Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Славянские мифы. Презентация к уроку


Понятие мифологии Мифология это одна первых форм сознания, которое выражало отношение народов к миру. Миф (от древнегреческого mythos) в переводе с древнегреческого означает «слово», «предание», а мифология это собрание преданий. Мифы стали своего рода первыми ответами на вечные вопросы о происхождении мира и человека.


Понятие язычества Со временем на основе мифологии формировались и религиозные представления народов. Чаще всего первые религии были политеистическими, т.е. народы поклонялись не одному, а многим богам. В русской традиции политеистические религии принято называть языческими (или язычеством).


Главная тема славянских мифов Мифология отражала отношения людей с природой, поскольку для древнего человека именно проблема взаимоотношений с природой была главной. Поэтому основным свойством язычества можно считать обожествление природы, когда божествами признавались различные природные объекты солнце, луна, звезды, воздух, огонь, вода, животные, растения, камни и т. д.










Макошь Русские люди звали её нежно Мать –сыра -земля, потому что земля и есть мать всему живому. Волосы её шёлковая трава. Груди – горы высокие. Руки – деревья ветвистые. А тело – сама тёплая земля, пронизанная жилами ручьёв и речек с живой водой. Мать – сыра земля дарит людям богатый урожай, она богиня всех благ жизненных и изобилия. Недаром в руке своей держит она турий рог изобилия, из которого рассыпает цветы и плоды.




Лада При вступлении в брак славяне делали жертвоприношение этой богине. Ладу поминают ещё и в неделю Троицына дня, когда завивали венки и по ним девушки гадали о суженом. А сильна-дробна пчела На полёт вылетела, Ай, дидо, ой, ладо! На полёт вылетела, На лугах садилася, Разные цветы-травы рвала, Она себе венок вила На свою головушку, На свою весёлую, Ай, дидо, ой, ладо!








Перун Июнь. Самая макушка лета. Завязались клубни в земле, пошли в колос рожь и пшеница. Теперь поля жаждут воды. Тем временем разгорается в небе грозовое пламя. Вскипела под палицей Перуна дождевая вода. Купает её в ливнях бог – громовик небо и землю, даруя полям животворную влагу.




Купало Появление Купалы – настоящий праздник. Юноши берутся за руки, скачут через огонь, а девицы с венками на головах водят хороводы, купаются в утренней росе и поют- славят бога Купало: Купало, Купало! Где ты зимовало? «Летовало во лесе, Зимовало в велесе!»




Выводы: 1. В славянских мифах отразился весь жизненный цикл крестьянина – общинника: цикл сельскохозяйственных работ, домашний быт, свадьба, похороны и т.д. 2. Объектом поклонения становились силы природы дождь, ветер, солнечный свет, гром, молния и т.д., то есть все то, что непосредственным образом влияет на появление урожая. 3. Важнейшим смыслом существования древних славян являлся поиск гармоничного существования в природе и с природой. 4. Список изученной литературы прилагается (см. следующий слайд).


Литература 1. Глушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. – М.: Эксмо, Перевезенцев С.В.Славянская мифология. – slovo.ru/history/35236.php?ELEMENT_ID= Яхнин Л. Мифы и герои Древней Руси. – М.: Стрекоза,



1 слайд

Мифы и Легенды древних славян Наше Отечество Оленич Анастасия 8 класс МОУ «Масловская сош»

2 слайд

3 слайд

Творение мира Была сначала везде вода; бог и послал доставить земли со дна морского птицу. Бог велит ей выхаркнуть землю: «Да смотри, ничего не утаивай»; она выхаркнула, и стала везде ровная земля. Только немножко она во рту утаила. И почала у ней та земля во рту расти. Она и взмолилась богу: «Господи, ведь я земли-то утаила, не всю выхаркнула». - «Ну, не ладно делать нечего, выхаркивай остальную». Она выхаркнула. И сделались от того горы по всей земле.

