Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Свобода есть познание необходимости. Свобода есть осознанная необходимость (Гегель) (ЕГЭ обществознание)

Так трактовали свободу многие философы -- Б. Спиноза, Г. Гегель, Ф. Энгельс. Что же стоит за этой формулой, ставшей почти афоризмом? В мире есть силы, действующие непреложно, неотвратимо. Эти силы влияют и на деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком, он ее раб; если же она познана, то человек обретает «способность принимать решение со знанием дела». В этом и выражается его свобода воли.

«Люди сознают свои желания, но не знают причин, коими они детерминируются». Б. Спиноза

Но что же это за силы, какова природа необходимости? На этот вопрос даются разные ответы. Одни усматривают здесь Божий промысел. Им предопределено все. В чем же состоит тогда свобода человека? Ее нет. «Предвидение и всемогущество Божие диаметрально противоположны нашей свободной воле. Все будут вынуждены принять и неизбежное следствие: ничего мы не совершаем по своей воле, а все происходит по необходимости. Таким образом, мы ничего не делаем по свободной воле, но все в зависимости от предвидения Божьего», -- утверждал религиозный реформатор Лютер. Такую позицию отстаивают сторонники абсолютного предопределения. В противоположность этому взгляду другие религиозные деятели предполагают такую трактовку соотношения Божественного предопределения и свободы человека: «Бог задумал Вселенную так, чтобы все творение имело бы великий дар -- свободу. Свобода прежде всего означает возможность выбора между добром и злом, причем выбора, данного самостоятельно, на основе собственного решения. Конечно, Бог в одно мгновение может уничтожить зло и смерть. Но при этом Он одновременно лишил бы мир и свободы. Мир сам должен вернуться к Богу, поскольку сам от Него отошел». Понятие «необходимость» может иметь и иной смысл. Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, т. е. независимых от сознания человека, законов. Иначе говоря, необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий. Сторонники этой позиции, в отличие от фаталистов, конечно, не считают, что все в мире, особенно в общественной жизни, жестко и однозначно определено, они не отрицают наличие случайностей. Но общая закономерная линия развития, отклоняемая случайностями в ту или другую сторону, все равно пробьет себе дорогу. Обратимся к примерам. Известно, что в сейсмоопасных зонах периодически происходят землетрясения.

Люди, не знающие этого обстоятельства или игнорирующие его, возводя свои жилища в этой местности, могут быть жертвами опасной стихии. В том же случае, когда этот факт будет учтен при строительстве, например, сейсмоустойчивых зданий, вероятность риска резко уменьшится. В обобщенном виде представленную позицию можно выразить словами Ф. Энгельса: «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей». Таким образом, трактовка свободы как познанной необходимости предполагает постижение и учет человеком объективных пределов своей деятельности, а также обусловленное развитием знаний, обогащением опыта расширение этих пределов.


«Утверждение, возмущающее всякого здравомыслящего человека. Свобода и необходимость противоположные, взаимоисключающие, уничтожающие друг друга понятия. Как необходимость может быть свободой? Необходимость есть внешняя давящая, принуждающая, враждебная моей воле сила. Необходимость есть рабство, а не свобода. Это очевидно. И это именно так, но только до тех пор, пока необходимость остается внешней, непонятой и не принятой мною.

Волшебство заключается в осознанности. Именно она обращает необходимость в свободу.

Необходимость становится свободой в момент ее постижения. Постижение переживается как огромное облегчение, подъем, освобождение. Ведь постижение необходимости есть ни что иное, как раскрытие истины. Раскрытие истины есть неизбежно и принятие ее. Постигающий принимает необходимость (истину) в себя. Он как бы сам становится этой необходимостью, начинает ощущать ее как свою собственную природу, как свое я.

В этот момент необходимость перестает быть внешней принуждающей, ограничивающей силой. Она обращается в свободу, т.е. в собственную волю постигающего. Осознанная необходимость становится природой и соответственно свободой того, кто ее постиг.

Это так просто »


Поскольку подобные суждения встречаются часто — выскажусь. У данного афоризма [актуально] два понимания.


