Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Китайская философия учение лао цзы. Лао-Цзы: биография, философия и основные идеи (кратко)

Китайская медицина и китайская философия — это одно целое. И имя этому целому — даосизм, путь Дао.

Счастье — не в писаных законах —

вот первое, чему учит даосизм, споря в этом с «государственническим» конфуцианством. Писаный закон, обязывающий любить, уважать и почитать — это принуждение, это «порядок из-под палки». Любовь и уважение должны исходить из сердца.

Когда среди родичей нет согласия

появляются слова «почтительность» и «любовь»,

Когда государство в смуте,

появляется выражение «преданные подданные»,

Когда Великий Путь в упадке,

появляются слова «человечность» и «долг».

Это то, что лежит на поверхности даосизма. Но есть и глубины...

Дао — переводится как «правильный путь». Он разлит везде...

Как же узнать: это ли истинный Путь?

«Высшие люди узнав о Пути — делают его,

Обычные люди, узнав о Пути — отчасти делают его, отчасти — нет,

Низшие люди, узнав о Пути — громко смеются над ним.

Если бы они не смеялись над ним — это был бы не Путь».

Потому что: «Путь, ведущий вперёд — кажется отступлением.

Самый светлый Путь — мраком,

Великая чистота — позором,

Настоящая искренность — кажется притворством,

Великая музыка слышна всего меньше» .

Поэтому «любители громкой музыки» смеются, когда услышат о Пути.

И те, кто довольствуются только тем, что «кажется», никогда не давая себе труд копнуть поглубже — смеются, когда видят Путь.

Помните: как только Вы заслышали громкий (издевательский) смех подобных людей — значит, рядом — Дао, значит Вы — на верном Пути.

«Путь к счастью» китайцев-даосов странный. Это путь — «вэй-у-вэй» —

Делай Неделание.

Как «идти» по такому пути?

«Учиться вообще— каждый день приобретать.

Учиться Пути — каждый день терять...

Потеряй и ещё раз... потеряй!

Так дойдёшь до недеяния.

Ничего не будешь делать — и ВСЁ будет делаться!

Завладеет миром тот, кто никогда не занимается делами,

а кто ЗАНИМАЕТСЯ ДЕЛАМИ, никогда не завладеет миром»

А если быть счастливым — страшно, потому что... опасно?

Когда мы продвигаемся всё ближе к нашему счастью, на нашем пути часто встают другие люди — завистники и конкуренты... Этого-то мы и боимся больше всего! Из-за этого многие откладывают путешествие к счастью — у конкурентов очень острые когти и зубы, и опасность реальна... Даосизм учит, что делать в этом случае.

«Море — господин горного ручья. А почему?

Оно расположено НИЖЕ его.

Вот так море владеет ручьями в высоких горах...

Мудрый, желая быть НАД людьми,

должен в речах своих быть НИЖЕ их.

Вот почему мудрый стоит над людьми,

а им — не тяжело!

Вот почему мир восхваляет его, не уставая восхвалять:

Он ни с кем не соперничает. И мир не соперничает с ним...»

«Умеющий управлять людьми, ставит себя ниже их»

Самое главное условие счастья: мягкость и гибкость — живого дерева, текучесть — воды.

Тот, кто проявляет твёрдость — далёк от счастья

На Западе «твёрдость», «жёсткость» и «несгибаемость» — это положительные качества, хорошие характеристики личности. Даже «агрессивность» на Западе — это позитивная черта характера! «Как же далеки они от счастливой жизни, да и от... жизни вообще!» — думает даосизм.

«Человек, рождаясь — мягок и нежен.

Умирая — он твёрд и напряжён.

Когда все вещи, трава, и деревья живут, они — мягки и гибки,

А умирают они сухими и жёсткими.

Мягкость и нежность — спутники жизни.

А если дерево крепко — оно сломается»

Слабое и нежное почитают все люди, позволяя ему находиться — вверху!

Елена Назаренко

Введение…………………………………………………………………………………………..

1. Возможная биография Лао-цзы………………………………………………………….

2. Учение Лао-цзы: особенности и главные идеи…………………………………………

3. Диалектика философии Лао-цзы………………………………………………………..

4. Лао-цзы и Конфуций: сравнительный анализ………………………………………….

5. Путешествие на Запад……………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………………………..

Список литературы……………………………………………………………………………….

