Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

«Я вжился в дух общины. Ее доброты хватает всем

История и традиции Нового года


Всея твари Содеятелю, времена и лета
во Своей власти положивый благослови
венец лета благости Твоея, Господи,
сохраняя в мире люди и град Твой
молитвами Богородицы, и спасены.
(тропарь праздника)


Вот и очередной Новый год. Вслед за ним мы отмечаем Старый Новый год. Церковный календарь также отмечает свое Новолетие. У нас есть несколько Новых годов. Отмечаются они тоже в разное время. Попробуем, проследив их историю разобраться в этом многообразии, начнём с истоков.

Начало времени

Месяц март имеет особое значение в духовной жизни человечества. С него велось летоисчисление, называемое от сотворения мира. В этом месяце Бог создал видимый мир и сотворил первых людей Адама и Еву, для которых насадил рай на востоке, в котором повелел царствовать Адаму над всей землёю, зверями, скотами, гадами, рыбами, всеми плавающими в морях и над всеми летающими под небесами. Также Бог заповедовал своему богоизбранному народу – древнему Израилю, считать март первым месяцем года. Первоначально он назывался авив (месяц колосьев). После вавилонского пленения он получил название нисан (месяц цветов). Во время пребывания евреев в Египте предводителям народа Моисею и Аарону Бог сказал: «Месяц сей вам начало месяца, первый будет вам в месяцах лет». (Исход Гл. 12 Ст.2) В этот месяц израильтянам было заповедано праздновать Пасху, которая связана с исходом народа из Египта. Лунный год у евреев разделялся на гражданский и священный. Священный год начинался в месяц нисан (март). По священному году считались праздники и священные времена. Этим же годом пророки означали времена своих пророчеств. С мартом месяцем связано непорочное зачатие Девой Марией – праздник Благовещения (25 марта по ст. стилю), то есть сошествие на землю нашего Спасителя Богочеловека Иисуса Христа.

Свой отсчет Нового года с марта вели и древние римляне. В 46 г. до н. э. при Юлии Цезаре александрийский астроном Созиген разработал новый календарь, и Римская империя перешла на Юлианский календарь.

С марта начинается счет солнечного круга период в 28 лет и лунного в 19 лет, с чем связано исчисление Пасхалий. В церкви исчисление Пасхалий называется индиктион – великий пасхальный круг – 532 года, по которому составляются пасхалии. На Руси он получил название Великого индиктиона, церковного или «Миротворного круга». Ведет он свой отсчет с 1 марта согласно Следованной псалтири от сотворения первого человека Адама. Сейчас идет 15-ый индиктион, который начался в 1941 году и завершится в 2473 году.

Март месяц связан с двумя важными датами в истории церкви и нашей духовной культурой: 1 марта 1809 г. открытие Санкт-Петербургской Духовной академии. 11 марта 1564 г. в Москве напечатана дьяконом Иваном Фёдоровым первая книга «Апостол».

На Руси ещё у древних славян месяц март считался также началом нового года. И только в XIV веке по примеру восточных христианских церквей и византийской традиции началом летоисчисления стали считать сентябрь.

Новолетие

В православном календаре 1 сентября/14 по н. ст. носит название «Начало Индикта – церковное Новолетие». Слово «индикт» имеет латинское происхождение и обозначает налог. В Древнеримской империи летоисчисление производилось по индиктам, в конце которого назначалась особая денежная повинность на содержание солдат. Существовало три вида индикта: императорский, константинопольский, начинавшиеся 1 сентября, и первосвященческий или папский -1 января.

В этот день в 312 году император Константин Великий одержал победу и стал единым правителем Римской империи, после чего христианам была дарована полная свобода вероисповедания. Перед битвой во сне император увидел на небе знамение Креста и услышал невидимый глас «сим победишь». Наутро император проснулся и повелел на щитах начертать крест. В 325 году на I Вселенском Соборе в воспоминании этих двух событий в греческой церкви было установлено празднование Новолетия. Так Констанипольский индикт вошел в Византийскую хронологию и в наши летописи.

Но корни церковного Новолетия лежат в глубокой древности. В седьмой месяц Ноев ковчег остановился на горах Араратских, пророк Моисей принёс скрижали с заповедями Божьими, была сооружена Скиния Господня и освящён первый Иерусалимский Храм, построенный Соломоном. Как Господь после 6 дней творения почил от дел своих в 7 день, такая же заповедь была дана древнему Израилю. Освободившись от мирских дел, служить Богу. Народ раз в год стекался в Иерусалим, смиряясь постом, приносил очистительную жертву, а первосвященники единственный раз в году входили в Святая Святых. В Ветхозаветной церкви у древних иудеев в этот день праздновали новое лето. Месяц назывался «тифи» с которого начинался гражданский год. В Новозаветной же истории этот день связан с евангельскими событиями с началом проповеди Иисуса Христа в Галилее. В этот день он впервые пришел в Назарет, в город своего детства. В синагоге ему подали книгу пророка Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня…проповедовать лето Господне благоприятное». (Лк 4, 16-19)

Само название месяца сентября происходит от латинского семь, так как у римлян это был седьмой месяц в году. У древних же славян название этого месяца носило название «вресень». Существуют два мнения по поводу этого названия. Первое, что это значит ранние заморозки, грозящие хлебу, второе связывают со словом вершить (оканчивать), что указывает на окончательное завершение уборки хлеба в этом месяце.

