Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Рефрейминг в психологии примеры. Когнитивный рефрейминг

Наверняка многим из вас известно утверждение: если не можешь изменить ситуацию - измени свое отношение к ней. Конечно, в случае каких-то глобальных личных катастроф такой подход может не спасти, но во многих бытовых ситуациях он поможет сэкономить массу нервов. Такая техника называется рефрейминг .

Рефрейминг - это термин, пришедший к нам из НЛП, он происходит от английского глагола to reframe. Frame - это рамка, а to reframe – поместить картину или фотографию в новую рамку . Чтобы лучше понять, что такое рефрейминг, давайте обратимся к примеру из известной всем серии книг о Гарри Поттере.

В третьей книге профессор Люпин учил детей справляться с боггартом - существом, воплощавшим в себе самый ужасный страх человека. Чтобы побороть боггарта, нужно было «чудовище превратить в посмешище» - представить свой страх в смешном и безобидном виде. Скажем, один из учеников представил сурового профессора Снейпа в наряде своей бабушки. Вот так и работает рефрейминг: увидев свой страх в другом свете, человек перестает бояться .

Кстати, рефрейминг действительно используют для борьбы с различного рода фобиями (хотя он и не гарантирует стойкого эффекта в том случае, если фобия глубокая и запущенная). Но борьба с фобиями - не единственная сфера применения, рефрейминг можно использовать практически в любой жизненной ситуации. Суть его заключается в том, что во всем есть свои положительные моменты, нужно только уметь их увидеть и воспользоваться ими .

Рефрейминг традиционно делится на два основных вида: рефрейминг контекста и рефрейминг содержания. В случае с рефреймингом контекста имеется в виду, что в разных ситуациях одно и то же событие может оказаться как полезным, так и вредным. Если мы изменим контекст («а ведь могло быть и хуже»), мы изменим и отношение к событию. Рефрейминг содержания - это смещение смысловых акцентов, в этом случае мы меняем отношение напрямую, изменяя не контекст, а собственное восприятие.

В НЛП существует более формальный вариант этой техники - шестишаговый рефрейминг , поэтапный процесс, состоящий, как это понятно из названия, из шести последовательных шагов. Но мы не будем углубляться в такие дебри, а поговорим о пяти основных способах рефрейминга , которые можно использовать в повседневной жизни.

Рефрейминг по контексту . Мы меняем восприятие предмета (события), сравнивая его с другим. Скажем, вы купили себе телефон - не самый «навороченный», но в общем-то, неплохой. И встретили друга Васю, тоже с новым телефоном - крутым и дорогим. И ваш телефон по сравнению с его начинает казаться вам плохим. А если вы встретите друга Петю со старым телефоном, который только и может, что звонить и СМС отправлять, ваш телефон начнет казаться вам лучше. Конечно, пример довольно грубый, но основная мысль ясна: думать нужно не о том, что бывает лучше, а о том, что могло бы быть и хуже.

Показ другой стороны . Мы привыкли во многих ситуациях мыслить стереотипами, которые и обуславливают наше негативное восприятие. Но известно, что у каждой медали есть две стороны. Практически в каждой ситуации, кажущейся негативной, есть что-то позитивное. Скажем, вам каждое утро приходится вставать раньше, чтобы добраться на работу на метро, потому что у вас нет машины. Но при этом вы экономите на бензине и не застреваете в пробках.

Рефрейминг с использованием слова «зато» . Этот способ рефрейминга самый простой: на каждый недостаток нужно найти достоинство. Скажем, вы опоздали на работу, потому что задержались в паспортном столе, зато вы решили все свои дела с документами, и вам не придется больше выстаивать очереди, отпрашиваться с работы и нервничать. Но в этом случае лучше избегать стандартных формулировок: они обычно кажутся неубедительными, потому что используют их слишком часто, к месту и не к месту.

Рефрейминг с помощью коннотаций . Практически каждое слово имеет коннотацию - эмоциональную окраску, оценочную составляющую. Именно коннотацией различаются многие синонимы. У одного слова коннотация может быть позитивной, а у его синонима - негативной. Скажем, слово «осел» может ассоциироваться с глупостью, упрямством, а его синоним «ишак» - с готовностью упорно трудиться. Рефрейминг с помощью коннотаций заключается в том, чтобы вместо слов с негативной коннотацией использовать более позитивные формулировки. Скажем, слово «придется» заменять на «должен» (согласитесь, долг не так угнетает, как безысходность и принуждение).

