Воспитатели:
Игнатова Татьяна Александровна;
Клишкина Надежда Борисовна;
МА ДОУ детский сад №186 города Тюмени
Программные задачи:
Познавательное развитие: Знакомить детей с бытом и традициями русского народа; знакомить с предметами обихода (печью, самоваром).
Речевое развитие: Закреплять знание детьми пословиц о труде, частушек о быте, о доме.
Художественно-эстетическое развитие: Знакомить с дымковской игрушкой; учить украшать дымковскими узорами игрушки, вылепленные из глины; вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту изделий народного промысла – дымковской игрушки.
Физическое развитие: Знакомить с народными играми.
Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства.
Оборудование: макет русской печки, предметы обихода, утварь, помогающие воссоздать интерьер русской избы; образцы дымковских игрушек, проектор, две корзины, шишки, презентация «Обычаи и традиции русского народа», презентация «Дымковские игрушки».
Раздаточный материал: Дымковские игрушки, вылепленные из глины, окрашенные белой гуашью (заготовки); кисточки, гуашь разных цветов, салфетки, подставки, баночки с водой.
Место проведения мероприятия: групповая комната и музыкальный зал
Ход мероприятия:
Группа оформлена в народном стиле, в виде горницы русской избы. Расставлены предметы быта русского народа. Под русскую народную мелодию входят родители, хозяйки их встречают.
Хозяйка 1: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по-старинному посиделками называется. Пригласила я гостей со всех волостей. Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.
Хозяйка 2: Проходите, гости дорогие! Гостю – почет, хозяину – честь!
Хозяйка 1: Давно вас поджидаем, праздник без вас не начинаем!
Хозяйка 2:
На завалинках, в светёлке,
Иль на брёвнышках каких,
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
Хозяйка 1:
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Дома сидеть – ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть да себя показать! (садятся на лавочку)
Хозяйка 2: Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Хозяйка 1: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен.
Называли их избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. Вот такой трудолюбивый русский народ! (показ слайда «Русская изба»)
Хозяйка 2: Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете о труде? Сейчас мы все вместе их вспомним. Я начну, а вы закончите.
Пословицы и поговорки о труде.
- Поскорей подрастай, да к работе… (поспевай).
- Без труда не вынешь и рыбку… (из пруда).
- Кто любит трудиться, тому без дела… (не сидится).
- Долог день до вечера, коли делать … (нечего).
- Что посеешь, то и … (пожнешь).
- Была бы охота, будет и … (работа).
- Мала пчела, да и та… (работает).
- Терпенье и труд,… (все перетрут).
- Труд человека кормит,… (а лень портит).
- Землю красит солнце, а… (человека труд).
- Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош,… (кто на дело гож).
- Умелые руки… (не знают скуки).
- Не всякий хлеб сеет, да всяк… (его ест).
- Кончил дело,… (гуляй смело).
- Любишь с горочки кататься,… (люби и саночки возить).
- Дело мастера… (боится).
Хозяйка 1: А что за веселье без задорных частушек! Где частушка поётся, там весело живётся! А вы ребята, знаете частушки?
Эй, девчонки – хохотушки,
Не пора ли спеть частушки?
Хозяйка 2:
А мальчишки тоже встанут,
От девчонок не отстанут!
Дети исполняют частушки
Мальчики:
Дуйте ветры, дуйте,
Буйные кружитесь,
По деревне мы идём
Все остановитесь.
А вы кто такие, чьи?
Откуда появились?
У нас нет таких девчонок,
Чтобы в вас влюбились.
Мальчики: Ну!
Девочки: Да! Вот такие вот дела!
Мальчики:
Заиграй-ка, балалайка,
Начинай гулянье.
Пропоём мы вам частушки
Для всего собранья!
У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Я сама не косолапа
Косолапы женихи.
Мальчики: Ну!
Мальчики:
Запрягайте кошку в дрожки,
А котенка в тарантас.
Повезу свою подружку
Всем соседям на показ!
Я сижу на бочке,
Румяные щёчки.
Говорят, что навелась,
А я такая родилась!
Мальчики: Ну!
Девочки: Да? Вот такие вот дела!
Разрешите в этом доме,
Разрешите поплясать.
Я не буду сильно стукать,
Только буду припевать.
Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть,
Неужели в этом доме
Половице лопнут.
Плясать пойду,
Отходите дале!
Неужели вы меня
Раньше не видали.
Ох, кончаю петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра
Коли делать нечего.
Хозяйка 2: В избе самое главное – печка (показ слайда «Русская печь в избе»). В ней и каша кипит, и хлебы пекутся-подрумяниваются, и тепло от неё, и поспать-подремать на ней можно, поэтому и песни о печи поются и хороводы пляшутся. Давайте и мы встанем в широкий хоровод.
Народная хороводная игра «Кто у нас хороший?» (музыкальное сопровождение).
Хозяйка 1: Повеселились от души, пора и стол накрывать. А кто знает, что самое главное на столе должно стоять? Самовар!
А вы знаете ребята, что раньше самовар разжигали сначала еловыми или сосновыми шишками, а потом уже дрова подкидывали. Давайте, ребята, и мы с вами попробуем самовар разжечь, но сначала нам нужно насобирать шишек.
Игра «Кто быстрее насобирает шишек».
Хозяйка 2: Пока самовар закипает, мы с вами за работу возьмемся. В старину на Руси и забавы разные были и игрушки необычные.
Презентация «Дымковские игрушки».
На берегу реки Вятки стоит село Дымковская слобода. С давних пор в этом селе умелые мастера делают яркие нарядные игрушки. Да игрушки не простые – они сделаны из глины. Берёт мастер кусок глины и начинает лепить из нее фигурку. А глина мягкая, мягче, чем пластилин. Слепит игрушку и сразу в печь. От огня и жара фигурка высыхает и становится твёрдой, как камушек. Остынет игрушка после печи – мастер красит её всю в белый цвет. Когда высохнет белая краска – начинается настоящее волшебство!.. Мастер берет яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами.