4 слайд

Дерево мира Ось мира есть святое дерево - ясень, на котором в своих светлых палатах пребывает верховный бог Сварун. Корни его простираются по всему подземному царству Чернобога. Корень его четверо-лапый: один корень идёт на юг, второй - на восток, третий тянется к северу, а четвёртый - к западу. Мелкие серёжки в его ветвях - солнце, месяц и звёзды. Так ясень связывает подземное, землю и небо. Из-под дерева мира бьёт ключ чистой, живой воды, кото-рая оздоровляет и воскрешает из мёртвых.

5 слайд

Как человек добыл огонь Первый огонь к нам прилетел с Перуном. Да с этим огнём не везло никому, пока одному старому колеснику не пришла счастливая мысль выстругать ясеневый клинок, приставить его к веретену, сильно прижимаючи, и начать смычком тереть то сюда, то туда. Глядь, пошёл дым с веретена, да так заполыхало, как от костра..

6 слайд

Легенда о солнце Лежала Мать-Сыра-Земля во мраке и стуже. И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Яр: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать-Сыру-Землю, хороша ль, пригожа ль она?» И пламень взора светлого Яра в одно мгновение пронизал неизмеримые слои. Мать-Сыра-Земля от сна проснулась и в юной красе раскинулась. Жадно пила она золотые лучи живоносного света жизнь и томящая нега разлились по недрам её... Из недр её вылетали поднебесные птицы, выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавала рыба, в воздухе затолклись мелкие насекомые. Потом Земля породила человека. И когда вышел он из недр земных, ударил его Ярило по голове яркой молнией, и от той молнии ум в человеке зародился.

7 слайд

Перун Перун - славянский бог грозы, бог грома и молнии. Перуна считали покровителем воинов. А главный подвиг Перуна как раз и состоял в том, что он вернул Земле плодородие, вернул Солнце и дождь. Перуну было посвящено животное - дикий тур. Было у Перуна и своё дерево - дуб, и любимый цветок - ирис, который распускается, когда гремят первые грозы.

8 слайд

Даждьбог Древние славяне считали Даждьбога богом Солнца. Даждьбог значит «податель всех благ». Даждьбог ездит по небу в прекрасной колеснице, запряжённой четвёркой белых златогривых лошадей с золотыми крыльями. А солнечный свет исходит от огненного щита. Ночью он пересекает Океан на ладье, запряжённой лебедями. Славяне верили, что бог Солнца поможет им.

9 слайд

Световид Световид считался хранителем и продолжателем рода, прародителем, давшим свет и жизнь. Отсюда и святки - игры в честь бога Световида. Четыре лица Световида указывают, что власть его распространяется «на все четыре стороны».

10 слайд

Ярила Ярила - бог оживающей природы. Этот славянский мифологический персонаж связан с идеей плодородия и весенней мощи. Иногда Ярила представал перед людьми весной мальчиком на молодом жеребце, летом - взрослым мужчиной на крепком коне, а осенью - стариком на старом коне. Люди знали: пройдёт зима, и Ярила вернётся.

11 слайд

Белбог Само название этого божества созвучно слову «благо». Его считали хранителем и подателем добра, удачи, справедливости, счастья. Древние славяне для установления виновности или невиновности человека использовали испытание железом. Подозреваемому давали в руки раскалённый кусок железа и велели с ним пройти шагов десять. И того, чья рука оставалась невредима, признавали правым. Отсюда понятие «клеймённый железом» издревле было равнозначно «клеймённый позором».

12 слайд

Чернобог Это ужасное божество считалось началом всех злоключений. С ним, властителем подземного мира, связаны такие понятия, как «чёрная душа», «чёрный день». Изображался Чернобог облачённым в броню, с лицом, исполненным ярости, с копьём в руке, готовый к нанесению всяких зол.

13 слайд

Лада и ее дети Лада - богиня любви, красоты и очарования. Лель был старшим сыном Лады, вторым сыном был Полеля - бог брака. Он благословлял людей на будничную жизнь, полный терний семейный путь. Третий сын Лады - Дид, бог супружества. Как и его брат Полеля, Дид всегда молод. Богиня Дидилия - хранительница рода и детей - также из семейства Лады.


