Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Изображения иконы Спас Благое Молчание (Ангел Великого Совета). Благое молчание

Дерево, темпера.

4 См.: Каталог собрания древностей А. С. Уварова. М., 1907. Отд. IV–VI. № 28, 57 (ныне ГТГ № 14450). С. 109–111, 122. № 8, 57; Из коллекции академика Н. П. Лихачева: Каталог выставки / Государственный Русский музей. СПб., 1993. Прилож. I. Отд. VI. XVIII–XIX вв. № 68, 88 (ныне ГРМ ПМ 6517). С. 276.

5 Сказание о Церкви и рассмотрение таинств. М., 1995. С. 57; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава Богослужения православной Церкви. СПб., 1907. С. 365.

На иконе эта тема получает дальнейшее развитие, вбирая в себя те иконографические новации, которые появлялись в изображениях Спаса Благое Молчание в последующие эпохи (XVII–XIX вв.). Таким новшеством можно назвать появление крыльев и восьмиконечного нимба, являющихся иконографическими атрибутами Святой Софии Премудрости Божией как символа воплощения Логоса, который, как Мессия, может быть назван ангелом, т.е. посланником Божиим ( Ис. 9: 6 ; Мал. 3: 1 ; Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии. 4, 4) 6 .

6 Papas A. Liturgische Gewänder // Reallexikon zur Byzantinischen Kunst. Begründet von K. Wessel und M. Restle. Stuttgart, 1993. Bd. 5. Bd. 5. S. 743–746.

Иконографическая традиция изображения Христа как Ангела Премудрости получает свое развитие в палеологовскую эпоху. Однако в иконографии «Спаса Благое Молчание» они не сливаются, как в образе Софии-Ангела, а остаются лишь совмещенными, обогащая символический подтекст изображения.

Важным элементом иконографии данной иконы является и одежда Христа. Белые одежды присущи также ангелам как символ их чистоты и бесплотности, возвышенности, особенно когда они предстоят престолу Господнему. Одежды Спаса на нашей иконе могут быть интерпретированы и как белый стихарь (левкион) - символ пречистой плоти Христа, его Преображения и Воскресения. Недаром при облачении священника в стихарь поется: «Да возрадуется душа моя, о Господе, облече бо тя в ризу спасения, и одеждею веселия одея тя» ( Ис. 61: 10). Вместе с тем шитые украшения стихаря (поручи) означают узы Христовы, когда, связав, повели его к Каиафе и Пилату, а пояс - дарование архиерею силы Божией 7 .

7 Мейендорф И. Ф. Тема «Премудрости» в восточноевропейской средневековой культуре и ее наследие // Литература и искусство в системе культуры. М., 1988. С. 44–52 (Гл. II); Ammann A. M. Slawische «Christus-Engel» Darstellungen // Orientalia Christiana Periodica 6 (1940). S. 467–494.

В образе Спаса Благое Молчание раскрывается вся богословская концепция Домостроительства спасения. В нем слиты воедино и черты Предвечного Логоса-Эммануила, и воплотившегося Логоса - Премудрости Божией, и жертвы Христовой - Агнца, и Христа-священника, давшего человечеству возможность соединения с Богом в лоне Церкви и в евхаристической бескровной жертве. Этот сложный для истолкования, догматически насыщенный иконографический тип, естественно, не мог получить широкого распространения. По-видимому, появление относительно большего числа икон в конце XVIII–XIX веков было связано со средой богословов и книжников, ориентирующихся на древнюю святоотеческую и литургическую традицию, и поэтому нашло распространение в первую очередь в старообрядческих общинах.

8 Св. Герман Константинопольский. Сказание о Церкви и рассмотрение таинств. М., 1995. С. 53; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава Богослужения православной Церкви. СПб., 1907. С. 54–55.

