Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Византийская империя 6 11 век. Каким был XI век

§ 7. Южнославянские государства в VI–XI веках

Жизнь славянских племен

Одним из самых многочисленных народов Европы были славяне. В начале I тысячелетия до н. э. они жили восточнее германцев, занимая территорию Центральной Европы. Образ жизни и занятия славян были сходны с обычаями других варварских народов. Подобно германцам, они жили родами и племенами, были воинственны и свободолюбивы. Основным занятием славян было земледелие. Они выращивали рожь, овес, ячмень, пшеницу. Не случайно во многих славянских языках слово «жито» (хлеб) происходит от слова «жизнь». Славяне также занимались огородничеством и скотоводством, были искусными ремесленниками.

Что было общего в образе жизни славян и германцев?

Так же как и другие варварские племена, славяне участвовали в Великом переселении народов. Вместе с гуннами и германцами они атаковали границы Римской империи, вторгались в ее пределы, разоряли ее города. В период Великого переселения народов славяне заняли огромную территорию от Вислы до верхней Волги и Оки, от побережья Балтийского моря до Северного Причерноморья, нижнего и среднего Дуная. Тогда же произошло разделение единого славянского народа на три ветви: восточную – предков современных русских, украинцев, белорусов; южную – предков болгар, сербов, хорватов и западную – предков чехов, словаков и поляков. Несмотря на разделение, славянские племена имели близкую культуру, понимали язык друг друга.

Вспомните, какую роль сыграли гунны в Великом переселении народов.

Византия и славяне

Славяне часто совершали опустошительные набеги на земли Восточной Римской (Византийской) империи. Первые упоминания о таких вторжениях относятся к V–VI векам. Вот как рассказывает об этом византийский историк: «Войско славян, перейдя реку Истр (Дунай), произвело ужасающее опустошение… убивая и обращая в рабство всех попадавшихся навстречу, не разбирая пола и возраста и грабя ценности. Даже многие укрепления, бывшие тут и в прежнее время казавшиеся сильными, так как их никто не защищал, славянам удалось взять; они разбрелись по всем окрестным местам, совершенно свободно производя опустошения». Славяне расселились на принадлежавших Византии землях Балканского полуострова.

Славяне и византийский император. Средневековый рисунок

Византийские императоры стремились сдержать славянские племена не только силой оружия, но и установив с ними мирные отношения. Византийцы рассчитывали, что обращение суровых варваров-язычников в христианство поможет превратить славян из противников в союзников.

На славянских вождей сильное впечатление производили величественные византийские храмы, торжественные религиозные обряды, и они соглашались принимать новую веру.

Славянские просветители

Большое значение для распространения христианства среди славянских народов имело слово проповедников, пример их нравственной жизни. Просветителями славян, развернувшими свою деятельность в IX веке, были братья Кирилл и Мефодий. Они родились в семье знатного военачальника в греческом городе Фессалоники (Солунь). Здесь проживало немало славян, и братья с детства знали их язык. Младший из братьев – Константин (второе, монашеское, имя – Кирилл) был отправлен ко двору византийского императора, где обучался вместе с его сыном. Уже в молодые годы Константин демонстрировал необычайные способности к изучению наук и христианского учения. За свою мудрость и обширные знания юноша получил прозвище Константина Философа. Поэтому, когда к византийскому императору обратился правитель славянского государства Великой Моравии, решивший принять христианство, выбор пал на Кирилла. Вместе с ним к славянам отправился его старший брат Мефодий. Он проявил себя как удачливый военный предводитель и чиновник, но отказался от всех почестей и власти и вместе с Кириллом посвятил жизнь распространению христианской веры среди славян.

Кирилл и Мефодий. Икона XIX века

В византийской церкви богослужение велось на языке прихожан – верующих, а не на латыни, как в христианской церкви на западе Европы. Поэтому перед отъездом в Моравию Кирилл составил славянскую азбуку, взяв за образец греческий алфавит. По его имени она получила название кириллицы. Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык Библию и другие церковные книги. Теперь славянам стало доступно Слово Божье на родном языке. В течение нескольких лет Кирилл и Мефодий обращали славян Моравии в новую веру и обучали их грамоте на родном языке. Созданная солунскими братьями азбука до сих пор используется в России, Болгарии, Сербии и других славянских странах, принявших христианство от Византии, а Кирилл и Мефодий считаются первоучителями славян, святыми, равными апостолам – ученикам Христа.

Как вы думаете, почему Кирилл создал славянский алфавит на основе греческого?

Печать болгарского царя

Первое Болгарское царство и Византия

В VII веке из восточных степей на Балканский полуостров, спасаясь от врагов, переселились кочевники-болгары. В 681 году они создали Первое Болгарское царство. Кочевники заключили союз с некоторыми племенами южных славян и со временем, приняв их язык и культуру, слились с ними в один народ. Главным противником Болгарского государства стала Византийская империя. Войска правителя Болгарии теснили армии императора. Почти весь север Балканского полуострова оказался в руках болгар, а к X веку земли Болгарского царства протянулись от Черного моря на востоке до Адриатического моря на западе; от Дуная на севере – до греческих земель на юге. Не сумев справиться с противником военными средствами, византийцы решили обратить болгар в христианство. В 865 году правитель Болгарии Борис принял христианство от византийских священников. В Болгарию из Великой Моравии приехали последователи Кирилла и Мефодия, которые стали духовными наставниками славян.

Однако принятие Болгарией христианства не привело к прекращению войн с Византией. В конце X века царем Болгарии стал Самуил. Его войску приходилось отражать опустошительные вторжения византийцев. Во время одного из них полки императора Василия II прошли по плохо охранявшимся горным тропам в тыл болгарской армии. Победив в жестокой битве, император приказал ослепить 15 тысяч пленных. На каждую сотню слепцов был оставлен один поводырь, которому сохранили один глаз. Изувеченных воинов византийцы отправили к их царю. Многие из несчастных погибли в пути. Царь Самуил, увидев жалкие остатки своего войска, вскоре скончался от горя, а император Василий II за свои победы над болгарами получил прозвище «Болгаробойца».

Василий II Болгаробойца. Византийская миниатюра

К XI веку Византийской империи удалось укрепиться и нанести своим противникам ряд поражений. Воспользовавшись внутренними смутами, она в 1018 году полностью подчинила себе Болгарию. Последний болгарский царь был убит в бою, а его страна стала провинцией Византии. Первое Болгарское царство погибло.

