Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Стяжатели против нестяжателей: главные тайны противостояния. Кто такие иосифляне и нестяжатели: в чем суть их борьбы Лидером нестяжателей в xvi был

Нестяжательство - это течение в православной церкви, появившееся в конце XV - начале XVI веков. Основателями течения считаются монахи Заволжья. Именно поэтому в некоторой литературе его именуют как «учение заволжских старцев». Проводники этого течения проповедовали нестяжание (бескорыстие), призывали церкви и монастыри отказаться от материального обеспечения.

Сущность нестяжательства

Сущность нестяжательства - это выдвижение на первый план внутреннего мира человека, его духовной силы, а не материальных благ. Именно жизнь человеческого духа есть основа существования. Последователи учения уверены: усовершенствование внутреннего мира человека требует постоянной работы над собой, отказа от определенных мирских благ. При этом нестяжатели советовали не впадать в крайность, считая полную отрешенность от внешнего мира такой же недопустимой, как и жизнь в чрезмерной роскоши. Обет нестяжательства - что это и как можно его трактовать? Давая такой обет, монах отказывается от излишней роскоши и нечистых помыслов.

Помимо идеологических представлений последователи нестяжательства выдвигали и политические взгляды. Они выступали против того, чтобы церкви и монастыри владели землями и материальными ценностями. Высказывали свои взгляды относительно государственного устройства и роли церкви в жизни общества.

Идеи нестяжательства и его идеологи. Нил Сорский

Преподобный Нил Сорский - главный идеолог нестяжательства. До нашего времени дошло мало сведений о его жизни. Известно, что несколько лет он провел на святой горе Афон, изучая жизнь святых отцов. Сердцем и умом превращал он эти знания в практическое руководство своей жизни. Позже основал он монастырь, но не обычный, а по примеру афонских скитов. Соратники Нила Сорского жили в отдельных кельях. Их учитель был образцом трудолюбия и нестяжательства. Это подразумевало наставление иноков в молитвах и духовном подвижничестве, ибо главный подвиг иноков - это борьба со своими помыслами и страстями. После смерти преподобного мощи его прославились многими чудотворениями.

Преподобный Вассиан

Весной 1409 года в Кириллов монастырь привезли вельможного узника - князя Василия Ивановича Патрикеева. Отец его, Иван Юрьевич, был не только главой боярской думы, родственником князя, но и его первым помощником. Сам Василий тоже уже успел показать себя талантливым воеводой и дипломатом. Он участвовал в войне с Литвой, а после в переговорах, позволивших заключить выгодный мир.

Однако в один момент отношение князя к Василию Патрикееву и его отцу изменилось. Оба были обвинены в государственной измене. От смертельной казни их спасло заступничество Московского митрополита - прямо в кандалах их обоих насильно постригли в монахи. Отца увезли в Троицкий монастырь, где он вскоре скончался. Василия заточили в Кирилло-Белозерской обители. Именно здесь новоиспеченный монах познакомился с Нилом Сорским и стал ревностным последователем его учения нестяжательства. Это стало определяющим фактором всей оставшейся жизни Василия Патрикеева.

Преподобный Максим Грек

3 февраля русская православная церковь совершает память преподобного Максима Грека. Михаил Триволис (так звали его в миру) родился в Греции, детство провел на острове Корфу, а в год открытия Америки уехал в Италию. Здесь он поступил монахом в католический монастырь. Но понимая, что католическая ученость дает лишь внешнюю, хотя и полезную школу, вскоре возвращается на родину и становится православным иноком на святой Афонской горе. В далекой Московии Василий III пытается разобраться в греческих книгах и рукописях своей матери. Василий обращается к константинопольскому патриарху с просьбой прислать толкового переводчика. Выбор падает на Максима. Он едет за тысячи верст в холодную Россию, даже не подозревая, насколько трудной будет там его жизнь.

В Москве Максим Грек переводит еще «Толкование Псалтири» и книгу «Деяния Апостолов». Но славянский язык - неродной для переводчика, и в книги закрадываются досадные неточности, о которых вскоре узнают духовные власти. Церковный суд вменяет эти неточности переводчику как порчу книг и ссылает его в заточение в башню Волоколамского монастыря. Более четверти века продлится гонение, но именно одиночество и заточение сделают Максима Грека великим писателем. Лишь в конце жизни преподобному разрешили проживать свободно и сняли с него церковное запрещение. Ему было около 70 лет.

В XV – XVI веках в Русском государстве вся передовая мысль была неразрывно связана с церковью. В то время вопросы веры имели чрезвычайно большое значение. Форма исповедания и свобода совести подразумевали определённое поведение, идеологию и распространялись на быт и политику. Но нужно заметить, что в богатом многообразии передовой мысли немалое место занимали негативные мироощущения. Внедрение в жизнь таких учений вызвало отрицательный результат во многих странах.