Введение

Прежде чем говорить о Лао-цзы, одном из величайших мудрецов Китая, основоположнике даосизма - одной из трех религий, мирно соседствующих в жизни китайского народа, - необходимо уделить несколько строк феномену этой удивительной страны.

Цивилизация Китая, такая же древняя, как египетская и вавилонская, отличается от них необычайной продолжительностью, исчисляемой уже несколькими тысячелетиями. Это единственное крупное государство древности, законы которого, не смотря на многочисленные вторжения чужеземцев, не претерпели влияния извне. Причина этого, по мнению ученых, заключается в воззрениях китайцев на своих правителей, как на сынов неба, заместителей Бога на земле. Единственное требование, предъявляемое к правителю - это строгое соблюдение повелений богов, которые заключены в старых законах. Народ, почитающий мудрое правление, беспрекословно подчиняющийся своему властителю, обязан оказывать ему открытое сопротивление, как только небо укажет своё недовольство правлением, посылая на страну различные стихийные бедствия, голод и т.п. Пока же государь добродетелен, страна никогда не может быть посещаема подобными бедствиями. Тяжёлая ответственность, которую чувствовал всякий китайский правитель, всегда умеряла произвол и деспотичность китайской монархии. Естественно, история Китая не всегда была свидетелем образцового и мудрого правления, был здесь и золотой век, и периоды ожесточенной борьбы за власть. В один из таких периодов Китаю были дарованы два мудреца, заложивших основы учений, по сей день составляющих немаловажную часть жизни этой страны.

В 221 г. до н. э. в Китае пришла к власти династия Цинь. Время ее правления было весьма кратким (до 207 т. до н. э.), но значимым, так как за это время вновь произошло объединение Китая, и формальная императорская власть наполнилась реальным содержанием. Китай был объединен единой властью и во время правления следующей династии - Хань - вплоть до 220 г. н. э. Столетие, предшествовавшее династии Цинь, было периодом государственного и социального разложения, в котором соперничали в борьбе за власть отмирающая родовая знать и набирающая силу олигархия. Единое государство разложилось, и скептический взгляд по-новому интерпретировал природу, мир и человека. Кризисная ситуация породила множество философских теорий, наиболее распространенными из которых являются конфуцианство и даосизм.

Все китайские мудрецы были приверженцами учения о Дао. Это основа китайского миропонимания, представления о мире и месте в нем человека, воплощение древней китайской мудрости. Учение о Дао - даосизм, создавалось старшим современником Конфуция древнекитайским философом Лао-цзы (Старый Младенец, Мудрый Старец; кит. 老子, пиньинь Lǎo Zǐ, VI век до н. э), которому приписывается авторство трактата «Дао дэ цзин» («Канон Пути и благодати», другое название «Три телеги» - написанный на бамбуке занимал три телеги).

1. Возможная биография Лао-цзы

Уже в раннем даосизме Лао-цзы становится фигурой легендарной и начинается процесс его обожествления. Легенды повествуют о его чудесном рождении (мать носила его несколько десятков лет и родила стариком - откуда и имя его, «Старый ребенок», хотя иероглиф «цзы» означал одновременно и понятие «мудрец», так что его имя можно переводить как «Старый мудрец») и о его уходе из Китая.

Лао-цзы родился в 604 году до Р.Х. в местечке Кеку-Зин, близ современного Пекина. Его настоящее имя было Ли Эр, но современники прозвали его Лао-цзы. О его жизни известно очень немного; достоверно известно лишь то, что он служил в императорском архиве - факт, говорящий о его высокой образованности. Именно здесь в 517 году произошла знаменитая встреча Лао-цзы с Конфуцием, описанная историографом Си-ма-цзянь: “Лао-цзы был историографом при государственном архиве Чжоуской династии и на вопросы посетившего его Конфуция о церемониале (играющего важную роль в конфуцианстве) отвечал: “люди, о которых ты говоришь, уже давно истлели, и лишь их слова сохранились” и ещё: “я слышал, что хороший купец умеет так глубоко зарыть свои сокровища, словно их у него и нет. Доблестный и добродетельный должен по внешности казаться бесхитростным. Оставь, о друг, свое высокомерие, разные стремления и мифические планы: всё это не имеет никакой цены для твоего собственного я. Больше мне нечего тебе сказать!” Конфуций отошёл и сказал своим ученикам: “Я знаю, как птицы могут летать, рыбы плавать, дичина бегать... Но как дракон устремляется по ветру и облакам и подымается в небеса, я не постигаю. Ныне я узрел Лао-цзы и думаю, что он подобен дракону”.

