Первый по металлочерепице. Устройство крыши

Презентация по экологии на тему "охрана и рациональное использование природных ресурсов" Виды природных ресурсов

Иван калита как историческая личность

Библиотека инженера-гидроакустика

Советы начинающим художникам

Востребованное гадание «Три карты

Ивт кем работать. Будущая профессия. Специальность "прикладная информатика в экономике"

Погружение слова. Horus feat. Oxxxymiron - Погружение (текст песни, слова). Синдром очагового затемнения

Как приготовить ленивые голубцы

Яблочные маффины с корицей Как приготовить маффины с яблоками и корицей

й способ, как сварить ячневую кашу рассыпчатой и вкусной

Сколько калорий в морской капусте

Как вы понимаете значение слова подвиг

Воинская профессия. Артиллерист это кто. Воинская профессия Парадная форма артиллерии

Ассимиляция проблемного опыта

Почему назначают Курантил во время беременности?

Люди не осознают что их зомбируют. Зомбирование

«Вас зомбируют» — эту фразу в последнее время можно услышать чуть ли не на каждом углу. Причем каждый считает, что зомбируют только оппонентов. Но во время инфовойн «работа» проводится по всем фронтам. И это очень хорошо видно на примере информационной войны на Украине.


В прошлом человеку было необходимо жить в «стае», принимая ее правила, иначе он бы просто погиб. То, что этот закон действует и сегодня, доказывает известное исследование. В комнате сидят 6 человек — один испытуемый и пять «подсадных уток». На столе перед ними 6 фишек — 5 черных и 1 белая. Всем задают вопрос: «Какого цвета фишки?». Подговоренная «стая» утверждает, что все черные, и в 55% случаев испытуемые соглашаются с большинством. Конечно, внутри сомневаются, но тем не менее. Получается, половина из нас готова повторять то, что говорит их окружение — а это серьезная помощь организаторам "инфовойн".

ПОСЛУШНЫЕ

Тревожные события бьют в первую очередь по эмоциям. Погружаясь в них, мы автоматически проваливаемся в детские травмы. Помните родительский завет: «Слушайтесь старших»? Взрослые не забывают его, а лишь переносят ответственность за собственную жизнь с родителей на руководителей родного предприятия, города, страны. Скажет начальник: «Вам плохо, холодно, голодно, вас спасать надо», мы и верим, ведь с детства помним, что «батя всегда прав». Другого сценария просто нет — человек не умеет выживать, если никто не скажет как. Так что послушные дети строгих родителей, несмотря на возраст, тоже отлично поддаются зомбированию.


КАК ГЕРОЙ

Люди всегда стремятся быть героями и хотят быть на стороне сильных. Так что с появлением победителя большинство людей автоматически принимает его сторону, невзирая на моральный облик героя. Победителей ведь не судят. Логика проста: быть с героем — значит, самому быть героем. У этого триумфального шествия есть лишь одно «но»: побежденный, когда придет в себя, возьмет на вооружение модель поведения победителя. И все начнется сначала: пропаганда, стравливание идей и интересов, конфликты. Этой модели поведения много тысяч лет. А подражатели — третья категория, легко поддающаяся пропаганде.


СЛЕДЫ ПРОПАГАНДЫ

Во времена информационных войн необходимо учиться отличать правду от вымысла и знать тайные «крючки», на которые нас ловят знатоки психотехнологий. Основатель и директор тренинг-центра «Спикер» Наталья Лозийчук поясняет: «Люди ведутся прежде всего на две вещи — страхи и стереотипы (мышления и поведения). Поэтому, чтобы легче было воздействовать на человека, ему нужно отключить логику и включить эмоции: напугать, обидеть, похвалить, пообещать подарки — действовать можно по-разному».


КЛЮНУТЬ НА УЖАС

Для начала человеку сообщают жуткую историю о том, как «стадо людей Х издевалось над небольшой группой людей Y». После такого пассажа последующую информацию уже не аргументируют и не подтверждают фактами: картинка включила эмоцию и люди «клюнули» на «ужас».


ЗАЩИЩАТЬ МАЛЕНЬКИХ

Важно обращать внимание на речевой прием, который часто используется: неугодных обычно называют «стадом», а их действия «издевательством», при этом «свои» описываются и показываются в виде «небольшой группы». Здесь «вшит» определенный стереотип, активно формируемый у всех нас с детских лет: бить тех, кого по численности меньше, нехорошо, их нужно защищать.

Это нравственная норма для нашего общества — помогать слабым и тем, кто в бою оказался в меньшинстве. Кто нарушает этот закон, совершает неблагородный поступок и даже преступление. А если преступление, то за ним должно неуклонно (опять стереотип) следовать наказание. Вывод, к которому подводят: «людей Х следует наказать».


ОБОБЩЕНИЕ

Еще один манипулятивный трюк — сверхобобщение. В этом случае преступниками называют не только виновных в конкретных действиях, но также сочувствующих и не высказывающихся против.


ЛЕНИВЫЙ СЕКРЕТ

«Кто владеет информацией — тот владеет миром», особенно, если этот «кто-то» владеет информацией о мире, о людях и о главных чертах людей. Одна из таких черт — лень. Это еще одна «фишка», на которую делают ставку пропагандисты. Они знают, что проверять, сомневаться и анализировать информацию — это тяжелый труд, и чтобы выполнять его, нужно желание, терпение, усидчивость, а самое главное — развитое критическое мышление. Такой набор качеств есть не у всех, поэтому пропагандисты многое смело делают за слушателей и телезрителей сами. Так появляется конфетка, которую легко проглотить и невозможно выплюнуть.


НОН-СТОП

Главное в пропаганде — постоянство в поддержании главных, ключевых посланий. Причем они должны быть предельно четкими и простыми, направленными на определенные целевые аудитории слушателей и обязательно влияющие на их мотивы (потребности). Классический пример в этом смысле — ленинский посыл «Землю — крестьянам, заводы — рабочим».


ВЫПЛЫВАЙ ИЗ ИНФОХАОСА

Информационных монстров в современном мире огромное количество — будем учиться не поддаваться им.

«Для того, чтобы противостоять пропаганде, прежде всего следует признать: «Да, я могу быть жертвой влияния извне, — утверждает Наталья Лозийчук. - Это признание и есть первый шаг для противостояния внешнему воздействию. Однако очень многие не хотят с этим согласиться. «Как?! Я, такой образованный, начитанный, постоянно в курсе всех событий и новостей, — и могу быть какой-то жертвой? Это просто невозможно!» Такая эмоциональная реакция вполне объяснима нашими защитными механизмами: «Я — хороший, и плохим (жертвой) быть не могу!»