А игрушки выходят просто загляденье! (рассматривают игрушки на столе)
- Олень – золотые рожки! На груди полосы и дорожки.
- Дымковский индюк хорош – лучше в мире не найдешь!
Красный, синий, золотой, вот какой весь расписной!
- Конь домчит до карусели! На коня вскочил Емеля.
Улыбнулся, засвистал, засвистал и поскакал!
- По двору петух шагает. Курочек он охраняет.
- Дымковская барышня ходит не спеша.
Ею все любуются: «Ах, как хороша!»
Вот какие яркие, весёлые игрушки делают дымковские мастера! И мы сегодня с вами тоже будем мастерами – будем расписывать дымковскими узорами вот эти замечательные игрушки (рассматривают заготовки).
Какие элементы росписи использовали мастера? (круги, полоски, точки). Вы знаете, что в этих элементах есть секрет? Круг – означает солнце; волнистые линии – воду, а ромбик (пересечение прямых линий) – землю.
А какие цвета использовали мастерицы для росписи игрушек? (малиновый, красный, жёлтый, зелёный и т.д.)
Выберите каждый себе игрушку и проходите в нашу мастерскую!
Роспись заготовок дымковских игрушек (продуктивная деятельность).
Хозяйка 1: А сейчас мы с вами отправимся на весёлую ярмарку! Удивим всех нашими игрушками и повеселимся!
Отправляемся на ярмарку. Демонстрируем свои расписанные игрушки, нахваливаем их.
(фотография 5,6)
1. Наши руки крендельком
Щеки будто яблоки
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
2. Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
3. Петушок, петушок,
Через тёмный лесок.
Через лес, через реку
Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»
4. Мы игрушки знатные
Складные да ладные
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
Хозяйка 2:
Ох, и расплясались! Ох, и разгулялись!
Молодо – зелено, погулять велено.
Хозяйка 1:
Молодёжь с вечера не укладёшь,
А с утра не поднимешь.
Хозяйка 2:
В небе, будто от побелки,
Засветился млечный путь.
Отшумели посиделки,
Где пришлось нам отдохнуть.
Хозяйка 1:
Прощаясь с вами, мы желаем
В мире жить, всем дружить,
Родным краем дорожить,
А на праздниках весёлых
Петь, плясать и не тужить!
Хозяйка 2:
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями
Все: ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!
Список литературы:
1.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1991.- 176с.
2.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Учебно-методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2011. – 207с.
3.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т.С. Комаровой – Москва: Мозаика-Синтез, 2014.- 359с.
4.Фотографии из архива воспитателей: Клишкиной Н.Б.Игнатовой Т.А.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Чебурашка» муниципального образования городской округ город Скопин Рязанской области
Цвиркунова М. А.
ПОСИДЕЛКИ .
Сценарий мероприятия в детском саду.
Возраст участников 6-7 лет.
Цель: Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе изучения русской культуры.
Задачи: Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Развитие речевой активности детей, обучение использованию в речи распространенных предложений, обогащение активного и пассивного словаря. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления. Воспитание любви к своей Родине, к русскому устному народному творчеству. Формирование универсальных интегративных качеств.
Ход развлечения:
Звучит музыка «Барыня».
Входит 1 хозяйка, за ней дети свободно, как бы гуляя, двигаются по залу, садятся у боковых стен, замыкает 2 хозяйка.
Все дети в русских костюмах.
1 хозяйка: - Пусти нас, хозяюшка, к себе в избу, попеть - поплясать, вечерок скоротать!
2 хозяйка: - А что дадите за это?
1 хозяйка: - А что тебе надо?
2 хозяйка: - Ой, мне много кой-чего надо:
Сахару мешок, маслица горшок, сырку, колбаски, баранок связку, ведро керосину, да ещё полтину.
1 хозяйка: - Ой, где же мы тебе столько возьмём? Вот возьми всё, что накалядовали.
2 хозяйка: (смотрит в мешок и говорит): - Ой, что - то маловато?
1 хозяйка: - На тебе ещё рубль на твой жадный зуб.
2 хозяйка убирает рубль, забирает мешок и приглашает:
Заходите, заходите, дорогие; повеселитесь и гостей повеселите! Давно мы вас ждем, поджидаем, праздник без вас не начинаем. У нас для каждого найдется и местечко и словечко!
1 хозяйка: - Припасли мы для вас, забавушек на всякий вкус – кому сказку, кому правду, кому песенку.
1 хозяйка (выводит мальчика и девочку)
Вдоль по улице в конец шел удалый молодец - то был Ваня удалец, удалец, молодец!
Девица в венце, румянец на лице, собой хороша, стоит не дыша!
Мальчик: - Красны девицы, да добры молодцы! Собирайтесь, наряжайтесь, на гулянье отправляйтесь!
Хоровод. «А я по лугу»
2 хозяйка: - Издавна русский народ славился трудолюбием. Назовите пословицы и поговорки о труде?
Дело мастера боится;
Без дела жить, только небо коптить;
Маленькое дело – лучше большого безделья;
Сделал дело – гуляй смело;
Землю красит солнце, а человека труд;
Была бы охота – будет ладится и работа.
(под музыку: «Пойду ли я, выйду ль я» выходят две девочки с коромыслами).
В это время читает потешку хозяйка:
1 хозяйка: - Посылаю молодицу под горушку за водицей, а водица далека, а ведёрко велико. Наша Катя подрастёт, Катя силы наберёт, станет по воду ходить, вёдра красные носить!
Танец: «Пошла млада за водой» (девочки ставят вёдра)
Девочки: - Делу время – потехе час!
2 хозяйка: - Русский народ умел хорошо трудиться и дружно веселиться!