Литература

  • «Неизвестная Россия» (К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни): Каталог выставки / Государственный Исторический музей. М., 1994. Раздел «Иконописная школа», кат. № 3, с. 36, ил. с. 31, 33; раздел «Медная пластика», кат. № 12, с. 55, ил. с. 44.

Т. Толстая с. 78
¦


Спас Благое Молчание - довольной редкий иконографический образ Христа, на котором Спаситель изображен еще до своего воплощения на Земле, как красивейший молчаливый ангел с белыми крыльями. В нем передана идея того, что Иисус Христос существовал всегда - «был, есть и грядет».

В образе «Спаса Благое Молчание» акцент ставится на слове «был», а «грядет» в большей степени воплощено в иконографическом образе Христа «Спас в силах», который изображает второе пришествие Христа. На «Спасе Благое Молчание» Спаситель изображен с нимбом над головой в виде восьмиконечной звезды и белых одеяниях, символизирующих его чистоту.

В основу этого образа легли слова про Христа из пророчества Исайи: «Он не возопиет и не возвысит голоса Своего, Он истязуем был и не открывал уст Своих». Молчание здесь используется как символ благости и смирения, а также призыв всех христиан к внутреннему диалогу с Богом.

Дни памяти иконы «Спас Благое Молчание», местонахождение иконы и чтимые списки

В православной церкви не установлены особые дни празднования в честь этой иконы.

Местонахождение оригинала иконы и ее чтимые списки

Самая древняя из сохранившихся до наших дней икон относится к концу 13-го века и находится в Македонии в церкви Богородицы Перивлепты. Этот образ является, пожалуй, и самым известным среди икон этого типа. Рядом со Спасителем на нем стоят пророки Аваакум и Иезекииль, которым согласно Священному Писанию, являлся Ангел, несущий свет. Над головой Иисуса Христа изображена мандорла - особое сияние, а в руках он держит крест и свиток с текстом.

Еще одна старинная икона 15-го века, сохранившаяся до наших дней, есть в Сербии в городе Студеница, в церкви Богородицы.

В России образ «Спас Благое молчание» можно найти в Москве в алтарной преграде Успенского кремлевского собора. Он представляет собой старинную фреску, датированную примерно концом 15-го - началом 16 веков.

А также икону «Спас Благое Молчание», написанную в 17-ом веке, можно найти в Ярославле в церкви Илии Пророка.

В чём помогает и о чем молиться перед иконой «Спас Благое Молчание»

Перед этим образом принято молиться о даровании смирения и душевных сил в преодолении любых трудностей или несчастий. Главное, делать это нужно искренне и с открытым сердцем, а не просто наизусть повторять молитвы из раза в раз.

Перед этой иконой также просят об укреплении в православной вере, а также излечении от различных душевных и физических болезней.

«Спас Благое молчание» был очень распространен у монахов, совершающих подвиги молчания и бессловесных молитв. В таких случаях святые подвижники всегда молились Иисусу Христу перед его образом об укреплении их в вере и даровании им терпения в соблюдении аскез.

Этот образ считается покровительствующим верующим, чей труд связан с таможенной службой (таможней).

Молитва перед иконой «Спас Благое Молчание»

Положи, Господи, хранение устом моим, — так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, такожде и я безплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми безсловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою цельбоносный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души.

Подобно тому, как Ты, Господи, на Голгофе в молчании висящий, и среди молчания предсмертного возвестил волю на Матерь Свою и возлюбленного ученика Своего Иоанна, подобно этому и я, в слезном молчании пред ликом «Благое молчание» стоящий, прошу Тебя: покрой мое многословие, и приведи меня к пристани благаго молчания, связующаго уста мои на сие богомудрое делание, и введи меня в пустыню сердца моего, где обитает безмолвие ума.

Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова.

За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.

