Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Что делать, если ребенок непоседа? Что делать если ребенок непоседа.

Снова и снова вы просите своего ребенка убрать за собой игрушки, аккуратно есть, внимательно слушать, посидеть на месте хоть пять минут, не раскидывать вещи, быть послушным, не отвлекаться? Вновь и вновь порядок в доме разрушен до самого основания, причем, вместе с вашей нервной системой? Вы просите, требуете, приказываете, наказываете? Поздравляем, в вашем доме растете ребенок-непоседа!

Какие они, непоседы?

Давайте заглянем внутрь проблемы слишком активного, на ваш взгляд, ребенка. Непоседа очень любознателен, потому что ему все интересно. Он совершенно искренне любит этот мир, открытий полный. И также искренне недоумевает, почему родителей это так сердит. Это же так интересно – исследовать предмет на ощупь и на вкус. Посмотреть, что с ним будет, если его кинуть вот так вот. А мама что делает при этом? Снова возвращает. Потрясающе! Полный восторг! А теперь вот так кинем. А теперь постучим. А после сломаем. А затем…. А затем начинается все самое интересное. Ладошки хлопают. Ножки ходят. Вокруг красота и лепота. Ему все интересно и все ново. Он занимается исследованиями, свершает открытия, а родители ему препятствуют.

Родители, вы такие смешные!

Малышу так увлекательно наблюдать за эмоциями мамы и папы. А какая у них будет реакция, если я сделаю вот так? Ого! Здорово! А если повторить? Ух-ты! А если еще и вот это вдобавок? Вот это фейерверк эмоций! Весело! Ну, все – теперь меня не остановить. Я готов на все, лишь бы вновь и вновь играть виртуозную симфонию на нервах родителей. Пусть ругаются. Пусть по попе шлепают. Пусть я не посмотрю сегодня мультфильм. И даже останусь без сладкого…

Подумайте, а был бы ребенок таким активным и непоседливым, если бы родители позволяли ему, искренне, от всего сердца, познавать мир в таких количествах и столько, сколько ему необходимо? Может быть, и был бы, но родительское отношение к его открытиям было бы другим. Ребенку в этом случае вряд ли пришлась бы по вкусу та шалость, на которую реакция со стороны родителей не была бы столь бурной. А пока его «развлечения» не знают границ.

Он − бунтует. Он − требует своего. Он отказывается ходить на горшок и есть самостоятельно. Он плохо спит. Он рыдает на улице по любому поводу. Он делает все вопреки просьбам и требованиям. Чего он требует? Что и все дети в кризисе двух-трех лет. И даже больше того. Ему нужна не только любовь. Не только понимание. Ему нужны вы. Целиком и полностью!!! И он перейдет снова все границы: предусмотренные природой и дозволенного вами.

Непоседам – особый подход

Если ваш ребенок оказался живым сверх всякой меры в полном здравии, то просто радуйтесь, что он у вас здоров, и цените его неуемную жажду жизни, его личность, то, что он у вас есть. Примите его таким с благодарностью. И помните, что только вы можете ему помочь. И только любовью и терпением. Помните, любой ребенок, развивающийся в нормальных условиях, будет заниматься исследованием окружающего пространства и человеческих эмоций. Хорошо, если ваш любознательный малыш исследует мир в пределах досягаемости. Да еще при этом отличается усидчивостью и сосредоточенным вниманием. А если горизонты интересного для него гораздо шире его возможностей – физических и интеллектуальных?

В первую очередь, не попустительствуйте хулиганству ребенка. Очертите рамки того, что ему дозволено делать в доме. Обычно ограничения – это то, что угрожает жизни и здоровью ребенка и окружающих его людей и живой природы. Терпеливо объясняйте малышу, почему этого делать нельзя. Не старайтесь объяснить ему это обычным языком. Сделайте все возможное, чтобы ребенок услышал и понял. Всегда говорите с ним на понятном ему языке. Не требуйте от него того, что он не может сделать на данном этапе развития.

Стоит ли наказывать непоседу?

Общих рекомендаций в этом вопросе не существует. Ищите свой индивидуальный подход. Интуиция и материнское чутье обязательно приведут вас к правильному решению. Главное, успокойтесь. И слушайте себя. Первым делом сделайте глубокий вдох. Очень глубокий. Остановитесь. Выдохните из себя весь негатив. Стали спокойны? Нет? Еще раз то же самое. Пока не почувствуете, что в данный момент вы любящий родитель своего малыша. Действительно ли он сделал то, за что требуется наказание? Или все же вы чуть было не сорвали на него свое зло? Очень важно ответить на этот вопрос. И ответить честно. Если наказание необходимо, то вы это сделаете так, что не придется потом жалеть о своей горячности. Наказывайте в спокойном расположении духа, но наказывайте сразу. Чем меньше малыш, тем дороже каждое мгновение. Пока он не отвлекся на другой объект и уже не в состоянии вспомнить то, о чем вы сейчас с ним говорите.

Бить ребенка нельзя!

Запомните это. Берегите своих родных деток. Не переходите сами границы, когда будете их поведение корректировать под ваши рамки. Но самый лучший способ – эти рамки не дать перейти ребенку. Сдерживайте эти порывы малыша. Включайте всю свою мудрость, чтобы не травмировать кроху. Никогда не унижайте и не обижайте своего ребенка. Если чувствуете, что перестарались, не оставляйте это без внимания. Попросите прощения у ребенка. И обязательно объясните ему, почему вы так поступили.

Не бойтесь говорить о своих чувствах

Если сердитесь – так и скажите. Если он сделал вам больно – не скрывайте этого от него. Он еще только знакомиться с миром. Не пугайте его своими эмоциями. Не ленитесь объяснять своим детям все-все-все-все-все. То, что для вас элементарные вещи − для него удивительная диковина, невидаль из мира непознаваемого. Если дадите ему волю самому все изучать, его детство будет очень увлекательным, но очень травмоопасным. К тому же, из ребенка, которого ни в чем не ограничивают в детстве, скорее всего, получится личность, не знающая меры ни в чем и в зрелые годы.

Родительская любовь творит чудеса!

Внимание, проявленное с заботой и любовью, не бывает лишним. Что может быть чудеснее для ребенка, как знать, что мама его всегда любит, всегда ему рада, всегда найдет для него время, всегда его пожалеет и поймет. Не бойтесь лишний раз присесть, и глядя на равных прямо в глаза, сказать малышу, что вы его очень любите. Не стоит бояться лишний раз погладить ребенка по головушке и похвалить за самое маломальское достижение. Не бойтесь его обнимать и радовать подарками. Бойтесь постоянно критиковать, делать замечания, отгонять от себя, игнорировать его вопросы или поиск контакта с вами. Старайтесь объяснять ему его чувства, свои чувства, чувства других людей или персонажей мультфильмов и сказочных героев. Играйте с ним, повторяйте его действия, пытайтесь находиться с ним на одной волне, вплоть до того, что орите как он и беситесь вместе с ним, если по-другому понять его не получается.