Во-первых, когда речь о вполне конкретной довлеющей силе — осознание освобождает от необходимости подчинения [необходимости]. Болезнь, например, познанная (изготовили лекарство и методику лечения) - есть побежденная необходимость. Как и в более общем случае, познание свойств вещества, сущности явлений, освобождает от подчинения силам природы (отапливаемые дома, электричество, двигатель внутреннего сгорания и т.д.). Точно так же и познание истории, экономики, социума — в конечном счете освободит человека от слепого следования хаосу общественных отношений, подчинив их человеку в обществе сознательной организации (это краеугольное в понимании коммунизма).


Во-вторых, когда речь о свободе выбора. Если человек не осознает последствий, сути существующих перед ним вариантов, то действует хаотично, по наитию, случайно, опираясь на предубеждение, предрассудок, эмоции, а значит подчинен обстоятельствам, его выбор не является свободным, тогда как обстоятельства, независимо от выбора — необходимость, несвобода. Другое дело, если человек познает стоящую перед ним необходимость и действует со знанием дела - во всякой возникающей необходимости человек осуществляет свободный, осознанный, разумный выбор. Как простой пример, известный сказочный камень: «Налево пойдешь..., направо пойдешь..., прямо пойдешь... » — не зная точно, что ждет впереди, любой выбор, как необходимость выбора, является несвободой. Или как более сложный пример, религиозный догматизм: человек с воспитанием лишен свободы осмысленного выбора, он подчинен этому мировоззрению, оно является необходимостью, а значит — несвободой. Да и в целом, таким примером является практически вся жизнь человека сегодня, когда он не обладает целостным научным мировоззрением, обширным и современным кругозором — несвобода во взглядах, убеждениях, в ежедневной деятельности и в целевом жизненном выборе, в той или иной степени.

Так рассуждали стоики, Кант, Лейбниц, Фихте, Гегель и др.

Многие рыбанаты додумываются приписывать диалектическому материализму указанную выше ущербную точку зрения. Уж не лживые попы ли это?

На самом же деле с точки зрения марксизма свободы, конечно, нет без необходимости. Но этим всё не ограничивается. Свобода – это господство человека над окружающим миром. На чём господство основано? 1) на знании необходимости 2) наличие средств, с помощью которых можно повлиять на процессы в мире, добиться желаемой цели.

* Более того, наличие средств важнее. Ведь при их наличии проще позновать необходимость.

Само знание необходимости свободы не даёт (пример: астрономы предсказали, что с Землёй столкнётся метеорит в декабре 2012). А вот если есть способ уничтожить метеорит – то это свобода.

Человек знает, что есть несколько возможностей, из которых есть нужные и ненужные. Задача человека – из массы предопределённостей влиять на нужные и исключать ненужные.

Изменять мир явлений можно только если знать необходимость природы. Если ставить цель, противоречащую законам природы – поставивший обречён на провал. Пример: этот ваш вечный двигатель.

С тех пор как начал существовать человек – чел. деятельность делилось на 2 вида:

1) сфера свободной деятельности – там, где человек хозяин (кипячение чайника, например)

2) сфера несвободной деятельности – там, где человек не знает необходимости и/или(?) нет средств выполнения цели. Успех деятельности человека зависит не от его усилий, а от случайности (пример: студент учит 5 билетов из 100 на экзамен; его успех зависит от случайности – какой будет вытянут билет).

Начиная с тех же предлюдей, к сфере несвободной деятельности относилась та же охота.

В ходе развития человека расширялась сфера свободной деятельности и сужалась сфера несвободной.

Теперь понятно, откуда растёт та форма религии, которая называется «магия», «суеверия». На самом деле это лишь отражение бессилия человека перед безжалостной случайностью.

Суеверия распространены больше всего там, где деятельность человека наиболее несвободна (пример: лётчик-испытатель, поднимающий самолёт, который ещё никогда не летал; надо обязательно надеть (нестиранный?) комбинезон, в котором летал прошлый раз и т.п.). Другой пример: современные «колдуны» работают в той сфере, где нет гарантий (отношения полов и т.д.).

Свободна воля человека тогда, когда человек:

1) знает, что будет

2) имеет достаточно сил чтобы направить деятельность

Пример. Человек потерялся в тайге. В спецназе не служил. Формально человек свободен: может идти в любую сторону!!! Но где гибель, а где спасение? Человек не знает, направление движения определит случайность.

Итак, свобода выбора существует только тогда, когда человек знает какие результаты ведут к удаче, а какие к неудаче. Чем глубже он знает – тем он свободнее.

