Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Какие виды мотивации существуют. Слушайте музыку, которая дает вам энергию

Мотивация

Сущность и структура потребностей человека

Современная психология и социология, анализируя продуктивную деятельность человека, опирается на, так называемую, «идею человеческих нужд». Опираясь на базовое определение «труд» так же можно предположить, что человек, как правило, трудится в силу необходимости удовлетворения нужды.

В общем случае нужда – это чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо . Предполагается, что неудовлетворенный человек либо «заглушит» ощущаемую нужду, либо займется поисками способа ее удовлетворения. Последнее (целенаправленный поиск) и есть определенная работа.

Из самого определения следует, нужда – это достаточно общее понятие, которое проявляется как нужда в питании, нужда в безопасности, нужда в общении и т.п. С этой точки зрения количество объектов, в которых нуждается человек, ограничено, но они, в свою очередь, не конкретизированы. По этому, при детальном анализе побудительных мотивов продуктивной деятельности человека от понятия нужда следует перейти к понятию потребность.

Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с индивидуальными особенностями человека, то есть они представляют собой более или менее осознанные запросы людей. Потребности в удовлетворении одной и той же нужды постоянно меняются и, по этому, безграничны. Вместе с тем их следует отличать, например, от прихоти или от желания. В большинстве своем человеческие потребности объективны, так как они формируются под влиянием объективных условий материальной и духовной жизни, самой природой существования человека на Земле. На уровне же отдельного человека его потребности определяются его физиологическим строением, индивидуальными материальными условиями проживания, природными факторами, его духовной, культурной жизнью и др.

Существует две концепции возникновения потребностей:

1) философская, в основе которой лежит постулат о том, что возникновение потребностей есть свидетельство ограничения свободы личности человека;

2) технократическая, которая рассматривает цепочку причинно-следственных связей: возникновение потребностей определяется развитием науки и производства - производство стимулирует и увеличивает потребление - удовлетворение существующих потребностей вызывает в потребителе потребность в разнообразии – это порождает потребность к созданию новых продуктов и их производству, а далее цикл повторяется.

Главной особенностью потребностей является их неутолимость и безграничность, так как:

Растет численность населения, а значит и объем потребления;

Человеческое общество постоянно развивается, а значит развиваются и наши потребности;

Любые новации порождают новые (или удовлетворяют существующие на качественно новом уровне) потребности, а значит стимулируют новые разработки.

Каждый человек обладает не одной, а комплексом потребностей и этот комплекс влияет по иному на удовлетворение отдельно взятой потребности. Вместе с тем в отношении комплексности потребностей существуют разные мнения. Именно по этому наибольшее число исследований и публикаций посвящено классификации потребностей.

Так, например, известна «глубинная» концепция потребностей, которая пытается выделить одну базовую, доминирующую потребность, определяющую направление активности человека.

Классификация «инстинктов» (У. Мак-Дауголл, Л. Бернард и др.) предлагает список из 140 различных инстинктов, которые лежат в основе поведения человека.

Распространены концепции ограниченного числа основных потребностей. Например, В. Томас выделяет четыре основные потребности: в безопасности, в признании, в дружбе, в новом опыте. К. Обуховский рассматривает две группы потребностей: физиологические (потребности в сне, пище, сексуальные потребности и т. п.) и ориентировочные (потребности в интеллектуальном познании мира, в эмоциональном контакте, в смысле жизни).

Однако наиболее исследованной является идея иерархии потребностей. Еще А. Маршалл в одном из своих трудов приводит такую цитату из ранних классиков: «Первое положение теории потребностей гласит, что удовлетворение каждого низшего вида в шкале потребностей порождает желание удовлетворить более высокую потребность».

Одной из наиболее известных является иерархическая теория потребностей или, так называемая, «пирамида потребностей», разработанная в 40-е годы XX столетия Абрахамом Маслоу . Теория основана на том, что человек стремится к удовлетворению своих потребностей, которые имеют иерархическую структуру и могут быть упорядочены по мере возрастания их значимости, то есть прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным фактором, определяющим поведение человека, должна быть в основном удовлетворена потребность более низкого уровня. А. Маслоу выделил пять уровней потребностей.

Первый - физиологические потребности , которые связаны с обеспечением выживания. Они включают потребности в пище, убежище, отдыхе и т.д. Согласно этой теории человек действует (работает), прежде всего, для удовлетворения своих физиологических потребностей. Формами их реализации могут быть необходимые предметы труда, оплата труда в форме денег, различные виды пожертвований и т.п.

Второй уровень - потребности в безопасности , включающие потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены и в будущем. Их удовлетворение в современном мире связано, например, с системой пенсионного обеспечения, страхования от болезней, бонусами в виде акций фирмы и т.д.

Третий - социальные потребности (потребности в причастности) - это чувство принадлежности к чему-либо или кому-либо, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки. Проявлением социальных потребностей является потребность в семье, принадлежность к определенным слоям населения (например, социальному классу), ощущение себя частью предприятия (трудового коллектива), причастность к делам фирмы и т.п.

Четвертый уровень - потребности признания , включающие потребности в самоуважении, компетентности, уважении со стороны окружающих и т.п. Они удовлетворяются посредством власти над другими, обращения к индивиду за советами, наименования занимаемой должности, награды и т.д.

И последний пятый уровень - потребности самовыражения . Это потребности в реализации своих потенциальных возможностей и развитии личности, которые могут удовлетворяться через служебный рост, возможность гордиться своей работой, овладение новыми знаниями, рост квалификации и т.п. Поскольку с развитием человека расширяются его потенциальные возможности, потребности в самовыражении никогда не могут быть полностью удовлетворены, а значит, и процесс мотивации деятельности через потребности бесконечен.

Таким образом, теория А. Маслоу помогает понять, что лежит в основе стремления работника к труду с учетом изменяющихся условий. Кроме того, из данной теории вытекает, что чем организованнее человек, тем более высокий уровень он занимает на иерархической лестнице.

В классификации К. Альфреда выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста . При этом потребности существования соответствуют первым двум уровням потребностей по А. Маслоу, потребности связи – третий и четвертый уровни, а потребности роста совпадают с пятым уровнем. Так же как и А. Маслоу классификация К. Альфреда имеет иерархическую структуру, но здесь переход потребностей с уровня на уровень идет не только снизу вверх, но и в обратном направлении.

В исследованиях МакКлелланда выделяются потребности достижения, соучастия и власти . Хотя эти потребности не выстраиваются в виде иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека.

Значительное место занимает двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга . Согласно этой теории все факторы определяющие поведение человека на предприятии можно разделить на две группы: гигиенические и мотивирующие . К первой группе относятся санитарно-гигеентческие условия труда, обеспечение физиологических потребностей, а так же потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Во вторую группу включены потребности самовыражения и развития.

Довольно много внимания проблемам изучения потребностей уделяли и отечественные исследователи в области психологии и социологии. Так в классификации потребностей Б. Ф. Ломова выделяются базовые потребности (в материальных условиях и средствах жизни) и потребности второго порядка (в общении, познании, деятельности и отдыхе) . Причем потребности второго порядка, по его мнению, являются производными от базовых. В.И. Тарасенко рассматривал две группы потребностей: существования и развития . В.Г. Подмарков выделял три группы: потребности обеспечения, признания и престижа .

Одно из самых слабых мест иерархических теорий и, в частности «пирамиды потребностей по Маслоу» заключается постулате о том, что потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (в самоуважении или в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные. Не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации и уважении являлась доминирующей и определяла поведение человека несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потребностей. Впоследствии и сам А. Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все потребности в два класса: дефициентные, то есть базовые, которые имеют иерархическую структуру (потребности первых трех уровней) и метапотребности (потребности в справедливости, красоте, доброте, порядке, симметрии), которые не имеют иерархии, одинаково сильны и могут замещаться одна другой.

