Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Создание развивающей домашней среды. Детская домашняя библиотека

Консультация для родителей

«Создание развивающей домашней среды. Детская домашняя библиотека»

Овечкина Ольга Георгиевна,

воспитатель МБДОУ №140,

г. Мурманск

Читательская биография современного ребенка начинается, как правило, с дошкольного возраста. Многие из них еще не овладели навыками чтения. Общение с книгой у детей происходит несколькими способами: ребенок слушает чтение книг родителями, воспитателями, самостоятельно знакомится с содержанием книги по иллюстрациям, либо взрослый читает вслух и одновременно показывает иллюстрации. Можно еще до школы пробудить в ребенке читателя , не обучив его ни единой букве. Вводить малыша в мир литературы нужно постепенно, учитывая его возрастные интересы и возможности.

Какие же книги рассматривают и читают дошкольники? Конечно же, интересные, познавательные, развивающие и красочно оформленные. Но необходимо помнить и о том, что не только содержание, но и оформление книги должно соответствовать возрастным возможностям ребенка.

  • бумага должна быть белой, хорошего качества, на фоне которой контрастно выделяются черные буквы;
  • шрифт четкий, разборчивый, с ясно выраженными внутрибуквенными просветами. Лучше, если все элементы букв будут одинаковой толщины и без декоративных излишеств;
  • желательно, чтобы иллюстрации были расположены сверху или сбоку от текста - ребенок будет меньше отвлекаться при чтении.

Важно не только покупать малышу новые книги и читать их, нужно в семье организовать мастерскую по ремонту старых книжек, которые, возможно, передаются из поколения в поколение. А еще интересно создавать книги самостоятельно , вместе с мамой и папой.

Предметы для изготовления книгой детской журналистики: карандаши, фломастеры, краски, трафареты, картинки, фотографии, альбомы, степлеры, клей. Кроме того, что дети с удовольствием проводят время за рассматриванием иллюстраций и чтением книг в домашней библиотеке, они сами могут создавать книги» а потом знакомить с ними взрослых и сверстников.

Тексты, составленные детьми (и записанные взрослыми), могут представлять собой краткие ежедневные заметки («Новости дня»), а могут вместе с рисунками иллюстрировать содержание любимой сказки, стихотворения, изображать отгадку загадки. Содержание таких детских произведений во многом зависит от интересов детей. Вот несколько вариантов рукописных книг, которые можно предложить старшим дошкольникам.

Тематика книги

1 Книга именинников Каждому дню рождения в семье посвящена отдельная страничка. Иллюстрации могут быть посвящены как самому празднику, так и мечтам именинников о подарке, о самом торжестве
2 Книга пожеланий Периодически каждый ребенок в семье высказывает свои сокровенные мечты, пожелания. Они могут послужить основой для создания такой книги, дополненной рисунками, фотографиями, коллажами. Целесообразно время от времени возвращаться к ней, с тем чтобы посмотреть, как изменяются интересы, потребности детей, реализуются мечты, что можно сделать, чтобы помочь их осуществлению
3 Книга путешествий Это книга содержит иллюстрированные рассказы детей о летних путешествиях (в деревню к бабушке, с родителями на море и т. д.). Обязательное условие - наличие большого количества фотографий и рисунков
4 Книга юного поваренка Книга может содержать рецепты тех блюд, которые любят дети и которые могут приготовить сами или вместе с взрослыми. В ней не обязателен текст, его можно заменить схемами или условными значками
5 Большая книга хобби и увлечений Основу книги составляет альбом с чистыми листами, куда постепенно собираются вкладыши, картинки, календари, фишки, рисунки, этикетки, отражающие мир интересов ребенка. Материалы могут быть дополнены рассказами дошкольника: об его увлечениях и интересах
6 Книга загадок Само название этих книг говорит за себя: в них могут быть помещены как придуманные детьми, так и литературные загадки, кроссворды, ребусы, стихи и, конечно, иллюстрации, выполненные руками детей
7 Книга стихов
8 Родовод Наиболее эмоционально значимые для детей события происходит в семье: семейные праздники, рождение младших братьев и сестер, приобретение домашних питомцев. Дети с удовольствием рассказывают о таких событиях. Семья становится автором книги, рассказывающей о ее составе, увлечениях, семейных традициях, профессиях членов семьи
9 Книга юных талантов Это сборник лучших работ ребенка (или детей семьи, если их несколько): рисунки, аппликации, оригами и т.д.

