Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Воспоминания женщин ветеранов о плене в вов. В немецком плену, побег и скитания по украине письмо красноармейца александра шапиро

Великий русский писатель Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске 6 июня 1812 г. в небогатой купеческой семье. Предки писателя были военными: прадед – Иван Лаврентьевич – происходил из «солдатских детей» и сам служил, его дед – Иван Иванович – дослужился до капитанского чина и в 1759 году вернулся из-под Оренбурга на жительство в Симбирск. Отец Гончарова – Александр Иванович – был купцом 3-й гильдии, занимался хлеботорговлей и имел небольшой свечной завод. Писатель своего отца практически не помнил: тот умер, когда мальчику было всего 7 лет.

Воспитанием четверых детей Гончаровых занималась мать Авдотья Матвеевна (урожд. Шахторина). В письмах, в очерке «На родине» Гончаров всегда вспоминал о матери с чувством благоговения. Всю жизнь писатель был благодарен матери за любовь и заботу, которыми она согрела его детство, и за разумную, строгую требовательность, в которой Гончаров видел основу нравственного воспитания. Чувство долга, серьёзное, вдумчивое отношение к жизни, трудолюбие, стойкость – все эти качества, свойственные многим русским женщинам, составляли суть характера Авдотьи Матвеевны. Эти качества она старалась воспитать в своих детях. «Можно сказать, что прочную основу нравственного воспитания, – писал Гончаров позже, – заложила в нас эта умная, заботливая, любящая мать! Зато она во всю нашу жизнь и до конца своей была для нас нравственным авторитетом».

Особое влияние на формирование личности Гончарова оказал его крёстный отец, симбирский дворянин Николай Николаевич Трегубов. В очерке-воспоминаниях «На родине» И. А. Гончаров вывел Н. Н. Трегубова под фамилией Якубов. «Это был чистый самородок честности, чести, благородства … с добрым, тёплым сердцем», – пишет Иван Александрович.

Образование Гончаров получил в Москве, вначале в Императорском коммерческом училище, а затем в университете.

Весной 1835 года молодой Гончаров, окончивший к этому времени словесное отделение Московского университета и проработавший год в канцелярии симбирского губернатора, решает уехать в Петербург. Наверное, так же, как и Александр Адуев – герой его будущего романа «Обыкновенная история» – он мечтал о «карьере, счастье, фортуне». Только в отличие от героя романа мечта Ивана Гончарова имела чёткий характер – его самым заветным желанием было стать профессиональным литератором.

Две трети своей долгой жизни Гончаров прожил в Петербурге, там протекала его служебная и литературная деятельность. Жизнь складывалась так, что почти тридцать лет он должен был отдать службе, жалованье многие годы было единственным источником его существования. Позже, в одном из писем Иван Александрович с горечью признавался: «…хотелось мне всегда и призван я был писать, а между тем должен был служить…» Около 20 лет Гончаров был чиновником Департамента Внешней Торговли Министерства Финансов, наблюдал и осмысливал многие экономические процессы, происходившие в России и Европе. В 1852-1855 гг. он принимал участие в дипломатической миссии адмирала Е. В. Путятина в Японию для установления торговых и дипломатических отношений. В составе миссии Гончаров путешествует на фрегате «Паллада» (Англия – Атлантический океан – Африка – Индийский океан – Азия – Тихий океан – Япония – Дальний Восток и Сибирь), о чём рассказывает в своей книге «Фрегат "Паллада"» (1858). Как чиновник И.А.Гончаров дослужился до чина Действительного Статского Советника, был членом Государственного Совета по делам печати. Именно такая многогранность жизни и личности Гончарова позволила ему в своём творчестве выразить позицию той части русского общества, которая несла в себе созидающую роль, направленную на сохранение связи времён, здоровый прогресс России.

Только в тридцать пять лет осуществилась мечта Гончарова – в №№ 3 и 4 журнала «Современник» за 1847 год он опубликовал свой первый роман «Обыкновенная история». После публикации этого романа Иван Гончаров занял в русской литературе, по словам В. Г. Белинского, «одно из самых видных мест». А Л. Н. Толстой так отозвался о гончаровском романе: «Прочтите эту прелесть. Вот где учишься жить. Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но зато свой собственный становится умнее и яснее».