Рефрейминг при помощи слова «или» . Этот прием основан на контрасте. Если нам предстоит сделать что-то неприятное, нам нужно найти для нее еще более неприятную альтернативу. Герой одной из книг Роберта Асприна говорил: «Давай попробуем так: ты пожмешь мне руку или я вырву тебе сердце». Вот так и работает рефрейминг в этом случае: из двух зол мы выберем меньшее и поймем, что на самом деле не такое уж это и зло.

Конечно, рефрейминг - не панацея на все случаи жизни , но во многих ситуациях он может оказаться очень и очень полезным.

Наше мышление создаёт такие проблемы,
которые невозможно решить с помощью
мышления того же типа.
Альберт Эйнштейн

Эта история является логическим продолжением материала «Уроки Тристана наоборот».

В статье мы давали вредные советы, как «в прелестях искать недостатки». Однако, что это мы? Подобными техниками и без наших подробных инструкций люди владеют в совершенстве. Сложности возникают тогда, когда нужно перенастроить себя на позитив...

Этим мы и займёмся.

Для начала, анекдот — философская притча, ставшая для многих отправной точкой рефрейминга.

Идёт по лесу, ну, предположим, Заяц. И произносит себе под нос позитивную аффирмацию: «Я — сильный! Я — сильный! Я — сильный!». Скоро натыкается на Медведя-не-в-духе. Медведь пинает зайца ногой, заяц летит над кустами, обозревает окрестности и кричит радостно: «Я сильный и лёгкий! Я сильный и лёгкий! Я. Умею. Летать!...»

Итак, приступим?

Однако, углубимся в теорию. Психологи выделяют два базовых типа рефрейминга: Рефрейминг контекста и Рефрейминг смысла

Рефрейминг контекста

Рефрейминг контекста — самый простой. Надо взять объект реальности или событие, которые по привычке воспринимаются нами только в негативном контексте. Надо «вырезать» их из негативного контекста и перенести туда, где они будут уместны, позитивны, хороши — в позитивный контекст.

Самый простой пример — культурологический. На севере диком, в культурной Европе есть такое выражение — ЧЕРНЕЕ ТУЧИ. Представьте себе это небо, которое затягивается чёрными тучами, а у Вас пшеница на корню гниёт... Представили? У Вас возникли негативные или позитивные ассоциации? Рискну предположить — негативные. Как и у большинства европейцев, связавших чёрный цвет с цветом скорби и траура.

А теперь переносим черный цвет в контекст, где он, этот чёрный цвет, мгновенно станет позитивным, обрастёт веером приятных коннотаций. Ну-ка! Поехали в африканскую пустыню, к кочевникам, на Ближний Восток. Ну-ка начинаем умирать от жажды, а вокруг одно только раскалённое голубое небо и огненный шар солнца в центре. И ни признака облачка, не говоря уже о такой желанной, чёрной туче, из которой может пролиться дождь, нет, ливень! И тогда побежит вода в арыках, люди наполнят бурдюки, напьются животные, будет спасена жизнь каравана. В Африке и на Ближнем Востоке чёрный цвет — это цвет жизни, секса, радости, богатства.

Примерно так мы осуществляем рефрейминг контекста.

Но чаще всего мы распускаем сопли практически на пустом месте. Вот если в нашей жизни действительно что-то происходит — тут нам не до нытья, мы подбираемся, группируемся, начинаем разговаривать спокойно и по-деловому — организм включает аварийные системы защиты, мобилизует свои ресурсы. Даже глупый человек в ситуации РЕАЛЬНОЙ опасности делается умнее и сообразительнее.

А если беды нет, мы, живя в общем-то неплохой и довольно сытой жизнью, ищем себе тему для нытья и незамедлительно находим.

Нет, если Вы настроены вести себя как царевна Несмеяна, с увлечением играя в игру «Всё плохо», то пожалуйста.

