Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Тема Родины и родной природы в поэзии Н.И. Рыленкова

Урок 53

Н. Рыленков «К родине»

Цель: формировать навыки словесного рисования; развивать внимание к образным средствам языка; учить умению выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Оборудование: картины о родной русской природе

Ход урока

  1. Орг. Момент
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Подготовка к восприятию.

Учитель читает строки, записанные на доске:

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,-

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Слова мы выбираем в зависимости от того, как относимся к описываемому предмету.

Сегодня мы попробуем отдать свою душевную теплоту русской природе, родной сторонушке. Откройте, пожалуйста, учебники на странице 6 , прочитайте название произведения, фамилию поэта.

4. чтение и анализ стихотворения Н. Рыленкова « К родине» (с.6-7).

1. самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

2. выразительное чтение учителем .

3. беседа по содержанию

1) о каких особенностях родной природы рассказывает поэт?

2) Как вы понимаете строчку « и все ускользает от беглого взора?»

3) объясняет ли это сам поэт? (объясняет полностью на с. 7 учебника)

4) чем отличаются действия: смотреть и всматриваться, слушать и вслушиваться? (смотреть - значит направлять взгляд на то, что сразу открывается взору. Всматриваться – значит глазами преодолевать какое-то препятствие, то есть, глазу не сразу открывается то, на что он устремлен. То же самое можно сказать относительно пары слушать- вслушиваться )

5) почему нужно всматриваться и вслушиваться, чтобы понять прелесть русской природы? (Такая красота медленно проникает а душу, она не захватывает человека порывом быстрого чувства, но постепенно наполняет его сердце.)

6) что нужно человеку уметь и иметь, чтобы понять прелесть русской природы? (человеку нужно иметь воспитанные глаз и сердце, уметь вглядываться в окружающий его мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту в её неброских признаках)

Физминутка

5. Работа с « Картинной галереей».

1. предварительная беседа.

Что означает понятие «малая родина »? (это то конкретное место (город, деревня, дом), где человек родился и прожил значительный для него отрезок жизни, где прошло его детство и (или) школьные годы, где живут его родители и (или) дедушка с бабушкой)

2. чтение комментария в учебнике (с.8).

3. работа с картинкой М. Шагала « окно на даче» (зал.7)

Можно ли питать нежные чувства к дачному уголку?

Рассмотрите картину Марка Шагала « окно на даче».

Много ли места на картине занимает изображение окна ? (практически все место)

Нравится ли вам летний пейзаж за окном?

Когда? (в какое время лета, в какое время дня и в какую погоду) зелень бывает такой ослепительно изумрудной?( очевидно, это раннее лето или поздняя весна, возможно, после короткого дождя- природа кажется яркой и словно чисто вымытой; не исключено, что это раннее утро.)

Не кажется ли вам странным, что такой замечательный пейзаж художник пишет сквозь переплет оконной рамы, ведь пейзаж словно перечеркнут вертикальной линией окна, сначала одной полоской, а потом даже сдвоенной полосой,расчерчен горизонталями оконного переплета и шторки? Зачем художник так усложняет восприятие пейзажа и себе, и нам? (если дети затрудняются в ответом, надо попросить ещё раз обратить внимание на название картины. Цель художника – изобразить не уголок леса,а окно на даче. Окно- это как прозрачная стена, граница, определяющая тесную дачную комнатку от чудес, которые разворачиваются за ним, от природы необыкновенной, пронзительной красоты).

Видно ли, что комнатка тесная? (Конечно. Художник создает ощущение тесноты комнаты за счет того, что очень близко и в один ряд расположены предметы на подоконнике, а также за счет того, что мужская и женская головы словно поставлены одна на другую).

Знаете ли вы, что в правом углу- автопортрет художника и портрет его жены.

Почему художник изображает себя и свою жену похожими на театральные маски? (люди словно застыли, завороженно всматриваясь в прекрасный пейзаж за окном, поэтому их лица напоминают маски).

Вспомните, какой поэт воспринимает красоту леса на даче точно так же, как спектакль, который разыгрывает перед человеком природа? (Дмитрий Кедрин « Приглашение на дачу»- из первой части учебника)

4. работа с картинкой М. Шагала « Моя деревня» (зал. 7)

Рассмотрите картинку

Почему художник называет город Витебск, где прошли его детство и юность, «моя деревня»? (это выражение ласкового отношения к родному городу, как к чему- то бесконечно близкому и любимому).

Видно ли, если внимательно рассмотреть картинку, что художник любит свой маленький родной город Витебск?

По каким признакам об этом можно судить?
- как вы воспринимаете лошадку с санями, - где она находиться? за городом, в поле или идет по самому небу? (для художника границы между реальным миром и миром чудесного, фантастического, размыты. Для Шагала нет ничего особенного в том, что мужик с лошадкой бороздят небо).

Эта картина – гимн большой родине или признание в любви своей малой родине? (это признание любви своей малой родине).

6. итог урока

Что ас особенно заинтересовало на уроке?

Д.з придумать, как « малая родина» связана с большой Родиной, с отечетсвом

Н. И. Рыленков родился 2 (15 февраля) 1909 года в деревне Алексеевка (ныне Рославльский район, Смоленская область) в крестьянской семье. В 1926 окончил школу в Рославле, тогда же опубликованы его первые стихи. Работал сельским учителем. Окончил факультет литературы и языка Смоленского педагогического института (1933), в том же году вышел первый сборник стихов. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945. Член ВКП(б) с 1945.Член правления СП РСФСР с 1958 года, секретариата СП РСФСР с 1965 года.Н. И. Рыленков умер 23 июня 1969 года. Похоронен в Смоленске на Братском кладбище.

Творчество

Печатался с 1926. Первая книга стихов - «Мои герои» (1933) . Автор сборников «Берёзовый перелесок» (1940), «Синее вино» (1943), «Книга полей» (1950), «Рябиновый свет» (1962) и др., нескольких поэм.Автор стихотворного пересказа «Слова о полку Игореве» (завершён в 1962, опубликован в 1963 в газете «Литературная Россия», в 1966 вышел отдельной книжкой и затем неоднократно переиздавался).Автор песен, рассказов, очерков, автобиографических и исторических повестей. Издал сборник статей «Традиции и новаторство» (1962).

Награды

Орден Ленина

Орден Трудового Красного Знамени

Медали

Сочинения

Мои герои, 1933

Дыхание, 1938

Зеленый цех, 1949

Стихотворения и поэмы, 1956, то же самое, в 2-х тт., 1959

Корни и листья, 1960

На озере Сапшо. Рассказы, 1966

Книга времени, 1969

Коктебельская элегия // «Звезда», 1976, №6

Стихотворения и поэмы, 1981

Издания[править | править исходный текст]

Избранные произведения. В 2-х тт., 1974

Собрание сочинений. В 3-х тт., 1985

Стихи Николая Рыленкова

***

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озеры,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Дай припасть к руке твоей, Россия

Скрылся день в туманы росяные,

Отпылали облаков края.

Вечная заботница моя.

Дай поцеловать твои мозоли,

Чтоб, как в детстве, сеном я пропах,

Чтоб навек остался привкус соли

На моих запекшихся губах.

Пусть войдёт мне в душу каждый шорох,

Каждый вздох в краю моём родном.

Я всю жизнь учусь в твоих просторах

Жить, как пахарь твой – грядущим днём.

Видел я не раз иные дали,

Но мечтал лишь об одном, любя, -

Чтоб друзья и недруги сказали,

Что характером я весь в тебя.

Мне таить перед тобой не надо,

Где я плакал, где дарил цветы.

Всё, что скрыто от чужого взгляда,

Материнским сердцем чуешь ты.

Освежит виски мои седые

Лишь твоя певучая струя.

Дай припасть к руке твоей, Россия,

Вечная заботница моя!

* * *

Я помню долг свой пред тобой, Россия,

Я не забуду никогда о нём.

Всего, чего просил и не просил я,

Ты вдоволь мне дала в краю родном.

Не всё как надо видевший сначала,

Теперь благодарю судьбу свою -

За то, что так упорно приучала

Ходить босым по жёсткому жнивью.

Дала постичь, как колются колосья,

Оберегая золотой родник…

Ведь если что-то сделать удалось мне,

Так потому, что я к жнивью привык.

Что кожу впору выдубило лето

И пропитало духом чабреца.

А чем с тобой я расплачусь за это,

Как не строкой правдивой до конца!

* * *

Русская земля

От хребтов Кавказа до Урала,

Дальними дорогами пыля,

Ты не раз на бой сынов скликала,

Русская земля!

Прибавляли сил им в дни печали

Полноводных рек твоих струи,

И врагам обиды не прощали

Сыновья твои.