Кроме этого, практически все известные классификации потребностей не учитывают ряд существенных факторов. К числу которых следует отнести, прежде всего, следующие:

Индивидуальные различия по составу и иерархии потребностей у различных сообществ и отдельных людей;

Зависимость состава и иерархии потребностей от воспринимаемых ценностей и целей жизни конкретного человека;

Наличие индивидуальных и/или групповых уровней удовлетворения потребностей.

Последний фактор является наиболее важным с точки зрения эффективного решения проблем управления человеческими ресурсами. Учитывая современное состояние развития общества можно выделить три уровня удовлетворения потребностей: минимальный, нормальный и сверх нормативный.

Минимальный уровень удовлетворения потребностей обеспечивает выживание человека как биологической системы – это потребности в пище, убежище, отдыхе, безопасности и причастности.

Нормальный уровень удовлетворения потребностей обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей – это потребности признания и самовыражения.

Сверх нормативный уровень удовлетворения потребностей предполагает значительно более высокое потребление благ необходимых для существования человека и/или его семьи по сравнению с нормальным.

Приведенные уровни можно считать достаточно условными, так как с развитием общества их содержание может существенно меняться. Однако, на каждом историческом этапе имеется возможность достаточно объективной количественной и качественной оценки каждого уровня (например, критерием отнесения к тому или иному уровню может служить объем потребительской корзины или потребительский бюджет, который различается в зависимости от выполняемого человеком вида деятельности), что и открывает возможности для эффективного решения задач по управлению человеческими ресурсами.

Понятие мотивации

Термин «мотивация» (от фр. Motif - побуждение), впервые был употреблен А. Шопенгауэром в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910) и с тех пор прочно вошел в обиход людей для объяснения причин поведения человека.

Мотивация работников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация их деятельности на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства персоналом. Вследствие изменения содержания труда в условиях научно-технического прогресса, широкой автоматизации и информатизации производства, в результате повышения уровня образования и социальных ожиданий сотрудников значение мотивации в управлении персоналом ещё более возросло, усложнилось и содержание этой управленческой функции. Сегодня, для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные работники, высоко организованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества работника невозможно с помощью традиционных форм материального стимулирования и строгого внешнего контроля, то есть зарплаты и наказаний. Только те люди, которые осознают смысл своей деятельности, и стремятся к достижению целей организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов. Формирование таких работников - задача мотивационного менеджмента. В связи с этим, прежде всего, следует определить, что же представляет собой мотивация, и как она влияет на организационное поведение.

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил.

Принимая во внимание сказанное, можно уточнить, введенное ранее определение. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы его деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Мотивы существуют в системном взаимодействии с другими психологическими явлениями, образуя сложный механизм мотивации. Исходным звеном механизма мотивации является потребность , выражающая нужду, необходимость для человека определенных благ, предметов или форм поведения. Потребности могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе жизни и воспитания.

Следующим после потребности звеном механизма мотивации выступают притязания и ожидания. Притязания представляют собой привычный, детерминирующий поведение человека уровень удовлетворения потребности. На базе одной и той же потребности могут сформироваться различные притязания и ожидания. Так, у одного человека первичная потребность в питании может быть удовлетворена с помощью дешёвых бутербродов, у другого же ее нормальное удовлетворение предполагает изысканный обед в дорогом ресторане.

Ожидания конкретизируют притязания применительно к реальной ситуации и определенному поведению. Основываясь примерно на одинаковых притязаниях, ожидания, тем не менее, могут существенно различаться. Скажем, в кризисной ситуации, тогда, когда предприятие находится на грани банкротства, ожидания работников значительно ниже, чем в обычное, «нормальное» время. При разных условиях притязаний ожидания могут различаться очень существенно. Так, ожидания вознаграждения за примерно одинаковый труд у американского и российского государственного служащего или ученого сегодня почти несопоставимы.

Разный уровень притязаний и ожиданий работников важно учитывать в процессе мотивации. Так, для одного работника, привыкшего к скромным заработком, установление месячного оклада на среднеотраслевом уровне будет действенным стимулом, мотивирующим добросовестный труд. У другого же, ранее высокооплачиваемого сотрудника, такая зарплата вызовет недовольство и станет демотивирующим фактором.

Третьим звеном механизма мотивации выступает стимул, представляющий собой те или иные блага (предметы, деньги, ценности и т.п.), способные удовлетворять потребность. Собственно говоря, стимул должен быть всегда ориентирован на удовлетворение потребности.

Несмотря на кажущуюся близость и соотносимось понятий мотива и стимула, их следует отличать друг от друга. В общем случае мотив характеризует стремление работника получить определенные блага, стимул же представляет собой сами эти блага. Стимул может и не перерасти в мотив в том случае, если он требует от человека невозможных или неприемлемых действий. Например, предложение известной актрисе кино сфотографироваться за крупное вознаграждение (в соответствующем виде) для журнала «Плэйбой». если ее нравственные установки несовместимы с такого рода «деятельностью». В этом случае стимул не вызовет у нее никакого мотива.

Таким образом, стимул непосредственно ориентирован на потребность, на ее удовлетворение, мотив же является главным соединительным звеном между потребностью и стимулом. Для этого стимул должен быть более или менее осознан и принят работником.

Между потребностью и стимулом как двумя крайними «полюсами» механизма мотивации находится целый ряд опосредующих звеньев, характеризующий процесс восприятия (в том числе оценки) стимула и образования не актуализированного (обычно латентного, скрытого или еще не полностью осознанного) мотива. На этом этапе цикла превращение стимула в детерминирующий поведение мотив стимул может быть предварительно принят, а может быть и отторгнут субъектом.

В случае предварительного принятия стимула дальнейший путь волевого импульса (не актуализированного мотива) как бы раздваивается. Первый путь - быстрая актуализация мотива к действиям обеспечивается при наличии соответствующей установки, которая характеризуется готовностью предрасположенностью человека к определенному поведению (активности) в конкретной ситуации, что связывает притязания и ожидания с прошлым опытом действий в аналогичных условиях. Установка может быть позитивной или негативной в зависимости от того, как влиял прошлый опыт действий на реализацию потребности.

Установка обеспечивает стереотипное восприятие стимула с точки зрения удовлетворения потребности и тем самым сокращает путь от потребности к деятельности. Однако она еще не есть мотив. Ее функция в механизме мотивации заключается в превращении идущего от потребности волевого импульса в актуализированный мотив при наличии позитивной установки, либо в консервации, ослаблении или отторжении мотива в случае негативной установки. Установка заключает в себе в концентрированном виде эмоциональный, когнитивный (познавательный, смыслообразующий) и поведенческий (готовность к действию) компоненты, которые могут быть выражены в разной степени и часто едва уловимы. Так, простейшие установки предполагают автоматизм действия, однако это не отменяет того факта, что при формировании установки присутствуют все ее указанные компоненты.

Воспринимая импульсы, идущие от потребности, и соотнося их со стимулами среды, позитивная установка превращает их в актуализированные мотивы и перерастает в реальное поведение, влекущее удовлетворение потребности. Тем самым несколько укороченный посредствам включения уже сформировавшейся установки цикл действия механизма мотивации завершается.

Второй, более длительный цикл механизма мотивации имеет место тогда, когда работник сталкивается с новой ситуацией, относительно которой у него отсутствуют установки, связывающие потребности, стимулы и пути их достижения. В этом случае в механизм мотивации включается такое достаточно сложное звено, как когнитивный, рационально-оценочный процесс.

Четвертым звеном механизма мотивации выступает понятие «мотив». Мотив - это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей. В то же время, иногда мотивы определяют и как первоначально не актуализированную готовность человека к определенному поведению. Актуализация мотива означает превращение его в главный импульс психологической активности, детерминирующий поведение.