Рассказывают историю про одного человека, который на службе прославился тем, что никогда ничему не радовался, а в любом событии прозревал лишь грядущие перемены к худшему. Это был его стиль, ничем другим он похвастаться не мог... И вот дают этому сотруднику от работы — квартиру. Трёхкомнатную. Вся курилка, сорвавшись с места, как один, поспешила в отдел, чтобы не упустить эту уникальную сцену: как отреагирует нытик на этот раз, как выкрутится... Нытик стоял посреди комнаты с трагическим выражением лица. При виде коллег он сдавленно прошептал: «Ну вот... квартиру дали... (всхлип) Трёхкомнатную!» и скорчил страдальческую мину...

Небольшой практикум по рефрейминигу

Предположим, у Вас отпуск, Вы взяли путёвку и приехали в незнакомую страну, в незнакомый отель. День прошёл, три пролетело — а Вы ни с кем не познакомились. Ходите в гордом одиночестве. Ни тебе поговорить с соотечественниками, ни по магазинам пройтись. Вердикт вынесен: Одиночество. На курорте. Что может быть хуже? Как потом перед друзьями отчитываться?!

На помощь нытику приходит Рефрейминг контекста: Опомнись, нытик! Разве не об этом ты мечтал, разве не ты просил «Оставьте все меня в покое!» Ты уже забыл прошлое лето, когда инициативная группа твоих друзей во главе с чьей-то мамочкой, поднимала тебя каждый день в 6 утра, погружала тебя в ледяное море, кормила ночью шашлыками, заставляла петь хором песни Аллы Пугачёвой и в довершении всего идиотизма потащила тебя на пик горы, где ты растянул себе лодыжку, нытик? Ты помнишь, что роман «Мастер и Маргарита», о неторопливом и вдумчивом чтении которого ты мечтал весь год, ты дочитал тогда до четвёртой страницы?

Весёлое задание для читателей этой статьи: мысленно перепишите в позитивном ключе «прошлое лето нытика», используя всё тот же рефрейминг контекста:)

Рефрейминг смысла

О! Он гораздо сложнее, но и прекраснее, потому как глубже. Рефрейминг смысла заставляет увидеть событие целостно, прозреть всю его глубину, узреть все грани. Рефрейминг смысла тесно связан с религиозным отношением к событиям нашей жизни — это умение ПРИНЯТЬ ситуацию, увидеть в ней не только составляющую Зла, но и составляющую Блага. Разумеется, при плоском, атеистическом восприятии мира, рефрейминг смысла вряд ли получится. Нужно «четвёртое измерение», нужно закинуть удочку на «тот свет», без чего картина, сложившаяся на этом свете — неясна. Всё время не хватает каких-то улик, каких-то кусочков паззла...

Как изменить смысл события, если идеология, внушённая нам, плоска и примитивна и допускает только одну трактовку поступка? Чёрное либо белое — оттенков не дано. Хорошо нам, пока мы встречаем в своей жизни только «белые» ситуации. А когда идут «чёрные»? Что делать? Поменять ярлыки нельзя — они намертво прибиты гвоздями к вещам.

Что делать? Понять, что этот мир не чёрно-бел. Что не существует вообще никаких «чёрных» и «белых» событий. Рефрейминг смысла даётся намного тяжелее, из-за ригидности, консерватизма, догматизма и фанатичности, которые присущи большинству из нас. «У этого события есть только такой смысл!», «Меня так воспитали!» Что это, глупость или предательство Человека в себе?

Рефрейминг смысла сводится к избитому анекдоту: «Если Вас насилуют и Вы не можете изменить ситуацию — попытайтесь расслабиться и получить удовольствие».

Я чувствую, что рефрейминг смысла Вызывает у Вас бурю негодования и отторжение. Вот-вот, я же говорила, что большинство из нас ригидные, консервативные, догматичные фанатики. И что рефрейминг смысла — очень сложный.

Психологи советуют: совершая рефрейминг смысла, задайте себе вопрос: «А что позитивного может дать эта ситуация?» «Какую выгоду для себя я смогу извлечь?» Или же, если ситуация совсем несладка: «Какие уроки я могу извлечь?» «Чему эта ситуация вообще учит?»

