Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Как учились на руси первые школы. Какие были школы на руси в старину

Цель: познакомить с уроками в старой школе, расширить кругозор учащихся.

Задачи:

  • Сформировать представление об учёбе в старой школе.
  • Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
  • Воспитывать интерес к истории Родины.

Методические приёмы: беседа-диалог, игровая ситуация.

Ведущий:

Сегодня, мы расскажем вам историю в правдоподобность которой большинство не верит.
Но есть и такие, которые считают, что она вполне могла происходить.
Жила-была девочка Аня – хохотушка и болтушка. Училась она в самой лучшей школе на Земле. Была «круглой» отличницей, легко впечатляющейся и увлекающейся мечтательницей и фантазёркой.
И вот, сидя на уроке истории и внимательно слушая рассказ учителя о том, как жили и учились наши предки, она незаметно для себя, да и всех, задремала.
И чудится ей будто она уже не ученица 6 класса, а первоклассница из древнерусской школы, которая учится читать по слогам по «Азбуке», а «Азбука» эта необычная – толстенная книга, а вместо привычных букв, различные слова: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глагол, Д – добро.
Да как же по ней можно выучиться читать? Что же здесь написано? Ни пробелов! Ничего!

Архивариус:

Учёные обратили внимание на одну особенность древнерусского алфавита: буквы в нём связаны между собой по смыслу...
например, «АЗ» – я, «БУКИ» – буквы, «ВЕДИ» – ведаю, знаю, «Глаголь» – говорю... и т.д.
Получается: «Я буквы знаю, добро говорю, есть... ».
Широк смысл этих слов. Добро есть хорошо. Добро есть правда и благо.
Но прежде, чем люди в Древней Руси научились писать – они изучали буквы. Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан славянами, братьями Кириллом и Мефодием в IX веке.
Кирилл и Мефодий составили азбуку, а затем перевели на славянский язык некоторые священные писания. Часть букв была заимствована из греческого алфавита, а часть специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. В алфавите было 45 букв. Этот алфавит назывался кирилицей в честь основавшего его одного из братьев.
Но интересно как был составлен первый учебник для обучения грамоте: на первой странице давались 45 букв алфавита. На второй странице буквы были напечатаны в обратном порядке. А дальше алфавит повторялся третий раз, но буквы уже щли в разбивку. Обучение начиналось с того, что ученик должен был заучить все буквы, а затем отдельные слоги. Обучение без книг было очень тяжелым, поэтому необходимы были печатные книги. А теперь, давайте познакомимся с человеком, который первым начал создавать печатные книги.
Это был немецкий мастер Иоганн Гутенберг, который в XV веке придумал буквы-литеры, оставлявшие чёткий отпечаток на бумаге.
В России в XVIвеке первым выпустил печатную книгу Иван Фёдоров. Долгое время он жил в Москве, был служителем церкви. Он много общался с иностранцами и от них узнал о том. как создать печатный станок.
Когда Иван Грозный решил открыть типографию, он поручил это дело Ивану Фёдорову. Так на Никольской площади в Москве появился Печатный двор с первой типографией.
Первая книга, которую создал Иван Фёдоров, называлась «Апостол», вторая книга – «Часовник»
По нему на Руси обучали детей грамоте. Иван Фёдоров является создателем первой азбуки.

(Появляется Филипок)

Аня: А ты кто?

Филипок: А я Филипок, брат Костюшки. Неужили ты про меня ничего не знаешь? Ещё Лев Николаевич Толстой прославил меня в своём произведении.

Аня: Что-то припоминаю...

Филипок: Да послушай, я тебе про себя расскажу.
Жили мы в деревне: я, отец, мать, брат Костюшка и бабушка. Очень хотелось мне в школе учиться, но мамка меня не пускала – мол мал ещё...
Один раз ушли мать и отец на работу, брат в школу, а бабушка на печи задремала. Ну и решил я: «Айда в школу!»
Своей шапки не нашёл, нашёл отцовскую и выбежал за околицу. Кругом собаки лают, снега по пояс, но я добрался до школы. А там учитель строгий. Увидел меня и спросил кто я, и зачем пришёл.
А я так испугался, что стою, а сказать-то ничего не могу. Хочу, но не могу. И тогда ученики помогли мне, рассказав учителю, что я – брат Костюшки, что очень хочу ходить в школу, да мать не пускает, потому, что ещё мал.
Учитель и разрешил мне ходить на занятия, ведь читать меня Костюшка научил, да и имя своё
я правильно составил Хве-и – хви, ле-и – ли, пе-ок – пок.
Ну, что, вспомнила меня?

Аня: Конечно, а теперь ты куда спешишь?

Филипок: Да в школу, на занятия и спешу! Пойдешь со мной в школу?

Архивариус.

Ученые предполагают, что до X века в Древней Руси школ не было. Дети учились дома тому ремеслу, которым владели их родители или их отдавали в ученики к взрослому мастеру. Помогая ему, подросток обучался различным умениям: шить, обрабатывать кожу, столярничать, печь хлеб.
Часто дети владели тем ремеслом, каким владели их родители.
Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей. Дети не знали грамоты, не имели книг. Они не умели ни читать, ни писать, и даже среди взрослых в те времена тоже было много безграмотных людей.
Появление первых школ на Руси связано с именем князя Владимира Красное Солнышко. Именно он издаёт указ собирать детей и обучать их школьной грамоте.

Архивариус.

Дети начинали ходить в школу с 7 лет, но только мальчики, а девочек в это время начинали обучать шить, вышивать, ткать, прясть. По давно заведённому обычаю детей отдавали учиться грамоте на «Пророка Наума».Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. Значит, в те времена дети шли в школу 14 декабря, а не 1 сентября, как сейчас. Учение в школах продолжалось от 2 до 5 месяцев. Занятия шли до Великого праздника Пасхи. Школа для детей обычно находилась при церкви. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок. Грамоте детей обучали церковнослужители – священники или дьяконы.
Учитель разрешал ребятам садиться на лавку только после того, как они поклоняться 3 раза перед иконой и один раз в ноги учителю.
Лавка обычно находилась у окна, чтобы было больше света. Когда все рассаживались, учитель начинал урок.

Послушайте, как школу Древней Руси описала в своём стихотворении Наталья Кончаловская .

И в старину учились дети –
Их учил церковный дьяк –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – глаголь
И учитель для науки
По субботам всех порол.
Вот какой чудной в начале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного пера!
Этот нож не без причины
Назывался перочинный:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ни чему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.

Вопрос слушателям: Что вы узнали о школе Древней Руси из прослушанного произведения?