И всегда, цела и невредима,

Сыновей бессмертьем наделя,

Ты вставала из огня и дыма,

Русская земля!

О тебе в столетьях песни громки,

Вся ты как певучая струна!

И наследье предков мы, потомки,

Приняли сполна!

Вот опять ковыль дымится бурый,

Лёгкими кистями шевеля,

Вот опять ты в бой нас шлёшь под бурей,

Русская земля!

Что ж! Иль мы не русские солдаты,

Иль военный клич отцов забыт?

Не простим насильникам проклятым

Мы твоих обид!

Где б не шли, судьбой твоей хранимы,

Смерть за смерть врагам твоим суля, -

Мужеством твоим укреплены мы,

Русская земля.

Мы друзей скликаем поимённо,

Под огнём испытанных солдат,

И над ними русские знамёна

На ветру шумят!

Помяни ж героев, в битвах павших,

Осени знамёнами Кремля

Колыбель отцов и дедов наших,

Русская земля!

Прокляни отныне и навеки

Дрогнувшим перед лицом врага, -

В дни, когда катили пламя реки,

Бросив берега.

И опять цела и невредима,

Сыновей бессмертьем наделяя,

Встанешь ты из пламени и дыма,

Русская земля!

Кутузов в пути

Что значит слава полководца?

Давным-давно он славой сыт,

Но вновь у каждого колодца

Вновь у крутого перевала

Враги справляют торжество…

Не царь, а родина призвала

В годину трудную его!

Чтоб ни случилось, чтоб ни сталось -

Готов он долг исполнить свой…

И вот спешит, забыв про старость,

К полкам в карете почтовой.

Столбы мелькают верстовые,

Поют и плачут бубенцы…

О, кто дорог твоих, Россия,

Найдёт начала и концы!

Кто может вычислить на карте,

Как дух сынов твоих велик?

Ещё увидит Бонапарте

Твой гневный, твой суровый лик!

…Текучим зноем дня нагреты,

Дороги стелются, пыля.

И он глядит в окно кареты

На перелески и поля.

Гремит кареты грузный кузов.

Полям конца и края нет…

«…Спешит Кутузов бить французов!» -

Бородачи кричат вослед.

Деревня, мостик… У колодца

Журавль скрипучий и тугой

А сердце бьётся, сердце бьётся,

Как колокольчик под Лугой.

Клятвопреступникам

Россия! Мы всюду твердим твое имя,

Священны твои седины и морщины,

Торжеств и печалей твоих годовщины

В великой твоей и суровой судьбе.

И, зрелость встречая, по праву мужчины

Мы клятву на верность давали тебе:

На верность твоим перелескам зеленым,

На верность малиновым зорям твоим,

На верность ночам соловьиным, бессонным,

На верность девическим взорам бездонным,

На верность надеждам, что с детства таим.

Пусть клятвопреступник на Русской равнине

Забудет о матери, друге и сыне, -

Их нет у него, ни друзей, ни родных.

Пусть каменным хлеб ему станет отныне,

Не даст утолить ему жажду родник.

Он в страхе падет, услыхав твое имя,

Созвучное с именем женщины той,

Что нас пеленала руками своими,

Что нас напитала сосцами своими,

Что нас согревала своей теплотой.

Левитан

1

Мы возмужаем и верней оценим

Простые краски, точные слова.

Вот снова светит в золоте осенним

Чуть тронутая солнцем синева.

И если ты художник, если зорок

Твой меткий глаз и обострён твой слух, -

Туманной тропкой выйди на пригорок,

Прислушайся и оглянись вокруг.

Перед тобой, как страницы босые,

Воспоминанья летние тая,

Бредут берёзы в дальние края,

А ветер тени путает косые,

Шумят грачи. Так вот она, Россия,

2

Смерть не страшна. Безделье хуже смерти.

С тоской не разлучается оно.

Раскинуто окно. И на мольберте

Укреплено тугое полотно.

Прозрачен день. Вглядись и кисти вытри.

Ты мастер. Будь расчётлив, строг и прост.

Есть тишина, есть краски на палитре,

Чтоб звон листвы перенести на холст.

Повесить паутинки золотые,

Пустить тропинки по полю витые,

Колючей щёткой выровнять жнивьё

И, оглянув пустынное жильё,

Забыть про всё. Перед тобой, Россия

Твоя любовь, бессмертие твоё.

3

Где б ни был ты – душа природы русской

Была с тобой. Ты позабыть не мог

Ни пруд забытый с мельницей-раструской,

Ни ветхий дворик, ни туманный стог.

Преодолев житейские тревоги,

Ты видел: сыновья моей земли

По каторжной Владимирской дороге

В распахнутое будущее шли.

Над их судьбой задумавшись впервые,

Ты вспомнил все тропинки полевые

И отсвет зорь на берегу ручья.

Ты понял: сны и чаянья людские

Такой же явью сделает Россия,

Твоя любовь, бессонница твоя.

* * *

Куда не посмотришь – родные

Открытые сердцу края.

Я весь пред тобою, Россия,

Судьба моя, совесть моя.

Не ты ли меня окружили

Простором лугов и поле,

Не ты ли меня подружила

С задумчивой музой моей!

Не ты ль полновесного слова

Открыла мне все закрома…

Я знаю – за это сурово

С меня ты и спросишь сама!

Не раз к твоему придорожью

Приду я от песенных рек,

Чтоб даже нечаянной ложью

Тебя не унизить вовек.

Так спрашивай строже – отвечу

За всё: за подруг и друзей,

За самую краткую встречу

С задумчивой музой моей.

За песни которым впервые

Внимают родные края…

Я весь пред тобою, Россия,

Судьба моя. Совесть моя!

* * *

Сын, возмужавший нежности стыдится,

В своей любви не уверяет мать,

Зато ни в чём пред нею не таится

И всё готов на суд её отдать.

А у меня уже виски седые

Моих раздумий бесконечна нить,

И я хочу без лишних слов, Россия,

Как с матерью, с тобою говорить.

* * *

Сугробов блёски слюдяные,

Небес морозных волшебство,

Но как тепло, моя Россия,

Мне от дыханья твоего.

Смолкают ветры за плечами,

Когда в отцовской стороне

Своими вещими очами

Ты прямо в душу смотришь мне.

Глядишь, о счастье не гадая,

Сама судьбу свою творя,

Как ветлы в инее, седая

И молодая, как заря.

Какими тайнами владеешь

Ты, возвышаясь над судьбой,

Что с каждым годом молодеешь

И молодеет всё с тобой.

Но тайн тебе скрывать не надо,

Твои все тайны на виду.

Ведь ты мечту любую рада

Зажечь, как новую звезду.

* * *

Ветер боя кусты завертит,

Вспыхнет яростный столб огня,

И, как жаркое жало смерти,

Вражья пуля кольнёт меня.

Побелеют губы сухие,

Но, глаза устремив в зарю,

Трижды имя твоё, Россия.

Как молитву, я повторю.

И тогда, – я знаю заранее, -

Ты откроешь мне все пути,

Чтобы мог я, забыв о ране,

Через поле смерти пройти.

* * *

Золотое облако зноя,

Запах трав – медовый, хмельной.

Небо русское расписное

Распахнулось передо мной.

И прошу я, как в дни былые,

В нескудеющем свете дня:

Солнце жизни моей, Россия,

Укрепи на битву меня.

Открытый урок литературного чтения в 4 классе

по теме:

Николай Иванович Рыленков

«К Родине»

Учитель: Янушок М.Б.

МБОУ - ООШ №13 п. Черёмухи

Тип: урок изучения нового материала.

Форма урока : фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Цель: формирование понятия «малая родина».

Задачи:

Учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого. Учить комментировать и анализировать содержание рассказа, размышлять над авторским отношением к Родине.

Формировать знания детей о Родине, воспитывать уважение и любовь к Родине; воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах; навыки коллективной работы.

Работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.

Оборудование.

Портрет Н.И.Рыленкова;

Карточки со словами;

Конверты с разрезными пословицами для работы в парах (на столах учеников);

СД запись песни “С чего начинается Родина” сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера;

СД запись полонез Агинского «Прощание с родиной»;

Выставка детских рисунков о Родине;

Выставка книг о Родине;

Толковый словарь Ожегова С.И., слайды,

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Дети стоят и говорят слова: (Слайд 1)

Прекрасно всё на небе,
Прекрасно на Земле,
Прекрасно в нашем классе,
Прекрасно всё во мне.

Ребята, я вижу, что у вас хорошее настроение, давайте поприветствуем друг друга и гостей улыбкой и начнем наш урок (дети садятся).