Также важно поискать ответы на следующие вопросы: Каковы цели человека (группы людей), который сообщает мне эту новость? Меня просто информируют или все-таки хотят повлиять на мое мнение? В чем меня хотят убедить? Насколько доказательно это все звучит? Чем это подкреплено? Какие средства для этого используют: слова, видеоряд, что-то другое? Какой реакции от меня ожидает говорящий, и действительно ли это то, чего я хочу?»


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

Кроме того, чтобы выудить правду из множества новостей и сообщений, необходимо знать еще несколько правил:

Проверять информацию, а на ту, которую проверять не собираетесь, не включаться эмоционально.

Всегда задавайте вопрос: «Нужна ли мне эта информация?» — и не спешите с ответом. Ищите другой взгляд на проблему, ведь однозначность суждений — первый признак того, что вы зомбированы. Услышав любую сплетню, спрашивайте себя: «А есть ли другое мнение по этому поводу?»

Искать «свой» выход. 70% людей принимают решения, выбирая из стандартных вариантов, даже не думая, что еще можно сделать в этой ситуации. Например: «Если начнется война, я пойду воевать и стану героем, или спрячусь в подвале и тогда выживу, но стану предателем». О том, что можно не пойти на войну и при этом не быть предателем, человек не думает, а ведь такой вариант существует (помощь в тылу, например).

Вот показательный пример промывки мозгов. В студии журналист, который, вроде, должен был потвердить наличие "внешнего врага" в виде России, начал говорить правду. Однако оголтелые фюреры внаглую продолжают сыпать ключевыми фразами-посылами "Аннексия", "Агрессия", "Русский спецназ", "Русские танки", "Внешний враг", "Нас завоёвывают и убивают" и т.д., и публика, вначале притихшая и начавшая осмысливать правду- вновь втягивается в водоворот лжи, лицемения и параллельной вселенной.

Страх убивает разум

Фрэнк Герберт, Дюна

Когда я училась в институте, нам говорили, что для эффективной пропаганды нужен личный контакт. Эмоции, как волны, передаются от человека к человеку — чисто физический процесс. Для телевидения, — говорили нам, — это не подойдет. Потому что перед экраном сидит лицо, и с ним нужно говорить логично. Теперь же мы знаем, что из телевизора можно зомбировать как одиночек, так и целые народы. Спасибо Путину-Киселеву. К добавляется новый пунтик: должен разбираться в политике.

Вам даже не обязательно смотреть телевизор. Главное попасть в информационное поле. Бабушка звонит по вечерам и пересказывает новости. Радио в машине, люди в маршрутке, коллеги на работе обсуждают международную обстановку. Отсюда и возникает стандартная реплика: Я телевизор не смотрю, но знаю, что в Киеве хунта убивает русскоговорящих!

Нельзя сказать, что зомбирование — это ноу-хау. Метод испытываемый не веками, а тысячелетиями. Деспотические государства, тоталитарные секты, мафия и преступные группировки, даже домашнее насилие построены на основе трех законов зомбирования. Алкоголиками и наркоманами тоже становятся люди, которые попадают под их действие.

Три этапа зомбирования людей

Первый этап. Это крючок, на который ловятся будущие зомби. Медиа манипулированию не поддаются только дети и душевнобольные. Это правда.

Как и то, что в тоталитарных сектах больше людей с высшим образованием. У них лучше развита фантазия и способность к абстрактному мышлению. В то же время жертвой становится человек, готовый им стать. Кто попадает в секты? Те, кто оказался в сложной ситуации. Развод, окончание института, увольнение с работы, возвращения из тюрьмы, переезд. Это люди в депрессии. Не знают, куда идти, что делать, где взять деньги, где найти квартиру. Старый мир закончился, нового еще нет.

Пройдет время, человек устроится на работу, женится, заработает. И в секту, тем более в преступную группировку не пойдет.

Дезориентированному и ненужному человеку очень приятно услышать: Ты особенный! Главное, не нужно на первых этапах прилагать усилия. Ты лучший, потому что таким родился. Мы русские с нами Бог! Группа, в которую ты попал, круг избранных. И ты тоже. Во внешнем мире ты никто. А здесь, внутри группы избран. Чай, печенье, наркотики — все для тебя! Это тешит самолюбие, уничтоженное сложной жизненной ситуацией. Избранность подчеркивают тайное знание, степени посвящения и ритуалы.

2 апреля 2008: члены секты Российская Истинно-Православная Церковь, вышли из своего хранения, где шесть недель ждали конца света.

Второй этап: зомбирование происходит двумя путями. С одной стороны, человек добровольно ограничивает общение с родственниками и друзьями, которые его не понимают. С другой стороны, манипулятор принудительно изолирует человека от окружения. Сначала незаметно, вызывая чувство вины. Почему ты не пришел на наше собрание? Света специально для тебя испекла печенье. Затем изоляция нарастает в виде рекомендаций не читать определенную литературу, не слушать музыку. Конечно, для блага нового адепта. Завершается погружение в секту или преступную группу прямым насилием и принуждением. Адепт теперь живет в закрытом доме, который по периметру охраняют автоматчики. Если это страна, то она закрывает границы и опускает железный занавес.

Если человек напуган, он теряет способность здраво рассуждать. Играют обычно на инстинктивных страхах, которые касаются здоровья, родных и детей. Дьявол! Педофилы! Гейропа! Они хотят забрать наших детей! Затрагивают образы, с которыми связана сильная эмоция: люди горят заживо, нацисты насилуют беременных женщин. Нагнетание страха сочетают с эйфорией. Ужасные новости — прекрасный концерт. Задача — так напугать человека внешним миром, чтобы даже не думал туда сунуться и проверить, действительно ли там едят детей.

Третий этап: Замораживаем новую личность. При условии, что жертва готова, манипуляция происходит очень быстро. Я знала субъекта, которого умудрились зазомбировать за неделю. Месяц вполне реально. Манипуляция может продолжаться бесконечно долго. На третьем этапе жертве дают новую цель и дело, ради которого он должен жить.

Берегите своих друзей и близких! Только вы можете уберечь их от подобных этапов….или вытащить их оттуда

Зомбирование - программа, внушаемая человеку, как себя вести и мыслить, лишающая человека самостоятельного мышления и свободы выбора. Если человек подвергся зомбированию, он не может изменить своё мнение по отношению к определённым вещам, а слушается чужого мнения. Зомбирование навязывает свои идеи, поэтому человек неспособен правильно мыслить и выражать свою точку зрения, а считает правильными идеи и мысли человека, который воспользовался зомбированием.

Зомбирование не происходит открыто, обычно используют способы энергетического и информационного воздействия. Иногда зомбирование происходит путём пропаганды. В нашей жизни с зомбированием сталкиваешься сплошь и рядом. С помощью разного вида методов человеку объясняют, рассказывают, а иногда и показывают идеи, уверяя в правильности и не давая шансов оспорить.

