Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

В слове может быть приставка и суффикс. Доклад на тему: Роль суффиксов и приставок в русском языке

В русском языке очень велика, ведь именно с помощью них образовываются новые слова и формы слова. Морфемный способ – это способ образования слов с помощью морфем. Морфема – значимая часть слова, которая служит для образования ряда слов и форм (корень, суффикс или приставка). Если морфема участвует в образовании нового слова, она называется словообразовательной. Если морфема служит для образования форм слова, то она является формообразующей.

Я считаю, что наиболее важную роль играют такие морфемы как суффикс и приставка. Роль суффиксов в русском языке очень важна, Ведь суффиксы не только помогают более точно выразить свои мысли, но и придать речи более нужную эмоциональную окраску. Суффикс показывает отношение говорящего к тому, о чем он сообщает, это отношение может быть положительным, отрицательным, грубым, ласкательным или насмешливым.

Приставки тоже играют не маловажную роль в русском языке.

Рыжий и усатый

Та-ра-кан!

Таракан, Таракан, Тараканище!

Автор использует суффикс –ищ- для того чтобы преувеличить размеры таракана. В начала Чуковский пишет «страшный великан», хотя все мы знаем, что таракан маленький, но чтобы преувеличить его размеры и для того чтобы создать ощущения того, что он действительно «великан». И, по моему мнению, у него это получается, ведь все звери «задрожали» , «в обморок упали».

Приставка или префикс.

Приставка – это словообразующий аффикс, осложняющий производящую основу в процессе словопроизводства в препозиции (т. е. в позиции пред производящей основой). Например, автор – со-автор, веселый – раз-веселый, лететь – при-лететь и т. д.

В отличии от суффиксов с помощью приставок можно образовать слова той же части речи , что и у производящего слова. Например, от глагола ходить – только глаголы при-ходить, ис-ходить, e-ходить и т. п., от прилагательного научный – антинаучный и т. д.

Говоря о приставках можно признать, что чаще всего они встречаются в глаголе, где приставка выполняет не только словообразовательные функции, но может быть осложнена формообразовательными функциями, участвуя в видообразовании.

Исконно русские приставки в современном русском языке появляются в существительных, образованных от глаголов.

В современном русском языке происходит активизация приставочного словообразования в именах существительных и прилагательных. При этом наиболее продуктивны присоавки иноязычного происхождения: анти (Анти-мир, анти-герой), де - (де-милитаризация, де-тронизация) и т. п. в прилагательных: анти-военный, супер-модный, супер-современный и т. п.

Особое внимание в русском языке следует обратить на приставку не - . При помощи приставки не-, омонимичной отрицательной частице не, образуются все части речи, в отличие от частицы приставка не - пишется слитно как часть производного слова: не-счестье, нехороший, не-погода, не-надолго, не-сколько, ни-кто и др.

Основные особенности приставки заключаются в следующем:

приставка занимает в производном слове определенную позицию (позицию перед корнем).

Приставка наиболее характерна для словообразовательной системы глагола, в других частях речи она встречается реже.

Префикс не меняет части речи производящего слова, производное всегда относится к той же части речи, что и производящее. Связано это с позицией, которую занимает префикс, он находится перед основой, благодаря этому не влияет не конец слова.

Приставка присоединяется не к основе, а ко всему слову.

По своему происхождению приставки могут быть как исконно русскими, так и иноязычными. Иноязычных приставок вошедших в русский язык вместе с заимствованными словами немного. Эти приставки не играют заметной роли среди морфем современного русского языка. Основную массу приставок составляют исконно русские. В своем большинстве приставки по своему происхождению – слова (прежде всего предлоги и частицы), ставшие морфемами.

Большая часть приставок произошла от предлогов. Почти каждой приставке есть соответствие среди предлогов. В большинстве своем приставки выражают пространственно-временное значение. (Например, Из-, В-)

С помощью приставок образуются Антонимы.

Антонимы (греч. ????- «против» + ????? «имя») - это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать, налить – вылить.

С помощью приставок образуются антонимы . Например, глагол ходить с помощью суффиксов можно образовать антонимы.(Приходить - уходить).

