Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

В чем проявился кризис античной цивилизации. Общий кризис античной цивилизации

Античный фазовый кризис, напротив, отдокументирован и проанализирован. В очень хорошем приближении хронология посттрадиционной катастрофы совпадает с поздней историей Рима. В том, что фазовые процессы оказались привязанными к такой эфемерной конструкции, как государство имперского типа, «виновата» античная глобализация: Рим успешно структурировал пространство «расширенного Средиземноморья» и создал в его пределах единые жизненные форматы, стандарты образования, типы деятельности.

Античный кризис позволяет проследить все особенности поэтапного столкновения цивилизации с фазовым барьером.

Римская цивилизация вступила в свое золотое время в эпоху Сципиона Африканского Младшего, то есть приблизительно в середине II века до н.э. В этот период Рим присоединяет Испанию, уничтожает Карфаген, создавая на его месте провинцию Африка, которая в перспективе явится одним из основных источников товарного зерна. Формируется и распространяется на все Средиземноморье римский мир-экономика. Укрепляется политическая система.

Но уже к концу столетия раздается первый «звоночек»: несчастная Югуртинская война, вторжение кимвров и тевтонов (первый такт великого переселения народов). Гаю Мбрию за счет своего полководческого искусства удается не только отразить нашествие, но и насытить рынки государства рабами (102 г. до н.э., битва при Аквах Секстиевых, 101 г. до н.э., битва при Верцеллах). Платой оказывается Гражданская война, первая в списке, и проскрипции. Кровь льется почти столетие, до прихода к власти Октавиана Августа и создания принципата (27 год до н.э.). За этот период физически уничтожаются наиболее значимые римские рода. Гражданские войны I века должны были привести к гибели Римского государства и фазовой катастрофе. Этого не случилось стараниями Цезаря и Октавиана, которые присоединили к Риму богатый зерном Египет и открыли поле для экспансии традиционной фазы развития в высшей ее форме в Галлию и Британию.

При изучении римской истории складывается впечатление, что императоры представляли себе фазовый барьер и прилагали огромные и продуманные усилия, чтобы поколение за поколением удерживать Вечный город от тотальной катастрофы.

К третьему веку импульс, который экономика Рима получила после присоединения Галлии, был исчерпан, фазовый кризис проявляется в трендах упадка сельского хозяйства и быстрого сокращения среднего класса, самостоятельных крестьян-производителей. Поскольку последние были социальной базой римской государственности, как избиратели, налогоплательщики и воины, то и уровень жизни, и уровень безопасности в Риме стали быстро снижаться. Это привело к прогрессирующей депопуляции и вызвало необходимость привлечения варваров на государственную службу в Империи.


На первой стадии речь идет о принятии отдельных неграждан, прежде всего, в армию. Варваризация военных командных постов распространяется достаточно быстро, появляются и императоры варварского происхождения. Этот процесс ускоряется перманентным политическим кризисом третьего века: Гражданская война 193-197 гг., убийства Геты (211), Каракаллы (217), Макрина (218), Элагабала (222), Александра Севера (235), после чего начинается период императорской чехарды. Весь третий век можно обозначить как одно непрерывное знаковое событие.

Империя разваливалась. Некоторый порядок удалось восстановить Диоклетиану и позднее Константину, при котором началась христианизация Рима: практически речь шла о важнейшем элементе фазового перехода – инсталляции принципиально новой христианской трансценденции. Ценой было создание домината, то есть отказа от всех пережитков республиканской политической системы, раздел Империи (293) и перенос ее столицы на восток, в Константинополь (330).

Это лишало Рим статуса столицы мира и ставило под прямой удар.

Императоры с величайшим искусством защищают безнадежную позицию, но фазовые проблемы нарастают быстрее, чем удается их разрешать. С середины третьего века диагностируется острый финансовый кризис. Упадок сельского хозяйства вынуждает императоров формально прикреплять свободных крестьян к земле, происходит феодализация доминирующего аграрного сектора экономики.

Продолжается демографическая деградация римского народа и варваризация античного пространства. Возникают леты – самоуправляемые варварские колонии, рассеянные среди римского населения. Леты формально подчинены центральной власти, но пользуются автономией, сохраняют национальное право и традиции.

К концу III – началу IV века резко увеличилось население Великой степи. В первую очередь это было обусловлено изменением режима увлажнения, а во вторую – распространением римских форм организации и культуры. Как следствие, варварский мир пришел в движение, создавая давление на римские оборонительные позиции по Рейну и Дунаю.

Варварские племена приграничья, находясь в тесном контакте с Римом, быстро романизировались, что влекло за собой рост социальной организованности – переход от полной анархии к прочным союзам племен и зачаткам государственности. Вместе с повышением уровня развития сельского хозяйства это привело к опережающему росту населения лимеса – варварской периферии, непосредственно примыкающей к романским землям.

Рим вынужден проводить все более масштабную политику переселений. С варварскими вождями заключаются федеративные договоры, по которым они признавались союзниками (федератами) римского народа. По этим договорам варвары получают для расселения области Империи и денежное содержание, принимая на себя вассальные обязательства: они обязывались хранить верность императору и защищать государство от вторжения других варваров. По федеративным договорам Рим не отказывался от прав ни на какие земли: варвары, будучи расквартированы волей императора в пределах его государства, были для римской администрации лишь вспомогательными войсками, принятыми с женами и детьми на земли империи и связанными особым статусом.

Федераты сохраняли не только собственные законы, но еще и самостоятельность и политическую организацию; вождями они признавали национальных королей, которые одни были ответственны перед императором, а тот в свою очередь платил им установленное содержание.

Эдикт Гонория от 6 февраля 398 года предписывал расселять варваров по ордеру на расквартирование, выделяя им треть дома и пахотных земель, а также рабов на условиях пользования (госпит, чужой, временный поселенец). Остготы этой третью и ограничились, вестготы и бургунды дошли до двух третей, но в рамках закона.