Роман «Обломов» стал самым знаменитым романом Гончарова. Главного героя этого романа знают во всём мире и ставят в один ряд с образами Гамлета, Фауста, Дон-Кихота. Опубликованный в 1859 году, «Обломов» был восторженно встречен читателями и русской критикой. В откликах известных литераторов того времени (И. С. Тургенева, В. П. Боткина, Л. Н. Толстого) повторялся один и тот же эпитет: «Обломов» – «вещь капитальная». «Обломов» и «обломовщина» – эти слова быстро стали нарицательными. Слово «обломовщина» Василий Даль включил в свой знаменитый словарь с пометой «усвоено из повести Гончарова».

Над задуманным в Симбирске летом 1849 года романом «Обрыв» Гончаров проработал в общей сложности двадцать лет. Писатель сознавал, что это его последнее крупное произведение. Этот роман был очень дорог ему: «…любимое дитя моего сердца и моей фантазии», – писал он об «Обрыве». Роман получился многоплановым и многосюжетным, в нём автор стремился выразить своё понимание времени и жизни вообще, свои мысли о России и надежды на её будущее. В июне 1868 года, работая над четвёртой частью романа, Гончаров писал о своём труде: «Невольно, бессознательно высказалась там и объяснилась и мне самому – и любовь к людям, и к России…»

Ярким событием в жизни писателя стало плавание на фрегате «Паллада» к берегам Японии. Мечта о кругосветном путешествии зародилась у Гончарова в детстве под впечатлением рассказов крёстного Н.Н.Трегубова о морских походах и сражениях на Чёрном море, участником которых он был. В сорок лет судьба дала шанс осуществить эту мечту. Вице-адмирал Е.В.Путятин, возглавлявший дипломатическую миссию, искал для неё секретаря, причём человека, «который бы хорошо писал по-русски, желательно литератора». Среди русских писателей не нашлось охотника отправиться навстречу опасностям долгого и тяжёлого плавания. Иван Александрович узнал о предложении Путятина случайно и сразу начал хлопотать о назначении.

Десять месяцев через Атлантический, Индийский и Тихий океаны плыл фрегат в Японию. Всё это время Гончаров подчинялся морскому распорядку, совершенно иному, непривычному укладу жизни. По окончании путешествия Гончаров напишет: «Это вглядывание, вдумывание в чужую жизнь, в жизнь целого народа или одного человека отдельно, даёт наблюдателю такой общечеловеческий и частный урок, которого ни в книгах, ни в каких школах не отыщешь».

Книга очерков И.А.Гончарова «Фрегат "Паллада"» до сегодняшнего дня считается эталоном в жанре путешествий в мировой литературе. Бесспорно, сам автор дорожил этой книгой. В 1879 году, когда после литературного чтения на петербургских Высших женских педагогических курсах среди курсисток зашла речь о романе «Обрыв», писатель вмешался в разговор со следующими словами: «Я бы вам рекомендовал моё любимое произведение, которое мне никогда не надоедает … Читайте «Фрегат "Палладу"»!»

Жизненный путь писателя завершился 15 сентября 1891 г. на восьмидесятом году жизни. По завещанию его похоронили на Новоникольском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. В 1956 г. прах Гончарова был перенесён на «Литераторские мостки» Волковского кладбища.

] семье зажиточного купца Александра Ивановича Гончарова. Мать, Авдотья Матвеевна, после смерти мужа воспитывала детей одна (у Гончарова был старший брат и две младших сестры).

1820–1822 – обучается в частном пансионе "для местных дворян".

1822–1830 – учится в Московском коммерческом училище.

1830 , июль – выходит из Коммерческого училища, "не кончив курса, по прошению его родительницы". Готовится к поступлению в Московский государственный университет.

1831–1834 – студент отделения словесности Московского университета.
Получив диплом, едет в родной Симбирск и устраивается там на службу секретарем канцелярии симбирского губернатора А. М. Загряжского, спустя год увольняется и приезжает в Петербург, где находит работу переводчика в Министерстве финансов. Здесь Гончаров служит до начала пятидесятых годов.

1832 , – В № 15 журнала "Телескоп", издававшегося профессором Московского университета Н. И. Надеждиным, напечатан первый литературный труд Гончарова – перевод 2-х глав из романа Евгения Сю "Атар Гюль".
27 ноября (9 декабря) – посещение Пушкиным Московского университета.

