Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Искушение как понять. Что такое искушение? А что значит пройти

«Порой мы проигрываем в схватке, но другого пути нет » (Иеромонах Дорофей (Баранов))

Каждый практикующий христианин сталкивается в своей духовной жизни с трудностями, которые на языке святых отцов принято называть искушениями. Для многих, даже духовно опытных, людей подобные ситуации зачастую становятся настоящим испытанием на прочность. Люди недоумевают, а порой и всерьез унывают от многочисленных напастей, происхождение которых они не могут рационально объяснить. О том, для чего нужны искушения и как не поддаться на «провокацию», мы беседуем с насельником Иргизского Воскресенского мужского монастыря иеромонахом Дорофеем (Барановым).

Закалка боем

- Отец Дорофей, искушение, насколько я понимаю, – это некое испытание, что-то вроде трудного экзамена. Верно?

Словом «искушение» обозначаются два понятия. Во-первых, в обычном житейском смысле это тяжелые и неприятные жизненные ситуации, случающиеся с человеком по Промыслу Божию. Сюда относятся болезни, материальная нужда, обиды и несправедливости от людей. Их еще называют «скорби». Во-вторых, в самом главном, духовном, смысле искушением называется состояние души, когда близка опасность впасть в грех, нарушив Божественные заповеди. В христианстве слово «искушение» не носит негативного оттенка. Хотя в духовной жизни грех - самый главный наш враг (есть дажетакая присказка, что христианин ничего не должен бояться, кроме Бога и греха), но без искушений был бы невозможен духовный рост человека, то есть искушение - это испытание, пройдя которое христианин становится более опытным, сильным, закаленным.

Вы сказали, что искушения попускаются Богом. А у верующих бытует мнение, что их устраивают совсем другие силы…

Господь посылает нам все: и радости, и горести. Но не в том смысле, что Он играет с нами, экспериментирует, а в том, что Господь попускает злу действовать относительно свободно, чтобы проявилась свободная же воля человека к добру. Зло - это то, от чего человек должен оттолкнуться, чтобы прилепиться к добру. Мы говорим, что христианин должен бегать от греха. В этом смысле искушения - это инструмент в руках Бога, посредством которого Господь делает души более совершенными и пригодными для спасения.

- Избежать искушений невозможно?

Они неизбежны для каждого человека, пока он жив, причем их сила возрастает по мере духовного роста человека. Чем выше поднимается человек по пути духовной жизни, тем более сильным подвергается искушениям. Наивысшим искушением в истории было, когда Сам Господь в пустыне был искушаем от диавола (Мф. 4, 7–11).

Первое искушение произошло с Адамом и Евой, когда Бог дал им заповедь не есть плод от древа добра и зла. Создатель установил правила, потому что без них духовный рост невозможен. Запрет - это начальная точка, из которой начинает расти прекрасный кристалл нравственной личности. Человек создан со свободной волей, но, если не научится ее сдерживать, превратится в животное. Если провести аналогию с компьютерными играми, перенося искушения, мы проходим пошаговую стратегию, от легкого уровня к более сложному, преодолевая препятствия, иногда неся потери, порой проигрывая в схватке, но обретая опыт, который позволит выиграть в следующей битве. Другого пути нет, если мы хотим быть нравственными людьми.

Конечно, можно вообще не думать о нравственности, духовном росте. Тогда не будет искушений, все будет дозволено, и «личность раскроется во всей своей полноте», как сегодня модно говорить. Но когда это произойдет, окружающие поймут, что имеют дело со зверем.

Испытание на верность

Как человеку, который не связан с Церковью, не знаком с тонкостями христианской жизни, понять, что является искушением, а что таковым не является?

Не будем делить людей на церковных и нецерковных. Искушение - не сугубо христианский термин для какой-то касты посвященных. Раз уж мы договорились, что борьба с искушением - источник нравственного роста человека, неважно, к какой религии он принадлежит и религиозен ли в принципе. Если человек оказывается в ситуации нравственного выбора в пользу добра или зла - это искушение. И человек будет проходить через данное испытание в любом случае, осознавая его духовный смысл или не осознавая. В совести Творцом изначально заложены критерии добра и зла. Когда человек сталкивается с искушением и не знает, что это такое, он посылает информационный запрос к своей совести, и она ему говорит, как поступить. В этом смысле любое событие, даже самое незначительное, если оно сопряжено с нравственным выбором, является искушением.

В искушениях человек испытывается: как поведет себя, что скажет, останется ли верен евангельскому образу жизни или ожесточится, перевесит ли в нем любовь к ближним или верх возьмет самолюбие. Каждый из нас в искушениях имеет возможность убедиться, чего он стоит на самом деле.

- А на практике это в чем может выражаться? Давайте приведем примеры.

Самое распространенное мысленное искушение - беспокойство за свое существование и за обеспечение себя и своих ближних всем необходимым для жизни, сожаления о каких-либо упущенных возможностях или ошибках при достижении материальных благ, зависти к чужому преуспеянию, недовольство своим материальным положением. Пораженная этим искушением душа часто впадает в бестолковую суету.

Другой вид мысленных искушений - боязнь воображаемых опасностей и предвидение возможности различных несчастий. Душа полна беспокойства и тревоги. Кажется, что все опасения сбываются, человек уже переживает в мыслях несчастья и мучается понапрасну.

Сожаления тоже могут быть искушением. «Как жаль, что так получилось», - думаем мы, расстраивая себя бесплодными сожалениями, и грешим против надежды на Промысел Божий о нас.

Самоукорение имеет смысл только тогда, когда мы укоряем себя в грехе. В житейских же делах оно вредно, так как рождает уныние и поэтому на руку нашему врагу. Даже если мы ошиблись, это случилось не без Промысла Божия. Чаще всего жизненные неудачи обличают нас в том, что мы в делах надеемся на себя, а не на помощь Божию.

Часто искушения нападают, когда человек совершает какое-то доброе дело. Враг в этих случаях более, чем обычно, злобится на нас и старается свести на нет результаты нашего усилия, испортив его каким-нибудь проступком. Например, оказав милость ближнему, мы можем пожалеть об отданных деньгах. Или, тщеславясь, расскажем кому-то о совершенном благодеянии. В другом случае испортим хорошее дело одновременным осуждением ближнего.

Одним из наиболее тяжелых искушений является искушение против любви - вражда или неприязнь к близким людям. На сердце искушаемого словно камень лежит, в голове непрестанно крутятся мысли о неприятном человеке, вспоминаются ссоры, укоры, обидные слова, несправедливые обвинения. Человек накручивает себя все больше и больше, душа полна горечи, раздражения, досады, обиды, и это признак, что лукавый властно господствует над нею, то есть во всех случаях, когда на сердце нет любви, радости, мира, значит, человек либо совершил грех, либо находится в искушении против любви.