Так во Франции, исповедующей католицизм, разразились альбигойские войны. Православная Болгария была разгромлена и подчинена Византии. В мусульманском мире исмаилитские и карматские движения спровоцировали массовые убийства, беззаконие и произвол. В Русское государство негативные мироощущения проникли в конце XV века в виде ереси «жидовствующих». Но связь этой ереси с иудаизмом была весьма сомнительной.

Лидеры русской церкви были умными и великолепно образованными людьми. Они прекрасно понимали ту опасность, которую представляла собой ересь для будущего страны. Но вот единства во мнениях и способах борьбы с еретиками у видных деятелей церкви не было. В данной ситуации на передний план вышли иосифляне и нестяжатели – представители церковных направлений. Именно между ними разразился спор о методах искоренения негативных еретических веяний, охвативших часть русского населения.

Нестяжатели – сторонники заволжского старца Нила Сорского (1433-1508), основателя скитского жительства на русской земле (канонизирован во второй половине XVII века). Его учеником и последователем был Вассиан Патрикеев (1470-1531). Эти люди, осуждая еретиков, отрицали возможность их насильственного умерщвления. Они говорили, что Бог желает не смерти грешника, а его раскаяния. Упорствующих в ереси следует изолировать и высылать за границу, а не довлеть над их совестью, угрожая смертью.

Иосифляне – сторонники Иосифа Волоцкого (1439-1515), видного церковного деятеля, канонизированного православной церковью в 1579 году. Эти люди являлись оппонентами нестяжателей. Осуждая ересь, они настаивали на крутых мерах по её искоренению, вплоть до сожжения на костре.

В спор между различными церковными направлениями была втянута и административная власть. В 1500 году великий князь московский Иван III тяжело заболел, и последние 5 лет его правления соправителем государя считался Василий Иванович – сын от второй жены Софьи Палеолог. Он попал под влияние Иосифа Волоцкого, и в 1504 году было вынесено совместное решение Ивана III, фактического правителя Василия Ивановича и собора епископов. Это решение обрекло еретиков на смерть.

По всей русской земле запылали костры. На них сожгли многих вольнодумцев, в число которых входили и крупные государственные деятели, поддерживающие ересь. Тех, кого не сожгли, посадили в тюрьму, где эти люди и умерли.

Однако разногласия между иосифлянами и нестяжателями касались не только борьбы с ересью . Сторонники разных церковных направлений по-разному относились к имуществу, принадлежащему церкви. Нестяжатели ратовали за то, чтобы передать всё церковное имущество в казну. Тем самым государство смогло бы оплатить службу дворянам и укрепить границы государства. Но взамен они требовали право свободно высказывать личное мнение в соответствии с совестью.

Иосифляне выступали против отказа от церковного имущества. Они выражали готовность поддержать Василия III Ивановича, но лишь при условии, что церкви будут оставлены все владения, а в их числе и богатые убранства храмов, и прекрасные библиотеки, и процветающие монастырские хозяйства.

В этот переломный момент определяющими оказались семейные обстоятельства великого московского князя и государя всея Руси. Тут нужно пояснить, что первой женой Василия III была Соломония Юрьевна Сабурова. Этот брак оказался неудачным, так как у пары не было детей. Данное обстоятельство стало причиной развода. И хотя Сабурова была категорически против, её сослали в монастырь, а Василий III женился на юной Елене Глинской (мать Ивана Грозного).

Род Глинских основал потомок Мамая, разбитого на Куликовом поле русскими дружинами. Этот потомок принял православие, стал князем Глинским и устроился на службу в Литву. Уже его потомок Василий Львович Глинский в 1508 году перебрался в Москву. Его дочь Елена Глинская и была замечена Василием III. Она вышла замуж за великого московского князя и родила ему двух сыновей. Правда, злые языки поговаривали, что истинным отцом этих детей был вовсе не государь всея Руси, а молодой и красивый воевода сторожевого полка князь Овчина-Телепнев-Оболенский.

Но мы сплетни слушать не будем, а продолжим изучение фактов. А они свидетельствуют о том, что в вопрос о разводе с Сабуровой вмешалась православная церковь. По всем христианским законам бросать жену без её вины нельзя. Эту точку зрения смело высказал Вассиан Патрикеев. Причём он не просто сказал, а резко осудил ничем не мотивированный развод великого московского князя. Тем самым лидер нестяжателей вызвал недовольство Василия III.