Для всех перечисленных видов книг материалом служат бумага и картон. Но фантазия детей может уводить их дальше. Так, например, совершенно нетрадиционно выглядит книга из скрепленных носовых платочков . Сейчас текстильная промышленность выпускает детские носовые платочки с яркими сюжетными изображениями персонажей книг и мультфильмов, так почему бы такие платочки не собратья книгу «Наши любимые мультфильмы»?

Стоит только хорошо накрахмалить и прогладить платочки, и они становятся похожи на настоящие книжные страницы.

Еще одна идея - книжка из разноцветных фантиков . Сколько вкусных конфет съедают дети за год? Вполне хватит конфетных оберток, чтобы сделать ароматную книжку. На тканевую основу приклеиваются или пришиваются фантики. Получаются странички в стиле пэчворк (лоскутки), которые можно полистать, а заодно подышать сказочным конфетным ароматом.

Предметы и приспособления для реставрации книг «Книжкина больница»: наборы бумаги и картона, ножницы с тупыми концами, скотч, клей, клеенка, полоски марли, прочные нити для сшивания и др. К сожалению, книги не могут служить своим юным читателям бесконечно долго. Бумага- недолговечный материал, и книги часто нуждаются в ремонте и реставрации. Можно, конечно, в этой ситуации попросить помощи у родителей, но значительно полезнее «полечить» книжку своими силами. Реставрация книг из детской библиотечки — дело тонкое и кропотливое, дети могут выполнять лишь некоторые операции под руководством взрослого, но зато ни с чем не сравнится радость от собственноручно реанимированной книжки.

Домашняя библиотека – это собрание книг, предназначенных для чтения в домашней обстановке, в кругу семьи. Включает в себя разнообразную литературу: детскую, художественную, документальную, учебную, научную и пр.

Актуальность

На первый взгляд может показаться, что бумажные книги теряют свою значимость, поскольку их с легкостью заменяют электронные. Однако большинство людей предпочитает читать именно бумажные книги, объясняя это тем, что листать страницы и рассматривать иллюстрации намного приятнее, чем пользоваться современными девайсами.

Но для бумажных книг необходимо пространство, на котором они могли бы расположиться, вот тут и встает вопрос о продуманном и экономичном размещении книг в пределах квартиры или данной комнаты.

Правила хранения книг

  • Солнечный свет и яркое освещение губительно действуют на бумажные страницы, поэтому при организации домашней библиотеки следует задуматься о специальных источниках света: бра , напольных и настольных лампах . Не мешает позаботиться об оконной «одежде», то есть шторах, которые не позволят солнечным лучам «разгуляться» по книгам; отлично подойдет вариант с жалюзи .
  • Независимо от размера все книги на полках, в шкафах, стеллажах должны стоять вертикально: таким образом, к книгам поступает достаточный объем воздуха.
  • Не стоит ставить книги очень плотно друг к другу: они должны достаточно легко выниматься.
  • Систематизированный список книг в домашней библиотеки ускорит процесс нахождения нужного экземпляра, сэкономив, таким образом, время.

Домашняя библиотека в рабочем кабинете

Безусловно, это наиболее идеальный вариант, конечно же, при условии наличия рабочего кабинета в доме.

Полки для книг могут занимать здесь сколько угодно места, поскольку кабинет предназначен для работы, умственной деятельности, которую трудно себе представить без использования литературы.

Навесные и встраиваемые полки, книжные шкафы и стеллажи – все это будет уместно в рабочем кабинете, при условии, что книги будут доступны. Безусловно, многое зависит от объема литературы на полках. Если книги занимают много места, придется подумать о лестнице, которая бы вписалась в общий стиль интерьера. К слову, интерьер рабочего кабинета может быть самым разнообразным: от современного, например, хай-тек , до классицизма и барокко . Безусловно, вся мебель в кабинете должна выглядеть в гармонии с книжными полками.

Многие владельцы больших библиотек могут похвастаться раритетными, антикварными или эксклюзивными экземплярами или книгами, которые им особенно дороги по другим причинам. В таких случаях стоит обратить внимание на застекленные шкафы и полки. Книги, нашедшие в них приют, будут находиться в большей сохранности.

В кабинете можно создать максимум условий, как для работы, так и для хранения книг. Особое внимание стоит уделить освещению.

Домашняя библиотека в гостиной

Как правило, гостиная в домах и квартирах выполняет достаточно много функций, в том числе, здесь могут быть расположены книжные шкафы и полки.