Федераты, разумеется, грабили все, что могли, в переданных им областях и иногда совершали разбойные нападения на другие территории Империи, но, как это ни парадоксально, действительно защищали Рим от варварских нашествий. Дело в том, что «настоящих варваров», еще не романизированных, они рассматривали не только как конкурентов, но и как идеологических врагов.

В середине пятого века варвары сражаются с варварами в сердце Галлии (битва на Каталаунских полях 451 г.) Тремя годами позже происходит еще одно знаковое событие – убийство Аэция, последнего великого римлянина.

Знаковых событий даже слишком много: гибель императоров. проигранные сражения, ограбление Рима, низвержение Ромула Августула... Мы можем почти точно указать начало фазовой катастрофы – момент столкновения Рима с посттрадиционным (индустриальным) барьером, но финал ее теряется в неизвестности. Дело в том, что Рим не сумел перейти индустриальный барьер, но создал целый ряд механизмов и институтов, адекватных следующей индустриальной фазе развития. И прежде всего речь идет о христианской религии и организующей структуре римской католической церкви. В перспективе эта структура будет развернута в систему монастырей, а позднее – породит университеты, религиозные ордена, включая францисканский, натурфилософию и науку, «любимую дочь церкви». Наличие Римско-католической церкви обусловило сохранение определенного политического и морального единства в критические для цивилизации столетия. В известной мере Западная Римская империя не погибла в 476 году, она просто сменила название и титульный народ. С конца четвертого века устанавливается странное и зыбкое равновесие: в сущности, традиционная фаза развития мертва, индустриальная – еще не родилась (барьер не перейден), а наступлению Темных веков препятствует связность, создаваемая христианством. И еще – инерция больших систем.

Но в конечном итоге цивилизация все же не выстояла. В шестом веке разрушаются акведуки. Эпидемии и голод гонят людей из городов, грамотность практически исчезает, мир рассыпается на лоскутное одеяло феодов.

Потребовалось несколько столетий для того, чтобы Римская церковь осознала свой долг и свое право выступить интеграционной силой и провозгласить общий поход Запада против Востока. И еще два столетия, чтобы исчерпать в Крестовых походах зашкаливающую пассионарность рыцарства. И еще два, чтобы выстроить Высоте средневековье, подвести черту под Темными веками и в общем и целом достигнуть уровня жизни римлян золотого века, превосходя их по качеству жизни, образованности, интенции к развитию.

В этот момент в Европу приходит чума, знаменуя последний акт античной фазовой катастрофы.

Условно принимая за начало фазового перехода битву при Аквах Секстиевых (102 г. до н.э.), а за его окончание – открытие Колумбом Америки (1492), получаем, что фазовый переход между традиционной и индустриальной фазой занял в Европе без малого 1600 лет. С одной стороны, это свидетельствует о таланте римлян, выигравших у исторической необходимости три с половиной столетия. С другой – о глубине фазового отхода после наступившей катастрофы. Возрождение цивилизации потребовало целого тысячелетия, причем даже сегодня Римский мир восстановлен лишь в общем и целом, а средиземноморское транспортное кольцо остается незамкнутым.

Это, впрочем, не помешало инсталляции в европейском мире-экономике индустриальной фазы развития и обретению этой фазой планетарного характера. Своего полного развития индустриальная фаза развития достигла перед началом Первой Мировой войны.

Этот период характеризуется глубоким кризисом культуры и общества античного типа, охватывающим все сферы жизни - от религиозной до политической. Попытки выйти из него предпринимаются многими императорами Римской империи, которые трансформируют систему управления, делают христианство государственной религией, но всё это лишь на некоторое время отдаляет падение античного мира. На границы империи с каждым десятилетием усиливается натиск варварских племён, пока в V веке н.э. не начинается “Великое переселение народов”, уничтожившее Западную Римскую империю. Восточная империя, всё чаще называемая Византией, устояла. На территории бывшей Западной Римской империи образовалось несколько варварских королевств, в которых зарождается новый общественно-экономический уклад - феодальный. Господствующей религией в этих королевствах становится христианство, духовным центром которого на Западе считается Рим. В целом можно считать, что в этот период закладываются основы современной западноевропейской цивилизации.

Установление режима домината в Римской империи. Раскол империи на Западную и Восточную. Нашествия варваров и падение Западной Римской империи. Длительный период политических смут и неурядиц, характерный для большей части III века н.э., когда на троне временами оказывались совершенно случайные люди, ставленники тех или иных частей армии, закончился с воцарением императора Диоклетиана (284 - 305 гг.), который провёл целый ряд реформ. В результате в империи установился режим домината, при котором окончательно были ликвидированы все пережитки и ритуалы республиканской эпохи, император стал самовластным правителем всех без исключения своих подданных, которые на общих основаниях платили налоги в государственную казну и несли много государственных повинностей, что раньше не распространялось на римских граждан.

Можно сказать, что период домината в отношении государства и личности окончательно порвал с античными традициями - даже те призрачные остатки свободы, которые сохранялись в предыдущие периоды, исчезли. Идеалы античности продолжали ещё какое-то время проявляться в культурной и религиозной сферах. Существенные изменения произошли и в экономической сфере: на смену преимущественной эксплуатации рабов по схеме классического рабства пришло использование труда колонов, когда рабов приклепляли к земле, обеспечивая их сельскохозяйственным инвентарём и взимая часть урожая. Юридически колоны оставались полной собственностью рабовладельца, но по типу эксплуатации они приближались к крепостным крестьянам эпохи средневековья. В отличие от рабов колоны были гораздо больше заинтересованы в результатах своего труда. В городах исчезли последние остатки самоуправления: унаследованные от эпохи классической античности городские магистратуры стали инструментом сбора налогов и контроля за населением, всё меньше возможностей стало у подданных империи менять своё место жительства. Налоговый пресс государства практически изымал все излишки производства. Только такая жёсткая финансовая политика могла обеспечить функционирование огромного аппарата с многочисленным чиновничеством и большой постоянной армией. По типу власти и модели взаимоотношений личности и государства Римская империя всё больше стала напоминать восточные деспотии.