В заключении приведу совсем короткое упражнение, благодаря которому можно научиться самостоятельно переосмыслять негативные жизненные установки двумя способами:

Дано: Мне не нравится моя внешность.

Рефрейминг контекста: Зато твоя внешность нравится другим людям.

Девушка пребывала в контексте, где существовали только: она, её лицо и её отражение в зеркале. Её переносят в контекст, где её лицу и фигуре сопутствуют совсем иные обстоятельства, например, другие люди... очень неожиданный ход, не правда ли?

Рефрейминг смысла: Предъявляя к себе такие высокие требования, ты приобретаешь шанс никогда не распуститься и стать ухоженной красавицей. Ведь только тот, кто знает свои недостатки — может быть безупречен!

Я всё могу! Позитивное мышление по методу Луизы Хей Могилевская Ангелина Павловна

Рефрейминг

Рефрейминг

Ну вот, вы наверняка уже убедились в том, что перемены нам просто необходимы, что они – это и есть сама жизнь. Но их не так-то просто принять и тем более совершить самостоятельно. А ведь возвращение здоровья, а также душевной и физической гармонии – это тоже перемены, да еще какие!

Работа над собой подразумевает прежде всего вывод за рамки понятий и ограничивающей программы подсознания. Этот прием называется «рефрейминг».

Рефрейминг – это слово, производное от английского «а frame» – «рама». Вы наверняка замечали, что если сменить раму старой картины, она сразу же начнет смотреться по-иному? От рамы зависит половина успеха художественного произведения. Часто сами художники не могут подобрать для своих произведений подходящую раму и потому обращаются за помощью к дизайнерам.

Смените раму «картины» своего события. Подумайте, как его можно интерпретировать иначе?

Экологическая психотерапия направлена на предоставление возможности альтернативного выбора, чтобы помочь человеку самому найти и осознать проблему.

А можете ли вы сами выходить за рамки собственных понятий и ограничений?

Преодолейте страх пересечь границу привычного и «обжитого» пространства мировосприятия. Скажете, это трудно? Да, непросто, но оно того стоит!

Попробуем разобраться, что именно надо сделать для того, чтобы измениться (а значит, исцелиться), как это работает и зачем вообще это нужно.

Из книги С тех пор они жили счастливо. автора Камерон-Бэндлер Лесли

Из книги НЛП [Современные психотехнологии] автора Алдер Гарри

Глава 14 Рефрейминг Суть рефрейминга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспективах или в разном контексте. Рефрейминг является неотъемлемой частью творческого мышления. Он перекликается с разработанными ранее концепциями НЛП, например с концепцией

Из книги Сердце разума. Практическое использование методов НЛП автора Андреас Коннира

Рефрейминг и псевдо-эндометриоз Когда мы впервые обратились к изучению данного метода много лет назад, у меня была пациентка по имени Марта, чьи физические симптомы не подпадали под стандартную медицинскую практику. Врачи Марты описали ее симптомы как

Из книги ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. автора Гагин Тимур Владимирович

Рефрейминг смысла, или Не рыжий, а золотой Этот стон у нас песней зовется. Некрасов И вновь мы обнаруживаем все ту же простую мысль. «Содержание» не имеет смысла. Восприятие имеет смысл. Важно оформление, форма.Это как в публичном выступлении. Важно - кто говорит. Важно -

Из книги Вторжение между ног. Правила съема автора Новиков Дмитрий

Рефрейминг Слово “Рефрейминг” образуется от английского – “фрейм” – рамка. Так что, еслидословно перевести, то рефрейминг – это переобрамление. Это прекрасная возможностьизменить свое или чужое мнение о каком-то событии.Рефрейминг – это переосмысление.