Избегая самонадеянности

В молитве «Отче наш» есть прошение: «И не введи нас во искушение». Почему Сам Господь учил просить не вводить нас в искушения, если без них все равно не обойтись? О чем конкретно мы просим в этой молитве?

Нужно понимать, что искушение – это экзамен, который мы можем и не сдать. По сути, мы просим Творца минимизировать количество бед, которое на нас находит, потому что не уверены, что справимся с ними. С одной стороны, христиане - воины на духовном поле, но с другой - мы в своих силах не уверены, поэтому просим Бога, чтобы война зла против нас была менее интенсивна. Христианин не должен думать о себе, что он в духовной борьбе этакий крутой спецназовец, ему ничего не страшно, он может вступить в любую схватку со злом. Победить зло сам человек не в состоянии, он может лишь присоединиться к Христовой победе.

То есть для христианина вера в свои силы, даже когда речь идет о противостоянии греху, - это самонадеянность?

– Для любого человека самонадеянность - самое опасное заблуждение. Нужно различать рассудительность, способность трезво оценивать свои силы, взвешивать свои слова и поступки и самонадеянность, то есть нежелание просить помощи у Бога. Когда человек живет без Бога, надеясь только на себя, искушения наваливаются на него одно за другим и побеждают его. Даже если по мирским представлениям человек кажется победителем, достиг всего, чего только можно, наступит час, и за ним придет смерть, которой он уже ничего не сможет противопоставить.

Когда человек приходит в Церковь, Господь словно авансом осыпает его духовными радостями. Но пора церковного детства проходит быстро, и начинаются искушения. Почему так?

Это говорит о том, что человек окреп и готов приступить к духовному учению. Нужно поблагодарить Господа за «оказанное доверие» и мужественно принимать все, что нам посылается. Не нужно относиться к искушениям, как к шишкам, которые валятся с утра до ночи на нашу голову. Это признак особого попечения Господа о нас. А если искушения приходятся на большие церковные праздники, можно сказать, что нам оказывается честь. Значит, угодили мы Господу и одновременно сильно разозлили врага. Но нужно помнить: если бы Господь не знал, что это искушение пойдет нам на пользу, Он бы его не попустил.

Газета «Саратовская панорама» № 20 (948)
Беседовала Оксана Лаврова
Иеромонах Дорофей (Баранов)
Православие и современность

Просмотрено (4156) раз

Каждый практикующий христианин сталкивается в своей духовной жизни с трудностями, которые на языке святых отцов принято называть искушениями. Для многих, даже духовно опытных, людей подобные ситуации зачастую становятся настоящим испытанием на прочность. Люди недоумевают, а порой и всерьез унывают от многочисленных напастей, происхождение которых они не могут рационально объяснить. О том, для чего нужны искушения, как не поддаться на «провокацию», как правильно относиться к искушениям и бороться с ними, рассказывает насельник Иргизского Воскресенского мужского монастыря иеромонах Дорофей (Баранов).

ЗАКАЛКА БОЕМ

- Отец Дорофей, искушение, насколько я понимаю, – это некое испытание, что-то вроде трудного экзамена. Верно?

Словом «искушение» обозначаются два понятия. Во-первых, в обычном житейском смысле это тяжелые и неприятные жизненные ситуации, случающиеся с человеком по Промыслу Божию. Сюда относятся болезни, материальная нужда, обиды и несправедливости от людей. Их еще называют «скорби». Во-вторых, в самом главном, духовном, смысле искушением называется состояние души, когда близка опасность впасть в грех, нарушив Божественные заповеди. В христианстве слово «искушение» не носит негативного оттенка. Хотя в духовной жизни грех - самый главный наш враг (есть даже такая присказка, что христианин ничего не должен бояться, кроме Бога и греха), но без искушений был бы невозможен духовный рост человека, то есть искушение - это испытание, пройдя которое христианин становится более опытным, сильным, закаленным.

- Вы сказали, что искушения попускаются Богом. А у верующих бытует мнение, что их устраивают совсем другие силы...

Господь посылает нам все: и радости, и горести. Но не в том смысле, что Он играет с нами, экспериментирует, а в том, что Господь попускает злу действовать относительно свободно, чтобы проявилась свободная же воля человека к добру. Зло - это то, от чего человек должен оттолкнуться, чтобы прилепиться к добру. Мы говорим, что христианин должен бегать от греха. В этом смысле искушения - это инструмент в руках Бога, посредством которого Господь делает души более совершенными и пригодными для спасения.

- Избежать искушений невозможно?

- Они неизбежны для каждого человека, пока он жив, причем их сила возрастает по мере духовного роста человека. Чем выше поднимается человек по пути духовной жизни, тем более сильным подвергается искушениям. Наивысшим искушением в истории было, когда Сам Господь в пустыне был искушаем от диавола (Мф. 4:7–11).

Первое искушение произошло с Адамом и Евой, когда Бог дал им заповедь не есть плод от древа добра и зла. Создатель установил правила, потому что без них духовный рост невозможен. Запрет - это начальная точка, из которой начинает расти прекрасный кристалл нравственной личности. Человек создан со свободной волей, но, если не научится ее сдерживать, превратится в животное. Если провести аналогию с компьютерными играми, перенося искушения, мы проходим пошаговую стратегию, от легкого уровня к более сложному, преодолевая препятствия, иногда неся потери, порой проигрывая в схватке, но обретая опыт, который позволит выиграть в следующей битве. Другого пути нет, если мы хотим быть нравственными людьми.

Конечно, можно вообще не думать о нравственности, духовном росте. Тогда не будет искушений, все будет дозволено, и «личность раскроется во всей своей полноте», как сегодня модно говорить. Но когда это произойдет, окружающие поймут, что имеют дело со зверем.

ИСПЫТАНИЕ НА ВЕРНОСТЬ

- Как человеку, который не связан с Церковью, не знаком с тонкостями христианской жизни, понять, что является искушением, а что таковым не является?