Наиболее свободные действия те, которые ведут к желаемой цели. Нередко такой вариант один.

Тема 18. Диалектико-материалистическое решение ОвФ.

Решение ОвФ сходно со старым материализмом, но есть много нового.

1. Найден источник общественных идей. Материалистическое понимание общества и истории.

2. Старый материалим: сознание есть порождение и отражение материи (то есть – одностороннее понимание). Новый: на самом деле отношение двустороннеее. Человек познав мир и имея средства – преобразует мир. Наше сознание через практическую деятельность изменяет материальный мир. Отношение материи и сознания: позновательное и практическое.

Отдадим должное Ленину как учёному и философу помимо всего прочего. Он писал в своих философских тетрадях: «сознание человека не только отражает мир, но и творит его».

Надо сказать, что эта фраза многих ошарашила: «докатился до материализма: сознание творит мир». На самом деле Ленин имел в виду не то, что есть Бог, творящий мир, а то, что человек изменяет мир.

До Маркса точки зрения абсолютизировались. Материалисты: сознание отражает мир. Идеалисты: сознание творит мир.

Новый материализм (с открытием источника активности мышления) смог использовать великое открытие Гегеля о 2х видах мышления. Рассудочное (формальное) и разумное (объективный процесс по объект законам). Маркс в противоположность Гегелю показал, что диалектика мира определяет диалектику мышления .

Самое время ознакомиться с законами разумного мышления.

Рассмотрим, как мир отражается в мышлении человека.

А где ж решение-то ОвФ? Вот это чтоле?

Тема 19. Мышление как процесс создания чувство-умозримого мира как процесс воссоздания объективного мира.

Мы ранее рассматривали чувство-зримый мир для нас и в себе. Но мир отражается ещё и в мышлении: в понятиях и системах понятий. Есть МвС и МдН чувствозримый и так же умозримый . 4 мира в сумме.

Займёмся проблемой: образуют ли чувствозримый и умозримый мир единый чувство-умозримый мир?

Первым эту проблему поставил и решал Кант. Есть мир в себе, действующий на органы чувств человека, возникают ощущения восприятия. Содержание ощущений – вещи для нас, которые ничего не имеют общего с вещами самими по себе. У человека возникает чувтсвенный мир, не являющийся воспроизведением мира самого по себе.

Но учение Канта к этому не сводится. Хаос ощущений не образует мир для нас. Этот хаос нужно привести в порядок. Есть 2 априорные формы, с помощью которых мы наводим первичный порядок в наших ощущениях (это время и пространство).

Далее вступают категории рассудка (хотя на самом деле с высоты знаний Семёнова это категории разума – т.е. Кант не был точен): следствие, количество и т.д. В результате мир становится стройным. Мир как он есть для нас – это есть синтез чувственного и мысленного (рационального). Здесь рассудок не просто вносит порядок в мир, а творит мир (это по Канту; на самом деле разум творит мир). Итог: у Канта мышление есть творец мира.

Беда в том, что для Канта отражение и творение взаимоисключались. На самом деле восприятие – это процесс отражательного творчества. Восприятие – это есть образы вещей самих по себе; наши категории есть образы универсатов, существующих в мире. Созданием мира в нашей голове занимается мышление.

Есть доля истины в том, что Кантовские категории «количество, пр.» априорны. Для каждого конкретного человека эти категории априорны (с воспитанием, с наследством у человека есть опыт прошлых поколений), а на самом деле они апостериорны.

(?) не разобрался до конца…

Тема 20. Проблема отношения разумного и рассудочного мышления.

В 60-70 годах некто Копнин поднял и начал обсуждать.

Ранее некоторые считали, что Рс (рассудок) и Рз (разум) это две ступени развития человечества. На самом же деле всегда эти две стороны мышления были взаимосвязаны, но в разное время доминировал Рс и Рз. Сначала был открыт рассудок. Только с возникновением теоретического знания (разумного), с возникнвоением науки Гегель открыл разум.

Копнин пытался создать «диалектическую логику», но без понимания диалектики не смог этого сделать.

Введём термин «мылсетворение ».

Напомним формы Рс-мш (рассудочного мышления): понятие, суждение, умозаключение .

