Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Семья николая 2 святые или нет. Отречение от престола

Бурная деятельность по защите доброго имени императора Николая II от режиссера Алексея Учителя с его фильмом «Матильда», которую развили православные активисты, часть духовенства и даже депутаты Госдумы во главе с Натальей Поклонской, создали у общественности иллюзию того, что быть православным и относиться к последнему русскому императору без трепета невозможно. Однако в Русской православной церкви были прежде и остаются разные мнения насчет его святости.

Напомним, Николай II, его супруга, четыре дочери, сын и десять слуг были канонизированы в 1981 году Русской православной церковью заграницей как мученики, а затем, в 2000 году, царская семья была признана святыми страстотерпцами и Русской православной церковью Московского патриархата. Архиерейский собор РПЦ принял это решение лишь со второй попытки.

Первый раз это могло произойти на соборе в 1997 году, но тогда выяснилось, что против признания Николая II выступают сразу несколько архиереев, а также некоторая часть духовенства и мирян.

Страшный суд

После падения СССР церковная жизнь в России находилась на подъеме, и помимо восстановления храмов и открытия монастырей перед руководством Московского патриархата стояла задача «уврачевать» раскол с белоэмигрантами и их потомками, объединившись с РПЦЗ.

О том, что канонизацией царской семьи и других жертв большевиков в 2000 году было устранено одно из противоречий между двумя Церквями, заявлял будущий патриарх Кирилл, возглавлявший тогда отдел внешних церковных сношений. И действительно, через шесть лет Церкви воссоединились.

«Царскую семью мы прославили именно как страстотерпцев: основанием для этой канонизации стала безвинная смерть, принятая Николаем II с христианским смирением, а не политическая деятельность, которая была довольно противоречива. К слову, и это осторожное решение многих не устроило, потому что кто-то не хотел этой канонизации вовсе, а кто-то требовал канонизации государя как великомученика, „ритуально от жидов умученного“», - рассказывал спустя много лет член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Георгий Митрофанов.

И добавлял: «Надо иметь в виду, что кто-то в наших святцах, как это выяснится на Страшном суде, святым не является».


«Государственный изменник»

Самыми высокопоставленными противниками канонизации императора в церковной иерархии в 1990-е годы были митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) и Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов).

Для владыки Иоанна худшим проступком царя было отречение от престола в критический для страны момент.

«Допустим, он почувствовал, что потерял доверие народа. Допустим, была измена - измена интеллигенции, измена воинская. Но ты же царь! И если тебе изменяет командующий, отстрани его. Надо являть твердость в борьбе за российское государство! Недопустимая слабость. Если уж страдать до конца, то на престоле. А он отошел от власти, передал ее, по сути, Временному правительству. А кто его составлял? Масоны, враги. Вот так и открылась дверь для революции», - негодовал он в одном из своих интервью.

Однако митрополит Иоанн скончался в 1995 году и не смог повлиять на решение других архиереев.

Митрополит Нижегородский Николай - воевавший под Сталинградом ветеран Великой Отечественной войны - до последнего отказывал Николаю II в святости, называя его «государственным изменником». Вскоре после собора 2000 года он дал интервью, в котором прямо заявил, что голосовал против решения о канонизации.

«Видите ли, я не стал предпринимать никаких шагов, потому что если уж составлена икона, где, так сказать, царь-батюшка сидит, что же выступать? Значит, вопрос решен. Он без меня решен, без вас решен. Когда все архиереи подписывали канонизационный акт, я пометил около своей росписи, что подписываю все, кроме третьего пункта. В третьем пункте шел царь-батюшка, и я под его канонизацией не подписывался. Он государственный изменник. Он, можно сказать, санкционировал развал страны. И в противном меня никто не убедит. Он должен был применить силу, вплоть до лишения жизни, потому что ему было все вручено, но счел нужным сбежать под юбку Александры Федоровны», - был убежден иерарх.

Что касается православных «зарубежников», то о них владыка Николай высказывался очень жестко. «Сбежать и оттуда гавкать - ума большого не требуется», - говорил он.


Царские грехи

Среди критиков канонизации императора оказался и профессор богословия Московской духовной академии Алексей Осипов, обладающий, несмотря на отсутствие священного сана, большим авторитетом у части православных верующих и епископов: десятки из нынешних архиереев попросту являются его учениками. Профессор написал и опубликовал целую статью с аргументами против канонизации.

Так, Осипов прямо указывал, что царь и его близкие были канонизированы РПЦЗ «главным образом по политическим мотивам» и после распада СССР те же мотивы возобладали и в России, а почитатели Николая II без всяких на то оснований приписывают императору величайшую личную святость и роль искупителя грехов русского народа, что с точки зрения богословия является ересью.

Также профессор Осипов напоминал о том, как Распутин позорил царскую семью и вмешивался в работу Святейшего синода, и о том, что царь не упразднил «введенное по протестантскому образцу антиканоническое возглавление и управление Церкви мирянином».

Отдельно он остановился на религиозности Николая II, которая, по мнению Осипова, «носила отчетливо выраженный характер интерконфессионального мистицизма».

Известно, что императрица Александра Федоровна презирала русское духовенство, называя членов Синода «животными», зато привечала при дворе разного рода магов, проводивших для императорской четы спиритические сеансы, и прочих шарлатанов.

«Этот мистицизм наложил тяжелую печать на весь душевный настрой императора, сделав его, по выражению протопресвитера Георгия Шавельского, „фаталистом и рабом своей жены“. Христианство и фатализм несовместимы», - замечает профессор.

Как и митрополиты Иоанн и Николай, Осипов настаивал, что император своим отречением «упразднил самодержавие в России и тем самым открыл прямую дорогу к установлению революционной диктатуры».

«Никто из ныне канонизированных святых новомучеников российских - патриарх Тихон, митрополит Вениамин Санкт-Петербургский, архиепископ Фаддей (Успенский), митрополит Петр (Полянский), митрополит Серафим (Чичагов), тот же Илларион Троицкий - никто из них не назвал царя святым страстотерпцем. А ведь могли бы. Более того, в решении Святейшего синода по поводу отречения государя не выражено ни малейшего сожаления», - заключает Алексей Осипов.


«Мудрое решение»

Противники канонизации были не только в России, но и за рубежом. Среди них - бывший князь, архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской). Сам первый предстоятель РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий) - член Святейшего синода, свидетель революции и один из самых уважаемых иерархов своего времени - и не помышлял о канонизации царя, считая его трагическую гибель расплатой за «грехи династии», представители которой «безумно провозгласили себя главою Церкви». Однако ненависть к большевикам и стремление подчеркнуть их жестокость для последователей митрополита Антония оказались важнее.

О том, как митрополит Николай и другие противники канонизации царя оказались на соборе 2000 года в меньшинстве, журналистам позже поведал епископ Вологодский Максимилиан.

«Давайте вспомним Архиерейский собор 1997 года, на котором обсуждался вопрос о канонизации царственных мучеников. Тогда уже были собраны материалы и тщательно изучены. Некоторые архиереи говорили, что надо прославлять государя-императора, другие призывали к обратному, большая же часть епископов занимала нейтральную позицию. В то время решение вопроса о канонизации царственных мучеников, вероятно, могло бы привести к разделению. И Святейший [патриарх Алексий II] принял очень мудрое решение. Он сказал, что прославление должно быть на юбилейном соборе. Прошло три года, и я, беседуя с теми архиереями, которые были против канонизации, видел, что их мнение изменилось. Колеблющиеся стали за канонизацию», - засвидетельствовал епископ.

Так или иначе, но противники канонизации императора остались в меньшинстве, а их доводы - преданы забвению. Хотя соборные решения обязательны для всех верующих и теперь открыто не соглашаться со святостью Николая II они себе позволить не могут, судя по дискуссиям в Рунете вокруг «Матильды», полного единомыслия в этом вопросе в рядах православных добиться не удалось.


Несогласные в РПЦ

Те, кто не готов восторгаться последним царем по примеру Натальи Поклонской, указывают на особый чин святости, в котором он был прославлен, - «страстотерпец». Среди них - протодиакон Андрей Кураев, рассказавший СНЕГ.TV о мифологизации фигуры Николая II.