(Учились дети на рассвете.
Обучались в школах только мальчики.
Их учил дьяк на славянском языке.
По субботам учеников пороли.
Раньше писали не ручкой, а гусиным пером.)

Архивариус.

От темна до темна шли занятия в древнерусской школе. Тогда не было отдельных уроков как у нас. Каждый ученик получал от учителя персональное задание, в зависимости от того, что он уже успел изучить.
Один зубрит азбуку, другой пытается складывать из букв слоги, третий вслух читает слова… А кто-то из более старших учеников при этом ухитряется учить по книге псалмы и молитвы!
Шум стоит невообразимый!

Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат – на всю избу кричат.»

Домашних заданий в древние времена не задавали. Всё должны были заучить на уроке. Заученное произносили хором и повторяли несколько раз.
Кто начинал озорничать, того ждали горох или розги. Тяжёлым наказанием для баловников считалось стоять на горохе часами. Но больше всего они боялись розг. Считалось, что без этого освоение грамоты невозможно. Так и говорили «Розга совсем здоровью не вредит. Розга детям разум в голову вгоняет.»

Архивариус.

Учебный день длился долго. Занятия начинались в 7 утра и продолжались до самого вечера. Чтобы обучение шло успешно, родители учеников регулярно приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова, а каждый четверг готовую еду –блины, лепёшки, яйца, куличи. Особенно популярна была каша.
Именно с того времени одноклассников стали называть «однокашниками».

Говорили: «Сколько же нам пришлось каши вместе съесть. »

(А за это время Аня с Филипком добрались до школы)
Вошли они тихонько в класс. Смотрит Аня и удивляется:
– Какой же это класс?!Ни компьютера, ни интерактивной доски. Чудно! Как странно выглядит учитель, да и ученики выглядят необычно.

Архивариус.

В древнерусской школе класс – комната в обыкновенной русской избе. Здесь вдоль стен расположены лавки, в центре большой деревянный стол, за которым сидят ученики и их строгий учитель. Гораздо позже на смену лавкам появились парты.

(Появляется Мальвина.)

Мальвина: Привет! А ты за кем это подсматриваешь?

Аня: Привет! А ты кто такая?

Мальвина: Как кто такая? Я же Мальвина – девочка-красавица. И к тому же необыкновенная умница!

Аня: Ха-ха! Мальвина! Меня не обманешь! Мальвина! Да у Мальвины волосы синие, а у тебя – русые!

Мальвина: Какая смешная девочка! Это сегодня я – русая,а вчерабыла с фиолетовыми волосами,а захочу – завтра в зелёный их выкрашу! Это тебе не те времена, когда про меня Карло Колоди сказку сочинил, а А.Н.Толстой сделал её литературный перевод. Я же сейчас современная Мальвина! Но иногда меня нет-нет, да и посетит ностальгия.(Мечтательно )
(Надевает синий парик )
Ну, а сейчас, узнаёшь меня?

«А роза упала на лапу Азора»

Помню, с каким трудом, обучала я чистописанию этого шалопая Буратино, а он вместо пера всё носом, носом норовил писать. Но, однажды, он всё-таки испугался, когда сунул в чернильницу свой нос, а когда собрался им писать с него на бумагу упала огромная клякса.

Аня: Опять ты меня смешишь! Перо – это у птиц! Чистописание? Чего ему учить? Будь внимателен! Не делай ошибок! Не зачеркивай слов! Вот и будет всё чисто написано!
(Передразнивая) Учить чистописанию!

Мальвина: Напрасно иронизируешь! Урок чистописания был одним из самых сложнейших в школе.

Писать красиво не легко
«Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко»
За буквой буква,к слогу слог.
Ну хоть бы кто-нибудь помог!

Сначала «да»,потом уж «ёт»,
Уже написано «даёт»
Уже написано «даёт»,
Но тут перо бумагу рвёт.

Опять испорчена тетрадь –
Страничку надо вырывать!
Страничка вырвана, и вот:
«Ко-ро-ва мо-ло-ко да-ёт»
Корова молоко даёт
А нужно всё наоборот:
«Даёт корова молоко!»
Вздохнём сначала глубоко,
Вздохнём, строку перечеркнём
И дело заново начнём!

«Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко»
Перо цепляется за «ко»
И клякса чёрная, как жук
С конца пера сползает вдруг.
Одной секунды не прошло,
Как скрылись «ко», и «мо», и «ло».
Ещё одну страничку вон!
А за окном со всех сторон:
И стук мяча, и лай щенка,
И звон какого-то звонка, –
А я сижу, в тетрадь гляжу –
За буквой букву вывожу:
«Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко»
Да! Стать учёным нелегко!

Аня (задумчиво ): А на чём и как писали в древней школе?

Архивариус.

Раньше люди писали острой палочкой на белой берёсте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском и даже на медных листах.
На Руси писали на пергаменте. Пергамент делали из кожи овец, телят, коз. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась белой или желтой. На пергаменте писали чётко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать на нём никто бы не решился. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы, иногда и годы.
В современной школе дети пишут в тетрадях, а раньше это слово имело другое значение.
Книги сначала писали на свитках, а позже на согнутых пополам листах, объединенных в группы по 4 листа.Такие книги назывались тетрадью.

Тетрадь (греч. – четвёрка) – свёрнутые вчетверо листы, на которых писали.

Архивариус.

Писали чернилами. Письмо перьевой ручкой требовало определённой сноровки, так как перо нужно было постоянно обмакивать в чернила, которые мажут, капают и растекаются, появляются кляксы (как у Буратино).Поэтому детей сначала учили писать карандашом и только тогда, когда буквы были ровными и идеальными, труды вознаграждались перьевой ручкой.
В прошлые века в школах писали деревянными ручками с пёрышками, которые вставлялись в металлический наконечник. Считалось, что только с их помощью можно поставить хороший почерк.
Перья (они подразделялись по номерам в зависимости от толщины выводимых ими линий) макали в пластмассовую чернильницу-непроливашку.
Чернильницы, в зависимости от эпохи и назначения, изготавливались разного размера и из различных материалов(камня, стекла, фарфора, металлов, полимеров),в том числе и драгоценных. Могли иметь крышку и подставку.
Основная технологическая особенность чернильницы-непроливайки состоит в горлышке, снабженным направленной внутрь ёмкости конусообразной воронкой.
Благодаря этому чернила в неё легко заливаются, а при опрокидывании такой чернильницы, чернила из неё не разливаются по столу.
Острые перья при сильном нажиме царапали и рвали бумагу. Её кусочки застревали между зубчиками. Удаляли мусор с помощью специальных перочисток – несколько кружочков из ткани и замши, скрепленных в центре ниткой.
Все канцелярские принадлежности (ручку, запасное пёрышко, карандаш и стёрку-ластик) носили в пенале , а чернильницу – в мешочке.