1834 , июнь (июль) – окончание Московского университета. Отъезд домой, в Симбирск.
Осень – Гончаров поступил на службу в канцелярию симбирского губернатора.

1835 , май – отъезд в Петербург.
30 мая (11 июня) – Гончаров определился на должность канцелярского чиновника (переводчика) департамента внешней торговли министерства финансов.
Лето – знакомится с семейством петербургского живописца Н. А. Майкова и получает приглашение преподавать его сыновьям Аполлону и Валерьяну Майковым латинский язык, русскую литературу, эстетику. В рукописном альманахе Майковых "Подснежник" поместил четыре своих романтических стихотворения под инициалами И. Г.

1838 – в рукописном альманахе "Подснежник" помещена юмористическая повесть Гончарова «Лихая болесть».

1839 – в рукописном альманахе Майковых "Лунные ночи" поместил свою повесть "Счастливая ошибка". В этой повести, как и в предыдущей, ощущается сознательное стремление следовать традициям прозы Пушкина.

1842 – написал "юмористический очерк нравов из чиновничьего круга" "Иван Савич Поджабрин". В этом очерке очерке Гончаров осваивает и переосмысляет опыт Гоголя: свободное обращение к читателю, непосредственное, как бы воспроизводящее устную речь повествование, обилие лирических и юмористических отступлений.

1844 – начал писать роман "Обыкновенная история". Деловой и деятельный административно-промышленный Петербург в романе противостоит застывшей в феодальной неподвижности деревне.

1846 – читает свой роман в литературном салоне Майковых. Затем читает роман в кружке В.Г.Белинского и знакомится с великим критиком.

1847 – В №3 и № 4 журнала "Современник" напечатан первый роман Гончарова – "Обыкновенная история". Задумал и начал писать новый роман"Обломов" .

1848 – в январском и февральском номерах "Современника" напечатана статья В. Г. Белинского "Взгляд на русскую литературу 1847 года", в которой дана оценка "Обыкновенной истории" как одного из замечательных произведений русской реалистической литературы.

1849 – в "Литературном сборнике" Некрасова (при журнале "Современник") опубликован "Сон Обломова" (отрывок из первой части романа "Обломов"). Лето Гончаров пробыл на родине в Симбирске, где работал над "Обломовым" и где возник у него замысел третьего романа – "Обрыв".

1852 , 7 (19) октября – Гончаров отправляется в кругосветное плавание на фрегате "Паллада" в качестве секретаря вице-адмирала Путятина. Начинает писать "путевые письма" и заметки.
Ноябрь – посещает Лондон.

1853 , 6 (18) января – фрегат "Паллада" вышел из Портсмута в Атлантический океан.
Март – по прибытии на мыс Доброй Надежды Гончаров совершает поездку в глубь колонии.
24 мая (6 июня) – 2 (14) июля – Гончаров находится в Сингапуре.
Август – прибытие в Японию. Гончаров принимает деятельное участие в переговорах Путятина с японским правительством.
11 (23) ноября фрегат отбыл в Шанхай, где Гончаров совершает ряд экскурсий, знакомится с культурой и бытом китайцев в городе и в ближних деревнях.


1854 , май – фрегат "Паллада" прибыл в устье Амура, к месту своей последней стоянки.
Август – Гончаров покидает фрегат "Палладу".
Сентябрь – в Якутске.
Конец декабря – Гончаров прибывает в Иркутск, где встречается со ссыльными декабристами: Волконским, Трубецким, Якушиным и другими, жившими вне города. 14 (26) января 1855 года Гончаров покинул Иркутск.

1855 , 13 (25) февраля – проехав через Сибирь около десяти тысяч километров, вернулся в Петербург, где вновь сблизился с кругом передовых русских писателей: Тургеневым, Некрасовым, Л. Толстым, Григоровичем и другими.
Осень – у Майковых Гончаров встретился с Елизаветой Васильевной Толстой, с которой был знаком еще в начале сороковых годов. Письма Гончарова к Е. В. Толстой – свидетельство его сильной, страстной, но неразделенной любви к ней.

1856 . январь – получает назначение на должность цензора русской литературы.

1857 , июль–август – находился на лечении за границей (в Мариенбаде), где пишет роман "Обломов" и вчерне завершает его.
конец августа – приезжает в Париж, где читает "Обломова" А. А. Фету, В. П. Боткину и Тургеневу.

