Хотите научиться расшифровывать знаки подсознания? С помощью графических проекций (ассоциативных рисунков) квадратов Вартегга вы узнаете о таких сторонах личности, проявляющихся в графических символах, как:
- самооценка;
- социальные навыки;
- амбиции, активность и способы достижения цели;
- внутренняя устойчивость;
- особенности личных взаимоотношений;
- отношение к страхам;
- чувство безопасности;
- и многое другое…
На первый взгляд может показаться, что каждый человек и так все про себя знает. На самом деле это не совсем правда. Мы часто находимся в плену субъективных заблуждений, не всегда понимаем самих себя и окружающих, игнорируем свое бессознательное и считаем, что все зависит только от наших сознательных усилий. Огромный пласт информации о себе и окружающих бывает просто недоступен нашему сознанию.
О методике Вартегга
Тест Вартегга относится к категории экспрессивно - проективных методов исследования личности, это метод незаконченного рисунка.
Для графолога - это частный, дополнительный метод исследования. Он помогает понять визуальные, символические смыслы, которые возникают у человека относительной той или иной стороны жизни (относительно себя самого, окружающих людей, своих планов и устремлений, способа действия, тревог и страхов и т. п.).
Тест позволяет измерить зрительно-духовные, смысловые отношения человека, которые основаны как на витальных (психофизиологических, подсознательных особенностях), так и моторно-волевых (сознательных) функциях.
Тест был предложен к применению Эриком Вартеггом (немецким психологом) в 30-х годах прошлого века. Тест наиболее распространен в странах Европы. У нас в стране он малоизвестен, но последнее время с появлением русскоязычной монографии этого теста, под редакцией В. Калиненко, о нем стали больше говорить и использовать.
Графический тест «Вартегг»
Стимульный материал (сам тест) - это стандартный бланк с 8-ю квадратами, в каждом из которых изображена простая фигура или линии.
Инструкция к тесту
Перед вами восемь квадратов, в каждом из которых что-то изображено. Продолжите то, что вы видите, и нарисуйте любой рисунок в каждом из квадратов, в любой последовательности, подпишите, в какой последовательности вы заполняли тест и обозначьте, что нарисовано на картинках.
Стимулы теста и их последовательность подобраны таким образом, что каждый из них провоцирует проекцию определенной психической области. То есть, каждый стимульный рисунок «адресован» определенной области индивидуального, определенному аспекту личности.
Квадраты Вартегга
1 квадрат
Архетипически (символически) точка означает начало, мгновение, середину чего-либо. В психологическом смысле она отображает Эго-концепцию, Я, мировоззрение, поиск себя, самость человека.
2 квадрат
Архетипически волнистая линия означает зародыш (незащищенное человеческое существо). То, как человек поступит с ним в рисунке, будет означать, как он приспосабливается к окружающему миру. Окружающий мир - агрессивная среда для этого зародыша или наоборот среда, способствующая его развитию.
В психологическом смысле отображает эмоциональную зависимость, эмотивность, сопереживательность, сопричастность с другими людьми, контакт с социумом, социальную адаптацию (к людям) в мире людей. Это квадрат отражает социальный аспект личности.
3 квадрат
Три восходящие линии означают подъем, усиление, восхождение, развитие. В психологическом плане они соответствуют таким категориям, как амбиции, мотивация, устремленность, настойчивость, инициатива, планы на будущее, карьерный рост.
4 квадрат
Архетипически черный квадрат обозначает опасность, страх, вину. Психологически в этом квадрате отражаются: бессознательное, аспекты страха, вины, стыда.
5 квадрат
Архетипически две перпендикулярные, непересекающиеся линии обозначают противоположность, сопротивление, импульс действовать и преграда на пути. Психологически в этом квадрате отражаются волевая регуляция, динамичность, активное начало, мотивация достижения, либо мотивация избегания трудностей. Движение вперед и способ преодоления преграды.
6 квадрат
Две линии архетипически означают противоположные начала, идущие в разные направления, и требующие пересечения. Психологически дает представление о стремлении (не стремлении) человека к интеграции, соединению.