Аня: А в чём переносили ученики свои школьные принадлежности?

Архивариус.

На Руси сначала школьники пользовались плетёнными заплечными коробами, которые назывались «туесами». Чуть позже в обиход вошли мягкие заплечные мешки на затяжке « кисы».
Ещё позже появились заплечные сумки, которые давали максимум свободы в движении. А ещё они позволяли распределить нагрузку на скелет человека. Первоначально это были ранцы, а позднее рюкзаки, ещё позже стали использовать портфель.

Аня: А во что одевались ученики древнерусской школы?

Архивариус.

Первоначально ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители.
Мальчики носили широкие штаны и рубаху-косоворотку, на голове – картуз. У девочек – сарафан.
Первая форма появилась у учеников гимназии. Мальчики носили курточки с, отложными воротничками, а девочки – строгие коричневые платья и фартуки. В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана пережитком прошлого и отменена.
Однако со временем, было решено возвратиться к былому образу – к коричневым строгим платьям, фартукам, гимнастёркам с поясным ремнём с пряжкой, фуражкой с кокардой...Произошло это в 1948году и форма практически копировала фасон и формы классических гимназий – и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам.
Использовалась данная форма до конца 1962 учебного года. В сентябре 1962 года, мальчики-первоклассники пошли в школу уже в новой форме – без фуражек с кокардой, без поясных ремней с массивной пряжкой, без гимнастерок. Форма для девочек не изменилась.
В советское время школьная форма менялась несколько раз. Обязательное ношение формы было отменено весной 1992 года.

Ведущий.

И тут прозвенел звонок с урока. Аня очнулась и промолвила: «Ох, и нелегко же давалась грамота нашим предкам!»
А нашему поколению есть чему у них поучиться:

Во-первых – это аккуратности и внимательности, ведь им приходилось писать чернилами капли которых при письме могли капнуть и испортить весь текст.
Во-вторых – терпению и выносливости, так как раньше занятия в школе проходили с утра и до вечера.
В-третьих – трудолюбию, ведь наши далёкие сверстники трудились также от зари до зари наравне с родителями.
А самое главное – послушанию и уважительному отношению к взрослым и к своей Родине.

«На Руси учились так»

Экскурс в историю.

Ведущий 1: Сегодня мы пого-ворим о том, как появились школы в Древней Руси, какими они были, как развивались. Для начала ответьте на вопрос, что такое летопись?

(Ребята отвечают.)

Летописи — исторические про- изведения XI XVII веков, в кото- рых повествование велось по го-дам. Рассказ о событиях каждого года обычно начинался словами: «в лето» — отсюда название «лето- пись».

Ведущий 2: Летопись 988 года указывает, что князь Владимир после креще-ния киевлян начал строить церк-ви, назначать священников, соби-рать детей знатных лиц на учение книжное. Матери же детей этих плакали о них как о мёртвых. Они считали, что их дети ещё мало зна-ют о православной вере и не гото-вы к учёбе. Так обучение распро-странилось по всей Руси. Детей учили при церквях и монастырях. А что такое монастырь, вы знаете?

(Ребята отвечают.)

Монастырь — это религиоз- ная община монахов или мона-хинь. Из-за большого количества детей учеников распределяли между учителями в группы по 6— 12 человек. Такое деление уча-щихся было обычным в Средние века.

Ведущий 1: Покровителем учащихся счи-тается святой Сергий Радонеж-ский.

(Демонстрируется изображение Сергия Радонежского.)

Ведущий 2: В возрасте 10 лет юного Варфо-ломея, такое имя дали С. Радоне-жскому родители, отдали обучать-ся грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим Сте-фаном и младшим Петром. В от-личие от братьев Варфоломей су-щественно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огор-чались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба впе-рёд не продвигалась. И тогда слу-чилось событие, о котором сооб-щают все жизнеописания Сергия Радонежского.

Ведущий 1: По заданию отца Варфоломей отправился в поле искать лоша-дей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами молился. Увидев его, Вар-фоломей сначала смиренно пок-лонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот закон-чит молитву. Старец, увидев маль-чика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?» Вар-фоломей, поклонившись, с волне-нием поведал ему своё горе и про-сил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помо-лившись, старец отдал Варфоло-мею кусочек просфоры , благосло-вил и велел съесть, сказав: «...О грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников».

(Демонстрируется картина «Виде- ние отроку Варфоломею» художни- ка М.В. Нестерова.)

Ведущий 2: В древности писали на воско-вых дощечках, которые называ-лись «цера», с помощью костяно-го или деревянного писала. В ка-честве писчего материала служила и береста — верхний слой коры берёзы. А чтобы писать на ней, люди смастерили металлические писала.

(Демонстрируется изображение берестяной грамоты.)

Ведущий 1: То, что мы теперь называем школьными предметами, в Сред-невековье называли искусствами, художеством, хитростью.

Как же учили детей в школах в XVIII-XIXвеках? До семи лет детство ребёнка было радостным и беззаботным. В семь лет мальчи-ков отдавали учиться грамоте, а девочек начинали обучать шить, вышивать, прясть, ткать.

(Демонстрируются предметы на- родного быта.)

Ведущий 2: По давно заведённому обычаю детей отдавали учить грамоте на пророка Наума. Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. Значит, в те време-на в школу дети шли 14 декабря, а не 1 сентября.

Давайте вспомним пословицы о грамоте.

(Ребята отвечают.)

Пословицы

  • Пророк Наум наставит на ум.
  • Голова без ума, что фонарь без свечи.
  • Корень учения горек, да плод его сладок.
  • Красна птица перьем, а чело-век — ученьем.
  • Не учась, и лаптя не спле-тёшь.
  • Аз, буки и веди — страшат, что медведи.

Ведущий 1: Школа для детей обычно нахо-дилась при церкви. На урок соби-рал колокол, позднее колоколь-чик, а теперь звонок.

(Звучит колокольчик.)

Ведущий 2: Как же проходили занятия в те времена? Учитель разрешал ребя-там присаживаться на лавку толь-ко после того, как они поклонятся три раза перед иконами и один раз в ноги учителю. Лавка обычно на-ходилась у окна, чтобы было боль-ше света. Когда все рассажива-лись, учитель начинал урок. Ребя-та, какое тогда было освещение в храмах?

(Ребята отвечают.)

Храмы освещают паникади-ла — огромные светильники со множеством свечей или лампад.

(Демонстрируется изображение паникадила.)