2. Введение в урок.

А) Проблемная ситуация

Сегодня почтальон принёс нам письмо. А что в нём, давайте узнаем. А там диск, давайте его прослушаем. (СД запись песни “С чего начинается Родина” сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера); (Слайд 2)

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать?
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять?

Кто догадается, о чем пойдет речь на уроке?

Тему нашего урока вы узнаете, когда разгадаете ребус.

(К доске прикрепляется карточка красного, синего и белого цвета с определенными буквами, чтобы получился флаг России.)

Р д а и о н

Прочитайте хором, какое слово получилось?

Догадались, о чём будем говорить сегодня на уроке? (О Родине) (Слайд 3)

Б) Мотивация урока.

На доске слова эпиграфа:

Сколько же их, тропинок, ведущих в родные края?

Хочу начать наш урок со слов японского поэта. Еса Бусон- автор этих строк. (Слайд 4)

Кто из вас, ребята, может ответить на вопрос, который задаёт японский поэт? (ответы детей)

О каких тропинках говорит японский поэт?

1)показ слайдов (приложение).

Какие памятники изображены на слайдах?

Древнегреческий храм. (Слайд 5)

Древнерусский храм. (Слайд 6)

Биг-Бен. (Слайд 7)

Японская гора Фудзи. (Слайд 8)

Почему все эти памятники объединены? Можно обратиться к названию нашей главы.

Д . У каждого человека, где бы он ни жил, есть памятные места, связывающие его с родиной. Каждый японец знает о горе Фудзи, россияне – о православном храме, человек, живущий в Великобритании – о Биг-Бене, греки – о древнегреческом храме и т. д.

3. Сообщение темы урока.

А) Вводная беседа

У. Тропинки бывают разными – это не только железнодорожные или воздушные пути. Сегодня в течение урока мы попробуем отыскать, обозначить так называемые тропинки, ведущие в родные края, попытаемся отдать частичку душевной теплоты русской природе, родной сторонушке, м ы побеседуем о Родине, узнаем, что называют Родиной, продолжим работу над правильным, красивым, выразительным чтением, будем учиться рассуждать.

– Ребята, так что же такое Родина?

– Родина – это место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие, и все мы граждане одной великой страны.

- А вот какое определение дает автор толкового словаря Ожегов (чтение учеником словарной статьи) :

Родина.1. Отечество, родная страна.

2. Место рождения, происхождения кого-нибудь; место возникновения чего-нибудь.

- Родина бывает большая и маленькая. Какую Родину называют большой?

А маленькая родина – это какая?

Каждый человек любит свою малую родину. И куда бы ни забросила судьба, он всегда будет с любовью и нежностью вспоминать о родном крае.

Б) Показ портрета Н. И. Рыленкова. (Слайд 9,10)

Какие сведения вы нашли об этом поэте? (ответы детей).

Я рада, что вам удалось к сегодняшнему уроку собрать столько информации о Н.И.Рыленкове.(слайд 11)

4. Работа с текстом стихотворения Н.И.Рыленкова «К Родине»

Открыли учебник стр.152

1)чтение учителем стихотворения;

2)повторение правил выразительного чтения; (Слайд 12)

Для правильного произношения стихотворения необходима четкая дикция, умение пользоваться диапозоном голоса, его силой, умение выбирать правильный темп. Но особенно важно уметь представить в своем воображении то, о чем читаешь, выражать свое отношение к происходящему, вложить душу. Надо потренировать свой голос.

Звуковая разминка:

Скажи погромче слово гром,

Грохочет слово, словно гром. (1 и 2 строчки читать громко)

Скажи потише «шесть мышат»,

И сразу мыши зашуршат. (3 и 4 строчки читать тихо)

3) повторное чтение стихотворения про себя;

Какие картины природы вы увидели?

Как вы понимаете строчки «и всё ускользнёт от беглого взора»?

Объясняет ли это сам поэт?

4) анализ стихотворения (работа по вопросам учебника стр. 152-153)

На доске:

смотреть слушать

всматриваться вслушиваться

1)словарная работа - чтение слов;

Чем отличаются действия?

Давайте, ребята, обратимся к толковому словарю.

Д. Смотреть – направлять взгляд на то, что сразу открывается взору.

Всматриваться – глазами преодолевать какое – то препятствие. (Слайд 13)

То же самое можно сказать о следующей паре слов. Вы были правы!

Почему нужно всматриваться и вслушиваться, чтобы понять прелесть русской природы? (ответы детей).

У .Такая красота медленно проникает в душу человека, постепенно наполняет сердце. И не каждому человеку дано увидеть эту застенчивую красоту.

2 ) работа в группах по карточкам;

Выберите те глаголы, которые более точно выражают впечатление от картины природы, созданной поэтом?

поражает

ослепляет

Завораживает

Проникает

Захватывает

Околдовывает

Очаровывает

Удивляет

Потрясает

Вдумайтесь в смысл каждого глагола перед тем, как дать ответ.

Что нужно человеку, чтобы понять прелесть русской природы?

Д .Уметь вглядываться в окружающий мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту в её неброских признаках.

Что является тропинкой, ведущей в родные края, для поэта Рыленкова Н. И.?

Что означает понятие «малая родина»?

Д . Это конкретное место, где человек родился и жил, где прошло его детство, школьные годы.

3)составление схемы

Ребята, давайте напишем ассоциативную цепочку к слову «Родина», которую использовал поэт Н.И.Рыленков. (дети пишут на карточках и прикрепляют на доску вокруг российского флага ) .

РОДИНА: холмы, перелески, реки, озера, любовь и т.д.

Как много хороших слов входит в понятие слова «Родина». Все слова указывают на что-то близкое, родное, дорогое сердцу.

А сейчас я попрошу назвать вас однокоренные слова к слову «Родина».

(Родная, родня, родинка, родимый, родословная, родоначальник, род, …)

Так что же такое Родина? (Ответы учеников).

(Учитель открывает доску. Выставка рисунков “Родина бывает разная, но у всех она одна”)

Давайте посмотрим, как вы изобразили Родину на своих рисунках.

5. Музыкальная физминутка «Две сестрицы – две руки» (Слайд 14-19)

6. Творческая работа (индивидуально). (Слайд 20)

Звучит Полонез Агинского «Прощание с родиной»

Группа А.

Перед вами текст о вашей « родине». Мне бы хотелось, чтобы вы вставили в него подходящие по смыслу слова:

Я живу в посёлке __________ на улице __________. Наш ________ район славится __________, на которых растут _____, _____,_____. На территории нашей области есть большая река, которая называется ____. В ней водятся ________, ________, _________. Летом там отдыхают люди и туристы из разных уголков __________ области. Я горжусь своей родиной!

Группа Б.

Составить рассказ о малой родине.

7 .Проверка.

А можно этот текст дополнить ещё сведениями о нашем районе? Вот это и будет домашним заданием!

– Русские люди всегда любили, защищали и заботились о своей Родине. Они создали много пословиц, поговорок о Родине.

Задание 1. «Собери пословицу» (Слайд 21)

Каждая пара учеников из отдельных слов должна собрать пословицу.

Родина-мать, умей за неё постоять.

Чужбина-калина, Родина-малина.

Человек без Родины – что земля без семени.

Кто за Родину горой – тот истинный герой.

Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

8 .Чтение высказываний знаменитых людей о родине (д/з)

9. Знакомство с поэтами – земляками нашего района (Григорий Чубенко, Виктор Колонтаев)- биография (Слайд 22,23)

10. Итог.

Так сколько же тропинок, ведущих в родные края? (Слайд 24)

Давайте перечислим:

Д. железнодорожные, воздушные пути;

Мысли, чувства;

Фотографии;

Картины (произведения искусства);

Здания архитектуры, которые тоже напоминают о родной стране;

Духовно близкие люди;

Письма;

Воспоминания;

Книги.

11. Рефлексия.

А сейчас я предлагаю каждому из вас оценить свой вклад в достижении цели, поставленной в начале урока.

Ребята, на ваших столах лежат бланки телеграмм разных цветов. Если вы считаете, что вы сегодня на уроке активно работали, прошу опустить в почтовый конверт бланк красного цвета, работали, но не активно – бланк зеленого цвета, были пассивны – синего цвета, предварительно написав от кого данная телеграмма. Затем мы отправим ребятам в клуб «Ключ и заря»

Много вдохновенных стихов поэт посвятил Смоленску, который он искренне любил и боготворил. Его стихи выбиты на камне у крепостной стены (сквер Памяти Героев) и на памятнике Скорбящей матери в Реадовке.