Существенные изменения произошли со вступлением на престол императора Константина I (306 - 337 гг.). В отличие от Диоклетиана, который преследовал христиан, Константин издаёт Миланский эдикт, устанавливающий веротерпимость. В 325 г. состоялся Никейский собор, который возглавил Константин, утвердивший канон веры, в частности, перечень священных книг христиан, и осудивший арианство. Со времени правления Константина, который перед смертью сам крестился, христианство становится господствующей религией, и попытки возродить язычество во время правления Юлиана Отступника (361 -363 гг.) уже не могли изменить этого положения.

Окончание эпохи античности сказывалось и в сфере денежного обращения: оно приходит в упадок, хозяйство империи всё больше приобретает натуральный характер, в немалой степени этому способствовала фискальная политика самого государства, уменьшение содержания драгоценных металлов в монетах, это привело к исчезновению из обращения полноценной монеты. Дело дошло до того, что даже жалованье чиновникам и солдатам выплачивалось натурой.

После смерти императора Феодосия (379 - 395 гг.) империя оказалась поделённой на две части - Западную и Восточную, последняя со столицей в Константинополе называется Византией.

В последние десятилетия существования Западной Римской империи увеличивается давление варваров на её границы, подобное давление испытывала и Византия, но ей удалось устоять. Необходимо заметить, что немалую роль в падении Западной империи сыграла не только сила самих варваров, но и перерождение римской армии, в которой зачастую служили те же варвары в качестве наёмников; практически ничего не осталось от прежней армии с ее дисциплиной и специфическими приёмами ведения боевых действий. В 410 году Рим впервые после галльского нашествия 387 года до н.э. был взят и разграблен неприятелем -войском вестготского короля Алариха. С начала V века, по сути, начинается распад Западной Римской империи: в 420 году в Испании укрепляются вандалы, в Галлии и Испании образуется королевство вестготов. В 455 году вандалы под руководством Гензериха берут Рим, а в 476 году наёмник на римской службе, вождь германского племени скиров Одоакр смещает с престола малолетнего императора Ромула Августула и отсылает императорские инсигнии в Константинополь, чем формально подтверждается прекращение существования Западной империи.

Этим принято завершать историю Древнего мира, последнее тысячелетие которого в районе Средиземноморья было ознаменовано развитием античной цивилизации, ставшей основой современных западноевропейской и восточно-православной цивилизаций. В этот период появляется наука, вырабатываются основные категории и понятия политической культуры, используемые до сих пор; основные формы власти и политического устройства большинства стран мира берут начало именно в античной эпохе.

со второй половины 2 века римская империя переживает экономический и социальный кризис. 3 век – период кровавых гражданских войн. Рабовладельческий способ производства исчерпывает себя, складываются элементы новых форм существования, предвосхищающие феодализм.

Изнеженность, купание в роскоши вели не только к распаду государства, но и к смене основных ценностных ориентиров и моральных устоев общества. Великая держава вошла в период жесточайших кризисов, из которых уже не могла выбраться.

Причины упадка античной культуры: 1. Политический кризис. Во 2 веке нашей эры римом правили уже не императоры, а солдаты, избираемые большинством. Началась так называемая «эпоха солдатских императоров». Эти новоиспеченные престолодержатели стремились не упрочить и восстановить былую мощь державы, а, наоборот, крали и растаскивали казну, облагали народ все новыми налогами. Даже произошло невероятное событие – в конце 2 века императорский престол был пущен на продажу с публичного торга. В итоге император феодосий разделил империю на две части – западную и восточную.

2. Экономический кризис. Во-первых, в это время происходит спад производства. Рим был переполнен людьми, разорившимися или не желающими работать. Большие толпы нищих броди по риму, предаваясь праздности и лени.. Главный девиз того времени: «хлеба и зрелищ». Во-вторых, прежняя экономическая система себя уже исчерпала. Происходит переход к феодализму. В результате многочисленных войн завоеванная территория часто становилась частной собственностью. Как следствие - появляются крупные землевладельцы и мелкие, которые еще больше мельчают. Теперь земля – главная собственность и показатель достатка и богатства. Это говорит о том, что античный рабовладельческий строй заканчивает свое существование.

3. Идеологический кризис. Время поздней империи – нравственное падение и обнищание нравов. Прежних ценностей – патриотизм, доблесть, воинская служба, героическая смерть на поле боя - уже не существует. Изнеженные в роскоши и праздном существовании патриции совсем не хотели воевать и погибать нелепой смертью. Римляне этого времени – не храбрые воины, а люди привыкшие к красоте и изнеженности. Все покупается и продается. На смену прежних ценностей приходят совсем другие: роскошь, алчность, раболепие, разврат и распущенность.

Кризис религии. Прежняя языческая вера в античный пантеон богов уже не отвечали духу времени и чаяньям народа. Униженный народ не мог примириться с усилившейся подневольной эксплуатацией и оскорблениями. Старые боги, не слышащие молитвы, его не устраивали. Тем более что к социальной нестабильности добавляются природные катастрофы и эпидемии: в это время происходят землетрясения и извержение вулкана везувий, начинает свирепствовать чума. К тому же варвары совершают свои бесконечные жесточайшие набеги. В это тяжелое для римской империи время зарождается новая религия – христианство, которая очень быстро распространяется по империи, находя все больше приверженцев.

В середине 3 века варвары начинают вторжение в римские провинции, с востока вторгаются персы. В 395 году произошел раскол римской империи на западную и восточную. А в 476 году римская империя пала, захваченная и разграбленная варварами. Начинается новая страница истории. Древний рим создал культурную почву для европейской цивилизации, оказав определяющее влияние на средневековую и последующую историю.

Тема 4: Средневековая история стран Запада, Востока и России.

(2 акад. час.)

План:

1.Происхождение и понятие термина «Средние века».