«Особый чин святости, в котором был прославлен Николай II, - „страстотерпец“ - это не мученик, не вторая версия Христа, который якобы принял на себя грехи всего русского народа, но человек, который смог в ситуации ареста не озлобиться и по-христиански принять все скорби, что выпали на его долю. Такую версию я принять могу, но, к сожалению, дальше начинает работать наш русский максимализм: к этой основе уже начинают добавляться огромные слои мифологии. По-моему, скоро у нас появится догмат о непорочном зачатии Николая II», - заявил он.

«Скандалы вокруг „Матильды“ показывают народное требование, что он был святым не только в минуты кончины, а всегда. Однако на соборе 2000 года подчеркивалось, что его прославление как страстотерпца не означает ни канонизации монархического рода правления как такового, ни конкретно образа правления Николая II как царя. То есть святость не в царе, а в человеке по имени Николай Романов. Вот это сегодня напрочь забывается», - добавил священнослужитель.

Также протодиакон Андрей Кураев утвердительно ответил на вопрос
СНЕГ.TV , была ли канонизация царской семьи условием воссоединения РПЦ и РПЦЗ. «Да, это было, и во многом, конечно, эта канонизация была политической», - отметил Кураев.


Комиссия по святости

Чтобы яснее понять, кого в Церкви называют страстотерпцами, следует обратиться к официальным разъяснениям от Синодальной комиссии по канонизации святых. С 1989 по 2011 год ее возглавлял митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, за это время к лику святых были причислены 1866 подвижников благочестия, в том числе 1776 новомучеников и исповедников, пострадавших в годы советской власти.

В своем докладе на Архиерейском соборе 2000 года - том самом, где решался вопрос о царской семье, - владыка Ювеналий заявил следующее: «Одним из главных доводов противников канонизации царской семьи является утверждение о том, что гибель императора Николая II и членов его семьи не может быть признана мученической смертью за Христа. Комиссия на основе тщательного рассмотрения обстоятельств гибели царской семьи предлагает осуществить ее канонизацию в лике святых страстотерпцев. В богослужебной и житийной литературе Русской православной церкви слово „страстотерпец“ стало употребляться применительно к тем русским святым, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников».

«В истории русской церкви такими страстотерпцами были святые благоверные князья Борис и Глеб (1015 год), Игорь Черниговский (1147 год), Андрей Боголюбский (1174 год), Михаил Тверской (1319 год), царевич Димитрий (1591 год). Все они своим подвигом страстотерпцев явили высокий образец христианской нравственности и терпения», - отметил он.

Предложение было принято, и собор постановил признать императора, его супругу и детей святыми страстотерпцами, несмотря на то, что Архиерейский собор Русской зарубежной церкви в 1981 году уже признал «полноценными» мучениками всю царскую семью и даже ее слуг, среди которых был католик камердинер Алоизий Трупп и лютеранка гофлектрисса Екатерина Шнейдер. Последняя погибла не с царской семьей в Екатеринбурге, а двумя месяцами позже в Перми. Других примеров канонизации католиков и протестантов православной церковью история не знает.


Несвятые святые

Между тем канонизация христианина в чине мученика или страстотерпца никак не обеляет всей его биографии в целом. Так, святой страстотерпец великий князь Андрей Боголюбский в 1169 году повелел взять штурмом Киев - «мать городов русских», после чего дома, храмы и монастыри были беспощадно разграблены и разрушены, что произвело на современников жуткое впечатление.

В списке святых мучеников можно найти и таких людей, как Варвар Луканский, который первую часть своей жизни занимался разбоями, грабежами и убийствами, а затем внезапно уверовал в Бога, покаялся и погиб в результате несчастного случая - проезжие купцы приняли его в высокой траве за опасное животное и застрелили. Да и по Евангелию первым в рай вошел распятый по правую руку от Христа разбойник, который сам же признал справедливость вынесенного ему приговора, но успел покаяться за считаные часы до смерти.

Тот упрямый факт, что большая часть жизни и все правление императора Николая вплоть до отречения и ссылки отнюдь не являет собой примера святости, было открыто признано и на соборе 2000 года. «Подводя итог изучению государственной и церковной деятельности последнего российского императора, Комиссия не нашла в одной этой деятельности достаточных оснований для его канонизации. Представляется необходимым подчеркнуть, что канонизация монарха никоим образом не связана с монархической идеологией и тем более не обозначает „канонизации“ монархической формы правления», - заключил тогда митрополит Ювеналий.

История жизни царственных страстотерпцев и их канонизации знакома всем в нашей стране, и именно поэтому вокруг их прославления Церковью возникают вопросы, которые могли бы быть заданы и в отношении многих других святых, если бы истории их жизни были известны более широко.

Мы постарались собрать наиболее распространенные вопросы и дать на них ответы.

В этом нам помог протоиерей Георгий Митрофанов , член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.

За что канонизировали царскую семью?

Исторические факты не позволяют говорить о членах царской семьи как о христианских мучениках. Мученическая смерть предполагает для человека возможность через отречение от Христа спасти свою жизнь. Государеву семью убивали именно как государеву семью: люди, которые их убивали, были достаточно секуляризованы по своему мировоззрению и воспринимали их прежде всего как символ ненавистной им императорской России.

Семья Николая II прославлена в чине страстотерпчества, характерном именно для Русской Церкви. В этом чине традиционно канонизуют русских князей и государей, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания или смерть от рук политических противников.

В Синодальную Комиссию по канонизации святых были предоставлены пять докладов, посвященных изучению государственной и церковной деятельности последнего российского государя. Комиссия постановила, что сама по себе деятельность Императора Николая II не дают достаточных оснований как для его канонизации, так и для канонизации членов его семьи. Однако докладами, определившими окончательное - положительное - решение Комиссии, стали шестой и седьмой: «Последние дни Царской семьи» и «Отношение Церкви к страстотерпчеству».
«Большинство свидетелей говорит об узниках тобольского губернаторского и Ипатьевского екатеринбургского домов, - подчеркивалось в докладе «Последние дни царской семьи», - как о людях страдающих, но покорных воле Божией. Несмотря на все издевательства и оскорбления, перенесенные ими в заточении, они вели благочестивую жизнь, искренне стремились воплотить в ней заповеди Евангелия. За многими страданиями последних дней царской семьи мы видим всепобеждающий зло свет Христовой истины».

Именно последний период жизни членов царской семьи, проведенный в заточении, и обстоятельства их гибели содержат серьезные основания для прославления их в лике страстотерпцев. Они все более и более осознавали, что смерть неизбежна, но сумели сохранить в сердце духовный мир и в момент мученической кончины обрели способность простить своих палачей. Перед отречением государь говорил генералу Д. Н. Дубенскому: «Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят оставить трон и передать его сыну и брату своему, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину».

Несколько месяцев спустя императрица Александра писала в заточении в Царском Селе: «Как я счастлива, что мы не за границей, а с ней [Родиной] всё переживаем. Как хочется с любимым больным человеком все разделить, все пережить и с любовью и волнением за ним следить, так и с Родиной».

Означает ли канонизация государя то, что Церковь официально поддерживает монархическую идею и политическую линию последнего императора?

И в исторических записках о Николае II, и в его житии дается достаточно сдержанная, а порой и критическая оценка его государственной деятельности. Что касается отречения, то это было политически безусловно ошибочным актом. Тем не менее, вину государя в какой-то мере искупают мотивы, которые им руководили. Желание императора с помощью отречения не допустить гражданской междоусобицы оправданно с точки зрения нравственности, но не с позиции политики…

Если бы Николай II силой подавил революционное восстание, то он вошел бы в историю как выдающийся государственный деятель, но вряд ли при этом стал бы святым. Подавая документы на прославление, Синодальная комиссия по канонизации не обходила вниманием спорные эпизоды его правления, в которых проявлялись не лучшие стороны его личности. Но канонизован последний российский император не за свой характер, а за мученическую и смиренную кончину.

Кстати, в истории Русской Церкви не так много канонизированных государей. А из Романовых прославлен в лике святых только Николай II - за 300 лет правления династии это единственный случай. Так что никакой «традиции канонизации монархов» не существует.

А как же Кровавое воскресенье, увлечения спиритизмом и Распутин?

В материалах Синодальной комиссии по канонизации семьи Николая II есть исторические записки, разбирающие отдельно все эти проблемы. Кровавое воскресенье 9 января 1905 года, проблема отношения государя и государыни к Распутину, проблема отречения императора - все это оценивается с точки зрения того, препятствует ли это канонизации или нет.