Следует позаботиться о том, чтобы книги находились в защищенном от солнечных лучей месте и влаги месте. Свободного места для библиотеки здесь будет меньше, чем в кабинете, но расстраиваться не стоит: на помощь придет специальная мебель для книг или и советы дизайнеров.

Идеальным вариантом при продумывании освещения в гостиной станут напольные лампы, которые позволят читать без труда, станут украшением интерьера, придав ему «изюминку», и не принесут вреда книгам.

При оформлении гостиной-библиотеки лучше отказаться от письменного или рабочего стола, заменив этот предмет мебели небольшим журнальным столиком.

Детская домашняя библиотека

Для маленьких читателей в детской комнате лучше установить специальные полки, на которых книги стоят не корешком вперед, а «лицом», то есть обложкой. Малыши, не умеющие читать, легко найдут любимую книгу по картинкам. Дополнительный плюс таких полок очевиден: ребенок не будет хаотично перебирать книги на полке, а значит, после очередного просмотра и подборки нужной литературы не придется наводить порядок. На сегодняшний день существует достаточно обширный ассортимент полок и стеллажей для книг необычных по своей форме, фантазийных, которые не наскучат ребенку и внесут разнообразие в интерьер детской комнаты.

Для исключения травматизма маленьким детям следует устанавливать невысокие полки, такие, чтобы ребенок мог, протянув руку, легко достать книгу. По этой же причине нужно избегать навесных полок: схватившись за край полки, непоседа может сорвать ее и получить травму.

А вот для детей постарше и подростков «многоэтажные» и навесные полки вполне подойдут: игра в «исследователей» собственных книжных владений придется им по вкусу.

Если же детская комната мала, стоит задуматься о размещении встроенных книжных полок под подоконником или в нише. Еще один замечательный вариант – приобретение детских

Советы по оформлению

детской домашней библиотеки

«Книжки в Вашем доме»

Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.

Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?» А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т.е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и нас, взрослых.

В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:

Мы читаем книги вместе И бизоны, и удавы,С папой каждый выходной. А у папы – никого!У меня картинок двести, У меня – в пустыне дикойА у папы – ни одной. Нарисован львиный след.У меня слоны, жирафы – Папу жаль. Ну что за книга,Звери все до одного, – Если в ней картинок нет!

В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.

Первый тип книжка-игрушка, книжка-картинка , которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. К.И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле. К.Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их все на лету…» Кроме того, есть надежда, что ребенок в раннем возрасте, взявший книгу в руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет тянуться к книге, и станет страстным читателем.

Второй тип это книжка-вырубка .Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

Третий тип книжка-панорама .Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие с помощью этих фигурок в ней как бы оживает. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями.

Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.До 3–4-х лет детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек и книжки-игрушки с преобладанием иллюстраций и короткого текста: «Курочка-Ряба», «Сорока-ворона» и др. После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться от 3 до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста сюжетом. Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением, например:- Сегодня тебе кошка принесла очень интересную книжку «Кошкин дом». - Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережешь книжки.В 4 года и старше очень важно сказать ребенку, что дома есть детская библиотека. И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т.е. систематизировать по типу взрослой: сказки, книги одного автора; по временам года; рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки, стихи, энциклопедии и т.д. Каждое подразделение важно обособить картонной перегородкой с рисунком-символом, обозначающим тот или иной раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например, « Книжкин дом» ) и постепенно ее накапливать.Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы. Поэтому неподалеку от библиотеки можно разместить уголок « Книжкина больница» , где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг. Рекомендуем проводить такую работу совместно с детьми. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам.Советуем также приобрести, а лучше совместно с детьми изготовить игры по сюжетам литературных произведений, которые будут способствовать поддержанию интереса к книге :

разные виды театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой);

игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком;

лото или домино «Герои любимых сказок» ;

пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;

отгадай загадку – найди отгадку;

диски с аудиозаписями различных детских произведений;

сундучок с «волшебными» предметами: клубочек, волшебная палочка;

материал для творчества: краски, фломастеры, бумага, пластилин, клей;

чудесный мешочек с мелкими игрушками-зверюшками для сочинения своих историй и т.п.

Отметим, что у каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книжку, а поэтому он просит много раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это естественный и положительный процесс. Удовлетворяйте его желания: ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все они его близкие друзья и советчики. Но постоянно старайтесь расширить поле его книжного зрения, ориентируя малыша на все полезное, художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию, оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.