Ребенку не нужно позволять все

Нужно просто уметь показать, что вы и таким его любите. И у него не возникнет желание вновь и вновь проверять вас на наличие к нему любви. Необходимо обладать высочайшим искусством управлять желаниями ребенка. Вы можете спокойно прекратить его попытки как следует похулиганить, но при этом у него не возникнет сомнений в том, что вы делаете это с любовью, учитывая его интересы, уважая его как личность. И он будет тянуться к вам. Ему приятно будет находиться в родных объятиях при чтении книжки с интересными картинками. Он с удовольствием будет засыпать, прижавшись всей душой и телом. Он в полном восторге будет утром залезать в постель к родителям, чтобы успеть первым пожелать доброго утра и поцеловать. И в конце концов, у него будет желание делать вашу жизнь радостной и счастливой. Он очень будет стараться. Стараться так, как вы сейчас стараетесь для него.

Наталья Кудрявцева

Введение

Мы нежно любим своих детей. Но не всегда любим, как они ведут себя. Мы думаем: «Какое счастье – быть родителями!», когда слышим заливистый смех, когда они послушно чистят зубы и поступают как маленькие леди и джентльмены. Но, к сожалению ли, к счастью ли, – порой в них просыпаются «бесята», и мы не знаем, как их утихомирить. И тогда мы готовы воскликнуть: «За что мне это наказание!». В серии книг «Решебник для родителей» мы будем обсуждать многие проблемы. И, самое главное, – искать решения. Ведь, несмотря на то, что каждый ребенок шалит по-своему, у похожих проблем – общие решения. И наша тема сегодня – ребенок «с мотором». Попробуем разобраться?

Какой непоседа!

Он носится по квартире, цепляясь за углы и «снося» все вокруг. Начинает жонглировать едой за столом, вертится на табуретке, пока не упадет. Мяч снова попал в телевизор! За уроками не может усидеть и 10 минут. Даже в саду или школе говорят – «голова хорошая, но ноги покоя не дают». Ни минутки не может провести спокойно!

Узнаете? Жалобы родителей активных детей очень схожи. Мне часто приходится слышать от них «мой ребенок гиперактивен». Термин «гиперактивность» вошел в моду, и, как это бывает с модными терминами, начал применяться ошибочно, не по назначению. Первое, что стоит твердо знать: гиперактивность – это диагноз , а не характеристика поведения. Т. е. совершенно неверно про подвижного, находящегося почти всегда в движении ребенка сказать: «он гиперактивен». Активен – да, но «гипер-» – нет! Многие мамы и папы искренне удивляются, узнав, что «гиперактивность» – болезненное состояние. Они-то полагали, что это просто синоним «непоседливости»!

Возможно, и вам нужно разобраться: является ли активность ребенка соответствующей возрастным нормам, т. е. «нормальной» или же речь идет о болезненном состоянии гиперактивности? Скорее всего, именно для этого вы и купили эту книгу. Вы прочитаете в ней шесть историй о детях младшего, дошкольного и школьного возраста. Мы соединили их в пары, чтобы сравнить, как ведет себя ребенок с нормальной активностью и с ГРДВ. В книге вы найдете мини-тесты, чтобы вы смогли понять, есть ли причины для тревоги. И, конечно, решения, которые помогут вам выстроить общение с ребенком.

Что же, мы надеемся, что вы получите ответы на свои вопросы. Возможно, вы убедитесь, что ваши тревоги беспочвенны. Но, может быть, наша книга поможет вам в понимании того, что ребенку необходима профессиональная помощь. И то, и другое – важный результат. Ну что же, в добрый путь!

13 фактов о гиперактивности

Феномен гиперактивности начал изучаться еще в конце 19 века, и с тех пор врачами и психологами был пройден большой путь по описанию этого состояния и оказания помощи детям. Полностью диагноз звучит так: синдром ГРДВ (гиперактивного расстройства с дефицитом внимания»). Именно под этим названием он занесен в международную классификацию болезней, МКБ-10, под грифом F90.

Факт № 1: Синдром гиперактивности имеет нейробиологическую природу, т. е. зависит от особенностей развития нервной системы, а не от «злой воли» или «плохого воспитания» ребенка. Если хотя бы один из родителей страдал ГРДВ, то риск возникновения этого синдрома у ребенка составляет 30–40 %;

Факт № 2: Синдром гиперактивности практически всегда сочетается с дефицитом внимания (сниженными показателями внимания), а также импульсивностью (сниженным контролем за свои действия);

Факт № 3: Дети с ГРДВ обладают нормальным интеллектуальным развитием, а снижение показателей в некоторых тестах связано с дефицитом внимания и поспешностью в ответах;

Факт № 4: Синдром гиперактивности, как диагноз, может быть поставлен уже в первый год жизни ребенка, хотя диагностика в этом возрасте крайне затруднена;

Факт № 5: Проблема гиперактивности ребенка начинает тревожить родителей детей с 3 до 7 лет. Если же первые симптомы, напоминающие синдром гиперактивности возникают позже, то, скорее всего, это связано с другими заболеваниями;

Факт № 6: ГРДВ страдают около 5–7% детей дошкольного и младшего школьного возраста. Синдром гиперактивности является самой частой причиной школьной дезадаптации учеников 1–4 классов;

Факт № 7: Мальчики страдают ГРДВ значительно чаще, чем девочки. Например, в начальной школе соотношение пользу мальчиков примерно 4:1;

Факт № 8: К подростковому возрасту гиперактивность значительно уменьшается или даже исчезает, но сохраняется и осложняет жизнь та «слава», которую ребенок успел заработать ранее («бездельник», «хулиган», «двоечник»);

Факт № 9: Такой диагноз вправе поставить лишь врач-невролог или психиатр. Родители, учителя, психологи и врачи других специальностей могут лишь предположить наличие ГРДВ;

Факт № 10: Для постановки диагноза требуется проведение специального обследования, которое включает клиническое интервью с родителями, тестовые методики, в том числе и с самим ребенком. Необходимый этап – исследование неврологического статуса, проводимое врачом-неврологом.

Факт № 11: Несмотря на то, что ГРДВ имеет нейробиологическую природу, обстановка в семье, саду и школе значат много. Безграмотность и непонимание истоков проблемы могут усугубить проявления гиперактивности, так же как информированность и терпеливая забота могут сотворить чудо;

Факт № 12: Чем раньше выявлена проблема и начата оказываться помощь (и ребенку, и его семье), тем быстрее преодолевается это состояние, и тем лучше ребенок чувствует себя и с родными, и среди сверстников и с «чужими» взрослыми.

Факт № 13: Если ребенок страдает ГРДВ, помощь требуется не только ему. Его родители, как никто другой, нуждаются в информации, с психологической поддержке и направляющей помощи специалистов. Вот кому по-настоящему непросто!

«Гипер» или нет?

Перед тем, как мы приступим к самому интересному, т. е. к рассмотрению картинок из жизни, в которых вы, возможно, узнаете себя и своего ребенка, нужно остановиться на одном важном вопросе. Если вы прочитали все то, что было написано на предыдущих страницах, то знаете, что к термину «гиперактивность» нужно относиться со всей серьезностью, не считать его разменной монетой и ни в коем случае не путать с «непоседливостью», «подвижностью» и «неугомонностью». Все это может быть проявлениями самой, что ни на есть, здоровой активности! Так как же распознать, является ли ваш ребенок активным и здоровым или это уже состояние гиперактивности?



Конечно, время от времени у всех здоровых детей бывают проявления, описанные в первой колонке. Но если многое из перечисленного повторяется часто, и так продолжается более полугода, то, возможно, у вашего ребенка синдром гиперактивности.