История и значение иконы «Спас Благое Молчание»

Икона «Спас Благое молчание» или «Ангел Великого Совета» - образ Спасителя, где он изображен в виде юного архангела (вестника), одетого, как правило, в красные или белые одежды с жемчужным поясом, сложенными у груди крест-накрест руками и восьмиконечным нимбом над головой. Как правило, на этом образе Иисуса в нимбе нет изображения креста, а его восемь углов представляют собой два наложенных друг на друга квадрата. Один из них означает божественность Иисуса Христа, а второй - его непостижимость.

Ангел Великого Совета - одно из имен Иисуса Христа, взятое из ветхозаветных текстов. Впервые Он был назван так в посланиях к Колоссонянам и Ефесянам, где говорится об Ангеле Великого Совета, который сделал его (совет) «сокровенным от веков и не явленным иным родам известным и возвестил человечеству тайну домостроительства спасения».

Иконография, изображающая Ангела Великого Совета, берет свое начало еще в Византийской живописи. В его основу легло христологическое толкование пророчества Исаии: «Он не закричит и не пожалуется, но глас Его будет услышан на улицах». В этом образе, как никаком другом, передается идея молчаливого тихого смирения Спасителя перед лицом ожидающих Его мучений. Здесь Иисус олицетворяет собой также чистоту, кротость и невинность.

Кроме пророчества Исаии, традиция изображать Христа в виде ангела имеет еще один источник. В частности, речь идет о пасхальных рукописях Григория Богослова, где на одной из композиций представлен ангел с восьмиконечным нимбом над головой, таким же, как на иконе «Спас Благое Молчание».

Иконографический тип Ангел Великого Света окончательно сложился в конце 13-го века. Самый старинный образ, сохранившийся до наших дней, представляет собой фреску в центральном своде нартекса Церкви Богородицы Перивлепты в Македонской Охриде. Он датирован 1295 годом.

В 14-ом веке иконы, изображающие Ангела Великого Совета, потеряли свою популярность. Единственными их примерами, написанными в это время, стали фрески в церкви Успения Богородицы в югославском монастыре Грачаница и в церкви Богородицы Левишки в югославском Призрене.

В поствизантийской иконографии (16-ый век) иконы с изображением «Спаса Благое Молчание» были довольно широко распространены в критской школе. Ее примером является роспись в церкви Всех святых в монастырях святого Варлаама и святого Стефана в Метеорах, а также в церкви Всех Апостолов на Агоре, в Афинах.

В России иконы «Спаса Благое молчание» начали появляться только в 15-ом веке, а свое наибольшее распространение этот образ получил в 18-19 веках. Оно было связано с развитием среды книжников и староверов, которые часто ориентировались на литургическую и святоотеческую традицию.

В начале 18-го века эта икона часто писалась следующим образом - Спаситель стоял в полный рост на белом облаке, которое несли 4 ангела. А в руках их была хартия с надписью: «Аз от Бога изыдох и приидох, и о Себе не приидох, но той Мя посла с надписью: Иисус Христос - великого совета Ангел!»

Ангел благого молчания,
Властно уста загради
В час, когда силой страдания
Сердце трепещет в груди!

Ангел благого молчания,
Радостным быть помоги
В час, когда шум ликования
К небу возносят враги!

Ангел благого молчания,
Гордость в душе оживи
В час, когда пламя желания
Быстро струится в крови!

Ангел благого молчания,
Смолкнуть устам повели
В час, когда льнет обаяние
Вечно любимой земли!

Ангел благого молчания,
Душу себе покори
В час, когда брезжит сияние
Долгожеланной зари!

В тихих глубинах сознания
Светят святые огни!
Ангел благого молчания,
Душу от слов охрани!

Ангел Благое Молчание

В 90-х годах МЦР издали серию небольших книжечек с работами и статьями Н.К. Рериха, тогда-то я и прочитала в статье «Обитель Света» Об Ангеле Благое Молчание. В моей жизни было несколько случаев духовного потрясения-восторга, эта статья - один из немногих подобных случаев.

