Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Изготовление варгана в домашних условиях. Настройка варгана: как сделать это правильно? Тонкости, которые надо учесть делая варган

Варган - своими руками

Варган (от древнеславянского варга - рот, уста, губа), русское название язычкового народного инструмента. Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам.

Под разными названиями аналогичный инструмент и его модификации встречаются у большинства народов мира. Варган является одним из древнейших музыкальных инструментов.

При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения.

Задумал я сделать самодельный варган. Конечно, цели создать по быстрому шедевр варганостроения не было, просто хотелось иметь инструмент, сварганенный своими руками. Задумывался средний по размеру хомус с жестким язычком, для быстрой игры.

Перво-наперво достал и тщательно замерил геометрию всех имеющихся хомусов.

Язычок будет сделан из пилы по дереву, толщиной 0,86 мм.

На наждаке отделил полоску (главное постоянно охлаждать, дабы не нарушить термообработку стали). Выровнял один край.

Все материалы мне удалось купить в магазине. Этакий маркет по станкам, инструментам и материалам. Рамка (или дека) сделана из стального, шести миллиметрового прутка марки 12Х18Н10Т (в переводе на русский нержавейка). Язычок стальной, марки ХЗ:) Насколько я понимаю, на последний обязательно нужна термообработанная высокоуглеродистая сталь (термообработанная значит закаленная и отпущенная до нужной жесткости, высокоуглеродистая, потому что иная не может быть закалена). В бочках, скорее всего, применяют низкоуглеродистые стали (как в арматуре, гвоздях и т.д.) Также на наждаке обработал вторую сторону язычка (на фото промежуточный результат).

Отпилил заготовку и на границе перехода прямого участка в загиб сделал шейки, как на Алтайском комусе.

Теперь надо сделать конусные сужения, лучше всего на токарном станке. Но в домашних условиях я сделал так: зажал заготовку в дрель и, включив её, начал обтачивать на электроточиле (наждаке).

Начинаю гнуть, пологий загиб можно сделать на холодную.

Загиб с малым радиусом делаю ковкой, предварительно нагрев металл докрасна, на газовой плитке.

Получил вот такую предварительную форму.

Нижнюю поверхность конусов «вывел» на бруске, т.к. это будет рабочая поверхность, производящая звук.

Затем обточил на наждаке грани деки.

Нагреваю заготовку для дальнейшей ковки и придания правильной формы.

Чтобы быть правильно понятым, хочу, на всякий случай, пояснить, что дека из нержавейки - это чисто моя инициатива. Традиционно деки делают из обычной стали, думаю пойдет любая марка (если не вдаваться в совсем нюансы), ибо рамка не подвергается термообработке. На всякий случай привожу простой способ, как отличить нержавейку – к ней почти не притягивается магнит.

Выковал форму так, чтобы конусность деки соответствовала конусности язычка. Последний заточен с двух сторон, по образу якутских.

Загнул колено и колечко язычка, делать это лучше маленькими круглогубцами прямо в пламени, нагрев предварительно сталь докрасна только в месте гиба!

Сделал круглую часть рамки плоской с двух сторон.

Разметил место положения язычка.

Пропилил полотном по металлу паз.

С помощью напильника и надфиля придал правильную форму.

С помощью фетрового круга и пасты ГОИ отполировал деку и язычок.

Осталось самое сложное - установить язычок, обеспечив маленький и равномерный зазор с декой. Сначала вбил его на конус, как показано на фото. В этот момент происходит регулировка, если язык ушел на одну сторону его можно поправить, ударяя по этой же стороне хвостовика. Если зазор велик, продолжаю забивать его по центру хвостовика. В этот счастливый момент уже можно пробовать играть, добиваясь яркого звука, но отсутствия стука об деку. Далее края паза завальцовываем молотком (слегка) и обрезаем лишний край.

Работа над ошибками:

Удалось допустить два промаха поменьше и один крайне серьезный.

1. Изначально чересчур загнул прямые участки дек, в результате пришлось разгибать молотком по краям «идеально» подготовленных рабочих поверхностей губок. Потом, правда, все обработал и получилось сносно.