Восстановление независимости Болгарии

Пребывание Болгарии в составе развитой Византии способствовало хозяйственному и культурному подъему страны. Однако иноземная власть, рост налогов с крестьян, новые повинности и произвол чиновников вызывали протест и сопротивление болгар. В 1186 году в Болгарии началось общенародное восстание. Поводом к нему послужили необычайно большие поборы с населения Болгарии в связи со свадьбой византийского императора. Повелитель ромеев решил отпраздновать торжество, устроив роскошный пир для всех жителей Константинополя. На все провинции империи был наложен тяжелый налог деньгами и скотом. Больше всего овец, свиней и коров должны были отдать болгары, у которых было хорошо развито скотоводство. Жители страны были возмущены произволом, так как только пару месяцев назад они заплатили императору все налоги. Восстание возглавили братья Петр и Асень. Они сумели создать сильную армию и разбили войска византийцев. Независимость Болгарии была восстановлена, болгарская церковь освободилась из-под власти константинопольского патриарха, а братья Петр и Асень были провозглашены царями Второго Болгарского царства. Столицей государства стал город Тырнов, в котором как раз и началось восстание.

Битва византийцев и болгар. Средневековая миниатюра

Византийцы не оставили попыток вновь подчинить себе Болгарию. Новый завоевательный поход был предпринят ими в 1190 году. Но в горном ущелье войско византийцев попало в засаду, устроенную болгарами, и было полностью уничтожено. Сам император с трудом избежал смерти.

Византийская империя и славяне в IX–XII веках

Как изменились территории Византийской империи и Болгарского государства в IX–XII веках?

Страже пришлось прорубать дорогу для повелителя сквозь ряды собственных воинов, охваченных паникой. Своего наивысшего могущества Второе Болгарское царство достигло в первой половине XIII века. Оно смогло захватить многие владения византийцев на Балканах и дать отпор многочисленным вторжениям врагов.

Крепость Асеня

Подведем итоги

Одним из наиболее многочисленных народов Европы были славяне. С VII века у них стали возникать государства. Южнославянские народы и Древняя Русь оказались в орбите влияния Византии.

681 Возникновение Первого Болгарского царства.

865 Принятие болгарами христианства.

«И рады были славяне, что услышали они о величии Божьем на своем языке».

(Из жизнеописания Кирилла и Мефодия)

1. Каковы были занятия, образ жизни и религия славянских племен?

2. Как складывались отношения славян и Византийской империи? Каким образом византийские императоры пытались воздействовать на славян?

3. Когда образовалось Первое Болгарское царство? Каковы были его отношения с Византией и дальнейшая судьба?

4. Как и когда возникло Второе Болгарское царство? Когда оно достигло своего наивысшего могущества?

Используя иллюстрации и текст параграфа, охарактеризуйте Кирилла и Мефодия (план характеристики см.: задание к § 3).

автора

§ 7. Южнославянские государства в VI–XI веках Жизнь славянских племёнОдним из самых многочисленных народов Европы были славяне. В начале I тысячелетия до н. э. они жили восточнее германцев, занимая территорию Центральной Европы. Образ жизни и занятия славян были сходны с

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович

§ 22. Итальянские государства в XI–XV веках * Перед прочтением текста параграфа познакомьтесь с заданием 1 § 22 IТак же как и в Германии, на Апеннинском полуострове в Средние века не сложилось единого государства. На территории Италии существовало несколько областей, сильно

автора Бурин Сергей Николаевич

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

§ 3. Зарождение классов и государства. Первые протогосударства и государства. Переход к производящему земледельческому хозяйству в лесной зоне Греческие города-государства Северного Причерноморья. С VIII в. до н. э. в письменных источниках появляются сведения о племенах,

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора

Кто такие скотты в X–XII веках и где они жили? Где была Шотландия в X–XII веках? Шотландия = Scotland = Scot + Land = страна скотов (скоттов). Это всем известно.Менее известно, что в старых английских хрониках скотты (Scots) называются также скифами (Scithi)!См., например, манускрипт F

Из книги Троянская война в средневековье. Разбор откликов на наши исследования [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

27. «Античная» Вторая Римская империя в X–XIII веках н. э. и в XIII–XVII веках н. 3 Кроме описанного выше соответствия, Вторая империя и Священная империя Х - ХШ веков содержат в самом своем начале по три крупных правителя. Собственно, с них и начинаются обе сравниваемые империи.

Из книги Северные войны России автора Широкорад Александр Борисович

Раздел III. Войны Московского государства в XIV-XVII веках

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Эллинистические государства во II–I веках до нашей эры С конца III века до нашей эры в Средиземноморье все чаще практикуется массовое обращение людей в рабство, ограбление городов и сельских местностей, беспощадные расправы с мирным населением. Так вторжение этолийцев в

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

1. Каковы были государства Ближнего и Среднего Востока (Древний Египет, государства Двуречья, Ассирия, Финикия)? Ближний Восток и Средний Восток включают несколько географических областей: «плодородный полумесяц» – колыбель цивилизации – начинается на западе, в богатых

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович

§ 24. Итальянские государства в XI–XV веках IТак же, как и в Германии, на Апеннинском полуострове в Средние века не сложилось единого государства. На территории Италии было несколько областей, сильно отличавшихся друг от друга по уровню своего развития. Юг Италии и остров

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 2 Европейские государства в XVI–XVII веках: реформация и абсолютизм «Как событие важное и в политическом, и в культурном, и в социальном отношениях, и притом событие с характером общеевропейским, Реформация в истории Нового времени может быть сопоставлена только с

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

ГЛАВА II Восточные славяне в VI–IX веках н. э. Образование государства у восточных славян Этногенез славян был длительным и сложным процессом. Многие его вопросы по сию пору вызывают споры между историками, лингвистами, археологами, этнографами. Предки славян

Из книги Троянская война в средневековье. [Разбор откликов на наши исследования.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

27. «Античная» Вторая Римская империя в X–XIII веках н. э. и в XIII–XVII веках н. э Кроме описанного выше соответствия, Вторая империя и Священная империя X–XIII веков содержат в самом своем начале по три крупных правителя. Собственно, с них и начинаются обе сравниваемые империи.

Из книги Россия и становление сербской государственности. 1812–1856 автора Кудрявцева Елена Петровна

3. Русско-южнославянские церковные связи в 30–40-х гг. XIX в. В многовековой истории русско-югославянских отношений одно из важнейших мест занимала религиозная общность народов России и Балканского полуострова. Идея конфессионального единства находилась в центре внимания

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Г) Племена южнославянские Болгары. Боснийцы. Македонцы. Сербы. Словенцы. Хорваты (Далмация и Дубровник).

Будущий император Византии родился около 482 г. в маленькой македонской деревушке Таурисий в семье бедного крестьянина. В Константинополь он попал подростком по приглашению своего дяди Юстина, влиятельного придворного. Своих детей у Юстина не было, и он покровительствовал племяннику: вызвал в столицу и, несмотря на то что сам так и остался неграмотным, дал ему хорошее образование, а потом нашёл должность при дворе. В 518г. сенат, гвардия и жители Константинополя провозгласили престарелого Юстина императором, а тот вскоре сделал своим соправителем племянника. Юстиниана отличали ясный ум, широкий политический кругозор, решительность, настойчивость и исключительная работоспособность. Эти качества делали его фактически правителем империи. Огромную роль играла и его молодая, красивая жена Феодора. Её жизнь сложилась необычно: дочь бедного циркового артиста и сама цирковая артистка, она 20-летней девушкой уехала в Александрию, где попала под влияние мистиков и монахов и преобразилась, став искренне религиозной и благочестивой. Красивая и обаятельная, Феодора обладала железной волей и оказалась незаменимой подругой императору в трудные минуты. Юстиниан и Феодора были достойной парой, хотя злым языкам долго не давал покоя их союз.