Икона «Ангел Благое Молчание» - одна из наиболее мистических Русских икон. На ней изображён Огненный Ангел. Николай Константинович писал: « Ангел Благое Молчание». Кто не восхищался пламенною тайной в образе огневого Ангела? Кто не преклонялся всепроникающей вестью этого жданно-нежданного Гостя! Он безмолвен, как сердце постигшее. В нём хранима нетленная красота духа. Красота в вечности безмолвного и кроткого духа, - Он и хранит и напутствует…»

Какой Огонь и Красота в этих строках! Это не сжигающий, а вдохновляющий Огонь, поднимающий дух человека, ищущего Свет и Истину.

Образ Ангела Благое Молчание произвёл на меня настолько огромное впечатление, что я была полна решимости найти изображение иконы, наивно, как оказалось, полагая, что в этом мне поможет церковь. Первая же бабушка, продающая Православные иконы, к которой я обратилась, к моему удивлению, стала креститься и кричать что-то вроде «Свят! Свят!», отталкивая меня от прилавка. Тут я ещё раз убедилась, какая это непростая Икона, конечно же продолжила поиски, уже осторожно обращаясь к служителям церкви с расспросами.

В марте 1999года я оказалась в США в группе победителей конкурса преподавателей из России. Не вдаваясь в детали, замечу, что большинство из нас понимали цель подобных программ - показать прелесть американского образа жизни и мышления, увлечь нас им, чтобы мы затем несли «эту прелесть» дальше. Всё происходило в рамках международного сотрудничества, а для нас, надеюсь, для большинства, - по принципу «Васька слушает, да ест», так как нас уж очень широко ознакомили с историей и культурой страны, что, конечно, интересно.

23 марта (Канун Дня Света) мы стояли перед зданием Конгресса США, когда из него вышли 2 члена Парламента и объявили, что «…конгресс одобрил решение НАТО по поводу бомбардировки Югославии, заявив, что мы свято верим в демократию, а в Югославии были нарушены демократические ценности свободы, нужна наша защита…» и т.д.

Все мы помним наше, российское отношение к этому событию, я была несколько в угнетённом состоянии после такого заявления для прессы, но так как ещё до этого запланировала посещение Библиотеки Конгресса по просьбе товарища - искусствоведа творчества Н.К.Рериха, решила всё же пойти в Библиотеку. У них там собрано очень много материалов по России. Прочитала отдельные рассказы князя Сергея Щербатова «Художник в ушедшей России» о многих известных деятелях культуры России начала 20 века, в том числе и о Н. К. Рерихе. Я только просмотрела книгу,- хороший слог, всё же известный интеллигент писал, довольно красочно написано, но то, что Щербатов написал о Николае Константиновиче, может написать только вражина, ненавидящий Рериха и его идеи.

А потом я подошла к служителю и спросила, могу ли я найти материалы о Русской иконе, интересующей меня. Он посоветовал мне обратиться к Андрею, молодому человеку из России, работающему над диссертацией, связанной с Православием. Поговорили с Андреем о материалах, которые здесь можно найти, а потом я спросила, что он знает об иконе « Ангел Благое Молчание»? Андрей сказал, что видел эту икону и вдруг на полуслове остановился, сказав, что не может говорить об этой иконе, сбивчиво пробормотал, что когда-то он тоже интересовался ею. На мои просьбы категорически отказался говорить на эту тему, очевидно, потому, что интерес подобными вопросами под запретом у так называемых «оцерковлённых», но так как для меня « истина дороже», я продолжала поиски и нашла следующую небольшую запись в Энциклопедии на русском языке: « Благое Молчание» - почитаемая икона Спасителя, имеется в нескольких монастырях: например, в Спасо -Яковлевском Дмитриевском монастыре г. Ростова, Ярославской Губернии. Спаситель изображён с крыльями и сложенными на груди руками. Другая икона находится в Борисоглебском монастыре, что на Устье-Ростовском м-ре(что это сокращение значит,- было не понятно, может быть «микрорайоне», но тогда это слово, наверное, не употреблялось - Г.Г.). Сверху изображения Спасителя надпись « Иисус Благое Молчание». Позади Спасителя нарисованы два ангела».