Из книги Измените своё мышление– и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП автора Андреас Коннира

Буквальный рефрейминг Слово «рефрейминг» является визуальным словом, однако многие думают о нем как об аудиальном процессе - «словесном переформулировании». Хотя для выполнения рефрейминга вы используете слова, обычным эффектом является визуальное помещение

Из книги Стратегии гениев. Том 3. Зигмунд Фрейд, Леонардо да Винчи, Никола Тесла автора Дилтс Роберт

1.8. Рефрейминг Согласно Фрейду, “значение” симптома приходит от “впечатлений и опыта, из которых он возник, а также от той цели, которой служит”. Процесс изменения личностной истории в первую очередь фокусируется на событиях и “впечатлениях”, способствовавших

Из книги Основы гипнотерапии автора Моисеенко Юрий Иванович

Рефрейминг Преимущество этого метода состоит в том, что он не содержит в себе никакого насилия над личностью. Предполагается, что злоупотребление алкоголем приносит определенную выгоду (вторичная выгода) носителю зависимости, и подсознание решает какие-то задачи или

Из книги Экстремальные ситуации автора Малкина-Пых Ирина Германовна

ТЕХНИКА 6. «Буквальный рефрейминг» 1. Подумайте о ситуации, при мысли о которой вы чувствуете себя плохо. Это может быть все, что угодно: воспоминание о травмирующем событии, нынешняя проблемная ситуация или чувство страха, а может быть, и что-нибудь еще.2. Тщательно

Из книги Я всё могу! Позитивное мышление по методу Луизы Хей автора Могилевская Ангелина Павловна

ТЕХНИКА 7. «Шестишаговый рефрейминг» 1. Идентифицируйте стереотип X, который вы хотите изменить (ваше навязчивое воспоминание или повторное переживание травматической ситуации). «Я хочу прекратить делать X, но не могу», или «Я хочу делать Y, но меня что-то останавливает».

Из книги Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП автора Дилтс Роберт

Рефрейминг Ну вот, вы наверняка уже убедились в том, что перемены нам просто необходимы, что они – это и есть сама жизнь. Но их не так-то просто принять и тем более совершить самостоятельно. А ведь возвращение здоровья, а также душевной и физической гармонии – это тоже

Из книги автора

2 ФРЕЙМЫ И РЕФРЕЙМИНГ Фреймы Фрейм, или психологическая «рамка», связан с общей направленностью, определяющей наши мысли и действия. В этом смысле фреймы относятся к когнитивному контексту того или иного события или переживания. Как видно из самого названия, фрейм

Из книги автора

Рефрейминг Рефрейминг позволяет нам иначе интерпретировать те или иные проблемы и находить новые решения. Это происходит за счет изменения фреймов, в рамках которых эти проблемы воспринимаются. Буквально рефрейминг обозначает помещение какого-либо образа или

Из книги автора

Рефрейминг контекста Рефрейминг контекста связан с тем фактом, что конкретное переживание, поведение или событие наделяются различным смыслом и влекут за собой различные последствия в зависимости от исходного контекста. К примеру, люди, страдающие от жестокой засухи,

Из книги автора

Рефрейминг содержания В отличие от изменения контекста, рефрейминг содержания подразумевает изменение нашей точки зрения или уровня восприятия определенного поведения или ситуации. Возьмем, к примеру, пустое поле, поросшее травой. Для фермера это поле представляет

Из книги автора

Рефрейминг критиков и критики Как показывает пример отца и сына-подростка, рефрейминг может успешно применяться в работе с критиками и критическими замечаниями.Критиков нередко считают людьми, самыми неудобными в общении, из-за их кажущейся сосредоточенности на

Понятие «рефрейминг» пришло из когнитивной психотерапии, описанной в 60-х годах прошлого века. Сегодня его используют в психологии, переговорах, медитации и продажах. В общем смысле под этим термином скрывается методика, позволяющая изменить точку зрения субъекта, вследствие чего меняется восприятие предметов, событий, идей.

Рефрейминг примеры

Не обращаясь к рефреймингу в , приведем пример, который мог бы помочь вам понять, как способна поменяться точка зрения на ситуацию. Итак, представьте: вы являетесь родителем семнадцатилетней дочери, и в один прекрасный день, возвратившись из командировки, находите от нее на столе записку со следующим содержанием:

«Дорогие мама и папа. Прошу прощения, что не смогла с вами попрощаться, но я вынуждена торопиться. Дело в том, что наш поезд отбывает через час, а нам еще многое нужно успеть.