Однако государь всея Руси не стал усугублять ситуация. Он мудро промолчал, справедливо полагая, что со временем столь щепетильное и скандальное дело с незаконным разводом забудется. Но только закончился первый конфликт, как тут же последовал второй, который иосифляне и нестяжатели опять же восприняли по-разному.

Василий III пригласил в Москву из Чернигова независимых князей Шемячичей (потомков Дмитрия Шемяки). Великий московский князь дал этим людям охранную грамоту, но как только князья приехали, то тут же были вероломно арестованы и посажены в тюрьму. Поступок по всем человеческим меркам был явно подлым и коварным.

Об этом во всё услышание и заявил Вассиан Патрикеев. Он резко осудил великого князя, сказав, что тот нарушил честное слово и недостоин считаться христианином. Данное заявление не на шутку разгневало Василия III. Вассиана Патрикеева схватили и насильно увезли в иосифлянский монастырь, предписав ему строгое послушание. Через короткое время лидер нестяжателей там умер, а иосифляне победили.

В 1551 году последователи Иосифа Волоцкого заняли доминирующие позиции на Стоглавом соборе. Ими была отвергнута программа ограничения церковно-монастырских земель, которую выдвинул протопоп Сильвестр. В дальнейшем они выступили сторонниками учреждения опричнины.

Иосифляне стали официальными идеологами православной церкви и неразрывно связанной с нею светской власти. Именно они дали теологическое обоснование божественного происхождения власти монархов. Настаивали на изменении статуса Московской митрополии на статус патриархии. Мотивировалось это тем, что после падения Византийской империи единственным преемником и оплотом православия стало Русское государство. Статус патриархии Московская митрополия получила в 1589 году.

Александр Семашко

НЕСТЯЖАТЕЛИ - пред-ста-ви-те-ли од-но-го из на-прав-ле-ний рус-ской ре-лигиозно-об-щественной мыс-ли конца XV - первой половины XVI веков, ко-то-рые, под-чёр-ки-вая со-ци-аль-ные ас-пек-ты мо-на-ше-ско-го обе-та не-стя-жа-ния, вы-сту-па-ли с кри-ти-кой мо-на-стыр-ско-го зем-ле-вла-де-ния, а так-же ка-баль-ных форм под-не-воль-но-го тру-да кре-сть-ян на мо-на-стыр-ских зем-лях. В та-ком зна-че-нии тер-мин «нестяжатели» упот-реб-ля-ли прп. Мак-сим Грек и прп. Зи-но-вий Отен-ский (до это-го нестяжателями на-зы-ва-ли про-сто мо-на-хов, ве-ду-щих ас-ке-тический об-раз жиз-ни).

Вер-ши-ной идео-ло-гии нестяжателей ста-ли уче-ние и ас-ке-тическая прак-ти-ка прп. Ни-ла Сор-ско-го. По мне-нию прп. Ни-ла, главын спо-со-бом обес-пе-че-ния жиз-не-дея-тель-но-сти мо-на-сты-ря дол-жен быть собственных труд мо-на-хов. В со-чи-не-нии Ни-ла Сор-ско-го «Пре-да-ние уче-ни-ком» (1490-е годы - 1508 год) со-дер-жит-ся за-прет на ис-поль-зо-ва-ние да-ро-во-го под-не-воль-но-го тру-да; на-ём-ные мо-на-стыр-ские ра-бот-ни-ки долж-ны, по мыс-ли пре-по-доб-но-го, по-лу-чать спра-вед-ли-вую пла-ту и да-же бо-лее то-го, че-го они за-слу-жи-вают. Мо-на-хам раз-ре-ша-ет-ся при-ни-мать ми-ло-сты-ню, но не из-лиш-нюю; при-об-ре-тать про-стые и де-шё-вые ве-щи, но толь-ко са-мые не-об-хо-ди-мые. Нил Сор-ский не одоб-рял так-же при-об-ре-те-ния мо-на-сты-рём бо-гатств ра-ди бла-го-тво-ри-тель-но-сти. Таким образои, не-стя-жа-ние для не-го - об-щий прин-цип жиз-ни как мо-на-сты-ря в це-лом, так и ка-ж-до-го кон-крет-но-го мо-на-ха. Он рас-смат-ри-вал не-стя-жа-ние как не-об-хо-ди-мое ус-ло-вие для мо-лит-вы, по-сколь-ку лю-бые за-бо-ты о при-об-ре-те-нии иму-ще-ст-ва от-вле-ка-ют от неё мо-на-хов.