Это всё, что мне тогда удалось найти. Прошло два года… Я - в Петербурге, и с приятельницей - местной жительницей, мы пошли в Храм Спас на крови. Его совсем недавно открыли после реставрации. Народу было великое множество; группы, ведомые экскурсоводами, идут нескончаемым потоком. Мы ходили сами по себе, долго стояли перед Алтарём слева, очень красиво инкрустированным полудрагоценными камнями. Вдруг гид подошедшей группы буквально скороговоркой произнесла: « А теперь посмотрите вверх, - над алтарём вы видите изображение Ангела Благое Молчание»- и сразу же увела группу дальше. Да, вверху было удивительное изображение, не могу сейчас по прошествии времени описать, как оно выглядело, но это было прекрасно. Мы ещё долго простояли на том месте в надежде услышать или расспросить об Ангеле, но больше ни один гид ни словом не обмолвился об Ангеле Благое Молчание, и никто не призывал слушателей обратить на него внимание.

Так, что моё исследование продолжается, просила знакомых сделать фото изображения, когда окажутся в Петербурге, но пока жду…

А в январе 2010 в очередной раз оказалась у моей хорошей знакомой в Уймонской долине на Алтае. Редкой души человек, недавно стала староверкой, но не традиционной, за что иногда сельчане выговаривают ей, а у неё большое любящее всех сердце, и от всего сердца ежедневно она молится не только за близких, но и за весь мир. Весь красный угол в избе у неё занят иконами, иконы разные - и старинные, и простенькие на вид, даже может быть, вырезанные из журнала, не это ведь главное. Перед иконами постоянно горит лампадка, и какая же это благодать спать в её избушке, расположенной в месте, которое в сознании многих людей ассоциируется с Беловодьем. Так вот, в последний свой приезд я сразу же заметила новую икону, это была фотография иконы «Спас нерукотворный», которая находится в г. Кулевичи Одесской области. Поразительная, необычная, мощнейшая икона! Преобладают два цвета - красный и чёрный. На голове Спасителя терновый венок, но он не выглядит мучеником, огненные глаза, сосредоточенное лицо очень напоминают другое лицо. Он в терновом венце и в то же время одет в расшитую драгоценностями мантию. Конечно же я подумала об Ангеле Благое Молчание, это не та икона, но Дух её тоже огненный. Приятельница показала видеосюжет об этой иконе. Она проявилась недавно, в буквальном смысле слова «проявилась», так как, когда её нашли, на доске почти ничего не было видно, но вскоре стал выявляться лик. Икона Спаса - чудотворная, было уже много исцелений, и в церкви перед ней не только молятся, но прикладывают к больному человеку для изгнания бесов, что и показано было в сюжете.

Время сейчас судьбоносное, особенно для нашей страны, и проявления Святых ликов, конечно же не случайно.

Ангела вам в дорогу - пожелаю от всего сердца!

Галина Ермолина

Ангел благого молчания

Ангел благого молчания,

Властно уста загради

В час, когда силой страдания

Сердце трепещет в груди!

Век мой безумно-мятежный

Ты от толпы заслонил.

В тяжкие дни утомленья,

В ночи бессильных тревог,

Ты отклонил помышленья

От недоступных дорог.

Федор Сологуб

Спас Благое Молчание — иконографический тип изображения Иисуса Христа, представляющий Его в виде Ангела Великого Совета, в ангельском чине, до воплощения, в виде юноши с крыльями за спиной, в белой далматике с широкими рукавами. Руки сложены крест-накрест и прижаты к груди. Нимб не кресчатый, восьмиконечный (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом данного вида), нимб Господа Саваофа.

Спас Благое Молчание. Россия. XIX век. Поморское письмо. Дерево, темпера. 35 х 30 см.