Мотив характеризует, прежде всего, волевую сторону поведения, то есть он неразрывно связан с волей человека. Можно сказать, что мотив - это импульс и причина человеческой активности. Он представляет собой преимущественно осознанное побуждение. Несмотря на то, что многие мотивы зарождаются в подсознании, тем не менее, они становятся движущей силой, детерминантой поведения, лишь, будучи в большей или меньшей степени осознаны. Мотив порождается определенной потребностью, выступающей конечной причиной человеческих действий. Хотя мотив и выражает готовность человека к действию, побуждает к нему, он может и не перерасти в действие или поведение. В этом случае имеет место борьба мотивов, в которой побеждает и актуализируется наиболее сильный из них.

Таким образом влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, носит индивидуальный характер и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

Виды, формы и способы мотивации

При выборе форм и методов мотивации прежде всего необходимо учитывать мотивы людей, то есть то, что вызывает их действия. В общем случае можно выделить два вида мотивации: внешнюю и внутреннюю.

Внутренняя мотивация (интринсивная) – это мотивация определяется самим содержанием и значимостью деятельности. Если работа интересна для человека, позволяет развивать его природные способности, то это само по себе является мощным мотиватором к активности и продуктивному труду. Кроме этого, существенным мотивом может быть значимость работы, направленной на развитие определенных качеств человека, соответствие этой деятельности его убеждениям и внутренним ценностям.

Внешняя мотивация (экстринсивная) – это мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Она может выступать в форме:

· нормативной мотивации – это побуждение человека к определенным действиям посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования и т.п.;

· принудительной (административной) мотивации, основывающейся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований;

· стимулирования (экономической мотивации) – это воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.

Первые две формы мотивации являются прямыми, ибо предполагают непосредственное воздействие на человека, третья форма - косвенная, поскольку в ее основе лежит мотивация людей (а не конкретного человека) через воздействие внешних стимулов.

Кроме этого, различают два основных способа мотивации: по результатам и по статусу.

Мотивация по результатам может применяться в том случае, когда существует возможности выделить и достаточно точно определить результат деятельности конкретного человека или взаимосвязанной группы работников. В этом случае стимулирование связывается с результатами выполнения именно этой работы именно этом работником.

Мотивация по статусу (рангу) основана на комплексной интегральной оценке деятельности работника (уровень ответственности занимаемой должности, квалификация, отношение к труду, результаты деятельности и др.) за определенный период и, как правило, варьируется в зависимости от места, занимаемого работником в иерархии управления.

Выбор той или иной формы и способа мотивации, чаще всего, определяется не столько содержанием работы, сколько принципами управления в данной организации, корпоративной культурой, национальными традициями и другими внешними факторами.


Похожая информация.


Ничто в мире не делается просто так. В этом уверено большинство людей. Подобное убеждение касается не только жизненных явлений и закономерностей, но и поступков людей. Чаще всего поступками руководят определенные мотивы. И мы задаемся вопросом почему в определенной ситуации человек поступает так или иначе. Возможно раскрыв суть понятия мотив, нам удастся найти ответы на этот вопрос.

Понятие и виды мотивов

Мотивация – это внутренне состояние человека, связанное с его потребностями. Мотивы являются движущей силой, которая активизирует физические и психические функции, побуждая человека к действию и достижению поставленной цели. Мотивация и различные виды мотивов делают человека целеустремленным, поскольку цель в большинстве случаев удовлетворяет возникшую в чем-либо потребность.

Различные виды мотивов в психологии рассматриваются как явления, которые становятся поводом для действия. Мотив дает человеку массу переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями, связанными с ожиданиями, либо отрицательными эмоциями из-за неудовлетворения сложившимся положением. Некоторые виды мотивов личности характеризуются наличием материального или идеального предмета, достижение которого является смыслом деятельности. Помимо мотивов существует и такое понятие как стимулы. Это те рычаги, с помощью которых вызываются мотивы. Например, стимулом для человека может являться премия, надбавка к зарплате, а для ребенка стимул это хорошая оценка в школе, за которую родители обещали что-то купить.

Виды мотивов человека делятся на два уровня: мотивы сохранения и мотивы достижения. Чаще всего в своей жизни человек использует мотивы сохранения, где сила эмоций действует незначительное время, а активность направлена в основном на то, чтобы не потерять то, что уже создано. Мотивы достижения требуют от человека постоянной активности, для того чтобы получить желаемое. Для полноты картины рассмотрим существующие функции и виды мотивов.

Функции и виды мотивов

Основные виды мотивов человека содержат шесть составляющих:

  1. Внешние мотивы. Они обусловлены внешними составляющими. Например, если ваш знакомый приобрел новую вещь, и вы её увидели, то у вас появится мотивация заработать деньги и тоже приобрести подобную вещь.
  2. Внутренние мотивы. Возникают внутри самого человека. Например, она может выражаться в желании куда-либо уехать и сменить обстановку. Причем если вы поделитесь этой мыслью с окружающими, то для кого-то это может стать внешним мотивом.
  3. Положительные мотивы. Основаны на положительных подкреплениях. Например, такой мотив содержится в установке – буду много работать, получу больше денег.
  4. Отрицательные мотивы. Являются факторами, отталкивающими человека от совершения ошибки. Например – не встану вовремя, опоздаю на важную встречу.
  5. Устойчивые мотивы. Основаны на нуждах человека и не требуют дополнительного подкрепления со стороны.
  6. Неустойчивые мотивы. Требуют постоянного подкрепления со стороны.

Все эти виды мотивов выполняют три основных функции:

  • побуждение к действию. То есть выявление тех мотивов, которые заставляют человека действовать;
  • направление деятельности. Функция, с помощью которой человек определяет, за счет чего он сможет добиться цели и удовлетворить свою потребность;
  • контроль и поддержание поведения направленного на достижение. Помня о своей конечной цели, человек будет корректировать свою деятельность с учетом её достижения.

Кстати, что касается деятельности, то и здесь существует свой набор мотивов. Он зависит не только от внутренних потребностей человека, но и от его взаимодействия с социальной средой.

Виды мотивов деятельности и взаимодействия с социумом

Деятельность человека является важнейшей жизненной функцией. Мотивы деятельности формируются на основе потребностей человека к достижению определенных жизненных целей. Поведение человека формируется в зависимости от того, какой конечный итог своих действий он видит. Поскольку нашим основным видом деятельности является работа, то и мотивы здесь ориентированы на сам процесс работы и на ее результат. В первом случае мотивы будут обусловлены определенных условий труда, содержанием работы, качеством взаимоотношений между сотрудниками и возможностью развития способностей. Во втором случае, результат труда будет зависеть от трех основных мотивов:

  • материальное вознаграждение – это, прежде всего, денежные доходы и уверенность человека в обеспеченности работой и социальной защищенности;
  • значимость работы - здесь учитывается мнение о работе семьи, друзей и средств массовой информации, проще говоря, престижность профессии;
  • свободное время – важный мотив для творческих людей, а также для тех, кто имеет маленьких детей или совмещает работу с учебой.

Поскольку любая деятельность неразделима с социумом, то не стоит забывать, что существуют и различные виды мотивов взаимодействия. Иными словами, своей деятельностью каждый человек преследует цель каким-либо образом повлиять на поведение других людей, объединенных в социум. Виды социальных мотивов могут быть различны. Наиболее важным из них является феномен, называемый социальной сопоставимостью. Это попытка человека анализировать и оценивать свои способности сравнивая их с другими людьми. Отсюда проистекают такие виды социальных мотивов взаимодействия как симпатия к другому человеку или влечение к нему.

Однако превыше всех видов мотивов, формирующих поведение человека, стоит «самомотивация». Это внутреннее самоощущение человека, которым он руководствуется в каждом поступке. Для успешной деятельности человеку необходимо контролировать себя, обеспечить режим, в котором любая деятельность будет плодотворной. Именно из самомотивации рождаются другие виды мотивов, способствующих достижению поставленных целей.

13Дек

Мотивация – это психофизиологический процесс, который под действием внешних или внутренних факторов, стимулирует у людей желание заниматься той или иной деятельностью.

Что такое МОТИВАЦИЯ — определение простыми словами. Понятие мотивации.