2. Кризис античной цивилизации.

3. Становление христианской цивилизации.

4. Социально-политическое развитие Европейских государств (1-11 вв.).

5. Ислам и халифат.

6. Преодоление политической раздробленности и формирование национальных государств.

7. Культура и искусство в Средние века.

8. Индия и Дальний Восток в Средние века.

9. Русь в эпоху Средневековья.

1. Период Средневековья - исключительно важное время для западноевропейской цивилизации. Именно в эту эпоху формируется культурно-религиозная общность Европы и возникает протестантизм, новое направление в христианстве, способствуещее, в том числе и становлению новых, буржуазных отношений; складывается городская культура и городской образ жизни; возникают первые парламенты; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустри­альному обществу.

Школа, объясняющая рождение Средневековья трансформацией римских институтов, называлась «ро­манистической». И была противоположная школа - гер­манистов, которые говорили, что Рим оскудел в конце своей жизни и талантами, и победами, стал терпеть по­ражения варваров, сменил религию, отказался от свое­го язычества, пришел к христианству. Он за свои грехи был наказан, он вообще ни на что не повлиял. Пришла молодая раса германцев, молодые дикари. Они оказа­лись на территории Рима, слились с ним. Все же в ито­ге историки пришли к выводу о том, что нельзя одно­боко объяснить Средневековье - или эти его породи­ли, или эти. На самом деле, это была картина соеди­нения миров, картина колоссального цивилизационного сдвига, синтеза, слияния.

Средние века, Medium aevum - так гуманист Флавио Бьондо окрестил этот безрадостный отрезок европейской истории, не найдя иного, более выразительного названия.

Средние века - это глубокий упадок античной традиции философии и науки, массовая безграмотность населения, от­ношение к знанию, в том числе и к медицине, как к «бого­противному», греховному делу, с которым надо бороться как с ведовством и ересью. Слабый огонек учености, ревностно оберегаемый от «толпы», теплился лишь в нескольких круп­ных монастырях.

И все же многие явления в жизни современных народов и государств уходят своими корнями именно в средневековое прошлое: складывание социальной структуры общества, фор­мирование наций и национальных культур и т.д. В эту эпоху возродились к жизни многие античные города и возникли новые. Культура стала более доступной широким массам бла­годаря изобретению печатного станка, открытию университе­тов и множества школ. Со времен Средневековья люди стали пользоваться фарфоровой посудой, зеркалами, вилками, мылом, очками, пуговицами, механическими часами и мно­гими другими вещами, без которых обыденная жизнь сегодня немыслима.

Для развития военного дела решающее значение имел пе­реход к огнестрельному оружию. Значительные изменения про­изошли в представлении людей о мироздании. Замечательные произведения искусства Средних веков до сих пор остаются непревзойденными шедеврами и побуждают человеческий дух к новым творческим исканиям.

В историографии обычно нижней границей Средних ве­ков считается V в. н. э. - падение Западной Римской импе­рии, а верхней - XVII в., когда в Англии произошла буржу­азная революция. Однако в последнее время все больше исто­риков относят верхнюю границу Средневековья к рубежу XV- XVI вв., так как открытие «Нового света» (Америки), падение Константинополя и начало Реформации означали, что Евро­па вступила в иную эпоху, когда начался переход к Новому времени.

Современные зарубежные и отечественные специалисты чаще всего под «Средними веками» понимают эпоху с Вели­кого переселения народов, давшего жизнь многим цивилиза­циям Запада и Востока, до Великих географических откры­тий, способствовавших формированию глобальной океаниче­ской цивилизации, взаимопроникновению восточных и за­падных культур.

Известный востоковед Л.C. Васильев отмечает, что поня­тие «Средних веков» более подходит для Европы. На Восто­ке развитие обществ и государств до XIX века сохраняло зна­чительные традиционные черты. Только колониальная по­литика западных государств привела в движение стабильную и во многом статичную систему цивилизаций Востока.

2. Переход от Древности к Средневековью занимает немалый промежуток времени. Период поздней Римской империи стал во многом предысторией Средних веков, поскольку мир Сред­невековья формировался в процессе сложного и противоре­чивого взаимодействия двух миров - позднеримского и вар­варского.

Войны между Римом и варварами, известными под общим названием германцев, начались еще во II в. до н. э. Во II-III вв. н. э. все больше усилива­ется натиск варваров на границы Римской империи. В это время античная цивилизация переживала кризис. Государство подчинило и поглотило общество. Свободные люди превра­тились в подданных императора и зависимых от государства налогоплательщиков. Произошло разделение единой Рим­ской империи на Западную и Восточную.

В эпоху Великого переселения народов множество племен покинули края, где они жили из поколения в поколение, и отправилась на завоевание новых земель. Карта Европы из­менилась до неузнаваемости. Волны нашествий стерли с нее Западную Римскую империю, на месте которой возникли вар­варские королевства. Рухнул великий Рим и под его обломка­ми - весь античный мир.

В 476 г. варварами-наемниками был низложен последний римский император юный Ромул Августул и Западная Рим­ская империя прекратила свое существование. Восточная Рим­ская империя, которую позже стали называть Византией, про­существовала еще тысячу лет - до середины XV в.

3. С падением Западной Римской империи завершается исто­рия Древнего мира и начинается история Средних веков. На политическую арену Западной Европы выходят новые на­роды. Они уступали римлянам в политико-правовой культу­ре, но сумели создать новые формы экономического, обще­ственного и политического мироустройства.

Главное содержание начального этапа Средневековья - становление христианской цивилизации. Идеология в ее ре­лигиозной форме впервые стала доминирующим фактором в обществе. Пожалуй, за всю историю человечества не было времени, когда бы роль религии и церкви была столь значи­тельна. Теологическому мировоззрению были подчинены мо­раль, философия, наука, искусство. Средневековье христи­анизировало Европу, что во многом определило характер ев­ропейской цивилизации.