Творение мира Была сначала везде вода; бог и послал доставить земли со дна морского птицу. Бог велит ей выхаркнуть землю: «Да смотри, ничего не утаивай»; она выхаркнула, и стала везде ровная земля. Только немножко она во рту утаила. И почала у ней та земля во рту расти. Она и взмолилась богу: «Господи, ведь я земли-то утаила, не всю выхаркнула». «Ну, не ладно делать нечего, выхаркивай остальную». Она выхаркнула. И сделались от того горы по всей земле.


Дерево мира Ось мира есть святое дерево ясень, на котором в своих светлых палатах пребывает верховный бог Сварун. Корни его простираются по всему подземному царству Чернобога. Корень его четверо-лапый: один корень идёт на юг, второй на восток, третий тянется к северу, а четвёртый к западу. Мелкие серёжки в его ветвях солнце, месяц и звёзды. Так ясень связывает подземное, землю и небо. Из-под дерева мира бьёт ключ чистой, живой воды, кото- рая оздоровляет и воскрешает из мёртвых.


Как человек добыл огонь Первый огонь к нам прилетел с Перуном. Да с этим огнём не везло никому, пока одному старому колеснику не пришла счастливая мысль выстругать ясеневый клинок, приставить его к веретену, сильно прижимаючи, и начать смычком тереть то сюда, то туда. Глядь, пошёл дым с веретена, да так заполыхало, как от костра..


Легенда о солнце Лежала Мать-Сыра-Земля во мраке и стуже. И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Яр: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать- Сыру-Землю, хороша ль, пригожа ль она?» И пламень взора светлого Яра в одно мгновение пронизал неизмеримые слои. Мать-Сыра-Земля от сна проснулась и в юной красе раскинулась. Жадно пила она золотые лучи живоносного света жизнь и томящая нега разлились по недрам её... Из недр её вылетали поднебесные птицы, выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавала рыба, в воздухе затолклись мелкие насекомые. Потом Земля породила человека. И когда вышел он из недр земных, ударил его Ярило по голове яркой молнией, и от той молнии ум в человеке зародился.


Перун Перун славянский бог грозы, бог грома и молнии. Перуна считали покровителем воинов. А главный подвиг Перуна как раз и состоял в том, что он вернул Земле плодородие, вернул Солнце и дождь. Перуну было посвящено животное дикий тур. Было у Перуна и своё дерево дуб, и любимый цветок ирис, который распускается, когда гремят первые грозы.


Даждьбог Древние славяне считали Даждьбога богом Солнца. Даждьбог значит «податель всех благ». Даждьбог ездит по небу в прекрасной колеснице, запряжённой четвёркой белых златогривых лошадей с золотыми крыльями. А солнечный свет исходит от огненного щита. Ночью он пересекает Океан на ладье, запряжённой лебедями. Славяне верили, что бог Солнца поможет им.




Ярила Ярила бог оживающей природы. Этот славянский мифологический персонаж связан с идеей плодородия и весенней мощи. Иногда Ярила представал перед людьми весной мальчиком на молодом жеребце, летом взрослым мужчиной на крепком коне, а осенью стариком на старом коне. Люди знали: пройдёт зима, и Ярила вернётся.


Белбог Само название этого божества созвучно слову «благо». Его считали хранителем и подателем добра, удачи, справедливости, счастья. Древние славяне для установления виновности или невиновности человека использовали испытание железом. Подозреваемому давали в руки раскалённый кусок железа и велели с ним пройти шагов десять. И того, чья рука оставалась невредима, признавали правым. Отсюда понятие «клеймённый железом» издревле было равнозначно «клеймённый позором».


Чернобог Это ужасное божество считалось началом всех злоключений. С ним, властителем подземного мира, связаны такие понятия, как «чёрная душа», «чёрный день». Изображался Чернобог облачённым в броню, с лицом, исполненным ярости, с копьём в руке, готовый к нанесению всяких зол.