Ведущий 1: Главными школьными пред-метами были Часослов, псалтырь, письмо, церковно-славянская аз-бука. Часослов включает неизме-няемые молитвословия ежеднев-ных церковных служб. Эта книга была своего рода семейной релик-вией, передававшейся из поколе-ния в поколение. Псалтырь может одновременно представлять собой и молитвы, обращенные к Богу, и слово самого Бога.

Ведущий 2: Обучение письму заключалось в переписывании текстов. Снача-ла ребята наблюдали, как работа-ют писцы. Почерк у писцов был ровный, круглый и назывался ус-тавом. Каждая буква стояла от-дельно от другой, а заглавные выписывались красной краской, от-сюда и выражение «Писать с крас-ной строки». В очертаниях стро-гой буквы проступали знакомые черты животных и даже человека.

(Демонстрируется изображение страницы из древнеславянской кни- ги.)

Ведущий 1: Писцы выполняли очень тяжё-лое занятие. Изо дня в день выво-дили буквы — аккуратно и внима-тельно, чтобы не капнула капля чернил и не испортила текст. Ког-да появилась бумага, писать стали гусиными перьями.

(Демонстрируется гусиное перо.)

Ведущий 2: Чернильный прибор состоял из чернильницы, песочницы и перницы. Это футляр для перьев так назывался — перница.

(Демонстрируется чернильный при- бор.)

Ведущий 1: Чтобы чернила быстрее высы-хали, лист бумаги посыпали пес-ком. Отсюда пошла поговорка: «На грамоте песок ещё не засох». Пе-сочницу затем сменила промокаш-ка, или промокательная бумага.

(Демонстрируется промокашка.)

Ведущий 2: Грамоту осваивали по Свят-цам, или Месяцеслову. Особенно часто задавали читать Четьи ми-неи, то есть предназначенные для чтения, а не для богослужения книги житий святых православ-ной церкви. Причём повествова-ния эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их «минеи» — «месячный». Тексты для чтения в этой книге расположены по меся-цам и дням года.

(Демонстрируется изображение Четьи минеи.)

Ведущий 1: Когда ученики уставали, им раз-решалось побегать по двору. Даже тогда у детей была перемена. Давай-те и мы сейчас немного отдохнём.

«ДОСКАЖИ ПОСЛОВИЦУ»

(Ребята делятся на 2 команды. Ве- дущий зачитывает начало послови- цы, а участники продолжают её.)

  • Азбука — наука... (А ребятам мука.)
  • Что написано пером... (Не вы- рубишь топором.)
  • Грамоте учиться... (Всегда пригодится.)
  • Не красна книга письмом... (А красна умом.)
  • Побольше грамотных... (По- меньше дураков.)
  • Не на пользу читать... (Коли только вершки хватать.)
    • Без муки... (Нет и науки.)
  • Ученье — красота... (А неу- ченье простота.)
  • Книга мала... (А ума придала.)

Ведущий 2: В полдень учени-ков отпускали домой перекусить. Затем дети снова приступали к за-нятиям. Домашних заданий тогда не задавали. Всё должны были за-учивать на уроке. Заученное про-износили хором и несколько раз повторяли. Каждый старался кри-чать как можно громче. Кто начи-нал озорничать, того ждали горох и розги. Для чего, как вы думаете?

(Ребята отвечают.)

Ведущий 1: Тяжёлым наказанием для ба-ловников считалось стоять на го-рохе часами. Но ещё больше боя-лись они розг. А вы знаете, что та-кое розги?

(Ребята отвечают.)

Розги — это прутья с почками, которые при ударе оставляли кро- вавые следы. Считалось, что без этого освоение грамоты невоз-можно. Так и говорили: «Розга совсем здоровью не вредит. Розга детям разум в голову вгоняет». Для нерадивых учеников сложили та-кую пословицу: «Фита, ижица — плётка ближится».

Ведущий 2: Чтобы обучение шло успеш-нее, родители учеников старались по мере возможности щедро ода-ривать учителя. Они регулярно приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова. За одного школяра учителю давали полпуда муки (примерно 8 килограммов), мерку картофеля и воз дров. За зи-му преподаватель получал два руб-ля. Это были большие деньги по тем временам. Каждый четверг ро-дители учеников приносили какую-нибудь живность и готовую еду — блины, бублики, лепёшки, яйца, куличи. Особенно популяр-на была каша. Именно с тех вре-мён одноклассников стали назы-вать «однокашниками». Говорили: «Сколько же нам пришлось каши вместе съесть!»

Ведущий 1: Учение в школах продолжалось от двух до пяти месяцев. Занятия шли только до Пасхи. Что это за праздник?

(Ребята отвечают.)

Пасха — Светлое воскресенье Христово, главный православный праздник.

Ведущий 2: По окончании определённого класса ученик приходил в школу с родителями и приносил горшочек пшеничной каши. Поверх горшка клали деньги. В особом платке приносили белый хлеб и угоще-ние. Ученикам давали съесть только кашу, после чего пустой горшок разбивали во дворе и в этот день не учились. А мы с вами будем кашу есть, чтобы стать нас-тоящими однокашниками?

(Ребята едят деревянными ложками приготовленную в горшках кашу.)

«ЗАГАДКИ ОБ УЧЕНИИ»

(Ребята отгадывают загадки.)

Загадки

Какая водица только для гра-мотных годится? (Чернила.)

Хорошо видит, а слепой.(Неграмотный.)

. Жалованья не получаю, а учу днём и ночью. (Книга.)

Ведущий 1: По окончании школы человек становился гра-мотным. Его называли грамотеем. Он умел читать книги и перепи-сывать бумаги. Грамота была в те времена доходным ремеслом, по-тому что неграмотные люди часто обращались к ним за помощью. Особо усердные ученики станови-лись книжными писцами, то есть переписчиками книг. Это была очень почётная профессия, пото-му что горожане любили книги, а их было в те времена очень мало.

«ЗАКРЕПЛЯЯ ПРОЙДЕННОЕ»

(Ребята отвечают на вопросы Ве- дущего.)

Вопросы

1.Как называли в Средние ве-ка школьные дисциплины? (Худо- жество, хитрость, искусство.)

  1. Почему песок на грамоте ещё не засох? (Потому что грамо- та только что написана.)
  2. Что за Наум, что ставит на ум? (Пророк Наум.)
  3. За что можно было заплатить соломой? (За учёбу.)

5.Что такое цера? (Восковая дощечка для письма.)

  1. Без чего не стояли на горохе? (Без провинности.)
  2. С кем вы больше всего каши съедите? (С одноклассниками.)
  3. Назовите главные предметы в древней школе. (Часослов, псал- тырь, письмо, старославянская аз- бука.)
  4. Сколько получал учитель за зиму? (Деньгами 2 рубля да ещё продукты и дрова.)
  5. Как в древности называли человека по окончании школы? (Грамотей.)
  6. За сколько лет или зим в древнерусской школе можно было стать грамотеем? (За две зимы.)