СПАС БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ - Иисус Христос, Который есть Предвечное Слово Божие, ипостась Троицы Живоначальной, - в образе Ангела Великого Совета (Ис. IX, 6), истинного Посланника - до Своего прихода к людям, до воплощения.

Он в белой мантии (далматике) с широкими рукавами, руки сложены крест-накрест и прижаты к груди. Нимб ещё не крестчатый, а подобен восьмиконечной звезде (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом Господа Саваофа). Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Творца-Вседержителя, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества.

Иконография "Спаса Благое молчание" - святоотеческая и достаточно поздняя - не ранее XVI в.

Ангел Великого Совета. Именно так называют это изображение ангела на кресте известные собиратели 19-го века братья Ханенко. Сам ангел с зерцалом и мерилом в руках напоминает хорошо известное изображение архангела Михаила. Однако присутствие креста за спиной у ангела помогает увидеть в этом образе более глубокое богословское содержание. Ангел Великого Совета

Промысл Божий наделяет человека свободой, которая может быть направлена против него самого. Бог создает человека, который, как и Он, может принимать решения и выбирать. Человек может выбирать решения, направленные против Бога. Бог создает свободное существо, способное отказаться от Того, кто Его создал.

Бог создает человека свободным, чтобы призвать его к соединению с Собой. Эта свобода от Бога: свобода есть печать нашей причастности Божеству, совершеннейшее создание Бога, шедевр Творца".

Вся информация об иконах, картинки и стихи об Ангеле Благого Молчания с сайта Православный Форум Апостола Андрея Первозванного.

Это редкая икона, на которой Христос изображается «в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Петр. 3, 4), в виде юношески прекрасного Ангела в Царском одеянии. Если «Спас Эммануил» и «Спас Нерукотворный» изображают Христа таким, каким Он был на земле, а «Спас в Силах» — таким, каким Он придёт в конце времен, то «Спас Благое Молчание» — это Христос до Своего прихода к людям.

Голова Его окружена двойным двуцветным сиянием: крещатым нимбом, присущим Спасителю, и звездой Предвечности, как Ангела Великого Совета. На концах — греческие буквы монограммы слова «Сущий». Это единственное изображение Христа с таким нимбом.

Христос облачён в светлые, сияющие золотом одежды, украшенные широкими золотыми оплечьем и каймами с драгоценными камнями и жемчугом. Волосы Его, разделённые на длинные двойные пряди, симметрично спадают на плечи. На золотом фоне витиеватой вязью — красная надпись.

Важный элемент иконографии этого образа — одежда Христа. Белые одежды, символ чистоты, возвышенности и безплотности, присущи Ангелам, особенно когда они предстоят Престолу Господнему. Одежды Спаса — белый стихарь (левкион): символ Пречистой Плоти Христа, Его Преображения и Воскресения. При облачении священника в стихарь поётся: "Да возрадуется душа моя о Господе, облече бо тя в ризу спасения" (Ис.б1, 0). А шитые украшения стихаря (поручи) означают узы Христовы, которыми, связав, повели Его к Каиафе и Пилату.

Очи Христа не глядят строго и печально прямо на созерцающих Его Лик, как на других изображениях; взор Его углублённо обращён внутрь Себя.

Руки Христа на иконе скрещены на груди, чем выражена суть Его молчания: "0н не возопиет и не возвысит голоса Своего" (Ис. 42, 2). И потому образ «Спас Благое Молчание» особенно любит и чтит православное монашество, в среде коего практика исихазма и «умной молитвы», пришедших к нам со Святой Горы Афон в XIV веке, до сих пор считаются наиболее благотворными для ума и сердца молитвенного отшельника. Не зря ведь в третьей песни канона Пресвятой Богородице Христос назван «Начальником тишины». Известный богослов Н.В.Покровский также связывал эту икону Христа с идеями исихазма: «...формы изображения навеяны были подвигом и учением исихастов: исихасты проводили ангельское житие, помощник их Ангел, отсюда иконографическая форма Ангела, в которой олицетворена идея молчания».