Простыми словами, Мотивация – это некая сила, которая заставляет людей действовать и добиваться поставленных целей. Это стимул, который заставляет нас упорно работать и подталкивает к успеху. Также можно сказать, что именно мотивация, это то, что формирует многие аспекты человеческого поведения, отвечающие за совершение тех или иных поступков.

Суть и цели МОТИВАЦИИ.

С научной точки зрения, у данного явления не существует четкого и остаточного определения или объяснения. Достоверно известно то, что мотивация очень тесно связана с эмоциями, но отличается от них. На данный счет существует множество теорий, некоторые из которых предполагают, что мотивация может основываться на необходимости минимизировать физическую боль и максимизировать удовольствие. Это может включать в себя удовлетворение, как простейших, так и грандиозных потребностей. К таким можно отнести потребности в пище и отдыхе, в обладании определенными благами, достижение уровня престижа или статуса, и тому подобные вещи. Из всего вышесказанного, можно сформулировать мысль о том, что суть и цель мотивации заключается в максимальном удовлетворении всех потребностей человека.

Виды и типы МОТИВАЦИИ.

Говоря о видах или типах мотивации, специалисты чаще всего разделяют ее на два вида, это:

  • Внутренняя мотивация;
  • Внешняя мотивация.

Но, если более глубоко разобраться в вопросе, то можно заметить, что довольно часто границы между этими формами мотивации являются размытыми. Нередко внешняя мотивация перетекает в внутреннюю мотивацию. Это зависит от особенностей каждого человека, и того, как на него действуют различные стимулы.

Внутренняя мотивация.

Как уже вероятней всего стало понятно из самого названия «Внутренняя мотивация», это форма мотивации, которая происходит из личных или внутренних желаний и целей человека. Подобный вид мотивации обусловлен личным интересом, либо к процессу достижения цели, либо удовольствием от финального результата своей работы.

Примеры внутренней мотивации:

Достижения.

Мы стремимся к достижению целей и решению новых задач. Мы хотим улучшить свои навыки и доказать свою компетентность как другим, так и самим себе. Как правило, это чувство является неотъемлемым по своей природе.

Личностный рост.

Необходимость самосовершенствования поистине является внутренней мотивацией. Желание увеличить наши знания о себе и внешнем мире, может быть очень сильной формой мотивации. Мы стремимся учиться и расти как личность. Мотивацию личностного роста можно также увидеть в стремлении к переменам. Многие из нас изначально ограничены теми параметрами и знаниями, которые были заложены при воспитании или основном обучении. Но, мотивация личностного роста, стимулирует нас совершенствовать эти базовые критерии и обучатся новому, эволюционируя как личность.

Стремление к власти.

Стремление к власти может принять форму контроля над собственной жизнью или контроля над окружающими людьми. В первом случаи, человек добивается успеха и возможности прожить жизнь так, как он того хочет. В другом случаи, желание власти над окружающими, может заставить человека совершать не лучшие с точки зрения закона и поступки. Тем не менее данная форма мотивации, является очень сильной, и как видно из истории человечества, она является очень распространенной.

Социальная мотивация.

К проявлениям социальной мотивации можно отнести желание людей принадлежать к определенной социальной группе. К примеру, это могут быть «продвинутые» модные сверстники, или успешные люди со связями. Простыми словами, люди испытывают потребность в социальной связи с другими людьми. Таким образом, многие получают мотивацию соответствовать, той социальной группе, к которой есть желание принадлежать.

Внешняя мотивация.

В противовес внутренней мотивации, внешняя мотивация происходит из-за пределов личности. Обычными внешними мотивами являются вознаграждения, такие как деньги и привилегии, принуждение и угроза наказания. Простыми словами, внешняя мотивация – это стимулы которые приходят к нам от других людей или обстоятельств.

Примеры внешней мотивации:

Награда.

Данная форма мотивации включает в себя вознаграждения, как материальные, так и нематериальные. Многие люди зная о том, что они будут вознаграждены каким-то образом, готовы работать очень усердно и выполнять даже самые сложные задачи.

Страх.

Мотивы страха связаны с последствиями. Такой тип мотивации часто используется, когда способ с вознаграждением невозможен или не работает. Страх наказания, это действительно мощный стимул для того чтобы работать очень усердно. В бизнесе, это часто называется «морковкой и палкой», стимулом является морковь и страх — это палка.

Методы, способы, приемы и формы мотивации. Процесс мотивации.

Если, вы уже дочитали до этого параграфа, то по-большому счету, у вас уже должно было сформироваться представление о различных возможных способах и методах мотивации. Многие из них перечислены в примерах внутренней и внешней мотивации. Но хотелось бы отметить, что далеко не все методы применимы ко всем людям. Некоторым, необходимо просто захотеть достичь какой-либо цели, и это уже будет достаточно сильной мотивацией, особенно если включить в эту схему упорство. Другим для запуска процесса внутренней мотивации необходим небольшой толчок от другого человека. К примеру, сейчас можно найти очень много различных мотивационных курсов, которые профессионально подтолкнут человека, действовать более активно добиваясь своих целей.

Категории: , / / от

Мотивация – это побуждение к поступку или действию, которые помогут достигнуть определенного результата. С ее помощью обуславливается заинтересованность человека, его направленность, активность. Мотивация является тем толчком, который определяет успех. Мы стремимся достигнуть желаемого, несмотря на все барьеры, преграды и неудачи. Она помогает намного легче преодолевать психологические блоки, как внутренние, так и внешние. Это мощнейший инструмент, сметающий неблагоприятные факторы на пути к мечте.

Мотивация поведения личности – это желание, намерение, старательность, стремление. Любой предмет, достижение которого является смыслом предстоящей деятельности, может выступать мотивом. Людям предоставляется мотив в форме определенных глубоких переживаний и чувств, обусловленных радостными эмоциями от ожидания достигаемого.

Все тонкости и особенности мотивации изучают психология, биология, а также политические науки и социология.

Мотивация помогает достигнуть состояния равновесия не только психологического, но и физического. Она значительно сокращает или полностью избавляет от напряжения и дискомфорта.

Мотивации человека: основные виды

Мотивация может быть внешней или внутренней, отрицательной или положительной, устойчивой или неустойчивой.

Внутренняя мотивация (другое название «интринсивная») затрагивает внутренние, побуждающие к стремительному действию, мотивы. К примеру, занимаясь спортом, человек получает удовольствие от ощущений во время тренировок, а также замечая, изменения своей фигуры.

Внешняя (экстрисивная) мотивация обуславливается внешними причинами, которые непосредственно стимулируют определенное поведение личности. Например, зарплата за проделанный труд является стимулом трудиться на работе, не приносящей удовлетворения.

Позитивная мотивация основывается на исключительно позитивных стимулах. Она увеличивает производительность труда, делает жизнь максимально качественной и т. д. Это может быть благодарность, похвала, материальное вознаграждение.

Негативная мотивация основывается на стимулах отрицательного характера: действия и поступки человека направлены на одно – он пытается чего-то избежать. Например: наказания, лишения премии, изоляции…

Мотивация человека бывает также устойчивой и неустойчивой. Устойчивая – основана на таких потребностях как утоление чувства жажды, голода и т. п. Неустойчивая мотивация предполагает постоянную внешнюю поддержку.

Любой процесс мотивации состоит из нескольких этапов:

  • Появление определенных потребностей.

Любая потребность возникает в тот момент, когда человек начинает ощущать нехватку чего-либо. Они бывают социальные, психологические, а также физиологические.

  • Поиск возможностей для удовлетворения возникших потребностей.

Ощущая потребности, людям свойственно искать способы устранить неудовлетворенность, которую они влекут за собой.

  • Движение в определенном направлении.

Чтобы устранить любую потребность человеку нужно определить в каком направлении двигаться и какие средства для этого понадобятся. Что необходимо получить (заработать), чтобы потребность была как можно быстрее удовлетворена.

  • Воплощение задуманного в жизнь.

После определения целей и действий, люди переходят к их осуществлению, прилагая максимум усилий. Они действует таким образом, чтобы старания помогли устранить существующую потребность.