Не будем делить людей на церковных и нецерковных. Искушение - не сугубо христианский термин для какой-то касты посвященных. Раз уж мы договорились, что борьба с искушением - источник нравственного роста человека, неважно, к какой религии он принадлежит и религиозен ли в принципе. Если человек оказывается в ситуации нравственного выбора в пользу добра или зла - это искушение. И человек будет проходить через данное испытание в любом случае, осознавая его духовный смысл или не осознавая. В совести Творцом изначально заложены критерии добра и зла. Когда человек сталкивается с искушением и не знает, что это такое, он посылает информационный запрос к своей совести, и она ему говорит, как поступить. В этом смысле любое событие, даже самое незначительное, если оно сопряжено с нравственным выбором, является искушением.

В искушениях человек испытывается: как поведет себя, что скажет, останется ли верен евангельскому образу жизни или ожесточится, перевесит ли в нем любовь к ближним или верх возьмет самолюбие. Каждый из нас в искушениях имеет возможность убедиться, чего он стоит на самом деле.

- А на практике это в чем может выражаться? Давайте приведем примеры.

Самое распространенное мысленное искушение - беспокойство за свое существование и за обеспечение себя и своих ближних всем необходимым для жизни, сожаления о каких-либо упущенных возможностях или ошибках при достижении материальных благ, зависти к чужому преуспеянию, недовольство своим материальным положением. Пораженная этим искушением душа часто впадает в бестолковую суету.

Другой вид мысленных искушений - боязнь воображаемых опасностей и предвидение возможности различных несчастий. Душа полна беспокойства и тревоги. Кажется, что все опасения сбываются, человек уже переживает в мыслях несчастья и мучается понапрасну.

Сожаления тоже могут быть искушением. «Как жаль, что так получилось», - думаем мы, расстраивая себя бесплодными сожалениями, и грешим против надежды на Промысел Божий о нас.

Самоукорение имеет смысл только тогда, когда мы укоряем себя в грехе. В житейских же делах оно вредно, так как рождает уныние и поэтому на руку нашему врагу. Даже если мы ошиблись, это случилось не без Промысла Божия. Чаще всего жизненные неудачи обличают нас в том, что мы в делах надеемся на себя, а не на помощь Божию.

Часто искушения нападают, когда человек совершает какое-то доброе дело. Враг в этих случаях более, чем обычно, злобится на нас и старается свести на нет результаты нашего усилия, испортив его каким-нибудь проступком. Например, оказав милость ближнему, мы можем пожалеть об отданных деньгах. Или, тщеславясь, расскажем кому-то о совершенном благодеянии. В другом случае испортим хорошее дело одновременным осуждением ближнего.

Одним из наиболее тяжелых искушений является искушение против любви - вражда или неприязнь к близким людям. На сердце искушаемого словно камень лежит, в голове непрестанно крутятся мысли о неприятном человеке, вспоминаются ссоры, укоры, обидные слова, несправедливые обвинения. Человек накручивает себя все больше и больше, душа полна горечи, раздражения, досады, обиды, и это признак, что лукавый властно господствует над нею, то есть во всех случаях, когда на сердце нет любви, радости, мира, значит, человек либо совершил грех, либо находится в искушении против любви.

ИЗБЕГАЯ САМОНАДЕЯННОСТИ

- В молитве «Отче наш» есть прошение: «И не введи нас во искушение». Почему Сам Господь учил просить не вводить нас в искушения, если без них все равно не обойтись? О чем конкретно мы просим в этой молитве?

Нужно понимать, что искушение – это экзамен, который мы можем и не сдать. По сути, мы просим Творца минимизировать количество бед, которое на нас находит, потому что не уверены, что справимся с ними. С одной стороны, христиане - воины на духовном поле, но с другой - мы в своих силах не уверены, поэтому просим Бога, чтобы война зла против нас была менее интенсивна. Христианин не должен думать о себе, что он в духовной борьбе этакий крутой спецназовец, ему ничего не страшно, он может вступить в любую схватку со злом. Победить зло сам человек не в состоянии, он может лишь присоединиться к Христовой победе.

- То есть для христианина вера в свои силы, даже когда речь идет о противостоянии греху, - это самонадеянность?

– Для любого человека самонадеянность - самое опасное заблуждение. Нужно различать рассудительность, способность трезво оценивать свои силы, взвешивать свои слова и поступки и самонадеянность, то есть нежелание просить помощи у Бога. Когда человек живет без Бога, надеясь только на себя, искушения наваливаются на него одно за другим и побеждают его. Даже если по мирским представлениям человек кажется победителем, достиг всего, чего только можно, наступит час, и за ним придет смерть, которой он уже ничего не сможет противопоставить.

- Когда человек приходит в Церковь, Господь словно авансом осыпает его духовными радостями. Но пора церковного детства проходит быстро, и начинаются искушения. Почему так?

Это говорит о том, что человек окреп и готов приступить к духовному учению. Нужно поблагодарить Господа за «оказанное доверие» и мужественно принимать все, что нам посылается. Не нужно относиться к искушениям, как к шишкам, которые валятся с утра до ночи на нашу голову. Это признак особого попечения Господа о нас. А если искушения приходятся на большие церковные праздники, можно сказать, что нам оказывается честь. Значит, угодили мы Господу и одновременно сильно разозлили врага. Но нужно помнить: если бы Господь не знал, что это искушение пойдет нам на пользу, Он бы его не попустил.

- Отец Дорофей, как бороться с искушениями?

Научиться их правильно переживать. К примеру, часто приходится слышать от людей, поддавшихся искушению блудной страстью, что сила ее была столь велика, что они не могли ей противостоять. Это всего лишь попытка оправдать собственное нежелание бороться со злом. Нет таких искушений, с которыми человек не мог бы справиться. Собственно, любое искушение заставляет нас отвечать на главный вопрос в жизни: «Кем я хочу быть? Хочу ли я быть человеком нравственным, живущим согласно духовным законам, которые дал людям Бог, или мне это неважно?».

Можно выбрать второй путь - выйти из круга, очерченного Богом заповедями, но тогда надо быть готовым к тому, что в твоей жизни произойдет духовная катастрофа. Не надо питать иллюзий, она неизбежна. Я это как священник вижу каждый день. Не было еще ни одного случая, когда человек, нарушивший нравственный запрет, после этого был бы счастлив. Люди разрушают семьи, надеясь, что во втором браке им больше повезет. Иногда им даже кажется, что они счастливы в новых отношениях, но это счастье отравлено горечью. И человек живет, не понимая, почему у него ребенок растет наркоманом, или на работе сплошные проблемы, или болезни преследуют… Он все ищет какие-то причины, а причина одна: он перешел нравственную черту и стал беззащитным перед злом. В конце концов, помотавшись по бесконечному кругу мирских «утешений», которыми обычно пытаются заглушить эту горечь, человек понимает, что все-таки нужно договориться с Богом, и приходит на исповедь. Пока покаянием с души не смоется тяжесть греха, человек будет подвергаться искушениям. Поэтому, если преследуют испытания, нужно проанализировать свою жизнь, вспомнить о нарушенных заповедях и принести Богу покаяние.