2. Очень плохо гнулся язычок и колено получилось в более толстом месте. Соответственно, его жесткость стала много выше задуманной.

3. Последнее, я планировал исправить так: слегка вставляю язык в конус деки пробую, вынимаю и уменьшаю толщину на наждаке, доводя до нужной. Однако при первой же примерке, я вбил его так, что не смог снять…

Кто заинтерисовался изготовлением и игрой на варгане советую посетить

Эзотерика варгана

В древности Варган (хомус ) считался священным инструментом и обязательно использовался во многих ритуальных практиках.

Бубен открывал проход между мирами, а хомус отпугивал недоброжелательных духов и призывал духов-помощников.

Проговаривание через варган отдельных слов трактуется как послание духам, которое обязательно будет услышано. Также через варган могут передаваться послания духам вещей. Для этого варган прикладывается к вещи и как и при обычной игре через него проговариваются отдельные фразы. Также варган считается своеобразным " очистителем " пространства вокруг играющего. Считается что боятся звуков варгана и сразу же исчезают.


В целительстве хомус применялся как средство, прочищающее сознание и благотворно влияющее на все силовые центры человека. Он рассматривался в роли энергетического генератора, создающего мощную вибрацию жизненной силы в ротовой полости.

Согласно модели тонкопланового строения человека, на верхнем нёбе имеется выход на поверхность особого координирующего центра, отвечающего за контроль над состоянием окружающей среды и реакцией тела на получаемые из мозга сигналы. Китайская философия добавляет, что в этом месте происходит стыковка мужского энергетического канала «ду-май» с женским «жэнь-май». При игре на хомусе нарушенный энергетический баланс восстанавливается в результате замыкания так называемого «малого небесного крута».

Не так давно медицинскими аспектами хомуса заинтересовались ученые разных стран, которые доказывали, что взгляды древних имеют под собой реальную практическую основу. Звук хомуса действительно гармонизирует функции всех органов человека. Лечение при помощи хомуса получило в научной среде название хомусотерапия.

Природа энергетического воздействия варгана на человека

Рассказ Валерия Ерошева.

Когда мы играем на варгане, рождаются мощные вибрации - колебания. Во рту возникает, если говорить о физике явления, стоячая звуковая волна. И можно подобрать такое звучание инструмента, которое будет вступать в резонанс с основными ритмами вибраций человека. Это достигается как особенностями изготовления инструмента, так и особенностями игры на нём. В биологии известны так называемые альфа-, бета-, гамма- ритмы, свойственные головному мозгу человека. Звуковая волна, входя в резонанс с этими ритмами, вызывает измененные состояния сознания. Возникает ощущение, "что крыша куда-то поехала". Мир магически преображается, и мы начинаем видеть, чувствовать, ощущать то, что не замечали до этого. Этот любопытный эффект испытывает любой человек, начинающий играть на варгане. Однако пугаться не стоит - если вы куда-то далеко "улетели", вы перестаете играть, и возвращаетесь.

Энергетические техники и практики основываются на том, что кости черепа служат естественным резонатором, а звук может распространяется в нашем теле по самым разным траекториям. Игра на варгане очень похожа на пение мантры. Интересный эффект достигается, если на звучание варгана накладывается безмолвная внутренняя мантра. Она некоторым образом модулирует жесткие вибрации варгана.

Чудеса варгана

Каждый раз, когда варган попадает в руки человека, он каким-то образом преображает и меняет его жизнь. Многие люди мне рассказывали чудесные истории. Варган состоит всего из двух частей – неподвижной основы и подвижного язычка. Ничего особенного. Но, тем не менее, этот инструмент великолепно служит для самовыражения, импровизации, для взаимодействия с окружающим миром, действительностью… Варган притягивает к себе интересных людей, фантастические и прекрасные ситуации, события и обстоятельства. Я люблю походы, и однажды играл на варгане ночью у реки. Варган – инструмент совсем негромкий, но звук ярко и отчетливо слышали мои друзья в шести километрах выше по реке…

Как используют варган в целительстве?