(Звучит колокольчик.)

Ведущий 2: Наше мероприятие закончилось. До свидания, ре-бята!

Составитель: Ч.Е.А.

Использованная литература.

  1. Жития святых: Святителя Ди-митрия Ростовского: т. 11. — М.: ТЕРРА Книжный клуб, 1998. — (Русь православная).
  2. Короткова, М.В. Путешествие в историю русского быта. — М.: Дрофа, 2003.
  3. Кошмина, И.В. Основы рус-ской православной культуры. — М.: Гуманит. изд. центр Владос,
  4. Круглый год. Русский земле-дельческий календарь / сост. А.Ф. Некрылова. — М.: Правда, 1991.
  5. Крутогоров, Ю. Крещение Ру-си. Владимир Красное Солныш-ко. — М.: Белый город, 2001.
  6. Махотин, С. Ярослав Муд-рый. — М.: белый город, 2005.
  7. Скоробогатько, Н. Русская православная культура. — М.: Бе-лый город, 2006.
  8. Филякова, Е. Русская пись-менность. — М.: Белый город, 2004.
  9. Шангина, И. Русские девуш-ки. — СПб.: Азбука-классика, 2007.
  10. Шангина, И. Русские дети и их игры. — СПб.: Искусство, 2000.

В IX веке , когда только появилось отдельное государство – Киевская Русь, а русичи были язычниками, письменность уже существовала, но образование было еще не развито. Учили детей в основном индивидуально, и только потом появилось групповое обучение, которое стало прообразом школ. Это совпало с изобретением буквенно-звуковой системы обучения. Русь в те времена была тесно связана торговыми отношениями с Византией, откуда к нам начало проникать христианство, задолго до его официального принятия. Поэтому первые школы на Руси были двух типов – языческие (куда принимались только отпрыски языческой верхушки) и христианские (для детей тех мелких княжичей, которые уже к тому времени крестились).

X век

В дошедших до нас древних грамотах написано, что основателем школ на Руси стал князь Владимир Красное Солнышко. Как известно, именно он явился инициатором и исполнителем перехода Руси в православную христианскую веру. Русичи в то время были язычниками и яростно противились новой религии. Для того чтобы народ побыстрее принял христианство, организовывалось повсеместное обучение грамоте, чаще всего на дому у священника. В качестве учебников выступали церковные книги – Псалтырь и Часослов. Детей из высших сословий отправляли учиться, как написано в летописи: в «книжное научение». Народ всячески противился новшеству, но отдавать сыновей в школы все же приходилось (за этим строго следили) и матери рыдали и причитали, собирая нехитрые пожитки своих чад.

«Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского» - картина русского художника Н. П. Богданова-Бельского | Изображение: Wikimedia Commons

Известна дата основания самой большой школы «книжного учения» – 1028 год, сын князя Владимира князь Ярослав Мудрый самолично отобрал 300 смышленых мальчиков из привилегированной среды дружинников и мелких князей и отправил их учиться в Великий Новгород – самый большой в то время город. По указанию руководства страны активно переводились греческие книги и учебники. Школы открывали почти при каждой вновь построенной церкви или монастыре, это и были так широко известные впоследствии – церковно-приходские школы.

XI век

Реконструкция старинных счетов и азбуки | Фото: lori.ru

Это период расцвета Киевской Руси. Уже была развита широкая сеть монастырских школ, школ начальной грамоты. В программу школ входили счет, письмо и хоровое пение. Были также «школы книжного учения», с повышенным уровнем образования, в них детей учили работать с текстом и готовили в будущем для государственной службы. Работала «Дворцовая школа» при Софийском соборе, та самая, которую основал князь Ярослав Мудрый. Она теперь имела международное значение, в ней готовились переводчики и писцы. Также было несколько женских школ, где учили грамоте девочек из богатых семей.

Высшая феодальная знать учила детей на дому, отправляя по несколько отпрысков в отдельные, принадлежавшие им же селения. Там знатный боярин, грамотный и образованный, которого называли «кормильцем», учил детей грамоте, 5-6 языкам и основам государственного управления. Известно, что княжич самостоятельно «руководил» селением, в котором находилось «кормильство» (школа для высшей знати). Но школы были только в городах, в селах грамоте не учили.

XVI век

Во время монголо-татарского нашествия (начиная с XIII века) так широко развивающееся массовое образование на Руси было по понятным причинам приостановлено. И только начиная с XVI века, когда Русь полностью «освободилась от полона», школы начали возрождаться, причем называться они стали «училищами». Если до этого времени сведения об образовании были в очень малом количестве в дошедших до нас летописях, то с XVI века сохранился бесценный документ, книга «Стоглав» – собрание постановлений Стоглавого Собора, в котором участвовали высшее руководство страны и церковные иерархи.

Стоглав (Титульный лист) | Иллюстрация: Wikimedia Commons

В нем немало места было отведено вопросам образования, в частности, указывалось на то, что учителем могло стать только духовное лицо, получившее соответствующее образование. Таких людей сначала экзаменовали, потом собирали сведения об их поведении (человек не должен быть жестоким и злым, иначе никто детей в школу не отдаст) и только после всего позволяли учительствовать. Учитель вел один все предметы, ему помогал староста из числа учеников. Первый год учили алфавит (тогда надо было знать «полное имя» буквы), второй год складывали буквы в слоги, а на третий уже читали. В училища по-прежнему отбирали мальчиков из любых сословий, главное, чтобы они были смекалистыми и толковыми.

Первый русский букварь

Известна дата его появления – букварь напечатал Иван Федоров, первый русский книгоиздатель, в 1574 году. В нем было 5 тетрадей, в каждой – по 8 листов. Если пересчитать все в привычный для нас формат, то в первом букваре было 80 страниц. В те времена детей обучали по так называемому «буквослагательному» методу, унаследованного от греков и римлян. Дети заучивали наизусть слоги, состоявшие поначалу из двух букв, потом к ним добавлялась третья. Ученики знакомились также с основами грамматики, им давались сведения о правильных ударениях, падежах и спряжениях глаголов. Во второй части Азбуки были материалы для чтения – молитвы и отрывки из Библии.

