Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Что нужно чтобы исповедаться и причаститься. Как подготовиться к исповеди и причастию? Как исповедоваться в первый раз? Отвечают священники Андрей Ткачев и Андрей Конанос

Первые обитатели Земли, прародители Адам и Ева, жили в Раю, не зная ни в чем нужды. По убеждению лукавого Змия они вкусили запретный плод – согрешили и были изгнаны на Землю. Современный человек поддается иным искушениям, как и Адам с Евой, своими поступками становится невхожим в Рай. Попросить у Бога прощенья, находясь в земной жизни никогда не поздно, надо иметь твердое желание не грешить – исповедаться и причаститься. Что это такое причастие в церкви и как оно совершается - требует разъяснения, потому что далеко не всем об этом известно.

Что значит причаститься в церкви?

Осознание собственной греховности влечет за собой желание покаяться, то есть признать неправильный поступок и намерение не совершать такого в дальнейшем. Попросить прощение за совершенные грехи – исповедаться, а воссоединиться с ним душой – принять причастие в церкви, ощутить себя частью большой Божьей благодати. Причастие готовиться из хлеба и вина, которые являются – кровью и плотью Господа Иисуса Христа.

Как проходит причастие?

Главное условие для принятия причастия – исповедь у батюшки, духовное перерождение, при котором человек признает сделанные ошибки, искренне просит прощенья не у священника, а у самого Бога. Во время службы в церкви хлеб и вино незримым образом превращаются в причастие церковное. Принятие причастия – Таинство, через него человек становиться наследником царствия Божьего, обитателем рая.

Для чего нужно причастие?

Верующему человеку причастие дает избавление от скверных мыслей, помогает бороться в повседневных делах с нападками зла, служит духовным подкреплением, приводит к внутреннему духовному перерождению. Однозначный ответ по поводу размышлений, обязательно ли причащаться - да. Душа человеческая - творенье Господа, его духовное чадо. Каждый человек, приходя к земному родителю, радуется, если долго его не видел, так и каждая душа ликует, приходя к Богу – небесному отцу, через этот ритуал.


В какие дни можно причаститься в церкви?

Принимают его в дни, когда в церкви проходит Служба Божья. Человек принимает решение как часто можно причащаться самостоятельно. Церковь рекомендует в каждый пост, а постов есть 4, приходить исповедоваться и причащаться, желательно ежегодно. Если человек долго не приходил в церковь - не причащался а душа требует покаяния, не надо бояться осуждений со стороны батюшки, лучше приходить на исповедь сразу.

Как правильно причащаться в церкви?

Принято следовать правилам, указывающим . После исповеди, батюшка благословляет на принятие Святого причастия, которое совершают того же дня. На литургии после молитвы «Отче наш» причастники подходят к ступеням, ведущим в алтарь, и ждут выноса священником Чаши. Креститься перед самой чашей не уместно, надо внимательно слушать молитву.

В такой момент не надо суетиться, создавать толпу - неторопливо подходить к причастию, пропуская вперед детей и стариков. Перед самой Святой Чашей, скрестив руки на груди, произнести свое имя, открыть рот и проглотить частичку, поцеловать край чаши, затем пройти к столику с теплым чаем и просфорами, запить причастие. После таких действий дозволено целовать иконы, разговаривать. В один день два раза причащаться запрещено.

Как подготовиться к причастию?

Подготовка к причастию взрослого человека - выдержать пост, примириться с врагами, не питать чувства ненависти или злобы, осознать греховные проступки сожалеть о неправильно сделанном, воздерживать себя несколько дней от телесных удовольствий, совершить покаянные молитвы, исповедаться. Решение о причащении тяжелобольных, без особой подготовки принимает священник.

Находящихся в смертной опасности людей, если у таковых нет возможности подготовиться к принятию Святых Таинств, не лишают возможности причаститься. К причастию без исповеди и поста допускаются крещенные церковью дети до 7 лет. Грудных младенцев после Таинства Крещенья, можно причащать очень часто, им дают малую частичку – капельку под видом Крови.


Пост перед причастием

Перед причастием принято выдерживать пост, воздерживаться от приема мясных, молочных, рыбных продуктов на протяжении 3-7 дней, если на этот период не припадает установленный церковью для всех одинаковый пост, например – Рождественский, Великий. Принимать решение можно ли причащаться если не постился по физическому состоянию здоровья человека, надо только по совету священнослужителя. Исключение из правила дети до семилетнего возраста и люди, чье здоровье не позволяет придерживаться такой системы питания.

Ответ на вопрос, можно ли причащаться без исповеди покаявшемуся человеку - нет. Священник выслушивает грехи кающегося не из любопытства, он посредник который свидетельствует Богу, что человек раскаявшись приходил в церковь, сожалел, изъявил желание начать жизнь с нового листа. Исповедующий человека батюшка принимает решение о допуске к причастию, дает благословение исходя из конкретных правил, а не личных побуждений.

Молитвы перед причастием

В предшествующий причастию день с вечера и до самого принятия Таинств, совершают отказ от еды и принятия воды, не курят сигарет, не допускают интимных отношений. Следует предварительно прочитать – обращения к Богу, в которых он высказывает словами свою греховность, и просит прощенья. Перед тем как исповедаться, читают покаянные молитвы названые канонами:

  • канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу;
  • канон молебный ко Пресвятой Богородице;
  • канон Ангелу Хранителю;
  • последование ко Святому Причащению.

Прочитать положенные перед причастием молитвы в один вечер трудно, допускается разделить чтение правил их на 2-3 дня. Канон ко Причащению (Правило ко Причащению) читается накануне вечером, после чего идут молитвы на сон грядущий. Молитвы перед Причащением (Правило ко Причащению) читают утром в день Причастия, после утренних молитв.


Можно ли причащаться во время месячных?