Я играю на варгане, и концентрирую эту вибрацию и начинаю перемещать ее по своему телу, по энергетическим каналам подобно рентгену. В тех местах, где у меня есть психоэнергетические блоки, залипания, это сразу же чувствуется. Там другая плотность, другое звучание, другой тон. Обозначив эти места в своем теле, я концентрирую там вибрации, промодулированные внутренней безмолвной мантрой, и разрушаю блок. Можно сконцентрировать исходящую звуковую вибрацию на любой точке как внутреннего, так и внешнего пространства. Но, как говорил Парацельс, «целитель, исцелись сам». Поэтому прежде чем лечить кого-то следует разобраться с собственными проблемами. Когда я работаю как шаман-целитель с пациентом, то я концентрирую вибрации на его физическом, энергетическом теле, или в вихревых конструкциях его ауры.

http://www.varganca.ru/



Воздействие варгана на кошку

Варган очень хорошо воздействует на кошку. И на собаку. Они открывают глаза по "пять копеек” и слушают, слушают, слушают эти вибрации.

Как играть на варгане

Научить игре на варгане можно за 3-5 минут любого человека. За 2-3 недели вы начнете играть в собственной, оригинальной, ни на что не похожей манере. Выберите для себя инструмент, соответствующий вам по звучанию. Попросите продавца поиграть на разных моделях и выберите инструмент именно с теми вибрациями, которые вам нравятся.

Прижмите плотно основу к зубам, так, чтоб между зубами оставалась небольшая щелка, в которую будет входить подвижный язычок варгана. Затем металлический язычок оттягиваете и отпускаете. Эффект звучания возникает за счет создания во рту резонанса. Сам по себе инструмент не звучит. Меняя объем этого резонансного контура, мы добиваемся разного звучания. На дальнейших этапах обучения резонансный контур захватывает гортань и дыхательные пути вплоть до диафрагмы. Шаманские энергетические техники и практики основываются на том, что кости черепа служат естественным резонатором, а звук может распространяться в нашем теле по самым разным траекториям.

Небольшой секрет

Каждый инструмент требует индивидуальной подстройки. Исполнитель должен сродниться с инструментом энергетически. Если вдруг что-то не получается, если вы не можете найти "общий язык" с варганом, можно просто поносить его с собой в специальном футляре в кармане или на шее. Уже через сутки инструмент заиграет у вас сам как бы без всяких видимых усилий с вашей стороны.

Энциклопедия

Варган - самый древний самозвучащий язычковый музыкальный инструмент. В качестве источника звуковых волн используется колеблющийся язычок. При этом в качестве усилителя звука используется не коробка (как в гитаре или пианино), а собственная голова. Неудивительно, что игра на варгане может вызывать состояние легкого контролируемого транса, при котором могут возникать эффекты спонтанного яснознания, ясновидения или яснослышания.

До появления в человеческой культуре металла варганы делали из кости и дерева, но они были достаточно хрупкими. С появлением первых кузниц варганы стали делать из металла. Тем не менее, в восточных культурах до сих пор встречаются бамбуковые модификации варгана. Самое раннее упоминание об этом инструменте найдено на древних римских фресках. Изображение древнего оркестра включает человека, который явно играет на варгане. В нашей стране варганы особенно распространены в Якутии и на Алтае. Очень популярны они на Западной Украине, в Беларусии, Молдове.

Слово "варга”
в Пермской области
Означало рот, уста, зев, пасть. Кричать во всю варежку.

Слово "варга”
в Вологодской области
Означало закипать, варить. Самовар варганит.

"Сварганить”
Чудесным, мастерским образом что-то сотворить.

Витла, [email protected]

Варган своими руками

Пишет:
veskimo

Задумал я сделать самодельный варган . Конечно, цели создать по быстрому шедевр варганостроения не было, просто хотелось иметь инструмент, сварганенный своими руками. Задумывался средний по размеру хомус с жестким язычком, для быстрой игры.

Перво-наперво достал и тщательно замерил геометрию всех имеющихся хомусов.

Язычок будет сделан из пилы по дереву, толщиной 0,86 мм.
На наждаке отделил полоску (главное постоянно охлаждать, дабы не нарушить термообработку стали). Выровнял один край.