Если рассматривать события 9 января, то, во-первых, надо учитывать, что мы имеем дело с массовыми беспорядками, происходившими в городе. Они были непрофессионально подавлены, но это было действительно массовое противозаконное выступление. Во-вторых, никаких преступных приказов в тот день государь не отдавал - он находился в Царском Селе и был во многом дезинформирован министром внутренних дел и градоначальником Санкт-Петербурга. Николай II считал себя ответственным за то, что произошло, отсюда и трагическая запись в дневнике, которую он, узнав о произошедшем, оставил вечером того дня: «Тяжелый день! В Петербурге произошли серьезные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело!»

Все это позволяет несколько иначе взглянуть на фигуру последнего царя. Впрочем, Церковь не спешит во всем оправдать Николая II. Канонизованный святой - не безгрешный. Драма страстотерпчества, «непротивления смерти» заключается как раз в том, что именно немощные люди, часто немало грешившие, находят в себе силы превозмочь слабую человеческую природу и умереть с именем Христа на устах.

Почему не были канонизированы слуги царской семьи, расстрелянные вместе с ней? И вообще, чем подвиг семьи Николая II отличается от подвига сотен тысяч, принявших такую же смерть, но не прославленных Церковью?

Слуги царской семьи погибли как люди, которые исполняли свой профессиональный долг перед государем. Они достойны канонизации, но проблема заключается в том, что у Русской Православной Церкви еще не выработан чин прославления мирян, которые принимают мученическую смерть, оставаясь верными своему служебному или нравственному долгу. Вопрос прославления людей, безвинно погибших в годы смут и политических репрессий, обязательно будет решен в будущем: XX век создал прецедент - миллионы мирян стали мучениками. И Церковь помнит о них.

Император отрекся от престола, перестал быть помазанником Божиим, почему же тогда Церковь говорит о том, что он стал искупителем грехов всего народа?

А вот здесь как раз уже не церковное понимание проблемы. Церковь никогда не называла императора Николая II искупителем грехов русского народа, ибо для христианина существует лишь один Искупитель - Сам Христос. Подобные же представления, равно как и идея о необходимости принесения всенародного покаяния за убийство царской семьи, не раз осуждались Церковью, поскольку это представляет собой весьма характерный пример дополнения христианского понимания святости какими-то новыми смыслами философско-политического происхождения.

Реабилитация

В июне 2009 года Генпрокуратурой РФ были реабилитированы члены семьи Романовых. В соответствии со ст. 1 и пп. «в», «е» ст. 3 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», Генеральной прокуратурой принято решение реабилитировать Романова Михаила Александровича, Романову Елизавету Федоровну, Романова Сергея Михайловича, Романова Иоанна Константиновича, Романова Константина Константиновича, Романова Игоря Константиновича, Романову Елену Петровну, Палея Владимира Павловича, Яковлеву Варвару, Янышеву Екатерину Петровну, Ремеза Федора Семеновича (Михайловича), Калина Ивана, Круковского, доктора Гельмерсона и Джонсона Николая Николаевича (Брайана).

«Анализ архивных материалов позволяет сделать вывод о том, что все вышеперечисленные лица подверглись репрессии в виде ареста, высылки и нахождения под надзором органов ЧК без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления по классовым и социальным признакам», - так сообщила агентству «Интерфакс» официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева. Ранее в Генпрокуратуру с просьбой о реабилитации членов царской семьи обратилась глава дома Романовых великая княгиня Мария Владимировна.

(38 votes, average: 4,21 out of 5)

Комментарии

    Март 11, 2019 19:57

    Жесть. Одни люди, пускай служители церкви, но тем не менее все-таки просто люди признают или не признают святыми других людей. Мертвых людей. И кладут их кости в церковные алтари. Третьи люди молятся вторым(мертвым) людям, которых первые признали святыми. Целуют кости. И разводят споры в интернете. Где вообще в библии описан механизм данного действа?

    Март 7, 2019 21:00

    Февраль 17, 2019 2:02

    Попробуйте помолиться Государю нашему Императору Николаю 2 и его семье. Попросите помощи в любой нужде. Тогда сразу будет понятно всем за что он был канонизирован. Странно видеть здесь спор о святости или несвятости Царя, зная, что он с семьёй был зверски убит безбожниками и предателями русского народа. Вроде бы православные общаются на православном сайте. И такие странные споры.

    Август 8, 2018 18:40

    В истории ничто не происходит само собой, всё имеет свои корни и своё начало:
    1. Отмена крепостного права в 1861 г. произошло без выделения крестьянам земли.

    2. Трудоустройство крестьян (строительство ж/д дорог) при Александре II и
    Александре III.

    3. Становление страны из аграрной в индустриальную (строительство шахт, заводов, кораблей, североморского пароходства, добыча нефти, металлургия, продолжение строительства ж/дорог, начало авиастроения и т. д.), при АлександреIII и Николае II.

    4. Были построены Транссибирская ж/д и КВЖД. Это влекло за собой большой пошлинный сбор с Запада.
    Россия взяла крутой старт. Западники (в частности Черчилль) говорили: «Ещё лет 10 такого подъёма России, и нам её никогда не догнать, потому как Россия дистанцирует от Запада навсегда.

    4. После окончания Первой мировой, Россия должна была сидеть на скамье победителей, а это давало ей ещё большие преимущества. Англия уже обещала России пролив Гибралтар, что давало стране беспошлинную торговлю с Западом.
    Но, произошло отречение Николая II, а следом: гражданская война, разруха, Вторая мировая, хрущёвская кукуруза и волюнтаризм, застой, перестройка, Афганистан, две чеченских войны и путинизм (всё это вытекало одно из другого). Когда мы с этим разберёмся, одному Богу ведомо, да и разберёмся ли вообще?
    Вот, что произошло с Россией после отречения от престола Николая II.
    В истории нет сослагательного наклонения, но наглядно видно, что все беды России пошли после отречения от престола последнего нашего царя Николая II. Так заслужил ли он причисление к лику святых!?

    Июль 31, 2018 21:33

    когда казнили Николая и его семью они уже как 1,5 года были простыми гражданами /причём тут царская семья/

    Июль 26, 2018 16:39

    я его не признаю святым!

    Июль 26, 2018 16:30

    плохо сделали что его канонизировали и сделали святым! людей только разделили!у меня тогда вопрос давайте сталина сделаем святым он хоть страну оставил с ядерным оружием и мощной экономикой хоть он и был жестоким правителем!?а николай 2 страну угробил и войны проиграл. все постигается в сравнении! я см фильм почему николай 2 святой там много полубреда – с чем то соглашусь, а с чем то нет! конечно он молодец что отказался бежать заграницу и признал свои ошибки, но это не делает его святым!

    Июль 22, 2018 10:58

    а не подскажите в 1905 году по чьему приказу били расстрелены рабочие в питере? во главе колонны шел поп и люди несли иконы, пели молитву.

    Январь 27, 2018 23:03

    Святые -это те, кто служит Христу “в том звании, в каком призван””до конца,несмотря ни на что,не предавая порученного.” Дело,которое Ты поручил мне, Я совершил”

    Декабрь 29, 2017 12:40

    А есть процедура отмены канонизации???

    Ноябрь 25, 2017 13:40

    Господа и дамы, всё очень просто: любая церковь – это прежде всего политическая организация со своими неочевидными и неафишируемыми целями и задачами. Поэтому нечего удивляться столь спорному решению о канонизации ц.семьи. Это исключительно политическое решение!

    Ноябрь 18, 2017 9:39

    На вопрос “За что?”, хорошо отвечает вопрос “Когда?” В августе 2000 года, когда Президентом стал нынешний Президент.

    Ноябрь 18, 2017 9:21

    Из вида упускают, как 8 марта 1917 года, Николая-2 арестовал
    его личный генерал-адъютант, а личная рота георгиевских кавалеров
    дворцовых лейб-гренадер, под звуки Марсильезы развернула над Ставкой
    красные знамёна. Гвардия, генералитет, государственная Дума из
    олигархов, армия, казаки и простые пролетарии, верха и низы, левые и
    правые, будущие «красные», «белые» и прочие в вопросе
    негодности Николая-2 как монарха оказались Единодушны. Даже
    «великокняжеская фронда» из родных братьев, матери и дядек желала
    гнать такого Самодержца. А а после ареста ещё полтора года гражданина бывшего
    царя мариновали, передавая с рук на руки разным комитетам,
    и никто не решился выручить, пока не нашлись мстители. Разве могли
    ошибаться все те современники?