7 квадрат
Точки означают восприятельность, утонченность, интуицию, чувственное (женское) начало, реагирование на раздражители (порог возбудимости). Насколько человек восприимчив к внешним раздражителям, к внутренним ощущениям.
Психологически отражает способность человека к эмоциональной чувственности, чувствительности, тактичности, тонкокожести или отсутствие этих качеств.
8 квадрат
Дуга означает защищающее начало, гармонию, безусловное принятие, чувство защиты. Психологически отражает душевную основу, уравновешенность человека, чувство удовлетворения, внутреннее чувство защищенности.
Говоря об этом тесте, нельзя игнорировать графические признаки: особенности нажима, толщину штриха, скорость движения, динамичность, статичность, акцент на форме рисунка или на движении, легкость или тяжеловесность линий. Все эти особенности будут повторяться и в почерке. Именно они расскажут о внутреннем строении личности, о врожденных и приобретенных качествах.
Рассматривая просто содержание рисунка можно иметь приблизительное представление о нормативности или проблемности изучаемого аспекта, восприятие и отношение человека к этой психологической области.
Рассматривая же графические признаки, и, особенно, почерк, можно получить информацию гораздо более информативную, касающуюся комплексного строения личности. Почерк дает понимание того, что происходит с человеком, почему это происходит, как давно это происходит, что заложено от природы и является неизменным, а что сформировалось под влиянием окружающих условий, воспитания, временных стрессов.
Интрепретации теста Вартегга
Тест выполняла Оксана Федорова, телеведущая, «мисс Вселенная»
1-й квадрат «Цветок любви»
Изображение - типично женское решение. Стоит обратить внимание на характер изображения этого цветка: точка (Эго, Я) является центром небольшой окружности, к которой примыкает множество лепестков. И окружность, и лепестки закрывают центральную точку от внешних воздействий, выступают своего рода щитами, защитными механизмами. Человек закрытый, избирательный скрывает истинные чувства и эмоции.
2-й квадрат «Кувшин - грация»
Кувшин напоминает силуэт человека. Акцент смещен на контур, причем он передан сильным нажимом и зачернениями. Сейчас человек испытывает некоторые трудности в социальной адаптации: его роль в обществе еще до конца не определена, многое отдается имиджу, внешней составляющей, тогда как глубина, сущность остаются скрытыми, неявными. Сильное напряжение в психомоторных проявлениях свидетельствует о неудовлетворенности таким положением вещей.
3-й квадрат «На вершине мира»
движение по нарастающей продолжено до пределов квадрата, что отражает амбициозность и высокие притязания рисующей. И само название рисунка указывает на то, что перед нами человек, стремящийся реализовываться по полной программе.
4-й квадрат «Точка притяжения»
Черный квадрат - точка притяжения элементов-квадратиков разнообразной величины и размеров. Графически линии и штрихи в этом квадрате выполнены схематически, со слабым нажимом. Продолжение и разрастание мотива черного квадрата указывает на разрастающуюся подспудную внутреннюю тревогу и страх. Местоположение квадрата указывает на частичное вытеснение этих состояний из сознания. Человек настраивает себя на более позитивный и оптимистический лад. Однако сам не до конца уверен в этом позитивном настрое.
5-й квадрат «Шпага»
Шпага имеет несколько бутафорский вид и не несет в себе мотива агрессии (что часто бывает в рисунках, изображающих оружие). Шпага используется скорее как некоторый атрибут самозащиты. Пересечение двух перпендикулярных прямых указывает на активность, развитую мотивацию преодоления трудностей.
6-й квадрат «Дом»
Типично женское решение. Интересен характер изображения дома: он закрыт от посторонних людей, есть забор.
Существует стремление к интеграции, соединению, выстраиванию личных отношений. Однако эти отношения не предаются широкой огласке, тщательно скрываются даже от близких людей.