Лада и ее дети Лада богиня любви, красоты и очарования. Лель был старшим сыном Лады, вторым сыном был Полеля бог брака. Он благословлял людей на будничную жизнь, полный терний семейный путь. Третий сын Лады Дид, бог супружества. Как и его брат Полеля, Дид всегда молод. Богиня Дидилия хранительница рода и детей также из семейства Лады.




Кощей, Кикимора, Баба-яга Кощей символизирует окостенение, оцепенение от мороза в зимнюю пору всей природы. Кикимора божество сна, ночных видений, страхов. Баба-яга очень злая и старая колдунья, хотя изначально и являлась положительным божеством славян хранительницей (берегиней) рода и традиций. Постепенно ей стали придавать злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера.


Лешие, Водяные, Домовые, Русалки Лешие считались обитателями и хранителями лесов. Водяные духи живут в глубоких местах рек, в великолепных домах. Домовые живут в домах и дворах. Считалось, что если домовой полюбит хозяина, то кормит и холит его лошадей, обо всём заботится и у самого хозяина бороду заплетает в косы. Русалки первоначально в славянской мифологии были берегинями, помогавшими странствующим, плывущим, терпящим бедствие добраться до берега. Позднее стали считать, что это утопленницы и что они особенно опасны для людей в русальную ночь перед Иваном Купалой.

Твердякова Лариса
Образовательный проект «Мифы и предания древних славян»

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку

раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».

А. Н. Толстой

Тип проекта: комбинированный.

Участники проекта: учитель-логопед, родители, дети 6 - 7 лет группы для детей с ОНР МДОБУ детский сад № 1 МО Кореновский район.

Срок реализации: 6 месяцев.

Условия реализации: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность, материальное обеспечение.

Актуальность

Народное искусство – фольклор, деревянное и каменное зодчество, вышивки и кружева, разнообразные изделия народного быта – весь этот многокрасочный мир творчества людей исторических обстоятельств стал для большинства русских людей «преданьем старины глубокой». А ведь в фольклоре, народных ремеслах зашифрованы архетипические особенности нации, то, что определяет поведение народа и остается с ним, пока существует этот народ.

В те, не очень далекие, но отдаленные от нас великими потрясениями времена и крестьяне, и интеллигенция были в курсе самих истоков народной культуры. Теперь, к сожалению, эти связи во многом утеряны, и интерес к данному вопросу необходимо возрождать. Начинать это благородное дело нужно с приобщения детей к народной культуре, что, возможно, лучше усилий в других направлениях послужит национальной идее, так как принадлежность к большой народной культуре лучше, чем военные или хозяйственные успехи, способствует национальному самоуважению.

Общеизвестно, что древние торжественные языческие обряды по мере выветривания веры в их магическую силу превращались в веселую забаву деревенской молодежи и постепенно снижались до полуосмысленной детской игры. В этом, почти неузнаваемом, виде многие из них дожили до XX в. Точно так же и древние мифы, некогда выражавшие мировоззрение первобытных людей, со временем (если не было поэтов, обессмертивших их) превращались в волшебные сказки или лаконичные прозаические предания. Термин "волшебная сказка" новый, чисто кабинетный, но в нем заключен глубокий языческий смысл - ведь "волшебник" - это жрец, волхв, занимающийся "волшвением" - гаданием и заклинанием добра и зла.

Итак, учитывая комплексные нарушения речи, несовершенство высших психических функций, эмоционально-волевой сферы детей с общим недоразвитием речи, считаем проект по формирование импрессивной речи дошкольников с ОНР посредством знакомства с мифами и преданиями древних славян актуальным и необходимым в коррекционном процессе.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект : формирование импрессивной речи посредством знакомства дошкольников с мифами и преданиями древних славян.

Проблемные вопросы.

Как заинтересовать детей и родителей в совместной работе над изучением мифов и преданий древних славян как средства развития нравственно-патриотических чувств?

Какие мероприятия, проводимые в рамках ДОУ, способствуют активизации работы с детьми в данном направлении?