Ребенку очень важно быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей детской литературы – классикой : произведениями Л. Толстого, К. Чуковского, С. Маршака, Е. Чарушина, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского и многих других авторов. Обязательно поместите в библиотеку замечательные книги Михаила Зощенко –на веселых примерах они научат вашего ребенка таким понятиям, как нравственность, честность, воспитанность.

Советы по оформлению детской домашней библиотеки «Книжки в Вашем доме»   Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы по оформлению

детской домашней библиотеки

«Книжки в Вашем доме»

Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.

Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?» А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т.е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и нас, взрослых.

В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:

Мы читаем книги вместе И бизоны, и удавы,
С папой каждый выходной. А у папы – никого!
У меня картинок двести, У меня – в пустыне дикой
А у папы – ни одной. Нарисован львиный след.
У меня слоны, жирафы – Папу жаль. Ну что за книга,
Звери все до одного, – Если в ней картинок нет!

В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.

Первый тип – книжка-игрушка, книжка-картинка , которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. К.И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле. К.Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их все на лету...» Кроме того, есть надежда, что ребенок в раннем возрасте, взявший книгу в руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет тянуться к книге, и станет страстным читателем.

Второй тип – это книжка-вырубка . Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

Третий тип – книжка-панорама . Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие с помощью этих фигурок в ней как бы оживает. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями.

Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.
До 3–4-х лет детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек и книжки-игрушки с преобладанием иллюстраций и короткого текста: «Курочка-Ряба», «Сорока-ворона» и др. После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться от 3 до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста сюжетом. Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением, например:
- Сегодня тебе кошка принесла очень интересную книжку «Кошкин дом».
- Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережешь книжки.
В 4 года и старше очень важно сказать ребенку, что дома есть детская библиотека. И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т.е. систематизировать по типу взрослой: сказки, книги одного автора; по временам года; рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки, стихи, энциклопедии и т.д. Каждое подразделение важно обособить картонной перегородкой с рисунком-символом, обозначающим тот или иной раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например,
«Книжкин дом» ) и постепенно ее накапливать.
Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы. Поэтому неподалеку от библиотеки можно разместить уголок
«Книжкина больница» , где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг. Рекомендуем проводить такую работу совместно с детьми. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам.
Советуем также приобрести, а лучше совместно с детьми изготовить игры по сюжетам литературных произведений, которые будут способствовать поддержанию
интереса к книге :

  1. разные виды театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой);
  2. игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком;
  3. лото или домино «Герои любимых сказок» ;
  4. пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;
  5. отгадай загадку – найди отгадку;
  6. диски с аудиозаписями различных детских произведений;
  7. сундучок с «волшебными» предметами: клубочек, волшебная палочка;
  8. материал для творчества: краски, фломастеры, бумага, пластилин, клей;
  9. чудесный мешочек с мелкими игрушками-зверюшками для сочинения своих историй и т.п.

Отметим, что у каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книжку, а поэтому он просит много раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это естественный и положительный процесс. Удовлетворяйте его желания: ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все они его близкие друзья и советчики. Но постоянно старайтесь расширить поле его книжного зрения, ориентируя малыша на все полезное, художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию, оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.

Ребенку очень важно быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей детской литературы – классикой : произведениями Л. Толстого, К. Чуковского, С. Маршака, Е. Чарушина, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского и многих других авторов. Обязательно поместите в библиотеку замечательные книги Михаила Зощенко –на веселых примерах они научат вашего ребенка таким понятиям, как нравственность, честность, воспитанность.


Друг нашей семьи как-то спросил нас:

– Зачем вам такая большая библиотека? Нужна книжка – скачайте в Интернете, это же гораздо удобнее! Книги вообще скоро вымрут как вид.

Домашняя библиотека – это пространство культуры, образ жизни, образ мышления

И действительно, многие тексты можно отыскать в сети буквально за несколько минут. Иногда в Интернете можно найти такие тексты, которых никак не достать «вживую». Но домашняя библиотека – это не набор текстов. Домашняя библиотека – это идея. Пространство культуры, образ жизни, образ мышления.

Домашняя библиотека как будто бы разворачивает семью к образованию и самообразованию. Библиотека может быть методом обучения и воспитания наших детей, причем отнюдь не только в области литературы.