Игра «Камешки»
1 хозяйка: - А вот Иванушка идёт хоровод с собой ведёт!
Хоровод «Где был Иванушка»
Ведущий: - Нынче мы расскажем в лицах небылицы.
Небылицы в лицах сидят в теремах – светлицах,
Щёлкают орешки, да творят насмешки!
Небылицы:
Федул, что губы надул? – Кафтан прожег! Можно зашить. Да иглы нет. А велика ли дырка? – Один ворот остался.
Сынок, - сходи за водицей на речку. – Брюхо болит. Сынок, - иди кашу есть. Что ж раз мать велит, надо идти.
Фома, что из леса не идешь? Да медведя поймал. Так веди сюда. Да он не идёт. Так иди сам. Да он меня не пускает.
Леший: - Понравились вам потешки? А сидеть не устали?
Русский танец .
Баба Яга – Так хочу я танцевать, да не знаю как начать. Разреши Лешайчик мой пригласить на танец свой - раз туда, два сюда, а потом вокруг себя.
Танец Бабы Яги и Лешего .
Девочки: Мы споём сейчас частушки, а к частушкам - топотушки!
Частушки:
(Две девочки заняты делом – одна вяжет, другая вышивает):
1 девочка: - Лодырь да бездельник – им праздник в понедельник!
2 девочка: - Ныне гуляшки, завтра гуляшки – находишься и без рубашки!
1 девочка: - Гости дорогие не хотите конфеток покушать да сказку послушать?
2 девочка: - Жили были дед и баба - была у них курочка ряба, снесла курочка яичко не простое – золотое!
Баба: - Эй, старик проснись скорей!
Дед: - Волки что ли у дверей? Ты чего шумишь, старуха?
Баба: - Да, смотри, что я нашла - наша курочка Пеструшка под кустом яйцо снесла!
Дед: - Ну снесла - какое дело! Что ты, баба, обалдела?
Баба: - Да яйцо то не простое, а гляди-ка – золотое!
Дед: - Золотое, в самом деле - мы с тобой разбогатели!
Баба: - Погляди - горит как жар!
Дед: - Не случился бы пожар.
Баба: - Ой, горит, слепит глаза!
Дед: - Чудеса!
Баба: - Чудеса!
Дед: - Ты в сундук запри его (раздается стук в дверь)
Баба: - Нету дома никого! Ишь соседей как назло, ненароком принесло!
Дед: - Ты пойди запри засов, да спустить бы надо псов!
Баба (возвращается):
В среду в город я поеду, там базар бывает в среду. Богатеев много там, им яичко и продам. Как дадут мне денег груду, накидают мне рублей. На тулуп себе добуду, я сибирских соболей. Вот обновок накуплю я, разных юбок сорок штук. Тюль в цветочек голубую, до краёв набью сундук.
Дед: - Что ты мелешь небылицы, ишь, сыскалась молодица наряжаться в разный хлам!
Нет уж, если мы богаты, я построю вместо хаты трёхэтажные палаты и беседки по углам!
Баба: - Наказанье с глупым мужем, что ты старый не блажи, мы живём других не хуже, ни к чему нам этажи! А за эти за беседки засмеют тебя соседки!
Дед: - Пусть смеются мне не жалко.
Баба: - Да уймись ты не кричи. Вон упала на пол скалка, чугуны гремят в печи. Ох, не мил мне белый свет.
Дед: - Я хозяин или нет?
Баба: - Ой, яичко покатилось, покатилось и разбилось и скорлупок не осталось, всё куда - то подевалось!
Дед: - Ну, чего мы затужили, от чудес одна беда, будем жить как прежде жили, и работать как всегда!
Баба: - И шубёнку справить можно и подправить можно дом.
Дед: - Только то видать надёжно, что даётся нам трудом. Открывай скорее дверь, что нам прятаться теперь? Эй, соседка!
Баба: - Забывать друзей не след. Заходите на часок - у меня хорош квасок и варенья и соленья!
Заходите без стесненья! Счастья вам хозяюшки! Большого здоровья! С новым вас урожаем и вкусными блинами!
Песня «Блины».
Угощают всех блинами и приговаривают: - Блин брюхо не портит!
Сценарий праздника «Веселые посиделки» в детском саду.
Цель: Воспитывать любовь к народному творчеству.
· Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
· Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;
· Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;
· Доставить детям радость.
Взрослые:
· Хозяйка
· Домовой Кузя
· Медведь
· Машенька
Атрибуты:
· Лисья рукавичка
· Корзинка с рыбой
· Платочек для игры, 8 платков для танца
· 2 ведра, коромысло, снежки
· 8 деревянных ложек
· Короб, пирожки
Анализ: На основе данного сценария был проведен фольклорный праздник с детьми подготовительной к школе группе детского сада «Колосок». Стоявшая изначально цель – воспитывать у детей любовь к народному творчеству была достигнута: дошкольники с интересом рассматривали использованные декорации, с удовольствием исполняли русские народные напевы и танцы, с неподдельным задором участвовали в играх фольклорного характера. Детям к изучению были представлены пословицы, поговорки, песни, которые, несомненно, послужили развитию эстетического восприятия народного творчества. Сюжет мероприятия, его действующие персонажи, пляски, песни вызвали у детей огромный интерес, о чем свидетельствовал высокий уровень их концентрации на происходящем на протяжении всего праздника.
Ход мероприятия
Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т. д..
/ На середину зала выходит ведущая (воспитатель) /
Ведущая: На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить.
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
/ Под русскую народную мелодию «Завалинка» выходит Хозяйка и дети /
Танец по показу
Хозяйка: Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.
Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.
/ Хозяйка рассаживает детей /
Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.
Мальчик: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Хозяйка: Редкий гость никогда не в тягость.
Девочка: Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.
Хозяйка: Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Мальчик: Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?
Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.
Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.
/ Дети по очереди говорят пословицы /
1) Наша изба ровно тепла – на дворе метель, а у нас тепло!
2) Домом жить – не лукошко шить!
3) Домом жить – не развеся уши ходить!
4) Домом жить – обо всём не тужить!
5) Дом вести – не лапти плести.
6) Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:
Она приберёт, она позовёт,
Она одна за всех отвечает!
Хозяйка: Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про мою избу знаете, и про меня не забыли.
Девочка: Хозяюшка, а мы песню про твою избу знаем. Хочешь послушать?
Хозяйка: С удовольствием.
Песня «Русская изба»
/ музыка и слова /
Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про мою избу.
Ну, хватит песни распевать, пора и поиграть.
Русская народная игра «Тетера»
Игра «Ленточки»
Хозяйка: Играть-то Вы – мастера, а плясать-то умеете.
Девочка: Веселил нас много раз хороводный перепляс,
Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!
Танец по показу «Шел козел по лесу» с родителями
Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей)
Правильно! Весь день печка пыхтит – старается. Хлеб печёт, щи, да кашу варит.
Печь избу согревает, да освещает.
Хозяйка: Кто это из-за печи со мной разговаривает?
Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?
Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?
Хозяйка: Обижаться не надо – уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята,
Хочется Вам увидеть настоящего Домового?
Дети: Да!!!
Хозяйка: Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.
/ Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой».
Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали?
Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.
Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят
Научила, как это сделать. И сама какая красавица. Да какая мудрая – ты Хозяюшка чудная!
Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя то нам расскажешь?
Кузя: Ну…так и быть – слушайте! (поёт)
Я хозяйственный такой –
Добрый Кузя Домовой.
Сказки сказывать могу,
Всем испечь по пирогу.
Эх, раз, ещё раз
Кузя спляшет Вам сейчас.
Чтобы в доме был покой,
Рад стараться Домовой,
Чтобы мир был и лады –
Охраняю от беды.
Эх, раз, ещё раз
Кузя спляшет Вам сейчас.
Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.
Игра «Домовой»
Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:
Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.
Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,
Приседай и вставай, да и нам заданье дай.
Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!
(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)
Кузя: У меня для Вас подарочек есть. Вот, глядите! (выносит из-за печки решето)
Хозяйка: Кузя, да ведь это же обыкновенное решето.
Кузя: Моё решето – чистое волшебство, в нём песни, сказки, игры да пляски!
Хозяйка: Достань-ка нам, Кузя, еще какую-нибудь игру.
(Домовой сначала достает мешок, затем подушку)
Игра «Бег в мешках»
Хозяйка: А сейчас мы предлагаем вам игру –
Мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаем мы ребят,
Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.
Игра «Бой подушками»
Хозяйка: А какая там сказка? (заглядывает в решето и достаёт оттуда лисью рукавичку)
Да это ж лисья рукавичка! И что это значит, Кузя.
Кузя: А вот что. Решето, решето, свежим лыком обвито. Обвито-обвито, снегами умыто!
Хочу, чтоб сказка к нам явилась!
/ Звучит русская народная мелодия. В зал входит девочка в костюме лисы, в руках у неё корзина с рыбой./
Лиса: Ох, устала я, устала –
Возле реченьки гуляла.
Мужичка перехитрила
И всю рыбу утащила!
Волк: (выбегает) Здравствуй, Лиса, рыжая краса!
Лиса: Как дела, зубастый?
Волк: Ничего идут дела, голова пока цела.
Лиса: Где был?
Волк: На рынке.
Лиса: Что купил?
Волк: Свининки.
Лиса: Сколько взяли?
Волк: Шерсти клок…
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке.
Лиса: Кто отгрыз?
Волк: Собаки! Ну, а ты-то где бродила?
Лиса: Рыбку в проруби ловила.
Только хвостик опустила,
Видишь, сколько наловила… (показывает корзину с рыбой)
Волк: Рыбки тоже я хочу (тянется к рыбе, но Лиса быстро прячет корзину за спину)
Лиса: Так поймай, я научу.
Ты ступай, дружок, к реке,
Сядь в укромном уголке.
Хвост свой в прорубь опускай
И всё время повторяй:
Ловись, рыбка, большая и маленькая.
Волк: Ну, спасибо, Лисавета!
Помогла ты мне советом.
Где тут прорубь? Покажи.
Лиса: (показывает, кричит вслед) Не забудь, слова скажи.
/ Волк и Лиса уходят из зала /
Хозяйка: И, правда, Кузя, твоё решето волшебное. А что там у тебя ещё есть (заглядывает в решето и достаёт красивый платочек). А для чего этот платок? (ответы детей)
Хозяйка: Ну-ка, девочки, скорее выходите,
По платочку каждая возьмите,
Танец свой красивый покажите.
Танец «Красный сарафан»
Кузя: А я Вам хочу загадки загадать.
1) Чудо, чудо сошлось с кругом:
Дыр много, а выскочить некуда. (Решето)
2) Под крышей четыре ножки, под крышей – суп, да ложки. (Стол)
3) Сидит барыня в ложке, свесив ножки. (Лапша)
4) Веду я внучка по всем комнатам за ручку. (Веник)
5) Мать пузата, сын горяч, а внук кучеряв. Что это такое? (Дым)
Хозяйка: Наши детки тоже знают много загадок!
Кузя: Загадывайте свои загадки! Ваши родители мне помогут их отгадать!
Кузя: Какие у вас родители молодцы! Спасибо вам!
Хозяйка: Кузя, что-то мы давно в твое волшебное решето не заглядывали.
Кузя: Сейчас посмотрим
Игра «Кто у нас хороший»
Игра «Барин»
Хозяйка: Кузя, а что у тебя ещё есть в решете? (Кузя вытаскивает из решета щуку)
/ Звучит русская народная мелодия. В зал входит мальчик в костюме Емели. В руках вёдра /
Емеля: Эге-гей. Кто меня звал, вызывал?