Западная Европа . Вначале Западная Европа состояла из ряда разобщенных и неустойчивых варварских королевств, образо­вавшихся на территории бывшей Римской империи. На Бри­танских островах - это англо-саксонские королевства, в кон­тинентальной Европе - Вестготское, Бургундское, Вандаль­ское, Лангобардское, Франкское и другие королевства. Ста­новление нового общества осуществлялась через синтез римского и варварского миров.

Западноевропейское Средневековье - это:

А) период гос­подства натурального хозяйства и слабого развития товар­но-денежных отношений;

Б) промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры;

В) исключительная роль церкви и высокая идеологизация общества.

Г) время образования национальных го­сударств в виде абсолютных или сословно-представительных монархий;

Д) особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственно­стью на землю.

Е) основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, реме­сленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.

Ж) важной чертой средневекового западноевропейского обще­ства была его иерархическая структура - система вассалите­та.

З) наиболее важным процессом в социально-экономической сфере было становление фео­дальных отношений, стержнем которых явилось формиро­вание феодальной собственности на землю. Формируются два основных класса феодального общества: феодалы, ду­ховные и светские, - собственники земли, и крестьяне - держатели земли.

И) одной из характерных черт европейского средневекового общества была определенная ментальность людей, характер общественного мировоззрения и связанный с ним повседнев­ный уклад жизни. Наиболее существенными чертами средне­вековой культуры были резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью - все выставлялось напоказ.

Византия. Основателем Византийской державы, ставшей составной частью христианской цивилизации, считается рим­ский император Константин Великий (306-337). Этот импе­ратор сочувствовал христианам и помогал распространению новой религии в Римской державе. Он и сам принял христи­анство, став первым христианским правителем Римской им­перии. Позже церковь причислила императора Константина к лику святых.

В 395 г., когда после смерти римского императора Феодо­сия единая Римская империя разделилась на Восточную и За­падную части, начинается история Византии как самостоя­тельного государства. Впрочем, Восточно-Римскую империю только в XVII в., уже после ее гибели, историки стали назы­вать Византией. Сами подданные империи продолжали счи­тать себя римлянами (по-гречески: «ромеи»), а свое государ­ство - Римской (Ромейской) империей. Первоначально Ви­зантийская империя включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и другие земли. Языком общения народов, населявших империю, был гре­ческий.

Восточная империя меньше пострадала от опустошительных набегов варваров. В ее пределы входили страны древнейшего земледелия, снабжавшие империю зерном, оливковым маслом, вином; во многих областях было развито скотоводство. В отличие от Западной Европы, где города обезлю­дели, в Византии продолжали существовать возникшие еще в древности оживленные города - центры ремесла и торговли. Византийская империя была христианским государством. Церковью управляли епископы крупнейших городов, которые назывались патриархами. С конца V в. главным из них стано­вится патриарх Константинополя. Богослужение, в отличие от Западной Европы, велось на греческом, но допускались и другие языки.

Власть императора (василевса) Византии была огромной. Он являлся одновременно главой правительства, высшим су­дьей и главнокомандующим большого, хорошо обученного на­емного войска. Наибольшего могущества империя достигла при Юстиниане I (527-565). Он происходил из бедной крестьянской семьи. Его дядя Юстин выслужился из простых солдат до звания полко­водца и, силой, овладев престолом, стал императором. Юс­тин приблизил своего племянника ко двору, дал ему хорошее образование. После смерти дяди Юстиниан I унаследовал престол. Император Юстиниан I обладал немалой политиче­ской мудростью и смелостью. Он значительно обновил жизнь империи реформами, оживил международную торговлю, став­шую не только средством пополнения государственной каз­ны, но и источником благоденствия всего народа. Важным достижением Юстиниана было создание свода римского пра­ва. Он приказал свести и упорядочить разнообразные учения и мнения знаменитых римских юристов, живших ранее. Рим­ское право до сих пор лежит в основе гражданского права боль­шинства стран.

Своеобразие византийской цивилизации заключалось в синтезе античных институтов и идей с восточно-христиан­ской картиной мира. Византия сумела сохранить все основ­ные элементы наследства предшествующей римской циви­лизации - крупные города с преобладанием ремесла и тор­говли, рабовладение в сочетании с общинным земледелием, развитую культуру, в которой преобладали греческие элемен­ты, сильное государство с развитым римским правом. Пере­ход Византии к феодальным отношениям был менее болез­ненным, чем на Западе. Здесь сохранялись ранее созданные культурные ценностей и города - центры цивилизационного развития. В основном, это был долгий процесс изживания рабовладения внутри самого византийского общества и столь же сложный процесс рождения новых социально-экономиче­ских отношений.

Своеобразие византийской истории заключалось в наличии трех важнейших факторов развития.

Первым из них была по­стоянная военная опасность. Византии приходилось отражать натиск сначала иранцев, арабов, тюркских кочевых племен; затем - славян, тюрок-сельджуков; наконец - европейцев-крестоносцев и турок-османов.

Вторым фактором самобыт­ности византийской цивилизации явился синтез позднеантичных и восточных традиций.

Духовным стержнем , определяв­шим целостность и своеобразие византийской цивилизации, явилось православие (восточная ветвь христианства). Право­славие провозгласило верность традиции и неизменность иде­алов. В основе православного вероучения положены Священ­ное писание (Библия) и Священное предание (постановле­ния Вселенских и Поместных Соборов, творения «отцов цер­кви», жития святых и т.д.) Православие учило, что земная жизнь коротка, а загробная - вечна. Чтобы обрести спасение в загробной жизни, человек в земной жизни должен строго следовать христианским догматам и предписаниям церкви. Православные традиции отразились в ментальности и культу­ре византийской цивилизации, оказали влияние на форми­рование и развитие государственности.

