита, Мир идей Платона, Ассоцианизм, Психоанализ, Аналитическая психология, Бихевиоризм, Гештальтпсихология, Деятельностный подход и много-много других европейских и советских направлений мысли на объект изучения.

А есть ли объект изучения у психологии, и действительно ли он объективен? Говорят, что психология как наука сейчас теряет объект изучения. И когда это говорят авторитетные люди, то возникает сомнение: "Правильно ли я делаю, что начинаю это изучать?". Понятие «психология» возникло на рубеже XVI-XVII веков; чаще всего авторство признают за немец­ким богословом Гоклениусом. Этимологически это слово производно от древнегреческих «psyche » {душа) и « logos» {учение, знание, наука). В научно-философский (а не бого­словский) язык его впервые ввел немецкий ученый Хрис­тиан Вольф в XVIII веке, и сейчас наиболее популярный перевод - «наука о душе». Однако никакое абсолютно полное знание о душе (как, впрочем, и о других объектах) принципиально невозмож­но - возможно лишь движение к этому знанию; между тем душа, которую - в отличие от объектов и явлений приро­ды - невозможно непосредственно увидеть, пощупать, измерить, оказывается особо сложным объектом для изу­чения. - (Вачков И.В. "Введение в профессию Психолог"). Для человека с первым образованием программиста (и не только для него), который живёт в технократическом мире, такие размытости являются причиной для стресса.

Тем не менее, умение сомневаться, - это лучшее, что может дать ВУЗ. Как отмечал отечественный педагог С. И. Гессен, "Задача высшего образования «заключается не в том, чтобы сделать человека умнее..., но в том, чтобы сде­лать его ум культурнее, облагородить его прививкой ему ме­тода научного знания, научить его ставить научно вопросы и направить его на путь, ведущий к их решению". Вспоминается девиз Новосибирского Государственного Университета "Мы не сделаем Вас умнее, мы научим Вас думать" . Я сейчас читаю книгу Юрия Германа "Дело, которому ты служишь", в которой есть показательные примеры из 30х годов XX века о стремлении молодого парня Володи Устименко узнать первопричины всех явлений и разрушение определённости со стороны преподавателей университета: Этот толстый человек учил сомнениям, он заранее хотел избавить институт от аккуратных пятерочников-зубрил, от маменькиных дочек, от скучающих молодых людей, еще не определивших свои способности. Он учил вечным поискам, намекал на то, что никакие справочники врача, учебники и добротно записанные лекции не помогут будущим «Эскулаповым детям», как любил он выражаться, если они не будут непрестанно искать сами. Кстати, интересно, что так называемые "приспособленцы" реагируют на неопределённость очень остро, вплоть до отрицания авторитета и нужности преподавателя (из той же книги).

Вернемся к психологии и продолжим цитату: Между тем душа оказывается особо сложным объектом для изу­чения, настолько, что, как говорят, Альберт Эйнштейн, познакомившись и поговорив с великим швейцарским психологом Жаном Пиаже, воскликнул: «Насколько про­сто то, чем занимаюсь я, по сравнению с тем, чем занимае­тесь Вы!». По иным версиям, его слова звучали так: «Теоре­тическая физика - это детская игра по сравнению с тайнами детской игры!». Другой вариант: «Господи, насколько психология сложнее физики!». - (Вачков И.В. "Введение в профессию Психолог"). И эта история сразу успокаивает и наставляет на работу, ведь сложное - значит существующее.

Я уже упомянул такие подходы, как психоанализ и вытекающие из него направления психологической мысли. Так вот, интересно, что у нас в стране учение Зигмунда Фрейда возникало (становилось популярным) в "два горба" - в 20х годах XX века и в 2000-х. Может быть это связано с революциями-перестройками? Ведь это учение редукционно, т. е. стремится объяснить деятельность человека и его психику через две энергии: сексуальная и разрушающая, которые таятся в бессознательном и воюют с супер-эго. Проще говоря, всё поведение человека сводится к одному. Упрощал всё и классический бихевиоризм (англ. behaviour - поведение). В период социальных потрясений, какими являлись эти две перестройки государства, уровень образования у населения должен был падать, а уровень стресса расти по причине возникновения большого количества неопределённостей. На этом фоне могла появиться всеобщая страсть к упрощению действительности. Это моя гипотеза, ничего личного к Зигмунду Фрейду.