В 527г., после смерти дяди, 45-летний Юстиниан стал автократором - самодержцем - империи ромеев, как называлась тогда Византийская империя.

Он получил власть в трудное время: от бывших римских владений осталась только их восточная часть, а на территории Западной Римской империи образовались варварские королевства: вестготы в Испании, остготы в Италии, франки в Галлии и вандалы в Африке. Христианскую церковь раздирали споры о том, был ли Христос "богочеловеком"; зависимые крестьяне (колоны) разбегались и не обрабатывали землю, произвол знати разорял простой народ, города сотрясали бунты, финансы империи были в упадке. Спасти положение можно было лишь решительными и самоотверженными мерами, и Юстиниан, чуждый роскоши и удовольствий, искренне верующий православный христианин, богослов и политик, как нельзя лучше подходил для этой роли.

В царствовании Юстиниана I ясно выделяется несколько этапов. Начало правления (527-532 гг.) было периодом широкой благотворительности, раздачи средств бедным, снижения налогов, помощи пострадавшим от землетрясения городам. В это время укрепились позиции Христианской Церкви в борьбе с другими религиями: в Афинах был закрыт последний оплот язычества - платоновская Академия; ограничены возможности для открытого исповедания культов инаковерующих - иудеев, самаритян и т. д. Это был период войн с соседней иранской державой Сасанидов за влияние в Южной Аравии, целью которых было укрепиться в портах Индийского океана и тем подорвать монополию Ирана на торговлю шёлком с Китаем. Это было время борьбы с произволом и злоупотреблениями знати.

Главное событие этого этапа - реформа права. В 528 г. Юстинианом была учреждена комиссия из опытных юристов и государственных деятелей. Главную роль в ней играл специалист по праву Требониан. Комиссия подготовила собрание императорских указов - "Кодекс Юстиниана", свод сочинений римских юристов - "Дигесты", а также руководство по изучению права- "Институции". Проводя законодательную реформу, исходили из необходимости сочетания норм классического римского права с духовными ценностями христианства. Выразилось это прежде всего в создании единой системы имперского гражданства и провозглашении равенства граждан перед законом. Более того, при Юстиниане унаследованные от Древнего Рима законы, связанные с частной собственностью, приняли окончательный вид. Кроме того, законы Юстиниана рассматривали раба уже не как вещь - "говорящее орудие", а как человека. Хотя рабство не отменялось, для раба открывалось много возможностей освободиться: если он стал епископом, ушёл в монастырь, стал солдатом; раба было запрещено убивать, а убийство чужого раба влекло за собой жестокую казнь. Кроме того, по новым законам права женщины в семье были уравнены с правами мужчины. Законы Юстиниана запрещали осуждённый Церковью развод. Вместе с тем на право не могла не наложить отпечаток эпоха. Часты были казни: для простолюдинов - распятие на кресте, сожжение, отдание на съедение диким зверям, избиение розгами до смерти, четвертование; знатных особ обезглавливали. Смертью каралось и оскорбление императора, даже повреждение его скульптурных изображений.

Реформы императора были прерваны народным восстанием "Ника" в Константинополе (532 г.). Всё началось с конфликта между двумя партиями болельщиков в цирке: венетами ("голубыми") и прасинами ("зелёными"). Это были не только спортивные, но отчасти и социально-политические союзы. К традиционной борьбе болельщиков добавились политические обиды: прасины считали, что правительство их притесняет, а венетам покровительствует. Кроме того, низы были недовольны злоупотреблениями "министра финансов" Юстиниана - Иоанна Каппадокийского, знать же надеялась избавиться от императора-выскочки. Лидеры прасинов предъявили свои требования императору, причём в очень резкой форме, а когда он их отверг, назвали его убийцей и покинули цирк. Тем самым автократору было нанесено неслыханное оскорбление. Ситуация осложнилась тем, что, когда в тот же день арестовали подстрекателей к столкновению из обеих партий и приговорили их к смерти, двое осуждённых сорвались с виселицы ("были помилованы Богом"), но власти отказались их освободить. Тогда была создана единая "зелено-голубая" партия с лозунгом "Ника!" (цирковой клич "Побеждай!"). В городе начался открытый бунт, совершались поджоги. Император согласился на уступки, отправив в отставку наиболее ненавистных народу министров, но успокоения это не принесло. Большую роль сыграло и то, что знать раздавала бунтующему плебсу подарки и оружие, подстрекая к мятежу. Ничего не дали ни попытки силой подавить восстание с помощью отряда варваров, ни публичное покаяние императора с Евангелием в руках. Мятежники требовали теперь его отречения и провозгласили императором знатного сенатора Ипатия. Пожаров между тем становилось всё больше. "Город представлял груду чернеющих развалин", - писал современник. Юстиниан был готов отречься, но в этот момент императрица Феодора заявила, что предпочитает смерть бегству и что "пурпур императора - отличный саван". Её решительность сыграла большую роль, и Юстиниан решил бороться. Верные правительству войска предприняли отчаянную попытку восстановить контроль над столицей: отряд полководца Велизария, победителя персов, проник в цирк, где шёл бурный митинг мятежников, и устроил там жестокую резню. Говорили, что погибло 35 тыс. человек, но трон Юстиниана устоял.

Страшная катастрофа, постигшая Константинополь, - пожары и смерти - не повергла, однако, в уныние ни Юстиниана, ни горожан. В том же году на средства казны началось бурное строительство. Пафос восстановления захватил широкие слои горожан. В каком-то смысле можно сказать, что город восстал из пепла, как сказочная птица Феникс, и стал ещё красивее. Символом этого подъёма было, конечно, строительство чуда из чудес - константинопольского храма Святой Софии. Оно началось сразу же, в 532 г., под руководством архитекторов из провинции - Анфимия из Тралл и Исидора из Милета. Внешне здание мало чем могло поразить зрителя, но настоящее чудо преображения происходило внутри, когда верующий оказывался под огромным мозаичным куполом, который как бы висел в воздухе без всякой опоры. Купол с крестом парил над молящимися, символизируя божественный покров над империей и её столицей. Юстиниан не сомневался, что его власть имеет божественную санкцию. В праздники он восседал на левой части трона, а правая была пуста - на ней невидимо присутствовал Христос. Автократор мечтал, что невидимый покров будет вознесён над всем римским Средиземноморьем. Идеей восстановления христианской империи - "римского дома" - Юстиниан вдохновил всё общество.

Когда купол константинопольской Софии ещё возводился, с Великого освободительного похода на Запад начался второй этап правления Юстиниана (532-540 гг.).