К сожалению, вида борьбы с зомбированием не существует на массовом уровне. С ним не справятся указы, оружие или лекарства. Они всегда будут присутствовать в нашем мире. Для того чтобы не поддаться зомбированию нужен хороший самоконтроль и сила духа. Очень часто зомбирование проявляется в следующих аспектах.

Нас с детства учат:

  • не показывать свои эмоции;
  • нам с детства навязывают, как нужно жить;
  • мир держат в страхе бандиты;
  • внешность решает все;
  • духовная истощённость;
  • чужое мнение имеет значение;
  • жить для кого-то;
  • подавление самого себя;
  • быть как все;
  • отсутствие счастья;
  • надо быть лучшим.

Цели зомбирования населения.


Главной целью зомбирования является замена у человека собственного мнения и навязать свои идеи, так чтобы человек не заметил подмены. Не все люди поддаются зомбированию в основном только те, кто не имеет собственного мнения и часто поступают как все. Человек, который привык жить самостоятельно, не поддаётся на этот приём.

Людей, не имеющих своего мнения, называют гипнабельными. Гипнабельность - способность человека ко всем видам внушения. Часто проблемы этого типа заложены в семье и начинаются ещё с детства. Сегодня зомбирование процветает, многим удобно, чтобы человек не выделялся из коллектива, которым в свою очередь, будут управлять. Группа лиц, подчиняющаяся одному человеку, довольно часто была подвержена зомбированию. К таким группам можно отнести секты и партии.

Программы зомбирования разнообразны и зависят от целей и приёмов воздействия. Довольно часто средства массовой информации рассказывают, как все хорошо, как все работаю другим на благо, таким методом воздействуя на человеческий мозг.
Секта - группа людей, не признающая церковь, решающая и проповедующая лишь свои интересы.
Особенности секты:

  • у секты всегда есть учение.
  • Делятся эти учения на два типа: для толпы и для избранных;
  • имеются свои книги, проповедующие учение, которые ни в коем случае нельзя осуждать или пытаться опровергнуть;
  • в начале каждого собрания проводят ритуал, который и является зомбированием; большое количество избранных, с ними нельзя спорить;
  • отрицание библии и смысла жизни.

К методам зомбирования относят: гипноз, внушение, тренинги, телепатия, магия, средства массовой информации, лекарственные препараты. Зомбирование может быть как краткосрочным и длится несколько минут, так и долгосрочным, на всю жизнь. Чем глубже в человека внедрили программу, тем активнее он будет её защищать, не всегда осознавая, что стал орудием в чужих руках. Люди, используя зомбирование, часто пользуются магией.

Как убрать зомбирование.

Перед тем как снять зомбирование, надо понять есть ли оно, какого вида и как давно появилось. Во время избавления от зомбирования , одержимости, злых духов, снимают порчу, убирают . Не каждый целитель может снять зомбирование. Только сильные и опытные целители на это способны.

После того как зомбирование сняли, целитель ставит защиту. Чтобы человек не подвергся ему в дальнейшем. Так как люди, которые провели зомбирование раз, будут стараться вернуть своего человека разными способами. Если к помощи специалиста обратиться не получилось, зомбирование можно изгнать молитвами и постом, духовной практикой.

Духовная практика - свет в душе человека. Если человек верит в добро, радуется жизни и любит окружающий мир. Свет в душе отгонит тьму далеко назад. Таким образом, человек в меньшей мере подвергается зомбированию. Зомбирование хорошо просматривается в ауре человека. Аура значительно темнеет местами. За счёт этого, человек перестаёт правильно мыслить и оценивать ситуацию.

Для того чтобы не поддаться зомбированию нужен хороший самоконтроль и сила духа. Начать очищать своё сознание, довольно сложный процесс. Постоянно могут появляться новые отговорки. А причина этого, заложенные в нас зомби - программы. И чем глубже они заложены, тем сложнее начать. Тем не менее повышая свою духовность, зомби-программы отступают.

https://сайт/wp-content/uploads/2017/04/maxresdefault-5-1024x640.jpg https://сайт/wp-content/uploads/2017/04/maxresdefault-5-150x150.jpg 2017-04-16T15:51:04+07:00 PsyPage Отражение Гипнабельность,духовная практика,зомбирование людей,одержимости,самоконтроль,сила духа Зомбирование людей. Зомбирование - программа, внушаемая человеку, как себя вести и мыслить, лишающая человека самостоятельного мышления и свободы выбора. Если человек подвергся зомбированию, он не может изменить своё мнение по отношению к определённым вещам, а слушается чужого мнения. Зомбирование навязывает свои идеи, поэтому человек неспособен правильно мыслить и выражать свою точку зрения,... PsyPage PsyPage [email protected] Author сайт

Чтобы подготовить человека к полному изменению личности, нужно «взорвать» ту реальность, в которой человек привык жить. Потеряв систему отсчета, объект утратит свои жизненные ориентиры. Когда рушатся представления человека о том, что есть реальность, отключаются и защитные механизмы его психики.

Разрушение реальности сознания может осуществляться по-разному. К примеру, для оказания мощного психологического воздействия человека можно дезориентировать физиологически: лишить сна, изменить рацион питания и распорядок приема пищи (в отдельных сектах последователей держат на питании с малым содержанием белков и значительным содержанием сахаров, их также могут принуждать к регулярным постам). Разрушению защитных механизмов психики способствует и отрыв человека от привычной обстановки, в частности, помещение в загородные «учебные центры».

Каждый испытывает растерянность и утрачивает привычные ориентиры, когда его бомбардируют противоречивой информацией. Так, «учитель» может заявлять: «Чем больше Вы надеетесь понять, что я говорю, тем меньше фактически Вы понимаете. Это ясно?». Пытаясь понять, в чем смысл того что он услышал, человек запутывается. Прочтя данный вопрос в книге пару раз, у читателя имеется возможность понять его. Но когда личность находится в ситуации постоянной контролируемой дезориентации, ее критические способности снижаются. Почувствовав растерянность, человек начинает сомневаться в себе, и это заставляет его искать опору в группе. Объекту кажется, что другие члены группы на происходящее реагируют нормально, и он также стремится скорее адаптироваться к ситуации. Чем меньше объект уверен в себе и своих взглядах, тем более восприимчив он к влиянию группы. Полагаясь на мнение окружения, объект проявляет групповой конформизм, и подчиняется правилам игры.

Внушаемость психики также можно повысить через сенсорную депривацию (помещение в абсолютно темную и звукоизолированную комнату) либо наоборот, перегрузку (скоростное бомбардирование потоками эмоционально выраженной информации, которую человек не в состоянии переварить, а потому перестает ее анализировать).