4. Политическая история Европы началась с Франкского коро­левства. Первым известным нам правителем франков был Хлодвиг, потомок легендарного короля Меровея, по имени которого эту династию называли Меровингами. Им было со­здано в конце V в. крупнейшим в Европе государство фран­ков. Потомков Хлодвига, правивших Франкским государ­ством до середины VIII в., называют Меровингами. Объеди­нив под своей властью франков, Хлодвиг разгромил вой­ско римлян в битве при Суассоне (486) и подчинил себе Северную Галлию.

Постепенно произошло сближение двух народов - франков и местных жителей (потомков галлов и римлян). Все населе­ние Франкского государства стало говорить на одном наре­чии, в котором латынь смешалась с германскими словами. Это наречие позже легло в основу французского языка. Однако в письме применялся только латинский язык, на нем при Хлодвиге была произведена первая запись судебных обычаев фран­ков (Салический закон). Появление писаных законов, обяза­тельных к исполнению на всей территории Франкского госу­дарства, способствовало его укреплению. Однако внутренние раздоры подорвали мощь королевства. Наследники Хлодвига вели длительную борьбу за власть, в результате которой власть королей из рода Меровингов стала ничтожной.

Большое влияние на дела государства стал оказывать майордом - высшее должностное лицо в государстве, власть ко­торого передавалась по наследству. Майордом Карл Мартелл правил страной, не считаясь с королем. В это время войско арабов-мусульман вторглось из Испании в Галлию, но было разгромлено франками в битве при Пуатье (732). Угроза араб­ского завоевания подтолкнула Карла Мартелла к созданию сильного конного войска. Пожелавшие служить в нем фран­ки получали от майордома земли с живущими на них крестья­нами. На доход от этих земель их владелец приобретал доро­гостоящее вооружение и коней. Земли отдавались воинам не в полную собственность, но лишь пожизненно и на том усло­вии, что владелец будет нести конную военную службу, в чем он давал майордому клятву. Позднее земельные владения на том же условии стали передаваться по наследству от отца к сыну. Преемники Карла Мартелла при поддержке римских пап отстранили от власти Меровингов и положили начало новой династии Каролингов.

Своего расцвета это государство достигло при Карле Вели­ком (768-814). В 800 г. папа Лев III короновал Карла и про­возгласил его римским императором. Но его империя была крайне непрочной и в 843 г. ее поделили между собой потом­ки Карла Великого на три большие части, положив начало истории трех государств - Франции, Германии и Италии.

Имперская идея оста­валась привлекательной в Европе. Король Германии Отгон I захватывает Италию и в 962 г. провозглашает себя императо­ром. На политической карте Европы появляется Священная Римская Империя, центром которой стала Германия, вопло­щавшая европейскую имперскую идею вплоть до конца эпохи Средневековья.

Военная реформа Карла Мартелла положила начало скла­дыванию в Европе нового общественного строя - феода­лизма.

Феодализмом именуют общественный строй, название ко­торого происходит от слова «феод». Феод - это населенное крестьянами земельное владение, пожалованное господи­ном - сеньором (по-латински - «старшим»), своему васса­лу - подчиненному человеку, обязующемуся за владение фе­одом нести военную службу. Вассал приносил сеньору клятву верности. В некоторых странах отношения между владельца­ми феодов - феодалами - можно представить себе в виде лестницы (так называемая феодальная лестница). На самом верху ее стоял король - верховный собственник всей земли в государстве; считалось, что свою власть он получил от Бога, который и был его сеньором. Ступенью ниже находились непосредственные вассалы короля. Часть пожалованных им вла­дений они передавали собственным вассалам, стоящим еще одной ступенью ниже. А те, в свою очередь, выделяли из полученного феода земли для своих вассалов. Получалось, что почти каждый феодал (кроме тех, кто находился на нижней ступени лестницы) был и вассалом и сеньором одновремен­но. Хотя над феодалом и главенствовал другой, более высо­копоставленный господин, он не имел права вмешиваться в его отношения с вассалами.

Во времена установления феодализма в Западной Европе владение крупного феодала напоминало самостоятельное го­сударство. Такой феодал собирал налоги с населения, имел право судить, мог объявлять войну другим феодалам и заклю­чать с ними мир. Между сеньором и вассалом как бы заклю­чался договор. Вассал обязывался верно служить господину, а сеньор обещал вассалу поддержку и покровительство. Одна­ко договор нередко нарушался. Вассалы нападали друг на дру­га, на владения своего сеньора. Шли непрерывные междо­усобные войны.

Важную роль в становлении феодализма сыграла волна на­шествий норманнов и кочевников на Западную Европу в IX- XI вв.

Норманны - так в Западной Европе называли участников грабительских походов, выходцев из Северной Европы (нор­вежцев, датчан и шведов), которые приплывали к берегам Франции, Англии, Германии, поднимались по рекам в глубь этих стран. Они грабили, убивали, жгли, уводили пленных в рабство, иногда захватывали целые области.

Выходцы с Южного Урала, кочевники-скотоводы мадья­ры, или венгры, вторглись в Европу и доходили в набегах до Парижа и Атлантического океана. Население Европы чувство­вало себя беззащитным перед нападениями норманнов и вен­гров. Жители Европы стали строить каменные замки, быв­шие крепостями и жилищами феодалов: во время нападения врага в таком замке пряталось окрестное население. В странах Европы повсеместно сложилось конное войско - рыцарство, пришедшее на смену ополчениям германцев.

В цивилизационном развитии Европы в X-XI вв. про­изошел важный качественный скачок. По всей Европе появ­ляются города как центры ремесла и торговли. Уже в раннем Средневековье города выполняли политические и админист­ративные функции, являясь резиденциями государей и круп­ных феодалов. Но впоследствии они стати средоточием, прежде всего ремесла и торговли.