Взгля-ды нестяжателей раз-ли-ча-лись в сво-их ак-цен-тах и трак-тов-ках. Так, уче-ние Ни-ла Сор-ско-го но-си-ло иси-ха-ст-ский ха-рак-тер (см. Иси-хазм), ис-хо-ди-ло пре-имущественно из ду-хов-ных за-про-сов. В со-чи-не-ни-ях Вас-сиа-на (Пат-ри-кее-ва) уче-ние о не-стя-жа-нии при-об-ре-ло со-ци-аль-но-по-ли-тич. ок-ра-ску: Вас-си-ан об-ли-чал со-би-ра-ние мо-на-стыр-ских бо-гатств не-пра-вед-ны-ми сред-ст-ва-ми, стрем-ле-ние мо-на-хов к «мир-ским по-пе-че-ни-ям», по-это-му пред-ла-гал пе-ре-дать управ-ле-ние мо-на-стыр-ски-ми зем-ля-ми епи-ско-пам и под-чи-нён-ным им эко-но-мам. Од-на-ко сам Вас-си-ан не был ас-ке-том и не при-дер-жи-вал-ся прин-ци-па лич-но-го не-стя-жа-ния, в чём его об-ли-чал Зи-но-вий Отен-ский . Мак-сим Грек вы-сту-пал про-тив уве-ли-че-ния мо-на-стыр-ских бо-гатств, при-об-ре-тае-мых с по-мо-щью спе-ку-ля-ций, рос-тов-щи-че-ст-ва, жес-то-ких форм экс-плуа-та-ции кре-сть-ян-ско-го тру-да, од-на-ко очень ос-то-рож-но вы-ска-зы-вал-ся о се-ку-ля-ри-за-ции мо-на-стыр-ских зе-мель. В середине XVI века од-ним из вид-ней-ших идео-ло-гов нестяжателей стал игу-мен Тро-иц-ко-го монастыря (бу-ду-щая Трои-це-Сер-гие-ва лав-ра) Ар-те-мий. Он осу-ж-дал зем-ле-вла-де-ние мо-на-сты-рей, од-на-ко счи-тал, что зем-ли не сле-ду-ет от-ни-мать си-лой, мо-на-хи са-ми долж-ны от-ка-зать-ся от них.

Государственная власть не-од-но-крат-но пы-та-лась ис-поль-зо-вать идео-ло-гию нестяжателей для оп-рав-да-ния се-ку-ля-ри-за-ции мо-на-стыр-ских зе-мель. Во-прос о пра-ве мо-на-сты-рей вла-деть сё-ла-ми был по-став-лен на цер-ков-ном со-бо-ре 1503 года по ини-циа-ти-ве великого князя Ива-на III Ва-силь-е-ви-ча. По не-ко-то-рым ис-точ-ни-кам, на со-бо-ре раз-го-ре-лась по-ле-ми-ка ме-ж-ду прп. Ни-лом Сор-ским, ут-вер-ждав-шим, что «мо-на-хам не дос-той-но иметь сё-ла», и прп. Ио-си-фом Во-лоц-ким , счи-тав-шим вла-де-ние вот-чи-на-ми не-об-хо-ди-мым ус-ло-ви-ем ста-биль-но-го су-ще-ст-во-ва-ния мо-на-сты-рей и Церк-ви (см. так-же Иосиф-ля-не). В 1515-1517 годы Вас-си-ан (Пат-ри-ке-ев) по бла-го-сло-ве-нию ми-тро-по-ли-та Мо-с-ков-ско-го Вар-лаа-ма со-ста-вил но-вую ре-дак-цию Корм-чей кни-ги (из-вест-но 3 ав-тор-ских ре-дак-ции), при-зван-ную ис-сле-до-вать во-прос о ка-но-нич-но-сти мо-на-стыр-ско-го зем-ле-вла-де-ния. Этой же те-ме бы-ла под-чи-не-на со-вме-ст-ная ра-бо-та Вас-сиа-на и Мак-си-ма Гре-ка по ис-прав-ле-нию и пе-ре-во-ду с греческого языка бо-го-слу-жеб-ных и ка-но-нических книг. Осу-ж-де-ние на цер-ков-ном со-бо-ре 1531 года Вас-сиа-на и Мак-си-ма Гре-ка, уже на-хо-див-ше-го-ся в за-то-че-нии по при-го-во-ру со-бо-ра 1525 года, су-ще-ст-вен-но ос-ла-би-ло по-зи-ции нестяжателей и фак-ти-че-ски пре-кра-ти-ло их фи-ло-ло-гические и бо-го-слов-ские ис-сле-до-ва-ния.