В 1964 г. в США состоялась первая конференция по гу­манистической психологии. Ее участники пришли к выво­ду, что бихевиоризм и психоанализ (они были обозначены как две главные на тот момент «психологические силы») не видели в человеке того, что составляет его сущность именно как человека. Гума­нистическая психология обозначила себя как «третья сила» в психологии, противопоставленная психоанализу и бихевиоризму. Прежде всего, гуманистическая психология подчерки­вает, что человека нужно рассматривать как творческое саморазвивающееся существо, стремящееся не только к по­кою и определенности, то есть равновесному состоянию, но и к нарушению равновесия: человек ставит проблемы, разрешает их, стремясь реализовать свой потенциал, и по­нять человека именно как человека можно, лишь приняв во внимание его «высшие взлеты», высшие творческие до­стижения. Индивидуальность в гуманистической психологии рас­сматривается как интегративное целое, в противовес бихе­виоризму, ориентированному на анализ отдельных собы­тий. В гуманистической психологии подчеркивается нере­левантность (непригодность) исследований животных для понимания человека; этот тезис также противостоит бихеви­оризму. В отличие от классического психоанализа, гуманисти­ческая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т. п. возникают в связи с воздействием окружения. - (Вачков И.В. "Введение в профессию Психолог").

Получается, что наука психология и общественные процессы как-то связаны между собой. Конечно, очевидно, что на формирование сферы знаний влияет культурно-исторический контекст, но ведь и обратное влияние существует. Мне сразу вспоминается история, как после тренинга по повышению эффективности, руководитель поставил громкий звуковой сигнал (стресс для работников), который включался, когда кто-то халтурил. Чувствуется влияние классического бихевиоризма и учения о формировании условных рефлексов. Возьмём ситуацию до и после тренинга. У руководителя изменилось понимание своих подчинённых. Как следствие, поменялись условия труда. У рабочих захотели сформировать условный рефлекс, как в экспериментах с собаками. А причиной послужило авторитетное мнение тренера, к которому прислушался руководитель предприятия. И хотя, я не думаю, что тренер был представителем науки, всё же это хороший пример, когда отсутствие знаний о человеке порождает доверчивость к авторитетам и слепое следование их советам.

Так кто же такой психолог в современном обществе? Что такое наука психология в представлении современных людей?

Может быть Психолог, - человек, «видящий людей насквозь», или Психолог - мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия - указывать истинный путь страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями? Наверное это мифы, но мифы рабочие и живущие в головах у людей непосвящённых. Однако многое он действительно может видеть лучше, чем большая часть тех, кто психоло­гией не занимается - поскольку психолог специально об этом размышляет, это исследует и с этим работает; о чем-то может лучше рассказать - поскольку «знает психо­логические слова», с помощью которых можно обозначить те или иные события, относящиеся к миру психических явлений. - (Вачков И.В. "Введение в профессию Психолог"). Всё это говорит об особом авторитете психолога и особой ответственности. Поддержание хорошей физической формы делает психолога более работоспособным и устой­чивым к различным стрессовым ситуациям, которых в профессиональной деятельности немало. Кроме того, психолог, хочет он того или нет, часто выступает для тех, с кем работает, некоторой «моделью оптимального челове­ка»; на него ориентируются; стало быть, он должен чувст­вовать ответственность и в этом плане. - (Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций).

Каждый из нас учится понимать других людей, с самого рождения. Мы подражаем, запоминаем, выводим закономерности. Некоторые достигают в этом больших успехов. Чем отличается житейский опыт от профессиональных знаний? У Юлии Борисовны Гиппенрейтер есть хорошие примеры: 1) Психолог-профессионал поддерживает связь со сво­ими коллегами, а также - с бывшими сокурсниками, пре­подавателями, со смежными специалистами и т. п. Все это позволяет специалисту постоянно быть в курсе событий (своевременно узнавать о новинках психологии), обмени­ваться опытом благодаря деятельности психологических профессиональных сообществ и через неформальные кон­такты, наконец, просто получать морально-эмоциональ­ную и содержательную профессиональную поддержку и помощь в случае каких-то неудач и трудностей. Естествен­но, всего этого лишен психолог-«любитель». 2) Особый профессиональный такт и следование профес­сионально-этическим нормам у психолога-профессионала. «Любитель» часто бывает невоспитан, в разговоре пе­ребивает другого человека и, главное, лишает его права са­мостоятельно решать свои проблемы (главный лозунг «эффективного» «любителя» - «Будь спокоен! Положись на меня!»... «Но и не мешай, не перечь мне!»...). Задача же хорошего психолога - создать условия для самостоятель­ного решения клиентом своих жизненных сложностей, а в идеале - научить его вообще обходиться без психолога, как бы парадоксально это ни казалось... Именно в этом проявляется настоящее уважение к личности клиента, основанное на вере в его собственные возможности быть субъектом решения своих проблем.