  • Вознаграждение за проделанные труды и последующее устранение потребности.

Когда все действия осуществлены, человек наконец-то получает нечто, удовлетворяющее его потребность – напряжение автоматически снимается. Это также может быть одним из этапов достижения задуманной цели, который стимулирует, делая процесс мотивации еще более эффективным. Человек или прекращает действовать до тех пор, пока у него не возникнет следующая потребность, или продолжает работать до полной ликвидации существующих нужд.

Стимулирование и мотивация: есть ли разница?

Человек вряд ли достигнет успеха в какой-либо деятельности, если у него нет заинтересованности. Эффективное взаимодействие не может строиться на одних только принуждениях. Результат скорее всего будет противоположным ожидаемому. Трудиться и достигать поставленных задач можно с помощью двух способов – мотивации и стимулирования. Эти два понятия могут кому-то показаться идентичными – на самом деле между ними есть целый ряд отличий:

  • Мотивация человека представляет собой внутренний процесс, свойственный одному индивидууму, а стимулирование является мерой внешней поддержки, направленной на повышение активности людей.
  • Мотивацию используют до тех пор, пока цель не будет достигнута и потребность не удовлетворена, а стимулирование – до момента, пока его не отменят.
  • Стимулирование свойственно коллективу людей, которых объединяет одна цель или задание, а мотивация – конкретной личности.
  • Мотивация зачастую носит положительный характер, а стимулирование нередко бывает негативным толчком к совершению поступка.
  • При помощи стимулирования воздействуют на личность; мотивация используется для удовлетворения внутренних желаний.

Мотивация и стимулирование имеют немало отличий, несмотря на это их объединяет единая цель – изменение производительности труда в лучшую сторону.

Для лучшего понимания мотивирующего процесса теории мотивации рассматривают с двух разных подходов.

В первом случае изучают содержательные стороны. Данная теория базируется на тщательных исследованиях потребностей, потому что именно они являются основными мотивами поведения личности в различных жизненных ситуациях. Сторонниками подобного подхода выступают психологи-американцы: Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг, Дэвид Мак Клелланд.

Теория мотивации А. Маслоу представляет собой один из наиболее глубоких методов классификации потребностей человека. Видение известного психолога основывается на убеждении: качество жизни напрямую зависит от меры удовлетворенности потребностей.

Все потребности, испытываемые людьми, условно делятся на группы:

  • Основные потребности, которые по праву можно назвать первичными: сон, пища и питье…
  • Потребность ощущения чувства безопасности, защиты, постоянной уверенности в светлом будущем.
  • Потребность самовыражаться, расти духовно.
  • Потребность всеобщего уважения, а также стремления достигнуть новых высот и признания.

Согласно теории Абрахама Маслоу перечисленные выше надобности раскладывают в иерархическую последовательность, имеющую форму пирамиды. А именно: первичные (первые группы) – основание пирамиды, вторичные – вершина.

В основе следующего подхода к теории мотивации лежат мотивы процессуального характера. Они сфокусированы на моментах, вынуждающих людей во имя достижения задуманной цели прикладывать немалые усилия. Самые популярные процессуальные теории: В. Врума (теория ожидания), Портера-Лоулера (комплексная теория), Д Макгрегора (теория «X» и «Y»).

В теории ожиданий утверждается – мотивационный эффект оказывает непосредственно мышление, в процессе которого люди дают оценку и определяют насколько реально достижение определенных задач.

Мотивационная теория ожиданий основана на зависимости приложенных усилий человека от понимания им реальности воплощения желаемого в жизнь.

В данном случае рассматривается следующие типы ожиданий:

  • Гарантируют ли приложенные усилия необходимый уровень выполнения заданий?
  • Позволит ли проделанная работа добиться желаемого?

Согласно популярной теории справедливости результативность процесса мотивации определяется сотрудниками системно. Они сравнивают свои заработки с вознаграждениями, которые получают другие рабочие.

Теория Портера–Лоулера сочетает две теории – ожиданий и справедливости. Здесь главным является соотношение между результатами труда и полученной наградой. Учитываются приложенные усилия, способности индивидуума, а также понимание непосредственной роли в процессе деятельности. Теория ожидания выражается в оценке материального вознаграждения, а также убежденности в том, что оно будет эквивалентно стараниям. Теория справедливости выражена в следующем: каждый член коллектива составляет свое мнение касательно несправедливости (справедливости) вознаграждения. Мнение определяется методом сравнения.

Система мотивации труда будет эффективна при комплексном и правильном подходе. Результативность процесса гарантируют следующие методы:

  • Административные – основываются на системе управления подчиненными. Руководители координируют производственный процесс при помощи комплекса нормативных документов. Они носят неизменный характер и адресованы определенным должностным лицам. Приказы всегда короткие и понятные.
  • Социально-экономические – направлены на организацию системы экономического стимулирования сотрудников. Особое внимание нужно уделять справедливой разработке системы окладов. Также стоит обратить внимание на возможность выбора разных форм собственности: коллективной, акционерной или какой-то другой.
  • Производственно-организационные методы, применяемые в системе мотивации, призваны учитывать потребности сотрудников, способствовать формированию положительных эмоций и здоровой атмосферы, содействовать налаженной работе. Другими словами, создавать благоприятные условия труда.
  • Правовые – представляют собой пакет правил, следование которым гарантируется правовыми нормами. Правовые указания наделяют людей обязанностями и правами, обуславливая правовое положение служебных лиц.
  • Методы, носящие социально-психологический характер, нацелены на формирование благоприятной атмосферы в коллективе сотрудников, создание всех условий для развития демократических отношений. Человеку необходимо на производстве или в офисе чувствовать себя максимально комфортно.Для этого руководство должно изучать потребности людей, понимать суть социально-психологических процессов, при необходимости уметь налаживать контакт с разными социально-демографическими группами. Люди, находящиеся на руководящих должностях, обязаны поддерживать инициативы работников, постоянно искать новые методы организации производственной деятельности. Подчиненные, в свою очередь, также должны стараться помогать руководителям. Взаимные уважение и поддержка – именно эти составляющие являются основой любого коллектива.
  • Информационные (разъяснительные) методы системы мотивации помогают поднять уровень осведомленности работников. В рыночных условиях роль информации возрастает в несколько раз.

Мотивация персонала: ожидания и действительность

У каждого человека есть свой взгляд на трудовую деятельность, и все мы ожидаем от нее что-то свое. Для одних важен карьерный рост, других абсолютно не волнует занимаемая должность – главное получать достойную оплату своего труда. Такие работники зачастую преследуют единственную цель: накопить необходимую сумму денег на осуществление своей мечты.

Руководители обязаны быть хорошими психологами, и в каждом сотруднике видеть личность. Только таким способом можно будет найти подход к человеку, и научиться использовать индивидуальные способы мотивации персонала.

Нематериальные методы трудовой мотивации особенно важны на первоначальной стадии развития компании. В этот период все старания руководства должны быть направлены на создание сплоченного дружного коллектива, готового работать, прежде всего, ради личностного роста, престижа, перспективы, а не ради денежного вознаграждения.

Личность является основой нематериальной мотивации сотрудников. Когда все работники получают то, о чем мечтают, то в коллективе будет здоровая атмосфера. Согласно статистике, поощрение сотрудников раздачей бесплатных билетов в кино или оперу, намного эффективнее небольшой едино разовой прибавки к зарплате. Такой метод мотивации персонала, прежде всего, актуален для развивающейся фирмы, владельцы которой еще не готовы увеличить ежемесячную заработную плату. А вот символические подарки станут стимулом работать еще лучше, они позволят поднять командный дух и ответственность за выполненную работу.

Мотивация сотрудников материальными поощрениями

По мнению профессионалов управленческого дела материальная трудовая мотивация достаточно эффективна, но она носит кратковременный характер.