Многие современные исследователи ставят под сомнение сам факт существования Лао-цзы. Некоторые предполагают, что он мог быть старшим современником Конфуция, о котором - в отличие от Конфуция - в источниках нет достоверных сведений ни исторического, ни биографического характера. Есть даже версия, что Лао-цзы и Конфуций - это одно лицо. Существуют предположения, что Лао-цзы мог быть автором Дао дэ цзина, если он жил в IV-III вв. до н. э.

Самый известный вариант биографии Лао-цзы сообщается Сыма Цянем: Лао-цзы родился в царстве Чу на юге Китая. Большую часть своей жизни он служил хранителем царской библиотеки государства Чжоу. В преклонном возрасте он отправился из страны на запад. Когда он достиг пограничной заставы, то её начальник Инь Си попросил Лао-цзы рассказать ему о своём учении. Лао-цзы выполнил его просьбу, написав текст Дао дэ цзин (Канон Пути и его Благой Силы).

По другой легенде Мастер Лао-цзы пришёл в Китай из Индии, отбросив свою историю, он предстал перед китайцами совершенно чистым, без своего прошлого, как будто заново рождённым.

Лао-цзы о себе

Вот что говорится в Дао дэ цзин от первого лица:

…Все люди держатся за свое «я»,

один лишь я выбрал отказаться от этого.

Мое сердце подобно сердцу глупого человека, -

такое темное, такое неясное!

Повседневный мир людей ясен и очевиден,

один лишь я живу в мире смутном,

подобном вечерним сумеркам.

Повседневный мир людей расписан до мелочей,

один лишь я живу в мире непонятном и загадочном.

Как озеро я спокоен и тих.

Не остановим, подобно дыханию ветра!

Людям всегда есть чем заняться,

один лишь я живу подобно невежественному дикарю.

Лишь я один отличаюсь от других тем,

что превыше всего ценю корень жизни, мать всего живого.

2. Учение Лао-цзы: особенности и главные идеи

Около VI в. до н. э. сложилось учение полулегендарного философа Лао-цзы, имя которого буквально означает "старый философ". Учение Лао-цзы было изложено с его слов и отредактировано после в виде небольшой, но интересной философской работы - "Дао де цзин" ("Книга о Дао"), представляющей собой сборник афоризмов, мудрых, но порой странных и загадочных изречений. Центральной идеей философии Лао-цзы была идея Дао. Слово "Дао" на китайском языке буквально означает путь; но в этой философской системе оно получило гораздо более широкое метафизическое, религиозное содержание. "Дао" означает не только путь, но и образ жизни, метод, принцип. Само понятие "Дао" можно толковать и материалистически: дао - это природа, объективный мир. Учение Лао-цзы послужило основой, на которой развилась так называемая даосская религия, одна из трех господствующих ныне в Китае.

Из имеющихся письменных источников ясно, что Лао-цзы был мистиком и квиетистом, преподававшим совершенно неофициальную доктрину, полагавшуюся исключительно на внутреннее созерцание. Человек обретает истину путем освобождения от всего ложного в самом себе. Мистическое переживание завершает поиски реальности. Лао-цзы писал: «Есть Бесконечное Существо, которое было прежде Неба и Земли. Как оно невозмутимо, как спокойно! Оно живет в одиночестве и не меняется. Оно движет всем, но не волнуется. Мы можем считать его вселенской Матерью. Я не знаю его имени. Я называю его Дао".

Центральной идеей философии Лао-цзы была идея двух первоначал - Дао и Дэ. Слово «Дао» или «Тао» на китайском языке буквально означает «путь»; но в этой философской системе оно получило гораздо более широкое метафизическое содержание. «Дао» означает не только путь, но и суть вещей и тотального бытия вселенной. Само понятие «Дао» можно толковать и материалистически: Дао - это природа, объективный мир.

Одним из сложнейших в китайской традиции выступает понятие Дэ. С одной стороны, Дэ - есть то, что питает Дао, делает его возможным (вариант из противоположности: Дао питает Дэ, Дао - безгранично, Дэ - определено). Это некая универсальная сила, принцип, с помощью которого Дао-путь вещей может состояться. Это также метод, с помощью которого можно практиковать и соответствовать Дао. Дэ - принцип, способ бытия. Это и возможность правильного накопления жизненной энергии, ци. Дэ - искусство правильно распорядиться жизненной энергией, правильное поведение. Но Дэ - не мораль в узком понимании. Дэ выходит за рамки здравого смысла, побуждая человека высвобождать жизненную силу из пут повседневности. К понятию Дэ близко даосское учение об У-вэй, недеянии.