Возникает гипотеза, что хороший психолог - это человек, которого в итоге нет. Заметьте, только в итоге, к которому ещё нужно придти. Обладая разносторонними знаниями и подходами он выбирает оптимальный путь для решения задачи. Быть может, самое страшное для психолога - превра­титься в узкого специалиста, способного лишь проводить отдельные «методики» или умеющего читать лишь конк­ретные «курсы» и «спецкурсы», но не понимающего, что происходит в окружающем мире... Известный американ­ский социолог Р. Миллс писал о том, что именно общественные проблемы часто лежат в основе личных забот и трудностей многих людей, поэтому «...задача либеральных институтов, как и задача широкообразованных людей, за­ключается в том, чтобы постоянно превращать личные не­взгоды людей в общественные проблемы и рассматривать общественные проблемы под углом зрения их значимости для жизни индивидуума» (Миллс, 1959).

Есть, однако, ещё несколько существенных различий между житейским и профессиональным опытом. В житейском опыте мы опираемся преимущественно на эмпирические обобщения, то есть на обобщения, основанные на непо­средственно наблюдаемых или переживаемых свойствах предметов и явлений, тогда как наука ориентирована на теоретические обобщения, опирающиеся на скрытые суще­ственные свойства, выходящие за рамки непосредствен­ного наблюдения и требующие введения некоторых до­полнительных принципов (тех самых гипотез обобщаю­щего характера, о которых мы говорили). Несколько огрубляя ситуацию, можно привести такой пример: кит и акула для нас ближе, чем кит и дикобраз, хотя в зоологической систе­матике, основанной не на внешних признаках (форма тела, наличие плавников) или общности среды обитания, а на теории происхождения видов, это не так. - (Вачков И.В. "Введение в профессию Психолог"). Можно заметить, что существует тенденция к увеличению дистанции между психологами-любителями и психологами-профессионалами. Психолог-любитель будет стремиться к центрированию ситуации на себя, а психолог-профессионал будет стремиться к центрирированию ситуации вне себя. Первый будет основывать свои действия на собственном опыте, второй будет пытаться синтезировать собственный опыт с имеющимися научными знаниями.

Справедливости ради, стоит отметить, что психологи делятся на исследователей и практиков. На людей, получающих и систематизирующих научные знания, и тех, кто применяет эти знания в практических областях соответственно. На мой взгляд, наиболее удачно психология может использоваться на стыке разных дисциплин: психология-журналистика, психология-программирование, психология-медицина, психология-юриспруденция, психология-организация, психология-маркетинг и т.д. Вспоминая книгу Анатолия Константиновича Сухотина - "Парадоксы науки" , хочется выделить, что многие полезные открытия действительно были сделаны специалистами, которые находились на пересечении разных дисциплин. Новое появляется ныне обычно в пограничных районах на стыке проблем и направлений. Сплошь и рядом трудно определить, где кончается одна отрасль и начинается другая. Так, И. Кеплер проявил качества врача, когда в 1611 году создал целое учение о диоптике глаза. Это мудреное медицинское название (оно происходит от греческих слов "диа" - "сквозь" и "оптоман" - "смотрю") означает не что иное, как науку о близорукости, точнее, о причинах близорукости. И. Кеплер установил, что четкое изображение увиденного - заслуга сетчатки глаза. Но это лишь в том случае, если световые лучи, проходя хрусталик и преломляясь в нем, пересекутся как раз на сетчатке. Если же хрусталик остается в сильно выпуклом состоянии, фокус окажется чуть впереди. Тогда изображение получается расплывчатым. Добавим, что в случае дальнозоркости хрусталик, наоборот, слишком растянут и фокус оказывается позади сетчатки. Определенно в разработке причин близорукости И. Кеплером решающую роль сыграло именно то, что он - астроном-наблюдатель - хорошо знал устройство телескопа. Очевидно, аналогия глаза с оптической системой и навела ученого на мысль объяснить нарушение зрения подобным образом. Ещё одним хорошим примером считаю современное проектирования интерфейсов для сайтов, так называемое юзабилити, которое трансформировалось из инженерной психологии. Был государственный заказ на изучение взаимодействия человек-машина или человек-машина-человек, в результате которого было наработано большое количество научного и практического знания. Позже эти знания начали появляться в гражданских сферах деятельности, и, в том числе, почти спустя век, в проектировании интерфейсов для сайтов.