Ситуация первая: «Неугомонная Маша»

Машенька пришла со своей мамой ко мне на занятия в «группу кратковременного пребывания». 10 пар «малыш – мама» посещали эти занятия два раза в неделю. В свои год и два месяца Маша была настоящим моторчиком, как говорится – все время на виду. Она смело и активно осваивала сначала пространство группы, а потом и спортивного и музыкального залов. Ей все было интересно, хотя как только интерес угасал, ее невозможно было удержать на месте. Ее мама Лена устало вздыхала и жаловалась, что дочь ни минуты не сидит, все время куда-то забирается, карабкается, лезет. Засыпает с трудом, и спит, не добирая сна по неким медицинским «нормам». Лена уверенно сказала: «Маша гиперактивная!».

Когда я слышу слово «гиперактивность» из уст родителей, я всегда «принимаю стойку». Как часто оно используется не по назначению!

«Лена, кто вам об этом сказал?», – спросила я.

«Но это ведь и так понятно!», – беспечно, даже с какой-то гордостью ответила Лена.

«Может быть, Маше был поставлен такой диагноз?», – уточнила я.

«Ну… не очень помню. Говорили вроде что-то…», – неуверенно сказала Лена.

После занятий я поднялась в медицинский кабинет, и взяла карту Маши. Упоминания о гиперактивности в ней не было. Я решила приглядеться к Маше, чтобы убедиться, что эта активная и непоседливая девочка действительно не страдает ГРДВ. И потом рассказать ее маме о том, что не стоит самостоятельно ставить дочери серьезные диагнозы!

От имени уставших мам …

Ну, сколько можно? Все лезет и лезет куда-то! Весь день с самого утра куда-то забирается, тянется, требует дать-посмотреть-разобрать-кинуть. И так устала за первый год! Переодень, накорми, покачай, снова покорми и снова покачай, одень, выйди погуляй и так до бесконечности… Казалось: вот станет постарше, будет сам играть. Вот уже ему больше года, сам ходит, но покоя нет. Ни минуты не посидит на месте! Слово «нельзя» за день говорю сто раз, но не понимает, все равно требует своего, а, если что, – истерика. Уложить спать еще сложнее – не хочу! На улице может убежать, даже за угол завернуть, никакого страха! Вроде и понимаешь, что раз активен, значит здоров, но устала…

От имени детей …

«Ой, вон что-то интересное. Вечно все от меня прячут! И говорят: «Когда же ты, наконец, успокоишься! Когда же ты посидишь!». А я не хочу сидеть! И вообще – я спокоен. Просто мне интересно все вокруг. Что у мамы на столе стоит, и правда ли что утюг горячий. А еще я учусь бегать и прыгать, а ведь это не так просто. И нужно все время тренироваться! А иногда мне предлагают делать что-то совсем не интересное и говорят «надо». «Надо» – это скучное слово, я его совсем не пониманию. «Хочу» – гораздо лучше. Ведь «хочу» помогает мне многое узнать! Я могу внимательно следить, как летят пушинки, могу бегать за голубями, могу крутиться и танцевать, как я видел в телевизоре. Только не говорите мне «успокойся!».

Слишком или нет?

Ваш малыш перешагнул рубеж первого дня рождения. Сначала он научился ползать, потом ходить, а затем уже и залезать на более высокие препятствия. С этого момента он желает достать все, что было ему раньше недоступно. Его тело развивается в движении, и никак иначе. Для того, чтобы передохнуть ему хватает нескольких минут, и снова – вперед! Ему все интересно, особенно то, что происходит выше его роста, а также в глубинах разных шкафов. И вот он упорно лезет, чтобы посмотреть. Спит он теперь гораздо меньше, и уложить его сложнее. Он уже знает, что бодрствовать гораздо интереснее, чем спать!

Конечно, вы устали за первый год. И, конечно, надеялись, что на втором году будет легче. А получается, что ваш малыш все время около вас, и все время в какой-то активности. То что-то уронит, то разольет, то раскидает… В общем, мало того, что нужен «глаз да глаз», так еще и дополнительная уборка!

Ребенок взрослеет, и перешагивает свой второй день рождения. Конечно, он стал более сосредоточенным, и теперь уже может сам повозиться со своими машинками или куклами. Лучше стал понимать слова «нельзя» и «опасно». Но все равно – бегает, прыгает, крутится, что-то громко напевает или повторяет по многу раз. Сто дел начато, и ни одно не закончено. В одном углу разбросаны фломастеры, в другом – конструктор, в третьем – мягкие игрушки, а сам посередине комнаты учится прыгать в высоту. В общем – шум, гам и тарарам!

Если ребенок подвижный и «не дает маме покоя», да тут еще кто-то произнесет волшебное слово «гиперактивность», то ярлык для ребенка будет готов. Но правомерен ли он? Во многих случаях – нет!

Мини-тест: Здоровая ли активность ?

Иногда вам кажется, что ваш малыш слишком подвижный. Давайте попробуем выяснить, здоровая ли это активность. Ответьте на вопросы «да» или «нет». Тест предназначается для малышей от 1 года до 3 лет. Но даже если ваш ребенок старше, все-таки вспомните, каким он был в этом возрасте. Это поможет вам в диагностике его состояния. Итак…

1) Способен ли ребенок несколько раз в день провести время в спокойных играх или послушать книгу?

2) Нравится ли малышу занятия, связанные с сортировкой предметов (например, «разложи по цветам, по формам», «подбери предмет к картинке» и т. п.)?

3) Может ли малыш замереть на несколько минут, наблюдая за чем-либо новым или интересным?

4) После периода активности он может успокоиться сам (например, побегав, заняться более спокойным делом)?

5) Засыпает ли он хорошо и крепко в обычные дни, если соблюден ритуал засыпания?

6) Он расстроен и плачет. Можете ли вы его успокоить относительно быстро, если приласкаете?

7) Приходя в поликлинику, он способен подождать некоторое время спокойно, если вы занимаете его игрой или книгой, начав бегать только в случае очень долгого ожидания?

8) На детском спектакле (предназначенном для этого возраста) он может сосредоточиться на представлении хотя бы с первые 20–30 минут?

9) Можете ли вы его, при всей непоседливости, назвать «осторожным»?

10) Его речевое развитие соответствует возрасту?

Подведем итоги. Если на большинство вопросов вы ответили «да», то волноваться, скорее всего, не о чем. У вашего малыша вполне здоровая активность!

В мирное русло!

Если ваш кроха активный и пытливый, для его здорового роста и развития важно поддерживать эту активность. Даже если вы очень устали. И вот несколько рекомендаций…

1) Ему это необходимо! Если вы будете напоминать себе об этом, будет гораздо легче. Маленькие дети – совершенно особенные существа. У них велика тяга к познанию окружающего мира, и они движутся к своей цели, не замечая препятствий. У них неистощимая энергия: когда к вечеру оба родителя уже лежат недвижимые после игр и прогулок, у ребенка хватает сил еще прыгать по ним. Внимание кратковременно: им пока трудно долго сосредотачиваться на чем-либо, они быстро переключаются. Их не заставить заниматься тем, что им неинтересно. Для ребенка до 3 лет – это совершенно нормальное, природное поведение.