    Ноябрь 12, 2017 20:20

    Простите за резкость предыдущего комментария, видимо, я еще не христианин. Моя мысль в том, что все мы, Россия – блудный сын, который еще не пошел к Отцу. А если мы все грешим, как можем кого обвинять.

    Ноябрь 11, 2017 17:42

    Когда Христос Пообещал разрушить Израиль, и тот был уничтожен через 70 лет, Он Кем Был – бухгалтером? Когда считали праведников в Содоме, Он Кем Был? Мы ничем не лучше того Израиля и Содома. Бог Есть Любовь, это христианская истина, а это подразумевает наше вразумление и воспитание. Не видеть такого вразумления России в 20-м веке (100 млн. человек) может только слепой.

    Ноябрь 10, 2017 22:40

    Возникает еще более сложный вопрос. После прославления в лике святого Церковь перестает молиться о человеке и начинает уже просить у святого. Если было преждевременное признание, мы лишаем человека помощи отсюда, и не дождемся помощи оттуда. И как просить помощи у членов семьи?

    Ноябрь 10, 2017 20:34

    1917 год – Русский Потоп! Этого мнения придерживаются многие священники. И начало этому было положено в 17 веке. Тогда же был предсказан конец династии Романовых. Главой Церкви является Христос, а не царь! Попытка государства (Романовых) возглавить Церковь привела ко всеобщему отступлению от веры. Предали все классы и сословия, за что и был попущен этот Потоп. Николай 2 не оказался Ноем, хотя знал о приближении конца. Жалко всех, потому что Потоп еще не закончен!

    Ноябрь 5, 2017 9:16

    А для меня Николай 2 , просто как последний царь в истории но никак не святой.

    Октябрь 30, 2017 20:24

    Да, уж святой. А как же расстрел мирного шествия в январе 1905 года несколько сот людей?

    Октябрь 15, 2017 11:05

    Христос учил нас судить по плодам. Что видим: общество разделилось. Масла в огонь подлили и фильм Матильда, и « царебожница» Поклонская, и «Христианское государство» с поджогами. Оказывается, это первый император, канонизированный РПЦ. Почему не Александр 1 тогда, почему серьезно не заняться старцем Фёдором Кузьмичем? Человека мучил грех отцеубийства и много лет он замаливал это перед Богом. Вот вам и образец святого человека. Осталось провести Днк- экспертизу.

    Октябрь 14, 2017 20:36

    Господи! Какой ушат нечистот в этих комментариях. Господа нерукопожатные, если вы не желаете признавать Государя святым - пожалуйста,не признавайте, не молитесь, не считайте себя православными. Но хоть имейте такт помолчать! И умерить своё желание с упоением перемыватькости человеку, давно убиенному безбожниками. И учтите,что наша Церковь никого просто так не канонизирует! Для этого должны быть случаи чудес, сотворённых этим человеком; доказательства его праведной жизни; ещё много чего… А вы берётесь рассуждать о том, о чём ни малейшего представления не имеете. Церковные иерархи знают лучше. Они окончиди семинарию и имеют гораздо больше духовного опыта. Нет, нельзя удержаться от того, чтобы не поучить профессионалов. Позор на вашу голову.

    Октябрь 6, 2017 20:11

    Что осмысливать? Картина маслом Результат руководства – конец империи, семья расстреляна, крайних нет.

    Октябрь 5, 2017 15:01

    Всем, кто в помрачении своем умножает хулу на Государя и Его семью, скажу: суждения ваши стоят на том, чем вас 100 лет кормили те, кто стремился сделать из вас же тупой скот, а несогласных уничтожить, как и святых страстотерпцев! И, к горести своей, замечаю, что пока у них неплохо получается. Задумайтесь, чью “жвачку” пережевываете, пока еще есть время. А осознав, начинайте искать, читайте, смотрите, осмысливайте.. А осмыслив – молитесь и просите прощения.
    Да, воистину силен дьявол. Но Бог сильнее!.
    Прости нас, Государь!

    Октябрь 4, 2017 12:00

    Почему-то все здесь (да и не только здесь) упускают один значительный нюанс. Николай II Романов был руководителем государства. Это большая ответственность. Ответственность за миллионы твоих подданных и судьбу страны. Любой руководитель государства отвечает за все, что в этом государстве происходит (по большому счету, естественно). Николай взял на себя эту ответственность добровольно, но, как показывают годы его бездарного правления, с нею не справился. Не справляешься – уходи. Но он не ушел сам до самого конца, до февраля 1917-го, когда его фактически к этому принудили.
    Но бездарное правление – это еще не беда, беда в том, что результатом его правления стали гибель и мучения миллионов русских людей. В том числе и замученных, и невинно убиенных!
    Так за что канонизировали такого человека? За то, что он смирно сидел с семьей в Тобольске, а затем в Екатеринбурге в то время как Россия уже захлебнулась кровью русских людей, убивавших друг друга?
    Есть юридическое понятие преступного действия. Возможно, Николай не совершал преступных действий. Но он совершил преступное бездействие, и потому лично меня никогда и никому не убедить в том, что руки его чисты. А человек с нечистыми руками святым быть не может!

    P.S. И не нужно говорить о том, что, дескать, он не сам подписывал те или иные приказы и указы, что его дезинформировали и обманывали. Хотел бы – разобрался бы во всем. Александра III почему-то никто не дезинформировал.
    И еще не надо ставить ему в заслугу то, что он не бежал за границу. Да не мог он бежать! Это – миф, фикция. Арестовали его 9 марта, а Александру еще раньше арестовал Корнилов. Как бы он бежал? На лошади что ли? А посему сидел и ждал безвольно и спокойно своей участи, как безвольно и спокойно правил страной десятки лет, пуская все на самотек

    Сентябрь 28, 2017 16:02

    Возникает ощущение, что Николая 2 назначали святым. Куча оговорок, специальных пояснений, допущений. Не серьезно это.

    Сентябрь 17, 2017 18:24

    Маяковский писал что если звезды зажигают –
    значит – это кому-нибудь нужно? Канонизация и святость Николая II народу точно не нужна.Она нужна церкви.Зачем? Сие есть тайна великая.Но по моему убеждению здесь зарыта какая-то многоходовочка.

    Сентябрь 17, 2017 15:55

    А ещё канонизирован царевич Димитрий. Который даже не известно доподлинно, был ли невинно убиенным. И по историческим свидетельствам характером пошёл в папеньку Ивана Грозного (любил смотреть на мучения животных, а то и сам прикладывал руку). И вообще был незаконнорожденным, то есть и претендовать на престол особого права не имел. Но для церкви это не имеет значения, удивительное дело.

    Сентябрь 14, 2017 16:12

    Человек, в немалой мере поспособствовавший гибели Российской империи, бездарный руководитель и просто не самый безгрешный человек канонизирован за свою мученическую смерть. А миллионы погибших как во время его правления так и после это просто “серая масса”, недостойная канонизации!? Да, церковь справедлива, ничего не скажешь:буржуям в рай без очереди – вот ваш девиз.