Для разрушения чувства реальности активно используются техники скрытого гипноза, к примеру, . Указанная техника навязывает подчинение правилам игры, сохраняя иллюзию свободы выбора. Так, лидер секты может сказать: «Тем, кто сомневается в истинности нашего учения, нужно знать, что такие сомнения закладываю в Вас именно я, для того, чтобы Вы поняли, что я – Ваш учитель». Вербовщик говорит очередной жертве: «Если ты осознаешь, что твоя жизнь складывается как-то не так, то, отказываясь от участия в семинаре, ты позволяешь этому разладу управлять тобой».

Повышению внушаемости также весьма способствуют отрабатываемые в группе медитации, различные исповеди, групповые молитвы, сеансы психодрамы, психогимнастики, танцы под ритмичную музыку, хоровое пение. На начальных стадиях такие сеансы вполне безобидны. Вместе с тем, по мере развития семинара либо тренинга, их интенсивность непрерывно растет. Они всегда проводятся в группе, что усиливает в участниках групповой конформизм, и лишает людей возможности уединиться и проанализировать ситуацию.

Когда жертвы психологически слабеют, начинается внушением им мыслей об их некомпетентности, замусоренности мозгов, порочности, духовном падении. Все проблемы человека, будь то сложности в семейной жизни, конфликты с начальством на работе, избыточный вес, используются для доказательства того, насколько человек слаб и порочен. В его сознание внедряются установки, что он сам виноват в том, что запутался в этой жизни, и без помощи секты самостоятельно ему уже не выпутаться. Для усиления эффекта может применяться публичное унижение человека перед группой.

Как только жертва сломлена, она готова к следующему этапу.

Этап № 2. Замена личности

Данный этап заключается в навязывании жертве новой личности (система представлений, поведенческие схемы, эмоциональные реакции), которой заполняется образовавшаяся пустота. Новая личность «надевается» во время постоянных семинаров, различных ритуалов, в ходе неформального общения с участниками группы, чтения литературы, прослушивания обучающих mp3 файлов и просмотра видео.

Обучающие семинары проводятся с использованием гипнотических приемов воздействия на человеческую психику, отключающих сознание (см. ). Монотонность речи, тихий убаюкивающий голос, регулярное повторение ключевых фраз, медленный темп речи вводят слушателей в состояние транса. Несмотря на то, что лекторы «критикуют» задремавших слушателей и заставляют их чувствовать себя виноватыми, фактически легкая дрема создается целенаправленно, поскольку навязываемые установки легче проникают в подсознание.

Неофитам рассказывают, что внешний мир безобразен и невежественен. Невежество людей связано с тем, что они даже не знают о новом «учении», которое может спасти мир. Слушателям внушают, что только их «старая» личность и рациональный ум тормозят их фантастический прорыв в будущее. Для этого необходимо лишь освободиться от устаревших представлений и поверить лидеру секты.
Поначалу данные призывы звучат сдержанно, но постепенно становятся все настойчивее. Материалы, на основе которых строится новая личность, выдается постепенно, что улучшает его усвоение. Людям рассказывают лишь то, что они в состоянии воспринимать на каждом этапе.

Эффективной техникой, ускоряющей замену личности, является демонстрация «духовного знания». Так, на этапе сбора информации осуществляется негласный сбор сведений личного характера о вербуемом. Затем, в необходимый момент, данная информация внезапно «всплывает» в сознании лидера, якобы в результате «духовное озарение». Подобный фокус укрепляет доверие человека к группе, которую возглавляет настолько духовно продвинутая личность.

Слушателей специально разделяют на небольшие группы. Тех, кто задает много вопросов, быстро изолируют от остальных. Сначала им пытаются «обломать рога», если же это не удается, просят покинуть группу.

Процесс замены личности часто включает в себя групповые сессии, на которых участники группы исповедуются в прошлых грехах и рассказывают истории о текущих успехах. Такие сессии, сплачивающие группу, одновременно обучают ее членов групповому конформизму. Используя метод кнута и пряника, группа осуждает или закрепляет мысли, поведение и эмоции ее участников.

Этап № 3. Замораживание новой личности

После того, как в сознание человека введена требуемая система убеждений, новой личности необходимо придать устойчивость. С этой целью, перед человеком ставится новая жизненная цель и дается новое дело.

Первая и основная задача «нового человека» состоит в том, чтобы отказаться от «прежней личности», которой приписываются всевозможные грехи и пороки. Эффективно отдаляют от прошлого и одновременно укрепляют чувство принадлежности к секте исповеди, в ходе которых воспоминания новообращенного целенаправленно искажаются, а полученный им в прошлом положительный опыт, нивелируется.
На данном этапе основным методом подачи информации является подражание. Новичков попарно объединяют с опытными сектантами, которые должны восприниматься ими как образец поведения. Такой принцип, с одной стороны, льстит эго «ветеранов» и заставляет их всегда быть на высоте, с другой же стороны – у новичка пробуждается желание в будущем самому стать образцом для подражания.

Укреплению новой личности способствует наделение новобранца новым именем, смена одежды, прически, языка общения (использование в секте особой терминологии для обозначения тех или иных явлений).

На неофита зачастую оказывают сильное психологическое воздействие, вынуждая его отдать секте все свои денежные сбережения и имущество, что способствует обогащению группы и формирует материальную зависимость от нее ее членов.

Каждого новичка стремятся как можно скорее подключить к вербовочной работе. Исследования в области социальной психологии свидетельствуют, что ничто так сильно не укрепляет человека в собственных убеждениях, как попытка навязать их другим людям. Своего рода это является образцом самовнушением.

В отдельных группах самофинансирование происходит за счет торговли. Когда последователи бегают под проливным дождем, продавая по диким ценам букетики на улице, они действительно начинают верить, что делают святое дело, что еще больше привязывает их к группе.
Со временем членам секты доверяют обучение новичков. Таким образом, жертва сама становится палачом, увековечивая систему организации.

Лучшие обманы - те, при которых вы
как бы предоставляете другому человеку выбор:
у ваших жертв возникает иллюзия свободы выбора,
а на самом деле они лишь марионетки
.

Роберт Грин

5.1. Сущность и современное состояние манипуляции сознанием и поведением людей

Термин манипулирование происходит от латинского manipulare и означает в буквальном переводе управление. Первоначально он употреблялся в положительном смысле, означал сложные виды действий, выполняемых руками, - управление рычагами, обращение с предметами, требующими сноровки и мастерства, а затем и как управление людьми, осуществляемое со знанием дела и пользой для него.

В социальном контексте это понятие стало употребляться с негативным оттенком. В обыденной речи оно используется для обозначения действий, содержащих скрытый умысел и наносящих ущерб тем, против кого они направлены.

Родственный термин манипуляция Оксфордский словарь английского языка трактует с некоторым пренебрежительным подтекстом как акт влияния на людей или управления ими с определенной ловкостью, скрытой их обработкой.