2) Создайте условия. Ребенок познает мир кончиками своих пальцев, именно поэтому ему необходимо все потрогать, а для этого – добраться, залезть, добежать. Родители должны ему в этом помочь, создавая условия, при которых он сможет изучить заинтересовавший его предмет. Еще придет время, когда он сможет сам себя занимать! А пока – будьте рядом. Не разрешать – не выход: все равно доберется, но тайно, а значит с потенциальной опасностью для себя! Ведь его уже не так просто отвлечь от заинтересовавшей его вещи. Значит, нам, родителям, просто необходимо искать варианты, при которых «нельзя» превращаются в «можно».

3) Он должен двигаться! Еще раз напомним о пользе долгих активных прогулок. В любое время года одевайте малыша так, чтобы ему было удобно бегать и прыгать. Как только он научился ходить, большую часть прогулки он не должен спать в коляске. Ребенок, набегавшийся на улице, дома будет вести себя гораздо спокойнее. Если же у него не будет такой возможности – будет «зажигать» по квартире, все роняя!

4) Развивайте внимание. Активные, подвижные малыши нуждаются в том, чтобы родители время от времени умеряли их пыл и предложили спокойные развлечения. Им так необходимо развивать усидчивость! Для этого прекрасно подходит совместное рисование, в том числе и пальцами; лепка, игры на сортировку предметов, чтение. Гуляя на улице часть времени уделяйте просто ходьбе, разговаривая с ребенком и обращая его внимание на все, что происходит вокруг.

Для нормального психического развития ребенка в его природе заложены несколько интересных механизмов. Первый – малыш постепенно начинает «удерживать» образ заинтересовавшего его предмета и сопротивляется попыткам себя отвлечь. Чем старше становится кроха, тем хуже работает метод переключения внимания. Второй – для того, чтобы достичь цели, ребенок должен игнорировать все, что этому мешает. В том числе и ваше «нельзя»! Данные механизмы позволяют ему идти (или бежать!) вперед, познавая мир. Постарайтесь ему в этом как минимум не мешать, а как максимум – помогать.

Данные таблицы предназначены для первичной диагностики родителями своего ребенка в возрасте старше 3,5–4 лет. Подтвердить или опровергнуть подозрения родителей могут только специалисты, и только в ходе специального исследования!


Предлагаем вашему вниманию консультацию на тему: "Ребёнок-непоседа”, которую можно использовать в работе с гиперподвижными, неусидчивыми детьми и их родителями.

Часто приходиться слышать от педагогов, мам о ребёнке: "Он совсем на месте не сидит"; "За ним глаз да глаз"; "У него - шило в одном месте" и т.д. Возникают вопросы: "Нормально ли это? Может его надо держать в ежовых рукавицах? Что с ним делать? Потакать ему или запрещать? Как правильно себя с ним вести?".

Специалистам, работающим с ребёнком необходимо разобраться, что же скрывается за этим забавным, приносящим столько хлопот словом "непоседа"? Подвижный ребёнок - это не одно и то же, что и гиперактивный ребенок, с диагнозом СДВГ. Поведенческие проявления могут быть схожими, однако, стоящие за каждым поведением первопричины и динамика развития характеров детей отличаются друг от друга.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности - медицинский диагноз, который ставит врач-невролог. Ребёнку, которому поставлен диагноз СДВГ, который проявляется в течение всей жизни, необходимо наблюдение и лечение. Хотя, благодаря работе специалистов, ребёнок может научиться справляться со своей гиперактивностью, сосредотачивать внимание, выполнять до конца задания и т.д..

В отличие от ребёнка с СДВГ, у подвижного, неусидчивого ребёнка, чрезмерная подвижность не постоянна, т.е. ребенок-непоседа может, хотя и не так часто, как хотелось бы, но, все-таки, тихо и спокойно проводить досуг, т.е. не все время находиться в движении. Также, на возникший к чему-то интерес, «егоза» отвечает своим вниманием. И может, хотя бы иногда, без особого возбуждения дожидаться своей очереди в игре и т.д.

Психологи отмечают, что чем больше запретов и ограничений, рамок и границ, тем настойчивее желание растущего человека попробовать то, что "нельзя", узнать то, что "еще рано", проникнуть туда, куда "запрещено". Конечно же, они не имеют в виду полную свободу действий, полную дозволенность и бесконтрольность - это, в свою очередь, также имеет свои нежелательные последствия, речь идёт о необходимых условиях развития ребенка, которые создаем мы, взрослые.

Ведущую роль в организации помощи таким детям играет педагог-психолог. Ему необходимо:

Выяснить, являются ли особенности ребёнка признаками СДВГ (рекомендовать родителям посетить врача-невролога);

Организовать и провести коррекционно-развивающую работу с детьми;

Ознакомить учителей, воспитателей с особенностями гиперподвижных, неусидчивых, о характере их поведения в детском саду, школе; ознакомить с особенностями работы с такими детьми:

· построение работы на индивидуальной основе;

· уделение особого внимания отвлекаемости ребенка, слабой саморегуляции и самоорганизации;

· игнорирование, по возможности, вызывающих поступков;

· поощрение хорошего поведения ребенка;

· ограничение до минимума отвлекающих факторов во время занятий или уроков;

· предоставление ребенку возможности быстрого обращения к педагогу за помощью в случаях затруднений;

· индивидуальное разъяснение ребенку задания, предлагаемого на занятиях;

· предъявление ребенку на определенный отрезок времени одного задания, предъявление многоэтапного задания предлагается поэтапно.

Конечно же, все мы, взрослые, хотим, чтобы дети нас слушались, чтобы росли, доставляя нам как можно меньше забот и беспокойств. Хотя умом-то мы понимаем, что такого практически не бывает, но когда это переходит все допустимые границы, мы подчас не знаем, что делать. Предлагаем несколько игр и упражнений, которые педагоги-психологи могут применять в своей работе, а также рекомендовать родителям:

«Зеркало»
Это упражнение способствует выработке положительных эмоций, развивает мимику и внимание. Для игры необходимо большое зеркало. Вместе с ребёнком покривляйтесь перед зеркалом. Затем объявите ему, что теперь зеркало - это вы. Пусть малыш делает разные движения (хлопает в ладоши, хмуриться, улыбается и подмигивает), а вы повторяйте все его жесты. Потом поменяйтесь местами. Пусть теперь ребенок повторяет ваши движения. Придумывайте разнообразные действия, чтобы заинтересовать кроху.

«Угадай-ка»
Подготовьте несколько небольших предметов разной фактуры: вату, крупные бусы, стеклянный пузырек, кусочек меха, фломастер и т.д. Положите их на стол перед ребенком. Пусть малыш рассмотрит предметы. Затем завяжите ему глаза. Скажите, что он должен угадать, к какой вещи прикасается. Подставляйте к руке ребенка по очереди все, что лежит на столе. Обязательно хвалите малыша, если он отгадал предмет правильно.

«Графический диктант».

Ребенок на клетчатом листочке бумаги рисует какую-то фигуру или предмет, обводя контуры клеток (нельзя использовать диагональные линии). После этого он должен "продиктовать" ее взрослому так, чтобы у того получилось то же самое. Каждая отдельная инструкция касается только одного шага, не превышающего размер одной клетки. Инструкции, которые делает ребенок примерно таковы: "вверх, влево, влево, вниз, вниз, вправо, вправо, вверх" (подсказка: должен получиться квадрат две на две клеточки).