    Сентябрь 14, 2017 11:22

    Отец Георгий как всегда всё превосходно написал, каждое его слово взвешенно, но, в то же время подвержено определенной внутренней цензуре, что, собственно, понятно, ибо служебное положение обязывает. В то же время неоспорим тот факт, что Николай II является спорной и неоднозначной фигурой, о чем свидетельствуют, хотя бы, эти обсуждения. Канонизация ни одного святого не была ещё столь противоположно воспринимаема народом. Что именно произошло в Ипатьевском доме мы достоверно не знаем – большинство документов ещё не рассекречено и не будет рассекречено пока вопрос так остро стоит, по поводу останков – тоже нет уверенности даже у РПЦ. А как мы можем говорить об убийстве, если трупы не найдены? Опираясь на записки Юровского? Дневник Дома специального назначения? Даже смешно… А есть ли показания не участников преступления, а незаинтересованных свидетелей? Насколько я знаю (могу ошибаться) нет. Возникает вопрос: не рановато ли? Быть может, сначала стоит дождаться хотя бы однозначного ответа по поводу найденных костей? Я не оспариваю святость царской семьи, но и безоговорочно её принять при всем желании не могу. То, что Николай II и его семья были весьма добрыми и набожными людьми – факт. Но ведь Комиссия по канонизации не нашла достаточных оснований для канонизации царской семьи, изучая жизнь императора, императрицы и их детей, до отречения царя от престола, однако нашла такие основания, изучая последнее время жизни царской семьи – самые малоизвестные, туманные, спорные и политизированные (с точки зрения времени интерпретации) страницы их жизни. Политическая реабилитация не могла не оказать влияния на скорейшее прославление, ведь остальные расстрелянные в Ипатьевском доме не прославлены, исходя из позиции отца Георгия, по-сути, из-за церковной бюрократии – пока ещё не успели придумать и утвердить чин прославления мирян) Прославление царской семьи выступило частью политической реабилитации и осуждения первых кровавых советских лет, вопрос же святости, с моей скромной точки зрения, исследован недостаточно полно.

    Август 19, 2017 23:48

    Дмитрий, Николай II и его семья до последнего верили, что их спасут. Сначала Керенский обещал отправить их в Крым, а позже в Англию, но отправил в Тобольск. Затем Вырубова готовила заговор, но это пожалуй и все. У вас нет знаний. Император не обрекал свою семью на смерть. Ничего сделать было нельзя. Никто не хотел их спасать!!!

    Август 17, 2017 21:50

    Те, кто против канонизации видимо не знают всей правды и книжки умные не читают…Прежде чем осуждать – докопайтесь до истины. Царская семья не бросила Россию. Не предала. Хотя они не были чистокровными русскими!!! Это как надо любить Россию! Вот те, кто рассуждают, что Николай II “убил” семью – очень сильно ошибаются! Почитайте очерки западных эмигрантов, которые видели все происходящее действо. В особенности обратите внимание на воспоминания Ивана Солоневича. После этого я надеюсь всем станет все понятно и СТЫДНОЕ за своё отношение к Николаю и возведению его к Лику Святых. И в будущем, прежде чем осуждать кого-то, подумайте, готовы ли Вы пожертвовать собой и своей семьёй ради Родины. Или Вы при малейшей возможности будете бежать как “крысы с корабля”.

    Август 3, 2017 10:22

    Две цитаты: “Никакой «традиции канонизации монархов» не существует”.

    “Как отметил член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Георгий Митрофанов, «чин страстотерпцев с древности применяется только по отношению к представителям великокняжеских и царских родов». Так определитесь уже, существует или нет…

    Август 3, 2017 4:29

    Исполнение профессиональных обязанностей с христианским смирением мешает канонизации в лике страстотерпцев? Забавно…

    А тот факт, что Александра Федоровна до конца жизни считала Распутина святым и духовным наставником, и в заблуждении своем не разу не раскаялась никак не мешает ее канонизировать? Еще более забавно.

    Май 27, 2017 3:54

    Владимир. А давайте не скатываться до выражений типа: заплатил за все свои ошибки сознательно, своей жизнью и жизнью всей семьи. С каких это пор, убийство своей семьи стало православным делом. Может за такое? Банить. Всё? Что не соответствует Вашему мнению. Является оскорбительными выражениями?)). Давайте так. Есть два диаметрально противоположных мнения. В свете одной и той-же концепции нашего православия. В одном. Николая II причисляют к лику святых. В другом, ему пророчат все круги ада. Две религиозные крайности нашей православной религии. Рай? Или Ад?. Вопрос. Какая, из этих концепций является,более оскорбительной? И странно, что для религиозного человека, понятие, что человек достоин наличие сковородки в аду, является оскорбительным.

    Май 26, 2017 0:54

    Платить за свои ошибки. Надо своей жизнью. А не жизнью своей семьи. Своим бездействием, Николай, практически, убил свою семью, которую он мог отправить за границу. Пусть даже против их воли. Вряд ли подвиг искупления состоит в обречении не винных детей на смерть. С таким-же успехом. Николай мог зарубить свою семью сам. И выйти к расстрельной команде в одиночестве. К сожалению в православии, наказывают только за прямое убийство. А за смерть из-за преступного бездействия. Не наказывают.(Преступное бездействие - это волевое пассивное поведение человека, которое заключается в том, что лицо не выполняет или ненадлежащим образом выполняет возложенную на него обязанность, в результате чего причиняется вред объектам охраны или создаётся угроза причинения такого вреда. или оставление в опасности). А поскольку для Николая, объект охраны была его семья. То Николай, с какой угодно готовностью мог идти на жертвенный алтарь, в одиночестве. Предварительно, защитив свою семью. По мне, так по Николаю сковородка шкворчит. А вот его семья, действительно страстотерпцы. Которые приняли смерть свою, от соотечественников, в силу их политических мотивов, злобы и коварства.

    Март 20, 2017 6:29

    На земле нет и не может быть абсолютно безгрешных людей. Святыми не рождаются -а становятся,осознав свои грехи и отрекшись от них (с Божией помощью конечно). Разбойник распятый рядом со Христом,покаявшись,попал в Рай. Наша жизнь так устроена – за все нужно платить. Николай || заплатил за все свои ошибки сознательно, своей жизнью и жизнью всей семьи,хотя у него была возможность уехать за границу.В этом и состоит его подвиг искупления. Кому много даётся с того много и спросится. Он это понимал. Наверно Господь принял его жертву,раз Церьковь его канализировала.Вот и выходит -покаяние очищает и делает святым – итог жизни. Чего всем и желаю.

    Февраль 12, 2017 20:12

    Да,последний император стал мучеником,но вряд ли по доброй воле! Погибли миллионы с гораздо более чистыми душами,но почему-то канонизирован именно император.Я думаю,что не следовало этого делать,поскольку все аргументы против уравновешивается единственным аргументом- принял мученическую смерть! Но,сколько людей в России приняло не менее мученическую смерть с 1905 по 1945?!
    Вот и получается,что Николай 2 обязан своей святостью занимаемой должности!
    Если есть хоть малейшее пятнышко на биографии кандидата в святые,то даже не стоит рассматривать такую кандидатуру! Не потому,что человек плохой.А потому,что репутация Святого не должна вызывать ни малейшего сомнения!

Переписав её в энциклопедическом стиле. Спасибо.

Канонизация царской семьи - канонизация Русской Православной Церковью последнего императора Николая Второго и членов его семьи, одно из наиболее неоднозначных деяний РПЦ за всю её историю, вызвавшее крайне отрицательную реакцию значительной части православных верующих, в том числе таких выдающихся деятелей РПЦ как митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн , А. И. Осипов и др. Николай II и члены его семьи были прославлены как страстотерпцы. При этом расстрелянные заодно с царской семьёй слуги канонизированы не были.

История прославления

В 1928 году Николай Второй и его семья были причислены к лику святых Катакомбной церкви.

В 1981 году император и его семья были прославлены группой епископов, «именующих себя Архиерейским Собором Русской Православной Церкви за границей, не имеющей признания всей Православной Полноты в силу своей антиканоничности» (Из воззвания Архиерейского собора РПЦ, 1990), иначе говоря т. н. Русской Зарубежной Церковью.

В последнее десятилетие XX века в России рядом священнослужителей, симпатизирующих т. н. «Русской Зарубежной Церкви» была развёрнута компания по канонизации теперь уже и Русской Православной Церковью императора и его семьи, а также слуг. Против канонизации выступили многие видные представители РПЦ, в том числе митрополит С.-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв) . В результате Архиерейский Собор в 1997 году отказался канонизировать бывшего государя. По мнению одного из видных противников канонизации Николая II профессора Московской духовной академии А. И. Осипова нравственный облик и масштаб личности Николая II ни в коей мере не соответствовали таковым общецерковных святых подвижников.