Если повышение зарплаты будет единственным стимулом, то работники со временем могут привыкнуть к этому, и качественное выполнение работы их перестанет беспокоить. К тому же, без командного духа и чувства ответственности сотрудники, руководимые только зарплатой, могут без зазрения совести уйти в самый трудный и неподходящий для увольнения период. Несмотря на непродолжительность материальных методов мотивации персонала, они все же должны присутствовать.

Главными составными материального стимулирования являются премии и зарплата. Что касается заработной платы, то при ее расчете должны учитываться средние показатели рынка труда.

Премия, как одна из самых важных методов мотивации сотрудников, рассчитывается с учетом следующих составляющих:

  • Стажа работы.
  • Качества работы. Данный показатель включает дисциплину, отношение к труду, сроки выполнения и т. д. Показатель является личностным и определяется начальником производства.
  • Количества проделанной работы (за перевыполнение плана, как правило, предполагается мотивирующее материальное вознаграждение).

Система мотивации, при которой используются современные методы, призвана стимулировать весь коллектив, а не одного работника. К примеру, если человек, который за определенный промежуток времени ни разу не опоздал на работу, получит единоразовую премию, то, возможно, и для остальных это станет поводом соблюдать дисциплину.

Если человек чего-то очень хочет, он обязательно этого добьется. Еще Ницше говорил: Человек может выдержать любое «что», если у него есть огромное «зачем». Только большие и чрезвычайно волнующие мечты побуждают на свершение достойных поступков и великих дел.

В любом случае лучшей и самой эффективной мотивацией является самомотивация. Не нужно ждать что появится человек, который подскажет как поступить в той или иной ситуации, направит, мотивирует. Ведь этот кто-то может и не явиться! Прежде всего нужно надеяться на самих себя и пытаться понять, что даст достижение поставленных задач. Большие надежды и желания обязательно станут толчком для зарождения новых идей и составления эффективной программы действий.

Для повышения мотивации нельзя упускать цель из своего вида. Воображайте все преимущества той жизни, которая вас ждет после достижения задуманного. Это не позволит огоньку желаний угаснуть. Можно даже составить перечень преимуществ. Чем больше пунктов он будет содержать, тем больше мотивация приблизиться к цели.

Для повышения мотивации люди часто пишут свои желания на карточках и развешивают их в самых видных местах своего жилища. Старайтесь прочувствовать то счастливое состояние, которое бы вы ощутили, при исполнении всех желаний. Сфокусируйте внимание на них хотя-бы по 20 – 30 секунд каждый день. Задачей этого приема является активизация деятельности подсознания, и поиск путей к достижению всего задуманного.

Двигайтесь к цели небольшими шагами и награждайте себя за проделанный кусочек работы. Если оценить ваши старания некому, значит хвалите себя сами. Человек должен не только работать, но и отдыхать. Ведь жизнь становится серой, если мы не позволяем себе что-то, приносящее удовольствие. Сделав шаг в нужном направлении, похвалите себя, расслабьтесь, позвольте заняться любимым делом. И не нужно откладывать награду на потом - это никоим образом не способствует повышению мотивации.

Окружайте себя вещами, которые способствуют продуктивной деятельности, а не служат отвлекающим фактором. То же самое можно сказать и о людях. Общайтесь с теми, кто вас вдохновляет, а не ставит под сомнение ваши старания и любые порывы. Берите пример с победителей, старайтесь анализировать их поведение, изучать методы достижения целей, прислушивайтесь к их советам.

Окружение сильно влияет на ваши действия и поступки. Поэтому проявляйте осторожность в выборе людей, с которыми чаще всего общаетесь. Ведь даже неосознанно, на уровне подсознания, вы будете перенимать их привычки, проникаться взглядами и интересами.

Учебная мотивация

Учебная мотивация представляет собой деятельность, основной задачей которой является пробуждение желания к получению новых знаний и навыков. Именно желание выступает одним из основных составляющих успеха в процессе достижения поставленных целей. В век научно-прогрессивных технологий люди должны постоянно учиться новому. И лучше, если процесс обучения будет сопровождаться жаждой к познанию. Для этого и нужна мотивация учебной деятельности.

Мотивами, в данном случае, являются факторы, которые обуславливают учебную активность. Они бывают внутренними и внешними. В первом случае человеком движет любознательность, интерес к новым знаниям, он ощущает потребность в информации, старается повысить культурный уровень. Во втором – речь идет о материальной выгоде, наградах, угрозах или наказаниях, а также предчувствии каких-либо благ.

В формировании учебной мотивации большое значение отводится словам и оценкам, которые характеризуют деятельность учеников.

К главным факторам, которые оказывают влияние на развитие устойчивой и позитивной мотивации к учебе относят:

  • Содержание нового материала.
  • Организацию увлекательного процесса обучения.
  • Педагогический стиль учителя.
  • Коллективные формы организации процесса учебной деятельности.
  • Оценивание деятельности учащихся.

Дети могут отрицательно относиться к процессу учебы по субъективным или объективным причинам. В последнем случае виноват сам педагог. А именно:

  • Учебные материалы, которые он подбирает, абсолютно не соответствуют уровню знаний, умственному развитию ребенка, они не способны поддержать или вызвать интерес.
  • Средства, призванные побуждать к действию не соответствуют причинам, по которым у ребенка выработалось негативное отношение к получению новых знаний.
  • Приемы и методы деятельности учителя подобраны неправильно и не содействуют пробуждению независимости и активного включения в обучающий процесс.

Мотивация школьников: этапы мотивации

Чтобы наполнить занятие психологическим содержанием, педагогу необходим мотивационный цикл.

На первом этапе мотивации школьников нужно закрепить мотивы прошлых достижений. Похвалить за навыки и умения, напомнить, как отлично они справились с предыдущей темой и заданиями. Породить мотивы неудовлетворенности, если у них не получилось усвоить какой-то этап изучаемой темы. Повысить мотивы, ориентируясь на предшествующую деятельность, указав, что плохое усвоение предыдущих тем не позволит двигаться дальше.

На втором этапе мотивации школьников важно чередование различных форм деятельности, использование обучающих материалов разной степени сложности, а также оценка деятельности. Преподаватель должен стараться вызвать позитивные эмоции у детей. Проанализировать, получилось ли у них включиться в процесс, и насколько они удовлетворены результатом. Чтобы активизировать интерес к познанию целесообразно настраивать школьников на поисковую деятельность. Дети должны учиться контролировать свои действия и давать оценку выполненной работе.

Мотивация школьников на завершающем этапе направлена на то, чтобы обучающиеся покинули занятие с позитивным настроением, получив незаменимый личный опыт. У детей должен появиться настрой на дальнейшее обучение. Другими словами: мотивация на перспективу. Для этого педагоги обязаны позитивно воспринимать как школьников, так и самих себя. Хороший эффект дает усиление оценочной деятельности: детей оценивает не только учитель, но и они сами.

Работа педагога будет продуктивной, если помимо компетентности в своей профессии, он умеет создавать атмосферу тепла, уюта, взаимного доверия и уважения.

В развитии мотивации детей дошкольного возраста основная роль отводится семье. Это связано с тем, что главные потребности человека, как познавательные, так и социальные, закладываются и развиваются еще в раннем детстве.

Для достижения желаемого дети иногда берутся за работу, которая им неинтересна. Они могут убрать в своей комнате или вытереть пыль для того, чтобы мама разрешила посмотреть мультфильм или поиграть. То есть у детей младшего возраста уже формируются мотивы, в основе которых стоит не только «хочу», но и «надо».

Сильным стимулирующим фактором для дошкольников является награда или похвала. Меньшим воздействием обладает наказание и крик. Не стоит требовать от маленьких детей клятв и обещаний, так как они зачастую их не выполняют. А большое количество нереализованных обещаний может стать причиной развития таких качеств, как беззаботность и необязательность.

Взрослые должны уделять много времени и внимания общению с малышом. Рассказывать ему интересные истории, читать книжки и детские журналы, объяснять суть различных природных явлений, обсуждать увиденное и пережитое за день. Все это способствует развитию любознательности и расширению кругозора.Подробно отвечая на вопросы ребенка, родители поддерживают в нем желание интересоваться и спрашивать.