На примере слова шел можно определить значение приставок. При-шел, у-шел, ото-шел, вы-шел, пере-шел, обо-шел, до-шел. На примере этого слова видно, как с помощью присоединения приставок изменяется значение слова. У некоторых слов совсем разное значение. Пара слов при-шел – у-шел, у этих слов совершенно противоположное значение. Приставки изменяют значение слова

Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).

Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие - для образования форм слова.

В лингвистике существует несколько терминологических традиций. Наиболее распространённой является терминология, в которой все некорневые морфемы называются аффиксами. Далее аффиксы подразделяются в ней на словообразовательные аффиксы и флексии. Другая достаточно авторитетная традиция закрепляет термин аффиксы только за словообразующими морфемами.

Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.

Приставка - словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький , при-морье, кое-где, пере-о-деть ).

Словообразовательный суффикс - словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть ).

В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс - словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо ).

Приставки более автономны в структуре слова, чем суффиксы:

1) приставки могут иметь в многосложных словах побочное, более слабое ударение: ́ультрафиол́етовый ,

2) они не вызывают грамматических чередований в корне в отличие от суффиксов, которые могут вызывать подобные чередования: рук-а - руч-к-а ,

3) присоединением одной только приставки не может быть образовано слово другой части речи в отличие от суффиксов: присоединение суффикса может как не изменить частеречную принадлежность слова (дом - дом-ик ), так и образовать слово другой части речи (белый - бел-е-ть, бел-изн-а ),

4) приставки часто не связаны с определённой частью речи (недо-работка, недо-спать ), тогда как суффиксы обычно закреплены за определённой частью речи: -ник - служит для образования существительных, -лив - - прилагательных, -ива - - глаголов),



5) значение приставки обычно достаточно конкретно и лишь модифицирует значение исходной основы, в то время как значение суффикса может быть как очень конкретным (-ёнок - обозначает детёныша того, кто назван в корне), так и очень абстрактным (-н - обозначает признак предмета).

Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс

Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.

Формообразующие морфемы, как и другие виды морфем, обязательно имеют значение. Но это значения иного рода, чем у корней или словообразующих морфем: окончания и формообразующие суффиксы выражают грамматические значения слова - отвлечённые от лексических значений слов абстрактные значения (род, лицо, число, падеж, наклонение, время, степени сравнения и др.).

Окончания и формообразующие суффиксы различающиеся характером выражаемого ими грамматического значения

Окончание

Окончание нов-ый ученик ), управления (письмо брат-у я ид-у, ты ид-ешь ).

Окончание - формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик ), управления (письмо брат-у ) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь ).

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и-ст-а, тр-ёх-сот-Ø , диван -кровать-Ø , диван-а-кроват-и.

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определённое грамматическое значение, но оно материально не выражено. Нулевое окончание - это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несёт определённую информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несёт информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, - неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются у существительного, прилагательного и глагола в следующих позициях:

1) существительные мужского рода 2 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: мальчик - И. п., стол - И. / В. п.;

2) существительные женского рода 3 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: ночь;

3) существительные всех родов в Р. п. множественного числа: стран, солдат, болот.

Но в этой позиции могут быть представлены и ненулевые окончания: ноч-ей - статей- . Правильность разбора таких слов достигается склонением слова. Если при склонении звук [й’] исчезает, то он принадлежит окончанию: ноч-ей, ноч-ами. Если же [й’] прослеживается во всех падежах, то он относится к основе: статей - стать[й’-а] - стать[й’-а]ми. Как мы видим, в этих формах звук [й’] не выражен на буквенном уровне, «спрятан» в йотированной гласной букве. В этом случае необходимо этот звук выявить и обозначить. Чтобы не загромождать написание транскрипционными скобками, в лингвистике принято обозначать звук [й’], «спрятанный» в йотированной гласной букве при помощи j , без скобок вписываемого в нужное место: статьj-ями.

Достаточно распространённой является ошибка на определение окончаний у слов, оканчивающихся на -ия, -ие, -ий. Неверным является впечатление, что эти звуковые комплексы и являются окончаниями. Двубуквенные окончания в начальной форме представлены только у тех существительных, которые являются субстантивированными прилагательными или причастиями. Сравним:

гений, гениj-я, гениj-ю - участков-ый, участков-ого, участков-ому

армиj-я, армиj-ей - столов-ая, столов-ой и т. д.