Библиотека: акцент в интерьере дома

В доме ребенок живет, воспитывается, учится. Когда мы обустраиваем наш дом, мы обустраиваем среду формирования личности каждого нашего ребенка.

Дом подобен храму. Убранство храма, его устройство призывает, обучает, воспитывает, направляет, настраивает человека.

Дом подобен училищу, школе. Правильно оформленный интерьер школьного класса настраивает на занятия, заинтересовывает учеников предметом и помогает усвоить учебный материал.

Чему мы будем учить своих детей с помощью убранства дома – выбирать нам, родителям, главным воспитателям и учителям своих детей, хозяевам дома.

И если мы устраиваем домашнюю библиотеку, мы уже этим самым создаем в своей квартире, в своем доме образовательное пространство . Создаем среду, которая так или иначе повлияет на воспитание наших детей. Если в доме, в квартире, в комнате мы нашли место для книг, выделили, устроили это место – значит, мы уже ввели в мир нашего дома чтение, литературу и предшествующие века человеческой культуры. Вот так, запросто. Дети живут здесь и видят эти книги, каждый день проходят мимо них, трогают пальцем корешки… Тысячи книг, записанных в памяти нашего домашнего компьютера, не могут сыграть такой роли по определению. Электронные книги – часть личной работы. Домашняя библиотека – часть жизни нашего дома.

При этом библиотека – вовсе не достояние богатых интерьеров или больших особняков. Я сама росла в трехкомнатной квартире, где, помимо моих родителей и шести моих братьев и сестер, жила домашняя библиотека. На первых порах это были кое-как сколоченные полки, от пола до потолка, во весь коридор. А еще книги были в шкафах в каждой комнате… Одни люди делают ремонт в большой квартире и выбрасывают все книги как пылесборники. Другие в развалюхах-пятистенках умудряются работать с тысячами книг. Вопрос не в квадратных метрах и не в количестве денег, а в образе жизни.

Библиотека: форма проведения досуга

Чем заняться в свободное время? Часто – тем, что попадается на глаза. Включенный , шахматы на столе, вскрытая коробка с пластилином… Дети «от нечего делать» открывают книги, если они окружены книгами. Потому что заинтриговало название, потому что обложка красивая (или потому что ее вообще нет, увы, книжек с оторванными обложками у нас хватает…) Один ребенок возьмет с полки альбом с видами старой Москвы – и так будет знакомиться с историей, культурой, архитектурой. Другой откроет книгу про насекомых, третий полистает рассказы О.Генри, четвертый зачитается Гоголем, пятый обнаружит, как интересно Нечволодов пишет об истории России.

Впрочем, если в доме есть библиотека, совсем необязательно дети с утра до вечера будут сидеть за книгами. И хорошо: когда у них есть свободное время, когда им «нечего делать», пусть бегают, играют, мастерят или рисуют, но домашняя библиотека поможет нашим детям иногда в таких случаях выбирать все-таки чтение.

Библиотека: формирование мировоззрения

Книга – воспитатель, который может воспитывать человека не хуже «живого» учителя

Книга – воспитатель, который может воспитывать человека не хуже «живого» учителя. И какому воспитателю мы доверим наших детей? Любому, лишь бы он умел писать интересно? Лишь бы он однажды был объявлен «классиком»?

Если нам удалось привить своим детям любовь к чтению, то, прочитав одну книгу, ищут, что бы им такое еще почитать. Поначалу они просят помощи у родителей. Но чем старше они становятся, тем чаще они выбирают книги самостоятельно. Самостоятельно выбирают книги в том месте, где книги проще всего найти, а именно – в домашней библиотеке. Самостоятельно выбирают книги… из выбранных нами.

С помощью домашней библиотеки мы формируем круг чтения наших детей. Мы можем собрать такие книги, которые поддержат выбранную нами стратегию воспитания. Круг чтения – определенное мировосприятие. И это особенно важно в том случае, если система ценностей семьи отличается от системы ценностей окружающей среды. А христианская семья неизбежно в чем-то, а иногда и во многом будет противопоставлена мiру.