К концу первой трети VI в. варварские королевства, возникшие в западной части Римской империи, переживали глубокий кризис. Их раздирала религиозная рознь: основное население исповедовало православие, но варвары, готы и вандалы были арианами, чьё учение было объявлено ересью, осуждённой в IV в. на I и II Вселенских соборах Христианской Церкви. Внутри самих варварских племён быстрыми темпами шло социальное расслоение, усиливалась рознь между знатью и простолюдинами, что подрывало боеспособность армий. Элита королевств была занята интригами и заговорами и не заботилась об интересах своих государств. Коренное население ждало византийцев как освободителей. Поводом для начала войны в Африке послужило то, что вандальская знать свергла законного короля - друга империи - и посадила на престол его родственника Гелизмера. В 533 г. Юстиниан отправил 16-тысячную армию под командованием Велизария к африканским берегам. Византийцам удалось скрытно высадиться и беспрепятственно занять столицу вандальского королевства Карфаген. Православное духовенство и римская знать торжественно встречали императорские войска. Простой народ также относился к их появлению сочувственно, так как Велизарий сурово карал грабежи и мародёрство. Король Гелизмер пытался организовать сопротивление, но проиграл решающее сражение. Византийцам помогла случайность: в начале боя погиб брат короля, и Гелизмер покинул войска, чтобы похоронить его. Вандалы решили, что король бежал, и армию охватила паника. Вся Африка оказалась в руках Велизария. При Юстиниане I здесь развернулось грандиозное строительство - было построено 150 новых городов, восстановлены тесные торговые контакты с Восточным Средиземноморьем. Провинция переживала экономический подъём все 100 лет, пока она была в составе империи.

Вслед за присоединением Африки началась война за обладание историческим ядром западной части империи - Италией. Поводом к началу войны стали свержение и убийство законной королевы остготов Амаласунты её супругом Тео-датом. Летом 535 г. Велизарий с восьмитысячным отрядом высадился на Сицилии и в короткий срок, почти не испытывая сопротивления, занял остров. На следующий год его войско переправилось на Апеннинский полуостров и, несмотря на огромный численный перевес противника, отвоевало его южную и центральную части. Италийцы всюду встречали Велизария с цветами, сопротивление оказал лишь Неаполь. Огромную роль в такой поддержке народа сыграла Христианская Церковь. Кроме того, в стане остготов царил разброд: убийство трусливого и коварного Теодата, бунт в войсках. Армия выбрала новым королём Вити-гиса - смелого солдата, но слабого политика. Он тоже не смог остановить наступление Велизария, и в декабре 536 г. византийская армия без боя заняла Рим. Духовенство и горожане устроили византийским солдатам торжественную встречу. Население Италии более не желало власти остготов, о чём свидетельствует следующий факт. Когда весной 537 г. пятитысячный отряд Велизария был осаждён в Риме огромной армией Витигиса, битва за Рим длилась 14 месяцев; несмотря на голод и болезни, римляне сохранили верность империи и не впустили Витигиса в город. Показательно и то, что и сам король остготов печатал монеты с портретом Юстиниана I - только власть императора считалась законной. Глубокой осенью 539 г. армия Велизария осадила столицу варваров Равенну, и через несколько месяцев, опираясь на поддержку друзей, императорские войска заняли её без боя.

Казалось, власть Юстиниана не знает границ, он в апогее своего могущества, сбываются планы восстановления Римской империи. Однако главные испытания ещё только ждали его державу. Тринадцатый год правления Юстиниана I был "чёрным годом" и начал полосу трудностей, преодолеть которые могли только вера, мужество и стойкость ромеев и их императора. Это был третий этап его царствования (540-558 гг.).

Ещё когда Велизарий вёл переговоры о капитуляции Равенны, персы нарушили подписанный ими десять лет назад "Вечный мир" с империей. Шах Хосров I с огромным войском вторгся в Сирию и осадил столицу провинции - богатейший город Антиохию. Жители смело защищались, но гарнизон оказался небоеспособным и разбежался. Персы взяли Антиохию, разграбили цветущий город и продали жителей в рабство. На следующий год войска Хосрова I вторглись в союзную с империей Лазику (Западная Грузия), началась затяжная византийско-персидская война. Гроза с Востока совпала с нашествием славян на Дунае. Пользуясь тем, что укрепления границы остались почти без гарнизонов (войска были в Италии и на Востоке), славяне дошли до самой столицы, прорвались через Длинные стены (три стены протяжённостью от Чёрного моря до Мраморного, защищающие предместья города) и начали грабить пригороды Константинополя. Велизарий был срочно переброшен на Восток, и ему удалось остановить нашествие персов, но пока его армии не было в Италии, там оживились остготы. Они выбрали королём молодого, красивого, смелого и умного Тотилу и под его руководством начали новую войну. Варвары зачисляли в армию беглых рабов и колонов, раздавали своим сторонникам земли Церкви и знати, привлекали тех, кого обидели византийцы. Очень быстро маленькая армия Тотилы заняла почти всю Италию; под контролем империи остались лишь порты, которые без флота взять было невозможно.

Но, наверное, самым тяжёлым испытанием для державы Юстиниана I стала страшная эпидемия чумы (541-543 гг.), унёсшая чуть ли не половину населения. Казалось, что невидимый купол Софии над империей дал трещину и в неё хлынули чёрные вихри смерти и разрушения.

Юстиниан хорошо понимал, что главная его сила перед лицом превосходящего противника - вера и сплочённость подданных. Поэтому одновременно с непрекращающейся войной с персами в Лазике, тяжёлой борьбой с Тотилой, который создал свой флот и захватил Сицилию, Сардинию и Корсику, внимание императора всё больше и больше занимали вопросы богословия. Некоторым казалось, что престарелый Юстиниан выжил из ума, проводя в такой критической ситуации дни и ночи за чтением Священного писания, изучением творений Отцев Церкви (традиционное название деятелей Христианской Церкви, создавших её догматику и организацию) и написанием собственных богословских трактатов. Однако император хорошо понимал, что именно в христианской вере ромеев их сила. Тогда была сформулирована знаменитая идея "симфонии Царства и Священства" - союза церкви и государства как гарантии мира - Империи.