Только по воду пошёл,
Прорубь я в реке нашёл
Стал я вёдра опускать,
Только слышу, что тихонько
Стал меня вдруг кто-то звать.
Испугался я, ребята,
Вёдра задрожали,
Ноги сами в путь пустились,
И вот я перед Вами.
Чудеса со мною всякие случаются,
Но такое первый раз со мною приключается.
Хозяйка: А вёдра-то зачем! Что же сними делать?
/ Выходят мальчик и девочка на середину зала /
Мальчик: Обойди хоть всю планету,
Лучше русской пляски нету!
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь.
Девочка: Раздайся, народ, меня пляска берёт,
Пойду попляшу, на людей погляжу.
Танец «Ай чу-чу»
Кузя: Вот ложка в решете почему оказалась, не пойму. Кашу что ли будем есть?
Хозяюшка: А вы, ребята, догадались? (ответы детей)
Ведущая: Велика РОССИЯ наша
И талантлив наш народ,
Об искусниках-умельцах
На весь мир молва идёт!
Ложкари играть начнут
Ноги сами в пляс пойдут!
От зари и до зари
Веселятся ложкари.
Ансамбль ложкарей
Кузя: Как известно всем, подружки – мастерицы петь частушки. И Вы, парни, не зевайте, девчатам тоже помогайте.
Частушки
Хозяйка: Кузя, а в твоём решете ещё остались чудеса?(заглядывает в решето и достаёт пирожок)
Да это же пирожок!
/ Звучит русская народная мелодия. В зал входит мальчик в костюме медведя с коробом за спиной. /
Медведь: (подойдя к пеньку) Сяду на пенёк, съем пирожок!
Неси ребяткам угощенье!
Медведь: Ишь, какая глазастая. Высоко сидит – далеко глядит.
Медведь: Сяду на пенёк, съем пирожок!
Машенька: Не садись на пенёк, не ешь пирожок!
Неси ребяткам угощенье!
Медведь: (подходит к хозяйке) Вам Машенька короб с пирожками прислала.
Хозяйка: Спасибо, Михайло Потапыч. Машеньке кланяйся от нас.
Хозяйка: Молодцы, задорно поиграли, удаль свою показали!
Вот так веселился народ в старину.
А мы к столу всех приглашаем
Пирогами угощаем!
Подходите, подходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте!
Хозяйка: Наш праздник подошёл к концу. Будьте здоровы, счастливы будьте, живите без бед много-много лет. А мы вас в гости будем ждать.
Галина Кокина
Сценарий праздника Весны «Веселые посиделки» в детском саду
Сценарий праздника Весны
«Веселые посиделки » в детском саду .
Цель : Воспитывать любовь к народному творчеству.
Задачи :
Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;
Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;
Доставить детям радость.
Взрослые :
Ведущая – Хозяйка
Кикимора
Весна – Несмеяна - девочка
Ход праздника
Дети входят в зал под русскую народную музыку «ручейком» , выстраиваются полукругом. Их встречает хозяйка.
Хозяйка : На завалинке, в светёлке,
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Словом, эти посиделки
Были праздником души .
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир,
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок ,
Их бы надо возродить.
Хозяйка : Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.
Мальчик : Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.
Хозяйка : У меня для каждого найдется и местечко , и словечко.
Мальчик : Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Хозяйка : Редкий гость никогда не в тягость.
Девочка : Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.
Хозяйка : Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не начинаю . Выходи честной народ, становись в хоровод.
ХОРОВОД «Со вьюном я хожу»
Хозяйка : Хорош русский хоровод, а пословицы не хуже.
Пословицу сказал – что ягодку сорвал.
ПОСЛОВИЦЫ.
Родина любимая – что мать родимая.
При солнышке – тепло, при матери – добро.
Без дела жить – только небо коптить.
Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
Труд кормит, а лень портит.
Сам погибай, а товарища выручай.
Землю уважай – она дает урожай.
Хозяйка : А сейчас усложним задание. Я начинаю пословицу, а вы ее заканчиваете :
Волков бояться… Шило в мешке…
Сделал дело… Без труда…
Делу время… Лес рубят…
Хозяйка : А вот еще одна пословица - Родина любимая – что мать родимая. Нет ничего краше, чем Родина наша. Каждый человек помнит те места, где родился, и даже песни об этом слагает.
ПЕСНЯ О РОДИНЕ
Хозяйка : Делу время – потехе час.
Ну-ка, девочки, скорее выходите,
По платочку каждая возьмите,
Танец свой весёлый покажите.
ХОРОВОД «РОССИЯ»
Хозяйка : А сейчас мы добрых молодцев послушаем. Вот они, какие боевые, носы вверх задрали и частушки запевали.
ЧАСТУШКИ МАЛЬЧИКОВ.
1. Проходи, честной народ, не пыли дорожка,
Добры молодцы идут, погулять немножко.
2. Шел деревней – девки спали,
Заиграл в гармошку – встали.
Встали – пробудились, окна отворились.
3. У нас речка не глубока, на дне видны камушки.
Наши девки не гуляют – записались в бабушки.
Девочки («сердятся» руки в боки).
Какие же мы бабушки?
Мы вам сейчас покажем.
ЧАСТУШКИ ДЕВОЧЕК.
1. Я девчонка боевая, боевой остануся.
Плохо будет тому парню, кому я достануся.
2. У меня на сарафане косолапы петухи.
Я сама не косолапа, косолапы женихи.
3. По деревне я пошла и Ванюшу видела.
Под кустом сидел и плакал : «Курица обидела»
4. Как мальчишки разойдутся, никому их не унять.
А как только разоспятся, никому их не поднять.
5. На горе-то дыня, дыня, под горой арбузики.
Нижегородские ребята, точно карапузики.