Как принятие христианства, так и многие традиции из Византийской церкви перешли в Русскую Православную Церковь. У нас же празднование Новолетия в сентябре укоренилось со времен Ивана III. В 1492 году закончилось 7-ое тысячелетие от сотворения мира, в этом усматривали символический смысл. Далее пасхалии не были рассчитаны, так как с началом 8-ого тысячелетия ожидали конца мировой истории. Но Собор 1492 года не подтвердил этих апокалиптических ожиданий. Архиепископу новгородскому Геннадию было поручено рассчитать Пасхалию (празднование Пасхи) на 8 тысячелетие.

На этом же Соборе было принято решение о перенесении Новолетия с 1 марта на 1 сентября. Иван III был назван государем и самодержцем Всея Руси и новым царем Константином, а Москва соответственно новым Константинополем или третьим Римом. С этих же времен на Руси стал атрибутом государственной власти и символики герб с Византийским двуглавым орлом. Этим подчеркивалось, что Русь считает себя правопреемницей Византии.

Истоки Нового года

Название «январь» происходило от древнего языческого бога Януса. Его изображали с двумя лицами и называли «двуликий Янус»: спереди молодым, сзади – старым, в знак того, что он стоит на распутье времен. Одно лицо у него смотрит вдаль, а другое созерцает год только, что истекший. Это нашло своё отражение во встрече Старого нового года и Молодого нового года, которые на открытках и в литературе изображались в виде Деда Мороза и мальчика. Также Янус изображался с ключами и имел 365 пальцев по числу дней в году. Считался одним из верховных богов, которому приписывалось творение мира.

В Европе в XVI веке была проведена календарная реформа. Она была связана с вычислением Пасхалий. Её провел Римский папа Григорий XIII своей буллой от 24 февраля 1582 г. А в 1594 году французский король Карл IX установил начинать Новый год с 1 января, что впоследствии было принято и в других западноевропейских странах. Григорианский календарь был введён в Германии в 1700 г., а в Англии только в 1752 г. Этого летоисчисления придерживается и Константинопольская церковь, перешедшая на новый стиль в 1923 г.

У древних славян этот месяц носил название «просинец» от «просияния», усиления с этого времени солнечного света, а также начинающегося показывающего синевы неба. Существует и другая версия, по которой этот месяц носил название «овсень». Оно означало также прибавление дневного света, просветление. С декабря дневной свет начинал прибывать: солнце поднималось в полдень над землей всё выше и выше. Так назывался не только месяц, но и обряд встречи Нового года, который запечатлелся в фольклоре.

Ай, во боре, боре
Сосенка стояла,
Зелена, кудрява!
Ой, овсень! Ой, овсень!

Ехали бояре,
Сосенку срубили,
Дощечки пилили,
Ой, овсень! Ой, овсень!

Мосточек мостили,
Сукном устилали.
Гвоздьми убивали,
Ой, овсень! Ой, овсень!

Кому ж, кому ехать
По тому мосточку?
Ехать там овсеню
Да Новому году!


Петровская реформа

В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому начало Нового года стали считать 1 января, как это было принято в европейских странах. Согласно этому указу с 1700 года на Руси был введен гражданский Новый год. Церковное же летоисчисление осталось неизменным. В 1700 году по Указу Петра Великого был введён гражданский Новый Год, который стали отмечать 1 января. Отсюда ведёт свою традицию ёлка на Руси. Эта традиция пришла к нам из Европы – Германии. Традиция эта имеет, несомненно, более древнее происхождение. Существует рождественская легенда и её стихотворное переложение, откуда пошла традиция украшать ёлку на Рождество.

Указ: «Поёлику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 января. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает».

Тогда же был составлен молебен. Этот молебен обязательно совершался во всех церквях после литургии 1 января по указу Святейшего Синода от 21 декабря 1765 года. И гражданский Новый год, и европейское летоисчисление в своей основе ведут свой отсчёт от Рождества Христова. После Петровской эпохи обе эти традиции забылись, возобновились они только в середине XIX в., снова стали отмечать Новый год и ставить Рождественскую ёлку, переняв её у живших в Петербурге немцев. Впервые новогоднюю ёлку поставили под Петербургом в ропшинской усадьбе императрицы Алекснгдры Фёдоровны, которою она получила в подарок на Новый год от Николая I. Первая общественная ёлка была устроена в Екатерингофском дворце в 1852 г., находившимся в ведении Петровской галереи Эрмитажа.

В столице в XIX веке санкт-петербургский «сезон» официально начинался новогодним приёмом, который царь давал в Зимнем дворце для дипломатического корпуса. Торжество проходило в белом мраморном Георгиевском зале. Император восседал на большом позолоченном троне с гербом, отделанном красным бархатом. Он принимал поздравления собравшихся в зале дипломатов. После этого приёма до Великого поста начинались концерты, спектакли, банкеты, балы. Период Святок, на который приходился Новый год, было времени, когда совершались дела милосердия и благотворительности для чего служили новогодние балы и ёлки.