Принимать причастие церковное, если у женщины месячные, нельзя. Причастие у православных христиан – праздник торжества душевного, к нему принято готовиться заранее, не откладывать возможность покаяния на потом. Приходя в храм, человек приводит душу к живому источнику – причащаясь он возобновляет душевные силы, а через исцеленную душу происходит излечивание телесных слабостей.

Цель христианской жизни - познание Бога, единение с Ним в той мере, в какой оно может быть достигнуто на земле. Но поскольку здесь человек обременен грехом, телесной немощью, Господь подает чудесную помощь в церковных Таинствах. Данная статья подробно объясняет, как готовиться к главному из них - Причастию.


Установка Таинства

Каждый, кто прочел Евангелие, знает, что накануне крестной смерти Христос совершил с учениками Тайную Вечерю. Сюжет многократно был изображен разными художниками, эта сцена присутствует над алтарем любого православного храма. Иисус в тот вечер установил новую бескровную жертву, заменяя ей жертвоприношения, которые существовали у иудеев. Поэтому иногда Пасха называется Новозаветной. Есть существенные различия, хотя еврейский праздник является прообразом нынешнего христианского.

  • Вместо невинного ягненка на Кресте был заклан Агнец Божий. Его кровь искупила христиан, которые являются новозаветными первенцами, по аналогии с израильскими.
  • Переход через морские воды символизирует Крещение, которое избавляет христиан от подчиненности грехам.
  • Хождение в пустыне - это аналогия земной жизни, исполненной страданий.
  • Прообразом же Причастия стала манна небесная. Вместо нее Христос дал апостолам освященные хлеб и вино.

Иудеи готовили себя к восприятию Божиих даров тем, что проводили свою жизнь, выполняя Его прямые указания, данные через Моисея. Соблюдали они и множество обрядов. Современным же людям к Причастию надо готовиться по другим правилам. Причастие доступно только членам Церкви, то есть тем, кто крестился в Православном храме. Крещение на дому допускается только если человек находится при смерти. Иногда вызывают священника и в реанимационную палату. Сразу после Крещения Причастие подается без подготовки.


Воздержание тела

Человек состоит из души, духа и тела. Случается так, что желания плоти становятся более важными, чем духовные потребности. Такая жизнь уже не является христианской. Чтобы избежать рабства слабому телу, члены Церкви обязаны держать под контролем это свое начало. Важным этапом правильной подготовки к Причастию является пост. Как именно поститься - подскажет церковный календарь. Это зависит от периода - иногда допускается рыба, иногда - лишь растительное масло и невареная пища.

Количество дней - не меньше 3-х. Чтобы участвовать в Евхаристии в воскресное утро, начать пост необходимо в четверг. Хотя никаких официальных документов, утвержденных Церковью на этот счет, просто не существует. В Греческой православной церкви причащают вообще без подготовки. Но в России такова повсеместная практика.

Если человек является постоянным прихожанином, соблюдает все существующие посты (а их в году более половины дней), то высшее церковное духовенство рекомендует не накладывать на таких христиан дополнительные посты перед Таинством. Однако, окончательное решение остается за приходским священником.

Для людей, которые посещают храм достаточно редко, 3 или 7 дней поста будут лишь во благо. Затруднения может вызвать необходимость поститься в субботу, когда дома вся семья, которая придерживается привычного режима питания. Следует заранее позаботиться о своем рационе - приобрести орехи, сухофрукты, которые помогают поддерживать необходимый уровень энергии. Можно пить соевое или кокосовое молоко. Но во всем следует придерживаться меры.

Также весьма желательно в этот период воздерживаться от супружеских отношений, хотя бы перед Причастием. Однако, если муж не крещен, не следует доводить ситуацию до противостояния. Если супруг резко возражает, то следует рассказать священнику на исповеди - он должен посоветовать, как следует вести себя, чтобы не обострять отношения в семье.


Как приготовиться к исповеди

Параллельно необходимо готовиться к исповеди. Если она предстоит впервые, желательно почитать специальную литературу - ее можно взять в церковной библиотеке или у знакомых, которые давно посещают храм. Таинство это предназначено для очищения от грехов, иногда его сравнивают с повторным крещением. Милость Божия подобна водам Иорданским.

Многие считают, что не совершая воровства, прелюбодейства и прочих страшных грехов, не имеют нужны в покаянии. Но это самообман. Краткие Божии заповеди надо уметь понимать в полной мере. Чтобы подготовиться к исповеданию и причастию, надо хорошо припомнить свои грехи и записать их. Отступления от заповедей делятся на два вида:

Против Господа: ропот на Бога, пустая болтовня, праздность, маловерие, увлечение магией, азартные игры, непосещение храма, несоблюдение постов, редкое чтение Библии, отчаяние и т.д.

Против ближних (всех людей, а не только друзей и родственников): раздражение, пренебрежение христианским воспитанием детей, гордыня, мстительность, ссоры, аборт, клевета (сплетни), жадность и т.д.

Как готовить список грехов? Не надо описывать все те обидные слова, которые были сказаны подруге. Просто написать - клевета на ближнего. Не следует вдаваться в подробности и живописать все свои проступки, тем более оправдываться разными обстоятельствами, обвинять других в том, что они вас спровоцировали. Таким образом совершается еще один грех - осуждение.

В пост (в том числе и Великий) подготовка к причастию не требует каких-то дополнений. Поститься надо по церковному уставу, посещать службы. Именно поэтому большинство прихожан причащаются как раз по время постных недель. А вот если хочется приступить к Чаше во время праздников, надо посоветоваться с духовником.

Как готовить к причастию детей?

Ребенку до 7 лет необязательно поститься, просто с утра перед Литургией его нельзя кормить, чтобы таинство принималось натощак. Но родители должны готовить его морально:

  • вместе читать Священное Писание;
  • сократить количество развлечений, в том числе просмотр телепрограмм;
  • молиться утром и вечером;
  • поговорить с ребенком о его поведении.