УВИДЕТЬ СЕБЯ В ИСТИННОМ СВЕТЕ

- Но искушения преследуют и тех людей, которые стараются жить внимательно и тяжких грехов не совершают. Какой тогда для них смысл в подобных испытаниях?

Мы подошли к очень важному моменту в понимании смысла искушений: они также служат лакмусовой бумажкой для проявления наших внутренних духовных червоточин. Например, если нас, по нашему же мнению, несправедливо притесняет начальство, возможно, мы слишком много о себе думаем. А когда на нас ни с того ни с сего накидывается с бранью человек, возможно, стоит вглядеться в себя и увидеть в себе гордость, которая потребовала такого врачевания.

В нашей жизни постоянно происходит что-то, что нас возмущает, особенно когда мы слышим нелицеприятные оценки в свой адрес. Как мы обычно действуем в ответ? Стремимся себя оправдать, изыскиваем аргументы для доказательства нашей правоты. Если оставаться на той же позиции, аналогичные искушения будут повторяться вновь и вновь, до тех пор, пока мы не увидим, что все наши неудачи в отношениях с людьми имеют корень в нашей гордости. Но стоит изменить подход - относиться к нападкам со смирением, как мы обнаружим, что они прекращаются. Бог смиренным подает благодать.

Вообще, искушения полезны. Проходя через них, человек получает возможность правильно понять свою жизнь и трезво себя оценить. Рушатся льстивые предположения о себе и уничижительные о других. Полагал себя достойным большего успеха, чем другие? И вот, скатился на самое дно. Непрестанно требовал что-то от других, не вникая в их ситуацию? Теперь тебя притесняют, гонят, злословят. Считал себя лучше других- и столкнулся с грубым насилием греховных помыслов. Благочестивому человеку проще, чем грешнику, впасть в духовную прелесть по поводу своих духовных дарований и успехов, и лекарством от этой болезни служат искушения. В таких обстоятельствах человек воочию видит свою немощность в суждениях, поступках, делах, эмоциях и смиряется. Хорошие ученики быстро усваивают уроки и исправляют ошибки. Поэтому если мы в искушениях становимся духовно более зрелыми, смиренными и искусными, то и искушения переносятся нами несравненно легче. Часть их может и вообще миновать нас в будущем. Но если упорствуем в гордости, самомнении и ропщем, то экзамен нами проваливается, и для нашего смирения потребуются уже более тяжелые испытания, чем те, что были.

- Как справляться с внутренними искушениями - к примеру, с таким, когда преследуют нехорошие мысли об обидевшем нас человеке? Иногда такое состояние длится очень долго.

Для борьбы с помыслами необходимо считать себя хуже других людей. Ставьте любого человека, который вас обидел, задел, проявил по отношению к вам несправедливость, неуважение, грубость, выше себя. Смотрите на него снизу вверх, и тогда неприятные столкновения с людьми будут предельно минимизированы, потому что ты всегда будешь готов уступить, не ответить злом на зло, извиниться. Можно не верить в действенность этого рецепта и искать тысячи причин не прибегать к нему, но это единственный способ, чтобы добиться душевного мира. Когда внутри себя человек считает, что он самая последняя букашка, его невозможно обидеть. Когда в мир пришел Христос, он показал, что единственный выход из мира зла, который нас окружает, - дать этому злу абсолютную свободу, дать злу возможность сделать с тобой все, что угодно, но при этом не терять надежды на Бога. «Бог своих не оставит», - такая у христиан присказка. Вот это сочетание готовности не отвечать злом на зло и упования на Бога делает христианина абсолютно непобедимым. Мы думаем, что, если всем подряд уступать место в очереди, не дойдешь до прилавка, но я знаю человека, который решился на такой эксперимент и был препровожден к кассе бабушками под аплодисменты всей очереди.

В современном мире человек настолько привык защищать свое пространство - личное и семейное, что он постоянно находится в состоянии готовности отразить агрессию окружающего мира. Сегодня желание уступить, помочь кому-то, отложить свое дело и заняться чужим воспринимается людьми как какой-то подвиг. А между тем посмотрите, как жили святые. Святая блаженная Матрона. Казалось бы, какое положение может быть ниже: слепорожденная, неходячая, не покидавшая дома, а между тем она оказывала влияние на судьбы миллионов. Поэтому единственный путь если не удалить, то минимизировать искушения - это уничтожить себя как самоценную личность , сказать: «Я себе не принадлежу, я принадлежу Богу. Он решает, что для меня хорошо, а что плохо». С такой внутренней установкой зло в виде искушений к человеку не пристает. А если пристает, то быстро отступает.

ПОМОЩЬ НЕ ЗАМЕДЛИТ

- Значит, какое бы искушение Бог нам ни послал, оно всегда на пользу?

Да. Более того, если Он посылает искушение, значит, в данный момент Ему более, чем когда-либо, угодно, чтобы мы смирились и научились терпению. Мы же часто полагаем, что искушение мешает нам делать то, что было бы более угодно Богу. И этим ложно обольщаемся, так как думаем, что нам лучше Бога известно, чем более угодить Ему. Да и само мнение о том, что мы угождаем Богу, когда делаем некое доброе дело, обольщает нас, возвышая в собственных глазах, и это высокоумие перечеркивает и доброе дело.

- Молитва помогает переносить искушения легче?

Конечно! Это очевидно из слов молитвы Господней «Отче наш» - молитвы, которую произнес сам Христос, сказав ученикам, что они должны молиться именно так. Поэтому, если человек сталкивается с нравственным выбором, и ему очень тяжело этот выбор сделать, нужно призвать на помощь Бога. Вот почему так важно знать хотя бы эту молитву: чтобы в сложной ситуации не остаться с бедой один на один.

Если же искушение связано с осуждением, неприязнью или враждой к кому-либо из ближних, то надо вспомнить о всем добром в этом ближнем и начать регулярно молиться за него. И помощь Господня не замедлит. Ясным становится свое состояние, понятным искушение. И как только оно познается, искушение рассеивается как дым.

- Святые отцы говорят, что молитва Иисусова тоже помогает в искушениях, особенно когда человек впадает в гнев или уныние.