Все материалы мне удалось купить в магазине. Этакий маркет по станкам, инструментам и материалам. Рамка (или дека) сделана из стального, шести миллиметрового прутка марки 12Х18Н10Т (в переводе на русский нержавейка). Язычок стальной, марки ХЗ:) Насколько я понимаю, на последний обязательно нужна термообработанная высокоуглеродистая сталь (термообработанная значит закаленная и отпущенная до нужной жесткости, высокоуглеродистая, потому что иная не может быть закалена). В бочках, скорее всего, применяют низкоуглеродистые стали (как в арматуре, гвоздях и т.д.) Также на наждаке обработал вторую сторону язычка (на фото промежуточный результат).
Отпилил заготовку и на границе перехода прямого участка в загиб сделал шейки, как на Алтайском комусе.

Теперь надо сделать конусные сужения, лучше всего на токарном станке. Но в домашних условиях я сделал так: зажал заготовку в дрель и, включив её, начал обтачивать на электроточиле (наждаке).

Начинаю гнуть, пологий загиб можно сделать на холодную.

Загиб с малым радиусом делаю ковкой, предварительно нагрев металл докрасна, на газовой плитке.

Получил вот такую предварительную форму.

Нижнюю поверхность конусов «вывел» на бруске, т.к. это будет рабочая поверхность, производящая звук.
Затем обточил на наждаке грани деки.
Нагреваю заготовку для дальнейшей ковки и придания правильной формы.

Чтобы быть правильно понятым, хочу, на всякий случай, пояснить, что дека из нержавейки - это чисто моя инициатива. Традиционно деки делают из обычной стали, думаю пойдет любая марка (если не вдаваться в совсем нюансы), ибо рамка не подвергается термообработке. На всякий случай привожу простой способ, как отличить нержавейку – к ней почти не притягивается магнит.

Выковал форму так, чтобы конусность деки соответствовала конусности язычка. Последний заточен с двух сторон, по образу якутских.
Загнул колено и колечко язычка, делать это лучше маленькими круглогубцами прямо в пламени, нагрев предварительно сталь докрасна только в месте гиба!

Сделал круглую часть рамки плоской с двух сторон.
Разметил место положения язычка.

Пропилил полотном по металлу паз.

С помощью напильника и надфиля придал правильную форму.
С помощью фетрового круга и пасты ГОИ отполировал деку и язычок.
Осталось самое сложное - установить язычок, обеспечив маленький и равномерный зазор с декой. Сначала вбил его на конус, как показано на фото. В этот момент происходит регулировка, если язык ушел на одну сторону его можно поправить, ударяя по этой же стороне хвостовика. Если зазор велик, продолжаю забивать его по центру хвостовика. В этот счастливый момент уже можно пробовать играть, добиваясь яркого звука, но отсутствия стука об деку. Далее края паза завальцовываем молотком (слегка) и обрезаем лишний край.


Работа над ошибками:
Удалось допустить два промаха поменьше и один крайне серьезный.
1. Изначально чересчур загнул прямые участки дек, в результате пришлось разгибать молотком по краям «идеально» подготовленных рабочих поверхностей губок. Потом, правда, все обработал и получилось сносно.
2. Очень плохо гнулся язычок и колено получилось в более толстом месте. Соответственно, его жесткость стала много выше задуманной.
3. Последнее, я планировал исправить так: слегка вставляю язык в конус деки пробую, вынимаю и уменьшаю толщину на наждаке, доводя до нужной. Однако при первой же примерке, я вбил его так, что не смог снять…

Варган из дерева

Варган - музыкальный инструмент, имеющий богатую историю. Есть данные о том, что появился он в Южной Азии. Аналогичные инструменты встречаются у многих народностей. Давайте рассмотрим, как изготовить варган.

Последовательность изготовления варгана

Сначала необходимо сделать чертеж, займет это не более 20 минут. Обозначьте язычок, например, сиреневым цветом, а скосы пусть будут коричневыми. К слову, при их изготовлении многие сталкиваются с определенными трудностями, но тут уж ничего не поделаешь - новичкам всегда приходится сложно.