Хозяйка : А сейчас, ребята, отгадайте – ка загадку.
Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветет.
Дети. Весна .
Хозяйка : Собрались мы с вами сегодня не только позабавиться,
пошутить и посмеяться, но и с Весной повстречаться .
Вот и на полянке появились первые цветочки – подснежники.
Девочка. Весна , весна красная ,
Приди, весна , с радостью, с великой милостью,
Хлебами обильными, с дождями сильными.
(раздается свист, появляется Кикимора)
Кикимора. Что за шум? Не разберу, может быть еще я сплю? Слышу музыку, веселье … Что же тут за развлечение?
Хозяйка : У нас веселые посиделки . Да, вообще-то мы Весну закликали . А ты кто такая?
Кикимора. Я – Кикимора-Шишимора! Да не пугайтесь,
Я сегодня добрая, смирная.
Я живу в лесу одна одинокая,
А мои подружки – пиявки да лягушки, очень строгие.
Заставляют по утрам умываться, причесываться. Тоска!
Хозяйка : Если хочешь, мы тебя развеселим игрой . Есть у меня одна игра, собирайся, детвора! Не толкайтесь, не спешите, в круг скорее становитесь.
(Кикимора играет с детьми в игру «Гори, гори ясно» !)
Кикимора. Ух, позабавили вы меня на славу!
Хозяйка : А скажи нам, Кикимора, ты не встречала в лесу Весну-красну ?
Кикимора. Как же, видела! Вы тут веселитесь , а Весна не ест , не пьет, только слезы горькие льет. Стала она жуть как упряма. Одно ей имя – Весна-Несмеяна . Хозяйка : Зови скорее Несмеяну, уж мы её развеселим .
(Кикимора ведет Весну , та плачет)
Хозяйка : Ой, ребята! Кто это пришел в гости на праздник к нам ? Молодая девушка, да какая нарядная, красивая! Только почему она все время плачет? Что всё это значит?
Весна . Ой, беда, ой, беда, в огороде лебеда.
Я царевна – Несмеяна, я реветь не перестану.
Я живу в своей избушке на полянке у опушки,
И чего не захочу – вмиг, тот час же получу.
Что сейчас мне пожелать? Стану плакать я опять!
Хозяйка : Что, Весна , ты слезы льешь? И не ешь ты, и не пьешь?
Кикимора. Есть у меня зелье волшебное, сама варю, Лешего лечу, и тебя, Весна угощу .
Весна . А из чего варишь ты зелье свое?
Кикимора. Из пиявок и хвостов,
Добавляю мухоморов, и березовых листов,
И букашки и пиявки, перемешиваю с травкой.
Довожу все до кипенья, это лучше, чем варенье!
Весна (морщится) . Зелье-то – вонючее!
Буду лучше плакать я, слезы лить горючие (плачет)
Хозяйка. Нет, Весна , так не годится.
Посмотри, идет краса-девица,
С нею парень молодец, хотят песню тебе спеть.
Песня про весну
Хозяйка : (несет ведерко Несмеяне) . Вот тебе водички свежей на чаек.
Он разбавит твой соленый ручеек.
Весна : Чаю пить я не хочу, лучше здесь я погрущу.
Мальчик : Обойди хоть всю планету,
Лучше русской пляски нету!
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь.
Девочка : Раздайся, народ, меня пляска берёт,
Пойду попляшу, на людей погляжу.
ТАНЕЦ ПАРНЫЙ
Весна : Нет, я так плясать не стану, топну ножкой – и устану.
Хозяйка : Наши танцы, песни, смех – делим поровну на всех!
Не грусти, а улыбнись, вместе с Кикиморой ты повеселись .
ТАНЕЦ КИКИМОРЫ с девочками
Кикимора. Огонек веселья блеснул в твоих глазах!
Слез как не бывало, и улыбка на устах!
Значит, мне здесь больше делать нечего, пойду лягушек и пиявок своих навещу. (Кикимора уходит)
Хозяйка : Ну что, ребята, возьмем Весну с собой играть ?
А для начала, Весна , отгадай загадку.
В белом сарафане стала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы!
Весна : Березка!
Хозяйка : А знаешь, ли ты какое-нибудь стихотворение о березке?
Весна : Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчике,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками!
Хозяйка : Спасибо тебе, Весна , за хорошие стихи. Наши ребята тоже много знают стихов о весне , сейчас они тебе их прочитают.
СТИХИ О ВЕСНЕ
Хозяйка : Мы на празднике светлом о березке споем. Где песня льется, там весело живется .
ХОРОВОД «ЗЕМЕЛЮШКА-ЧЕРНОЗЕМ»
Весна : Пора нам первых вестников весны звать .
Хозяйка : Сейчас многие птицы возвращаются в свои родные места, скоро и ласточки прилетят. Споем песню про них.
Песня «Ласточка»
Весна : Ну, как, хорошо повеселились ? Исстари ведется на Руси печь пироги и гостей угощать. Вот и я хочу вас пирожками угостить. (показывает корзину с пирожками) . Гляньте сюда – вот их сколько! Пирожками вас угощаю, всем здоровья желаю (отдает корзину хозяйке) .
Хозяйка : Ну вот, ребята, как замечательно мы провели время. Давайте скажем весне спасибо ! Будьте здоровы, будьте счастливы, живите без бед много-много лет. А я Вас в гости будут ждать.
Татьяна Родичева
Тема : Фольклорное развлечение «Русские посиделки »
Цель : Приобщать детей к традициям русского народа , совершенствуя их художественно – речевые способности посредством участия в совместных играх с другими детьми и родителями.
Ход развлечения:
Зал оформлен в виде избы, стол, на столе стоит самовар, разная утварь, стоит печь, лавки.
Ведущая :
На завалинках в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирались на посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом эти посиделки
Были праздником души.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить :
Скучно жить без посиделок ,
Их бы надо возродить!