Как научно и доступно рассказать и правильно объяснить детям о

некоторых исторических событиях, традициях, фактах русского народа?

Цель проекта:

формирование импрессивной речи у дошкольников с ОНР через создание оптимальных условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение целостного (коррекционного) педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе синтеза опыта традиционной российской системы общественного дошкольного образования и обобщения, интеграции достоверных, научно-исторических материалов.

Задачи проекта

Для детей

Расширять знания детей о мифах и преданиях древних славян, их

Развивать связную речь, речевой слух, общие речевые навыки

(звукопроизношение, четкость дикции, интонационную выразительность речи). Формировать импрессивную речь и словарь детей по теме. Обучать детей пересказу знакомых сказок с опорой на зрительные образы. Формировать способность передавать содержание без пропусков и искажений. Формировать представления о главном в характере героев. Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивать у детей внимание, выдержку, выносливость, координацию

движений, воображение.

Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности,

инициативности, ответственности, самостоятельности, соревновательные качества, чувства взаимовыручки и поддержки. Формировать интерес к чтению художественной литературы.

Воспитывать интерес к истории Родины, чувства гордости за

русский народ.

Для педагогов:

Разработать цикл НОД по теме;

Разработать цикл игровых и интерактивных заданий и упражнений на основе развивающих игр;

Разработать формы взаимодействия и сотрудничества с родителями по теме «Мифы и предания древних славян»;

Разработать конспект итогового мероприятия по проекту «Мифы и предания древних славян» НОД «Этнокарты» (занятие типа «Следствие ведут знатоки»)

Для родителей:

Привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом по формированию импрессивной речи у ребёнка;

Оказать по необходимости квалифицированную помощь родителям по формированию грамматически правильной связной речи у детей с ОНР;

Показать родителям значимость своевременного формирования импрессивной речи у детей дошкольного возраста.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: видеопоказ итогового мероприятия по проекту «Мифы и предания древних славян» НОД «Этнокарты» (занятие типа «Следствие ведут знатоки»)

Новизна

Применение систематизированного материала.

Обеспечение мотивации к процессу обучения.

Интеграция образовательных областей и чередование различных видов деятельности.

Использование цифровых образовательных ресурсов.

Для реализации проекта материал подобран в соответствии с возрастом

и индивидуальными особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, разработан методический план работы.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап:

Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.

Распределение заданий между участниками проекта.

Подбор наглядно-дидактических материалов и оборудования для занятий и индивидуальной работы с детьми вне занятий.

Разработка методических пособий, итоговой непосредственно образовательной деятельности по проекту.

2. Практический этап:

Реализация задач проекта «Мифы и предания древних славян» предусматривает интеграцию всех образовательных областей по данной теме.

Интеграция образовательных областей

проекта «Мифы и предания древних славян»

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Тематические занятия.

Чтение и анализ сказок «Новогодняя елка», «Морозко», «Два мороза», «Мороз Иванович», «Белый снег», «Двенадцать месяцев».

Чтение и анализ сказок «Крылатый, мохнатый да масленный», «Два мороза», «Мороз Иванович».

Чтение и анализ серии сказок «Домовенок Кузька и друзья спасают Новый Год». Т. Александрова.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Лабиринты:

«Найди дорожку»

«Чем любят полакомиться домовые?»

«Помоги пройти ледяной лабиринт и не попасть в ловушку»

«Соедини одинаковые снежинки – помоги Снежевиночке добраться до Волшебных Ворот»

«Найди путь к ледяной долине»

Дидактические игры:

«Чего не хватает у предмета?»

«Найди отличия»

«Найди две одинаковые снежинки (свистульки)»

«Кто лишний».

«Определи зимнюю и летнюю одежду»

«Определи лиственные и хвойные деревья»

«Кто где живет?»

«Дорисуй шапку»

«Помоги Бабе-Яге найти нужное зелье»

«Какой цвет получится, если смешать разноцветные зелья?»