2. Немного срежьте по краям, чтобы получилась усеченная трапеция.

Не стоит недооценивать второй пункт - он крайне важен, ведь чем добросовестнее будут сделаны внешние скосы, тем правильнее получатся внутренние, которые будут служить в качестве направляющих. Поэтому постарайтесь подойти к этому серьезно, так как сделать варган непросто, учтите это.

Дальнейшие действия заключаются в следующем: необходимо обработать направляющие с двух сторон, чтобы образовался пропил. Затем следует проделать сверлом отверстие и приступать к изготовлению язычка. Для него вполне подойдет кусок пилы, однако можно взять, например, линейку, выполненную из металла. Далее необходимо доделать рамку с помощью напильника и зафиксировать язычок. Вот и все, вы смастерили варган своими руками. Давайте теперь рассмотрим, как правильно играть на нем.

Как держать варган

На первом этапе вам нужно научиться располагать варган между пальцев таким образом, чтобы вам было комфортно и удобно. Можно держать его как в правой, так и в левой руке, но рекомендуется использовать ту, которая не является у вас основной. Все музыканты располагают варганы в руках по-разному, и это вполне нормально. Но есть специальный способ, рекомендованный новичкам.

Держите варган кончиками указательного и среднего пальцев на изогнутых участках таким образом, чтобы край язычка был направлен в противоположную сторону от вашей руки. Обратите на очень важно. должен находиться на том участке, где зафиксирован язычок. Но ничто не должно мешать его движению. Ваши пальцы не должны препятствовать ему. Данный способ держания варгана может использоваться практически на всех разновидностях инструментов. Он достаточно удобен. На данном этапе вам наверняка захочется скорее узнать, как играть на варгане, но не спешите - начинать нужно с основ.

Как располагать варган при игре

Основную часть инструмента при игре следует располагать между зубами или губами.

Необходимо следить, чтобы между челюстями было место для беспрепятственного перемещения язычка варгана. Обратите на это внимание. Край языка должен находиться примерно в центре рта. При соблюдении всех этих условий звучание инструмента будет идеальным.

Когда варган зажат между вашими зубами, его «голос» получается более выразительным, красивым и продолжительным. В данном положении вы сможете наилучшим образом контролировать звучание. Обратите внимание, что губы не должны сильно прижиматься к инструменту. Если пока что-то не очень хорошо получается, не расстраивайтесь - если уж вы сделали варган своими руками, то и игру на нем наверняка освоите.

Как извлекать звук

Когда вы научились правильно держать инструмент, следует переходить к извлечению звука. Давайте рассмотрим несколько способов.

Первый вариант

Локоть находится в опущенном положении. Указательный палец «смотрит» вверх. Необходимо, чтобы он был немного напряжен. Остальные пальцы сжаты в кулак. Что дальше? Язычок следует задевать подушечкой либо ребром указательного пальца, кисть при этом необходимо сгибать и разгибать.
Данный метод извлечения звука повсеместно применяется в европейских странах и в Америке. Он очень удобен, используя его, можно играть как быстро, так и медленно. Хорошо, если вы не остановитесь на этом варианте, а освоите несколько. Помните, что вы изготовили варган своими руками, значит, вам многое по плечу!

Второй вариант

Локоть находится на одном уровне с плечами или немного выше. Кисть расположена над варганом, расслаблена, спокойно висит над инструментом. Пальцы, за исключением указательного, сжаты в кулак. Это обязательное условие. Язычок задевается указательным пальцем (а именно, ребром), кистью при этом необходимо вращать. Данный метод широко используется в азиатских государствах.

Третий вариант

Локоть находится в опущенном положении. Из пальцев необходимо сделать «лодочку». Далее их следует положить на язычок инструмента. Большой палец должен находиться в стороне. Не пренебрегайте этой рекомендацией. Язычок задевается центром большого пальца, для этого следует сгибать и разгибать руку. Данный метод извлечения звука используется для неторопливой, медленной игры. Также он хорош в тех случаях, когда необходимо спрятать инструмент от наблюдателей или, например, от дождя.