Когда ребенку исполнится 7 лет, он уже во время подготовки к Причастию должен идти на исповедь. Следует более подробно разобрать его поведение. Пропускает ли он службы, воскресную школу? Всегда ли молится утром и вечером? Знает ли обязательные молитвы - Символ Веры, Отче наш? Не следует слишком давить, священник проведет Таинство самостоятельно. Задача родителей - привести ребенка, подавать правильный пример.

Для беременных женщин подготовка к причастию проходит также, как и для всех остальных. Только поститься будущим матерям необязательно - это дело добровольное. Духовенство советует в особом положении приступать к Таинству как можно чаще, хотя в целом это сугубо индивидуальный вопрос, который надо решать с духовником.

Молитвы

Естественный способ общения с Богом - молитвы. Поэтому и готовясь к причастию, надо посвятить им больше времени, чем обычно. Что именно необходимо читать и когда?

  • 3 канона (Христу, Борогодице, Ангелу Хранителю);
  • Последование (особые молитвы перед причастием);
  • Утреннее и вечернее правило (как обычно).

Если читать все в день накануне таинства, неподготовленному человеку это покажется очень тяжелым испытанием. Мало того, что необходимо посетить вечернюю службу, сходить на исповедь, еще и посвятить 2-3 часа молитвам! Поэтому каноны можно распределить нескольких дней. Дальше готовятся следующим образом - после вечерней службы читается правило, причастный канон. Оставшиеся молитвы переносятся на утро.

Допустят ли к причастию, если нет возможности посетить службу накануне вечером? Об этом надо сообщить священнику, если человек готовился (исповедался, постился, молился) то обычно это не становится препятствием.

Причастие в церкви проходит в конце Литургии, утренняя служба, которая бывает по воскресеньям и субботам. Она может проходить и в другие дни, об этом обычно можно прочесть в храмовом расписании, которое висит при входе. Все вопросы по поводу участия в Таинстве причастия надо задавать священнику не стесняясь.

Да будет принятие святых Христовых Тайн в спасение души и жизнь вечную!

Как подготовиться к исповеди и причастию - видео-ответ

Таинство причащения, или евхаристия (в переводе с греческого - «благодарение»), занимает главное - центральное - место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной Церкви. Православными людьми нас делает не ношение нательного креста и даже не то, что над нами когда-то было совершено святое крещение (тем более что в наше время это не является особым подвигом; сейчас, слава Богу, можно свободно исповедовать свою веру), но православными христианами мы становимся, когда начинаем жить во Христе и участвовать в жизни Церкви, в ее таинствах.

Все семь таинств имеют Божественное, а не человеческое установление и упоминаются в Священном Писании. Таинство причащения впервые совершено Господом нашим Иисусом Христом.

Установление таинства причащения

Произошло это накануне крестных страданий Спасителя, перед тем, как было совершено предательство Иуды и предание Христа на мучения. Спаситель и Его ученики собрались в большой комнате, приготовленной для того, чтобы совершить по иудейскому обычаю пасхальную трапезу. Этот традиционный ужин устраивался каждой еврейской семьей как ежегодное воспоминание об исходе израильтян из Египта под предводительством Моисея. Ветхозаветная пасха была праздником избавления, освобождения от египетского рабства.

Но Господь, собравшись со своими учениками на пасхальную трапезу, вложил в нее новый смысл. Это событие описано всеми четырьмя евангелистами и получило название тайной вечери. Господь устанавливает на этом прощальном вечере таинство святого причащения. Христос идет на страдания и крест, отдает Свое пречистое тело и честную кровь за грехи всего человечества. И вечным напоминанием всем христианам о принесенной Спасителем жертве должно служить причащение Его Тела и Крови в таинстве евхаристии.

Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26-28).

Господь претворил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь и заповедал апостолам, а через них их приемникам - епископам и пресвитерам совершать это таинство.

Реальность таинства

Евхаристия не есть какое-то просто воспоминание того, что происходило когда-то более двух тысяч лет назад. Это реальное повторение тайной вечери. И на каждой евхаристии - и во времена апостолов, и в нашем XXI веке - Сам Господь наш Иисус Христос через канонически рукоположенного епископа или священника претворяет приготовленные хлеб и вино в Свои пречистые Тело и Кровь.

В православном катехизисе святителя Филарета (Дроздова) сказано: «Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную» .

Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит нам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53-56).

Необходимость причащения для православных христиан

Не причащающийся святых таин отрывает себя от источника жизни - Христа, ставит себя вне Его. И наоборот, православные христиане, с благоговением и с должной подготовкой регулярно приступающие к таинству причащения, по слову Господа «пребывают в Нем». И в причастии, которое оживотворяет, одухотворяет наши душу и тело, мы как ни в каком другом таинстве соединяемся с Самим Христом. Вот что говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский в поучении на праздник Сретения, когда Церковь вспоминает, как старец Симеон принял в Иерусалимском храме на свои руки сорокодневного Младенца - Христа: «Не ревнуем тебе, старче праведный! Мы сами имеем твое счастье - подъять не на руки только Божественного Иисуса, но устами и сердцами, как и ты носил Его всегда в сердце, еще не видя, но чая Его; и не раз в жизни, не десять, а сколько хотим. Кто не поймет, возлюбленные братья, что я говорю о причащении животворящих таин Тела и Крови Христовой? Да, мы имеем бо льшее счастье, чем святой Симеон; и праведный старец, можно сказать, заключил в объятиях своих Живодавца Иисуса в предзнаменование того, как верующие во Христа впоследствии времени во вся дни до скончания века будут принимать и носить Его не на руках только, а в самом сердце своем» .

Вот почему таинство причащения должно постоянно сопровождать жизнь православного человека. Ведь мы здесь, на земле, должны соединиться с Богом, Христос должен войти в наши душу и сердце.

Человек, который ищет в своей земной жизни соединения с Богом, может надеяться на то, что он будет с Ним и в вечности.

Евхаристия и жертва Христова

Евхаристия еще потому является самым главным из семи таинств, что изображает жертву Христову. Господь Иисус Христос принес за нас жертву на Голгофе. Он совершил ее единожды, пострадав за грехи мира, воскрес и вознесся на небо, где воссел одесную Бога-Отца. Жертва Христова была принесена один раз и более уже повторяться не будет.