4) прилагательные в краткой форме единственного числа мужского рода: красив, умён;

5) притяжательные прилагательные в И п. (В. п.) единственного числа; несмотря на внешнюю схожесть склонения, качественные и притяжательные имеют различную морфемную структуру в указанных падежах:

ед. число

И. п. син-ий лисий-Ø

Р. п. син-его лисьj-его

Д. п. син-ему лисьj-ему

В. п. =и. п. / в. п.

Т. п. син-им лисьj-им

П. п. син-ем лисьj-ем.

Такую морфемную структуру притяжательных прилагательных несложно понять, если учесть, что притяжательные прилагательные обозначают признак принадлежности лицу или животному и всегда производны, образованы с помощью словообразовательных суффиксов -ин-, -ов-, -иj - от существительных: мама → мам-ин-Ø, лиса → лис-ий-Ø. В косвенных падежах этот суффикс притяжательных -ий - реализуется в [j], который «спрятан» в йотированной гласной букве;

6) глагол в форме мужского рода единственного числа в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении: дела-л- (бы) - ср.: дела-л-а, дела-л-и;

7) глагол в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа: пиш-и- , пиш-и-те;

8) в кратких причастиях нулевое окончание, как и у кратких прилагательных, выражает значение мужского рода единственного числа: прочита-н-Ø.

Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед
корнем и служит для образования слов:
Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня
и обычно служит для образования слов:

Вспомним значения некоторых суффиксов.

Уменьшительно-ласкательные значения обозначаются при помощи суффиксов: -ик, -чик, -оньк-, еньк-, -ок, -ёк, -к-, -ушк- :

Чик, -щик, -ист, -тель, -ник - образуют названия лиц по роду занятий,
по профессии:

Ец, -анин, -янин, -ин, -ич - образуют названия лица по месту жительства:

Онок, -ёнок - образуют названия молодых животных (детёнышей):

Чередование звуков. Беглые гласные. Правила

При образовании и изменении слов может происходить замена одних
звуков другими в одной и той же части слова. Такая замена называется
чередованием звуков.

Гласные чередуются с гласными, согласные – с согласными.

Иногда в одной и той же морфеме гласные отсутствуют, затем
появляются, т.е. чередуются с нулём звука. Такие гласные называются
беглыми:

сон – сна, городок – городка.

Правописание гласных и согласных в приставках. Правила

Неизменяемые приставки

о- под- на-

об- (обо-) про- над- (надо-)

от- (ото-) до- пра-

Выбор гласной в приставках про- , пра- зависит от смыслового
значения приставки. Приставка пра- употребляется редко,
она обозначает древность, степень родства через поколение:
прародина, прабабушка, прадедушка, правнук.

Гласные в неизменяемых приставках пишутся в безударном
положении так, как и в ударном:

Приставки в- , об- , над- , под- , пред- , от- пишутся одинаково
во всех словах.

В русском языке нет приставки з- .

Буквы з и с на конце приставок. Правила

В приставках раз- (рас-) , из- (ис-) , воз- (вос-) , вз- (вс-) , без- (бес-) ,
низ- (нис-) , через- (черес-) перед звонкими согласными корня пишется з,
а перед глухими – с:

Запомните фразу, которая поможет выучить все глухие согласные
звуки:
Ф о к а, х о ч е ш ь п о е с т ь щ е ц?

Суффиксы выполняют в русском языке очень важную роль. С их помощью не только образуются новые слова, но и грамматические формы, а также они служат для передачи эмоциональной составляющей речи. Именно поэтому знать, какие бывают суффиксы и для чего они используются, просто необходимо.

Что такое суффикс?

Суффикс - морфема, стоящая позади корня. Иногда бывают случаи, когда суффикс стоит за окончанием. В таком случае он называется "постфикс". В первую очередь это касается морфемы -ся-/-сь-: умываютСЯ (окончание -ют, постфикс -ся-), собираюСЬ, красуетСЯ и другие.

Основная функция суффикса - образование новых слов, однако бывают случаи, когда эта морфема играет формообразующую роль. Немало в языке и суффиксов экспрессивно-эмоциональной окраски.

Настолько многочисленна, что изучаться в школе начинает еще с начальных классов. Какие бывают суффиксы в русском языке, 2 класс проходит уже в середине года.