Безусловно. Иисусова молитва - это словесное выражение постоянной памяти о Боге. Человек словно вцепляется в ризу Христову: «Господи, не отходи от меня, как я от Тебя не отхожу». Молитва Иисусова - постоянное призывание Бога, но для современного человека, живущего в миру, будет трудно творить ее непрестанно. Это в Византии во времена Григория Паламы (1296–1359, архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, православный святой. – О.Л.) на рынке кузнец и кожевник могли часами спорить о практике Иисусовой молитвы. Сегодня такой уровень молитвенного подвига возможен только в монастырях. Хотя, если человек подвергается каким-то тяжелым внутренним искушениям, ему стоит прибегать к этой молитве как к оружию в борьбе против вражьих нападок.

Я бы только предостерег читателя от магического отношения к молитве, которое в наше время очень распространено. Некоторые люди даже молитву воспринимают как заговор: прочитал - и готово, эффект налицо. Это не так. Молитва - всего лишь разговор с Богом. Мысловно открываем окно в небо и кричим, зовем Бога. Конечно, мы ждем помощи от Него. Но, если она не приходит, это не значит, что Бог нас не слышит, и поэтому надо бежать к экстрасенсам. Это говорит о том, что, по мнению Бога, потерпеть неприятности нам полезнее. Терпение искушений, даже длительных, - это тоже духовное упражнение.

Ничто из того, что происходит с нами в жизни, не случается вне промысла Божия. При этом промысел Божий посылает каждому человеку только такие искушения, наказания (от слова «наказ» - урок), которые необходимы именно ему для его спасения. Не только телесные скорби христианину надо принимать как из благотворящей руки Божией, но также и зло, которое причиняют люди или злые духи.

Господь видит сердце человека, знает его возможности, и, если мы не можем перенести какое-то тяжелое искушение, оно нам не посылается . А другой подвергается очень сильным искушениям, но лишь потому, что Бог знает: ему это вынести по силам. «Если бы не было искушений, никто бы не получил Царства Небесного», - говорил преподобный Антоний Великий. Так что будем благодарить Бога за все искушения, через которые Он ведет нас к Себе.

Искушения от собственной плоти

Это различные плотские увлечения. Иаков говорит, что впа­дают в различные искушения, ибо каждый искушается увлекаясь и обольщаясь собственной похотью.

Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают лю­дей в бедствие и пагубу (1Тим. 6:9).

Нужно бодрствовать, чтобы влечение не переходило в обольще­ние и увлечение, достигать господства нашего духа над желания­ми плоти. Послушаешься плоти - станешь плотским. Плоть не родилась свыше и поражение нашего духа идет через увлечения плоти. Бог оставил нас во плоти, чтобы через нее испытать нас и привести в совершенство. Грех горит как огонь, но ты греха не тронь.

Среди всех желаний, которые исходят от плоти, христианин должен выбирать только те, которые полезны и назидают, и не являются грехом.

Искушения от людей

Это незаконные унижения, незаконные обвинения, страдания от незаконно причиненного тебе зла.

При таком искушении победа дается через молитву, как напи­сано: «Злостраждет ли кто из вас? пусть молится» (Иак. 5:13). «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Ко­торый не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при ис­кушении даст и облегчение» (1Кор. 10:13).

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мат. 5:44). Иисус Христос и Стефан молились за своих мучителей и убийц, говоря: «Прости им, ибо не знают что делают и не вмени им греха сего».

Написано: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим» (1Кор. 4:12-13). «Не будь побеж­ден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21).

Искушения от сатаны, от духов бесовских

Иисус сорок дней был искушаем от диавола. «И окончив все ис­кушения, диавол отошел от Него до времени» (Лук. 4:13, Мат. 6:13).

«Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтоб ис­кусить вас» (Отк. 2:10). «Противник ваш диавол ходит, как рыка­ющий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твердою ве­рою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями ваши­ми в мире» (1Пет. 5:8-9).

Диавол имеет три основных вида искушений:

Лесть - предлагает славу, почет, богатство, благополучие через поклонение ему.

Строгость - чтобы устрашить: отнимает работу, благополу­чие, лишает свободы и т.п.

Огненное - чрезмерные страдания и различные мысленные искушения (1Пет. 4:12).

При искушении от диавола нужно противостать ему твердой верой и избрать превыше всего Бога.

Испытания, посылаемые от Бога

Бог может испытывать каждого, ибо Он создал сердца всех человеков и вникает во все дела их.



Когда Бог искушал-испытывал Авраама в первый раз, Авраам терпеливо и очень долго ожидал исполнения обетования Божьего. Когда Исаак возрос, Бог во второй раз испытал Авраама: «Отдай Мне дитя, которое ты любишь» (Быт. 22:1).

Бог при испытании может лишить человека самого дорогого и наблюдать, прославит ли человек Бога, находясь в скорбях или будет роптать.

Через участие в Христовых страданиях Церковь Христова ис­пытывается в любви и верности к Богу и ко Христу.

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и... злосло­вить за Меня» (Мат. 5:11). «Вы участвуете в Христовых страдани­ях, радуйтесь» (1Пет. 4:13). «Выйдем к Нему за стан, нося Его по­ругание» (Евр. 13:13). «Мы сонаследники Христу» если только с Ним страдаем» (Рим. 8:17). «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Будь верен до смерти» (Отк. 2:9-10). Христос гово­рит, что Он есть испытывающий сердца и внутренности (Отк. 2:23)

Когда речь заходит об искушениях, первая глава послания Иакова обычно вызывает массу споров. Это связано со словами, записанными в 13 стихе: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого». Многими христианами сразу вспоминается история с искушением Авраама (Быт.22:1) и предпринимаются различные попытки интерпретации и согласования этих на первый взгляд противоречивых отрывков.

В этой небольшой статье мы также предприняли попытку осмысления понятия искушения/испытания в контексте отрывка Иак.1:1-18. Для этого нам, прежде всего, было необходимо обратиться к языку оригинала.

В греческом языке Нового завета для обозначения искушения и испытания используются два синонима - «πειράζω» и «δοκιμάζω». Как любые синонимы, они имеют в чем-то общее лексическое значение, а в чем-то - разное. Понимание этих оттенков поможет нам разобраться в понятии искушения.