7-й квадрат «Дуэт»
Рисунок отражает стремление скрыть свою внутреннюю уязвимость, чувствительность, внешне не показывать ранимость (точки обводятся). Сюжет рисунка указывает на внутреннее стремление к соединению, необходимость быть в паре, бессознательную потребность в безусловном приятии, поддержке со стороны.
8-й квадрат «Побег от дождя»
В рисунке видно желание человека найти убежище, место, где можно скрыться от внешних воздействий, негативного влияния окружающей среды. Необходим отдых, возможность ощутить себя в безопасности. Местоположение квадрата отражает суперактуальность этого намерения на сегодняшний день.
Резюме : Чувственная и чувствительная натура, женственность, мягкость, гибкость. При этом закрытая, избирательная, не показывающая свои истинные чувства и эмоции вовне, «себе на уме». Высокие притязания сочетаются с мотивом достижения целей, что свидетельствует об активной самореализации. Однако своего места в жизни человек еще не обрел, нет удовлетворенности и в своем социальном статусе. Бессознательная потребность в безусловном приятии, чувстве опоры и внутренней безопасности.
Тест выполняла женщина, 26 лет
Бросается в глаза скупость заполнения полей, лаконичность рисунков, акцент на геометрических фигурах. Такие решения не типичны для молодой женщины.
1-й квадрат : мишень. Мотив мишени в первом квадрате - типичный мужской вариант. Точка в центре (ЭГО): акцент на индивидуализации, своем Я. Однако, сама точка не увеличена, не пририсовывается, не обводится, с ней вообще не проводится никаких манипуляций. Ее «оставили в покое», окружив кругом. Пространство круга вокруг - зона личного пространства человека, причем в этом пространстве больше нет объектов, связей и пр. Точка в центре одинока - и это не просто интроверсия, а аутсайдерство, склонность к аутичности.
2-й квадрат : мало заполнен. Глаз - страхи, опасения контактов, замкнутость в общении. 2-й квадрат вытесняется на 7-е место, что является показателем вытеснения социальной области из-за ее фрустрированности. Человек рационализирует свои страхи по поводу отношений. Она закрыта, «приглядывается» к окружающему миру, старается избегать активных контактов, все время «на стороже».
3-й квадрат : нет продолжения восходящих линий, но также нет продолжения рисунка вправо вообще. Произошла остановка в саморазвитии, нет амбиций, устремленных в будущее, человек довольствуется тем, что имеет (исходя из интерпретации 1 и 2 квадратов, эта остановка продиктована страхами и неуверенностью как в отношении самой себя, так и отношений с людьми).
4-й квадрат : продолжение мотива исходного черного квадрата. Мотив страха и тревоги генерализуется. При этом, человек все свои страхи держит при себе (внутри домика), мало кому открывается, не показывает свои переживания. Повторяется мотив одиночества, погруженности в себя.
5-й квадрат : коррелирует с 3-им и показывает, что страх продвижения вперед, остановка в мотивации здесь также присутствует. Преодоление препятствий затруднено (линия не преодолевается, не пересекается). Фрустрация.
6-й квадрат : область личных отношений. Квадрат располагается на 2-ом месте, что показывает об актуальности этой сферы. Стремится к интеграции, соединению, но, обращая внимание на проблемность остальных квадратов, и учитывая сухость, безжизненность мотива самого квадрата (сухой прямоугольник, безжизненный, без деталей, геометрическая фигура), - это просто желание обрести уверенность и стабильность в личных отношениях без умения и понимания как это сделать. Ее сдержанность, закрытость, подавленная эмоциональность диктуют слишком прямолинейный и формальный стиль поведения и в личных отношениях. Квадрат также показывает стиль мышления. Присутствует связность, последовательность, рассудочность.
7-й квадрат : мордочка. Появляется единственное живое существо. Чувственность, чувствительность, эмотивность. Но, поскольку 7-й квадрат отражает бессознательное, внутреннее, то эта эмотивность и чувственность подавлена, существует глубоко и внешне никак не транслируется, зажимается запретами и табу.
8-й квадрат : окружность, без дополнительных деталей. Рационализация, внутренний мир герметичен, зациклен. Мотив 8-го квадрата перекликается с 1-ым квадратом.