Няня детям говорила:
«Было тихо и темно,
Кто-то стукнул мне в окно…
Я окошко растворила,
Гостя светлого впустила:

Нежный мальчик-летунок,
Ясноглазый, кудряватый
Залетел ко мне крылатый,
Словно легкий голубок.
Он сказал: «Я Новый год!»

Новый год сто лет назад

Новый год, как известно, принято у нас, особенно в больших городах, встречать шумным пиршеством, среди всевозможных греховных забав и развлечений. В виду этого весьма отрадно совершать молебен в храмах в полночь под новый год. Правда, он совершается повсеместно 1 января после литургии, и там, где под новый год мирно почивают, как например, в деревне, где нет нужды в совершении молебна в полночь. К сожаленью, и в наших деревнях, как наследие языческой старины, ещё продолжают существовать различные суеверные обычаи, приметы, гадания. Но там, где в полночь царит разгул, весьма благотворно именно в это время призвать молитвой к благоразумию встречающих новый год в греховном бодрствовании.

Почин такой встречи нового года был сделан сначала только некоторыми священниками Санкт-Петербурга. В 1894 году почти во всех церквах Санкт-Петербурга молебен был совершен накануне Нового года после всенощной. всенощное бдение под Новый год было совершено позднее обыкновенного в 10 часов вечера, был также прочитан акафист Иисусу Сладчайшему, а в конце было сказано приличное к случаю поучение, чем и был дан тон религиозной настроенности на всю ночь для всех присутствующих. Можно быть уверенным, что торжественные призывы церковных колоколов под новый год укажут многим, вовлекшимся в разгул по своей слабости и легкомыслию, которым особенно необходимо протянуть руку помощи, настоящий путь, как должно встречать новый год. (Церковный Вестник, 1894 г.)

В городах в последние годы стал устанавливаться обычай среди верующих встречать новый год в церкви, причем и обычное новогоднее молебствие совершается уже в полночь. В Петербурге в газетах не раз высказывалось желание общества, чтобы все церкви, по крайней мире приходские были открыты для встречи нового года.

«31 декабря 1900 года, - пишет один петербургский обыватель, - в начале двенадцатого часа ночи, живя близ Исаакиевского собора, я выглянул в окно, в твердой уверенности, что увижу факелы собора зажженными и храм освещенным. Но все вокруг было погружено в глубокий сон. Тогда я на¬правился в Казанский собор, приветливо всегда идущий на¬встречу религиозным запросам общества, но, когда подъехал, и здесь увидел все погруженным в сон. Пешеходы шли, однако, к собору со всех сторон, стучались у дверей и с печалью уходили прочь. Другие останавливались и ждали, не веря, что собор не откроет своих дверей. Подъезжали и на извозчиках и, перекликнувшись с стоявшей на крыльце собора группой, быстро продолжали путь. У моей спутницы навернулись на глаза слезы. Мне самому стало как-то жутко. Двери дома Божия в этот знаменательный полуночный час были за¬крыты и как бы говорили: «идите, отверженные, прочь». Улицы были парадно освещены, рестораны, по принятому обычаю, зазывали встречать новый век за шампанским, среди веселья, под звуки музыки и песней. Но больше хотелось плакать, страстно желалось быть ближе ко Христу, и так трудно было найти Христа в этом беззаконном Вавилоне. Я все-таки знал, что некоторые церкви, наверное, будут открыты. Извозчик, окрыленный прибавкой на чай, мчался во весь дух по залитому парадным светом Невскому проспекту. На углу Владимирского проспекта послышался сладостный благовест Троицкой церкви общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Еще немного - и показались её ярко освещенные окна. Слава Богу! Здесь со светильниками в руках ждали Жениха, грядущего в полуночи».


Папа, Мама! Новый Год
Пусть по- старому идёт.
Только б дал вам Бог здоровья,
Сил работать в добрый час. –
И тогда своей любовью
Осчастливите вы нас!...


Советский Новый год

В последний день 1917 года Декретом Советского правительства Финляндской республике была дарована независимость. В этот день была организована встреча первого советского Нового года Выборгским районным Советом в районом штабе Красной гвардии Ленин выступал перед рабочими и красноармейцами Выборгской стороны в здании Михайловского Военно-артиллерийского училища (Военно-артиллерийская академия, ул. Комсомола 22). Происходило это недалеко от Финляндского вокзала, на который 3 апреля 1917 на Пасху Ленин вернулся после длительной эмиграции из Финляндии в Петроград.

«Все поработители начинали свою работу с извращения истины, с фальсификации прошлого…» (Д.С. Лихачев). Среди первых декретов Советской власти было изменение календаря. Декретом от 24 января был введен новый стиль, а с февраля началось новое летоисчисление. С его введением разница между датами изменилась на 13 дней. И теперь в церковном календаре приходится указывать две даты по старому и новому стилю. Таким образом, гражданский календарь стал совпадать с западноевропейским, так называемым григорианским. А старый Новый год или новый год, согласно церковному календарю, приходится на 14 января. И таким образом Новый год оказался впереди Рождества, в самое строгое время рождественского поста. В феврале 1918 года из истории было вычеркнуто 13 дней. Отсюда и происходит путаница, так как, изменив точку отсчёта, остальные календарные даты не передвинули.

Пройдёт всего несколько лет, и Новый год из весёлого праздника превратится в зловещие реалии советской жизни.