Мы нежно любим своих детей. Но не всегда любим, как они ведут себя. Мы думаем: «Какое счастье – быть родителями!», когда слышим заливистый смех, когда они послушно чистят зубы и поступают как маленькие леди и джентльмены. Но, к сожалению ли, к счастью ли, – порой в них просыпаются «бесята», и мы не знаем, как их утихомирить. И тогда мы готовы воскликнуть: «За что мне это наказание!». В серии книг «Решебник для родителей» мы будем обсуждать многие проблемы. И, самое главное, – искать решения. Ведь, несмотря на то, что каждый ребенок шалит по-своему, у похожих проблем – общие решения. И наша тема сегодня – ребенок «с мотором». Попробуем разобраться?

Какой непоседа!

Он носится по квартире, цепляясь за углы и «снося» все вокруг. Начинает жонглировать едой за столом, вертится на табуретке, пока не упадет. Мяч снова попал в телевизор! За уроками не может усидеть и 10 минут. Даже в саду или школе говорят – «голова хорошая, но ноги покоя не дают». Ни минутки не может провести спокойно!

Узнаете? Жалобы родителей активных детей очень схожи. Мне часто приходится слышать от них «мой ребенок гиперактивен». Термин «гиперактивность» вошел в моду, и, как это бывает с модными терминами, начал применяться ошибочно, не по назначению. Первое, что стоит твердо знать: гиперактивность – это диагноз , а не характеристика поведения. Т. е. совершенно неверно про подвижного, находящегося почти всегда в движении ребенка сказать: «он гиперактивен». Активен – да, но «гипер-» – нет! Многие мамы и папы искренне удивляются, узнав, что «гиперактивность» – болезненное состояние. Они-то полагали, что это просто синоним «непоседливости»!

Возможно, и вам нужно разобраться: является ли активность ребенка соответствующей возрастным нормам, т. е. «нормальной» или же речь идет о болезненном состоянии гиперактивности? Скорее всего, именно для этого вы и купили эту книгу. Вы прочитаете в ней шесть историй о детях младшего, дошкольного и школьного возраста. Мы соединили их в пары, чтобы сравнить, как ведет себя ребенок с нормальной активностью и с ГРДВ. В книге вы найдете мини-тесты, чтобы вы смогли понять, есть ли причины для тревоги. И, конечно, решения, которые помогут вам выстроить общение с ребенком.

Что же, мы надеемся, что вы получите ответы на свои вопросы. Возможно, вы убедитесь, что ваши тревоги беспочвенны. Но, может быть, наша книга поможет вам в понимании того, что ребенку необходима профессиональная помощь. И то, и другое – важный результат. Ну что же, в добрый путь!

13 фактов о гиперактивности

Феномен гиперактивности начал изучаться еще в конце 19 века, и с тех пор врачами и психологами был пройден большой путь по описанию этого состояния и оказания помощи детям. Полностью диагноз звучит так: синдром ГРДВ (гиперактивного расстройства с дефицитом внимания»). Именно под этим названием он занесен в международную классификацию болезней, МКБ-10, под грифом F90.

Факт № 1: Синдром гиперактивности имеет нейробиологическую природу, т. е. зависит от особенностей развития нервной системы, а не от «злой воли» или «плохого воспитания» ребенка. Если хотя бы один из родителей страдал ГРДВ, то риск возникновения этого синдрома у ребенка составляет 30–40 %;

Факт № 2: Синдром гиперактивности практически всегда сочетается с дефицитом внимания (сниженными показателями внимания), а также импульсивностью (сниженным контролем за свои действия);

Факт № 3: Дети с ГРДВ обладают нормальным интеллектуальным развитием, а снижение показателей в некоторых тестах связано с дефицитом внимания и поспешностью в ответах;

Факт № 4: Синдром гиперактивности, как диагноз, может быть поставлен уже в первый год жизни ребенка, хотя диагностика в этом возрасте крайне затруднена;

Факт № 5: Проблема гиперактивности ребенка начинает тревожить родителей детей с 3 до 7 лет. Если же первые симптомы, напоминающие синдром гиперактивности возникают позже, то, скорее всего, это связано с другими заболеваниями;

Факт № 6: ГРДВ страдают около 5–7% детей дошкольного и младшего школьного возраста. Синдром гиперактивности является самой частой причиной школьной дезадаптации учеников 1–4 классов;

Факт № 7: Мальчики страдают ГРДВ значительно чаще, чем девочки. Например, в начальной школе соотношение пользу мальчиков примерно 4:1;

Факт № 8: К подростковому возрасту гиперактивность значительно уменьшается или даже исчезает, но сохраняется и осложняет жизнь та «слава», которую ребенок успел заработать ранее («бездельник», «хулиган», «двоечник»);

Факт № 9: Такой диагноз вправе поставить лишь врач-невролог или психиатр. Родители, учителя, психологи и врачи других специальностей могут лишь предположить наличие ГРДВ;

Факт № 10: Для постановки диагноза требуется проведение специального обследования, которое включает клиническое интервью с родителями, тестовые методики, в том числе и с самим ребенком. Необходимый этап – исследование неврологического статуса, проводимое врачом-неврологом.

Факт № 11: Несмотря на то, что ГРДВ имеет нейробиологическую природу, обстановка в семье, саду и школе значат много. Безграмотность и непонимание истоков проблемы могут усугубить проявления гиперактивности, так же как информированность и терпеливая забота могут сотворить чудо;

Факт № 12: Чем раньше выявлена проблема и начата оказываться помощь (и ребенку, и его семье), тем быстрее преодолевается это состояние, и тем лучше ребенок чувствует себя и с родными, и среди сверстников и с «чужими» взрослыми.

Факт № 13: Если ребенок страдает ГРДВ, помощь требуется не только ему. Его родители, как никто другой, нуждаются в информации, с психологической поддержке и направляющей помощи специалистов. Вот кому по-настоящему непросто!

«Гипер» или нет?

Перед тем, как мы приступим к самому интересному, т. е. к рассмотрению картинок из жизни, в которых вы, возможно, узнаете себя и своего ребенка, нужно остановиться на одном важном вопросе. Если вы прочитали все то, что было написано на предыдущих страницах, то знаете, что к термину «гиперактивность» нужно относиться со всей серьезностью, не считать его разменной монетой и ни в коем случае не путать с «непоседливостью», «подвижностью» и «неугомонностью». Все это может быть проявлениями самой, что ни на есть, здоровой активности! Так как же распознать, является ли ваш ребенок активным и здоровым или это уже состояние гиперактивности?

Конечно, время от времени у всех здоровых детей бывают проявления, описанные в первой колонке. Но если многое из перечисленного повторяется часто, и так продолжается более полугода, то, возможно, у вашего ребенка синдром гиперактивности.

Ситуация первая: «Неугомонная Маша»

Машенька пришла со своей мамой ко мне на занятия в «группу кратковременного пребывания». 10 пар «малыш – мама» посещали эти занятия два раза в неделю. В свои год и два месяца Маша была настоящим моторчиком, как говорится – все время на виду. Она смело и активно осваивала сначала пространство группы, а потом и спортивного и музыкального залов. Ей все было интересно, хотя как только интерес угасал, ее невозможно было удержать на месте. Ее мама Лена устало вздыхала и жаловалась, что дочь ни минуты не сидит, все время куда-то забирается, карабкается, лезет. Засыпает с трудом, и спит, не добирая сна по неким медицинским «нормам». Лена уверенно сказала: «Маша гиперактивная!».