Графические особенности : преобладают линии, углы, аркады, узкие, лаконичные формы, много незаполненного пространства, линия тонкая, со слабым нажимом.
Резюме : трудности во взаимоотношениях, самопроявлении, адаптации. Высокая степень рационализации, блокирующая выход непосредственных реакций даже в виде обычных эмоций (радости, грусти, интереса). Сильные табу, запреты. Мотивы одиночества и аутсайдерства. Не женственность, сухость, критичность, прямолинейность. Повышенный контроль и давлеющее Супер-Эго.
Тест выполняла женщина, 31 год
Порядок заполнения квадратов нормативный. Но, в данном случае такое заполнение- это дань формализму, стандартности мышления. На это указывают графические признаки: тщательная прорисовка деталей, сильный нажим, четкость линии, без схематизаций и упрощений. Рисунки выполнены в стиле перфект.
В 1-ом квадрате (квадрате Эго) - цветок. Для женщины это нормативное решение. Но зауженные лепестки, их закрытость, герметичность, замкнутость указывают на повышенную реакцию защиты своего Я. На это же указывает и листочек, выполненный угловатыми движениями.
Интересно, насколько лепестки похожи на формообразование букв в почерке. Такие же глубокие и узкие гирлянды и аркады.
Во 2-ом квадрате (квадрат социальности) чайка, парящая в небе, в стае таких же чаек над морем и парусником.
В этом мотиве есть оторванность от реальности (земли, активного стояния на ногах). Такая проекция указывает на потерю связи со своими истинными желаниями и потребностями. Акцент на зоне рацио (верх рисунка) говорит о повышенных процессах рационализации, подавлении чувств, непосредственного реагирования, естества.
3-й квадрат (квадрат амбиций и планов). Проблематичное решение. Нет поступательного движения вверх. Рисуется много ограничителей и препятствий на пути. Зачернения в рисунке указывают на психомоторное напряжение, вызванное предложенными стимулами.
Таких зачернений в целом по тесту очень много. Психологическое неблагополучие, фрустрация затрагивает уже различные плоскости психической активности человека.
4-й квадрат (квадрат неосознаваемых тревог, страхов). Очень необычное решение для этого квадрата. Фотография семьи, с дополняющими черными квадратами по углам рамки. Есть зачернения. Присутствует хроническая тревожность, возможно чувство вины, неудовлетворенность.
5-й квадрат (реализация амбиций и планов). Стрела, направленная на себя (в левый нижний угол). Мотив рисунка говорит об излишней рефлексии, страхе продвижения вперед, ступоре в активности.
6-й квадрат (квадрат личных отношений, интеграции). Линии соединяются друг с другом не сами по себе, а через дополнительную линию. Все зачернено, заштриховано. Зона личных отношений явно форустрирована, нет доверия к окружающим. Отношения складываются по типу: ты - мне, я - тебе, через выполнение каких-то условий, особенных правил и норм. Отсутствует непосредственное приятие окружающих, открытость.
7-й квадрат (квадрат сензетивности). Кошка выгнула спину. Можно сказать, что внутренне она очень чутко прислушивается, приглядывается и осязает окружающий мир. Находится в позе защиты. Сама поза кошки напоминает аркаду.
8-й квадрат (квадрат безусловного приятия, гармоничности). В этом квадрате впервые встречается динамичное решение. Внутренне человек ощущает необходимость двигаться вперед, решать свои проблемы. Но, при этом, необходима защита, гарантия безопасности такого движения (автомобиль).
Резюме : перфекционизм, критичность, нормативность, стандартность восприятия и мышления, мешающие самореализации, индивидуализации личности. Закрытость, отстраненность от социума, позиция защиты от мира, недоверчивость. Подавление истинных чувств, импульсов излишней рационализацией, запретами и табу. На этом фоне развитие тревожности, фрустрированности, внутренних конфликтов. Потребность в заботливых социальных условиях, безусловном приятии.