Итак, вы научились изготавливать варган своими руками, а также узнали, как на нем играть. Теперь вы сможете наслаждаться красивым звучанием этого инструмента и чувствовать себя шаманом.

Решили стать обладателем такого необычного музыкального инструмента, как варган. его довольно несложно. Вот только стоит иметь ввиду, что зачастую варганы приходят на прилавки магазинов без настройки на определенную ноту. Множество образованных музыкантов, в принципе, считают, что у варгана нет строя и какой-то точной ноты. Но для того, чтобы играть вместе с флейтой или гитарой, варган должен быть настроен.

Как настроить варган под себя?

Прежде, чем мы начнем разбираться в том, что нужно и можно делать, а чего делать с варганом абсолютно не стоит, уточню один момент. Все манипуляции, которые вы самостоятельно собираетесь проделывать со своим инструментом, вы делаете на свой риск и страх. Ведь любые изменения параметров так или иначе влияют на варган и его энергетику, заложенную мастером во время изготовления.

Самое большое влияние на ноту варгана оказывают материал инструмента, его вес, длина и жесткость язычка. Если длину язычка изменить довольно сложно, то с массой кое-что можно вытворить. Например, утяжелить кончик язычка. Если на конце варгана есть кольцо, его можно заполнить, например, воском или оловянным припоем (если хотите сильно понизить тон). Когда кольцо отсутствует, олово можно напаять на само колено.

Для такой процедуры не стоит использовать свинец. Он не совсем благоприятно влияет на организм человека. После утяжеления варган нужно тщательно промыть.

Вот только сильно занижать тон инструмента не стоит, потому что варган изначально рассчитан на высокое звучание. Слишком утяжеленный инструмент теряет некоторые свои обертоны и за счет этого звучит довольно бедно.

Как повысить тон варгана?

Сделать это немного сложнее, чем утяжелить варган. Наиболее простым способом является уменьшение кольца за счет откусывания кусачками внутренней части (ни в коем случае не делайте этого зубами!).

После того, как вы облегчили язычок, необходимо утяжелить его до точных настроек, к которым вы стремитесь.

Если варган не оснащен кольцом, повысить тон можно с помощью уменьшения размера колена.

Чего нельзя делать при настройке варгана:

  • загибать или отгибать язычок без специальных навыков и знаний конкретного инструмента. Вы рискуете сломать колено.
  • стачивать толщину язычка. Дело в том, что именно при такой толщине и жесткости язычка, варган обладал максимальным количеством обертонов.

Помните, что при любом неосторожном вмешательстве, вы можете сломать свой варган. Купить в Москве инструмент, который подходит вам по всем параметрам, или приобрести, что есть, а потом дорабатывать под себя – решать только вам.


Издревле, человек применял для изготовления варганов различные природные материалы (помимо металлов): кости, дерево...
Вот о деревянных разновидностях варгана и хотелось бы рассказать. Но, к сожалению информации о них крайне мало.
Примерно до конца 80-х годов прошлого века, считалось, что секрет изготовления деревянного агаз-кубыза бесследно утрачен,
пока чисто случайно не обнаружилось, что в одной из глухих деревень есть бабушка, которая не только помнит,
но сама изготавливает и играет на них... (Более подробно об этом можно прочитать в фольклорном сборнике Рахимова Р.Г. (с аудио приложением) там же можно его и преобрести.)
Я же, приведу сдесь лишь ма-аленькую "нарезку-выжимку" из сборника, относительно изготовления агаз-кубыза:

Очень простая конструкция: пластинка из твердого дерева в форме линейки, длина -17 см, ширина от 1,5 до 2 см, толщина - 2 мм. В середине пластинки вырезан язычок, к основанию которого узелком прикреплена суровая нить.

Изготавливается из клёна.
(Выдержка из воспоминаний о разговоре с К.Г. Гариповой)


Гарипова Кафия Гариповна (1910 г. рожд.) играет на своём агаз-кубызе.