Непостижимое Дэ - это то,

что наполняет форму вещей,

но происходит оно из Дао.

Дао - это то, что движет вещами,

Для того чтобы что-то уменьшить, безусловно, следует сначала увеличить его. Для того чтобы взять, сначала, безусловно, следует дать.

Будь согнутым, и ты останешься прямым. Будь незаполненным, и ты останешься полным. Будь изношенным, и ты останешься новым.

Превращения невидимого дао бесконечны. Дао - глубочайшие врата рождения. Глубочайшие врата рождения - корень неба и земли. Оно существует вечно подобно нескончаемой нити, и его действие неисчерпаемо.

Когда устранили великое дао, появились «человеколюбие» и «справедливость». Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие. Когда шесть родственников(отец, мать, старший и младший братья, муж, жена) в раздоре, тогда появляются «сыновняя почтительность» и «отцовская любовь». Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются и «верные слуги»(честные и преданные государственные деятели).

Знающий людей разумен. Знающий себя просветлён. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могуществен.

Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет наверняка ничего такого , что бы оно не делало.

Человек высшей учености, узнав о дао, стремится к его осуществлению. Человек средней учености, узнав о дао, то соблюдает его, то нарушает. Человек низшей учености, узнав о дао, подвергает его насмешке.

Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию.

Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает.

Мои слова легко понять и легко осуществить. Но люди не могут понять и не могут осуществить. В словах имеется начало, в делах есть главное.

Человек при своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и крепок. Все существа и растения при своем рождении нежные и слабые, а при гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое - это то, что погибает, а нежное и слабое – это то, что начинает жить.

Совершеномудрый ничего не накапливает. Он все делает для людей и все отдает другим. Небесное дао приносит всем существам пользу и им не вредит. Дао совершенномудрого - это деяние без борьбы.

Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научи человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь.

Путешествие в тысячу ли начинается с одного шага.

Есть вещи, чье от пустоты зависит примененье,

Как флейта , например, или кузнечный мех,

Чем больше пустоты, тем больше в них свободы для движенья,

Чем больше в них движения, тем конечно больше пользы (именно так и было!) в них.

Так и пространство между Небом и Землей,

Как флейта или мех, прекрасно пустотой.

Все люди яркими способностями блещут,

Стремятся к цели и в делах успеха ищут.

Лишь я, бесцельный как волна,

И бесполезный как она,

Гонимый, словно ветром, что над морем свищет,

Обычных дел людских не разделяю.

К груди я Матери-Природы припадаю.

Не стоит это долго обсуждать,

Во всем полезно меру соблюдать.

Тот, кто считает жизнь служеньем Дао,

Тот на Пути уверенно стоит -

И Путь к нему благоволит.

И тот, кто жизнь считает Добродетели служеньем,

Тот Добродетели сам станет выраженьем -

В ответ от жизни радость встретит он.

А тот, кто видит в жизни только путь утрат,

Тот сам в своих утратах виноват -

И навсегда утратам будет обречен.

Через века другим сказать о том же суждено:

По вере будет каждому дано.

Знать о своем незнании - большое достижение.

Не знать пределы знания - познания беда.

Страдание от понимания беды приводит к уменьшению вреда:

Мудрец осознает происхождение возможных заблуждений,

И потому в ошибки не впадает никогда.

Так может ли ничтожнейший субъект познанья

Пытаться то понять, что кажется безусловно настолько велико ?

Да, безгранично Дао,

И беспредельна власть законов, что из Дао вытекают,

И необъятен мир вещей, которыми законы эти управляют -

И все ж к познанию сильна не меньше страсть,

Лао ЦзыДао пусто, но благодаря ему существует все и не переполняется.0, бездонное! Ты, как глава рода, а род твой - вся тьма...

  • Дао Де Дзин. 11 стих

    Лао ЦзыТот, кто смотрит на мир с помощью пяти цветов, подобен слепому.Тот, кто слушает с помощью пяти звуков, подобен глухому.Тот,...

  • Дао Де Дзин. 14 стих

    Лао ЦзыВидеть - не решительно значит просто смотреть, это значит пребывать в покое, слившись с окружающим.Внимать звукам...

  • Недеяние

    Даосизм. НедеяниеВ одном из буддийских канонов говорится: «Истина в том, что недеяние тем не менее является деянием, а деяние...