Как правильно читать стихотворение Нужно представить в воображении картины, которые описал поэт Произносить стихи в два раза медленнее, чем говоришь в жизни Соблюдать знаки препинания При чтении постараться передать настроение, чувства, эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации

Обратимся к словарю Смотреть – направлять взгляд на то, что сразу открывается взору. Всматриваться – глазами преодолевать какое – то препятствие. Ожегов С.И

Физминутка «Две сестрицы –две руки»

«Собери пословицу» 1. Родина-мать, умей за неё постоять. 2. Чужбина-калина, Родина-малина. 3. Человек без Родины – что земля без семени. 4. Кто за Родину горой – тот истинный герой. 5. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

Григорий Устинович Чубенко Родился в 1926 году в хуторе Рубашкин Мартыновского района Ростовской области – участник Вов. По образо-ванию учитель истории, но всю жизнь больше тяготил к литературе. Начал писать стихи почти в 70 лет, навсегда привержен к добру и уважению учеников и земляков. В молодости увлекался шахматами и гимнастикой. Поводом для начала литературной деятельности послужила трагедия хутора – красивого и живописного места

Земля дорогая, сторонка родная, Частицей России являешься ты, Ковыльные степи, синь неба без края… Я дивней не видел твоей красоты! Родился 1 января 1939 года в селе Малая Орловка Мартыновского района Ростовской области в семье простых крестьян. Его матери пришлось растить и воспитывать сына одной, так как отец был призван в армию до войны и после ее окончания в семью не вернулся. Мать прививала сыну любовь к людям, труду, к родной природе, к Родине. В.П.Колонтаев заслуженный учитель России (музыки и истории), лауреат Всероссийских смотров самодеятельных певцов и композиторов. Его стихи и песни учат молодежь горячо и беззаветно любить нашу Родину и ее народ.


Государственное казенное общеобразовательное учреждение

"Волжская школа-интернат"

Подготовила и провела:

учитель русского языка и чтения

Парфенова Е.А.

г. Волжский

2016

Тема: Н.И. Рыленков «Весна без вещуньи-кукушки…

Тип урока: комбинированный.

Цель: познакомить учащихся со стихотворением Н. И. Рыленкова «Весна без вещуньи-кукушки…

Задачи:

Образовательные: развивать навыки выразительного чтения стихотворения; отвечать на вопросы по тексту стихотворения; рассуждать; развивать творческие способности учащихся;

Развивать зрительное, слуховое восприятие и внимание; мышление(анализ, синтез, сравнение, обобщение); интонационную выразительность голоса; устную связную речь учащихся, пополнить словарный запас; коммуникативные навыки поведения на уроке.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, расширять кругозор учащихся.

Коррекционные :

формирование целостного восприятия литературного произведения и развитие способности эмоционального выражения собственного отношения к нему.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, видеоматериал, мр3 материал, книга для чтения под редакцией Аксеновой А.К., «Просвещение», 2006.

Ход урока.

I .Организационный момент.

Психологический настрой на урок.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Сегодня к нам на урок пришли гости, наши уважаемы и любимые учителя. Давайте повернёмся к ним и обменяемся с ними улыбками.

А какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная фишка настроение отличное, зелёная хорошее, синяя так себе. Уважаемые гости, тоже могут показать нам своё настроение.

Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы он принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, прилежность.

II . Проверка домашнего задания.

1. Ответы на вопросы.

- Какое произведение изучали на прошлом уроке чтения?

Стихотворение «Деревья»

Николай Иванович Рыленков.

- Посмотрите на картины с изображением детей. Какие картины подходят к данному стихотворению и почему?

3 картина. На ней изображён грустный мальчик, который сидит в лесу. Николай Рыленков очень рано остался без родителей и жил с братом в семье дяди. Там они были лишними, никому ненужные. Чтобы поменьше торчать на глазах у родичей, Николай нанимался пасти коров, гонять в ночное время лошадей. Уходя в лес он разговаривал с берёзами и клёнами, они стали для него семьёй.

2.Выразительное чтение по цепочке.

(Рыленков И. Н. «Деревья»)

III .Речевая разминка.

-Чтобы наша речь была четкой и внятной необходимо регулярно тренировать свой речевой аппарат .(чтение скороговорки: тихо – медленно, громче - быстрее)

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

IV . Сообщение темы урока. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Загадка.

- Чтобы перейти к теме нашего урока отгадаете загадку.

Живёт в лесу Артистка.
Известная солистка.
Примостилась на суку
И поёт: «ку-ку, ку-ку»
(Кукушка)
В. Стручков

- Как вы догадались, что это кукушка?

2. Определение темы урока.

- Какое время года наступило?

-Представьте себе, что мы живём в далёком древнем мире, где нет календарей. Как мы узнаем о приходе весны?

Послушайте отрывок из стихотворения Афанасия Фета «Кукушка»

Пышные гнутся макушки,
Млея в весеннем соку;
Где-то, вдали от опушки,
Будто бы слышно: ку-ку.

Афанасий Фет.

- Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с творчеством Николая Ивановича Рыленкова.

- Может кто-то из вас уже догадался о ком и о чём будет стихотворение.

Стихотворение будет о кукушке и весне.

- Весна – самое долгожданное время года. Природа стремительно пробуждается от зимнего сна, птицы поют о приходе весны. Поэты часто пишут о весне.

3. Постановка цели задач:

Какие цели мы должны поставить перед собой:

1.Познакомиться со стихотворением Николая Рыленкова.

3. Провести анализ стихотворения.

IV . Актуализация знаний.

1. Прогнозирование по заголовку.

Откройте учебники на странице 232

Прочитайте первую строку в стихотворении и ответьте, о чем может идти речь в стихотворении Николая Рыленкова.

«Весна без вещуньи-кукушки»

Можем ли мы предположить, кто будет главным героем рассказа?

Мы выслушали все предположения, хотите проверить, кто окажется прав?

V . Первичное восприятие текста.

1. Словарная работа

- В первой строке стихотворения поэт называю кукушку вещуньей. Как вы думаете, что означает это слово?

Вещунья - предвестница, предсказательница.

2. Чтение стихотворения учителем под сопровождение музыки.

V I . Проверка первичного восприятия текста.

1. Беседа:

- К какому жанру относится это произведение?

ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ - вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.

- Мы правильный сделали прогноз по первой строке стихотворения?

- Понравилось ли вам произведение?

-Какое настроение нам хотел передать поэт?

Беспокойство, страх и одновременно радость, уверенности.

- О какой народной примете вы узнали из этого стихотворения?

Кукушка оповещает, что пришла весна и больше не будет холодов.

2. Кукушкины прогнозы


Очень много в народе предсказаний и примет связанно с кукушкой.

В разгар весны одновременно с ласточками, а то и чуть раньше, возвращаются в наши леса кукушки. К этому времени поля и леса покрываются первой зеленью, появляется много различных насекомых.

О своём прилете кукушка сразу же оповещает лесное население своим голосом. Первое кукование раздается в среднем 2 мая. За полвека наблюдений чаще всего кукушки прилетали в наши места между 28 апреля и 5 мая.

Для сельских жителей прилет кукушки лишний повод погадать о дальнейшей погоде, будущем урожае.

Вот только несколько из множества примет, связанных с этой птицей: «Закуковала кукушка - пора лен сеять», «Кукует кукушка на сухом дереве - к морозу», «Ранняя кукушка, до листа на дереве, - к голоду, неурожаю». Далеко не всегда и не все приметы сбываются, однако авторитет кукушки как прорицательницы и вещуньи до сих пор велик.

VI I .Физминутка

Гимнастика для глаз и позвоночника.

1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-6 раз подряд с интервалом 15 секунд.

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (в течение 1 мин.).

5. Быстро моргать в течение 1-2 мин.

6. Сидя: руки вверх, в стороны, обнять себя руками, наклон назад. (повторить несколько раз) положить руки перед собой

VIII . Вторичное восприятие и анализ текста.


1. Чтение стихотворения по четверостишиям.

А) Жужжащее чтение

Б) Ответы на вопросы по содержанию

В) чтение отрывка вслух.


1-3 четверостишия

-С кем сравнивает поэт березки?

Берёзки-подружки

- Что не смеют сделать берёзки?

Надеть свой зелёный наряд.

- Как ведут себя растения и птицы до прилета кукушки?

Цветы боятся распуститься. Птицы не отлетают далеко от своих гнёзд.

-Почему они бояться, какие неожиданности преподносит погода?

Заморозки, снежок.

4-5 четверостишия

- Прочитайте последние два столбика стихотворения.

-О чем говорит прилет кукушки?

Закончились холода и заморозки. Пришло тепло.

- Какие чувства испытываете вы при чтении этих строк?