Я влюбилась в мальчика. Ему тоже семнадцать. И наши чувства взаимны. Недавно мы узнали, что я беременна. Чтобы не зависеть от родителей, мы бросаем школу и отправляемся зарабатывать самостоятельно. Сегодня мы уезжаем на Камчатку. Деньги на билеты мы взяли из той суммы, что вы откладывали на покупку автомобиля. Мы обязательно вернем, как только устроимся. Кстати, старую машину мы разбили, поэтому ее нет в гараже.

Да, мы еще не женаты. Дело в том, что мою любимый болен. Вероятно, у него СПИД. Мы ждем результаты анализов, только после этого решим, стоит ли узаконить отношения.

Ах, да. Наркотики в ящике письменного стола выбросите, пожалуйста, сами. Я не знаю, где их спрятать.

PS. Я не беременна. Я не влюблена. После уроков бегу домой. Деньги и машина в сохранности. Но я получила тройку по английскому языку».

Согласитесь, в данной ситуации проблема качества знаний у ребенка проявляется в новом контексте, позволяя оценить ценность имеющегося в ином свете.

Рефрейминг предлагает искать обратную сторону практически во всем. Так, большая загрузка на работе обращается получением нового опыта, ростом вашей ценности и увеличением доходов. Необходимость обучать сотрудников имеет положительную сторону - после повышения квалификации они принесут больше прибыли. Частые командировки позволяют устанавливать новые контакты, вносят в жизнь разнообразие и не дают утонуть в домашней рутине. Отсутствие карьерного роста означает свободу от увеличения ответственности и решения конфликтных ситуаций.

Рефрейминг в продажах

Использование рефрейминга в продажах полезно для обеих сторон процесса. Покупатель задумается о выгоде предложения, а продавцы смогут по-новому взглянуть на работу, товар и клиента. Например, работа со сложным заказом традиционно снижает мотивацию сотрудника. Обсуждаемый прием же позволит понять, что сложности - один из этапов в повышении профессионализма. Достижение успеха в работе станет поводом для гордости перед коллегами. А самый проблемный заказчик чаще всего оказывается главным приверженцем компании.

В продажах можно использовать несколько вариантов рефрейминга для представления товара или услуги. Разберем их на конкретных примерах.

1) Поиск позитивной стороны

Допустим, вам предстоит реализовать товар, на который вы не можете предложить клиенту скидку. Рефрейминг для этой ситуации будет выглядеть следующим образом: «Мы продаем товар без проведения акций, но его стоимость у нас уже ниже, чем у конкурентов». Таким же образом скрывают недостатки продукции, не пряча от клиента, но противопоставляя преимуществам, роль которых более важна для потребителя: «Этот продукт еще неизвестен покупателю и неинтересен массам. Но это значит, что есть меньше конкурентов и выйти на рынок проще».

2) Демонстрация выгоды с использованием союза «зато»

Данный прием состоит в том, чтобы компенсировать недостатки через преимущества. Например: «Мы потратим месяц на обучение сотрудников работе за новым оборудованием. Зато эта техника откроет перспективы по расширению продуктовой линейки». Для конкретного продукта: «В комплекте с данным телефоном нет гарнитуры, зато вы не переплатите за заводские наушники».

3) Альтернативные вопросы

Данный подход позволяет сосредоточить внимание клиента на наиболее важной характеристике товара или услуги: «Вы хотите заплатить за бренд или получить функциональность?» (так предлагается обратить внимание на то, что известные производители завышают стоимость продукта при меньших возможностях). «Вам хочется сэкономить на обучении или не потерять рынок в будущем?» (предлагаем клиенту обучить сотрудников новым технологиям, чтобы сохранить конкурентоспособность в занимаемой нише).

Рефрейминг в продажах - один из лучших способов формирования нового взгляда на предлагаемый клиенту продукт.

рефрейминг управление психологический

Выделяется несколько вариантов рефрейминга., конкретное число их все время растет, объясняется это «необходимостью постоянного пополнения методического арсенала вследствие «гибели методик» - снижения эффективности при частом использовании на определенной территории, а также непрерывным совершенствованием нейролингвистического программирования за счет изучения алгоритмов успешных действий психотерапевтов-профессионалов и стратегий по решению задач».