«πειράζω»
Слово «πεῖρα» (гл. «πειράω») означает попытку, пробу. Использование однокоренных ему существительного «πειρασμός» и глагола «πειράζω», более многозначно. Здесь стоит подчеркнуть четыре основных употребления этих слов:

1. Пробовать, пытаться, делать попытку (например: Деян.9:26, 16:7, 24:6; «убедившись сам, я пытаюсь убедить и других», Платон; «кто хочет жить, пусть попытается победить» Ксенофонт);

2. Испытывать, пробовать с позитивной целью: понять, узнать (например: Иоан.6:6, 2Кор.13:5, Откр.2:2; «они испытали себя в беге», Гомер; «посмотрим, говоришь ли ты дело», Платон);

3. Искушать, пробовать с негативной целью: соблазнить, совратить или уловить (например: Мат.6:13, 16:1, 22:18, 26:41, Лук.4:13, 8:13, Гал.6:1);

4. Искушение Бога - попытка вызвать Бога на доказательства Своего присутствия, силы или благости (например: 1Кор.9:10, Деян.5:9, Евр.3:9).

Отметим также, что иногда акцент делается на проблемах и сложных ситуациях, а не на их негативной или позитивной цели (например: 1Кор.10:13, Лук.8:13, Лук.22:28, Деян.20:19, Гал.4:14, 1Пет.1:6).

«δοκιμάζω»
Теперь поговорим об употреблении второго слова - «δοκιμάζω». Для этого рассмотрим ряд однокоренных ему слов:

«δοκέω» - полагать, думать, мнить.

«δόκιμος» - проверенный, считающийся хорошим, неподдельным на основе испытания, испытанный, достойный (Рим.14:18, 16:10, 1Кор.11:19 «среди вас должны быть и разногласия, чтобы выяснилось, кто из вас выдержал испытание»*, 2Кор.10:18, 13:7 «Но мы молим Бога, чтобы вы не совершили ничего дурного. И вовсе не для того, чтобы показать себя успешно выдержавшими испытание. Лишь бы вы делали добро, даже если мы покажемся "неуспевающими"!»* , 2Тим.2:15, Иак.1:12).

«δοκίμιον» - считающийся ценным, испытанным, подлинным; а также сам акт испытания (Иак.1:3, 1Пет.1:7, Пс.11:7 «Слова Господни - слова чистыя, серебро расплавленное, испытанное въ землѣ**, седмикратно очищенное»***, Пс.27:21 «Какъ плавильней (δοκίμιον) серебро, горниломъ золото, такъ человѣкъ испытывается (δοκιμάζω) устами, которыя хвалятъ его»***).

«δοκιμάζω» - попытка понять истинность, ценность чего-то с помощью проверки, испытывать, проверять, одобрять (находить выдержавшим испытание) (например, Лук.12:56, 14:9, Рим.1:28 «И поскольку они не рассудили иметь познание Бога, предал их Бог …»****, 1Кор.3:13, 11:28, 16:3, 2Кор.8:8,22, 13:5, Гал.6:4, Еф.5:10, Фил.1:10, 1Фес.2:4, 5:21, 1Тим.3:10, 1Иоан.4:1).

Таким образом, сравнивая эти синонимы можно сказать, что их значения сходятся в области, где речь идет о проверке и испытании вообще или когда говорится об испытании с положительной целью, т.е. о стремлении узнать, понять качество, ценность или истинность чего-либо. Когда же речь идет о желании совратить или соблазнить кого-либо с помощью искушения, тогда используется только слово «πειράζω».

Возвращаясь к первой главе послания Иакова надо сказать, что автор использует оба слова:
«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения (πειρασμοῖς), зная, что испытание (δοκίμιον) вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. … Блажен человек, который переносит искушение (πειρασμόν), потому что, быв испытан (δόκιμος), он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении (πειραζόμενος) никто не говори: Бог меня искушает (πειράζομαι); потому что Бог не искушается (ἀπείραστός) злом и Сам не искушает (πειράζει) никого, но каждый искушается (πειράζεται), увлекаясь и обольщаясь собственною похотью…»

Мы видим здесь, что те же самые ситуации в жизни христианина дважды (2-3 и 12 ст.) названы сначала искушением (πειρασμός) потом испытанием (δοκίμιον), т.е. нельзя говорить о разнице между искушением (πειρασμός) и испытанием (δοκίμιον) обусловленной разными условиями. Иными словами не стоит думать, что определенные ситуации, в зависимости от силы, природы, источника и т.п., являются искушением, а другие - испытанием.

Еще одним аргументом в пользу этого являются слова Иакова о том, что Бог не искушает (πειράζω) никого, а мы знаем, что все жизненные ситуации связаны с Божьим провидением. Итак, если искушение (πειρασμός) это не какая-то особенная ситуация или условия в которые попал человек, то что это и, соответственно, что не делает Бог.

Учитывая слова Иакова: «Каждый искушается (πειράζεται), увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (14 ст.), правильно будет предположить, что он хочет подчеркнуть внутренние переживания христианина. Другими словами, в процессе искушения/испытания можно условно выделить две составляющие: условия, в которые мы попадаем по воле Творца на протяжении всей нашей жизни, будь то проблемы физические, материальные, социальные и т.п., и последующая внутренняя борьба, инициатором которой никогда не является Бог, хотя Он, конечно, понимает последствия той или иной ситуации.

Яркой иллюстрацией этого является Божье повеление Аврааму принести в жертву Исаака. О самих событиях повествует книга Бытие (22:1-14), о последующей внутренней борьбе между невообразимыми переживаниями и верой в Божье обетование «в Исааке наречется тебе семя» кратко говорит послание к Евреям (11:17-19). Бог поставил Авраама в эту ситуацию, но Он не инициировал и не подогревал сам внутренний конфликт, наоборот Господь дал Аврааму четкие обетования об Исааке, чтобы он смог преодолеть все возможные сомнения.

Еще одним примером могут стать искушения Христа в пустыне. Бог направил Иисуса в пустыню (Лук.4:1), где Он спустя сорок дней оказался уставшим и голодным. Сатана попытался воспользоваться этой ситуацией и предложил Христу несколько «решений» сложившейся ситуации - хлеб, власть, вмешательство ангелов. Христос отверг предложения сатаны. Мы не знаем, насколько тяжело далась Ему победа над этими искушениями, но мы видим Его внутреннюю борьбу в другой ситуации - в Гевсимании - где Он отверг Свои желания и принял предначертанный Ему Богом путь на крест.

Конечно, наши искушения не являются столь критичными, кроме того, мы столь ясно не осознаем Божьи повеления, обетования или источники наших соблазнов, и тем ни менее эти примеры помогают понять суть происходящего при искушении/испытании. Проблемные события вызывают плотскую реакцию, далее следует конфликт с духовным отношением к ним, который может привести к двум возможным результатам. Либо человек поддается возникающим плотским чувствам и желаниям - искушениям - и поступает в соответствии со старой природой, и тогда «рождается грех» (15 ст.). Либо в возникшей внутренней борьбе - искушении - между плотскими и духовными мыслями и желаниями побеждает дух, и, как следствие, христианин становится совершеннее (4 ст.). Интересно, что у Бога подобных внутренних конфликтов не бывает: «Бог не искушается (ἀπείραστός) злом» (14 ст.).