Образ «Спас Благое Молчание» встречается только в России. Особенно актуальным он стал в ХYIII-ХIХ столетиях, когда в России возникли сильные общества богословов. Вот что писал выдающийся исследователь церковных древностей Николай Иванович Троицкий: «Идея иконы "Благое Молчание"» не только по внешнему виду, но и по существу — та же, что идея Софии, идея Премудрости, именно Божественной и Царственной... эта икона есть образ Лица Мессии — Искупителя, как он дан в пророчествах Исайи о Еммануиле как Царе и Судии игра».

Таким образом, в иконе «Спас Благое Молчание» раскрыта вся богословская концепция Домостроительства спасения: слиты воедино черты Предвечного Логоса — Эммануила, воплотившегося Логоса — Премудрости Божией, жертвы Христовой — Агнца, и Христа-священника, давшего человечеству возможность соединения с Богом в лоне Церкви и в евхаристической безкровной жертве. "И той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст своих: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стрегущими его безгласен, тако не отверзает уст Своих. Во смирении Его суд Его взятся: род же Его, кто исповестъ; яко вземлется от земли живот Его, ради беззаконий моих ведеся на смерть..." (Ис. 53, 7—8), — эти слова произносит священник на проскомидии, происходящей в алтаре на жертвеннике.

Основой для правильного толкования символического содержания образа «Спас Благое Молчание» служат библейские пророчества Исайи: «Уповаю на Него, Того, Кто возвестил народам истину. Он не закричит и не пожалуется, но глас Его будет услышан на улицах» (42, 1—2).

Кроме этого, существует ещё несколько толкований смысла иконы «Спас Благое Молчание». К примеру, такое: «она — выражение промыслительного долготерпения, с которым Господь ожидает обращения грешника: «..говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и был жив» (Иез. 33,11). Идея ожидания передана жестом рук, бездейственно сложенных у груди. Так, кротким неупреканием, безконечно терпеливым недеянием, благим молчанием Своим Христос призывает грешников к покаянию во спасение» (ИАПрипачкин. «Иконография Господа Иисуса Христа»).

А староверы принимали этот образ как олицетворение старообрядчества, вынужденного безмолвствовать перед лицом господствующей Церкви.

Другие склонны полагать, что «Спас Благое Молчание» отражает то молчаливое смирение, с каким Христос перенёс страдания и смерть, приводя те же слова из Евхаристии: «И той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст своих: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стрегущими его безгласен, тако не отверзает уст Своих», — «Он истязуем был и не открывал уст Своих».

“Благое Молчание”, русская икона, где Христос изображен Ангелом “в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа” (1 Петр. 3: 4). Христос — Ангел в царском одеянии, голова Его окружена двойным сиянием: крещатым, присущим Спасителю, и звездой Предвечности, как Ангела Великого Совета. По сторонам от Него надпись: Ис. Хс. Руки Его сложены на груди, и свиток учительства отсутствует, чем выражено Его молчание. По словам Пророка, “Он не возопиет и не возвысит голоса Своего” (Ис. 42: 2), “Он истязуем был и не открывал уст Своих” (Ис. 53: 7).

Икона “Благое Молчание” особо распространена среди монашества, служа примером подвига молчания и “умственной молитвы”, процветавших на св. горе Афон в XIV в. Псалмопевец Давид говорит: “Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих” (Пс. 140: 3).
Во второй половине 19-го столетия (sic!) в старообрядческом медном литье(sic!!) начинает широко воспроизводиться почти неизвестный до этого сюжет «Спас Благое Молчание». Удивление вызывает именно то обстоятельство, что древний, малораспространенный образ, близкий к так называемым «пререкаемым» иконам, против которых восставали в 16-м столетии думный дьяк И.М. Висковатов и преподобный Зиновий Отенский, внезапно становится актуальным и начинает тиражироваться в самом массовом и демократическом виде церковно-прикладного искусства.