1858 , 22 сентября (4 октября) – у себя дома, в кругу друзей, читает "Обломова" редактору "Отечественных записок" А. А. Краевскому, который и приобрел роман для своего журнала.
Выходят в свет отдельным изданием "Очерки путешествия" – "Фрегат "Паллада" Гончарова, частично публиковавшиеся раньше в ряде журналов и сборниках: "Морском сборнике" (1855, кн. V, VI, IX-X; 1856, кн. VIII и IX), "Отечественных записках" (1855, кн. 4, 5, 10; 1856, кн. 3), "Современнике" (1855, кн. 10; 1856, кн. 2), "Библиотеке для чтения", "Журнале военно-учебных заведений".

1859 – в журнале "Отечественные записки" (кн. 1, 2, 3 и 4) напечатан роман "Обломов".
Май – в "Современнике" (№ 5) опубликована статья Н. А. Добролюбова "Что такое обломовщина?".
Лето – Гончаров уезжает в Мариенбад, где работает над третьим романом – "Обрыв".

1860 , 1 (13) февраля – приказом по министерству народного просвещения, согласно прошению Гончарова, он уволен со службы. В "Современнике" (№2) напечатан отрывок из первой части "Обрыва" – "Софья Николаевна Беловодова".
Начало мая – Гончаров выехал на лечение за границу (Дрезден, Мариенбад, Булонь), где продолжает работу над "Обрывом".

1861 – в "Отечественных записках" (№ 1) появился отрывок из "Обрыва" – "Бабушка", в № 2 – "Портрет".

1862 , лето – живет в Симбирске, что дает ему новый материал для дальнейшей работы над "Обрывом". Назначен главным редактором официальной газеты министерства внутренних дел "Северная почта".

1863 , июнь – освобожден от редактирования газеты "Северная почта", назначен членом Совета по делам печати.

1867 , 29 декабря (10 января 1868) – выходит в отставку, "согласно его прошению, по расстроенному здоровью".

1868 , март–апрель – читает первые три части "Обрыва" А. К. Толстому и редактору журнала "Вестник Европы" М. М. Стасюлевичу, который приобрел у писателя право на публикацию романа.
Осень – закончил писать "Обрыв".

1869 – в январско-майском номерах журнала "Вестник Европы" напечатан "Обрыв".
Ноябрь – пишет "Предисловие" к отдельному изданию романа "Обрыв".

1870 – выходит отдельное издание романа "Обрыв". – закончил писать "Необыкновенную историю" (опубликована в 1924 году).

1879 – в журнале "Русская речь" (№ 6)) напечатана статья Гончарова "Лучше поздно, чем никогда".

1881 – выходит в свет сборник статей Гончарова "Четыре очерка", в котором впервые были опубликованы его "Заметки о личности Белинского". Гончаров подарил родному городу Симбирску свою богатую личную библиотеку.

1881–1884 – выходит в свет первое собрание сочинений Гончарова.

1886–1887 – в "Вестнике Европы" (№ 4) опубликован очерк Гончарова "Из университетских воспоминаний". В 1889 году включен автором в IX, дополнительный, том Собраний сочинений ("Воспоминания", "В университете"). Издано второе прижизненное Собрание сочинений Гончарова.

1891 , 15 (27) сентября – смерть писателя. Похоронен 19 сентября (1 октября) в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

27 сентября исполняется 120 лет со дня кончины выдающегося классика русской культуры И.А. Гончарова, автора трёх романов, вошедших в кладовую русской и мировой литературы, названия которых начинаются на букву «О» – «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история»

Кроме этого, он написал путевые очерки «Фрегат Паллада», где в живописной форме была описана Сибирь, Япония, Юго-Восточная Азия, а также несколько статей и очерков на общественные темы.

Но знаменитым Гончаров, несомненно, стал после романа «Обломов», где впервые был рассмотрен феномен обломовщины - уникального явления, свойственного только русскому менталитету. А образ самого Обломов стал возможен в полной мере только в результате влияния петровских реформ (ибо Илья Муромец проснулся в 33 года, а Обломов — нет).

И.А. Гончаров был добрым и милым человеком, любившим людей, хотя и страдавший от обмана других. Гончаров глубоко знал особенности России и его народа и за что был подвергнут критике со стороны либерально мыслящей интеллигенции.