Заканчивая данную публикацию я хотел бы подчеркнуть, что психология выделилась из философии, но не разорвала с ней отношений. А первая экспериментальная лаборатория в Лейпциге была открыта физиологом, что означает её родство с естественными науками. Современный социум накладывает большой отпечаток на понимание и развитие самой профессии психолога, а роль психологов в формировании понимания человека и социума для меня остаётся загадкой. Нужно изучать жизнь отчественных и зарубежных психологов, чтобы сопоставлять социальные явления с конкретными позициями специалистов. Немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909) сказал: «У психологии краткая история, но долгое прошлое».

Используя личный социальный опыт и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора о том, что «человек может стать самим собой... через свою практическую деятельность, общение».


Человек... осознаёт себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдаёт себе отчёт в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального развития человек первоначально осознаёт предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития - и свои мысли о предметах и действиях. Он осознаёт себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознаёт себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру...

Познавая себя, человек, по мысли Т. Манна, никогда не остаётся вполне таки же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берёт на себя полную ответственность за них.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии... Рефлексия - размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного...

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными - от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т. п. Познавая себя, он никогда не остаётся таким же, каким был прежде...

Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

(А.Г. СпаркинД. Сорос )

Пояснение.

Могут быть приведены следующие примеры:

1) предприниматель основал фонд помощи больным детям и реализует свою потребность в гражданской активности, проявлении милосердия;

2) общение с психологом помогло человеку преодолеть тяжёлые жизненные обстоятельства;

3) после производственной практики студент понял, что правильно выбрал профессию.

Могут быть приведены другие примеры

Общество не состоит из отдельных индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Основу этих связей и отношений составляет взаимодействие людей.

Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выс-. тупает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и явлений и процессов.

Под взаимодействием в отечественной социальной психологии обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных , позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей.

Обычно различают межличностное и межгрупповое взаимодействие.

Межличностное взаимодействие - случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их , отношений и .

Наличие внешней цели по отношению к взаимодействующим индивидам, достижение которой предполагает взаимные усилия.

Эксплицированностъ (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми.

Ситуативностъ - достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом.

Рефлексивная многозначность - зависимость восприятия от условий осуществления и оценок его участников.

Межгрупповое взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.

В настоящее время в западной науке существует множество точек зрения, объясняющих причины взаимодействия людей.

Процесс взаимодействия людей делится на три основных этапа (уровня).

На первом этапе (начальномуровне) взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей. Между ними имеет места лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения. Оно в силу конкретных причин может не достигнуть своей цели и не получить дальнейшего развития.

Успех первичных контактов зависит от приятия или неприятия партнерами по взаимодействию друг друга. Различия между индивидами - одно из основных условий развития их взаимодействия (общения, отношений, совместимости, врабатываемости), а также их самих как личностей.

Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов. Отношения приятия-неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли люди друг другу, или нет. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции (жесты) отвержения.

Контакт прекращается.

И наоборот, люди обращаются к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, разворачивается в анфас, отвечает бодрой и веселой интонацией; к тому, кто заслуживает доверия и с кем можно развивать дальнейшее сотрудничество на основе совместных усилий.

Безусловно, приятие или неприятие друг друга партнерами по взаимодействию имеет более глубокие корни.

Первый (нижний) уровень есть соотношение индивидных (природных) и личностных параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентации) людей. Особое значение в межличностном взаимодействии имеют возрастные и половые различия партнеров.

Второй (верхний) уровень однородности - разнородности (степени подобия - контраста участников межличностного взаимодействия) есть соотношение (сходство - различие) мнений в группе, отношений (в том числе симпатий - антипатий) к себе, партнерам или другим людям и к предметному миру (в том числе к совместной деятельности). Второй уровень подразделяется на подуровни: первичный (или исходный) и вторичный (или результативный). Первичный подуровень есть исходное, данное до межличностного взаимодействия соотношение мнений (о мире предметов и себе подобных). Второй подуровень есть соотношение (сходство - различие) мнений и отношений как следствие межличностного взаимодействия, обмена мыслями и чувствами между участниками совместной деятельности.