Анализ почерка показывает: преобладание психомоторного контроля над свободой, перфекционизм, стандартность, нормативность формы, наличие маски, размеренность движения, медленную скорость, сильный нажим, доминирование 7-й потенции по Одэму, психотип по Юнгу - интровертный этик с сенсорикой.
КГКОУ СКШИ 8 вида 3 г. Хабаровска
Ассоциативно – рисуночный тест (АРТ.)
Разработан данный тест Е. Вартегг и используется как психодиагностический и направленный на выявление таких свойств личности, как эмотивность, воля, мышление, фантазия, характерологические особенности личности. Тест имеет 8 квадратов, в каждом из которых начало какого-либо рисунка. Респонденту предлагается в каждом из 8 квадратиков дорисовать картинку, подходящую заданному сюжету. В основу интерпретации автор положил учение о ВНД И.П. Павлова. Разработку интерпретации методики АРТ, ее основных положений Ю.Н. Кудряков осуществлял с позиций теории психомоторных связей И.М. Сеченова. Он утверждал, что психическая деятельность человека всегда выражается внешними признаками , прежде всего мышечными (буквально - каждая мысль оканчивается движением). Каждое психологическое явление, по Сеченову, представляет не феномен сознания, а целостный акт, встречи организма с реальным миром. Большое значение он придавал способности человека произвольно задерживать внешнее проявление своей психической деятельности. Это приводит, по его мнению, к тому, что психическая деятельность может оставаться без внешнего проявления, в форме мысли, намерения, желания . Если реальное поведение или реальное движение по какой-либо причине не осуществляется, то это вызовет определенное напряжение в соответствующих группах мышц и в психике человека, что найдет отражение в любых продуктах его деятельности, в частности и в рисунках. При интерпретации рисунков , таким образом, необходимо исходить из предположения, что с их помощью человек может выразить ситуации и события, которые не всегда возможно передать устно и которые по различным причинам не могут быть реализованы в поведении. Результаты, полученные с помощью методики АРТ, необходимо оценивать в ходе психодиагностической беседы , где можно проверить гипотезы, возникшие в результате тестирования. При этом все 8 рисунков методики необходимо анализировать как одно целое, т.е. гипотеза по одному из рисунков должна найти свое подтверждение и в других рисунках. При интерпретации теста целесообразно исходить из общих закономерностей анализа рисунка.
Схемы интерпретаций рисуночного теста АРТ:
1.В первой позиции теста выявляются особенности ориентации индивида в среде и то, в какой степени он учитывает элементы окружающего его мира;
2.Во второй позиции теста выявляется наличие у человека агрессивных тенденций поведения;
3.В третьей позиции теста выявляются особенности поведения человека в социальной группе и то, в какой степени он придерживается конвенциальных норм;
4.Четвертая позиция теста предназначена для выявления особенностей общения человека;
5.В пятой позиции теста выявляются особенности субъективного восприятия и оценки действительности;
6.Шестая позиция теста направлена на выявление актуальной личной ситуации обследуемого в сфере отношений с лицами противоположного пола.
7.Седьмая позиция теста выявляет особенности поведения человека в конфликтной неустойчивой ситуации;
8.В восьмой позиции обследуемый стимулируется к изображению человека или только его лица. Интерпретация этой позиции основывается на том, что обследуемый создает в ней свой автопортрет или проецирует наиболее характерные черты своей личности.
Методику АРТ наиболее целесообразно использовать индивидуально , а не в группах с целью получения информации о некоторых характерологических особенностях, личных проблемах и потребностях обследуемого. Данный тест должен использоваться наряду с применением других диагностических методик и не является единственным методом исследования. Методика АРТ проста в употреблении, надежна и относится к экспресс-методам, позволяющим в короткий промежуток времени (15 мин) составить представление о характере человека и его актуальной жизненной ситуации. Валидность данного теста полностью определяется опытом исследователя и его навыками интерпретации рисунков. Поэтому при проведении исследования необходимо иметь дополнительную информацию о личности.