По этой морфеме легко узнать, какая часть речи перед нами. Так, благодаря специфичным -ущ/-ющ и -ащ-/-ящ- мы понимаем, что перед нами причастие, а -в- однозначно говорит, что рассматриваемое слово - деепричастие. Рассмотрим для начала эти морфемы с точки зрения назначения, а потом поговорим о принадлежности к какой-либо части речи.

Слово может существовать и без суффикса, однако именно он придает лексеме особое значение. Также нередки и обратные случаи, когда имеют место два и даже три суффикса. Так в слове учительство их два: -тель- и -ств-, а в слове "учительствовать" три: к двум предыдущим добавился глагольный -ова-.

Какими бывают по функции?

Рассмотрим, какие бывают суффиксы с точки зрения своей функциональности.


Оттенки значений

Также суффиксы могут подразделяться в зависимости от того, какой оттенок значения передают. Не секрет, что основную смысловую нагрузку несет в себе корень. Суффикс лишь уточняет, делает слово более выразительным. Разберем, какие бывают суффиксы с этой точки зрения и передаваемые ими значения:

  • Уменьшительно-ласкательное: стол-столик; баран-барашек; красавец - красавчик; ребенок - ребеночек.
  • Увеличительное: сапожищи, ручища, кулачище, великанище.
  • Детеныши животных: утенок, теленок, котенок, слоненок.
  • Обозначение принадлежности к какой-либо профессии: продавщица, крановщик, буфетчица; также местности: сибиряк, петербуржец, москвич, южанин; национальности: украинка, грузин, немец, финн.
  • Субъективное отношение к предмету или человеку: ворюга, малявка, хитрюга, жадина, хохотушка.

Суффиксы существительных

В средней школе начинают подробно изучать морфологию, поэтому для каждой части речи определяют, какие бывают суффиксы в русском языке (5 класс). Разберем данную морфему с этой точки зрения.

Приводить в пример будем лишь самые характерные суффиксы, по которым можно однозначно сказать об их морфологической принадлежности.

Суффиксы существительных:

Значение

  • Принадлежность к определенному кругу, национальности: горец, кавказец, окруженец.
  • Способность: борец, торговец, канатоходец.
  • Животное мужского рода: самец, плывунец, жеребец (-ец-) или женского (-иц-): медведица, львица, ленивица.
  • Оценочное значение: братец, борщец, хлебец, зубец (в разговорной речи и просторечиях).
  • Уменьшительно-ласкательное значение: ножик, столик.
  • Название наук, предметов: математика, механика, стилистика
  • Название ягод: ежевика, голубика.
  • Предмет: учебник, плавник, бумажник.
  • Образ деятельности: полковник, подводник, всадник.
  • Территориальный объект: парник, предбанник, сенник.

Ошк-/-ушк-/-юшк-/-ышк-

Уменьшительно-ласкательные: воробушек, крылышко, избушка, змеюшка.

Чик-/-щик-

Принадлежность профессии: грузчик, паркетчик, сметчик, мебельщик.

Суффиксы прилагательных

Теперь поговорим, какие бывают суффиксы прилагательных.

Это, пожалуй, самая богатая часть речи на данные морфемы.

Значение

Качество, обретенное под воздействием чего-либо (времени, местоположения и проч.): лежалый, усталый.

Указывают материал, из которого сделан предмет. Пишутся всегда с одной "н" (исключения: стеклянный, оловянный, деревянный): глиняный, песчаный, кожаный.

Также может указывать на предназначение предмета (платяной шкаф) или на способ работы (ветряной, торфяной).

Указывает на экспрессивный признак: увеличенные части тела (губастый, хвостатый) или другое качество (косматый, очкастый)

Ев-/-ов-, -ин-

С помощью этих суффиксов образуются дедов, отцов.

Также указывает, из чего приготовлен или сделан предмет: грушевый, анисовый.

Енн-/-онн-

Свойство (военный, утренний, клюквенный, медленный)

Ив-/-лив-/-чив-

Склонность, какое-либо качество, обладание чем-либо: дождливый, ленивый, красивый

Ист-, -чат-

Похожесть: серебристый, маслянистый.

Склонность, похожесть: замашистый, порывистый, репчатый (похожий на репу).

Выполняющий действие либо способный к нему, имеющий связь: наблюдательный, удивительный, избирательный.