К основным вариантам Р. относятся:

  • 1) Рефрейминг содержания - единственный Р., для эффективного проведения которого требуется понимание содержания заявленной проблемы. Непосредственным показателем эффективности является так называемая фрейм-реакция - «резкое изменение эмоционального состояния в сторону улучшения (при позитивном рефрейминге содержания) или ухудшения настроения (при негативном рефрейминге содержания, проводимом с целью осознания пациентом возможных негативных последствий его поведения, подтвержденное изменением невербального поведения)». Методика описана в двух основных видах - Р. смысла и Р. контекста. Бэндлер и Гриндер разграничивают их следующим образом: «Никакое поведение само по себе не полезно и не бесполезно. Любое поведение в чем-то будет полезно, когда вы определяете, в чем, это рефрейминг контекста. И никакое поведение само по себе не имеет смысла, так что вы можете придать ему любой смысл: это рефрейминг смысла».
  • а) Рефрейминг контекста. Эта методика считается наиболее простой - она подразумевает перенос объекта реальности, качества или события, которые в силу привычки или стереотипности мышления воспринимаются только в определенном контексте, в тот контекст, где они будут уместны. В зависимости от созданного контекста сопоставление с ним целевого объекта будет давать разный результат, что в итоге выразится в переосмыслении всего содержания.

Самый простой пример - культурологический. Черная грозовая туча жителям гор не сулит ничего хорошего, но обитателям пустыни она несет дождь, то есть в прямом смысле дарует жизнь.

В частности, данный способ Р. может основываться на сравнении одного предмета с другим, за счет чего меняется восприятие первого. Фигура определенного размера, представленная сама по себе, и та же фигура, помещенная рядом с другой фигурой, большей по размерам, оцениваются по-разному - та, что дана в сравнении с большей, воспринимается меньше своих истинных параметров.

По мнению Лесли Камерон-Бэндлер (Leslie Cameron-Bandler), в НЛП при контекстуальном рефрейминге важна «вера в то, что любое поведение (внутреннее или внешнее), любой симптом, любая коммуникация полезна и значима тем или иным образом». В этом ее поддерживает Дилтс Р.: «Задача контекстуального рефрейминга - изменить негативное восприятие человеком какого-либо поведения, дав ему возможность осознать целесообразность этих же действий в каких-то других контекстах». Это позволяет нам увидеть поступок «как таковой» (как и в случае с дождем) и переключить внимание на вопросы, связанные с более широким контекстом

б) Рефрейминг смысла подразумевает прямую переоценку самого события. При этом виде Р. «реальный стимул в действительности не меняется, но меняется его смысл». Бэндлер и Гриндер указывают, что данный вид Р. может использоваться, когда собственно «стимул неприемлемого поведения в действительности не требует изменения, то есть не содержит в себе ничего дурного. <…> Если человек переживает неприятное ему сенсорное ощущение, то в действительности ему неприятна его собственная реакция на такое ощущение. Один из способов изменить эту реакцию заключается в том, чтобы человек понял, что реакция в действительности не основана на этом сенсорном ощущении. И если вы измените смысл ощущения для этого человека, то изменится и его реакция».

Общеизвестный пример - «стакан наполовину пуст» и «стакан наполовину полон».

Авторы методики (Бэндлер Р., Гриндер Дж.) подчеркивают, что нахождение позитивного смысла не является логическим процессом и имеет только индивидуальное значение для конкретного человека («Вы сохраняете то же содержание, но придаете ему некоторый дополнительный смысл - того же рода, что и смысл, вложенный в него субъектом»), в связи с чем Р. в определенном смысле может быть описан, как «своеобразные техники директивного внушения нового индивидуального смысла событий».