...Оказывается на кубыз идет не всякий клен, а только стоящий на возвышенности и в который ударила мол­ния. Из сердцевины такого клена нарезаются пластинки, ко­торые просушиваются не менее года в тени на ветру. Из всех пластин выбираются наименее покоробленные, они-то и идут на музыкальный инструмент....
- Чем вырезается язычок?
- Обыкновенным ножом, но с некоторыми тонкостями, о которых Кафия-аби почему-то говорила уклончиво, с неяс­ными нюансами, видимо, стесняясь народных терминов. Уда­лось уловить только, что кубыз с уже вырезанным язычком пропитывается жиром обязательно из хвостовой части гуся
или в крайнем случае выдерживается в топленом коровьем масле. Только после этого, по словам мастера-исполнительницы, можно рассчитывать на хорошее звучание инструмента.

После того, как человек освоил дерево и кость, дошла очередь и до более сложных в обработке материалов: различного вида металлы.
Далее, так же будет использована выдержка из сборника Рахимова Р.Г. Башкирский кубыз (маультроммель) (с аудио приложением)

Что же представляет собой современный башкирский кубыз? Рассмотрим "Тимер-кубыз" - металлический варган. На первый взгляд конструкция башкирского инструмента незатейлива: подковообразное основание и упругий язычок. Но в этих, казалось бы, ограниченных рамках фантазия народных мастеров оказалась практически безгранична. Вот как делается классический башкирский тимер-кубыз:

1) В качестве основы кубыза берется металлический стержень диаметром 6 мм и длиной 120-150 мм. Это может быть обыкновенная проволока, но из санитарно-гигиенических соображений металл лучше брать не окисляющийся (нержавеющая сталь, хромированные сплавы).
2) Стержень на наковальне сгибается в форме правиль­ной трапеции без широкого основания со сторонами со сторонами: А=С=35 мм, В= 70 мм.

3) Со сторон "А" и "С" надфилем снимается фаска 0,5 мм.
4) На специальном шаблоне в направлении, указанном стрелками, полукругом изгибается сторона "В".
5) В середине стороны "В" треугольным надфилем выбирается паз для закрепления язычка (типа "Ласточкин хвост"). Ширина паза - 3 мм, глубина - 2-3 мм.
6) Из полоски упругой стали изготавливается язычок длиной 80 мм, толщиной 0,5 мм, шириной у основания 3 мм и на свободной конце 2 мм. Качество звучания кубыза во многом зависит от материала язычка. В Мечетлинском районе встречаются кубызы с язычками из латуни, стали, железа, алюминия и даже серебра.
7) Язычок узким концом вставляется в паз основания и временно закрепляется. Производится предварительная регулировка и настройка: свободный узкий конец язычка должен без малейших зацепов поместиться между сторонами "А" и "С".
8) На гладком конце наковальни легкими ударами мо­лотка под прямым углом постепенно сгибается свободный конец язычка так, чтобы он не выходил за концы сторон "А" и "С".
9) Паз расклепывается, закрепляя язычок наглухо.
10) Специальной металлической полоской устраняются зацепы.
11) Кубыз настраивается путем опиливания тонкого загнутого конца язычка.
12) Сближением сторон "А" и "С" достигается мини­мальный зазор с язычком. От этого, по словам мастера, зависит динамика кубыза.
13) Мелким надфилем производится чистовая обработка и полировка кубыза.

Финалом всех наших шаманских действий (а изготовление варгана другим и быть не может) будет вот такой инструмент:

Да, ещё раз хочу заострить ваше внимание, по поводу выбора корпуса для варгана (кубыза, комуза и т.д)!

Карл Эвленштейн, известен как гастролирующий музыкант, который в 1817 году играл в Лондоне на 16 разнотональных кубызах. Сохранились даже подробности о том, что артист из-за неумеренной игры испортил себе зубы о корпус из окисляющегося металла и не мог более играть "...без великих мучений", после чего переквалифицировался в гитариста.

Ну, на этом всё.
Удачи в варганостроении. Надеюсь, что данный материал будет вам весьма полезен.

Схема-зарисовка "агаз-кубыз" и "темир-кубыз" с пояснениями (с)

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...