Считается, что изначально этим понятием обозначались действия фокусников, работающих только руками, без использования сложных приспособлений (фокусник-манипулятор). Своих эффектов фокусник-манипулятор добивается, используя психологические стереотипы зрителей, отвлекая, перемещая и концентрируя их внимание, действуя на воображение, создавая иллюзии восприятия. Искусство этих артистов основано, прежде всего, на знании психологии человека.

В русском языке в социальном (не техническом) контексте смысл терминов манипулирование и манипуляция обычно считается аналогичным тому, что мы вкладываем в слова обман, обольщение, одурачивание и т. п.

«Вид управления, при котором манипулятор относится к другим как к вещам, применяя при этом маску и различные изощренные трюки » (Э. Шостром).

«Вид воздействия, при котором прибегают не к средствам принуждения, а к убеждению, основанному на предумышленном обмане » (Л. Войтасик).

«Отношение к другому как к средству, объекту, орудию » (В. Сагатовский).

«Стремление приспособить сознание людей к интересам господствующей элиты » (Б. Бессонов).

«Управление мышлением и чувствами, исключающее осмысленную жизнь. Полная унификация духа, превращающая человека в управляемый извне объект » (Б. Бессонов).

«Вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий » (Е. Доценко).

«Господство над духовным состоянием, управление изменением внутреннего мира человека » (Д. Волкогонов).

«Система способов … духовно-идеологического воздействия с целью подчинения людей определенным ценностям и образу жизни .» (Энциклопедический словарь).

Анализ приведенных определений позволяет выделить специфические признаки манипуляции. Для нее, прежде всего, характерно:

Направленное воздействие на психику человека - его мышление, чувства, волю, сознание в целом;

Отношение манипулятора к другому человеку (группе людей) как к средству достижения собственных целей;

Скрытый характер воздействия (как самого факта воздействия, так и его направленности);

Стремление выработать у человека нужные манипулятору потребности, побудить к принятию определенных жизненных ценностей и к определенным практическим действиям;

Наличие возможности последующего управления внутренним миром и поведением человека;

Воздействие на человека вопреки существующему у него в данный момент желанию.

Манипуляция - это процесс, имеющий определенную временную протяженность и отдельные этапы.

Подготовительный этап связан с определением цели и объекта манипуляции, изучением психологических особенностей объекта и выбор наиболее действенных для него стимулов и приманок, выстраивание общего сценария (технологии) манипуляции.

Этап практической реализации предполагает установление контакта с адресатом и применение стимулов (методов, средств, уловок), побуждающих его к нужным действиям. Для определения действий на этом этапе применяется термин «программирование», или психологическое программирование человека. Оно может быть позитивным, конструктивным и негативным.

Цель программирования психики - сознательное и планомерное формирование определенных индивидуальных качеств человека, предопределяющих его поведение в тех или иных ситуациях. И в этом смысле оно стоит в одном ряду не только с манипулированием, но и с обучением, воспитанием, социализацией индивида. Его можно рассматривать как составную часть всего процесса формирования личности.

Специфическими признаками программирования, отличающими его от традиционных воспитательных приемов, являются высокий уровень осознанности и целенаправленности воздействия на психику, а также его оснащенность новейшими методами и технологиями.

Осознанное применение искаженной информации, ее препарирование «в интересах дела», а также скрытность воздействия и его обращенность не только к сознанию, но и, главным образом, к бессознательным уровням психики ставят программирование в один ряд с манипуляцией, политическим обманом. Однако манипуляция - более узкий вид воздействия. Она оперирует уже имеющимися у человека потребностями, ценностными ориентировками, привычками и, особенно, его слабостями. Процедура программирования психики здесь не требуется и не входит в процесс управления человеком.

Пример такой манипуляции образно показан И. Крыловым в басне «Ворона и Лисица». Лиса-плутовка использует уже имеющееся у вороны честолюбие и лишь разжигает это чувство с помощью лести: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! …Какие перышки! Какой носок!» В ответ на лестные слова вороне надлежит выполнить безобидную просьбу - спеть. Как тут устоять честолюбивой вороне!

Примерно по такому же сценарию происходит манипуляция сознанием в многочисленных случаях на улицах городов, когда мошенник путем обольщения, иногда с добавлением элементов внушения принуждает людей (в основном, женщин и детей) добровольно отдавать деньги, ценности, имеющиеся не только при себе, но и в квартирах. Для достижения целей манипуляции формирования новых личностных качеств у ее объекта здесь не требуется.

Уровни манипуляции. С учетом масштаба и целей можно выделить два вида манипулирования человеком: простое (тактическое) и сложное (стратегическое).

Первое из них носит ситуативный характер и реализуется посредством одной-двух операций в ограниченном временном интервале. Такое воздействие непосредственно направлено на получение конкретного результата.

Сложное манипулирование осуществляется через систему операций, последовательных ходов, объединенных в рамках тщательно разработанной и подчиненной единой цели программы. Оно опирается на глубокое изучение и, как правило, длительную обработку объекта манипуляции различными средствами и методами манипулятивной технологии.

По используемым методам манипуляция может быть мягкой и жесткой .

При мягкой обработке в основном применяются методы вербального характера: логические доводы, убеждение, апелляция к опыту других людей, лесть, обман, особым образом спланированная подача информации, специальные игры и беседы, внушение и т. п.

Методы жесткого воздействия обращены к глубинным уровням психики человека, его психофизиологии. В этом случае используются нейролингвистическое программирование (НЛП), дианетические приемы кодирования психики, наркотические средства и химические препараты, энергоинформационные (психотронные) средства, принуждающий тренинг бихевиористского (поведенческого: от англ. behaviour - поведение) толка с его требованием действовать только по принципу «стимул—реакция».

Значительную часть таких методов принято считать «грязными», то есть выходящими не только за рамки морали, но и закона. Результатом жесткого воздействия может стать так называемое зомбирование , ведущее к серьезным нарушениям в эмоционально-волевой сфере человека, его мышлении, способности к самоконтролю.

По итогам анализа манипуляцию можно определить как процесс воздействия на психику с использованием различных специфических методов и средств, осуществляемый скрытно и имеющий своей задачей изменить мнение, намерение, цель действий, внутреннее состояние или практическое поведение человека (или группы людей) в нужном манипулятору направлении.

Практика манипулирования сознанием и поведением людей восходит к глубокой древности и сопровождает человечество на всех этапах его истории, составляя фактически главную, сущностную, особенность отношения цивилизации, в том числе современной, к человеку.

В настоящее время хорошо известны древние методы зомбирования людей, применяемые культом Вуду и гаитянскими колдунами. Этнологи, изучавшие эти методы, пришли к выводу, что процесс модификации психики осуществляется с использованием сильных токсических веществ, образующих так называемый «порошок зомби». В его состав входит высушенная и истертая рыба фугу, а также активные вещества, получаемые от жабы Bufo marinus, желчный пузырь мертвого мула или человека, некоторые растения. Главным действующим компонентом «порошка зомби» является яд тетрадотоксин.