Поэт Владислав Ходасевич в парижской газете «Дни» написал очерк воспоминаний, посвященный пятилетию со дня смерти Блока и гибели Гумилёва «О Блоке и Гумилёве»:

«Помню Святки 1920 года. В Институте Истории Искусств устроили бал. Весь литературный и художественный Петербург налицо. Он играет в бал. В огромных промерзших залах зубовского особняка на Исаакиевской площади – скудное освещение и морозный пар. В каминах чадят и тлеют сырые дрова. Гремит музыка. Люди движутся в полумраке, теснясь к каминам. Боже мой, как одета эта толпа! Валенки, свитера, потертые шубы, с которыми невозможно расстаться в танцевальном зале. С подобающим опозданием является Гумилёв под руку с дамой, дрожащей от холода в черном платье с глубоким вырезом. Прямой и надменный во фраке Гумилёв проходит по залам. Он дрогнет от холода, но величественно и любезно раскланивается направо и налево. Беседует со знакомыми в светском тоне. Он играет в бал. Весь вид его говорит: «Ничего не произошло. Революция? Не слыхал».

Во всей этой толпе играла в ту же игру ещё одна семидесятилетняя старуха. Серая, сильно декольтированная, в шелковом сером платье, накрашенная, с голыми плечами, густо обсыпанная голубоватой пудрой. Она вся казалась жемчужной и страшной. Сидела в пунцовом шёлковом кресле, обмахиваясь дымчатым страусовым веером. Казалось сейчас ворвутся кожаные и потащат вон старуху и Гумилёва вместе».

Советские же издания с умилением рассказывали о новогодней ёлке из детства Ильича; о елках в Сокольниках и Горках, устроенных для детей, которые посетил Ленин.

А в 1925 году празднование Нового года было запрещено на 10 лет. В 1935 году после статьи Постышева в газете «Правда» вышло Постановление ЦК ВЛКСМ об устройстве для детей новогодних ёлок. А в 1937 года в Кремле было показано, как надо устраивать уже советские новогодние ёлки. Но теперь новогоднюю ёлку венчала не рождественская звезда, а, как и кремлёвские башни, красная пятиконечная звезда – символ новой власти, новой эпохи. А в ГУЛАГе слагали свои новогодние песни.

Новый год

Новый год порядки новые,
Колючей проволокой лагерь обнесён,
Везде глядят на нас глаза суровые,
И смерть голодная грозит со всех сторон.

Милая.
Не будь унылая,
Хоть и мучителен тяжёлый приговор.
Придёт свободы час,
Судьба спасёт всех нас.
А за тюрьмы забор сам въедет прокурор.


Блокадная Ёлка

Среди многочисленных блокадных воспоминаний есть несколько, которые рассказывают об устройстве новогодних ёлок в блокадном Ленинграде

«Я не ветеран Великой Отечественной. В августе 1941-го мне исполнилось 11 лет. Я просто один из тех, кто всю войну прожил (и выжил!) в нашем городе. Но и у меня есть что вспомнить и о чем рассказать.

До войны я и две мои старшие сестры учились в 12-й (ныне 76-я) школе Петроградского района, на Зверинской улице. Хорошо помню свою первую учительницу Екатерину Кирилловну Перфильеву, многих одноклассников.

Одним из самых запомнившихся эпизодов первой блокадной зимы была новогодняя елка в помещении Педагогического института имени Покровского.

В один из январских дней в нашу квартиру на Большой Пушкарской, 3, постучали. Вошел мой одноклассник Володя Байков. Он сказал, что для младших школьников организуется елка, и ему поручили обойти ребят из нашего класса и составить список тех, кто может прийти.

Он подчеркнул, что с собой необходимо взять ложку и тарелку: будет обед!

В назначенный день я, прижимая к себе старенький портфель без ручки, в котором лежала тарелка и ложка, вошел в здание института. В актовом зале на сцене стояли две большие елки.

В зале было очень тихо. Дети, закутанные кто во что горазд, молча ждали. Не было ни улыбок, ни смеха, ни радостных восклицаний, хотя мы видели своих друзей после большого перерыва. Не все узнавали своих. Смутно помню, что были там и учителя, и среди них – Екатерина Кирилловна. Узнать её было очень трудно, так она похудела.

Начался концерт. Кто с чем выступал, я не могу вспомнить. Мне кажется, что все ждали только одного: действительно ли будет обед?

После концерта нас развели по аудиториям, где стояли черные учебные столы. Женщины из армейских термосов наливали в наши тарелки суп, затем накладывали второе, а в конце каждый получил ещё и подарок, в котором был даже настоящий мандарин!

Прошли года, и я вновь попал в здание на Малой Посадской уже в качестве студента-заочника ЛГПИ имени Герцена. Пытался найти ту аудиторию, где кормили нас в январе 1942-го, и в который раз меня переполняло чувство благодарности к тем скромным подвижникам просвещения, которые в нечеловеческих условиях смогли добиться для ленинградских детей устройства такого праздника».


Только с 1948 года Новый год стал полноценным праздником согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 23 декабря 1947 г. Президиум Верховного Совета СССР постановил:

1. Во изменении Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года считать день 9 мая – праздник победы над Германией – рабочим днём.
2. День 1 января – новогодний праздник – считать нерабочим днём.