Итак, разобравшись с процессом искушения/испытания, нам стоит более четко определить слова «искушение» (πειρασμός) и «испытание» (δοκίμιον) в контексте нашего отрывка. Бог посылает своим детям испытания с целью их очищения, утверждения, совершенствования, т.е. слово «испытание» (δοκίμιον) используется в описанном выше значении проверки с положительной целью. Однако, учитывая то, что речь идет о человеке - создании обладающем волей - испытание содержит именно её проверку. Другими словами испытание человека подразумевает не столько сами условия, в которые он попадает, сколько решения, которые он принимает в них при давлении «ветхого человека»*****. «Искушение» (πειρασμός), таким образом, подразумевает именно это давление ветхого человека, возникающее в проблемных ситуациях, и стремящееся совратить христианина, т.е. описанный выше третий вид употребления слова «πειρασμός» - проверка с негативной целью.

Таким образом, можно сказать, что искушение есть часть общего испытания. О чем, на наш взгляд, также свидетельствуют предложения 2-3 и 12 стихов. Итак, Бог испытывает нас, ставя в различные условия, сатана, мир и ветхая природа искушают христианина, пытаясь соблазнить, а человек в этой борьбе принимает какое-то решение, выдерживая испытание или нет. Практически все так же, как и при первом искушении человека в эдемском саду: Бог посадил дерево и дал заповедь, сатана представил человеку своё (ложное) описание ситуации, человек принял решение. Только у нас все это, в большинстве случаев, происходит на невидимом фронте.

Так что если в какой-то ситуации, неважно насколько тяжелой, у нас начинают возникать сомнения в Божьей благости, мудрости или силе (Быт.3:5); если нам вдруг начинает казать все бессмысленным и бесполезным, настоящее христианство - вымирающим, так что хочется оставить все и … подумать о себе (3Цар.19, 1Кор.15:58); если мы перестаем видеть разницу между посвященными Богу и нечестивыми людьми, и в сердце закрадывается разочарование, гнев или зависть (Пс.72, Мал.3:13-18); если нас захлестывают эмоции, так что мы забываем кто мы (Лук.9:51-56), значить мы испытываемся искушением, значиться под влиянием ситуации ветхий человек начал наступление и самое время твердо противостать ему верой, а именно знанием Бога, надеждой на Его обетования и доверием Его провидению.

* Библия в современном русском переводе РБО,
** Гдѣ устраивается горнъ и очищаются металлы отъ всякихъ примѣсей.
*** Перевод проф. П. А. Юнгерова (с греческого текста LXX), http://biblia.russportal.ru/index.php?id=lxx.jung
**** Новый Завет, перевод Кассиана.
***** Библейский термин, означающий внутреннюю греховную сущность человека (Рим.6:6; Ефес.4:22; Кол.3:9).

При исследовании греческого текста использовалась программа BibleWorks 9, GreekNT Explorer, а также Древнегреческо-русский учебный словарь, Т. Майер, Г. Штайнталь, перевод А.К. Гаврилова.

Каждый человек в своей жизни когда-либо подвергался тем или иным искушениям, независимо от возраста, пола или религиозных убеждений. Давайте попробуем выяснить, что же это такое, какова их природа и чем они угрожают человеку. Также поговорим о том, как не поддаться искушению.

Значение слова

Вам интересно? Итак, что же такое искушение? Это понятие чаще всего тесно связано с религиозными и морально-этическими принципами человека. Искушения — это, прежде всего, испытание человека его же моральными и религиозными убеждениями. Это его веры. Искушения — это побуждение к греху, к запретному, к измене своим принципам и идеалам. Это антирелигиозное поведение. Для человека нерелигиозного, но совестливого, за таковое чаще будет приниматься соблазн пойти против своей совести, против неких социальных норм поведения. Значение слова "искушение" в большинстве случаев негативное. Позитивных очень мало, и вряд ли они существуют. Теперь вы знаете, что означает слово "искушение".

Примеры

Самые яркие иллюстрации искушений мы можем обнаружить в тех или иных священных религиозных книгах. Наверное, много людей знает о них. Самыми известными примерами будут, пожалуй, искушение Адама и Евы в райском саду, а также Иисуса Христа дьяволом в пустыне. Если в первом случае люди нарушили запрет Бога, за что были изгнаны из рая и сделались смертными и подверженными греху, то во втором случае уже сам Бог, будучи в человеческом теле, был искушаем сатаной как простой смертный и с честью выдержал испытания, показав тем самым, что человеку нужно бороться против соблазнов. Примеры присутствуют и в других религиозных учениях. Так, согласно буддизму, Будду искушал Мара.

Искушения исходят от...

Тот, кто нерелигиозен, зачастую утверждает, что человек поддаётся на соблазны лишь благодаря определённым стечениям обстоятельств в жизни. Что именно сама жизнь заставляет человека заглушать свою совесть, красть, обходить закон, прелюбодействовать... да мало ли существует различных искушений! Человек же религиозный скажет, что за соблазнами стоят некие «тёмные силы». Именно они и искушают. Для каждого человека подбирают его собственные соблазны, нацеленные на то, чему человек более всего подвержен. Искушения исходят от сатаны, но попускаются Богом, для того чтобы человек сам лишний раз убедился в своей немощи, в необходимости постоянно быть с Богом, в необходимости Божьей помощи.

Какие бывают искушения

Коротко расскажем о них. Почти все виды искушений нацелены на поддержку «внешнего человека» в борьбе с «внутренним человеком»: искушение цивилизацией, властью, богатством, известностью, «исключительностью». Их очень много... Но не стоит путать все эти виды искушений с испытаниями, которые людям посылает Господь. Потому что, как мы уже говорили, они не идут от Бога, но с Его попустительства.

Почему человек поддаётся искушениям

Человек по своей природе слаб и непостоянен. На протяжении своей жизни он то и дело меняет, а если и не меняет, то обязательно корректирует свои жизненные взгляды и принципы. На этот процесс оказывают влияние самые различные вещи, люди, ситуации. От прочитанных книг до поступков друзей. От поведения родных и близких до страшных жизненных потерь. А искушения... это зачастую для человека ещё и возможность узнать что-то новое, неизведанное. Узнать то, о чём он ещё только слышал, может быть, видел, но не делал. Да, он знает, что в теории это плохо, а каково же на практике? Ведь человек же ещё и очень любопытен... Запретное почти всегда обольстительно и привлекательно. Оно проникает в чаще всего тогда, когда в нём (нарочно или нет) добро и мораль начинают повсеместно главенствовать. Искушения человека хотят увести его с праведного пути и ещё раз доказать его слабость.