-Передайте при чтении радость и торжество, когда весна полностью вступила в свои права


IX . Творческая работа.

1.Самостоятельное упражнение в выразительности чтения стихотворения.

При чтении не забывайте делать паузы, соблюдать интонацию. Прочитайте выразительно, передав настороженность, боязнь природы в начале весны, радость и торжество, когда весна полностью вступила в свои права.

2. Чтение стихотворения под музыку.


X . Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Стр. 232, выразительное чтение стихотворения

Вопрос №3 стр. 233

XI . Итог урока.

-С каким стихотворением познакомились?

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Н.И.Рыленкова «Весна без вещуньи – кукушки»…

- Какое настроение у вас появилось после прочтения стихотворения?

-Удалось ли вам добиться целей урока?

XII . Рефлексия. Выставление оценок.

У вас на столах лежать берёзовые листочки. Если урок вам понравился, и было интересно, прошу вас и наших гостей взять листочек и помочь одеть берёзку в зелёный наряд.

Спасибо всем за урок.

- Кукушкины прогнозы

Видео кукушка

Картинки для оформления презентации

Военная лирика

Николая Ивановича

Рыленкова.


1. Введение ……………………………………………………………………….2

2. Краткая биография Н. И. Рыленкова ………………………………………...3

3. Общая классификация стихотворений военных лет ………………………..5

3.1. Стихотворения, посвящённые близким людям ………………………...6

3.2. Стихотворения, посвященные теме большой и малой Родины ………. 8

3.3. Война и человек в стихотворениях данного периода ………………... 10

3.4. Стихотворения о фронтовиках.………………………………............... 12

4. Выводы. Особенности военной лирики Рыленкова …………. …………...14

5. Приложение

5.1. Отрывки из автобиографии поэта………………….……………………16

5.2. Стихотворение «Баллада о маленьком разведчике»…….......................19

6. Список литературы………………………………………..………………....21


Введение

Уже давно я интересуюсь произведениями, в которых описывается война, смелость людей, их вера в победу. Даты знаменательных сражений, я думаю, известны всем, а мне стало интересно узнать отношение к войне простого человека, её участника. Но кто, как не поэт, может очень точно словом выразить свои мысли и чувства? А если этот поэт ещё и наш земляк - это вдвойне интересно. Выдающиеся смоленские поэты: Александр Трифонович Твардов­ский, Михаил Васильевич Исаковский и Николай Иванович Рыленков - гордость нашего края – обращались к теме войны. Возможно, именно эта тема была важнейшим рубежом в их творчестве.

Я считаю, что поэты сыграли немалую роль в достижении победы. Своими стихами они возбуждали в народе патриотические чувства, поднимали его на борьбу с врагом. Именно люди, простые солдаты, победили в войне; их мужество, стойкость, терпение помогло отстоять Родину. Стихотворения поэтов придавали им внутренние силы для борьбы, укрепляли дух, не давали угаснуть вере в победу. Читая стихи, солдат мог забыть на мгновение об окружающем ужасе войны, вспомнить свою семью, свой родной край, - то, за что он воюет, и затем опять отважно идти в бой.

Я решил провести небольшое исследование военной лирики Николая Ивановича Рыленкова. В ходе своей работы я провел тематическую классификацию стихов военных лет, проанализировал стихотворения каждой тематической группы, выделил некоторые особенности военной лирики. При этом мне во многом помогло изучение автобиографии поэта.

Самым важным материалом для меня были, конечно же, стихи Рыленкова взятые из книги «Николая Рыленкова. Стихотворения и поэмы», изданной в 1981 году «Советским писателем» (3). Там же я познакомился с автобиографией поэта. В своей работе я опирался на статью В. С. Баевского (3, стр. 5). Также я использовал книгу «Великая Оте­чест­венная война в творчестве А. Т. Твардовского, М. В. Исаковского, Н. И. Рыленкова», изданную в Смоленске в 1989 году (1), и краткую энциклопедию «Смоленск» (4).


Краткая биография

Николая Ивановича Рыленкова.

Чтобы правильно понять и проанализировать творчество любого автора, необходимо познакомиться с его биографией (4, стр. 395 – 396; 3, стр. 5 - 9).

Николай Иванович Рыленков родился 2 февраля 1909 года в деревне Алексеевка (народное название – Ломня или Корчёвка) Тюнинской волости Рославльского уезда Смоленской губернии. Сейчас это Брянская область. Родители были крестьянами. Рыленков рано их лишился: в 1916 году умер отец, а в 1918 – мать. Учился Николай Рыленков в волостном селе Тюнине, окончил среднюю школу в городе Рославле. Писать стихи Николай Рыленков начал ещё в тюнинской школе, где имелась хорошая библиотека. Там он полюбил поэзию Тютчева, Фета, Бунина. В 1926 году без ведома Рыленкова его стихотворение «Толока» было напечатано в газете «Рабочий путь» под названием «Взаимопомощь».

Николай Иванович Рыленков работал сельским учителем на Брянщине. В 1933 году окончил отделение языка и литературы Смоленского педагогического института. После работал в редакции смоленской областной газеты "Рабочий путь", а затем - в смоленском областном издательстве. До начала Великой Отечественной войны вышло 6 поэтических книг, среди них «Мои герои» (1933 год), «Берёзовый перелесок» (1940 год). Постоянную творческую помощь Николаю Рыленкову оказывал переписывавшийся с ним Исаковский. Рыленков по преимуществу лирик. Бережно выписанные пейзажи и философские миниатюры, раздумья о духовном мире советского человека, о его нравственном богатстве - таков основной характер стихотворений Рыленкова. В его стихах неизменно чувствуешь человека, знающего и любящего землю. Поэт воспевал русскую природу в органичном единстве с трудом пахаря и сеятеля. Жизни Смоленщины поэт посвящал и свои работы в прозе - повести и рассказы.

С первых же дней войны Рыленков ушёл на фронт. Там командовал взводом в сапёрном батальоне. Затем был военным корреспондентом фронтовой печати. С 1943 по 1945 годы вышло 4 сборника стихов поэта: «Прощание с юностью», «Синее вино» (1943 год), «Отчий дом» и «Смоленские леса» (1944 год). Не случайно стихи Рыленкова сбрасывались с самолётов на временно оккупированную землю Смоленщины и Белоруссии: многие из них были примером патриотического служения Родине. Сразу после освобождения Смоленска поэт возвратился в разрушенный город.

После войны Николай Иванович Рыленков продолжил активную литературную деятельность: долгие годы возглавляет Смоленского отделения Союза писателей СССР. В середине 50-х годов Рыленков обращается к прозе. Одна из книг, привлёкшая наибольшее внимание читателей, - повесть о событиях Отечественной войны 1812 года « На старой смоленской дороге». В 1962 году поэт завершил работу над литературным переложением «Слова о полку Игореве». За послевоенные годы вышло более 30 поэтических и прозаических книг, сборников публицистики, переводов, очерков, эссе и литературных портретов. В 1969 году были опубликованы последние прижизненные сборники «Снежница» и «Журавлиные трубы».

Умер поэт 23 июня 1969 в Смоленске. В 1994 году, уже посмертно, Николаю Ивановичу Рыленкову было присвоено звание «Почетный гражданин города - героя Смоленска».


Общая классификация стихотворений о войне.

Мною была проведена тематическая классификация стихотворений военных лет Николая Ивановича Рыленкова. Произведений, написанных преиму­щественно в 1941 – 1945 годах, у поэта много, и я выбрал 30 наиболее мне понравившихся стихотворений. Их можно разделить на следующие тематичес­кие группы:

1. Стихотворения, посвящённые близким людям.

2. Стихотворения, посвященные теме большой и малой Родины.

3. Война и человек в стихотворениях данного периода.

4. Стихотворения о фронтовиках.

Конечно, такая классификация не охватывает абсолют­но все стихотво­рения военных лет, но она, на мой взгляд, выделяет характерные для поэта темы. Обратимся к анализу каждой тематической группы.


1. Стихотворения, посвящённые близким людям.

Эта группа самая многочисленная, в неё входит более одной трети всех стихотворений из «Книги верности» (3, стр. 120 - 176). Наиболее ярко данную тему представляют «День твоего рождения» (1941), «Ты никогда так не была близка ко мне» (1942), «Тебя забыть? Ты думаешь, так просто» (1942), «Не тревожься, брось тоску, усталость» (1943), «Письмо» (1942), «Бой шёл всю ночь, а на рассвете…» (1942), «Когда б у меня спросили…» (1942), «Глухо охают пушки во мраке», «Пришла ко мне, как в юности» (1943), «У любви серебряное горло», «Крутые росстани в тумане».