Круг чтения, в первую очередь, включает в себя художественную литературу. Стремиться к самосовершенствованию, преодолевать трудности, внимать своему внутреннему миру, думать и размышлять, сравнивать и делать выводы, учиться на чужих ошибках, увидеть себя со стороны… Все это – художественная литература. Гений будит читателя от сна мелочных будней – и в каждом возрасте это пробуждение разное…

Художественная литература помогает вырастить творческих людей любой области. Мы открываем биографии ученых – и видим, что в детстве великие математики, физики, инженеры зачитывались приключениями и романами. Интересно и то, что святые царственные мученики – и родители, и дети – много читали именно художественную литературу. У каждого из детей последнего русского императора была собственная библиотека, всего около 3500-4000 тысяч книг . И это помимо больших общих библиотек. Художественную литературу в царской семье часто читали все вместе вслух – и продолжали такое чтение даже во время заключения…

Что же мы включим в круг «семейного чтения»? Конечно, это должна быть литература качественная. Но если мы пытаемся воспитывать детей христианами, мы не будем держать в легкой доступности великих классиков вроде Ги де Мопассана и, при всей любви к великому Льву Толстому, поставим на полку «Анну Каренину», зато уберем подальше «Воскресение». К собственно детской литературе отнесемся еще строже: например, уберем рассказы и повести писателей, в которых добрые и отзывчивые революционеры и их маленькие сподвижники помогают разоблачать православные «чудеса», подстроенные попами и монахами для обдурения простого народа, где герои мечтают об убийстве богатых буржуев и ненавистного царя . Я не призываю запрещать подобную литературу, отнюдь. Но если мы стремимся воспитать своих детей в вере и целомудрии целостного восприятия мира и человеческих отношений, то великую антихристианскую литературу мы будем воспринимать, скорее, как интересную работу для специалистов, уникальный памятник эпохи или живую иллюстрацию жизни «по другую сторону». Я не читаю своим детям такие книги на ночь, не предлагаю им такую литературу для самостоятельного чтения. Если дети будут читать такие книги, то пусть это произойдет как можно позже. Тогда эти книги будут восприниматься как «чужие».

И чужой литературы хватает. Литературы, которая создавалась великими, талантливыми и даже гениальными авторами – и наполнена богоборчеством, блудом, хамством. Некоторые из этих авторов сознательно боролись с христианским учением и/ или с церковным сознанием, некоторые были просто продуктом нехристианской, антихристианской культуры. Но чем более талантлив писатель, чем интереснее он пишет – тем больше читатели, наши дети, погружаются в созданный автором мир, тем серьезнее и глубже воздействие автора-воспитателя на душу ребенка.

Но все же значительная часть сокровищ мировой литературы – это произведения, написанные христианскими авторами, и созданный этой литературой мир основан на ценностях христианской жизни. И, создавая домашнюю библиотеку, мы предлагаем своим детям этот мир.

В каждой семье свои любимые книги и свой круг чтения. В нашей семье ребенок ищет «что-то почитать» – и вот полки с детской литературой, от Владимира Даля и Корнея Чуковского до Сетона-Томпсона, Киплинга, Гектора Мало, Сергея Аксакова, Николая Лескова, того же Льва Толстого, Гарина-Михайловского, Ивана Шмелева, Леонида Пантелеева… Захотят приключений – найдут Даниэля Дефо, Стивенсона, Жюль Верна, Вальтера Скотта, Майн Рида. Историческая литература? Краснов о Суворове или книги Святополка-Мирского. Детективы? Вот Честертон, вот Конан Дойль. Девочки найдут несколько полок с книгами Лидии Чарской, Френсис Бернетт, Луизы Олкотт, а для старших – на полках Шарлотта Бронте, Джейн Остен, Пушкин, Тургенев... Старое, еще прабабушкино собрание сочинений Диккенса…

Если в доме большая удобная библиотека, дети нескоро выйдут из-под ее влияния. Они начнут искать книги «на стороне» позже, когда с помощью «нашей» литературы мы уже воспитаем детей в «нашей» системе ценностей. Воспитаем всей жизнью нашей семьи, отношениями в ней, разговорами с детьми и при детях, кругом общения нашей семьи. Если, конечно, у нас получится так воспитать наших детей…

Библиотека как стимул к самообразованию

Когда мы в своем доме ставим на полки книги, мы создаем возможность самообразования для наших детей. Я рассказывала уже о семействе Боголюбовых, где отец-священник вырастил трех выдающихся советских ученых. Боголюбовы жили в квартире, где большая общая комната была одновременно столовой, местом для музыкальных занятий матери и кабинетом отца. И книги хранились здесь же. И эта научная литература, с которой работал их отец, привлекала детей, и малыши, едва научившись читать, брали в руки энциклопедии и другие «недетские» книги. Такое чтение значительно расширяло кругозор детей и готовило их к их жизненному пути .