Дви-же-ние нестяжателей пе-ре-ста-ло су-ще-ст-во-вать по-сле то-го, как в 1550-е годы на цер-ков-ных со-бо-рах бы-ли осу-ж-де-ны и со-сла-ны игу-мен Ар-те-мий и его еди-но-мышлен-ни-ки мо-нах Ио-а-саф (Бе-ло-ба-ев), прп. Фео-до-рит Коль-ский и др., а так-же по-сле при-ня-тия по-ста-нов-ле-ний Сто-гла-во-го со-бо-ра (1551 год), со-бо-ров 1573 года, 1580-1584 годов, ог-ра-ни-чив-ших рост мо-на-стыр-ско-го зем-ле-вла-де-ния.

Исторические источники:

Пре-по-доб-ные Нил Сор-ский и Ин-но-кен-тий Ко-мель-ский. Со-чи-не-ния. СПб., 2005.

Дополнительная литература:

Пав-лов А.С. Ис-то-ри-че-ский очерк се-ку-ля-ри-за-ции цер-ков-ных зе-мель в Рос-сии. Од., 1871. Ч. 1: По-пыт-ки к об-ра-ще-нию в го-су-дар-ст-вен-ную соб-ст-вен-ность по-зе-мель-ных вла-де-ний рус-ской церк-ви в XVI в. (1503-1580);

Лу-рье Я.С. Идео-ло-ги-че-ская борь-ба в рус-ской пуб-ли-ци-сти-ке кон-ца XV - на-ча-ла XVI в. М.; Л., 1960;

Ка-за-ко-ва Н.А. Ко-гда на-ча-лась по-ле-ми-ка не-стя-жа-те-лей с ио-сиф-ля-на-ми // Из ис-то-рии фео-даль-ной Рос-сии. Л., 1978;

Си-ни-цы-на Н.В. Не-стя-жа-тель-ст-во и Рус-ская пра-во-слав-ная цер-ковь XIV-XVI вв. // Ре-ли-гии ми-ра: Ис-то-рия и со-вре-мен-ность. Еже-год-ник. 1983. М., 1983;

Освобождение от татаро-монгольской зависимости и образование единого государства благотворно сказалось на экономике Руси, вызвало хозяйственный и экономический подъем. В это период православная церковь владела огромными земельными угодьями, активно развивала хозяйственную деятельность. С конца XV в. возрастает и ее вмешательство в политическую жизнь государства. Политика великих князей, недовольных все увеличивающей экономической и политической мощью церкви, была направлена на ограничение ее могущества. Эти идеи нашли воплощение в учении о «нестяжательстве». На Соборе 1503 г. нестяжатели поддержали предложение великого князя о ликвидации церковного землевладения.

Им противостояли приверженцы сохранения существующей церковной системы, первоначально они назывались «стяжатели», затем «иосифляне» - по имени их идеолога Иосифа Волоцкого. Цель у «стяжателей» и «нестяжателей» была все же одна - улучшить работу церкви, но они по-разному представляли себе идеалы монашеского служения и соотношение духовной и светской власти.

Нестяжатели – сторонники особого направления русской общественно-политической мысли, противоположной стяжателям.

Основные идеи нестяжателей :

· идеал монашеского устройства – раннехристианская община;

· отторжение от церкви всех богатств и лишение ее права владения населенными землями;

· частной собственности у монастырей быть не должно, накопление богатства нельзя оправдать даже благими целями;

Основоположник учения - Нил Сорский (1433-1508).

Наиболее полно доктрина нестяжателей выражена в трудах Максим Грека (Михаил Триволис) (1470-1555).

Соотношение светской и духовной власти. Духовная и светская власть должны быть разделены, каждая из них имеет свою сферу деятельности, которая определяет допустимые только для нее меры воздействия.

Государство . Большое внимание М.Грек уделял законным способам происхождения власти - наследственный и выборный, когда в выборах участвуют простые люди. Цель государства - обеспечение мирной и спокойной жизни людей и стабильного внутреннего порядка.



Сущность власти рассматривается М.Греком традиционно – как реализация Божественной воли. Считал, что критиковать правителя можно вплоть до признания его правления «мучительским», но предпринимать что-либо против него недопустимо.

Форма правления предпочтительней, по Греку, та, при которой царь управляет подвластными «в синклитских советах царских», в составе которых бояре и дворяне, т.е. речь в определенной степени идет о сословно-представительной монархии. Перечисляя обязанности царя, Максим Грек повторил такие положения, как: слушать советы мудрых советников и духовенства, защищать и устраивать жизнь подданных на основании хороших законов.

Право . Максим Грек последовательно развивает мысль об ограничении царской власти не только советом, но и законом. Различает «правду» (закон) и «неправду» (нарушение закона).

Значительное место в произведениях М.Грека отводится критике суда. Он отмечает взяточничество судей, критикует практику внесудебного произвола и беззаконных поборов, выражающуюся в подбрасывании улик невинным в целях получения откупа, средневековые формы судебного поединка, как несправедливого способа разрешения дел, отдавая при этом предпочтение свидетельским показаниям и клятве.