Разберёмся, какие существуют формы Рз-мш. У рз-мш есть свои собственные формы. Есть понятие разумное и понятие рассудочное . Суждение и умозаключение присуще только рассудку.

Формы рз-мш, которых нет у рс-мш (пока это делаем слегонца; далее рассмотрим более точно):

1. Идея (система понятий разума, а не совокупность суждений)

С развитием психологии психологи тоже стали заниматься проблемой мышления. В области психологии мышления было несколько школ. Крупнейшая: Вюрбругцерская (?). Они заново открыли открытие Гегеля о 2х видах мышления. Одно мышление они назвали словестным или дискретным. Другой вид – несознательное, интуитивное (т.е. рассудочное). С их точки зрения одно мышление языковое, другое не связано с языком. На самом деле: 1. Нет неязыкового мышления, т.к. без слов нет понятий, а без понятий нет мышления. 2. Есть сложная проблема соотношения языка и мышления. В начале 20 века лингвисты стали отличать 2 понятия: язык и речь. Язык – это СИСТЕМА знаков, связанная между собой грамматическими правилами. Речь – это ИСПОЛЬЗОВАНИЕ системы знаков.

Мышление рассудочное является речевым мышлением. Суждение выражено в предложениях. Предложения есть языковые тексты. Предложения и суждения – разные вещи. В одном предложении может быть несколько суждений и одно суждение может быть выражено в сотне разных предложений. Нужно различать т.н. лингвотекст и рациотекст (что это такое – додумать самостоятельно). Придуман был термин перехода от рациотекста к лингвотексту: кодирование; а раскрытие смысла предложения – декодирование.

Мудрые мысли

(28 ноября 1820, Бармен, ныне район Вупперталя - 5 августа 1895, Лондон)

Немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор Карла Маркса.

Цитата: 154 - 170 из 204

Свобода есть осознанная необходимость.


Свобода заключается не в воображаемой независимости от законов природы, а в познании этих законов и в возможности поэтому планомерно пользоваться ими для определенных целей. Это верно как о законах внешней природы, так и о тех, которые регулируют физическую и духовную жизнь самого человека …


Свобода… состоит в основанном на познании необходимостей природы господстве над нами самими и над внешней природой…


Следовательно, уничтожение классов предполагает такую высокую ступень развития производства, на которой присвоение особым общественным классом средств производства и продуктов, - а с ними и политического господства, монополии образования и умственного главенства, - не только становится излишним, но и является препятствием экономическому, политическому и умственному развитию. Эта ступень теперь достигнута.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


. …случайность - это только один полюс взаимозависимости, другой полюс которой называется необходимостью.


Собственная сущность человека много величественнее и возвышеннее, чем воображаемая сущность всех всевозможных «богов».


Совершение этого освободительного дела составляет историческое призвание современного пролетариата. Исследовать исторические условия и самое природу этого переворота и таким образом выяснить призванному к его совершению, теперь угнетенному классу значение его собственного дела - такова задача научного социализма, который является теоретическим выражением рабочего движения.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


Согласно буржуазному пониманию, брак был договором, юридической сделкой, и притом самой важной из всех, так как она на всю жизнь определяла судьбу тела и души двух человек. В ту пору формально сделка эта, правда, заключалась добровольно; без согласия сторон дело не решалось. Но слишком хорошо было известно, как получалось это согласие и кто фактически заключал брак.


. …созданные современным капиталистическим способом производства производительные силы и выработанная им система распределения благ находятся в вопиющем противоречии с этим самым способом производства, притом в такой степени, что преобразование способа производства и распределения, устраняющее все классовые различия, должно совершиться непременно, под угрозой гибели всего общества.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


Справедливость всегда представляет собой лишь идеологизированное, вознесенное на небеса выражение существующих экономических отношений либо с их консервативной, либо с их революционной стороны.


. «Справедливость», «человечность», «свобода» и т. п. могут тысячу раз требовать того или другого; но если что-нибудь невозможно, оно в действительности не происходит и, несмотря ни на что, остается «пустой мечтой».