И.А. Гончаров родился 18 июня /6 июня 1812 года в Симбирске в зажиточной купеческой семье, быт которой приближался к дворянской. Учился в частном пансионе, затем в коммерческом училище в Москве, а с 1831 по 1834 г.г. - учился на словесном отделении Московского университета. После кратковременной службы секретарём канцелярии Симбирского губернатора, он переезжает в Петербург (1835), где служит в Департаменте внешней торговли Министерства финансов в качестве переводчика. Получив приглашение от отца выдающегося русского поэта А.Н. Майкова - Н.А. Майкова, быть домашним учителем его сыновей - Апполона и Валериана, — Иван Александрович становится активным участником литературно-художественного салона Майковых, где встречается со многими писателями и журналистами.

Осенью 1852 года ему предоставилась возможность совершить кругосветное путешествие на военном фрегате «Паллада», в качестве секретаря экспедиции. Творческим итогом путешествия стала книга очерков экспедиции «Фрегат «Паллада»», опубликованная в 1858 году, где в увлекательной форме описываются нравы и быт других народов. В 1855 году возвращается в столицу, а в 1856 году определён на должность цензора Петербургского цензурного комитета, где и прослужил до 1867 года, когда вышел в отставку.

Первые литературные опыты Гончарова относятся к 1838 году, когда им была написана повесть «Лихая болесть». Но настоящая известность приходит к писателю только в 1847 году, когда в «Современнике» был опубликован роман «Обыкновенная история». В 1859 г. появляется в печати роман «Обломов», который закрепляет за писателем славу крупнейшего писателя-реалиста. В 1869 году Иван Александрович публикует последний свой роман «Обрыв», который вызвал немало нареканий в критике. Многие либералы, демократы, и западники посчитали, что Гончаров в этом романе дал карикатурное изображение революционной молодёжи.

В 70-80-е годы проявляется талант Гончарова - критика. Он написал ряд статей, очерков, воспоминаний, неприятную историю плагиата И.С. Тургенева «Необыкновенная история» (недавно опубликованная в серии «Потаённая литература», вместе с публицистикой о еврейском вопросе И.С. Аксакова). Кроме этого, особое место занимают очерки «Мильон терзаний» (1872) и «Заметки о личности Белинского» (1874). Умер Гончаров в Петербурге признанным классиком русской литературы.

Гончаров именовал свои сочинения «трилогией», где действует один и тот же герой - тип дворянина -интеллигента. Во всех трёх его романах представлена барская усадебная культура в период ломки традиционного уклада жизни, кризиса и разрушения русской жизни, когда вместе с наступлением технического прогресса рушились устоявшиеся представления о жизненных ценностях, прежде всего духовно-нравственных.

В первом романе «Обыкновенная история» показана история превращения молодого дворянина, жившего мечтой о значительной деятельности, в обыкновенного трезвого дельца. В основе сюжетной нити лежит конфликт молодого человека с новой действительностью, в которой на первом плане деловитость, расчёт, рационализм.

Коренные же начала самобытной жизни сохранились в родной усадьбе главного героя, с патриархальным и милым сердцу Адуева -младшего названием «Грачи». С описанием этого уголка прежней жизни и начинается роман, ею же и заканчивается. Только вот взгляды главного героя на жизнь резко меняются.

Не выдержав столкновения с деловой торговой промышленной действительностью, герой бежит назад в деревню. Но оказывается, прежний юноша уже исчез. Переосмысливая свой горький опыт, он постепенно приходит к выводу, что нельзя оставаться в изоляции. Признание в этом рождает нового человека - решительного и преуспевающего по служебной линии. В финале романа мы видим его укрепившегося в петербургском обществе - слегка лысеющего, но вполне довольного жизнью господина. Он готовится к женитьбе на богатой невесте.

Оценить однозначно это перерождение нельзя. Есть, несомненно, плюсы и минусы в том превращении, которое описал Гончаров. Положительным результатом надо признать избавление героя от пустой мечтательности, чрезвычайной восторженности, его отказа от претензий на значительность своего творческого дарования.

Но вместе с тем он утратил способность к непосредственному переживанию, потерял былую тягу к красоте, разуверился в добре и благородстве. Он стал жить сугубо практическими интересами, т.е. стал прагматиком, утерял на жизненной дороге наиболее ценные духовные задатки. Поэтому итог первого романа Гончарова оказался трагичным и во многом актуален для сегодняшнего дня, когда снова сама жизнь вынуждает человека либо к разладу с современностью, либо к полному подчинению ей.