Тем не менее, кто-то по-прежнему оставался верен традиции и продолжал встречать Рождество Христово, и ёлка оставалась символом именно праздника Рождества. И даже во встрече Нового года сохранилась традиция встречать два Новых года: Новый и Старый новый год по церковному календарю. Но всё же надо отметить, что Новый год из всех советских праздников остался наименее идеологизированным, хотя он и нёс на себе печать своей эпохи, что проявлялось в предновогодних рапортах о досрочном выполнении и перевыполнении годовых и пятилетних планов и новогоднем обращении главы страны и коммунистической партии. В первую очередь оставался семейным, домашним праздником, в чём выражалась его преемственность с Рождеством Христовым.

Русская Православная Церковь осталась, по-прежнему, верна своей духовной традиции.

Открытки рассказывают

История поздравительных открыток является частью православной культуры, отражающей одну из форм бытовой религиозной традиции, берущей свои истоки в христианской Европе. Ей можно посвятить отдельную статью. Открытки могут поведать много интересного, стать как историей семьи, так и предметом отечественной истории. Они входят в музейные собрания, это популярный вид коллекционирования, их хранят семейные архивы. Не только со временем, но и сейчас они могут показать и рассказать о многом, стать увлекательным иллюстрированным путешествием в прошлое. Это подтверждают неоднократно проведенные выставки. Наше время к счастью – время обретения, возрождения и возвращения к забытым духовным традициям.


Открытки-визитки и фотооткрытки.

Нач. 20 в. Импорт для России из Германии


Европейская открытка для России.


Поздравление Ее Высочеству баронессе Марии Карловне Эрнрот из Общины Св.Георгия


С приветом из С.-Петербурга Клавдию Федоровну поздравляет известный ей Николай Инюшин и желает неземных радостей и блаженства


Остановимся кратко только на новогодних открытках, которые были и по сей день остаются неотъемлемым атрибутом данного праздника. Отметим лишь, что свою историю они ведут с конца XIX в. как разновидность иллюстрированной открытки. Первоначально они издавались к праздникам Рождества Христова и Пасхи, Дню Ангела, а в начале ХХ в. появились новогодние открытки. Многие из них печатались специально для России в Европе в основном Германии, Франции, Швеции и Польше. Изображённые на них типажи, лица и одежда детей, пейзажи и другие сюжеты сразу заметно отличают их от отечественных открыток. По своей сюжетной тематике они менее всего были наполнены духовным содержанием, более носили светский характер. Свиньи и символические мешки с деньгами выражали благополучие и материальный достаток, подкова как символ удачи, традиционная бутылка шампанского и цифровое обозначение наступающего нового года, зимние пейзажи эти традиционные сюжеты в основном перешли в середине ХХ в. на новогодние открытки советского периода. Наиболее для нас интересным является, то, как сохранялась традиция дореволюционных поздравишек, а значит вместе с этим и православных праздников, тем более это никак не отражено в исследованиях касающихся темы поздравительной открытки.

В 20-х годах традиция поздравительных открыток прервалась. С возобновлением празднования Нового года в 1938–1939 гг. были выпущены первые новогодние советские открытки. Издание их возобновилось во время ВОВ в 1942 году. Сюжетная тематика их была преимущественно военно-патриотической, подчас носившей откровенно пропагандистский характер. Только новогоднее поздравление: «Новогодний привет с фронта» говорило о принадлежности открытки к празднику. Тем не менее, на них можно увидеть и обычного Деда Мороза. К новому 1946 году была выпущена открытка «Первый мирный Новый Год». В конце 40-х начале 50-х годов новогодние открытки в основном выпускались фотоспособом. А с 1953 года начался их массовый выпуск.



Трофейная открытка из Финляндии (слева) 1930-е гг. и открытка для советского военного контингента в ГДР 1970 гг.


В сохранившихся семейных архивах рождественские «поздравишки» в 30-40-х гг. использовали для новогодних поздравлений. Как правило, зачеркивая текст рождественского поздравления, и рядом помещали своё новогоднее поздравление. Но как свидетельствуют открытки и их поздравления, вера и традиция сохранялась и в советское время. Так на них можно обнаружить новогодние поздравления крестным и крестникам, поздравления с Днём Ангела (для этого использовали фотокопии с поздравишек, в том числе их делали с рождественских и пасхальных открыток) и советские новогодние открытки, которые использовались для поздравления с Рождеством. В 50-60 гг. также в формате фотографии делали фотооткрытки, на которых был совмещённый коллаж в виде новогоднего поздравления на фоне сюжетов, перефотографированных с дореволюционных поздравишек.

С конца 80 гг. прошлого века стали снова выпускать открытки «С Рождеством Христовым». Вначале это были переиздания поздравишек, но со временем они стали находить свои сюжеты, обретать своё своеобразие, продолжая и развивая прерванную традицию. Тем самым возродилось их первоначальное предназначение, как принадлежность к празднику Рождества Христова. Но их можно купить преимущественно в церковных лавках.

Отрадно, что сейчас снова возродилась эта традиция нашей православной культуры. Один из атрибутов христианских праздников опять входит в нашу духовную жизнь.