В 543 г. Юстиниан написал трактат, осуждающий учение мистика, аскета и богослова III в. Оригена, отрицающее вечные муки грешников. Однако главное внимание император уделял преодолению раскола православных и монофизитов. Конфликт этот вот уже более 100 лет терзал Церковь. В 451 г. IV Вселенский собор в Халкидоне осудил монофизитов. Богословский спор был осложнён соперничеством между влиятельными центрами православия на Востоке - Александрией, Антиохией и Константинополем. Раскол между сторонниками Халкидонского собора и его противниками (православными и монофизитами) в царствование Юстиниана I принял особую остроту, так как монофизиты создали свою отдельную церковную иерархию. В 541 г. начинается деятельность известного монофизита Якова Барадея, который в одежде нищего обошёл все страны, населённые монофизитами, и восстановил монофизитскую церковь на Востоке. Религиозный конфликт осложнился национальным: греки и римляне, считавшие себя правящим народом в империи ромеев, были преимущественно православными, а копты и многие арабы - монофизитами. Для империи это было тем более опасно, что богатейшие провинции - Египет и Сирия - давали огромные суммы в казну и от поддержки правительства торгово-ремесленными кругами этих областей многое зависело. Пока была жива Феодора, она помогала смягчать конфликт, покровительствуя монофизитам, несмотря на нарекания православного духовенства, но в 548 г. императрица умерла. Юстиниан решил вынести вопрос о примирении с монофизитами на V Вселенский собор. Замысел императора сводился к тому, чтобы сгладить конфликт путём осуждения учения врагов монофизитов - Феодорита Киррского, Ивы Эдесского и Фёдора Мопсуэтского (так называемые "три главы"). Сложность состояла в том, что все они умерли в мире с Церковью. Можно ли осуждать умерших? После долгих колебаний Юстиниан решил, что можно, но с его решением не согласились Папа римский Вигилий и подавляющее большинство западных епископов. Император вывез Папу в Константинополь, держал его чуть ли не под домашним арестом, пытаясь добиться согласия под нажимом. После долгой борьбы и колебаний Вигилий сдался. В 553 г. V Вселенский собор в Константинополе осудил "три главы". Папа не участвовал в работе собора, ссылаясь на недомогание, и пытался противодействовать его решениям, но в конце концов всё же подписал их. В истории этого собора следует различать его религиозный смысл, заключающийся в торжестве православного догмата о том, что божественная и человеческая природа соединены в Христе не-слиянно и нераздельно, и политические интриги, которые его сопровождали. Прямая цель Юстиниана не была достигнута: примирения с монофи-зитами не наступило, и чуть было не произошёл разрыв с западными епископами, недовольными решениями собора. Однако этот собор сыграл большую роль в духовной консолидации Православной Церкви, а это было крайне важно и в то время, и для последующих эпох. Время правления Юстиниана I было периодом религиозного подъёма. Именно в это время получила развитие церковная поэзия, написанная простым языком, одним из виднейших представителей которой был Роман Сладкопевец. Это была эпоха расцвета палестинского монашества, время Иоанна Лествичника и Исаака Сирина.

Произошёл перелом и в политических делах. В 552 г. Юстиниан снарядил новую армию для похода в Италию. На этот раз она отправилась сухопутной дорогой через Далмацию под командованием евнуха Нарсеса, храброго полководца и хитрого политика. В решающем сражении конница Тотилы атаковала войска Нарсеса, построенные полумесяцем, попала под перекрёстный обстрел лучников с флангов, обратилась в бегство и смяла свою же пехоту. Тотила был тяжело ранен и умер. В течение года византийская армия восстановила своё господство над всей Италией, а ещё через год Нарсес остановил и уничтожил полчища лангобардов, хлынувших на полуостров.

Италия была спасена от страшного разграбления. В 554 г. Юстиниан продолжил завоевания в Западном Средиземноморье, попытавшись захватить Испанию. Полностью этого сделать не удалось, но небольшая область на юго-востоке страны и Гибралтарский пролив перешли под господство Византии. Средиземное море вновь стало "Римским озером". В 555г. имперские войска разгромили огромное персидское войско в Лазике. Хосров I подписал сначала перемирие на шесть лет, а потом и мир. Удалось справиться и со славянской угрозой: Юстиниан I заключил союз с кочевниками-аварами, которые взяли на себя охрану дунайской границы империи и борьбу со славянами. В 558 г. этот договор вступил в силу. Для империи ромеев наступил долгожданный мир.

Последние годы правления Юстиниана I (559- 565 гг.) прошли спокойно. Финансы империи, ослабленные четвертьвековой борьбой и страшной эпидемией, восстанавливались, страна залечивала раны. 84-летний император не оставлял своих богословских занятий и надежд покончить с расколом в Церкви. Он даже написал близкий по духу монофизитам трактат о нетленности тела Христа. За сопротивление новым взглядам императора в ссылке оказались константинопольский патриарх и многие епископы. Юстиниан I одновременно был продолжателем традиций ранних христиан и наследником языческих кесарей. С одной стороны, он боролся против того, чтобы в Церкви были активны только священники, а миряне оставались лишь зрителями, с другой - постоянно вмешивался в церковные дела, смещая епископов по своему усмотрению. Юстиниан проводил реформы в духе евангельских заповедей - помогал бедным, облегчал положение рабов и колонов, восстанавливал города - и одновременно подвергал население жестокому налоговому гнёту. Пытался восстановить авторитет закона, но так и не смог уничтожить продажность и злоупотребления чиновников. Его попытки восстановить мир и стабильность на территории Византийской империи обернулись реками крови. И всё же, несмотря ни на что, империя Юстиниана была оазисом цивилизации в окружении языческих и варварских государств и поражала воображение современников.

  • Каролингская империя, Византия и исламский мир в начале IX в
  • Категория: История XIX - начала XX века » Российская империя и славянские страны
  • Методические рекомендации по самостоятельной работе. На основе анализа дипломатических документов, постараться выявить новое соотношение сил в Европе: на смену старым мировым империям приходят новые национальные
  • Образование и развитие феодального государства в Германии. «Священная Римская империя германской нации». Золотая булла 1356 года

  • Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, об­щественное устройство.

    Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Евро­пы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

    Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветите­ли славян - Кирилл и Мефодий.

    Тема 2. Византийская империя и славяне в 6-11 веках. (2 ч.)

    Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

    Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

    Тема 3. Арабы в 6-11 веках. (2ч)

    Возникновение ислама. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

    Тема 4. Феодалы и крестьяне. (2 ч)

    Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

    Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская обшина. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.

    Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч.)

    Сред­невековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

    Тема 6. Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы (2ч)

    Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

    Образование двух ветвей христианства - православия и католициз­ма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распростране­ния. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху Крестовых походов. Начало Ре­конкисты на Пиренейском полуострове.

    Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Е Европе в XI - XV вв. (6 ч.)

    Возникновение сословно-представительных монархий в евро­пейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской на­ции.

    Тема 8. Германия и Италия в 12-15 веках. (1ч)

    Германские государства в XIV-XV вв.

    Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Сто­летняя война: причины и итоги. Жанна д"Арк. Война Алой и Белой ро­зы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Таймера.

    Тема 9. Славянские государства и Византия в 14-15 веках. (1ч)

    Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

    Тема 10. Культура Западной Европы в 11-15 веках. (4 ч.)

    Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средне­вековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

    Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии.

    Особенности средневековой культуры народов Востока. Архи­тектура и поэзия.

    Тема 11. Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.) (4 ч.)

    Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

    Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

    Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государ­ства, верования, особенности хозяйственной жизни.

    Политическая раздробленность на Руси

    Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Князь Владимир Моно­мах. Окончательный распад Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Идея единства Руси. Последствия политической раздробленности.

    Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Вос­точной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Возвышение Ростово-Суздальского (Владимиро-Суздальского) княжества. Князья Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо, их внутренняя и внешняя политика. Первое упоминание о Москве.

    Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

    Галицко-Волынская земля. Особенности географического по­ложения. Занятия населения. Рост вотчинной собственности на землю. Князь Роман Мстиславич. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Князь Даниил Галицкий.

    Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.

    Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

    Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зави­симость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

    Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

    Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве». Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

    Это время в стране называли тёмными веками. Ведь если сравнивать с Античностью, теперь в стране царит упадок и варварство, а также постоянные войны и разбои. Именно в это время стали основываться главные цивилизации Европы. Европа стала развиваться как общинность с историческим и культурным бытом. Именно во времена средневековья, зародилась культура Европы, которая брала своё начало от Римской империи и образа жизни варваров.

    Между уже уходящей Античностью и только что образовавшимся Средневековьем, появилось христианство. Именно оно стало оболочкой, которая впитала в себя различные традиции и взгляды на жизнь. Именно христианство полностью отвечало всем потребностям для массового сознания народа той эпохи.

    Латинский язык был сохранён, как основной язык церкви, а также государственного дела и культуры общения международного уровня. Также осталась нетронута и традиция школ в Риме, которая подразумевала 7 искусств, которым давали полную свободу. Эта система была разделена на низшие уровни и высшие уровни. К низшим уровням относилась грамматика и риторика, а вот к высшим уровням относилась арифметика, астрономия, а также геометрия и музыка. С начала 9 века, стал заметен стремительный подъём монастырских школ, а также кафедральных и приходских школ. Имели место и так называемые светские школы.

    Идея о том, чтобы соединить христианские теологии с культурой риторики, посетила секретаря и магистра остготских королей. Он написал Варий, который являлся целым сборником различных документов. Там находились как дипломатические, так и деловые переписки. На южных землях Италии, он решает основать Виварий. Это некий культурный центр, в котором он решил объединить школы, библиотеки, а также мастерские, в которых переписывали книги. Для монастырей Бенедикта, он был настоящим эталоном. Именно они в конце 6 века превратились в культурных хранителей различных традиций страны.

    Папа Григорий 1, постоянно выступал против античных традиций или любого проявления язычества в духовной жизни крестьян. Именно он ответственен за издание литературы, которая отвечала всем требованиям сознания средневековых людей.

    В Западной Европе, упадок культурной жизни горожан приходится на конец 7 века. Эта культура едва сохранилась в далёких монастырях, и немного больше она сохранилась в Ирландии, ведь именно оттуда монахи-учителя прибывали.

    Весьма мало данных сохранилось от источников. В период времени с 4 по 7 век, 3 народа Европы начинает стремительно складываться героический эпос, который в то время служил историей. Главными героями были различные гномы, карлики, чудовища, злые и добрые боги, феи, оборотни и прочая нечисть.

    Расселение славян в Восточной Европе произошло в VI-XI веках в результате Великого переселения народов - грандиозного миграционного движения, охватившего в I тыс. н.э. Европейский континент.

    Основу экономической жизни славян составляло земледелие. Те племена, которые населяли плодородные лесостепные районы, практиковали залежную (перелог ) систему земледелия: на определенном участке выжигали траву, удобряли почву золой, после чего использовали землю до полного ее истощения. В лесных же районах славяне прибегали к подсечной (подсечно-огневой ) системе, при которой приходилось вырубать и сжигать значительные участки леса. Заметную роль среди занятий славян играли пушная охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел). Активно участвовали славяне в работорговле. В качестве «товара» выступали обычно военнопленные.

    В условиях трудоемкости и низкой производительности подобных работ важнейшую роль играла крестьянская община (вервь ). Земля находилась в коллективном владении всей общины и делилась на участки, которые передавались в пользование отдельных семей.

    Все вопросы управления обществом были сосредоточены в руках веча (народного собрания), председательствовал на котором в мирное время – старейшина, в военное – военный вождь.

    Освоение славянами Восточно-европейской равнины происходило путем инфильтрации – без кровавых столкновений с населявшими ее балтскими (современные латыши и литовцы) и угро-финскими (сумь, пермь, карелы, чудь, меря и т.д.) племенами, при этом в ходе постоянных контактов значительная часть местного населения ославянилась. Иначе складывались взаимоотношения славян с их южными соседями – скотоводческими народами, кочевавшими в степях.

    Первыми, в начале VI в., в Восточной Европе появились тюркские племена аваров , разгромившие в Северном Причерноморье союз антов – земледельческие славянские племена. В самом начале VII в. авары (славяне называли их обрами) вступили в войну с Византийской империей и были полностью разгромлены. Это спасло славян от их дальнейших набегов и произошло так неожиданно, что у наших предков появилась поговорка «погибоша аки обры», т.е внезапно.

    Уже к моменту гибели аваров, на территории Северного Причерноморья, Северного Кавказа и прикаспийских степей появились новые кочевники, так же тюрки – хазары . Они создали здесь сильное государство Хазарский каганат со столицей в городе Итиль (позднее – Саркел). Большинство хазар оставались язычниками, однако знать приняла иудаизм, ставший государственной религией. Хазары регулярно совершали набеги на земли славянских племен, многие из которых (поляне и вятичи, например) были вынуждены платить им дань.

    Другим грозным соседом славян стала во второй половине VII в. Волжская Булгария (или Волжская Болгария). Находилась она в среднем течении Волги и на нижней Каме. Большинство населения – тюрки. Столица государства – Булгар (на месте современной Казани). Государственная религия – ислам. Булгары создали сложную и уникальную цивилизацию, просуществовавшую до XIII в.

    На севере Восточной Европы соседями славян стали коренные народы, а на северо-западе – викинги (варяги ) – в основном выходцы из Швеции. Последние подвергали своим нападениям прибрежные поселения. Особенно страдал от варягов Новгород (первое упоминание о нем – 853 г.), жители которого платили им дань. Однако отношения с викингами носили неоднозначный характер, поскольку они были не столько врагами славян, сколько выгодными торговыми партнерами.

    Из отдельных общин складывались племена, которые в VII – VIII вв. объединялись для совместного освоения территории и защиты ее от внешних врагов в союзы племен. Обширные земли на севере, вокруг озера Ильмень, находились во владении союза словен ильменских (Новгород). В верховьях Днепра располагались союзы дреговичей (между Припятью и Западной Двиной), полочан (Полоцк), древлян (Искоростень), радимичей (бассейн реки Сож) и северян ; на землях в среднем течении Днепра, где леса постепенно сменялись лесостепью, жили поляне (Киев, основан примерно в VI в. полулегендарным князем Кием). Плодородные земли по Днестру были заняты белыми хорватами и волынянами , уличами и тиверцами . В междуречье Верхней Волги и Оки, жили немногочисленные племена кривичей (Смоленск) и вятичей (современные Московская и Тульская области).

    Постоянные войны способствовали росту влияния военных вождей (князей ) и их дружин . Так создание племенных союзов создает предпосылки для возникновения государственности у восточных славян в IX в. сразу в двух центрах – в Киеве и Новгороде.