В романе «Обломов» показан другой вариант столкновения главного героя с практической жизнью. Более 10 лет работы над романом изменили и углубили первоначальный замысел писателя. Роман был задуман ещё в 1847 году как своеобразный очерк барства, как попытка обрисовать тип помещика середины XIX века: его быт, идеалы, деятельность. Размышляя в «Сне Обломова» (1849) над условиями воспитания Илюши Обломова, Гончаров переходит от истории русского барина к вопросам более масштабным - о судьбе духовно значимого человека в современном мире.

Характеристику Обломова нельзя ограничить одной лишь неспособностью к труду, действию, барской леностью. Это сложный, многоплановый образ, в котором угадывалось не только крушение помещичьего сословия. Но вместе с Обломовым из жизни уходит духовное начало, высокие нравственные требования к жизни.

Вся первая глава романа посвящена описанию того, как проводит утро бывший чиновник, петербургский житель Илья Ильич Обломов. С одной стороны, мы видим, что он не может подняться с дивана, хотя уже полдень, и весь деловой Петербург в хлопотах. Черты его лица, халат, домашние тапочки, в которые он сразу попадал, опустив ноги, детали обстановки, казалось бы, говорят сами за себя - характеризуют его как человека неопределённого, вялого.

Вместе с тем, можно заметить, что типы современных «петербургских деятелей», собранные в гостиной Обломова, призваны оттенить, подчеркнуть незаурядность его натуры: тонкий наблюдательный ум, высокие духовные запросы, чистоту и доброту «голубинного сердца». Он тут же пробуждается ото сна, чтобы поспорить со своими бывшими сослуживцами. В этих диалогах раскрывается человек, не приемлющий ценностей суетно-практического мира.

Много общего с типом Обломова было у героя Н.В. Гоголя Тентетникова из второго тома «Мёртвых душ», который может быть признан прямым родоначальником Ильи Ильича. Кроме этого, у самого Гончарова прообразом Обломова может быть Александр Адуев, герой «Обыкновенной истории», также как дядюшка Пётр Иванович Адуев представляет немало общего с Андреем Штольцом. Воспитание Александра Адуева и воспитание Обломова было схожим: оно очень похоже на воспитание героев А.С. Пушкина Онегина, Петра Гринёва, Митрофанушки Д.И. Фонвизина, дворянских детей послепетровского периода нашей истории, когда согласно И.Л. Солоневичу, «было создано новое рабство». Дворян, после указов Петра III и Екатерины II освободили от службы, а простых крестьян - нет, что в итоге и привело страну к катастрофе.

Далее, однако, и Адуев, и Обломов, слушали курс в университете (в отличие от Митрофанушки). В «Обломове» Иван Александрович довольно подробно и обстоятельно истолковывает этот факт. По выходе Обломова из университета, «голова его представляла сложный архив мёртвых дел, лиц, эпох, цифр, религий, ничем не связанных, политико-экономических, математических и других истин, задач, положений… у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе». В этом отношении можно согласиться с В.В. Розановым, что образование не давало русским людям знаний о своей собственной стране, а было западническим и развращало душу. Под этот каток попал Обломов, под этим же катком находимся мы все до сих пор.

Эта схоластическая мертвенность нашей университетской науки объясняется тем, что она долго оставалась и остаётся у нас только прививкой - то есть естественным неудобством нашей запоздалой образованности. Нам приходится на скорую руку только переносить к себе готовое, усиленно повторять чужие зады, прежде чем удалось бы начать самостоятельную работу.

Кроме этого, мысленному взору Обломова открывается безрадостная картина петербургской жизни, где суета и внешняя деловитость скрывает отсутствие подлинно духовных человеческих потребностей. Мы видим, как загорается сердце Ильи Ильича, когда он спорит со своим другом Штольцем о существе жизни: «…вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, ... сплетни, пересуды... Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?... Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов, ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается всё это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Всё это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества». И далее: «…Ежедневная пустая перетасовка дней! … все заражаются друг от друга какой-нибудь мучительной заботой, тоской, болезненно чего-то ищут. И добро бы истины, блага себе и другим - нет, они бледнеют при виде успеха товарища».