Краткий экскурс в историю

Человек искушениям подвергался испокон веков. За всё время существования homo sapiens, то есть человека разумного, человек подвергался, подвергается и будет подвергаться соблазнам. Такова его природа. История знает примеры искушения не только отдельных личностей, но и даже целых народов, стран. Когда одна страна со своим населением почти всецело поддерживает идею верховенства и главенства, превосходства над остальными. В Средние века правители были также искушаемы своей властью: можно было легко сжечь человека на костре только за то, что он чем-то не угодил власть имущим. Во времена Древнего мира правители вели войны из-за своей гордыни и тщеславия, соблазняемые и той же властью, и богатством, и положением. И в наше время, как мы можем убедиться, практически ничего не изменилось.

Вспомним любимые книги...

Примеры искушений можно встретить почти в каждом литературном произведении. Это, например, "Мастер и Маргарита" Булгакова, "Поющие в терновнике" Коллин Маккалоу и многие другие. Очень часто искушения - это причина завязки сюжета и дальнейшего развития событий. Читая книги, в которых есть тема соблазнов, читатель часто задумывается и над своей жизнью, переосмысливает её и делает определенные выводы.

Каким искушениям подвергается современный человек

Современный мир — это динамично развивающийся организм, но со своими старыми, даже древними, болезнями. Болезнями, которые в новом веке разрастаются с новой силой, порой в новом для себя обличии. И на то существует много причин. Это и усилившаяся вера в могущество самого человека, в непобедимость и непогрешимость науки, отступ от морали, пренебрежительное отношение к урокам истории, заветам предков, традициям, это и кардинальный пересмотр жизненных и традиционных устоев общества в сторону материальных благ. Современный человек остаётся подвержен всем тем искушениям, которые существовали и раньше, но при всей динамичности мира для человека выработались и другие, до того неизвестные. Которые, впрочем, направлены вновь на одну и ту же цель: на затмение духовного, отлучение человека от Бога. Поэтому значение слова "искушение" актуально во все времена.

Блага цивилизации

Появление таких благ цивилизации, как сотовая связь, Интернет и тому подобное, помимо различных бесспорных положительных и полезных свойств, имеет ещё и свойства негативные. И если первые мы вежливо обойдём в данной статье стороной, то на вторых обязательно заострим своё внимание.

Их трудно. Современный человек уже настолько привык к Интернету и мобильному телефону, что без них не может представить своего существования, как некогда без хождения на воскресную службу каждую неделю или же без прочтения какой-нибудь занимательной книжки на ночь. Можно ответить, что молитвы запросто найдутся в Интернете и прочитать их можно самому; собственно, как и занимательную книжку. Да и всё остальное... Тут тебе и социальные сети, где все друзья сразу в одном месте, и все справочники, вся информация... Тут тебе и куча запретных материалов, которые без Интернета так легко и не найдёшь... Ну и как не посмотреть их, если всё рядом, всё под рукой? Но стоит представить, хотя бы на мгновение, что же будет с теперешним человеком, если у него взять и отключить Интернет. Сколько он продержится? Если у человека отнять сотовую связь? Вспомнит ли он, как обходиться без них, без Сможет ли он при случае быть готовым к отказу от многих удобств, предлагаемых цивилизацией? Именно эти блага вырабатывают в человеке лень. Стоит задуматься... Сидение в офисе за компьютером и ленивое щёлкание компьютерной мышкой называется работой. Очень часто такому человеку становится просто-напросто непривычно или лень даже пробежаться, чтобы как-то размять своё тело. Одним словом, появляется соблазн нового века. Искушение цивилизацией, лёгкой жизнью и быстрой наживой.

Искушениям все возрасты покорны...

В каком бы человек ни находился возрасте, искушения его преследуют. Возьмём сначала в качестве примера ребёнка. Казалось бы, малыш — это существо, у которого ещё нет своей жизненной позиции; которое лишь на интуитивном уровне различает добро и зло... Но и он подвержен искушениям! Ему, скажем, родители запретили есть больше конфет, чем положено. Но ребенку хочется. И он, подумав, что «раз нельзя, но очень хочется, то можно», полез в шкаф и взял их без спроса, пока родители не видят. Да, после он сделает виноватые плаксивые глаза, скажет, что «больше так не будет», но... соблазн поесть сладкого оказался выше боязни нарушить родительский запрет.

Далее возьмём в пример девушку высоких моральных принципов. Которая прекрасно знает, как ей следует себя вести в обществе, согласно нормам морали и этикета. Но вот парадокс: она почему-то в один прекрасный момент делает всё наоборот. И даже сама себе не в силах объяснить почему... Что называется, «чёрт попутал». Так же своего поведения порой не сможет объяснить и мужчина, скажем, лет сорока, некогда образцовый семьянин и прекрасный человек, надёжный друг... но внезапно ушедший от жены и детей к совершенно чужой женщине, с которой едва знаком. Стоит добавить, что и в старости у человека, безусловно, есть свои искушения.

Борьба с искушениями

Как уже было сказано, человек слаб по своей природе. Именно поэтому он подпускает искушения к себе на такое близкое расстояние, с которого они могут по нему прицельно бить. И попадать. Чтобы бороться с ними, нужны, прежде всего, стойкие непоколебимые принципы и вера. Кто-то верит в Бога, кто-то в свою совесть. Неверующим можно посоветовать бояться закона, знать, что рано или поздно перед совестью или перед государственным законом придётся ответить. А верующим... А верующим в минуты искушения стоит крепко помолиться и попросить о помощи того, кто это искушения и дозволяет, чтобы о нём и о его силе не забывали, чего так жаждут искусители. Ну и страх перед Создателем и Страшным судом тоже никто не изменял. Поэтому давайте задумаемся над вопросом искушений и будем впредь более осторожными в своих мыслях, словах и поступках. Будьте осмотрительными. Искушения человека - это некое испытание, которое нужно выдержать с высоко поднятой головой.

Не забывайте также и о том, что соблазны могут встретить человека на каждом шагу, от незначительных до глобальных. Поддаться искушению - означает сделать огромную ошибку. Поэтому пусть ваша совесть всегда будет чиста. Храни вас Бог от всевозможных бед и искушений!

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...