Поскольку открытки относятся к эпистолярному жанру, представленная подборка открыток позволит совершить ретро путешествие по петербургским и ленинградским адресам вместе с новогодними поздравлениями.

Вадим Кустов
Открытки из собрания автора
Прислано автором 20 января 2012 г.

В Санкт-Петербурге открылась выставка «Пётр и Феврония – покровители семьи»

К дню памяти святых Петра и Февронии муромских небесных покровителей семьи и к государственному празднику Любви, семьи и верности, в рамках районного праздника, который пройдет 8 июля, в Курортном районе в Доме культуры и творчества г. Сестрорецка подготовлена выставка «Пётр и Феврония - покровители семьи».

На выставке представлены несколько интересных экспонатов.


Памятник древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии» был написан в XVI веке монахом Ермолаем-Еразмом для составлявшегося тогда митрополитом Макарием первого русского собрания житий святых к готовившейся канонизации свв. Петра и Февронии. Но литературная форма, о чем говорит сам жанр – повесть, не подходила под традиционный жанр жития и не была включена в Великие Четьи Минеи. Монах Ермолай взял за основу фольклорные легенды, которые на протяжении нескольких веков сохраняли в народе и передавали из уст в уста предание о жизни княжеской четы Петра и Февронии. Повесть много раз интерпретировалась и иллюстрировалась. Сохранилось 350 списков повести XVI-XVIII веков. Начиная с XVII и до начала ХХ века, повесть иллюстрировалась, и поэтому является не только памятником мировой литературы, но и шедевром книжной иллюстрации - формой малой художественной миниатюры.

На выставке будут также представлены книжные издания 1990-2000 годов: жития, акафисты, православные календари и фольклорные сборники. По ним можно будет познакомиться с разными вариантами изложения повести, в том числе и пересказами для детей.

Второй раздел выставки представляет святых Петра и Февронию как покровителей семьи и супружества. Миниатюрное художественное издание «О христианском браке и об обязанностях мужа и жены. Учение св. Иоанна Златоуста». Это переиздание книги, составленной в 1905 г.

Среди раритетных изданий будут представлены две книги: «Проповеди. Приложение к руководству для сельских пастырей» 1889 года издания. Поучение протоиерея П. Троицкого в день памяти св. Петра и Февронии (образ супружеской жизни) и книга доктора медицины Марии Вуд-Аллен «Что надо-бы знать девушке», переведенная с английского и изданная в 1908 году. Книга затрагивает важные духовно-нравственные вопросы любви, ответственности в браке, наследственного влияния дурных привычек, последствий безнравственности, критериев выбора мужа, помолвки и свадьбы. Так автор разъясняет не только с медицинской, но и с нравственной точки зрения важность семейной жизни и брака для будущей матери, постепенно подводя девушку к этому ответственному шагу в её жизни.


Пётр и Феврония. Открытки


Пётр и Феврония. Брак совершается на небесах. Палех

Последний раздел выставки познакомит с иллюстрациями этого литературного памятника. Среди них – набор открыток древнерусской художественной миниатюры, иллюстрирующих текст рукописной книги XVII века «Сказания о Петре и Февронии» неизвестного автора из собрания Отдела рукописей Государственного исторического музея, изданный в 1970 году. Серия календариков, выпущенных в 1993 году, знакомит с палехской миниатюрой: Сватовство молодых, Благословение, Жених и невеста, Венчание, Брак заключается на небесах.

Выставку можно посмотреть с 6 июля по 6 августа 2016 г. в Доме культуры и творчества (Сестрорецкий филиал), г. Сестрорецк Приморское шоссе д. 282.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставки «Илья Репин» и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан:

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

ПОДРОБНОСТИ

ПАСХА И ВОЙНА

Ныне исполняется 100 лет с начала Второй Отечественной войны, так до революции в России называли Первую мировую. В связи с этим в Ленинградской области прошла необычная выставка, посвящённая празднованию Пасхи в те, опалённые войной, годы. В конце апреля и начале мая её экспонаты можно было увидеть в выставочных залах храма Царственных Страстотерпцев (п. Раздолье) и храма Коневской Божьей Матери (п. Сапёрный) Приозёрского благочиния. С 18 мая выставку повторят в п. Раздолье в рамках фестиваля «Россия – священная наша держава», посвящённого дню рождения Императора Николая II. Что интересно, уникальные экспонаты для неё собраны одним человеком – культурологом и коллекционером, руководителем выставочного центра «Раздолье» Вадимом КУСТОВЫМ. Наш корреспондент задал ему несколько вопросов.

Безымянное фото, найденное в домашних архивах

– Почему вас заинтересовала история Первой мировой войны?

– Всегда интересно то, что неизвестно. О той войне мы мало знаем. Есть и личные мотивы. В семейном архиве нашёл я фотографию унтер-офицера. Этакий маленький, размером с пятирублёвую монету, вырезанный овал. На нём явно мой родственник, но подписи нет, и теперь уж не узнать, как его звали. И знаете, стало грустно: что вот были живые люди, великие исторические события – и словно канули в Лету... Нам нужно соединить связь времён, чтобы жизнь нашей страны стала для нас реальной.

– Вы коренной петербуржец?