После применения порошка возникает чувство эйфории, покалывание в конечностях, затем наступает паралич, дыхание перестает определяться, сердце почти останавливается, и человек переходит в состояние, подобное клинической смерти (способное обмануть даже опытного врача). Однако если доза порошка выверена точно, человек не умирает, но в его мозгу происходят необратимые изменения - он теряет волю, разум и становится послушным орудием.

В практике Вуду есть два уровня зомбирования :

низшая, грубая, степень зомбирования - это существование тела с практически «мертвым» мозгом. Такие зомби могут только тупо выполнять команды и не способны к осмысленным действиям;

более тонкая степень зомбирования отличается тем, что зомби выглядит вполне по-человечески, может реагировать на боль, контролирует поведение и мысли, но лишен эмоциональной сферы. Он тоже ориентируется лишь на приказы хозяина, однако, в отличие от глубоких зомби, способен самостоятельно планировать свои действия для наилучшего достижения цели.

В своем развитии мир прошел через практику обращения человека в раба, феодальное закабаление людей, их церковную унификацию, в том числе с помощью методов инквизиции. Но только в ХХ веке человечество узнало, что такое тотальное насилие над сознанием и поведением людей. Этот век (на фоне научно-технического прогресса и нарастания демократических преобразований в общественной жизни) превзошел все другие эпохи человеческой истории в своем стремлении поставить под полный контроль мысли, потребности и практические действия человека.

Задачу «улучшения» человека через манипуляцию его сознанием пытались практически решить марксисты всех разновидностей, национал-социалисты, многочисленные диктаторские режимы, тоталитарные секты, религиозные фундаменталисты. Именно в этом столетии мир узнал, что такое японские камикадзе, исламские шахиды, готовые к самопожертвованию солдаты, фанатики всех мастей - идеологические, религиозные, националистические, классовые и даже футбольные.

ХХ век по разнообразию методов, использованных для манипулирования внутренней жизнью человека, стал, безусловно, наиболее заметным в истории человечества, значительно обойдя в этом отношении средние века и эпоху «святой инквизиции». Апробацию прошли самые различные приемы и средства приведения людей к «единому знаменателю» - от социальной демагогии до концентрационных лагерей, от психотерапии до психотропных препаратов.

Наиболее показательным примером использования тотального насилия ради установления нужного порядка во внутреннем мире человека оказался метод концентрационных лагерей. Здесь имеет место совсем не то, что было при крепостном праве или рабстве. Обе эти системы насилия сложились стихийно и были вполне естественными для своего времени.

Концлагерь же есть искусственно созданная, спланированная по целям и методам система подавления человеческого в человеке, его перерождения в нечто механическое.

Этот эксперимент чрезвычайно показателен в своей завершенности. У него нет внешних, словесных прикрас в виде призывов к свободе, равенству, братству, соблюдению прав человека, здесь в полной наготе видится то, что, по сути, заложено в любой идее овладения душевной жизнью человека, создания из него идеального члена той или иной социальной системы.

Что представляет собой «идеальный заключенный»? Автор многих публикаций по вопросам психологии лагерной жизни М. Максимов описывает вложенный в это понятие замысел следующим образом. Когда человеку дают команду, то между ее получением и началом исполнения есть хотя бы небольшой временной зазор - время на обработку команды внутри человека.

Так вот, у «идеального заключенного» этого зазора нет. Команда мгновенно проваливается в исполнительные органы. Обработки внутри не происходит, потому что «нутра» - нет. У этого существа (назвать его человеком уже трудно) нет внутреннего содержания - разума, души и всего того, что призвано принимать решения.

Оно похоже на модель, управляемую по радио: один человек переключает кнопки на пульте управления - и тысячи, миллионы «идеальных заключенных» выполняют нужные действия. Задачей гитлеровских концлагерей поначалу и было научиться превращать за три года нормального здорового человека в «идеального заключенного», а затем этот опыт использовать для формирования миллионов «идеальных людей».

Какими методами решалась задача? В их основе - тотальный страх, боль, неопределенность, бессмысленность, доведенные до неукоснительной, абсолютной системы. Заключенным не позволялось ни о чем думать, они не должны были понимать смысл происходящего. Например, при загрузке песком вагона, им вдруг приказывали оставить лопаты и бросать песок только руками или выполнять бессмысленные упражнения: «Встать! Лечь! Встать! Лечь!».

«Идеальный заключенный» не должен иметь возможности планировать свое поведение хотя бы на час вперед, распределять силы, самостоятельно оценивать ситуацию. Он должен быть окончательно и бесповоротно убежден: от меня ничего не зависит. Все осмысленные действия заменяются реакциями на приказ. В предельном варианте реализуется бихевиористская идея манипулированного поведения по принципу «стимул—реакция».

Концлагерь, прежде всего, направлен против духа человека, его внутреннего мира, он имеет целью сломать и подавить в человеке все то, что не поддается другим методам, довести его до животного состояния и даже до состояния вещи, добиться, чтобы не духовная, а материальная сущность управляла его поведением. По мнению французского философа А. Камю, система концлагерей позволяла осуществлять на практике «диалектический переход от управления личностями к управлению вещами, поставив личность на место вещи».

Однако идея, заложенная в концлагерях, тоже не состоялась. Некоторую часть заключенных удалось довести до «идеального» состояния. Но все они очень быстро погибали - получалось нежизнеспособное существо, лишенное внутреннего содержания, ходячий труп. Как пишет Максимов, к 1942 г. стало ясно, что программа перевоспитания в лагерях не дает результата, и с этого времени рабочие лагеря в Германии стали постепенно превращаться в лагеря уничтожения. А новые уже сразу строились как лагеря смерти.

И пусть не кажется происходившее в концлагерях чем-то бесконечно далеким от реальной жизни. Бывшие узники в один голос говорят: концлагерь - «микрокосмическое отражение мира людей вообще» (В. Франкл); «лагерь - не противопоставление, а слепок нашей жизни, сгусток тех же ее законов» (В. Шаламов). В обычной жизни происходит все то же самое, только методическое оснащение работы иное - преобладают экономические, идеологические, националистические или религиозные формы воздействия на людей. Педагогика концентрационных лагерей - апофеоз общей тенденции ХХ века по созданию полностью манипулируемого человека.

Эта же задача настойчиво решается и сегодня. Так называемое гражданское общество западных стран несравнимо глубже влияет на формирование психики человека, чем любая тоталитарная система. Шаблоны поведения, обусловленные мнением элиты и волей окружающего большинства, быстрее приобретают внутреннюю обязательность, заставляют неукоснительно следовать предлагаемой системе отношений.

А в этой системе тоже все строго предопределено гласными и негласными правилами, требованиями имиджа, принадлежностью к тому или иному слою населения. Человек постоянно находится под давлением страха отстать от своего круга, выбиться из колеи, опуститься до автомобиля или магазина другого класса, до журнала, собеседника или клуба иного уровня.