Реконструкция класса бывшей художественной школы усадьбы Тенешевых, Талашкино Смоленской области. | Фото: lori.ru

XVII век

До нас дошла чудом сохранившаяся ценнейшая рукопись «Азбуковник», написанная неизвестными авторами или автором в XVII веке. Это нечто вроде руководства для учителя. В нем четко указано, что учение на Руси никогда не было сословной привилегией. В книге так и написано, что учиться может даже «убогий и худородный». Но и насильно, в отличие от X века, никто не заставлял. Плата за учение для бедных была минимальной, «хотя бы какой-нибудь». Конечно, находились и те, кто был настолько нищим, что не мог дать учителю ничего, но, если желание учиться у ребенка присутствовало и он был «быстроумным», то земству (местному руководству) вменялось в обязанность дать ему самое начальное образование. Справедливости ради надо сказать, что так земство поступало не везде.

Конспект для малышей приходской ВШ, 9.09.2018 г.

СЛАЙД 1.

Если на деревьях Листья пожелтели,

Если в край далекий

Птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льется,

Осенью зовется. (М. Ходякова)

Посмотрите на иллюстрацию. Как по ней можно догадаться, что на ней изображена осень? Сегодня вы шли в храм. Видели ли вы по дороге что-нибудь похожее? Какое интересное событие произошло в начале сентября в жизни многих ребят, постарше вас возрастом?

СЛАЙД 2.

Осенью многие дети идут в школу. Что они делают в школе? Хотите ли вы в школу?

СЛАЙД 3.

Можно ли догадаться, что на этом рисунке изображены школьники?

Что школьники берут с собой в школу? Попробуйте угадать загаданные мною предметы:

*Если ты его заточишь,

Нарисуешь всё,

Что хочешь!

Солнце, море,

Горы, пляж…

Что же это?.. (Карандаш)

* Рисовать плакаты мастер

Яркий, тоненький … (Фломастер)

*Я весь мир слепить готов -

Дом, машину, двух котов.

Я сегодня властелин -

Посмотрите на слайд. На нем изображены те учебные принадлежности, которые часто бывают нужны детям в школе на уроках. Найдите глазами среди них карандаш, фломастер, пластилин.

Как вы думаете, дети, а раньше, в старину, люди учились? А где?

СЛАЙД 4.

До семи лет детство ребёнка было радостным и беззаботным. В семь лет мальчи¬ков отдавали учиться грамоте, а девочек начинали обучать шить, вышивать, прясть, ткать.

Школа для детей обычно находилась при церкви. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок. Как же проходили занятия в те времена? Учитель разрешал ребятам присаживаться на лавку только после того, как они поклонятся три раза перед иконами и один раз в ноги учителю.

Как вы думаете, дети, почему иконам нужно кланяться трижды?

Мы с вами сегодня в первый раз в этом учебном году пришли на занятия. Найдите глазами икону в нашем классе. Кто на ней изображен? Давайте и мы помолимся перед иконой. (Дети с педагогом читают хором молитву «Отче наш»)

Обратимся снова к иллюстрации. Заметили ли вы, где и как сидят дети? (Синонимия: скамья – лавка) Почему лавки ставили возле окна?

Лавка обычно находилась у окна, чтобы было больше света. Когда все рассаживались, учитель начинал урок.

Правила были строгие. Какие, узнаем, когда поиграем в игру «Доскажи словечко»:

Будь прилежен на уроке.

Не болтай: ты не … (Сорока)

Всё пиши, не отставая,

Слушай … (Не перебивая).

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно … (Руку).

Если хочешь отвечать,

Надо руку … (Поднимать)

Если друг стал отвечать,

Не спеши … (Перебивать)

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … (Внимательным).

На математике считают,

На перемене … (Отдыхают).

СЛАЙД 5.

В древности тетрадей и ручек не было. Дети писали на восковых дощечках с помощью костяной или деревянной палочки.

СЛАЙД 6.

А еще тетрадку заменяла береста - верхний слой коры берёзы. А чтобы писать на ней, люди смастерили металлические писала.

СЛАЙД 7.

Когда появилась бумага, писать стали гусиными перьями. Их макали в маленькую баночку с черной жидкостью – чернилами. Ученики выводили буквы - аккуратно и внимательно, чтобы не капнула капля чернил и не испортила то, что они написали на бумаге. Кстати, всем нам известный русский поэт А.С.Пушкин тоже писал свои сказки гусиным пером, макая его в чернила. И часто на листах с записями он рисовал небольшие рисунки: скачущего коня, дерево, избушку…

СЛАЙД 8.

Наши старшие братья и сестры в школу начинают ходить в сентябре, осенью. А в старинные времена было по-другому:учиться шли в школу при храме дети не осенью, а зимой в день памяти пророка Наума – зимой, 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. Посмотрим внимательно на икону. Как по ней можно догадаться, что это святой человек? Обратите внимание, что в руках св.Наум держит свернутый лист бумаги. Так на иконах иконописцы изображают пророков. Кто такие пророки?

СЛАЙД 9.

Почему же только зимой? В древние времена народ на Руси работал с самой ранней весны до поздней осени, чтобы прокормить свою семью. Работали все от мала до велика. Но вот пришла зима и урожай уже убран. На улицах и в поле пусто. Тихо и ребятишек не видно. Зимой работы становилось очень мало, и дети учились до весны. Учебный день длился долго. Занятия начинались рано утром и продолжались до самого вечера. Чтобы обучение шло успешно, родители учеников регулярно приносили в школу крупу, муку, дрова, а каждый четверг готовую еду – блины, лепёшки, яйца, куличи. Особенно популярна была каша. Именно с того времени одноклассников стали называть «однокашниками». Какие виды каш вы знаете?

Когда ученики уставали, им разрешалось побегать по двору. Даже тогда у детей была перемена. Давайте и мы сейчас немного отдохнём.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

Чему учили в Древней Руси?

Как мы уже выяснили, первая школа на Руси открылась в 988 году по инициативе князя Владимира. Поскольку крещение Русь принимала из Византии, то и первые учителя-монахи приглашались оттуда же. Сейчас однозначно можно утверждать, что именно Владимир заложил основы развития системы школьного образования в Древней Руси. Об этом говорит и тот факт, что, отправляя своих детей в школы, матери плакали над ними, как над покойниками. Даже в высшем обществе еще не знали, что такое школьное обучение, а, как мы помним, детей в первые школы набирали именно из дворянских и боярских семей. Однако, византийское влияние способствовало быстрому расцвету школьного дела в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств, оно дало стимул к зарождению и развитию русской религиозно-педагогической мысли.

В школе князя Владимира "Учение книжное" обучалось 300 мальчиков. Учителями являлись приглашенные византийские монахи. Алексей Тихомиров считает, что в этой школе преподавался только один предмет, а именно книжное дело, т.е. детей учили читать. Указывает он и на другие науки, изучаемые в школе, но какие именно это были науки, историк не сообщает. Не приводит он и никаких сведений по поводу учебных программ для изучения отдельных предметов. Вероятно, по мнению А. Тихомирова, учителя-монахи сами определяли, чему учить и как учить.