Среди женщин проституция развращает только тех несчастных, которые становятся ее жертвами, да и их далеко не в той степени, как это обычно полагают. Зато всей мужской половине человеческого рода она придает низменный характер.
(«Происхождение семьи, частной собственности и государства», 1884)


Старик Гораций напоминает мне местами Гейне, который очень многому у него научился, а в политическом отношении был по существу таким же прохвостом. (о Генрихе Гейне в письме Карлу Марксу)


Стоимость, которую создает рабочий в течение 12-часового рабочего дня, не имеет ничего общего со стоимостью жизненных средств, которые он потребляет в течение этого рабочего дня и относящихся к нему промежутков отдыха.
(*Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом*)


Стремление к счастью прирожденно человеку, поэтому оно должно быть основой всякой морали.

"Свобода есть познанная необходимость" эти слова принадлежат Гегелю. Что же стоит за ними?
Все в мире починено силам , действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость неосмысленна, не осознана человеком, он ее раб, если же она познана, то человек обретает способность принимать решение "со знанием дела". В этом и выражается его свобода воли. Таким образом, выходит, что мы ничего не делаем

по своей воле. Абсолютно свободным человек быть не может. Свобода человека во всех ее проявлениях - основа современных демократических режимов, основная ценность либерализма. Она находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод гражданина в конституциях государств, в международных пактах и декларациях. В современном обществе все явственнее обнаруживается тенденция к расширению свободы человека.
22. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
Социализация человека – это процесс обучения культурным нормам и освоение социальных ролей. Он протекает под бдительным надзором общества и окружающих людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения, и, следовательно, выступают агентами социального контроля. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он называется групповой контроль (давление), а если целым коллективом (семьей, группой друзей, учреждением или институтом), то приобретает общественный характер и называется социальным контролем.
Он выступает средством социальной регуляции поведения людей.
Социальное поведение включает два главных элемента – нормы и санкции. Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах), называются
“групповыми нормами”. Нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом, называются “социальными (общими) нормами”. Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодежи, есть общенациональные традиции и нравы. Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости оттого, насколько строго наказание за их неисполнение (санкции): За нарушение одних норм следует мягкая санкция – неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд; За нарушение других норм жесткие санкции – тюремное заключение, даже смертная казнь. Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетания вызывает неловкость, ставит человека в затруднительное положение. Но оно не влечет за собой жесткое наказание. В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки , а потеря библиотечной книги – пятикратным штрафом. В некоторых обществах малейшие отступления от традиции, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем – длина волос, форма одежды, манеры поведения. Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет такой вид: Привычки – обычаи – традиции – нравы – законы – табу. Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего – привычек. Будь то индивидуальные (забыл почистить зубы

или убрать за собой кровать) или групповые, в частности, семейные (например, отказ выключить свет или закрывать входную дверь). Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие групповые санкции (наказание, принятое только среди членов группы). Такого рода привычки получили название неформальных групповых норм. Они рождаются в малых, а не в больших социальных группах. Механизм, который контролирует соблюдение подобных норм, называется групповым давлением. Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза) правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления); неформальные позитивные санкции - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка; формальные негативные санкции - наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества , понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви неформальные негативные санкции - наказания, не предусмотренные официальными инстанциями порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, компромат. Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально: руководящее начало, правило, образец. Нормы вырабатывает общество, социальные группы, которые входят в него. С помощью норм к людям выдвигаются определённые требования.
Социальные нормы направляют поведение, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. Они ориентируют человека во всех жизненных вопросах. В этих нормах люди видят эталоны, модели, стандарты поведения. Выявляют следующее виды социальных норм: нормы морали (в них выражается представление людей о хорошем и плохом, добре и зле, справедливости и несправедливости); нормы традиций и обычаев (исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку); религиозные нормы (правила поведения содержащееся в текстах религиозных книг либо установленными церковью); политические нормы
(нормы, устанавливаемые различными политическими организациями); правовые нормы
(установленные либо санкционированные государством). В реальной жизни поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам. Когда происходит нарушение социальных норм, говорят об отклоняющемся поведении субъекта. Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся поведением. Отклоняющееся поведение называют девиантным. Об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, которое наносит вред обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм. Отклоняющееся поведение Соблюдение социальных норм определяет культурный уровень общества. Отклонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным поведением. В широком смысле “девиация” подразумевает любые поступки либо действия, которые не соответствуют неписаным нормам или писаным нормам. Как известно, социальные нормы бывают двух типов: писаные - формально зафиксированные в конституции,

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...