Отношение к ереси . Официальные церковные иерархи настаивали на преследовании еретиков, и не только силами церкви, но всеми средствами государственного принуждения, вплоть до применения к ним смертной казни. Нестяжатели считали недопустимым преследования еретиков, предлагая воздействовать на них лишь убеждением, мудрыми беседами.

Иосифляне (стяжатели )– сторонники особого направления русской общественной мысли, получившие свое название по имени своего главного вдохновителя – Иосифа Волоцкого .

Основные идеи иосифлян:

· сохранение существующих порядков и всех форм церковной организации и ее экономического положения;

· необходимость увеличения («стяжения») церковного имущества, что позволит церкви успешнее реализовать одну из главных своих задач – творить «благие дела»: строительство монастырей, содержание клира, помощь нуждающимся;

· признание личного «нестяжения» монахов.

Иосиф Волоцкий (Иван Иванович Санин) (1439-1515), церковный деятель, духовный писатель, святой Русской православной церкви.

Особо отметим, что Волоцкий стал довольно значительным лицом в государстве: руководил иосифлянской духовной партией, члены которой занимали ключевые посты в церкви, волоцкие монахи участвовали в крещении будущего царя Ивана IV, выступали главными обвинителями на процессах Максима Грека, М. С. Башкина и Феодосия Косого. К иосифлянам был близок монах Филофей, сформулировавший и обосновавший концепцию «Москва – третий Рим».

Государство . Соотношение духовной и светской власти. Позиция иосифлян по отношению к царской власти не была постоянной. Первоначально иосифляне выступали сторонниками идеи господства духовной власти над светской. Правитель, по мысли И.Волоцкого – земной человек и простой исполнитель Божьей воли, поэтому ему следует воздавать лишь «царскую честь, а не божественную». Если на троне утверждался тиран, то повиноваться ему не следует. Последующее сближение Волоцкого с великим князем Иваном III привело к изменению его взглядов на природу великокняжеской власти: признавая, как и прежде, ее божественное происхождение, он уже заявляет о необходимости подчинения правителю всех институтов государства и церкви. Единственное ограничение власти государя – недопустимость выхода за пределы Божьих и государственных законов.

Право . Волоцкий проводит классификацию законов традиционно для своего времени. Но в его классификации отсутствует распространенное в западноевропейской мысли различие между божественным законом и государственным (положительным). Источником всякого законодательства, по его мнению, является Божественная воля.

Иерархия законов согласно его учению выглядит следующим образом:

· Поместные и Вселенские Соборы;

· «словеса Святых Отцов»;

· «градские законы», которые механически сочетают в себе первые и вторые.

Отношение к ереси . И. Волоцкий проявляет абсолютную нетерпимость к еретикам, Инакомыслие он считает преступлением не только против религии и церкви, но и против государства. Еретики должны сурово наказываться.

В целом союз иосифлян с государством сохранялся до 2-й половины XVI в. Позднее идеи неотчуждаемости церковного имущества стали противоречить идеологии формирующегося самодержавия. Отголоском иосифлянской доктрины стала политика патриарха Никона.

Виднейшим русским публицистом XVI в. был Иван Семенович Пересветов (даты рождения и смерти неизвестны), в лице которого дворянство нашло настойчивого защитника своих интересов.

Большинство конкретных положений, выдвинутых И. С. Пересветовым, затрагивало такие главные вопросы, как полное уничтожение холопства на Руси, отмена кормлений, реорганизация местного управления, армии, проведение судебной реформы, издание Судебника.

Выражая свое отрицательное отношение к крупным вельможам и боярам, идеолог дворянства говорил о них как о «ленивых богатинах», которые не заботятся об интересах государства, а думают только о себе. Бояре, по его мнению, угнетают волости и города, «богатеют от слез и крови крестьянской».

Подлинную опору государя, его военную и служилую силу, по мнению писателя, составляют «воинники», то есть дворяне. Царю в борьбе с внутренними и внешними врагами следует опираться прежде всего на дворянство.

Не касаясь положения крестьян и считая их эксплуатацию естественной, И. С. Пересветов восстает как против полного, так и против «кабального холопства», в сети которого попадали отдельные захудавшие дворяне. Он рекомендует государю организацию постоянного войска с «огневым боем».

Политический идеал И. С. Пересветова – сильное централизованное государство с царской властью во главе, которая, опираясь на дворянство, организует армию, создаст гибкий и послушный воле царя государственный аппарат, очистит суд от мздоимства, разгромит в ходе борьбы за укрепление государства бояр.