Большую роль во взаимодействии на его начальном этапе играет эффект конгруэнции, т.е. подтверждение взаимных ролевых ожиданий, единый резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта.

Конгруэнция предполагает минимум рассогласований в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и симпатии на подсознательном уровне.

Конгруэнция усиливается вызванным у партнера ощущением соучастия, интересом, поисковой взаимной активностью на основе его потребностей и жизненного опыта. Конгруэнция может проявиться с первых минут контакта между ранее незнакомыми партнерами, а может не возникнуть вообще. Наличие конгруэнции говорит о повышении вероятности того, что взаимодействие будет продолжено. В этом смысле достигнуть конгруэнции следует стремиться с первых минут контакта.

Переживание сопринадлежности, которое возникает:
- когда цели субъектов взаимодействия связаны между собой;
- когда существует основа для межличностного сближения;
- в случае принадлежности субъектов к одной . Эмпатия (эмоциональное сопереживание собеседнику) реализуется:
- при установлении эмоционального контакта;
- при сходстве поведенческих и эмоциональных реакций партнеров;
- при наличии одинаковых чувств к какому-то предмету;
- когда привлекается внимание к чувствам партнеров (например, они просто описываются).

Идентификация (проекция своих взглядов на собеседника), которая усиливается:
- при разнообразии поведенческих проявлений взаимодействующих сторон;
- когда человек видит в другом черты своего характера;
- когда партнеры как бы меняются местами и ведут обсуждение с позиций друг друга;
- при ссылках на прежние случаи;
- при общности мыслей, интересов, социальных ролей и позиций.

В результате конгруэнции и действенных первичных контактов устанавливается обратная связь между людьми, представляющая собой процесс взаимонаправленных ответных действий, который служит поддержанию последующего взаимодействия, в ходе которого осуществляется как намеренное, так и ненамеренное сообщение другому лицу того, как его поведение и действия (или их последствия) восприняты или пережиты.

Обратная связь бывает разных видов, и каждый ее вариант соответствует той или иной специфике взаимодействия людей и установления между ними устойчивых отношений.

Обратная связь может быть непосредственной и отсроченной во времени. Она может быть яркой, эмоционально окрашенной и передаваться как некое переживание, а может быть с минимальным переживанием эмоций и ответных поведенческих реакций (Соловьева О.В., 1992). В разных вариантах совместной деятельности уместны свои виды обратной связи. Неумение использовать обратную связь существенно затрудняет взаимодействие людей, снижая его эффективность. Благодаря обратной связи в ходе взаимодействия люди уподобляются друг другу, приводят свое состояние, эмоции, поступки и действия в соответствие с разворачивающимся процессом взаимоотношений.

На среднем этапе (уровне) взаимодействия людей, который получил название продуктивной совместной деятельности, постепенно развивающееся активное сотрудничество находит все большее выражение в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров.

Обычно различают три формы, или модели, организагщи совместной деятельности:
- каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого;
- общая задача выполняется последовательно каждым участником;
- имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Их реальное существование зависит от условий деятельности, ее целей и содержания.

Общие устремления людей вместе с тем могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций. В результате люди вступают в отношения «согласия - несогласия» друг с другом. В случае согласия происходит вовлечение партнеров в совместную деятельность. При этом осуществляется распределение ролей и функций между участниками взаимодействия. Эти отношения вызывают особую направленность волевых усилий у субъектов взаимодействия, которая связана либо с уступкой, либо с завоеванием определенных позиций. Поэтому от партнеров требуются проявления взаимной терпимости, собранности, настойчивости, психологической подвижности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень и личности.

Вместе с тем в это время взаимодействие людей активно сопровождается или опосредуется проявлением сложных социально-психологических феноменов, получивших название совместимости - несовместимости (или срабатываемости - несрабатываемости). Как межличностные отношения и общение являются специфическими формами взаимодействия, так совместимость и срабатываемость считаются его особыми составляющими элементами (Обозов Н.Н., 1980). Межличностные отношения в группе и совместимость (физиологическая и психологическая) ее членов порождают еще одно важнейшее социально-психологическое явление, которое принято называть «психологическим климатом».