Политическая консолидация феодалов (дворянства и ду­ховенства) и горожан (бюргерства) привела к образова­нию сословно-представительных учреждений. Возникает сословная монархия. Впервые орган сословного предста­вительства - парламент - возник в Англии. В 1265 г. было созвано собрание крупнейших баронов и священнослужите­лей, а также по два рыцаря от каждого графства и по два го­рожанина от самых крупных городов. Вскоре произошло раз­деление парламента на палату лордов, где заседали представители светской и духовной аристократии, и палату общин, где заседали представители рыцарства и горожан. Главной функцией парламента стало утверждение налогов и предо­ставление субсидий королю. Таким образом, в Англии уже в XIII в. установилась монархия, ограниченная парламентом.

В 1302 г. во Франции королем Филиппом IV Красивым были впервые созваны Генеральные штаты - представитель­ный орган трех сословий: духовенства, дворянства и наиболее влиятельных и богатых представителей городов.

Церковь и власть. В 313 г. христианство было признано государственной религией. После этого начинается превра­щение церкви в политическую силу. Христианство стояло у колыбели феодального общества как сложившаяся религиоз­ная идеология и социальная практика. Пользуясь слабостью раннефеодальных «варварских» государств и их взаимной борь­бой, папы присвоили себе административные и политические функции и стали выступать с претензиями на высший авторитет в делах христианской церкви в целом. Реальной основой политической власти пап являлись богатейшие земельные владения, сосредоточенные в их собственных руках и в подчи­ненных им монастырях.

В 1054 г. окончательно оформились две самостоятельные христианские церкви - западная и восточная. Одним из ос­новных отличий западной церкви от восточной являлось (кроме различия в некоторых обрядах, «таинствах» и богослуже­нием) признание римского папы главой церкви. Как восточная, так и западная христианские церкви претендовали на значение единой вселенской церкви - «католической» по западному произношению, «кафолической» - по восточно­му. Западную церковь стали называть римско-католической, а восточную - греко-кафолической; восточная церковь, кро­ме того, присвоила себе наименование «православной», т.е. правоверной.

Во времена феодальной раздробленности в Европе церковь была единственной сплоченной организацией. Подавляющее большинство крестьян, горожан и рыцарей верили в то, что вне церкви нет спасения (т.е. без помощи священников, без их молитв, без соблюдения церковных обрядов нельзя попасть в рай). Это позволило римским папам повести борьбу за верховную власть в Европе. Важным оружием в борьбе с ослуш­никами было отлучение от церкви (отлученному запрещалось входить в храм, участвовать в церковных обрядах, никто из верующих не мог оказывать ему помощь и предоставлять при­ют); наложение интердикта (по-латински «интердикт» - за­прет) - отлучение от церкви населения города, области или целой страны, в которых прекращались богослужения и со­вершение всех обрядов: не крестили младенцев, не венчали новобрачных, не отпевали умерших.

В XI в. папа Григорий VI провел важные церковные ре­формы, способствовавшие централизации и укреплению мо­гущества церкви: был введен обет безбрачия (целибата) для всех священников, выбирать нового папу теперь должны были кардиналы - высшие после папы священнослужители, что должно было исключить вмешательство светских правителей в дела церкви. Григорий VI вел борьбу за то, чтобы назначение епископов и аббатов не принадлежало никому, кроме самой церкви. Он заявлял, что папа выше всех прочих владык, вклю­чая королей и императоров. Реформы Григория VII вызвали противодействие со стороны императора Священной Римской империи Генриха IV, который объявил папу низложенным. В ответ Григорий VII отлучил императора от церкви, а всех его подданных освободил от данной ими клятвы на верность. Борьба римских пап с императорами шла с переменным успе­хом более 200 лет.

Вместе с могуществом церкви росли и ее богатства. Церк­ви принадлежала примерно треть всех возделывавшихся в Ев­ропе земель, населенных многими тысячами зависимых кре­стьян. Церковь взимала со всего населения десятую часть де­нежных и натуральных доходов (десятина), торговала долж­ностями епископов и аббатов, брала плату за совершение обрядов, за отпущение грехов (продажа индульгенции - гра­мот, освобождавших преступников от наказаний, от угрызе­ний совести за совершенные дурные поступки, обещавших прощение грехов и спасение души). Роскошь, в которой жили папа, епископы и аббаты, вступала в противоречие с учени­ем Евангелия, новозаветными образами Иисуса и его учени­ков - апостолов, живших в бедности и призывавших к отказу от богатств. Множество верующих - горожан, крестьян, даже рыцарей - открыто заявляли, что церковь «испорчена», она исказила учение Иисуса, стала «дьявольской силой», а па­па - «наместником дьявола». Эти люди выступали за равен­ство всех верующих, против богатств церкви, десятины, платы за обряды, продажи индульгенций, торговли церковными должностями. Церковь называла этих людей еретиками, а их учение ересью.

Церковь вела с еретиками ожесточенную борьбу. В начале XIII в. была учреждена инквизиция («расследование») - цер­ковный суд, занимавшийся разоблачением и преследованием еретиков. Подозреваемых часто пытали, стараясь вырвать у них признание вины. Распространенным наказанием было сожжение на костре.

Одним из способов борьбы с ересью было запрещение ве­рующим (кроме священников) иметь, читать и тем более тол­ковать Библию. Главная книга христиан оказалась запретной для большей части населения.

5. Ислам зародился в VII в. в Аравии среди арабов. Назва­ние этой религии - «ислам» - означает «покорность Богу», а принятое в Европе наименование «мусульманство» происхо­дит от арабского «муслим» - «покорный Богу». Арабы при­надлежали к группе семитских народов, как и ассирийцы, финикийцы, евреи. Большинство арабов к началу VII в. ос­тавались кочевниками, разводившими верблюдов, коз, овец. Именно арабы одомашнили верблюда, молоко и мясо которо­го шли в пищу, шерсть - на одежды и войлок, шкура - на обувь, навоз - на топливо.

Среди немногочисленных городов выделялась Мекка - центр торговли на караванном пути из Йемена в Сирию и куль­товый центр многих арабских племен. В этом городе был храм кубической формы Кааба (куб), в стене которого находился священный черный камень - предмет поклонения. Арабы были язычниками. В различных районах Аравии верили в разных богов. И в то же время у многих языческих племен существовало представление о верховном божестве, которого называли Аллах (Бог). Так, племя курейшитов, к которому принадлежал и пророк Мухаммад, верило, что их верховное божество, Аллах, воплощен в том священном черном камне, который вделан в стену храма Каабы.