Война разлучила Николая Ивановича Рыленкова с семьёй, но поэт постоянно вспоминал близких людей. В этих стихотворениях поэт вспоминает своих дочерей, Наташу и Иру, жену, Евгению Антоновну Рыленкову, он нелегко переживает разлуку, ничего не зная о судьбе близких, но бережно хранит к ним любовь. Единственным, хотя и ненадёжным, способом общения с родными остаются письма. В стихотворении 1942 года, которое так и называется – «Письмо» (2, стр. 107), есть следующие строки:

Писать всю ночь письмо. Писать, ещё не зная,

Сумеешь ли послать. И всё-таки писать.

Для самого себя. Поймёшь ли ты, родная,

Что я хотел сказать?.. Нет, спутался опять!

Писать всю ночь письмо. Писать, не ожидая,

Что твой ответ придёт. И всё-таки писать.

Так вызывать тебя в разлуке мог всегда я

И верю, что теперь ты явишься опять.

И эта связующая нить – письма – не разорвалась. Поэт получал от своих родных письма, которые поддерживали его в самые тяжёлые и ужасные минуты войны. Они помогали ему на мгновение вспомнить мирное время, в котором было место радости и счастью.

Глухо охают пушки во мраке,

Тяжко стонет земля в забытьи.

В ожиданье сигнала атаки

Снова письма читаю твои.

Вдруг от строк твоих, милых и грустных,

Просветлеет вдали небосклон.

И опять я студент-первокурсник,

И в тебя по-смешному влюблён.

Не только своей жене Рыленков посвящал стихотворения, много нежности и любви вложил поэт в строки о своих дочерях. Он постоянно ждал с ними встречи, испытывал отцовские чувства и к чужим детям: «Всю нежность, что скопилась за год, вложил я в долгий поцелуй» (из стихотворения «Бой шёл всю ночь, а на рассвете…»). Об отношении поэта к детям мы можем судить по следующим строкам стихотворения «Из дневника» (2, стр. 100) В них Рыленков говорит о своей ответственности перед ними:

Казалось мне, я, как солдат в ответе

За всё, что вынесут наши дети,

Лишённые крова, лишённые детства,

Бежавшие, еле успев одеться.

Стихотворение «Из дневника» интересно ещё и тем, что, только вспоминая о своих дочерях, поэт рифмует строчки. Это, на мой взгляд, говорит о том, как мысли о родных могут поддержать в труднейшую минуту («Фронт приближался к Москве»).

Горечь разлуки с близкими людьми не лишает Рыленкова сил, наоборот, она придаёт ему мужество в борьбе с захватчиками:

Я рвусь к тебе. Но я приду не прежде,

Чем будет враг земли моей разбит.

(«Тебя забыть?», 2, стр. 105)

Поэт понимает, что только после победы будет возможна счастливая мирная жизнь вместе с семьёй. Сейчас же необходимо все силы направлять на борьбу с врагом, не дать претвориться в жизнь его ужасным планам:

И я с тобой расстался, дорогая,

Тоской разлуки увеличив счёт…

В такие дни, любовь превозмогая,

Дорогой мести мужество идёт!

(«Ты никогда так не была близка мне», 2,стр. 104)


2. Стихотворения, посвященные теме большой

и малой Родины.

Эта группа включает следующие стихотворения: «Золотое облако зноя» (1943), «Ветер боя кусты завертит» (1943), «Кутузов в пути», (1944) «Русская земля», «Русская песня» (1943), «Когда верхи дерев горят» (1943), «Как песни, дороги твои и тропинки» (1945), «Ты помнишь лето под Смоленском». В них Рыленков пишет и обо всей России, её славной истории, и о своём родном крае – Смоленщине.

Россия – «солнце жизни» поэта. Его трепетное отношение к Родине выражается в следующих строках: «Трижды имя твоё, Россия, как молитву я повторю» («Ветер боя кусты завертит», 2, стр. 120). Молитва спасает, и Рыленков верит, что это поможет ему «через поле смерти пройти». В другом стихотворении из этой группы Рыленков, обращаясь к Родине, просит «укрепить на подвиг» («Золотое облако зноя», 2, стр. 119).

Николай Иванович Рыленков обращается к славной истории России, ищет поддержки у её героев. Таково стихотворение «Кутузов в пути» (2, стр. 145), в котором вспоминается Отечественная война 1812 года. Как и в некоторых других стихотворениях этой группы, поэт использует приём олицетворения:

Но вновь у каждого колодца

…поэтому Кутузов, призванный не царём, а родиной, спешит на помощь. Во время Отечественной войны 1812 года Россия стояла перед лицом великой опасности: враг уже взял столицу. Но, благодаря мужеству русского народа, отваге офицеров и таланту полководцев армия завоевателей была разбита, а наша Родина спасена.

Ещё большая угроза нависла перед страной во время Великой отечественной войны, но Рыленков верит в победу. Об этом написано пафосное стихотворение «Русская земля», в котором звучит сильный призыв всем сложить силы и дать отпор врагу, как наши предки не раз вставали на защиту Родины. Поэт восхваляет героев, храбро сражавшихся и павших на поле битвы, и тут же проклинает трусов, дрогнувших перед лицом врага. Все должны стремится к победе:

Что ж! Иль мы не русские солдаты,

Иль военный клич отцов забыт?

Не простим насильникам проклятым

Мы твоих обид!

И опять цела и невредима,

Сыновей бессмертьем наделя,

Встанешь ты из пламени и дыма,

Русская земля!

Не похожа на все остальные стихотворения «Русская песня» (2, стр. 121). Её лирическая задумчивость переносит читателя в обстановку Древней Руси. Само стихотворение построено как народная песня, широкая, полная чувства. В нём, используя необыкновенные эпитеты, поэт точно выражает своё отношение к Родине:

Ты здесь, звезда моя,

Неугасимая,

Неопалимая,

Неодолимая –

Земля Советская,

Навек любимая.

Не забывает Николай Иванович Рыленков и о Смоленщине. В годы войны она была одним из центров партизанского движения. Это нашло отражение в стихах поэта (2, стр. 124):

Когда верхи дерев горят,

В низинах синь туман, -

За рядом ряд встаёт отряд

Смоленских партизан.

… и им помогают родные места. «Просторный дом, надёжный дом – смоленские леса».


3. Война и человек в стихотворениях военных лет.

Эта тематическая группа включает следующие стихотворения: «Прошедшим фронт, нам день зачтётся за год» (1942), «В суровый час раздумья нас не троньте», «Надпись на книге» (1945), «Мать» (1944).

Война - тяжёлое испытание, она «из юношей влюблённых» сделала мужчин. Но и на войне они вспоминали о вечном - о любви, клялись не предавать её. За это «прошедшим фронт день зачтётся за год». (2, стр. 102). Изменилась не только внешняя сторона жизни людей, война изменила, даже в большей мере, их внутренний мир.

Под визг свинца, под скрежет стали,

Вдали от отчего крыльца

Нас обожгла она, и стали

Огнеупорными сердца.

В них переплавились, как в тигле,

Все наши чувства и мечты,

Мы, возмужав, навек постигли

Закон суровой простоты.

(«Надпись на книге», 2, стр. 157)

Не забывает Рыленков и о семьях бойцов, оставшихся без кормильцев. В стихотворении «Мать» (2 стр. 143), поэт рассказывает о «бесслёз­ной печали матери».

В одном из стихотворений военной поры «Мы до войны не думали о многом» поэт писал о большом человеческом счастье - быть свободным, идти в мир, «открытый настежь за порогом». Но счастье, которое с человеком каждый день, становится незамечаемым. С приходом же войны отношение людей ко всей жизни меняется.

По вражьим бронированным берлогам

Ведя огонь, мы помним об одном. -

Как много дела нам в краю родном.

За каждым буераком, каждым логом

Мечта - увидеть близких поскорей

Усиливает ярость батарей,

Мы в дни войны подумали о многом.

Эта строка, завершающая стихотворение, приобретает необычную ёмкость, выразительность и интонационную силу. Она как бы подытоживает размышления поэта об истинных ценностях человеческого существования.

Что же это многое?

Прежде всего, это патриотизм, преданность Родине, её защита от страшного врага. В стихотворении "Наследство", написанном в 1943 году Рыленков вспоминает славную историю России. В нём можно выделить две части. В первой поэт говорит о святой земле славян, где жили предки нынешних солдат и за которую «Невский бил тевтонов на льду Чудском», «вёл полки свои на Мамая за Непрядву Дмитрий Донской». Полководцы, русские воины обращаются к современникам поэта с призывом спасти Россию.


4. Стихотворения о фронтовиках.