Объект действия, его предназначение: плавательный; желательный.

Суффиксы глаголов

Какие бывают суффиксы у глаголов в русском языке? Чаще всего формообразующие (о них мы писали ранее). Однако есть и такие, которые наделены определенными значениями. Так -ова-/-ыва- расскажет нам, что действие не закончилось, а находится в процессе (планировать, фантазировать, ухаживать) - это все глаголы несовершенного вида.

Суффиксы -ся-/-сь- хоть и образуют возвратный глагол, словоизменительными не являются. В основу они входят целиком.

Суффиксы местоимений

Последнее, о чем осталось поговорить - какие бывают суффиксы местоимений. Их всего три: -то, -либо, -нибудь. Все они пишутся через дефис и участвуют в образовании кто-нибудь, какой-либо, что-то.

Что такое приставочно-суффиксальный метод образования слов? Ответ на поставленный вопрос вы найдете в данной статье. Кроме этого, мы расскажем вам о том, какие еще бывают чем они отличаются друг от друга и приведем несколько конкретных примеров.

Общие сведения

«Образуйте приставочно-суффиксальным способом слово …» - именно такое начало имеет большинство упражнений по представленной тематике. Но прежде чем приступить к выполнению практического задания, требуется изучить теоритическую часть.

Для начала необходимо понять, что такое словообразование. Под данным термином скрывается целый раздел языкознания. В нем изучаются все существующие способы образования слов. Зная их в теории и применяя на практике, можно довольно легко понять, как русский язык все время обогащается.

Способы образования слов

Приставочно-суффиксальным методом является одним из самых сложных. Следует также отметить, что помимо него в русском языке существуют и другие. И прежде чем представить вашему вниманию приставочно-суффиксальный метод, требуется рассказать и о иных способах, которые играют не менее важную роль в словообразовании.

Итак, в русском языке существуют следующие методы, при помощи которых образуются новые слова:


В данной статье мы более подробно расскажем лишь о первых трех. Ведь такие способы взаимосвязаны, и их нельзя рассматривать по отдельности.

Приставочный метод словообразования

О том, какие особенности скрывает в себе приставочно-суффиксальный метод образования слов, мы расскажем чуть далее. Сейчас же хочется поведать вам о том, как русский язык обогащается благодаря чисто приставочному способу.

Для такого метода характерно прибавление к основе приставки (или так называемого префикса). Приведем несколько примеров:

  • слово «сотоварищ» образовано при помощи приставки со-, добавленной к производящей основе «товарищ»;
  • слово «неприятель» образовано при помощи приставки не-, добавленной к производящей основе «приятель»;
  • слово «сверхранний» образовано при помощи приставки сверх-, добавленной к производящей основе «ранний»;
  • слово «придавать» образовано при помощи приставки при-, добавленной к производящей основе «давать»;
  • слово «раздавать» образовано при помощи приставки раз-, добавленной к производящей основе «давать».

Особенности приставочного метода

При образовании слов таким способом следует знать, что:


Суффиксальный метод словообразования

Чтобы образовать слова приставочно-суффиксальные, следует обязательно знать основные правила суффиксального и приставочного метода. Последний был рассмотрен выше. Что касается суффиксального способа, то, согласно названию, слова в русском языке при помощи него образуются путем добавления к производящей основе того или иного суффикса. Приведем несколько примеров:

  • слово «земляк» образовано путем прибавления суффикса -як- к производящей основе «земл»;
  • слово «березняк» образовано путем прибавления суффикса -няк- к производящей основе «берез»;
  • слово «серость» образовано путем прибавления суффикса -ость- к производящей основе «сер»;
  • слово «работник» образовано путем прибавления суффикса -ник- к производящей основе «работ»;
  • слово «комнатный» образовано путем прибавления суффикса -н- к производящей основе «комнат».

Особенности суффиксального метода

Представленный способ словообразования является одним из самых распространенных. При помощи такого метода в нашем родном языке образуются практически все знаменательные части речи. Следует также отметить, что при суффиксальном способе часть речи нового слова может быть той же, что и у производящего, а может и отличаться. К примеру, имена существительные с суффиксами -ени- и -ани- образуются обычно от глаголов (появиться - появление).