Господь устанавливает таинство евхаристии, потому что «теперь на земле в другом виде должна быть Его жертва, в которой бы Он всегда Себя приносил, как на кресте» . С установлением Нового Завета ветхозаветные жертвоприношения прекратились, и теперь христиане совершают жертву в воспоминание жертвы Христовой и для приобщения Его Тела и Крови.

Ветхозаветные жертвоприношения, когда заколались жертвенные животные, были лишь тенью, прообразом Божественной жертвы. Ожидание Искупителя, Освободителя от власти диавола и греха - главная тема всего Ветхого Завета, и для нас, людей Нового Завета, жертва Христа, искупление Спасителем грехов мира - основа нашей веры.

Чудо святого причащения

Таинство причащения есть величайшее чудо на земле, которое совершается постоянно. Как некогда невместимый Бог сошел на землю и обитал среди людей, так и сейчас вся полнота Божества вмещается в святые дары, и мы можем причащаться этой величайшей благодати. Ведь Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).

Святые дары - это огонь, пожигающий всякий грех и всякую скверну, если человек причащается достойно. И нам, приступая к причащению, нужно делать это с благоговением и трепетом, осознавая свою немощь и недостоинство. «Хотя ясти (вкушать), человече, Тело Владычне, страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть», - говорится в молитвах ко святому причащению .

Нередко людям духовным, подвижникам во время совершения евхаристии бывали явления небесного огня, сходящего на святые дары, как это описано, например, в житии преподобного Сергия Радонежского: «Однажды, когда святой игумен Сергий совершал Божественную литургию, Симон (ученик преподобного. - о. П.Г. ) видел, как небесный огонь сошел на святые тайны в минуту их освящения, как этот огонь двигался по святому престолу, озаряя весь алтарь, он как бы вился около святой трапезы, окружая священнодействующего Сергия. А когда преподобный хотел причаститься святых таин, Божественный огонь свился “как бы некая чудная пелена” и вошел внутрь святого потира. Таким образом угодник Божий причастился этого огня “неопально, как древле купина неопально горевшая…”. Ужаснулся Симон от такого видения и в трепете безмолвствовал, но не укрылось от преподобного, что ученик его сподобился видения. Причастившись святых таин Христовых, он отошел от святого престола и спросил Симона: “Чего так устрашился дух твой, чадо мое?”. “Я видел благодать Святого Духа, действующего с тобой, отче», - отвечал тот. “Смотри же, никому не говори о том, что ты видел, пока Господь не позовет меня из этой жизни”, - заповедал ему смиренный авва» .

Святитель Василий Великий посетил однажды одного пресвитера весьма добродетельной жизни и видел, как во время совершения им литургии Святой Дух в виде огня окружал священника и святой алтарь. Такие случаи, когда особо достойным людям открывается схождение Божественного огня на святые дары или Тело Христово является зримо на престоле в виде Младенца, неоднократно описаны в духовной литературе. В «Учительном известии (наставлении к каждому священнику)» даже рассказывается, как вести себя священнослужителям в случае, когда святые дары принимают необычный, чудесный вид.

Тем, кто сомневается в чуде претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову и дерзает при этом приступить к святой чаше, может быть дано грозное вразумление: «Дмитрий Александрович Шепелев рассказывал о себе настоятелю Сергиевой пустыни, архимандриту Игнатию-первому, следующее. Он воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда воспитанники приступали к святым тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие в то, что в чаше Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были святые тайны, он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека, он был вне себя, не находил сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшую с ним перемену и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и проглотил преподанные ему святые дары» .

Да, таинство причащения - евхаристия - это величайшее чудо и тайна, а также величайшая милость нам, грешным, и видимое свидетельство того, что Господь установил с людьми Новый Завет «в крови Его» (см.: Лк. 22: 20), принеся за нас жертву на кресте, умер и воскрес, воскресив Собою все человечество. И мы можем теперь причащаться Его Тела и Крови во исцеление души и тела, пребывая во Христе, и Он будет «пребывать в нас» (см.: Ин. 6: 56).

Происхождение литургии

Таинство причащения с древности получило также именование литургия , что с греческого переводится как «общее дело», «общее служение».

Святые апостолы, ученики Христовы, приняв от своего Божественного Учителя заповедь совершать таинство причащения в воспоминание о Нем, после Его вознесения стали совершать преломление хлеба - евхаристию. Христиане «постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42).

Чин литургии формировался постепенно. Вначале апостолы совершали евхаристию по тому самому порядку, который они видели у своего Учителя. В апостольские времена евхаристия была соединена с так называемыми агапами, или трапезами любви. Христиане вкушали пищу и пребывали в молитвах и братском общении. После вечери совершалось преломление хлеба и причащение верующих. Но потом литургия была отделена от трапезы и стала совершаться как самостоятельное священнодействие. Евхаристию стали совершать внутри священных храмов. В I-II веках порядок литургии, видимо, не был записан и передавался изустно.

Постепенно в разных местностях стали складываться свои литургические чины. В Иерусалимской общине служилась литургия апостола Иакова. В Александрии и Египте совершалась литургия апостола Марка. В Антиохии - литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Литургии эти имели много общего в главной тайносовершительной своей части, но отличались друг от друга в деталях.

Сейчас в практике православной Церкви совершаются три чина литургий. Это литургии святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого и святителя Григория Двоеслова.

Литургия святителя Иоанна Златоуста

Эта литургия совершается во все дни года, кроме будничных дней Великого поста, а также кроме первых пяти воскресений Великого поста.

Святой Иоанн Златоуст составил чин своей литургии на основании прежде составленной литургии святителя Василия Великого, но сократил некоторые молитвы. Святой Прокл, ученик святителя Иоанна Златоуста, говорит, что ранее литургия совершалась весьма пространно, и «святитель Василий, снисходя… слабости человеческой, сократил ее; а после него еще более святой Златоуст».