  • Теория пяти элементов

    Даосизм. Пять элементовСозерцание устройства Вселенной и наблюдение за ним позволили древним даосам создать теорию, объяснявшую...

  • Золотой Цветок

    Мирча Элиаде. Опыты Мистического Света...

  • Дао и Дзен

    Итак, - это чисто китайский путь освобождения, который, слившись...

  • Путь воды

    Через все даоские писания красной нитью проходит ностальгия по "подлинным людям былых времен", которая напоминает...

  • Мужчина и Женщина: от иллюзии к Дао

    Мало в чём решительно существует столько заблуждений и стереотипов, как в понятиях «мужчина» и «женщина». Как часто можно...

  • Даосские секреты 3

    (5) Помощь именно своему партнеру в расчистке и открытии блокировокЕсли вы более сильны, чем ваш партнер, помогите теперь...

  • Биография Лао Цзы

  • Дао и Даосизм

    Дао в даосизме выступает как субстантивированная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия космоса, человека и...

  • Другие категории и статьи раздела «Религия»

    Даосизм

    Даосизм - избранные публикации по теме Даосизм. Древнее китайское учение о Дао - едином мировом законе и Пути жизни в гармонии с природой и естественным порядком вещей. Первым письменным источником, ставшим ядром Даосизма является трактат Дао Дэ Цзин, авторство которой приписывают мудрецу Лао Цзы.

    : Lǎo Zǐ , VI век до н. э.), древнекитайский философ VI-V веков до н. э., которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин ». Современная наука подвергает сомнению историчность Лао-цзы, тем не менее в научной литературе он часто определяется как основоположник даосизма .

    Лао-цзы покидает Китай верхом на буйволе

    Уже в раннем даосизме Лао-цзы становится фигурой легендарной и начинается процесс его обожествления. Легенды повествуют о его чудесном рождении (мать носила его несколько десятков лет и родила стариком - откуда и имя его, «Старый ребёнок», хотя иероглиф «цзы» означал одновременно и понятие «мудрец», так что его имя можно переводить как «Старый мудрец») и о его уходе из Китая.

    Многие современные исследователи ставят под сомнение сам факт существования Лао-цзы. Некоторые предполагают, что он мог быть старшим современником Конфуция , о котором - в отличие от Конфуция - в источниках нет достоверных сведений ни исторического, ни биографического характера. Есть даже версия, что Лао-цзы и Конфуций - это одно лицо. Существуют предположения, что Лао-цзы мог быть автором Дао Дэ Цзина, если он жил в IV-III вв. до н. э.

    Также рассматривается следующий вариант биографии: Лао-цзы - полулегендарный китайский мыслитель, основатель философии даосизма. По преданию, родился в 604 г. до нашей эры, однако историчность его личности вызывает сомнения. В его краткой биографии сказано, что он был историографом-архивариусом при императорском дворе и прожил 160 или даже 200 лет.

    Самый известный вариант биографии Лао-цзы сообщается Сыма Цянем : Лао-цзы родился в царстве Чу на юге Китая. Большую часть своей жизни он служил хранителем императорского архива и библиотеки государства Чжоу . В 517 году произошла знаменитая встреча с Конфуцием . В преклонном возрасте он отправился из страны на запад. Когда он достиг пограничной заставы, то её начальник Инь Си попросил Лао-цзы рассказать ему о своём учении. Лао-цзы выполнил его просьбу, написав текст Дао Дэ Цзин (Канон Пути и его Благой Силы). После чего он ушёл, и неизвестно как и где он умер.

    По другой легенде Мастер Лао-цзы пришёл в Китай из Индии, отбросив свою историю, он предстал перед китайцами совершенно чистым, без своего прошлого, как будто заново рождённым.