В применении к «Благому Молчанию» справедливы слова о. Павла Флоренского, высказанные им в отношении икон Софии: «разбираемый …иконописный сюжет был в свое время обширным религиозным явлением, может быть, даже - обширнейшим и, во всяком случае, любимым и национальным; допустить возникновение его ex nihile, из религиозной пустоты - было бы нелепо».

Благое Молчание Христа Спасителя - это изображение известного мессианского пророчества Исайи, которое повторяет всякий священник, совершающий проскомидию: «И той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст своих: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стрегущими его безгласен, тако не отверзает уст Своих. Во смирении Его суд Его взятся: род же Его, кто исповесть; яко вземлется от земли живот Его, ради беззаконий моих ведеся на смерть…»(Ис.53, 7-8).

Но молчание Софии изображается не сомкнутыми устами и наложенным на них перстом, а сложенными на груди руками. Это знак не столько безмолвия, сколько бездействия. Такое Молчание - символ невысказанности, неявленности, невоплощенности. София - это неизглаголанный Логос. Молчание Софии - символ невоплощенности Предвечного Логоса, а Сама София - это Логос до Воплощения. Таким образом, икона «Спас Благое Молчание» - это образ Иисуса Христа до Его Рождества.

Спас "Благое молчание". Икона. Кон. XVIII в. (ГИМ)


Спас "Благое молчание". Икона. Кон. XVIII в. (ГИМ)

[Спас], иконографический образ Спасителя в виде крылатого ангелоподобного отрока со скрещенными на груди руками, иногда облаченного в саккос и митру; в поздних памятниках (XVII-XVIII вв.) над головой нимб с восьмиконечным сиянием. Ангельский облик и крылья указывают на посланничество Христа и роднят этот образ с изображением Ангела Великого Совета Иисуса Христа . В образе «Б. м.» воплотились идеи жертвенности (юный облик, жест скрещенных рук) и священнического достоинства (облачение) Христа. Формирование иконографии относится к XIV-XV вв. и связано с изобразительным искусством Греции, Афона и Балкан, где подобные образы известны не позднее XV в. На Руси «Б. м.» над входом в жертвенник в ряду полуфигур преподобных появился в монументальной живописи кон. XV в. (фреска алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля, ок. 1482 или 1514-1515) и получил широкое распространение в памятниках XVII в. (росписи в зените арки юж. врат Борисоглебского мон-ря близ Ростова, кон. XVII в., и др.). Особое развитие иконография «Б. м.» получила в XVIII-XIX вв. в иконописи и прикладном искусстве старообрядческих художественных центров, ориентировавшихся на старые образцы (иконы, писанные на дереве, и меднолитые наперсные образки). Сохранилось большое число произведений поморского литья, вышедших из мастерских литейщиков, работавших в Выголексинском общежительстве. Многочисленные упоминания об иконах «Б. м.» имеются в описях скитов Нижегородской губ. (сер. XIX в.). По данным архивов МВД и Святейшего Синода, немалое количество таких икон, отнятых у старообрядцев, находилось на хранении в архиве Синода.

Лит.: [Сообщение гр. А. С. Уварова] // Древности: Тр. МАО. М., 1882. Т. 9. Протоколы. С. 50; Кондаков Н . П . Лицевой иконописный подлинник. СПб., 1905. Т. 1. С. 68; LСI. Bd. 1. S. 396-398; Культура староверов Выга: Кат. Петрозаводск, 1994. С. 105, № 2/29. Ил. 25; Неизвестная Россия: К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни: Кат. выст. М., 1994. Кат. 37, 56. Ил. С. 44; Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX вв. СПб., 2000. С. 394, 395; София Премудрость Божия: Выст. рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. С. 78. Кат. 16. Ил. С. 79.

Н. В. Пивоварова

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...