К этой группе я отнёс 7 стихотворений: «Командир батальона читал до зари “Илиаду”» (1942), «Ключ» (1942), «Наводчик», (1942) «Сестрица Алёнушка» (1943) «Баллада о маленьком разведчике» (1943), «Мой сосед» (1943), «Над раскалённой мостовой».

В замечательном стихотворении «Сестрица Алёнушка» (2, стр. 132) образ самоотверженной медицинской сестры наполняется сказочностью из фольклора (есть уменьшительно-­ласкательные суффиксы, олице­творе­ния). Она само­отверженно помогает бойцам:

Скрипит под ногой часового наст,

Застыл пулемёт у пёнушка.

В обиду тебя никому не даст

Сестрица твоя – Алёнушка!

Рассказывает Рыленков и о командире, помнящем на войне о произведениях древнегреческого писателя, и о своём однопол­ча­нине, не унывающем, верящем в победу и уже размышляющем о будущей мирной жизни («Мой сосед», 2, стр. 137):

Задымится кровью вражий след,

Первым я приду в село, сосед.

На бугре построю новый дом,

Посажу три вишни над прудом.

Коль заедешь, путь тебе знаком,

Угощу отменным табаком!

Всякое случается на войне, иногда даже приходится разрушать свой родной дом, чтобы победить. О таком случае пишет Николай Иванович Рыленков в стихотворении «Наводчик» (2, стр. 110). Артиллеристу пришлось обстреливать своё село. Конечно, ему непросто было это делать: «Вот, в самый раз… Прости меня, сосед!»

Очень сильное впечатление на меня произвела «Баллада о маленьком разведчике» (2, стр. 133 - 136). Полностью стихотворение можно найти в приложении.

«Баллада о маленьком разведчике» - это стихотворение о настоящем мужестве и храбрости. В ней рассказывается о мальчике, который ушёл к партизанам. Используя повтор, Рыленков подчёркивает, что мальчишке было всего четырнадцать лет. Война принесла горе в его семью, и такая тяжёлая судьба была у многих детей:

Отец на фронт уехал

Москву оборонять,

И посадили немцы

За проволоку мать.

Брат с сестрой обучились «науке партизанской». Мальчик один отправился в разведку, хотя и понимал всю опасность этого. Сестра отговаривала его, но делала она это, по-моему, из-за того, что очень за него переживала. Мальчик прикладывал все силы, чтобы выполнить поставленную задачу:

Ни разу не присел он

За долгий летний день,

И обошёл немало

Он сёл и деревень.

Уже возвращаясь в лагерь к партизанам, он был пойман немцами. Мальчик проявил героическую стойкость: даже под пытками не выдал своих боевых товарищей. Заплакал он не от страха близкой смерти, а оттого, что ему не удалось выполнить задание.

«Я плачу от обиды,

Что, сидя у костра, -

«Не выдержал мальчишка», -

Подумает сестра».

Наличие диалогов является одно из особенностей стихотворения. В них раскрывается мужественный характер героя.


Особенности военной лирики

Николая Ивановича Рыленкова.

Во-первых, поэзия Рыленкова «достоверна». Как и многих других людей, война вынудила Николая Ивановича оставить свой дом на поругание врагу, как и они, поэт не знал, где находится его семья, как миллионы солдат, он мог погибнуть от пули врага. Рыленков встал на защиту своей Родины, жил вместе со своим взводом, отказавшись от офицерского блиндажа; каждое новое стихотворение читал своим солдатам. Так в непосредственном общении с тружениками войны создавались лучшие произведения поэта. Рыленков не «показывает», не «изображает» переживания своих героев, он живёт среди них, чувствует то же, что и они. Всё это и придаёт его стихам достоверность документа. (1, стр. 109).

О том, что защищают советские люди, почему они так мужественно сражаются, с предельным накалом чувств написаны многие стихи поэта. При этом он говорит не только о защите жён и детей, городов и мёл, родных лесов и полей, но и вообще о защите справедливости, счастья, красоты, искусства. «Мы в бой идём, чтоб тенью самолёта враг не покрыл прозрачный твой пейзаж», - обращается поэт к Левитану.

Другой особенностью военной лирики Рыленкова является практически полное отсутствие призывов к читателю, подобных следующему обращению А. Твардовского: «Бей же силу постылую всей несчётною силою ножа и огня!» Для Николая Ивановича Рыленкова не характерны ораторские приёмы, он выражает накипевшие на сердце чувства в присущей ему манере. Конечно, сердце поэта вскипело жгучей ненавистью к врагу, принёсшему горе и разрушение на нашу землю, но выражает он её так:

Детей теряли матери, а дети

Теряли детство! Кто его вернёт?

Мы позабудем многое на свете,

Но позабыть не сможем этот год.

От гнева губы сохли, как от жары,

Не мог я думать ни о чём другом, -

Мне встретиться хотелось хоть однажды

Лицо в лицо,

глаза в глаза –

с врагом.

(«Ты никогда так не была близка мне»; 2, стр. 104)

Во многих стихотворениях Николай Иванович Рыленков размышляет о мужестве. В лирике, посвящённой близким людям, это проявляется наиболее ярко. Стремление увидеть родных неразрывно связано с желанием защитить Родину даже ценой собственной жизни:

Жизнь мою за тебя отдам.

За поруганные селенья,

За сожжённые города…

(«День твоего рождения»; 2, стр. 99)

Как особенность лирики можно отметить и наиболее часто встречающиеся выразительные средства в поэзии военных лет Николая Ивановича Рыленкова, которые ярко представлены не в одном стихотворении.

Часто поэт использует повторы, кольцевое строение стихотворений. Яркий пример: стихотворение «Когда верхи дерев горят» (повторяется строка «смоленские леса»), «Баллада о маленьком разведчике» (подчёркивается, что мальчику было четырнадцать лет).

Золотое облако зноя,

Запах трав – медовый и хмельной.

Небо русское расписное

Распахнулось передо мной.

(«Золотое облако зноя»; 2, стр. 119)

Сладко пахнет дым костра на холоде,

Пьём тепло мы уголками губ…

(«Сладко пахнет дым костра на холоде»; 2, стр. 126)

Эти особенности и привлекают читателя в лирике поэта. На мой взгляд, никто так больше не писал о войне, как Николай Иванович Рыленков.


Приложение.

Из автобиографии Николая Ивановича Рыленкова.

Отец мой, деревенский грамотей и книголюб, мечтал увидеть меня сельским учителем. Мать была неграмотна, но свято чтила волю мужа. Как мне потом рассказывали, умирая, она взяла слово со своего деверя, а моего дяди, младшего брата отца, что он не бросит меня и даст возможность учиться. Дядя сдержал слово. Окончив начальную школу, я поступил в тюнинскую трудовую школу второй ступени. Об этой школе я до сих пор вспоминаю с большой душевной благодарностью.

Расположенная в красивейшей местности, в центре старинной барской усадьбы с её вековыми аллеями, парками, берёзовыми рощами, она стала притягательным центром для сельской интеллигенции целого уезда. В неё охотно шли лучшие учителя.

Время, когда я поступил в неё, было шумное переходное. Новая трудовая школа только- только складывалась, искала пути, и учащиеся спорили на собраниях с учителями о методах преподавания, о программах занятий. И всё же своим питомцам школа дала очень много. Дала, прежде всего, потому, что ей был чужд какой бы то ни было догматизм, что она приучила нас к самостоятельному мышлению. Особенно хорошо было поставлено преподавание гуманитарных предметов. Преподаватель всеобщей истории, называвшейся тогда историей всеобщей культуры, М. Г. Кутузов любил повторять: «Не зная прошлого своего народа, нельзя понять его настоящее и заглянуть в будущее. Но мало знать только историю своего народа, нужно ясно представлять себе его место в истории всего человечества».

У нас был ученический клуб, издавался свой рукописный журнал. Я принимал самое горячее участие во всей школьной самодеятельности, а в журнале регулярно помещал свои стихи и рассказы, подписывая их псевдонимом В. Полянин.

Когда у меня сложились первые рифмованные строчки – не помню, но увлекался я стихами ещё до того, как научился грамоте, заставляя отца без конца повторять то «Песню пахаря» Кольцова, то «Песню бобыля» Никитина. Именно эти поэты были моими первыми наставниками. В Тюнине пришли другие увлечения. В старших классах я зачитывался Буниным и Блоком, заучивал наизусть каждое новое стихотворение Есенина. Критикуя опыты своих друзей, я говорил, настоящие стихи должны быть весомы, как у Брюсова, звучны, как у Бальмонта, ароматны, как у Бунина, искренни и задушевны, как у Блока и Есенина. Про себя я был убеждён, что добьюсь такого сочетания.