Вадим Кустов ведёт экскурсию на выставке

– В седьмом поколении. Предки по материнской линии были ярославскими «питерщиками» – ездили из Ярославля в столицу на отхожий промысел. Кстати, ярославцы тогда имели самое большое землячество в Петербурге. Мой прапрапрадед Фёдор пришёл в Питер 9-летним мальчиком, да так и остался в Петербурге. А по отцу у меня были псковские отходники. Сам же я родился под Ленинградом, в Сестрорецке. С этого городка и началось моё увлечение краеведением.

В 90-е годы, спустя несколько лет после крещения, в епархиальном журнале прочитал я статью о Свято-Троицком Линтуловском монастыре. Оказалось, что он совсем рядом с Сестрорецком – а я и не знал! Стал собирать материал, одно уцепилось за другое... А потом понял, что это не «внешняя» история, а и моя тоже – через моих предков. В семейном архиве сохранилось много рождественских и пасхальных открыток, стал их разбирать, и так появилось ещё одно направление поисков, связанное с историей поздравительных открыток.

– Они есть на вашей выставке?


На открытке – Императрица с Цесаревичем

– Да, конечно. Одну из пасхальных открыток мы поместили на афише. На ней изображены Цесаревич Алексей в образе мальчика в матроске и Государыня Императрица в образе сестры милосердия, поздравляющие раненого в госпитале. Эта открытка известна коллекционерам и растиражирована в Интернете, но всё же считается редкостью. А моя открытка уникальна своей оборотной стороной. Там есть текст письма, в котором сестра милосердия одного царскосельского госпиталя передаривает эту открытку, сообщая, что получила её от Государыни Императрицы. На ней адрес и почтовый штемпель Царского Села. То есть сюжет открытки отражает не просто «образ», а реально происходившие события. Есть и другие открытки, уже чисто художественные. Например, с «пасхальным зайцем» автора Вибке – такой сюжет выбрал её издатель, Российский комитет помощи семьям убитых офицеров. Эта открытка, кстати, из тех обнаруженных в семейном архиве, с которых и начался мой интерес к дореволюционному быту.

– На выставке не только открытки?

– Собраны самые разные предметы того времени, связанные с Пасхой. От подарочного яйца до периодики с пасхальными поздравлениями: «Нива», «Огонёк», «Солнце России», «Петроградская газета», а также и менее известные, редкие – «Сборник русского чтения» и «Алтын». Я сам о них узнал впервые, разыскивая материал к выставке.

Мне интересна культура повседневности, которая передаёт дух времени. Очень хорошо она видна на фотографиях. Смотришь на фото унтер-офицера около землянки, на обороте подписано: «Фотографировался 10 апреля 1916 г. в первый день Пасхи», – и сразу представляется...

– …как на фронте справляли Пасху?

– Были праздничные богослужения и простые солдатские радости. Воины в окопах получали подарки, писали домой письма с пасхальными поздравлениями. Пели и танцевали под гармошку на позициях – это видно на фотографиях. А на обложках газет и журналов появлялись пасхальные сюжеты: вот раненые, перемещённые в тыл, вместе с сёстрами милосердия и мирным населением идут к пасхальной заутрене, а вот жена посещает своего мужа на позиции. На других картинках Царь христосуется с солдатами. Много сюжетов про то, как народ собирает подарки, а потом вместе с куличами их раздают бойцам в окопах. Так всё реально и было – есть документальные фото, как священники освящают куличи непосредственно на позициях. Для сбора подарков проводились благотворительные акции «Красное яичко в окопы». Это отражено в фотографиях, помещённых в «Петербургской газете» за 1916 год. В них принимали участие разные социальные слои. В пасхальном выпуске «Огонька» за 1915 год есть рисунок «На позиции – Пасхальное яичко рабочих», то есть пролетариат тоже принимал в этом участие.

Для народа это был великий праздник, но, возможно, кто-то относился к нему просто как к традиции. И к войне тоже относились по-разному. Судя по рекламе в журналах и газетах, предлагавшей немало развлечений, может показаться, что войны никакой и вовсе нет, что это где-то далеко происходящие события, которые мало заботят общество. В сюжете журнала «Алтын» показан сбор пожертвований в Москве «На подарок солдату к Светлому празднику» – и мы видим развлекающуюся респектабельную самодовольную публику, устроившую в кабаре аукцион по продаже туфельки балерины Гельцер. Рядом с фронтовой хроникой часто соседствовала малоуместная политическая карикатура, в которой к тому же использовались пасхальная тематика, традиции и символы праздника. Всё это было рассчитано на буржуазную мещанскую среду, которая вскоре поддержала февральскую революцию.

Надо сказать, во время войны Пасху отметили всего три раза, а полноценно – вообще два. Последняя Пасха, 1917 года, была уже окрашена в революционные тона.

– Готовя эту выставку, вы сделали какие-то открытия для себя?


– Узнал много нового. А ещё был замечательный подарок судьбы, связанный с книгой «Казанский собор и война», попавшей в моё распоряжение. Она очень редкая, в фондах Российской национальной библиотеки имеется только один экземпляр. Книга рассказывает о благотворительной деятельности собора в период войны, когда его настоятелем был новомученик протоиерей Философ Орнатский. По его инициативе спустя три недели после начала войны был создан первый епархиальный лазарет для раненых, он же был инициатором сбора подарков на Рождество и Пасху, которые были отвезены донским казакам. На них пал выбор, так как именно они пожертвовали серебро для изготовления иконостаса в Казанском соборе во время Отечественной войны 1812 года. В книге приведены благодарственные письма казаков и несколько фотографий лазарета. На задней стороне обложки есть и объявление о следующем сборе: «На Красное яичко русским воинам-героям».