Привычка, которая вырабатывается в малыше, с годами трансформируется в потребность постоянно узнавать что-то новое. Это своего рода мотивация к тому, чтобы быстрее научиться читать, писать, считать, полноценно общаться со сверстниками и взрослыми.

Мотивация детей младшей школы

Большинство учеников младшей школы стараются беспрекословно выполнять требования учителя. Это и является главной особенностью мотивации детей данного возраста.

Роль мотивации также выполняют оценки, получаемые школьниками. Они уверены, что отметка ставится в большей мере за старания, а не за качество выполненной работы.

В начальной школе дети еще плохо осознают такие мотивы как престиж, ответственность, чувство долга. Ими трудно воспринимаются мотивы, объединенные процессом и непосредственно содержанием учебы. А ведь именно они являются главными и реальными побудителями к учебной деятельности.

Ученики 1–2 классов еще не умеют долго концентрировать свое внимание на чем-то одном. Они не в состоянии сдерживать энергию намерения, а значит, между созданием определенного намерения и воплощением задуманного в жизнь промежуток времени должен быть минимальным.

Перед младшими школьниками лучше ставить легкие и недалекие цели, избегая больших и долгоиграющих.

У детей средней школы уже развивается стойкий интерес к определенным наукам. Несмотря на это у подростков наблюдается заметное снижение мотивации к обучению. Они приходят на уроки, не потому что есть желание, а потому что нужно.

Подростковые установки, к которым можно отнести суждения, оценки, моральные взгляды, анализ ситуации, зачастую не совпадают с мнением взрослых. К примеру, они не понимают и осуждают одноклассников, которые отказываются подсказать на уроке, а также не дают списать домашнее задание.

Особенностью мотивации школьников-подростков является острая потребность в положительной оценке их деятельности. Слишком близко к сердцу воспринимается критика окружающих. Педагоги должны понимать, что подростки очень обидчивы и ранимы, их поведение может оказаться немотивированным, а любое негативное высказывание в их адрес зачастую провоцирует бурную реакцию.

Мотивация обучения старших школьников

Планируемая профессиональная деятельность оказывает влияние на учебную мотивацию подростков и старшеклассников. У подростков выбор профессии основывается на любви к определенному предмету, а ученики старших классов начинают старательно изучать предметы, необходимые для освоения будущей профессии.

Главным мотивом учебного процесса старшеклассников является подготовка к выпускным экзаменам в школе и вступительным в профессиональных учебных заведениях. Мотивация, связанная с желанием занять «свое» место в классном коллективе при помощи оценок, которая распространена среди подростков, для старшеклассников не актуальна. Зачастую именно стремление к получению знаний определяет учебную активность школьника, а отметки теряют свою мотивационную силу.

Мотивация к спорту – это ключевой момент в занятиях. Она важна, так же как и регулярные тренировки, а для некоторых людей даже намного значимее. Одного таланта недостаточно для того чтобы добиться великих достижений и покорить желаемые вершины. В спорте важны такие качества, как упорство, сила воли, железный характер.

Результат можно достичь только после выхода из зоны комфорта и полной самоотдаче. Речь идет не только о людях, мечтающих об олимпийском золоте и всемирном признании, но и о тех, кого, прежде всего, интересует красивая и подтянутая фигура. Какой бы ни была цель, результат будет зависеть от приложенных усилий. И в данном случае мотивация к спорту играет решающую роль.

Методы мотивации для успешных тренировок

Прежде всего, нужно определиться со своей целью. Понять, для чего вам спорт: избавиться от лишнего веса или набрать мышечную массу, укрепить здоровье или стать первым в спортивных соревнованиях. Только так вы сможете целенаправленно двигаться дальше, пускай и маленькими шагами.

Ищите информацию о том, что именно вам необходимо для воплощения мечты в реальность. Ведь, главное, чтобы выполняемый комплекс упражнений был эффективным. Здесь лучше всего проконсультироваться с опытным тренером. Тем более что наставления профессионала также зачастую воспринимаются как отличная мотивация к спорту.

Занятия должны быть регулярными, а для этого нужно обязательно составлять график тренировок. Не позволяйте себе нарушать режим ни при каких обстоятельствах. Ваши достижения – это главный метод мотивации, который помогает двигаться дальше.

Для многих людей мотивацией к спорту служат вознаграждения. Нужно хвалить себя и поощрять материально даже за достижение небольших целей. Призом может быть что угодно, главное, чтобы оно приносило истинное удовольствие.

Спорт не приемлет лени! Тренировки являются лучшим отдыхом после рабочего дня: они заряжают энергией и поднимают настроение. А также помогают преодолевать препятствия.

Когда вместо тренировок хочется лечь на диван и расслабиться, вспомните обо всем, чего вы сможете достичь благодаря спорту. Можете даже написать все на листиках бумаги и расклеить по своему жилищу.

На формирование мотивации к спорту немалое влияние оказывают друзья и знакомые. Старайтесь найти единомышленников. Ходите вместе на тренировки, не давая друг другу расслабиться. Еще лучше, если между вами возникнет здоровое соперничество.

Не забывайте, что здоровье – это главное богатство человека. А спорт является одним из самых эффективных способов держать себя в форме.

Не нужно ждать подходящего момента: начинайте занятия прямо сейчас. Если вы будете постоянно откладывать тренировки, никакие методы мотивации не помогут достигнуть желаемой цели. Ищите возможности, а не оправдания своему бездействию.

Говоря самому себе «У меня не получится», вы повышаете свою уверенность в этой мысли и подсознательно начинаете в нее верить.

Представительницы прекрасного пола, прежде всего, должны уметь правильно расставлять приоритеты.

Формирование мотивации к спорту у них происходит постепенно. Зачастую ее основу составляют следующие факторы:

  • Получение удовлетворения в ходе тренировок. Достигнуть этого поможет выбор физических нагрузок по душе.
  • Постепенное увеличение нагрузок. Ни в коем случае нельзя нагружать себя с первых тренировок. Задачи, которые вы ставите перед собой, должны быть посильными.
  • Следование главной цели. Как только исчезает желание заниматься, сразу же нужно воскресить в памяти свою мечту. Именно она формирует мотивацию, и придает силы двигаться дальше.

Какие существуют основные и нестандартные виды мотивации персонала? Как мотивировать сотрудников в организации? Кто поможет выбрать наиболее подходящий вид мотивации персонала в менеджменте?

Всякого руководителя - хоть крупного предприятия, хоть небольшого - волнуют два вопроса: как повышать прибыли и при этом меньше тратить? То есть как добиться увеличения дохода без лишних затрат, и чтобы сотрудникам при этом было комфортно и не хотелось искать чего-то лучшего.

В новой статье из раздела мотивации персонала мы расскажем вам о различных видах мотивации. С вами Анна Медведева - постоянный автор онлайн-журнала «ХитёрБобёр».

Дочитавших статью до конца ждет бонус - вы узнаете о совершенно необычных видах мотивации, которые существуют не в теории, а применяются в реально существующих компаниях. Читайте и перенимайте чужой опыт - возможно, это именно то, чего не хватает в вашем коллективе.

1. Что такое мотивация персонала

Кто имеет право называть себя хорошим руководителем? Тот, кто знает принципы эффективного управления персоналом и умело применяет их на практике.

А что значит умело применять на практике? Здесь стоит обратить внимание на результат.

Сотрудники довольны заработной платой, они не стремятся уйти в конкурирующие компании, потому что в вашем коллективе сложился замечательный микроклимат, и все работают с желанием, проявляя творческий подход к своему делу. Это и есть результат качественного управления.

Для того, чтобы грамотно руководить, нужно использовать различные инструменты управления. Одним из таких вспомогательных приемов выступает внедрение на предприятии системы мотивации.

Что это такое?

Мотивация персонала - это создание у сотрудников внутреннего стимула к качественной и результативной трудовой деятельности при помощи различных приемов.