Интерактивные игры:

«Найди тень»

«Дорисуй предмет».

Времена года.

Растительный мир.

Животный мир.

Посещение Кореновского историко-краеведческого музея.

Упражнения:

«Напиши пропущенные цифры»

«Реши сказочные задачи»

«Нарисуй по точкам рисунок»

«Нарисуй по точкам рисунок»

«Обведи и раскрась заданные фигуры»

«Дорисуй снежинку по клеточкам»

«Дорисуй снежки, чтобы равенство или неравенство было верным»

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Подбор дидактического материала и оборудования для реализации проекта

Дидактические и интерактивные игры:

«Кто лишний?»

«Кто где живет?».

«Сколько букв нарисовано?»

«Впиши недостающие буквы»

«Найди имена героев сказки в таблице»

«Расшифруй послание»

«Кроссворд»

«Реши чайнворд»

Пересказ детьми сказок по плану, рисуночному плану, по вопросам.

Составление творческих рассказов.

Чтение русских народных сказок, былин.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Посещение Кореновского историко-краеведческого музея.

Раскрашивание и штриховка картинок по мотивам литературных произведений.

Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики по мотивам сказок.

Конструирование из кубиков «Сложи картинку» по мотивам сказок.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Соблюдение режима применения ИКТ в работе с детьми в соответствии с нормами СанПиН.

Раскрашивание картинок по сказкам (мелкая мускулатура рук).

Настольно-печатные и интерактивные игры по мотивам сказок.

Русские народные игры:

Серый волк

Волк и овцы

Коршун (святочная)

Мясник и овцы

Кружево

Флюгеры – 22 (бог ветров, направление сторон света)

Вязанки

День и ночь

Мышка и четыре угла (3-5 человек)

Кошка и мышка

Обезьяны (бег с препятствиями)

Здравствуй, сосед! (прыжки на одной ноге)

Горшок – 42 (улица)

Погоня слепых друг за другом (забава)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

Консультации для родителей в уголке для родителей «Речецветик»:

1. Мифы и предания древних славян.

2. Сказочный мир русского народного искусства.

3. Прочтите детям о мифических существах: Домовой.

4. Прочтите детям о мифических существах: Леший.

5. Масленница.

Заключительный этап.

Обработка и оформление материалов проекта;

Оценка результатов работы всех участников проекта;

Проведение открытого итогового мероприятия на РМО учителей-логопедов по проекту «Мифы и предания древних славян» в форме занятия типа «Следствие ведут знатоки» «Этнокарты».

Мультемедийная презентация проекта на районном методическом объединении учителей-логопедов и родительском собрании в ДОУ.

Выводы:

Реализация данного проекта будет способствовать развитию партнерских отношений ДОУ и семьи в воспитании патриотизма у дошкольников, повысить уровень формирования импрессивной и грамматически правильной связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Проект обогатит восприятие самооценки каждого субъекта образовательного процесса и роли каждого в историческом развитии.

/ОТКРЫТЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК\

Урок ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ


  • Что такое миф?

(сказания о явлениях природы, о происхождении мира, о богах и героях)

  • С мифами каких народов мы уже знакомы?

(древних египтян, греков, шумеров)

  • Что помогают понять мифы современному читателю?

(с помощью мифов мы можем понять, как представляли себе мир древние люди, что их радовало и что огорчало, что ценили они в жизни)


V-VII век после великого переселения народов, славяне заняли территории центральной и восточной Европы. Позднее образовали 3 современные ветви СЛАВЯН:

восточные западные южные

белорусы, поляки, болгары, сербы,

украинцы, словаки, македонцы, боснийцы

русские чехи словенцы, хорваты,


На Русь письменность пришла из Византии лишь в 10 веке вместе с новой верой – христианством.

Старая, языческая вера искоренялась, а с ней уходили и устные предания – мифы, которые записаны не были.


Но следы славянской мифологии сохранились в отдельных преданиях, обрядах.

Народная память донесла до наших дней имена древних богов.