Под рус нар мел. «Как у наших, у ворот» дети заходят в зал
Ведущая :
Здравствуйте, детушки малые, да люди добрые!
Собрались мы позабавиться, да потешиться. Поиграть, пошутить, посмеяться…
Здесь не погреб, не чулан
Не растет за ним тюльпан
Есть здесь светлая светлица-
Русская горница .
Есть и печка и труба
Это русская … .(Изба) Чтоб на посиделки
В русскую избу попасть
Надо ворота найти
Да под ними парами пройти…
Игра «Золотые ворота» (с родителями) под запись р. н. м. «К нам гости пришли» :
Ай, лю - ли, ай лю - ли.
Наши руки мы сплели,
Мы их подняли повыше –
Получилась красота.
Получились непростые –
Золотые ворота.
Кто пару найдет,
Тот в ворота пройдет!
Все рассаживаются на места
Ведущая :
Вот уж в избу мы вошли
Что ж тут видим?
Что нашли?
Горница здесь небольшая
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!
Игра «Отгадай что есть в избе…» :
1. Она стоит в русской избе
От неё тепло везде
Вы поймете, о чём речь
Это русская… (печь) 2. Кашу варит всем дружок,
Круглобокий. (чугунок) .
3. В печку слазить очень рад,
А зовут его. (ухват) . 4. Стоит у стола длинная кошка
У нее четыре ножки.
Сидит на ней вся семья
Это (скамья)
5. У нее доска и палка-
Это бабушкина. (прялка) . 6. Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра (коромысло) .
7. Встану я рано, пойду я к Ивану,
К долгому носу, к толстой голове.
Он висит, болтается,
Всяк ему поклоняется… (рукомойник)
Ведущая :
Осмотрели избу мы…
Эй, хозяева, где вы?
Под р. н. м. «Полянка» на середину зала выходит «семья»
Отец :
Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окошко глядеть!
Вам ли сегодня туманиться, грустить, да печалиться!
Мать :
Рады вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице.
Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный!
По обычаю, по - старинному - посиделками называется .
Старший сын :
Пожалуйте, гости дорогие!
У нас для каждого найдется и местечко и словечко.
Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.
Кому сказку, кому правду, кому песенку…
Старшая дочь :
Мы давно гостей уж поджидаем,
Без вас речей не начинаем
Для каждого найдется
Глоток водицы из колодца
Младший сын :
Гости на порог – хозяину радость. Милости просим.
Подарки есть на всякий вкус :
А по старинному русскому обычаю , дорогих гостей угощают хлебом-солью.
За хлебом да за солью всякая шутка хороша!
Младшая дочь :
Много танцев есть на свете
Мы их любим танцевать.
И на этих посиделках
Мы хотели бы сплясать!
Дети исполняют хоровод «Весна – красна идет» (авт. Т. Морозова)
Дети рассаживаются на места
Ведущая :
Ай- да, во славном посаде Тихвинском,
Да в саду – то «Россияночка» ,
На посиделки русские народные
Молодой князь со боярами пожаловал
Под р. н. м. «Из – под дуба…» выходит мальчик с костюме князя и два мальчика в костюмах бояр :
Князь :
Я Русич, и горжусь я этим,
Землёй своей родной горжусь,
Горжусь делами предков славных,
Тобой горжусь - родная Русь! Быть Русским - значит соблюдать
От предков данный нам завет :
По Совести и Правде жить,
За каждый шаг держать ответ.
Ведущая :
Верно князь слово молвит. Собрались мы позабавиться, да потешиться. Поиграть, пошутить, посмеяться. Но посиделки на Руси немыслимы были без ремесла.
1Мальчик в костюме боярина :
На Руси уж так идет,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец.
И блоху он подкует, дом добротный возведет,
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет.
2 мальчик в костюме боярина :
Ох! Ребята, что за диво,
Как чудесно и красиво!
На телеге проезжали
И сундук вдруг потеряли.
Эй! Заглянем в сундучок,
И узнаем, что есть что…
Игра «Русский сундучок » (с родителями)
Под р. н. п. «Шел козел по лесу…» участники игры берут в сундуке «грамотки» с загадками, читают задание и находят необходимые предметы, разложенные на столе.
1. Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (Веретено)
2. Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок ниток)
3. В полотняной стране по реке Простыне плывет пароход, то назад, то вперед,
А за ним такая гладь - ни морщинки не видать. (Рубель)
4. Сама не ест, а людей кормит. (Ложка) .
5. Говорит дорожка - два вышитых конца :
«Помойся хоть немножко, чернила смой с лица.
Иначе ты в полдня испачкаешь меня»(Рушник)
6. Привяжешь - пойдут, отвяжешь - останутся (Лапти)
7. Тело бело, Душа льняная, Маковка золотая. (Свеча)
8. Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)
9. Новая посудина, а вся в дырках. (Сито, решето)
10. Днем - обручем, ночью - змеей. (Пояс)
Все рассаживаются на места
Ведущая :
А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц.
Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучаешься.
Выходите, ладушки – красавицы. Покажите свое мастерство.
Как музыка начнет играть,
Надо ниточку в клубочек намотать.
А как закончит музыка играть,
Значит, хватит вам и ниточку мотать.
Понятно ли задание? Начинаем соревнование!
Игра : "Смотай клубочек"
Выходят девочки и под р. н. п. «Ах, вы сени» вместе с мамами начинают наматывать нити на клубки.
Ведущая :
А вы, добры молодцы, что призадумались? Призадумались, закручинились?
Вижу, вижу, что и вам поиграть захотелось.
И для вас у меня есть игра-забава, где силушку молодецкую надо показать.
Игра - эстафета «Растопи печку»
Мальчики и их родители встают в две колонны.