    Киевская Русь

    «Повесть временных лет» (автор – Нестор , 1113г. ) содержит рассказ о том, как словене ильменские в 862 г. призвали варягов для наведения порядка на своей земле. Три брата, варяжские князья Рюрик, Синеус и Трувор , откликнулись на этот призыв, и пришли в новгородские земли вместе со своим племенем – Русью , давшим название всей Восточной Европе. От старшего, Рюрика, «севшего» в Новгороде, пошел княжеский род , постепенно объединивший все русские земли под своим управлением и создавший государство с центром в Киеве. Династия Рюриковичей правила на Руси до 1598 г.

    На этих летописных сведениях основывалась норманнская теория. Ее авторами были немецкие историки XVIII в. Байер, Шлёцер и Миллер. Они утверждали, что государственные начала были привнесены примитивным славянским племенам извне норманнами (викингами), и носили для них чисто искусственный характер. Норманнской теории придерживались многие историки XVIII-XIX вв., хотя и тогда у нее было немало противников. Первым антинорманистом стал М. В. Ломоносов . Большинство современных ученых не отрицают того, что норманны сыграли значительную роль в становлении русского государства, однако они не склонны ее преувеличивать. Рюрик со своей сильной дружиной (существование Синеуса и Трувора отрицается современной наукой), очевидно, лишь завершил этот длительный и сложный процесс.

    Первые Киевские князья

    В 879 г. Рюрика на новгородском престоле сменил его «родич» Олег (Вещий ).

    В 882г. Олег совершил поход на Киев и убил правящих там князей Дира и Аскольда, скорее всего – потомков Кия, а затем, провозгласил себя правителем единого киевско-новгородского государства - Руси. Позднее, в XIX веке, оно получит название Киевская Русь.

    Олег совершает походы на Константинополь (Царьград ), берет его штурмом (907 г ), и заключает выгодный для Руси торговый договор (911 г. , разрешил киевским купцам создание факторий в Константинополе). Этот документ считается древнейшим памятником славянской письменности на Руси.

    В 912 г. Олег передал киевский престол сыну Рюрика Игорю Старому. Новый князь организовал несколько походов в Византию (941-944 гг.), заключил новый договор с Константинополем, а также предпринял первую попытку создания системы государственного устройства Древнерусского государства.

    Будучи крайне примитивным по своей структуре государством, Киевская Русь представляла собой конгломерат покоренных племен, в основном славянских. Власть князя осуществлялась в двух формах:

    1. Систематические военные походы к окраинам Руси с целью повторного завоевания этих районов.
    2. Ежегодно совершаемое полюдье , т.е. обход всех славянских племен с целью сбора дани.

    Желая сделать государство более управляемым, Игорь выделяет из него шесть уделов, которые раздает своим боярам в кормление , т.е. не в собственность, а с правом сбора дани. Так на Руси появляются первые элементы государственного устройства.

    В 945 г. Игорь был убит древлянами при попытке повторно совершить сбор дани. Летопись сохранила слова древлян: «Коли повадится волк в стадо овец таскать, так всех и перетаскает, покуда не убьют его».

    Новым Великим князем стал четырехлетний Святослав Игоревич при регентстве своей матери княгини Ольги. Жестоко отомстив за гибель мужа древлянам (убиты древлянские послы, сожжен Искоростень), Ольга провела реформу сбора дани (по сути – налоговую реформу). Полюдье она заменила повозом . Теперь князь не объезжал все земли, а только забирал приготовленную дань со специально назначенных мест - погостов . Были введены уроки , т.е. фиксированный размер дани.

    Примерно в 957 году Ольга посетила Константинополь и приняла крещение под именем Елена. По ее приказу в Киеве была построена первая деревянная церковь.

    С 964 г. Святослав правил самостоятельно. Он не проявлял интереса к внутренним проблемам Руси и вошел в историю как великий восточнославянский полководец, проведший свою жизнь в военных походах («Александр Македонский Восточной Европы» ). В Западной Европе князь считался одним из образцов рыцарства, поскольку всегда предупреждал врагов о начале похода против них: «Иду на вы!». В 964 – 965 и 966 – 967 гг. им проведены успешные походы в Булгарию и Хазарский каганат, который полностью уничтожен. С 968 по 971 гг. Святослав ведет войны в Болгарии (на Балканском полуострове), сначала – против болгар, а затем – против Византии. Потерпев поражение под Доростолом (971 г.), в 972г. Святослав возвращается в Киев, но по дороге погибает в печенежской засаде.

    С 972 по 980 гг. происходит Первая усобица на Руси – борьба за власть сыновей Святослава – Ярополка, Олега и Владимира.

    Правление Владимира Святославича

    В 980 г. Великим киевским князем стал Владимир Святославич, проведший целый ряд преобразований:

    1. Варяжская наемная дружина была заменена им славянской (первым это, видимо, сделал его брат Олег).
    2. Вдоль юго-восточной границы Руси создана система оборонительных укреплений для защиты от набегов кочевников, прежде всего, печенегов (т.н. «Богатырские заставы»).
    3. С целью сплочения государства Владимир провел религиозную реформу. Была предпринята попытка создания единого для всех племен пантеона языческих богов во главе с Перуном. Сам Владимир присвоил себе имя бога солнца – Хорса (отсюда его прозвище «Красно Солнышко»). Возрождены человеческие жертвоприношения. Проводятся погромы дворов главных конкурентов новой веры – христиан. Однако славянские племена отказались принять новый пантеон, составленный на базе полянского и северогерманского пантеонов.
    4. В 988 (990) г., убедившись в провале предыдущей реформы, а так же стремясь к сближению с передовыми странами Европы, Владимир Святославич вводит христианство на Руси. Крещение Владимира и его дружины произошло в византийской крепости Корсунь (Севастополь), которую киевский князь взял штурмом. При крещении Владимир получил имя Василий.

    Значение крещения Руси:

    • Наблюдается общая гуманизация социально-политической системы Руси.
    • Благодаря христианизации культура Руси попала под сильное византийское влияние, значительно ее обогатившее (каменное строительство, церковная архитектура, иконопись и т.д.).
    • Христианизация способствовала массовому распространению грамотности. Первые школы на Руси были основаны по приказу Владимира для детей знати («нарочитой чади») и готовили священников.
    • Русь получает возможность на правах равноправного члена войти в клуб европейских государств.
    • Христианство способствовало сплочению народов Руси, хотя и не настолько как ожидалось.
    • В результате крещения Руси намечается тенденция к сакрализации государственной власти (к признанию ее священного характера).
    • Благодаря крещению происходит некоторое упорядочивание общественной жизни.

    Владимир так же организует успешные военные походы против печенегов, которым нанесены решающие поражения, и отдельных народов Руси (прежде всего, против вятичей).

    Русь при Ярославе Мудром

    В 1015 г. Владимир Святославич умирает и начинается Вторая усобица на Руси – борьба за киевский престол приемного сына Владимира Святополка Окаянного (сына Ярополка) и новгородского князя Ярослава Владимировича (Мудрого). Стремясь избавится от конкурентов, Святополк убил братьев Ярослава – Бориса и Глеба – позднее ставших первыми русскими святыми.