Мы нежно любим своих детей. Но не всегда любим, как они ведут себя. Мы думаем: «Какое счастье – быть родителями!», когда слышим заливистый смех, когда они послушно чистят зубы и поступают как маленькие леди и джентльмены. Но, к сожалению ли, к счастью ли, – порой в них просыпаются «бесята», и мы не знаем, как их утихомирить. И тогда мы готовы воскликнуть: «За что мне это наказание!». В серии книг «Решебник для родителей» мы будем обсуждать многие проблемы. И, самое главное, – искать решения. Ведь, несмотря на то, что каждый ребенок шалит по-своему, у похожих проблем – общие решения. И наша тема сегодня – ребенок «с мотором». Попробуем разобраться?

Какой непоседа!

Он носится по квартире, цепляясь за углы и «снося» все вокруг. Начинает жонглировать едой за столом, вертится на табуретке, пока не упадет. Мяч снова попал в телевизор! За уроками не может усидеть и 10 минут. Даже в саду или школе говорят – «голова хорошая, но ноги покоя не дают». Ни минутки не может провести спокойно!

Узнаете? Жалобы родителей активных детей очень схожи. Мне часто приходится слышать от них «мой ребенок гиперактивен». Термин «гиперактивность» вошел в моду, и, как это бывает с модными терминами, начал применяться ошибочно, не по назначению. Первое, что стоит твердо знать: гиперактивность – это диагноз , а не характеристика поведения. Т. е. совершенно неверно про подвижного, находящегося почти всегда в движении ребенка сказать: «он гиперактивен». Активен – да, но «гипер-» – нет! Многие мамы и папы искренне удивляются, узнав, что «гиперактивность» – болезненное состояние. Они-то полагали, что это просто синоним «непоседливости»!

Возможно, и вам нужно разобраться: является ли активность ребенка соответствующей возрастным нормам, т. е. «нормальной» или же речь идет о болезненном состоянии гиперактивности? Скорее всего, именно для этого вы и купили эту книгу. Вы прочитаете в ней шесть историй о детях младшего, дошкольного и школьного возраста. Мы соединили их в пары, чтобы сравнить, как ведет себя ребенок с нормальной активностью и с ГРДВ. В книге вы найдете мини-тесты, чтобы вы смогли понять, есть ли причины для тревоги. И, конечно, решения, которые помогут вам выстроить общение с ребенком.

Что же, мы надеемся, что вы получите ответы на свои вопросы. Возможно, вы убедитесь, что ваши тревоги беспочвенны. Но, может быть, наша книга поможет вам в понимании того, что ребенку необходима профессиональная помощь. И то, и другое – важный результат. Ну что же, в добрый путь!

13 фактов о гиперактивности

Феномен гиперактивности начал изучаться еще в конце 19 века, и с тех пор врачами и психологами был пройден большой путь по описанию этого состояния и оказания помощи детям. Полностью диагноз звучит так: синдром ГРДВ (гиперактивного расстройства с дефицитом внимания»). Именно под этим названием он занесен в международную классификацию болезней, МКБ-10, под грифом F90.

Факт № 1: Синдром гиперактивности имеет нейробиологическую природу, т. е.

зависит от особенностей развития нервной системы, а не от «злой воли» или «плохого воспитания» ребенка. Если хотя бы один из родителей страдал ГРДВ, то риск возникновения этого синдрома у ребенка составляет 30–40 %;

Факт № 2: Синдром гиперактивности практически всегда сочетается с дефицитом внимания (сниженными показателями внимания), а также импульсивностью (сниженным контролем за свои действия);

Факт № 3: Дети с ГРДВ обладают нормальным интеллектуальным развитием, а снижение показателей в некоторых тестах связано с дефицитом внимания и поспешностью в ответах;

Факт № 4: Синдром гиперактивности, как диагноз, может быть поставлен уже в первый год жизни ребенка, хотя диагностика в этом возрасте крайне затруднена;

Факт № 5: Проблема гиперактивности ребенка начинает тревожить родителей детей с 3 до 7 лет. Если же первые симптомы, напоминающие синдром гиперактивности возникают позже, то, скорее всего, это связано с другими заболеваниями;

Факт № 6: ГРДВ страдают около 5–7% детей дошкольного и младшего школьного возраста. Синдром гиперактивности является самой частой причиной школьной дезадаптации учеников 1–4 классов;

Факт № 7: Мальчики страдают ГРДВ значительно чаще, чем девочки. Например, в начальной школе соотношение пользу мальчиков примерно 4:1;

Факт № 8: К подростковому возрасту гиперактивность значительно уменьшается или даже исчезает, но сохраняется и осложняет жизнь та «слава», которую ребенок успел заработать ранее («бездельник», «хулиган», «двоечник»);

Факт № 9: Такой диагноз вправе поставить лишь врач-невролог или психиатр. Родители, учителя, психологи и врачи других специальностей могут лишь предположить наличие ГРДВ;

Факт № 10: Для постановки диагноза требуется проведение специального обследования, которое включает клиническое интервью с родителями, тестовые методики, в том числе и с самим ребенком. Необходимый этап – исследование неврологического статуса, проводимое врачом-неврологом.

Факт № 11: Несмотря на то, что ГРДВ имеет нейробиологическую природу, обстановка в семье, саду и школе значат много. Безграмотность и непонимание истоков проблемы могут усугубить проявления гиперактивности, так же как информированность и терпеливая забота могут сотворить чудо;

Факт № 12: Чем раньше выявлена проблема и начата оказываться помощь (и ребенку, и его семье), тем быстрее преодолевается это состояние, и тем лучше ребенок чувствует себя и с родными, и среди сверстников и с «чужими» взрослыми.

Факт № 13: Если ребенок страдает ГРДВ, помощь требуется не только ему. Его родители, как никто другой, нуждаются в информации, с психологической поддержке и направляющей помощи специалистов. Вот кому по-настоящему непросто!

«Гипер» или нет?

Перед тем, как мы приступим к самому интересному, т. е. к рассмотрению картинок из жизни, в которых вы, возможно, узнаете себя и своего ребенка, нужно остановиться на одном важном вопросе. Если вы прочитали все то, что было написано на предыдущих страницах, то знаете, что к термину «гиперактивность» нужно относиться со всей серьезностью, не считать его разменной монетой и ни в коем случае не путать с «непоседливостью», «подвижностью» и «неугомонностью». Все это может быть проявлениями самой, что ни на есть, здоровой активности! Так как же распознать, является ли ваш ребенок активным и здоровым или это уже состояние гиперактивности?

Таблица № 1 1
Данные таблицы предназначены для первичной диагностики родителями своего ребенка в возрасте старше 3,5–4 лет. Подтвердить или опровергнуть подозрения родителей могут только специалисты, и только в ходе специального исследования!



Конечно, время от времени у всех здоровых детей бывают проявления, описанные в первой колонке. Но если многое из перечисленного повторяется часто, и так продолжается более полугода, то, возможно, у вашего ребенка синдром гиперактивности.