Однако, разочарование в жизни пришло к Обломову не сразу. Он пытался обзавестись делом: прослужил в департаменте около двух лет, но не выдержал однотонной канцелярской рутины. Жизнь как бы обломила его. Илья Ильич убедился, что настоящее чуждо надеждам и желаниям. Больше нечего ждать от судьбы, как прежде в молодости.

Как отмечает В.В. Кожинов в книге «История Руси и русского слова» (1997), русский роман как жанр сложился под влиянием русского эпоса и в частности былин. Не миновала чаша сия и И.А. Гончарова. Вадим Валерьянович приводит высказывание русского писателя М.М. Пришвина о романе «Обломов»: «В этом романе внутренне прославляется русская лень и внешне она же порицается… Никакая «положительная» деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило лишиться покоя… Иначе и не может быть в стране, где всякая деятельность, направленная на улучшение своего существования, сопровождается чувством неправоты, и только деятельность, в которой личное совершенно сливается с делом для других, может быть противопоставлена обломовскому покою». И далее: «Антипод Обломова не Штольц, а максималист, с которым Обломов действительно мог бы дружить, спорить по существу и как бы сливаться временами, как слито это в Илье Муромце: сидел, сидел и вдруг пошёл, да как пошёл!».

Хотя Илья Ильич Обломов так не куда и не пошёл, всё же в романе постоянно возникает мотив подобного перерождения - пусть для него и было бы потребно чудо (которое в былине и свершается). Им время от времени то и дело овладевает стремление «ринуться на поприще жизни и лететь по нему на всех парусах ума и воли… Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг… и тогда, Господи!…».

Но ещё более примечательно другое. И.А. Гончаров, как известно родился в Симбирской губернии. И когда в его «Обломове» говорится об маленьком Илюше: «Няня… повествует ему о подвигах наших Ахиллов и Улиссов, об удали Ильи Муромца…», — в этом, очевидно, запечатлелось реальное воспоминание писателя о своём детстве. Ибо вскоре после переселения будущего писателя в Москву братья Языковы (один из них замечательный русский поэт Н.М. Языков) записывают в этой самой Симбирской губернии несколько вариантов былины.

В подавляющем большинстве записей этой былины срок «сидения» (или «лежания») Ильи - ровно тридцать лет. Но в симбирских записях мы находим сакраментальное число -33. И не откликнулось ли это в самом начале гончаровского романа, где о возрасте главного героя сказано - «человек тридцати двух — трёх лет от роду?». Здесь как бы писатель вспомнил рассказанную в детстве былину.

Интересно в романе сравнение немецкого и русского начал. Ешё начиная с послепетровских времён многие русские дворяне были вытеснены в службе немцами. И, поэтому, уместно сравнение воспитания и жизни двух героев - Штольца и Обломова. Андрея Штольца выгнал отец из дома после завершения его учёбы в университете, что вызвал резкий протест и жалость к юноше всего населения деревни. Русский человек не мог и не может на это пойти. Более того, своего сына и дочь (т.е. дитя) он будет содержать до конца своей жизни. И отец, и мать Обломова содержали Илью Ильича до конца своей жизни, поручив перед своей смертью этот крест верному слуге Захару.

Гончаров, очевидно, думал представить в Штольце гармоническое слияние двух стихий - немецкой практичности с русской «широкой натурой». Вышло же только то, что Штольц тратит «по бюджету каждый день, как каждый рубль», что он наконец «ищет равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». Но эти тонкие потребности духа выражаются у него собственно в том, что он охотно наслаждается, слушая музыку и читая Шиллера, что составляет него известную принадлежность того комфорта, стремление к которому является, в сущности, главной целью Штольца. В чём же выразилась у этого обрусевшего немца так называемая «широкая русская натура» - остаётся загадкой. Штольц - это, собственно говоря, «вечно двигающийся Обломов», Обломов в том смысле, что вся его деятельность, все его усилия уходят на то, чтобы создать себе удобное и привольное положение в жизни. По сути дела - Обломов и Штольц -положительными героями романа в полной мере не являются, и не могли ими быть. Пожалуй, симпатию вызывает русский «Обломов», с его чистой душой.

Но положительный герой в романе всё - таки есть. Это вдова Агафья Матвеевна Пшеницина, вначале хозяйка дома, а затем жена Ильи Ильича. Именно с ней нашёл он мирное счастье, родил ребёнка. Она была трудолюбивой, и полностью соблюдала русские обычаи и традиции, жила в миру со своей совестью.