В соответствии с конкретными условиями политической борьбы в XVI в. И. С. Пересветов требовал от царя, чтобы он расправился с изменниками и царство свое держал «в грозе».

Первостепенной задачей внешней политики Москвы И.С. Пересветов считал покорение Казани. Присоединив Казань к Русскому государству и овладев этой «подрайской землицей», «Великие государи всея Руси» обезопасят свою страну от нападения врагов и откроют новые торговые пути.

В лице И. С. Пересветова поднимающееся дворянство и служилые люди, возвысившиеся вследствие «таланта и выслуги», получили своего талантливого мыслителя. Программа И. С. Пересветова затронула все вопросы политической борьбы между князьями и боярами, защитниками удельно-вотчинных порядков, с одной стороны, и царской властью, опиравшейся на дворянство, – с другой.

Нестяжатели - противники церковного землевладения в России (конец XV - начало XVI веков). Широкое недовольство церковью, в частности стяжанием е. земель и других богатств, выступления против церкви еретиков вынудили некоторых представителей духовенства искать пути восстановления пошатнувшегося авторитета церкви. Во главе них стоял Нил Сорский, выступивший с проповедью аскетизма. Когда великокняжеская власть на церковном соборе (1503) поставила вопрос о секуляризации церковных земель, что могло бы ослабить материальные средства церкви, сопротивлявшейся укреплению власти великого князя, и создать резерв земель, необходимых для раздачи дворянству, Нил Сорский и его сподвижники поддержали это предложение. Однако иосифляне отстояли право церкви на земельную и другую собственность. Великокняжеская власть пошла на компромисс с церковью, сохранив ее земли и получив ее поддержку в борьбе с крупными феодалами. После смерти Нила Сорского идея секуляризации монастырских земель была подробно обоснована Вассианом Патрикеевым. Полемика с иосифлянами завершилась осуждением Нила и нестяжателей на церковном соборе (1531). Идеи нестяжателей иногда использовались феодальной оппозицией. К середине XVI века религиозно-политическая борьба иосифлян и нестяжателей стала уступать место сочетанию элементов нестяжательства и иофислянства в произведениях ряда публицистов, обосновавших идею союза светской и духовной власти (Сильвест и др.). Идеи нестяжателей оказали влияние на формирование воззрений Феодосия Косого, Артемия и других еретиков середины XVI века.

НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО, одна из главных духовно-нравственных основ Святой Руси. Суть его заключалась в преобладании духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами.

В душе наших предков, прежде всего крестьян, жило чувство справедливости, причем не просто материального воздаяния, компенсации, а чувство высшей справедливости - жить по душе достойно, вознаграждать по совести. К XIX в. сформировался народный идеал справедливости, который был для русского крестьянина своего рода компасом. Не следует гнаться за богатством, за наживой, преследовать корыстные интересы. Как цель жизни, это считалось недостойным. Главное же - прожить жизнь по-доброму, по правде, достойно.

Человек не должен стремиться ни к богатству, ни к накопительству, человек должен довольствоваться малым.

“Лишние деньги - лишние заботы”, “Деньги - забота, мешок - тягота”, “Без хлеба не жить, да и не от хлеба (не о хлебе, материальном интересе) жить”, “Не о хлебе едином жив будешь”, “Хлеб за живот - и без денег живет”. Действительно, “зачем душу тужить, кому есть чем жить” (есть хлеб). “Без денег проживу, лишь бы хлеб был”, “Без денег сон крепче”, “Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою”.

“Напитай, Господи, малым кусом”, - молит крестьянин. “Ешь вполсыта, пей вполпьяна, проживешь век дополна”. Нечего завидовать другим, говорит русский крестьянин и подчеркивает: “На людей глядя жить (то есть не по достатку) - на себя плакаться”.

Отвергая стяжательство и накопительство, осторожно и с достоинством принимая богатство и деньги, трудовой человек выдвигает свой идеал - идеал скромного достатка, при котором можно и самому жить сносно, и помогать своим близким. “Тот и богат, кто нужды не знат”, “Богаты не будем, а сыты будем”.

В сознании русского человека понятие достатка, сытости связано только с трудом, работой, личными заслугами. “Как поработаешь, так и поешь”, “Каковы сами (как работаем), таковы и сани”, “Каков Пахом, такова и шапка на нем”, “По Сеньке и шапка”, “Каков Мартын, таков у него алтын” (столько заработал).

Русский человек твердо считает, что: “От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь”. Нажива такому человеку не нужна. “Сыта душа не берет барыша”, “Лучше жить в жалости, чем в зависти”, “Кто сирых напитает, тот Бога знает”, “Одной рукой собирай, другой - раздавай”, “Рука дающего не оскудеет”.