Литургия святителя Василия Великого

По сказанию святого Амфилохия, епископа Ликаонской Иконии, святитель Василий Великий просил у «Бога дать ему силу духа и разума совершать литургию своими словами. По шестидневной пламенной его молитве Спаситель явился ему чудесным образом и исполнил его прошение. Вскоре потом Василий, будучи проникнут восторгом и божественным трепетом, начал возглашать “Да исполнятся уста моя хваления” и “Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего” и прочие молитвы литургии».

Литургия святителя Василия совершается десять раз в году. Накануне двунадесятых праздников Рождества Христова и Крещения (в так называемый Рождественский и Крещенский сочельник); в день памяти святителя Василия Великого 1/14 января; в первые пять воскресений Великого поста, в Великий четверток и в Великую субботу.

Литургия святителя Григория Двоеслова (или литургия преждеосвященных даров)

Во время святой Четыредесятницы Великого поста в будние дни прекращается служение полной литургии. Пост - время покаяния, плача о грехах, когда из богослужения исключается всякая праздничность и торжественность. Об этом пишет блаженный Симеон, митрополит Фессалоникийский. И поэтому по правилам церковным в среду и пятницу Великого поста совершается литургия преждеосвященных даров. Святые дары освящаются на литургии в воскресенье. И верующие причащаются ими на литургии преждеосвященных даров.

В некоторых Поместных Православных Церквах в день памяти святого апостола Иакова, 23 октября/5 ноября, служится литургия по его чину. Это древнейшая литургия и она является творением всех апостолов. Святые апостолы, до того как они не разошлись в разные страны для проповеди Евангелия, собирались вместе для совершения евхаристии. Позже этот чин был зафиксирован письменно под названием литургии апостола Иакова.


Осмысление Таинства Причащения
Христиане верят в то, что Бог воспринял на Себя человеческую природу и стал Богочеловеком. Поэтому единение с Богом и наша принадлежность к Церкви выявляется не только в молитве и духовном созерцании, но - главным образом - в совместном со всеми христианами участием в Литургии, в причащении Телу и Крови Господа Иисуса Христа (слово «Литургия» означает «общее дело»).

Церковь есть Тело Христово, а Евхаристия («благодарение», второе название Литургии) есть главное Таинство Церкви, то, ради чего Церковь существует и создана Господом.

Для православных христиан Евхаристия - не просто символическое действие, совершаемое в воспоминание Тайной Вечери, но сама Тайная Вечеря, возобновляемая Христом и непрерывно продолжающаяся на каждой Литургии, когда верующим под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

Как пища входит в нас и растворяется в нас, проникает до последней клеточки нашего организма, так и Господь захотел соединиться с нами, приобщиться нам, чтобы и мы до конца приобщились Ему, сделались частичками Его Тела, стали «сотелесными» Христу, а вместе с тем и сотелесными друг другу – единокровными братьями и сестрами во Христе.

В Евхаристии не только хлеб и вино соделываются Телом и Кровью Христа, но и сам причащающийся человек становится частицей Богочеловеческого организма Церкви, обновляется, освобождаясь от груза грехов и просвещаясь Божественным светом.

Вне Евхаристии нет ни спасения, ни истинной жизни, ни воскресения в вечности: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53-54). Поэтому Святые Отцы советовали христианам никогда не уклоняться от Евхаристии и причащаться насколько возможно часто.

Человек никогда не бывает достоин этого великого Таинства, потому что все люди – грешники. Но Евхаристия и дана для того, чтобы, причащаясь и соединяясь со Христом, мы становились более чистыми и достойными Бога.

В V веке преподобный Иоанн Кассиан писал: «Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками. Но еще более и более с жаждою надобно поспешить к нему для уврачевания души и очищения духа, однако ж с таким смирением духа и верою, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали более врачества для наших ран. Со смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Таин, в каждый воскресный день принимать их для уврачевания наших недугов, нежели, превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы после годичного срока бываем достойны приятия их».

Если человек решает сам, как часто он может приступать к Причащению, в зависимости от того насколько он «достоин»/«недостоин», он ставит себя как бы мерой и Божественного Дара, и своего собственного достоинства.

Cвятитель Феофан Затворник писал: «Кто любит Господа, тот ищет быть причастником Святых Таин… А кто не любит Господа, того не зазовешь в Храм Божий. И он говеет и причащается раз в год, но по необходимости, вследствие принятого обычая, лишь бы «отговеться».

Значение веры и понимания сути Таинства

Причащаться могут лишь члены Православной Церкви, т.е. лица, принявшие Крещение и исповедующие веру Православной Церкви согласно Символу веры.

Подчеркивая, что никто не может быть достоин причащения, Святые Отцы Церкви напоминают нам о том, что всякий приступающий к этому Таинству должен быть готов к встрече со Христом.

Приступая к Святой Чаше без понимая сути происходящего на Литургии (т.е. без веры в причащение Телу и Крови Христа), без стремления исправить свою жизнь, или во вражде с ближними, человек причащается в суд себе и осуждение: «Да испытывает же себя человек… Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Послание к Коринфянам 11:27-30).

Подготовка к Причащению

Все предписания относительно подготовки к Евхаристии направлены на то, чтобы человек, приступающий к Таинству, приобрел чувство жажды Бога, невозможности жизни без Христа, чтобы он осознал свою греховность и покаялся. В молитве перед Причащением священник, и вместе с ним весь народ, повторяя слова апостола Павла, называет каждый себя «первым из грешников»: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз». Только сознание своего всецелого недостоинства делает человека достойным приступить к Евхаристии.

Душевный мир

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания. Вот что говорит преподобный Амвросий Оптинский о подлинных требованиях приготовления ко причастию: «Ежели мы с верою неосужденно причащаемся Таинства Тела и Крови Христовых, то все козни врагов наших душевных остаются недейственны и праздны. Неосужденно же причащаемся тогда, когда приступаем к Таинству сему, во-первых, с искренним и смиренным раскаянием и исповеданием грехов своих и с твердою решимостью не возвращаться к оным, а во-вторых, если приступаем без памятозлобия, примиряясь в сердце со всеми, опечалившими нас».