По команде под р. н. п. «Ах, ты береза» каждый ребенок берет палку – «Прутик» , а взрослый – кубик – «уголек» и несут к печке, возвращаясь, передают эстафету другому. Победит тот, кто быстрее перенесет все предметы.
Ведущая :
Долог день до вечера, коли делать нечего.
А как с работой управились,
Так и отдохнуть можно…
Расступись, честной народ, отдохни немножко,
К нам Потешница идет, поразвлечь немножко .
Под р. н. м. «Как под яблонькой» » выходит Девочка - Потешница :
Сидят в теремах-светлицах
Небылицы в лицах,
Щелкают орешка, да творят насмешки,
Ни короткие, ни длинные,
А такие, что в самый раз,
Как от меня до вас!
Исполняются шутливые диалоги :
1мальчик :
Ой, ребята, а я что видел!
1мальчик :
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из подворотни лают ворота!
1 девочка :
Лошадь ела кашу, а мужик овес.
Лошадь села в сани, а мужик повез.
2 мальчик :
Стучит-бренчит по улице, Фома едет на курице.
А Тимошка на кошке, по кривой дорожке!
2 девочка :
Катя-Катя, Катюха! Оседлала петуха.
Петух заржал, на забор забежал!
Девочка – Потешница :
Ну, ребята, вы загнули,
Чуть не до смерти пугнули,
Да и где же это видано?
Да и где же это слыхано?
Ведущая :
Делу – время, потехе – час.
Кто будет играть со мной сейчас?
Созывайте всех гостей,
Да вставайте в круг скорей.
Мы трудились долгие недели
Покатаемся теперь на карусели.
Дети приглашают родителей и катаются на карусели (р. н. м. «Карусель» )
Ведущая :
Рас два, три, четыре, пять,
Будем дружно мы играть.
Вы кружок не разбивайте,
Веничек передавайте.
Будем передавать веник.
На ком веник остановиться, тот и загадку отгадывает.
Игра "Веник"
Под р. н. п. «Барыня» все играющие передают веник из рук в руки.
Когда музыка останавливается тот, у кого веник в руках, отгадывает загадку.
Загадки :
1. Мы собрали хоровод.
Пригласили весь народ,
Дополняет наш кружок
Добрый русский наш ---Пастуший рожок
2. Деревянные пластинки, разноцветные картинки,
Стучат, звенят – плясать велят! ---Трещотки
3. Три струны, ее узнай-ка,
Заиграла --- Балалайка.
4. Без нее деревни скучно,
Вместе с ней поют частушки.
Пляшет Маша и Антошка
Под веселую --- Гармошку.
5. Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка - будет музыка слышна. --- Дудка
6. Тук, тук, тук все услышали мы стук,
Потерпи немножко, заиграем --- Ложка!
Ведущая :
А то, что ложка на досуге веселушка, мы сейчас с вами всем докажем.
1 ребенок
Звонкие, резные
Ложки расписные.
От зари и до зари
Веселятся ложкари! 2 ребенок : При царе, да при Горохе
Озорные скоморохи
По дороге в балаган
Потеряли барабан,
Бубен в руки взяли,
Музыку сыграли!
3 ребенок :
Ложки, бубны – молодцы!
Еще лучше – бубенцы!
Бубенцов трель хороша
Эх, веселись, моя душа!
Игра на дет муз инструментах : оркестр детей и оркестр родителей
(В. Герчик «Песенка друзей» /исправленная/)
Все садятся на места
Ведущая :
Ой, да какие же вы молодцы, замечательно играете!
Ну, продолжаем наше веселье. (берет туесок со скороговорками) :
Кто-то пусть скороговорит,
Остальных прошу молчать.
Грамоту вы открывайте,
Скороговорочку читайте,
Да складно быстро повторяйте. Скороговорки :
1. Три сороки - тараторки тараторили на горке!
2. Мамаша Ромаше дала сыворотки из простокваши.
3. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.
4. Несет Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.
5. Пекарь Петр пек пирог.
6. Ткет ткач ткани на платки Тане.
Дети и родители по очереди повторяют скороговорки по три раза, соревнуясь.
Ведущая :
Ай, да молодцы! Славно, славно у вас получается.
Но одними играми да плясками сыт не будешь.
Славится наш народ радушием да угощением знатным.
Не зря в народе говориться : хлеб да каша – пища наша.
А ну – ка, хозяюшки, выходите, да каши чугунок нам скорей наварите.
Исполняется танец «Варись, варись, кашка» (сл. Н. кузьминых, муз. Е. Шанин)
Ведущая :
Мы и пели, и плясали,
Вместе весело играли.
Только князь вдруг к нам идет
Грамоту с собой несет Ребенок в костюме князя вручает грамоту
Ведущая :
Песни, пляски от души
Были очень хороши.
Я ж издал такой указ :
Чтоб порадовать всех нас
И запомнить посиделки ,
Изготовить всем поделки :
Нужно тот час взять матрешку
Расписать ее немножко!
Совместная творческая деятельность «Роспись матрешки»
(п. «Русские матрешки » )
Ведущая :
Издавна люди на Руси отличались гостеприимством. Гостей приветливо встречали, усаживали за широкий стол. Душистым чаем угощали, а чай из самовара наливали.
1 ребенок :
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит. 2 ребенок : Ай, качи, качи, качи,
Глянь баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися одни бараночки!
Ведущая :
А я для вас как – раз баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила.
Спасибо хозяин с хозяйкой за гостеприимство. За веселье знатное. За посиделки русские .
Приглашаем всех : и князя с боярами,
И семью дружную русскую ,
И людей тихвинских посадских,
И гостей чинов и званий разных
Милости просим к столу
Отведать душистого чая.
Под р. н. м. «Белолица – круглолица» дети и родители небольшими группами подходят к хозяину с хозяйкой, раскланиваются, уходят из зала
и проходят в группу для чаепития.