Однако давление на РПЦ со стороны сторонников канонизации возрастало. В радикальных монархических и псевдоправославных кругах в отношении Николая II употребляется даже эпитет «искупитель». Это проявляется как в письменных обращениях, направлявшихся в Московскую патриархию при рассмотрении вопроса о канонизации царской семьи, так и в неканонических акафистах и молитвах: «О пречудный и преславный царю-искупителю Николае». Однако на собрании московского духовенства патриарх Алексий II однозначно высказался о недопустимости подобного, заявив что «если он увидит в каком-нибудь храме книги, в которых Николай II именуется Искупителем, то будет рассматривать настоятеля этого храма как проповедника ереси. У нас один Искупитель - Христос».

В соответствии с очередным решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 20 августа 2000 года Николай II, царица Александра Фёдоровна, цесаревич Алексeй, царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных.

Доводы против канонизации

  • Гибель императора Николая II и членов его семьи не была мученической смертью за Христа, а лишь политической репрессией.
  • Неудачная государственная и церковная политика императора, в том числе такие события как Ходынка , Кровавое Воскресенье и Ленский расстрел .
  • Крайне неоднозначная деятельность Григория Распутина .
  • Отречение миропомазанного царя от престола следует рассматривать как церковно-каноническое преступление, подобное отказу представителя церковной иерархии от священного сана.
  • «Религиозность царской четы при всей ее внешне традиционной православности носила отчетливо выраженный характер интерконфессионального мистицизма».
  • Активное движение за канонизацию царской семьи в 1990-е годы носило не духовный, а политический характер.
  • Профессор МДА А. И. Осипов : «Ни святой Патриарх Тихон, ни святой митрополит Петроградский Вениамин, ни святой митрополит Крутицкий Пётр, ни святой митрополит Серафим (Чичагов), ни святой архиепископ Фаддей, ни святой архиепископ Иларион (Троицкий), который, без сомнения, вскоре будет причислен к лику святых, ни другие ныне прославленные нашей Церковью иерархи, новомученики, знавшие значительно больше и лучше, чем мы теперь, личность бывшего Царя - никто из них ни разу не высказал мысли о нём, как святом страстотерпце (а в то время об этом ещё можно было заявить во весь голос)».
  • Вызывает глубокое недоумение и пропагандируемая некоторыми сторонниками канонизации ответственность за «тягчайший грех цареубийства, довлеющий над всеми народами России».

Давление на РПЦ со стороны сторонников канонизации в период между первым и вторым архиерейскими соборами

Вопрос о канонизации слуг

Наглядное сопоставление личности Николая II с личностями некоторых других прославленных РПЦ

Доводы за канонизацию в ином лике

Иудеи удовлетворены тем, что Царская семья Романовых возведена в сонм страстотерпцев, не мучеников, обратите внимание, а именно страстотерпцев. В чем разница? Чин мученика есть подвиг смерти за Христа от рук иноверных. Страстотерпцами признаются те, кто принял мучение от своих, единоверных христиан. По страстотерпческому чину канонизации получается, что Государь с Семьей умучены своими же единоверными христианами. Вот если бы Архиерейский Собор признал очевидное, что Царь умучен до смерти иноверцами, иудеями, тогда бы он был не страстотерпцем, а великомучеником. Вот чем удовлетворены евреи, вот что они имеют в виду, когда предъявляют Московской Патриархии ультиматум: «Очень важно, чтобы решение о канонизации в том виде, в каком оно было принято Собором, стало известно самому широкому кругу мирян и священнослужителей».

Божий Промысел о судьбе России предначертан и непреложен. По предсказаниям святых угодников Божиих, в известный Творцу исторический час, Святая Русь чудесно возродится с Царем Православным во главе. Об этом еще в XVIII веке пророчествовал тайновидец монах Авель. В наши дни вещие глаголы его были подтверждены чудесным обретением давно утраченной древней иконы.

Образ был написан иконописцем Лазарем по воле Императора Павла I и по пророчеству монаха Авеля о последнем Державном Царе России. Послание царствующего Монарха будущему Царю-мученику гласило: "Моему потомку Николаю, в день Иова Многострадального родившемуся, вскрыть в сотую годовщину моей смерти". К посланию была приложена эта икона, написанная в мае 1798 года, за 70 лет до рождения Императора Николая II.

По воле Божией, в смутные годы лихолетья уникальная икона не была уничтожена. Большевики, не зная пророчеств и не придавая образу особого значения, продали его в частную коллекцию. Святыня несколько раз переходила из рук в руки, пока недавно в Москве не умер ее последний владелец-коллекционер. Его квартиру вскоре обокрали и попытались вывезти коллекцию за рубеж. Похитителей задержали, а иконы были конфискованы. Эксперты определили точную дату написания иконы - конец XVIII века. А вот относительно ее стоимости пожали плечами. По мнению их, это была икона-фантазия.

На старинной иконе действительно изображен Царь-мученик Николай II. Налицо явное портретное сходство! Над осененной святым нимбом главой Государя надпись: «Святой великомученик Николай".

На полях иконы традиционно имеются клейма с житием будущего Самодержца и сценами из истории монархии в России. Так изображенный справа всадник на коне символизирует победу России в Отечественной войне 1812 года. Лежащий у полевых шатров поверженный воин на клейме слева пророчески изображает поражение нашего Отечества в Первой мировой войне. В левом нижнем углу изображено, как Царь отдает корону священнослужителю. Это зримое пророчество о том, что именно духовенство в начале ХХ века оказалось причастно к предательскому низвержению монархического строя.

Как известно, уже на третий день после обнародованного заговорщиками отречения Государя, в марте 1917 года, русское священноначалие и духовенство начали возглашать на Литургии взамен исконного: "Боже, Царя храни" - "Боже, храни Временное Правительство", состоявшее из масонов и богоборцев.

В свое время преподобный Серафим Саровский и блаженная Паша Саровская завещали Николаю II самому отречься от Престола. Это также пророчески изображено на иконе за 119 лет до реального исторического события. Подпись гласит: "Предательство".

Внизу справа изображена сцена мученической кончины святого Царя от рук темных сил. Можно рассмотреть подпись: "Расстрелян с семьей". Последнее изображение - могила с надписью: "Захоронен в неизвестном месте"...

Нет сомнений, что обретение этой иконы - явное знамение близости предсказанных времен исполнения желанного русскому сердце пророчества.

У чудотворного мироточивого образа Царя-мученика Николая II есть хранитель — московский врач-хирург Олег Иванович Бельченко. Путешествует с ней по храмам и монастырям, когда позволяет плотный график работы, в другое время ему помогают люди, опекающие образ. На деньги частных благотворителей печатаются небольшие бумажные иконы, а выручка от их распространения идет на изготовление больших икон, которые Олег Иванович дарит храмам с надеждой, что в каждом храме скоро появится своя икона Государя.

Олег Иванович, расскажите, пожалуйста, историю написания иконы Царя-мученика Николая.

Печальный парадокс ХХ века: икона последнего российского императора мученика Николая II была написана по другую сторону океана, в Соединенных Штатах Америки, еще до прославления Государя в России.

И с этим событием связана удивительная история. Шел 1997 год. Русской эмигрантке Ие Дмитриевне Шмит, в девичестве Подмошенской, приснился сон, в котором она увидела икону, изображавшую Императора мученика Николая II в великокняжеском одеянии. За несколько дней до этого женщина получила небольшое наследство и собиралась внести лепту на благое дело. По пробуждении вопрос, на что пожертвовать деньги, был для нее решен. Она попросила иконописца Павла Николаевича Тихомирова, живущего в Калифорнии, написать увиденную ею икону. Вместе они начали изучать фотографии Николая II в поисках сюжета и такого же выражения лица, что и во сне. Царь должен был быть в шапке Мономаха, со скипетром и державой.

Слева на иконе изображен праведный Иов Многострадальный, в день памяти которого родился Николай II, справа — небесный покровитель Государя святитель Николай Чудотворец. А внизу надпись: «Сия святая икона написана к прославлению Царя-мученика в России». А было это за несколько лет до канонизации Царственных Мучеников.

Сама икона и по сей день хранится дома у Ии Дмитриевны. Литографии же, сделанные с нее, она стала продавать, чтобы помочь русским людям, попавшим за границей в трудное положение.

А как образ появился в России?

Несколько изображений привез с собой игумен Герман (Подмошенский), родной брат Ии Дмитриевны. Одна из цветных литографий иконы попала в Свято-Никольскую богадельню в Рязани. Она была вставлена в киот и висела за свечным ящиком. Там я впервые и увидел этот образ. В тот весенний день я помогал своему товарищу привозить в богадельню коробки с духовной литературой. Книги передавались безвозмездно, и в благодарность нам с другом вручили по такой же литографии. Случилось это 15 марта 1997 года — ровно восемьдесят лет спустя после того, как Государя заставили подписать акт об отречении.