    В 1019 г., одержав победу, Ярослав Мудрый становится Великим киевским князем. Ярослав окончательно покончил с набегами печенегов, но потерпел серьезные поражения от Византии, поэтому не вошел в историю как великий полководец. Славу великого князя ему принесли мирные преобразования.

    1. В 1016 г. Ярослав создает первый письменный свод законов на Руси - Правду Ярослава – первую часть Русской Правды. Главная тема документа – кровная месть, на которую вводятся ограничения. Первоначально действие Правды Ярослава распространялось только на Новгородскую землю.
    2. Ведется активное каменное строительство. Первая каменная церковь – церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная) была построена еще Владимиром в 996 г. Теперь построены Спасский собор в Чернигове (1036 г.), Софийские соборы в Киеве (1037 г., по образцу Константинопольской Софии) и Новгороде (1045 - 1050 г.)
    3. При церквях открываются общедоступные светские школы, в том числе и для девочек. Грамотность становится всеобщей, об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты бытового содержания, клейма на ремесленных изделиях и пометки на бревнах срубов.
    4. Возрастает международный авторитет Руси. Этому способствуют многочисленные династические браки детей Ярослава с европейскими королями и принцессами (Анна Ярославна стала королевой Франции).
    5. При Ярославе возникают первые монастыри, самый знаменитый – Киево-Печерская лавра Его основателями были Антоний и Илларион (будущий митрополит).
    6. Ярославу Владимировичу удалось вывести русскую церковь из-под контроля Константинопольского патриарха, добившись права самостоятельно назначать митрополита из числа русского духовенства. Первым русским митрополитом становится около 1051 г. Илларион. Он же известен и как автор первого философского трактата на Руси – «Слова о законе и благодати». Главная тема произведения – обоснование духовного превосходства православия над католицизмом и права Руси на достойное место среди Европейских государств, обусловленное ее христианизацией.
    7. Ярослав Мудрый создает систему феодального землевладения на Руси. Он проводит обояривание, т.е. начинает передачу боярам земли на правах вотчины (в наследственное владение). Бояре составляют элиту дружины – старшую дружину. Из них же формируется совещательный орган при князе – Боярская дума. Кроме нее есть так же младшая дружина, состоявшая из отроков и гридей. В своих ставках великий князь назначает управляющих – огнищан.

    Третья усобица на Руси . Владимир Мономах

    В 1054 г. Ярослав умирает, завещав Киевскую Русь перед смертью трем своим сыновьям – Изяславу, Святославу и Всеволоду. Первоначально братья правили триумвиратом (совместно, втроем).

    В 1068 г. в битве на реке Альте войско Ярославичей было разбито половцами – кочевыми племенами – новыми врагами Руси. Во главе половецкого войска стоял хан Шарухан. Киевляне, видя неспособность князей организовать оборону столицы, потребовали от Изяслава (киевского князя) раздать им оружие. Его отказ спровоцировал народное восстание. Изяслав был изгнан из Киева, а на престол сел Всеслав – давний недруг Ярославичей.

    В 1069 г. Ярославичи вернули Изяславу престол.

    В 1072 г. братья создали вторую часть свода законов – Русской Правды – Правду Ярославичей . Кровная месть заменена штрафом за убийство –вирой . Размер виры зависел от социального положения жителя Руси. Таким образом, мы получаем информацию о социальной структуре Киевской Руси.

    Основной слой населения на Руси – «люди» – свободные крестьяне-общинники.

    Категории зависимого населения представлены смердами (зависимыми от князя людьми), и холопами (рабами). Холопы делились на обельных (полных) и необельных . Обельные были абсолютно бесправны, но именно из их числа нередко назначали чиновников, в частности – тиунов (управляющих собирающих дань и ведущих торговлю от лица князей или бояр) и ключников (домоправителей). Среди необельных выделяются закупы (долговые рабы, «купа» – долг) и рядовичи (рабы по договору, «ряд» – договор). Рабство на Руси носило патриархальный характер и имело мало общего с классическим античным рабством.

    В 1073 г. начинается Третья усобица на Руси – борьба между Ярославичами за власть, которая привела, в итоге, к разрушению единого государства. Престол захватывает Святослав Ярославич, правивший Киевом до собственной смерти (1076 г.). Изяслав, с помощью Всеволода, возвращается в Киев. Против Ярославичей выступает в союзе с половцами сын Святослава Олег.

    1078 г. - битва на Нежатиной ниве между Ярославичами и Олегом Святославичем. Братья победили, но Изяслав погиб.

    1078 - 1093 гг. – правление в Киеве Всеволода Ярославича.

    1093 - 1113 гг. – правления сына Изяслава Святополка, который, как и его предшественники, получает власть по горизонтальной («лествичной» ) системе престолонаследия, утвердившейся после Ярослава Мудрого. Власть передается не от отца к сыну, а «к старшему в роде» - следующему по старшинству брату, а затем старшему из племянников.

    В 1097 гг. по инициативе переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (внука Ярослава Мудрого) собрался съезд князей в Любече. Цели съезда:

    1. Прекращение усобиц.
    2. Организация походов против Степи (против половцев).

    Князья договорились о совместных походах. Они состоялись в 1103 - 1111 гг. Поход 1111 года – получил название «Крестовый поход против степи». Руководитель походов – Владимир Мономах.

    Чтобы прекратить усобицы князья установили новый принцип организации власти на Руси: «Кождо да держить отчину свою», т.е. князьям предлагалось без оглядки на Киев править собственными вотчинами. Это решение формально провозглашало феодальную раздробленность, но прекращению усобиц не способствовало. Стравливанием князей между собой активно занимался Святополк Изяславич.

    В 1113 г. умер Святополк и в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщиков и спекулянтов солью, которых он поддерживал. Успокоить восставших удалось только Владимиру Мономаху, приглашенному на престол.

    Мероприятия Владимира:

    1. «Устав Владимира Мономаха» («Устав о резах» ) – дополнение к Русской Правде. Вместе с Правдой Ярослава и Правдой Ярославичей, составлявшими первую – Краткую – редакцию Русской Правды, Устав образует вторую – Пространную . «Устав» ограничил произвол ростовщиков. Закупы получили разрешение уходить от своих хозяев на заработки.
    2. Организуются походы против половцев. Они не уничтожены, но вынуждены вступить в союз с русскими князьями.
    3. Создано литературное произведение – «Поучение к детям» – первый политический трактат на Руси.

    Колоссальный авторитет Владимира Мономаха (1113 – 1125 гг.) и его сына Мстислава Великого (1125 – 1132 гг.) еще позволял сохранять целостность Киевской Руси, но с 1132 г. начинается феодальная раздробленность.

    Вам также будет интересно:

    Презентация:
    Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
    Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
    Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
    Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
    Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
    Лазанья с говядиной и тортильями
    Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
    Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
    Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...