Перед Причастием положен пост. Вопрос о том, как часто причащаться, а также об объеме подготовки решается священником (духовником).

Человеку, который причащается редко, не соблюдает посты и постные дни, который далек от Церкви, полезно перед Причастием несколько дней попоститься. В это время исключается пища животного происхождения, а постная пища употребляются в умеренном количестве.

Причащаться принято натощак, т. е. с полуночи накануне не употреблять никакой пищи или пития. Страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти.

Приём жизненнонеобходимых лекарственных средств и гигиенические процедуры не препятствуют Причащению.

Телесная чистота

Накануне Причащения необходимо отказаться от супружеских отношений. Женщинам следует воздерживаться от Причащения во время женских дней и сорокадневного послеродового периода.

Недопустимо причащаться Святых Таин и прикладываться к святыням с накрашенными губами.

Исповедь

Без Исповеди никто не может быть допущен ко Св. Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.

Желающий причаститься должен накануне, устно исповедаться Богу в своих грехах в присутствии свидетеля - священника, чистосердечно раскрыв свою душу, не утаивая ни одного содеянного греха, и иметь искреннее намерение исправиться.

Также желательно предупредить священника, если Вы никогда ранее не исповедовали грехи.

Во время Исповеди лучше не дожидаться вопроса священника, а высказать всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.

Правильнее исповедаться накануне Причастия до или во время вечернего богослужения, чтобы утром участвовать в Литургии, всё время посвятив молитвенной подготовке ко Святому Причащению. В крайнем случае, можно исповедаться и утром, в сам день Причастия.

Участие в богослужении и домашняя молитва

Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.

Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать Последование ко Святому Причащению (оно находится в Православном молитвослове).

Существует, кроме того, благочестивая традиция чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин: канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу-хранителю.

Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения


Вскоре после пения «Отче наш», ещё до открытия царских врат, нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Св. Даров, совершающегося при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом надо пропустить вперёд детей, которые причащаются первыми, раньше взрослых. Подходя к Чаше, нужно ещё заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно её не толкнуть. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить.

После Св. Причащения

Приняв Св. Тайны, не крестясь и поцеловав край Чаши, следует тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой. До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

В день Св. Причащения следует вести себя благоговейно и благочинно, дабы не потерять через грех или суету благодать Божию.

Иларион (Алфеев), еп. Во что верят православные христиане? Катехизические беседы. - Клин, 2008
Иларион (Алфеев), архиепископ. Православие. В 2-х томах. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009.
Иларион (Алфеев), иг. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. - Клин, 2000
Малков П.Ю. Введение в литургическое предание. Таинства Православной Церкви: учеб. пособ. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. – 198 с.
Петр (Мещеринов), иг. Беседы о вере и Церкви. - М.: Даниловский благовестник, 2004
Павел (Олмари), архиеп. Финляндский. Как мы веруем. – К.: Пролог, 2003. -150 с.
Шмеман Александр, прот. Литургия и жизнь: христианское образование через литургический опыт. – М.: Паломник, 2009. – 159 с.
Шмеман Александр, прот. За жизнь мира. – Вильнюс: Весть.

Часто приходится слышать вопросы: причастие в православной церкви — что это такое, как к нему готовиться, и зачем, собственно, оно нужно. Так как вопросы эти важные, и нужные, то мы решили дать подробное разъяснение этого важнейшегоТаинства интересующимся православием и новоначальным, основываясь на Священном писании.

Для поддержания жизни человеческого организма необходимо питание: пища, питьё; а так же лечение, если он болен. Душа же человека, как субстанция более тонкой организации, нуждается в подкреплении особой – животворящей духовной пищей. Как любящая мать никогда не оставляет своё чадо, но заботится и печется о нем; ещё более того — Господь не оставляет Своё творение, но промышляет о человеке, посылает ему в пропитание обилие плодов земных и питает Своих верных чад самой драгоценнейшей, безсмертной и нетленной Пищей: Самим Собой – Своими Пречистыми Телом и Кровью, преподаваемых нам в таинстве Причастия.

Причастие – это таинство, в котором православный христианин под видом хлеба и вина вкушает (причащается) истинного Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и жизнь вечную.

Посредством Причастия человек теснейшим образом соединяется со Христом, становится причастным Христу для обновления и укрепления духовных и физических сил человека и наследия им жизни вечной.

Господь говорит нам о таинстве Причащения:

«Я есмь Хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я — Хлеб живый, сшедший с небес; ядущий Хлеб сей будет жить вовек; Хлеб же, который Я дам,- есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Евангелие от Иоанна, гл.6, ст.:48-51). « Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинное есть Питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем.» (Евангелие от Иоанна: гл.6, ст.:53-56).

Зачем нужно причащаться

Итак, видим, что чтобы соединиться с Богом и иметь вечную жизнь – нам нужно причащаться. Если у человека случается заражение крови, то, единственный способ спасти ему жизнь – это переливание ему здоровой крови. Так же и с душой человеческой, заражённой грехом, единственный способ её спасения – «переливание» здоровой Крови, которая есть только у Самого Христа. И, как говорили святые отцы церкви, после вкушения Причастия «Кровь Христова течёт в наших жилах», «мы становимся сотелесными Христу». Ведь больной и разрушенный орган в теле человека посредством пересадки заменяют на здоровый, чтобы человек мог жить дальше.