Полтора года литография иконы Государя хранилась у меня дома. Но постепенно я начал замечать изменения, происходящие с ней. Сначала под правым глазом Царя появилось пятно — будто это была кровь, затем такое же пятно появилось и под левым глазом. Краски потихоньку менялись. Я обратился к священнику, и тот подсказал отнести образ в церковь. Я так и поступил. 6 сентября 1998 года я принес образ в храм Сретенского монастыря, прихожанином которого являлся. Положить полиэтиленовый пакет, в котором была икона, на стол я не смог, поэтому держал его в руках.

В те годы Государь еще не был прославлен, но тут, совершенно неожиданно для меня, священник попросил хор пропеть тропарь Царю-мученику… Люди в храме стали оборачиваться и смотреть в мою сторону. А я не мог понять, что происходит. Оказалось, что c пением тропаря по храму разнеслось благоухание. А из-за насморка я был единственным, кто не ощутил его.

После службы я достал литографию, и благоухание только усилилось. Пакет прихожане разделили на кусочки между собой — и сейчас, спустя годы, эти лоскутки продолжают источать запах. Все были потрясены, а батюшка сказал: «Давайте мы у себя в алтаре подержим эту икону, а потом посмотрим, что делать».

Я обрадовался. Конечно же, икона Государя должна находиться в алтаре. Но, повторюсь, тогда Царственные Мученики еще не были прославлены в лике святых. Через три недели я спросил батюшку: «Она по-прежнему благоухает?» «Да, благоухает», — ответил он. «И что же дальше будет? Может быть, на аналой ее выставить или мне всё-таки ее забрать?» Батюшка с кем-то посоветовался и сказал: «Забирайте».

И образ стал переходить из храма в храм, путешествуя по России?

Да. В то время в Москву приехал иеросхимонах Рафаил (Берестов). Я подошел к нему с просьбой: «Батюшка, определите судьбу этой иконы. Если велите отнести в какой-нибудь храм, отнесу, велите дома держать — буду дома держать».

Отец Рафаил долго смотрел на литографию, а потом ответил: «Это такой вид мироточения. Капелька не успевает образоваться, испаряется, но запах остается. Ты не волнуйся, она еще замироточит, и зримо». Потом заметил: «Ты не спеши определять ее в какой-нибудь храм. Государь пока не канонизован. Но тебе Господь подскажет, что делать с ней. А если ты хочешь услышать мой совет, то носи ее по храмам и там, где согласятся ее возложить на аналой, на время оставляй». Почти слово в слово этот совет повторили потом протоиерей Николай Гурьянов и архимандрит Кирилл (Павлов): там, где будет поклонение верующих, оставляйте образ.

Так по благословению иеросхимонаха Рафаила чудотворная литография иконы начала свое путешествие по храмам и монастырям. Более чем в 20 епархиях принимали образ Царя-мученика до его прославления на Архиерейском соборе 2000 года.

Икона стала переходить из храма в храм. Поначалу занесли ее в Новодевичий монастырь, где тогда настоятельницей была матушка Серафима (Чичагова). Когда я забирал образ, то забыл в обители дипломат. Подходя к метро, одна из моих спутниц сказала: «Происходит что-то необычное. За тобой тянется шлейф благоухания». Мороз был сильнейший. Мы остановились, вынули литографию из пакета и увидели, что ее чехольчик весь пропитан миром. Тут нас догнала монахиня, и первые ее слова были такими: «Я шла по запаху, благоухает от монастыря» Затем она отдала мне дипломат.

Когда началось зримое мироточение?

Какое-то время образ хранился у одной прихожанки, моей знакомой. 7 ноября 1998 года я зашел к ней и увидел, как по иконе текла капля мира янтарного цвета… Сбылись слова отца Рафаила, что миро будет истекать зримо. Оно по непонятной причине истекало не сразу сверху вниз, а сначала по горизонтали, против всех законов земного притяжения.

Приехал знакомый монах с Соловецкого подворья и, собрав несколько капель, сказал: «Сегодня будет всенощная, я смешаю это миро с маслицем и буду им помазывать».

Спустя неделю образ был принят в храме Вознесения Господня на Гороховом поле. Почти ежедневно литография мироточила, перед ней читались акафисты, и так продолжалось несколько месяцев. 28 февраля 1999 года — это был день Торжества Православия — состоялось перенесение образа в храм святителя Николая Чудотворца в Пыжах. Принять его с великой радостью согласился протоиерей Александр Шаргунов. Принимали образ с колокольным звоном, постелили ковровую дорожку до ворот. В этот день мироточил он особенно сильно. Весь приход был един в своей молитве, душа пела от радости. Когда во второй раз привезли образ Царя-мученика Николая в этот храм, то очередь желающих приложиться к нему начиналась у метро «Третьяковская». Москвичи знают — это не маленькое расстояние.

Известны ли Вам случаи исцелений от мироточивой иконы Царя-мученика Николая?

Да, и их довольно много. Я лично знаком с одним человеком, получившим по молитве своей исцеление. Об образе стали рассказывать православные радиостанции. Тогда и услышал о нем полковник в отставке, в прошлом руководитель кафедры одного из военных вузов Москвы Александр Михайлович Вытягов. Во время Великой Отечественной войны он получил множество ранений, со временем ослеп и последние пятнадцать лет ничего не видел.

По просьбе Вытягова родные возили его по храмам вслед за иконой Царя Николая. А когда образ приняли в храме Троицы Живоначальной в Хохлах, попросил подвести его к настоятелю — протоиерею Алексию Уминскому и обратился к священнику со словами: «Батюшка, я верю, эта иконка меня исцелит». Отец Алексий просто, без промедления ответил: «По вере вашей и дано будет». Подвел Вытягова к иконе и накрыл его голову рушником, пропитанным миром. Военный потом вспоминал: «Какую молитву я при этом читал — не помню». Но только на следующее утро он проснулся, оглядел комнату и закричал: «Я вижу!», да так громко, что к нему сбежались все домашние.

Это было первое исцеление от этого образа, совершившееся по молитве к Государю. Мне Вытягов впоследствии говорил при встрече: «Я верю, что в скором времени и очки сниму».

Чудес исцеления также много свершалось в Украине. Однажды к образу Царя-мученика привезли женщину с огромным животом. Эта болезнь называется асцит: жидкость скапливается в брюшной полости. Она тяжело дышала, задыхалась. После того, как приложилась к иконе — живот у нее опал. Куда делась жидкость — непонятно было даже врачам. Женщину перестали мучить боли, и она очень тихо и спокойно умерла, благодаря Бога за дарованное перед смертью облегчение ее страданий.

Еще одна история. У мужчины была высокая температура и отнималась рука. По этой причине долгое время он находился дома на больничном. Но когда приложился к чудотворному образу — то почувствовал себя здоровым, и уже на следующий день отправился на работу.

Расскажите, пожалуйста, о путешествиях чудотворного образа.

Удивительно, но чаще всего нас приглашали туда, куда хотел поехать Государь в своей земной жизни, но так и не успел. И все путешествия проходили с Божией помощью. За это время чудотворный образ облетел на самолете всю Россию, Украину и Белоруссию, побывал в Греции, Франции, Германии, Бельгии, Голландии, Сербии, Македонии и даже на Святой Горе Афон.

В 2002 году образ Государя посетил Екатеринбург. Еще в недостроенном тогда храме-на-Крови прошла Всенощная. Когда мы возвращались с Литургии в Екатеринбурге, то заехали в Алапаевск, а затем и в Верхотурье. В этом городе подле монастыря есть одно очень красивое здание. Оказалось, что дом этот специально строили для Государя, и только Первая Мировая война помешала ему прибыть в Верхотурье и поклониться святым мощам Симеона Верхотурского…

Узнав о мироточении чудотворного образа Царя Николая, меня стали приглашать во многие страны. Первой была Финляндия. Но тогда я не поехал из-за страха навсегда потерять икону для России. Копии было сделали без разрешения иконописца, следовательно, с нарушением закона об авторском праве. Это очень печалило. Затем последовало приглашение во Францию. И тогда я созвонился с Ией Дмитриевной Шмит. Между нами состоялся разговор. Я произнес по телефону: «Я боюсь ехать за границу, ведь копии с иконы были сделаны без вашего разрешения. А значит, по закону образ смогут отобрать. И мне страшна даже мысль, что в России православные христиане ее больше никогда не увидят».