С понятием мотивации связано понятие стимулирования. Многие считают, что это аналогичные термины. Мы бы немного разграничили их.

Стимулирование - это применение более жестких, категоричных мер. Методы и формы стимулирования бывают разными, но чаще всего носят негативный характер (то есть представляют собой систему штрафов и ограничений).

Мотивация же - более гибкая и многогранная система. Она включает в себя множество приемов и опирается на самые разные факторы - от специфики и целей всего предприятия до потребностей каждого сотрудника в отдельности.

Различные виды мотивации персонала мы подробно описали в следующем разделе нашей публикации.

Как в любой другой сфере, связанной с человеческим фактором, при составлении мотивационных программ незаменимо творческое начало и использование нестандартных приемов . Только сочетание традиционных и нетрадиционных методов делает любую систему мотивации действительно интересной и стоящей.

4. Как мотивировать персонал - пошаговая инструкция

Как внедрять систему мотивации, чтобы уже с самого начала она работала и была защищена хотя бы самых распространенных ошибок?

Составим алгоритм действий.

Шаг 1. Сообщаем работникам о планах повышения мотивации

Сотрудники должны быть в курсе всех изменений на предприятии, и внедрение системы мотивации - не исключение. Все должны видеть перспективы и преимущества предстоящих мероприятий, и главное - выгоды.

В небольшой организации проще сделать объявление на общей планерке, где можно собрать всех сотрудников. Если предприятие крупное, то от генерального директора направляется распоряжение руководителям подразделений, которые, в свою очередь, доносят информацию до подчиненных.

Шаг 2. Тщательно изучаем штатных сотрудников

Часто для этого используются обыкновенные письменные опросы и анкетирование. Они позволяют определить удовлетворенность сотрудников условиями труда, отношениями в коллективе, стремление каждого к карьерному росту и пр.

Однако мы советуем провести аттестацию персонала. Это более углубленное исследование поможет вам выявить лучших сотрудников, а также разделить работников на работающих стабильно и с переменным успехом, оценить уровень знаний и навыков, соответствие занимаемым должностям и другие весьма значимые показатели.

Шаг 3. Анализируем систему мотивации других компаний

Изучить виды мотивации персонала в аналогичных компаниях будет особенно полезно в том случае, если вы не привлекаете сторонних специалистов, а разрабатываете программу своими силами.

Конечно, не стоит заимствовать полностью готовые, пусть даже хорошо работающие, схемы, ведь у каждого предприятия и коллектива свои особенности. Но рациональное зерно в такой практике, несомненно есть.

Шаг 4. Утверждаем окончательный вариант программы мотивации

Взяв за основу какую-то из систем, используя опыт конкурентов и данные о своем персонале, вы сможете составить эффективную систему мотивации для вашего коллектива.

Добавим, что помощь или хотя бы консультация грамотного специалиста все же не будет лишней. Особенно если команда у вас небольшая, и нет отдельной службы маркетологов, которая бы занималась такими вопросами.

Шаг 5.

Когда программа мотивации готова, ее опять-таки нужно в подробностях донести до подчиненных. Всем должны быть понятны системы начисления бонусов и премий и другие нюансы процесса.

Обязательно расскажите о главной цели, которую преследует комплекс предстоящих мероприятий. Когда сотрудники не только стремятся к личным поощрениям, но еще ощущают себя важной частью большого процесса, это выносит качество труда на совсем иной уровень.

5. Помощь в повышении мотивации персонала - обзор ТОП-3 компаний по предоставлению услуг

Для тех, кто не силен в теориях управления, существуют компании, которые профессионально занимаются разработкой систем мотивации, адаптированных к специфике разных учреждений и коллективов.

Есть и разного рода обучающие организации - бизнес-школы, где можно получить первоначальные или углубленные знания в этой области.

Знакомьтесь с представителями этого направления и выбирайте для себя наиболее подходящий вариант.

1) MAS Project

Компания-разработчик эффективной системы управления бизнесом предлагает самое надежное решение - научить сотрудников планированию, управлению своим временем и многим другим вещам, которые делают работу максимально результативной.

Из видеоролика, выложенного на сайте, вы узнаете об инструментах стратегического планирования - управлении проектами, задачами и суммами зарплат, регламентации, картах целей и многом другом. Программа поможет вам постоянно быть в курсе эффективности работы каждого сотрудника.

Система MAS Project - это онлайн-сервис, который можно развернуть - как в «Облаке», так и во внутренней корпоративной системе. Ваши сотрудники будут иметь к ней доступ 24 часа в сутки, независимо от удаленности.

2) Business Relations

С этой компанией вы гарантированно совершите прорыв в развитии вашего предприятия. Business Relations предлагает тренинг, после которого уровень мотивации сотрудников возрастает максимально. Главная цель тренинга - создать в коллективе сплоченную команду, устранить конфликтные ситуации и вдохновить работников на новое отношение к работе.

Закажите на сайте бесплатный тест на оценку своей команды и обратный звонок для консультации.

3) Moscow Business School

Бизнес-школа, находящаяся в Москве, проводит обучение не только в столице. Семинары и корпоративное обучение в сфере бизнеса можно посетить во многих городах России, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии и Вьетнама.

Если вам нужны практические навыки в области бизнеса и управления, смело обращайтесь в одну из лучших отечественных бизнес-школ, которая соответствует международному уровеню. Дипломы и сертификаты, выданные здесь, ценятся как на территории СНГ, так и на западе.

На сайте удобно представлено расписание обучающих мероприятий. Для тех, кто не может присутствовать лично, предусмотрено дистанционное обучение в форме видеосеминаров.

6. Какие существуют нестандартные способы повышения мотивации персонала - 4 основных способа

Нестандартные и необычные способы поощрения сотрудников нужны отнюдь не для того, чтобы показать оригинальность мышления руководства.

Творческий подход позволяет расширить традиционные схемы мотивации и проявить внимание по отношению к сотрудникам с разных сторон.

Способ 1. Обустройство места для отдыха в офисе

Даже в небольшом офисе нужны дополнительные помещения для раздевалки и места отдыха. Таким образом будут реализованы потребности работников в комфорте.

Каждый сотрудник будет иметь возможность выпить чай или кофе во время рабочего дня, не мешая при этом другим и не демонстрируя свой пятиминутный отдых посетителям, если речь идет об офисе, где работают с клиентами.

К тому же во время таких перекусов разряжается атмосфера в коллективе, поскольку сотрудники имеют возможность отдохнуть от рабочего ритма в неформальной обстановке, просто общаясь за чашкой чая.

Способ 2. Премия за хорошие отношения с коллегами

В душевной дружественной атмосфере мы трудимся более плодотворно. В благополучном микроклимате в коллективе все делается легче, процветает творчество и взаимовыручка.

Если руководство будет поощрять это, штат сотрудников будет настоящей командой единомышленников, из которой ни один конкурент не переманит ценных кадров.

Пример

Компания «JapanGeneralEstateCo» установила правило - менеджеру фирмы, у которого сложились дружеские отношения с сотрудниками, выплачивать премию к окладу в размере около 3000 долларов.

Согласитесь, неплохой стимул для того, чтобы выйти на более высокий уровень общения.

Способ 3. Бонусы за отпуск, использованный для отдыха

Нередко вместо отпуска люди предпочитают тратить отведенные для него средства и время на что-нибудь другое. Кто-то вообще остается на работе, получив компенсацию, а кто-то вместо отдыха на море затевает очередной ремонт или на отпускные покупает что-нибудь полезное для дома.

Но ведь ресурсы человеческие не безграничны, и в отдыхе все нуждаются так же, как в полноценном питании. Без хорошего отдыха у человека снижаются производительность и качество труда.

Поэтому в некоторых компаниях есть практика выплачивать компенсацию тем работникам, которые восполняют физические и моральные силы самым что ни на есть отдыхом. Для этого сотруднику нужно только предъявить путевку в санаторий или дом отдыха и билеты на проезд. Естественно, на тот период, когда он числится в отпуске.

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...