Занимаясь выставками, я познакомился с потомком священномученика Философа – Сергеем Михайловичем Доброумовым, у которого в семейном архиве хранятся уникальные снимки того времени. И вот у нас родилась идея переиздать книгу, включив туда фото из его и моего архивов. Также уместно будет включить стихотворение «У Казанской Божьей Матери», первую публикацию которого я обнаружил в одном из номеров «Нивы». Его во второй год войны написал известный русский поэт Сергей Городецкий, служивший военным корреспондентом на Кавказском фронте, а затем работавший санитаром в лагере для больных сыпным тифом. Тоже документ эпохи. Прежде Городецкий был символистом, воспевал языческую славянскую мифологию, но перед войной порвал с этим и обратился к крестьянской теме, патронировал Есенина, Клычкова, Клюева. Стихотворение его так заканчивается:

Мы воюем за спасение
Братьев – страждущих славян.
Мы свершим освобождение
Подъяремных русских стран.
С кем враждует Русь лучистая –
Враг и Сына Твоего.
Дай же, Дева, дай, Пречистая,
Нашей силе торжество!
У Казанской Божьей Матери
Дивно светел вечный взгляд.
Жёны, дочери и матери
Перед Ней с мольбой стоят.

Мы недооцениваем Вторую Отечественную войну, которая на фоне Великой Отечественной не была столь тотальной. Но война есть война – смерти, увечья, страдания. Что принципально различается, так это то общество, которое было в неё вовлечено. В начале ХХ века наша страна была другой. Увидеть её, надеюсь, и помогут наши выставки. С отцом Борисом Ершовым, настоятелем храма в посёлке Раздолье, надеемся устроить ещё несколько выставок, а в перспективе и духовно-просветительский центр.

Задавал вопросы М. ВЫГИН

Будучи представителями разных православных братств и общин, все они встретились в Средней Азии, образовав своеобразную духовную семью. Среди главных лиц, представленных на выставке, - , митрополит Гурий (Егоров), архиепископ Гавриил (Огородников), инокиня Евгения (Миллер).

Выставка подготовлена Свято-Петровским малым православным братством (Преображенское содружество малых православных братств) при поддержке прихожан храма Жен-Мироносиц г. Пскова. Открыли выставку члены Свято-Петровского братства и Денис Шерепа. Говоря о названии выставки, Юлия Валентиновна напомнила о том, что Град Божий - одно из древнейших имен Церкви. «В той стране, где люди кричали: «Слава партии! Слава Сталину!» и требовали казни для врагов народа, новомученики и исповедники смогли сохранить принципиально иное духовное пространство, само сокровище Церкви». Поэтому мы имеем право называть их именно гражданами Божьего Града, то есть теми, кто деятельно отвечал за Церковь в самые трудные годы ее существования.

Первую экскурсию провел , специально приглашенный на открытие. Он был лично знаком с людьми, о которых рассказывает экспозиция. Среди первых экскурсантов были протоиерей Александр Сорокин, глава информационно-издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, настоятель собора Феодоровской иконы Божьей Матери, Анатолий Разумов, главный редактор «Ленинградского мартиролога», краевед Вадим Кустов, предоставивший значительную часть экспонатов, руководитель выставочных программ Культурно-просветительского фонда «Преображение», Жанна Телевицкая, старший научный сотрудник Музея А.А. Ахматовой в Фонтанном доме, Максим Якубсон, режиссер фильма «Один день отца Павла», жители Петербурга, Москвы, Пскова.

«Отец Севастиан каждую ночь служил вечерню, утреню и литургию. Потом мы пили чай, и он переходил в следующую квартиру - служить обедницу. В деревне был молитвенный дом, но власти в нем служить не разрешали, поэтому отец Севастиан и служил на квартирах. Сначала в этом для меня была романтика, а потом я вжился в дух общины, для меня это стало очень существенно, значимо» - рассказывал отец Павел. Он отметил, что практически все его духовные наставники были замечательными проповедниками, при этом старались не только проповедовать за богослужением, но и встречались с прихожанами для различных бесед, хотя большинство духовенства в то время на это не решалось.

Главный редактор «Ленинградского мартиролога» Анатолий Разумов отметил точность в подборе имен и предметов экспозиции, а также «неразводненность», плотность выставочных материалов. Анатолий Яковлевич рассказал, что последний год работает над уголовными делами «недострелянных» в годы советских репрессий, поэтому тема выставки ему особенно близка.

«Живым свидетельством о церкви» назвала экспозицию руководитель выставочных программ Культурно-просветительского фонда «Преображение» , отметив, что сегодня в церкви часто недостает знания подвига новомучеников и исповедников российских, а значит, и подлинного уважения к ним. Их опыт очень важен для тех, кто сегодня живет в церкви - чтобы понять, какие традиции церкви продолжать, чему учиться.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...