Педагог – психолог Лариса Александровна Жабина
Инструкция : Внимательно посмотрите на бланк. Вам необходимо в каждом квадрате нарисовать или дорисовать картинку. В некоторых квадратах указано что следует нарисовать (крокодил, слон, подпись), в остальных – рисуете то, что хотите, на что, по-вашему, похоже изображение.
Интерпретация:
1-й квадрат;
Если точка является смысловым центром, то такой человек стремиться к максимальной, полноценной ориентировке пропуская окружающий мир через свои представления и понятия.
Если точка не замечается, то человек в жизни не замечает, что его окружает, не учитывает многие элементы среды, его поведение протекает вне ситуации.
Если точка является частью чего-либо, такие люди стремятся учесть каждый элемент среды, но являются крайне нерешительными, они не верят в свои силы, что приводит к деятельной, но пассивной ориентировке.
Если точка замаскирована, человек стремиться к максимальной информации в среде, преувеличивая его значение.
2-й квадрат; Выявляет агрессивность . Прямые символы агрессии - открытая пасть, зубы, когти, большие размеры рисунка. Если крокодил что-то поедает, наличие шипов - защита от окружающих, если на него нападают.
Ярко прорисованные глаза - повышенная восприимчивость и подозрительность. Хвост - символизирует злопамятность.
Скрытая агрессия: если психологическая характеристика не соответствует рисунку, если он замаскирован он в зарослях или плывет в воде.
Если рисунок смотрит вправо - взгляд в будущее, если влево - в прошлое.
3-й квадрат; Поведение в социальной группе . Если рисунок выходит за рамки квадрата - это свидетельствует о нарушении норм поведения. Бивни - агрессивное поведение в группе.
Уши - прямая заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Поднятый хобот - стремление привлечь к себе внимания. Ресницы - наличие демонстративных черт в характере. Поднятый хвост - положительная оценка себя, своих действий в группе. Опущенный хвост - недовольство собой.
Большой слон - стремление к доминированию в группе, наличие лидерских качеств.
Если рисунок расположен лицом - эгоцентризм социального взаимодействия, сзади - пренебрежительное отношение к социуму.
Если квадрат как-то оформлен - такие люди воспринимают социальную среду, как что-то застывшее, привычное их поведение стереотипно.
4-й квадрат: Выявляет особенности общения . Если роспись не в центре квадрата - эти люди придерживаются формализованного и регламентированного общения.
В верхней части - стремление подчеркнуть свой социальный статус.
В нижней части - люди придерживаются строгого социально-ролевого общения.
Общительные люди ставят свою роспись в середине квадрата.
Наличие начальных букв имени и отчества - стремление к самоутверждению. Если поднимается вверх - высокая самооценка.
5-й квадрат: Субъективное восприятие действий, отношение к реальности.
Если рисунок делят пополам или противоречия пытаются объединить - такие люди не стремятся однозначно определить ситуацию, их не смущают имеющиеся противоречия, воспринимают жизнь такой, какая она есть.
Если не замечают противоречия - это несформированный подход к реальности.
Субъективное объединение противоречий - рисуется человек, который загорает и спит - эгоцентризм в оценке реальности.
6-й квадрат: Выявляет актуально жизненную информацию с противоположным полом.
Если изображение воды принимается за почву - это связано с эмоционально чувствительным опытом взаимоотношений, либо с проблемой неудовлетворенности.
Наличие птиц - надежды и мечты.
Корабль - наличие актуальной проблемы (нет корабля, нет актуальной проблемы).
Дополнительные детали - большое значение бытовому оформлению личных отношений.
7-й квадрат: Поведение в конфликтной ситуации.
Если наклонная фигура принимается за елку и человек ее рубит или пилит - разрешение конфликтной ситуации с помощью агрессии.
Рисуется множество наклонных фигур - разрешение конфликтной ситуации путем его обострения.
Если с наклонной рядом рисуется прямостоящая фигура или она стабилизируется - это рациональное разрешение ситуации.
Если делается ракета или стая журавлей люди пытаются конфликт нейтрализовать путем вытеснения его из своего сознания.
Пеньки, звери, убегающие от елки - пассивное разрешение конфликтной ситуации.