Приставочно-суффиксальный способ

Не зря вашему вниманию были представлены два предыдущих способа словообразования, ведь названный заключается в том, чтобы к производящей основе одновременно присоединить и суффикс, и приставку. Следует особо отметить, что упомянутый метод образования слов является самым сложным.

Метод приставочно-суффиксальный: примеры образования слов

Несмотря на то что такой способ словообразования признан одним из самых сложных, благодаря ему наш язык стал более разнообразным и красивым. Ведь существует невероятное количество комбинаций приставок и суффиксов, которые можно присоединять к практически любой производящей основе. Для того чтобы вы в этом убедились, представим несколько примеров:

  • слово «бездарный» образовано при помощи суффикса -н- и приставки без-, добавленных к производящей основе «дар»;
  • слово «подарок» образовано при помощи суффикса -ок- и приставки по-, добавленных к производящей основе «дар»;
  • слово «припевать» образовано при помощи суффикса -а- и приставки при-, добавленных к производящей основе «пев»;
  • слово «впятером» образовано при помощи суффикса -ом- и приставки в-, добавленных к производящей основе «пятер»;
  • слово «подслеповатый» образовано при помощи суффикса -оват- и приставки под-, добавленных к производящей основе «слеп»;
  • слово «неизбежный» образовано при помощи суффикса -н- и приставки не-, добавленных к производящей основе «избеж».

Особенности приставочно-суффиксального метода

Как видите, образовать слово приставочно-суффиксальным способом довольно сложно. И чтобы сделать это правильно, необходимо знать все особенности используемых морфем.

Кстати, при помощи данного метода образуются не только имена существительные и глаголы, но и наречие и прилагательные:

  • стакан - подстаканник;
  • оружи-е - обезоружить;
  • сво-й - по-своему;
  • шеф - подшефный.

При использовании данного метода словообразования следует также обратить свое внимание на следующие нюансы:

1. Значение нового слова, которое было образовано при помощи приставочно-суффиксального метода, довольно часто выводится из сочетания имени существительного, которое стоит в косвенном падеже, и предлога. При этом в производном выражении обычно применяется приставка, омонимичная последнему. Например:

  • подоконник, то есть под окном;
  • подстаканник, то есть под стаканом;
  • безлуние, то есть без луны.

2. Не следует забывать о том, что суффикс -й- может и не выражаться в слове графическим знаком. Например:

  • люд-и - без-людь-[ й ]-е.

3. Все наречия, которые пишутся через дефис, образованы при помощи приставочно-суффиксального метода. Например:

  • от посредством приставки по- и суффиксами -ему-, -ому- (взрослый - по-взросл-ому, волчий - по-волчь-[ й ]-и, хороший - по-хорош-ему, товарищеский - по-товарищески);
  • от порядковых числительных посредством приставок во- и в-, а также суффиксов -их- и -ых- (третий - в-треть-их, первый - во-перв-ых).

4. Как было сказано выше, значение производных слов, которые были образованы приставочно-суффиксальным способом, обычно мотивировано сочетанием имен существительного с предлогом. Более того, в производном прилагательном применяется приставка, которая омонимична предлогу, а также имеется нулевой суффикс. Например:

  • без-рог-0-ий, то есть без рогов;
  • без-ног-0-ий, то есть без ног.

Однако существуют и такие производные имена прилагательные, которые наряду с приставкой имеют и материально выраженный суффикс. Например:

  • без-вред-н-ый (произошло от предлога и существительного «без вреда»);
  • без-билет-н-ый (произошло от предлога и существительного «без билета»).

Закрепление материала

Теперь вам известно о том, как образуются слова при помощи приставочного, суффиксального или приставочно-суффиксального методов. Для того чтобы закрепить данную тему, необходимо выполнить несколько следующих упражнений:

1. Если возможно, то образуйте приставочно-суффиксальным способом имена существительные, прилагательные, глаголы и наречие из следующих основ: меч, село, работа, плакать, читать, вред, рассказ, окно, дверь, глушь, дрожь, вылет, высь, надрез, восход.

2. Определите производящие слова для нижепредставленных безвинный, безграмотный, безбородый, волосатый, безголосый, говорливый, диванный, заполярный, костлявый, междугородний, нынешний, отчий, подсудный, репчатый, сегодняшний, терпимый, усталый, читательский.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...