Ситуация первая: «Неугомонная Маша»

Машенька пришла со своей мамой ко мне на занятия в «группу кратковременного пребывания». 10 пар «малыш – мама» посещали эти занятия два раза в неделю. В свои год и два месяца Маша была настоящим моторчиком, как говорится – все время на виду. Она смело и активно осваивала сначала пространство группы, а потом и спортивного и музыкального залов. Ей все было интересно, хотя как только интерес угасал, ее невозможно было удержать на месте. Ее мама Лена устало вздыхала и жаловалась, что дочь ни минуты не сидит, все время куда-то забирается, карабкается, лезет. Засыпает с трудом, и спит, не добирая сна по неким медицинским «нормам». Лена уверенно сказала: «Маша гиперактивная!».

Когда я слышу слово «гиперактивность» из уст родителей, я всегда «принимаю стойку». Как часто оно используется не по назначению!

«Лена, кто вам об этом сказал?», – спросила я.

«Но это ведь и так понятно!», – беспечно, даже с какой-то гордостью ответила Лена.

«Может быть, Маше был поставлен такой диагноз?», – уточнила я.

«Ну… не очень помню. Говорили вроде что-то…», – неуверенно сказала Лена.

После занятий я поднялась в медицинский кабинет, и взяла карту Маши. Упоминания о гиперактивности в ней не было. Я решила приглядеться к Маше, чтобы убедиться, что эта активная и непоседливая девочка действительно не страдает ГРДВ. И потом рассказать ее маме о том, что не стоит самостоятельно ставить дочери серьезные диагнозы!

От имени уставших мам2
Здесь и далее. Имеется в виду собирательный образ мамы, а не героини истории.

Ну, сколько можно? Все лезет и лезет куда-то! Весь день с самого утра куда-то забирается, тянется, требует дать-посмотреть-разобрать-кинуть. И так устала за первый год! Переодень, накорми, покачай, снова покорми и снова покачай, одень, выйди погуляй и так до бесконечности… Казалось: вот станет постарше, будет сам играть. Вот уже ему больше года, сам ходит, но покоя нет. Ни минуты не посидит на месте! Слово «нельзя» за день говорю сто раз, но не понимает, все равно требует своего, а, если что, – истерика. Уложить спать еще сложнее – не хочу! На улице может убежать, даже за угол завернуть, никакого страха! Вроде и понимаешь, что раз активен, значит здоров, но устала…

От имени детей3
Здесь и далее. Конечно, это не внутренняя речь столь маленького человека. Скорее – его восприятие, переданное в понятной для нас, взрослых, форме.

«Ой, вон что-то интересное. Вечно все от меня прячут! И говорят: «Когда же ты, наконец, успокоишься! Когда же ты посидишь!». А я не хочу сидеть! И вообще – я спокоен. Просто мне интересно все вокруг. Что у мамы на столе стоит, и правда ли что утюг горячий. А еще я учусь бегать и прыгать, а ведь это не так просто. И нужно все время тренироваться! А иногда мне предлагают делать что-то совсем не интересное и говорят «надо». «Надо» – это скучное слово, я его совсем не пониманию. «Хочу» – гораздо лучше. Ведь «хочу» помогает мне многое узнать! Я могу внимательно следить, как летят пушинки, могу бегать за голубями, могу крутиться и танцевать, как я видел в телевизоре. Только не говорите мне «успокойся!».

Слишком или нет?

Ваш малыш перешагнул рубеж первого дня рождения. Сначала он научился ползать, потом ходить, а затем уже и залезать на более высокие препятствия. С этого момента он желает достать все, что было ему раньше недоступно. Его тело развивается в движении, и никак иначе. Для того, чтобы передохнуть ему хватает нескольких минут, и снова – вперед! Ему все интересно, особенно то, что происходит выше его роста, а также в глубинах разных шкафов. И вот он упорно лезет, чтобы посмотреть. Спит он теперь гораздо меньше, и уложить его сложнее. Он уже знает, что бодрствовать гораздо интереснее, чем спать!

Конечно, вы устали за первый год. И, конечно, надеялись, что на втором году будет легче. А получается, что ваш малыш все время около вас, и все время в какой-то активности. То что-то уронит, то разольет, то раскидает… В общем, мало того, что нужен «глаз да глаз», так еще и дополнительная уборка!

Ребенок взрослеет, и перешагивает свой второй день рождения. Конечно, он стал более сосредоточенным, и теперь уже может сам повозиться со своими машинками или куклами. Лучше стал понимать слова «нельзя» и «опасно». Но все равно – бегает, прыгает, крутится, что-то громко напевает или повторяет по многу раз. Сто дел начато, и ни одно не закончено. В одном углу разбросаны фломастеры, в другом – конструктор, в третьем – мягкие игрушки, а сам посередине комнаты учится прыгать в высоту. В общем – шум, гам и тарарам!

Если ребенок подвижный и «не дает маме покоя», да тут еще кто-то произнесет волшебное слово «гиперактивность», то ярлык для ребенка будет готов. Но правомерен ли он? Во многих случаях – нет!

Мини-тест: Здоровая ли активность4
Здесь и далее. Данный тест не является строго научным. Скорее, это инструмент, который поможет родителям оценить состояние ребенка «в первом приближении».
?

Иногда вам кажется, что ваш малыш слишком подвижный. Давайте попробуем выяснить, здоровая ли это активность. Ответьте на вопросы «да» или «нет». Тест предназначается для малышей от 1 года до 3 лет. Но даже если ваш ребенок старше, все-таки вспомните, каким он был в этом возрасте. Это поможет вам в диагностике его состояния. Итак…

1) Способен ли ребенок несколько раз в день провести время в спокойных играх или послушать книгу?

2) Нравится ли малышу занятия, связанные с сортировкой предметов (например, «разложи по цветам, по формам», «подбери предмет к картинке» и т. п.)?

3) Может ли малыш замереть на несколько минут, наблюдая за чем-либо новым или интересным?

4) После периода активности он может успокоиться сам (например, побегав, заняться более спокойным делом)?

5) Засыпает ли он хорошо и крепко в обычные дни, если соблюден ритуал засыпания?

6) Он расстроен и плачет. Можете ли вы его успокоить относительно быстро, если приласкаете?

7) Приходя в поликлинику, он способен подождать некоторое время спокойно, если вы занимаете его игрой или книгой, начав бегать только в случае очень долгого ожидания?

8) На детском спектакле (предназначенном для этого возраста) он может сосредоточиться на представлении хотя бы с первые 20–30 минут?

9) Можете ли вы его, при всей непоседливости, назвать «осторожным»?

10) Его речевое развитие соответствует возрасту?

Подведем итоги. Если на большинство вопросов вы ответили «да», то волноваться, скорее всего, не о чем. У вашего малыша вполне здоровая активность!

В мирное русло!

Если ваш кроха активный и пытливый, для его здорового роста и развития важно поддерживать эту активность. Даже если вы очень устали. И вот несколько рекомендаций…

1) Ему это необходимо! Если вы будете напоминать себе об этом, будет гораздо легче. Маленькие дети – совершенно особенные существа. У них велика тяга к познанию окружающего мира, и они движутся к своей цели, не замечая препятствий. У них неистощимая энергия: когда к вечеру оба родителя уже лежат недвижимые после игр и прогулок, у ребенка хватает сил еще прыгать по ним. Внимание кратковременно: им пока трудно долго сосредотачиваться на чем-либо, они быстро переключаются. Их не заставить заниматься тем, что им неинтересно. Для ребенка до 3 лет – это совершенно нормальное, природное поведение.