Так и в духовном смысле Тело Христово заменяет Собой больную страстями и язвами греховными часть души человека, питает её и животворит: «Потому что мы члены Тела Его, от Плоти Его и от Костей Его» (Послание св.ап.Павла к Ефесянам: гл.5, ст.30). Посредством святого Причащения Сам Господь Своей Пречистой Плотию входит в человека, дарует ему успокоение, очищение от грехов, радость от близкого присутствия Господа. В таинстве Причастия христианин вкушает «источника безсмертного», получает способность духовно совершенствоваться, быть одним из участников блаженной и безсмертной жизни, которая, для человека, который благоговейно причащается Святых Христовых Таин,- начинается уже здесь, на земле, и является залогом его воскресения и вечной жизни.

История появления Евхаристии

Таинство Причастия ещё называют Евхаристией, что в переводе с греческого языка означает «благодарение». Богослужение, на котором совершается таинство Причащения, называется Литургией (она совершается утром, а иногда бывает ночью), что означает «общественное служение». Святая Евхаристия (таинство Причастия) в Православной Церкви является «Таинством таинств», сердцем Церкви, её основой и фундаментом, потому что без неё немыслимо и существование самой Церкви.

Таинство Евхаристии было установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом на последней Его вечере с учениками — Тайной вечере, накануне Крестных Страданий Спасителя.

Он Сам совершил это Таинство: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв Чашу и благодарив (Бога-Отца за Его милость к человеческому роду), подал им (ученикам) и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея: гл.26, ст.26-28)

Святой евангелист Лука дополняет повествование евангелиста Матфея — преподавая ученикам Святой Хлеб, Господь сказал им: «…Сие творите в Мое воспоминание». (Евангелие от Луки: 22, ст.:19-20); об этом же говорится в Евангелии от Марка: гл.14, ст.22-24, в 1-м послании к Коринфянам: гл.11, ст.:23-26.

После Воскресения Спасителя, ученики Христовы собирались в «день солнца» (теперь этот день именуется воскресеньем и в церкви он, также как и раньше, — является первым днём недели (седмицы)) для «преломления хлеба». Изначально это была трапеза, во время которой осуществлялось чтение Священного Писания, пение псалмов, говорилась проповедь, осуществлялась молитва. Иногда трапеза длилась всю ночь.

Постепенно (с течением времени общины расширялись), из вечери-ужина Евхаристия преобразовалась в богослужение, которое в нашей современной церкви тоже начинается с вечера: вечернее богослужение является первой частью воскресного (или праздничного) богослужения, а утреннее – Литургия – второй его частью, во время которой собственно и совершается святое таинство Евхаристии.

Как часто нужно причащаться?

Первые христиане каждый воскресный день причащались. В наше время, к сожалению не многие люди могут так часто к Таинству этому приступать по разным обстоятельствам. В среднем, рекомендуется причащаться хотя бы раз в месяц. Ну, или, хотя бы минимум — каждый пост, которых в календарном году четыре, а значит – хотя бы четыре раза в год. Но никак не менее одного раза в год – это, так сказать, уж «самый минимум».

Некоторые люди редко приступают к таинству Причастия, считая себя недостойными этого святого Таинства, для иных — причащение вообще превратилось в формальность: традицию, «для галочки» ну, или что-то в этом роде, когда люди без должной подготовки, осознания великой Святыни и чувства благоговения, или вообще, пробегая мимо, «забегают» причаститься.

Собственно, человек не бывает совершенно достойным в виду греховности натуры своей этого великого Таинства, так как все люди – грешники, а Евхаристия для того и дарована нам Господом, чтобы соделать нас более чистыми сердцем и душой и, соответственно, более достойными сего Божественного дара. Исходя из вышесказанного, как часто причащаться — лучше решать индивидуально со своим духовником или со священником, у которого человек исповедуется, исходя из своего духовного возраста (уровня).

Как подготовиться к таинству Причастия?

Святые отцы церкви подчеркивали, что приступающий к сему святому таинству должен быть готов к встрече с Самим Христом – а как же иначе, ведь мы вкушаем Тело и Кровь Самого Господа!

Подготовка к причащению не должна ограничиваться лишь чтением каких-то молитв и воздержанием от какой-либо пищи – в первую очередь готовность к причащению обусловлена чистотой совести, отсутствием вражды против ближних или обиды на кого-либо, миром в отношениях с людьми: «Если ты принесёшь дар свой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Ев.от Мф.,: гл.5, ст.23-24). Препятствием для причащения являются совершённые человеком тяжкие грехи, в которых необходимо покаяться на исповеди.

Перед принятием Святых Таин православный христианин старается духовно собраться и сосредоточиться. К Причастию нужно приготовлять себя говением, которое состоит в посте, молитве, творении добрых дел (которые, впрочем, христианин должен совершать всегда, ведь «вера без дел мертва»). Перед причащением христианин должен очистить свою совесть, а для этого, по традиции Русской церкви, ему необходимо прийти на исповедь для получения прощения в своих грехах.

Каждый, желающий приступить к Таинству Причащения, во-первых, должен быть крещён в православной вере, так как посредством крещения человек становится членом Церкви и получает право причащаться. Во-вторых, он должен очистить свою совесть , чему способствует пост и молитва. «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». (1-е Послание св.ап.Павла к Коринфянам: гл.11, ст.: 28-29).

То есть, человек должен осознавать, что перед ним в святой Чаше не обычная пища, не обычный хлеб и вино, а бессмертная Трапеза Господня – Пречистые Тело и Кровь Самого Господа, Сам Господь, причащаться которых надлежит со страхом Божиим, благоговением и верой. Неблагоговейное же отношение человека к Таинству подвергает его суду и осуждению. Один из учителей православной церкви писал:

«Видится в чаше хлеб и вино, и обоняется хлеб и вино, обнарудиваются же и являются Святые Тайны через действие своё. Так открылся Бог, прикрытый человечеством».

Это по безмерной любви Господа к нам, и его безграничному милосердию, по снисхождению к
немощной человеческой природе мы ощущаем хлеб и вино.

Надо сказать, что когда, ощущая свою греховность, человек не приступает в святому Причащению по собственному решению – это действие гордыни, так как недопустить ко Причастию может только священник. Сокрушение от осознания своей греховности не является препятствием для христианина воспринимать Евхаристию, как праздник и радость от соединения с Господом, ведь Божественной Кровию смываются грехи наши, и врачуются греховные язвы наши.