Торговые отношения арабов с соседними странами спо­собствовали проникновению в Аравию христианства и иуда­изма - двух первых в истории цивилизации монотеистиче­ских религий. Иудаизм принесли в Аравию евреи-торговцы, переселенцы из Палестины, бежавшие от притеснений рим­лян. Христианство стало известно арабам от торговцев, мо­нахов, священников из Византии и Эфиопии. Так складыва­лись духовные предпосылки для появления ислама.

Цивилизация – это общественная культура, достигшая экономического пика, политической стабильности и социального порядка.

Античная цивилизация – это греко-римское общество с множеством этапов становления, развития и упадка всех сфер жизни.

Цивилизованное общество противопоставляется варварскому укладу жизни. Древние римляне цивилизованны, кельты – нет. Пик развития, сложный уклад с иерархией, деньги, законы – признаки развитого социума.

Уровень цивилизованности определяем мы – современная общественность и судим со своей колокольни, достигло ли историческое общество цивилизации. Древняя Греция – уже цивилизация, первобытное общество – еще варварское племя.

Признаки цивилизации:

  • разделение физического труда и умственного;
  • письменность;
  • появление городов как центров культурной и экономической жизни.

Типы цивилизаций. Их много, некоторые:

  • античная;
  • древнеегипетская;
  • китайская;
  • исламская.

Черты цивилизации:

  • наличие центра с концентрацией всех сфер жизни и ослаблением их на периферии (когда городские называют «деревней» жителей небольших городов);
  • этническое ядро (народ) – в Древнем Риме – римляне, в Древней Греции – эллины (греки);
  • сформировавшаяся идеологическая система (вероисповедание);
  • тенденция к расширению (географически, культурно);
  • города;
  • единое информационное поле с языком и письменностью;
  • формирование внешних торговых связей и зон влияния;
  • стадии развития (рост – пик расцвета – упадок, гибель или трансформация).

Возникновение античных цивилизаций

В чем причины возникновения античной цивилизации?

Она не появилась из пустоты. Ее считают дочерней цивилизацией из переднеазиатской и вторичной в отношении Микенской цивилизации.

Все началось с превращения гражданских общин в эллинские полисы. Сначала сельские и родовые общины, потом гражданские коллективы по единому образцу – заслуга родовой аристократии. Процесс длился долго и осторожно – с VIII до VI вв. до н.э. Аристократия справлялась с простолюдинами, сохраняя традиции и порядок. Ее рычагом управления оставалась власть, благодаря родовой собственности, переходящей от отца к сыну. Используя труд простолюдинов и освободившись от тяжелой физической работы, аристократия имела роскошь заниматься образованием и военным делом. Цивилизация строилась на полисах – городах.

Когда формировались греческие полисы, а первобытное общество превращалось к классовое, цивилизации античного мира устанавливали свой особый общественный строй.

Античная цивилизация кратко

VI в. до н.э. – время, когда родовые объединения окончательно превратились в автономные государства. Осознание своей особости позволило грекам по-иному посмотреть на персов – ближневосточную цивилизацию. Считая персов варварами и не желая мириться с их господством, греки решились на войну, отстаивая право на состоятельность и сохранение уникальности.

Противостояние греков и персов вылилось в греко-персидские войны между Европой и Азией. Здесь история отмечает поход . Чтобы остановить персидскую экспансию, греческие полисы объединились, формируя знаменитую античную цивилизацию.


В традиционных цивилизациях центр был концентрированным кругом всех сфер и отношений. Древняя Греция же была исключением – здесь все сферы развивались равномерно. В этом и особенности античной цивилизации.

Полисный строй был похож на пчелиные соты, но в каждой соте связи закупоривались и развивались обособленно. Этим можно объяснить Спарту и Афины – такие разные, но такие похожие. Чем активнее полис в общегреческой жизни, тем быстрее он трансформировался. Отсталые области сохраняли архаичный устрой.

То, что полисы были автономными, мешало сформировать политический инструмент. Войны между полисами были, а внешние угрозы никуда не девались. Все чаще обращаясь за помощью к варварской Италии, Рим приручали медленно и поэтапно. Сначала Рим развивался не по сценарию полисов, но греческое влияние навязало гражданскую общину. И это прижилось. Античная цивилизация поглотила Рим.

Древние цивилизации античного мира – это Греция и Древний Рим.

У него (Рима) еще не было торгового и культурного влияния, но было военное. Политическое лидерство отстаивалось кровью в военных действиях. Решающей была Ганнибаловская война. Теперь Древний Рим мог диктовать условия всему Средиземноморью.

Гражданство (civilis – гражданский) с легкой руки древних римлян и дало нам понимание цивилизации, которое теперь мы противопоставляем варварству. Раздавая права гражданства со временем все шире, Рим уже не был только военно-политическим центром, он отнимал социокультурное лидерство у Греции.

Конец античной цивилизации расценивают по-разному:

  • упадок римского духа;
  • кризис античной культуры;
  • военное ослабление;
  • экономический упадок;
  • кризис рабовладельческого строя и пр.

Упадок проявил себя в IV – V вв. Ни императоры, ни усилия государства – ничто не могло помешать упадку, но он появлялся на всех фронтах – в экономической, общественной, культурной и политической сферах. Цепная реакция, однажды сработав, повалила все доминошки.


Внешние пределы легко ломались под весом варварских племен. Желая быть завоеванными, варвары ассимилировались с культурой древних римлян за пару столетий, подводя цивилизацию к развитию феодального строя.

Культура античных цивилизаций продолжает сказываться на нас, спустя 20 веков. В этом сила любой цивилизации – в распространении своего могущества даже после исчезновения.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...