    Путешествие на Запад

    Даосизм
    История
    Люди
    Школы
    Храмы
    Терминология
    Тексты
    Боги
    Медицина
    Астрология
    Бессмертие
    Фэншуй
    Форум
    Портал

    Согласно этому же роману, уже после заточения Сунь Укуна под горой, буйвол Лао-цзы сбежал от своего хозяина обратно на землю, предварительно украв его алмазный браслет, в результате чего приобрёл сверхъестественные способности и превратился в однорогого демона. После этого он собрал банду из оборотней и демонов и в течение последующих 7 лет терроризировал местные земли, похищая путников и съедая их, до тех пор, пока в его владения не пожаловал Сюаньцзан со своими спутниками. Однорогий демон, воспользовавшись отсутствием Сунь Укуна , отправившегося за подаянием, обманом заманил в ловушку и похитил Сюаньцзана , Чжу Бацзе , Ша-сэна и коня. Тем временем, вернувшийся Сунь Укун обнаружил пропажу своего наставника и спутников, и отправился к ним на выручку в пещеру, где однорогий демон держал их в плену. Встретившись с демоном, Сунь Укун сразился с ним, но однорогий демон победил его при помощи своего браслета, который он использовал в качестве засасывающего устройства, и отнял у него посох, вынудив Укуна спасаться бегством. Сунь Укун обратился за помощью к Юй-ди и тот отрядил на помощь Сунь Укуну войска небожителей, но даже они не смогли его победить - из-за волшебного браслета, с помощью которого демон отбирал у них оружие. Тогда, по совету Будды , Сунь Укун отправился за помощью к Лао-цзы, который, обнаружив пропажу своего буйвола и браслета, поспешил вместе с ним на землю, где вновь превратил демона в буйвола, загнал его в стойло, отобрал у него браслет и освободил Сюаньцзана и его спутников, после чего те продолжили свой путь в Индию.

    Лао-цзы об истине

    • «Высказанная вслух истина перестаёт быть таковой, ибо уже утратила первичную связь с моментом истинности».
    • «Знающий не говорит, говорящий не знает».

    Из имеющихся письменных источников ясно, что Лао-цзы был мистиком и квиетистом, преподававшим совершенно неофициальную доктрину, полагавшуюся исключительно на внутреннее созерцание. Человек обретает истину путем освобождения от всего ложного в самом себе. Мистическое переживание завершает поиски реальности. Лао-цзы писал: «Есть Бесконечное Существо, которое было прежде Неба и Земли. Как оно невозмутимо, как спокойно! Оно живёт в одиночестве и не меняется. Оно движет всем, но не волнуется. Мы можем считать его вселенской Матерью. Я не знаю его имени. Я называю его Дао».

    Диалектика

    Философия Лао-цзы пронизана и своеобразной диалектикой:

    • «Из бытия и небытия произошло всё; из невозможного и возможного - исполнение; из длинного и короткого - форма. Высокое подчиняет себе низкое; высшие голоса вместе с низшими производят гармонию, предшествующее подчиняет себе последующее.»

    Однако Лао-цзы понимал её не как борьбу противоположностей, а как их примирение. А отсюда делались и практические выводы:

    • «Когда человек дойдет до не-делания , то нет того, что бы не было сделано.»
    • «Кто любит народ и управляет им, тот должен быть бездеятельным.»

    Из этих мыслей видна основная идея философии, или этики, Лао-цзы: это принцип не-делания, бездействия. Всякое насильственное стремление что-либо сделать, что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается.

    • «Множество горных рек впадает в глубокое море. Причина в том, что моря расположены ниже гор. Поэтому они в состоянии властвовать над всеми потоками. Так и мудрец, желая быть над людьми, он становится ниже их, желая быть впереди, он становится сзади. Поэтому, хотя его место над людьми, они не чувствуют его тяжести, хотя его место перед ними, они не считают это несправедливостью.»
    • «„Святой муж“, управляющий страной, старается, чтобы мудрые не смели сделать чего-нибудь. Когда все сделаются бездеятельными, то (на земле) будет полное спокойствие.»
    • «Кто свободен от всякого рода знаний, тот никогда не будет болеть.»
    • «Нет знания; вот почему я не знаю ничего.»

    Власть царя среди народа Лао-цзы ставил очень высоко, но понимал её как чисто патриархальную власть. В понимании Лао-цзы царь - это священный и бездеятельный вождь. К современной же ему государственной власти Лао-цзы относился отрицательно.

    • «От того народ голодает, что слишком велики и тяжелы государственные налоги. Это именно причина бедствий народа.»
    • Сыма Цянь объединяет биографии Лао-цзы и Хань Фэя 韩非, легистского философа конца эпохи Воюющих Царств, выступавшего против конфуцианства. Трактат «Хань Фэй-цзы», содержащий учение последнего, уделяет интерпретаций Лао-цзы две главы (《解老》, 《喻老》).