И так, мы рассмотрели, в чем же состоит духовное приготовление к святому Таинству. Теперь рассмотрим физическую сторону сей подготовки.

Когда мы ждём в гости очень важного и авторитетного для нас человека, мы убираем свой дом: выметаем, вымываем, начищаем. Подобно этому, но только во множество раз тщательнее мы должны подготовить своё жилище – тело к принятию Самого Господа. Апостол Павел в 1-м послании к Коринфянам говорит:

«…Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (Св.ап.Павел, 1-е посл.к Кор.: 6, 18-19)

Тело человека святой апостол уподобляет храму – как это ответственно и как же не приготовить тело свое ко Причащению?

Перед причащением необходимо:

  1. . Если это не один из четырёх постов календарного года, тогда рекомендуют поститься в среднем три дня, где рекомендуется семь дней, а кому – и хотя бы один день. Это лучше заранее решить индивидуально со священником. Во время поста не вкушают пищу животного происхождения, а во время строгого поста и рыбу – это тоже можно оговорить со священником. Во время поста воздерживаются от супружеских интимных отношений.
  2. Накануне Причастия положено быть на вечернем богослужении. В разных храмах различное время его начала, обычно начинается: где в 14.00 часов, где — в 15.00 ч, в 16.00 ч., в 17.00 ч. – это нужно узнать заранее в том храме, в который планируете идти на вечернюю службу.
  3. Вечером, накануне Причастия, нужно прочитать (в смысле не просто «вычитать»- как иногда говорят, а, читая, вникать в смысл читаемого, – молясь): вечерние молитвы («Молитвы на сон грядущим») и три канона: «Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу», «Канон молебный ко Пресвятой Богородице» и «Канон Ангелу-Хранителю». Читается также Канон ко причащению (Он содержится в «Последовании ко Святому Причащению»).
  4. После полуночи (после 24 часов) уже ничего не едят и не пьют, так как принято приступать к Таинству Причащения натощак.
  5. Утром, после Утренних молитв дочитывается, что вечером не успели. (Бывает, что вечером не читают Канон из «Последования ко Святому Причащению», а утром, после утренних молитв читают всё «Последование ко Святому Причащению»).
  6. обязательна, которая в одних храмах проводится вечером после (во время) вечернего богослужения, в других – утром до (во время) литургии. Это тоже желательно уточнить заранее. В какой части храма проводится исповедь – тоже можно спросить у служителей храма.

Во время Причастия

  • После исповеди все верующие выстраиваются в очередь (в очереди к Чаше нужно не разговаривать, а молиться) к солее (возвышение, на котором стоит иконостас, выступающее значительно вперёд), к центру солеи – к амвону (на уровне Царских Врат, со ступеньками).
  • Когда выносят Чашу с Дарами – сразу сделать перед Чашей три земных поклона (коснувшись лбом пола), но делать не перед самой чашей, чтобы не опрокинуть её, а поодаль от неё, стать в свою очередь, сложить крестообразно на груди руки (правая рука поверх левой) в знак своего смирения перед Господом.
  • Когда подошла ваша очередь – подойдите к Чаше, уже не крестясь и не кланяясь (чтобы не зацепить Чашу), назовите своё полное имя (Иван, а не Ваня; Наталья, а не Наташа и т.д.), раскройте широко рот и, приняв Причастие – сразу проглотите его и поцелуйте ребро чаши.

  • Потом, не разговаривая, пройдите к столику, на котором чашечки с «теплотой»(тёплая вода для запивки Причастия, в которую может быть иногда добавлено немного вина) и заешьте кусочком просфоры, лежащей на тарелке на том же столике. Отойдите в сторону, чтобы не мешать другим причастникам.

  • После причащения нужно быть до окончания литургии и, лишь в крайне срочных обстоятельствах покидать храм до окончания литургии (приложиться к вынесенному священником кресту (поцеловать крест) и выйти из храма после закрытия Царских Врат.

После Причастия

После причащения необходимо:

1) Прочесть «Благодарственные молитвы по Святом Причащении» (все вышеуказанные молитвы и каноны есть практически в любой книге «Молитвослов»).
2) В день причащения воздерживаться от супружеских интимных отношений.

В Евхаристии Господь очищает, освящает и обоготворяет человека. В этом Святом Таинстве благодать Святого Духа прелагает хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы и преобразует причащающегося человека из помутнённого грехами в просвещённого Божественным светом и свободного от тяжкого груза грехов человека. Приняв Тайны Христовы – мы уже несём в себе Самого Христа. Словно несём наполненную до краёв Божественной благодатью чашу – если будем неосторожны, то расплескаем содержимое чаши, а если споткнёмся и упадём – то потеряем и всё её содержимое. С момента Причастия должна начаться подготовка к следующей Евхаристии и нужно следить за своим духовным состоянием, беречь его от греха. И, если по слабости человеческой природы или по причине своего нерадения мы споткнулись, упали, снова согрешили- не медлите, спешите во врачебницу наших душ: кайтесь и исповедуйтесь, принимайте таинство Святого Причастия во спасение души и жизнь вечную.

Правильнее будет если Вы, уважаемая Маша, сами подойдёте к священнослужителю храма, в который планируете идти на Причастие (или хотя-бы к священнослужителю другого православного храма) и как он благословит (т.е.скажет, разрешит) Вам сделать — так и сделаете. Он же Вам подскажет, сколько читать молитв из Правила ко Причащению — иногда новоначальным разрешают читать лишь часть правила, т.к. оно не короткое и поначалу может быть сложно прочитывать его полностью. Но всё это лучше делать с благословения священнослужителя.
После 24 часов в ночь перед Причастием нельзя ничего есть и пить, пока не причаститесь.

Ответить

Как надо поститься перед причастие, можете подробнее объяснить?

Ответить

  1. Ответить

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с и .

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...