Если из елки делается фейерверк - в конфликтной ситуации часто взрывается.
8-й квадрат: Автопортрет.
Неодушевленный - человек не знает, какой он.
Замкнутые линии - человек замкнутый. Сильные нажимы - высокая тревожность, слабые линии - низкий энергетический уровень.
Упражнение арт-терапии. Рисуночный тест “Кактус”.
Задание очень простое: "Нарисуй кактус". Пояснения не требуются, свободу фантазии!
Материалы: бумага А4, простой карандаш. Можно также использовать цветные карандаши или другие материалы для раскрашивания. Это даст дополнительные возможности для интерпретации цвета.
После завершения рисунка можно задать дополнительные вопросы:
1. Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого дома или в какой пустыне)?
2. Этот кактус колется? Его можно потрогать?
3. О нем кто-нибудь заботится?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
5. Когда кактус вырастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?
Интерпретация рисуночного теста "Кактус" (с примером)
Общие параметры:
Пространственное положение:
Внизу страницы - заниженная самооценка, вверху - завышенная самооценка, на средней линии - адекватная самооценка. Справа - ориентация на будущее, слева - уход в прошлое, по центру - сосредоточение в настоящем.
Размер рисунка:
Менее 1/3 страницы - заниженная самооценка, более 2/3 страницы - завышенная самооценка.
Крупный рисунок, расположенный в центре листа - эгоцентризм, стремление к лидерству.
Маленький рисунок, расположенный внизу листа - неуверенность в себе, зависимость.
Характеристики линий:
Штриховка - тревожность, отрывистые линии - импульсивность, четкие линии - уверенность.
Силу нажима на карандаш удобно смотреть с "изнанки" листа:
Сильный нажим - напряжение (особенно если подчеркнута какая-то деталь), импульсивность; слабый нажим - слабость, снижение настроения.
Специфические особенности:
Иголки (их может и не быть!) указывают на уровень агрессивности. Большие, длинные, толстые, ядовитые означают высокий уровень агрессивности. Направленные вверх - на вышестоящих людей (взрослых, руководство и т.д.), в стороны - на равных (ровесников, того же социального положения), вниз - на младших (слабых, зависимых, детей).
Домашний кактус (в горшке или в помещении) - ценность семьи, домашнего тепла, стремление к защите.
Дикий кактус (растет в пустыне) - чувство одиночества (если он там один) или потребность в свободе (если там много растений).
Цветок, необычная форма, украшения - женственность, демонстративность (любит быть в центре внимания).
Наличие выступающих отростков - открытость.
Отростки, зигзаги расположены внутри контура - замкнутость.
"Радостный" кактус, яркие цвета - оптимизм, эмоциональный подъем.
Заштрихованный кактус, темные цвета - тревожность, сниженное настроение.
Наличие других кактусов, растений или животных - экстравертированность (общительность).
Только один кактус (неживые предметы не считаются) - интровертированность (погруженность в себя, замкнутость) или одиночество.
Инструкция к тесту: «Перед Вами восемь квадратов, в каждом из которых что-то изображено. Продолжите то, что Вы видите, и нарисуйте любой рисунок в каждом из квадратов, в любой последовательности, подпишите, в какой последовательности Вы заполняли тест и обозначьте, что нарисовано на картинках».
Графический тест «Вартегг»
Тест Вартегга относится к категории экспрессивно-проективных методов исследования личности, это метод незаконченного рисунка.
Данный метод исследования помогает понять визуальные, символические смыслы, которые возникают у человека относительной той или иной стороны жизни (относительно себя самого, окружающих людей, своих планов и устремлений, способа действия, тревог и страхов и т.п.).
Тест позволяет измерить зрительно-духовные, смысловые отношения человека, которые основаны как на витальных (психофизиологических, подсознательных особенностях), так и моторно-волевых (сознательных) функциях.