Психофизиологическая совместимость основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов.
Психологическая совместимость предполагает взаимодействие характеров, интеллектов, мотивов поведения.
Социально-психологическая совместимость предусматривает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентации участников.
Социально-идеологическая совместимость основана на общности идеологических ценностей, на сходстве социальных установок (по интенсивности и направленности) относительно возможных фактов действительности, связанных с реализацией этнических, классовых и конфессиональных интересов. Между этими видами совместимости нет четких границ, тогда как крайние уровни совместимости, например физиологический, социально-психологический и социально-идеологический климат, имеют очевидные различия (Обозов Н.Н., 1980).

В совместной деятельности заметно активизируется контроль со стороны самих участников (самоконтроль, самопроверка, взаимный контроль, взаимная проверка), что оказывает влияние на исполнительскую часть деятельности, в том числе на скорость и точность индивидуальных и совместных действий.

В то же время следует помнить: двигателем взаимодействия и совместной деятельности выступает, прежде всего, мотивация его участников. Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми).
Кооперация - максимизации общего выигрыша.
Индивидуализм - максимизации собственного выигрыша.
Конкуренция - максимизации относительного выигрыша.
Альтруизм - максимизации выигрыша другого.
Агрессия - минимизации выигрыша другого.
Равенство-минимизации различий в выигрышах (БитяноваМ.Р., 2001).

Осуществляемый участниками совместной деятельности взаимный контроль друг за другом может привести к пересмотру индивидуальных мотивов деятельности, если имеют место значительные различия по их направленности и уровню, в результате чего индивидуальные людей начинают координироваться.

В ходе этого процесса происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отношений партнеров по совместной жизнедеятельности. Оно облекается в различные формы влияния людей друг на друга. Одни из них побуждают партнера к действиям (приказ, просьба, предложение), другие санкционируют действия партнеров (согласие или отказ), третьи вызывают на дискуссию (вопрос, рассуждение). Сама же дискуссия может происходить в форме освещения, беседы, диспута, конференции, семинара и целого ряда других видов межличностных контактов.

Однако выбор форм воздействия чаще продиктован функционально-ролевыми взаимосвязями партнеров в совместной работе. Например, контрольная функция руководителя побуждает его к более частому использованию приказов, просьб и санкционирующих ответов, в то время как педагогическая функция того же руководителя требует более частого использования дискуссионных форм взаимодействия. Таким образом реализуется процесс взаимовлияния партнеров по взаимодействию. Посредством него люди «обрабатывают» друг друга, стремясь к изменению и преобразованию психических состояний, установок и в конечном счете поведения и психологических качеств партнеров по совместной деятельности.

Взаимовлияние как изменение мнений и оценок может быть ситуативным, когда этого требуют обстоятельства. В результате повторяющихся изменений мнений и оценок происходит формирование их устойчивости, сближение позиций приводит к поведенческому, эмоциональному и когнитивному единству участников взаимодействия. Это в свою очередь приводит к сближению интересов и ценностных ориентации, интеллектуальных и характерологических особенностей партнеров.

Под их воздействием изменяются мнения, отношения партнеров по взаимодействию. Регуляторы взаимовлияния формируются на базе глубокого свойства психики - подражания. В отличие от последнего внушение, конформность и убеждение регулируют межличностные нормы мыслей и чувств.

Внушение - такое влияние на других людей, которое они воспринимают неосознанно.
Конформность - сознательное изменение мнений, оценок. Ситуативно и сознательно конформность позволяет поддерживать и согласовывать представления (нормы) по поводу происходящих событий в жизни и деятельности людей. Разумеется, события имеют различную степень значимости для тех, кто вынужден их оценивать.
Убеждение - процесс длительного воздействия на другого человека, в ходе которого он сознательно усваивает нормы и правила поведения партнеров по взаимодействию.

Сближение или изменение взаимных точек зрения и мнений затрагивает все сферы и уровни взаимодействующих людей. В условиях решения конкретных текущих задач жизни и деятельности, и особенно общения, их конвергенция-дивергенция представляет собой своеобразный регулятор межличностного взаимодействия. Если сближение оценок и мнений формирует единый «язык», групповые нормы отношений, поведения и деятельности, то их расхождение выступает в качестве движу-лцей силы развития межличностных отношений и групп.

Заключительным этапом (высшим уровнем) взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием. Взаимопонимание людей - это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод - взаимопротиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком. В то же самое время взаимное непонимание - одна из существенных предпосылок распада взаимодействия людей или причина самых разнообразных межличностных затруднений, и т.д.