Любовь к Ольге Ильинской была последней попыткой Ильи Ильича вернуться к жизни. Автор, как бы убедившись в несостоятельности своего героя, с горечью и сожалением оставляет его умирать на окраине Петербурга, в доме мещанки Пшенициной, где он обретает уют и тепло, долгожданный покой, но без духовных порывов, без развития и движения.

Но таким образом ничего нельзя доказать людям и ничего нельзя решить в пользу своих идеалов, даже если они чисты и возвышены. Нужны другие пути в жизни - активное духовное противостояние злу. Попытку отыскать такие пути Гончаров предпринял в третьем своём романе «Обрыв».

Сюжетным стержнем романа стал поиск Райским красоты. Райский - «художник от природы», наделённый избытком фантазии и тонкой нервной организацией. Поклонник красоты, он ищет в чувстве любви к женщине идеала физического и нравственного совершенства. Он хочет увлечь и других теми стремлениями, которые страстно проповедует. Идеал красоты - цель жизни Райского.

В начале романа герой не может чётко обрисовать формы и границы прекрасного, воплощения которого он добивается в жизни. Его порывы очень часто оказываются всего лишь поисками новых источников «восторга». Его настроенность, во многом несёт на себе черты обломовщины, которая проявляет себя в неумении и нежелании сосредоточиться на чём-то одном, постоянном и прочном. Так же как и Обломов, Райский не способен к усидчивому труду.

В первой части романа герой действует в великосветской среде Петербурга. Он хочет «пробудить» Софью Беловодову, зажечь в ней внутренний свет эмоциональной жизни, вдохнуть в ней страсть, заставить задуматься о судьбе других людей, их бедах и нуждах, страданиях и радостях. Это вызывает лишь ироническую улыбку у равнодушной, холодной, но более практичной, чем он, светской красавицы. Убедившись в невозможности изменить кузину, он уезжает в своё родовое поместье, деревню Малиновку, где развивается основное действие романа. Там Райский и увлекается двумя девушками -новыми типами красоты - Марфинькой, затем Верой.

Образ Веры - центральный персонаж романа, с ним связано решение вопроса о «старой» и «новой» правде. Суть конфликта в том, что «старая» правда бабушки, во многом соприкасаясь с Россией, оказалась как бы изжитой новым поколением, а новое ещё не найдено. В характере Веры достаточно сильны «старые основы», связанные, прежде всего, с её религиозными представлениями. Но также сильно в ней желание обновления, стремление к свободе, к высокой цели. Независимый гордый ум толкает Веру на самостоятельные поиски нового - так происходит её сближение с Марком Волоховым. Волохов олицетворяет собой тип революционера, социалиста крайнего толка, сеющего смуту в сердцах гимназистов. Та разновидность общественного деятеля, которую нарисовал Гончаров в образе Марка, явилось самой зловредной для России, поскольку связана с проповедью вседозволенности, с разнузданным отрицанием всех положительных понятий. В борьбе с ним, со всей страстностью и проявляются все незаурядные качества натуры Веры. Она ничего не принимает на веру, всё хотела бы подтвердить опытом, практикой. Отсюда — её ошибки и падения.

Вера проходит через искус соблазна так называемыми новыми веяниями, увлечениями Марком и его теорией о «заре, будущего», о «прогрессе» и социальной справедливости, об узаконнености любви на срок. Судьба Веры обобщает поиски молодого поколения русского интеллектуального общества 60-х годов XIX века, когда молодые люди оказывались в силу своего естественного интереса к новому в трагическом разладе с ценнейшими национальными заветами.

Гончаров показал, что самый тяжёлый «грех» русского человека проявляются в том и тогда, когда он под влиянием «новых веяний» начинает поиск разумного в отрыве от здоровых традиций и родной почвы, когда в абстрактных поисках меркнет национальное самосознание, когда разрываются связи с высшими религиозными принципами бытия. Это приводит к потере защитных механизмов самосохранения, к гибели нации - в конечном итоге. Промежуточным итогом и является тот «обрыв», который существует в стране. Само название говорит о том «Обрыве», который и случился в нашей стране. И который так до сих пор не прошёл. Может быть, действительно, пора прислушаться к предостережениям нашего национального гения Ивана Александровича Гончарова.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...