На другом краю света Ия Дмитриевна произнесла в трубку: «Ничего не бойтесь. Когда я узнала о чудотворной литографии с моей иконы, то вначале испытала чувство ревности. А потом поняла, что произошло великое чудо. Обязательно позвоните мне, когда приедете во Францию. Я хочу приложиться к чудотворному образу». Мы встретились во Франции, в Париже в храме Русской Православной Зарубежной Церкви в честь Всех святых в России просиявших.

В Германии литография была в Дармштадте вместе с отцом Александром Шаргуновым, настоятелем храма Николая Чудотворца в Пыжах. Город Дармштадт — родина супруги императора Александра II Марии Александровны (урожденной принцессы Максимилианы Вильгельмины Марии Гессенской), а также святых сестер императрицы Александры Феодоровны и великой княгини Елисаветы Феодоровны (урожденных принцесс Гессен-Дармштадтских). Там находится удивительной красоты православный храм в честь святой Марии Магдалины. Он стоит на русской земле. Государь Николай II повелел привезти земли из России и только на ней строить русский храм.

Промыслительно, что Государь своим чудотворным образом начал визит в Белоруссию с города Могилева. Именно здесь он прощался с армией. Именно здесь началась Голгофа последнего русского Императора, трагически закончившаяся в Екатеринбурге.

В Могилев нас пригласил архиепископ Могилевский и Мстиславский Максим. Сам владыка не смог принять чудотворный образ, так как только что перенес операцию и находился в хирургическом отделении в Минске. Но группа, привезшая литографию, навестила его в больнице. В палате был отслужен молебен. Прощаясь с иконой Государя, владыка приложился к чудотворному образу. И он замироточил в руках архипастыря.

В Спасо-Преображенском Валаамском монастыре также с трепетом ждали мироточивый образ. Катер медленно причаливал к монастырской пристани. Уже на подходе к Никольскому скиту я и мои спутники услышали торжественный звон колоколов Валаамского монастыря. Весь берег заполнили встречавшие чудотворный образ Государя Императора паломники, жители острова Валаам, насельники во главе с игуменом Северного Афона архимандритом Панкратием.Крестным ходом икона Царя Николая была перенесена в Спасо-Преображенский собор. Весь храм запел молитву Святому Духу. Образ дивно благоухал — волны благоухания буквально заполняли собор. В течение длительного времени собравшиеся в храме прикладывались к иконе.

По благословению отца Панкратия мироточивый образ посетил практически все скиты. Молебны и акафисты при большом стечении молящихся совершались везде, куда переносилась икона. Пребывание чудотворного образа в скитах сопровождалось мироточением или самого образа Царя-мученика, или же мироточили храмовые иконы. Пребывание на Северном Афоне закончилось крестным ходом на катере по воде вокруг Валаамского архипелага. Так Государь Император Николай II впервые посетил этот благословенный монастырь — своим чудотворным, мироточивым образом, от которого уже многие получили исцеление и многие тысячи скорую помощь и утешение.

Вы говорили, что образ побывал даже на Афоне.

Государь Николай II очень хотел посетить Афон. Однако не смог воплотить свою мечту в жизнь по целому ряду обстоятельств. Но его образ дважды побывал на Святой Горе. Священник, который нес икону, несмотря на то, что было тяжело взбираться на гору, не захотел, чтобы кто-то другой его сменил. Относился к пути, как к личному послушанию. Из двадцати афонских монастырей за две поездки посетили семнадцать. Когда мы приехали в русский Свято-Пантелеимонов монастырь, образ сначала поставили в келье. Войдя, один из монахов узнал лик Государя — и его тот час же с почетом перенесли в храм.

В сербском монастыре Хиландар произошла похожая история. Мы ушли на службу, а икону оставили в келье. Она снова замироточила. И наместник монастыря попросил перенести образ в храм. Со всех послушаний приходили монахи и смотрели, как образ Царственного мученика мироточит.

Мы заходили даже на самую вершину горы Афон. Русскими паломниками была организована служба, образ мироточил…

Расскажите, пожалуйста, о «крестном перелете» над Россией.

В июне 1999 года образ Царя Николая вместе с другими чудотворными иконами облетел по благословению патриарха Алексия II границы бывшей Российской империи. Самолет прошел над Минском, Киевом, Крымом, Чечней, Новосибирском и Камчаткой. Впервые крестный ход вдоль границ России был совершен не по земле или воде, а по воздуху. Но его воплощению предшествовала удивительная история. В 1997 году Сергей Александрович Матвеев получил от старца Николая Гурьянова благословение совершить на самолете крестный ход по границам России. Это важное для православного мира событие подготавливалось целых два года. Маршрут полета тщательно согласовывался с Министерством обороны, компанией «Аэрофлот» и другими организациями. Самое трудное, с чем столкнулся организатор крестного хода — это поиск средств, необходимых для полета. Отчаявшись, Сергей Александрович уже собирался снова ехать к отцу Николаю на остров Залит, чтобы он снял с него невыполнимое благословение. Но ситуация сложилась промыслительно. 19 мая 1997 года, в день рождения Государя Императора Николая II, Сергей Александрович попал на крестный ход и был свидетелем мироточения нашей иконы Государя. Впечатлившись душою, он внес мироточивый образ в списки святынь — участников облета.

Лишь после этого неожиданно появились необходимые средства на осуществление идеи. Через два дня нужную сумму пожертвовал один русский предприниматель.

На протяжении всего воздушного путешествия над границами постоянно происходили чудеса. Крестный ход в небе хоть и был благословлен Святейшим Патриархом и старцем Николаем Гурьяновым, но совершался без широкой огласки. И о полете мало кто знал. Любой аэропорт — закрытое учреждение, посторонних туда не пускают. И первыми, кто видел чудотворный образ Царя Николая, были работницы аэропорта. Не зная ничего о нем, они заходили — и тут же начиналось благоухание и мироточение. Когда они уходили, всё прекращалось. Так происходило каждый раз. Самолет пролетел Саратов, Волгоград, Омск, Новосибирск.

Когда мы остановились в Анадыре, к образу шел непрерывный поток людей с 9 часов вечера и до 2 часов ночи. До сих пор остается загадкой: как они узнали о появлении икон в их городе.

В небесном пути святынь по границам России совершилось немало чудес. Одно из них даже было заснято и показано по телевидению. Во время облета часть икон выставлялась в иллюминаторы. И только над образом Государя образовалась ледяная корона. Все остальные стекла были прозрачными. Икона Российского Государя была поставлена в полусферическом иллюминаторе, это было наиболее удобное для нее место. В какой-то момент иллюминатор замерз, и на стекле образовался причудливый рисунок из кристалликов льда, напоминающий звезду с симметричными углами, расходящимися от образа в разные стороны. Украшение, словно необыкновенная корона, состояло из 12 лучей, по три с каждой стороны. Впоследствии пилот говорил, что за пять лет своей летной карьеры ничего подобного не видел.

Олег Иванович, кем для Вас является Государь мученик Николай?

Я убежден, что сейчас Государь является одним из самых великих ходатаев перед Господом за Землю Русскую. Будучи хранителем его чудотворного образа, я много прочитал книг о жизни Царской Семьи. И чем больше читал, тем больше удивлялся неподдельной деликатности, благородству и духовности Николая II.

Есть одно историческое воспоминание. Всю почту Государь читал сам. И вот одна бедная вдова, потерявшая супруга и кормильца на войне, написала ему письмо, в котором поведала, что остались дети, а пенсия совсем маленькая. Тогда Государь спросил министра финансов: «Можем ли мы поднять несчастной женщине пенсию?» Тот ответил, что нет. Тогда Государь сказал: «Возьмите от меня». К слову, всего лишь несколько рублей осталось у него после смерти на счете в банке Лондона…

У Царя Николая была широкая душа. И после своей мученической кончины, просияв в лике святых, он продолжает помогать людям, с верою и молитвой обращающимся к нему.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...