Критикуя американского психолога-бихевиориста Б. Скиннера, основного теоретика превращения человеческого поведения в полностью манипулируемое, один из крупнейших мыслителей ХХ века Л. Берталанфи писал: «Расширяющаяся экономика «общества изобилия» не может существовать без подобной манипуляции. Только при все большем манипулятивном превращении людей в скиннеровских крыс, роботов, торгующих автоматов. может это великое общество прогрессировать к все возрастающему национальному продукту ». В течение века менялись формы воздействия, их словесное прикрытие, но цель переделки человека под вещь (или робота) оставалась неизменной.

Принято считать, что разные социальные системы стремятся создать разные типы людей, каждая «строит» человека под себя, видит собственный идеал. Но в своей сути идеал везде видится одинаковым. Это - послушное, управляемое существо, знающее общие правила поведения и действующее, в том числе инициативно, лишь в их пределах; кроме того, имеющее потребность славословить хозяина, благодарить его за счастливую жизнь.

На практике любое общество стремится «держать человека в выгодном для себя состоянии безликости » (А. Швейцер). Различается только «метафизическое обоснование рабства» (Н. А. Бердяев). И всегда такого рода усилия прикрываются обращениями к «достоинству» человека, словами об «интересах самого человека», о стремлении сделать его жизнь более благополучной.

Вступление человечества к концу ХХ века в информационную стадию развития существенно расширило возможности получения нужных результатов в деле управления индивидуальной психикой и психологией больших масс людей. В работу по программированию психики включились новые науки (кибернетика, информатика, генетика) и технологии (электронные СМИ, глобальные информационные сети, в первую очередь Интернет как «мировая паутина» - для человека - в буквальном смысле).

Установки манипуляторов те же: сделать поведение людей более стабильным, неконфликтным, хорошо поддающимся контролю и управлению. Переход к глобальному обществу позволил только придать информационно-психологическому воздействию и использованию психологических манипуляций всеобщий, почти вселенский характер.

Особенно преуспели в этом средства массовой информации. Сегодня по их шаблонам люди высказывают «свое» мнение, спорят друг с другом. По их рецептам определяют отношение к политическим партиям и общественным лидерам, воспитывают детей, одеваются, лечатся, худеют, выбирают покупки и «идолов» для подражания, влюбляются, занимаются сексом. Заметна программирующая роль СМИ и во время выборов, когда, главным образом, они подводят наивного избирателя к мысли, что только предлагаемый кандидат лучше всего защитит его права. При этом избиратель остается в святом убеждении, что выбор он сделал самостоятельно.

Во все времена каждый, кто пытался переделать человека, приспособить к своим требованиям, искал пути к овладению его душой. К душе рвутся, хотят заполучить власть над нею все - от гаитянских колдунов (или Мефистофеля у Гёте) до современных последователей Рона Хаббарда.

Известно, что Сталин активно поощрял работу так называемых «инженеров человеческих душ». Уже в те времена говорили о возможности создания новой отрасли науки - «душевной инженерии». С этой же целью в секретных лабораториях Гитлера изучались возможности языческих ритуалов, буддийских мантр, опыта оккультных сект, особых рунических табличек, на которых якобы рукой дьявола было начертано некое знание. Философ Мераб Мамардашвили назвал идею модификации человека «одной из самых трагических и глупых идей ХХ века».

Вроде бы нынче нет того, что проделывали с людьми маги и гаитянские колдуны. Однако с младенчества и до самой смерти мы тоже подвергаемся разным типам зомбирования. Этот процесс принято называть социальным программированием , или социализацией, социальной адаптацией.

Цель же любого социального программирования не отличается от цели магов Вуду: создать послушный человеческий экземпляр, которым легко управлять. Причем, в отличие от гаитянского, наш зомби убежден, что действует по собственной воле и все мысли принадлежат ему самому. Именно такой тип манипуляции человеческим сознанием заложен в современной системе воспитания и обучения, деятельности различных коллективов, фирм, общественных организаций и государственных образований в целом, независимо от степени их цивилизованности. В любой структуре зомбированный под ее требования человек делает не то, что ему выгодно или приятно, а то, что выгодно фирме, коллективу, партии, государству.

Уже не кажется преувеличением описанный известным американским публицистом и психотерапевтом Э. Шостромом в книге «Анти-Карнеги, или человек-манипулятор» инструктаж опытным мексиканцем своих земляков, впервые выезжающих в США: «Американцы - прекраснейшие люди, но есть один момент, который их задевает. Вы не должны говорить им, что они трупы ».

По мнению Э. Шострома, здесь - предельно точное определение «болезни» современного человека (не только американца). Он - мертв; он - кукла, и его поведение действительно очень похоже на «поведение» зомбированного трупа. У него серьезные трудности с эмоциями, сменой переживаний, способностью жить и реагировать на происходящее по принципу «здесь и теперь», менять решения и вдруг, неожиданно даже для себя, без всякого расчета, ставить свое «хотение» превыше всего.

«Мертвым душам» (отнюдь не по Гоголю) не знакомы искренние переживания. Рыночные отношения требуют: никаких чувств, только дело.

Процесс манипулирования начинается с первых шагов ребенка, его наставляют, «вводят в рамки», призывают к повиновению, контролируют, наказывают, требуют: «ты должен», «ты обязан». Даже знание оказывается в этом процессе обоюдоострым оружием.

С одной стороны, оно помогает человеку приспособиться к определенному виду деятельности и образу жизни; с другой - делает его привязанным к этому знанию и даже подчиненным ему. Иногда не столько человек овладевает знанием, сколько знание овладевает человеком. Хорошо воспитанный и обученный ребенок - это уже социально управляемый индивид. Дальше с ним работать намного проще, он прошел первый и самый важный этап в деле снижения уровня внушаемости. Так что подготовку к будущим манипуляциям проводят сами родители, заинтересованные в благополучии своего чада.

Такого рода манипулирование не связано с неблаговидными целями. Более того, оно исходит из добрых побуждений. Однако и у добрых побуждений есть второе дно. Не случайно говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад. И в данном случае, помогая ребенку адаптироваться к условиям жизни, родители и учителя, не желая того, одновременно снижают порог его внушаемости, делают более подверженным любой манипуляции в будущем.

С таким манипулированием мы сталкиваемся в жизни постоянно. И уже как бы смирились с ним. Гораздо хуже, когда бытовое манипулирование перерастает в целенаправленное зомбирование с использованием более жестких средств и методов, например, психотропных препаратов и специальных технологий. Их цель - выключить самоконтроль и способность к сопротивлению и, следовательно, открыть путь к овладению психикой человека. Это облегчает ее последующее программирование любыми, специально подобранными для конкретного человека или группы людей, методами - от убеждения и внушения до нейролингвистического программирования.