    Список произведений

    • Лао-цзы Дао Дэ Цзин: A paragon ebook , LAO ZI most-comprehensive ebook for FREE in PDF & HTM format, contains 50 translations in 6 different layouts, by Sanmayce.
    • Дао Дэ Цзин.(«Канон Пути и Добродетели») Перевод А. Кувшинова. - С.-Пб., 1991.

    : Лао-цзы родился в царстве Чу на юге Китая. Большую часть своей жизни он служил хранителем царской библиотеки государства Чжоу, где встречался с Конфуцием. В преклонном возрасте он отправился из страны на запад. Когда он достиг пограничной заставы, то её начальник Инь Си попросил Лао-цзы рассказать ему о своём учении. Лао-цзы выполнил его просьбу, написав текст «Дао Дэ Цзин» (Канон Пути и его Благой Силы).

    По другой легенде Мастер Лао-цзы пришёл в Китай из Индии, отбросив свою историю, он предстал перед китайцами совершенно чистым, без своего прошлого, как будто заново рождённым.

    Многие современные исследователи ставят под сомнение сам факт существования Лао-цзы. Некоторые предполагают, что он мог быть старшим современником Конфуция, о котором – в отличие от Конфуция – в источниках нет достоверных сведений ни исторического, ни биографического характера. Есть даже версия, что Лао-цзы и Конфуций - это одно лицо. Существуют предположения, что Лао-Цзы мог быть автором даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин», если он жил в IV-III вв. до н. э.

    Лао-цзы о себе. Вот что говорится в «Дао Дэ Цзин» от первого лица:

    «...Все люди держатся за свое «я», один лишь я выбрал отказаться от этого. Мое сердце подобно сердцу глупого человека, - такое темное, такое неясное! Повседневный мир людей ясен и очевиден, один лишь я живу в мире смутном, подобном вечерним сумеркам. Повседневный мир людей расписан до мелочей, один лишь я живу в мире непонятном и загадочном. Как озеро я спокоен и тих. Не остановим, подобно дыханию ветра! Людям всегда есть чем заняться, один лишь я живу подобно невежественному дикарю. Лишь я один отличаюсь от других тем, что превыше всего ценю корень жизни, мать всего живого».

    Как говорил Лао-цзы:

    • Голос истины противен слуху.
    • Кто не борется, тот непобедим.
    • Вами управляет тот, кто вас злит.
    • Мудрец избегает всякой крайности.
    • При наличии Пути не застаиваются.
    • Человек с самого рождения умирает.
    • Когда нет врагов, то не бывает войны.
    • Довольствующийся самим собой – богач.
    • Коль много накопишь, то много исчезнет.
    • Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.
    • Нет беды тяжелее незнания удовлетворения.
    • Наилучшее – добившись успеха, устраниться.
    • Природа никогда не спешит, но всегда успевает.
    • Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает.
    • Закон достойных – творить добро и не ссориться.
    • Нет большей беды, чем недооценивать противника.
    • Умные не бывают учены; ученые не бывают умны.
    • Даже самое хорошее оружие не предвещает блага.
    • Истинно просвещенный человек никогда не воюет.
    • Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.
    • Если в тебе недостаток веры, то бытие не верит в тебя.
    • Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает.
    • Если народ не боится смерти, то что его смертью пугать?
    • Кто ведет войну ради человеколюбия, тот победит врагов.
    • Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков.
    • Потеря есть начало размножения, множество – начало потери.
    • Нравственный человек не красноречив, а красноречивый – лжец.
    • Кто берет – наполняет ладони, кто отдает – наполняет сердце.
    • Если народ не боится власти, тогда придет еще большая власть.
    • Кто, не зная ничего, держит себя как знающий много, тот болен.
    • Для мудреца почесть и позор от сильных мира одинаково странны.
    • Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело – из малых.
    • Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.
    • Тот, кто пренебрегает своей жизнью, тем самым не ценит свою жизнь.
    • Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой.
    • Нельзя быть драгоценным, как яшма, нужно стать простым, как камень.
    • Нет большего преступления, чем попустительствовать вредным стремлениям.
    • И убыток может обернуться прибылью, а может и прибыль обернуться убытком.
    • Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло.
    • Ничего не происходит напрасно, все является подготовкой к следующей сцене.
    • Кто, зная много, держит себя как не знающий ничего, тот – нравственный муж.
    • Умный каждый день пополняет свои знания. Мудрый каждый день стирает лишнее.
    • Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках.
    • Сильная любовь кого-то придает сил, а сильная любовь к кому-то придает смелости.
    • Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень.
    • Дао постоянно осуществляет не деяние, однако нет ничего такого, что бы оно не делало.
    • Кто, зная границы своей деятельности, не приблизится к опасностям, тот будет жить долго.
    • Никто не может меня победить, потому что я принял свое поражение и не стремлюсь к победе.
    • Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует Дао, а Дао следует естественности.
    • Нет ничего более сильного и созидательного, чем пустота, которую люди стремятся заполнить.
    • Если вы измеряете свой успех мерой чужих похвал и порицаний, ваша тревога будет бесконечной.
    • Где бы мне найти человека, который забыл все слова? Я бы хотел перемолвиться с ним словечком.
    • Воздержание – это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства.
    • Люди высшей нравственности не считают себя нравственными, поэтому они имеют высшую нравственность.
    • Знающий меру доволен своим положением. Знающий много – молчалив, а говорящий много не знает ничего.
    • Высказанная вслух истина перестаёт быть таковой, ибо уже утратила первичную связь с моментом истинности.
    • Голос истины неизящен, а изящная речь лжива. Нравственный человек не красноречив, а красноречивый – лжец.
    • Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных.
    • Безграничная добродетель похожа на ее недостаток; распространение добродетельности похоже на ее расхищение.
    • Знающий людей разумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могуществен.
    • Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.
    • Кто храбр, не зная человеколюбия, кто щедр, не зная бережливости, кто идет вперед, не зная смирения, тот погибнет.
    • Будь согнутым, и ты останешься прямым. Будь незаполненным, и ты останешься полным. Будь изношенным, и ты останешься новым.
    • Совершенство воина – в бдительности, постоянной боевой готовности, в строгости, в искренности, в непроницаемом спокойствии.
    • Когда вы благополучны, то подумайте, что нужно предпринять во время беды, так как великая беда начинается с незначительной.
    • Будь способен знать начало и путь древности, и это знание позволит тебе увидеть путеводную нить, ведущую к сегодняшнему дню.
    • Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.
    • Тот, кто знает людей, благоразумен. Знающий себя – просвещен. Побеждающий людей – силен. Побеждающий самого себя – могуществен.
    • Освободи свой ум от мыслей. Позволь своему сердцу успокоиться. Спокойно следи за суматохой мира. Следи за тем, как все встает на свои места.
    • Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не может быть добрым. Знающий не доказывает, доказывающий не знает.
    • Благодарность миру, и не только за хорошее, но и за болезненные уроки, должна быть в сердце человека постоянно, как стержень его жизни. Тогда он растет.
    • Человек с высшей Силой духа исправляет внутреннее, чтобы контролировать внешнее. Человек с низшей Силой духа исправляет внешнее, чтобы успокаивать внутреннее.
    • Кто храбр и воинственен - погибает, кто храбр и не воинственен - будет жить. Эти две вещи означают: одна - пользу, а другая - вред. Кто знает причины того, что небо ненавидит воинственных? Объяснить это трудно и совершенно мудрому.
    • Совершенно мудрый ничего не накапливает. Он все делает для людей, и все отдает другим. Небесное Дао приносит всем существам пользу и не вредит. Дао совершенно мудрого - это деяние без борьбы. Слишком сильно стремление к жизни. Вот почему презирают смерть. Тот кто, пренебрегает своей жизнью, тот ценит свою жизнь.
    • Вы оцениваете людей по их полезности. Я не говорю, что вы не должны делать ничего полезного. Делайте полезные вещи, но помните, что настоящий и величайший опыт жизни и экстаз приходят от делания бесполезного. Он приходит через поэзию, живопись, любовь, медитацию. Величайшая радость наполнит вас, только если вы способны сделать что-то, что нельзя свести к товару. Награда – духовная, внутренняя, она проявляется энергией. Итак, если вы чувствуете бесполезность – не волнуйтесь. Вы можете стать огромным деревом с большой кроной. И люди, которые вступили в полезную активность... им так нужно иногда отдохнуть в тени.
    • Тот, кто заставляет себя, не достигнет успеха.
    • Тот, кто виден всем, не может сам видеть ясно.
    • Тот, кто лишь пытается начать, никогда не начнет.
    • Тот, кто жалеет себя, не может совершенствоваться.
    • Тот, кто считает себя правым, не может стать лучше.
    • Тот, кто слишком торопится, тот ничего не достигнет.

    Вам также будет интересно:

    Презентация:
    Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
    Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
    Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
    Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
    Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
    Лазанья с говядиной и тортильями
    Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
    Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
    Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...