2) Создайте условия. Ребенок познает мир кончиками своих пальцев, именно поэтому ему необходимо все потрогать, а для этого – добраться, залезть, добежать. Родители должны ему в этом помочь, создавая условия, при которых он сможет изучить заинтересовавший его предмет. Еще придет время, когда он сможет сам себя занимать! А пока – будьте рядом. Не разрешать – не выход: все равно доберется, но тайно, а значит с потенциальной опасностью для себя! Ведь его уже не так просто отвлечь от заинтересовавшей его вещи. Значит, нам, родителям, просто необходимо искать варианты, при которых «нельзя» превращаются в «можно».

3) Он должен двигаться! Еще раз напомним о пользе долгих активных прогулок. В любое время года одевайте малыша так, чтобы ему было удобно бегать и прыгать. Как только он научился ходить, большую часть прогулки он не должен спать в коляске. Ребенок, набегавшийся на улице, дома будет вести себя гораздо спокойнее. Если же у него не будет такой возможности – будет «зажигать» по квартире, все роняя!

4) Развивайте внимание. Активные, подвижные малыши нуждаются в том, чтобы родители время от времени умеряли их пыл и предложили спокойные развлечения. Им так необходимо развивать усидчивость! Для этого прекрасно подходит совместное рисование, в том числе и пальцами; лепка, игры на сортировку предметов, чтение. Гуляя на улице часть времени уделяйте просто ходьбе, разговаривая с ребенком и обращая его внимание на все, что происходит вокруг.

Для нормального психического развития ребенка в его природе заложены несколько интересных механизмов. Первый – малыш постепенно начинает «удерживать» образ заинтересовавшего его предмета и сопротивляется попыткам себя отвлечь. Чем старше становится кроха, тем хуже работает метод переключения внимания. Второй – для того, чтобы достичь цели, ребенок должен игнорировать все, что этому мешает. В том числе и ваше «нельзя»! Данные механизмы позволяют ему идти (или бежать!) вперед, познавая мир. Постарайтесь ему в этом как минимум не мешать, а как максимум – помогать.

А что же Маша?

Вернемся к героям нашей истории. Маша продолжала ходить в группу кратковременного пребывания, а я внимательно наблюдала за ней. Я успела искренне полюбить эту непоседливую девочку, которой до всего было дело. Она действительно успевала быть везде одновременно! Передвигалась она быстро, почти всегда бегом, иногда, когда баловалась – ползком. Одна из первых в группе она научилась прыгать на двух ногах, спрыгивать с возвышения. Мама говорила, что и в первый год жизни ее физическое развитие превышало «нормы». Конечно, этот симптом характерен для детей с гиперактивным расстройством, но чем дальше я узнавала Машу, тем больше убеждалась – диагноз ГРДВ к ней не имеет никакого отношения!

Да, Маша очень подвижна, но каждое ее действие имеет цель: она ведет себя так, исследуя мир, хочет добраться и обследовать то, что ее заинтересовало. К тому же у Маши нет снижения внимания – она все «схватывала» буквально на лету. Именно поэтому она скоро переключалась на другую деятельность, а вовсе не потому, что не способна удержать внимание. Нормы возраста таковы: малыши в возрасте 1 год – 1 год 10 месяцев могут сосредотачивать свое внимание на одном виде деятельности (например, игрушке) в течение 2–5 минут; с 1 года 10 месяцев до 3 лет – 10–15 минут: с 3 лет – до 15–20 минут.

Я смогла убедить ее маму, что активность ее дочери вполне нормальна, более того, у девочки замечательный потенциал как интеллектуального развития, так и функций внимания и памяти. Лена поняла, что не стоит разбрасываться такими понятиями как «гиперактивность», когда для этого нет оснований. На следующий год Маша пошла в ясельную группу детского сада. Ее новые воспитатели хвалили ее, называли «наша опора». Маша буквально вела других детей за собой, первой освоив и правила поведения, и науку самостоятельно одеваться. Мои последние сомнения были рассеяны, ведь дети с ГРДВ таких похвал обычно в свой адрес не слышат. Сейчас Маше уже 5 лет, и она сохранила свой непоседливый нрав. И, как и прежде радует воспитателей. Хотя мама и сейчас иногда вздыхает: вот бы дочь была поспокойнее!

P.S. Не торопитесь с диагнозами!

Узнав о том, что существует синдром гиперактивности, многие родители малышей стали задумываться: не слишком ли активен их ребенок? Не является ли его состояние болезненным? Часто о том, что он «слишком» активен, родители судят по состоянию собственной усталости. Но она не может являться показателем. И мамам с папами бывает важно узнать от психолога, что у ребенка все в полном порядке, и ни о какой гиперактивности речи не идет. Это помогает растить ребенка здоровым!

Ситуация вторая: Вова – гиперактивный малыш

С Вовой и его мамой Лизой я познакомилась все в той же группе кратковременного пребывания. Он был самым старшим в группе: остальным детишкам было около 1 года и 3 месяцев, а Вове уже исполнилось 1 год и 8 месяцев. Дети такого возраста, входящие в группу, часто становятся опорой для педагога, т. к. быстрее усваивают правила, активнее включаются в занятия, ведя за собой других детей. Но мои надежды быстро рассеялись. Первое, что поразило меня в Вове – его отчаянный взгляд. В нем было и упрямство, и обида, и непокорность, но самое главное – какое-то внутреннее беспокойство. Его мама Лиза выглядела уставшей, но при этом очень сосредоточенной на поведении сына. И не случайно, ведь она прекрасно знала, что от него ожидать.

Первые несколько месяцев Вова отказывался принимать участие в занятиях, что бы мы ни делали. Мама прикладывала массу усилий, чтобы уговорить его включиться в игры в кругу, пальчиковую гимнастику или музыкальные занятия. Единственное, что он любил – это ходить в физкультурный зал. Но и там он не желал принимать участие в «организованной» активности, и делал только то, что хотел сам. Разбрасывал игрушки, грубо бросая их на пол. Других детей бил, особенно если ребенок играл чем-то, что в этот момент понравилось Вове. В общем, всем нам приходилось несладко! Рассказ Лизы и медицинская карта подтвердили: у Вовы диагноз ГРДВ, гиперактивное расстройство с дефицитом внимания. И мы начали работу…

От имени мам…

Он еще так мал, а я уже так устала. Что же будет дальше? С рождения спал плохо, кричал постоянно. Думала – колики, пройдет, но ничего не проходит. Постоянно в движении, даже во сне крутится так, что подушка, простынь и одеяло падают на пол, а потом и он падает на них. Днем невозможно оставить одного: тут же куда-нибудь заберется, сломает или разобьет. И даже не остановится, дальше бежит, лезет. Иногда кажется, что он вообще меня не слышит. Другие дети послушают внимательно, сделают, что их просят. А мой – нет. Чуть что – истерика, на полу валяется, бьет ногами, кричит. Уже все перепробовала: пыталась и спокойно говорить, и кричала, и наказывала. Ничего не действует…

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...