Польский историк Ян Длугош (1415-1480) сообщает о Киевской школе "книжного учения" "Владимир… русских юношей привлекает к изучению искусств, кроме этого, содержит запрошенных из Греции мастеров". Для создания трехтомной истории Польши Длугош использовал польские, чешские, венгерские, немецкие источники, древнерусские летописи. Видимо, из не дошедшей до нас летописи он почерпнул известие об изучении в Киевской школе Владимира искусств. Таким образом, мы узнаем, что в первых школах преподавали еще и приглашенные мастера. Вероятно, это были мастера-ремесленники, хорошо знавшие свое дело. Какие именно искусства преподавали в школе Владимира, не сообщается.

Нам представляется маловероятным факт преподавания в дворцовой школе, где обучались дети дворян и бояр, т.е. высшего сословия, мастерами-ремесленниками. Подобных мастеров хватало и на Руси. Русские торговцы издревле вывозили в Византию и другие страны не только продукцию промыслов, но и изделия русских ремесленников. В древнерусских городах мастера-ремесленники брали детей горожан на обучение, но боярских и дворянских детей среди них не было. Возможно, речь идет об искусстве иконописи, которым русские мастера до принятия христианства не владели. Но иконописью, как известно, занимались тоже монахи. Отсюда резонно предположить, что учителями в школах Владимира были только монахи.

Н. Лавровский в своей работе "О древнерусских училищах" сообщает нам, что в состав дисциплин входили чтение, письмо, пение, грамматика и счисление. Ни о каких искусствах Н. Лавровский не сообщает. Приводимый им перечень предметов вполне соответствовал социальному составу учеников и цели организации первой школы в Киеве. Главной целью этой школы являлось обучение грамотности детей высших слове населения и подготовки их для государственной службы, а также укрепление и распространение христианства. Понятно, что на государственной службе различные искусства не нужны. А вот пение было необходимо, поскольку с момента принятия христианства представители высших кругов в Киеве систематически присутствовали на церковных службах. По аналогии с византийскими и западными школами времен Карла Великого Н. Лавровский называет первые школы начальными училищами и указывает на их тесную связь с Церковью. Однако подобного названия применительно к первой школе в Киеве более нигде не встречается. И в древнерусских летописях, и в работах разных исследователей первые учебные заведения в Киеве называются именно школами.

С.М. Соловьев указывает на то, что училища организовывались при церквях уже во времена Владимира, но они предназначались для подготовки именно священнослужителей новой христианской церкви. Для обучения в них набирали детей горожан, а не детей бояр и дворян. Цель данных училищ, организованных изначально в Киеве, а затем и в других крупных городах, теперь уже христианских священников-подвижников новой веры для распространения христианства на все население Древней Руси. Этой целью определялся набор дисциплин и социальный состав учеников церковных училищ.

О распространении грамотности в Древней Руси посредством такой формы учебных заведений, как училища, говорит и В.О. Ключевский. Кроме того, он указывает, что в училищах обучали греческому и латинскому языкам ученые люди, "приходившие из Греции и Западной Европы". Больше никаких подробностей В.О. Ключевский не сообщает. Однако, далее читаем: "С помощью переводной письменности выработался книжный русский язык, образовалась литературная школа, развилась оригинальная литература, и русская летопись XII в. по мастерству изложения не уступает лучшим анналам тогдашнего Запада". Остается вспомнить из учебников по русской истории, кем были написаны выдающиеся произведения древнерусской литературы, кто занимался переводом иностранных книг, в особенности греческих, и, наконец, кто в Древней Руси занимался летописанием. Это были исключительно монахи. А значит, С.М. Соловьев был абсолютно прав. Очевидно, что наряду с первой школой, где готовили боярских и дворянских детей для государственной службы, практически одновременно стали организовывать и первые церковные училища для подготовки христианских священнослужителей. Можно с полной уверенностью утверждать, что это были совершенно разные учебные заведения, несмотря на то, что учителями являлись приглашенные из Византии монахи и там, и там. Вероятно, что иностранные языки, греческий и латынь, детям из высших сословий преподавали, ведь государственная служба была сопряжена и с общением с иностранными гостями и работой с иностранными документами. В связи с этим такой факт удивления не вызывает.

Академик А.Н. Сахаров акцентирует внимание на том, что в первые школы "Владимир приказал забирать детей из "нарочитых", т.е. богатых семей". Никаких подробностей об этих школах А.Н. Сахаров не сообщает. Но, развивая мысль о распространении и утверждении христианства в русских землях, о его борьбе с язычеством, он делает такой вывод: "При церквях и монастырях создавались школы, и первые русские грамотеи прошли выучку в монастырских кельях. Здесь же трудились и первые русские художники, создавшие с течением времени прекрасную школу иконописи. Монахи, деятели церкви в основном являлись создателями замечательных летописных сводов, разного рода светских и церковных сочинений, поучительных бесед, философских трактатов". Отсюда понятно, что в школах при церквях и монастырях обучали будущих священников, призванных распространять и укреплять христианскую веру. Откуда же такое отождествление двух совершенно разных по характеру и цели обучения учебных заведения? Мы считаем, что монахи, создававшие первые русские летописи, мало понимали разницу между церковными школами и светскими. Да и понять ее было сложно. Византийский характер образования был в обоих типах учебных заведений, учителями тоже являлись византийские монахи. Первые летописи создавались русскими монахами-учениками тех самых первых церковных училищ. Понять сложный замысел властей, создававших первые школы, они, конечно, не могли. Отсюда и возникла путаница и отождествление светского и церковного образования.

Алексей Тихомиров считает, что сам термин "школа" появляется на Руси только в 1386 г., "когда по общеевропейским традициям данный термин начал обозначать учебные заведения, где людей обучали ремеслам и давали специализированные знания". Однако общеизвестным является факт, что школы, как учебные заведения, возникли еще в Древней Греции и назывались "скола". Эти сведения можно прочесть в любом учебнике по истории Древнего мира для 5-го класса. Учитывая, что образованность, как и христианство, пришло на Русь из Византии, греческой страны, вместе с учебным заведением пришло и его название "школа". Факт заимствования данного термина из стран Западной Европы вызывает довольно большие сомнения.

Интересно то, что неизвестным остается место организации первой школы в Киеве. Год ее основания - 988-й - указывает на то, что церквей и монастырей на Руси в то время еще не существовало. Следовательно, можно предположить, что данная школа для "нарочитых" детей была организована непосредственно при дворе самого князя Владимира, что позволяло последнему, не отрываясь от государственных дел, полностью контролировать обучение в школе. И уже спустя несколько лет, после строительства первой христианской церкви в Киеве, было организовано и церковное училище для подготовки христианских священников. Со строительством новых церквей, а затем уже и монастырей, их количество значительно увеличилось.