2) Шестишаговый рефрейминг - наиболее распространенный вид Р., в психотерапии рассматривается в качестве основной модели решения невротических проблем. На этапе формирования контекста (пресубпозиции, на языке НЛП) «клиенту», по существу, навязывается точка зрения о позитивном значении всех функций организма. В некоторых случаях этот этап психотерапии занимает в несколько раз больше времени, чем сама пошаговая техника. Человек должен искренне признать: то или иное поведение (либо даже невротический симптом) может иметь (и имеет) определенное позитивное значение. «Процедура переформирования строится на гипотезе возможного разведения в сознании пациента негативного и позитивного смысла невротического поведения. После осознания позитивного смысла невротического симптома «части личности», ответственной за позитивное поведение, предлагается другой способ действий из числа новых вариантов поведения, «более эффективных», чем симптом, и не имеющих неприятного эмоционального компонента». Под понятием «часть личности» (субличность) подразумевается некая ментальная «сущность», являющая собой определенным образом структурированную совокупность мыслительных процессов и отвечающая за то или иное поведение (или конкретный симптом). Необходимо пояснить, что на практике никакой части выделить нельзя, это всего лишь модель, введенная для удобства - такой подход позволяет снизить насыщенность переживаний и повысить эффективность процедуры за счет целевого воздействия на определенную область сознательного и бессознательного. «Части» можно задавать вопросы, более того, от нее можно получить ответы на эти вопросы. Ответы могут поступать как в виде картинок, так и в виде слов, звуков, образов, кинестетических ощущений. Диалог с «частью» является неотъемлемым условием подобных видов рефрейминга (шестишаговый, семишаговый).

«По сути дела, в приведенной модели задействуются все основные стороны личности: когнитивная - понимание вторичной выгоды симптоматики; эмоциональная - снижение эмоционального напряжения и формирование уверенности в выздоровлении за счет ощущения управляемости своим состоянием; поведенческая - формирование модели будущего альтернативного поведения».

Как правило, методика проводится в одну сессию. Структура ее такова:

Шаг 1: Формулировка проблемы. На этом этапе нужно определить нежелательное поведение или реакцию, подлежащую изменению.

Шаг 2: Установление коммуникации с «частью», ответственной за данное поведение. Этот этап начинает построение «моста» между сознательными и бессознательными процессами. Коммуникация проявляется посредством поведенческих реакций, желательно свести ее к максимально простой парадигме ответов «части» - «да» и «нет», предварительно выработав «договоренности» с «частью». «Части» дается имя, с которым она «согласна».

Шаг 3: Отделение позитивного намерения от нежелательного поведения. Когда коммуникация установлена, задача состоит в том, чтобы обнаружить намерение, стоящее за поведением, задавая «части» вопрос: «Что ты стараешься сделать для меня?». При получении неудовлетворительного или невразумительного ответа рекомендуется «отступить» и перефразировать вопрос: «Что ты стараешься сделать для меня, стараясь *** (ответ «части»)?»

Шаг 4: Поиск альтернатив. Здесь требуется «попросить» творческую «часть» выработать три новых, удовлетворительных способа достижения той же самой цели, сформулированной в шаге 3.

Шаг 5: Принятие возможностей и ответственности. Нужно спросить у исследуемой «части», считает ли она новые выборы поведения столь же эффективными для достижения прежней позитивной цели, и если «да», то согласна ли она принять на себя ответственность за их реализацию при необходимости.

Шаг 6: Экологическая проверка. Выяснение, есть ли какая-либо «часть», которая выступает против «переговоров», имевших место. Если «да», то процедура взаимодействия с ней аналогична. Когда достигнута гармония, рефрейминг можно считать успешно завершенным.

3) Семишаговый рефрейминг. Карвасарский определяет его, как аналог шестишагового, проводимый с «клиентом» в состоянии транса, Бэндлер и Гриндер в книге «Трансформэйшн» («Транс-Формации») приводят следующую схему (во многом они действительно совпадают):

Шаг 1: Установление с подсознанием бессознательных сигналов «да» и «нет».

Шаг 2: Определение паттерна поведения, подлежащего изменению.

Шаг 3: Отделение позитивной функции от поведения.

Шаг 4: Создание новых альтернатив.

Шаг 5: Оценивание новых альтернатив.

Шаг 6: Выбор одной альтернативы. Принятие ответственности «частью» на три недели.

Шаг 7. Синхронизация с будущим. Просьба «клиента» «исследовать фантазию о пребывании в ситуации, где он, вероятнее всего, реагировал бы нежелательным паттерном поведения, и восхитительным образом удивить себя, попробовав новое поведение». Если хоть в одном варианте новый паттерн не работает или вызывает побочные эффекты, нужно вернуться на шаг 4 и создать новые выборы.

Вдаваться в более углубленное изучение теоретических выкладок и методик рефрейминга в рамках данной работы представляется излишним.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...