“Не тем богат, что есть, а тем богат, чем рад” (то есть поделись с ближним), “Не богат, да гостям рад”, “Не надо мне богатого, подай тороватого” (нежадного), “Держи девку в темноте, а деньги в тесноте”.

Особо вопрос ставится об отношении к чужому имуществу, результатам чужого труда. Посягнуться на них - страшный грех. “Лучше по миру сбирать, чем чужое брать”. “Лучше попросить ради Христа, чем отнять из-за куста”. “Заработанный ломоть лучше краденого каравая”. “Хоть в латаном, да не в хватаном”.

Для западноевропейского бюргера, наверное, чудовищной бессмыслицей показались бы русские народные пословицы, призывающие жалеть чужое добро. “Не береги свое, береги чужое”. “Береги чужое, а свое - как знаешь”. А ведь в самом деле было так: чужое добро берегли с большей ретивостью, чем свое.

“В чужом кармане денег не считай”. “Пожалей чужое, Бог даст свое”. “Кто чужого желает, тот свое утратит”. Впрочем, русский труженик говорит и так: “Своего не забывай, а чужого не замай”. “За свое постою, а чужого не возьму”.

А. И. Герцен в книге “Былое и думы” рассказывает о крестьянине, который категорически отказался взять с него лишнее. В избе, где Герцен остановился ночевать по пути в ссылку, крестьянин накормил его ужином. Когда утром надо было рассчитываться за трапезу, хозяин запросил со ссыльного пять копеек, а у того самой мелкой монетой оказался двугривенный. Крестьянин отказался принять эту монету, потому что считал великим грехом взять за ужин больше, чем он того стоит.

Писатель В. И. Белов справедливо отмечает: “В старину многие люди считали Божьим наказанием не бедность, а богатство. Представление о счастье связывалось у них с нравственной чистотой и душевной гармонией, которым, по их мнению, не способствовало стремление к богатству. Гордились не богатством, а умом и смекалкой. Тех, кто гордился богатством, особенно не нажитым, а доставшимся по наследству, крестьянская среда недолюбливала”.

Среди крестьянских мудрецов и бывалых людей бытовали истины, идейно-нравственное содержание которых в переводе на современный язык было примерно таково: “Богатство человека состоит не в деньгах и комфорте, не в дорогих и удобных вещах и предметах, а в глубине и многообразии постижения сущности бытия, стяжании красоты и гармонии мира, создании высокого нравственного порядка”.

Человек, который думает только о своих личных материальных интересах, неприятен душе крестьянина. Его симпатии на стороне живущих по совести, справедливости, простоте душевной.

Классическая русская сказка о трех братьях - двух умных и третьем дураке - кончается моральной победой бессребреника, нестяжателя, простодушного младшего брата-“дурака” над материализмом и практической мудростью старших братьев.

С его идеалом скромного достатка больше согласуются бережливость и запасливость. “Бережливость, - говорит он, - лучше богатства”, “Запасливый лучше богатого”, “Береж - половина спасения”, “Запас мешка не дерет”, “Запас беды не чинит”.

“Маленькая добычка, да большой береж - век проживешь”, “Копейка к копейке - проживет и семейка”, “Домашняя копейка рубль бережет”, “Лучше свое поберечь, чем чужое прожить”.

“Держи обиход по промыслу и добытку”, “Не приходом люди богатеют, а расходом”, “Кинь добро позади, очутится впереди”, “Кто мотает, в том пути не бывает”.

“Не о том, кума, речь, а надо взять и беречь”, - поучает рассудительный хозяин. “Собирай по ягодке - наберешь кузовок”, “Пушинка к пушинке, и выйдет перинка”, “В общем, запас мешку не порча”, “Подальше положишь - поближе возьмешь”.

Бережливость всячески поощряется. Но накопительство, жадное стяжание материальных предметов рассматривается как грех, ибо, считает народ, “скупому душа дешевле гроша”.

Скупые и скряги, так же как и богачи, подозреваются в сговоре с чертом. “Скупой копит - черт мошну тачает”, “Черт мошну тачает - скряга ее набивает”, “Кто до денег охоч, тот не спит всю ночь”, “Скупые что пчелы: мед собирают, да сами умирают”.

О таких народ говорил: “У него от скупости зубы смерзлись”, “У него в Крещенье льду взаймы не выпросишь”, “У него всякая копейка рублевым гвоздем прибита”. А общий приговор таков: “Скупому человеку убавит Бог веку”.

Осуждая стяжательство, накопительство, жадность, скупость и неправедное богатство, народное сознание снисходительно относится к беднякам и, более того, симпатизирует им. По-видимому, образ бедняка больше согласуется с народными идеалами, чем образ богача.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...