Сегодня все чаще появляются сообщения о людях с полностью утраченной памятью («человек без прошлого») и как бы выключенным сознанием. Внутренняя пустота делает их идеальными исполнителями команд любого «хозяина».

Конечная цель интенсивного манипулирования психикой людей в современном мире состоит в том, чтобы незаметно подвести человечество к новому обществу, в котором есть управляющее меньшинство и управляемое большинство. Люди, в одинаковой степени самостоятельные в своих решениях, для нового миропорядка не пригодны. Меньшинство—это «золотой миллиард», «интернациональное братство богатых и очень богатых людей» (П. И. Одинцов), которым необходима только стабильность.

Задача большинства - быть управляемым и не омрачать своими действиями жизнь тех, кто принадлежит к «золотому миллиарду». Взгляд управляющего меньшинства на большинство людей определил еще Наполеон: у народа есть единственная обязанность - быть управляемым. Популярные слова о демократии как власти народа, власти большинства - красивая легенда, часто весьма далекая от того, что происходит в реальной жизни.

Защитные действия

Учащимся, подросткам необходимо вновь и вновь показывать, что манипуляция их сознанием может осуществляться не только через реализацию глобальных проектов, специальных научных методов и технических средств, перед которыми человек беззащитен. В значительно большей степени она оказывается результатом того, что происходит с ними ежедневно, и что мы не расцениваем как манипуляцию. Программирование и зомбирование начинается и в обычных жизненных ситуациях. И особенно эффективно оно осуществляется в детстве и подростковом возрасте, на фоне формирования человеческой психики и ее высокой пластичности.

Чтобы, по возможности, избежать манипулирования (зомбирования), подростку необходимо знать и уметь выявлять основные признаки внушенного извне (значит, утратившего естественность) поведения, уметь оценивать по ним свои действия. Вот некоторые явные признаки того, что молодой человек подвергся информационной манипуляции или запрограммирован и находится на пути к состоянию социального зомби :

Он бесповоротно одержим каким-либо желанием, связанным, например, с приобретением престижной вещи, стремлением всеми доступными средствами «делать деньги», добиваться лидерства в коллективе или выглядеть эффектнее других внешне;

Круг основных интересов его узок, неоригинален, почти полностью подобен общепринятым в данной среде шаблонам;

Он готов бездумно повторять в кругу друзей как «последнюю истину» то, что услышал в телепередаче, от знакомых или прочитал на рекламном щите;

Почти утрачена способность переживать за других людей, сострадать им, а понятия «душевность», «сердечность», «справедливость» стали для него пустыми звуками;

Налицо боязнь ответственности за свои решения и действия и готовность обвинять всех и каждого в совершенных ошибках, утрачена способность сомневаться, чувствовать свою вину в случившемся;

Защищая свое мнение, он готов лгать, изворачиваться, извращать факты или, напротив, бездумно, не приводя аргументов, при первых возражениях оппонентов отказаться от собственного утверждения;

Потеряло остроту чувство любви к близким, способность получать наслаждение от общения с природой, искусством, людьми, осталось желание, например, часами сидеть у компьютера или игрового автомата;

В его суждениях и убеждениях много фанатизма и нетерпимости к другим мнениям, растет желание активно участвовать в деятельности объединений «фанатов» того или иного толка;

Проявляется феномен «туннельного» отношения к жизни - он видит и слышит в ней лишь то, что хочет видеть и слышать.

Во-первых, нужно знать и уметь распознавать цели, методы и средства манипулирования сознанием и уметь контролировать степень своей зависимости от внешних воздействий (например, по указанным выше признакам) каждый день и в каждой из жизненных ситуаций. Это достигается тренингом и обсуждением примеров и ситуативных задач.

Во-вторых, в любой пламенной речи, тексте, рекламе лучше «пропускать мимо ушей» красивые фразы, обороты, сравнения и стараться ухватить только главный довод. Что же вам предлагают и куда так настойчиво зовут? Нет ли более адекватной, безопасной или интересной альтернативы этой идее? Стоит включить здравый смысл, и окажется, что альтернатива всегда есть. Хотя и здравый смысл надо уметь ставить под сомнение. Ведь он - тоже хорошо усвоенная программа.

В-третьих, освобождению сознания от однобокой зависимости, его раскрепощению могут способствовать творческое отношение к жизни, участие в делах, требующих нестандартного мышления и оригинальных решений, наконец, постоянный интерес ко всему новому, неожиданному, приобщенность и любовь к искусству, природе, науке.

В-четвертых, надо поменьше бывать в зоне контакта с теми субъектами, которые способны вами манипулировать. Не следует уповать на свою устойчивость - речи нынешних манипуляторов очень убедительны. Для противостояния им хорош «метод Одиссея». Помните? Чтобы не попасть под чары пения сирен, он членам команды своего корабля залепил уши воском, а себя приказал привязать к мачте. Только поэтому путешественники избежали зомбирования пением сирен и не погибли. Можно использовать один из этих приемов, если не хватает силы воли для того, чтобы ограничить, например, время сидения перед телевизором или компьютером.

В-пятых, можно использовать такой простой прием, как временный уход из зоны действия внушения. Оцените ситуацию со стороны, подумайте, успокойтесь. Возникшее вначале очарование пропадет, и дальнейшие стадии манипуляции могут показаться даже странными.

С этой же целью, если есть возможность, полезно прервать словоизлияния манипулятора вопросами, нарушающими его сценарий. Перерыв или хотя бы временная смена стиля отношений всегда действуют отрезвляюще. Еще более полезен прием защиты, сформулированный народной мудростью: «Утро вечера мудренее». Отложите окончательный вывод об услышанном или увиденном до утра, и подумайте о нем «на свежую голову».

Государство нередко является участником процесса манипуляции сознанием и поведением своих граждан в контексте общих задач и принципов. Однако нынче и оно стремится защитить людей от нарастающего использования «жестких» методов и средств информационного воздействия на их психику.

***


Из книги В. Петрова „Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие” .

Вам также будет интересно:

Презентация:
Обязательный минимум знаний при подготовке к ОГЭ по химии Периодическая система Д.И....
Мыть полы во. К чему снится мыть полы. Полный сонник Новой Эры
Обыденные дела, вроде влажной уборки, часто являются частью снов, и нередко на такие...
Представляем мясо по-новому: учимся готовить ромштекс из говядины Как вкусно приготовить ромштекс из говядины
Классический ромштекс – это кусок, вырезанный из толстого или тонкого края, филея или верха...
Лазанья с говядиной и тортильями
Лазанья с говядиной – это очень вкусное блюдо, которое часто сравнивают с мясной...
Чечевица с рисом: рецепты и особенности приготовления
Что такое чечевица? Чечевица - это однолетнее культурное растение, которое принадлежит к...