Да, в домашней библиотеке может быть не только художественная литература, но и книги, посвященные самым разным отраслям науки. Физика, математика, география – все, что интересно и важно родителям, может быть с помощью библиотеки открыто и доступно детям. Проходит ребенок мимо шкафа с книгами по медицине. А однажды остановится и посмотрит, просто из любопытства. И, может быть, откроет книгу, почитает. Сам, самостоятельно начнет читать – значит, его внимание будет активным, и информацию он усвоит максимально полно. Так любопытство ребенка, сложенное с доступностью книг, будет способствовать образованию наших детей. А может быть, поможет детям понять свои интересы в жизни, поможет выбрать им если не профессию, то хобби.

Расскажу еще об одном советском академике. Это физик, лидер советского машиноведения, один из трех русских лауреатов золотой медали Джеймса Уатта – самой престижной международной награды за достижения в инженерной деятельности, – Иван Иванович Артоболевский. Его отец, священник, впоследствии новомученик, профессионально занимался историей. Иван уважал и любил своего отца. Поэтому ребенок любил слушать разговоры своих родителей. Мальчику интересно было узнать больше об истории, которую так любил его отец. И ребенок шел в родительскую библиотеку, где запоем читал сочинения В.О. Ключевского, учителя своего отца. Читал, запоминал. И полюбил на всю жизнь отечественную историю . Так к родителям, подслушанные родительские разговоры и доступность книг в домашней библиотеке сделали то, чего зачастую не может сделать целый штат школьных педагогов-историков – дали ребенку не много ни мало как базовое историческое образование и, главное, любовь к родной истории. Такое «неорганизованное» домашнее образование, свойственное многим интеллигентным семьям, впоследствии компенсировало узость специального технического образования, и ученые-«технари» в таком случае оказывались в целом людьми большой культуры.

Меня саму тоже задел подобный эффект доступности родительских книг. Когда мне было двенадцать лет, моя мама ждала очередного малыша, и при этом в доме появилось много литературы о беременности и родах. Из чистого любопытства я начала читать эти книги. Прочитав все, что можно, на эту тему, я обратилась к книгам по детской возрастной физиологии, популярным книгам по педиатрии. В этих книжках женщинам вменялось начинать готовиться к беременности, родам «как можно раньше», и я решила, что и мне пора начать эту подготовку. Так, нечаянно, «измлада», я начала готовиться к материнству – «правильно питаться» и даже делать специальные упражнения для растяжки и осанки. Просто соответствующие книги, во-первых, вообще находились в нашем доме, а во-вторых, были «в открытом доступе».

Вот так дети, растущие среди книг, находят что-то свое, находят свои интересы, находят самих себя в таком чтении. И что же такое заинтересует наших детей – этого мы знать не можем. Один ребенок будет зачитываться романами, а другой – детективами, один ребенок обратит внимание на эпоху наполеоновских войн, а третий прорешает все задачи Перельмана.

Когда мы собираем домашнюю библиотеку, когда мы сортируем в ней книги, когда ставим какую-то литературу на средние полки (на уровне глаз детей), мы можем привлечь внимание ребенка к какой-то конкретной теме. Так, в воспитании наследника русского престола, царевича Алексея Романова, изучение родной истории было одним из важнейших предметов, и поэтому в классной комнате мальчика, рядом с его спальней, размещались не только карты и учебные пособия, но и множество книг по истории дома Романовых и истории России .

И при этом мы не можем делать выводов: вот, интересуется анатомией, вырастет врачом. Может, и врачом, а может быть, художником (анатомия пригодится!), а может быть, детские увлечения никак не повлияют на выбор жизненного пути. Увлеченный физикой мальчик может стать богословом и священником. Увлеченный историей и биологией, как тот же академик И.И. Артоболевский, станет инженером-механиком. Но, как бы то ни было, круг чтения, познавательный интерес детей обязательно сыграет свою роль. Если ребенок действительно увлечется той или иной областью знания, пытливость детского ума, живой интерес к предмету позволит ему самостоятельно получить настоящее базовое образование по тому или иному предмету, а значит – расширить кругозор, значит – в будущем стать более разносторонним человеком, чем это возможно при организованном школьном и специальном образовании.

И не так важно, какой именно областью знаний ребенок будет увлечен. Это уже – навык самообразования. Уже – радость самообразования. И это в любом случае будет увлечение. А значит – отвлечение от бессмысленного брожения по сети или сидения перед монитором. Вообще, отвлечение от бессмысленности.