Из прозаических опытов тех лет у меня ничего не сохранилось, но я помню, что один из рассказов, который друзья считали наиболее удачным, назывался «Малиновые зори». Написан он был ритмизован­ной, перезванивающей прозой, и от него, как уверяли наиболее восторженные из школьных критиков, пахло лесными ягодами и мёдом. Я бесконечно гордился этим…

В первые же дни войны, когда Смоленск на моих глазах был превращён в руины, я добровольцем ушёл на фронт, захватив с собой антологию современной мировой поэзии, изданную в Киеве в 1912 году, книжку избранной лирики Гейне и третий том прижизненного издания Блока со стихами о России. Эти книги были со мной неразлучно. Я пронёс их в полевой сумке по всем фронтовым дорогам. Только они и остались у меня от довоенной библиотеки, которую я начал собирать, ещё будучи студентом, тратя на неё последние гроши из скудной стипендии. Теперь эти книги я храню, как самые дорогие реликвии.

На фронте я командовал взводом в сапёрном батальоне, минировал и разминировал поля, копал противотанковые рвы, строил укрепления, а по ночам в землянке, в промежутке между бомбёжками, писал стихи, не думая о возможности их напечатать. Именно в этих стихах, вошедших потом в сборники "Синее вино" и "Прощание с юностью", звучал, мне кажется, голос потрясённого сознания, возмущённой совести людей моего поколения.

В эти дни я особенно остро ощутил, что главное в поэзии - полное и органическое слияние личных и общественных мотивов, современности и истории.

Я ничего не знал о судьбе моей семьи и целый цикл стихов назвал "Письма без адреса". По этим письмам, после их опубликования, меня разыскал брат, офицер-танкист.

Каждое новое стихотворение читалось солдатам. Я добился разрешения жить не в офицерском блиндаже, а со своим взводом.

В феврале 1942 года из штаба фронта пришёл приказ об отчислении меня из батальона и прикомандировании к редакции военного журнала, выходившего тогда в Москве. Когда наступили минуты прощания, я выстроил взвод, хотел сказать подобающую случаю речь, но к горлу подступил ком. Я махнул рукой и без слов обнялся и расцеловался с каждым солдатом.

Богатырского вида плотник Ласточкин сгрёб меня в охапку, легонько приподнял и со свирепым выражением лица произнёс: "Желаем вам, товарищ старший лейтенант, поскорее найти семью, а всё остальное мы вернём, будьте уверены..."

В Москве при встречах со мной на улице знакомые шарахались в сторону, как от привидения. Оказалось, что нашлись очевидцы, которые уверяли, будто своими глазами видели меня убитым у печально знаменитой Соловьёвой переправы на Днепре.

Весной мне посчастливилось разыскать семью. Она застряла между Гжатском и Можайском, где в это время проходила линия фронта. С большим трудом вывез оттуда жену и детей, державшихся только одной надеждой - дождаться, увидеть меня.

Так родилась моя поэма "Апрель" - поэма разлуки и встречи на опалённой земле. Эта поэма привела меня в штаб партизанского движения Западного фронта, где я писал стихи - письма землякам, - которые печатались листовками и забрасывались в тыл врага.

Осенью 1943 года я с первым эшелоном приехал в только что освобождённый Смоленск. Меня демобилизовали и назначили главным редактором областного книжного издательства.

Об этом я рассказал, как мог, в поэме «Возвращение» и в повести «У разорённого гнезда».

В издательстве я редактировал брошюры о том, как класть из кирпича-­сырца печки, как обучать ходить в упряжке коров и как работать на них, чтобы не уменьшались удои молока.

А стихи писал о великой любви к жизни, о неиссякаемой жажде счастья у людей, как бы заново творящих мир из пепла.

Весной среди развалин буйно зацвели уцелевшие яблони. Мне казалось, что никогда так не дурманила черёмуха, не пахло так сладостно сирень, как в ту весну. Ещё шла война, но шла уже явно к концу. Одетые в ватники и кирзовые сапоги девушки хорошели не по дням, а по часам. Молодели заждавшиеся мужей солдатки. Когда мне и моим друзьям приходилось выступать перед женскими восстановитель­ными бригадами, слушательницы просили:

Читайте о любви!

И мы читали о любви.

Возвращаясь с таких вечеров, я думал, что любовь к жизни и есть душа искусства. Без неё поэзия – только медь звенящая, кимвал бряцающий.

В послевоенные годы я вернулся к своим прежним, мирным лирическим темам, но вернулся уже с другим подходом – обогащенный суровым опытом.

(3, стр. 65 - 73).


«Баллада о маленьком разведчике»


В разведку шёл мальчишка

Четырнадцати лет.

«Вернись, когда боишься,-

Сестра сказала вслед.-

Вернись, пока не поздно,

Я говорю любя,

Чтоб не пришлось в отряде

Краснеть мне за тебя,

Чтоб не пришлось услышать

Мне шепоток ребят:

”У этой у девчонки

в разведке струсил брат...”

Мальчишка обернулся:

«Ну, не пытай ума.

Идти в разведку, знаю,

Просилась ты сама.

Мне ссориться с сестрёнкой,

Прощаясь, не под стать.

Но командир отряда –

Он знал, кого послать.

И командир отряда

Решил послать меня.

Прощай, дано мне сроку

Всего четыре дня…»

Цвёл на лесной поляне

Туманный бересклет.

В разведку шёл мальчишка

Четырнадцати лет.

Отец на фронт уехал –

Москву оборонять,

Фашисты посадили

За проволоку мать.

Из опустевшей хаты,

От милых сердцу мест

Ушёл с сестрёнкой вместе

Он к партизанам в лес.

И командир отряда

Сказал им: «У меня

Все будут вам соседи,

Все будут вам родня.

А чтоб пути открыты

Вам были по лесам,

Науке партизанской

Вас обучу я сам».

И на какое б дело

Ни уходил отряд,

Ждала сестрёнка брата,

Искал сестрёнку брат.

И вот один сегодня,

Когда вставал рассвет,

В разведку шёл мальчишка

Четырнадцати лет.

А с палкой-попирашкой

Да с нищенской сумой

Через луга и пашни

Такому - путь прямой.

Ни разу не присел он

За долгий летний день,

И обошёл немало

Он сёл и деревень.

Везде фашистских точно

Он сосчитал солдат,

Чтоб командир отряда

Не вышел наугад.

Покинуть собирался

Ночлег дорожный свой,

Едва рассвет забрезжил

На тропке полевой.

Но говорит хозяйка:

«Пожить придётся тут:

Каратели отсюда

На партизан идут.

На каждом перекрёстке

Поставлен часовой;

Кто выйдет из деревни –

Ответит головой».

А он сказал: «Ну что же,

Семь бед – один ответ…»

В разведку шёл мальчишка

Четырнадцати лет.

Пусть всюду по дорогам

Поставят пушки в ряд –

Он должен возвратиться,

Предупредить отряд.

От выстрелов качнулся

Высокий частокол,

И часовой немецкий

Мальчишку в штаб привёл.

А в штабе сам начальник

Скосил сердито глаз.

«Что, партизан? Повесить!

Я отдаю приказ!

Но если ты расскажешь

Мне про своих друзей,

Сейчас же возвратишься

Ты к матери своей…»

Среди деревни врыты

Дубовых два столба.

Струится у мальчишки

Кровавый пот со лба.

Не замедляя шага,

Он поглядел вокруг,

Под пыткой не заплакал,

А тут заплакал вдруг.

Вновь офицер подходит:

«Что, страшно умирать?

Скажи, о чём ты плачешь,

И ты увидишь мать!»

«Я плачу от обиды,

Что, сидя у костра,

“Не выдержал мальчишка”, -

Подумает сестра.

Ей не расскажет ветер,

Что заметал мой след,

Как умирал мальчишка

Четырнадцати лет».

(2, стр. 133 - 136)



Список использованной литературы:

1. «Великая отечественная война в творчестве А. Т. Твардовского, М. В. Исаковского, Н. И. Твардовского». Смоленск, 1989 г.

2. «Николай Рыленков. Стихотворения и поэмы». Москва, 1956 г.

3. «Николая Рыленкова. Стихотворения и поэмы». Издательство «Советский писатель», 1981 г.

4. «Смоленск. Краткая энциклопедия». Смоленск, 1994 г.

Военная лирика Николая Ивановича Рыленкова. Содержание. 1. Введение ……………………………………………………………………….2 2. Краткая биография Н. И. Рыленкова ………………………………………...3 3. Общая классификация стихотворений военных лет ………………………..5 3.1.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...