На дворцовый характер первой школы указывают многие исследователи. В частности С. Егоров в своей Истории педагогики в России" пишет: "Есть основания предполагать, что известная по летописям школа для "нарочитой чади", т.е. для детей придворной знати, приближенных князя, бояр, дружинников являлась дворцовым учебным заведением, готовившим будущих деятелей государства. Ее целью было не обучение грамоте, известной на Руси задолго до князя Владимира, а подготовка государственных служащих". Более того, Егоров С. считает, что эта школа была организована при храме-резиденции митрополита и кроме боярских детей в ней "получали образование и многие знатные иностранцы: венгры, норвежцы, шведы, англичане". О каком храме идет речь в 988 году, сказать сложно. Скорее всего это был деревянный храм, построенный быстрыми темпами и расположенный рядом с резиденцией князя Владимира. А позднее был возведен уже каменный собор, и школа была перенесена туда. Что же касается обучения иностранцев в данной школе, то такой факт тоже вполне мог иметь место. В Х веке Западная Европа не отличалась высоким уровнем развития и вряд ли в этот период времени там была развита система школьного образования.

Важно отметить, что Н. Лавровский в своей монографии, основанной на огромном количестве летописных источников, утверждает, что преподаванием в киевских школах занимались только приглашенные монахи. Автор не акцентирует внимания на этом факте, но указывает, что для преподавания специально Владимиром приглашались ученые монахи из Византии. Ни о каких других учителях автор не упоминает.

Интересно отметить, что Н. Лавровский считает, что обучение проводилось не по усмотрению монахов, как считают многие исследователи, а по определенному плану, который утверждался лично Владимиром. Таким образом, разрабатывались программы обучения по каждому предмету. Это не удивительно, поскольку перед первой школой стояли вполне конкретные задачи, и пустить на самотек процесс образования власть не могла. Понятно, что эти планы обучения разрабатывались самими приглашенными монахами по образцу обучения в византийских школах. Этот вывод подтверждает и первый русский систематик всемирной истории педагогики Л.Н. Модзалевский, указывая также на византийский характер образования в Киевской Руси.

Ярослав Мудрый продолжил традицию своего отца по развитию образования на Руси. По мнению историков, им была основана школа при Киево-Печерском монастыре, а затем в Новгороде, Полоцке и других крупных городах. Об основании школы в Новгороде в 1030 г. нам сообщает Софийска летопись: "В лето 6538. Иде Ярослав на Чюдь, и победи я, и постави город Юрьев. И прииде к Новугороду, и събрав от старост и от попов детей 300 учити книгом". Отсюда мы узнаем, что для обучения были собраны дети городских старост и священников в количестве 300 человек. Летописец сообщает нам, что Ярослав воевал с племенами чуди и основал в их землях город Юрьев. Надо полагать, что в связи с этим перед школой стояли вполне конкретные задачи, а именно: распространение христианства среди языческих племен и подготовка кадров государственной службы в этих местах. Ярослав не только собирался обратить язычников в новую веру, но и распространить влияние Руси на данные территории с целью расширения границ Древнерусского государства. Если внимательно посмотреть географию основания новых школ, то мы увидим, что все они открывались в приграничных городах. Русь нуждалась не только в образованных людях, но и в грамотных государственных служащих, достойных проводниках политики Великого князя. Этими целями и обуславливался набор изучаемых предметов. Основными предметами в церковных школах были семь свободных наук, "свободных мудростей" (1 - грамматика, 2 - риторика, 3- диалектика, 4 - арифметика, 5 - музыка, 6 - геометрия, 7 - астрономия), и по технологиям. Это полностью подтверждает сведения Н. Лавровского.

Что же касается устройства первых школ, то они также были устроены по греческому образцу. Многие исследователи сообщают нам, что все ученики были разбиты на небольшие группы по 5-6 человек, в каждой из которых преподавал свой учитель-монах. По такому же принципу малых групп было организовано обучение и в школах стран Западной Европы. Западные и отечественные источники сообщают, что "такое деление учащихся на группы было обычным в школах Западной Европы того времени. Из сохранившихся актов кантора школ средневекового Парижа известно, что количество учащихся у одного учителя было от 6 до 12 человек, в школах Клюнийского монастыря - 6 человек, в женских начальных школах Тиля - 4-5 учениц. Восемь учеников изображены на миниатюре лицевого "Жития Сергия Радонежского", 5 учеников восседают перед учителем на гравюре лицевой "Азбуки" 1637 г. В. Бурцова.

О примерно таком количестве учащихся свидетельствуют берестяные грамоты знаменитого новгородского школьника XIII в. Онфима. Одна с почерком, отличным от почерка Онфима (№ 201), отсюда В.Л. Янин предположил, что эта грамота принадлежит товарищу Онфима по школе. Соучеником Онфима был Данила, которому Онфим приготовил приветствие: "Поклон от Онфима к Даниле". Возможно, с Онфимом учился и четвертый новгородец - Матвей (грамота № 108), почерки которых очень схожи". Нет основания сомневаться в приводимых сведениях. Большие группы учеников у одного учителя появляются уже в советских школах, т.е. после 1917 года. До этого времени сведения о больших по количеству ученических классах нигде не встречаются. Да и вряд ли обучение было бы эффективным, будь у учителя большие классы.

Повсеместное распространение мужского образования привело и к появлению первых школ для женщин. В мае 1086 года на Руси появляется самое первое женское училище, основателем которого является князь Всеволод Ярославович. Причем, его дочь, Анна Всеволодовна одновременно и возглавляла училище, и обучалась наукам. Только здесь молодые девушки из богатых семей могли обучиться грамоте и различным ремёслам. В начале 1096 года школы начинают открываться уже по всей Руси. Надо заметить, что Анна Всеволодовна была по сути первой светской учительницей. Не удивительно, что грамотность женщины вызывала глубокое уважение в обществе. Мы уже замечали, что образование предназначалось в первую очередь именно мужчинам. Но к началу XI века необходимость и значимость образования сознавалась населением достаточно прочно. Не смотря на то, что крестьянство по-прежнему оставалось вне образования, остальная часть общества уважала образованных людей, и особенно этим уважением пользовались образованные женщины. А женщины, которые занимались еще и обучением детей, занимали особое положение в обществе. Однако такие школы были скорее исключением, чем нормой. Но тем не менее начатый Владимиром процесс образования довольно прочно укоренился на русской почве и был продолжен его потомками.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...