Интернет не может сформировать «образовательную потребность»

Можно сказать: да ведь все эти книги можно скачать в Интернете, можно найти информацию в удобном, интерактивном, современном формате. Но Интернет не может сформировать «образовательную потребность», Интернет не формирует мотивацию к образованию. Он может только ответить на уже подготовленный интерес ребенка.

Так, у нас в домашней библиотеке много книг по архитектуре. И один из моих сыновей заинтересовался: я думаю, он обратил внимание на большой размер этих книг. Он стал разглядывать картинки, читать, потом – копировать разные виды ордеров, рисовать классические здания с колоннами. А потом, используя планы из книг по проектированию, на миллиметровой бумаге стал вычерчивать проекты разных построек. Если бы у нас была богатейшая электронная библиотека по той же самой архитектуре, вряд ли мой восьмилетний малыш «нашел» бы эти альбомы, вряд ли бы ему взбрело в голову изучить архитектурные стили разных эпох… И вряд ли бы он заинтересовался этой темой просто «в Интернете»: надо еще почему-то захотеть ввести в поиск какую-то фразу, прежде чем великая Сеть выдаст свой миллион ответов.

Чтобы наша домашняя библиотека помогала нам в воспитании детей, в приобщении их к литературе, чтобы она была стимулом к самообразованию для всех нас, я составила для себя такой план, который, на мой взгляд, может заставить библиотеку «работать»:

  1. Разместить библиотеку так, чтобы она была доступна для детей. Если библиотека – комната, запертая на замок, она «выключается» из пространства дома. Хорошо бы держать книги так, чтобы они были постоянно перед глазами детей. Если есть возможность отвести под библиотеку отдельное помещение, то в этой библиотеке хорошо поставить парты и рабочие столы для детей. И столы для родителей тоже. Ребенок каждый день будет делать домашнее задание, заниматься чем-то – и будет всегда окружен книгами. И еще увидит, как работают с книгами родители.
  2. Разобрать книги по темам. Не только ради удобства работы с ними. Надписи на шкафах или полках, отдельные шкафы по темам будут привлекать внимание ребенка, заявят ту или иную тему как «существующую».
  3. Подобрать книги для детей разных возрастов. Чем проще будет выбрать книгу – тем больше шансов, что ребенок вообще займется этим выбором.
  4. Вообще, подбирать книги для библиотеки. Нещадно уничтожать всю низкопробную и безнравственную макулатуру. Убирать подальше, повыше, поглубже великую литературу, которая активно противоречит системе ценностей семьи, чтобы работа с «чужими» книгами была возможной только тогда, когда уже сформированы основные нравственные представления выросшего ребенка.
  5. Во время чтения, когда есть такое желание, делать карандашом пометки в книгах. Для этого в средневековых фолиантах и делались огромные поля. Мы берем в руки книгу из нашей библиотеки и видим – вот это место заинтересовало папу, вот с этим моментом была не согласна мама. Невероятно интересно читать пометки, сделанные на полях книг моим мужем – это перекрестные отсылки к самым разным авторам самых разных эпох… И тогда получается, что мы читаем книгу как будто вместе с кем-то из наших родных. Это – еще одно уникальное отличие бумажной книги от электронной. И в таком случае домашняя библиотека становится интересным видом такого сообщения друг другу своих мыслей через книги.

И последнее, самое важное, как мне кажется. Устраивать библиотеку не для «обучения детей», а для самих себя, просто с учетом ее педагогического эффекта. Если нам самим что-то важно и интересно – не будем закрываться в своей «работе», а предложим это и своим детям, в том числе с помощью книг. Если мы хотим заинтересовать чем-то детей, той же историей – будем и сами вместе с детьми изучать то, к чему хотели бы их приобщить. Пусть дети видят, как мы работаем, что читаем. Будем и вместе читать, вместе работать. Будем обсуждать прочитанное, будем сравнивать книги, будем предлагать детям критерии отбора литературы для чтения и вместе обсуждать эти критерии. Будем внимательны к своим детям, будем рядом с ними, будем их учить и учиться вместе с ними. В общем, будем жить вместе. Единым домом, едиными ценностями. Этому единению, воспитанию этих ценностей сможет помочь и наша домашняя библиотека. Если к этому единению и к этим ценностям мы действительно стремимся.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...