Существенной характеристикой взаимопонимания всегда выступает его адекватность. Она зависит от целого ряда факторов:
- типа отношений между партнерами (отношений знакомства и приятельства, дружеских, любовных и супружеских отношений);
- товарищеских (деловых по сути отношений);
- знака или валентности отношений (симпатий, антипатий, индифферентных отношений);
- степени возможной объективации, проявляемости свойств личности в поведении и деятельности людей (общительность, например, легче всего наблюдается в процессе взаимодействия общения).

В адекватности, как точности, глубине и широте восприятия и интерпретации, большую роль играют мнение, оценка других более или менее значимых людей, групп, авторитетных лиц.

Для правильного анализа взаимопонимания можно соотнести два фактора - социометрический статус и степень подобия по нему. При этом необходимо учитывать:
- устойчиво взаимодействуют (дружат) друг с другом лица, имеющие разные социально-психологические статусы в коллективе;
- отвергают друг друга, т.е. испытывают межличностное неприятие, телица, которые сходны по статусу и он у них недостаточно высок.

Таким образом, взаимодействие - сложный многоэтапный и многогранный процесс, в ходе которого осуществляются общение, восприятие, взаимоотношения, взаимовлияние и взаимопонимание людей.

Взаимодействие, как уже подчеркивалось, многообразно. Показателем этого является и его типология.

Обычно выделяют несколько способов взаимодействия. Наиболее распространено дихотомическое деление: кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция). В этом случае, как само содержание взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяют характер межличностных отношений между людьми.

Дополнительное взаимодействие - партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга.
Пересекающееся взаимодействие - партнеры, с одной стороны, демонстрируют неадекватность понимания позиций и действий другого участника взаимодействия, а с другой, ярко проявляют собственные намерения и действия.
Скрытое взаимодействие - включает в себя одновременно два уровня: явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумеваемый. Оно предполагает либо глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к невербальным средствам общения - тону голоса, интонации, мимике и жестам, поскольку именно они передают скрытое содержание.

Взаимодействие всегда присутствует в виде двух компонентов:
Содержание - определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное взаимодействие.
Стиль - указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими.

Можно говорить о продуктивном и непродуктивном стилях взаимодействия. Продуктивный стиль представляет собой плодотворный способ контакта партнеров, способствующий установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов в совместной деятельности.

В других случаях, исчерпав доступные им ресурсы адаптации, добившись некоторого равновесия и доверия на первых этапах развития » взаимодействия, люди не могут сохранять эффективных взаимоотношений. В обоих случаях говорят о непродуктивном стиле взаимодействия - неплодотворном способе контакта партнеров, блокирующем реализацию личностных потенциалов и достижение оптимальных результатов совместной деятельности.

Под непродуктивностью стиля взаимодействия обычно понимается конкретное воплощение в ситуации взаимодействия неблагоприятного состояния существующей системы отношений, которое воспринимается и осознается таковым по крайней мере одним из участников взаимодействия.

Характер активности в позиции партнеров:
- в продуктивном стиле - «рядом с партнером», т.е. активная позиция обоих партнеров как соучастников деятельности;
- в непродуктивном - «над партнером», т.е. активная позиция ведущего партнера и дополняющая ее пассивная позиция подчинения ведомого.

Характер выдвигаемых целей:
- в продуктивном стиле - партнеры совместно разрабатывают как близкие, так и дальние цели;
- в непродуктивном - доминирующий партнер выдвигает только близкие цели, не обсуждая их с партнером.

Характер ответственности:
- в продуктивном стиле за результаты деятельности ответственны все участники взаимодействия;
- в непродуктивном - вся ответственность отнесена к доминирующему партнеру.

Характер отношений, возникающих между партнерами:
- в продуктивном стиле - доброжелательность и доверие;
- в непродуктивном - агрессия, обида, раздражение.

Характер функционирования механизма и обособления:
- в продуктивном стиле - оптимальные формы идентификации и отчуждения;
- в непродуктивном - крайние формы идентификации и отчуждения.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Механич. форма В. представляет собой не всеобщий, а лишь частный универсальной формы В. как бесконечной цепи причинно-следств. отношений.

Характеристика В. как взаимного изменения сторон системы, при к-ром движение приобретает "круговой" характер, относится и к любой конкретной системе взаимодействующих явлений. Такая конкретная также выступает в качестве "причины самой себя", т.е. заключает внутри себя источник своего собственного движения. Понимаемая так причина совпадает с внутр. противоречием данной конкретной системы.