Живы и некоторые древние обряды


Божества древних славян

И начал княжить Владимир в Киеве один и поставил кумиры на холме вне двора теремного: Перуна деревянного, а голова его серебряная, а усы золотые, и Хорса, Даждьбога и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили жертвы им, называя их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам, и осквернялась кровью земля Русская и холм тот.

«Повесть временных лет»


  • Познакомиться с богами древних славян
  • Узнать, какую роль в жизни наших предков играли те или иные божества
  • Познакомиться с мистическими существами славянской мифологии
  • рассмотреть украинский фольклор в повестях Н. В. Гоголя.

ПЕРУН – старший сын Сварога

Перевод имени на совр. язык «тот, кто сильнее бъет», «разящий»

Бог грозовых туч, грома и молний


ДАЖДЬБОГ (ВЫШЕНЬ)

Наделяет каждое существо в мире его долей.

Имя происходит от слов «доля» и «дать»


Бог ветра

Имя от «стрег» - старший


СЕМАРГЛ (СИМАРГЛ, СКИПЕР)

Хранитель дома, семейного очага,

Огненных жертвоприношений


Олицетворение Матери-Сырой Земли


РОЖАНИЦЫ – семейное благополучие

Господствовали над небом, землей, подземными и подводными силами, порождали поголовье животных, рыб и птиц, девы жизни и судьбы.

Двое, наверное, потому, что в жизни человека всегда есть счастливые и несчастливые моменты. Первыми ведает ДОЛЯ, а вторыми ее мрачная сестра НЕДОЛЯ.



творец вселенной, символизирует единство всего живого в мире


Бог солнца

Имя означает молодой, полный сил, страстный


ВЕЛЕС (ВОЛОС, КОЛЯДА)

Привел мир в движение, день стал сменять ночь, за зимой стали следовать весна, лето, осень.

Бог благополучия, достатка.

Бог-оборотень, любил мох, лишайники, грибы


Лада (Леля)

Богиня-созидательница (от ее имени – «ладонь», «оладьи»)



один из старших богов


СВАРОЖИЧ – сын Сварога

Бог огня, происходил от неба, от солнца


Морана (Морена, Мора, Мара) сестра Перуна

Богиня бесплодной болезной дряхлости, смерти, не принимает никаких жертв



ДОЛЯ (ДОДОЛА)

Богиня лета


МАЙЯ (СЕВА)

Богиня-кормилица



МИСТИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ

Кикимора- восточно- славянский женский мифологический персонаж, обитающий в жилище человека, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности хозяевам


Воплощение злой доли. Лихо предстает как огромный, одноглазый великан, либо как высокая страшная худая женщина с одним глазом. Когда рядом с человеком находится лихо, - его преследуют самые разные несчастья


В славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды, как отрицательного и опасного начала


Персонаж восточно- славянской мифологии, вредоносный дух, появляющийся в летнее время в виде длинноволосой женщины , в злаковом поле, в лесу, у воды, способный защекотать человека насмерть или утопить в воде.


В мифологии восточных славян хозяин леса, покровителей лесных зверей и птиц. Он следит за тем, чтобы лесу никто не навредил. Леший может представать в различных растительных, животных, человеческих смешанных образах. Отношение к лешему в народе было двойственным: он одновременно нечистая сила и справедливый дух


В восточно- славянской мифологии персонаж из преисподней, чей взгляд убивает , его глаза обычно прикрыты огромными веками и ресницами. Которые он не может поднять без посторонней помощи


Черт в старом правописании («чорт»)

Злой, озорной, игривый и похотливый дух. В славянской мифологии черт выступает персонажем огромного количества русских народных сказок


\ОТКРЫТЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК\

  • На протяжении многих веков славяне боялись и уважали этих мистических существ. Боялись привлечь их внимание к себе, так как встреча с любым из этих мистических существ ничего хорошего человеку не предвещало. Но люди тянулись к раскрытию тайны этих загадочных существ. Прошло время, современный мир обновился, но современные славяне как и прежде интересуются раскрытием тайн всего неопознанного

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...