Тест был предложен к применению Эриком Вартеггом (немецким психологом) в 30-х годах прошлого века, опубликован в 1953 году. Тест наиболее распространен в странах Европы. В России он малоизвестен, но последнее время с появлением русскоязычной монографии этого теста, написанного В.К. Калиненко, о нем стали больше говорить и использовать.
Стимулы теста и их последовательность подобраны таким образом, что каждый из них провоцирует проекцию определенной психической области. То есть, каждый стимульный рисунок «адресован» определенной области индивидуального, определенному аспекту личности.
1 квадрат
Точка – мягкость, органичность, незаметность, неопределённость.
Архетипически (символически) точка означает начало, мгновение, середину чего-либо. В психологическом смысле она отображает Эго- концепцию, Я, мировоззрение, поиск себя, самость человека.
2 квадрат
Волнистая линия – эмоциональность, волнение, возбуждение.
Архетипически волнистая линия означает зародыш (незащищенное человеческое существо). То, как человек поступит с ним в рисунке, будет означать, как он приспосабливается к окружающему миру. Окружающий мир - агрессивная среда для этого зародыша или наоборот среда, способствующая его развитию. В психологическом смысле отображает эмоциональную зависимость, эмотивность, сопереживательность, сопричастность с другими людьми, контакт с социумом, социальную адаптацию (к людям) в мире людей. Это квадрат отражает социальный аспект личности.
3 квадрат
Увеличивающиеся в размере штрихи – принцип усиления, возрастания, членения.
Три восходящие линии означают подъем, усиление, восхождение, развитие. В психологическом плане они соответствуют таким категориям, как амбиции, мотивация, устремленность, настойчивость, инициатива, планы на будущее, карьерный рост.
4 квадрат
Квадрат – угловатость, темнота, тяжесть.
Архетипически черный квадрат обозначает опасность, страх, вину. Психологически в этом квадрате отражаются: бессознательное, аспекты страха, вины, стыда.
5 квадрат
Продольный и поперечный штрихи – динамичность, скачок.
Архетипически две перпендикулярные, непересекающиеся линии обозначают противоположность, сопротивление, импульс действовать и преграда на пути. Психологически в этом квадрате отражаются волевая регуляция, динамичность, активное начало, мотивация достижения, либо мотивация избегания трудностей. Движение вперед и способ преодоления преграды.
6 квадрат
Горизонтальный и вертикальный штрихи – соединение, связывание и разъединение, разобщение форм.
Две линии архетипически означают противоположные начала, идущие в разные направления, и требующие пересечения. Психологически дает представление о стремлении (не стремлении) человека к интеграции, соединению.
7 квадрат
Полукруг, состоящий из точек – эмоциональная чуткость, отзывчивость, детальное членение.
Точки означают «восприятельность», утонченность, интуицию, чувственное (женское) начало, реагирование на раздражители (порог возбудимости). Насколько человек восприимчив к внешним раздражителям, к внутренним ощущениям.
Психологически отражает способность человека к эмоциональной чувственности, чувствительности, тактичности, тонкокожести или отсутствие этих качеств.
8 квадрат
Круговой сегмент – округлость, замкнутость.
Дуга означает защищающее начало, гармонию, безусловное принятие, чувство защиты.
Психологически отражает душевную основу, уравновешенность человека, чувство удовлетворения, внутреннее чувство защищенности.
Большое значение придается выраженному в рисунках «отношению» к исходному знаку. Пренебрежение, игнорирование знака в рисунках – симптом сосредоточенности на собственном «Я». Диффузное внимание к знаку – симптом изобретательности, выдумки. Фиксированное внимание к знаку – симптом концентрации на конкретных, вещественных элементах. Стремление качественно оформить исходный знак – симптом творческого начала. Учитываются содержание рисунков и их графическое исполнение: особенности нажима, толщину штриха, скорость движения, динамичность, статичность, акцент на форме рисунка или на движении, легкость или тяжеловесность линий. Именно они расскажут о внутреннем строении личности, о врожденных и приобретенных качествах.
Э Вартегг в своей теории, на которой основана интерпретация теста, эклектически соединяет положения психоанализа, бихевиоризма и физиологии высшей нервной деятельности.