В. всегда носит конкретный характер в том смысле, что есть всегда отношение сторон определ. целостной системы, напр. солнечной системы, растительного, животного царств, человеч. общества, определ. общественно-экономич. формации. Содержание В. обусловлено природой составляющих его моментов, взаимное изменение к-рых и выступает как движение данной системы. Примерами такого диалектич. В. может служить любая конкретная система, напр. живые организмы. Живые организмы преломляют воздействия внешней среды через специфич. организацию своего тела и взаимоотношения особей данного вида. Ярким примером самосохраняющейся, самовоспроизво-дящейся и самодвижущейся системы взаимодействующих явлений может служить человеч. общество в его развитии, основанном на специфич. социальных закономерностях.

В. есть процесс, внутр. единство к-рого осуществляется в непрерывном изменении его элементов, сторон. Воспроизведение явления на основе В. его собств. элементов и выступает как его развитие (саморазвитие). В саморазвивающейся системе причина ее существования в конечном счете оказывается ее же собств. следствием. Цепь причин и действий замыкается здесь уже не только на "кольцо", но и на "спираль". Образцом такой формы В. является система В. экономич. явлений, научно воспроизведенная в "Капитале" Маркса.

В аналогичном отношении В. находятся между собой и практика человека. Теория есть не только следствие практики. Возникая на основе практики и получая в ней активный своего развития, теория оказывает обратное воздействие на практику.

В. выражается, напр., в отношениях наемных рабочих и капиталистов внутри товарно-капиталистич. отношений произ-ва. Капитал есть столько же следствие существования наемного труда, сколько и причина его данного, конкретно-историч. существования.

При всей зависимости сторон В. диалектика обязывает всегда иметь в виду, что одна из сторон этого В. является ведущей. Такой ведущей стороной является та, с которой начинается каждый новый круг развития. Так, например, в отношении В. теории и практики ведущей стороной выступает практика.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1–3, М., 1955; его же, К критике политической экономии, М., 1953; Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38; Гегель Г., Наука логики, Соч., т. 5, М., 1937.

Э. Ильенков, Г. Давыдова, В. Лекторский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - философская категория, отражающая процессы взаимодействия различных объектов друг с другом, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Свойства объекта могут проявляться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности, структуры. Каждая форма движения материи имеет в своей основе определенные типы взаимодействия структурных элементов.

Взаимодействие определяет отношение причины и следствия. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. Взаимодействие противоположностей, являются самыми глубокими источниками, основой и конечной причиной возникновения, самодвижения и развития объектов.

Современное естествознание показало, что всякое взаимодействие связано с материальными полями и сопровождается переносом материи, движения и информации. Познание вещей означает познание их взаимодействия и само является результатом взаимодействия субъекта и объекта.

А. Г. Спиркин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ" в других словарях:

    Взаимодействие … Орфографический словарь-справочник

    В физике, воздействие тел или ч ц друг на друга, приводящее к изменению состояния их движения. В механике Ньютона взаимное действие тел друг на друга количественно характеризуется силой. Более общей хар кой В. явл. потенц. энергия. Первоначально… … Физическая энциклопедия

    взаимодействие - (в психологии) процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В. выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Особенностью … Большая психологическая энциклопедия

    взаимодействие - Термин "взаимодействие" используется для обозначения взаимодействий между сетями, между оконечными системами или между их частями с целью обеспечения функциональной единицы, способной поддерживать связь от окончания до окончания.… … Справочник технического переводчика

    Философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную… … Большой Энциклопедический словарь

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, взаимодействия, ср. (книжн.). Взаимная связь; взаимная обусловленность. Взаимодействие общественных явлений. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Связь, согласование, сольватация, аллелопатия. Ant. несогласованность Словарь русских синонимов. взаимодействие сущ., кол во синонимов: 5 аллелопатия (1) … Словарь синонимов

    Действия, согласованные по задачам (объектам), направлениям, рубежам (районам) и времени между частями различных видов ВС (родов войск, сил флота, специальных войск) в интересах достижения общей цели боя, операции. Один из принципов военного… … Морской словарь

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, я, ср. 1. Взаимная связь явлений. В. спроса и предложения. 2. Взаимная поддержка. В. войск (согласованные действия войск при выполнении боевой задачи). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...